Изложение: Образ защитника родины в поэме Твардовского Василий Теркин. Сочинение Твардовский A.T

В поэзии Александра Трифоновича Твардовского нашли наилучшее отражение важнейшие, решающие события в жизни страны. В его произведениях мы видим глубокую реалистичность изображения событий, правдивость созданных поэтом характеров, меткость народного слова. Среди многих его произведений особенно выделяется поэма военных лет «Василий Теркин», в которой автор с яркой художественной выразительностью нарисовал образ настоящего русского богатыря.

Василий Теркин - типичный представитель русского народа, многомиллионной солдатской массы на фронтах Великой Отечественной войны. Он воплотил в себе представления о солдате, которые существовали в русском народе. Создавая своего героя, автор опирался на столь любимые в народе сказки, былины и легенды о смекалистых героях, не унывающих даже в самые трудные минуты. Он - мастер на все руки, всегда готов прийти на помощь. Твардовский, говоря о своем герое, даже использует былинно-сказочные выражения: «Не подвержен Теркин смерти». Василий смело вступает в поединок со смертью, но никогда не выставляет свои подвиги напоказ. Теркин, прежде всего, простой человек, в котором каждый солдат мог узнать себя или своего товарища по оружию. Он стал олицетворением народа:

В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек!

Автор не приукрашивал образ Теркина, но и не принижал его достоинств. Он создал народный характер, в котором отразились патриотизм, трудолюбие, стойкость и мужество русского солдата. Его герой скромный, добрый, находчивый, веселый парень, который и на гармони сыграет, и беседу поддержит. Идет он с «шуткой-поговоркой» дорогами войны:

Тем путем идет суровым,

Что и двести лет назад

Проходил с ружьем кремневым

Русский труженик-солдат.

Терпит и холод, и голод.

И ранен он был, но, подлечившись, снова вернулся в строй:

Рвутся мины. Звук знакомый

Отзывается в спине.

Это значит - Теркин дома.

Теркин снова на войне.

Потому что «на войне живут бойцы», война до победного конца - тяжелое, общее дело, главное сейчас в жизни каждого. Поэтому-то многие и восприняли Теркина как конкретного человека, реально существующего и сражающегося в каком-нибудь полку. И случай на переправе, наверное, где-то когда-то происходил, какой-то солдат переплыл под перекрестным огнем ледяную реку, чтобы доставить важное сообщение. И не раз, наверное, находился смельчак, которой последним патроном из трехлинейной винтовки сбивал с колена вражеский самолет, не задумываясь над тем, что совершает геройский поступок. Да и сам автор как бы подводил читателя к этой мысли, говоря, что Теркин «в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе».

Поэма сразу же приобрела широкую популярность. Фронтовики писали поэту о том, что он «с фотографической точностью» передал будни боевой жизни, что пламенный стих поэмы идет вместе с бойцами в атаку. Поэму читали в любых условиях: в окопе, в траншее, на марше, так как видели в ней «энциклопедию фронтовой жизни бойца, в которой затронуты все вопросы его жизни». А герой Твардовского стал настоящим воплощением народной силы, жизнестойкости, патриотизма - черт, присущих каждому русскому солдату.

Подробное решение Страница / Часть 2 216-217стр. по литературе для учащихся 7 класса, авторов Петровская Л.К. 2010

ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

1.Доводилось ли вам слышать о Василии Тёркине раньше, до чтения поэмы? Как вы объясните такую популярность героя и поэмы?

Написанная в 1942 году, поэма приобрела большую популярность и приобрела звание народной. Это можно объяснить тем, что, что автор словно ведет доверительную, непринужденную беседу с читателем о том, чем жили люди на войне, касаясь даже мельчайших деталей фронтового быта. И вместе с тем, это открытое повествование о напряженной борьбе солдат, о драматическом периоде в жизни всего русского народа.

Не случайно уже с появлением первых глав поэма приобрела огромную популярность среди солдат. Бойцы увидели в образе Теркина самих себя, своих товарищей. Василий Теркин был принят и зачислен в ряды "одетых в справедливую шинель бойца" воинов.

2.О чём рассказано в поэме? Почему Твардовский, кроме заглавия, дал ей ещё подзаголовок - «Книга про бойца»? Как поэт сам объясняет замысел поэмы?

"Василий Теркин" - поэма про бойца. Но этим далеко не исчерпывается ее глубокий смысл и великое значение. Читая произведение, мы видим весь ход войны от первых до последних ее дней. Все мысли и переживания героев сосредоточены на Родине, образ которой проходит через всю поэму, заключая в себе смысл всей народной борьбы:

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Произведение отличается мастерским сочетанием юмора и лирической исповеди, почти сказочных элементов и правдивого описания реальной военной действительности. По многочисленным утверждениям, "Книга про бойца" была воспринята как лучшее из того, что создала наша русская поэзия за время Отечественной войны.

Весной 1941 г. поэт напряженно работает над главами будущей поэмы, но начало войны отодвигает эти планы. «Возрождение замысла и возобновление работы над “Теркиным”, - писал А.Л. Гришунин, - относится к середине 1942 г.» - с этого времени начинается новый этап работы над произведением. “Изменился весь характер поэмы, все ее содержание, ее философия, ее герой, ее форма - композиция, жанр, сюжет. Изменился характер поэтического повествования о войне - родина и народ, народ на войне стали главными темами”.

