Непростые тексты апостола павла. «Сказано: всякая власть от Бога

От редакции : Петербургский церковный историк и общественный деятель, с которым у нас давно сложились личные добрые отношения, Николай Кузьмич Симаков предложил опубликовать свою статью, посвященную церковно-государственным отношениям. У меня, как хорошо знают постоянные читатели , на этот вопрос другая точка зрения. Тем не менее, мы решили опубликовать эту статью. Не только из уважения к автору, но и потому, что такая точка зрения распространена среди православных русских людей, а значит нам нужно вновь и вновь возвращаться к этой проблеме, проговаривать те вопросы, которые нас разделяют. Гл. редактор А.Д. Степанов.

В истории русской церкви ХХ в. отношение к власти стало одной из самых сложных и болезненных проблем. Широкое распространение получило такое явление как сервилизм, т.е. раболепство и угодничество церковной иерархии перед государственной властью. Особенно болезненно для церкви сервилизм проявился в ХХ веке, в эпоху жесточайших гонений на веру. В это время он получил конкретное наименование «сергианство», такой религиозной политики митроп. Сергия (Страгородского), которая постепенно привела к порабощению русскую церковь богоборческой властью. «Сергианство» совершало грех против церкви, утверждая не раз официально, что «всякая власть от Бога». Исходя из этого, по утверждению «сергианства» и советская власть, несмотря ни на что, является «богоустановленной», которой надо всем православным полностью подчиниться не за страх, а за совесть. «Не буду напоминать, писал митроп. Сергий (Страгородский), что наша патриаршая церковь, начиная с покойного святейшего патриарха Тихона и доселе, неизменно признает советскую власть богоустановленной в СССР».

В своих публичных выступлениях официальная иерархия в советский период постоянно оправдывала и восхваляла богоборческую власть перед всем миром. При этом она полностью отрицала факт жесточайших гонений на веру в СССР, считая, что этим «спасает» церковь. Хотя, как известно, не иерархия, но сам Господь Иисус Христос и сама Матерь-Церковь спасают нас.

Очевидно, что не «церковные политики» раболепствующие перед богоборческой властью, а сотни тысяч святых Новомучеников и Исповедников взойдя на Голгофу в ХХ веке своею кровью защитили православную веру и церковь в России.

Сегодня, живя в эпоху православного возрождения нам всем необходимо извлечь уроки из Великой русской трагедии ХХ в. Каково же должно быть истинное христианское отношение к государственной власти? Всякая ли власть от Бога?

Христианское отношение к власти. «Власть есть дело Премудрости Божией, а безначалие есть зло и причина беспорядков», писал свт. Иоанн Златоуст. В этом смысле власть установлена Богом для падшего мира после грехопадения с целью его спасения от безначалия, хаоса, анархии и гибели. Источником власти согласно Евангелию является сам Господь Иисус Христос: «И приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28: 18). Всякая же власть противящаяся Богу, Его заповедям, отделяющей себя от Бога и восстающей на Него, является не законной, но богоборческой узурпацией и тиранией. Ибо согласно Евангелию, нет власти, если она отделена от Бога. Именно в этом смысле и следует понимать слова св. ап. Павла: «Всякая душа да будет покорна Высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (Рим. 13: 1).

О христианском отношении к власти лучше всего свидетельствует в Новом Завете сами деяния Апостолов. В них рассказывается о первом гонении и столкновении Апостольской церкви, проповедующей Воскресшего Христа с властью иудейского синедриона в Иерусалиме. «Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека. Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5: 27-29). Этот принцип «повиноваться больше Богу, нежели человекам», станет основным принципом христианского отношения к государственной власти. Особенно ярко это проявится в эпоху римских гонений на церковь в течении трёх столетий. Хорошо известно, что в древнем, дохристианском мире государство и власть обожествлялись. Был создан религиозный культ римской империи и римских императоров. Христианство принесло радикально новое отношение к государству и светской власти. Оно выступило против обожествления земной власти против культа «царебожества» римских императоров и тирании. С момента Крещения и Миропомазания, христиане как царственное священство почитали Господом Иисуса Христа как своего единственного Царя и Бога. Они воздавали, как учил Христос: «Кесарю - кесарево, а Богу - Божье», и в силу этого отказывались признавать римского императора «божеством». Христианство выступало против тирании и самого государства, обожествленного языческой религией. Тоталитаризму обожествленного государства христиане противопоставляли Царство Господа Иисуса Христа заповеданного Евангелием: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33). Христиане были готовы идти на страдания, муки и смерть, но отказывались приносить ритуальные жертвы царебожескому культу императоров и языческим римским богам. Севастиан, военачальник римского императора Антония, сообщает свт. мч. воину Виктору около 150 года от Р.Х.: «Мы получили от императора распоряжение, в котором он приказывает вам, христианам, принести жертвы нашим богам; непослушных же подвергнуть тяжким мучениям». Святой Виктор отвечает: «Этому безбожному повелению смертного царя не окажу я никакого послушания и не исполню его воли, потому что есть у меня «Бессмертный Царь и Спаситель мой Иисус, Царство Его бесконечно, и творящий волю Его получит жизнь вечную; а у смертного царя вашего и царства временно, и исполняющий его безбожную волю погибнут навеки».

