В каком веке экономическая жизнь. Когда возникла экономическая наука как самостоятельная дисциплина? Раздел i

Экономическая наука - это сфера умственной деятельности человека, функцией которой является познание и систематизация объективных знаний о законах и принципах развития реальной экономической действительности.

Первые попытки изучения отдельных сторон экономических процессов известные еще из работ древних греческих и римских мыслителей Ксенофонта , Аристотеля , Платона , Катона, Варрона , Коллумеллы, а также мыслителей Древнего Египта, Китая и Индии. Эти мыслители исследовали проблемы ведения домашнего хозяйства, земледелия, торговли, богатства, налогов, денег и т.п. Экономическая наука, как система знаний о сущности экономических процессов и явлений начала складываться лишь в XVI - XVII ст., когда рыночное хозяйство начало приобретать общие черты.

Если использовать цивилизационный подход к периодизации развития общества, о котором речь будет идти в теме 2, то основные этапы развития экономической науки можно показать таким образом (рис. 1.1.)

Последователи : Мизес, Хайек, Фридмен и др.

Исторический и логический методы;

Экономический эксперимент;

Экономическое моделирование и др.

Диалектический метод - общий для всех наук метод познания, в том числе и для экономической теории. Он базируется на использовании законов и принципов философии, сущность которых состоит в познании экономических явлений и процессов в их связи и взаимозависимости в состоянии непосредственного развития, в понимании того, что накопление количественных изменений предопределяет изменения качественного состояния.

Научная абстракция как метод состоит в углубленном познании реальных экономических процессов путем выделения основных, существенных признаков сторон определенного явления, очищенных (абстрагированных) от всего случайного, несущественного.

Анализ и синтез как метод исследования применяется в единстве двух его составных. При анализе объект исследования раскладывается на составные части, любая из которых изучается в отдельности; при синтезе происходит объединение разных элементов, сторон объекта в единое целое с учетом взаимосвязей между ними.

Индукция и дедукция . Индукция - это метод познания от отдельного к общему, от знания низшей степени к знанию высшей степени (от фактов к выводам, теориям). Дедукция - метод познания от общего к единичному (проверка гипотез фактами).

Исторический и логический методы используются для исследования экономических процессов в их единстве, целостности. Исторический метод изучает эти процессы в той исторической последовательности, в которой они возникали, развивались и изменялись один за одним в реальной жизни. Логический метод исследует экономические процессы в их логической последовательности, двигаясь от простого к сложному, освобождаясь при этом от исторических случайностей и подробностей, не присущих этому процессу.

Экономическое моделирование - это формализованное описание экономических процессов и явлений (с помощью математики и эконометрики), структура которого абстрактно воссоздает реальную картину экономической жизни.

Экономический эксперимент - искусственное воспроизведение экономических процессов и явлений с целью изучения их при оптимально благоприятных условиях для дальнейшего практического внедрения. В частности, экономический эксперимент дает возможность на практике проверить обоснованность научных гипотез и рекомендаций, чтобы предупредить ошибки и провалы в экономической политике государства.

План

Введение

1. Что означает слово «экономика»?

2.Первобытное хозяйство: основные этапы его развития, черты и особенности

2.1 Эпоха палеолит

2.2 Появление родовой общины

2.3 Эпоха мезолита

2.4 Эпоха неолит. Переход от присваивающего к производящему хозяйству

3. Переход от родовой к соседской общине

3.1 Основные формы соседской общины

Заключение

Используемая литература


ВВЕДЕНИЕ

История экономики - наука относительно молодая. Она зародилась в середине XIX в., выделившись из политической экономии. У ее истоков стояли англичане А. Тойнби и Дж. Эшли, немцы К. Бюхер, М. Вебер, В. Зомбарт, русские М. Ковалевский и Д. Виноградов. В различных странах она называлась по-разному: «история хозяйственного быта», «история народного хозяйства», «экономическая история». В России в последние годы прижилось название «история экономики».

Отсутствие единого общепризнанного названия - результат разного подхода к определению предмета науки. Некоторые ученые рассматривают историю экономики как науку об истории производства в его конкретном многообразии на различных исторических этапах. Русский экономист П. Маслов, в частности, считал, что история народного хозяйства - это история производительных сил, форм их распределения и перераспределения. Авторы учебника «Экономическая история зарубежных стран» (Минск, 1996) предлагают говорить о предмете экономической истории в широком и узком смыслах. По их мнению, предметом экономической истории в широком смысле является «экономическое движение общества, особенности его изменений, трансформация закономерностей такого движения, их связь со всеми сторонами общественной жизни. В узком смысле - это изучение хозяйственной деятельности народов различных стран, развития их производительных сил, смены способов производства».

М.П. Рачков различает «экономическую историю» и «историю экономики», считая последнюю структурной частью первой наряду с историей экономической политики и историей экономической мысли.

История экономики - наука, изучающая экономическую жизнь людей во всем ее многообразии с древнейших времен до наших дней. Объектом анализа являются экономические модели (типы), в которые организуется хозяйственная деятельность человека, механизм функционирования, взаимодействия и взаимовлияния этих систем. Такой подход, на наш взгляд, позволяет сохранить преемственность исторического процесса и показать многовариантность его развития.