Первая публикация “Василия Теркина” состоялась в газете Западного фронта “Красноармейская правда”, где 4 сентября 1942 г. были напечатаны вступительная главка “От автора” и глава “На привале”. С тех пор и до конца войны главы поэмы публиковались в этой газете, в журналах “Красноармеец” и “Знамя”, а также в других печатных органах. Кроме того, начиная с 1942 г. поэма несколько раз выходила отдельными изданиями. О значении этого нового этапа своей творческой деятельности поэт писал: «С того времени как в печати появились главы первой части “Теркина”, он стал моей основной и главной работой на фронте».

3.Вы прочитали в учебном пособии только пять из тридцати глав поэмы. (Постарайтесь прочитать её полностью.) Что объединяет все главы? Возникло ли у вас целостное представление о главном герое, жизни солдат на войне? В чём своеобразие композиции поэмы? Как это объясняет автор?

Очень интересна композиция произведения. В первой же главе автор сам рассказывает об особенностях своего творения: Книга про бойца Без начала, без конца. Почему так - без начала? Потому, что сроку мало Начинать её сначала. Почему же без конца? Просто жалко молодца. («От автора»)

Поэма «Василий Тёркин» создавалась Твардовским во время Великой Отечественной войны и состоит из отдельных глав, отдельных зарисовок, которые объединены образом главного героя. После войны автор не стал дополнять поэму новыми эпизодами, то есть придумывать экспозицию (разворачивать довоенную историю Тёркина) и завязку (например, изображать первый бой героя с фашистами). Твардовский просто дописал в 1945-1946 годах вступление «От автора» и заключение «От автора». Таким образом, поэма получилась весьма оригинальной по композиции: привычных экспозиции, завязки, кульминации, развязки в общей сюжетной линии нет. Из-за этого сам Твардовский затруднялся определить жанр «Василия Тёркина»: ведь поэма предполагает сюжетное повествование.

При свободном построении общей сюжетной линии каждая глава имеет свой законченный сюжет и композицию.

Но эти главы дают нам развернутое представление о Теркине и жизни солдат на войне. Не даром она стала такой популярной среди солдат.

4.В каких ситуациях вы видели Тёркина? Как он ведёт себя в них? Можно ли его поступки (в главах «Переправа», «Кто стрелял?») назвать подвигами? А как он сам считает? (Подтвердите строками поэмы.) Что, на ваш взгляд, делает Тёркина непобедимым?

Характер Василия раскрывается постепенно. На протяжении всей книги автор показывает Теркина с разных сторон. Герой проявляет настоящее мужество и смелость в главе «Переправа». Теркин переплыл в воде, которая «даже рыбам холодна».

Но все-таки

у заберегов корку

Ледяную обломав,

Он, как он, Василий Теркин,

Встал живой, - добрался вплавь.

В главе «Переправа» описывается, как Теркин совершил подвиг, когда, оказавшись на правом берегу, возвращается вплавь на левый, чтобы попросить поддержки. Переправа опасна и для товарищей Василия Теркина, и для него самого:

Люди теплые, живые

Шли на дно, на дно, на дно…

Василий Теркин отважно соглашается переплыть через ледяную реку, а когда оказывается на противоположном берегу, замерзший и усталый, сразу же начинает докладывать, проявляя свою ответственность и чувство долга:

Разрешите доложить...

Взвод на правом берегу жив-здоров

назло врагу!

В главе «Кто стрелял?» автор говорит о мужестве Теркина. Василий «не спрятался в окопчик, поминая всех родных», а встал и начал стрелять «с колена из винтовки в самолет». И в этом неравном поединке Теркин выходит победителем. Даже орден ему дали:

Вот что значит парню счастье,

Глядь – и орден, как с куста!

Теркин ежедневно совершал подвиги, как делали это тысячи советских солдат. Но сам он не считал это подвигом, он не жалея себя он защищал все то, что ему дорого.

Виноваты, что ль, отчасти?

И сказал сержант спроста:

– Вот что значит парню счастье,

Глядь – и орден, как с куста!

Не промедливши с ответом,

Парень сдачу подаёт:

– Не горюй, у немца этот -

Не последний самолёт…

С этой шуткой-поговоркой,

Облетевшей батальон,

Перешёл в герои Тёркин, -

Это был, понятно, он.

Непобедимым Теркина делает юмор и то, что он никогда не считал себя героем.

А что вы можете сказать о Тёркине на основании глав «Гармонь», «Два солдата»? Чем вызывает он ваши симпатии? Почему в годы войны многие солдаты считали, что Тёркин - «лицо невымышленное»? Какие черты русского «чудо-человека» воплотил в этом образе Твардовский?

В главе «Два солдата» показан Теркин-труженик. Описана встреча двух солдат. Один старый, солдат первой мировой войны, а другой – молодой. В каждом деле Теркин мастер: он может починить часы, наладить пилу, играть на гармони. Василий уверен в победе:

И сказал:

Побьем, отец...

В главе «Гармонь» Теркин возвращается из госпиталя после ранения; по дороге встречает спасших его танкистов, играет на гармони, принадлежавшей их убитому командиру, и они на прощание отдают гармонь ему. В этой главе А.Т. Твардовский отмечает:

Хоть бы что ребятам этим,

С места - в воду и в огонь.

