Почему мы называем себя рабами Божьими? Не детьми, не учениками, а рабами? Что значит раб божий Как понять выражение раб божий.

Рабы Божьи - что это значит в православии? Знать это - долг каждого человека, живущего с непоколебимой верой в сердце. Вопрос о том, что значит раб Божий в православии, мы постараемся максимально подробно раскрыть в рамках этой статьи. Тема с религиозной точки зрения непростая. Но весьма важная для понимания христианской догмы и общечеловеческого опыта. Итак, начнем.

Сын человеческий

Фигура Иисуса Христа является основополагающей не только для христианства, но и для всего человечества в целом. В послании к Коринфянам говорится, что он обнищал ради нас. В послании к Филистимлянам мы можем прочесть, что Христос уничтожил, опустошив, себя, принял образ раба, смирив себя. Сын человеческий, Господь, Агнец Божий, Превечное Слово, Альфа и Омега, Воздаятель, Господин субботы, Спаситель мира - именно такие эпитеты и множество других применяются к Иисусу. Сам Христос называет себя путем, истиной и жизнью, и, несмотря на столь величественные имена, он принял образ раба, являясь сыном Божьим. Иисус - раб Божий, Христос - сын Божий.

Христиане - рабы Всевышнего

Что значит раб Божий? При упоминании слова "раб" возникают ассоциации с неравноправием, жестокостью, несвободой, нищетой, несправедливостью. Но это относится к социальному рабству, которое создало общество, боролось с ним на протяжении многих веков. Победа над рабством в социальном смысле не гарантирует духовной свободы. На протяжении всей истории церкви христиане именуют себя рабами Божьими. Одно из определений человека, совершенно чему-либо предавшегося. Посему раб Божий означает христианина, стремящегося всецело предаться воле Бога. А также соблюдению его заповедей, борьбе с собственными страстями.

Каждый ли христианин достоин называться рабом Божьим? Ссылаясь на определение, приведенное выше, разумеется, нет. Все люди грешны, и лишь немногим удается всецело посвятить себя Христу. Поэтому каждый верующий во Вседержителя обязан с благоговением, смирением и великой радостью называть себя рабом Божьим. Но человеческая гордыня и незнание зачастую берут верх. Произнесенное слово "раб" и все связанные с ним ассоциации порой затмевают окончание рассматриваемого нами эпитета. В нашем понимании эксплуататорское и высокомерное отношение господина к своему слуге является закономерным. Но Христос разрушает эту закономерность, произнеся, что мы являемся его друзьями, если исполняем то, что он заповедовал нам.

«Я уже не называю вас рабами, так как раб не знает, что делает господин его; но я назвал вас друзьями» - говорит он в Евангелии от Иоанна. При чтении Евангелия от Матфея или во время службы в православном храме при пении третьего антифона, мы узнаем из слов Христа, что блаженны будут миротворцы - они будут названы сынами Божьими. Но здесь речь идет о Царствии Небесном. Посему сыном Божьим любой христианин обязан почитать лишь Иисуса Христа. Вот почему раб Божий, а не сын Божий.

Рабство социальное и духовное

Любое рабство означает ограничение свободы в человеке, во всем его существе. Понятия социального и духовного рабства насколько сильно разнятся, настолько и сопряжены. Понятия эти достаточно просто рассмотреть через призму богатства земного или финансового благополучия, говоря современным языком.

Рабство богатств земных тяжелее всякого страдания. Об этом хорошо знают те, кто удостоились освободиться от него. Но для того, чтобы и нам узнать истинную свободу, необходимо разорвать узы. В доме нашем должно храниться не золото, а то, что ценнее всех мирских благ — человеколюбие и даст нам надежду на спасение, освобождение, а золото покроет нас стыдом перед Богом и во многом будет содействовать влиянию на нас дьявола.

Рабство и свобода

Самый драгоценный дар Бога человеку, дар любви - свобода. Конечно, людям так неизвестен, так труден религиозный опыт свободы, так же как прост опыт закона. Современное человечество без Христа и сейчас живет подобно древним иудеям под игом закона. Все современные государственные законы являются отражением естественных. Самое непреодолимое рабство, самые крепчайшие оковы - смерть.

Все освободители человеческие, бунтовщики, ярые мятежники остаются только рабами в руках смерти. Не дано понять всем мнимым освободителям, что без освобождения человека от смерти все остальное - ничто. Единственный человек среди человечества восстает на смерть - Иисус. Как для каждого из нас естественным, нормальным является "умру", для него - "воскресну". Он единственный почувствовал силу в себе, необходимую, чтобы смерть смертью победить как в себе, так и во всем человечестве. И люди в это поверили. И, хоть не многие, будут верить до конца времен.

Освободитель

Истина освободит нас. Так говорит нам евангелист Иоанн. Мнимая свобода - рабский бунт, дьяволом организованный мост от социального незначительного рабства, которое мы именуем революцией, к тоталитарному в будущем рабству Антихриста. Этого лика дьявол уже не скрывает в исторический период, который мы называем современностью. Поэтому именно сейчас погибнуть или спастись миру означает отвергнуть или принять перед поработителем слово освободителя: “Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете” (Ио. 8, 36). Рабство у Антихриста, свобода во Христе - вот предстоящий выбор человечества.

Что сказано в Библии

Так все-таки человек - раб Божий или сын Божий? Понятие "раб", пришедшее к нам из Ветхого завета, сильно отличается от современного понимания данного термина. В рабами Божьими именовали себя цари и пророки, тем самым подчеркивая свое особое назначение на земле, а также выражая невозможность службы кому-либо, как только Господу Богу.

