Известные личности херсонщины. Летчик-космонавт ссср герой советского союза виталий жолобов: "возможен ли секс в космосе? а почему нет? во всяком случае, тренировки на земле продолжаются" А что такое группа Терешковой

21.04.2012 07:30

5 октября 2011 года в Киеве презентована автобиографическая книга летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта авиации Виталия ЖОЛОБОВА «Звезда по имени судьба».




Это событие приурочено к ежегодной Всемирной неделе космоса, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН, и Дню открытия космической эры на Земле. Книга повествует о полете в космос, который состоялся летом 1976 года и длился 49 суток. Автор вспоминает о встречах с легендарными космонавтами - Гагариным, Леоновым, Поповичем, - о событиях, впечатлениях - с раннего детства и до наших дней.

Виталий Жолобов - наш земляк, живет и работает в Киеве. Активный общественный деятель - действующий президент Аэрокосмического общества Украины и председатель Всеукраинского объединения «Слава», которое объединяет Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда и Героев Украины. В прошлом - глава Херсонской областной государственной администрации, участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, долгое время работал на Севере.

Над книгой Виталий Жолобов трудился более года. Воспоминания, описанные в очерках и новеллах, которые по аналогии с кинематографом названы стоп-кадрами, позволяют прочувствовать дух эпохи начала и развития освоения космоса. Это воспоминания о детстве и юности в украинском селе и в азербайджанской столице. Захватывающие дух приключения в экзотических странах. Размышления о наших днях, которые заставляют читателя задуматься.

«Мои друзья сетуют, что маленькую книгу написал. В беседах я им больше рассказывал, - признался автор. - Я никогда не вел дневников, поскольку, скажу откровенно, суеверен. Возможно, если бы были системные записи, книга получилась бы другой. А так - что вспомнилось, о том и поведал. Эта книга - о людях, с которыми мне посчастливилось встретиться, о жизни, о том, как она менялась, и, конечно, о космосе».

Презентация автобиографической книги космонавта собрала в теплой обстановке друзей и коллег автора, ветеранов и нынешних работников космической отрасли. Среди них - представители Государственного космического агентства Украины, Национальной академии наук Украины, Аэрокосмического общества Украины, Конструкторского бюро «Южное» имени Михаила Янгеля, Национального авиационного университета, Национального технического университета «КПИ», Житомирского музея космонавтики имени Сергея Королева и многие другие.

Книга вышла тиражом 1000 экземпляров и в ближайшее время появится на полках книжных магазинов.

Часть тиража передана во все научно-технические и центральные областные библиотеки Украины, а также библиотеки вузов, которые готовят специалистов аэрокосмических, инженерных, исторических специальностей.

Отзывы о книге
ГУСТАВ ВОДИЧКА, писатель:
«Космонавт видел Землю издалека, и ступает по ней аккуратно. Он чувствует жизнь тоньше, потому что знает ей цену. Судьба космонавта - это праведная жертва для всех, кто живет на Земле. Эта книга - маленький памятник большому нравственному подвигу».

ЭДУАРД КУЗНЕЦОВ , почетный работник и ветеран космической отрасли Украины, советник Государственного космического агентства Украины:
«Читал книгу с большим интересом. Не только потому, что сам многие годы связан с космонавтикой и знаком с автором лично. Повествование «Звезда по имени судьба» - волнующее. Постоянно хотелось узнать, что будет дальше. И было жаль, когда книга закончилась.

Космические исследования, как проходили эксперименты и наблюдения в космосе, Виталий Михайлович отобразил логично и доступно для широкого круга читателей. Я надеюсь, что эта книга найдет своего вдумчивого читателя».

Максим Луцкий, первый проректор Национального авиационного университета, профессор:
«Это уникальное издание о судьбе космонавта, покорении человечеством безграничного космического пространства. Жизнь и учеба каждого из десятков тысяч студентов и преподавателей Национального авиационного университета связана с авиацией и космосом. Я буду рекомендовать им прочитать эту книгу. Это своеобразное введение в специальность. Книга приоткрывает таинственный занавес, за которым реальная, полная загадок, интересная жизнь космонавта».