Довольно дискуссионным в отечественной историографии является вопрос о периодизации истории экономики. Следует заметить, что и в XIX в. по этому вопросу также не было единомыслия. Немецкий историк и экономист, один из основоположников историко-экономической науки и основателей немецкой исторической школы Ф. Лист, положив в основу периодизации истории отраслевой признак, выделил пять стадий:

Дикости;

Пастушескую;

Земледельческую;

Земледельческо-мануфактурную;

Земледельческо-мануфактурно-коммерческую.

Его последователь Б. Гильдебранд определял периоды развития экономики по способу обмена продукции:

Естественное хозяйство;

Денежное хозяйство;

Кредитное хозяйство.

Для К. Бюхера главным критерием стала интенсивность обмена, что позволило ему историю хозяйственной деятельности людей разделить на три периода:

Замкнутое домашнее хозяйство (хозяйство без обмена);

Городское хозяйство (непосредственный обмен товарами);

Народное хозяйство (товары проходят несколько актов обмена еще на стадии производства, прежде чем доходят до потребителя).

П. Маслов считал, что переход от одной стадии развития к другой происходит в результате исчерпания возможностей дальнейшего экстенсивного развития. Он выделял пять этапов в истории экономики:

Изолированное хозяйство;

Общинное хозяйство (начало зарождения ремесла);

Районное хозяйство (расширение обмена между городом и деревней);

Национальное хозяйство (появление мануфактур);

Мировое хозяйство (господство фабрик).

Французский историк Ф. Бродель представляет мировую экономическую историю как чередование высокоразвитых «миров-экономик», задающих ритм жизни всему человечеству.

В начале XX в. А. Пенти впервые определил будущее человечества как постиндустриальную цивилизацию. В 50-70-е гг. XX в. в западной социологии оформилась теория постиндустриального общества, разделившая историю человечества на доиндустриальное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное общество. Согласно Д. Беллу, индустриальное общество отличается от доиндустриального и постиндустриального по доминирующему типу ресурсов, методу их использования, технологии, основанной на капитале, труде или знаниях, по характеру отношения человека к окружающему миру и другим людям.

Одновременно в экономической науке складывается теория экономических систем, рассматривающая всю историю человечества как модификацию только двух типов хозяйства: центрально-управляемого и децентрализованного (рыночного).Таким образом, в современной историко-экономической науке отсутствует единообразие в определении предмета и периодизации истории экономики.


1. Что означает слово «экономика»?

Охарактеризуем термин «экономика» - слово (или сочетание слов), которое четко определяет изучаемое понятие. Понятие - это мысль, которая обобщает признаки какого-то предмета, явления. Прежде всего, важно обратить внимание на то, что термин «экономика» определяет не одно, а два понятия. Первое означает хозяйственную деятельность людей, второе же характеризует науку, изучающую такую деятельность. Первое из них характеризует реальную (существующую в действительности) экономику, или хозяйственную деятельность людей, а второе - теоретическую экономику, или экономическую теорию, которая научно изучает практическую хозяйственную деятельность.

Сразу же встает вопрос: что возникло раньше - реальная экономика или экономическая теория?

Как известно, реальная экономика возникла 10 тыс. лет назад. А первые попытки как-то объяснить происходящие процессы относятся к периоду рабовладельческого строя. Однако первоначально суждения об экономике видных мыслителей Древней Греции и Древнего Рима, а позднее и средневековых государств были отрывочными, поверхностными и не охватывали всех основных сторон хозяйственной действительности.

Экономическая теория возникла примерно три века назад, когда в Англии, Франции и других странах сложилась капиталистическая экономика. Именно в этот период выдающиеся экономисты стали проводить целостные и глубокие научные исследования, основной задачей которых было выяснить, как в масштабе всей нации создается богатство общества.

Слово «экономика» впервые стали употреблять в Древней Греции в IV в. до н.э. Это соединение двух слов: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон), что дословно означает искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства или коротко учение о домашнем хозяйстве. Таким хозяйством было поместье рабовладельца, где подневольные люди создавали для своих господ необходимые им блага. За прошедшие с того времени 24 столетия экономическое пространство качественно изменилось и настолько расширилось, что стало охватывать каждую страну и всю планету. Сейчас реальной экономикой называют, прежде всего, хозяйственную деятельность семьи, предприятий, населения страны и всего мира в целом.

История экономики занимается изучением экономики как явления. Экономика призвана решать два основных взаимосвязанных вопроса: производства и распределение. Еще более важным является достижение экономической эффективности. Это возможно лишь при взаимодействии экономики с другими сферами человеческой жизни: государственно-правовой, социально-политической системами, а также при высоком уровне развития духовно-ментальной сферы. Экономическая история занимается изучением того, как шел поиск человечеством оптимальных путей своего развития.

