Дневник анны франк. Анна франк - дневник анны франк Дневник анны франк анализ

Вниманию читателей предлагается книга-автобиография «Дневник Анны Франк». Следует отметить, что большая ценность книги заключается не в стиле повествования и наличии художественных приёмов, а в самом содержании, которое основано на исторических событиях. Это та книга, которая заставит сердце сжиматься, которая напомнит о чём-то очень важном и наболевшем.

Когда книга только увидела свет, то практически сразу же стала бестселлером и была переведена на многие языки. Она стала объектом исследований, по ней снимали фильмы, ставили пьесы. Поначалу трудно поверить, что такое произведение, которое шокирует людей, не даёт оторваться от повествования, написано девочкой тринадцати лет. Но в это не верится только сначала, а уже затем понимаешь всю глубину и значимость описываемых событий.

Во время Второй Мировой войны были убиты миллионы евреев. Об этом все слышали, но мало кто может сказать, что же чувствовали эти люди, как они жили, на что надеялись. Да и была ли вообще у них хоть какая-то надежда. И эта тринадцатилетняя девочка Анна смогла приоткрыть завесу тайны, она стала тем самым голосом, который поведал массам о переживаниях и образе жизни евреев в то время.

Когда Анне исполнилось 13 лет, она получила в подарок толстую тетрадь. Девочка решила, что будет вести дневник, описывая все события из своей жизни. Она рассказывает о том, как непривычно ей было сначала писать в тетради, но потом это стало её отдушиной. Ведь она жила в закрытой квартире вместе со своими родственниками, с которыми даже поговорить не могла. Чтобы их не заметили, они не выходили на улицу и почти ни с кем не общались. Были добрые люди, которые приносили им еду. Но для девочки, которая хочет жить, узнать людей и увидеть мир, это было очень тяжело. Читая её мысли, можно увидеть, как детская жизнь очень быстро стала недетской. И этот дневник стал гораздо большим, он смог открыть миру правду о том, что происходило в то тяжёлое время не только в жизни, но и в сознании людей.

Произведение относится к жанру Публицистика. На нашем сайте можно скачать книгу "Дневник Анны Франк" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 4.12 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Надеюсь, что я все смогу доверить тебе, как никому до сих пор не доверяла, надеюсь, что ты будешь для меня огромной поддержкой.

В пятницу я проснулась уже в шесть часов. И вполне понятно – был мой день рождения. Но мне, конечно, нельзя было вставать в такую рань, пришлось сдерживать любопытство до без четверти семь. Но больше я не вытерпела, пошла в столовую, там меня встретил Маврик, наш котенок, и стал ко мне ласкаться.

В семь я побежала к папе с мамой, потом мы все пошли в гостиную и там стали развязывать и разглядывать подарки. Тебя, мой дневник, я увидела сразу, это был самый лучший подарок. Еще мне подарили букет роз, кактус и срезанные пионы. Это были первые цветы, потом принесли еще много.

Папа и мама накупили мне кучу подарков, а друзья просто задарили меня. Я получила книгу «Камера обскура», настольную игру, много сластей, головоломку, брошку, «Голландские сказки и легенды» Йозефа Козна и еще дивную книжку – «Дэзи едет в горы», и деньги. Я на них купила «Мифы Древней Греции и Рима» – чудесные!

Потом за мной зашла Лиз, и мы пошли в школу. Я угостила учителей и весь свой класс конфетами, потом начались уроки.

Пока все! Как я рада, что ты у меня есть!

Несколько дней я не писала, хотелось серьезно обдумать – зачем вообще нужен дневник? У меня странное чувство – я буду вести дневник! И не только потому, что я никогда не занималась «писательством». Мне кажется, что потом и мне, и вообще всем не интересно будет читать излияния тринадцатилетней школьницы. Но не в этом дело. Мне просто хочется писать, а главное, хочется высказать все, что у меня на душе.

«Бумага все стерпит». Так я часто думала в грустные дни, когда сидела, положив голову на руки, и не знала, куда деваться. То мне хотелось сидеть дома, то куда-нибудь пойти, и я так и не двигалась с места и все думала. Да, бумага все стерпит! Я никому не собираюсь показывать эту тетрадь в толстом переплете с высокопарным названием «Дневник», а если уж покажу, так настоящему другу или настоящей подруге, другим это неинтересно. Вот я и сказала главное, почему я хочу вести дневник: потому что у меня нет настоящей подруги!

Надо объяснить, иначе никто не поймет, почему тринадцатилетняя девочка чувствует себя такой одинокой. Конечно, это не совсем так. У меня чудные, добрые родители, шестнадцатилетняя сестра и, наверно, не меньше тридцати знакомых или так называемых друзей. У меня уйма поклонников, они глаз с меня не сводят, а на уроках даже ловят в зеркальце мою улыбку.

У меня много родственников, чудные дяди и тети, дома у нас уютно, в сущности, у меня есть все – кроме подруги! Со всеми моими знакомыми можно только шалить и дурачиться, болтать о всяких пустяках. Откровенно поговорить мне не с кем, и я вся, как наглухо застегнутая. Может быть, мне самой надо быть доверчивее, но тут ничего не поделаешь, жаль, что так выходит.