Биографическая справка
Жолобов Виталий Михайлович

Летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза. Генерал-лейтенант авиации.
Родился 18 июня 1937 года в селе Збурьевка Голопристанского района Херсонской области. Окончил среднюю школу №164 г. Баку (1954), Азербайджанский институт нефти и химии (1959), заочно Военно-политическую академию им. В.И. Ленина (1974).

Совершил космический полет в качестве бортинженера космического корабля «Союз-21» и военной орбитальной станции «Алмаз» («Салют-5») по программе первой экспедиции (6 июля - 24 августа 1976 года).

После полета в Центре подготовки космонавтов командовал группой слушателей-космонавтов, в составе которой был будущий первый космонавт Украины Леонид Каденюк.

Ликвидатор аварии на Чернобыльской атомной электростанции (1986). В 1987 году избирался депутатом городского совета народных депутатов г. Киева.

3 июля 1994 года по июнь 1996 года возглавлял Херсонский областной совет народных депутатов, с июля 1995 года по июнь 1996 года руководил Херсонской областной государственной администрацией.

Заместитель генерального директора Национального космического агентства Украины (1996-1997). Председатель Всеукраинской общественной организации «Слава» (с 1999). Президент Аэрокосмического общества Украины (с 2002).

Почетный гражданин поселка Голая Пристань и городов Херсона, Тернополя, Калуги, Гагарина, Байконура, Прокопьевска.

> > > Жолобов Виталий Михайлович

Жолобов Виталий Михайлович (1937- гг.)

Краткая биография:

Космонавт СССР: №35;
Космонавт мира: №78;
Число полетов: 1;
Продолжительность : 9 суток 06 часов 23 минуты 32 секунды;

Виталий Жолобов – 35-й советский космонавт и герой СССР: биография с фото, космос, личная жизнь, знаменательные даты, первый полет, Союз, работа с Волыновым.

Появился на свет 18 июня 1937 года в маленьком селе Старая Збурьевка в Херсонской области (тогда СССР). Через многие годы непосильного труда мужчина станет 35 космонавтом Советского Союза и 78 в мире. Виталий Михайлович будет в открытом космосе всего однажды и пробудет там 49 суток. Но это потом....

Окончив 10 классов азербайджанской школы № 164 в городе Баку, в 1954 году молодой парень поступает институт нефти и химии им.Азизбекова, который отмечен Азербайджанским орденом Трудового Красного Знамени.

Через 5 лет, в 1959 году, он получает диплом инженера-электрика.

В 1974 году мужчина получает еще один диплом, на этот раз - офицера с высшим образованием военно-политического направления.

Космос

Виталий Жолобов в 1962 прошел медицинскую комиссию и в тот же год получает официальное разрешение летать. 8 января 1963 года решением мандатной комиссии Виталий Михайлович был зачислен в состав рядов космонавтов.

Целых пять лет из 1966 по 1971 год мужчина стажировался в отряде «Алмаз».

Следующие пару лет мужчина работал на благо Родины с Борисом Волыновым, он проходил стажировку на воздушном судне ОПС-101-2 в ранге бортинженера второго (дублирующего) экипажа 1-й экспедиции.

На протяжении следующего года Виталий Жолобов готовился к полету на ОПС-103 уже будучи бортинженером основного экипажа по программе 1-й экспедиции. Был дублером бортинженера космического корабля «Союз-14», 3 июля 1974 года, во время его старта.

С начала июля и по конец августа 1976 года Виталий Жолобов провел бортинженером на корабле «Союз-21» рука об руку с Борисом Волыновым. В космосе мужчина имел позывной «Байкал-2».

В открытом космосе мужчина провел чуть больше 49 суток, их экспедиция была досрочно прекращена из за неполадок на станции.

Личная жизнь

Жолобов Михаил Гаврилович – отец, капитан бакинского парохода «КАСПАР», умер в 1993 году.

Жолобова Анастасия Васильевна – мать, домохозяйка, умерла в 1998 году.

Жолобова (в девичестве Тучкова) Лилия Ивановна – первая жена, космонавт с ней развелся. Женщина была сотрудником ЦНИИ-30, сейчас на пенсии. В браке родилась дочь.

Жолобова Елена Витальевна – дочь от первого брака, 1962 года рождения. Сейчас женщина замужем за британским космонавтом Тимоти Мейсом.