Экономика рождена человеком и его деятельностью. Огромное место и роль в развитии человеческой цивилизации играют такие понятия и явления, как экономика, политика, общество, культура. Они находятся в прямой и тесной взаимосвязи. Под экономикой понимается:

· совокупность производственных отношений, экономический базис общества;

· народное хозяйство данной страны или его часть, включающая соответствующие виды производства и отрасли;

· основа всех других общественных отношений и играет решающую роль в развитии общества;

· отражает отличительные особенности отдельно взятой страны в связи с ее географическим положением, участием в международном разделении труда, историческими традициями, достигнутым уровнем развития хозяйственной культуры и другими конкретно-историческими условиями.

История развития общества позволяет выделить две главные формулы общественного хозяйства: натуральную и товарную.

Натуральная – это такая форма хозяйствования, в которой производство материальных благ и услуг осуществляется для собственного потребления, для потребления внутри отдельной хозяйственной единицы. Эта форма отражает такой уровень развития производства, который обуславливает крайне ограниченную его цель, а именно удовлетворение незначительных по объему и однообразных по качественному составу потребностей, что в конечном счете определяет инертность общественного хозяйствования, низкие темпы его развития.

Товарное (рыночное) хозяйство – это общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие производства и потребителя посредством рынка. Товарная форма хозяйствования зародилась как противоположность натуральной, сначала в отношениях между общинами, а затем проникая внутрь их, постепенно превращая натуральное хозяйство в подчиненный, и отмирающий элемент экономической жизни общества. Предпосылкой возникновения рынка стало общественное разделение труда.

Жизнь общества весьма разнообразна. Для изучения различных сфер его существования человечеством создано множество научных дисциплин. Одной из них является экономическая теория. Изучение этой науки непременно нужно начинать с истории ее возникновения и развития. Это позволит лучше понять непростую дисциплину.

Определение экономики

Существуют разнообразные трактовки этой многоплановой и емкой дисциплины, каждая из которых является верной. С одной стороны, экономика - это хозяйственная деятельность человека. С другой - национальное или домашнее хозяйство. Разговор может идти об экономике предприятия, отрасли или всей страны. Но как бы там ни было, данная теория является фундаментом любого общества.

Она представляет собой систему жизнеобеспечения государства, решая задачи не только производства, но и дальнейшего распределения и потребления разнообразных благ. Можно смело утверждать, что экономика возникла вместе с человеком. И сегодня она продолжает свое существование на благо всех людей.

Экономическая наука

Возникновению любой из дисциплин предшествует попытка людей решить определенные вопросы, связанные с обеспечением своей жизнедеятельности. Экономика и экономическая наука также появились по этой причине. Стоит сказать, что зачатками знаний по данной дисциплине люди обладали еще в первобытном обществе, когда определенную часть любого добытого продукта получал каждый его член.

Экономическая наука изучает правила, которые помогают государству, фирме или человеку решить свои экономические проблемы. Именно поэтому знание данной дисциплины важно для развития любого общества.

Этапы становления

Экономика и экономическая наука продолжали развиваться вместе с человеком. Нормы и правила данной дисциплины впервые были зафиксированы в документах, изданных в государствах Древнего Востока. Это был кодекс законов Вавилонии, который приняли еще в 8 в до н. э. Экономические заповеди человечеству записаны и в Библии. Относятся они ко 2 и 1 тысячелетиям до нашей эры.

Считается, что основные этапы развития экономической науки все же берут свое начало в античном обществе. Появление этой научной дисциплины связывают с трудами философов Древнего Рима и Греции. Первоначально их сочинения рассматривали лишь управление домашним хозяйством и домоводство.

Считается также, что основные этапы становления экономической науки как самостоятельной дисциплины имели место лишь в 16-17 веках. Произошло это в период появления капиталистического строя. Именно в это время стали развиваться связи внутри предприятий и между семьями, начали формироваться международные и национальные рынки. Государство все больше и больше стало обращать внимание на экономическую жизнь общества. Все это и послужило причиной более широкого распространения дисциплины по производству и потреблению различных благ.

Основные этапы развития экономической науки включают и возникновение политической экономии. Этот новый термин впервые появился в 17 в. после выхода книги Антуана де Монкретьена - экономиста из Франции. Труд, который назывался «Трактат по политической экономии», развивал теорию о необходимости жесткого правительственного контроля над существующим рынком. Здесь уже не рассматривалось управление домашним хозяйством. Политэкономия стала представлять собой науку о закономерности формирования национального рынка. Иначе говоря, дисциплина значительно расширила сферу своего изучения. Таковы основные этапы развития экономической науки (кратко).

На сегодняшний день теорию о производстве и распределении различных благ в каждой стране называют по-разному. Так, в Турции и Швеции это «национальная экономика», а в Финляндии данный термин звучит как «учение о хозяйстве». В современной России названием дисциплины является «общая экономическая теория».

Предмет изучения

Во все времена экономисты интересовались широким кругом проблем, стоящих перед человеческим обществом. Именно поэтому не было единой трактовки предмета изучения данной дисциплины. Если одни специалисты полагали, что наукой рассматриваются вопросы материального благополучия людей, то другие утверждали, что теория решает вопросы организации потребления и обмена. Существовало и множество других мнений.

