Лермонтов, "Герой нашего времени": описание героев. «Герои нашего времени»

Повесть «Бэла»

Печорин приносит несчастье и страдание Максиму Максимовичу, Бэле. Он ими не понят:

Пытается искренне любить, уважать, дружить, но не находит в своей душе сил для долгого, постоянного чувства.

На смену любви приходит разочарование и охлаждение.

На смену дружескому расположению - раздражение и усталость от постоянной опеки.

Как складываются взаимоотношения героев:

Бэла Печорин
«И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны». Бэла страдает от противоречия, которое живет в ней с того самого момента, когда она оказывается пленницей Печорина. С одной стороны, Печорин ей нравится («он часто ей грезился во сне... и ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления»), а с другой - она не может его полюбить, так как он иноверец. Что толкает Печорина на похищение Бэлы? Эгоизм или желание испытать чувство любви, которое им уже забыто?
Печорин «наряжал ее, как куколку, холил, лелеял». Бэле было приятно такое внимание, она похорошела, чувствовала себя счастливой.

Четыре месяца продолжались нежные отношения между героями, а затем отношение Печорина к Бэле меняется. Он стал уходить надолго из дома, задумывался, грустил.

«Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни, невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».

Печорина привлекает цельность, сила и естественность чувств горной «дикарки», черкешенки. Любовь к Бэле - это не каприз и не прихоть со стороны Печорина, а попытка вернуться в мир искренних чувств.

Попытка приблизиться к человеку другой веры, другого образа жизни, узнать Бэлу поближе, найти некое гармоническое равновесие в отношениях с ней заканчивается трагически. Печорин - человек, который живет «из любопытства», он говорит: «целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».

Повесть «Максим Максимыч»

1. Отношение к прошлому, которое связывало героев

Отношение к прошлому
Печорина Максима Максимовича
Все прошедшее мучительно. Все прошедшее мило.
Не может и не хочет вспоминать спокойно с Максимом Максимычем прошлого, особенно историю с Бэлой. Общие воспоминания становятся основой для беседы, которую с таким нетерпением ожидает штабс-капитан.
Прошлое и напоминание о нем вызывает боль в душе Печорина, так как не может себе простить историю, закончившуюся гибелью Бэлы. Воспоминание о прошлом придают Максиму Максимычу некоторую значительность: он был участником тех же событий, что и Печорин.
Чем заканчивается последняя встреча героев
Неожиданная встреча с «прошлым» не разбудила в душе героя никаких чувств, он как был равнодушен и безразличен к себе, таким и остается. Может быть поэтому на вопрос Максима Максимыча: «У меня остались ваши бумаги... я их таскаю с собой... Что мне с ними делать?», Печорин отвечает: «Что хотите...»
Отказ от продолжения встречи и разговора: «Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч...Однако прощайте, мне пора... я спешу...благодарю, что не забыли...»
«Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном!», он с презрением бросает на землю тетрадки Печорина: «Вот они все... поздравляю вас с находкою... Хоть в газетах печатайте. Какое мне дело!..»
Непонимание и обида на Печорина, разочарование: «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара... Вишь каким он франтом сделался, как побывал опять в Петербурге...»

2. Почему не находят понимания добрый штабс-капитан и Печорин?

Различия между героями
Печорин Максим Максимович
Пытается во всем дойти до самой сути, разобраться в сложностях человеческой натуры, и прежде всего, своего характера. Лишен понимания общего смысла вещей, добр и простодушен.
Всегда старается преодолевать обстоятельства. Покорен обстоятельствам.
Встреча Максима Максимыча с Печориным принесла штабс-капитану разочарование, она заставила бедного старика страдать и усомниться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми. Объяснение такому поведению Печорина мы находим в его же словах: «Послушайте, Максим Максимыч,... у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив. Разумеется, это им плохое утешение - только дело в том, что это так».

Повесть «Тамань»

Печорин и «честные» контрабандисты: Печорин молод, неопытен, чувства его пылки и стремительны, впечатлителен и романтичен, ищет приключений, готов рисковать.