В истории христианства отношение церкви к власти и государству были сформулированы свт. Августином Блаженным в его знаменитой работе «О граде Божьем». В ней он писал о том, что природа церкви -града Божия и государства-града земного не только различны, но и противоположны. Государство возникло в результате грехопадения и убийства Каином Авеля. От Каина (построившего первый город) и каинитов идет история государства, основанного на насилии, преступлениях и завоеваниях. Римская империя, как государство возникло в результате захвата и порабощения Римом различных стран и народов. В отличии от государства, церковь - есть град Божий, она основана на жертвенной любви к Богу и людям, начиная от Авеля и до Христа. Только то государство и власть, по словам свт. Августина Блаженного могут быть признаны законными, которые служат Богу и не нарушают канонов церкви. Если же государство и власть отделяют себя от Бога и выступают против церкви, то они становятся преступными и орудием дьявола, которые ничем не отличаются от шаек разбойников. Свт. Августин приводит в своей книге «О граде Божьем» рассказ о том, как пойманный пират на суде у императора Александра Македонского сказал ему:»Ты император потому, что у тебя целый флот, а я пират, потому что у меня всего один лишь корабль. Лишь в этом между нами разница».

Церковь по мысли свт. Августина Блаженного уже теперь в истории есть царствие Христово и поэтому царская и любая мирская власть должны подчиняться ей. Как, например это произошло в V веке в истории с императором Феодосием Великим. Свт. Амвросий Медиоланский не пустил в храм императора Феодосия, за учиненную по его приказу резню в Фессалониках, где было перебито 7 тысяч человек. За это свт. Амвросий наложил епитимью на императора, отлучив его от святого Причастия. Император Феодосий подчинился. В течении 8 месяцев он не присутствовал на богослужении в церкви, пребывая вместе с кающимися. И уже потом, после публичного покаяния был принят свт. Амвросием в церковное общение. В истории, писал свт. Августин Блаженный, постоянно происходит борьба града земного - государства с градом Божьим - церкви. Государство и власть нередко видят в духовной власти своего соперника и поэтому часто стремятся поработить церковь Христову. Государство и власть по своей природе тяготеют к абсолютизму и тоталитаризму. Не случайно в дохристианском мире идеалом было именно тоталитарное государство. О таком «идеальном государстве» писали великие мыслители античного времени, такие как Платон. Победа, одержанная христианством в IV веке над язычеством, означало и победу церкви Божией над обожествленным государством и императорской властью. Однако, в истории нередко происходили рецидивы язычества, делались попытки подчинить церковь государству и светской власти. В VIII веке церковь была вынуждена бороться с так называемым «цезаропапизмом» византийских императоров-иконоборцев. В 730 году император Лев III Исавриец, как «царь-иерей» издал указ против иконопочитания. С этого времени начались гонения на православие и церковь, которые будут продолжаться долгие десятилетия. Церковь решительно выступила против ересей «цезаропапизма» и иконоборчества. В неделю Православия она анафематствовала Льва III со словами: "Первому злейшему иконоборцу, паче же христоборцу, зверю зловредному, демонскому слуге, богопротивному врагу Божией церкви, мучителю, а не царю, Льву Исавренину и его лжепатриарху Анастасию, гонителю Христова стада, а не пастырю, и с таиники их - Анафема!»

Отношение Церкви к власти в России. О христианском отношении к власти в России впервые в XVI в. писал прп.Иосиф Волоцкий в своей книге «Просветитель». «Если же некий царь царствует над людьми, но над ним самим царствуют скверные страсти и грехи: сребролюбие и гнев, лукавство и неправда, гордость и ярость, злее же всего неверие и хула - такой царь не Божий слуга, но дьяволов, и не царь, но мучитель», а потому ему не надлежит повиноваться... «Ведь всякий царь или князь, живущий в небрежении, не пекущийся о своих подданных и не имеющий страха Божия, становится слугой сатаны, потому неумолимо и внезапно найдет на него гнев Господень. Говорю же вам это, цари и князья, писал прп. Иосиф Волоцкий, не от себя, но получив вразумление от Бога...».

На практике, христианское отношение к власти, в истории России, ярче всего появилось в XVI в. в эпоху опричного террора царя Ивана Грозного. Предстоятель русской церкви святитель митрополит Филипп бесстрашно обличая тиранию «царебожества» и террор говорил: «Не могу повиноваться повелению твоему паче, нежели Божьему». «Всемилостивейший царь и великий князь, доколе ты хочешь лить неповинную кровь твоих верных людей и христиан? Доколе неправда будет царить в русском царстве? Татары и язычники, весь свет говорит, что у всех народов есть закон и правда, а на Руси их нет; во всем свете преступники, которые ищут милосердия у властей, находят его, а на Руси нет милосердия и для невинных и праведных. Подумай о том, что хотя Бог возвысил тебя в мире, ты все же смертный человек, и Бог взыщет с рук твоих невинную кровь. Камни под ногами твоими, если не живые души, возопиют и будут обвинять тебя и судить; Я должен сказать это тебе, по повелению Божию, хотя бы меня за это постигла смерть».

