Домашние животные зимой. Труд людей зимой

Урок по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
в классе – комплекте обучающихся 8 вида
Тема: 1 класс - «Одежда и занятия детей зимой»,
2, 3 классы – «Занятия людей зимой»
Задачи:
Показать различие одежды в разные времена года; уточнить знания детей о зимних играх (1 класс);
показать связь зимнего труда людей с изменениями в неживой природе, закрепить представления об основных признаках зимы; формировать умение детей моделировать предложения по опорным картинкам; развивать связную монологическую речь при составлении рассказа по плану, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, знакомить с профессиями (2, 3 класс);
развивать мышление на основе упражнений в классификации, моторно-двигательные навыки;
воспитывать эмоциональную адекватность поведения, заинтересованность к окружающему миру.
Ход урока:
I Организационный момент. Проверка готовности детей к уроку.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Говорим старательно.
Снег идёт,
Под белой ватой
Скрылись улицы, дома.
Рады снегу все ребята
- Снова к нам
Пришла...
(Зима)
- Верно, ребята, это ЗИМА! Мы с вами продолжим путешествовать по этому сказочному времени года. И сегодня у нас в классе гость, это символ нашего уходящего года «Лошадь», он приготовил вам подарок, сокровище пока находится в шкатулке, а в конце урока мы её обязательно откроем!
Но сначала проверим домашнее задание.
II Проверка домашнего задания (2 и 3 классы работают с индивидуальными карточками)
2 класс 3 класс
Закончи предложения и зачеркни не нужные картинки:
Выпал ……..
Птицы улетели …….
Медведь лег ……….
15240357505Заяц стал ………
Дети слепили ….. - Что происходит с температурой воздуха с приходом зимы?
- В какую погоду снег скрипит под ногами?
- Какие приметы зимы ты знаешь?
- Что происходит с растениями зимой?
- Изменяется ли оперение птиц с наступлением зимы?
- Чего больше боятся птицы зимой: мороза или голода?
- Все ли животные делают запасы на зиму?
- Пока ребята 2 и 3 класса проявляют свои знания, мы вспомним, что изменилось с приходом зимы?
(стало холодно, день короче - ночь длиннее, выпал снег)
- Вспомните названия зимних месяцев.

III Работа над новой темой.1 класс (самостоятельно) – «Помогите ребятам подобрать одежду для прогулки зимой». Работайте дружно, все вместе!
2, 3 классы Упражнение по классификации
Какие времена года изображены? (СЛАЙД)
Какое время года сейчас?
Что происходит в природе зимой?
Активизация словаря
Подберите слова:
(СЛАЙДЫ)
Убирать (что) посуду
вещи
урожай
заносы (снег)
Чистить (что) улицы от снега
кастрюли, раковины
обувь, одежду
мост ото льда
Кормить (кого) детей
птиц
животных
Ухаживать (за кем) за больными
пожилыми
детьми
птицами
животными
Назовите словосочетания, относящиеся по своему смыслу к зиме. Попробуйте определить тему урока.
Определение темы урока (СЛАЙД 8)
Ребята 1 класса тоже готовы к зимней прогулке, проверим справились ли они!
Объяснительная беседа
Назовите зимние месяцы. (СЛАЙД 9)
Давайте полюбуемся зимними пейзажами. (СЛАЙДЫ 10-16)
Физминутка. Демонстрация движений
Выпал беленький снежок. (Дети становятся в круг.)
Соберёмся мы в кружок.
Снег, снег, белый снег. (Машут руками перед собой.)
Засыпает он нас всех.
Не боимся мы пороши,
Ловим снег – хлопок в ладоши. («Ловят» снег.)
Руки в стороны, по швам – (Разводят руки в стороны, опускают.)
Снега хватит нам и вам.
Работа по учебнику «Зимние игры детей»
(обратить внимание на одежду детей)
- Как влияет зимняя погода на человека? (здоровье - закаливание)

