Условия возникновения культа личности. Разоблачение культа личности Cталина 118 что такое культ личности

Понятие культа личности

Заводя разговор о понятии культа личности, необходимо упомянуть об увеличении или даже обожествлении человека, который стоит во главе государства или какой-то религиозной организации, к примеру, церкви. Его роль в жизни государства и функции, которые он исполняет, завышаются до громадных размеров, а власть признается неоспоримой или быть может священной, в зависимости от идеологии и отношения к религии. Власть вождя одарена почетом как отданная свыше, а сам он в осознании собственного народа наделен некоторыми сверхчеловеческими способностями, к примеру, по собственному усмотрению изменять ход истории либо непосредственным образом ведать судьбами любых гражданин государства. Наиболее часто данное явление образуется в государствах авторитарного и тоталитарного государственного строя.

Явление культа личности

Культ личности проявляется в возвеличивании конкретной личности, как правило, эта личность является государственным деятелем, посредством пропаганды, в произведениях культуры, документах, законах государства. Пропагандируется в частности то, что личность обладает многочисленными талантами во всех сферах человеческой деятельности, ей приписаны:

  • необычайная мудрость;
  • способность предвидения будущего;
  • выбор единственно правильного решения, которое является определяющим для благополучия народа и пр.

В государственных учреждениях развешиваются портреты такого вождя, на демонстрациях индивиды одевают его изображения, возводятся постаменты. Дополняя список черт выдающегося государственного деятеля личности приписываются лучшие человеческие качества, такие как:

  • доброта;
  • любовь к животным и детям;
  • простота в общении;
  • способность сойти к нуждам и чаяньям простых людей.

Хоть такое обожествление представителей власти случалось во все временные периоды, термин «культ личности» более часто используют в характеристиках социалистических и тоталитарных режимов.

Замечание 1

Самые известные культы личности - Сталина и Мао Цзедуна.

На протяженности истории большая часть государственных деятелей претендовала на некоторые выдающиеся качества. В абсолютных монархиях короля, императора, царя, султана и т.п. практически возводили в божественный статус. Утверждалось, что монарх является воплотителем божественной воли или сам представляется божеством, то есть полубогом. Обожествление правителя наиболее характерно для Китая периода империи, древних Египта и Римской империи.

При развитии революционного движения в Европе в 18-19 веках монархам становилось сложнее поддержать идею собственной божественной избранности. В это же время развитость техники и науки передали в руки политическим деятелям изобретения, необычайно способствующие пропаганде собственной личности: звукозапись, фотографию, кинематограф, средства пропаганды и рекламы. Конкретно при помощи данных новейших средств по промывке мозгов создавались грандиозные культы личности 20 века. Критика культа личности традиционно обращалась на диктаторские режимы:

  • Сталина при СССР;
  • Гитлера при Германии;
  • Мао Цзедуна при Китае;
  • Ким Ир Сена при Северной Корее.

В период подъема их управления данные лидеры обладали почетом как богоподобные вожди, которые не способны совершить ошибку. Везде развешивались их портреты, писатели, художники и поэты рождали произведения, которые раскрывают разнообразные грани неповторимых личностей диктаторов.

Замечание 2

Критика культа личности образовывалась в связи с тем, что возвышение конкретных личностей начало совершаться в революционных движениях, которые по идее должны были находиться в борьбе за равноправие всех членов общества.

Одними из первейших критиков являлись Энгельс и Маркс, что не мешало их последователям поддержать культ их личностей даже после смерти. Маркс писал Вильгельму Блосу: «…Из неприязни к любому культу личности я во время жизни Интернационала никогда не пускал к огласке множественные обращения, в которых были признаны мои заслуги, которыми мне надоели из различных стран, - я даже никогда не давал ответа на них, разве что только иногда за них отчитывал. Первое вступление Энгельса и мое в тайное общество коммунистов происходило на том условии, что из устава будет исключаться все, что способствует суеверному преклонению перед авторитетами.

Хотя Маркс и Энгельс относились неодобрительно к культу личности при жизни, избежать посмертного обожествления им не удалось. Энгельс имел схожие взгляды: «И Маркс, и я, всегда были настроены против любых публичных демонстраций в отношении к конкретным лицам, исключая лишь те случаи, когда это обладало какой-либо значительной целью; а наиболее всего мы являлись противниками таких демонстраций, которые при нашей жизни коснулись бы нас лично».