В ХХ веке после падения монархии в России власть в 1917 году оказалась захвачена большевиками - самыми богоборческими и антихристианскими силами. Которые тут же начали невиданные до этого в истории России жесточайшие гонения на православную церковь и веру. В связи с этим патриарх Тихон (Беллавин) от лица Поместного Собора в начале 1918 года выступил с обличительным посланием, в котором он анафематствовал богоборческую власть и всех, кто пошел у неё на поводу. «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь, то что творите вы, не только жестокое дело: это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей - загробной и страшному проклятью потомства в жизни настоящей - земной. Властью, данной нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите ещё имена христианские и хотя бы по рождению своему принадлежите к Церкви Православной».

Однако, гонения на веру и церковь в России продолжались на протяжении всего советского периода, начиная с 1917 года и почти до конца 1980 годов. Во времена гонений, в конце 20-х годов в Русской церкви появляется два различных отношения к богоборческой власти. Одно из них получило название «сергианство» по имени митрополита Сергия (Страгородского). В печально знаменитой «Декларации 1927 года» он признавал советскую власть для церкви своей, не смотря на гонения. Впоследствии он неоднократно признавал её «богоустановленной». Другим отношением к богоборческой власти в истории Русской церкви стало «иосифлянство». Это было широкое движение тех епископов, священников, монашествующих и православного народа, кто во главе с митрополитом Иосифом (Петровых) выступал против порабощения церкви богоборческой властью. «Если и все церкви отберут от нас, тогда мы будет совершать молитвы в подвалах тайно. При гонении на веру Христову, подражая первовековым христианам, мы пойдём с радостью на костры и в тюрьмы, писали иосифляне, но не допустим добровольно, чтобы в Церкви Божией был хозяин коммунист Тучков. За свободу Церкви мы готовы умереть». Сотни тысяч святых Новомучеников и Исповедников мужественно взошли на Голгофу, пролили свою кровь и тем спасли Православную Веру и Церковь в России. «Кровь мучеников - семя христианства», писал Тертуллиан. Только с 1917 по 1941 годы в результате кровавых гонений, двух «пятилеток безбожия» было уничтожено 130 тысяч представителей только духовенства, не считая многих сотен тысяч мирян. За один только 1937 год было расстреляно более 85 тысяч духовенства. При этом многие священники, монашествующие и миряне погибли в концлагерях на каторжных работах и от болезней. Всех их невозможно сосчитать. К концу 30-х годов в результате гонений церковь фактически стала катакомбной. Многие священники и монахи были вынуждены из-за гонений уйти в катакомбы на нелегальное положение. К 1942 году в ходе так называемой «2-ой пятилетки безбожия» советская власть планировала полностью уничтожить церковь как и саму христианскую религию в СССР. Но грянула Великая Отечественная война, которая помешала планам богоборческой власти до конца уничтожить церковь. С 1943 по 1948г.г. наступил краткий период «мирной передышки». В эпоху «построения коммунизма» начинаются новые «хрущевские гонения». В эти годы было закрыто 10 тысяч храмов, а также многие монастыри, семинарии. Делами церкви в это время фактически управляла не патриархия, а председатель «Совета по делам религии» В.А. Кураедов. «Состав постоянных членов Синода, равно как архиерейские назначения зависят в настоящее время от председателя «Совета по делам религии» в гораздо большей степени, чем они зависели в царской России от обер-прокурора Синода», писал в своем обращении к священноначалию Московской патриархии архиепископ Калужский и Боровский Ермоген (Голубев). Владыка Ермоген открыто и мужественно боролся за освобождение церкви от порабощения её атеистическим государством. В 1965 году он составил заявление на имя патриарха Алексея I (Симанского) с предложением изменить «Положение об управлении Русской Православной церкви», принятое в 1961 году под давлением властей. В 1967 году владыка Ермоген послал ещё одно письмо, в котором указывал на тягостное положение церкви, произвол гражданских властей и бездействие руководства патриархии. В результате под давлением «Совета по делам религии» епископ Ермоген был отправлен на покой и фактически заключен под строгий надзор в Жировицком монастыре вплоть до своей кончины в 1978 году.

В 1965 году группа священников выступила с открытым письмом к патриарху в защиту церкви от притеснений со стороны властей, а также против сервилизма, т.е. угодничества священноначалия перед богоборческой властью. «Ныне в русской церкви создалось такое положение, при котором ни одна сторона церковной жизни не свободна от активного административного вмешательства со стороны Совета по делам Русской Православной Церкви, его уполномоченных и местных органов власти, вмешательства, направленного на разрушение Церкви... Сугубая вина Церковного Управления состоит в том, что оно пошло по пути подчинения неофициальным устным распоряжениям, которые, в нарушение гласного советского законодательства, Совет по делам Русской Православной Церкви избрал средством систематического и разрушительного в жизнь Церкви». О бедственном положении церкви в Кировской области писал в открытом письме в 1966 году Борис Талантов. За что он, больной пенсионер, будет арестован и заключен в тюрьму, где и скончается как исповедник веры и защитник церкви в 1971 году. Болью за дальнейшую судьбу русской церкви, порабощенной властью, проникнуто известное «Великопостное письмо» А.И.Солженицына, направленное в 1972 году патриарху Пимену. «Всё церковное управление, писал он, поставление пастырей и епископов всё также секретно ведется из Совета по делам. Церковь, диктаторски руководимое атеистами - зрелище, невиданное за два тысячелетия! Какими доводами можно убедить себя, что планомерное разрушение духа и тела Церкви под руководством атеистов - есть наилучшее сохранение её? Сохранение - для кого? Ведь уж не для Христа. Сохранение - чем? Ложью? Но после лжи - какими руками совершать Евхаристию? Святейший Владыка! Не пренебрегите моим недостойным возгласам. Может быть, не всякие семь лет Вашего слуха достигнет и такой. Не дайте нам предположить, не заставьте думать, что для архипастырей Русской церкви земная власть выше небесной, земная ответственность - страшнее ответственности перед Богом».