Раб Божий в Древнем Израиле - это титул, удостоиться которого могли лишь цари и пророки, через которых с народом общался сам Господь. Рассматривая же рабство как социальную составляющую, необходимо отметить, что в Древнем Израиле рабы являлись практически полноправными членами семьи своего господина. Примечательно, что до рождения сына у Авраама его раб Елеазар являлся его главным наследником. После же рождения Исаака Авраам отправляет своего раба Елеазара с множеством даров и поручением отыскать невесту своему сыну.

Эти примеры ярко показывают различие между рабством в Древнем Израиле и рабством в Древнем Риме, с которым обычно ассоциируется понятие данного термина у наших современников.

В Евангелии Христос рассказывает Господин создал виноградник, нанял работников трудиться на нем. Каждый год он отправлял своих рабов для проверки проведенных работ. Примечательно, что на винограднике трудятся наемные рабочие, а рабы являются поверенными своего господина.

Понятие раба Божия в христианстве. Женщины Ветхого Завета

Понятие "раб Божий" появляется еще в Ветхозаветной истории. Как мы рассмотрели выше, означал титул царей и пророков. Женщины, как и большинство мужчин, не имели права именовать себя подобным эпитетом. Однако это не умоляет женской личности.

Женщины, как и мужчины, могли участвовать в религиозных еврейских праздниках, приносить жертвы Богу. Это говорит о том, что они лично держали ответ перед Господом. Важно то, что женщина напрямую могла в своей молитве обращаться к Богу. Подтверждением этого служат следующие исторические примеры. Так, пророк Самуил был рожден по молитве бездетной Анны. Бог вступал в общение с Евой после грехопадения. Вседержитель напрямую общается с матерью Самсона. Значение женщины в истории Ветхого Завета невозможно переоценить. Поступки и решения Ревекки, Сары, Рахиль имеют грандиозное значение для еврейского народа.

Роль женщины в Новом Завете

“Се, раба Господня. Да будет мне по слову твоему” (Лк. 1, 28-38). Этими словами Дева Мария смиренно отвечает ангелу, принесшему ей весть о будущем рождении сына Божьего. И так впервые в истории человечества появляется понятие "раба Божия". Кому, как не Деве Марии, благословенной между женами, суждено первой принять этот великий духовный титул? Богородица прославляется во всем христианском мире. За Богоматерью идет раба Божия Елизавета, непорочно зачавшая Иоанна Крестителя.

Ярким примером этого титула являются пришедшие в день Воскресения Иисуса Христа ко Гробу Господа с благовониями, ароматами для ритуального умащения тела. Исторические примеры, подтверждающие смирение и веру истинно христианских женщин, встречаются и в современной истории. Жена Николая II Александра Фёдоровна и его дочери причислены к лику святых.

Раба на молитве

Открывая молитвослов и читая молитвы, мы не можем не обратить внимания, что все из них написаны от мужского лица. Нередко у женщин возникает вопрос о том, стоит ли использовать слова в женском роде, написанные от мужского лица. Наиболее точно никто не смог бы ответить на этот вопрос, как святые отцы православной церкви. Амвросий Оптинский утверждал, что не стоит заботиться о мелочной точности правила (молитвенного), надобно заботиться больше о качестве молитвы и душевном мире. Игнатий Брянчанинов говорил, что существует для человека, а не человек для правила.

Употребление термина в мирской жизни

Несмотря на то что рабом Божьим считает себя каждый христианин, именовать себя так в повседневной обыденной жизни по советам православных священников нежелательно. Не то чтобы это было кощунством, но, как мы уже рассматривали выше, каждый христианин должен с благоговейным почтением и радостью относиться к этому эпитету. Это должно жить в сердце верующего человека. А если это действительно так, то никто не станет никому ничего доказывать и заявлять об этом на весь мир.

Обращения "товарищ" во времена Советской власти или "господа" в период Царской России ясны и закономерны. Обращение же и произнесение слов "раб Божий" должно происходить в подобающем для этого месте, будь то православный храм, монастырская келья, кладбище или просто уединенная комната в обычной квартире.

Третьей заповедью строго запрещается упоминать имя Господа всуе. Посему произношение этого эпитета неприемлемо в шуточной форме или в виде приветствия и в подобных этим случаях. В молитвах о здравии, об упокоении и других после слов "раб Божий" следует написание или произношение имени молящегося или того, о ком просят в молитве. Сочетание этих слов обычно либо слышится из уст священника, либо произносится или мысленно читается в молитвах. После эпитета "раб Божий" имя желательно произносить в соответствии с церковным написанием. К примеру, не Юрий, а Георгий.

Свидетельства рабов Божьих

"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец" (Матф. 24, 14). Сегодня многие люди в церкви пытаются определить по знамениям, насколько близко второе пришествие Христа. Такое знамение, например, можно наблюдать в возвращении евреев в Израиль. Но Господь вышеупомянутыми словами даёт понять, что наиболее ярким признаком его второго пришествия является то, что Евангелие будет проповедано для всех народов во свидетельство. Иными словами, свидетельства рабов Божьих (их жизненные подтверждения) доказывают реальность Евангелия.

Рабы в Царствии Небесном

Несмотря на человеческую греховность и стремление занять господствующее место в мироздании, Христос в очередной раз проявляет свою милость и человеколюбие, принимая образ раба, являясь в то же время Сыном Господа Бога. Он разрушает наши укрепившиеся ошибочные стереотипы о величии и власти. Христос говорит своим ученикам про то, что желающий быть большим станет слугою, а тот, кто желает быть первым, будет рабом. «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою за искупления многих» (Мк. 10, 45).