Вот зачем мне нужен дневник. Но для того чтобы у меня перед глазами была настоящая подруга, о которой я так давно мечтаю, я не буду записывать в дневник одни только голые факты, как делают все, я хочу, чтобы эта тетрадка сама стала мне подругой – и эту подругу будут звать Китти!

Никто ничего не поймет, если вдруг, ни с того ни с сего, начать переписку с Китти, поэтому расскажу сначала свою биографию, хотя мне это и не очень интересно.

Когда мои родители поженились, папе было 36 лет, а маме – 25. Моя сестра Марго родилась в 1926 году во Франкфурте-на-Майне, а 12 июня 1929 года появилась я. Мы евреи, и поэтому нам пришлось в 1933 году эмигрировать в Голландию, где мой отец стал одним из директоров акционерного общества «Травис». Эта организация связана с фирмой «Колен и Ко», которая помещается в том же здании.

У нас в жизни было много тревог – как и у всех: наши родные остались в Германии, и гитлеровцы их преследовали. После погромов 1938 года оба маминых брата бежали в Америку, а бабушка приехала к нам. Ей тогда было семьдесят три года. После сорокового года жизнь пошла трудная. Сначала война, потом капитуляция, потом немецкая оккупация. И тут начались наши страдания. Вводились новые законы, одни строже другого, особенно плохо приходилось евреям. Евреи должны были носить желтую звезду, сдать велосипеды, евреям запрещалось ездить в трамвае, не говоря уж об автомобилях. Покупки можно было делать только от трех до пяти и притом в специальных еврейских лавках. После восьми вечера нельзя было выходить на улицу и даже сидеть в саду или на балконе. Нельзя было ходить в кино, в театр – никаких развлечений! Запрещалось заниматься плаванием, играть в хоккей или в теннис, – словом, спорт тоже был под запретом. Евреям нельзя было ходить в гости к христианам, еврейских детей перевели в еврейские школы. Ограничений становилось все больше и больше.

Вся наша жизнь проходит в страхе. Йоппи всегда говорит: «Боюсь за что-нибудь браться – а вдруг это запрещено?»

В январе этого года умерла бабуся. Никто не знает, как я ее любила и как мне ее не хватает.

С 1934 года меня отдали в детский сад при школе Монтессорн, а потом я осталась в этой школе. В последний год моей классной воспитательницей была наша начальница госпожа К. В конце года мы с ней трогательно прощались и обе плакали навзрыд. С 1941 года мы с Марго поступили в еврейскую гимназию: она – в четвертый, а я – в первый класс.

Пока что нам, четверым, живется неплохо. Вот я и подошла к сегодняшнему дню и числу.

Милая Китти!

Между воскресным утром и сегодняшним днем как будто прошли целые годы. Столько всего случилось, как будто земля перевернулась! Но, Китти, как видишь, я еще живу, а это, по словам папы, – самое главное.

Да, я живу, только не спрашивай, как и где. Наверное, ты меня сегодня совсем не понимаешь. Придется сначала рассказать тебе все, что произошло в воскресенье.

В три часа – Гарри только что ушел и хотел скоро вернуться – вдруг раздался звонок. Я ничего не слыхала, уютно лежала в качалке на веранде и читала. Вдруг в дверях показалась испуганная Марго. «Анна, отцу прислали повестку из гестапо, – шепнула она. – Мама уже побежала к ван Даану». (Ван Даан – хороший знакомый отца и его сослуживец.)

Я страшно перепугалась. Повестка… все знают, что это значит: концлагерь… Передо мной мелькнули тюремные камеры – неужели мы позволим забрать отца! «Нельзя его пускать!» – решительно сказала Марго. Мы сидели с ней в гостиной и ждали маму. Мама пошла к ван Даанам, надо решить – уходить ли нам завтра в убежище. Ван Дааны тоже уйдут с нами – нас будет семеро. Мы сидели молча, говорить ни о чем не могли. Мысль об отце, который ничего не подозревает, пошел навестить своих подопечных в еврейской богадельне, ожидание, жара, страх – мы совсем онемели.

Вдруг звонок. «Это Гарри!» – сказала я. «Не открывай!» – удержала меня Марго, но страх оказался напрасным: мы услыхали голоса мамы и господина Даана, они разговаривали с Гарри. Потом он ушел, а они вошли в дом и заперли за собой двери. При каждом звонке Марго или я прокрадывались вниз и смотрели – не отец ли это. Решили никого другого не впускать.

Нас выслали из комнаты. Ван Даан хотел поговорить с мамой наедине. Когда мы сидели в нашей комнате, Марго мне сказала, что повестка пришла не папе, а ей. Я еще больше испугалась и стала горько плакать. Марго всего шестнадцать лет. Неужели они хотят высылать таких девочек без родителей? Но, к счастью, она от нас не уйдет. Так сказала мама, и, наверно, отец тоже подготавливал меня к этому, когда говорил об убежище.

А какое убежище? Где мы спрячемся? В городе, в деревне, в каком-нибудь доме, в хижине – когда, как, где? Нельзя было задавать эти вопросы, но они у меня все время вертелись в голове.

