Можно ли больному простудой прийти в церковь. Можно ли заразиться в храме? Союз онлайн: Честное мнение

«Со страхом Божиим и верою приступите!» - возглашаю я, вынося на амвон из алтаря Чашу.

Православные причащаются. И кто-нибудь обязательно предпримет попытку снять частичку Тела Христова, пропитанного Христовой же Кровью, одними лишь зубами, стараясь во что бы то ни стало не коснуться латунной Лжицы губами. Любой священник сталкивается с подобным явлением брезгливости. Люди боятся заразы.

Причащение всех одной Лжицей из одного Потира является древней практикой Православной Церкви. И эта практика сегодня вызывает у многих крещёных отторжение. Потому как негигиенично. Микробы, вирусы, кто-то чихает, кто-то кашляет, у кого-то вообще, может быть, СПИД, а он об этом даже не знает. Или знает.

По этой причине некоторые члены Церкви Христовой не приступают к самому главному Таинству, о котором свидетельствует Сам Господь: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин.6,53-54).

Христианин избегает вечной жизни, опасаясь подхватить инфекцию и лишиться жизни земной

Возникает щекотливая ситуация, когда христианин избегает вечной жизни, опасаясь подхватить опасную инфекцию и, возможно, лишиться жизни земной, временной. Действительно, на самом деле довериться Богу очень сложно, когда речь идёт о собственном здоровье и, тем более, жизни. Вера в Бога включает в себя не только уверенность в Его существовании, но и полное доверие к Нему. А тут встаёт между человеком и Богом микробиология. Наука, как ни крути.

Мне часто приходилось выслушивать по этому поводу упрёки, которые апеллировали именно к науке. Особенно от врачей, ведь последние десять лет я являюсь больничным попом. Со всеми их теоретическими доводами я непременно соглашаюсь, поскольку микробиологию и вирусологию мне пришлось изучать дольше любого из них: два года в медакадемии плюс ещё год в госуниверситете на «биофаке». Не соглашаюсь лишь с практическими выводами, которые, хоть и не должны расходиться с безупречной теорией, но фактически как раз расходятся.

Я предлагаю своим собеседникам задуматься о том, что самым последним в цепочке всех, кто коснулся губами Лжицы, стоит священнослужитель. Диакон или священник. Он обязан «потребить Чашу» после того, как все причастились. Причём этот процесс чаще всего доступен для созерцания всем прихожанам, ведь самый удобный момент для этого - после заамвонной молитвы. Царские Врата открыты, клирос поёт 33-й псалом, священнослужитель стоит у Жертвенника, доедая и допивая всё содержимое Потира.

В данном случае диакон или священник - живой маркёр (позаимствую этот удачный генетический термин на правах дипломированного специалиста), ходячий носитель статистики распространения инфекции через общую Чашу и Лжицу.

Микробов и вирусов действительно полно в любом храме. По всем правилам, установленным наукой, духовенство должно просто выкашиваться заразой из строя здоровых людей и штабелями укладываться в инфекционные больницы. Да и жить должны недолго, чего уж там.

Но факт состоит в том, что этого не происходит ни сейчас, не было такого ни до революции, ни даже в VII веке, когда Лжица прочно вошла в Византийский богослужебный обряд.

Почему не срабатывает наука? Неужели могли ошибиться врачи и биологи?

Но почему не срабатывает наука? Неужели могли ошибиться врачи и биологи? Ведь столько исследований было совершено, столько диссертаций написано, столько клинических исследований тех же... Никоим образом не ставя под сомнение авторитет уважаемой мной микробиологии, хочу сказать, что ответ на этот трудный вопрос лежит вовсе не в области знания, но в области веры человека, который, будучи христианином, доверяет себя своему Творцу и Спасителю.

А уж где действует Бог, там, как я верую, «побеждаются естества уставы».

Наступают выходные, планируется семейный поход в церковь. Если в храме душно и довольно тесно — невольно вспоминаешь рекомендации терапевтов избегать подобных мест. Стоит ли надеть маски — хотя бы детям? А прикладываться к иконам? Прот. Максим Козлов не советует отказываться от службы из страха перед гриппом, если только мы сами не понесем вирус в храм.