Замечание 3

Наиболее известным разоблачителем культа личности стал Хрущев, который выступил в 1956 году на 20 съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором он развенчивал культ личности умершего Сталина.

После разоблачения культа личности Сталина, широкой известности была предана фраза: «Да, при Сталине был культ личности, но была и личность!», которая приписывается разнообразным историческим персонажам.

Самым известным литературным произведением, которое разоблачало культ личности в коммунистических режимах, представляется книга Джорджа Оруэлла 1984 года, в которой выводился образ всевидящего Большого брата, который занят постоянным наблюдением за каждым шагом членов общества. Очень показательно тематика лести правителям раскрывается в сказке Ганса Христиана Андерсена «Новый наряд короля». Известности предался также комикс Херлуфа Бидструпа, который получил название «Культ личности». Социальные психологи имеют убеждение, что появление явлений, таких как, культ личности либо поклонение идолам обусловлено конкретной общественной средой. Само общество формирует последующие предпосылки для образования подобного культа личности.

Культ личности – восхваление или превознесение отдельной личности. Чаще всего в роли объекта восхищения выступает видный государственный или политический деятель. Ярким примером культа личности было возвеличивание Иосифа Сталина с помощью средств массовой информации, а также различными видами культуры.

Причины возникновения

Культ личности может сформироваться только при наличии определенных условий в социальной среде. Многие психологи считают, что предпосылками к возвеличиванию отдельной личности является социальная незрелость многих индивидов, а именно их нежелание нести ответственность за собственные поступки и действия. Впоследствии такая система оценок может привести к формированию определенного фиксированно-ритуализированного стиля поведения. Культ личности может возникнуть только в том обществе, в котором наблюдается достаточно низкий уровень образования. Успешная манипуляция общественным сознанием с помощью средств массовой информации и деятелей культуры возможна только при низком уровне критического мышления у населения. Ярким примером такого явление служит формирование культа личности Сталина в СССР. Народ настолько сильно верил в непогрешимость вождя и его всемогущество, что не позволял себе усомниться в правильности его действий. Благодаря проведению репрессий повсеместно искоренялось инакомыслие, что привело только к укреплению страха и трепета перед Сталиным.

Также стоит обратить внимание на особенности менталитета некоторых сообществ. Особенно четко такую закономерность можно проследить в странах Азии и Латинской Америки.

Вероятные результаты

Культ личности, как и любое столь масштабное явление, имеет свои последствия. И эти последствия достаточно негативны не только для отдельных личностей, но и целого народа.

В любой социальной группе, в которой возник культ личности, рано или поздно начинают возникать волнения и сомнения. Возвеличение отдельного человека со временем потенцирует определенные противоречия, которые приводят к осознанию необходимых перемен. Насильно насаждаемый культ личности провоцирует появление групп людей, которые будут стремиться «подорвать» систему изнутри. Таким образом, внутренние противоречия между согласными и несогласными способны разрушить сложившийся образ жизни и мышления.

Культ личности рано или поздно должен быть развенчан в любой социальной ячейке. Поэтому каждому отдельному члену общества приходится по итогу самостоятельно справляться с падением кумира с пьедестала.

Исторические примеры

Культ личности возникает повсеместно, начиная от египетских фараонов и заканчивая современными политическими деятелями. Чаще всего этот прием используется в политической пропаганде. В СССР впервые этот термин использовал Хрущов в своем докладе «О культе личности и его последствиях».

Иосиф Сталин

Наиболее масштабной и известной исторической личностью, который являлся предметом поклонения считается Иосиф Сталин. Именно вокруг него был искусственно создан образ непогрешимого лидера, который принимает только верные решения. Именно с его подачи в средствах массовой информации стали появляться такие обороты речи как «великий вождь», « отец народов» и другие подобные.

Немалую роль в формировании культа личности Сталина сыграли и культурные особенности развития страны в тот период. Его ставили в один ряд с идеологами марксистко-лениниского движения.

В честь его назвали множество населенных пунктов, природные, военные, территориальные объекты. В литературе 30-50х годов Иосиф Виссарионович занимал центральную позицию. Произведения писателей, которые активно использовали образ великого вождя, печатались огромными тиражами и продавались во всех уголках союзных республик. В тоже время благодаря жесткой цензуре подобная литература была практически единственной «формой» советской печати. То же самое можно сказать и о кинематографическом искусстве того времени.

Иосиф Сталин поощрял зарождающийся вокруг его фигуры культ личности и сам приложил для его развития немало усилий.