В 60-80 годах XX века началось религиозное возрождение и христианско-диссидентское движение в среде интеллигенции. В это время появляются нелегальные религиозно-философские семинары, кружки по изучению основ православия и религиозно-политические общества. Заметным событием в истории христианско-диссидентского движения в России станет создание в Ленинграде в 1964 году «Всероссийского социально-христианского союза освобождения народа». ВСХСОН создавался с целью свержения коммунистической власти и построения в России христианского государства. В него входило более 60 человек. Ячейки Союза находились кроме Ленинграда, также в Москве, Петрозаводске, Томске, Иркутске и др.городах. Был разработан Устав и программа. Она включала создание христианско-социального государства, которое опиралась на три главных принципа: христианизацию политики, христианизацию экономики и христианизацию культуры. В феврале 1967 года ВСХСОН был разгромлен КГБ. В 70-х годах усилились религиозно-философские искания среди интеллигенции. Появились подпольные религиозно-философские семинары, изучающие наследие русских мыслителей: А.Хомякова, Ф.Достоевского, Вл.Соловьева, Н.Бердяева и др. Духовные поиски среди интеллигенции привели часть её к созданию в 1974 году «Христианского семинара по проблемам религиозного возрождения». «Россия ныне переживает религиозное возрождение», предсказанное ещё святыми подвижниками и религиозными мыслителями, писали участники христианского семинара. «Жертвенная кровь Церкви стала семенем нашего возрождения, а условия гонений определили его вынужденно сокрытый характер». Своей главной целью участники семинара ставили служение делу духовного возрождения России. Подобные христианские семинары возникали во многих местах в 70-80 годы. Участники их изучали Священное Писание, Святоотеческое Богословие, Историю Церкви, апологетику, литургику в форме цикла лекций, докладов и сообщений. Эти семинары и различные религиозные общества подготавливали православное возрождение, которое начнется в нашей стране в 1988 году, в год тысячелетия Крещения Руси.

Несмотря на жесточайшие гонения, продолжающиеся почти весь ХХ век, Церковь в России одержала победу над атеистическим государством и богоборческой властью. Врата адовы не одолели её! В 1991 году произошло падение богоборческой власти в нашей стране и Русская Церковь обрела долгожданную Свободу.

В 2000-м году на юбилейном архиерейском соборе в Москве Православная Церковь прославила Собор Святых Новомучеников и Исповедников Российских, как явленных, так и неявленных. Это стало несомненно Торжеством Православия и Победой Веры над безбожием. В том же 2000-м году была впервые принята социальная концепция Русской Православной Церкви. В ней, в частности, в разделе «Церковь и государство», говорится: «Одновременно христиане должны уклоняться от абсолютизации власти, от непризнания границ её чисто земной, временной и преходящей ценности, обусловленной наличием в мире греха и необходимостью его сдерживания». В ней также говорилось: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении».

Сегодня мы живем в эпоху Православного Возрождения, и нам необходимо извлечь уроки из трагической истории отношений между церковью и властью в России в минувшем веке. И будем помнить о том, что свободу Церкви даровал нам своею кровью Христос-Спаситель: «Да не утратим помалу, неприметно, той свободы, которую даровал нам Кровию Своей Господь наш Иисус Христос, Освободитель всех человеков» (8-е прав. III Вселенского Собора).

Всякая ли власть от Бога? (Рим. 13:1,2)

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13:1, 2).

Значит ли это, что во время войны нельзя укрывать людей, которым угрожает смерть? Это классический вопрос к этому тексту. В более широком смысле вопрос можно поставить так: говорит ли здесь Павел, что христиане должны слепо повиноваться всем властям и должностным лицам? «Естественно», – говорили некоторые «строгие верующие» во время Второй мировой войны, сотрудничая с захватчиками и упуская возможность сохранить тысячи жизней.

Но разве государство – это некий священный институт, который нельзя критиковать? Если человек встречает на пороге своего дома служащего налогового ведомства и знает, что его ждут большие неприятности, то ему сложно смириться с этой мыслью: «… они Божии служители, сим самым постоянно занятые» (Рим. 13:6). Но значит ли это, что здесь Павел называет Бога самым большим «начальником», высшим работодателем всех государственных служб (см. также И н. 19:10,11; 1‑е Тим. 2:1-5; Тит. 3:1,2; 1‑е Петр. 2:12-3:18)?

В определенном смысле да. Но узнай Нерон об этом тексте, он бы его не обрадовал. Потому что в тексте сказано, что он, Нерон, не божественен и даже не величайший из людей, и что он должен смириться с тем, что кто-то стоит выше него.

