Презентация "Древнерусская иконопись" по мхк – проект, доклад. Презентация на тему "русская иконопись" Левкас - это

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Древнерусская иконопись

Странные застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, смотрят на нас с икон, проникая прямо в душу. А знаете ли вы, что называется ИКОНОЙ?

Икона – это картина, изображающая святых и эпизоды из Библии. “ Икона ” в переводе с греческого обозначает “ образ ”, “ изображение ”. На Руси иконы так и называли - “ образа ”.

Иконы возникли еще до зарождения древнерусской культуры в Византии и получили широкое распространение во всех православных странах. Там храмы в основном строили из камня. Каменные стены штукатурили и украшали наравне с иконами, мозаиками и фресками (картинами, написанными по сырой штукатурке), скульптурными изображениями святых.

Русская православная церковь возражала против скульптур в храмах, т.к. боялась нового идолопоклонничества (ведь раньше славяне-язычники поклонялись идолам), поэтому иконопись нигде не достигла такого развития, как на Руси. Церкви у нас были в основном деревянными. Своим удобством размещения в храме, яркостью, прочностью красок иконы, написанные на досках, как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.

Властно приковывая к себе взоры молящихся, иконы превращали даже самую бедную церквушку в сказочную сокровищницу красоты и покоя. Когда перед иконой зажигали свечи, то яркие краски начинали сиять, переливаться. Это было очень красиво и так не похоже на всё остальное, окружавшее людей в их обычной непростой жизни, что им казалось: они чувствуют присутствие Бога. Если присмотреться к иконам, то можно увидеть общее, что изображается без исключения на всех иконах, является символом иконы - это нимб, сияющий круг вокруг голов святых. Нимб символизирует святость. А основной символ христианства – крест, он напоминает о мученической смерти распятого Христа.

В древности к иконе как к предмету поклонения относились с большим уважением. Икона считалась самым лучшим и ценным подарком. В старину иконы были в каждом доме, на почётном месте - в красном углу - висели образа. Пред ними горела лампада. Иконы устанавливали у развилок дорог, у колодцев, вывешивали на воротах, при въезде в город. Над проездной аркой Спасской башни Московского Кремля до сих пор есть белокаменная ниша, где висела когда-то икона Спасителя, давшая башне название.

Икона «Богоматерь Владимирская»Константинополь. 12 век Икона "Богоматерь Владимирская", присланная в начале XII века на Русь из Константинополя, находилась сначала в Вышгородском женском монастыре близ Киева. В 1158 году князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, взял икону с собой, отправляясь в Ростово-Суздальскую землю. В том же году был заложен Успенский собор во Владимире, в котором и была помещена икона. С XV века икона "Богоматерь Владимирская" находилась в Успенском соборе Московского Кремля, в местном ряду иконостаса, слева от царских врат. Икона "Богоматерь Владимирская" принадлежит к числу наиболее древних и прославленных святынь русской Церкви.

Андрей Рублев (? – около 1430) Иконописец. Первое дошедшее до нас летописное свидетельство об Андрее Рублеве содержится в Троицкой летописи, согласно которой мастер расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (1405) вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца. С именем Андрея Рублева исследователи также связывают миниатюры Евангелия Хитрово, фрески Успенского собора на Городке в Звенигороде (около 1400) и иконы так называемого "Звенигородского чина" (начало XV века) – "Спас", "Архангел Михаил", "Апостол Павел". К бесспорным работам выдающегося иконописца относятся росписи Успенского собора во Владимире, созданные в 1408 году совместно с Даниилом Черным, и "Троица" (1425–1427) - храмовая икона Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, выполненная по заказу Никона Радонежского.

Троица Ветхозаветная. Андрей Рублев. 1422-1427.

В последние годы жизни Андрей Рублев был иноком Спасо-Андроникова монастыря в Москве, где расписывал Спасский собор. Похоронен на территории монастыря. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Искусство Андрея Рублева было тесно связано с формированием идейных и нравственных идеалов его эпохи. Стремление к укреплению русской государственности и национального самосознания были особенно актуальны после Куликовской битвы (1380). Призывы к миру, единству и всеобщему согласию, содержащиеся в учении преподобного Сергия Радонежского и его последователей, воплотились в иконописи Андрея Рублева. Отличительные черты его стиля – особая мягкость и плавность линий, тяготеющих к закругленности, что прослеживается и в композиционных построениях; светлый, лишенный резких контрастов колорит; удивительная гармония и одухотворенность образов.