Адольф Гитлер

В своей книге «Моя борьба» Адольф Гитлер довольно подробно описывал культ личности. В частности он заявлял, что учение М
аркса способно уничтожить саму личность и призвано нивелировать ее значимость для общества.

Самому Гитлеру во время его расцвета присвоили огромное количество всевозможных громких титулов (Первый Рабочий Новой Германии, Величайший Полководец всех времён, Военный Лидер Европы), которые активно использовались в агитационных речах, печатных изданиях. В своей политической и военной кампаниях он активно внедрял в массы образ сверхчеловека, которым являлся и сам.

Он преподносился как идеальная личность, квинтэссенция мудрости и заботы о немецком народе. В искусстве его образ использовался в качестве идеала.

Николае Чаушеску

Румынский президент активно занялся созданием культа вокруг своей персоны в 1968 году. Он вдохновился примером Ким Ир Сена и попытался провернуть подобное в своей родной стране.

Он полностью контролировал средства массовой информации. Также для достижения полного контроля он занимал сразу несколько важных должностей: секретарь коммунистической партии, глава вооруженных сил, председатель верховного совета и многое другое.

В школах дети наизусть заучивали стихи о великом вожде нации, учителя подробно рассказывали о Николае как о гениальном человеке, политике и ученом. Чаушеску поставил перед собою целью задавить любую оппозицию и пресечь все попытки сопротивления в зародыше.

О нем говорили как о человеке, который создал себя сам, без помощи семейных связей или значительных финансовых вливаний. В тоже время он был сильно обеспокоен своей внешностью. Все видео, фото президента проходили тщательный отбор перед публикацией. Николае Чаушеску сильно комплексовал из-за своего небольшого роста и

его старались снимать так, чтоб этот недостаток был незаметен. В 80-х годах такое же внимание стало уделяться и его супруге Елене.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Культ личности как психологический феномен: определение термина и терминологической специфики. Маркс, Энгельс и Ленин о культе личности. Различия между точкой зрения Ленина, Зиновьева и платформой Троцкого-Бухарина в отношении роли и задач профсоюзов.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2014

    Сущность, природа и основные качества политических лидеров; их типология по системе Вебера. Характеристика демократического, авторитарного и нейтрального стилей правления. Причины возникновения культа личности. Определение понятия политической элиты.

    реферат , добавлен 02.02.2012

    Исследование отличительных особенностей тоталитарных режимов, играющих важную роль в мировой политической системе. Обстановка в конце 30-х гг. в СССР, получившая название "культ личности" Сталина. Характеристика тоталитарного режима в данное время.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2015

    Понятие политического лидерства, его история, объективная и субъективная стороны. Природа политического лидерства: теория черт, ситуационная концепция, теория конституентов. Психологические концепции и интерактивный анализ. Культ личности и вождизм.

    реферат , добавлен 05.06.2011

    Культ личности, беззаконие и репрессии как результат борьбы за власть и реализацию политических программ в условиях советского общества. Понятие формального и неформального политического лидерства. Эмоциональная, социальная и деловая позиция руководителя.

    реферат , добавлен 21.06.2011

    Науки о человеке и обществе. Проблемы общественного развития в современном мире. Проблемы лидерства и политического лидерства в России. Лидерство как влияния на других людей. Переход к демократизации политической жизни. Феномен культа личности.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2009

    Основные проблемы личности в политологии. Взаимоотношения личности и власти. Политическая социализация личности. Расширение политического участия, включение в политику все новых слоев населения. Активное участие личности в политической жизни общества.

    контрольная работа , добавлен 28.05.2014

    Исторические аспекты изучения влияния культа личности Сталина на общественную обстановку в СССР. Особенности отношения к Сталину в советском и современном обществе. Процесс ресталинизации в постсоветское время. Организация деятельности сталинистов.

    Не прошло еще и 60 лет, как страна распрощалась с «Великим вождем народа» Иосифом Виссарионовичем Сталиным. Младшее поколение знает его по учебникам истории и передачам, которые то и дело проходят в различных эфирах и раскрывают тайны и подробности его жизни. Старшее же поколение, вернее те, кто остался в живых, до сих помнят времена репрессий и страха, а некоторые и вовсе до сих пор почитают его и готовы пасть перед ним на колени. Так почему же мнения о бывшем правителе нашей страны разнятся, и почему сложился культ личности Сталина? Психология этого явления весьма непростая.