Зимой 390 года этот текст Павла достиг своеобразного наивысшего воплощения. К тому времени уже несколько поколений римских правителей были христианами и пытались христианизировать свое государство. Почти всегда эти меры ограничивались словами. Но когда император Феодосий услышал, что в Фессалониках поднялся большой мятеж, он приказал подавить его. Ситуация вышла из-под контроля, тысячи были убиты. Феодосий был потрясен этим и в своих письмах выказывал сожаление по этому поводу. Само по себе это было неслыханно, ведь император не был в ответе ни перед кем. Но произошло то, что имело далеко идущие последствия: епископ Амвросий потребовал от Феодосия признать свою вину при входе в церковь. Феодосий раскаялся и, что примечательно, в оставшееся время своего правления воздерживался от применения силы.

Если на небе никого нет, или, по крайней мере, если небо заселено капризными божками, тогда нет никого выше императора. Тогда его слово определяет все. Если же Бог есть наивысший Судья, тогда люди хоть и могут быть «производными» судьями, они в любом случае всегда подлежат исправлению. Языческий император не склонялся ни перед кем; Феодосий же мог склониться. В лице Феодосия мы впервые в истории видим императора, который подвергается критике, исправлению.

Таким образом, читая между строк, можно увидеть, что сказанное Павлом подразумевает революцию. У этой революции есть особенности. Это видно из контекста. Прямо перед нашим текстом Павел призывал к ненасильственному сопротивлению (Рим. 12:17-21). И собственно наш текст оканчивается призывом отдавать то, что мы должны, другим: подати, оброки, честь, почтение (Рим. 13:7). Павел продолжает эту тему удивительным предложением: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви» (Рим. 13:8). Другими словами: платите налоги, не работайте «в тени», выказывайте почтение полиции и суду – и тогда, возможно, любовь будет единственной добродетелью, в которой вы еще не преуспели до конца.

Нерон в начале своего правления был сравнительно мягким императором. В этот период Павел писал его подданным в Рим. Но уже в то время в городе были определенные беспокойства из-за податей, поднимались мятежи. В панике Нерон обещал отменить некоторые налоги, но затем возвращался к старому. И так по кругу. Эта ситуация служит фоном для того, что Павел советует в Рим. 12 и 13: он не хочет, чтобы христиане развязывали очередную кровавую революцию. Они должны завоевать мир своей удивительной вестью – в Духе Т ого, Кто не организовывал восстания, но позволил Себя распять (Ин. 18:36-38).

Чтобы понять какой-то текст, иногда полезно определиться и с тем, что он не означает. Итак, в Рим. 13 не подразумевается, что власти или должностные лица всегда правы или что Бог их непосредственно вдохновляет. Не сказано и того, что власть во всех своих структурных частях следует Божьей воле. Сказано то, что Бог назначил , или поставил, существующие власти в целом. Любая аналогия будет несовершенной, но можно привести такое сравнение: президент также назначает сотрудников, но это не значит, что они из-за этого не делают ошибок. Или представьте, что вы работаете в библиотеке: вы должны регулярно закупать и размещать на полке такие книги, которые вам не интересны или с которыми вы даже полностью не согласны. Но вы все же покупаете их.

В тексте также не утверждается, что вы должны слепо повиноваться властям. Такое прочтение текста ошибочно. Эту ошибку разделяли «строгие верующие» во время Второй мировой войны. Здесь говорится о том, что вы должны признавать власти, а это уже немного другое. Вы можете обоснованно не повиноваться им (например, не называть кесаря «Господом») и в то же время признавать их (например, принимать наказание за такое поведение). Когда Иисус очистил Иерусалимский храм, Он не вышел за рамки того, о чем позже напишет Павел. Конечно, Иисус делал то, что не приветствовалось властями, Он нарушил какие-то общественные правила или правила приличия, но далее Он также принял последствия Своего вызывающего поступка. То же самое можно сказать об Оскаре Шиндлере в Кракове или о повивальных бабках в Египте (Исх. 1:17): они уважали власти, но проявляли гражданское неповиновение.

Павел, как обычно, пытается найти баланс. С одной стороны, он пытается соблюсти разумную дистанцию между Богом и властями; но, с другой стороны, он всячески пытается показать благословения от правильно работающей власти. Такая власть заботится о добре и справедливости (Рим. 13:2), она установлена для нашего благополучия (Рим. 13:3) и поэтому может наказывать (Рим. 13:4). Один из мотивов Павла состоит в том, чтобы показать, что Бог правит через поставленные власти (Рим. 13:4, 5). Но главный мотив апостола – это любовь (Рим. 12:17-21; Рим. 13:8-10). Любой начальник – человек, и как таковой достоин нашей любви.

Отсюда и призыв Павла исправно платить все налоги «по совести» (Рим. 13:5-7).Мошенничество с налогами подразумевает неуважение к соответствующим властям, полагает апостол. В наше время было бы разумно помнить об этом. Заполнение декларации, в конечном счете, отражает характер нашей личности; за бумагой стоит конкретное лицо. Проявить должную любовь ко всем мы не можем (13:8), но во всем остальном оказывайте должное уважение всем властям.

Рейньер Сонневелд


Один фрагмент из« Послания кримлянам» апостола Павла часто возбуждал, апорой досих продолжает возбуждать споры. Особенно это характерно для периодов общественных перемен…

Звучит этот фрагмент вСинодальном переводе так: « Всякая душа дабудет покорна высшим властям; ибо нет власти неотБога, существующиеже власти отБога установлены» (Рим 13:1).