Спас. Андрей Рублев. 1420-е гг.

Апостол Павел. Андрей Рублев.

Архангел Михаил. Андрей Рублев. Первая четверть XV в.

Феофан Грек (? – после 1405) Иконописец. Византийский художник, работавший на Руси в последней трети XIV – начале XV века. Согласно "Посланию Епифания Премудрого Кириллу Тверскому" (1415), Феофан расписывал церкви в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе, Великом и Нижнем Новгороде и Москве (всего более 40 храмов). Из бесспорных произведений Феофана до наших дней дошли только фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (1378). В Москве, по летописным свидетельствам, Феофан Грек вместе с Семеном Черным выполнял росписи церкви Рождества Богородицы с приделом воскрешения Лазаря (1395), вместе с учениками работал в Архангельском соборе Московского Кремля (1399) и совместно с Андреем Рублевым и Прохором с Городца расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (1405). С именем Феофана исследователи также связывают некоторые иконы из деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля и еще ряд памятников, в числе которых икона "Богоматерь Донская" (1380–1390-е).

Богоматерь Донская. Икона. Феофан Грек. ГТГ.

Преображение. Икона. Феофан Грек

Пантократор. Фреска. Феофан Грек

Успение. Феофан Грек (?). Конец XIV в. (Около 1392 г. ?).

Старец Макарий Египетский. Фреска. Феофан Грек

Дионисий (?–1503) Иконописец. Наиболее ранней из известных работ Дионисия были росписи Рождественского собора Пафнутьево-Боровского монастыря, исполненные между 1467 и 1476 годами, совместно с монастырским старцем Митрофаном. Сведения об этом сохранились в летописях и в Житии преподобного Пафнутия Боровского - основателя монастыря. Сами росписи до нас не дошли, поскольку монастырский собор был разрушен и выстроен заново в конце XVI века. В 1481 году Дионисий возглавил артель иконописцев, создавшую первоначальный иконостас Успенского собора Московского Кремля. Дляместного ряда этого иконостаса могли быть предназначены две житийные иконы с изображениями московских святителей – митрополитов Петра и Алексия. В 1484 году вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром начал расписывать Успенский собор Иосифо-Волоколамского монастыря по заказу основателя обители преподобного Иосифа Волоцкого.

Алексий Митрополит, с житием. Дионисий. Начало XVI в

Искусство Дионисия воплотило лучшие художественные достижения последней трети XV – начала XVI века, отразившие духовные искания того времени. Ясность композиционного решения, удлиненные пропорции фигур, высветленный колорит с преобладанием чистых, звучных красок придают произведениям мастера особую одухотворенность.

Симон Ушаков (1626–1686) Иконописец. "Жалованный иконописец" Оружейной палаты. Руководил иконописной мастерской (1664–1686), работал в Золотой и Серебряной палатах (1648–1664), создавал рисунки для церковной утвари, ювелирных украшений, шитья и т.п. Написал иконы для церкви Троицы в Никитниках, прихожанином которой он был, церкви Георгия Неокесарийского на Большой Полянке ("Богоматерь Елеуса Киккская ", 1668) и многих других церквей. Искусство Ушакова сохранило свое влияние на развитие русской иконописи вплоть до XIX века. Оно явилось компромиссом между средневековой традицией и новыми тенденциями европейской живописи. Нововведения художника – " живоподобная " светотеневая моделировка ликов, стремление к передаче реального объема – нашли теоретическое обоснование в "Слове к люботщательному иконного писания". К наиболее известным работам Ушакова относится "Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства – Похвала Богоматери Владимирской)" (1668).



Данный материал можно использовать на уроке истории в разделе культура древней Руси. А так же на уроках МХК. Этот материал может быть взять за основу, а может изучаться с углублением. В презентации расположена информация о иконах привезённых на Русь, иконах написаных инностранными иконописцами, А так же о иконах, которые написаны первыми русскими иконописцами. Ученики так же имеют возможность сравнивать, анализировать, сопоставлять.

А так же, этот материал поможет учителям, которые будут преподавать новый курс по религии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Слайд 1
Иконопись.
Сидоренко Наталья Витальевна, учитель истории и обществознания.
МКОУ «Волчихинская СШ №2»

Слайд 2
При написании икон в Древней Руси применяли краски, в которых связующей средой являлась эмульсия из воды и яичного желтка - темпера.Иконы чаще всего писали на деревянных досках. Обычно брали доски из липы, на Севере - из лиственницы и ели, в Пскове - из сосны.Доску, как правило, вытесывали из бревна, выбирая наиболее крепкий внутренний слой древесного ствола. Процесс этот был трудоемким и длительным.

