Введение в экономическую теорию. Введение в экономическую теорию Потребности, блага, ресурсы

Элементы экономических знаний накапливались с глубокой древности. В трудах древнекитайских мыслителей: Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.), философ Сюнь Цзы (III в. до н.э.). Древнеиндийские «Законы Ману» (IV - III в. до н.э.). Древнегреческие мыслители Ксенофонт (ок. 430 - 355 гг. до н.э.), Платон (428 - 348 гг. до н.э.), Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.). Термин «экономика» в научный оборот был введен представителями древнегреческой экономической мысли (Ксенофонтом) в IV веке до нашей эры. Дословный перевод термина означает: искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства. Под домашним хозяйством понималось частное хозяйство. Экономические знания древних мыслителей содержали представления о хозяйственном устройстве, методах управления хозяйством в условиях частного хозяйства. Но возникновение экономики как науки, т.е. систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономических систем, относят к XVII - XVIII в., периоду становления капитализма, характеризовавшегося:

  • - зарождением мануфактуры, углублением общественного разделения труда и эволюции частной собственности, что привело к динамичному развитию товарно-денежных, т. е. рыночных отношений;
  • - расширением внутренних и внешних рынков при интенсификации денежного обращения;
  • - формированием национальных государств, ставших одним из главных субъектов экономики, приведшим к качественным изменениям в развитии экономической жизни общества;
  • - усложнением хозяйственных процессов и формированием новой социальной структуры общества с характерными для нес экономическими интересами.

Эти процессы вели к становлению рыночной системы хозяйствования, образованию народного хозяйства, что требовало научного исследования и систематизированного описания хозяйственной деятельности людей, вызвало появление первых научных экономических школ, к которым относятся: меркантилизм, школа физиократов, классическая школа, марксизм, маржи- нал изм.

Меркантилизм - первая экономическая школа (представители А. Мон- крстьсн, Т. Мен, Ж.Б. Кольбер, Дж. Локк). Теория возникла в период зарождающегося капитализма, раннего этапа первоначального накопления капитала. Начиная с XIV в. до начала XVII в. в экономике происходило постепенное вытеснение натурального хозяйства товарным. Решающее значение в обществе приобретает торговый капитал. Меркантилисты (XV - XIX вв.) выражали интересы торговцев.

Антуан Монкретьен ввел в научный оборот термин «политическая экономия» с выходом его книги «Трактат политической экономии» в 1615 г. Политическая экономия дословно переводится как законы хозяйствования в рамках государства (нс в отдельном рабовладельческом или городском хозяйстве, как у Аристотеля, а именно в государстве). Появление данного термина в то время обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и во внешней торговле. Меркантилисты обосновывали необходимость протекционистской роли государства по отношению к отечественному купечеству. Приток денег в страну на основе неэквивалентного обмена, по их мнению, требовал поощрения и поддержки со стороны государства, а их отток из страны - ограничения. Основными объектами исследования меркантилистов были сфера обращения, торговля, а экономика, хозяйство рассматривались как объект государственного управления. Источник богатства у меркантилистов - внешняя торговля, за счет неэквивалентного внешнеторгового обмена, т.е. сфера обращения. Само богатство они отождествляли с золотыми и серебряными деньгами. Отсюда и название данного учения, ибо меркантильный в переводе означает денежный. Меркантилисты - первооткрыватели категории капитал. Торговый капитал был первой обособленной свободной формой капитала, приносящей и товары и доход. Они отождествляли деньги и капитал.

Поздние меркантилисты уже понимали значение внутреннего производства (обрабатывающей промышленности) для процветания страны: стимулирование национального производства активизирует внешнюю торговлю.

С развитием капитализма торговый капитал перестал быть преобладающим в жизни общества, а торговля перестала считаться главным источником богатства. Ее место заняла сфера производства. С середины XVII века капиталистическая экономика переходит с мануфактурной на машинную основу развития. Не все мыслители-экономисты считали деньги единственной формой богатства, а их источником - сферу обращения, торговлю. Экономическая мысль стала обращаться к анализу производства.

Физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюрго, В. Мирабо, П. Буагильбер). «Физиократия» - власть природы. Школа физиократов сформировалась во Франции в середине XVIII в. Основатель этого направления Франсуа Кенэ (1694 - 1774), основная работа «Экономическая таблица» (1758). Источником богатства физиократы считают производство, а не обмен. Но сферу производства они отождествляли лишь с сельским хозяйством и перенесли исследование о происхождении прибыли из сферы обращения в сферу сельскохозяйственного производства. Сила природы и труд свободного крестьянина являются создателями богатства. Истинным богатством являются нс деньги, а сырые продукты, пригодные для пользования человека. Деньги для них выполняли лишь функцию обращения, сами по себе они «бесплодны». Ремесленников и промышленников они считали непроизводительным классом, т.к. тс лишь преобразовывали продукты сельского хозяйства и нс участвовали в создании «чистого продукта», т.с. нового богатства. Взгляды физиократов на капитал отражали эпоху раннего мелкотоварного производства при определяющей роли земли и сельскохозяйственного труда: это средства, вложенные в сельскохозяйственное производство.

Классическая политическая экономия окончательно и всеобъемлюще перенесла исследования в сферу производства, положила начало трудовой теории стоимости. Предметом исследования становится материальное производство и повышение его эффективности. Наиболее яркие представители - Уильям Петти (1623 - 1687), Адам Смит (1723 - 1790), Давид Рикардо (1772 - 1823). Их основные работы - У. Петти «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Кое-что о деньгах», «Политическая арифметика»; А. Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776); Д. Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817) - сформировали экономику как науку, заложили основы современной экономической теории.

Учение Уильяма Петти является как бы переходным мостиком от меркантилизма к классической науке. Во второй половине XVII века Уильям Петти высказал мысль, что источником общественного богатства служит труд и земля, что богатство народа может возрасти и без увеличения денег. Он первым выдвинул трудовую теорию стоимости.

Адам Смит вошел в историю как основоположник классической политической экономии. Он превратил эту науку в стройную систему знаний: разработал важнейшие категории трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда, как условия повышения его производительности, создал учения о доходах, принципы построения налоговой системы. Ввел деление общества на классы - наемных рабочих, капиталистов, земельных собственников. А. Смит трактовал прибыль как «вычет из продукта труда рабочих». Капитал А. Смит характеризовал как накопленный труд, как запас вещей или денег. Производственный капитал - это капитал, занятый в материальном производстве вообще, а не только в сельском хозяйстве. Он считал богатством совокупность предметов, удовлетворяющих потребности людей, основным источником богатства - труд человека, а капитал - существенным условием для «применения труда». Основным двигателем экономической жизни А. Смит считал не деньги, не силы природы, а труд человека, приложенный к материалам, доставляемым природой.

Давид Риккардо показал, что в основе доходов различных классов (заработная плата, прибыль, процент, рента) лежит труд рабочего, раскрыл механизм дифференциальной ренты. Им предложены учения о благе, стоимости, издержках производства, ценообразовании, распределении доходов, сравнительных преимуществах международного разделения труда. Д. Рикардо определял капитал следующим образом: «Капитал есть та часть богатства страны, которая потребляется в производстве и состоит из пищи, одежды, инструментов, сырых материалов, машин и прочего. Необходимых, чтобы привести в движение труд». С точки зрения классиков английской политической экономии капитал трактуется как категория вечная, присущая всем временам и народам.

В трудах классиков объединены экономические и социальные аспекты общественного развития: исследования производственных отношений проводились в тесной связи с производительными силами - развитием земледелия, мануфактуры, промышленности.

Во второй половине XIX века политическая экономия распалась на два направления: марксистское (пролетарское) и буржуазное.

Пролетарская политическая экономия стала продолжением классической политической экономии. Карл Маркс (1818 - 1883) совместно с Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма или теория научного социализма (коммунизма). Главный труд К.Маркса «Капитал» (т.1 - 1867г.) сделал его одним из величайших экономистов мира, наряду с А. Смитом. К. Маркс сформулировал учение об общественных экономических формациях, причинах их смены, раскрыл законы развития капитализма, его внутренний источник самодвижения (противоречия). Маркс отводил решающую роль экономическим отношениям в формировании общества и государства. Он открыл определяющую роль материального производства в их развитии, исследовал сущность наемного труда. Разработал теорию воспроизводства и экономических кризисов, цены производства, учение о двойственном характере труда, воплощенном в товаре; сущности наемного труда, раскрыл сущность абсолютной ренты.