Мы с Марго стали укладывать самое необходимое в наши школьные сумки. Первым делом я взяла эту тетрадку, потом что попало: бигуди, носовые платки, учебники, гребенку, старые письма. Я думала о том, как мы будем скрываться, и совала в сумку всякую ерунду. Но мне не жалко: воспоминания дороже платьев.

История Анны Франк получила огласку после публикации документальной, а позднее художественной версии дневника девушки. Анна стала самой знаменитым символом жертв нацистского режима. После свадьбы родители девочки Отто (немецкий бизнесмен еврейского происхождения) и Эдит (также имевшая еврейские корни) поселились в городе Франкфурте, Германия. Вскоре у них появились дети: Марго - в 1926 году и Анна - в 1929 году.

Портрет ‪Анны Франк

Эти первые годы семья наслаждалась счастьем, но экономический кризис омрачил жизнь Франков. В 1933 году возглавил немецкое правительство. Отто и Эдит обеспокоились политическим положением. Преследование евреев и экономический кризис стали причиной серьезных проблем, супруги искали способ бежать из страны.

Детство и юность

Анна Франк и ее старшая сестра Марго родились во Франкфурте-на-Майне, в Западной Германии, где прошло счастливое детство девочек. Дочери были близки с родителями и дружили с другими детьми по соседству. В начале 1930-х годов влияние экономического кризиса ощущалось все сильнее, и политическая ситуация ухудшилась по мере усиления влияния антисемитских настроений пришедших к власти нацистов.


Эдит Франк с трепетом ждала рождения Марго, старшей сестры Анны. Первый ребенок Франков (Эдит, Беттина) умер в младенчестве. Спустя три года после рождения Марго, 12 июня 1929 года родилась младшая сестра – Аннелис Мари, известная миру как Анна или Энн. Эдит пишет в детской книге воспоминаний об Энн, что Марго впервые увидела сестру 14 июня и искренне волновалась.

Семья жила на Марбахвег, во Франкфурте. Анна и Марго весело проводили время здесь. В окрестностях было много детей, с которыми играла Марго. Анна же играла в песочнице, в саду. Она была слишком маленькой, чтобы уходить играть с сестрой и другими детьми за двор. Марго родители разрешали выходить из сада, и она играла на улице с друзьями. Как только Анна научилась ходить, она присоединилась к сестре. Подруга детства Энн Хильда Стааб вспоминала, что ее мать и Эдит любили смотреть через окна или с балкона, как дети играют, и им нравилось, что девочкам так весело вместе.


Дети по соседству принадлежали к разным слоям общества. Некоторые из них - католики, другие - протестанты или евреи. Анна и ее друзья были любопытны в отношении празднеств и традиций друг друга. Поэтому Марго и Анну приглашали на вечеринку Святого Причастия Хильде, и когда Франки праздновали Хануку, они предлагали местным детям присоединиться к ним. Франки слыли либеральными евреями – не строгими верующими, но следующими еврейским традициям. Члены семьи Отто считали себя немцами. Чтение и учеба были важны для Отто и его двух дочерей. Кроме того, он увлекался фотографией и фотографировал Анну и Марго играющими с соседскими детьми. Эти фото и сейчас хранятся в архивах.

Энн и Марго очень любили отца. Вместе с матерью девочки прозвали его Пим. Когда Отто укладывал дочерей в постель, он рассказывал девочкам сказки на ночь, которые придумывал сам.

В 1931 году Отто, Эдит, Марго и Энн переехали из Марбургвега на Гангхоферштрассе. Им пришлось сменить место жительства, потому что семье не хватало денег. Контора Франка, где работал Отто, несла потери, и доходы Отто стремительно снижались. К тому же домовладелец дома на Марбургвеге оказался членом антисемитской национал-социалистической немецкой рабочей партии. Соседка Хильда подозревала, что Франки переехали из-за сложных отношений с домовладельцем. Однако сын владельца дома говорил позднее, что отец вынужден был присоединиться к партии, потому что иначе он потерял бы работу, а не по причине антипатии к евреям.

Энн и Марго поддерживали связь с детьми из старого квартала, даже после переезда семьи в Марбахвег на Гангоферштрассе в 1931 году. Бывший сосед Гертруд Науманн сильно скучал по Франкам. Дочери Франка легко подружились с детьми и в новом районе.

Новый дом Франков располагался недалеко от школы Людвига Рихтера, и туда 6 марта 1932 года Марго отправилась учиться. В школе работал молодой учитель, а занятия иногда проводились на улице. Ученикам предлагалось учиться самостоятельно и строить дружеские отношения с учителями.

Семья Франков прожила на Гангоферштрассе два года, а затем по финансовым причинам вынуждена была переехать к бабушке, матери Отто. Школа Марго находилась далеко от нового дома, поэтому она перешла в другую. Отто и Эдит надеялись, что у Марго не возникнет проблем из-за еврейского происхождения, но, к сожалению, они возникли.

Убежище

В мае 1940 года фашистская Германия напала на Нидерланды, и одновременно в Европе начались преследования евреев. С 1938 по 1941 годы Отто хлопотал о разрешении на эмиграцию в Соединенные Штаты. Получить визы семья не успела – Германия официально объявила войну США.


