Что мы знаем о языке. Что мы знаем о русском языке

Что мы знаем о русском языке

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

учителя русского языка

Бухановой А.М.

МБОУ «СОШ №19 им.Л.А.Попугаевой»

г.Удачный РС (Я)


Четвёртое сентября. Классная работа. Что мы знаем о русском языке.


Современный русский литературный язык – это язык нормированный.

Произношение слов, выбор слов и употребление грамматических форм, построение предложений в литературном языке подчиняются определённым правилам, или нормам.


Основные нормы литературного языка определил говор Москвы.

В 17-18 веках Москва стала политическим, экономическим и культурным центром страны.

Для московского говора характерно слияние двух основных наречий нашего языка: северного (напр.: взрывной [Г] и твёрдый [Т] в окончаниях 3 лица глаголов) и южного (аканье).


Работа с учебником:

стр.6, упр.6

(1 –устно; 2 – письменно).


Русский язык – это национальный язык русского народа, язык русской нации.

Славянская группа языков:

  • восточнославянские языки (русский, украинский, белорусский);
  • западнославянские языки (польский, чешский, словацкий, кашубский, лужицкий);
  • южнославянские языки (болгарский, македонский, сербский, хорватский, словенский).

Русский язык – язык межнационального общения.

На территории Российской Федерации русский язык, родной язык русского народа, является государственным языком.


Русский язык – один из 6 мировых языков.

Языки мира:

Английский;

Испанский;

Французский;

Португальский;

Китайский;

Русский.

  • - английский; - испанский; - французский; - португальский; - китайский; - русский.
  • - английский; - испанский; - французский; - португальский; - китайский; - русский.

Русский язык – один из богатых языков мира.

Богатство и выразительность русского языка отмечали многие деятели культуры.

Работа с учебником :

стр.6, упр.7.


А.И.Куприн : «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

Л.В.Щерба : «Каждый язык отражает культуру того народа, который на нём говорит».


Домашнее задание:

Упр. 7 – 1 текст наизусть;

ЗСП-3 на стр.7 – письменно.

Всё ли мы знаем о русском языке?

Большинство слов с буквой Ф в русском языке — заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с этой буквой — флот.

· В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы Й. Но большинство из нас помнит лишь йод, йога и Йошкар-Олу.

· В русском языке есть слова на Ы. Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.

· Единственные слова в русском языке с тремя буквами Е подряд — это длинношеее (и прочие на - шеее: например, криво-, коротко-).

· В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- — закоулок.

· Единственное слово русского языка, которое не имеет корня, — вынуть. Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем - им- (вын-им-ать). Раньше, примерно до XVII века, этот глагол выглядел как вынять, и в нем был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср. снимать, обнимать, понимать), однако впоследствии корень - ня- был переосмыслен как суффикс - ну- (как в сунуть, дунуть).

· В русском языке есть слова с уникальными для языка приставками и- (итог, итого) и а- (авось; устар. «а вось не повезет»), образовавшимися от союзов и и а.

· Слова бык и пчела — однокоренные. В произведениях древнерусской литературы слово пчела писалось как бъчела. Чередование гласных ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука u. Если вспомнить диалектный глагол бучать, имеющий значения «реветь», «гудеть», «жужжать» и этимологически родственный словам пчела, букашка и бык, то становится ясным, каково же было общее значение этих слов.

· Даль предлагал заменить иностранное слово атмосфера на русские колоземица или мироколица.

· До XIV века на Руси все неприличные слова назывались «нелепыми глаголами».

· В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым длинным словом русского языка названо рентгеноэлектрокардиографического, в издании 2003 года — превысокомногорассмотрительствующий.

· В Грамматическом словаре русского языка А. А. Зализняка издания 2003 года самая длинная (в буквах) нарицательная лексема в словарной форме — это прилагательное частнопредпринимательский. Состоит из 25 букв.

· Самые длинные глаголы — переосвидетельствоваться, субстанционализироваться и интернационализироваться (все — 24 буквы; словоформы -ующимися и -вшись — по 25 букв).

· Самые длинные существительные — человеконенавистничество и высокопревосходительство (по 24 буквы; словоформы -ами — по 26 букв, впрочем, человеконенавистничество практически не употребляется во мн. ч.).