К. Маркс исследовал капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена, экономические законы капитализма. Теория прибавочной стоимости - главное в учении Маркса. Ее производство достигается путем эксплуатации пролетариата. Прибыль - это превращенная форма прибавочной стоимости, рассматриваемая как порождение всего авансированного капитала. Присвоение части неоплаченного труда наемных рабочих - один из важнейших законов функционирования рыночного хозяйства, источник увеличения богатства капиталистов. Марксистская теория трактует стоимость как результат только труда в его абстрактном выражении.

К. Маркс в работе “Капитал” так определяет богатство капиталистической формации: «Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, является огромным скоплением товаров, а отдельный товар - его элементарной формой. Товар есть внешний предмет - вещь, которая удовлетворяет какие-либо человеческие потребности, в силу се свойств».

Капитал неотделим от тех общественных отношений, в которых осуществляется предпринимательская деятельность. К. Маркс подошел к трактовке капитала как к категории социального характера. По Марксу капитал является стоимостью, приносящей прибавочную стоимость , т.с. представляет собой самовозрастающую стоимость за счет присвоения неоплаченной части рабочего времени наемных рабочих. Никакая ценность не является сама по себе капиталом. Чтобы стать им, она должна служить средством самовозрастания богатства в той или иной форме. Главным критерием са- мовозрастания богатства является его рост нс на основе личного труда владельца.

Процесс накопления капитала закончится гибелью капитализма в результате обострения классовой борьбы, т.к. противоречия капитализма столь серьезны (между пролетариатом и капиталистами, накоплением и потреблением, организацией труда на отдельном предприятии и анархией в масштабе общества), что рыночный механизм не сможет с ними справиться. Экономическое учение К. Маркса носит классовый характер, отстаивая и защищая интересы трудящихся.

Лекция 1
Презентация на тему:
Введение в экономику
к.э.н., доцент
Джано Джомаа

Вопросы к рассмотрению

1. Предмет, функции и методы экономики.
Взаимосвязь экономики и права
2. Микро- и макроэкономика. Позитивная и
нормативная экономика
3. Экономические законы и экономические
категории. Экономические отношения и их
типы
4. Основные этапы развития экономической
теории

1. Предмет, функции и методы
экономики. Взаимосвязь
экономики и права

Понятие экономики

Слово «экономика» греческого
происхождения (oikonomike - «искусство
домохозяйства»), оно означает «законы
хозяйствования».
В целом под термином «экономика»
понимают хозяйство, в широком смысле этого
слова - науку о хозяйстве и
хозяйствовании, а также отношениях между
людьми в процессе хозяйствования.

Предмет экономики

Во-первых, экономика - это хозяйственная система,
обеспечивающая удовлетворение потребностей
людей и общества в целом.
Во-вторых, экономика - это совокупность
экономических (производственных) отношений между
людьми, складывающихся в процессе производства,

материальных благ и услуг.
В-третьих, экономика - это наука о выборе наиболее
эффективных (рациональных) способов
удовлетворения безграничных потребностей людей
ограниченными экономическими ресурсами.

Функции экономики

1. Методологическая функция.
2. Научно-познавательная функция.
3. Критическая функция.
4. Практическая (рекомендательная), или
прикладная, функция.

Методологическая функция

Экономическая теория представляет собой не только
учение, но и метод.
Экономическая наука в методологическом плане:
1) учит, что надо делать и чего делать не следует,
помогает нам понимать окружающую хозяйственную
жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред
других;
2) учит новым способам познания экономических
явлений, позволяет предвидеть некоторые
последствия наших практических действий.

Научно-познавательная функция

Научно-познавательная функция экономики
состоит в том, чтобы всесторонне изучать
процессы производства, распределения,
обмена и потребления материальных благ и
услуг.
На основе теоретических обобщений
реальных факторов хозяйственной жизни
научно-познавательная функция экономики
позволяет открыть законы, по которым развивается общество.

Критическая функция

Критическая функция экономики состоит в
том, чтобы дать объективную критическую
или позитивную оценку экономическим
явлениям и процессам различных форм
хозяйствования.
В реальной жизни мы имеем дело с самыми
различными формами хозяйствования, одни
из них более эффективны, другие менее
эффективны, а третьи убыточны. Практическая (рекомендательная), или прикладная,
функция состоит в том, что на основании позитивной
оценки экономических явлений и процессов экономика
дает рекомендации руководителям государства,
фирмы, любому другому хозяйствующему субъекту в
своих конкретных делах руководствоваться ее
принципами и методами рационального
хозяйствования.
Эта функция тесно связана с экономической
политикой государства, она разрабатывает социальноэкономические программы страны, составляет
научные прогнозы развития тех или иных процессов в
экономике.

11. Методы экономики

1. Метод научной абстракции.
2. Исторический метод.
3. Логический метод.
4. Метод анализа и синтеза.
5. Метод индукции и дедукции.
6. Экономико-математическое моделирование с
применением компьютерных технологий.
7. Графический метод.
8. Экономические эксперименты.

12. Метод научной абстракции

Метод научной абстракции выделяет главное
в объекте исследования при отвлечении от
несущественного, случайного, временного,
непостоянного.
Результат научной абстракции - выработка
новых научных категорий (понятий),
выражающих существенные стороны
исследуемых объектов, а также выявление
экономических закономерностей.

13. Исторический метод

По историческому методы
экономические явления и процессы
изучаются в той последовательности, в
какой они возникли, развивались,
совершенствовались и какими стали в
настоящее время.

14. Логический метод

Логический метод позволяет правильно
применять законы мыслительной
деятельности, обосновывающие
правила перехода от одних суждений к
другим и делать обоснованные выводы,
глубже понимать причинноследственные связи, складывающиеся
между процессами и явлениями
реальной экономической жизни.

15. Метод анализа и синтеза

Анализ - это метод познания, предполагающий
разделение целого на отдельные составные
части и изучение каждой из этих частей,
например анализ показателя себестоимости по
элементам затрат (сырье, зарплата,
энергоресурсы и т.д.).
Синтез - это метод познания, основанный на
соединении отдельных частей явления,
изученных в процессе анализа, в единое целое,
например определение показателя
себестоимости продукции (как сумма всех
затрат).

16. Метод индукции и дедукции

Индукция - это движение исследования от отдельных,
частных факторов к общим выводам, обобщениям.
Исследование начинается с изучения фактов.
Анализируя, систематизируя, обобщая факты,
исследователь приходит к выводу, фиксирующему
наличие определенных зависимостей между
экономическими явлениями.
Дедукция - это выдвижение гипотез и последующая их
проверка на фактах. Гипотеза - предположение о
существовании определенной зависимости между
экономическими явлениями и процессами, она обычно
рождается на основе каких-то несистематических
наблюдений, практического опыта, интуиции, логических
рассуждений.

17. Экономико-математическое моделирование

Экономико-математическое моделирование с
применением компьютерных технологий
способствует построению экономических
моделей, отражает главные экономические
показатели исследуемых объектов и
взаимосвязи между ними.
Экономико-математические модели
позволяют выявить особенности и
закономерности экономических явлений и
процессов.

18. Графический метод

Графический метод отражает
экономические процессы и явления с
помощью различных схем, графиков,
диаграмм, обеспечивая краткость,
сжатость, наглядность в представлении
сложного теоретического материала.

19. Экономические эксперименты

Экономические эксперименты - это
искусственное создание экономических
процессов и явлений в определенных
условиях, приближенных к
хозяйственной деятельности, с целью
их изучения и дальнейшего
практического применения.

20. Взаимосвязь экономики и права

Между экономикой и правом существует
тесная взаимосвязь.
Так, для развития рыночной экономики
государство должно обеспечить:
1) гарантии частной собственности вообще и
права частных предпринимателей в
частности;
2) проведение соответствующей
государственной налогово- бюджетной,
кредитно-денежной и валютной политики;
3) защиту экономических прав работников и
неработающих граждан.

21.