Отношение Печорина к персонажам повести:

В начале повести В конце повести
Слепой мальчик «Долго я глядел на него с невольным сожалением, как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю отчего, она произвела на меня самое неприятное впечатление». Поведение мальчика вызывает удивление и пробуждает любопытство - как слепой мальчик всюду ходит один, и при этом ловок и осторожен. «Слепой мальчик точно плакал, и долго, долго... Мне стало грустно». Судьба мальчика вызывает сочувствие, несмотря на то, что он обокрал Печорина.
Ундина «Странное существо... На лице ее не было никаких признаков безумия, напротив, глаза ее с бойкою проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какой-то магнетической властью...Она была далеко не красавица... В ней было много породы... Хотя в ее косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное...» «Лодка закачалась, но я справился, и между нами началась отчаянная борьба; бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости... сверхъестественным усилием повалила меня на борт...»
Предчувствие Печорина оправдапось: ундина оказалась не совсем простой девушкой. Она наделена не только необычной внешностью, но и имеет сильный, решительный, почти мужской, характер в сочетании с таки¬ми качествами, как коварство и притворство.
Поступки Печорина в повести «Тамань» можно объяснить его желанием проникнуть во все тайны мира. Как только он чувствует приближение какой-либо тайны, сразу же забывает об осторожности и стремительно движется навстречу открытиям. Но ощущение мира как тайны, интерес к жизни сменяются равнодушием и разочарованием.

Повесть «Княжна Мери»

1. Водяное общество - для Печорина социально близкая среда, но, тем не менее, автор представляет отношения героя с дворянством как конфликт.
Из чего складывается конфликт?
Примитивность представителей «водяного» общества Противоречивость характера Печорина: «врожденная страсть противоречить»
Лицемерие и неискренность в проявлении чувств, способность на обман. Эгоизм Печорина: «Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерение, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов - вот что я называю жизнью».
Неспособность понять и принять Печорина таким, какой он есть Попытки найти некое гармоническое равновесие в отношениях с людьми оканчиваются для Печорина, к сожалению, неудачей.
2. Грушницкий - карикатура на Печорина
. Мы видим Грушницкого глазами Печорина, оцениваем его поступки через восприятие Печорина: В Пятигорск Грушницкий приехал, чтобы «сделаться героем романа».
. «...Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою».
. Он носит модную маску разочарованных людей, говорит «пышными фразами», «важно драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект-его наслаждение».
. В его душе нет «ни на грош поэзии».
. Способен на подлость и обман (дуэль с Печориным).
. «Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях... Я его тоже не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».
. Рядом с Печориным Грушницкий выглядит жалким и смешным.
. Грушницкий все время пытается кому-то подражать.
. Даже на границе жизни и смерти самолюбие Грушницкого оказывается сильнее честности.
3. Вернер - приятель и «двойник» Печорина
. По определению Печорина - это «человек замечательный». Вернер и Печорин «читают в душе друг друга».
. Он «скептик и материалист».
. Его отличает глубокий и острый ум, проницательность и наблюдательность, знание людей.
. У него доброе сердце («плакал над умирающим солдатом»).
. Скрывает свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки. Вернер и Печорин не могут быть друзьями, так как Печорин считает, что «из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать...»
4. Мери. Этапы развития отношений между княжной и Печориным
Раздражение, которое вызвано отсутствием внимания Печорина к княжне.
. Ненависть, вызванная несколькими «дерзкими» поступками Печорина (Печорин переманил всех кавалеров княжны, перекупил ковер, накрыл ковром свою лошадь).
. Интерес, рожденный желанием узнать, кто же он такой, этот Печорин.
. Знакомство с Печориным меняет не только отношение княжны к герою, но и саму княжну: она становится искреннее, естественнее.
. Исповедь Печорина рождает в княжне сочувствие, сопереживание.
. В княжне происходят перемены, о которых Печорин замечает: «Куда девалась ее живость, ее кокетство, ее капризы, ее дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд?..»
. Разбуженные любовью к Печорину чувства превращают княжну Мери в добрую, нежную, любящую женщину, которая оказывается способной простить Печорина.
5. Вера - единственная женщина, которую любит Печорин.
«За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более, что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями... Неужели зло так привлекательно?»
. Печорин приносит Вере много страданий.
. Вера для Печорина - ангел-хранитель.
. Она ему все прощает, умеет чувствовать глубоко и сильно.
. Даже после долгой разлуки Печорин испытывает к Вере прежние чувства, в чем признается самому себе.
. «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья».
. «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть». Вера - единственный человек, который понимает, насколько одинок и несчастлив Печорин.
Вера о Печорине: «... в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, чтобы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном».