Жолобова (в девичестве Андриец) Татьяна Ильинична –вторая жена, в браке с ней у мужчины также есть дочь. Была сотрудником «Холмогорнефть» который расположен в Тюменской области.

Жолобова Анастасия Витальевна – дочь от второго брака, 1982 года рождения.

Увлечение

Свой досуг космонавт в отставке любит проводить разнообразно. Круг его увлечений очень широк это: рыбалка и музыка, автомобили и авиаспорт. Но охота на дичь занимает первое место среди всех излюбленных им занятий.

ЖОЛОБОВ ВИТАЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ

Жолобов Виталий Михайлович родился 18 июня 1937 года в с. Старая Збурьевка Голопристанского района. Детские годы прошли в Азербайджане, где закончил институт нефти и химии.
В 1963 году Жолобова В. М. зачислено в отряд космонавтов. В 1974 году он закончил Военно-политическую академию. Летчик-космонавт полковник Жолобов осуществил космический полет в 1976 году на орбитальной научной станции „Салют - 5” и транспортном корабле „Союз - 21” вместе с Б. Волыновым. Полет длился 49 суток и 6 часов 23 минуты 32 секунды.
В 1981 году по собственной инициативе оставил отряд космонавтов и переехал в Украину. С 1983 г. работал заместителем генерального директора научно-производственного объединения "Маяк" в Киеве. В.М. Желобов - ликвидатор на ЧАЭС. На протяжении 2 наиболее страшных месяцев занимался эвакуацией людей и уникального оборудования с г. Припять.
С 1990 г. - заведующий кафедрой аэрокосмологии и геодезии ИПК Мингеологии СССР в Киеве. Заместитель председателя оргкомитета "Колокола Чернобыля". Организовывал ряд значительных международных акций по социальной защите пострадавших от аварии на ЧАЭС.
В 1993 г. - инициатор создания Херсонского фонда "Космонавт Юрий Гагарин" для помощи и социальной защиты инвалидов, малообеспеченных, воинов-афганцев, пострадавших от аварии на ЧАЭС.
Академик, действительный член Транспортной академии Украины. Почетный гражданин Херсона и Голой Пристани.
В 1994 - 1996 годах Жолобов Виталий Михайлович - председатель Херсонского областного Совета народных депутатов, в 1995 - 1996 - председатель Херсонской областной госадминистрации.
Почетные звания: Герой Советского Союза (1976), летчик - космонавт СССР (1976), заслуженный мастер спорта СССР (1976).

Космонавты Б.В.Волинов и В.М.Жолобов после возвращения на Землю.

" src="images/gallery/krai/small/2/1619-J19a8b.jpg" data-image="images/gallery/krai/big/2/1619-J19a8b.jpg" data-description="">Летчики-космонавты СССР дважды Герой Советского Союза Б.В.Волинов и Герой Советского Союза В.М.Жолобов на паруснике ">" src="images/gallery/krai/small/2/1619-X1Bjb4.jpg" data-image="images/gallery/krai/big/2/1619-X1Bjb4.jpg" data-description=""/>

Прерванный полет

(Борис Волынов / Виталий Жолобов)

В начале июля в очередной полет отправились два советских космонавта: Борис Волынов и Виталий Жолобов. Однако этому полету суждено будет стать одним из самых скандальных за всю историю, поскольку космонавты не смогут найти взаимопонимания друг с другом и их полет будет прерван раньше срока (им предстояло пробыть на орбите еще две недели).

Между тем еще до запуска нашлись скептики из числа работников Центра управлением полетами, которые предрекли полету печальную участь. Правда, этим скептикам никто не поверил, поскольку их выводы базировались на… суеверии. По их мнению, полет ждала неудача из-за того, что один из космонавтов – Жолобов – впервые летит в космос с усами. Ерунда вроде бы, однако…

Космонавты вернулись 24 августа 1976 года в 21.33 по московскому времени. В газетах, естественно, не было ни слова про то, что полет прекратился раньше срока, поэтому о случившемся знал только узкий круг избранных лиц. Один из них – А. Елисеев – так описывает закулисье тех событий:

«Недели за две до запланированного окончания полета мы получаем экстренный вызов в Центр управления для досрочного возвращения экипажа. Волынов как командир корабля потребовал немедленного спуска в связи с тем, что у Жолобова резко ухудшилось состояние здоровья. По его словам, Жолобов был бледен, слаб, выглядел как тяжело больной человек, и состояние его быстро ухудшалось. Жолобов подтверждал свое плохое самочувствие и необходимость срочной посадки. Тревожное сообщение с борта выбило всех из колеи. Медицинские параметры обоих космонавтов находились в норме, и у врачей не было формальных оснований для беспокойства. С Борисом Волыновым решил доверительно переговорить Герман Титов – второй космонавт планеты. Германа все, безусловно, уважали, и мы надеялись, что ему удастся узнать какие-то детали. Но зря. Борис лишь добавил, что у него тоже сильно болит голова, и повторил, что состояние Жолобова совсем плохое. Полет был прекращен.

К удивлению группы встречающих, оба космонавта сразу после посадки выглядели вполне здоровыми. После возвращения в Москву специалисты попросили их объяснить, что же произошло. Оба сказали, что в станции появился сильный запах азотной кислоты и находиться там стало невозможно. Очень странное заявление. Азотная кислота на станции действительно была – она использовалась в качестве окислителя в двигательной установке, но попасть в жилой отсек не могла. Баки с топливом находились в вакууме, снаружи герметического корпуса станции. Поскольку оба космонавта настаивали на наличии запаха кислоты, следующая экспедиция полетела на станцию с противогазами и большим набором реагентов, позволяющих провести объективный анализ химического состава атмосферы жилого отсека. При анализе отклонений от нормы обнаружено не было. Космонавты, проведшие этот анализ, после снятия противогазов посторонних запахов не почувствовали. Спрашивается, что же случилось в предыдущем полете? Никакая гипотеза, кроме психологического расстройства, объяснения происшедшему не давала…»

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Владимир, или Прерванный полет автора Влади Марина

Марина Влади ВЛАДИМИР, или Прерванный полет Маме, Тане, Бернару, Жан-Марку, Минде, Игорьку, Андрею и Симоне… У Володи было много друзей. Одни встречались с ним каждый день, другим лишь удавалось иногда попасть на его концерты, третьи только слушали магнитофонные записи. Но

автора Калашников Максим

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ 1. О ЦЕННОСТИ ИМПЕРСКОЙ МОЩИ И АТОМНО - РАКЕТНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА. ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ «УРАГАННЫХ ПТИЦ». ЛЮФТВАФФЕ 1946 ГОДА И УРОКИ, НАМИ ИЗВЛЕЧЕННЫЕ. «Вы - немец от головы до ног, бронированная пехота, производитель машин, у вас и нервы, я

Из книги Сломанный меч Империи автора Калашников Максим

ГЛАВА 14 ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ «ОРЛАНОВ». РУССКИЕ КРЕЙСЕРЫ - ТЯЖЕЛЫЕ, АТОМНЫЕ, РАКЕТНЫЕ… 1 Мы создаем эту книгу не как плач по потерянному величию. Хотя можем исписать десятки страниц, изображая нынешнее (писано в 1996-м) состояние того, что некогда было флотом великой

Из книги Столетняя война автора Фавье Жан

Из книги Вся правда об Украине [Кому выгоден раскол страны?] автора Прокопенко Игорь Станиславович

Виталий Кличко У еще одного лидера Евромайдана, знаменитого боксера и руководителя партии «Удар» Виталия Кличко, в отличие от его коллеги и соперника Тягнибока, уже есть квартира в Киеве. Трехуровневые апартаменты депутата площадью 225 квадратных метров выполнены в

автора Раззаков Федор

Неистовый Борис (Борис Андреев) Популярный киноактер Борис Андреев стал известен широкому зрителю с конца 30-х годов. И практически сразу он стал героем ряда громких скандалов, которые были широко известны в народе не благодаря СМИ (те в советские годы подобные события

Из книги Скандалы советской эпохи автора Раззаков Федор

Прерванный показ (Марк Донской) В 1965 году кинорежиссер Марк Донской приступил к съемкам первого фильма дилогии о матери В. Ленина «Сердце матери». Во время съемок на площадке находилась еще одна съемочная группа – она снимала документальный фильм о самом Марке Донском.