2. Микро- и макроэкономика.
Позитивная и нормативная
экономика

22. Микроэкономика

Микроэкономика - раздел экономической теории,
изучающий экономические отношение между
хозяйствующими субъектами, их деятельность и
влияние на национальную экономику.
К хозяйствующим субъектам микроэкономики относятся потребители, работники, владельцы капитала,
предприятия (фирмы), домашние хозяйства,
предприниматели.
В центре внимания микроэкономики - производители и
потребители, принимающие решения по поводу
объемов производства, продаж, покупок, потребления,
цен, затрат и прибыли.

23. Макроэкономика (национальная экономика)

Макроэкономика - раздел экономической теории,
изучающий экономические процессы и явления,
охватывающие национальное хозяйство, как единую
систему, в которой органически соединяются все
звенья материального и нематериального
производства.
Основные проблемы макроэкономики - инфляция,
безработица, экономический рост, валовой
национальный продукт, валовой внутренний продукт,
национальный доход, уровень и качество жизни
населения, занятость, деньги, процентные ставки,
инвестиции, бюджетный дефицит, налоги, методы
государственного регулирования и т.д.

24. Мезоэкономика

Мезоэкономика изучает экономические
явления и процессы, охватывающие все
промежуточные системы или отрасли
народного хозяйства (АПК, ВПК,
экономику здравоохранения, экономику
торговли, т.е. экономику отдельных
отраслей и сфер народного хозяйства).

25. Мировая экономика

Мировая экономика - сумма всех
национальных экономик, связанных
международным разделением труда,
мировым рынком, системой
межгосударственных хозяйственных
связей.

26. Позитивная (дискриптивная) экономика

Позитивная экономика исходит из
накопленных знаний и опыта и отвечает на
вопросы: что есть и что может быть в
экономике?
Основной продукт этой части экономической
науки - знания, обобщения, экономический
анализ, аналитический прогноз (сбор фактов,
обобщение результатов наблюдения). Она
описывает, анализирует, но не дает
рекомендаций.

27. Нормативная экономика

Нормативная экономика ставит перед собой
более сложную задачу - поведать о том, что
должно быть, как следует действовать, чтобы
достичь желаемых результатов.
Она оперирует категориями, рецептами,
содержащими на первом месте слова: надо,
необходимо, следует.
Теоретические суждения, рассматривающие
желаемые состояния, называются
нормативными.
Эта экономика дает рекомендации, рецепты
действий.

28.

3. Экономические законы и
экономические категории.
Экономические отношения и их
типы

29. Экономические законы

Экономические законы - носят объективный
характер, действуют независимо от воли и
сознания людей. Так, законы рынка: закон
стоимости, закон спроса, закон предложения,
закон конкуренции - существуют независимо
от того, знают о них участники рынка или нет.
Чем глубже люди познают характер действия
экономических законов, тем эффективнее
могут их использовать в хозяйственной
деятельности.
Экономические законы условно можно
разделить на общие и специфические.

30. Общие экономические законы

Общие экономические законы действуют во
всех социально- экономических системах
(формациях), например, закон соответствия
производственных отношений характеру и
уровню развития производительных сил,
закон роста производительности труда, закон
экономии времени, законы расширенного
воспроизводства, закон стоимости, закон
спроса и предложения.

31. Специфические экономические законы

Специфические законы действуют в одной
общественно- экономической системе. Такими
законами являются закон прибавочной
стоимости, всеобщий закон
капиталистического накопления, закон
распределения по труду, Федеральные законы
РФ «О несостоятельности (банкротстве)», «Об
акционерных обществах», «О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской
Федерации» и др.

32. Экономические категории

Экономические категории - это
наиболее общие понятия, отражающие
существенные свойства экономических
явлений, их отношения к различным
проявлениям и сторонам общественной
жизни.
Примеры таких категорий: стоимость,
цена, труд, деньги, собственность,
товар и т.д.

33. Экономические (производственные) отношения

Экономические отношения - это
отношения между людьми,
складывающиеся в процессе
общественного производства,
распределения, обмена и потребления
жизненно важных благ.
Можно выделить два типа экономических
отношений: социально-экономические
(отношения собственности) и
организационно-экономические.

34. Социально-экономические отношения

Социально-экономические отношения
включают в себя отношения людей к
средствам производства, т.е. отношения
собственности, отношения по производству
материальных благ и услуг, их
распределению, обмену и потреблению.
Исторически известны следующие формы
собственности: общественная, частная,
государственная. Кроме того, имеются
разновидности - промежуточные и
смешанные формы собственности.

35. Организационно- экономические отношения

Организационно- экономические отношения - Это
отношения, возникающие в связи с разделением и
кооперацией труда, определяются технологическим
способом производства.
Организационно-экономические отношения
подразделяются на три вида:
1) разделение труда и производства;
2) концентрация производства отдельных видов
товаров в тех регионах, где их производство
экономически целесообразно;
3) дифференциация, специализация трудовой
деятельности.

36.

4. Основные этапы развития
экономической теории

37. Основные этапы развития экономической теории

Школы, их
представители и
период Формирования
- Меркантилизм
(первая школа
экономики).
-Томас Мен (1571 –
1641).
-XVI – XVIII вв.
Основные идеи
1. Главное богатство общества
– это деньги (золото и
серебро).
2. Источник богатства – сфера
обращения (торговля).
3.Богатство накапливается в
результате внешней торговли.

38.

Школы, их
представители и
период Формирования
-- Школа физиократов
(природа и власть)
-- Франсуа Кенэ (1694
– 1774)
-- XVIII в.
Основные идеи
1. Истинным богатством
нации выступает продукт,
произведенный в сельском
хозяйстве.
2. Первыми попытались
вывести прирост богатства
их процесса производства,
а не обращения.

39.

Школы, их
Основные идеи
представители и
период Формирования
- Английская классическая
политэкономия.
- Уильям Петти (1623 –
1687),
- Адам Смит (1723 – 1790),
- Давид Рикардо (1772 –
1823).
- XVII – XIX вв.
1. Богатство нации создается в
материальном производстве, а
не в сфере обращения.
2. Главный источник богатства –
труд.
3. Политэкономия раскрыла
значение труда как основы и
меры ценности всех товаров.
4. Заложила основы трудовой
теории стоимости.

40.

Школы, их
представители и
период Формирования
-- Марксизм
-- Карл Маркс (1818 –
1883)
-- Фридрих Энгельс (
1820 – 1895)
-- С середины XIX в.
Основные идеи
1. Разработаны теория
стоимости и теория
прибавочной стоимости.
2. К.Маркс различал
потребительную и
меновую стоимость.

41.

Школы, их
Основные идеи
представители и
период Формирования
- Неоклассическое
на- правление.
- Альфред
Маршалл (18421924), англичанин
-- С конца XIX в.
1.Частнопредпринимательская
рыночная система, способная к
саморегулированию и
поддержанию экономического
равновесия.
2. Государство создает
благоприятные условия для
функционирования рыночной
экономики

42.

Школы, их
представители и
период
Формирования
Основные идеи
- Кейнсианство.
- Джон Кейнс (18831946),
англичанин
- С 1930-х гг.
1. Разработана теория спроса и предложения, а
также равновесной цены.
2. Государство должно активно регулировать
экономику, т.к. рынок не способен обеспечивать
социально-экономическую стабильность
общества
3. Государство должно через бюджет и кредит
регулировать экономику, устраняя кризисы,
обеспечивая полную занятость и высокий рост
производства.
4. Разработаны теория эффективного спроса и
теория эффективного инвестирования

43.

Школы, их
представители и
период
Формирования
Основные идеи
- Неоклассический
синтез. Джон Хикс
(1904-1989),
- Пол Самуэлсон
(1915), американцы
- С 1950-х гг.
1. В зависимости от развития экономики
предлагается использовать либо кейнсианские
рекомендации государственного регулирования,
либо рецепты экономистов, стоящих на
позициях ограничения
государственного вмешательства в экономику.
2. Лучший регулятор - денежно-кредитные
методы.
3. Рыночный механизм способен сам
устанавливать равновесие между спросом и
предложением, производством и потреблением

44.