Не благочестие ли наших предков становилось причиной эпидемий Cредневековья (ведь к святыням тогда прикладывались почти все)? Священникам приходится сталкиваться с опасениями прихожан не только в последние месяцы. Все мы прикладываемся к иконам и кресту — не рискуем ли мы получить вместо благодатной помощи вирус?

— Отец Максим, можно ли заразиться в храме?

— Конечно. Чем угодно. Можно заразиться дурными манерами, можно заразиться ревностью благочестия, можно заразиться любовью к церковному пению и можно заразиться неправильным пристрастием к священнослужителю. Можно заразиться гриппом. Тогда, когда эпидемия гриппа имеет место и когда рядом стоят два человека, которые на тебя усиленно кашляют.

В данном случае, нельзя считать храм местом, защищенным в период массовых эпидемий от всех инфекций, неважно — гриппозных или холерных, и всем стекаться под своды храма, имея в виду именно защиту от бактериологических вирусных воздействий (или радиации, в случае тех или иных аномальных или террористических явлений). Храм — это лечебница, где наши души врачуются к спасению. Но невозможно предположить, что, например, у ребенка сойдет на нет или не возникнет кариес, если он регулярно и даже благоговейно будет молиться перед образами святых. Поэтому не мешает человеку и самому принимать естественные меры благоразумной предосторожности.

— Например, надеть маски, хотя бы детям? В храме может быть тесно и душно, а дети находятся в группе риска.

— Думаю, что и к данному случаю следует нам приложить общий принцип, которым хорошо бы нам всем, православным христианам, руководствоваться в своей жизни, — стараться идти средним, царским путем, не впадая ни в какие крайности. Еще один принципиальный критерий поведения — избирать пользу ближнего, а не свою, прежде думать о других. Как применить это к данной ситуации? Например, мы видим, что мы кашляем и чихаем, из носа и глаз течет что-то трудноопределимое, температура, может быть, не 38,9, но явно какие-то явления нездоровья ощущаются в немощном нашем телесном составе. В таком случае, конечно же, проявлением христианской любви будет остаться дома и детей своих в храм не водить, если с ними что-то подобное происходит. Даже если мы уверены, что именно в таком состоянии им полезнее всего причаститься. Ведь там будут и другие дети, на которых они будут чихать и кашлять, дышать бациллами, микробами и вирусами.

— А если грипп скоро свалит с ног, а душа тем более просит Причастия?

— Если уж очень хочется нам приобщиться Святых Христовых Тайн в полуболезненном состоянии, то разумно будет, например, прийти в какой-то будний день в храм, где людей будет немного и мы сможем стоять от них в сторонке (о священнике можно думать меньше: ему по долгу службы полагается с любыми людьми общаться, с контингентом и здоровым, и нездоровым — и душевно, и физически; он выдержит). Если же мы совсем немощствуем, то надо договориться и позвать батюшку домой, что в большинстве приходов достаточно легко организуется.

— Если иметь в виду эту сторону вопроса — наши собственные страхования по поводу свиного и других видов гриппа, ОРВИ и прочих заболеваний, для начала предложу одно рассуждение. Ходим ли мы при этом на работу, отпускаем ли детей на учебу, пользуемся ли общественным транспортом, как правило, в час пик предполагающим немалое скопление народа? Не перешли ли мы еще на осадное положение, так что передвигаемся только короткими перебежками, минуя общественный транспорт?

— Может быть, если страшно, просто воздержаться на время от посещения храма?

Если не перешли — в школу и на работу ходим, в метро ездим, — то вспомним, что храм, в отличие от троллейбуса или среднего учебного заведения, имеет еще и некоторое молитвенное ограждение.

Я даже не буду сейчас говорить об объективном характере того, что храм есть дом Божий, святыня, а не клуб. Люди, собирающиеся в церковь, в отличие от людей, едущих случайно вместе в автобусе, и внутренним, и внешним образом расположены к поддержке и соучастию друг к другу — и молитвенному, и практическому. Если мы все это взвесим и подумаем, то для большинства из нас станет ясным, что пересиживать эпидемию гриппа дома именно по отношению к Церкви у нас, наверное, оснований нет.

— Все же, уместны ли медицинские маски на богослужении?