- Как дети зимой забавляют себя?
- Какие зимние виды спорта ты знаешь и любишь?
Пока малыши играют у взрослых много дел! Создание «Снеговика» или раскрашивание картинки.
Как называется сильный снегопад с ветром? (СЛАЙДЫ (Метель, пурга, вьюга.)Что происходит в городе в результате снегопада? (СЛАЙД)
(Улицы, мостовые засыпаны снегом. Машины не могут проехать. Пешеходам тяжело идти по улицам, т. к. они не расчищены.)Закружила по улицам метель, замело снегом дворы, дорожки. Все стало нарядным, белым, искрящимся. А у людей прибавилось забот.
С приходом зимы люди не только меняют одежду, но меняется и деятельность людей (не всех). Изменения эти можно наблюдать и в городе, и в сельской местности.
Уборка улиц и дорог
Кто чистит улицы? (Дворники, снегоуборочные машины.) (СЛАЙД)
Что делает дворник? (Расчищает дорожки во дворе, чистит подходы к подъездам дома, сбивает лёд, посыпает дороги песком) (СЛАЙД)
Что делают снегоуборочные машины? (Расчищают улицы, чтобы машины могли проехать. (СЛАЙДЫ)
Снег на дороге может задержать машину, и больной останется без помощи, школьники – без завтрака, люди – без хлеба и молока. Почему?
Работа в овощехранилищах
Когда собирают урожай? (В конце лета и осенью.) А мы едим овощи, хлеб, фрукты всю зиму.
Как же сохранить осенний урожай?
Что делают люди зимой в овощехранилищах? (СЛАЙДЫ) (Регулярно перебирают плоды и овощи; удаляют испортившиеся овощи и плоды; наблюдают за температурой.)
Уход за животными
А нуждаются ли животные в нашей заботе зимой? Почему? Домашние животные нуждаются в ежедневном внимании, заботе хозяев. (СЛАЙД)
Как зимой люди заботятся о домашних животных?
Физминутка с «лошадкой»
- Как вы думаете, почему старые люди говорят – «больше снега – больше хлеба»!
СНЕГОЗАДЕРЖАНИЕ – искусственное задержание снега на полях для сохранения влаги и защиты растений от замерзания. (Чем больше на полях снега, тем больше в почве влаги, и растения будут лучше расти. Снег предохраняет почву и озимые от промерзания.) (моделирование процесса снегозадержания)
IV. Закрепление
1. Словарная работа
Подберите слова близкие по смыслу слова, объясните их значение:

Снегопад – сильный снег.


Снегозадержение – искусственное задержание снега на полях.
2. Работа с учебником (с.21 (2 кл.), с. 25 (3 кл.)), ответьте на вопросы.
Разучивание с первым классом игры. Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу взрослого: «Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь, снежинки!» - разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Взрослый говорит: «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок!» Дети сбегаются в кружок и берутся за руки.
V Рефлексия. Оценивание. Дом.задание.Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
Знания –
самое дорогое сокровище!
1816735140335
Дворник – человек, убирающий улицы, чистильщик.
Снегопад – сильный снег.
Вьюга – сильный ветер зимой, со снегом.
Снегоуборочные машины – машины, которые убирают снег.

Дворник – человек, убирающий улицы, чистильщик.
Снегопад – сильный снег.
Вьюга – сильный ветер зимой, со снегом.
Снегоуборочные машины – машины, которые убирают снег.
Снегозадержание – искусственное задержание снега на полях.
Дворник – человек, убирающий улицы, чистильщик.
Снегопад – сильный снег.
Вьюга – сильный ветер зимой, со снегом.
Снегоуборочные машины – машины, которые убирают снег.
Снегозадержание – искусственное задержание снега на полях.

1. Снегоуборочные работы;


Подготовить рассказ «Труд людей зимой» по плану:
1. Снегоуборочные работы;
2. Уход за домашними животными.
Подготовить рассказ «Труд людей зимой».
Подготовить рассказ «Труд людей зимой» по плану:
1. Снегоуборочные работы;
2. Уход за домашними животными.
Подготовить рассказ «Труд людей зимой».