Школы, их представители и
период Формирования
Основные идеи
- Монетаризм.
- Милтон Фридман (1912),
американец
- С 1970-х гг.
1. Выдвинул монетарную
теорию национального дохода
и новый вариант
количественной теории денег.
2. Главный способ
воздействия на экономику -
государственное
регулирование через эмиссию,
кредитный процент, налоговые
ставки, таможенные тарифы

ББК 65 я 73

Рецензенты:

А. Л. Ахтулов , д-р техн. наук, проф.;

О. Д. Худякова , канд. техн. наук, доцент

Э 40 Экономика : курс лекций / А. Д. Косьмин, Т. И. Гордиевич, В. С. Ефремов, И. А. Романов, Е. С. Александрова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. – 60 стр.

Предлагаемое студентам учебно-методическое пособие включает учебный материал по дисциплине «Экономика». Пособие предназначено для студентов технических и гуманитарных специальностей заочной и дистанционной форм обучения.

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Омского государственного технического университета

УДК 33 (075)

ББК 65 я 73

© Омский государственный

технический университет, 2009

ПРЕДИСЛОВИЕ

В пособии дано последовательное изложение всех тем, изучаемых в рамках дисциплины «Экономика», которая является обязательным федеральным компонентом цикла гуманитарных дисциплин для всех специальностей. Знания по дисциплине позволяют развивать экономическое мышление, необходимое в современной рыночной экономике, и являются важным звеном в системе подготовки грамотных специалистов как инженерных, так и гуманитарных специальностей.

В курсе лекций дидактические единицы дисциплины раскрыты в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Главной задачей курса является освоение категорий, процессов и законов экономического развития. В конспекте используются графики, математические формулы, даются объяснения и комментарии, что делает его доступным учебно-методическим пособием.

Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

1. Предмет и функции экономической теории.

2. Основные этапы развития экономической теории.

3. Методы познания экономической науки.

Предмет и функции экономической теории

Экономическая теория занимает особое место в системе экономических наук. Она дает представление об экономической жизни общества в целом в различных аспектах: историческом, генетическом, функциональном, прагматическом.

Деятельность членов общества и общества в целом чрезвычайно многогранна: это и занятия в сфере культуры и искусства, занятия наукой, учёба, отдых, путешествия и, наконец, производство. Но среди этих сторон жизни человека есть деятельность, которая лежит в основе существования всего человеческого общества вне зависимости от того, какой человек и где живёт. Это – экономическая деятельность, без которой немыслимы все без исключения другие виды деятельности. Под экономической деятельностью понимается целесообразное создание человеком материальных благ и услуг или труд.

Но почему человек трудится? Макконннелл и Брю в своём учебнике «Экономикс» пишут: «Человеческие существа – несчастные создания – они обременены потребностями. Нам нужны любовь, общественное признание, материальные блага и жизненные удобства. Наша борьба за улучшение материального благосостояния, наше стремление «заработать себе на жизнь» – это и есть предмет экономической науки». Точнее, экономическая теория – это наука, исследующая поведение людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ.

Основные функции экономической теории .

Познавательная – позволяет расширять познания в области сложных экономических процессов в постоянно меняющемся мире.

Методологическая – дает теоретическую основу для исследований в прикладных экономических науках.

Практическая – позволяет сделать правильный выбор при проведении государственной политики.

Прогностическая – делает возможным предвидение в области краткосрочного и долгосрочного экономического развития.

Основные этапы развития экономической теории

Как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. Это период развития внешней и внутренней торговли, становления капитализма. На эти процессы экономическая наука откликается появлением меркантилизма. Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты выводили источник богатства из сферы обращения, а само богатство отождествляли с деньгами. Наиболее известными представителями меркантилизма были Т. Ман, А. де Монкретьен.

Учение У. Петти (1623-1686гг.) является переходным мостиком от меркантилистов к классической (подлинной) науке – политической экономии. Заслуга У. Петти в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. Известно его изречение: «Труд есть отец богатства, а земля – его мать».

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами. Главным представителем и основателем этого направления был Ф. Кенэ (1694-1774гг.), который опроверг учение меркантилистов о том, что обмен создает богатство. Источником богатства он объявил не просто труд в земледелии, а именно превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве; ограниченность его учения в том, что источником богатства он считал труд только в земледелии.

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах А. Смита (1723-1780гг.) и Д. Рикардо (1772-1823гг.). А. Смит вошел в историю экономической мысли как основоположник классической политэкономии. Он выпустил книгу «Исследование о природе и причине богатства народов» (1777г.). Основная идея в учении А. Смита – идея либерализма. А. Смит также заложил основы трудовой теории стоимости, возвысил роль производительного труда как создателя стоимости. Д. Рикардо продолжил разработку теории А. Смита.

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория маржинализма. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы К. Менгер (1840-1921гг.), Ф. Визер (1851-1926гг.), Э. Бем-Баверк (1851-1914гг.), а так же английский экономист У. Джевонс (1835-1882гг.). Маржинализм (от английского «marginal», «предельный») – это теория, представляющая экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняющая экономические процессы и явления, исходя из новой идеи – использования предельных (max или min), крайних величин или состояний, характеризующих не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений.

В современной экономической теории выделяются три направления: кейнсианское, неоклассическое и институциональное. Экономическая теория Дж. М. Кейнса родилась как прямой ответ на наиболее мучительные вопросы рыночной экономики ХХ века. В конце 20-х начале 30-х годов ХХ столетия экономику США и европейских стран поразил глубокий кризис. В своей работе «Общая теория занятости, процента и денег» Кейнс предложил теорию государственного регулирования экономики, главным методом которого является стимулирование эффективного спроса – совокупного платежеспособного спроса, определяющего объем занятости и производства.

В рамках неоклассического направления, пропагандирующего свободурынка, сформировался монетаризм – теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой. Глава «новой монетаристской школы» – американский ученый-экономист Милтон Фридмен , лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976г.

Третьим направлением современной экономической теории является институционализм , представителями которого являются Т. Веблен, Дж. Комонс, У. Митчелл, Дж. М. Гэлбрейт . Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов, среди которых исключительную роль играют технико-экономические факторы.

Лекция 2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОНОМИКИ

1. Потребности, блага, ресурсы.

2. Экономический выбор и экономические отношения.

3. Экономические системы.

Потребности, блага, ресурсы

Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

В течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза. Эта историческая закономерность заслуживает выделения и может быть названа законом возвышения потребностей. Они подразделяются на следующие виды: физиологические потребности (в пище, воде, одежде, жилье, воспроизводстве рода); потребность в безопасности (защита от внешних врагов и преступников, помощь при болезни, защита от нищеты); потребность в социальных контактах (общение с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе и любви); потребность в уважении (уважении со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения); потребность в саморазвитии (в совершенствовании всех возможностей и способностей человека).

Экономические потребности – та часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ. Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Неоклассическая теория разделяет блага на экономические и неэкономические. Разделение связано с понятием редкости благ: неэкономические блага имеются в неограниченном количестве, экономические – редкие блага. Товары – это экономические блага, предназначенные для обмена.

Блага обладают стоимостью (ценностью). Согласно марксистской теории стоимость блага определяется затратами труда, необходимыми для его производства. Согласно неоклассической теории ценность блага зависит от его редкости, от интенсивности потребности в нем и количества данного блага.

Для создания благ требуются ресурсы. Ресурсы производства – это совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в создании товара, услуг и иных ценностей. В экономической теории выделяют четыре основных фактора производства: природные ресурсы (земля), капитал, труд, предпринимательская способность.

Природные ресурсы (земля) – это все естественные ресурсы, применяемые человеком в процессе производства. Капитал – материальные и финансовые ресурсы в системе факторов производства.Труд это физические и умственные способности человека, которые применяются в процессе производства. Предпринимательская способность – это способность людей принимать решения, в результате которых все остальные факторы производства соединяются в единую систему производства.

Экономические системы

Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики.

Как показывает история экономической науки, классификация экономических систем может производиться на основе различных критериев (признаков). В основе этой множественности лежит объективное многообразие свойств экономических систем. Наибольшее распространение в современной мировой экономической литературе получила классификация хозяйственных систем по двум признакам: по форме собственности на средства производства; по способу, посредством которого координируется и управляется хозяйственная деятельность.

В хозяйственной деятельности людей известны два основных правовых режима: частной собственности и государственной собственности; и два различных способа координации: иерархия и спонтанный порядок. Иерархия это система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от некоего центра к непосредственному исполнителю. Спонтанный порядок – это способ координации, при которой информация, необходимая производителям и потребителям, передаётся путём ценовых сигналов.