В 1942 году семье Франков через старшую дочь вручили повестку в гестапо с требованием отправиться в концлагерь. Тогда Отто принял решение о переселении семьи в убежище, которое предоставила ему компания, где Франк работал. Тогда семья жила в Амстердаме. Офис компании на Принсенграхт, 263 находился в месте, где расположено много других компаний.

Убежище на Принсенграхт, 263 было относительно просторным. Там было много места для двух семей. В то время укрытия представляли собой тесные помещения во влажных подвалах или пыльных чердаках. Люди, скрывающиеся в сельской местности, иногда выходили на улицу, но только если не было опасности обнаружения.


Вход в секретное убежище скрывался за передвижным книжным шкафом. Анна 21 августа 1942 года описывала в своем дневнике, что тогда в убежище скрывалось семь человек. Дантист Фриц Пфеффер присоединяется к ним позднее, 16 ноября 1942 года.

В укрытии Франки прожили два года. В убежище они соблюдали тишину, были напуганы и проводили время вместе, как могли. Узникам помогали офисные работники Йоханнес Клейман, Виктор Куглер, Мип и Ян Гис и менеджер склада Йоханнес Воскийл. Эти люди приносили еду, одежду, книги и помогали контактировать узникам с окружающим миром.

Арест и депортация

После двух лет сокрытия семью Франков обнаружили и депортировали в концентрационный лагерь. Отец Анны, Отто Франк, оказался единственным из тех, кто выжил.


4 августа 1944 года обнаруженных в убежище людей арестовали вместе с помощниками. Семью перевели из штаб-квартиры службы безопасности в лагерь Вестерборк, а затем депортировали в Освенцим. Двое помощников отправились в лагерь Амерсфорт. Йоханнеса Клеймана освободили вскоре после ареста, а через полгода Виктор Куглер сумел сбежать. Сразу после арестов Мип Гис и Беп Воскийль спасли дневник Анны, который остался в секретном убежище. Несмотря на проведенные исследования, так и не удалось выяснить, как было обнаружено убежище.

Смерть Анны Франк

Отто Франк – единственный из восьми человек, выживших в ту войну. В процессе депортации из Нидерландов он узнал, что Эдит умерла. Но получить вестей о дочерях Отто так и не смог и надеялся найти девушек. В начале июля он вернулся в Амстердам и отправился к Мип и Яну Гис, где провел семь лет.


Мемориал ‪Анне Франк и ее сестре Марго на территории бывшего концлагеря Берген-Бельзен

Отто Франк пытался найти дочерей, но в июле получил известие о смерти: девушки умерли в результате болезней и лишений в Берген-Бельзене. Затем Мип Гис отдала Отто дневник Анны. Отто прочитал дневник.

Дневник Анны Франк

После смерти Анна стала всемирно известной благодаря дневнику, который она писала, скрываясь в убежище. Незадолго до того, как семья была вынуждена скрываться, Анна получила в подарок на день рождения дневник. Она начала записи сразу, и во время жизни в убежище девочка писала обо всех событиях. Кроме того, Анна писала короткие рассказы и собирала цитаты других писателей в своей «Книге прекрасных предложений».


Когда министр образования Нидерландов обратился по британскому радио с просьбой к людям о ведении военных дневников, Анна решила изменить дневник и создать роман под названием «Секретное убежище». Девушка начала переписывать дневник, но в это время семья была обнаружена и арестована.


Анна писала в своем дневнике, что хочет стать писателем или журналистом в будущем и надеется опубликовать дневник как роман. Друзья убеждали Отто Франка, что дневник несет высокую художественную ценность, и 25 июня 1947 года «The Secret Annexe» выпустило 3000 экземпляров. Затем последовало еще множество изданий и переводы, пьеса и фильм.

Люди всего мира узнали историю Анны Франк. На протяжении 10 лет Отто Франк отвечал на тысячи писем людей, прочитавших дневник его дочери. В 1960 году дом Анны Франк стал музеем.

Память

Отто Франк в интервью не раз говорил о том, что гордится дочерью. Дневник Анны Франк – это, по сути, история веры, надежды и любви перед лицом ненависти. В течение двух лет Анна Франк пряталась от нацистов со своей семьей в секретном убежище, в Амстердаме, и писала ежедневные заметки в дневнике, чтобы скоротать время. Некоторые записи остро передают глубину отчаяния, в которое девушка иногда впадала.

«Я дошла до того, что мне неважно, живу я или умираю», – написала Анна 3 февраля 1944 года. «Мир будет продолжаться без меня, и я не могу ничего сделать, чтобы изменить события».

«Когда я пишу, я могу избавиться от всех забот», - написала она 5 апреля 1944 года.

Дневник Анны Франк спустя годы после трагической смерти девушки был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, а в доме, где скрывалась семья, создан музей. В память о мужественной девушке ее именем названа улица в одном из городов Израиля и даже астероид.

В период с середины ХХ столетия и по настоящее время было снято пять фильмов, рассказывающих о биографии Анны Франк и ее дневнике. А на основе записей девушки в 2010 году была опубликована книга под названием «Убежище. Дневник в письмах».