— Об этом я бы порассуждал также в категориях возможного соблазна, причиной которого для других людей мы можем стать. С одной стороны, если мы нездоровы, то лучше остаться дома. С другой стороны, если мы боимся, что другие на нас начихают, то, может быть, правильнее будет больше другого остерегаться: заявившись в таком виде на богослужение, мы кого-то смутим, кого-то отвлечем, в чьей-то душе посеем опасение, что сами мы больны. Человек вместо молитвы на службе будет думать о том, с кем он рядом стоит. Не создадим ли мы вокруг себя в «тесном» храме, о котором идет речь, метровый пояс пустоты, поскольку другие будут стараться нас избегать, и тем самым засунем людей еще в большую тесноту. Многие еще и чесночком закусят для пущего отогнания зловредных вирусов, микробов и бактерий. Так что, по крайней мере, до особого усложнения эпидемиологической ситуации я бы советовал от стояния в масках на богослужении воздержаться.

— Можно ли заразиться через Причастие?

— Наконец, мы подошли к главному. Если мы — православные христиане, верующие в то, во что верит Святая Православная Церковь, то считать, что через Причастие Святых Христовых Тайн способна передаваться инфекция, мы не можем. Просто не можем. Этим в некотором смысле проверяется наша вера. Или для нас это только какое-то умозрение, и при первом прикосновении страхования эта так называемая вера рассыпается в прах. Или мы верим, что это святыня всепобеждающая, огонь попаляющий, служащий нам во здравие души и тела.

Это — абсолютная вера Церкви, совершенно рационально подтверждаемая фактом того, что причащение под двумя видами (и Телом, и Кровью со лжицы), которое всегда было на православном Востоке и на Руси, никогда не приводило ни к поголовному вымиранию православных народов при эпидемических заболеваниях (в том числе и в средние века), ни к тому, чтобы пресекалось духовенство. Духовенство точно должно было бы в таком случае вымереть, потому что всякий раз священник или диакон потребляет Святые Дары. Если мирянин может не причащаться на той или иной Литургии, то священник всякий раз потребляет Дары, имея в виду всех, часто не очень здоровых, причастников, которые приступают к Чаше. Что же, наблюдаем ли мы повышенную заболеваемость ОРВИ или другими классическими респираторными заболеваниями среди клириков? Конечно, нет.

— Стоит ли прикладываться ко кресту, к иконам?

— В отношении целования икон и креста многое будет определяться мерой нашей веры. Скажу так: иной раз лучше приложиться лобиком, чем со страхованием и с двоящимися мыслями подходить к иконе. Или даже постоять и помолиться в сторонке, прося Бога укрепить нас в нашем маловерии, если мы чувствуем, что колеблемся, видя, как перед нами приложился человек, громко чихающий и явно нездоровый. Или, если мы имеем дерзновение, можно возложить упование на Бога и, ничтоже сумняшеся, ничтоже бояся приходить и прикладываться к святыне. На этот вопрос каждый должен ответить для себя сам.

Кроме того, следует указать, что в очень многих храмах главные иконы и святыни регулярно протираются присматривающими за ними труженицами свечного ящика и другими усердствующими прихожанками. Так удаляются внешние наслоения: кто в помаде поцелует, кто еще как. Думаю, правильно поступят те священнослужители, которые в этой ситуации попросят своих помощников и помощниц по поддержанию церковного благолепия отнестись к этим обязанностям с особым тщанием.

— Людей смущает также необходимость приложиться к руке священника при благословении, особенно если он, придя в храм, еще не успел руки после метро вымыть.

— Священники Русской Православной Церкви в семинариях в числе многих других дисциплин изучают предмет под названием «пастырское богословие». В частности, в учебнике непременно есть раздел о внешнем поведении священника. Всех нас, уверяю, учат и основам общечеловеческой культуры (как и основам пастырской культуры). Предполагается, что каждый священник знает: в храм он должен прийти опрятно причесанным, умытым, почистившим зубы, помывшим руки. Кроме того, напомню, что, по уставу богослужения, во время Божественной Литургии священник вновь в некоторые моменты совершает омовение рук. Поэтому, когда вы будете подходить к Чаше, предполагать, что длань священника кишит зловредными маленькими существами, нет особенных оснований.

— А если священник чувствует себя больным, а служба без него не состоится?