На основе этих двух критериев все экономические системы можно подразделить на четыре вида. Традиционная экономическая система система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования редких ресурсов. Эта система распространена в слаборазвитых странах, экономика которых базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности, в которых преобладающую роль в жизни общества играет кастовое и сословное деление, вековые традиции и обычаи.

Рыночная система (чистый капитализм) экономическая система, при которой ресурсы являются частной собственностью, а рынки и цены используются для направления и координации экономической деятельности.

Полярной альтернативой чистому капитализму является командно-административная экономика – способ организации экономической системы, при котором материальные ресурсы составляют государственную собственность, а управление и координация экономической деятельности осуществляются посредством централизованного планирования.

Смешанная экономика – экономическая система, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов. Государство вмешивается в рыночную экономику, но не настолько, чтобы совсем уничтожить регулирующую роль рынка.

Эластичность и её виды

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент. Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса E p равен: Е р = ∆Q / ∆ Р, где Q – изменение величины спроса в %; Р – изменение цены в %, «Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.

В зависимости от величины данного коэффициента различают спрос неэластичный (Е р < 1), единичной эластичности (Е р = 1) и эластичный (Е р > 1). В случае абсолютной неэластичности (Е р = 0) кривая спроса представляет собой линию, параллельную вертикальной оси; в случае абсолютно эластичного спроса (е р = ∞) она параллельна (выше) оси абсцисс (рис. 5).

Рис. 5. Крайние случаи эластичности:

а) спрос абсолютно эластичен; б) спрос абсолютно неэластичен

Аналогично можно определить другие показатели эластичности: эластичность спроса по доходу, перекрёстная эластичность спроса по цене, эластичность предложения по цене.

Коэффициент эластичности спроса по доходу (Е i ) показывает степень реакции объема спроса на продукт при изменении величины дохода потребителя. Товары называются недоброкачественными, если величина Е i является отрицательной. Нормальные товары отличаются положительной величиной коэффициента. Они могут относиться к предметам первой необходимости (О < Е i < 1), второй необходимости (Е i = 1) и к предметам роскоши (Е i > 1).

Коэффициент перекрестной эластичности (Е ху) характеризует степень реакции объема спроса на один товар (X) при изменении цены другого товара (Y). Величина данного коэффициента зависит от того, в каком отношении друг к другу находятся эти товары. Они могут быть взаимозаменяемыми (Е ху > 0), взаимодополняемыми (Е ху < 0) и нейтральными (Е ху = 0).

Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина предложения на товар при изменении его цены на один процент. Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос.

Лекция 5. ТЕОРИЯ ФИРМЫ

1. Фирма в рыночной экономике.

2. Виды издержек. Закон убывающей производительности.

3. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли.

Фирма в рыночной экономике

Появление и широкое распространение фирм относится к периоду первоначального накопления капитала. Именно тогда стали возникать многие индивидуальные и ассоциированные предприятия, ставшие впоследствии опорой фабричного производства и организационной формой предпринимательской деятельности. Функции фирм на последующих этапах экономического развития и научно-технического прогресса постоянно расширялись, а их роль в экономике возрастала. Фирма как хозяйственная структура и экономическая категория за длительный период развития рыночных отношений существенно эволюционировала. Первоначально понятие «фирма» означало "торговое имя" коммерсанта. Сегодня этот термин означает институт, преобразующий ресурсы в продукцию. В учебной литературе под фирмой понимается определенная организация, экономический и правовой субъект, занимающийся производственной деятельностью и обладающий хозяйственной самостоятельностью в решении вопросов: что, как и для кого производить, где, кому и по какой цене продавать?

Главная функция фирмы состоит в объединении ресурсов для выпуска необходимых потребителям товаров и услуг. Конечной целью деятельности фирмы является максимальное увеличение благосостояния ее владельцев.

Классификация фирм проводится по многочисленным признакам: по форме собственности – государственные и частные; по размерам – малые, средние и крупные; по характеру деятельности – производственные, коммерческие, финансовые; по отраслевой принадлежности – промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, банковские, страховые и т.д.; по доминирующему фактору производства – трудоёмкие, наукоёмкие, материалоёмкие; по видам лиц – физические и юридические лица; по количеству участников данного хозяйственного объединения – коллективные и индивидуальные; по степени предпринимательской деятельности юридических лиц – коммерческие и некоммерческие; по пределам имущественной ответственности – с полной, ограниченной и дополнительной ответственностью.

Лекция 6. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Рынок земли. Рента

Земля как фактор производства имеет товарный характер, она продается и покупается, и ее цена на рынке зависит от спроса на неё.

Цена земли равна: Z = (R / C)∙100%, где Z – цена земли, R – размер ренты, С – величина ссудного капитала. Продавая земельный участок, его владелец продает не почву как таковую, а право на получение с него ежегодного дохода (ренты). Поэтому он рассчитывает получить за землю такую сумму, которая, будучи помещена в банк, принесет ему доход в форме процента, равного ренте.

Природа земельной ренты обусловлена особенностями земли как экономического ресурса и отношениями землепользования. Земля – уникальное средство про­изводства: она количественно ограничена, ее невозможно искусственно воспро­извести; земельные участки различаются по плодородию, т. е. имеют различную естественную производительную силу. Как экономический ресурс земля не имеет трудового происхождения. Это – дар природы. Количество земли фиксировано, поэтому её предложение абсолютно неэластично. Это означает, что на рынке земли активен лишь спрос.

Рента – один из видов дохода на собственность. Монополия частной собственности порождает абсолютную земельную ренту , монополия хозяйства на земле – дифференциальную земельную ренту.

Дифференциальная рента существует в двух видах. Дифференциальная рента 1 связана с различием в качестве земли. Она, в свою очередь, делится на ренту по плодородию , получаемую с более плодородных земель и ренту по месту положения земельных участков, получаемую с земель, стратегичес­ки выгодно расположенных. Дифференциальная рента 2 предполагает до­бавочное вложение капитала, в результате повышается урожайность, быстрее окупаются затраты.

Категория монопольной ренты основывается на монопольной цене, по которой продается продукт редкого качества. Свойство, каким, например, является качество твердых сортов пшеницы, позволяющих получать муку высших сортов с особыми хлебопекарными качествами или особые сорта вин, создает этим сельскохозяйственным продуктам монопольное положение на рынке и позволяет продавать их по монопольно высоким ценам.

Потребление и сбережения

Под потреблением в экономической науке понимается общее количество товаров, купленных и потребленных в течение какого-то периода. Иными словами, потребление – это выражение общего потребительского или платежеспособного спроса.

Под сбережением экономическая наука понимает ту часть дохода, которая не потребляется. Иными словами, сбережение означает сокращение потребления. Экономическое значение сбереже­ния заключается в его отношении к инвестициям, т. е. производству реального капитала. Сбережения составляют основу для инвестиций.

В разработанном виде теория потребления предстала в кейнсианской теории. Установлено, что потребление изменяется в том же направлении, что и доход. Однако потребление зависит не только от дохода, но и от предельной, а также средней склонности к потреблению. В экономической науке эта закономерность рассматривалась Дж. М. Кейнсом как «психологический закон» , отражающий желание людей покупать потребительские товары.

Дж. М. Кейнс внес большой вклад в развитие теории потребления, используя понятия средней и предельной склонности к потреблению и сбережению. Средняя склонность к потреблению выражается как отношение потребляемой части национального дохода С ко всему национальному доходу Y, то есть: АРС = С / Y. Предельная склонность к потреблению выражает отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в доходе, которое его вызвало. Математически это выглядит так: МРС = ∆ С / ∆ Y.

Здесь отражена следующая функциональная зависимость: когда реаль­ный доход общества увеличивается или уменьшается, его потребление будет увеличиваться или уменьшаться, но не так быстро. Размер потребительских расходов определяется, главным образом, уровнем дохода.

Под склонностью к сбережению понимается один из психологических факторов, означающий желание человека сберегать. Средняя склонность к сбережению выражается как отношение сберегаемой части национального дохода S ко всему доходу Y, т. е.: АРS = S / Y. Предельная склонность к сбережению представляет собой, аналогично МРС, отношение любого изменения в сбережениях к тому изменению в доходе, которое его вызвало: МРS = ∆S / ∆Y.