Анна Франк

Убежище. Дневник в письмах

© 1947 by Otto H.Frank, renewed 1974

© 1982, 1991, 2001 by The Anne Frank-Fonds, Basel, Switzerland

© «Текст», издание на русском языке, 2015

* * *

История этой книги

Анна Франк вела дневник с 12 июня 1942 года до 1 августа 1944-го. Сначала она писала свои письма только для себя самой – до весны 1944-го, когда она услышала по радио «Оранье» выступление Болкестейна, министра образования в нидерландском правительстве в эмиграции. Министр сказал, что после войны все свидетельства о страданиях нидерландского народа во время немецкой оккупации должны быть собраны и опубликованы. Для примера, среди других свидетельств, он назвал дневники. Под впечатлением этой речи Анна решила после войны издать книгу, основой которой должен был послужить ее дневник.

Она начала переписывать и перерабатывать свой дневник, вносила исправления, вычеркивала отрывки, которые казались ей не очень интересными, и по памяти добавляла другие. Одновременно она продолжала вести и первоначальный дневник, который в научном издании 1986 года называется версией «а», в отличие от версии «б» – переработанного, второго дневника. Последняя запись Анны датирована 1 августа 1944 г. 4 августа восьмерых прятавшихся людей арестовала Зеленая полиция.

В тот же день Мип Хис и Беп Фоскёйл спрятали записи Анны. Мип Хис хранила их в ящике своего письменного стола, и, когда окончательно выяснилось, что Анны больше нет в живых, она передала дневник, не прочитав его, Отто Х. Франку, отцу Анны.

Отто Франк после долгих размышлений решил выполнить волю покойной дочери и издать ее записи в виде книги. Для этого из обоих дневников Анны – первоначального (версия «а») и переработанного ею самой (версия «б») – он составил сокращенную версию «с». Дневник предполагалось выпустить в серии, причем объем текста был задан издательством.

Книга вышла из печати в 1947 году. Тогда еще не было принято непринужденно касаться сексуальных тем, особенно в книгах, адресованных молодежи. Другая важная причина, по которой в книгу не вошли целые фрагменты и некоторые формулировки, заключалась в том, что Отто Франк не хотел вредить памяти жены и товарищей по заточению в Убежище. Анна Франк вела дневник с тринадцати до пятнадцати лет и выражала в этих записках антипатии и возмущение столь же откровенно, как и симпатии.

Отто Франк скончался в 1980 году. Оригинал дневника своей дочери он официально завещал Государственному институту военных архивов в Амстердаме. Поскольку начиная с пятидесятых годов постоянно возникали сомнения в подлинности дневника, институт подверг все записи тщательному исследованию. Только после того, как их подлинность была установлена без всяких сомнений, дневники вместе с результатами исследований были опубликованы. В ходе исследования проверялись, в частности, родственные отношения, факты, связанные с арестом и депортацией, чернила и бумага, использованные для письма, и почерк Анны Франк. В этом относительно объемном труде собраны также сведения о всех публикациях дневника.

Фонд Анны Франк в Базеле, который в качестве всеобщего наследника Отто Франка унаследовал также авторские права его дочери, решил на основе всех имеющихся текстов предпринять новое издание. Это нисколько не умаляет значение редакторской работы, выполненной Отто Франком, – работы, которая послужила широкому распространению книги и ее политическому звучанию. Новое издание вышло под редакцией писательницы и переводчицы Мирьям Пресслер. При этом издание Отто Франка было использовано без сокращений и лишь дополнено отрывками из версий «а» и «б». Текст, представленный Мирьям Пресслер и одобренный Фондом Анны Франк в Базеле, на четверть превышает по объему ранее опубликованную версию и имеет своей целью дать читателю более глубокое представление о внутреннем мире Анны Франк.

В 1998 году были обнаружены пять ранее неизвестных страниц дневника. С разрешения Фонда Анны Франк в Базеле в настоящем издании к существующей записи от 8 февраля 1944 г. добавлен длинный отрывок. В то же время краткий вариант записи от 20 июня 1942 г. в это издание не включен, поскольку в состав дневника уже входит более подробная запись, датированная этим числом. Кроме того, в соответствии с последними находками, изменена датировка: запись от 7 ноября 1942 г. теперь отнесена к 30 октября 1943 г.

Когда Анна Франк писала свою вторую версию («б»), она решила, какие псевдонимы даст тому или иному лицу. Себя она хотела сначала назвать Анной Аулис, потом Анной Робин. Отто Франк не стал использовать эти псевдонимы, а сохранил свою настоящую фамилию, но другие персонажи были названы псевдонимами, как того хотела его дочь. Помощники, которые теперь всем известны, заслуживают того, чтобы их подлинные имена и фамилии также сохранились в книге; имена всех остальных соответствуют научному изданию. В тех случаях, когда человек сам пожелал остаться анонимным, Государственный институт обозначал его произвольно выбранными инициалами.

Вот настоящие имена людей, скрывавшихся вместе с семейством Франк.

Семейство Ван Пелс (из Оснабрюка): Августа (род. 29.9.1890 г.), Герман (род. 31.3.1889 г.), Петер (род. 9.11.1929 г.); Анна назвала их Петронеллой, Гансом и Альфредом Ван Даан, в этом издании – Петронелла, Герман и Петер Ван Даан.

Фриц Пфеффер (род. в 1889 г. в Гисене) и самой Анной, и в этой книге назван Альбертом Дюсселом.