— Тут простой ответ: пока ноги держат — служи, а как перестанут — не служи. Уж про нашего брата священника можно сказать: что можно себе пожелать, как не помереть после совершения Божественной Литургии. Думаю, что благоразумный священник постарается при этом немного отстраниться от своих прихожан, чтобы их не заражать, даже во время исповеди. Пусть лучше будет служба, доколе есть силы ее совершать, чем вовсе не будет богослужения.

Александра Кузьмичёва (Сопова)

Даже если предположить, что Бога нет, Библия всё равно останется важнейшей книгой в истории человечества. Культура, философия и законы целых цивилизаций опирались на неё. Для верующих это священная книга, для неверующих - увлекательный и масштабный эпос, сборник древних мифов с битвами, драмами и чудесами.

Но мифы есть не только внутри Библии - не меньше мифов бытует вокруг неё. Массовая культура, фольклор и интерпретации богословов изменили наше представление о библейских героях и событиях до неузнаваемости. Итак, Библия вовсе не утверждает, что…

…ЗЕМЛЯ ПЛОСКАЯ | Миф

В отличие от мифологии древних индийцев или скандинавов, Библия не описывает фантастический мир с гигантскими слонами на черепахе, обвивающими мир змеями или ясенями размером с галактику. Упоминается лишь, что Бог «восседает над кругом Земли», которая «повешена над ничем». Это можно трактовать по-разному - то ли диск, то ли шар в космическом пространстве. Мелькающие время от времени термины типа «тверди» и «оснований Земли» тоже очень неопределённы.

Авторы Библии считали вопрос об устройстве Вселенной неважным - к счастью для потомков. Туманность формулировок позволяет христианству тысячелетиями оставаться гибким в каверзных вопросах науки. Земля шарообразная? Так Библия и не утверждала обратного.

…ДЬЯВОЛ - ЭТО КОЗЛОНОГИЙ АНТИ-БОГ | Миф

Сатана в нынешнем представлении - это смесь из нескольких разных отрицательных библейских персонажей.

«Диаволос» - греческий перевод слова «сатан», которое на иврите значит «обвинитель» или «оппонент». В Ветхом Завете оно много раз употребляется в этих значениях, чаще всего в отношении людей.

В Книге Иова Бог спорит с неким ангелом, названным «сатана», но и это не рогатый суперзлодей, а просто «оппонент в споре», отнюдь не враждебный Богу. Так же и падший ангел Люцифер известен лишь из гневных пассажей в адрес Тира и Вавилона, которым авторы Библии предрекали падение. Дьявол появляется собственной персоной в Евангелиях, но и там он скорее искуситель, испытывающий волю Христа, чем «Бог со знаком минус». Красную кожу и рога сатане, видимо, подарил Зверь из Книги Откровений. Остальное, включая покупку душ и копыта как у сатира, - фольклорные фантазии.

И кстати, Змей из Эдемского сада, согласно Книге Бытия, просто хитрое животное. Эго уже потом богословы додумались до интригующей идеи, что Змеем мог прикидываться главный злодей христианства.

…АНГЕЛЫ - ЭТО ЛЮДИ С КРЫЛЬЯМИ | Миф

Этот образ - фантазия художников и скульпторов. В Библии помощники Бога описаны куда более сюрреалистично. Серафимы, появляющиеся в Книге Исайи, действительно имеют крылья - целых шесть, двумя из которых каждый ангел закрывает лицо, чтобы не обжечь других своим сиянием. У херувимов (одним из которых был Люцифер) четыре лица - льва, быка, орла и человека, их тела - нечто среднее между телами этих животных, а глаза у них на крыльях. А офанимы из Книги Иезекииля вообще выглядят как колёса в колёсах, покрытые глазами по всему ободу.

Жаль, что в массовую культуру вошли скучные амурчики. Реальная Библия - это готовый материал для фильма Дель Торо!