Взаимозависимость двух показателей позволила американскому эконо­мисту П. Самуэльсону сказать, что предельная склонность к потреблению – это сиамский близнец предельной склонности к сбережению. Свое логическое завершение теория потребления получила в работах Ф. Модильяни и М. Фридмена.

И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА

1. Экономические циклы. Стабилизационная политика.

2. Экономический рост и развитие.

3. Безработица и её формы.

4. Инфляция и её виды.

5. Распределение доходов. Неравенство.

Безработица и её формы

Безработица – это социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу. Причиной безработицы являются диспропорции между спросом и предложением на рынке труда. Однако причины, приводящие к этим диспропорциям, могут быть различны. По причинам возникновения выделяют фрикционную, структурную и циклическую безработицы. Фрикционная безработица – это временное отсутствие занятости в период перехода трудящегося с одного предприятия на другое. Структурная безработица – это отсутствие достаточного спроса на данный труд в данной сфере хозяйственной деятельности; она обусловлена изменениями в структуре потребительского спроса и в структуре спроса на определённые разновидности конкретного труда. Циклическая безработица – это отсутствие достаточного спроса на труд вообще; она обусловлена спадом производства товаров. Иногда выделяется также технологическая безработица , обусловленная технологическими нововведениями, делающими экономически выгодным сокращение рабочих мест и вызывающими изменение структуры спроса на труд. По характеру проявления различают частичную занятость или скрытую безработицу. Контингент этой категории безработицы – наёмные работники, вынужденно занятые неполное нормативное рабочее время.

Уровень безработицы определяется по формуле: Уб = (Эа – З) / Эа∙100 %, где Уб – уровень безработицы; Эа – экономически активное население; З – количество занятых. Все население страны подразделяется на две части. Экономически неактивное население – жители страны, которые не входят в состав рабочей силы: учащиеся и студенты дневных учебных заведений; пенсионеры; лица, ведущие домашнее хозяйство; отчаявшиеся найти работу; лица, которым нет необходимости работать. Экономически активное население – часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.

Абсолютное отсутствие безработицы невозможно и считается не нужным в хозяйственной жизни. Фрикционная и структурная разновидности безработицы в экономике рассматриваются как органически присущие ей элементы. Естественный уровень безработицы равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы.

Исследования уровня безработицы почти за столетний период (1861-1957гг.), и его сравнение со среднегодовыми темпами роста номинальной заработной платы, позволили сделать вывод английскому экономисту А. У. Филлипсу об определённой зависимости между значениями этих показателей. Впоследствии П. Самуэльсон и Р. Солоу заменили значения динамики заработной платы значениями динамики цен. В графическом выражении эта зависимость получила название «кривая Филлипса» (см. рис. 24.).

Рис. 24. Кривая Филлипса

Теоретические обобщения сводились к тому, что чем выше прирост совокупного спроса, тем выше возникающая в связи с этим инфляция и рост реального продукта, но тем меньше уровень безработицы. И, наоборот, чем ниже темпы роста совокупного спроса, тем меньше рост инфляции реального продукта и выше уровень безработицы.

Инфляция и её виды

Латинское слово «inflatio» дословно переводится как «вздутие». До того как войти к концу XIX века в лексикон экономистов, а позднее и в обыденную речь, оно было в обиходе у медиков, которые применяли его при диагнозе болезни, связанной с разрастанием злокачественной опухоли.

Инфляция – это нарушение закона денежного обращения, выражающееся в переполнении сферы обращения денежными знаками, что приводит к их обесценению, снижению покупательной способности и выражается во всеобщем росте цен на товары и услуги. Инфляция – это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства.

Инфляция является результатом нарушения равновесия между спросом и предложением. Равновесие может нарушаться прежде всего со стороны спроса. Инфляция, развивающаяся под воздействием роста платёжеспособного спроса, получила название инфляции спроса. В результате инфляции спроса возникает избыток денег по отношению к товарам, в результате цены растут. Другая ситуация возникает, когда растут издержки производства, т.е. поднимается цена предложения. Инфляция издержек – это инфляция, развивающаяся под воздействием роста издержек производства. Инфляция издержек всегда грозит сокращением товарного предложения и в конечном итоге порождает спад и сокращение рабочих мест. Таким образом, инфляция имеет два варианта развития – со стороны увеличения спроса и со стороны увеличения издержек производства.

Выделяют монетарные и структурные причины инфляции. К монетарным причинам, вызывающим инфляцию спроса, относятся следующие важные диспропорции воспроизводства: превышение расходов государства над доходами; осуществление инвестиционных проектов; милитаризация экономики; инфляционные ожидания; макроэкономическая политика. К структурным причинам , вызывающим инфляцию издержек, относятся следующие институциональные особенности экономики: технологическая отсталость экономики; структурные диспропорции экономики; монопольное ценообразование крупных компаний; макроэкономическая политика (например, увеличение налогов).

Классификация инфляции возможна на основе различных критериев: по степени интенсивности (нормальная, умеренная, галопирующая, гиперинфляция), по форме проявления (открытая, подавленная), в соответствии с критерием ожидаемости (ожидаемая, неожиданная), в зависимости от преобладающей причины (инфляция заработной платы, налогов, прибыли и т.д.).

РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

1. Государственные расходы и налоги.

2. Бюджетно-налоговая политика.

3. Эффект мультипликатора государственных расходов и налогов.

Бюджетно-налоговая политика

Бюджетно-налоговая политика представляет систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами. Политика государственных расходов и налогов является одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, направленным на стабилизацию экономического развития. Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, а следовательно, и на объемы национального производства и занятость населения.

Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем производства, занятость, инфляцию и экономический рост. Автоматическая фискальная политика основана на системе встроенных стабилизаторов. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства. К основным встроенным стабилизаторам относится механизм изменения налоговых поступлений. В период активного роста ВНП налоговые поступления автоматически возрастают. И наоборот, в период экономического спада налоговые поступления автоматически сокращаются. К встроенным стабилизаторам относится и система пособий по безработице и различных социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения и т. п.

В развитых странах в последнее время происходит сокращение налогов. Теоретическим обоснованием стали расчеты американского экономиста А.Лаффера. Согласно рассуждениям Лаффера чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы корпораций отбивает у последних стимулы к капиталовложениям, тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, отрицательно сказывается на поступлениях в государственный бюджет. Графически это выглядит следующим образом (см. рис. 26).

Рис. 26. Кривая Лаффера

При ставке подоходного налога более 50 % резко снижается деловая активность фирм и населения в целом.

Денежный мультипликатор

Процесс создания банковских денег предполагает замкнутую банковскую систему, из которой наличные деньги не уходят, а чеки и банковские карты постоянно депонируются вновь. Допустим, что в коммерческий банк Б поступил вклад в размере 10 000 долларов (рис. 28). Понятно, что когда-то эти деньги вышли из центрального банка и, совершив множество переходов из рук в руки, превратились в доход вкладчика.

Получив в банке чековую книжку или банковскую карту, он начинает пользоваться ею, оплачивая покупки, например, приобретая пылесос. Производитель пылесосов, приняв чеки, не обязан нести их немедленно в банк, обменивая на денежную валюту (к примеру, доллары). Он может распорядиться ими по собственному усмотрению, например, пустить на оплату материалов, запасных частей или чего-то другого. Конечно, через какое-то время чеки вернутся опять в банк. И все же, очевидно, проникнув в экономику, они на определенный период застревают там, обращаются наряду с деньгами.

Банк Б, забрав у вкладчика 10 000 долларов, отдает их взаймы. Но не всю, разумеется, сумму, а лишь ту ее часть, что остается за вычетом обязательных резервов. Если норма обязательных резервов составляет 20 %, то величина банковского кредита будет равна 8 000 долларов. Выходит, что в пределах небольшого промежутка времени первоначальный десятитысячный вклад породил прирост денежной массы в объеме 8000 долларов.



Рис. 28. Процесс создания банковских денег

Получатель восьмитысячного кредита тоже вправе распорядиться им так, как ему заблагорассудится. Вероятно, что позаимствованные в банке 8 000 долларов будут потрачены на потребление, покупку ценных бумаг, недвижимости, превратятся в инвестиционный спрос и т.д. Не исключено, что заемщик поступит иначе: отнесет деньги в другой банк Б2 (рис. 28). Последний станет действовать точно так же, как и первый банк, – вручит вкладчику чеки на сумму 8 000 долларов и одновременно выдаст кредит в размере 6 400 долларов (норма обязательных резервов остается на уровне 20 %). Легко подсчитать, что теперь в обращении окажется дополнительная денежная масса объемом 14 400 долларов, причем определенная ее часть будет представлена банковскими чеками.