· Самые длинные одушевленные существительные — одиннадцатиклассница и делопроизводительница (по 21 букве, словоформы -ами — по 23 буквы).

· Самое длинное наречие, фиксируемое словарем, — неудовлетворительно (19 букв). Впрочем, надо учесть, что от подавляющего большинства качественных прилагательных на -ый / -ий образуются наречия на -о / -е, далеко не всегда фиксируемые словарем.

· Самое длинное междометие, включенное в Грамматический словарь, — физкульт-привет (15 или 14 букв в зависимости от статуса дефиса).

· Слово соответственно является самым длинным предлогом. Оно состоит из 14 букв. Самая длинная частица исключительно — на букву короче.

· В русском языке есть так называемые недостаточные глаголы. Иногда у глагола нет какой-либо формы, и это обусловлено законами благозвучия. Например: победить. Он победит, ты победишь, я... победю? побежу? побежду? Филологи предлагают использовать заменяющие конструкции «я одержу победу» или «стану победителем». Поскольку форма 1-го лица единственного числа отсутствует, глагол является «недостаточным».

Цели урока

обучающие: объяснить учащимся, что русский язык – один из развитых языков мира, богатый и выразительный; наша задача – беречь его; дать представление о языке как развивающемся явлении, о разных формах его существования, о происхождении родного языка, его месте среди других языков.

развивающие : дать понятие о месте русского языка среди других славянских языков; учить сопоставлять языковые явления и делать выводы.

воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку, формируя патриотическое отношение к языку, чувство гордости за родной язык и осознание его величия и могущества; расширить кругозор учащихся представлениями о связи слова с материальной культурой и духовной жизнью человека.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (слово учителя, работа с учебником, упражнения).

Технологии обучения

Здоровьесбережение;

Проблемного обучения;

Развивающего обучения;

Поэтапного формирования умственных действий

Метапредметные связи: литература.

Метапредметные умения: развитие монологической речи, работа с информационными источниками (словари, справочники); навыки аналитической работы с текстом; умение сопоставлять и сравнивать.

Оборудование: учебник, медиапроектор, компьютер, шаблоны солнышка, презентация.

План проведения урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Проблемное объяснение нового знания.
  4. Первичное закрепление.
  5. Итог урока (рефлексия).
  6. Домашнее задание

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I .Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа:

Добрый день, ребята! На столах у вас солнышко, дорисуйте серединку, отразите свое настроение. Пожалуйста, поднимите. Как много улыбок засветилось. Спасибо!

Улыбнитесь друг другу.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Поднимают солнышко и демонстрируют своё настроение.

Личностные УУД:

Коммуникативные УУД : взаимодействие с учителем.

Регулятивные УУД : прогнозирование – предположение результата и уровня усвоения материала.

II .Актуализация знаний.

Цель этапа:

Интрига

Подытожим, для чего же человеку нужен язык?

  1. Язык позволяет людям думать

Без языка, без слов, без предложений думать нельзя. «А как же скажете вы, - немые? Разве они не думают?».

Объявление темы урока. Запишем тему, классную работу, эпиграф.

Обращается к термину «эпиграф» (фраза перед произведением,

Дают ответ

Самая большая ценность народа-его язык.

Язык, на котором он пишет,

говорит, думает.

Д. С. Лихачев.

Личностные : приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные : при необходимости отстаи­вают свою точку.

III .Проблемное объяснение нового знания.

Цель этапа:

III. Беседа о русском языке.

– Народы мира говорят на сотнях языков. Какие языки вам известны?

На Земле насчитывается белее 2 тысяч языков.

На 40 наиболее распространённых языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли.

Работа с учебником Упражнение 6. Выводы.

Все языки отличаются друг от друга.

Ближайшими братьями русского языка являются украинский и белорусский языки.

Русский язык – это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Писатель К. Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, отмечал, что «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

Как понимаете смысл высказывания?

Работа с учебником. Упражнение 7

К слову нужно относиться бережно. Поэт В. Шефнер писал:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки́ за собой повести.

– Как вы понимаете эти слова?

– А вот как выразил эту мысль народ в пословицах и поговорках о языке (2–3 пословицы записываются в тетради):

Человеческое слово стрелы острее.

Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.

На великое дело – великое слово.

Язык мал, а великим делом ворочает.