Кириллова Тамара
Конспект занятия по познавательному развитию «Труд людей зимой» в старшей группе детей с ЗПР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 г. Данков

Конспект занятия

по познавательному развитию

«Труд людей зимой »

в старшей группе детей с ЗПР

Разработчик :

воспитатель : Кириллова Т. Н.

Цель :

Дать представление о труде людей в зимнее время года .

Задачи :

1. Показать связь зимнего труда людей с изменениями в неживой природе, закрепить представления об основных признаках зимы; формировать умение детей составлять предложения по опорным картинкам;

2. Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, знакомить с профессиями, развивать мышление .

3. Воспитывать заинтересованность к окружающему миру.

Словарная работа : снегозадержание, овощехранилище, зернохранилище, сельскохозяйственная техника.

Ход занятия.

1. Вступительное слово воспитателя.

Закружила по улицам метель, замело снегом дворы, дорожки. Все стало нарядным, белым, искрящимся. А у людей прибавилось много забот.

С приходом зимы люди не только меняют одежду, но меняется и труд людей . Изменения эти можно наблюдать и в городе, и в сельской местности.

Сегодня мы будем говорить о труде людей зимой .

2. Беседа «Если выпал снег…»

Скажите, что происходит в городе в результате снегопада?

(После снегопада улицы, мостовые засыпаны снегом. Машины не могут проехать. По заснеженным улицам пешеходам тяжело идти)

Какие работы проводят на улицах города зимой ?

Посмотрите на картинки и скажите, труд каких людей очень важен зимой ?

(Дворников)

Работа дворников нелёгкая, но приносит большую пользу другим. Они убирают снег, скалывают лёд, посыпают дороги песком. Дворники работают в организации, которая называется ЖКХ (Жилищно-коммунальное хозяйство) . Организация отвечает за то, чтобы люди могли спокойно ходить по тротуарам, а машины ездить по дорогам.

От снега и льда необходимо очищать не только улицы, но и крыши, железнодорожные пути. Существуют специальные машины, которые помогают людям в этом тяжёлом труде .

Если в городе снег убирают, то в сельской местности снег на полях стараются наоборот сохранить и накопить ещё больше. По другому это называется – снегозадержание. Снегозадержание – искусственное задержание снега на полях для сохранения влаги и защиты растений от замерзания. Растения будут лучше расти, потому что, чем больше на полях снега, тем больше в почве влаги. Снег предохраняет почву и озимые от промерзания. А в качестве удобрения вывозят на поля навоз.

Какие работы проводят в саду зимой ? (Уплотняют снег около стволов деревьев)

А для чего? Какая опасность грозит зимой деревьям (Уплотнение снега помогает уберечь дерево от грызунов)

2. Физкультминутка «Мы построим снежный дом»

Вышли мы на улицу (маршируют)

Снегу намело! (руки вверх и в стороны)

Вот лопаты мы возьмём (работают лопатами,

Да и снег весь разгребём.

Протопаем дорожку

К самому порожку (топают ногами, продвигаясь вперёд)

Слепим круглые снежки (лепят снежки)

И огромные комки (показывают большой ком)

Мы построим снежный дом (маршируют,

Дружно жить мы будем в нём.

- Продолжите предложение :

Если выпал снег…

(на улицах городов, сёл и деревень люди убирают снег.

на полях проводят снегозадержание.

уплотняют снег около стволов деревьев)

3. Беседа «Заглянем в овощехранилище, побываем в зернохранилище»

Где хранятся овощи зимой ?

Что делают люди зимой в овощехранилищах ?

(Регулярно перебирают плоды и овощи; удаляют испортившиеся овощи и плоды; наблюдают за температурой.)

-Продолжите предложение :

Где хранят зерно?

В зернохранилище должно быть сухо и прохладно.

А как вы думаете почему?

(Чтобы зерно не гнило, не проросло.)

Главная задача – это сохранить доброкачественное зерно. Семена хранят в специальных помещениях – в зернохранилищах. Для проветривания используют деревянные лопаты, ими перемешивают семена; проводят обработку зерноочистительными машинами; пересыпают зерно в другие закрома. Следят, чтобы не появились грызуны, насекомые.