Слайд 3
Доски для икон делали древоделы или деревщики, редко - сами иконописцы. На лицевой стороне доски обычно делалась неглубокая выемка - ковчег, ограниченный по краям доски незначительно возвышающимися над ним полями. Для маленьких икон могла использоваться одна доска. Для икон большого размера соединялось несколько досок. Характер крепления, глубина ковчега и ширина полей нередко позволяют определить время и место изготовления иконной доски. Поля древних икон ХI-ХII веков, как правило, широкие, а ковчег глубокий. Более поздние иконы имеют узкие поля, а с XIV века иконы иногда писались на досках без полей.

Слайд 4
В качестве грунта применялся левкас, который приготовлялся из мела или алебастра и рыбьего (осетрового) клея. Иконную доску несколько раз промазывали жидким горячим клеем, затем наклеивали паволоку, притирая ее ладонью. После высыхания паволоки наносили левкас. Левкас накладывался в несколько приемов, слоями. Иногда на левкас наносили рельеф. В древних иконах, начиная с XII века, нередко делалась "чеканка" по вызолоченному левкасу. Иногда такая узорная чеканка выполнялась на нимбах. В более поздние времена (с XVI века) для создания углубленного (или рельефного) узора до начала письма осуществлялась резьба по левкасу. Потом рельеф золотили.

Слайд 5
На подготовленной поверхности грунта делался рисунок. Сначала выполнялась первая прорисовка изображений, а затем вторая, более подробная. Первую прорисовку делали легким касанием мягкого угля из веток березы, вторую - черной или коричневой краской.Некоторые иконы воспроизводились по "подлинникам" или по прописям, полученным с икон, которые служили образцами.

Слайд 6
После этого начиналось собственно письмо. Сначала золотили все, что требовалось: поля иконы, свет, венцы, складки одежды. Затем выполнялось доличное письмо, то есть писались одежды, строения, пейзаж. На заключительном этапе создания иконы писались лики. Готовое изображение покрывали особого рода масляным лаком - "проолифливали".

Слайд 7
[скрыть]п·о·рДревнейшие русские иконы
Греческие(корсунские)
Владимирская Богоматерь Смоленская Богоматерь1 Спас Златая риза Пётр и Павел Святой Георгий
Новгородские
Устюжское Благовещение Святой Георгий «Знамение» Спас Нерукотворный Никола Чудотворец Ангел Златые власы Умиление Облачное Успение
Владимиро-суздальские
Фёдоровская Богоматерь Боголюбская Богоматерь Димитрий Солунский Архангел Михаил Спас Эммануил Оплечный деисус Спас Златые власы
.

Слайд 8
Первым иконописцем был святой евангелист Лука, написавший не только иконы Божией Матери, но, по преданию, и икону святых Апостолов Петра и Павла, а может быть, и другие. За ним следует целый сонм иконописцев, почти никому неизвестных. У славян первым иконописцем был святой равноапостольный Мефодий, епископ Моравский, просветитель славянских народов.

Слайд 9
На Руси известен преподобный Алипий-иконописец, подвижник Киево-Печерского монастыря. Он был отдан своими родителями в «научение иконного воображения» к греческим мастерам, прибывшим для украшения храмов Лавры в 1083 году. Здесь он «учася мастером своим помогаше».

Слайд 10

Слайд 11
У преподобного Алипия был ученик и спостник - преподобный Григорий, который тоже написал много икон, и все они разошлись по России.В XII веке иконописные мастерские были при новгородских монастырях: Антониеве, Юрьеве, Хутынском.

Слайд 12
В XVI веке известными иконописцами были Симон, митрополит Московский, Варлаам и Макарий.

Слайд 13
В конце XII века была создана икона «Спас Нерукотворный» с изображением на обороте поклонения кресту(ГТГ). Величественный лик Христа исполнен точным рисунком

Слайд 14
Смоленская иконаБожией Матери
Смоленская икона (Дионисий, 1482 год)
Дата появления:
известна с XI века
Иконографический тип:
Одигитрия
Место нахождения:
с 1943 года неизвестно
Дата празднования
28 июля (по юлианскому календарю)

Слайд 15
Легенда гласит, что в Россию икона попала в середине XI века (в 1046 году[), когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь[ - царевну Анну, ставшую женою князя Всеволода Ярославича. Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси.