Эти строки подчеркивают бесстрашие русских солдат, их умение приспосабливаться к самым тяжелым условиям боев и находить в себе силы противостоять врагу в любой ситуации.

Герой вызывает наши симпатии – этот неунывающий человек, умелец и удалец нравится с первых строк. Многие солдаты считали его настоящим, настолько он был народным и близким им.

Образ главного героя Василия Теркина, простого русского солдата, является образцом человеческого достоинства, мужества, любви к Родине, честности и бескорыстия. Все эти качества героя раскрываются в каждой главе произведения.

Поскольку произведение написано во время войны, то само собой разумеется, что главные качества героя, на которых акцентирует внимание автор, - это беззаветное мужество, героизм, чувство долга и ответственности.

Он символический образ, человек-народ, собирательный русский тип. Не случайно о личной биографии его не говорится ничего. Он "большой охотник жить лет до девяноста", человек мирный, гражданский, солдат по необходимости. Обычная его жизнь в колхозе прервана войной. Война для него – стихийное бедствие, горячая работа. Вся поэма пронизана мечтой о мирной жизни.

Уже при первом упоминании фамилия Теркин очерчивает границы характера: Теркин – значит бывалый, тертый человек, "тертый калач", или, как сказано в поэме, "жизнью тертый человек".

С первых дней годины горькой,

Мир слыхал сквозь грозный гром,

Повторял Василий Теркин:

Теркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Образ Теркина – это обобщенный образ, при всей своей реалистичности и обыкновенности. Твардовский наделяет своего героя "общерусской" внешностью, избегает портретных примет.

("Красотою наделен / Не был он отменной. / Не высок, не то чтоб мал, / Но герой-героем".) Теркин – и яркая, неповторимая личность, и в то же время он включает в себя черты многих людей, он как бы многократно повторяется в других.

Важна принадлежность Теркина к самому массовому роду войск – пехоте. Герой – пехотинец. "В нем – пафос пехоты, войска, самого близкого к земле, к холоду, к огню и смерти", – писал Твардовский в самом начале своего замысла. Теркин – из числа чернорабочих войны, на которых и держится страна, которые вынесли на своих плечах тяжесть войны.

5.Напоминает ли вам Тёркин героя народных сказок (на-пример, в главе «Два солдата» и др.)? Что вы можете сказать о его речи? В одном из писем с фронта есть строки о Тёркине: «Его острые изречения становятся афоризмами, которые наши бойцы любят и украшают ими свой разговор». Знаменитое присловье Тёркина - «перетерпим, перетрём» - не только помогает понять происхождение его фамилии, но и говорит об основной черте народного характера - жизнестойкости. Приведите примеры тёркинского юмора, его шуток, афоризмов, которые помогали солдатам переносить невзгоды войны, вселяли в них бодрость и веру в победу.

Как язык, ритмика, интонации поэмы помогают вам ощутить её народный характер?

В этой поэме – фольклор играет ведущую роль. В русском фольклоре немало сказок о солдате - неунывающем весельчаке, который и кашу из топора сварит, и черта перехитрит, и в добром деле поможет. На эту фольклорную традицию и опирался писатель при создании своего Теркина. Он тоже крестьянский парень, рядовой пехотинец, в боях усвоивший солдатскую науку, шутник, который за словом в карман не полезет, умеющий в самую трудную минуту поддержать товарищей веселым словцом, незатейливой байкой, а надо - так и повести за собой в атаку.

И все-таки Теркин - не копия фольклорного героя. Он - один из многих. Ему известна тоска по родным, оставшимся в Смоленской стороне. Он познал горечь отступления и, пробираясь по русской земле к своим, заходил в крестьянские хаты и прятал от хозяек глаза, как будто он один виноват в поражении в первый месяц войны.

В фольклоре внутренний мир человека подробно не изображается, а Твардовскому как раз интересна душа человека на войне. Писатель показывает войну глазами обыкновенного солдата, войну непарадную, когда героизм не виден.

Афоризмы Теркина:

Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль.

Бой идёт не ради славы, ради жизни на земле.

Города сдают солдаты, генералы их берут.

Не гляди, что на груди, а гляди, что впереди

Поэма «Василий Теркин» восхищает простотой и естественностью интонаций и языка, совершенством стиха.

Впечатление максимальной достоверности помогает создать использование разговорной речи. Благодаря этому «близкими к живой реальности» становятся не только монологи, но и диалоги, массовые сцены и повествование рассказчика.

Беседы героя построены на приеме сказа. Сказовую природу монологов Теркина подтверждает включение в них обращений («слышь», «друзья», «хлопцы», «братцы», «ребята»), просторечий («Прут немецких тыща танков»). Все эти особенности характерны и для других персонажей, и для повествования лирического героя.

Теркин – самородок, воплощение народного духа. Он свободно владеет литературным языком, но главный его талант – всепоглощающий юмор. Происхождение роднит героя с автором, тоже «смоленским», но родина Теркина – вся «отчизна-мать». Независимость черт характера от происхождения героя юмористически подчеркивается в высказываниях самого Теркина: «Я от тетки родился».

В тексте поэмы можно выделить отрывки, в которых нарушается ритмика основного размера – четырехстопного хорея, напоминающего народные произведения.