4. Развитие моторики (перебрать крупу)

5. Беседа «С думой о будущем урожае»

Готовясь к весеннему севу, люди в механических мастерских ремонтируют технику для сельского хозяйства (тракторы, комбайны и др.) .

Как назвать одним словом технику для сельского хозяйства? (сельскохозяйственная техника)

6. Беседа «Забота о животных»

А нуждаются ли животные в нашей заботе зимой ? Почему?

Как зимой люди заботятся о птицах и зверях?

7. Закрепление

1. Проговаривание сделанных выводов о деятельности людей зимой (вставить пропущенные слова в предложения) .

На улицах городов, сёл и деревень после снегопада люди (убирают снег) .

На (полях) проводят снегозадержание.

Зимой люди следят за сохранностью (урожая)

В мастерских зимой (ремонтируют) сельскохозяйственную технику.

Зимой люди ухаживают за . (животными) .

Над какой темой мы сегодня работали?

Скажите, много забот у людей зимой ?

А вы об этом знали раньше? А чего не знали?

А можете теперь сами рассказать о труде людей зимой , использую картинки?

Публикации по теме:

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Я иду по улице» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по социально.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе. Тема: «Труд людей весной. Сельскохозяйственный транспорт» Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Познавательное развитие. Ознакомление с природой. Тема:.

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе детей с ЗПР «Страна умных игр» Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе с ЗПР «Страна умных игр» Программное содержание: образовательная область.

Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «Покормите птиц зимой» Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе "Покормите птиц зимой». Автор разработки: Тарасова Л. А., воспитатель МАДОУ "Детский.

Цель: Знакомить с правилами дорожного движения, расширять кругозор, дать представление об опасностях, встречающихся на дороге. Задачи:.

Конспект занятия по познавательному развитию «Моя Родина - Россия» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Забота людей о природе Краснодарского края» Тема: «Забота людей о природе Краснодарского края». Задачи: уточнить и обобщить представления детей о природе; учить отличать хорошие,.

Зимние работы: 1.Уборка снега. 2.Ремонт сельскохозяйственных машин. 3.Снегозадержание на полях. 4.Уход за животными.

Картинка 23 из презентации «Труд человека зимой» к урокам окружающего мира на тему «Зима»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока окружающего мира, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Труд человека зимой.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 768 КБ.

Скачать презентацию

Зима

«Труд человека зимой» - Убирать (что?). Урок окружающего мира Тема «Труд жителей города и села зимой». На полях производится … . Дворник - человек, убирающий улицы. Детей птиц животных. Уход за животными. Чистить (что?). Подбери слова: По какому признаку слова разделены на две группы? Зимние работы:

«На встречу весне» - Мигом тесто замесили- все что надо положили. Задачи исследования. В народных традициях отражается отношение человека к окружающей природе. Объект исследования: Уходите прочь, метели! «Жаворонки» прилетели. Тарасов Валентин Александрович 1938 г. рождения, д.Жуковка. Исследователи культурного наследия.

«Природный комплекс» - Природный комплекс. Закономерное сочетание природных компонентов на определенной территории. Природный комплекс -. Разнообразие природных комплексов. Какие природные сообщества вы знаете?

«Природа весной» - Участники: Интернет-ресурсы, печатные издания, мультимедийные приложения. Апрель. Л. Станчев. Какие явления природы можно наблюдать весной? Окружающий мир. Теплый ветер прилетел в долины. Информационные ресурсы: Снега нет. Март. Учебная тема: Живая природа. По реке уже поплыли льдины. Основополагающий вопрос: Какие изменения происходят в живой природе с приходом весны?

«Времена года на немецком языке» - Мир природы многолик и разнообразен. МОУ Петраковская средняя общеобразовательная школа. Из данных слов составили описание погоды по временам года. Далее наша работа состояла в отборе стихотворений и оформлении наглядного пособия. При смене времён года погода может быть разной. Каждое время года по-своему прекрасно.