    Причины появления культа личности Сталина

    Само по себе понятие культа личности Сталина появилось сразу же после смерти вождя в 1953 году. Оно получило широкое распространение после появление доклада Н.С. Хрущева на ХХ съезде ЦК КПСС. Но обо всем по порядку.

    Формирование культа личности Сталина началось еще 20-х годах ХХ века. В то время распространенным явлением было применение титулов к различным лидерам государства. Например, С.М. Кирова называли «Ленинградским вождем». Однако вождь должен быть один и этот титул достался Иосифу Виссарионовичу. В 1936 году в газете «Известия» появились первые стихотворения прославляющие «Вождя народа», автором которых является Борис Пастернак. В то же время именем Сталина активно начинают называть различные объекты, заводы, улицы и культурные центры. Тема вождя постоянно появляется в литературе, художественных произведениях, скульптуре и живописи. Усилиями творцов в середине 30-х годов был создан миф о том, что Иосиф Сталин является «отцом народов» и «великим учителем», а также «гением всех времен».

    Немалую роль в формировании и развитии этого мифа сыграло массовое переселение крестьян в города и их трудоустройство на различные Советские стройки и производства. Для большинства граждан 30-40-х гг. ХХ века Сталин в социальном отношении действительно стал более значимым, чем родные отцы. Все дело в том, что сталинский режим был основан на истерии. Немало этому способствовало сексуальное вытеснение и репрессирование почти всех проявлений сексуальности. По этой причине вся сексуальная энергия народа направлялась на самого Сталина.

    Также росту культа личности Сталина в СССР способствовало и разрушение в обществе религиозных представлений и верований. Отказ от веры порождал в психике граждан агрессию и разрушал гармонию между разумом и бессознательным. В итоге опустевшую нишу стала занимать не религия и мораль, а культы руководителей страны – В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого и наконец, И.В. Сталина.

    Разоблачение культа личности Сталина

    Смерть «Вождя народа» 5 марта 1953 года положила начало изменению отношения к руководителю страны, к его личности и ко всему периоду его правления. Уже спустя два месяца после кончины Сталина прекратилось издание его произведений, через год были отменены его премии за укрепление мира и дружбы между народами, а также в области литературы, науки и искусства, которые впоследствии стали государственными.

    Кроме того, состав руководства КПСС и Советского правительства был изменен и секретариат партии возглавил известный деятель Н.С. Хрущев. Именно ему выпало одно из центральных мест в работе по развенчанию культа личности Сталина. Началась реабилитация жертв репрессий, обновление кадров в органах госбезопасности и внутренних дел, а в печати все чаще стала появляться критика культа личности Сталина. Основную же роль сыграл доклад Н.С. Хрущева на 20 съезде КПСС «О культе личности и его последствиях» в феврале 1956 г. Основными тезисами доклада стали сведения о массовых репрессиях, переосмысление его деятельности как руководителя страны и негативных чертах характера «вождя народа». Фактически Хрущев сформировал миф, скрывающий настоящие мотивы действий руководителей страны. Делегаты ХХ съезда КПСС согласились с оценками периода культа личности Сталина, которые высказал Хрущев. Таким образом, своим докладом и последующими действиями Никита Сергеевич фактически уничтожил отца народа в общественных глазах. Ярким тому примером послужило вынесение тела «вождя» из мавзолея на Красной площади.

    Поскольку миф о Сталине как отце народа прочно укрепился в общественном сознании, после его смерти и доклада Хрущева сформировался так называемый «Эдипов комплекс», который характеризовался с одной стороны уничтожением «отца народов», а с другой стороны глубоким чувством вины перед ним. Отказ от культа личности Сталина привел к вынужденному формированию аргументов, оправдывающих такое символическое уничтожение «Вождя народа». И в массовом сознании таким аргументом стала ненависть к И.В. Сталину и всему, что было им создано в период его правления. Последствия такого уничтожения культа личности Сталина привели к тому, что большинство граждан Советского Союза получили тяжелую психическую травму, от которой не могут оправиться и последующие поколения, которые выросли под воздействием родителей, живших при сталинском режиме. Пострадали и руководители власти, которые под действием того же «Эдипова комплекса» стали не способны к адекватной политической деятельности в плане развитии общества, экономики и государственного управления. Это привело к регрессу и коррупции практически во всех сферах деятельности. Таковы итоги культа личности Сталина. И пока граждане России и не смогут реально осмыслить, что стоит за мифологическими образами «вождя народа», в стране не появится настоящая стратегия развития и улучшения конкурентоспособности.

