Презентация мораль религия 10 обществознание. Мораль

Учебник для 10 класса

§ 10. Мораль. Религия

  • Единой ли моралью живо общество? Все ли социальные группы живут по единым правилам?
  • Зачем обществу, тем более обществу изменяющемуся, нужны моральные предписания, моральные регуляторы и ориентиры?
  • Возможна ли религия без морали?

Мораль и религия - наиболее древние регуляторы отношений между людьми. Они возникли задолго до письменной истории человечества. Будучи составляющими духовной жизни, мораль и религия прошли длительный путь развития. Они взаимно влияли друг на друга и в различные культурно-исторические эпохи по-разному воздействовали на образ жизни людей и общества в целом.

Достаточно вспомнить духовную жизнь личности и общества в средневековой Европе, когда все определялось и регламентировалось религиозной идеологией. Соответственно и моральные представления, идеалы, предписания и требования в этом обществе не выходили за рамки религиозной морали.

Во все времена мораль и религия считались важнейшими факторами единения общества. За многотысячную историю эти социально-психологические и организационные структуры накопили немало общих ценностей и средств, активно влияющих на поведение современного человека, на его духовное самочувствие. В то же время их положение и функционирование в обществе существенно различаются. Рассмотрим каждое из этих общественных явлений отдельно.

Обществознание, 10

Урок № 21-22

МОРАЛЬ И РЕЛИГИЯ

«НРАВСТВЕННОСТЬ – ЭТО РАЗУМ ВОЛИ». Гегель, 1770-1831гг., немецкий философ)

Д.З.: § 10, ?? (с.112), задания (с.112-113), составьте таблицу «Мировые религии»

© Быкова Н.Д.

© ред. А.И. Колмаков


Цели урока

  • Показать особенности религиозной и моральной регуляции общественных отношений; роль морали и религии в формировании и воспитании личности;
  • раскрыть значимость нравственного фактора в жизни и деятельности индивида и общества;
  • систематизировать знания и умения по понятиям: мораль и религия.

Понятия, термины

  • мораль;
  • нравственность;
  • религия;
  • тотемизм;
  • фетишизм;
  • анимизм;
  • мировые религии (христианство, буддизм, ислам);
  • национальные религии

Знать и уметь

  • Знать что такое религия, какова роль морали в жизни человека общества; некоторые особенности мировых религий
  • Уметь определять становление нравственного в человеке, иметь представление о фетишизме мифологии анимизме и их проявлениях в истории

Изучение нового материала

  • Мораль и религия.
  • Мораль, её категории.
  • Религия, её роль в жизни общества.
  • Нравственная культура.

Актуализация проблемы

  • Единой ли моралью живо общество?
  • Все ли социальные группы живут по единым правилам?
  • Зачем обществу, тем более обществу изменяющемуся, нужны моральные предписания, моральные регуляторы и ориентиры?
  • Возможна ли религия без морали?

1. Мораль и религия

МОРАЛЬ – особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определённым нормам общения и взаимодействий .

Наукой, изучающей и анализирующей состояние нравов, прогнозирующей развитие морали, является этика. Этика – философская дисциплина, теория морали.


СТРУКТУРА МОРАЛИ НРАВСТВЕННЫЕ КАТЕГОРИИ – понятия морали, которые носят всеобщий характер (добро, зло, счастье, справедливость и т.д.). ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ носят основополагающий характер, формулируют в обобщённом виде базовые моральные ценности общества. (принцип морали, справедливости, гуманизма и т.д.) НОРМЫ МОРАЛИ – формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях, которые фиксируются в заповедях и предписаниях. КАТЕГОРИИ ДОЛГА – своеобразная точка пресечения морального сознания личности с добровольным нравственным выбором и поступком. выбор между «я хочу» и «я должен» определяет нравственную зрелость и уровень самосознания личности.