Слайд 16
Смоленская икона божьей Матери 1456г.

Слайд 17
Владимирская (Вишгородская) икона Божией Матери
Иконографический тип:
Елеуса
Место нахождения:
Государственная Третьяковская Галерея
Дата празднования
21 мая (3 июня)23 июня (6 июля)26 августа (8 сентября)

Согласно легенде, попала в Константинополь изИерусалима в V веке при императоре Феодосии
На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хрисоверга.

Слайд 18
Спас Златая риза - икона византийского происхождения с изображением Спаса на престоле, датируется XI веком. В 1700 году была полностью переписана царским изографом Кириллом Улановым. Своё название «Златая риза» икона получила от ныне утраченного сплошного серебряного позолоченного оклада, который украшал её.

Слайд 19
«Апостолы Пётр и Павел» - икона середины XI века, самое раннее из известных русских произведений станковой живописи. Икона происходит из новгородского Софийского собора, хранится в собрании Новгородского музея-заповедника.

Слайд 20
Станко́вая жи́вопись - род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально - живопись, созданная на станке (мольберте).Произведение станковой живописи - картина - создаётся на нестационарной (в отличие от монументальной), и не утилитарной (в отличие отдекоративной) основе (холсте, картоне, доске, бумаге, шёлке), и предполагает самостоятельное и не обусловленное окружением восприятие.Основные материалы станковой живописи - масляные, темперные и акварельные краски, гуашь, пастель, акрил. На Дальнем Востоке получила преимущественное распространение живопись тушью, (в основном - монохромная), зачастую интегрирующая каллиграфию.

Слайд 21
Святой Георгий - новгородская икона с поясным изображением Святого Георгия, происходящая из собрания Успенского собора Московского Кремля. Этот памятник станковой живописи, датируемый концом XI либо XII веком, принадлежит к числу древнейших в России.

Слайд 22
Икона, по мнению академика В. Н. Лазарева, имеет новгородское происхождение и была привезена в Москву Иваном Грозным, который вывез из Новгорода большое количество местных святынь.

Слайд 23
новгородские
Устюжское Благовещение - русская икона Благовещения Пресвятой Богородицы, написанная в 20-30-е годы XII века в Великом Новгороде. Одна из немногих сохранившихся русских икон домонгольского периода. В настоящее время хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Слайд 24
«Святой Георгий» - русская икона домонгольского периода. Икона имеет новгородскоепроисхождение и была храмовым образом Юрьева монастыря. В настоящее время находится в собрании Государственной Третьяковской галереи.

Слайд 25
Икона Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение) - православная икона с изображением, принадлежащим к иконописному типу Оранта. Одна из наиболее почитаемых в русском православии икон.

Слайд 26
Ангел Златые власы - древнейшая икона из собрания Государственного Русского музей в Санкт-Петербурге. Датируется второй половиной XII века. Большинство специалистов относят её к новгородской школе иконописи.Характерной особенностью этой иконографии являются волосы Ангела, выполненные в технике «асиста» сусальным золотом, отчего эта иконография и получила такое название. По каждому волоску Ангела проложена тонкая ниточка золотого листка, отчего его волосы сияют небесным божественным светом, поскольку золото символизирует на иконе неземное, божественное начало.

Слайд 27
Суса́льное золото (сусаль) - тончайшие (обычно около 100 нм) листы золота, которые обычно используются вдекоративных целях. Поталью называют листы других металлов или сплавов, имитирующих золото (например,меди с цинком или алюминия, которые окрашивают прозрачным жёлтым лаком после нанесения на изделие), или химические соединения наподобие сульфида олова (SnS2), который применяется в составе красок, имитирующих позолоту. Первое упоминание о сусальном золоте относится к периоду правления Южной и Северной династий Китая. История производства золотых листов в районе Лон Тан, Нанкин, насчитывает около 1700 лет.

Слайд 28
Богоматерь Умиление - русская икона новгородского происхождения, которая датируется последней третью XII века. Находится в Успенском соборе Московского Кремля.

Слайд 29
«Облачное Успение» - русская икона конца XII - начала XIII веков, которая происходит изновгородского Десятинного монастыря. В настоящее время находится в собрании Государственной Третьяковской галереи, куда поступила в 1933 году из Новгородского музея. Была раскрыта в Третьяковской галереи в 1935 году искусствоведом И. И. Сусловым.