...АД - ЭТО ПЫТОЧНАЯ С КОТЛАМИ И ВИЛАМИ | Миф

Об аде и вообще о загробной жизни Ветхий Завет говорит крайне мало. Древние иудеи после смерти попадали в «шеол», царство теней, похожее на греческий Аид. От прижизненной «кармы» их посмертие не зависело. Цель жертвы Иисуса, согласно Новому Завету, была как раз в том, чтобы подарить людям загробную жизнь в раю - только праведникам, конечно. Грешники отправляются в «Геенну огненную» - место гибели души. В реальности Геенна (Ге Хинном) - это долина около Иерусалима, считавшаяся нечистым местом (якобы там в древности приносились жертвы Ваалу), и её название использовалось как метафора. Ранние христиане, трактовавшие слова Христа, решили понимать Геенну как антирай, куда после смерти отправляются недостойные.

Что до чертей с вилами, котлов и прочих популярных образов, ими мы в основном обязаны фольклору. А ещё Дайте, придумавшему девять кругов Ада, распределение по ним

…У АДАМА И ЕВЫ БЫЛИ ТОЛЬКО СЫНОВЬЯ| Миф

За этим утверждением обычно следует вопрос: «И как же от Каина и мёртвого Авеля появилось человечество?» Но авторы Книги Бытия не могли оставить таких сюжетных дыр. У Адама и Евы были и сыновья, и дочери, точное число которых в Библии не указано. По имени назван только их третий сын Сиф, предок Ноя, от которого, по библейскому мифу, и происходят современные люди. Просто с Сифом и прочими детьми, в отличие от Каина и Авеля, ничего интересного не приключилось.

…СОДОМ И ГОМОРРА ПОСТРАДАЛИ ЗА ГОМОСЕКСУАЛИЗМ | Миф

На самом деле, согласно Книге Бытия. Содом и Гоморра получили кару по совокупности своих злодеяний, на которые их жертвы жаловались Богу. Последней каплей стала попытка жителей Содома напасть на ангелов (в человеческом облике), гостивших в доме праведника Лота. То есть «содомией» следовало бы называть не однополый секс, а нарушение законов гостеприимства.

…МОИСЕЙ БЫЛ РОГАТЫМ | Миф

Это забавное заблуждение бытовало в Эпоху Возрождения: ветхозаветного пророка изображали с рогами, как у сатира. Великий Микеланджело изваял рогатую статую Моисея для Ватикана. А конспирологи позже строили версии, что Моисей был из народа рогатых людей или что его прототипом был Пан.

На самом деле, как гласит Книга Исхода, после встречи с Богом на горе Синай лицо Моисея испускало сияние. Переводчик Вульгаты, латинской версии Библии, принял слово «карай» - «сиять» за «керен» - «рог». Даже зная об ошибке, художники в дань традиции часто изображают Моисея с двумя лучами, исходящими изо лба, словно рога.

Вопреки другому заблуждению, Моисей был вовсе не мирным проповедником вроде Иисуса. Ветхий Завет описывает, как он своими руками убил египтянина-надсмотршика, а, став вождём евреев, нередко водил их в завоевательные походы на другие народы. Так что будущий фильм Ридли Скотта «Исход: Цари и боги» почти не преувеличивает, показывая Моисея царём-воином.

КНИГА ИЛИ КНИГИ?

Те, кто думает, будто Библия - это одна книга, заблуждаются. На самом деле это скорее книжный цикл. И Ветхий, и Новый Заветы состоят из множества книг разных авторов, порой живших в разные тысячелетия. Кстати, вопреки ещё одному заблуждению, христиане не утверждают, что Библию написал сам Бог. Они лишь считают её авторов вдохновлёнными Богом.

…НОЙ СПАСАЛ КАЖДОЙ ТВАРИ ПО ПАРЕ | Миф

Предусмотрительный Ной брал на ковчег не по два, а по семь животных каждого вида, кроме тех, которые у иудеев считаются «нечистыми», например свиней. Нечистых он действительно спасал только по два экземпляра. Почему об этом забыли, нетрудно понять: в христианстве идеи нечистых животных не осталось. А в русском «каждой твари по паре» ещё и рифмуется.

…ИИСУС РОДИЛСЯ 25 ДЕКАБРЯ | Миф

Ни в одном Евангелии не сказано ни слова о дате рождения Христа. Праздник середины зимы, который сейчас празднуется как Рождество, существовал в Европе до распространения христианства и назывался Йоль или Нуль. День почитания Иисуса просто приурочили к этому празднику.

Кстати, волхвов, принесших дары младенцу Христу, было… невесть сколько. Версия о трёх волхвах родилась потому, что они принесли три дара: золото, ладан и смирну.