Современная экономическая наука исходит из того, что предметом ее изучения является проблема ограниченных ресурсов общества и безграничности материальных потребностей человека. В нынешнем обществе дисциплина решает задачу получения максимальной выгоды при минимально произведенных затратах.

Система экономических наук представляет собой общую теорию. При этом в дисциплине выделяют три основных раздела:

Введение в экономическую теорию;
- микроэкономика;
- макроэкономика.

Все разделы экономической науки имеют большую значимость. Однако первый из них особенно важен. Он выполняет фундаментальную и методологическую функции. Именно поэтому без его изучения невозможно освоение как микро-, так и макроэкономики.

Второй раздел науки рассматривает малые хозяйственные единицы, давая объяснение выбору, который делают фирмы и частные лица. Что касается макроэкономики, то здесь изучаются крупномасштабные явления рынка, возникающие на уровне государства и всего общества. Второй и третий разделы экономической науки четких разграничений не имеют. Микро- и макроэкономика тесно связаны между собой. И это не удивительно, ведь все решения, принимаемые на уровне хозяйственных единиц, оказывают непосредственное влияние на формирование национального рынка.

Функции экономической дисциплины

Какова роль науки о производстве и распределении создаваемых обществом благ? Основная функция экономики - познавательная. Дисциплина описывает, обобщает и объясняет все процессы сфер производства и потребления.

Система экономических наук опирается на экономику, которая является основной методологической базой всех ее направлений. Это вторая основная функция данной дисциплины. Теория разрабатывает средства и инструменты для изучения экономики торговли и промышленности, транспорта и общественного питания и т. д.

Экономическая наука выполняет и практическую функцию. Она указывает на все желательные и нежелательные шаги и меры, которые важны для процветания общества на данном этапе его развития.

Существуют определенные социально-экономические науки. Их основная функция заключается в изучении различных аспектов поведения индивида в обществе. К таким наукам относится социология и политология, а также психология. Предмет изучения данных дисциплин частично совпадает с предметом изучения экономической теории.

Методология

Предмет, рассматриваемый любой наукой, изучается с помощью определенных способов. Методы экономической науки различны. В их перечне находятся:

1. С ее помощью экономические явления изучаются со стороны их формы и структуры.
2. Анализ. Этот метод подразумевает изучение каждой части рассматриваемого предмета по-отдельности.
3. Индукция. Это метод следования от частного к общему и построения на основе собранных фактов определенной теории.
4. Дедукция. Основной принцип данного метода заключается в построении гипотез, которые впоследствии сравниваются с фактами.
5. Сравнение. Это способ, выявляющий сходство и различие процессов, а также явлений и позволяющий выявить новое через уже изученное.
6. Аналогия. Данный метод подразумевает перенос некоторых свойств с уже изученного явления на неизвестное.
7. Диалектика. Это метод, использующий обширный набор разнообразных приемов познания.
8. Научная абстракция. Она предполагает неизменность всех явлений экономической сферы, помимо изучаемого.
9. Исторический метод. Данный способ позволяет оценить особенности, которые имеют различные экономические системы.
10. Его применение предусматривает переход от простого к более сложному.

Существующие методы экономической науки включают в себя и экономико-математическое моделирование. Оно представляет собой упрощенное описание действительности. Такая модель должна оказать помощь в определении причин различных экономических явлений, их изменений, закономерности, а также тех последствий, которые они могут нести.

Зарождение экономической науки

Систематизация столь важной для человеческого общества дисциплины шла параллельно со становлением государств. Первые этапы экономической науки проходили в периоды расцвета стран Древнего мира. Истоки этой дисциплины нашли свое отражение в трудах философов и некоторых государственных правителей. Эти мыслители стремились идеализировать рабовладельческое общество и опираясь при этом на нормы этики, нравственности и морали.

Начальные основные этапы развития экономической науки были пройдены благодаря философам Древней Греции. В своих трудах они систематизировали наивные отрывочные представления о производстве и распределении материальных благ. При этом произошло зарождение новой дисциплины, имеющей научный облик.

В списке этих выдающихся мыслителей находятся Ксенофонт, Платон и Аристотель. Причем основные этапы развития экономической науки от возникновения до наших дней невозможно описывать без упоминания этих ученых. Ведь именно Платоном было введено понятие «экономика». Этот философ первым сделал попытку обоснования правильности разделения труда и выделил такие отрасли, как торговля, ремесло и сельское хозяйство. Ксенофонт отдавал предпочтение натуральному хозяйству и полагал естественным существование свободных людей и рабов.

Огромный вклад в развитие экономической науки внес Платон. Он создал теорию идеального государства, основой существования которого является справедливость. По его мнению, при таком общественном строе каждый должен заниматься только тем, что он способен делать в наибольшей степени.

Свой вклад в развитие экономической науки внес и Аристотель. В его трудах нашли отражения все области знания, которые существовали в то время. По мнению Аристотеля, рабство - это основа любого производства, а рабы - живые орудия труда. При этом он утверждал, что человек не способен существовать вне государства и общества.