Смысл жизни – сложная система внутренних духовных ценностей, ради достижения которых человек учится, работает, дружит и любит, создаёт семью, воспитывает детей. В смысле жизни сопряжены понятия хорошего и плохого, храбрости и трусости, верности и предательства и т.д. Противостоящие категории дают человеку возможность выбирать варианты поступков и линию поведения. Здесь оценивается побуждение к действиям и содержание деятельности других людей. Например: «Трус не играет в хоккей», «Волков бояться – в лес не ходить». Каждый человек выстраивает своё отношение к человечеству, к глобальным проблемам, к историческому развитию и т.д.


Религия это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы. Это определенные взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы. Сердцем религии является вера .

сознание

  • светское

Источником всех важнейших процессов в мире усматривается в посюсторонних изменениях в обществе: в накоплении культурных навыков, в бурном прогрессе наук, в разумной экологической политике.

  • религиозное

Убеждение в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, в том что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог, - высшая сила в мире.


  • Религиоведение – специальная наука, изучающая религию, как особую сферу культуры человечества.
  • Теология – совокупность религиозных учений о сущности и действии Бога.
  • Политеизм – многобожие
  • Монотеизм – единобожие
  • Антропоморфизм - уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ.

ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИИ

  • Система религиозных обрядов , ритуалов, действий – культы, жертвоприношения, церемонии, разнообразные мистерии.
  • Эмоциональное переживание верующим событий мифов и культовых действий.
  • Особая организация – церковь с чётким распределением обязанностей на каждом уровне её иерархии.

Каждая религиозная система имеет свои нравственные кодексы, нормы которых оказывали и оказывают серьёзное влияние на судьбы людей.

  • ХРИСТИАНСТВО
  • ХРИСТИАНСТВО

1,5 миллиарда людей

  • 1,5 миллиарда людей
  • ИСЛАМ
  • ИСЛАМ

1 миллиард людей

  • 1 миллиард людей
  • ИНДУИЗМ
  • ИНДУИЗМ

0,5 миллиардов людей

  • 0,5 миллиардов людей
  • КОНФУЦИАНСТВО
  • КОНФУЦИАНСТВО

0,5 миллиардов людей

  • 0,5 миллиардов людей
  • БУДДИЗМ
  • БУДДИЗМ

300-350 миллионов людей

  • 300-350 миллионов людей

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

БУДДИЗМ с VI-V вв. до н.э., зародилась в Индии. В настоящее время - 18 стран Центральной, Южной, Юго-Восточной Азии, числ. 300-350 млн.

ХРИСТИАНСТВО с I в. в Палестине и др. восточных провинциях Римской империи. В современном мире повсеместное распространение, но больше всего в Европе и Америке. Числ. 1 млрд.500 млн.

ИСЛАМ (МУСУЛЬМАНСТВО ) с VII в.в Аравии. В современном мире 120 стран, из них 35 стран Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной и Центральной Азии мусульмане – большинство населения. Числн. 1 млрд.


НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ: 1) конфуцианство – VI-V в. до н.э., Китай 2) даосизм - IV-III в. до н.э., Китай 3) иудаизм со II тыс. до н.э., Палестина 4) синтоизм - VI-VII в., Япония Все виды влиятельных религий возникли непосредственно из моральных учений своих последователей. Каждая религия имеет свои нравственные кодексы, нормы которых оказывают влияние на людей. Каждому, кто хочет сократить зло, проявляющееся в обществе, следует способствовать утверждению позитивных нравственных норм и принципов.




  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Учебное пособие

  • Обществознание: учеб.для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень \ (Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под. ред. Л.Н. Боголюбова. – 4-е изд. – М.-: Просвещение, ОАО “Московские учебники”, 2008. – 351 с.
  • параграф 10, стр. 100-113

Тип урока – комбинированный

Цели урока

Оборудование урока

  • Учебные пособия Обществознание: учеб.для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень \ (Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под. ред. Л.Н. Боголюбова. – 4-е изд. – М.-: Просвещение, ОАО “Московские учебники”, 2008. – 351 с.
  • Интерактивная доска.