Слайд 30
Владимиро-Суздальские
Феодоровская икона Божией Матери - почитаемая в Русской церкви чудотворной иконаБогородицы, хранящаяся в Богоявленском соборе города Костромы. Предание приписывает её авторство евангелисту Луке, иконография сходна с Владимирской иконой. Почитается как одна из святынь дома Романовых, поскольку предание связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии царя Михаила Фёдоровича.

Слайд 31
Боголюбская (Боголюбивая) икона Божией Матери - почитаемая Русской православной церковьюикона Богородицы, написанная в XII веке по повелению Андрея Боголюбского в память о явлении ему Богородицы. Относится к числу древнейших икон русского происхождения, почитаемых чудотворными.

Слайд 32
Спас Златые власы - икона, созданная не позднее первой четверти XIII века.Кем написана не известно.

Слайд 33
Спасибо за внимание!


Слайд 1

МОУ Ильинская СОШ. Учитель ИЗО,МХК Лебедь С.Г.

Древнерусская иконопись

Слайд 2

Слайд 3

Икона – это картина, изображающая святых и эпизоды из Библии. “Икона” в переводе с греческого обозначает “образ”, “изображение”.

На Руси иконы так и называли - “образа”.

Слайд 4

Иконы возникли еще до зарождения древнерусской культуры в Византии и получили широкое распространение во всех православных странах. Там храмы в основном строили из камня. Каменные стены штукатурили и украшали наравне с иконами, мозаиками и фресками (картинами, написанными по сырой штукатурке), скульптурными изображениями святых.

Слайд 5

Русская православная церковь возражала против скульптур в храмах, т.к. боялась нового идолопоклонничества (ведь раньше славяне-язычники поклонялись идолам), поэтому иконопись нигде не достигла такого развития, как на Руси. Церкви у нас были в основном деревянными. Своим удобством размещения в храме, яркостью, прочностью красок иконы, написанные на досках, как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.

Слайд 6

Властно приковывая к себе взоры молящихся, иконы превращали даже самую бедную церквушку в сказочную сокровищницу красоты и покоя. Когда перед иконой зажигали свечи, то яркие краски начинали сиять, переливаться. Это было очень красиво и так не похоже на всё остальное, окружавшее людей в их обычной непростой жизни, что им казалось: они чувствуют присутствие Бога. Если присмотреться к иконам, то можно увидеть общее, что изображается без исключения на всех иконах, является символом иконы - это нимб, сияющий круг вокруг голов святых. Нимб символизирует святость. А основной символ христианства – крест, он напоминает о мученической смерти распятого Христа.

Слайд 7

В древности к иконе как к предмету поклонения относились с большим уважением. Икона считалась самым лучшим и ценным подарком. В старину иконы были в каждом доме, на почётном месте - в красном углу - висели образа. Пред ними горела лампада. Иконы устанавливали у развилок дорог, у колодцев, вывешивали на воротах, при въезде в город. Над проездной аркой Спасской башни Московского Кремля до сих пор есть белокаменная ниша, где висела когда-то икона Спасителя, давшая башне название.

Слайд 8

Икона «Богоматерь Владимирская»Константинополь. 12 век

Икона "Богоматерь Владимирская", присланная в начале XII века на Русь из Константинополя, находилась сначала в Вышгородском женском монастыре близ Киева. В 1158 году князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, взял икону с собой, отправляясь в Ростово-Суздальскую землю. В том же году был заложен Успенский собор во Владимире, в котором и была помещена икона. С XV века икона "Богоматерь Владимирская" находилась в Успенском соборе Московского Кремля, в местном ряду иконостаса, слева от царских врат. Икона "Богоматерь Владимирская" принадлежит к числу наиболее древних и прославленных святынь русской Церкви.

Слайд 9

Андрей Рублев (? – около 1430)

Иконописец. Первое дошедшее до нас летописное свидетельство об Андрее Рублеве содержится в Троицкой летописи, согласно которой мастер расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (1405) вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца. С именем Андрея Рублева исследователи также связывают миниатюры Евангелия Хитрово, фрески Успенского собора на Городке в Звенигороде (около 1400) и иконы так называемого "Звенигородского чина" (начало XV века) – "Спас", "Архангел Михаил", "Апостол Павел". К бесспорным работам выдающегося иконописца относятся росписи Успенского собора во Владимире, созданные в 1408 году совместно с Даниилом Черным, и "Троица" (1425–1427) - храмовая икона Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, выполненная по заказу Никона Радонежского.