Из книги КГБ – ЦРУ: Кто сильнее? автора Атаманенко Игорь Григорьевич

Глава первая Прерванный полёт Шпионские акции ЦРУ в советском воздушном пространствеСчёт сбитым иностранным самолётам советской ПВО был открыт 16 июня и 13 июля 1952 года шведскими самолётами-разведчиками PBY Catalina и DC-3. Это вынудило США и их союзников изменить тактику.С 1954

Из книги 100 знаменитых катастроф автора Скляренко Валентина Марковна

ПОЛЕТ, ПРЕРВАННЫЙ УКРАИНСКОЙ РАКЕТОЙ Катастрофа пассажирского самолета Ту-154, совершавшего 1 октября 2001 года полет Тель-Авив-Новосибирск, шокировала весь мир. Авиалайнер, все системы которого работают без сбоя, без видимой причины взрывается и падает в море. Диверсия?

Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 1 (от КГБ СССР до МБ РФ) автора Стригин Евгений Михайлович

Прилуков Виталий Михайлович Биографическая справка: Виталий Михайлович Прилуков родился в 1937 году. Образование высшее, окончил Пермский авиационный техникум, Пермский политехнический институт.В 1969–1972 годы - заместитель начальника, начальник сборочного цеха

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

21. Знаменитый «античный» полет Икара - это полет воздухоплавателя Никиты, сына Трофимова, при царе Иване Грозном = Нероне 21.1. «Античные» Дедал и Икар Все мы знаем «древнейшую» легенду о гибели Икара. Он поднялся в воздух на искусственных крыльях, но упал и утонул, рис. 2.19

Из книги Секретные операции ХХ века: Из истории спецслужб автора Бирюк Владимир Сергеевич

Прерванный «Полет» C июля 1956 г. по май 1960 г. Президент США Дуайт Эйзенхауэр лично отдавал секретные приказы на каждый полет разведывательных самолетов У-2 в глубь России и следил за выполнением задания, в том числе и за полетом 9 апреля 1960 г., когда разведчик прошел над

Из книги Оборона полуострова Ханко автора Чернышев Александр Алексеевич

Из книги Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава автора Цветков Сергей Эдуардович

Прерванный поход Подробности похода 944 г. известны только по летописному сказанию. Вероятно, Игорь со своей дружиной отправился из восточного Крыма к дунайскому устью, встретившись здесь с посаженным в ладьи ополчением Киевской земли и подоспевшими печенегами. Повесть

Из книги Мифы и факты русской истории [От лихолетья Смуты до империи Петра I] автора Резников Кирилл Юрьевич

4.2. ПРЕРВАННЫЙ ПУТЬ МОСКОВСКОЙ РУСИ - ТРАГЕДИЯ ИЛИ БЛАГО? Хвала Петру I. О старой, допетровской России до сих пор ведется спор: нуждалась ли она в реформах Петра I, сломавших прежний ход жизни? Была ли Россия конца XVII в. настолько безнадежно отсталой, что спасти её могла лишь

Из книги Лесной: исчезнувший мир. Очерки петербургского предместья автора Коллектив авторов

Виталий В конце 1935 года маленькое, но сразу же очень лучезарное солнышко появилось и у нас – родился мой брат Виталий. Вместе с ним пришло какое-то иное ощущение себя в этом мире, словно оно получило свое продолжение в пространстве и новую, какую-то двойственную, основу.

Порядковый номер 78 - (35)

Количество полетов - 1

Продолжительность полета - 49 суток 06 часов 23 минуты 32 секунды.

Статус - летчик-космонавт СССР, 2-й набор ВВС

Дата и место рождения:
Родился 18 июня 1937 года в селе Старая Збурьевка Голопристанского района Херсонской области, УССР.

Образование и научные звания:
В 1954 году окончил 10 классов средней школы №164 города Баку.
В 1959 году окончил механический факультет отделения «Автоматика и телемеханика» Азербайджанского ордена Трудового Красного Знамени института нефти и химии им.Азизбекова. Получил диплом по специальности «Автоматические, телемеханические и электроизмерительные приборы и устройства» и квалификацию «инженер-электрик».
29 июля 1974 года окончил заочное отделении Военно-политической орденов Ленина и Октябрьской Революции Краснознаменной академии им.В.И.Ленина по специальности «Военно-политическая авиация». Получил квалификацию «офицер с высшим военно-политическим образованием».