Дневник Анны Франк

Надеюсь, я смогу тебе все доверить, как не доверяла еще никому, и надеюсь, что ты будешь для меня большой поддержкой.

Все это время большой поддержкой мне были и ты, и Китти, которой я теперь регулярно пишу. Вести дневник таким образом кажется мне намного приятнее, и теперь я жду не дождусь того часа, когда смогу писать.

Ах, как я рада, что взяла тебя с собой!

Начну с того, как я тебя получила, то есть как я тебя увидела на столе среди подарков (потому что покупали тебя при мне, но это не в счет).

В пятницу 12 июня я проснулась уже в шесть часов, и это вполне понятно – ведь был мой день рождения. Но нельзя же было встать в шесть утра, поэтому пришлось сдерживать любопытство до без четверти семь. Дольше я не вытерпела, пошла в столовую, где меня встретила Моортье, наша кошка, и стала ко мне ласкаться.

В начале восьмого я пошла к папе с мамой, а потом в гостиную разворачивать подарки, и самым первым я увидела тебя, наверняка один из самых лучших подарков. Еще был букет, два пиона. Папа и мама подарили мне голубую блузку, настольную игру, бутылку виноградного сока, который, по-моему, отдает вином (вино ведь делают из винограда), головоломку, баночку крема, два с половиной гульдена и талон на две книги. Потом мне подарили еще одну книгу «Камера Обскура», но такая у Марго уже есть, и я ее сменяла, блюдо домашнего печенья (я, конечно, сама его испекла, потому что я теперь здорово пеку печенье), много сладостей и клубничный торт от мамы. Письмо от бабули пришло день в день, но это, конечно, случайность.

Сейчас я себе представляю... Я живу в Швейцарии. Я сплю в одной комнате с папой, а учебная комната мальчиков полностью в моем распоряжении, и там я принимаю гостей. А в качестве сюрприза мне эту комнату полностью обставили: чайный столик, письменный стол, диван и кресла. Просто мечта! А папа еще дал мне 150 гульденов, в швейцарских деньгах, конечно, но для удобства я буду говорить "гульдены". На них я могу купить все, что хочу.
(Потом он будет выдавать мне по гульдену в неделю). Мы с Берндом идем в магазины, и я покупаю:

3 летние блузки по 0,50 = 1,50
3 пары шортов по 0,50 = 1,50
3 зимние блузки по 0,75 = 2,25
3 пары зимних брюк по 0,75 = 2,25
2 комбинации по 0,50 = 1,00
2 лифчика (маленький размер) по 0,50 = 1,00
5 пижам по 1,00 = 5,00
1 летний халат по 2,50 = 2,50
1 зимний халат по 3,00 = 3,00
2 домашние кофточки по 0,75 = 1,50
1 подушечка по 1,00 = 1,00
1 пара летних тапочек по 1,00 = 1,00
1 пара зимних тапочек по 1,00 = 1,00
1 пара летних туфель (для школы) по 1,50 = 1,50
1 пара летних туфель (нарядных) по 2,00 = 2,00
1 пара зимних туфель (для школы) по 2,50 = 2,50
1 пара зимних туфель (нарядных) по 3,00 = 3,00
2 фартука по 0,50 = 1,00
25 носовых платков по 0,05 = 1,25
4 пары шелковых чулок по 0,75 = 3,00
4 пары шелковых гольфов по 0,50 = 2,00
4 пары носок по 0,25 = 1,00
2 пары теплых чулок по 1,00 = 2,00
3 мотка белой шерсти (рейтузы, шапка) = 1,50
3 мотка синей шерсти (свитер, юбка) = 1,50
3 мотка пестрой шерсти (шапка, шарф) = 1,50
шарфики, пояса, воротнички, пуговицы = 1,25

А также 2 летних школьных платья, 2 зимних школьных платья, 2 летних нарядных платья, 2 зимних нарядных платья, летняя юбка, нарядная зимняя юбка, школьная зимняя юбка, плащ, весеннее пальто, зимнее пальто, две шляпы и две шапки.
Все вместе будет стоить 108 гульденов.
2 сумки, костюм для коньков. Коньки с ботиночками, косметический набор (пудра, питательный крем, крем под пудру, очищающий крем, мазь для защиты от солнца, вата, бинты, тушь, помада, карандаш для бровей, соль для ванны, пудра для тела, духи, мыло, пуховка)
Еще 3 кофточки за 1,50, 4 блузки, книги и всякая мелочь за 10,00 и подарки за 4,50.