Почему христиане называют себя рабами Бога? Ведь Бог дал людям свободу воли.

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

Бог даровал людям свободу воли и ни у кого ее не отнимает. Иначе не было бы делающих зло и погибающих, потому что Господь всем желает спасения и всех призыват к святости: «Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят» (Лев. 20: 7). Люди, исполняющие эту заповель и верующие в Своего Всеблагого Творца, становятся рабами (т.е. работниками) Божиими и творят Его всесовершенную волю. По слову апостола, обращенному к своим чадам: «мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение» (1 Кор.3: 9). Только на этом пути человек обретает подлинную, а не иллюзорную, свободу от власти над ним тления, диавола и ада: «познаете истину, и истина сделает вас свободнми» (Ин. 8: 32).

Человек, который не хочет жить по воле своего Творца, не желает быть рабом Божиим, отпадает от Источника Жизни и неизбежно становиться рабом греха, страстей, а через них и темных сил, враждующих против Бога. «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим. 6: 16). Третьего не дано. «Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная. Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:20-23). Христианин, вверивший себя в руки Господа, получает от Него (по мере духовного совершенства) великие дарования. «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Ин. 15: 7). Это доказано опытом святых.

Сергей Худиев

Как-то по интернету ходил рассказ человека, который был в Афинах и обнаружил, что в Греческой Церкви прихожан называют «детьми Божиими», а не «рабами Божиими», как в Русской Церкви. Отсюда делались глубокие выводы о разнице менталитетов русских и греческих церковников. Конечно, сам этот случай - чистое недоразумение, если бы этот человек был знаком с Новым Заветом, он бы знал, что в нем апостолы называют христиан и рабами, и детьми Божиими, точно так же как оба термина присутствуют и в богослужении как Греческой, так и Русской Православных Церквей.

Когда я называю себя «рабом Иисуса Христа», я испытываю некоторый трепет - так называл себя святой апостол Павел, святой апостол Петр, другие апостолы Христовы, священномученик Игнатий Богоносец и многие иные мученики, святые, подвижники, отцы и учители Церкви.

Встать в этот ряд, сказать: и я тоже, как эти люди, «раб Иисуса Христа» - было бы неуместной дерзостью. «Мы с апостолом Павлом - рабы Иисуса Христа!» Но я решаюсь на это только потому, что Писание всех христиан называет рабами Иисуса Христа. Это драгоценное звание мне даровано в Крещении, и я ношу его - не с гордостью, я его не заслужил и не мог - но с изумлением, что мне оказана столь великая честь.

Более того, в Библии сам Иисус назван рабом Бога: «Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится» (Ис. 52:13).

Но современный мир яростно требует равенства

Но само именование христиан «рабами Божиими» для внецерковных людей служит некоторым запинанием. Это понятно - слово «раб» в современном языке носит резко негативный характер. Раб - это кто-то, кого воспринимают как вещь, «говорящее орудие», чьи желания, интересы или человеческое достоинство никого не интересуют. Кто-то, кого можно эксплуатировать, с кем можно дурно обращаться - даже убить - безнаказанно. Сам институт рабства вызывает отвращение, и все согласны в том, что его следует искоренять и преследовать.

Это понятно; люди грешны, и это проявляется тем заметнее, чем больше у человека власти над другими. Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно. Начальник-самодур вынужден сдерживаться, потому что на свете есть и другие работодатели, к которым работники могут, в конце концов, уйти. Но в ситуации, когда уйти невозможно, жаловаться некому, и остается только такой слабый сдерживающий фактор, что рабы - это все-таки ценное имущество, человеческий грех вылезает во всем своем неприкрытом уродстве.

Страшно оказаться в полной, безраздельной власти своего ближнего - потому что полагаться на его добрую волю не приходится. Именно поэтому нас пугает и возмущает рабство.

Мы боимся и не доверяем друг другу - и имеем на это веские основания.

Современный мир яростно требует равенства - потому что всякий, обладающий более высоким статусом, непременно использует его для того, чтобы угнетать и притеснять своих ближних. Равенство, конечно, недостижимо - в любой корпорации, обществе, государстве немедленно выстраиваются иерархии, без этого невозможно - но, по крайней мере, к нему следует стремиться.

Невозможно обойтись без власти одних людей над другими - но, по крайне мере, ее надо обставить сдержками и противовесами, законами и должностными инструкциями, так, чтобы эта власть была как можно дальше от абсолютной. Цена свободы есть непрестанная бдительность. Зазеваешься - и ближние немедленно повесят на тебя ярмо.

Не низкое холуйство, а сердечная преданность

Но и мы знаем проблески какого-то иного мира. В нашем мире есть не только эксплуатация - и яростные попытки этой эксплуатации избежать. В нашем мире бывает любовь. Как говорит невеста в «Песне Песней», «я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой - мне» (Песн. 6:3). Принадлежность другому человеку - не всегда источник угрозы. Иногда - как для влюбленных - это источник глубокой радости, счастья, полноты жизни. Ребенок находится во власти родителей - и это (кроме небольшого числа трагических случаев) хорошо и правильно, его любят, о нем заботятся.

Мы не можем представить себе отношения доверия и преданности между слугой и господином, хозяином и рабами - но такое иногда бывало. Как, например, повествуется в книге Бытия, «Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал [неприятелей] до Дана» (Быт. 14:14). Аврам вооружил своих рабов, будучи уверен, что они не обратят оружие против него, не разбегутся, а будут сражаться и подвергать свою жизнь опасности за хозяина - и это вполне оправдывается.