Хорошую речь хорошо и слушать.

Ласковое слово и кость ломит.

Учитель. А вы когда-нибудь задумывались о том, как возник язык?

– Более полную и систематизированную информацию по проблеме происхождения языка нам представят учащиеся, которые самостоятельно подготовили сообщения, предварительно проведя «научные изыскания».

Н а д о с к е записаны вопросы, которые облегчат учащимся восприятие материала сообщений и помогут следить за содержанием и последовательностью изложения для последующей краткой информации или пересказа.

Обращаю внимание детей на эти вопросы:

1. Гипотезы происхождения человеческого языка, известные вам.

2. Почему теория общественного происхождения языка получила наибольшее признание? Кто является ее автором?

3. Каковы условия происхождения языка?

Подведем итог

Физминутка.

Дают ответы

Делают вывод

Учащиеся дают ответы

Пословицы

Приводят примеры, раскрывают смысл пословиц.

Выполняют несложные физические упражнения на снятие усталости в мышцах спины, рук и ног, а также упражнения на снятие напряжения в мышцах глаза.

Личностные : принимают и осваивают социаль­ные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.

Регулятивные : в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят спо­собы выхода из этой ситуации.

Познавательные : самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

IV .Первичное закрепление.

Цель этапа:

V. Работа по учебнику.

3. Выполнение упражнения ЗСП-3.

2) Игра «Кто подберет больше однокоренных слов?».

Объясняют значение слова.

Дети анализируют, сопоставляют фонетические и орфографические особенности близкородственных языков.

Проверяют и оценивают.

Учащиеся переписывают слова без ошибок, воспроизводя обозначение морфем, ударений, прочитывают (сначала вслух по очереди, потом каждый про себя), сопоставляя значение, строение и правописание каждого слова.

Учащиеся должны подобрать как можно больше однокоренных слов к словам из рубрики ЗСП.

Оценивают свою работу.

Личностные УУД:

Познавательные УУД: применение методов информационного поиска. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие;

Коммуникативные УУД :

Регулятивные УУД: оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

V .Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Адресую учащимся слова Л. В. Щербы: «Каждый язык отражает культуру того народа, который на нем говорит».

Объясните, как вы понимаете фразу

Дают ответы на вопросы

Не забывать о значимости речи, выучить эпиграф..

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД :

Личностные УУД:

VI. Комментирование домашнего задания.

Дома : параграф 2. упражнение 8 (письменно);

Подобрать высказывания о русском языке. Выучить наизусть то высказывание, которые понравилось.

(На выбор одно из заданий).

Записывают домашнее задание.

Личностные УУД:

Регулятивные УУД :

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Класс: 5

Тема урока: Что мы знаем о русском языке.

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока

обучающие: объяснить учащимся, что русский язык – один из развитых языков мира, богатый и выразительный; наша задача – беречь его; дать представление о языке как развивающемся явлении, о разных формах его существования, о происхождении родного языка, его месте среди других языков.

развивающие : дать понятие о месте русского языка среди других славянских языков; учить сопоставлять языковые явления и делать выводы.

Воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку, формируя патриотическое отношение к языку, чувство гордости за родной язык и осознание его величия и могущества; расширить кругозор учащихся представлениями о связи слова с материальной культурой и духовной жизнью человека.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (слово учителя, работа с учебником, упражнения).

Технологии обучения

Здоровьесбережение;

Проблемного обучения;

Развивающего обучения;

Поэтапного формирования умственных действий

Метапредметные связи: литература.

Метапредметные умения: развитие монологической речи, работа с информационными источниками (словари, справочники); навыки аналитической работы с текстом; умение сопоставлять и сравнивать.

Оборудование: учебник, медиапроектор, компьютер, шаблоны солнышка, презентация.

План проведения урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Проблемное объяснение нового знания.
  4. Первичное закрепление.
  5. Итог урока (рефлексия).
  6. Домашнее задание

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Добрый день, ребята! На столах у вас солнышко, дорисуйте серединку, отразите свое настроение. Пожалуйста, поднимите. Как много улыбок засветилось. Спасибо!

Улыбнитесь друг другу.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Поднимают солнышко и демонстрируют своё настроение .

Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок.

Коммуникативные УУД : взаимодействие с учителем.

