Первая женщина ученая. Женщины-ученые с мировым именем

Нередко случалось так, что именем Христа церковные люди проливали кровь, поступали жестоко и бесчеловечно.
Преступно было бы скрывать такие факты (которые, кстати, никто из церковных историков никогда их и не скрывал).
Столь же преступно было бы оправдывать зло, то есть, по сути, исходить из принципа «цель оправдывает средства».
Но важно понимать, что грех церковных людей - это не грех Церкви, а грех против Церкви.
Знать прошлое нужно затем, чтобы не воспроизводить старое зло на новый лад.

Что есть церковь?
...ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. (Мф. 18, 20)
А где Господь там и Церковь.

"Не давайте святыни псам и не мечите бисера (жемчуга) вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись не растерзали вас" (Матф., 7,6...)

“Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” (Матф.7:21)

Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие..(Матф.22,23)

В 415 году нашей эры обезумевшая толпа фанатиков затащила в церковь профессора Александрийской Академии Ипатию и растерзали ее острыми устричными раковинами. Это своего рода жертвоприношение превратило жизнь Ипатии в легенду.
Бедность исторических сведений о ней предоставляла широкий простор фантазии писателей и публицистов. Не совсем вразумительный и не вполне надежный рассказ историка церкви Сократа и отрывочные, хотя и любопытные фрагменты Гезихия и Дамаския - вот и все, что известно о прекрасной дочери александрийского ученого Теона, преподававшего философию, математику и астрономию.
Христианская церковь чувствовала некоторую неловкость за кровавую расправу с Ипатией. Приходилось тщательно выгораживать Кирилла Александрийского, чтобы снять с этого авторитета церкви клеймо погромщика, но это было почти безнадежным делом. По странной иронии судьбы Кирилл, ревностный борец за достоинство христианской богоматери, оказался идеологическим вдохновителем гнусного растерзания девушки, правда, «языческой».

Составленное около V века н.э., житие мифической Екатерины Александрийской почти точно повторяет житие Ипатии. Обе героини, «языческая» и христианская, занимаются философией, математикой, астрономией, блистают красотой, чистотой, красноречием, и обе погибают мучительной смертью в руках разъяренной толпы. Так жертва христианского фанатизма и изуверства превратилась в христианскую святую.



В борьбе с язычеством религиозные фанатики не щадили никого и ничего.
В 391 году разъяренная толпа под руководством епископа александрийского Феофила, прозванного в народе «христианским фараоном», ворвалась в Мусейон.
Варвары всех времен и народов первым делом уничтожали источники знаний.
Погибли не только ценнейшие документы и книги, погиб жених Ипатии и ее единомышленники. Оставшиеся в живых покинули Александрию.
Ипатия по неведомым нам причинам осталась с чудом выжившим отцом.

Епископу Феофилу, разорившему александрийскую библиотеку и забравшему себе ее ценности, этого было мало.
Был принят закон, предписывающий всем математикам, которых причисляли к астрологам, отречься от богопротивных взглядов и покаяться.
Ипатию это не коснулось, возможно, только по одной причине - епископу льстило, что александрийская философская школа считалась лучшей в мире.
Впрочем, трудно предположить, чем руководствовался тщеславный «пастырь».
Долго так продолжаться не могло.

Достойный преемник Феофила - его племянник Кирилл - еще более честолюбивый, чем дядя, не мог терпеть подобной конкуренции. Именно у Ипатии, а не у него, духовного владыки, искали истину государственные мужи и простые смертные.

В мае 415 года, в день Великого поста, разъяренная толпа забила до смерти на ступенях церкви беззащитную женщину.
С тех пор на протяжении тысячелетий математика не знала женских имен. Впрочем, если учесть, что математика в те времена не разделялась с философией, астрономией и астрологией, то подобных женщин-ученых нет и сейчас.

Христианская религия, которая уничтожила Ипатию, потом сделала ее Святой под именем Екатерины.
Именно Екатерине приписываются познания в разных областях знаний, которыми обладала Ипатия, и она считается покровительницей образования и ученых.

Но! В 1969 году святую великомученицу Екатерину чуть было не исключили из католического церковного календаря ввиду «неясности исторических обстоятельств ее жития».
Вот уж, поистине, пути Господни неисповедимы!

Сейчас трудно отделить вымысел от правды. Как бы там ни было, мы точно знаем, что Ипатия прожила короткую, но яркую и достойную памяти и почитания жизнь, ибо всегда была верна Истине и оставалась Человеком.

Гипа́тия (Ипа́тия) Александри́йская (370, Лошадь), женщина-ученый, математик, астроном, философ, схоларх Александрийской школы неоплатонизма.

Образование получила под руководством отца, Теона Александрийского, принадлежавшего к числу ученых Александрийской школы. Около 400 года была приглашена читать лекции в Александрийскую школу. Заняла одну из ведущих кафедр - кафедру философии. Гипатия преподавала математику, философию Платона и Аристотеля, занималась вычислением астрономических таблиц, написала комментарии к сочинениям Аполлония Пергского и Диофанта Александрийского, которые до нас не дошли.