6.В первой главе поэмы есть такие слова:

А всего иного пуще

Не прожить наверняка -

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей...

Как бы ни была горька.

Как же показана Твардовским правда войны - народной, отечественной?

Война изображена Твардовским в крови, труде и лишениях. Бесконечная ночь, мороз. Но чуток солдатский сон, даже не сон, а тяжелое забвение, причудливо перемешанное с явью. В сознании тех, кто остался на этом, левом берегу, возникают картины гибели товарищей. Их возможная смерть рисуется в обыденных - но тем более страшных - деталях. Раздумья о солдатах, погибших на переправе, да и не только об этих солдатах,- поэт завершает патетическими строками.

Умершие - бессмертны, и земля, где навек «застыли их следы», становится монументом солдатской славы.

Война, описываемая Александром Трифоновичем Твардовским в поэме, не кажется читателю вселенской катастрофой, невыразимым ужасом. Поскольку главный герой произведения – Вася Теркин – всегда способен выжить в трудных условиях, посмеяться над собой, поддержать товарища, и это для читателя особенно важно – значит, будет другая жизнь, люди начнут от души смеяться, громко петь песни, шутить – придет мирное время. Поэма «Василий Теркин» полна оптимизма, веры в лучшее будущее.

Какие самые трагические стороны войны запечатлены поэтом в главе «Переправа»? Какие эпизоды, строки кажутся вам самыми горькими? А когда и почему в этой же главе возникают юмористические нотки?

Одной из наиболее ярких и запоминающихся в поэме является глава «Переправа». А.Т. Твардовский рисует в ней один из эпизодов войны, подчеркивает богатые традиции славных подвигов русских воинов - защитников родной земли: «Тем путем идут суровым, Что и двести лет назад Проходил с ружьем кремневым русский труженик-солдат».

Переправа - тяжелое испытание силы, выносливости. Мужества. Символами этого испытания является и рев воды, и жухлый лед. И чужая ночь, и неподступный лес, «берег правый, как стена». Все эти образы природного мира оказываются враждебными по отношению к человеку. А.Т. Твардовский в поэме не приукрашивает действительность, не скрывает жертв и неудач, а изображает военные действия и потери во всей ужасающей и трагической правде: «Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно...». Повтор усиливает глубину переживаемой автором трагедии, показывает масштабы «кровавого следа». Горечь потерь усиливает картина, где изображаются мертвые лица, на которых не тает снег. Этот фрагмент поэмы не лишен натурализма. Далее автор упоминает о том, что погибшим еще выписывается паек, а написанные ими старые письма идут по почте домой. Эти детали также подчеркивают невосполнимость утраты. Масштабы трагедии укрупняются при помощи топонимики: «Из Рязани, из Казани, Из Сибири, из Москвы - Спят бойцы. Свое сказали И уже навек правы».

В главе «Переправа» Василий Теркин чудом остается жив да и еще приносит радостную весть о том, что первый взвод, успевший переправиться на правый берег, жив. При этом он шутит, выпрашивая очередную «стопку», согреется изнутри.

Глава заканчивается емким и лаконичным обобщением: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле».

Такое же сочетание трагизма и юмора видим в главе «Кто стрелял?».

Найдите и прочитайте соответствующие строки. Литературовед В. Я. Лакшин писал о поэме: «Увидишь её юмор - и рядом скрытый трагизм. Поймёшь военный быт, но и существо народной войны. Узнаешь героя-простака, но рядом и умного, сложного человека Тёркина...» Правда поэмы о войне - не только в передаче картин боя, фронтового быта, она - в изображении «души бойца». Поэт постарался рассказать, о чём думает, что чувствует солдат на войне, что ведёт его в бой, помогает выжить и победить. Поищите ответы на эти вопросы в тексте поэмы и прочитайте их.

В главе «Кто стрелял? » автор говорит о мужестве Теркина. Василий «не спрятался в окопчик, поминая всех родных» , а встал и начал стрелять «с колена из винтовки в самолет» . И в этом неравном поединке Теркин выходит победителем. Здесь так же есть сочетания юмора(шутки Теркина во время вручения медали) и трагизма (автор пишет о смерти, описывая погребение умерших бойцов в разное время года, описывает картину убитых бойцов, молодых, тяжелые мысли о доме еще живых).

Можно ли сказать, что «Василий Тёркин» - поэма не только о войне, но и о мире? (Вспомните первые строфы главы «Кто стрелял?» или главу «Два солдата».)

В главе «Кто стрелял»:

«От окопов пахнет пашней,

Летом мирным и простым…»

В главе «Два солдата» в отношениях между стариком и старухой, а так же Теркин берет в руки не ружье, а занимается вполне мирным трудом – чинит пилу, часы. Радуется яичнице, салу. Ведут разговоры, делятся воспоминаниями…

В каких строках, не раз повторяющихся в поэме, выражена её основная мысль?

Рефреном повторяются в поэме в разных ее главах строки, воплощающие в себе мужество советского воина в его отстаивании справедливости - «Страшный бой идет, кровавый, / Страшный бой не ради славы, / Ради жизни на земле»; «В бой, вперед, в огонь кромешный / Он идет святой и грешный, / Русский чудо-человек!».

А так же возможно:

А всего иного пуще

Не прожить наверняка -

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька.