    Любопытно, что в 2008 году состоялись телевизионные выборы «Имя Россия», в рамах которых должен бы определиться самый популярный человек в истории страны. Участниками голосования стали почти 4 498 840 человек. И среди 12 великих исторических деятелей после Александра Невского и П.А. Столыпина третье место занял И.В. Сталин. Этот факт более чем показателен, если учесть, что ни одного из 11-ти участников не проклинали так, как «вождя народа».

    Выражение «культ личности Сталина» получило широкое распространение после появления в 1956 в докладе Н. С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях» и в постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий».

    Проявления культа личности

    Советская пропаганда создала вокруг Сталина полубожественный ореол непогрешимого «великого вождя и учителя». Именем Сталина и его ближайших соратников назывались города, заводы, колхозы, военная техника. Его имя упоминалось в одном ряду с Марксом, Энгельсом и Лениным. 1 января 1936 г. в «Известиях» появляются первые два стихотворения, прославляющее И. В. Сталина, которые принадлежат перу Бориса Пастернака. По свидетельству Корнея Чуковского и Надежды Мандельштам, он «просто бредил Сталиным».

    Имя Сталина упоминается и в гимне СССР, сочиненном С.Михалковым в 1944 году:

    Образ Сталина стал одним из центральных в советской литературе 1930-х-1950-х годов; произведения о вожде писали также зарубежные писатели-коммунисты, в том числе Анри Барбюс (автор изданной посмертно книги «Сталин»), Пабло Неруда, эти произведения переводились и тиражировались в СССР.

    Произведения, прославляющие Сталина, в изобилии появлялись и в публикациях фольклора практически всех народов СССР.

    Тема Сталина постоянно присутствовала в советской живописи и скульптуре этого периода, включая монументальное искусство (прижизненные памятники Сталину, как и памятники Ленину, устанавливались массово в большинстве городов СССР, а после 1945 и Восточной Европы). Особую роль в создании пропагандистского образа Сталина сыграл массовый советский плакат, посвящённый самой разнообразной тематике.

    Именем Сталина прижизненно было названо огромное количество объектов, в том числе населённых пунктов (первым из которых, по-видимому, стал Сталинград в 1925 - в обороне Царицына Сталин участвовал в Гражданскую войну), улиц, заводов, культурных центров. После 1945 города имени Сталина появились во всех государствах Восточной Европы, причём в ГДР и Венгрии Сталинштадт (ныне часть Айзенхюттенштадта) и Сталинварош (ныне Дунауйварош) стали выстроенными практически с нуля в честь вождя «новыми социалистическими городами». Существовал даже проект переименования Москвы в город Сталинодар.

    Аналогичные по характеру, но меньшие по масштабу явления наблюдались и в отношении других государственных руководителей 1930-х-1950-х (Калинина, Молотова, Жданова, Берия и пр.). Сопоставимым с культом Сталина был только (в основном посмертный) культ Ленина, продолжавшийся весь советский период, заниженный в сталинскую эпоху, но вновь и еще с большей силой возвышенный после смерти Сталина.

    Никита Хрущёв, развенчивая культ личности в своём знаменитом докладе на XX съезде КПСС утверждал, что Сталин всячески поощрял такое положение вещей. Хрущёв заявил, что редактируя подготовленную к печати собственную биографию, Сталин вписывал туда целые страницы, где называл себя вождём народов, великим полководцем, высочайшим теоретиком марксизма, гениальным учёным и т. д. В частности, Хрущёв утверждает, что следующий отрывок был вписан самим Сталиным: «Мастерски выполняя задачи вождя партии и народа, имея полную поддержку всего советского народа, Сталин, однако, не допускал в своей деятельности и тени самомнения, зазнайства, самолюбования» .

    Известно однако, что Сталин пресекал некоторые акты своего восхваления. Так, по воспоминаниям автора орденов «Победа» и «Слава» первые эскизы были выполнены с профилем Сталина. Сталин попросил заменить его профиль на Спасскую башню. На замечание Лиона Фейхтвангера «о безвкусном, преувеличенном преклонении перед его личностью», Сталин «пожал плечами» и «извинил своих крестьян и рабочих тем, что они были слишком заняты другими делами и не могли развить в себе хороший вкус». В 1949 году, когда МГУ хотели присвоить его имя, Сталин категорически отказался.