Принимала участие в александрийской городской политике, имея влияние на главу города, префекта Ореста. Это обстоятельство вызывало постоянные трения с епископом Кириллом (впоследствии канонизированным), и христианская община считала Гипатию виновной в возникшей в итоге смуте. В 415 году группа сторонников епископа Кирилла под предводительством некоего чтеца Петра напала на Гипатию и убила её. (вот и пример, что участие женщин-логиков с волевой атрибутикой в политике крайне губительно для всех и тем более для них же. Максимализм, идеализм и никакой дипломатии.)

Одну версию смерти Гипатии предлагает христианский историк Сократ Схоластик:
«В Александрии была одна женщина, по имени Ипатия, дочь философа Теона. Она приобрела такую учёность, что превзошла современных себе философов; была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей; да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную её скромность все уважали её и дивились ей. Против этой-то женщины вооружилась тогда зависть. Так как она очень часто беседовала с Орестом, то её обращение с ним подало повод к клевете, будто бы она не дозволяла Оресту войти в дружбу с Кириллом. Посему люди с горячими головами, под начальством некоего Петра, однажды сговорились и подстерегли эту женщину. Когда она возвращалась откуда-то домой, они стащили её с носилок и привлекли к церкви, называемой Кесарион, потом, обнажив её, умертвили черепками, а тело снесли на место, называемое Кинарон, и там сожгли. Это причинило немало скорби и Кириллу, и александрийской церкви, ибо убийства, распри и все тому подобное совершенно чуждо мыслящим по духу Христову. Упомянутое событие произошло в четвёртый год епископства Кирилла, в десятый консульства Гонория и шестой Феодосия, в месяце марте, во время поста».

По другой версии, в смерти Гипатии виноват Кирилл Александрийский (Отец Церкви, канонизированный святой). В вышедшем в 1970 году сборнике «Реформаторы церкви», наряду с упоминанием Кирилла как одного из величайших святых, замечается: «Он, по крайней мере, морально ответствен за подлое убийство благородной язычницы Ипатии». Тиннефельд пишет: «можно быть уверенным, что благородная и высокообразованная женщина была самой знаменитой жертвой фанатичного епископа». Такую же версию приводят напр. энциклопедия «Религия», «Большая советская энциклопедия», Атеистический словарь и др. источники.

Гипатия признавала примат разума над религиозными верованиями.
Сближалась с Порфирием по вопросу об отсутствии субординации в трактовании трех основных ипостасей неоплатонизма, и расходилась с прочими неоплатониками в своей высокой оценке гражданских добродетелей. Среди своих учеников имела духовных лиц из христиан. После смерти Гипатии Александрийская школа неоплатонизма превратилась в своего рода христианский богословский институт, просуществовавший до VII века. Синезий называл Гипатию «гениальным философским учителем».

Научные труды

Считается, изобрела ареометр, составила карту известных в то время небесных тел.
Многие работы, приписываемые Гипатии, как считается, написаны в сотрудничестве с её отцом Теоном. Наиболее известны работы.

В IV веке по всей Римской империи прокатилась волна свирепых погромов языческих храмов и безжалостного преследования инаковерующих ученых со стороны христианской церкви. Так, жадной до наживы толпой христианских монахов в 391 году была сожжена знаменитая Александрийская библиотека, насчитывавшая до 7000 тысяч ценных рукописей. Библиотека помещалась в роскошном храме египетского бога Сераписа. От храма и библиотеки остался один только прах да фундамент, сложенный из очень тяжелых плит. Поводом варварского уничтожения языческих храмов были, конечно, не благочестивые стремления христиан, а их неукротимая алчность.

Главой христианских банд, уничтожавших величайшие культурные ценности народа, был не кто иной, как сам архиепископ Феофил, наживший путем грабежей языческих храмов несметные богатства и снискавший среди египтян прозвище «христианского фараона». Архиепископ Феофил тратил баснословные денежные суммы на подкуп служителей в императорском дворце и содержал там на своем жалованье массу шпионов, которые доносили ему обо всех «земных делах» царедворцев, на ход которых он оказывал большое влияние.

Со смертью Феофила продолжателем всех его «святых» дел стал его племянник Кирилл. Новый преемник приумножил славу «святой» церкви тем, что организовал в Александрии и других городах еврейские погромы и спровоцировал расправу над знаменитой Гипатией, последней видной представительницей древнегреческой философии и математики.

Гипатия, по описанию историков, была женщиной необыкновенной красоты и большого ума. Отец Гипатии - Теон Александрийский, крупный ученый-математик, написавший весьма ценные толкования к астрономическому сочинению Птолемея и на знаменитые геометрические «Начала» Евклида.

Образование Гипатия получила под руководством своего отца, принадлежавшего к числу ученых Александрийской школы. Гипатия, помимо математики, занималась также философией и астрономией. Ее сочинения до нас не дошли. Но хорошо известно, что Гипатия написала обстоятельные комментарии по теории конических сечений Аполлония Пергского и на алгебраические сочинения Диофанта Александрийского. Кроме того, ею составлен ряд работ по философии и астрономии.

Утверждают, что Гипатии принадлежит честь изобретения ареометра - прибора для определения плотности жидкости, астролябии - прибора для определения широт и долгот в астрономии - и планисферы - изображения небесной сферы на плоскости, по которому можно вычислять восход и заход небесных светил.