Развитие экономической науки получило свое продолжение в эпоху ведения феодального хозяйства. При этом теория производства и распределения благ имела богословский характер. В трудах философов эпохи Средневековья оправдывалось экономическое господство церковных и светских феодалов. Одним из таких ученых был арабский государственный деятель, философ и историк Ибн Хальдун.

Основные этапы развития экономической науки и экономических систем невозможно описывать без упоминания его трудов. Ибн Хальдун настаивал на искоренении жадности и расточительства, отрицательно высказывался о крупных ростовщических операциях и утверждал о богоугодности торговли. В противовес теориям философов Древнего мира, арабский мыслитель возвел деньги, сделанные в виде монет из золота и серебра, в категорию важнейших элементов хозяйственной жизни.

В Западной Европе наиболее значимыми авторами экономической мысли в эпоху Средневековья явились Августин Блаженный и Фома Аквинский. Первый из этих двух философов настаивал на всеобщей необходимости труда, высказывая мысль о равноценности умственной и физической формы. При этом мыслитель считал большим грехом получение торговой прибыли и ростовщическую деятельность.

По теории Фомы Аквинского, все вещи на Земле принадлежат не людям, а богу. Именно поэтому по своей природе они должны быть общими. Философ осуждал ростовщичество, но настаивал на необходимости существования сословий и частной собственности.

Создание школ экономической теории

Закончились мрачные времена Средневековья. Но основные проблемы экономической науки так и не были решены. Они состояли в том, что философы стран Древнего мира, а также Средневековья не смогли составить единого учения. Их взгляды обладали отрывочным характером.

Эпоха Возрождения стала периодом создания первой школы экономической теории. Она носила название меркантилизма, что в переводе с латыни означало «торговать». Приверженцы данной теории отождествляли богатство нации с серебром и золотом, источником которых являлась сфера обращения. Представители этой школы не были теоретиками. Большую их часть составляли купцы-мореплаватели.

В те времена, когда еще не были сделаны великие географические открытия, сформировался ранний меркантилизм. Актуально данное направление было до середины 16 в. Представители этой школы видели только законодательные пути для увеличения богатства. Они запрещали вывоз серебра и золота, а также ограничивали импортные операции.

С 16 до середины 17 века получил свой рассвет поздний меркантилизм. Основой учения данной школы являлось увеличение потока экспорта, по сравнению с импортом товаров. Приверженцы школы позднего меркантилизма полагали, что при сохранении активного баланса торговли страна будет становиться богаче. Представители этого течения разрешали заниматься вывозом за пределы страны золота и серебра. Это позволяло осуществлять выгодные торговые сделки. В то же время импорт облагался большими пошлинами, а экспорт всячески приветствовался.

Проблемы экономической науки после второй половины 18 в. решало учение физиократов. На его основе была создана школа французских экономистов.

Физиократы утверждали, что источником богатства любой нации является сфера материального производства, а не обращения. При этом они говорят о значимости только земледельческого труда. Приверженцы данной теории делят все общество на три класса:

Земледельцев;
- собственников земли;
- всех прочих граждан.

Последний из этих трех классов физиократы называли бесплодным.

Классическая школа политэкономии

Свое название это направление получило за истинно научный характер своих методологий и теорий. Школа политэкономии возникла в конце 17 в., достигнув своего расцвета в 18-19 вв. В развитии этого течения может быть выделено четыре этапа. Первый из них длился с конца 17 до второй половины 18 в. Это был период, когда бурно развивались рыночные отношения, а экономическая мысль сосредотачивалась на сфере производства. Представители данной школы, в числе которых были англичанин и француз Пьер Буагильберг, утверждали, что нация становится богатой не только благодаря драгоценным металлам. Значимую роль в этом играют также дома и земли, товары и корабли.

В последней трети 18 в. начался второй этап развития классической политэкономии. В этот период были написаны труды Адама Смита - шотландского философа и экономиста. Он внес неоценимый вклад в развитие экономики, изложив эту дисциплину как целостную теорию, найдя взаимосвязь между всеми ее элементами. А. Смит утверждал, что только личный интерес мотивирует человека к хозяйственной деятельности. По мнению философа, все люди стремятся к накоплению богатства и улучшению своего материального положения. При этом осуществляемая индивидом деятельность способствует расцвету общества. Философ полагал, что законы экономики будут действовать только в условиях свободной конкуренции и беспрепятственном передвижении капитала, денег и товаров.

В первой половине 19 в. начался третий этап развития школы политэкономии. Это был период, когда в большинстве развитых государств завершился промышленный переворот.

Ярким представителем данной школы явился Д. Риккардо. Им было завершено создание классической политэкономии. Несомненной заслугой Риккардо является его изложение дисциплины в логической последовательности и систематизации имеющихся на то время экономических познаний. Ученым была сформулирована которая послужила доказательством взаимовыгодности международной торговли.

Важное место экономической науки в развитии общества было доказано на четвертом, последнем этапе школы классической политэкономии, который начал свое существование во второй половине 19 в. Наиболее яркими представителями этого течения стали Джон Стюарт Милль и Карл Маркс.