Профессиональная деятельность:
С 1 апреля 1983 по февраль 1987 года работал помощником генерального директора НПО «Маяк» в Киеве по гражданской обороне, начальник штаба гражданской обороны НИИ электромеханических приборов. В 1986 году в течение двух месяцев занимался эвакуацией людей и оборудования из города Припяти. Ликвидатор аварии на Чернобыльской атомной электростанции (АЭС).
В феврале 1987 года перевелся в Ноябрьский комплексный научно-исследовательский отдел на должность заведующего лабораторией наклонного бурения комплексного научно-исследовательского отдела для обеспечения работ в объединении «Ноябрьскнефтегаз» в городе Ноябрьск Тюменской области, а 21 февраля 1987 года был переведен в Управление «Запсибнефтегеофизика». 21 августа 1987 года был назначен начальником организованной им Ноябрьской аэрокосмогеологической партии по поиску полезных ископаемых.
С 1990 по январь 1991 года работал заведующим кафедрой аэрокосмогеологии и геодезии, а со 2 января 1991 - заведующим кафедрой геодезии и картографии аэрокосмогеологических исследований филиала Института повышения квалификации (ИПК) Мингеологии СССР в Киеве. 1 января 1992 года филиал ИПК был преобразован в Институт менеджмента, бизнеса и переподготовки кадров Госкомитета Украины по геологии и использованию недр. 31 декабря 1992 года был уволен по собственному желанию.
Со 2 января по 1 ноября 1993 года работал председателем спорткомитета в инновационном объединении «Мираж».
12 июня 1996 по 4 февраля 1997 года работал заместителем Генерального директора Национального космического агентства Украины (НКАУ).
1 августа 1997 по 31 июля 1998 года работал заместителем директора ООО «Таврия-Импэкс ЛТД».
С 1 ноября 1998 года работал заместителем генерального директора ТОО «Калита».
С 11 апреля 2002 года является президентом Аэрокосмического товарищества Украины.

Воинская служба:
1 июля 1959 года был призван на действительную воинскую службу и зачислен в распоряжение начальника в/ч 15644 (на полигоне Капустин Яр).
С 15 августа 1959 года служил начальником машины отделения РУД инженерно-испытательной команды в/ч 31935 (на полигоне Капустин Яр)
С 11 января 1960 года служил инженером-испытателем 3-го отдела в/ч 15646 (на полигоне Капустин Яр)
7 января 1981 года приказом Главкома ВВС был уволен из Вооруженных Сил по состоянию здоровья.

Воинское звание:
Инженер-лейтенант (05.05.1959).
Старший инженер-лейтенант (14.06.1962).
Инженер-капитан (15.09.1964).
Инженер-майор (11.04.1967).
Инженер-подполковник (01.12.1969), с 03.12.1971 - подполковник-инженер.
Полковник-инженер (29.08.1976), с 07.01.1981 - полковник запаса.

Служба в отряде космонавтов и ЦПК:
23 января 1965 года был назначен на должность космонавта 2-го отряда (военные космические программы).
30 апреля 1969 года был назначен космонавтом 2-го отдела 1-го управления 1-го НИИ ЦПК.
30 марта 1976 года был назначен космонавтом группы КЛА специального назначения.
25 января 1978 года был назначен инструктором-космонавтом, командиром группы слушателей-космонавтов.
7 января 1981 года приказом Главкома ВВС был уволен из Вооруженных Сил и отчислен из отряда космонавтов по состоянию здоровья. Исключен из списков части 31 января 1981 года.

Космическая подготовка:
В 1962 году прошел медицинское обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале (ЦВНИАГ) и в ноябре получил допуск Центральной врачебно-летной комиссии (ЦВЛК). 8 января 1963 года на заседании мандатной комиссии был рекомендован к зачислению в отряд космонавтов. Приказом Главкома ВВС №14 от 10 января 1963 года был зачислен в ЦПК в качестве слушателя-космонавта.
С января 1963 по январь 1965 года проходил общекосмическую подготовку (ОКП). 13 января 1965 года после сдачи экзаменов по ОКП получил квалификацию «космонавт ВВС». 23 января 1965 года был назначен на должность космонавта 2-го отряда (военные космические программы).