Такое бывало - не низкое холуйство, а сердечная преданность; не барское самодурство - а отеческая забота. Увы, не слишком часто - мы живем в падшем мире. Но само слово «раб» могло обозначать и нечто другое - и вызывать совсем другую цепь ассоциаций, чем у нас.

Оно могло быть выражением благодарности и преданности - правитель поразил людей своими великодушными благодеяниями, и они признали себя его рабами. Оно могло быть выражением принадлежности - как в наши дни люди остро переживают свою принадлежность к национальности, к партии или стране.

Преданность по отношению к личности почти исчезла из нашего мира. Но в античном мире (как и в средневековом) всем было понятно, о чем идет речь. Средневековый король мог воскликнуть в гуще битвы: «Те, кто любит меня, за мной!» - и за ним следовали.

Слово «раб» могло означать полное доверие - «я принадлежу тебе».

Владыка мироздания принял образ раба

И вот в христианском контексте, у апостолов, у святых отцов, «раб Божий» - это очень теплое слово. Бог в Иисусе Христе стал человеком, умер и воскрес, и даровал нам жизнь вечную и блаженную. Теперь мы, рабы Божии, принадлежим Ему, живем в Его доме, аллилуйя!

Тот, Кто обладает абсолютной властью, стал человеком, претерпел муку и смерть от рук Своих мятежных творений ради их спасения.

«Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:42-45).

Бог полностью отдал Себя творению - Владыка мироздания принял образ раба, чтобы поднять падших людей к себе. Вера отзывается благодарной преданностью - теперь мы принадлежим Тебе. Мы рабы Божии.

В христианской культуре существует большое множество традиций, обрядов, с которыми мы довольно часто сталкиваемся, и они не вызывают у нас недоумение.

Тоже самое касается и специальных библейских фраз, которые плотно вошли в нашу жизнь и стали для нас настолько обыденными, что мы даже и не знаем что они значат на самом деле. Именно поэтому существует разнообразные мнения относительно трактование и использования такой церковной фразы как «раб Божий» .

Многие думают, что такое обращение является унизительным для человека. Однако не надо сразу думать, что это так. Сперва надо более детально изучить этой фразы и понять почему верующих именуют Божьими рабами.

Почему говорят раб Божий

Чтобы понять истинное значение этих слов необходимо абстрагироваться от других сферах жизни, где используется слово раб, тогда и не будет возникать недоразумения и пустые обиды, поскольку в религии значение этого словосочетание совсем иное. Наша духовное мышление не должно зависеть от обыденного понимания слова «раб».

Потому, что самая важное стремление Всевышнего заключается в том, чтобы каждый человек обрел вечное существование. В случае когда люди погрязли в грехах, то они просто обязаны не лишь уверовать в Господа, а и беспрекословно и смиренно подчинятся Всевышней доброй воле.

Ведь в самой Библии о таких людях сказано, в случаях, когда они решили изменить свою жизнь и перестали совершать грехи и избавились от нечистых мыслей и решили следовать благому велению Всевышнего, то таких людей и называют «рабами Божьими». В церковном обиходе данное словосочетание обозначает почетное звание.

Существует пару трактований словосочетание раб Божий либо ж раба Божья:

  1. У иудеев фраза «раб» вообще не употреблялось как что-то оскорбительное. Этим словом просто называли работяг.
  2. Основное стремление Всевышнего, заключается в даровании людям различных даров и показать нам дорогу к идеалу. Поэтому смиренно следовать благому умыслу Всевышнего не имеет под собой ничего оскорбительного.
  3. Чувственная окраска этого словосочетание призванная обратить наш взор на то как мы доверяем Всевышнему и насколько мы верны Ему. К Господу надо не только обращаться с просьбой о помощи в трудных ситуациях, но и благодарить за все блага которые у вас есть.
  4. Нужно еще упомянуть о характерных чертах той эпохи, в которой был рабовладельческий строй. Существовали лишь рабы и их владельцы. Однако в этой ситуации «раб» не подразумевает человека без прав.
  5. Но возникает вопрос почему именно раб Божий, а не отрок Господний? Считается, что взаимоотношения Всевышнего и людей включают в себя три ступени отношений: раб, работник и отрок. Такое разделение упоминается в предании о странствующем отроке.

Как объясняет церковь

Большинство преподобных отцов считают, что нужно выделять в словосочетании «раб Божий» вторую фразу. В том случае когда Вы принадлежите Всевышнему, то это обозначает, что никому больше вы не сможете принадлежать.

Принадлежать Господу это обретение уникальной свободы. Быть «рабом» Божьим считается наибольшей свободой, чем быть рабом своих предпочтений и шаблонов.
Поэтому не надо пытаться найти взаимосвязь трактования этого понятие в мирской жизни и в духовной. Ведь главное в христианстве это вера в Всевышнего и придерживаться канонам Божьим.

«Рабство» Господу

Принадлежность Господу в обобщенном понимании означает смиренное подчинение Всевышнему и противопоставляется другому пониманию как принадлежность греховному поведению.

Однако в более специализированном трактовании, это означает добровольное следование Господней воли подавляя свою на основе боязни расплаты, эта считается первой стадией отношений с Господом (вторая и третья это наемник и отрок).

Священнослужители делят на три ступени отношений с Господом:

Первая это раб, который следует за Богом по причине боязни расплаты;
рабочий, подчиняющийся за деньги;
и отрок, который подчиняется из-за любви к Отцу.

Именно стадия сын считается самой высшей ступеней развития отношений с Господом. Как говорил преподобный Иоанн Богослов: «Любовь исключает боязнь, и идеальная любовь избавляет от страха, ведь в боязни существует страдание. Тот, кто боится не знает совершенную любовь»

Некоторые слова в Церкви становятся настолько привычными, что часто забываешь, что они значат. Так и с выражением «Раб Божий». Оказывается, многим оно режет слух. Одна женщина меня так и спросила: «А почему на богослужениях вы называете людей рабами Божиими. Вы не унижаете ли их?»