Нацерковнославянском языке данный фрагмент звучит так: « Несть бовласть, аще неотБога» . Оппоненты традиционного перевода утверждают, что дословно эта фраза впереводе нарусский язык должна переводиться как « неесть тавласть, если неотБога» . Итогда смысл слов апостола меняется практически напротивоположный посравнению сСинодальным переводом: только тавласть действительно является властью, что отБога. Следовательно, невсякой власти надо повиноваться, атолько той, что (понашему мнению) является Божией. Авласти (опять-таки понашему мнению) несправедливой ипреступной, повиноваться неследует. Более того, сней нужно бороться иейпротивостоять.

Действительно, старославянское слово « аще» изданного фрагмента апостола Павла переводится как « если» . Кроме того, толкование, подвергающее критике традиционный перевод может казаться напервый взгляд более отвечающим естественному чувству справедливости.

Действительно, разве можно любую власть считать « отБога» иейповиноваться? Аесли она, скажем, печется особственном благе более, чем облаге народа? Например, нарушает права собственности иотнимает ваше имущество?

Однако давайте заглянем вдревнегреческий текст ипосмотрим, насколько верен Синодальный перевод этого места из« Послания кРимлянам» . Фраза « ο ὐ γ ά ρ ἐ σ τ ι ν ἐ ξ ο υ σ ί α ε ἰ μ ὴ ὑ π ὸ Θ ε ο ῦ » , если еепереводить совсем дословно, должна звучать так: « Ибо неесть власть, если неотБога» . Вроде, оппоненты, правы? Нет. Подвох тут втом, что глагол « есть» (ἐ σ τ ι ν ) вданном случае является глаголом-связкой , который может вообще непереводиться нарусский язык иникак невлиять насмысл фразы. Мыже по-русски неговорим, например, « Сократ есть человек» или « власть есть строгая» .

Также этот глагол может переводиться как « существует» , « наличествует» . Это зависит отконтекста. Однако поправилам древнегреческого, церковнославянского, или, скажем, современных европейских языков употребления глагола-связки « быть» обязательно вовсех случаях. Кстати, также и« несть» вцерковнославянском тексте можно переводить икак просто « нет» , икак « несуществует» .

Поэтому нарусский язык совершенно правильно переводить слова « ο ὐ γ ά ρ ἐ σ τ ι ν ἐ ξ ο υ σ ί α ε ἰ μ ὴ ὑ π ὸ Θ ε ο ῦ « как « нет власти (вар: несуществует власти) если неотБога» . Авовсе- « неесть тавласть, что неотБога» . ВСинодальном переводе выпали только слова « если не» . Носмысла это уже неменяет.

Тем более, что такой, традиционный перевод полностью соответствует дальнейшим словам апостола вПослании: « Посему противящийся власти противится Божию установлению. Апротивящиеся сами навлекут насебя осуждение. Ибо начальствующие страшны недля добрых дел, нодля злых. Хочешьли небояться власти? Делай добро, иполучишь похвалу отнее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе надобро. Еслиже делаешь зло, бойся, ибо онненапрасно носит меч: онБожий слуга, отмститель внаказание делающему злое. Ипотому надобно повиноваться нетолько изстраха наказания, ноипосовести» (Рим 13:2– 5).

Когда говорят, что подвергались преследованиям ибыли казнены даже апостолы Петр иПавел, что гонения испытал великий сонм христианских мучеников, тонадо понимать, что это были ситуации отстаивания веры, когда импредлагали отречься отХриста. Итолько вэтом случае непослушание властям состороны христианина оправдано: когда Бога подобает слушать более, чем человека.

Вот как обэтом сказал святитель Тихон Задонский: « Слушай иисполняй всё, что приказывают непротивно закону Божию: впротивном случае неподчиняйся, т. к. должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян 5:29). Так поступали святые мученики. Нечестивые власти повелевали имкопать землю, копали; носить камни, носили; идти втюрьму иссылку, шли; склонять головы под меч, склоняли; отнимали уних имения (собственность), отдавали,- ипрочие выполняли приказы, что непротивно закону Божию. Нокогда импредлагали отречься отХриста исделать прочие богопротивные дела, тоони неподчинялись. Так итыпоступай. Велит тебе господин твой всякую работу делать, делай: велит делать неправду: обидеть, украсть, солгать и т. д. , неподчиняйся (неслушай). Будет грозить затоказнью, небойся: небойтесь убивающих тело, душиже немогущих убить; абойтесь более Того, Кто может идушу итело погубить вгеенне (Мф10:28). Захочет лишить тебя жизни, непротивься: кто жертвует жизнь заправду, тот вбудущем веке обретет её» .

Репортаж Ксении Богдановой

Церковь и власть

Лекция архимандрита Ианнуария (Ивлиева)
«Новозаветное учение об отношении к свободе и государству»

АУДИО
Профессор Санкт-Петербургской Духовной академии архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) прочитал лекцию о Евангельском понимании отношения Церкви к государству, к светской власти.