«Зимние забавы детей» - Проблема. Недостаточно активное участие детей в подготовке к новогоднему празднику. Формирование ключевых компетенций: -информационной; - коммуникационной; - решение проблемы. Что мы делали. С Новым Годом!!! «Время года зима» «Зимние забавы» «Создание макета» «Новогодний праздник». Макет. В рамках проекта мы реализовывали программу развития познавательных процессов дошкольников со слуховой депривацией.

Всего в теме 24 презентации

Это самое холодное время года.
Зимние месяцы - декабрь, январь и февраль.
Декабрь - от латинского «децем», что означает «десять», т.к. декабрь у римлян был десятым месяцем.
Другие названия декабря: студень, стужайло, ветрозим, лютовей, зимник.


В декабре, на 21-22 декабря, приходится самый короткий световой день и самая длинная ночь - это время зимнего солнцестояния.
Декабрь год заканчивает и зиму начинает.
Декабрь-стужайло на всю зиму землю студит.

Январь - от латинского слова «януариус», в честь двуликого бога солнца и ветра Януса, который охранял время, входы и выходы, ведал началом человеческой жизни.

Другие названия января: снежень, снеговик, огневик, просинец, щипун, трескун, студень, ледовик, сечень (потому что средний месяц зимы сечет ее пополам и отсекает прожитый год от наступившего).

Январь - начало года и зимы середина.
Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит да ухо морозом рвет.
Январь - зимы государь.

Февраль - от латинского «фебруарис», что означает «очищение». Очищение перед тем, как природа снова возродится.

Другие названия февраля: бокогрей (потому что февральское солнце греет только повернутый к нему бок, а другой - мерзнет), вьюговей (из-за частых морозов и метелей), межень (условная межа между зимой и весной).

Февраль - самый короткий месяц в году. Февральские дни - солнечные, светлые, но холодные и морозные. В феврале уже заметно прибавляется день.

Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.
Февраль три часа дня прибавит.

Какие изменения происходят в неживой природе зимой?

С наступлением зимы становится все, холодней, приходят морозы. Почти всегда зимой небо покрывают облака, которые приносят уже не дождь, а снег. Он покрывает землю, ветки деревьев, крыши домов. Мороз сковывает льдом озера, реки, ручьи.

Это происходит потому, что солнце в это время года находится низко над землей и не прогревает землю. Холодный воздух приносит тучи, в которых капельки дождя под действием холода превращаются в снежинки.

В безветренную погоду снежинки падают на землю спокойно, но стоит подуть ветру, как поднимается снежная метель , оставляя после себя заносы и сугробы.

Зимой бывают сильные морозы. В такую погоду снег становится рыхлым и скрипучим.

Иногда зимой теплые воздушные течения доходят до заснеженных мест и немного повышают температуру воздуха. Наступает оттепель — теплые солнечные дни, во время которых снег становится мягким, и из него можно лепить снежки и снеговиков.

Белая, узорная
Звездочка-малютка,
Ты слети мне на руку,
Посиди минутку!
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.

Верхний слой воды в водоемах — речках, озерах, прудах и ручьях — промерзает и покрывается толстым слоем льда.

В конце зимы, когда солнце прогревает крыши, снег начинает таять, но мороз успевает превратить воду в сосульки.

В оттепель, когда стекла окон покрываются тонким слоем воды, мороз образует на них фантастические узоры. Это тонкий слой льда, который состоит из мельчайших кристалликов, сложенных в причудливые формы.

Каким бывает снег и лед?

Иногда ветки деревьев, телефонные провода, антенны на крышах домов покрываются изморозью — пушистым снегом.
Снег и лед легче воды, поэтому весной льдины и снежные сугробы плывут по реке, пока не растают и не превратятся в воду.
Хрупкий, прозрачный лед и рыхлый, сыпучий снег под действием тепла превращаются в воду, а вода под действием холода превращается в лед и снег.

Растения зимой

В конце зимы в неживой природе происходят новые изменения. Солнце выше поднимается над землей, светит ярче и чаще показывается из-за туч. Хотя морозы еще не ослабевают, но в солнечные дни снег уже начинает подтаивать.
За ночь подтаявший снег снова замерзает, и к утру появляется наст — плотная ледяная корка.