…МАРИЯ МАГДАЛИНА БЫЛА БЛУДНИЦЕЙ | Миф

Профессия Магдалины в Евангелиях не упоминается. Известно лишь, что Иисус изгнал из неё бесов, после чего Мария стала его ученицей и спутницей. А в другом месте Евангелий рассказана история о блуднице, которую толпа хотела побить камнями. Иисус остановил толпу, озадачив её философским афоризмом «Кто сам без греха, пусть первым бросит камень». После этого блудница немедленно исправилась и стала вести добродетельную жизнь. Только в VI веке папа Григорий I постановил считать, что речь в двух преданиях идёт об одной и той же женщине. Канонической эта версия считается лишь у католиков.

…ИИСУС НЁС СВОЙ КРЕСТ ОДИН | Миф

Образ Христа, волочащего тяжеленный крест к месту казни, стал настолько каноническим, что превратился в поговорку («нести свой крест»). Тем удивительнее, что три из четырёх Евангелий описывают этот эпизод совершенно иначе: крест к месту казни тащил рабочий Симон Кирениянин. Только евангелист Иоанн настаивает, что крест нёс сам Иисус. Церковная традиция примиряет спор авторов Библии: сперва крест нёс Христос, а Симона позвали на помощь, когда тот обессилел.

СВЯЩЕННИКИ ПЕРЕПИСЫВАЮТ БИБЛИЮ

Любимая тема конспирологов и маргинальных историков: якобы изначально текст Библии был совсем другим, но хитрые священники его утаили. А нынешняя Библия, дескать, результат многократных переписываний злодеями из Ватикана.

На самом деле древнейшие из сохранившихся рукописей Евангелия датируются II-III веком нашей эры. Написаны они на древнегреческом - любой, знающий этот язык, может проверить, что в них сказано. Древнейшие же копии Ветхого Завета (часть свитков Мертвого моря) и вовсе старше христианства на двести лет. Библия - не статья в Википедии, которую можно исправить сразу для всех читателей. Нельзя переписать все рукописные копии разошедшиеся за столетия по Европе и Азии и прочитанные тысячами людей. Любой перевравший священное писание был бы уличен обладателями старых книг и объявлен еретиком. В Средние века сжигали и за меньшее. Так что «секретной настоящей Библии» не существует, как бы о том ни мечтали авторы вроде Дэна Брауна.

, профессиональный врач, хирург:

Водительство Святым Духом христианина во спасение осуществляется через Церковь. Центром же духовной жизни являются таинства и, прежде всего, Евхаристия.

Церковное благочестие предполагает почитание святынь – мощей угодников Божьих, икон, других святых предметов, которое выражается в том числе в их благоговейном лобзании.

У некоторой части воцерковляющихся людей в период возникает вопрос, а можно ли причащаться или прикладываться к иконам в этот опасный период, когда так легко получить заболевание.

При ответе на этот вопрос следует отдельно рассмотреть причастие и благочестивое целование икон и других святынь.

В случае Евхаристии благоговение перед таинством должно быть таковым, чтобы снимать всякий страх не только перед болезнью, но и перед смертью, потому что Господь есть Жизнеподатель.

В самой молитве перед причастием мы просим Бога: «…Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела ».

То есть Церковь твердо исповедует, что причастие не только никогда не может (даже косвенным образом) стать причиной заболевания, но, напротив, ведет нас к всецелому выздоровлению не только души, но и тела.

Есть только одна причина, по которой спасающее и исцеляющее действие Святого Духа через таинство Евхаристии может оказаться недейственным на конкретного человека: «аще недостойно причащались». Апостол Павел пишет о том, что многие из нас болеют, потому что недостойно причащаются. «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает». ().

Поэтому недостойное причастие само по себе ведет человека к болезни. И тут уже не помогут никакие внешние способы защититься от болезни, хоть помести такого человека в стерильные условия. Необходимы покаяние и перемена внутренней жизни. Но и в этом случае причиной болезни является не Таинство, а нераскаянный грех.

Эпидемии всегда были, есть и будут. На протяжении двухтысячелетней истории Церкви болезни всегда существовали, но в православной традиции причастие из одной Чаши и лжицы сохранялось. При этом никаких научных фактов, что именно так распространялись эпидемии, не существует.