Слайд 10

Слайд 11

В последние годы жизни Андрей Рублев был иноком Спасо-Андроникова монастыря в Москве, где расписывал Спасский собор. Похоронен на территории монастыря. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Искусство Андрея Рублева было тесно связано с формированием идейных и нравственных идеалов его эпохи. Стремление к укреплению русской государственности и национального самосознания были особенно актуальны после Куликовской битвы (1380). Призывы к миру, единству и всеобщему согласию, содержащиеся в учении преподобного Сергия Радонежского и его последователей, воплотились в иконописи Андрея Рублева. Отличительные черты его стиля – особая мягкость и плавность линий, тяготеющих к закругленности, что прослеживается и в композиционных построениях; светлый, лишенный резких контрастов колорит; удивительная гармония и одухотворенность образов.

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Феофан Грек (? – после 1405)

Иконописец. Византийский художник, работавший на Руси в последней трети XIV – начале XV века. Согласно "Посланию Епифания Премудрого Кириллу Тверскому" (1415), Феофан расписывал церкви в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе, Великом и Нижнем Новгороде и Москве (всего более 40 храмов). Из бесспорных произведений Феофана до наших дней дошли только фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (1378). В Москве, по летописным свидетельствам, Феофан Грек вместе с Семеном Черным выполнял росписи церкви Рождества Богородицы с приделом воскрешения Лазаря (1395), вместе с учениками работал в Архангельском соборе Московского Кремля (1399) и совместно с Андреем Рублевым и Прохором с Городца расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (1405). С именем Феофана исследователи также связывают некоторые иконы из деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля и еще ряд памятников, в числе которых икона "Богоматерь Донская" (1380–1390-е).

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Дионисий (?–1503)

Иконописец. Наиболее ранней из известных работ Дионисия были росписи Рождественского собора Пафнутьево-Боровского монастыря, исполненные между 1467 и 1476 годами, совместно с монастырским старцем Митрофаном. Сведения об этом сохранились в летописях и в Житии преподобного Пафнутия Боровского - основателя монастыря. Сами росписи до нас не дошли, поскольку монастырский собор был разрушен и выстроен заново в конце XVI века. В 1481 году Дионисий возглавил артель иконописцев, создавшую первоначальный иконостас Успенского собора Московского Кремля. Дляместного ряда этого иконостаса могли быть предназначены две житийные иконы с изображениями московских святителей – митрополитов Петра и Алексия. В 1484 году вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром начал расписывать Успенский собор Иосифо-Волоколамского монастыря по заказу основателя обители преподобного Иосифа Волоцкого.

Слайд 22

Слайд 23

Петр Митрополит, с житием. Дионисий. Начало XVI в

Слайд 2

Иконописец, в отличие от художника, не рассматривается как автор конкретного образа, он - только проводник божественной истины.

Знаменщик- наиболее опытный мастер, создающий (знаме́нящий) рисунок будущей иконы; Доличник - мастер, специализирующийся в писании одежд, пейзажных стаффажей и прочих элементов иконы, кроме лично́го письма; в свою очередь Доличник может иметь специализацию: Травщик- изображающий растения Плательщик - специализирующийся в написании одежд и др. Личник - мастер в личном письме - изображении лиц, рук и прочих открытых частей тела; Жалованный иконописец - мастер, работающий при дворе царя или патриарха и получающий постоянное жалованье; Кормовой иконописец - нанимаемый на время выполнения заказа и получающий «корм» - вознаграждение; Городовой иконописец - иногородний иконописец, вызывавшийся (нередко принудительно) при проведении крупных работ в центральных городах или монастырях; Фурильщик - мастер, работающий в технике придания свежей иконописи характера «старой».

Слайд 3

Задача иконописи – "воплотить слово", воплотить в образы христианское вероучение. Страшный суд Преображение Господа на Фаворе Находилась в Переславле. Сер. XV века. Феофан Грек

Слайд 4

Особенности русской иконописи: Аскетизм - крайняя степень воздержания, отречение от жизненных удовольствий. Аскетизм - норма нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы). Спас Вседержитель. Первая половина XIII века Богоматерь Владимирская

Слайд 5

«Дeрево познания Добра и Зла», Микеланджело, фрагмент росписи Сикстинской капеллы Если нарушить иконографический канон, то будет портрет или картина, но не будет иконы. Почему для иконописания выбрано именно дерево? Дерево имеет глубокое символическое значение. Следует вспомнить о древе жизни, о древе познания добра и зла, которые были в Эдемском саду; о дереве гофер, из которого был построен ковчег праведного Ноя. Используют липу, ель, ольху и кипарис. дерево - это символ падения и спасения человека.