Снег покрывает землю толстым ковром, под которым, несмотря на холод, продолжается жизнь.
Оказывается, именно снежное одеяло сохраняет жизнь растениям. Если измерить температуру воздуха над снегом и под снегом, на почве, то она будет сильно отличаться.
Над снегом термометр показывает 40° мороза, а на почве — всего 10° мороза. Даже если толщина снега небольшая, всего 10 сантиметров, температура на почве будет на 15—20° выше, чем над снегом.
Вот почему такие травянистые растения, как земляника, засыпанные снегом, не погибают и даже продолжают расти. Под снегом зимуют пшеница, земляника, клюква, рожь.
Снежное одеяло согревает не только растения, но и животных, которые добывают себе пищу, проделывая в снегу тоннели. В основном, это мыши. Они питаются семенами растений, укрытых снегом. Берлоги медведей, норы барсуков и ежей тоже занесены снегом, который сохраняет в них тепло.

Большинство растений заранее готовятся к зиме. Осенью некоторые травянистые растения, увядая, оставляют на почве свои семена. Из них весной вырастут новые травы.
Растения, размножающиеся клубнями, луковицами и корневищами, остаются в почве под снежным одеялом. Некоторые из них, например, гусиный лук, хохлатка, ветреница дубравная, продолжают расти и зеленеть даже под снегом, а с приходом тепла расцветают.
Хвойные растения зимуют с зелеными листьями. На них всю зиму сохраняются шишки. Остаются плоды и на других растениях — клене, акации, рябине, шиповнике, бузине.
Деревья и кустарники, скованные холодом, впадают в зимний сон. Но несмотря на то, что почти все деревья на зиму сбросили листья, на их ветках остаются почки.
Уже в конце января на вербе почки увеличиваются. Внутри почки находятся маленькие зеленые листья. Снаружи почки покрыты темными чешуйками. Когда почки увеличиваются, они сбрасывают чешуйки и покрываются светлым пушком.
Вот почему вербы к концу зимы стоят словно покрытые серебром.
Подрастают почки и на других деревьях. Зима не прекращает рост растений, она только задерживает его.

Птицы зимой.

Холод и отсутствие корма заставляют перелетных птиц улетать в теплые края, но зимующие типы находят себе корм. Они питаются насекомыми, спрятавшимися в сухих листьях, под корой деревьев, в трещинах домов и заборов. Кроме того, на ветках деревьев и кустарников остались почки, плоды и семена.
Некоторые птицы, например, синицы и поползни, зимой пользуются запасами, которые они сделали еще осенью.
Клесты питаются семенами ели и сосны. У этих деревьев семена созревают зимой, поэтому в это время года у клестов появляются птенцы. Им хватает корма для того, чтобы прокормить себя и свое потомство. Птенцам клестов зимой не холодно, потому что они всегда сыты.
Во время метелей и снегопадов, а также в сильный мороз, когда деревья покрыты изморозью, птицам трудно доставать из-под коры насекомых. После нескольких часов голодания некоторые птицы могут погибнуть.
Поэтому очень важно подкармливать птиц зимой. Устраивайте кормушки в садах, парках и скверах.
Птицы прилетают к кормушкам и склевывают не только оставленные вами семена, зерна и хлебные крошки, но и насекомых-вредителей на расположенных рядом с кормушкой деревьях и кустарниках. Так птицы приносят большую пользу.
Если птицы постоянно будут находить корм в кормушках, то они будут прилетать к ним и летом, а значит, будут очищать деревья от вредителей весь год.

У серебряной дорожки,
Лишь наступит Новый го,
На высокой тонкой ножке
Чудо-елочка встает.

Это елка не простая,
И она не для ребят.
Возле елочки летая,
Птицы весело свистят.

Тут и дятел, и синицы,
Снегири, и воробей -
Все хотят повеселиться
Возле елочки своей!

Не блестят на ней игрушки
И не светится звезда,
Но зато для птиц кормушки
Мы повесили туда!