В своих работах ученые опирались на положения классической школы, но в то же время выдвигали новаторские идеи. Они утверждали о необходимости участия государства в экономическом и социальном развитии общества, рассуждали о социалистическом строе, защищали и отстаивали интересы рабочего класса. Так, Карл Маркс создал теорию о неизбежной гибели капитализма и возможности устройства общества без частной собственности, которая в дальнейшем не подтвердилась на практике.

Современные школы

Множество новых экономических течений было сформировано на рубеже 19 и 20 веков. Эти школы принято считать современными. В период, когда экономическая наука получила прикладной характер, сформировалось такое направление, как институционализм. Название этого термина обозначает «образ действия», а также «обычаи» и «наставление».

Основные этапы развития экономической науки до институционализма представляли собой рассмотрение различных сфер жизни общества. Но эта школа, в отличие от всех остальных, строится на идее осуществления «социального контроля» над экономической сферой.

Институционализм прошел в своем развитии три этапа. Окончание первого из них приходится на 20-30-е годы 20 в. Второй этап длился до 60-70-х годов. Это был период рассмотрения демографических проблем, изучения профсоюзного движения и противоречий, имеющихся в социально-экономическом развитии капитализма. На третьем этапе представители школы изучали влияние процессов, протекающих в экономической сфере на социальную жизнь общества.

Институционализм имеет несколько направлений:

Социально-правовое;
- психологическое;
- конъюнктурно-статистическое.

Среди новых экономических течений выделяется маржинализм. Его представители первыми в истории этой науки предприняли попытку исследовать явления рынка при помощи математических методов, положили начало теории о размещении производительных сил, объяснили поведение людей их желанием получить максимальную полезность и т. д.

Существуют и такие новые теории экономики, как кейнсианство и неокейнсианство, дирижизм и посткейнсианство, неолиберализм и монетаризм.

ЭКОНОМИКА, экономики, мн. нет, жен. (греч. oikonomike домоводство). 1. Хозяйственный уклад, хозяйственный строй, хозяйственная жизнь общества, его производство и распределение. Советская экономика. Капиталистическая экономика. Отсталая… … Толковый словарь Ушакова

Экономика - – совокупность наук о ведении хозяйства, вид социальной науки, изучающий взаимоотношение людей в процессе производства, потребления, распределения и обмена товаров или услуг. Предмет экономической теории – то, как человек и общество выбирают… … Банковская энциклопедия

Экономика - – способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления; наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности. [Липсиц И. В. Экономика. Книга 1. М., 2000 г,302 стр.]… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Современная энциклопедия

Экономика - Экономика ♦ Économie Этимологически это слово означает «закон» или «управление» (nomos) домом (oikos). Первоначально под словом «экономика» понимали домашнюю экономику в смысле управления семейным имуществом, т. е. ресурсами и расходами… … Философский словарь Спонвиля

Экономика - (от греческого oikonomike, буквально искусство ведения домашнего хозяйства), 1) совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции. 2) народное хозяйство данной страны или его часть (экономика транспорта,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов. Лоренс Питер В экономических вопросах большинство всегда не право. Джон Кеннет Гэлбрейт Незнание экономических законов не освобождает от ответственности.… … Сводная энциклопедия афоризмов

- [гр. oikonomia управление хозяйством] 1) совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил; 2) хозяйство района, страны, мира; 3) наука, изучающая развитие хозяйства и условия производства.… … Словарь иностранных слов русского языка

Народное хозяйство, экономическая наука, политическая экономия, хозяйственная жизнь, хозяйство Словарь русских синонимов. экономика (народное) хозяйство Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е.… … Словарь синонимов

- (от греч. oikonomike букв. искусство ведения домашнего хозяйства),..1) совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции2)] Народное хозяйство данной страны или его часть, включающая определенные отрасли и … Большой Энциклопедический словарь

- (economics) Наука, изучающая фактическое или желательное распределение ограниченных ресурсов. Микроэкономика (microeconomics) исследует организацию производства и потребления, изучает, что производится и кто получает выгоду. Макроэкономика… … Экономический словарь

Книги

  • Экономика , Самуэльсон Пол Э., Нордхаус Вильям Д.. Экономика Самуэльсона и Нордхауса - классический учебник экономической теории, в течение вот уже…

Возникновение экономической науки.
На основе анализа многочисленных отечественных и зарубежных работ по вопросам экономической теории можно выделить 3 этапа ее развития: экономия, политическая экономия, экономикс.

Первый этап - экономия. Экономическая наука сначала возникла как наука про экономию, умелое ведение домашнего хозяйства. Ее целью было воспитание у граждан рационально вести свое хозяйство (этот термин встречается еще в трудах Аристотеля в эпоху рабовладельческого строя). В эпоху феодализма экономическая наука трактовалась с позиций Священного писания. В библейских текстах ⌠справедливая цена ⌠ на товар рассматривалась, например, с точки зрения христианских норм морали, а ростовщичество осуждалось как противоестественное обогащение и как явление, которое ⌠губит человеческую душу¦.

Экономическая теория как наука (т.е. систематизированное знание о сущности экономики) возникла в 17-18 вв. в период становления капитализма.