Я, признаться, сразу и не нашелся, что ей ответить, и решил сначала сам разобраться и посмотреть в литературе, почему на христианском Востоке утвердилась именно такое словосочетание.

Но сначала давайте посмотрим, как выглядело рабство в древнем мире, скажем, у римлян, чтобы было с чем сравнить.

В глубокой древности раб стоял близко к своему хозяину, был его домочадцем, а иногда советником и другом. Невольницы, прявшие, ткавшие и моловшие зерно около госпожи делили с ней свои занятия. Между хозяевами и подчиненными не было бездны .

Но со временем порядки изменились. Римское право стало считать рабов не лицами (personae) , а вещами (res) . Хозяева превратились в царей, невольники стали домашними животными .

Вот как выглядел типичный дом римского аристократа.

Хозяйку дома - матрону - окружала целая ватага прислужниц. Иногда в доме было до 200 рабынь, каждая из которых несла свою особую службу. Одна несла за барыней веер (flabelliferae) , другая шла за ней по пятам (pedissquae) , третья впереди (anteambulatrices) . Были особые рабыни для вздувания углей (ciniflones) , одевания (ornatrices) , ношения зонтика за госпожой (umbelliferae) , хранения обуви и гардероба (vestiplices) .

В доме были также пряхи (quasilliriae) , швеи (sarcinatrices) , ткачихи (textrices) , кормилицы (nutrices) , няньки, акушерки (obstetrices) . Немало было и мужской челяди. По дому сновали лакеи (cursores) , кучера (rhedarii) , носильщики паланк`инов (lectarii) , карлики, карлицы (nani, nanae) , дурачки и дурочки (moriones, fatui, fatuae) .

Обязательно был домашний философ, как правило, грек (Graeculus), с которым болтали для упражнения в греческом языке.

Снаружи ворота караулил остиарий , двери - янитор . Его приковывали цепью к лачуге у входа, напротив цепной собаки.

Но его положение считалось вполне приличным по сравнению с викарием. Этот во время пьяной оргии господ подтирал их рвотные извержения.

Рабу нельзя было жениться, он мог иметь только сожительницу (contubernium) «для приплода» . Раб не имел родительских прав. Дети были собственностью владельца.

Беглого раба (fugitivus) бросали в пищу хищным рыбам, вешали или распинали .

Древние евреи не отказывались от рабства, но их законы отличались необыкновенной для древнего мира мягкостью и гуманностью. Нельзя было обременять рабов тяжелой работой, за них несли ответственность в суде. По субботам и другим праздничным дням их совсем освобождали от работы (Исх. 20, 10; Втор. 5. 14.) .

Христианство тоже сразу не могло отменить рабства. Апостол Павел прямо говорит: «Рабы, повинуйтесь господам вашим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу» (Еф. 6, 6) .

Свят. Феофан Затворник толкует этот стих так: «Рабство в древнем мире было широко распространено. Св. Павел не перестраивал гражданский быт, а изменял людские нравы. И потому он берет гражданские порядки, как они есть, и влагает в них новый дух жизни. Внешнее он оставляет, как оно установилось, а обращается к внутреннему, и ему дает новый строй. Преобразование внешнего шло изнутри, как следствие свободного развития духовной жизни. Переделай внутреннее, и внешнее, если оно нелепо, само собою отпадет» .

Но если раб был бесправным и безгласным рабочим скотом , то почему у нас все-таки утвердился термин раб Божий, хотя греческое слово «doulos» можно переводить по-разному. У него, ведь, три значения: раб, слуга, подданный .

Во многих европейских языках при переводе Нового Завета брали более мягкое значение: слуга. Например, Servant по-английски, Knecht или Magd по-немецки, Sl`uga по-польски .

Безымянные славянские переводчики предпочли более острый вариант - раб, от праславянского корня orb, родственного санскритскому arbha - пахать, работать в чужом доме. Отсюда - раб, работник .

Их мотивы понятны. Христианский Восток очень любил образ Страдающего Христа. Это о Нем говорил уже апостол Павел: «Он (Христос), будучи образом Божиим, уничижил Себя Самого, приняв образ раба (morfe doulou) , сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2, 6-8).

Это значит, что Сын Божий оставил пребывание во славе, приняв на Себя позор, бесчестие и проклятие. Он подчинил Себя условиям нашей смертности, и сокрыл Свою славу в страданиях и смерти. И в Своей собственной плоти показал, насколько человек, которого Он создал по образу Своей совершенной красоты, обезобразил себя грехопадением .

Отсюда - естественное желание верующего сердца подражать Ему, стать рабом Божиим в благодарность за то, что Он ради нас стал называться рабом .

«Все рабы Божии по природе, - говорит свят. Феофан Затворник, - ибо и нечестивый Навуходоносор Божий раб, а вот Авраам, Давид, Павел и подобные им - рабы по любви к Богу».

По его мнению, рабы Божии - люди богобоязненные, богоугодные. Они живут по воле Божией, любят истину, презирают ложь, и потому на них можно во всем положится .

А первым так себя назвал, скорее всего, апостол Павел в послании к римлянам: «Павел - раб Иисус Христов» (Рим. 1, 1).

Такое бы рабство каждому из нас….!

«Рабство появляется с развитием сельского хозяйства приблизительно 10.000 лет тому назад. Люди стали использовать пленников на сельскохозяйственных работах и заставляли их работать на себя. В ранних цивилизациях пленные долго оставались главным источником рабства. Другим источником являлись преступники или люди, которые не могли заплатить свих долгов.