Регулятивные УУД : прогнозирование – предположение результата и уровня усвоения материала.

II.Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

Интрига

Подытожим, для чего же человеку нужен язык?

  1. Язык позволяет людям думать

Без языка, без слов, без предложений думать нельзя. «А как же скажете вы, - немые? Разве они не думают?».

2 Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу.

3. Язык позволяет людям жить в обществе, только в обществе люди овладевают языком.

4. Язык позволяет людям радоваться его красоте

Объявление темы урока. Запишем тему, классную работу, эпиграф.

Обращается к термину «эпиграф» (фраза перед произведением , главой, поясняющая идею, смысл текста).

Дают ответ

Самая большая ценность народа-его язык.

Язык, на котором он пишет,

Говорит, думает.

Д. С. Лихачев.

Личностные : приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.

Регулятивные класса, исходя из имеющихся

Познавательные

Коммуникативные : при необходимости отстаивают свою точку.

III.Проблемное объяснение нового знания.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое «Лексическое значение» и алгоритм его определения.

Интрига

III. Беседа о русском языке.

– Народы мира говорят на сотнях языков. Какие языки вам известны?

На Земле насчитывается белее 2 тысяч языков.

На 40 наиболее распространённых языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли.

Работа с учебником Упражнение 6. Выводы.

Все языки отличаются друг от друга.

Ближайшими братьями русского языка являются украинский и белорусский языки.

Русский язык – это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Писатель К. Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, отмечал, что «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

Как понимаете смысл высказывания?

Работа с учебником. Упражнение 7

К слову нужно относиться бережно. Поэт В. Шефнер писал:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки́ за собой повести.

– Как вы понимаете эти слова?

– А вот как выразил эту мысль народ в пословицах и поговорках о языке (2–3 пословицы записываются в тетради):

Человеческое слово стрелы острее.

Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.

На великое дело – великое слово.

Язык мал, а великим делом ворочает.

Хорошую речь хорошо и слушать.

Ласковое слово и кость ломит.

IV. Решение проблемы происхождения языка.

Учитель. А вы когда-нибудь задумывались о том, как возник язык?

– Более полную и систематизированную информацию по проблеме происхождения языка нам представят учащиеся, которые самостоятельно подготовили сообщения, предварительно проведя «научные изыскания».

Н а д о с к е записаны вопросы, которые облегчат учащимся восприятие материала сообщений и помогут следить за содержанием и последовательностью изложения для последующей краткой информации или пересказа.

Обращаю внимание детей на эти вопросы:

1. Гипотезы происхождения человеческого языка, известные вам.

2. Почему теория общественного происхождения языка получила наибольшее признание? Кто является ее автором?

3. Каковы условия происхождения языка?

Подведем итог

Физминутка.

Слушают, работают с учебником. Сопоставляют примеры. Делают выводы.

Дают ответы

Делают вывод

Учащиеся дают ответы

Пословицы

Приводят примеры, раскрывают смысл пословиц.

Учащиеся размышляют вслух, высказывают свои предположения.

Выполняют несложные физические упражнения на снятие усталости в мышцах спины, рук и ног, а также упражнения на снятие напряжения в мышцах глаза.

Личностные : принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.

Регулятивные : в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации.

Познавательные : самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

IV.Первичное закрепление.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию

V. Работа по учебнику.

3. Выполнение упражнения ЗСП-3.

2) Игра «Кто подберет больше однокоренных слов?».

Объясняют значение слова.

Дети анализируют, сопоставляют фонетические и орфографические особенности близкородственных языков.

Проверяют и оценивают.

Учащиеся переписывают слова без ошибок, воспроизводя обозначение морфем, ударений, прочитывают (сначала вслух по очереди, потом каждый про себя), сопоставляя значение, строение и правописание каждого слова.

Учащиеся должны подобрать как можно больше однокоренных слов к словам из рубрики ЗСП.

Оценивают свою работу.

Личностные УУД: действие смыслообразования; оценивание усвояемого содержания

Познавательные УУД: применение методов информационного поиска. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие;

Коммуникативные УУД : умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные УУД: оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Акцентирует внимание на конечных

результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Адресую учащимся слова Л. В. Щербы: «Каждый язык отражает культуру того народа, который на нем говорит».