План урока

  1. Повторение пройденного материала.
  2. Изучение двух сфер духовной общественной жизни: морали и религии.
  3. Закрепление пройденного материала.
  4. Определение домашнего задания.
  5. Подведение итогов работы на уроке.

Ход урока

Работа учителя № Слайда Работа учеников
I. Организационный момент
- Проверяет наличие обучающихся на уроке

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Определяет мотивацию и целевые установки на урок.

Слайд №2,3. Внимательно слушают учителя.
II. Повторение пройденного материала
Учитель проводит фронтальный опрос пройденного материала; вопросы для обучающихся демонстрируются на экране интерактивной доски.

Учитель фиксирует результаты ответов.

Слайд №4,5. Слушают учителя, смотрят на экран интерактивной доски, отвечают на вопросы.
III. Объяснение нового материала (изучение двух сфер духовной общественной жизни: морали и религии)
Учитель даёт задание прочитать текст на странице 100 и записать в тетрадь четыре характеристики морали и религии как сфер общественной жизни. Слайд № 6. Слушают учителя, читают текст, записывают информацию в тетрадь.
Учитель даёт задание прочитать определение морали на стр. 102 и записать его в тетрадь; демонстрирует на доске составные элементы морали. Слайд №7 Слушают учителя, записывают определение, записывают составные элементы морали.
Учитель демонстрирует схему с примерами нравственных категорий, просит привести примеры. Слайд №8. Слушают учителя, записывают в тетрадь схему, приводят примеры.
Учитель демонстрирует таблицу с принципами морали,просит привести примеры. Слайд №9 Слушают учителя, записывают в тетрадь таблицу, приводят примеры.
Учитель демонстрирует таблицу с законами морали, просит привести доводы за и против. Слайд № 10 Слушают учителя, записывают в тетрадь таблицу, приводят доводы и обсуждают их.
Учитель демонстрирует определение термина “религия”; даёт задание прочитать текст учебника на странице 108 и продолжить предложения, изображённые на экране доски. Слайд №11 Слушают учителя, записывают определение, читают текст, дописывают предложения.
Учительдемонстрирует на доске составные элементы религии; комментирует записи. Слайд №12 Слушают учителя, записывают составные элементы религии.
Учитель демонстрирует на доске схему с видами религий. Слайд №13 Слушают учителя, записывают схему.
III. Закрепление изученного материала.
Учитель демонстрирует на доске таблицу с понятиями, имеющими отношение к религии и морали, просит дать определение каждому понятию. Слайд №14
Учитель демонстрирует на доске вопросы; проводит фронтальный опрос учеников по изученной теме. Слайд №15 Слушают учителя, отвечают на его вопросы.
Учитель демонстрирует на доске изображение сфер влияния религии, права, морали; даёт задание прокомментировать и обосновать свою точку зрения. Слайд №16 Слушают учителя, изучают изображение, выражают своё мнение, аргументируют его.
IV. Определение домашнего задания.
Учитель демонстрируют домашнее задание для обучающихся, в том числе и задание повышенной сложности. Слайд №17 Записывают домашнее задание.
V. Подведение итогов занятия
Учитель подводит итог занятия, выставляет оценки. Слайд №17 Слушают учителя

>> Мораль. Религия

МЫСЛИ МУДРЫХ

« Человека, стремящегося приспособить науку к такой точке зрения, которая почерпнута не из самой науки (как бы последняя ни ошибалась), а извне, к такой точке зрения, которая продиктована, чуждыми науке интересами, тaкoгo человека я называю низким».
К. Маркс (1818-1883), немецкий -мыслитель

10. Мораль. Религия

Единой ли моралью живо общество? Все ли социальные группы живут по единым правилам? Зачем обществу, тем более обществу изменяющемуся, нужны мoральные предписания, моральные регуляторы и ориентиры? Возможна ли религия без морали?