Около 400 года Гипатия была приглашена читать лекции в знаменитую Александрийскую школу. Она заняла кафедру философии, одну из ведущих кафедр школы. Лекции она читала при большом стечении слушателей. Слава о ней разнеслась далеко за пределы Александрии. Свои лекции Гипатия обычно начинала с изложения избранных вопросов математики, затем переходила к ее приложениям и другим наукам, совокупность которых составляла древнюю философию. На поклон к женщине-философу и математику со всех концов Римской империи стекались ученые, чтобы приобщиться к источнику красоты и ума. Поэты слагали о ней стихи. Вот одно из таких посвящений:

Когда ты предо мной, и слышу речь твою,

Благоговейно взор в обитель чистых звезд

Я возношу, - так все в тебе, Гипатия,

Небесно - и дела, и красота речей,

И чистый, как звезда, науки мудрый свет...

Ясно, что эта растущая в народе популярность язычницы Гипатии не нравилась «святому» архиепископу Кириллу, и он задумал уничтожить ее. Ему не стоило особого труда натравить на нее монахов. Скоро представился и подходящий случай. Поводом послужила насильственная смерть одного из христиан города. Убийца не был известен. Есть основание предполагать, что все это было подстроено приспешниками Кирилла. Архиепископ дал понять монахам, что убийство совершено язычниками, а вдохновителем этого убийства является Гипатия. Этого было вполне достаточно, чтобы спровоцировать фанатичную толпу на самосуд.

Разъяренная толпа с гиком негодования бросилась к дому, где жила Гипатия, но там ее не оказалось. Тогда убийцы расположились у дверей дома и стали ждать ее возвращения. Скоро к дому подкатила колесница с ничего не подозревавшей Гипатией. Толпа с ревом набросилась на нее. Сорвала ее с колесницы и поволокла в церковь. Там, под сенью распятого Христа, изодрав в клочья всю одежду, несчастную изуродовали обломками черепиц и битых сосудов. Затем тело мученицы волочили по улицам Александрии. Когда порыв бешенства толпы немного утих, тело Гипатии было разрублено на куски и сожжено на костре.

Чтобы замести кровавые следы гнусного злодеяния, представители церкви позднее придумали версию, что Гипатия умерла от рук язычников, что церковь в ее смерти совершенно не повинна. Для большей убедительности Гипатию объявили «святой» и стали называть «святой великомученицей Екатериной».

Но это еще не все. Через несколько столетий церковники «открыли» мощи святой великомученицы Екатерины и на этом успокоились. Так церковь путем грязных махинаций свалила вину с больной головы на здоровую. Но память народа долговечна и ее не обмануть.

С гибелью Гипатии Александрийской фактически закатилось солнце древнегреческой математики. Гипатия была ее последней представительницей. Конечно, были математики и после Гипатии, но их творческий накал был куда слабее. «После этих последних вспышек пламя греческой математики погасло, как догоревшая свеча».

Кто такая Гипатия Александрийская? Это гречанка, женщина-философ, астроном, математик. Считалась выдающимся мыслителем неоплатонической школы, преподавала философию и астрономию. Жила в Александрии, которая в 395 году вошла в состав Восточной римской империи (Византии). Это был период, когда набирало силу христианство, а всё языческое неуклонно оттеснялось и уничтожалось. Именно в такой отрезок времени, наполненный волнениями и смутами, и довелось жить Гипатии.

Неизвестно, когда родилась эта выдающаяся женщина. Историки называют разные годы от 350 до 370. Но все они основаны на предположениях и домыслах, так как ни в одном древнем источнике нет конкретной даты рождения. А вот дата смерти известна достоверно – март 415 года. На момент смерти женщине-философу могло быть как 44 года, так и 65 лет. Кончина её была трагической. Гипатию зверски убила толпа христианских монахов (парабаланов), а руководил ими лектор по имени Пётр.

Такой Гипатию изобразил немецкий живописец Альфред Зейферт

Отцом нашей героини был философ и математик Теон Александрийский (около 335-405). Он создал свою школу при Мусейоне, которая считалась очень престижной, консервативной и эксклюзивной. Обучали в ней плотинскому неоплатонизму. Помимо этого, Теон занимался математикой. Он разработал новое издание «Элементов Евклида». Данное издание оставалось самым популярным учебником на протяжении веков.

Нужно заметить, что о жене Теона ничего не известно. Также неизвестно, были ли у него другие дети, кроме Гипатии. А вот дочь пошла по стопам отца и стала неоплатонистом. В то время Александрийская философская школа мало чем уступала аналогичной школе в Афинах. А последняя считалась философской столицей греко-римского мира.

Поэтому у всех, кто хотел изучать философию, был равнозначный выбор: ехать в Афины или в Александрию. Очень многие выбирали второй город, а поэтому там собирались учащиеся со всего Средиземноморья. Иными словами, у Гипатии не было проблем со студентами, и она читала лекции по трудам Платона и Аристотеля. Она также читала импровизированные публичные лекции в общественных местах, а поэтому женщину-философа знал весь город.