Этот процесс, возможно, повторится еще несколько раз. Подсчитаем, какое количество денег будет находиться в обращении. Очевидно, что оно зависит от первоначального вклада и нормы резервов. Мультипликатор предложения денег М S показывает, во сколько раз возрастет денежная единица, поступившая в банковскую систему. Он определяется по формуле: M S = 1/N, где N – норма резервов.

В рассмотренном примере N = 0,2, тогда М S = 5. Итак, поступившие в банковскую систему 10 000 долларов мультиплицируются (умножаются) в 5 раз, в результате в обращении будет находиться 50 000 долларов. Чем быстрее нарастает поток денег, тем труднее государству управлять им.

Валютный курс

Валюта – это любая национальная денежная единица. Различают свободно конвертируемую валюту, частично конвертируемую валюту и неконвертируемую валюту. Свободно конвертируемая валюта – валюта, при совершении сделок с которой отсутствуют какие-либо законодательные ограничения по любым видам операций. Частично конвертируемая валюта – валюта тех стран, где существуют количественные ограничения или специальные разрешительные процедуры на обмен валюты по отдельным видам операций или для различных субъектов валютных сделок. Неконвертируемая (замкнутая) валюта – национальная денежная единица страны, законодательство которой предусматривает ограничения практически по всем видам операций.

В современное время в процессе интеграции на различных этапах формировалась коллективная валюта. Коллективная валюта – валюта, обращающаяся в рамках отдельных интеграционных группировок или в отдельных международных сделках: СДР, ЭКЮ, ЕВРО.

Валютные курсы являются важным «нервным узлом» всей системы международных экономических отношений, и весь комплекс внутренних и внешних факторов (от долгосрочных экономических до политических и даже психологических), определяющих развитие экономики той или иной страны, влияет на динамику валютных курсов.

Jk начинал свою уеяшельноспгь как. экономной, но за/йем о опав ил эшу прогрессию, пойому что она слишком fnpyyna .

Макс Планк (1858-1947), основатель квантовой физики

Э/йо ойранно. Л бросил экономическую гйеорию из-за шло, что она слишком проапа.

Бертран Рассел (1872-1970), английский философ, основатель современной математической логики

Экономика - очаровывающая наука, она ууивительна тем, что ее фунуалгентальные принципы очень проайы, их можно записать на оуном листе бумаги, гнем не лгенее их по- нимаюгй немногие.

Милтон Фридмен (1912-2006), английский экономист, лауреат Нобелевской премии

Do niex noft, покуда pyсосал жизнь не вы- раво(пае(п своей национальной экономики, основанной на индивидуальных. особенностях русского грушка, мы будем находиться в процессе иикпания между различными модными учениями, увлекаясь поочередно (по одним, tno другим.

Сергей Юльевич Витте (1849-1915), видный государственный деятель России

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вопрос о роли экономической теории в высшем экономическом образовании вряд ли можно отнести к дискуссионным. Общепризнанно, что экономическая теория является фундаментальной, исходной и ведущей учебной экономической дисциплиной. Овладение ее материалом создает надежную теоретическую базу для изучения отраслевых экономических наук. Поэтому четкое, в современном понимании и сжатое изложение сложных и по большей части спорных положений экономической теории - необходимое условие усвоения понятийно-категориального аппарата экономики. В учебнике поставлена именно такая задача.

Предлагаемый учебник написан в первом десятилетии XXI в., в который человечество вступило, опираясь на потенциал, тенденции и традиции, сформировавшиеся в XX в. Это эпоха новых, кардинальных изменений во всех сферах человеческой жизни, и прежде всего в экономической. Экономическая теория как наука, связанная с практикой, отражает эти процессы.

Современная экономическая теория представляет собой определенный синтез идей различных экономических школ и направлений: это и классическая политическая экономия, и марксизм, и неоклассика, и кейнсианство, и институционализм. И это закономерно. Экономическая наука быстро развивается, как и весь экономический мир. В России в конце XX в. был осуществлен решительный прорыв в огромный мир экономических идей, накопленных мировой наукой после выхода работ К. Маркса. Отпала необходимость в обязательном осуждении всех буржуазных экономических теорий, наоборот, их стали глубоко изучать, а иногда даже превозносить. Однако быстро выявились и недостатки нового подхода к изучению экономики как науки, ибо западные учебники были написаны применительно к условиям развитой рыночной экономики, что не соответствовало экономике огромной реформируемой в то время страны. Исходя из опыта прошлого, авторы стремятся раскрыть современную концепцию экономической теории с учетом российской специфики, особенностей восприятия рыночного механизма людьми, выросшими в условиях неприятия западной идеологии рыночных отношений.

Кроме того, невозможно игнорировать и тот факт, что начало XXI в. характеризуется новыми процессами повсеместной трансформации экономических систем, возникновением постиндустриального, неоинформационного общества, экономики знаний, образования, переходной экономики. К таким процессам относятся глобализация, информатизация, компьютеризация, технологический взрыв и т.д., они еще не получили достаточного освещения в новейшей экономической теории. Данные трансформационные изменения экономики сопровождаются концентрацией исследований на проблеме человека, процессом постановки человеческих знаний, навыков, интеллекта и творческих способностей в центр экономической системы. Эти аспекты авторы рассмотрели в настоящем учебнике.

При этом сделан акцент на необходимость изменения мышления людей, мышления, корнями уходящего на несколько поколений в идеи планового хозяйства, формирования нового экономического мышления, присущего не просто рыночной экономике, а экономике нового типа, впитавшей в себя признаки указанных выше глобальных мировых трансформаций. В условиях «новой экономики» способность не просто к творческому мышлению, а к нестандартному видению, неординарным решениям и действиям, нововведениям, лидерству - вот главные требования к специалистам. Ведь не зря же основной характеристикой «новой экономики», отличающей ее от уже существующей, называют «власть гениев», «власть мозгов», т.е. власть новых идей. В этом случае на первое место выступают теоретические знания, способствующие развитию мыслительного аппарата. Научить размышлять самостоятельно на основе анализа различных учений, теорий и взглядов ученых-теоретиков становится первейшей задачей при изучении и преподавании курса экономической теории.

Одной из целей написания данного учебника является популяризация экономической науки в обществе. Учебник предназначен не только для студентов и преподавателей экономических вузов, он полезен всем, кому интересна экономика. Ведь цель этой науки состоит в том, чтобы расширить спектр возможностей и выбора, доступных каждому человеку в повседневной жизни, в том, чтобы помочь как можно большему числу людей в достижении благополучия. Экономика стремится обеспечить высокое качество жизни во всех аспектах, а не только в финансовом. Ведь экономический образ мысли является особым подходом к пониманию мира, который можно использовать практически в любой ситуации, затрагивающей как отдельных людей, так и компании, отрасли промышленности, государства. Каждому активному гражданину необходимо овладеть навыками экономического мышления. Чем больше людей смогут принимать решения в повседневной деятельности, тем выше будет уровень жизни каждого и тем богаче будет наша страна.

Авторы продолжают совершенствовать учебник и будут признательны всем, кто сочтет возможным высказать свои мнения, пожелания и замечания по адресу: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Экономика – особая сфера общественной жизни. Главное назначение экономики состоит в создании богатства, способного удовлетворять материальных потребности людей. Люди не только участвуют в экономических отношениях, но и направляют свои усилия на то, чтобы понять природу этих отношений и законы их развития. Поэтому и возникла экономическая наука.

Определение предмета экономической теории или «экономики» как научной дисциплины претерпело в ходе исторического развития значительные изменения. Первоначально возникнув в античном обществе как «экономия» – наука о домоводстве или домашнем хозяйстве, в средневековый период экономика во многом превратилась в науку о богатстве, в науку о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

Но, разумеется, ни античный мир, ни средневековое общество не обладали экономической теорией в строгом смысле этого слова: экономические знания носили характер нормативных (т.е. предписывающих определенную линию поведения) представлений об отдельных сторонах человеческой деятельности.