Это не строки женского романа, а страницы дневника Анны Франк

Дневник голландской девочки Анны Франк -- один из наиболее известных и впечатляющих документов о зверствах фашизма -- сделал ее имя знаменитым на весь мир.
Анна вела дневник с 12 июня 1942 по 1 августа 1944 года. Сначала она писала только для себя, пока весной 1944 года не услышала по радио выступление министра образования Нидерландов Болкенштейна. Тот сказал, что все свидетельства нидерландцев периода оккупации должны стать всенародным достоянием. Под впечатлением от этих слов Анна решила после войны издать книгу, в основу которой лег бы ее дневник.
Анна стала переписывать свои заметки, при этом она что-то изменяла, опускала куски, казавшиеся ей неинтересными, и прибавляла из своих воспоминаний новые. Наряду с этой работой она продолжала вести первоначальный дневник, последняя запись которого датирована 1 августа 1944 года. Три дня спустя, четвертого августа восемь обитателей Убежища были
арестованы немецкой полицией.
Мип Гиз и Беп Фоскейл подобрали Аннины записки сразу после ареста. Мип хранила их в ящике стола конторы и отдала отцу девочки Отто Франк, когда о смерти Анны стало достоверно известно.
Первоначально Франк не ставил перед собой цели опубликовать дневник, но позже решился на это, поддавшись советам и уговорам друзей. Из первоначального дневника и второй его версии он составил новый сокращенный вариант, опубликованный в 1947 году. В то время не было принято открыто говорить на сексуальные темы, поэтому соответствующие отрывки Отто Франк не включил в издание. Также он опустил пассажи, в которых Анна негативно отзывалась о своей матери и других обитателях Убежища. Ведь она писала дневник в сложный возрастной период - между тринадцатью и пятнадцатью годами - и выражала как симпатии, так и антипатии прямо и открыто.
Отто Франк умер в 1980 году. Оригинал дневника Анны он завещал Амстердамскому государственному институту военной документации. Институт провел расследование, установившее несомненную подлинность записей, после чего был издан новый вариант "Убежища", представляющий из себя комбинацию
двух Анниных версий. Последняя публикация конца девяностых годов дополнена записью 8 февраля 1944 года и еще некоторыми пассажами, не известными до сих пор широкой публике.
Во второй версии дневника Анна всем действующим лицам, включая себя, дала псевдонимы. Отто Франк сохранил их частично в первом издании, оставив за членами своей семьи настоящие имена. В последующих публикациях подлинные имена сохранены также у помощников обитателей Убежища, получивших к тому времени мировую известность. Из псевдонимов остались лишь Альберт Дюссель и Августа, Герман и Петер Ван Даан. Соответствующие им истинные имена приведены ниже.

Семья Ван Пелс
Августа (род. 29-9-1900), Герман (род. 31-3-1898) и Петер (род.
9-11-1929) Ван Пелс представлены в этой книге как Петронелла, Герман и Петер Ван Даан.

Фритц Пфеффер (род. в 1889) представлен под псевдонимом Альберт Дюссель.

Памятник Анне Франк в Амстердаме

Дневник Анны Франк

Вызывается Анна

Анна Франк. Убежище: Дневник в письмах: Пер. с нидерл. С.Белокриницкой и М.Новиковой. Предисл. Джорджа Сороса. Послесл. Екатерины Гениевой. - М.: Текст, 1999.

У Алексея Каплера есть повесть "Двое из двадцати миллионов". Партизаны, окруженные немцами, умирают от жажды в одесских катакомбах. Медсестра берет ведро и ползет за водой к единственному колодцу. Немецкий солдат смотрит на нее, прицеливается - и не стреляет. Она возвращается, дает воду раненому, потом приходит Красная Армия, кончается война, они женятся, рожают ребенка, ищут работу, стоят в очереди на квартиру, ссорятся, мирятся... И вдруг снова - она ползет за водой, солдат смотрит на нее, прицеливается, стреляет. Ничего не было.

Дневник Анны Франк - это, собственно, тоже то, чего не было. Семья Франк должна была попасть в концлагерь и умереть в 1942-м - а попала в 1944-м. Между этими цифрами уместились два нелепых года, существование, которое по многим меркам вообще нельзя было бы назвать жизнью, если бы Анна Франк не оставила после себя текст, доказывающий, что они были - и жизнь, и сама Анна. Только строгостью этого доказательства от противного (во всех смыслах слова) и можно объяснить то особое место, которое занимает "Дневник" среди других книг, и впечатление, которое он до сих пор производит.

Впечатление, впрочем, двойственное. Настолько двойственное, что, собираясь сказать, что ты на самом деле думаешь, испытываешь мучительное чувство стыда.

Книга - во всяком случае та книга, которая вышла на русском языке в издательстве "Текст" - оставляет ощущение грандиозной спекуляции. Кажется, что истинная Анна была перемолота жерновами истории дважды: когда немцы заняли Голландию и когда после войны отец Анны Франк, Фонд Анны Франк в Базеле и так далее и так далее взяли ее дневник и стали распространять по всему свету.

Здесь все правда - и одновременно если не ложь, то все-таки полуправда. Начиная с фотографий. Канонические, те, которые помещены на обложках и старого и нового изданий, - это фотографии десяти-двенадцатилетней девочки. Ребенка. Когда Анна Франк начала писать дневник, ей было тринадцать лет, когда перестала - пятнадцать. Она была совсем другая, она была взрослая. Если быть честным, на обложке не должно быть никакой фотографии. Ее просто не может там быть.

На титульном листе стоит слово "Убежище" - но Анна Франк никогда не называла так свой дневник, она хотела написать после войны роман об Убежище, а это совсем не одно и то же. Название, данное по каким угодно политическим мотивам старому советскому изданию, "Дневник Анны Франк", - куда честнее.