Меркантилизм.
В Англии, Италии, Франции и др. Странах первоначально возникла теоретическая школа - МЕРКАНТИЛИЗМ (от итал. ⌠мерканте¦ - торговец, купец). Она считала, что богатство людей - это золото, деньги, за которые все можно купить. Такие представления были не случайны. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности - международной торговле, приносящей большие доходы. Здесь прирост богатства был очевиден. В то время товары в одной стране покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким. Меркантилисты советовали государству расширять торговлю и накапливать золото в стране.

Французский меркантилист Антуан де Монкретьен (1575-1621 гг.) дал экономической теории название ⌠политическая экономия¦ (где определение ¦политическая¦ образовано от греческого ⌠политика¦ - искусство управлять государством), что означало: наука государственного управления экономикой. Этим подчеркивалось активное участие государства в хозяйственной деятельности.

Физиократы.
Другое направление экономического учения, возникшего как реакция на меркантилизм, было представлено в трудах ФИЗИОКРАТОВ (от греч. физио - природа, и крат- власть), Основатель этого направления - Кенэ. Примечательным для этого учения явилось то, что они перенесли исследование происхождения прибавочного продукта из сферы обращения в сферу производства, но ограничили ее только сферой земледелия. Промышленность они считали непроизводительной отраслью.Классическая политическая экономия.
Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в экономике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал. Ему на смену пришла КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ. Это направление экономической теории признавало действительным источником богатства производство материальных благ. Оно стало рассматривать хозяйственную деятельность в виде производства, распределения обмена и потребления полезных вещей. Классическая политическая экономия перешла к исследованию сущности экономических явлений (напр., обмена товаров на деньги) и законов хозяйственного развития.

Выдающимся основоположником английской классической политической экономии является Адам Смит (1723-1790 гг.). Он впервые систематизировал научные знания и изложил их в книге ⌠Исследование о природе и причинах богатства народов¦. После этого экономическая теория стала преподаваться в высших учебных заведениях.

В эпоху, когда в Европе царил феодальный гнет и произвол, А.Смит смело выступил за торжество нового общественного устройства, в котором развитие хозяйства идет в соответствии с объективными законами экономики. ⌠Естественным порядком ⌠ в области экономической жизни он считал господство частной собственности, свободную конкуренцию и свободную торговлю, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Классическая политическая экономия создала свое учение о богатстве общества. Она установила, что природа, образно говоря, ⌠мать¦ богатства. Она снабжает людей средствами жизни (рыба, плоды, руды и т.д.) ¦Отцом¦ богатства был провозглашен труд (англ. экономист Петти) . Он явился зачинателем трудовой теории стоимости.

Идеи А.Смита в последующем были развиты другим английским экономистом Д.Рикардо (1772-1823 гг.) В работе ⌠Цена золота¦ он заложил основы количественной теории денег, где он с критических позиций излагал свои суждения по теории стоимости, ЗП, капитала, земельной ренты и т.д.

Близким к представителям классической политической экономии является англ. экономист Милль (1806-1876 гг.). Он считал, что законы производства не зависят от социально-экономического строя, тогда как распределение можно регулировать. Стоимость он сводил только к издержкам производства, был сторонником реформ, сдерживающих рост народонаселения.

Английская политэкономия создала трудовую теорию стоимости. В ней утверждалось, что труд работников, производящий товары, создает их стоимость. Последняя соизмеряет между собой товары и деньги. Применяя трудовую концепцию стоимости к изучению капиталистической экономики, А.Смит основал теорию прибавочной стоимости. Он считал, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Последняя лишь частично достается им - (ЗП), остальную часть - прибавочную стоимость - присваивают капиталисты.

Французский экономист Ж.Б. Сей (1767-1832 гг.) - основной труд - ⌠Трактат политической экономии¦. В нем он полностью отошел от трудовой теории стоимости, отождествив последнюю с полезностью вещи. В ее создании участвуют 3 фактора: труд, капитал, природа, приносящие социальные доходы, ЗП, прибыль и земельную ренту. Следует заметить, что эту теорию широко используют современные экономисты на Западе. Ж. Сей трактовал производство как чисто технический процесс, не признавал неизбежности экономических кризисов, был сторонником свободной торговли.

Марксизм.
Учение английских классиков по новому продолжил К.Маркс (1818-1883гг.) . В своем главном труде ⌠Капитал¦ над которым он работал 40 лет, он глубоко и всесторонне разработал теорию прибавочной стоимости и теорию стоимости, опираясь на фактический материал о развитии капитализма в Англии. Маркс стремился поставить политическую экономию на службу интересов рабочего класса. Такой классовый подход отрицательно сказался на научной объективности ряда высказанных им положений.

В конце 19 столетия сама хозяйственная жизнь продемонстрировала определенную ограниченность классического направления политэкономии.

Во-первых, это не соответствовало историческим особенностям Англии периода 17-19вв. (господство единоличной формы капитала, свободной конкуренции и невмешательства государства в экономику.)