Слайд 6

.

Форма иконной доски. Ковчег (ковчежец) - углубленная часть иконной доски. Поле - выступающая над ковчегом часть иконной доски. По ширине полей можно судить о времени написания иконы: поля икон XI-XII веков, как правило, широкие; начиная с XIII века, поля стали делать более узкими, а в XIV веке появляются иконы без полей. Лузга - скос между ковчегом и полем. Шпонка - поперечный брусок, врезанный в оборотную сторону доски и служащий для предотвращения ее деформации. 1 - поле, 2 - лузга, 3 - ковчег, 4 - паволока, 5 – врезная левосторонняя шпонка

Слайд 7

Принципы изображений фигур на иконах. оглавные изображения оплечные поясные в полный рост

Слайд 8

Иконографические типы изображения Иисуса Христа «Спас Эммануил» «Спас Нерукотворный» «Господь Вседержитель» или«Пантократор» «Господь на престоле» или «Спас в силах» 6

Слайд 9

Первая группа - тип иконографии «Знамение». Одним из вариантов иконографии "Знамение" является "Оранта". (Оранта, от лат. orans - молящийся). Классификация икон Богоматери. Соединение фигур Богоматери и (полуфигуры) Христа, что передает одно из глубочайших откровений: рождение Бога во плоти, Мария становится Богородицей через воплощение Логоса. "Ярославская Оранта, Великая Панагия" Нерушимаястена"

Слайд 10

Второй иконографический тип получил наименование "Одигитрия", что по-гречески значит "Путеводительница". ОДИГИТРИЯ СМОЛЕНСКАЯ – одна из самых почитаемых православных икон. «Казанская»

Слайд 11

Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование "Умиление", что является не совсем точным переводом греческого слова "Елеуса" (έλεουσα), т.е. "Милостивая". "БогоматерьВладимирская БогоматерьДонская 2

Слайд 12

БогоматерьВзыграние "Умиление" - "Млекопитательница". Разновидностью иконографического типа "Умиление" является тип "Взыграние« и «Млекопитание».

Слайд 13

Четвертый тип собирательный, к нему следует отнести все те иконографические варианты, которые по тем или иным причинам не вошли в первые три.

Наименование четвертого типа условно - "Акафистный", так как главным образом иконографические схемы здесь строятся не по принципу богословского текста, а по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богоматерь величается в Акафисте и других гимнографических произведениях. "Богоматерь - Живоносный Источник"

Слайд 14

Верхняя одежда покрывало-мафорий, на мафории - звезды, знаки ее девства, синий нижний китон. Иногда из под накинутого на голову мафория виднеется чапец - головной убор замужних женщин. По сторонам лика Богоматери пишутся греческие буквы "МРОY" - сокращение слов "Мать Бога". Богоматерь Великая Панагия (Оранта)

Посмотреть все слайды

Презентация подготовлена учителем МХК МОУ СОШ №28 Резинкиной Екатериной Игоревной

Первая икона

ЦЕРКОВНОЕ Предание утверждает , что первая икона Спасителя появилась во время Его земной жизни. Это образ, который мы знаем под названием Нерукотворный Спас.


И́конопись

(от икона и писа́ть ) - вид средневековой живописи, религиозной по теме и сюжету, культовой по назначению.

Это создание изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при молитве или во время богослужения.


Икона

Под иконой понимается станковое самостоятельное произведение.

Как правило икона исполняется на доске и может либо занимать постоянное место в доме или храме, либо выноситься для крестных ходов


Ико́на

Ико́на (от –греческого εἰκόνα «рисунок», «образ») - в христианстве изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков


Христос Пантократор (всевластный , всесильный) , одна из древнейших икон Христа, VI век, Синайский монастырь св. Екатерины

Энкаустическая икона (в которой связующим веществом красок является воск).


История иконописи

Создание первых икон предание относит к апостольским временам и связывают с именем евангелиста Луки.

Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI веку и выполнены в технике энкаустики на деревянной основе, что роднит их с египетско-эллинистическим искусством

(так называемые «фаюмские портреты»).

Портрет юноши. II век н. э.