Наконец, сам текст. То, что мы читаем, тоже не вполне можно назвать дневником Анны Франк. Да, все слова написаны ею - но существует как минимум четыре версии этого текста. Версия, именуемая версией А, - дневник, который Анна вела с июня 1942 года. Версия В - текст, переписанный ею самой в 1944-м, с купюрами, исправлениями и добавлениями. (В радиопередаче нидерландского правительства в изгнании было сказано, что после войны нужно будет собрать все свидетельства о ней, в том числе дневники, - и Анна сама стала готовить свой дневник к публикации.) Версия С - текст, составленный из двух рукописей Анны Франк, сокращенный вариант, откуда убраны фрагменты, в той или иной степени связанные с сексом или содержащие нелицеприятные характеристики людей, вместе с которыми Анна два года пряталась в задней части дома на Принстенграхт, 263, в конторе акционерного общества по производству джема "Опекта", некогда руководимого ее отцом, в тайнике за книжным шкафом. Эта версия издавалась более сорока лет - пока наконец не была выпущена последняя, созданная писательницей и переводчицей Мирьям Пресслер на основе версии С с добавлениями из двух первых.

Чей же это текст? Что здесь от тринадцатилетней Анны Франк, которой подарили на день рождения тетрадь в красивом клетчатом переплете? Что - от пятнадцатилетней Анны, страстно желавшей стать писательницей и бросившейся по неизведанному, мучительному литературному пути: править свою собственную рукопись? Что - от всех и всяческих редакторов? Кто подлинный автор? Мирьям Пресслер? Почему мы должны верить тому сочетанию подлинных имен, псевдонимов и инициалов, которое избрано редактором? Почему германизмы, естественно вставлявшиеся Анной в родной для нее голландский язык, убраны? Почему нет никаких - никаких! - текстологических комментариев? Почему вообще нет комментариев? Есть двухстраничная "история этой книги", но нет ни слова о том, как все было на самом деле.

Дело не в том, что куда-то вкралась неправда, а в том, что правда, кажется, никого особенно не интересует. Принцип "вся информация в тексте" по-своему хорош, но разве не заслуживают хотя бы нескольких слов те люди, которые, рискуя жизнью, скрывали восемь человек "нелегалов"? Два года жизни Анны Франк и ее дневник - все-таки и их подвиг. Хотя бы это, это требуется просто по-человечески, в любом издании. Не помешали бы и какие-то сведения из истории Нидерландов, ведь для обычного читателя все связанное с реальной жизнью, начиная с курса валюты и заканчивая отношением к королевской семье, - темный лес. И собственно история оккупации: это ведь не Восточный, а Западный фронт... бывшие одноклассницы Анны устраивают приемы и записываются в байдарочный клуб... Чтобы понять, надо хоть что-то знать.

Все перечисленное так или иначе сводится к одной вещи - отсутствию рефлексии. Текст выглядит вопиюще неправдоподобным (впрочем, неправдоподобие отчасти объяснимо: изначальная литературность, романность, если угодно, искусственность вызваны тем, что текст написан литератором, пусть пятнадцатилетним), но никто из готовивших книгу к печати не попытался осмыслить ни сам текст, ни судьбу, стоящую за ним.

По-русски "Убежище" предстает текстом сугубо сакральным - а значит, не требующим и не терпящим комментария. То, что в Голландии существует научное издание, ничего не меняет - именно та редакция, которая перед нами, предназначена для широкого читателя, то есть призвана воспитывать. А воспитание - штука опасная, оно тяготеет к патетике и отвлеченным благородным примерам. Суть воспитания - спекуляция. Сам факт существования этой книги, ее название, ее форма, демагогические предисловие и послесловие доказывают, что для тех, кто ее издавал, она прежде всего - Свидетельство. Но это жестоко и несправедливо по отношению к Анне Франк. Этот документ касается ее жизни - только ее жизни и переживаний, мук, отношений с родителями, скверного характера, любви, мыслей о будущем. Она раздваивалась на просто Анну и Анну - автора текста. После смерти из нее сделали икону. Но она автор, а не свидетель.

Ужас произошедшего осознается именно в силу того, что эта книга существует. Если бы Анна Франк осталась жива, ее бы не было. Она сожгла бы свой дневник или спрятала его на дно шкафа, написала бы роман, десять романов... Если бы она была жива, у нее был бы выбор. Но выбора ей не оставили - ни те, кто ее убил, ни те, кто ее издавал.

Книга замечательная. Прочитавшие ее в одиннадцать, тринадцать, пятнадцать лет (в старом, сокращенном варианте, в переводе Риты Райт-Ковалевой) и использовавшие ее язык для выражения собственных чувств помнят ее всю жизнь. Но помнят как текст, как роман в письмах. А не как Свидетельство.

http://old.russ.ru/krug/kniga/20000222.html

Дневник Анны Франк несколько раз был экранизирован. А в декабре 2011 года в Московском камерном театре была поставлена моноопера, написанная в 1960 -е советским композитором Григорием Фридом. Режиссер Екатерина Василева подчеркнула светлый и жизнеутверждающий смысл «Дневника», главная мысль которого проста и неоспорима: нужно любить жизнь и ценить каждое ее мгновение.

По материалам Википедии и

http://lib.ru/INPROZ/FRANK_A/dnevnik_anny_frank.txt

Фильм "Аnna Frank