О рабах как низшем классе впервые сообщают письменные памятники Шумерской цивилизации и Мессопотамии около 3500 лет тому назад. Рабство существовало в Ассирии, Вавилонии, Египте и древних обществах Среднего Востока. Оно практиковалось также в Китае и Индии, а также среди жителей Африки и индейцев в Америке.

Рост промышленности и торговли способствовал еще более интенсивному распространению рабства. Возник спрос на рабочую силу, которая могла бы производить товары на экспорт. И потому рабство достигло пика своего развития в греческих государствах и Римской империи. Рабы выполняли здесь основные работы. Большинство из них трудилось в рудниках, ремесленном производстве или в земледелии. Другие использовались в домашнем хозяйстве в качестве слуг, а иногда врачей или поэтов. Около 400 года до Р. Хр. рабы составляли треть населения Афин. В Риме рабство распространилось так широко, что даже простые люди имели рабов.

В древнем мире рабство воспринималось как естественный закон жизни, который существовал всегда. И лишь немногие писатели и влиятельные люди видели в нем зло и несправедливость» (The World Book Encyclopedia. London-Sydney-Chicago, 1994. P. 480-481. См. подробнее большую статью «Рабство» в: Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А.. Энциклопедический словарь. Т. 51. Терра, 1992. С. 35-51).

Кареев Н. И.. Учебная книга древней истории. М., 1997. С. 265. «По учению древнеримского права раб не считался лицом (человеком). Рабство удаляло человека из круга правомочных существ, делало его вещью, наподобие животного, предметом собственности и произвольного распоряжения его господина». (Никодим, епископ Далматинско-Истрицкий. Правила Православной Церкви с толкованиями. Т. 2. СПб.: Репринт, 1912. С. 423).

Однако римские нормы о рабстве характеризуются внутренней противоречивостью, которая сказывается как в личной, так и в имущественной стороне юридического положения рабов.

«Право господина на раба является обыкновенным правом собственности - dominum или proprietas. При этом качество раба как вещи…есть как бы естетсвенное прирожденное свойство. Раб остается поэтому рабом даже тогда, когда он почему- либо в данный момент не имеет господина - например, господин бросает раба, отказывается от него (servus derelictus). Раб будет в таком случае servus nullius (ничейный), и как всякая вещь будет подлежать свободной occupatio всех желающих… Тем не менее, римские юристы говорят нередко и о persona servi (рабах как лицах). Признавая право господина на раба обыкновенной собственностью, они в то же время иногда называют это право potestas (распорядительные права), в каковом выражении заключается уже признание некоторого личного элемента в отношениях между господином и рабом.

Практически признание человеческой личности раба сказывалось уже в следующих положениях.

Уже… издревле установилось правило, что хотя раб есть вещь, наравне с прочими животными (cetera animalia) но место погребения раба есть locus religious (священное место), в такой же мере, как и могила свободного человека.

Признаются далее и кровные родственные связи рабов - cognationes serviles: в близких степенях родства они составляют препятствие к браку. В классическом праве вырабатывается даже запрещение при передаче рабов разделять друг от друга близких родственников - жену от мужа, детей от родителей…Эдикт императора Клавдия объявил, что старый и больной раб, брошенный господином на произвол судьбы, делается свободным. Решительнее были две конституции императора Антонина Пия: одна из них подвергала господина за назаконное (sine causa) убийство своего раба такому же уголовному наказанию, как и за убийство чужого; а другая предписывала властям в тех случаях, когда жестокое обращение заставило раба искать убежища в храме или у статую императора, расследовать дело и принудить господина продать раба в другие руки. Насколько эти предписания достигали своей цели - это другой вопрос, но юридически власть господина над личностью раба уже не безгранична.

Раб, как вещь, не может иметь какого-либо своего имущества, не может иметь каких-либо прав… Однако последовательное проведение этого принципа было бы сплошь и рядом не в интересах самих господ…Уже издревле рабу приписывается способность приобретать - конечно, в пользу своего господина… За ним признается…способность совершать юридические акты, т. е. юридическая дееспособность. Он рассматривается при этом, как некоторый приобретательный орган господина, как instrumentum vocale (говорящее орудие), и вследствие этого необходимую для сделок правоспособность заимствует от господина - ex persona domini…Раб может, таким образом, заключать все те сделки, к которым способен его господин; этот последний на основании этих сделок может предъявить все иски совершенно так же, как если бы он действовал сам» (Покровский И. А. История Римского права. Петроград, 1918. С. 218, 219, 220)

«Положение рабов, лично мало известных господину, часто почти не отличалось от положения домашних животных или, может быть, было худшим. Однако условия рабства не застывают в известных рамках, а постепенно, путем очень долгой эволюции, изменяются к лучшему. Разумный взгляд на собственную хозяйственную выгоду вынуждал господ к бережливому отношению к рабам и смягчению их участи; это вызывалось также и политическим благоразумием, когда рабы в количественном отношении превосходили свободные классы населения. То же самое влияние оказывали часто религия и обычай. Наконец, закон берет раба под свое покровительство, которым, впрочем, еще раньше пользуются домашние животные…

Древние писатели оставили нам много описаний ужасного положения, в котором находились римские рабы. Пища их по количеству была крайне скудная, по качеству никуда не годилась: выдавалось именно столько, чтобы не умереть с голоду. А между тем труд был изнурительный и продолжался с утра до вечера. Особенно тяжело было положение рабов на мельницах и в булочных, где нередко к шее рабов привязывали жернов или доску с отверстием посредине, чтобы помешать им есть муку или тесто - и в рудниках, где больные, изувечные, старики и женщины работали под кнутом, пока не падали от истощения В случае болезни раба, его отвозили на заброшенный «остров Эскулапа», где ему предоставляли полную «свободу умирать». Катон старший советует продавать «старых быков, больной скот, хворых овец, старые повозки, железный лом, старого раба, больного раба и вообще всё ненужное. Жестокое обращение с рабами было освящено и преданиями и обычаями и законами. « (Брокгауз Ф. А., Ефрон. И. А Указ. соч. С. 36, 43-44).