С позиции врача и священника, даже постановка вопроса о возможности заражения какой-либо болезнью через Причастие безумна.

Теперь о благоговейном лобзании святынь в период .

Здесь хотя мы и говорим о святом предмете, каким является икона или рака с мощами подвижника, благоговейная духовная напряженность в этом случае не имеет того запредельного абсолютного трепета, которое мы призваны иметь перед Чашей. Даже говоря о разных святынях, нужно различать степень достоинства предмета: будет ли это прославленная чудотворная икона, частичка мощей или это репродукция святого изображения. Понятно, что в случае с мощами или чудотворным образом наши чувства, вера и, следовательно, образ отношения к святыне приближается к тому образу, который мы имеем по отношению к Евхаристии.

Верующий знает, что от святого предмета, к которому мы приникаем с верой и упованием, будет только духовная и телесная польза.

И в этом случае вера имеет первостепенное значение, ибо по вере дается человеку. Но к иконам, у которых нет славы чудотворных, а тем более к печатной иконной продукции можно относиться с простым благоговением, не имеющим такой трепетности, как по отношению к мощам святых или чудотворным образам.

Думаю, поскольку всё вышесказанное не означает пренебрежение медицинскими знаниями и правилами, не будет греха в период эпидемии из медицинских соображений, особенно если прихожанин чувствует, что сам заболевает, воздержаться от целования всех икон в храме.

Да и вообще в период эпидемии особенно важно соблюдать правила гигиены и защищать себя и других всеми способами. Но делать это нужно разумно. Например, если сейчас речь идет об эпидемии респираторных вирусных инфекций, важно знать, что основной путь передачи таких заболеваний – воздушно-капельный, а не контактно-бытовой. Это означает, что основной метод защиты – по мере возможности воздерживаться от посещения мест, где есть больные люди. При общении же больного с другими людьми – ношение медицинской маски.

Резюмируя всё вышесказанное, можно сказать, что при контакте со святынями человек не может получить никакого вреда. А соблюдение правил медицинского характера может внести в распорядок жизни христианина коррективы. Например, в случае начинающегося заболевания и если нет особенной духовной необходимости, можно пропустить посещение храма и почтить воскресный день или другой праздник домашней молитвой.

Правда, есть и обратное правило – если человек имеет настоятельную необходимость в покаянии и причастии, то ничто не должно остановить верующего. Поэтому в Церкви существует практика посещения священниками тяжелобольных (даже если это носители опасных инфекций) дома или в больнице. Особенно важно напутствовать Святыми Дарами в случае приближения смерти.

Причастие и благоговейное с верой прикосновение к святыням никогда не повредит верующему человеку. Наоборот, по благодати, действующей соразмерно вере, приведет нас к всецелому исцелению и в конечном итоге к вечному спасению.

Больному стоит воздержаться от посещения церкви

Иеромонах Феодорит (Сеньчуков)

, врач скорой помощи:

Мы причащаемся во исцеление души и тела – неужели Господь Своими Телом и Кровью не победит микробы или вирусы? В распространение эпидемии через Чашу я не верю. Если кому-то Господь попустит болезнь, то это возможно и без участия в таинстве.

Другое дело – надо ли ходить в храм, если вы уже болеете.

Больному стоит подумать о других людях и, чтобы никого не заражать, воздержаться от посещения церкви.

Но это не значит, что человек из-за болезни должен прекратить духовную жизнь. Если человек привык причащаться еженедельно, стоит поговорить с духовником – либо священник навестит и причастит болящего, либо благословит помолиться самостоятельно, не причащаясь.

Причащая ребенка, взвесьте все «за» и «против»

, педиатр высшей категории, кандидат медицинских наук:

Можно ли причащать младенца в ? Вопросы, относящиеся к духовной жизни (как, впрочем, и относящиеся к медицине), чаще всего не имеют универсальных ответов. Слишком многое тут зависит от конкретного человека и его текущих обстоятельств. Хоть в последние годы и закрепилась тенденция к построению общих алгоритмов, по которым человек ведет духовную жизнь или заботится о своем здоровье.

Я могу посоветовать родителям внимательно взвесить все обстоятельства «за» и «против», и принять самостоятельное решение.