Христианский историк Сократ Константинопольский (современник Гипатии) так описал её в своей «Церковной истории»:

«В Александрии жила женщина по имени Гипатия, дочь философа Теона. Она достигла выдающихся достижений в науке и намного превзошла других философов своего времени. Она преуспела в школе Платона и Плотина, объясняла принципы философии своим слушателям, многие из которых пришли издалека. Она ничуть не смущалась большого сборища слушателей, а все мужчины восхищались её достоинством и добродетелью».

Другой христианский историк Филосторгий, который также являлся современником нашей героини, утверждал, что она превзошла отца в математике и являлась чрезвычайно талантливым астрономом. О ней писали как о красивой женщине, но никаких её прижизненных изображений не сохранилось. Также утверждалось, что она была девственницей. Однажды один из слушателей попытался соблазнить её, но она отвергла его, а чтобы успокоить человека, сыграла ему на лире.

Из всего вышесказанного видно, что Гипатия Александрийская представляла собой блестящего философа, астронома, математика. Её знали и уважали не только в Александрии, но и во многих других городах Средиземноморья. Но тогда как же так получилось, что такую женщину, олицетворявшую собой разумную добродетель, зверски убили? Виной всему стали политика и религия. Именно религиозные и политические противоречия и погубили выдающуюся женщину-философа, которая за всю свою жизнь никому не сделала зла.

Большая часть населения Александрии в то время исповедовала христианство. А поэтому Александрийский епископ пользовался большим авторитетом. С 382 по 413 годы им являлся Феофил. Когда Александрия вошла в состав Византийской империи, то сразу же началась борьба с языческими культами. Возглавил её именно Феофил. Христиане начали разрушать языческие храмы, что спровоцировало столкновения между христианами и язычниками.

В то же время епископ терпел школу Гипатии, хотя та была язычницей. Можно даже утверждать, что Феофил считал женщину-философа своим союзником. А она расположила к себе не только епископа, но и римского префекта, и других видных политических лидеров. Со временем она стала чрезвычайно популярна в Александрии и начала оказывать весомое политическое влияние на те процессы, которые шли в городе.

Кадр из фильма «Агора». В роли Гипатии голливудская актриса Рэйчел Вайс

Всё начало меняться в 412 году, когда Феофил неожиданно умер. После этого на пост епископа Александрии стали претендовать два человека. Это Кирилл, племянник почившего Феофила, и Тимофей. В этом противостоянии победил Кирилл и тут же устроил гонения на оппозицию. Были закрыты все церкви новотарианцев, а их собственность конфискована.

Школа Гипатии сразу же проявила недоверие к новому епископу, почувствовав, что он наломает дров. И действительно, в 414 году в городе были закрыты все синагоги, а евреев изгнали из Александрии. У Ореста, который являлся префектом, то есть главой города, и был близким другом Гипатии Александрийской, такие действия вызвали чувство глубокого возмущения.

Между гражданской и церковной власть возник конфликт, вылившийся в бунт. Зачинщиками в нём были парабалани. Они чуть не убили Ореста, и тот приказал замучить Аммония, одного из главных зачинщиков, до смерти. Епископ Кирилл хотел объявить Аммония мучеником, но христиане не поддержали своего лидера. Ведь Аммоний хотел убить главу города, который также являлся христианином, а поэтому пострадал он не за веру, а за попытку совершить убийство.

Под давлением христиан Кирилл вынужден был заключить перемирие с Орестом. А в ходе переговоров последний часто консультировался с Гипатией. Ту любили и христиане, и язычники, а сама женщина-философ ни в каких конфликтах не участвовала. Она была мудрым советником с безупречной репутацией.

Епископ Кирилл быстро понял, что Гипатия Александрийская представляет серьёзную угрозу его власти. И он постарался дискредитировать эту женщину, подорвать её репутацию. По городу поползли слухи, обвиняющие её в сатанинской практике. Стали говорить, что она своей магией лишила разума префекта. А тот поддался ей, прекратил посещать церковь и начал принимать в своём доме неверующих.

Цель у этих слухов была одна – отвратить христиан от женщины-философа, подорвать её авторитет, сделать изгоем и тем самым обеспечить епископу Кириллу абсолютную власть в городе. Против Гипатии особенно рьяно начали выступать верные слуги епископа парабалани. Это была христианская община, в функции которой входили такие обязанности как уход за больными и похороны умерших. То есть парабалани были больничными прислужниками, работавшими бескорыстно, чтобы после смерти попасть в Царствие Божие.

Однако в реальности эти люди, выражаясь современным языком, представляли собой отряды боевиков. По приказу епископа они резали всех тех, кто был не согласен с его политикой. Подлинная сущность больничных прислужников и проявилась в марте 415 года.

Как писал Сократ Александрийский, известный также как Сократ Схоластик, во время мартовского христианского Великого поста парабалани, возглавляемые лектором Петром, напали на повозку, в которой ехала Гипатия. Вытащили её, волоком дотащили до ближайшего церковного храма, полностью раздели и начали сдирать с тела мясо глиняными черепками от битой посуды.

Несчастная женщина умерла в страшных муках. Но изуверы на этом не успокоились. Они потащили истерзанное тело по улицам Александрии, вытащили его за городские стены в место под названием Синарион и там сожгли. Такие действия по обычаю совершали над самыми гнусными преступниками. Их сжигали за городскими стенами, символизирую очищение города.