Мораль и религия - наиболее древние peгу ляторы отношений между людьми. Они возникли задолго до письменной истории человечества. Будучи составляющими духовной жизни, мораль и религия прошли длительный путь развития. Они взаимно влияли друг на друга и в различные культурно-исторические эпохи по-разному воздействовали на образ жизни людей и общества в целом. Дocтaточно вспомнить духовную жизнь личности и общества в средневековой Европе, когда все определял ось и регламентировалось религиозной идеологией. Соответственно и моральные представления, идеалы, предписания и требования в этом обществе не выходили за рамки религиозной морали.

Во все времена мораль и религия считались важнейшими факторами единения общества. За многотысячную историю эти социально-психологические и организационные структуры накопили немало общих ценностей и средств, aктивно влияющих на поведение coвpeмeннoгo человека, на eгo духовное самочувствие. В то же время их положение и функционирование в обществе существенно различаются. paccмoтрим каждое из этих общественных явлений отдельно.

Люди в обществе связаны многообразными отношениями. Каждый взрослый человек имеет профессиональные обязанности, требующие навыков, добросовестного выполнения поставленных задач, внимательного отношения к возможным негативным последствиям своей работы. Летчик стремится благополучно доставить до пункта назначения пассажиров, врач - помочь и при этом не навредить пациенту, учитель - привить любовь к знаниям и не оттолкнуть учеников от cвoeгo предмета безжизненной cуxoстью изложения учебного материала.

Подобная деятельность регулируется специальными инструкциями, памятками, правилами, уставами.

Однако, помимо внешних правил, регулирующих любую профессиональную деятельность, существует немало других условий успешной работы: любовь к своей профессии, желание своим трудом принести пользу людям, накопление новых знаний и превращение их в навыки и правила более результативной, успешной трудовой деятельности. Иначе говоря, существуют такие регуляторы профессиональной деятельности , которые не мoгут быть прописаны в служебных инструкциях, но являются важнейшими уcловиями ее содержательности, последовательности, успешности и согласованности с другими видами труда. Эти peгу ля торы являются системой правил и норм профессиональноu этики: воинской, врачебной, педагогической, спортивной, судейской и др.

Однако жизнь человека не сводится только к профессиональной деятельности. Большое место в ней занимают рождение и воспитание детей, отношения в быту между мужем и женой (распределение обязанностей по ведению хозяйства), отношения детей к родителям и другим более отдаленным по крови родственникам. Наконец, существуют духовные регуляторы повседневных отношений между людьми в дружбе, в любви, в привязанностях, в повседневных контактах.

Напрашиваются вопросы: есть ли что-либо общее между этими регуляторами? Можно ли говорить о едином стержне, объединяющем разные способы духовной регуляции поведения людей в единое целое?

Таким стержнем духовной жизни во всех обществах, известных науке, является мораль.

Мораль - особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определенным нормам общения и взаимодействия.

Наукой, изучающей и анализирующей состояние нpaвов, прогнозирующей развитие морали, является этика.
Этика - философская дисциплина, теория морали. Ее главной темой являются рассуждения о природе морали.

Заметим, что во времена Аристотеля (IV в. до н. э.) под этикой понимали философское знание (наряду с логикой и физикой), которое распространялось на все явления культуры , включая законы и обычаи, которые регулировали взаимоотношения людей.

Генетически мораль восходит к обычаю, но, в отличие от обычая и традиции, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов (добро, истина, справедливость, красота). Нравственность возникла в первобытном обществе на стадии eгo разложения, когда стали сказываться противоречия между частными и общественным интересами. Появились и заявили о себе люди, ощутившие себя не частью целого, а личностью, индивидуальностью, не похожей на остальных сородичей (это мoг быть умелец, изготовляющий каменный топор, или ловкий, очень сильный и бесстрашный охотник). Именно мораль была призвана обеспечить необходимую стабильность и целостность общества , упорядочить отношения между индивидом и обществом, регулировать труд и распределение пищи, не прибегая к помощи грубой силы.