Прилетают птичьи стаи
К нам на елку в зимний сад,
И в саду не умолкая
Колокольчики звенят.
З.Александрова

Звери зимой

Зверей от зимней стужи спасают пушистый мех и теплая шерсть.
Главной заботой для зверей в зимнее время является питание. Даже барсук, накопивший за осень достаточно жира и залегший в зимнюю спячку, иногда просыпается, чтобы поесть что-нибудь из своих запасов.
Не просыпается только медведь — ему хватает жира на всю зиму. Спит медведь очень чутко. Можно сказать, что он не спит, а дремлет, прислушиваясь ко всему, что происходит вокруг.
К концу зимы у медведицы появляются маленькие слепые медвежата. Медведица кормит их своим молоком. Только через месяц, весной, когда пригреет солнце, медвежата прозревают и выходят из берлоги играть и учиться добывать себе корм.
Не только зимний мороз, но и голод зверям не страшен. Они давно приспособились жить в зимних условиях и знают, что питание надо запасать еще с осени.
Могут зимой найти себе корм лисы, зайцы, лоси, волки. Основной зимний корм лисиц — мыши. Благодаря своему острому зрению, слуху и нюху лисица находит в день до 20 мышей.
Олени, лоси и зайцы зимой питаются корой деревьев и кустарников.
Это не такая питательная пища, как трава, поэтому люди подкармливают их сеном, ветками осины, ивы и солью.
Бурундук заготавливает на зиму до 10 килограммов орехов и хлебных зерен. Он приносит их в защечных мешках и прячет в своих кладовых.
Белка иногда так спрячет свои запасы, что потом не может их найти. Тогда ей приходится питаться семенами ели и сосны. Особенно ей нравятся семена из шишек ели: в них больше жира, чем в сосновых, и они намного питательней.
Маленький зверек полевка в теплые осенние дни приносит в свою норку разные зерна и семена и складывает их в отдельные норки.
Но некоторые звери не делают никаких запасов. Речной выдре они не нужны. В ледяной воде ей не холодно и всегда достаточно пищи. Она питается рыбой, лягушками, раками и водяными крысами. Рыбы зимой без труда находят корм, но они могут погибнуть от недостатка воздуха: через лед воздух не проходит. Рыбам становится трудно дышать, поэтому зимой во льду люди пробивают проруби. Чтобы вода вновь не замерзала, в прорубь кладут солому и посыпают ее снегом.

Домашние животные зимой

Домашние животные не ищут себе корм, об этом заботятся люди. Еще с лета фермеры готовят запасы силоса, сена, соломы, зерна.
Зимой коров, коз, овец, свиней держат в теплых помещениях, в которых следят за чистотой и здоровьем животных.
В это время у коров рождаются телята, у овец — ягнята, у свиней — поросята. Детеныши питаются материнским молоком до тех пор, пока их не переводят на заготовленный корм.

Зима в городе

Зима в городе отличается от зимы в лесу или в поле. Теплые здания, постройки, обилие транспорта, большое количество людей и ночное освещение повышают температуру воздуха в городе. Поэтому, кроме привычных для города воробьев, ворон и сорок, сейчас можно встретить оставшихся зимовать скворцов, галок, дроздов, дятлов, щеглов.
Ягоды на деревьях и кустарниках служат им прекрасным кормом, а чердаки становятся хорошими убежищами на всю зиму. Кроме того, птицы находят себе корм на городских свалках.
Зимой мелкие грызуны начинают перебираться поближе к жилью людей. В подвалах и тоннелях им тепло и всегда находится корм. А за мышами переселяются и их враги — хорьки, ласки, горностаи.
Промышленные предприятия сбрасывают в реки и пруды отработанные теплые воды, поэтому вода в таких реках не замерзает.