«Как же надо относиться к государству? Как правило, ссылаются на слова апостола Павла из 13 главы Послания к Римлянам. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Противящийся же власти противится Божию установлению». На этот отрывок обычно опираются и ссылаются, как правило, сами власти, которые часто творят зло (ведь не все же власти творят одно только добро, часто бывают и злые законы, и бесчеловечные власти). А христианам они говорят: «Вот Священное Писание ведь вам говорит, чтобы вы нам были покорны. А если вы не покорны, то вы противитесь Божиему установлению». Какой-нибудь хан Батый начинает истреблять род христианский: «Покорными будьте, потому что сказано ведь в Священном Писании…» Конечно, это не так. Ну, конечно, это недопонимание слов апостола Павла и недопрочтение их».

Что же именно сказано в тексте Нового Завета о правильном отношении христиан к властям, как правильно понять эти слова апостола «нет власти не от Бога», если разобраться в греческом тексте, слушайте в нашем репортаже, в который почти полностью включена лекция профессора Санкт-Петербургской Духовной академии архимандрита Ианнуария (Ивлиева). Лекция была прочитана 25 ноября 2015 года в Феодоровском просветительском центре.

«Власть – не конкретно император, но власть вообще – римлянами считалась божественной. Власть не только «от Бога», но она сама по себе божественна. А власть – не божественна, она – служанка Божия (говорит апостол Павел римлянам). Она «под Богом». У нас переведено: «от Бога» – это «всякая власть под Богом». И далее в греческом тексте: «Ибо власть есть Божия рабыня тебе на добро». И дальше указано, в чем же состоит божественное благо, которое требует Бог от власти (ведь власть – Его рабыня, она должна подчиняться Богу): чтобы был порядок, справедливость, любовь – прежде всего. Именно поэтому, если власть хорошо справляется со своими обязанностями, данными ей от Бога, тогда и подати надо платить, и почитать ее. Но, а если власть плохая рабыня? Если она творит зло вместо добра?»

Отрывок из Послания апостола Павла к Римлянам:

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона. Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:1-14).

См. также

Андрей Десницкий

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» – эта цитата из Послания апостола Павла к Римлянам (13:1-2) и некоторые другие, подобные ей, стали очень популярны в декабре минувшего года. Вывод из них делается вполне однозначный: христианину недопустимо хоть в чем-то противодействовать или даже возражать законным властям своей страны, например, выходить на митинги. Но, с другой стороны, разве не бывает так, что существующие власти требуют от христианина чего-то, противного его совести? В истории мы находим немало таких примеров.

Раннехристианские мученики были официально преследуемы за государственные преступления: они отказывались приносить жертву богам, в том числе и императору. Им никто не запрещал верить в Христа, даже не заставлял их всерьез верить в Юпитера или Зевса, надо было только поучаствовать в обязательном для всех подданных империи культе, хотя бы чисто символически. Они шли на смерть, не желая лицемерить.

А новомученики в нашей стране? Они тоже уклонялись от исполнения всяких декретов Совнаркома, отменявших христианство на территории Республики Советов. И в этом нет ничего нового, в Новом Завете прежде Послания к Римлянам идут Деяния Апостолов, и вот какой ответ апостолы дали Синедриону, вполне законному органу власти, на требование прекратить свою проповедь: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (5:29).

Тогда, может быть, принцип тут такой: полностью подчиняться любому повелению властей кроме тех случаев, когда они требуют лично от тебя чего-то противного вере и Божьей воле?

Но раскроем Евангелие, оно идет в самом начале Нового Завета, и первым упомянут в нем … Все помнят, что он был казнен царем Иродом, но за что именно? За то, что обличал его нечестивый брак: Ирод увел жену у собственного брата. Зачем Иоанн вмешался в это частное дело, ведь царь ничего от него не требовал, и, более того, «Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (от Марка 6:20). Не лучше ли было использовать это расположение, чтобы повлиять и на самого царя, а через него – на жизнь во всей стране? Зачем было идти на принцип, обострять отношения, да так, что дело кончилось казнью? Может быть, Иоанн Креститель был религиозным экстремистом?

Но давайте посмотрим на историю Византии, где существовала или, по крайней мере, провозглашалась «симфония властей», светской и духовной. Впервые ее идеал был выражен в введении к 6-й новелле Юстиниана (IV век):

«Величайшие дары Божии, данные людям высшим человеколюбием – это священство и царство. Первое служит делам Божеским, второе заботится о делах человеческих. Оба происходят из одного источника и украшают человеческую жизнь. Поэтому, если первое поистине беспорочно и украшено верностью Богу, а второе украшено правильным и порядочным государственным строем, между ними будет доброе согласие».

Обратим внимание на условие: священство должно быть беспорочно, а царство – правильно и упорядочено, иначе никакого согласия быть не может.

В византийской истории бывало между двумя этими властями согласие, но бывало и иное. Как ласково и благожелательно приняла в Константинополе императорская чета, Аркадий и Евдоксия, знаменитого проповедника, и с каким жаром обрушил он на их головы свои проповеди! А когда его просили уняться, когда грозили ему карами, ответил он прямо с амвона: «Вновь Иродиада беснуется, вновь возмущается, вновь пляшет, вновь требует главы Иоанна на блюде». Это напрямую сказано об императрице.