Нужно ли сильно опасаться заразить ребенка, не маловерие ли это? Если у ребенка крепкое здоровье, а у мамы под рукой весь арсенал средств для профилактики и лечения гриппа – наверное, такими опасениями можно и пренебречь ради приобщения к Телу и Крови Христовым. Если у ребенка есть серьезные проблемы с иммунной системой (или он получает препараты, подавляющие иммунитет); если малыш страдает хроническими заболеваниями сердца, легких или головного мозга – то этого человечка не нужно сейчас вести в храм, даже если его родители дерзновенны в вере.


Вспомните слова святителя Феофана Затворника: «На чудо надеяться – Бога искушать».

И потребность в причастии Святых Тайн тоже может быть не одинаковой – у разных людей и в разные моменты их жизни. Так что – взвешивайте и решайте.

Подготовили Анна Уткина, инокиня Евгения (Сеньчукова)

Да практически всем.

Литургия – главное богослужение православной церкви – заканчивается причащением верующих Святыми Христовыми Тайнами, или Святыми Дарами. Что же это такое? Согласно христианским представлениям, во время литургии приготовленные заранее хлеб и вино превращаются в истинные Тело и Кровь Христа. В конце литургии священник из алтаря выносит чашу со Святыми Дарами, читает молитву и начинается причащение. Верующие под пение «Тело Христово примите, источника бессмертия вкусите» благоговейно вкушают Святые Дары.

Внешне Святые Тайны выглядят как кусочки размякшего белого хлеба, пропитанные сильно разбавленным столовым вином (кагором), и верующие из одной ложки, часто облизывая её языком и губами, поедают эти кусочки хлеба. Как священник, прослуживший в церкви двадцать лет, могу сказать, что некоторые причастники при этом испытывают религиозное воодушевление или пытаются его изобразить, но большинство верующих делает это из чувства религиозного долга. Но главное то, что из одной ложки – на церковном языке она называется «лжица» – может причащаться до двухсот человек, через слюну передавая друг другу своих глистов, вирусные и бактериальные инфекции. То, что организм каждого человека содержит в себе, как правило, множество известных болезнетворных микроорганизмов, бактерий и вирусов – сейчас является медицинским фактом.

Активность бактерий и вирусов в организме зависит от компетентности иммунной системы человека. Плохая экологическая обстановка крупных городов, пожилой возраст и хронические болезни людей снижают эффективность иммунной системы. Таким образом, церковь становится зоной повышенного риска инфицирования глистами, бактериальной и вирусной инфекцией – ведь основной и постоянный контингент верующих состоит из пожилых и больных людей, пришедших в церковь за исцелением. И причащаются они ради своего исцеления из одной ложки-лжицы!

Убеждение в том, что Святые Тайны уничтожают бактериальную и вирусную инфекцию, является всего лишь предметом веры человека. Глисты, болезнетворные бактерии и вирусы живут по своей «вере», суть которой – размножение и распространение. В этом смысле они очень «любят» церковь. Православная традиция целования икон, мощей, крестов и рук у священников, даже если они очень святые, также способствует передаче инфекции.

Может быть, постоянная агрессивность, раздражительность и подавленное настроение многих верующих связаны с глистами и хроническими инфекционными процессами, которые постоянно поддерживаются традиционной церковной жизнью?..

После литургии священнику предстоит совершить для своего здоровья самое страшное – то, что осталось в чаше после причастия, необходимо съесть, или на церковном языке – «потребить». А в чаше к этому времени находится смесь из совершенно раскисших кусочков хлеба и человеческой слюны, которая попадает в чашу со лжицы во время причащения. Обычно потребляет чашу диакон, но если его нет или он как-то смог увильнуть от этого, то потребление святыни достается священнику. Правда, любители алкоголя – священники и диаконы – потребляют чашу с большим удовольствием, тем более что после потребления полагается порция кагора. Здесь уместно заметить, что, по моим многолетним наблюдениям, среди духовенства и церковных прихожан очень мало здоровых людей.

Когда я ушел из церкви, то первым делом занялся чисткой своего организма от не очень святых даров, полученных во время службы. Воздержусь от интимных подробностей, но только скажу, что на это ушло несколько лет. Лечение одного иерсиниоза заняло полгода.