7. В. Я. Лакшин в статье «Книга особой судьбы» писал: «Когда скульптор С. Т. Конёнков задумал лепить Тёркина, он уговаривал Твардовского позировать ему хотя бы два- три сеанса, - это не должен был быть портрет поэта, но этюд к Тёркину. И это, наверное, правильно. Конечно, Твардовский не Тёркин, но сквозь черты героя должно

было проступать его лицо, и как жаль, что скульптор не осуществил этот замысел». Какие черты Твардовского - поэта и человека - могут «увидеть» читатели поэмы «Василий Тёркин»? Согласны ли вы со словами С. Я. Маршака (см. эпиграф на с. 214)?

А. Т. Твардовский писал о войне не понаслышке. В самом начале войны он, как и многие другие писатели и поэты, уходит на фронт. И проходя по дорогам войны, поэт создает удивительный памятник русскому солдату, его подвигу. Героем “Книги про бойца”, как определил сам автор жанр своего произведения, становится Василий Теркин, который являет собой собирательный образ русского солдата. Но в книге есть еще один герой - сам автор. Некоторые факты из поэмы совпадают с реальной биографией А. Т. Твардовского, автор явно наделен многими чертами Теркина, они постоянно вместе (“Теркин - дальше. Автор - вслед”). Это позволяет нам говорить о том, что автор в поэме - это тоже человек из народа, русский солдат, который отличается от Теркина, по сути, лишь тем, что “в столице курс прошел”. А. Т. Твардовский делает Теркина своим земляком. А потому слова

Я дрожу от боли острой,

Злобы горькой и святой.

Мать, отец, родные сестры

У меня за той чертой -

становятся словами и автора, и его героя. Удивительный лиризм окрашивает те строки поэмы, в которых говорится о “малой родине”, что была у каждого из солдат, принимавших участие в войне. Автор любит своего героя, восхищается его поступками. Они всегда единодушны:

И скажу тебе, не скрою, -

В этой книге там ли, сям,

То, что молвить бы герою,

Говорю я лично сам.

Я за все кругом в ответе,

И заметь, коль не заметил,

Что и Теркин, мой герой,

За меня гласит порой.

В поэме мы видим поэта, любящего свою родину, открытого, честного, правдивого, простого человека. Слова Маршака правдивы, Твардовский как никто иной смог понять душу простого народа, ведь его произведение стало именно народным и любимым, разлетелось на цитаты, многие знали его наизусть.

8.«Книгу про бойца» иллюстрировал друг поэта (с 1942 года и до конца жизни) - художник Орест Верейский. Что ему, на ваш взгляд, удалось передать в рисунках к поэме (см. с. 219, 243)?

С.219. Ярко представлен образ Василия Теркина – улыбчивый, простой, молодой, очень симпатичный воин, солдат, как живой предстает перед нами. Добрые глаза, открытая улыбка – настоящий Василий Теркин перед нами.

Герой сидит к нам спиной, ярко виден образ деда – длинная седая борода, но старик еще крепкий и широк в плечах. На заднем плане старушка готовит обед.

9.Рассмотрите репродукцию картины Ю. Непринцева «Отдых после боя» (на форзаце III части 2 учебного пособия). Чем она напоминает вам поэму Твардовского? Кто из солдат похож на Тёркина? Почему вы так решили?

На своем полотне художник изобразил солдат, которые расположились отдыхать прямо на снегу. Один солдат курит, другой – что-то говорит. Каждый боец занят своим делом, но всех этих ребят объединяет пылкая любовь к Родине. Они спокойные и веселые, поэтому, даже не верится, что они всего мгновенье назад сражались с врагами, рискуя своей жизнью.

Такими они и предстают перед нами в поэме «Василий Теркин».

В центре картины выделяется один боец, который держит в руках ярко-красный кисет. Человек рассказывает присутствующим что-то смешное. Он не дает скучать и унывать своим друзьям, балагурит, поднимая дух бойцов. Рассказчик по настоящему веселит окружающих шуткой. На картине Непринцева это очень заметно. Этот боец напоминает Василия Теркина – он душа компании, видно, что все его с интересом слушают.

Вероятно, только что закончился бой и солдаты вышли передохнуть: один явно проголодался и что-то ест с аппетитом, другие молча курят или слушают друзей, думая о своем. Конечно, война - это страшная вещь, но нельзя на фронте постоянно горевать, если очень тяжело на сердце. Ежедневные потери и прочие драматичные события, трудно переживались людьми. А когда выпадали недолгие моменты отдыха, солдаты могли успокоиться, порадоваться своей маленькой победе и тому, что освободили очередную пядь родной земли.

Окружающие остановились ненадолго, отдохнут и двинутся дальше. Наверное, они торопятся отвоевывать своей кровью Отчизну, бороться за нее до последнего вдоха. Поэтому, солдатам некогда думать, им нужно спешить бить немцев. По духу картины, по настроению бойцов видно, что в это время было стремительное наступление Красной Армии. Чрезвычайно сложно терять своих близких и друзей, но тогда у людей было страстное желание поскорее освободить свою землю от захватчиков, бесцеремонно вторгшихся на родную землю.

10.В разных странах мира поставлены памятники литера-турным героям (Тому Сойеру и Гекльберри Финну, Шерлоку Холмсу, барону Мюнхгаузену, Русалочке и др.). Почему в России на народные средства решили поставить памятник Василию Тёркину?