Лишь XVIII век был ознаменован появлением первой целостной экономической концепции, не только предписывающей, но и аналитической. Однако превращение экономики за прошедшие с этого момента столетия в зрелую научную дисциплину, не привело к полной унификации точек зрения на то, что же представляет собой предмет экономической теории.

В XVIII в. рядом экономистов, в том числе Кокленом, была высказана мысль о том, что предметом политической экономии (экономической теории) являются общественные отношения, создаваемые трудом, и законы, которым этот труд подчинен. Наибольшее распространение она получила среди русских экономистов начала XX в. Многое для этого сделал Г.В.Плеханов. Он не только определил предмет политической экономии как науки о развитии производственных отношений, но и внес существенное уточнение, различая собственно производственные отношения – социально-экономические, имущественные, отношения собственности, и отношения производственно-организационные, относящиеся к общественной организации производительных сил, и выделяя противоречия внутри системы общественных отношений производства.

У представителей первой школы политической экономии – меркантилистов, отражающих интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же богатство отождествлялось ими чаще с деньгами.

Школа физиократов перенесла предмет политической экономии национальное богатство из сферы обращения в сферу производства. Это было величайшим достижением экономической науки, хотя они ошибочно считали источником «богатства» только сельское хозяйство.

Представители английской классической школы политической экономии расширили ее предмет до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства, куда включались: промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство и др.

Аналогичного мнения о предмете политической экономии придерживаются и отдельные современные западные экономисты, рассматривая ее как науку о производстве, распределении и потреблении национального богатства. Но понимание последнего в процессе исторического развития экономической мысли менялось. Первоначально национальное богатство представляли в виде денег, затем в виде результата производства, а сегодня в национальное богатство включают и самого человека, его интеллект, информацию как источники будущего общества.

В известном учебнике П. Самуэльсона «Экономикс» среди множества определений предмета экономической теории указывается, что экономике – наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей.

Еще раньше А.Маршалл определял предмет экономической теории, или политической экономии как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества:исследование богатства и частично человека, точнее, стимулов к действию и мотивов противодействия. В таком определении подчеркивается роль человека в экономике.

В современной экономической литературе распространено понимание предмета экономической теории как изучение «редкости», ограниченности ресурсов. Так, Дж. Робинсон пишет, что политическая экономия – это наука, которая изучает поведение людей как связь между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные пути применения.

Все определения экономической теории как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо за основу берутся различные аспекты жизнедеятельности человека, в том числе и экономический, что не позволяет дать ему краткое и в то же время всеобъемлющее определение.

Однако, если принять во внимание, что большинство современных экономистов признают экономическую теорию универсальной наукой о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека, то наиболее общим и правильным можно считать определение экономической теории, данное А.И. Добрыниным.

Общая экономическая теория – это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.

Экономическая теория изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества. Это определение содержит черты, неизбежно содержащиеся почти в любом подобном определении:

Указание на общественный, гуманитарный характер экономики как научной дисциплины (люди или общество решают вопрос об использовании этих ограниченных ресурсов);

Указание на ограниченность ресурсов, которыми располагает общество;

Указание на то, что под решением такого рода вопроса подразумевается определение того, что, как и для кого производить.

Экономическая теория структурно включает в себя микроэкономику (поведение отдельных экономических субъектов) имакроэкономику (поведение или функционирование национальной экономической системы в целом). В ее составе также можно выделитьмезоэкономику (поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства) исупермакроэкономику (поведение мировой экономики в целом).

При изучении предмета экономической теории с целью более четкого его осмысления целесообразно выделять:

1) сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность;

2) объект исследования – экономические явления;

3) субъект исследования – человек, группа людей, государство;

4) предмет исследования – жизнедеятельность «экономического человека», группы людей и государства и их поведение в экономической среде.

При этом важно подчеркнуть, что основная задача экономической теории – дать не просто описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т. е. раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов. В этом ее отличие от конкретных экономических дисциплин.

Нормативная экономика – это направление в экономической науке, основанное на оценочных суждениях относительно того, какой должна быть экономика, цели экономического развития и экономическая политика.

Позитивная экономика означает анализ фактов, на основе которых формулируются принципы экономического поведения.

Специфика экономики как общественной науки проявляется и в том, что в отличие от точных (естественных) дисциплин в ней невозможен эксперимент, подтверждающий или опровергающий теоретические построения. Причиной этому служит невозможность точного учета всего многообразия национальных, географических, исторических, психологических особенностей, определяющих, в конечном итоге, результат того или иного экономического воздействия. Невозможность учета всех факторов, определяющих результат, делает тем более нереалистичной возможность их воспроизведения.

Но при всем этом экономика дает понимание общих зависимостей функционирования экономической системы, позволяет ответить на целый ряд вопросов:

1) что предпочтительнее: введение количественных ограничений на импорт с целью защиты внутренних производителей или повышение таможенных тарифов;

2) как отразится на уровне цен введение налогов или выделение субсидий;

3) как влияет деятельность профсоюзов на рынок труда, на изменение технологии производства и пр.

При этом формулировки ответов будут менее жесткими, чем в естественных науках, но общую направленность экономических процессов они будут характеризовать достаточно полно. Инструментом получения такого рода результатов в экономических исследованиях являются экономические модели.

Теоретическая экономика учит понимать сложный экономический мир, вырабатывает экономический тип мышления. Экономическое мышление означает принятие рациональных решений на основе сопоставления издержек и выгод.

Экономическая теория является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых (экономика торговли, промышленности, транспорта, строительства и т. д.); функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент, прогнозирование и др.); межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и др.).

Экономическая теория – одна из общественных наук, наряду с историей, философией, правом и др. Она призвана раскрыть одну часть социальных явлений в жизнедеятельности человека, и только совокупность теоретических, социальных и исторических наук в состоянии объяснить функционирование общественной жизни.

Экономическая теория учитывает знания, заложенные в конкретных экономических науках, а также социологии, психологи, истории и др., без учета которых полученные ею выводы могут оказаться ошибочными.

Связь экономической теории с другими экономическими науками в самом общем виде может быть представлена в виде следующей схемы (рис. 1.1).

Рис.1.1. Связь экономической теории с экономическими науками

Практическая значимость экономической теории (известная формула О. Конта) в том, что знание ведет к предвидению, а предвидение – к действию. Экономическая теория должна лежать в основе экономической политики, а через нее – пронизывать область хозяйственной практики. Действие (практика) ведет к знанию, знание – к предвидению, предвидение – к правильному действию. Курс экономической теории – это руководство к познанию экономической действительности без провозглашения монополии на истину.

В экономике, как и в любой другой области общественной жизни и в природе, сквозь внешний хаос и нагромождение случайностей прокладывает себе путь закономерность развития. Экономические процессы в обществе управляются внутренними, присущими им законами – законами общественных действий людей, или экономическими законами . Закон и сущность –понятия однородные и выражают углубленное познание человеком явлений, происходящих в мире. Явление шире, богаче закона, однако закон улавливает внутреннюю сущность явления.

Закон – устойчивое, прочное, многократно повторяющееся явления и выражение внутренней, существенной, необходимой, причинно-следственной, постоянной, всеобщей, качественной и количественной взаимосвязи (отношения), свойственной данному явлению или процессу.

Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов развития общества , которая включает в себя различные группы и виды законов.

Экономические законы классифицируются по следующим группам (в зависимости от их исторической устойчивости):

1) специфические экономические законы – это законы развития конкретных, исторически определенных форм хозяйствования. Например, законы распределения при рабстве, крепостничестве и др.;

2) особенные экономические законы – это законы, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются условия для их действия. Например, закон стоимости (ценности);

3) общие экономические законы – законы, свойственные всем без исключения историческим эпохам. Они выражают поступательный процесс развития общественного производства. Например, закон экономии времени, закон возвышения (возрастания) потребностей, закон распределения общественного труда.

Экономические законы сами по себе, однако, не действуют, экономический прогресс автоматически не осуществляется. Для этого необходимы действия людей, а они приводятся в движение своими потребностями и интересами.

Экономическая теория (политэкономия) изучает не только объективные, но и субъективные формы проявления существующих объективных общественно-производственных связей, не только конкретные формы проявления экономических интересов, но и их столкновение, отражающее внутренние противоречия и борьбу противоположностей, а также способность их разрешения.