Образцы правильного (точнее, должного, нужного) поведения, считающегося в данном обществе нравственным (например, проявление альтруиз.м.а, т. е. самопожертвования ради выживания семьи, рода, упорядочение половых связей), обычно через систему воспитания, подражания внушаются всем членам данного общества.

Эти образцы в дальнейшем закрепляются в качестве моральных норм, нравственных принципов, правил, законов и становятся обязательными для всех.

Все моральные обычаи, традиции и нормы являются порождением cвoeгo времени, т. е. сугубо историческим продуктом. Однако в силу укорененности в общественном сознании они мoгут не только существовать, но и оказывать свое peгулирующее воздействие на нравственные отношения уже в coвершенно иную эпоху. Очень интересные наблюдения в этой
связи приводил немецкий теоретик Ф. Энгельс. Он отмечал, что «моральное влияние, унаследованные взгляды и образ
мышления старой родовой эпохи еще долго жили в традициях, которые отмирали только постепенно. Это сказалось на одном из позднейших государственных учреждений». Энгельс писал об Афинском государстве , которое столкнулось с нежеланием свободных граждан идти служить в полицию. Нaxoдясь под сильным влиянием моральных представлений poдoвoгo строя, они считали недопустимым заниматься деятельностью, связанной с применением силы (насилия) по отношению к равным, т. е. свободным гражданам полиса, и тем более к родственникам. Поэтому афиняне предпочитали арест и штраф службе в полиции, их нравственный протест был настолько упорным, что власти оказались вынуждены формировать полицию преимущественно из рабов.

Следует иметь ввиду, что на ранних этапах становления цивилизованного человеческого общества действие нравственных норм и установлений не выходило за пределы рода, общины. Так, заповеди «не убий», «не укради», «помогай слабым» cтpoгo соблюдались по отношению к своим сородичам, соплеменникам, но не носили обязательного характера по отношению к «чужим».

Другой, не менее важный аспект развития нpaвcтвeннoгo сознания заключается в том, что сложившаяся на определенном этапе развития общества система моральных норм - регуляторов - не остается неизменной. Усложнение социальной структуры общества неизбежно приводит к тому, что вновь образуемые социальные группы и общности различаются не только по своему положению в социуме, но и своими представлениями о духовных ценностях и нормах нpaвcтвeннoгo поведения. Этим самым нарушается принцип общеобязательности господствовавших нpaвственных норм. Из курса всемирной истории известно, что в средневековой Европе мораль носила ярко выраженный сословно-корпоративный характер.

Последующие исторические эпохи также подтвердили верность вывода о различиях в моральных представлениях разных социальных слоев и групп. В то же время исторический опыт развития человеческого сообщества свидетельствует о наличии общечеловеческих нравственных норм и ценностей, которые настолько прочно вошли в сознание людей различных стран и эпох, что не утратили своей значимости и в наши дни.

Яркими примерами являются «золотое правило» нpaвственности (поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе), принципы Нагорной проповеди Христа («делай добро», «не делай зла», «люби ближнего как caмoгo себя» и др.).

Человек всегда имеет свободу выбора: либо он разделяет моральные ценности данного общества и добровольно выбирает линию нpaвcтвeннoгo поведения, либо своими поступками бросает вызов общественному мнению и общественной морали. Для нравственных отношений характерна автономная регуляция, т. е. уровень этих отношений вceцело зависит от воли самих субъектов (участников), а не от специальных социальных институтов, например суда, церкви. главный судья в нравственных отношениях - coвесть. Именно она не дает человеку покоя («муки совести») за совершенные неблаговидные поступки, даже когда о них никому не известно.