Потому что герой народный и любимый всеми.

Недавно собирались поставить па­мятник бойцу Василию Теркину. Па­мятник литературному герою ставят редко. Но мне кажется, что герой Твардовского заслужил эту честь по праву. Ведь это был бы и памятник тем, кто воевал за свою страну и не жалел своей крови, кто не боялся трудностей и умел шуткой скрасить фронтовые будни, - памятник всему русскому народу. Поэма Твардовского была действи­тельно народной, вернее, солдатской поэмой. По воспоминаниям Солжени­цына, солдаты его батареи из многих книг предпочитали больше всего ее да «Войну и мир» Толстого. Секрет огромной популярности по­эмы - язык, легкий, образный, на­родный. Стихи запоминаются сразу. Кроме того, каждая глава является законченным, отдельным произведе­нием. Сам автор сказал о ней так: «Эта книга про бойца, без начала и конца». Словом, книгу с середины И начнем. А там пойдет... Это, думается, делает героя ближе и понятнее. Поэт приписал Теркину не так уж много геройских подвигов. Однако переправы, сбитого самоле­та да взятого в плен языка вполне до­статочно. Если бы меня спросили, почему Ва­силий Теркин стал одним из моих са­мых любимых литературных героев, я бы сказал так: мне нравится его жиз­нелюбие. Смотрите, он на фронте, где каждый день смерть, где никто «не за­колдован от осколка-дурака, от любой дурацкой пули». Порой мерзнет или голодает, не имеет вести от родных. А он не унывает. Живет и радуется жизни: Ведь он в кухне - с места, С места - в бой, Курит, ест и пьет со смаком На позиции любой. Он может переплыть ледяную реку, тащить, надрываясь, языка. Но вот вынужденная стоянка, «а мороз - ни стать, ни сесть». И Теркин заиграл на гармони: И от той гармошки старой, Что осталась сиротой, Как-то вдруг теплее стало На дороге фронтовой. Теркин - душа солдатской компа­нии. Недаром товарищи любят слу­шать его то шутливые, а то и серьез­ные рассказы. Вот они лежат в болотах, где пере­мокшая пехота мечтает уже даже о том, «хоть бы смерть, да на сухом». Сыплет дождик. И даже покурить нельзя: раз­мокли спички. Солдаты все клянут, и кажется им, «хуже нет уже беды». А Теркин усмехается и начинает длин­ное рассуждение. Говорит он о том, что пока солдат чувствует локоть товари­ща, он силен. За ним батальон, полк, дивизия. А то и фронт. Да что там: вся Россия! Вот в прошлом году, когда не­мец рвался к Москве и пел «Москва моя», тогда и нужно было кручиниться. А нынче немец совсем не тот, «этой песни прошлогодней нынче немец не певец». А мы про себя думаем, что ведь и в прошлый год, когда совсем тошно было, находил Василий слова, которые помогали товарищам. Такой уж у не­го талант. Такой талант, что, лежа в мо­кром болоте, засмеялись товарищи: легче стало на душе. Но больше всего мне нравится гла­ва «Смерть и воин», в которой герой, раненный, лежит и замерзает, и чу­дится ему, что пришла к нему смерть. И стало трудно спорить ему с ней, по­тому что истекал он кровью и хотел покоя. И чего уж, казалось, держаться за эту жизнь, где вся радость-то в том, что или замерзнуть, или рыть окопы, или бояться, что убьют тебя... Но не таков Василий, чтобы легко сдаться Косой. Буду плакать, выть от боли, Гибнуть в поле без следа, Но тебе по доброй воле Я не сдамся никогда, - шепчет он. И воин побеждает смерть. «Книга про бойца» была очень нуж­ной на фронте, она поднимала дух солдат, побуждала сражаться за Ро­дину до последней капли крови.

Поэма «Василий Теркин» датирована 1941-1945 годами - сложными, страшными и героическими годами борьбы советского народа с немецко-фашистскими захватчиками. В этом произведении Александр Твардовский создал бессмертный образ простого, советского бойца, защитника Отечества, который стал неким олицетворением глубокого патриотизма и любви к своей Родине.

История создания

Поэма начала писаться в 1941 году. Отдельные отрывки были напечатаны в газетном варианте в период с 1942 по 1945 годы. В том же 1942 году отдельно было опубликовано еще незаконченное произведение.

Как ни странно, но работа над поэмой была начата Твардовским еще в 1939 году. Именно тогда он уже трудился военным корреспондентом и освещал в газете «На страже Родины» ход финской военной кампании. Имя было придумано в соавторстве с членами редакционной коллегии газеты. В 1940 году была выпущена небольшая брошюра «Вася Теркин на фронте», которая среди бойцов считалась большой наградой.

Образ красноармейца понравился читателям газеты с самого начала. Понимая это, Твардовский решил, что эта тема является перспективной и начал ее развивать.

С самого начала Великой Отечественной Войны, находясь на фронте в качестве военного корреспондента, он попадает в самые горячие сражения. Попадает в окружение вместе с солдатами, выходит из него, отступает и идет в атаку, переживая на собственном опыте все то, о чем он хотел бы написать.