Труд людей зимой

Зимой люди заботятся о домашних животных. Несколько раз в день раздают корма, подают воду, убирают навоз. Получая хорошее питание, коровы и зимой дают молоко, а кролики, овцы и свиньи достаточное количество мяса.
На покрытых снегом полях работа не прекращается — идет подготовка к весеннему севу. На поля вывозится навоз, удобрения и проводятся работы по задержанию снега: устанавливаются щиты, пропахиваются глубокие борозды — весной в этих местах скапливается необходимая почве вода. Чем больше на полях влаги, тем богаче будет урожай.
В сельских мастерских готовят к весенним работам сеялки, трактора, культиваторы, бороны, плуги. Их надо проверить и отремонтировать.
В садах растения засыпают снегом, защищая их от морозов. Около плодовых деревьев надо уплотнить снег, чтобы к ним не пробрались мыши.
Зимой собирают богатые витаминами ягоды облепихи. Замерзшие ягоды опадают с веток после легкого постукивания по стволу.
В зернохранилищах следят за тем, чтобы в них была постоянная температура. Особенно это важно для семян хлебных растений. В овощехранилищах регулярно перебирают овощи, удаляя загнившие.
В городе, чтобы снег не мешал движению транспорта, специальные машины очищают дороги, трамвайные и железнодорожные пути. После оттепели дороги покрываются слоем льда, поэтому их посыпают песком.

Зима спешит, хлопочет,
Укутала в снега
Все кочки и пенечки,
Скамейки и стога.

Белеют рукавицы
На веточках берез,
Чтоб им не простудиться,
Чтоб выдержать мороз.

Зима велела дубу
Накинуть пышный мех,
На ель надела шубу,
Тепло укрыла всех.

Надолго и надежно
В реке скрепила лед.
Ходить по речке можно -
Иди к нам, Новый год!
О. Высотская.

Помоги другим! Жми

«Деревья зимой» - Ясень. Дерево с высоким оранжевым или желтоватым стволом? Зимой на веточках липы можно найти плоды -. Ветви сосны шапкой покрывают верхушку ствола. Сосна. Береза. Хвоинки длинные и растут по две, как склеенные. На концах веток висят большие, длинные шишки. Маленькие, круглые орешки с одним крылышком.

«Сургут зимой» - Климат континентальный. При снегопаде в безветренную погоду- снег ложится ровно покрывая землю. Зима умеренно-холодная, продолжительная - со второй половины октября до середины апреля. Весна прохладнее осени, заморозки (до?2 °C) возможны в первую неделю июня. Среднегодовая температура - ?1,9 C° Среднегодовая скорость ветра - 4,2 м/с Среднегодовая влажность воздуха - 75 %.

«Природа зимой» - В гости к зиме. Как образуются снежные хлопья? Итог урока. Что происходит с водоёмами? Сколько лучей у снежинок? Врач Продавец Лётчик Учитель Доярка Крановщик. Магазин школа ферма стройка аэропорт больница. Зима. Тема: В гости к зиме. Что такое наст? Соотнесите профессию и место работы человека. Осень.

«Птицы зимой» - Часто птицы зимой погибают от голода. Урок природоведения тема: «Здравствуй, Зимушка-Зима!». Декабрь год кончает, зиму начинает. Зимой многие звери почти весь день проводят в поисках корма. Много снега много хлеба. Поэтому птиц зимой надо подкармливать. С зелеными листьями зимуют большинство хвойных растений.

«Окружающий мир зимой» - Какое время года год начинает? Дети. Почему снег белый и пушистый? Какое время года год начинает? Какие признаки зимы вы знаете? Почему природа такая разная в каждое время года? Что бывает только зимой? Человек в разное время года. Объясните почему вы так думаете? Какая погода зимой? Зима. Как одевается человек в зимнее время года?

«Деревья и кустарники зимой» - Тест. В лесу растут: Л И П А. В лесу растут: Д У Б. Как называются листья у ели, сосны, лиственницы? 1.Иголки 2.Хвоинки. В лесу растут К Л Е Н. Летний Зимний. Графический диктант. Учимся различать деревья и кустарники зимой. «Учимся различать деревья и кустарники зимой». В лесу растут: В И Ш Н Я. Бесценна Мордовского леса краса, Зеленое золото - наши леса.