Андреев В. Классический мир - Греция и Рим. Исторические очерки. Киев, 1877. С. 279-286.

Лицемерие было самой характерной чертой этих приживал:

Никифор, архимандрит. Библейская энциклопедия. М., 1990. Репринт, 1891. С. 592-593.

« В Израиле в рабство попадали люди, захваченные в военных действиях (Втор. 20, 10-18)… Если в рабство по особой нужде продавался израильтянин (Исх. 21, 4, 6), то после 6-ти лет он выходил на волю (Исх. 21, 2) с выплатой положенной мзды (Втор. 15, 13), но только в случае, если он не желал добровольно остаться в семействе, которому принадлежал. Закон защищал и рабынь (Исх. 21, 7-11; Лев. 19, 20-22)…Иногда происходили нарушения закона об освобождении рабов (Иер. 34, 8), известны случаи выкупа рабов во время плена (Неем. 5, 8). В качестве домочадцев рабы могли принимать участие в религиозных праздниках (Втор. 12, 18), и через обрезание (Быт. 17, 12) принимались в общину» (Die Religion in Geschichte und Gegenwart. Auflage 3. Band 6. Tuebingen, 1986. S. 101).

«Новый Завет отражает современные ему воззрения на рабство, например, в притчах (Мф. 18, 23-35; 25, 14-30; Лк. 12, 35-48) и нормах поведения (Лк. 17, 7-10). Терминами, заимствованными из рабовладения и захвата пленных? Павел описывает необходимость избавления человека и домостроительства спасения (напр., Рим. 6, 15-23). Одновременно он уравнивает состояние свободного человека и раба - через крещение оба становятся одно во Христе (Гал. 3, 28), и, ожидая близкое пришествие Спасителя (парусию), призывает новообращенных из рабов оставаться в своем звании и подчиняться своим господам теперь уже по религиозным мотивам, господ обязывает относиться к рабам умеренно и по-братски (1. Кор. 7, 20-24)…Таким образом, он стремится не преодолеть рабство, а сделать его более гуманным» (Lexikon fuer Theologie und Kirche. Band 9. Freiburg - Basel - Rom - Wien, 2000. S. 656-657).

Святитель Феофан Затворник. Толкование послания св. апостола Павла к Ефесянам. М., 1893. С. 444-445.

В древней Церкви «уже Климент Александрийский (+215) под влиянием идей стоиков о всеобщем равенстве полагал, что по своим добродетелям и внешнему виду рабы ничем не отличаются от своих господ. Отсюда он делал вывод, что христиане должны сокращать число своих рабов и некоторые работы выполнять сами. Лактанций (+320) сформулировавший тезис о равенстве всех людей, требовал от христианских общин признания брака среди рабов. А римский епископ Калист Первый (+222), сам вышедший из сословия несвободных людей, признавал даже отношения между высокопоставленными женщинами - христианками и рабами, вольноотпущенниками и свободнорожденными в качестве полноценных браков. В христианской среде уже со времен первенствующей Церкви практиковалось освобождение рабов, как это явствует из увещевания Игнатия Антиохийского (+107) к христианам не злоупотреблять свободой ради недостойных целей.

Однако правовые и социальные основы разделения на свободных и рабов остаются незыблимыми. Не нарушает их и Константин Великий (+337) , который, несомненно, под влиянием христианства дает епископам право освобождения рабов посредством так называемого объявления в церкви (manumissio in ecclesia) и публикует ряд законов, облегчающих участь рабов.

…В 4-м веке проблема неволи активно обсуждается среди христианских богословов. Так каппадокийцы - Василий, архиепископ Кесарии (+379), Григорий Назианзин (+389), а позднее Иоанн Златоуст (+407), опираясь на Библию, а может быть, и на учение стоиков о естественном праве высказывают мнение о райской реальности, где царило равенство, которое вследствие грехопадения Адама…сменилось различными формами человеческой зависимости. И хотя эти епископы много делали для того, чтобы в повседневной жизни облегчить участь рабов, они энергично выступали против всеобщей ликвидации рабства, которое было важно для экономического и общественного строя империи.

Феодорит Кирский (+466) доказывал даже, что рабы имеют более гарантированное бытие, чем отец семейства, который обременен заботами о семье, челяди и имуществе. И только Григорий Нисский (+395) выступает против любой формы закрепощения человека, поскольку оно не только попирает естественную свободу всех людей, но и игнорирует спасительное дело Сына Божия…

На Западе под влиянием Аристотеля епископ Медиолланский Амвросий (+397), оправдывает легитимное рабство, подчеркивая интеллектуальное превосходство господ, и советует тем, кто в результате войны или случая несправедливо попал в рабство, использовать свое положения для проверки добродетели и веры в Бога.