И по какому, интересно, поводу обострился конфликт? Да по самому ничтожному: серебряную статую императрицы установили на ипподроме, чтобы потешить матушку-государыню, воздавая ей почести.

И это далеко не единственный пример… Вот император Лев VI, нарушив церковные обычаи и гражданский закон, изданный его отцом Василием I, вступил в четвертый брак. Как и в случае с Иродом, и с Евдоксией – казалось бы, его частное дело. Но когда император во главе торжественной процессии на Рождество 906 г. отправился в собор Святой Софии, патриарх Николай Мистик захлопнул перед ним двери храма и при всем народе обличил его грех.

Еще один подобный эпизод связан с именем Михаила Палеолога, ослепившего в 1261 г. своего формального соправителя и единственного законного наследника престола Иоанна IV, тогда еще ребенка. Этот было не только зверством, но и клятвопреступлением, ведь прежде Михаил поклялся не причинять вреда мальчику-наследнику. Церковь не могла согласиться с таким поступком; император, не желая принимать обличений, после долгих споров низложил сперва законного патриарха Арсения (1265 г.), потом и собственного ставленника Германия (1266 г.), но все же в 1267 г. ему пришлось публично каяться в своем грехе перед третьим патриархом, Иосифом.

Откуда такая неуступчивость и принципиальность? Ну что стоило промолчать, да еще и оправдать свое молчание цитатой из апостола… И как вообще совместить эти протесты с той самой цитатой? Как же спорить с властью, если она от Бога?

Тот же святитель Иоанн Златоуст вполне ясно разрешил эти недоумения в своем комментарии на это Послание:

«Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает апостол. У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, – все это я называю делом Божьей Премудрости».

Иными словами, христиане не призваны поддерживать любую наличную власть во всех ее действиях, они обязаны уважать ее законные требования, и только. А как же соотнести этот самый установленный Богом принцип власти, как его трактует Златоуст, с конкретным государственным устройством, явно несовершенным, и с конкретными правителями, явно небезгрешными. Что же, сказать, что нам важен лишь общий принцип, а люди и учреждения нам безразличны?

Вовсе нет. Иоанн Креститель, Иоанн Златоуст, Николай Мистик и многие другие обличали властителей именно потому, что те были им небезразличны. Заметим, что они при этом не устраивали дворцовых переворотов или революций.

Точно так же и в России , но отказался явно поддержать Белое движение: гражданская война не может получить христианского благословения.

Точно так же апостолы не пытались свергнуть Синедрион, а мученики не поднимали восстания против римского владычества. Их оружием было слово, а не меч.

Формы государственного устройства переменчивы, и в самих этих переменах мы видим проявление Божьей воли. Церковь свидетельствует об этом в Рождественской стихире монахини-поэтессы Кассии:

«Августу единоначальствующу на земли, многоначалие человеков преста; и Тебе вочеловечшуся от Чистыя, многобожие идолов упразднися. Под единым царством мирским гради быша, и во едино владычество Божества языцы вероваша. Написашася людие повелением кесаревым, написахомся вернии именем Божества, Тебе вочеловечшагося Бога нашего. Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе».

Действительно, христианская проповедь смогла распространиться по всему Средиземноморью только потому, что это была территория единого государства с развитой инфраструктурой. Если бы вместо Рима на этой территории сохранялось множество мелких царств, воюющих друг с другом, сделать это было бы намного труднее. Сам апостол Павел попал в Рим, воспользовавшись своим правом римского гражданина просить суда у императора – он, кстати, не колеблясь, напоминал власти о своих законных правах, когда это помогало делу проповеди.

Несомненно, была Божья рука и в том византийском государственном устройстве, которое мы сегодня связываем с понятием симфонии, была она и в том, что это устройство прекратилось. И революции, и гонения, и бедствия – они тоже происходят не без Божьей воли, хотя здесь мы скорее привыкли говорить о «попущении»: Бог позволил свершиться злу, которое замыслили люди. Трудно не увидеть волю Божью и в том, что сегодня наша страна, как и большинство ее соседей, живет по демократической конституции, нравится нам это или нет.

Каков же общий христианский принцип отношения к власти? Если она противится христианству, христиане должны оставаться собой, исполняя ее требования в той части, которая не противоречит их христианской совести. Зло и насилие побеждается добром, а не ответным насилием, учил в Нагорной проповеди Христос. Это трудно исполнить, но вполне легко понять.

А вот как быть в тех случаях, когда власть считает себя христианской или хотя бы сочувствует христианству? Сотрудничать с ней, но неукоснительно напоминать ей о законах, если она их нарушает, даже там, где это не затрагивает лично нас.

Что нам, казалось бы, до незаконных браков царя Ирода или императора Льва, не лучше ли промолчать в таких случаях? Но ведь самую резкую отповедь Христа в Евангелии получало религиозное лицемерие: живешь в свое удовольствие, но делаешь вид, что соблюдаешь все законы. Так что поступать по принципу «нас не трогают, вот и мы не высовываемся», конечно, можно, только в этом нет ничего от апостольской заповеди. Точно так же не имеет отношения к христианству и революционный пафос «весь мир насилья разрушить, а затем» построить мир еще более жуткого насилья.

Мирно, но твердо напоминать властителям о тех нормах и законах, которые они на словах сами признают для себя, но не спешат на деле исполнять – вот это вполне по-христиански.