На рубеже 19-20 веков экономика сильно преобразилась (в ней стали преобладать крупные акционерные общества, которые стремились подавить конкурентов, государство стало активно вмешиваться в хозяйственную жизнь). Во-вторых- при разработке учения о рыночной цене английские классики и К.Маркс глубоко раскрыли ее зависимость главным образом от производства, от предложения товаров на рынке. Однако такой взгляд был односторонним. Не было в должной мере изучено воздействие спроса покупателей на цену.

Продолжателем идей К.Маркса и его сподвижника Ф.Энгельса в области экономической теории явился В.И.Ленин (1870-1924 гг). В многочисленных трудах он конкретизировал учение К.Маркса применительно к новой исторической обстановке, развил теорию воспроизводства, доказал, что в капиталистически развивающейся стране происходит расслоение мелких собственников на богатых и бедных и др. вопросы.

Неоклассическое направление.
В последней трети 19в. В Австрии, США, Англии произошел подлинный переворот в экономической теории: возникло НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ (по греч. неос - новый). Основу неоклассической теории составили разработки 3-х научных школ: австрийской- К.Менгер, Э. Бем-Баверк и Ф. Визер; кембриджской - А. Маршалл и лозаннской - Л. Вальрас.

Сторонников неоклассического направления объединяет представление о том, что рыночная экономика будет функционировать наилучшим образом, если представить каждому из ее субъектов мах экономическую свободу. В этом смысле неоклассики - прямые последователи А. Смита. Они были и остаются защитниками традиционных ценностей капиталистической экономики - то есть частной инициативы и свободы частного предпринимательства, отсутствие государственного регулирования. Эти ценности, с их точки зрения, есть главные условия эффективности всей общественной системы. В центре внимания неоклассической теории - отдельная фирма, отдельный потребитель, мах прибыли и минимальные затраты, т.е. микроэкономика.

Экономикс.
Неоклассическая теория является одной из 3-х течений современной западной экономической теории (экономикса). Западная экономическая теория в отличие от марксизма, представляет собой не целое, а совокупность различных течений, школ, иногда резко различающихся методами анализа, конечными выводами и рекомендациями в области экономической политики. Отсутствие единства взглядов среди западных экономистов - не следствие слабости науки, а отражение многообразия экономической действительности, ее противоречивости и изменчивости. ⌠Экономикс¦ исходит из того, что научное знание может постичь истину лишь с известной степенью приближения и учитывая происходящие в экономической жизни изменения, уточняет или отбрасывает устаревшие представления, приходит к новым выводам.

Современная экономическая теория развивается в основном в рамках трех основных течений: 1) неоклассическое (о нем было сказано выше), 2) теория регулируемого капитализма, 3) институционализм.

Современная экономическая теория.
Становление и развитие теории РЕГУЛИРУЕМОГО КАПИТАЛИЗМА началось в 30-х годах 20-го века. Ее главная идея состоит в том, что государство должно активно вмешиваться в экономическую жизнь. Это учение отрицает способности рыночного механизма к саморегулированию, т.е. считает, что рыночная экономика не может сама ⌠вылечить¦ себя от таких болезней, как безработица, инфляция, низкие темпы экономического роста, кризисы. По мнению теоретиков этого направления, рыночный механизм должен быть безусловно сохранен (ибо в смысле экономической эффективности ему нет альтернативной замены), но дополнен всесторонним государственным регулированием.

Наиболее признанная школа, предложившая свои рецепты регулирования экономики, связана с работами английского. ученого Джона Мейнарда (1883-1946гг.)

Весьма оригинальное течение в ⌠Экономикс¦ составляет так называемый ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ. Это течение довольно расплывчато, т.к. взгляды его представителей сильно различаются по целому ряду проблем. Однако можно выделить некоторые ведущие идеи этого течения:

      1. институционалисты не замыкаются на анализе чисто экономических отношений, а призывают учитывать все условия, влияющие на хозяйственную жизнь - т.е. формы хозяйственной организации, нормы поведения, юридические законы, обычаи, традиции.
      2. они предлагают изучать не столько как функционирует, сколько как развивается, видоизменяется капиталистическое общество. Причем для них характерно в целом критическое отношение к капитализму и требование расширения социальных программ с помощью государства.
    3. Рынок - это не нейтральный и не универсальный механизм распределения ресурсов. Он стремится не к удовлетворению потребностей людей, а к поддержанию и обогащению крупных предприятий (монополий). Основа власти крупных предприятий - техника, а не законы рынка. Против диктата предпринимателей необходимы совместные действия профсоюзов и государства. Кроме того, государству необходимо взять под свою опеку такие жизненно важные сферы как экология, образование и здравоохранение.

Основоположником институционализма считается американский ученый Т.Веблен

К числу крупнейших экономистов современности, разработавших многие направления экономической теории в Украине, следует отнести И.Лукинова, Ю.Пахомова, В. Черняка, А.Чухно.

Знакомство с основными вехами истории развития экономической теории показывает, насколько это сложный и противоречивый процесс, отражающий сложность и противоречивость самого объекта изучения v экономической жизни общества.

Ни одна из многочисленных теорий, школ, течений не смогла объяснить этот процесс во всей полноте, но каждая из них вносит свою лепту в познание экономических закономерностей.

При изучении последующих тем курса мы ближе познакомимся с основными направлениями экономической теории.