Августин (+430) тоже был далек от мысли оспаривать легитимность рабовладения, ибо Бог не освобождает рабов, а делает плохих рабов добрыми. Библейское и богословское обоснование своих взглядов он видит в личном грехе Хама против своего отца Ноя, из - за чего на рабство осуждено всё человечество, но это наказание является одновременно и целебным средством. При этом Августин сслылается еще и на учение апостола Павла о грехе, которому подвержены все. В 19-й книге своего трактата «О граде Божием» он рисует идеальный образ человеческого общежития в семье и государстве, где рабство занимает свое место и соответствует замыслу Божия творения, земного порядка и естественному различию между людьми» (Theologische Realenzyklopaedie. Band 31. Berlin - New-York, 2000. S. 379-380).

См. подробнее: Лопухин А. П.. Библейская история Нового Завета. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 707-708.

A Patristic Greek Lexicon edited by G. W. H. Lampe. Oxford University Press, 1989. P. 385.

Langscheidts Taschenwoerterbuch Altgrieschisch. Berlin - Muenchen - Zuerich, 1976. S. 119.

В греческом языке Нового Завета использовалось еще одно слово для обозначения раба оiketes (Фил. 10-18), еще более многозначное, чем doulos. Это - раб, домочадец, слуга, работник. (Никодим, епископ Далматинско-Истрицкий. Указ. соч. С. 165-167.)

Для славян небезынтересно происхождение латинского слова sclavus, от которого - нем. Sklave, англ. Slave, фр. Esclave. Оно возникло из племенного названия славян (этнонима), и употреблялось затем в латинском языке для обозначения рабов или невольников. (Lexikon fuer Theologie und Kirche. Указ. соч. С. 656).

Приведем несколько примеров.

«Даниил, раб Бога живого!» (Дан. 6, 20).

«O Daniel, servant of the living God!» (Dan.6, 20). Servant - слуга, служитель, прислуга (Мюллер В. К. Англо-Русский Словарь. М., 1971. С. 687)

«Daniel, du Diener des lebendigen Gottes» (Dan. 6. 21). Diener - слуга, служитель (Langenscheidts Grosswoerterbuch. Deutsch-Russisch. Band 1. Berlin - Muenchen, 1997. S. 408)

«Danielu, slugo zyjacego Boga!» (Dn. 6, 21). Sluga -(книжн.) слуга. Sluga Bozy - раб Божий (Гессен Д., Стыпула Р. Большой польско-русский словарь. Москва - Варшава, 1967. С. 978

«Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» (Иак. 1, 1).

«James, a servant of God and of the Lord Jesus Christ» (Jas. 1, 1).

«Jakobus, Knecht Gottes und Jesu Christi, des Herrn» (Jak. 1, 1). Knecht - слуга, работник. Knecht Gottes -раб Божий, слуга Божий (Langenscheidts Grosswoerterbuch. Указ. соч. С. 1009)

«Jakub, sluga Boga i Pana Jezusa Chrystusa» (Jk. 1, 1)

«Павел раб Божий, Апостол же Иисуса Христа» (Тит. 1, 1).

«Paul, a servant of God, and an apostle of Jesus Christ» (Tit. 1, 1).

«Paulus, Knecht Gottes und Apostel Jesu Christi» (Tit. 1, 1).

«Pawel, sluga Boga I apostol Jezusa Chrystusa» (Tt. 1, 1).

Или известный стих из Благовещения Девы Марии:

«Тогда Мария сказала: се раба Господня» (Лк. 1б 38).

«And Mary said, behold the handmaid of the Lord» (Lk. 1, 38). Handmaid - (уст.) служанка (Мюллер В. К. Указ. соч. С. 352).

«Da sagte Maria: Ich bin die Magd des Herrn» (Lk. 1, 38).

Na to rzekla Maryja: « Oto ja sluzebnica Panska» (Lk. 1, 38). Sluzebnica - прислуга, служанка. (Гессен Д., Стыпула Р. Указ. соч. С. 978)

Библия, книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Брюссель, 1989. С. 1286, 1801, 1694,1575.

The Holy Bible containing the Old and New Testament. (King James version). New York, б. г. Р. 2166, (New Test.) 631, 586, 162.

Die Bibel. Einheitsuebersetzung der Heiligen Schrift. Stuttgart, 1999. S. 1004, 1142, 1352, 1334.

Pismo Swiete Starego i Nowego Testamentu. Poznan - Warszawa, 1987. S. 1041, 1372, 1356, 1181.

Отметим, что в Большом Конкордансе к Библии Лютера слово Sklave (раб) употребляется около 60 раз, Skavin (рабыня) - около 10 раз, между тем, как Knecht (слуга) - выступает в разных значениях и формах единств. и множеств. числа - около 500 раз, а Magd (служанка) - около 150 раз (Grosse Konkordanz zur Lutherbibel. Stuttgart, 1979. S. 841-844; 975-976; 1301).

В Симфонии на Ветхий и Новый Завет на русском языке, в которой словарные статьи разработаны не так подробно, как в Конкордансе, слово раб в различных формах отмечено в приблизительно в 400 случаях, а слова раба, рабыня - более 50 раз. Слова Слуга и служитель в разных падежных формах и числах (единств. и множеств.) - около 120 раз, служанка, служанки - около 40 раз (Симфония. Ветхий и Новый Завет. Харвест, 2001. С. 638-641, 642, 643, 729, 730, 731).

Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. М., 1910-1914. С. 169-170. Исконно русская форма «роб» означает слуга, раб, соответственно роба - служанка, рабыня. (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 3. М., 1987. С. 487.)

Лосский В. Догматическое богословие. Богословские труды, № 8. М., 1972. С. 172-173.

Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Книга 3. Глава 21. О неведении и рабстве. Полное собрание творений. Т. 1. СПб.: Репринт, 1913. С. 287.

Святитель Феофан Затворник. Толкование пастырских посланий св. апостола Павла. М.: Репринт, 1894. С. 435, 29.