Главная особенность морали, отличающая ее от других общественных явлений (например, политики, науки, искуccтвa),- ее всеохватность. Она регулирует деятельность и поведение человека во всех сферах общественной жизни - в быту, в труде, в политике, в науке и искусстве, в личных, семейных, внутригрупповых и даже международных отношениях. Структура морали включает нpaвственные взгляды, традиции и идеалы, принципы, нормы и категории.

Нравственные кaтeгopии - понятия морали, кoтoрые носят всеобщий характер (Добро, 3ло, Справедливость, Долг, Совесть, Честь, Достоинство, Счастье и др.).

Религиоведение наряду с этикой, изучающей мораль, - наука философская. Ее не следует путать с теологueй (богословием), являющейся совокупностью религиозных учений о сущности и действии Бога.

Вера в Бога как в сверхъестественное существо, по меркам котopoгo должны происходить все основные coбытия в земном мире вообще, а в человеческом общежитии в особенности, лежит в основе любой религии. Развитие представлений о Боге имеет длительную и многоплановую историю. В ее основе - настойчивые усилия людей восполнять недостатки и пороки земной жизни верой в возможность их исправления и компенсации чудесным образом. Религия имеет ряд идей и представлений, сосредоточенных вOкpуг учения о природе, проявлениях и действиях божеcтвeннoгo существа или существ. Таковы рассказы, мифы, верования в богов у древних гpeкoв, древних римлян, дpeвних индийцев, древних китайцев и других народов. В них отчетливо представлен многобожный (политеистический) характер этих религиозных систем. Напротив, в Ветхом 3aвете (религия древних иудеев), в религиях христиан и мусульман выражен единобожный (монотеистический) принцип. Во многих религиях существуют представления о богах человекоподобных (антропоморфных). Боги ведут себя подобно людям: гневаются, мстят, радуются, ревнуют, скорбят и т. д. Если их мнoгo, они либо ссорятся между собой, враждуют, либо объединяются для исполнения общих замыслов.

С течением времени происходило постепенное вытecнение из религии прямого - антропоморфного - содержания. Это было связано с ростом культуры общества, с появлением в нем богословов и верующих, способных более или менее систематически избегать в своих рассуждениях о божестве прямых аналогий с земными событиями, переживаниями и обстоятельствами. Тем не менее в любой peлигии, даже самой рафинированной (т. е. очищенной), образ Бога всегда имеет печать породивших и питающих eгo земных условий. На это указывают и личные характеристики Бога (святость, милосердие, справедливость и др.) в различных религиозных системах. Около тысячи подобных характеристик Аллаха содержится в исламе; в иудаизме Вог пред ставлен недоступным и требующим жертвы; в христианстве же Вог пред стает Отцом для всех тех, кто уверовал.

Другой особенностью религии является система религиозных обрядов, ритуалов, действий - культов (почитания), развертывающихся на основе идей и представлений о вoгe (божествах). Таковы жертвоприношения, цepeмонии, разнообразные мистерии в мировых (христианство , буддизм, ислам) и многих национальных религиях (иудаизм, конфуцианство, синтоизм и др.). Они следуют друг за другом в соответствии с порядком и последовательностью, предусмотренными соответствующими церковно-религиозными календарями. Центр отправления религиозного культа - храм, молитвенный дом с набором разнообразных культовых принадлежностей (иконы, распятия, фрески или настенная роспись с библейскими сюжетами и др.).

Культ придает религиозным идеям и представлениям конкретно-чувственный характер, связывает их с повседневной жизнью, заботами и интересами eгo последователей - верующих, наглядно воспроизводит от поколения к поколению конкретно-чувственный характер религиозного сознания в eгo массовых и повседневных формах.

Еще одной особенностью религии является непосредственно эмоциональное переживание верующим событий мифов и культовых действий. Это переживание обусловлено тем, что в религии преломляются и отражаются самые важные события человеческого существования: тайны рождения и смерти, самосознание ребенка, вступление юноши и девушки в самостоятельную жизнь, заключение брака, появление потомства и др.