Женщину-философа убивают монахи-парабалани

Сократ Александрийский представил убийство женщины-философа как полностью политическое, не упомянув при этом роль церкви. Историк написал, что виной всему стала политическая ревность. Женщина восстановила Ореста против епископа и мешала их примирению. В то же время Сократ осудил действие толпы, написав: «Ничто не может быть дальше от духа христианства, чем допущение массовых убийств и сделок такого рода». Среди современных историк превалирует мнение, что епископ Кирилл если и имел к этому убийству какое-то отношение, то только косвенное.

Зверское убийство женщины-философа потрясло всё Средиземноморье. Целую тысячу лет до этого философы считались неприкосновенными личностями. Шли войны, города потрясали общественные беспорядки, но ни разу никто не посмел поднять руку на философов. Поэтому данный инцидент стали рассматривать как глубоко опасный и дестабилизирующий.

Виновником все видели епископа Кирилла. Именно его очернительная компания вдохновила убийц. Император Византии Феодосий II распорядился начать расследование и установить роль Кирилла в убийстве. В результате этого парабалани были переданы под контроль Ореста, но сам епископ избежал наказания, подкупив чиновников императора.

На этом расследование закончилось, но убийство женщины-философа сыграло на руку Кириллу. Гипатия Александрийская объединяла Ореста с оппозицией, и противостояние епископу было сильным. Но с её смертью этот союз распался. Через 2 года Кирилл опять установил контроль над парабалани, а к 420 году подчинил своей воле Александрийский совет и стал полноправным хозяином в городе. Умер епископ в 444 году и был причислен к лику святых.

В историю Гипатия вошла как выдающаяся женщина. Её именем названы кратер на Луне, астероид, в самых доброжелательных тонах о ней писали известные мыслители XVIII и XIX веков. Не забыли её и в последующие столетия. В 2009 году вышел в прокат фильм «Агора», повествующий о жизни женщины-философа. Гипатию в этой киноленте блестяще сыграла голливудская актриса Рэйчел Вайс.

Во все времена находились люди которые сохраняли трезвый ум и природное благородство по отношению к другим, и всегда такие люди страдали от жестоких рук фанатичной толпы.

Больше всего людей на земле было убито с именем бога на устах, не смотря на то что всякая религия призывает нас любить ближнего, презирать эго, гордыню, всё же люди извечно трактуют божественные законы лишь себе в угоду. И всегда находятся хитрые и жестокие религиозные деятели которые умело используют толпу разьярённых фанатиков, разъярить человека с низким уровнем интеллекта дело очень не сложное. А толпа фанатично настроенных людей, это самая страшная сила в человеческом обществе, по разрушительности схожая с цунами.

На заре христианского мира, было убито огромное множество учёных мужей и женщин, одной из таких мудрых женщин стала Гипатия Александрийская.

Рэйчел Вайс в роли Гипатии в фильме "Агора".

Гипатия (или Ипатия) Александрийская, жившая на рубеже IV-V веков н.э. - самая известная женщина-учёный Древнего мира.

Точная дата рождения Гипатии неизвестна. Считается, что она родилась в период между 355 и 370 годами. Гипатия была дочерью известного древнегреческого ученого Теона Александрийского, который был управителем Александрийской библиотеки - крупнейшей библиотеки древности. Теон преподавал астрономию и математику, до нас дошли "Начала" Евклида в редакции Теона, снабжённые его комментариями.

Кадр из фильма "Агора". Гипатия со своим отцом Теоном Александрийским.

Гипатия получила образование под руководством отца и стала самостоятельно заниматься преподаванием в Александрии. Младший современник Гипатии, церковный историк Сократ Схоластик писал о ней:

"Она приобрела такую ученость, что превзошла современных себе философов, была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей, да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную ее скромность все уважали ее и дивились ей".

Элберт Хаббард. Гипатия.

Считается, что трудов Гипатии не сохранилось и поэтому мы не можем судить, каковы были её философские и научные взгляды. Впрочем, существует другая точка зрения на сохранность её трудов. В книге “История диофантова анализа от Диофанта до Ферма” И. Г. Башмакова и Е. И. Славутин ставят вопрос о создателе текста, положенного в основу найденной немногим более 20 лет тому назад арабской рукописи "Арифметики" древнегреческого математика Диофанта. Известные русские историки математики полагают, что автора трактата, переведенного Костой Ибн Лукой, следует искать в среде александрийских и византийских ученых IV–VI веков. Башмакова и Славутин приходят к выводу, что арабская рукопись является не частью “Арифметики” Диофанта, а самостоятельным произведением на ту же тему, написанным неизвестным, но хорошо разбиравшимся в методах Диофанта комментатором. Но в период между V–IX вв. жил лишь один математик, о котором источники говорят как о комментаторе “Арифметики” Диофанта. Это - Гипатия. Кроме того, нам ничего не известно о других математиках высокого уровня, живших в этот период. "Таким образом, - заключают Башмакова и Славутин, - можно предположить, что арабский фрагмент является переводом аннотированного ею текста. Если так, то это - единственное сочинение Гипатии, сохранившееся до наших дней".