С сентября 1966 по 1971 года проходил подготовку по программе «Алмаз» в составе группы космонавтов.

С ноября 1971 по апрель 1972 года проходил подготовку в условном экипаже вместе с Виктором Горбатко .

С 11 сентября 1972 по февраль 1973 года проходил подготовку к полету на ОПС-101 «Алмаз» («Салют-2») в качестве бортинженера второго (дублирующего) экипажа по программе 1-й экспедиции, вместе с Борисом Волыновым . Полет был отменен из-за разгерметизации ОПС «Алмаз» на орбите в апреле 1973 года.

С 13 августа 1973 по июнь 1974 года проходил подготовку к полету ОПС-101-2 «Алмаз» («Салют-3») в качестве бортинженера второго (дублирующего) экипажа 1-й экспедиции, вместе с Борисом Волыновым . Во время старта КК «Союз-14» 3 июля 1974 года был дублером бортинженера корабля.

С января 1975 по июнь 1976 года проходил подготовку к полету на ОПС-103 «Алмаз» («Салют-5») в качестве бортинженера основного экипажа по программе 1-й экспедиции, вместе с Борисом Волыновым .
Первый полет

С 6 июля по 24 августа 1976 года в качестве бортинженера корабля «Союз-21» и 1-й основной экспедиции (ЭО-1) на ОПС «Алмаз» («Салют-5»), вместе с Б.Волыновым .

Из-за возникших на станции проблем полет был прекращен досрочно.

Позывной: «Байкал-2».

Продолжительность полета составила 49 суток 06 часов 23 минуты 32 секунды.

Общественно-политическая деятельность:
В 1993 году был инициатором создания и стал председателем Херсонского фонда «Космонавт Гагарин» по социальной защите инвалидов, малообеспеченных, воинов-афганцев и пострадавших от аварии на ЧАЭС.
Со 12 июля 1994 по 7 июня 1996 года работал головой (руководителем) Херсонской областной Рады народных депутатов.
С 11 июля 1995 года был головой Херсонской областной государственной администрации.
Является президентом Всеукраинского Объединения «Слава», созданного под патронажем Государственного комитета связи и информации (объединяет Героев Советского Союза, Героев Социалистического труда, полных кавалеров орденов Славы и членов их семей).

Академические степени:
С 22 апреля 1994 года является академиком Транспортной академии Украины.

Почетные звания:
Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября 1976 года).
Летчик-космонавт СССР (01.09.1976).
Заслуженный мастер спорта СССР (17.09.1976).
Государственный деятель 1-го ранга (Украина, 05.10.1994).

Классность:
Инструктор парашютно-десантной подготовки (ПДП) (18.01.1966).
Космонавт 3-го класса (31.08.1976).

Награды:
Награждён медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орденом Ленина (01.09.1976), медалью «За освоение целинных земель» (1976), медалью «За отличие в охране государственной границы» (1977) и 8-ю юбилейными медалями.
Награжден медалью «За заслуги в освоении космоса» (Указ Президента РФ №436 от 12 апреля 2011 года).
Награжден Орденом «За заслуги» III ст. (Указ Президента Украины №322/2008 от 11 апреля 2008 года).

Семейное положение
Отец - Жолобов Михаил Гаврилович, (1905 - 25.08.1993), капитан пароходства «КАСПАР» в Баку.
Мать - Жолобова Анастасия Васильевна, (1908 - 10.09.1998), домохозяйка.
Брат - Жолобов Валентин Михайлович, 1935 г.р., инженер завода «СК» в Сумгаите, на пенсии.
Жена (бывшая) - Жолобова (Тучкова) Лилия Ивановна, 1936 г.р., работала инженером в ЦНИИ-30.
Дочь - Жолобова Елена Витальевна, 1962 г.р., была замужем за космонавтом Тимоти Мейсом (Великобритания).
Жена - Жолобова (Андриец) Татьяна Ильинична, род. 28.03.1952, работала социологом нефтегазодобывающего управления «Холмогорнефть» в городе Ноябрьск Тюменской области.
Дочь - Жолобова Анастасия Витальевна, род. 13.05.1982.

Увлечения
Рыбалка, охота, музыка, книги, автомобиль, авиаспорт.