Объясните, как вы понимаете фразу

Дают ответы на вопросы

Не забывать о значимости речи, выучить эпиграф..

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели; процесса и результатов деятельности, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка

Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Личностные УУД: самооценка; адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

VI. Комментирование домашнего задания.

Дома : параграф 2. упражнение 8 (письменно);

Подобрать высказывания о русском языке. Выучить наизусть то высказывание, которые понравилось.

(На выбор одно из заданий).

Подготовиться к словарному диктанту ЗСП-1,2,3.

Записывают домашнее задание.

Личностные УУД: адекватная мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД : понимать и принимать учебную цель и задачу.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Запишите ассоциации, возникающие у вас, когда вы слышите слово «язык»

Язык всем знаниям и всей природе ключ. Г. Р. Державин. Эпиграф – фраза перед произведением, главой, поясняющая смысл текста

Зачем человеку язык? Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу Язык позволяет людям жить в обществе. Только в обществе люди овладевают языком. Язык позволяет людям думать Язык позволяет людям радоваться его красоте.

Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Д. С. Лихачев

Работа по учебнику Упражнение № 6

Сколько языков в мире?

УКРАИНСКИЙ БЕЛОРУССКИЙ РУССКИЙ

Главные мысли текста Все языки отличаются друг от друга. Ближайшими братьями русского являются украинский и белорусский.

Язык мал, а великим делом ворочает. Хорошую речь хорошо и слушать. Ласковое слово и кость ломит. Человеческое слово стрелы острее.

1. Гипотезы происхождения человеческого языка, известные вам. 2. Почему теория общественного происхождения языка получила наибольшее признание? Кто является ее автором? 3. Каковы условия происхождения языка?

Загадки языка Узелковое письмо Пиктограммы Клинопись Иероглифы

Докажите, что язык ваш друг. Когда язык становится врагом человеку? Небрежная речь, зассоренная путыми, бессмысленными словами. 2) Злая речь, жестокая и оскорбительная для других. 3) Невежливая, неуважительная речь. 4) Неграмотная речь.

Зачем человеку нужен язык? Итог урока

Домашнее задание 1 . Выполните упражнение № 8 2.Подберите высказывания о русском языке и выучите одно наизусть. (Задание на выбор) 3.Выучите слова ЗСП – 1, 2,3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Озеро словообразования" к уроку русского языка "Приставка- часть слова"

Презентация к уроку русского языка "Приставка- часть слова" включает в себя полный алгоритм разбора слова по составу....

презентация словарной работы на уроках русского языка в 1 классе

Данная презентация может быть использована на уроке русского языка на на этапе знакомства с новыми словарными словами. Для повышения интереса к изучаемому материалу, развития в...




Единицы языка и разделы лингвистики Единицы языкаРазделы лингвистики, которые описывают единицу рассказывают о правилах употребления в устной и письменной речи 123 фонема (звук)фонетикаорфоэпия (правила произношения звуков) графика (правила обозначения звуков на письме) морфемаморфемика словообразова- ние орфография (правила написания морфем) словолексика морфология стилистика (употребления слова в разных стилях речи) орфоэпия (правила постановки ударения в словах) орфография (различение собственных и нарицательных имён на письме) словосочетаниесинтаксис фразеология стилистика (употребление в разных стилях речи) предложениесинтаксисстилистика (употребление предложения в разных стилях речи) пунктуация (правила расстановки знаков в предложении) интонация (особенности мелодической и ритмической организации предложения)






Комментарий к схеме «Нельзя, чтоб тот себя прославил, кто грамматических не знает свойств и правил», - утверждал А.П. Сумароков. С этими словами невозможно не согласиться. Слово имеет лексическое значение – его главный смысл заключён в корне. Зная лексическое значение, мы сможем правильно написать слово. Строение слова покажет, в какой морфеме содержится орфограмма. Слово, кроме лексического, обладает и грамматическим значением, на которое указывает окончание изменяемых частей речи. Зная часть речи, мы сможем правильно применить правило. Для того чтобы знать значение, происхождение слова, правильно членить его на морфемы, необходимо обращаться к справочной литературе.




Русский язык Русский язык – это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Писатель К.Г. Паустовский, подчёркивая богатство русского языка, отмечал, что «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».