постановка "Гипатии" в лондонском Королевском театре (1893 год)

С 395 года Египет становится Византийской провинцией, управляемой императорским префектом. Александрия - третий по величине город империи (после Константинополя и Антиохии). Поскольку большинство населения Александрии в то время составляли христиане, большим влиянием в городе пользовался Александрийский патриарх. Язычество и христианские ереси разъедали единство Византийской империи, которая к тому же находилась под угрозой падения от нашествий варваров, поэтому в 391 году император Феодосий своим указом запретил отправление всех языческих культов. В Александрии под управлением патриарха Феофила началось разрушение языческих храмов, что вызвало столкновение между язычниками и христианами. Вероятно, в этот период была полностью уничтожено хранилище языческой мудрости - Александрийская библиотека. Гипатия в конфликте язычников и христиан сохраняла нейтралитет, т.к. среди её учеников были представители обоих религиозных лагерей.

Альфред Сайферт - Гипатия

В 412 году умирает патриарх Феофил и его место в результате внутрицерковной борьбы занимает Кирилл - племянник Феофила. Кирилл стремится к полноте власти в Египте и решительной рукой устраняет всех недовольных, опираясь на верных ему людей - монахов из Нитрийской пустыни и парабаланов (христианская община, члены которой добровольно ухаживали за больными и хоронили умерших от болезней, в надежде таким образом принять смерть во имя Христа). Кирилл успешно борется с еретиками и иудеями: церкви последователей Новациана (римский антипапа в 251-258 годах) были закрыты, а их имущество конфисковано, иудеи были изгнаны из Александрии и у Кирилла остаётся только помеха в борьбе за абсолютную власть в Египте - императорский префект Орест, ученик Гипатии.

Изгнание евреев. Цветная гравюра XIX века.

Однажды толпа сторонников Кирилла преградила путь колеснице Ореста и принялась оскорблять префекта, обвиняя его в язычестве. Поводом для слухов, что префект принял язычество, стали его симпатии к Гипатии. Защищаясь от брошенного обвинения, Орест сообщил монахам о том, что был крещен константинопольским патриархом Аттиком. Поскольку Аттик был союзником Иоанна Златоуста, противника Теофила (дяди Кирилла), то слова Ореста еще больше разъярили толпу. Противостояние кончилось тем, что один из монахов, Аммоний, бросил в Ореста камень, который попал префекту в голову. Аммоний был схвачен стражей и подвергнут пытке, от которой скончался. Кирилл провозгласил Аммония святым мучеником, за что патриарх подвергся критике со стороны умеренных христиан.

Иллюстрация к роману Чарльза Кингсли "Ипатия". Художник Ли Вудварт Циглер

Поскольку противостояние напрямую с Орестом закончилось для Кирилла безуспешно, патриарх решить убрать с пути самого известного в городе союзника Ореста - Гипатию. По городу пошли разговоры, что именно она выступает против примирения патриарха и префекта, а потом появился новый слух: Гипатия якобы практикует черную магию. Слухи достигли желаемого Кириллом результата: мартовским днём 415 года толпа парабаланов напала на Гипатию, вытащила её из повозки и потащила в церковь. Разодрав на Гипатии одежду, христианские фанатики убили ее черепками битой глиняной посуды. Расчленив мёртвое тело, они сожгли его.

Уильям Мортенсен - Смерть Гипатии

Смерть Гипатии возымела свой эффект: после этого история умалчивает об Оресте. Кирилл сделался полновластным хозяином в Египте. После смерти Кирилл был признан святым. В "Житии святого Кирилла Александрийского" смерть Гипатии представлена совершенно иначе, чем было на самом деле:

"В Александрии проживала одна девица, по имени Гипатия, дочь философа Теона. Она была женщина верующая и добродетельная и, отличаясь христианской мудростью, проводила дни свои в чистоте и непорочности, соблюдая девство. С юности она была научена своим отцом Теоном философии и настолько преуспела в любомудрии, что превосходила всех философов, живших в те времена. Она и замуж не пожелала выйти отчасти из желания беспрепятственно упражняться в любомудрии и изучении книг, но в особенности она хранила свое девство по любви ко Христу". Убили ее "ненавидевшие мир мятежники". Нитрийских монахов, согласно житию, в городе тогда не было. Узнав о происшедшем, они "исполнились скорби и жалости к неповинным жертвам мятежа" и, придя в Александрию, чтобы защитить Кирилла, забросали камнями колесницу префекта.

Существует и другая версия гибели Гипатии, которую выдвинул Ари Алленби, который считает, что Гипатию убили не в 415, а в 416 году из-за конфликта по вычислению точной даты наступления Пасхи 417 года.