Наконец, большинство религий cOвpeмeннoгo мира имеет особую организацию - церковь с четким распределением обязанностей на каждом уровне ее иерархии (cтpуктуры). Например, в католичестве и православии это миряне, белое духовенство, черное духовенство (монахи), епископат, митрополии, патриархии и т. д.

Oгpoмнoe влияние религии на жизнь общества связано с тем, что ее структуры так или иначе присутствуют во всех важнейших исторических событиях и событиях частной жизни граждан. Поэтому она оказывала заметное воздействие на сферу общественной морали, особенно в тех уcловиях, когда была доминирующей духовно-организующей силой общества. В качестве примеров можно привести роль религии и церкви в средневековой Европе и дореволюционной России. Но и в условиях утраты ею этих позиций (т. е. в условиях секуляризации, говоря научно) она продолжает сохранять довольно большие возможности воздействия на нравственное сознание общества.

После длительного периода атеистической пропаганды и насильственного вытеснения религии из общественной сферы в период господства большевистской идеологии в coвременной России наблюдается процесс восстановления позиций традиционных религий (христианства, ислама , буддизма, иудаизма), равно как и оживления ряда новых peлигиозных движений и культов. Хотя этот процесс неоднозначен, несомненно стремление как «старых», так и «новых» религий поддержать своим авторитетом традиционные устои морали, усилить обоснование необходимости следования ее нормам и принципам с позиций страха перед божьим наказанием и надежды на земное и загробное вознаграждение в случае соблюдения тех нравственных установок, которые одобряются с религиозной точки зрения. Напомним, что основополагающие моральные принципы в истории культуры чаще вceгo интерпретировались как выражение божьей воли. Как следует из текста Библии, моральные заповеди Десятисловия в Ветхом Завете (« не убий», « не укради » , « не лжесвидетельствуй » и др.) были провозглашены Богом; принципы христианской морали изложены Христом в Нагорной про поведи («накорми голодных»; «не оскорбляй людей»; «мирись С теми, с кем поссорился»; «твори милостыню и не кичись этим»; «замечай свои недостатки» и др.); нормы мусульманской этики, подчеркивается в священном Коране, даны Богом через пророка Мухаммеда (человек должен жить, уповая на волю и милость Аллаха, выполнять заветы Корана и правила жизни, разработанные богословами. Только это позволит ему быть достойным рая и благоволения Бога).

Такие влиятельные религии, как буддизм и конфуцианство, возникли непосредственно из моральных учений своих основателей.

Каждая религиозная система имеет свои нравственные кодексы, нормы которых оказывали и оказывают серьезное влияние на судьбы людей. Так, моральные ценности христианства разделяют свыше 1,5 млрд eгo последователей и oгpoмнoe количество неверующих; более 1 млрд людей предпочтение отдают нормам ислама; примерно по 0,5 млрд сторонников имеют индуизм и конфуцианство; более 300 млн людей исповедуют буддизм.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Для нравственности недостаточно npocтoгo знания правил поведения и правильных ориентиров. Самое главное - следовать им в повседневной жизни, особенно в переломные моменты развития общества и испытания личности противоречивыми ситуациями, подчас влияниями противоположной направленности.

2 Нетрудно заметить, что в различных нpaвствeннo-peлигиозных системах, сложившихся в далеких друг от друга культурах, представлены сходные нормы и правила нpaвcтвeннoгo поведения. Подумайте, как это обусловлено фундаментальной судьбой человека на Земле, поисками решения «вечных» вопросов, вновь и вновь встающих перед каждым поколением, вступающим в жизнь.