Весной 1942 года Твардовский приезжает в Москву, где пишет первые главы «От автора» и «На привале», и она сразу же печатаются в газете «Красноармейская правда».

Такого взрыва популярности Твардовский не мог представить даже в самых смелых своих мечтах. Центральные издания «Правда», «Известия», «Знамя» перепечатывают отрывки из поэмы. На радио тексты читают Орлов и Левитан. Художник Орест Верейский создает иллюстрации, окончательно сформировавшиеся образ бойца. Твардовский проводит в госпиталях творческие вечера, а также встречается с трудовыми коллективами в тылу, поднимая боевой дух.

Как всегда, то, что нравилось простому народу, не получила поддержки партии. Твардовского критиковали за пессимизм, за отсутствие упоминаний о том, что партия руководит всеми свершениями и достижениями. В связи с этим автор хотел в 1943 году закончить поэму, однако благодарные читатели не дали ему этого сделать. Твардовскому пришлось согласиться на цензурные правки, взамен он был удостоен Сталинской премии за свое ставшее бессмертным произведение. Поэма была закончена в марте 1945 года - именно тогда автор написал главу «В бане».

Описание произведения

В поэме 30 глав, которые условно можно разделить на 3 части. В четырех главах Твардовский не рассказывает о герое, а просто рассуждает о войне, о том, сколько пришлось пережить простым советским мужикам, ставшим на защиту своей Родины, и намекает на ход работы над книгой. Роль этих отступлений нельзя приуменьшить - это диалог автора с читателей, который он ведет напрямую, даже в обход своего героя.

В ходе повествования нет четкой хронологической последовательности. Более того, автор не называет конкретные бои и сражения, однако отдельные сражения и операции, выделенные в истории Великой Отечественной Войны, угадываются в поэме: отступления советских войск, столь распространённые в 1941 и 1942 годах, битва у Волги, ну и, конечно, взятие Берлина.

Строгого сюжета в поэме нет - да и у автора не было задачи передать ход войны. Центральная глава - «Переправа». Там четко прослеживается основная идея произведения - военная дорога. Именно по ней Теркин со своими товарищами шагает к достижению цели - полной победе над немецко-фашистскими захватчиками, а значит, к новой, лучшей и свободной жизни.

Герой произведения

Главный герой - Василий Тёркин. Вымышленный персонаж, веселый, жизнерадостный, прямодушный, несмотря на сложные обстоятельства, в которых он живет во время войны.

Мы наблюдаем за Василием в разных ситуациях - и везде можем отметить его положительные качества. Среди боевых побратимов он - душа компании, балагур, всегда находящий возможность пошутить и рассмешить остальных. Когда он идет в атаку - он пример для остальных бойцов, проявляет такие свои качества, как находчивость, смелость, выдержка. Когда он отдыхает после боя - он может спеть, он играет на гармони, но при этом может ответить достаточно жестко и с юмором. Когда солдаты встречаются с мирным населением, Василий - само обаяние и скромность.

Мужество и достоинство, проявляемые во всех, даже самых безвыходных ситуациях, - вот главные черты, которые отличают главного героя произведения и формируют его образ.

Все остальные герои поэмы абстрактны - у них нет даже имен. Боевые побратимы, генерал, старик и старуха - все они только подыгрывают, помогая раскрыть образ главного героя - Василия Теркина.

Анализ произведения

Поскольку у Василия Теркина нет реального прототипа, то можно со всей смелостью сказать, что это - некий собирательный образ, который был создан автором, основываясь на его реальных наблюдениях за солдатами.

У произведения есть одна отличительная особенность, которая выделяет его среди аналогичных произведений того времени, - это отсутствие идеологического начала. В поэме нет восхвалений партии и лично товарищу Сталину. Это, по мнению автора, «разрушило бы замысел и образный строй поэмы».

В произведении используются два стихотворных размера: четырехстопный и трехстопный хорей. Первый размер встречается гораздо чаще, второй - лишь в отдельных главах. Язык поэмы стал своеобразной карточкой Твардовского. Некоторые моменты, выглядящие как поговорки и строки из смешных песенок, что называется, «ушли в народ» и стали употребляться в повседневной речи. Например, фраза «Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль» или «Города сдают солдаты, генералы из берут» употребляются многими и в настоящее время.

Именно на таких, как главный герой этой поэмы в стихах, пали все тяготы войны. И только их человеческие качества - сила духа, оптимизм, юмор, умение посмеяться над другими и над собой, вовремя разрядить натянутую до предела обстановку - помогли им не только победить, но и выжить в этой страшной и беспощадной войне.

Поэма до сих пор жива и любима народом. В 2015 году журнал «Русский репортер» проводил социологические исследования относительно сотни самых популярных стихотворений в России. Строки из «Василия Теркина» заняли 28-ое место, что говорит о том, что память о событиях 70-летней давности и подвиге тех героев все еще жива в нашей памяти.