Портрет мальчика по имени Евтихий


Андрей Рублёв, Иванов сын

Родился в Новгороде около 1340 – 1350

воспитывался в семье потомственных иконописцев, принял монашеский постриг в 1373.

Андрей - монашеское имя; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»).

Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора


История иконописи

В 1425-27 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным, Феофаном Греком и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса


Техника иконописи

Из пород дерева часто использовались: липа, берёза, сосна, ель, кедр, лиственница, дуб, клён.

Лучшей, но и самой дорогой считалась привозная кипарисовая доска.

Доски вытёсывались из плахи топором и обстругивались теслом.

Продольная распиловка брёвен на доски в России началась лишь с XVII века

Но считается, что доски, вырубленные топором, более качественны по сравнению с другими.


Техника иконописи

Под живописные слои иконную доску специально готовят, наклеивая паволоку (ткань, наклеиваемая на иконную доску перед наложением левкаса).

Служит для лучшего сцепления левкаса (представляющего собой меловой или гипсовый (алебастровый) порошок, размешанный на животном или рыбьем клею) с поверхностью .

Боковые и торцевые поверхности иконной доски могут именоваться бортом или хребтом .


Техника иконописи

Чаще всего заготовкой досок для икон занимается специальный мастер - дощанник , нанесением грунта - левкасчик , к иконописцу доска поступает уже в подготовленном виде.

Известны также иконы, написанные на загрунтованном с двух сторон холсте - «холстяных цках » или в искусствоведческом именовании «таблетках ».


Ковчег

(от старо-славянского «ковъчегъ» - ящик , ларь , сосуд ) - в иконописи - углублённое среднее поле на лицевой поверхности иконной доски.


Поле

Поля́ иконной доски - обрамление средней, обычно углублённой части иконы (ковчега).

От ковчега отделяется лузгой (ребро двугранного угла, образованного внутренними поверхностями пересекающихся стен ), по внешнему краю часто обводится линией контрастного фону цвета - опушью


Виды иконописи

От иконописи принято отделять с одной стороны другие формы церковного изобразительного искусства :

монументальную (настенную) живопись (фреску, мозаику и др.),

книжную миниатюру,

декоративно-прикладное искусство (например, чеканные, литые изображения и эмали, шитье);

с другой - живопись религиозного содержания, основанную на авторской интерпретации.


Монументальная

Фреска

мозаика


Книжная миниатюра


Литье


Эмаль


Шитье


Чеканка


Обрамления

Ри́за , или окла́д (в южных и западных областях России - шата , цата , - накладное украшение на иконах , покрывающее всю доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лица и рук - так называемого лично́го письма), для которых сделаны прорези


Русская иконопись

Русская иконопись - христианское, церковное изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века Крещением Руси. Являлась центральной частью древнерусской культуры вплоть до конца XVII века


История большого обмана

Гениальный ученый, один из талантливейших живописцев всех времен Леонардо да Винчи являлся примером сверхчеловека, которому было доступно все знания людей на Земле

с одинаковым успехом он ваял скульптуры,

играл на музыкальных инструментах ,

пел и сочинял сонеты,

в физических упражнениях не было равных ему современников,

за 100 лет до Ньютона и Гюйгенса он предсказал волновую природу света,

независимо от Галилея понял бесконечность Вселенной, и место Земли в солнечной системе.


В рентгеновском свете


Тест – опрос на остаточные знания


1. Какую картину написал Андрей Рублев?

1


2. Как она называется?

Апостол Павел

неизвестно


3. Иконописцы - это

- люди с иконами

- люди, делающие надписи на иконах,

- это такие животные

- мастер, специализирующийся в создании икон

- маэстро иконописи


4. Икона - это

Образ

Изображение

Лик

Изваяние

Рисунок


5. На чем рисовались иконы?

На ткани

На бумаге

На пергаменте

На дереве


6. Какая порода дерева использовалась для писания икон?

липа, лиственница

берёза, дуб, граб

сосна, клён, бук

ель, кедр, кипарис


7. Левкас - это

- левый заработок

- белый грунт из мела с алебастром и животным клеем

- специальная кисть

- палитра


8. Оклад - это

- денежная премия

- абрис иконы

- накладное украшение

- вид русского декоративно-прикладного искусства


9. Кто из этих людей были великими иконописцами?

Гостомысл

Рюрик

Климент

Андрей Рублев

Евангелист Лука

Феофан Грек


Когда возникла икона?

Нерукотворный Спас возник в I веке н.э.

1350 -1360 годы

В VI веке


Спасибо за внимание!