В соответствии с современной формулой, Пасха выпадает на первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, т.е. полнолуние должно случиться или в сам день или вскоре после дня Весеннего равноденствия. Однако неизвестно, когда это определение было принято - все, что есть в наших руках, это церковные календарные таблицы четвертого - пятого веков. Римская церковь вычисляла Пасху исходя из 84-летнего цикла, а Александрийская - по 19-летнему календарю. Между двумя традициями существовали дополнительные разногласия: если первое весеннее полнолуние выпадало на субботу, то Александрийская церковь праздновала Пасху на следуюший день, а вот Римская церковь задерживала Пасху на неделю, до следующего воскресенья. Александрийская церковь была признана в 325 году Никейским Собором экспертом по датированию Пасхи (возможно, из-за практического "Синтаксиса" - знания знаменитой книги Клавдия Птолемея). Ари Алленби считает, что путём астрономических наблюдений Гипатия выяснила, что весеннее равноденствие выпадает на гораздо более раннюю дату (16 или 17 марта), чем принятое 21 марта. Об этом Гипатия сообщила префекту Оресту. Сообщение префекта в Константинополь могло подорвать доверие к Александрийской церкви в вопросе вычисления дня Пасхи и поэтому Гипатия была убита.

Конфликт Кирилла с иудеями Ари Алленби также связывает с разногласиями по вычислению дня Пасхи. Еврейская Пасха должна выпадать на первое весеннее полнолуние; христианское пасхальное полнолуние является ее прямым аналогом. В 417 г. еврейская Пасха в Александрии выпала на 17 марта - в тот же день как и Римское пасхальное полнолуние. Это заставило Кирилла заподозрить сговор Римской церкви и иудеев Александрии, именно по этой причине иудейская община Александрии была изгнана.

В 2009 году был выпущен испанский фильм "Агора", где роль Гипатии сыграла Рэйчел Вайс. Хотя, как уже сказано ранее, мы не можем ничего знать о научных взглядах Гипатии, в фильме она показана как убежденная сторонница гелицентрической системы Аристарха Самосского и создательница теории об элиптических орбитах планет. Фильм "Агора" вызвал шквал критики со стороны христиан, однако даже в христианской среде нашлись те, кто не воспринял фильм как антихристианский. Например, священник из Нью-Йорка Филипп Грей отметил, что христиане, которые узнали себя в фанатиках и убийцах из фильма, нуждаются в серьезном самоанализе. Гипатия, показанная в фильме, по мнению Грея, выглядит большей последовательницей христианства, чем её гонители, а финальная сцена, где Гипатия спокойно идет на смерть, вызывает ассоциации с путём Христа на Голгофу.


Фото: Drawn by Jules Maurice Gaspard (1862–1919) - Elbert Hubbard, "Hypatia"

«Учить верить суевериям – самое чудовищное дело». (Гипатия Александрийская).

Родилась в Мусейоне – «Храме и святилище муз», который в те времена был научным центром Египта и не только. Именно в Мусейоне находилась Александрийская библиотека, основанная и собранная соратниками Александра Македонского. В стенах этого здания когда-то работали Эвклид, Аполлоний Пергский и Клавдий Птолемей.

Отцом Гипатии был Теон Александрийский, крупный учёный, принадлежащий к Александрийской школе, известный астроном, механик и математик. Он написал объяснения к астрономическому сочинению Птолемея и на геометрические «Начала» Евклида. Мать девочки, к сожалению, умерла при родах.

Основы знаний по астрономии и механики Гипатия получила под руководством отца. Гипатия была пытливым, любознательным ребёнком, она рано начала проявлять интерес к научным занятиям своего отца.

Старший брат её так же успешно изучал математику и другие науки вместе с сестрой, но уступал ей в способностях.

Отец гордился незаурядными способностями своей дочери.

По дошедшим до нас отрывкам воспоминаний современников, особенно она любила геометрию и, учась доказывать теоремы, исписывала большое количество табличек.

В звёздные ночи Гипатия увлечённо наблюдала за небом.

Она с детства внимательно присматривалась к тому, как работают мастера и сама изготавливала несложные инструменты, необходимые для астрономических наблюдений.

Многолетние наблюдения за звёздами позволили Гипатии позднее внести ряд поправок в труды известного астронома и математика Клавдия Птолемея, которого она вдумчиво изучала.

Гипатией были составлены более точные астрономические таблицы к геометрии и астрономии.

Своё мастерство по изготовлению приборов для астрономических наблюдений Гипатия довела до совершенства, возможного в то время. Известно, что Синезий, епископ Птолемея, просил помощи Гипатии в конструировании астролябии и гироскопа. И Гипатия сконструировала их на таком высоком уровне, что ими продолжали пользоваться на кораблях до XVII века.

Астрономию Гипатия считала «вершиной знаний».
Изобретениями Гипатии пользовался Коперник при расчётах времени восхода и захода светил.

Именно Гипатии Александрийской наука обязана такими понятиями, как гипербола, парабола, эллипс.

Гипатия написала подробные комментарии по теории конических сечений Аполлония Пергского и на алгебраические сочинения Диофанта Александрийского.

Интересовалась Гипатия и философией, знала труды и Аристотеля в совершенстве, много читала.

Довольно скоро она превзошла и своего отца.
Современники писали, что Гипатия была от природы «талантливее и утонченнее отца» и вскоре – слава Гипатии затмила славу Теона, чему отец только радовался.

Глубокие знания Гипатии, её острый и быстрый ум, потрясающая работоспособность принесли девушке почти всеобщее уважение.