Занимает важнейшее место уже в силу творческой истории произведения и его героя. Поэма создавалась на протяжении военных лет, появляясь на страницах фронтовых газет, и адресовались ее разрозненные главки непосредственно тем, кто сражался за Родину, кто должен был узнать и узнавал в герое-балагуре Теркине себя, своих товарищей, однополчан… Иными словами, это поэма о народе, обращенная к народу. И народ этот воплощен в центральной фигуре «книги про бойца»: Василий Теркин становится эпическим персонажем, масштаб обобщения достигает у фольклорного размаха.
При этом интересно, какую творческую эволюцию претерпевает этот образ от газетных фельетонов времен войны с Финляндией до «книги про бойца»: если изначально это полусказочный персонаж («Человек он сам собой / Необыкновенный / … / Богатырь, сажень в плечах /… / И врагов на штык берет, / Как снопы на вилы»), то затем замысел Твардовского кардинально меняется. Он задумывает повествование о Родине и о народе, и прежний герой должен стать олицетворением этого народа. Поэтому от исключительности делается резкий поворот к типичности: «Теркин — кто же он такой? / Скажем откровенно: / Просто парень сам собой / Он обыкновенный». Он из тех, что «в каждой роте есть всегда / Да и в каждом взводе», не отмечен внешней исключительностью, но — «герой героем». Образ Теркина прост, человечен и в то же время незауряден, потому что в нем сконцентрированы, со свойственной Твардовскому живостью и яркостью воплощены существенные качества русского народа. Подчеркнутая типичность этого образа побуждает читателя не только поклониться народу в образе его героя, но и увидеть героическое в каждом представителе этого народа, в каждом человеке, с которым бок о бок встречаешь суровые испытания.
Теркин — герой, богатырь. В главе «Поединок», описывая рукопашный бой Теркина с немецким солдатом, автор дает прямые отсылки к былинным временам, к сказаниям о битве на Куликовом поле:

Как на древнем поле боя,
Грудь на грудь, что щит на щит, —
Вместо тысяч бьются двое,
Словно схватка все решит.

Теркин воплощает в себе, как уже было сказано, народную силу, лучшие народные качества. Что это за качества? Это, конечно, мужество, умение не падать духом в самые тяжелые и страшные минуты. Лежа в болоте под обстрелом, Теркин способен сохранить оптимизм и ободрить своих товарищей: он напоминает, что они на своей земле, что за ними:

Бронебойки, пушки, танки.
Ты, брат, — это батальон.
Полк. Дивизия. А хочешь –
Фронт. Россия! Наконец,
Я скажу тебе короче
И понятней: ты — боец.

Это и чувство юмора, неизменно сопутствующее герою и помогающее в трудную минуту: «Я б сказал, что на курорте / Мы находимся теперь», — шутит Теркин под огнем, лежа в этом сыром болоте, в боях за безвестный «населенный пункт Борки». Это и чувство товарищества, готовность помочь — примеров тому не счесть на протяжении всей поэмы. Это и душевная глубина, способность к глубоким переживаниям — чувство скорби, любви и кровного родства со своей землей и своим народом не раз возникает в душе героя. Это смекалка, мастерство — у Теркина любая работа спорится, словно шутя; в главе «Два солдата» он предстает мастером на все руки — надо ли починить часы или наточить пилу… И наконец, главное качество, присущее нашему герою и в его лице целому народу, — это поразительное жизнелюбие. В главе-притче «Смерть и воин» Теркин побеждает смерть стойкостью, силой духа, силой любви к жизни. А корни этой любви к жизни опять же — в любви к родному краю, к родным людям, к родной стране. Смерть предлагает ему «отдых», но взамен она хочет разлучить его со всем, что ему дорого на земле, — и он противится смерти до конца.
К концу поэмы Теркин «множится» — возникает забавный и очень символичный эпизод встречи и спора двух Теркиных, Василия и Ивана. Спор, конечно, заканчивается примирением: тем лучше, что Теркин не один, что его можно встретить «в каждой роте», а то и «в каждом взводе». Это еще раз подчеркивает естественность и типичность такого героя, его народную сущность. В итоге Теркин становится своеобразным мифом, символом жизнелюбия, мужества и высоких нравственных качеств русского народа. Судьба его больше не зависит от случайностей, как судьба отдельного человека, - он обречен на победу, обречен выстоять во всех испытаниях, потому что он сам — это народ и судьба его — судьба народа.

И не раз в пути привычном,
У дорог, в пыли колонн,
Был рассеян я частично,
А частично истреблен…

О ком говорит здесь Теркин? О себе? В этих шутливых строчках он отождествляет себя со своим отрядом, со всей русской армией, со всем народом.
Поэтому его образ еще более фольклоризируется, напоминает богатыря или сказочного героя, который с честью проходит три испытания и против которого бессильны козни врагов:

— Видно, бомба или пуля
Не нашлась еще по мне.
Был в бою задет осколком,
Зажило — и столько толку.
Трижды был я окружен,
Трижды — вот он! — вышел вон.

Автор не скрывает того, что создает миф, полуфольклорное повествование, а не просто рассказ о судьбе индивидуального героя; но этот миф становится высшей правдой о русском народе, а вымышленный герой — символом и воплощением народного духа. И судьбой этого героя автор не вправе распоряжаться по собственному усмотрению: «книга без конца», потому что «жалко молодца», объясняет он. Логика судьбы героя теперь другая: это судьба народа и всего лучшего в народе. На войне никто не «заколдован» от смерти, но Теркин — «чудо-богатырь» — должен выжить и победить по законам эпического повествования. По-этому-то

В глубине родной России,
Против ветра, грудь вперед,
По снегам идет Василий
Теркин. Немца бить идет.