3 Людей объединяет не только сходство общих задач,стоящих перед человечеством (сохранение жизни на Земле, предотвращение военных конфликтов, разрешение экологических проблем, совместная борьба с опасными заболеваниями), но и проблематика человеческого существования (ценность жизни на Земле, ее смысл, отношение к «ближним» и «дальним», гoтoвнocтв достойно вcтpeтить смерть). Общность проблем и задач, неизбежно встающих перед каждым поколением, определяет необходимость предпочтения терпимого отношения к оппоненту, ищущему собственное решение общих проблем.

4 Каждому, кто хочет сократить зло, проявляющееся во многих сферах жизни, следует способствовать утверждению позитивных нравственных норм и принципов.

Документ

Из работы испанского философа Х. Ортеги-и-Гассета «Человек и люди».

Абсолютно надежных человеческих достижений нет и никогда не было. Даже то, что кажется устоявшимся и нeсомненным, может исчезнуть спустя несколько поколений. Так называемая «цивилизация», материальные и духовные блага, знания, ценности, короче, то, на что мы рассчитываем и что составляет систему «надежных» средств, созданных человеком как cвoeгo рода плот для спасения в жизненном кораблекрушении, - все это абсолютно проблематично и исчезает в мгновение ока при малейшей небрежности. Так нaзываемые «безусловные достижения» выскальзывают у нас из рук, обращаясь в бестелесные, летучие призраки. История человечества - это череда кризисов, отступлений, упадков. Хуже тoгo: опасность peгpecca куда более радикальногo, чем известные до сих пор, существует и поныне...

Вопросы и задания к документу

1. Как вы понимаете основную идею приведенного фрагмента?
2. Разделяете ли вы точку зрения автора отрывка о том. что «абсолютно надежных человеческих достижений нет и никогда не было»?
3. мoгут ли, по-вашему. моральные и религиозные ценности, общечеловеческие нормы морали предотвратить «тотальное вырождение

Одними из самых древних и важнейших регуляторов отношений в обществе являются религия и мораль. Оба этих понятия многогранны и требуют детального рассмотрения.

Понятие морали и ее компоненты

Одним из основных составляющих духовной жизни человека и общества в целом считается мораль. За всю историю существования человечества мораль прошла длинный путь развития.

Мораль совершенно по-разному влияла на течении и образ жизни человека в разные исторические эпохи, порой она меняла ход истории и оказывала огромное влияние на формирование религии – другой важной составляющей духовной жизни человека.

Мы можем назвать моралью различные способы духовной регуляции общества и поведения людей.

Это тот тип регуляции, который возникает на основе соблюдения определенных правил и норм общения между людьми и их взаимодействия в социуме. А наукой, которая изучает данное явление, называют этикой .

Нравственные нормы, которые являются основой для морали, представлены в виде общественных идеалов , которые могут быть присущи человеку в частности. Такими идеалами являются справедливость и добро, красота и истина, честь и долг.

Главная функция морали – это гармонизация отношений между людьми, обеспечение культурного и стабильного взаимодействия между членами общества. Поэтому мораль можно назвать тем фактором, который влияет на целостность того или иного общества.

Религия и ее понятие

Религию можно рассматривать с двух сторон: как функционирование официальных институтов церкви и как социокультурное явление, которое не ограничивается религиозными объединениями. Религия представляет собой отдельный мир, в котором сосредоточены нравственные и эстетические искания человека.

Определение религии звучит, как мироощущение и мировоззрение людей, которое построено на вере в существование сверхъестественных явлений и определенного Абсолюта. Это относится к вере в Бога и отдельных богов.

Важным понятием является и религиозное сознание , которое представляет собой убеждение в том, что источником человеческий ценностей и человека в целом является Бог. Бог представляет собой высшую силу в мире.

Религия представлена в виде нравственных норм и требований, которые могут быть сосредоточены в определенных заповедях и заветах. Яркими примерами этого являются Библия и Коран.

Для общества религия выступает в роли фундамента его культуры и духовной жизни. На сегодняшний день основные религии стран тесно сопряжены со светскими явлениями культуры – между ними существует баланс, который обусловлен историческим развитием цивилизации.