Около 400 года Гипатию, которой было всего 20 лет, пригласили читать лекции в знаменитую Александрийскую школу, и она заняла одну из ведущих кафедр школы – кафедру философии. Обладая, казалось, безграничным кругозором, Гипатия читала лекции не только по математике, геометрии, астрономии, но и по искусству.

Она разбиралась в музыке и скульптуре, могла бесконечно рассказывать о Гомере и читать его произведения своим ученикам.

Молва о прекрасной и мудрой Гипатии распространялась по свету и к ней стекались ученики из многих стран. Её называли гордостью Александрии и сравнивали одновременно с тремя богинями – с Афиной по уму, с Афродитой по красоте и с Герой по осанке.

Гипатия была уверена, что «Учить людей верить в суеверия – самое чудовищное и преступное дело». Её девизом было: «Сохраняй своё право на размышление – мыслить неправильно лучше, чем не думать совсем».

Но то, что она в спорах и диспутах легко побеждала всех проповедников христианских доктрин, не принесло ей ничего хорошего, скорее наоборот. Ведь христианские императоры Гонорий и Феодосий II издали закон, запрещающий занятия математикой и астрономией.

Были в жизни Гипатии и романтические отношения. Избранником стал лучший из её учеников афинянин Полисфен. Правда началось всё с общности взглядов и стремления служить науке и истине.

Сначала Полисфен помогал Гипатии в её научных опытах, но постепенно отношения вышли за границы науки, астрологии и философии, хотя, естественно влюблённые не переставали отдавать им большую часть своего времени.

Тем временем беда подступала всё ближе. Христианство боролось с язычеством, а заодно и со всеми научными и культурными ценностями античного мира.

В 391 году обезумевшая от злобы толпа под руководством епископа александрийского Феофила, которого называли «христианским фараоном», ворвалась в Мусейон и принялась, остервенело уничтожать бесценные книги.

Был разграблен и разрушен необыкновенной красоты – Серапетум. Говорят, что он был настолько прекрасен, что даже историк Аммиан Марцеллин, известный своим красноречием, признавал, что не может передать словами величие и красоту этого храма.

Разграблена была и находившаяся недалеко от храма Александрийская библиотека.

Прекрасно зная свою дочь, Теон запер её в доме, чтобы она не бросилась защищать ценности, которым служила.

Потрясённая произошедшим варварством Гипатия долго не могла прийти в себя, она надела траур и полностью погрузилась в науку.

Вскоре отец заболел и перед кончиной умолял и заклинал свою дочь не вмешиваться в религиозные и политические противостояния.

Епископ Феофил, разоривший и присвоивший себе многие её ценности, добился принятия закона, который предписывал всем учёным отречься от богопротивных взглядов и покаяться. Однако при Феофиле Гипатию не тронули.

Но вот на смену прежнему епископу пришёл Кирилл Александрийский, который правил Александрией, точно царь. Гипатию он ненавидел по многим причинам – она была гением, женщиной и язычницей.

По воспоминаниям современников Кирилл не блистал умом, зато жестокости и злобы у него было через край.

Первым делом он подослал людей к дому Гипатии, которые полностью разгромили его. Гипатия была вынуждена переселиться к друзьям, где продолжала свои научные занятия, оставаясь верной старым богам.

Последней каплей подтолкнувший Кирилла к физической расправе над Гипатией было её высказывание во время публичной лекции о том, что Кирилл ложно толкует Платона.

Говорят, что узнав об этом, епископ, прикрывая чёрное дело евангельскими словами, произнёс: «Смоковницу, не приносящую доброго плода, срубают и бросают в огонь».

Сподвижники Кирилла затащили Гипатию в христианский храм. В церкви они разодрали в клочья её одежду, били великую женщину камнями и с живой сдирали кожу при помощи раковин и черепиц.
А когда гордость Александрии перестала дышать, они разрубили её тело на куски и сожгли на костре.

Гипатия Александрийская была варварски замучена во время великого поста в 415 году. А епископ Кирилл был канонизирован.

После гибели Гипатии были убиты и многие её ученики. Лишь некоторым удалось уехать из Александрии, которая из образовательного и научного центра превратилась в ничто.

Как писал Ван дер Варден в книге «Пробуждающаяся наука» – «После этих последних вспышек пламя греческой математики погасло, как догоревшая свеча».

Но Кириллу и этого оказалось мало! Он всю жизнь уничтожал труды Гипатии и преуспел в этом.

Её называют дважды убитой, а сочинения Кирилла Александрийского издают до сих пор. Но он не сумел вытравить из истории память о Гипатии.

Позднее учёным по воспоминаниям её современников удалось восстановить биографию самой мудрой женщины Александрии.

Потрясённый Полисфен продолжил было нести людям идеи Гипатии, но через год был убит ударом кинжала одного из убийц Гипатии.

Незадолго до смерти он успел написать книгу «Под звёздами Александрии», которую посвятил любимой женщине.


«В тёмной синеве расступившихся облаков я увидел алмазное скопление плеяд, которое украшала самая яркая звезда на небосклоне. Её луч вдруг коснулся моего сердца, и я с трепетом ощутил ту великую силу, которая, не умирая в веках, будет проливать на землян чудесные дары красоты, учености и героизма».

Много позднее именем Гипатии учёные назвали кратер на Луне.