    В учебнике для юридических вузов и факультетов «Теория государства и права», изданном авторским коллективом под редакцией профессора С. С. Алексеева, говорится следующее об одной из причин культа личности Сталина:

    После «разоблачения культа личности» получила известность фраза, приписываемая обыкновенно М. А. Шолохову (но также и другим историческим персонажам): «Да, был культ… Но была и личность!».

    Марксизм-ленинизм, идеологическая основа Советской власти, в теории отвергает вождизм, ограничивая «роль личности в истории», что проистекало из марксистского культа равенства. Однако некоторые учёные считают вождизм естественным следствием ленинизма. Например, русский философ Н. Бердяев считал, что «Ленинизм есть вождизм нового типа, он выдвигает вождя масс, наделенного диктаторской властью».

    В Советской России до 1929 года было распространено выражение «вожди партии». Но после 1929 года это выражение практически исчезло. Конечно, к лидерам государства и партии применялись аналогичные титулы. Так, «Ленинградским вождём» называли С. М. Кирова. Но истинный вождь в «вождистком» обществе всегда и везде может быть только один. Титулы «Великий вождь», «Великий вождь и учитель» по отношению к И. В. Сталину были почти обязательны в официальных публицистике и риторике.

    Мифологизация картины истории

    Основополагающую роль в создании мифологической картины советской истории сыграл созданный, частью лично Сталиным, частью под его редакцией «Краткий курс истории ВКП(б)». Насколько Сталин в своём изложении пренебрегал элементарной логикой, видно из следующего отрывка, касающегося событий 1920 г. - катастрофического по своим последствиям отказа С. М. Будённого выполнить приказ командования и перебросить свою армию на угрожаемый Варшавский фронт:

    Среди мифов, созданных «Кратким курсом», особенно живучим оказался абсолютно ни на чем не основанный миф о «победе под Псковом и Нарвой», якобы одержанной «молодой Красной Армией» 23 февраля 1918 года (см. День защитника Отечества).

    К концу сталинской эпохи из истории революции и Гражданской войны исчезли практически все деятели, реально игравшие видные роли (кроме Ленина); их действия были приписаны Сталину, узкому кругу его соратников (как правило, игравших в реальности второстепенные и третьестепенные роли) и нескольким видным большевикам, умершим до начала Большого Террора: Свердлову, Дзержинскому, Фрунзе, Кирову и другим. Партия большевиков представлялась единственной революционной силой; революционная роль остальных партий отрицалась; реальным лидерам революции приписывались «предательские» и «контрреволюционные» действия, и так далее. В целом созданная таким образом картина носила даже не искажённый, а просто мифологический характер. Также при Сталине, особенно в последнее десятилетие его правления, активно переписывалась и более далёкая история, например, история правления Ивана Грозного и Петра Первого.

    Разоблачение культа личности в СССР

    XX съезд КПСС

    Самым известным разоблачителем культа личности был Хрущёв, выступивший в 1956 году на XX съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором он развенчал культ личности покойного Сталина. Хрущёв, в частности, сказал:

    Культ личности приобрел такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Одним из наиболее характерных проявлений самовосхваления и отсутствия элементарной скромности у Сталина является издание его «Краткой биографии», вышедшей в свет в 1948 году.

    Эта книга представляет собой выражение самой безудержной лести, образец обожествления человека, превращения его в непогрешимого мудреца, самого «великого вождя» и «непревзойденного полководца всех времен и народов». Не было уже других слов, чтобы еще больше восхвалять роль Сталина.

    Нет необходимости цитировать тошнотворно-льстивые характеристики, нагроможденные в этой книге одна на другую. Следует только подчеркнуть, что все они одобрены и отредактированы лично Сталиным, а некоторые из них собственноручно вписаны им в макет книги.

    1961

    В 1961 году тело Сталина выносят из Мавзолея Ленина - Сталина. Начинаются массовые переименования: город-герой Сталинград был переименован в Волгоград, Столица Таджикской ССР Сталинабад - в Душанбе (см. также Список мест, названных в честь Сталина).

    1962

    В срочном порядке паровозы ИС (Иосиф Сталин) были переименованы в ФДп (ФД, пассажирский вариант).

    Культ вне СССР

    Культ личности Сталина был также распространён в большинстве социалистических стран мира. После «разоблачения» культа в СССР, проявления культа личности Сталина на время остались только в Албании, Китае и КНДР.