Повесть «Фаталист»

Печорин ищет ответ на вопрос: «Существует ли предопределение?»
Героя занимают мысли о судьбе и воле человека. Речь идет о предметах более значимых, чем человеческие чувства, взаимоотношения, противостояния тому или иному кругу общества. Один из присутствующих замечает: «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дан рассудок, почему мы должны давать отчет в своих поступках?..»
Верит в судьбу, предопределение Не верит в судьбу, предопределение
Вулич - игрок, постоянно испытывающий судьбу. Он ищет власти над судьбой. Его смелость объясняется тем, что он уверен в том, что каждому человеку назначен час его смерти и по-другому быть не может: «Каждому из нас назначена роковая минута». Печорин - не верит, что существует высшая сила, управляющая движениями людей. «Мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права».
«И как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!.. Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера; напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь!»
Человек, у которого есть вера и цель, оказывается сильнее, чем человек, который не верит в судьбу, не верит в себя. Если для человека не существует ничего более важного, чем собственные желания, то он неизбежно теряет волю. Печорин понимает этот парадокс так: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению...»

Бэла - молодая черкешенка, княжеская дочь. Очень красивая. Печорин увлекается девушкой и выкрадывает ее из родительского дома с помощью ее брата. Сначала Б. дичится Печорина, отказывается на него смотреть, принимать подарки. Как все жители гор, Б. очень ценит свободу. Но Печорин не оставляет своих попыток приручить гордую черкешенку, и она наконец сдается. Их счастье длилось примерно четыре месяца. Потом Печорин вновь начал скучать, Б.надоела ему. Девушка начала чахнуть, из ее глаз пропал блеск. Потом Б.крадет разбойник Казбич. Когда Печорин и Максим Максимыч настигают его, он втыкает в девушку кинжал. Она умирает в долгих мучениях.


Героиня повести "Княжна Мери". Вера - светская дама, давняя любовница Печорина. Описание ее внешности дано из уст доктора Вернера: "какая-то дама из новоприезжих, родственница княгини по мужу, очень хорошенькая, но очень, кажется, больная... среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка: ее лицо меня поразило своей выразительностью". В дальнейшем мы узнаем историю отношений Печорина и В.. Это его давняя любовь, пожалуй, единственная женщина, сумевшая оставить неизгладимый след в его душе. Она совсем не похожа на типичных представительниц высшего света. Мы понимаем ценность В. для Печорина: эта единственная женщина, которая поняла его полностью и приняла таким, какой он есть, не пытаясь переделать. Во время их встречи в Пятигорске мы узнаем, что В. вышла замуж за нелюбимого человека, у которого есть солидный капитал. Она сделала это ради сына, чтобы дать тому все условия для хорошей жизни. Вера и Печорин тайно встречаются. Она сильно ревнует его к Мери. Не выдержав сильного психологического напряжения, В. рассказывает о своей любви к Печорину мужу, и тот увозит ее. Она оставляет Печорину письмо с признанием любви. В. говорит, что П. опустошил ее душу, но она никогда не пыталась изменить его. Лишь потеряв В., Печорин понимает, как она нужна ему. Он пытается догнать героиню, но только загоняет лошадь. Тогда он падает на землю и начинает безудержно рыдать. В. уходит из его жизни навсегда.


Вернер - персонаж повести «Княжна Мери»; доктор, приятель Печорина. В. - своеобразная разновидность «печоринского» типа, существенная как для понимания всего романа, так и для оттенения образа Печорина. Подобно Печорину, В. - скептик, эгоист и «поэт», изучивший «все живые струны сердца человеческого». Он невысокого мнения о человечестве и людях своего времени, он не охладел к страданиям людей («плакал над умирающим солдатом»), живо чувствует их добрые наклонности. В нем есть внутренняя, душевная красота, и он ценит ее в других.

В. «мал ростом и худ и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна...». В этом отношении В.- антипод Печорина. В нем все дисгармонично: чувство красоты и - телесное безобразие, уродливость. Видимое преобладание духа над телом дает представление о необычности, странности доктора, как и его пррзвание: русский, он носит немецкую фамилию. Добрый по натуре, он заслужил прозвище Мефистофеля, потому что обладает критическим зрением и злым языком, проникая в сущность, скрытую за благопристойной оболочкой. В. наделен даром предвидения. Он, еще не зная, какую интригу задумал Печорин, уже предчувствует, что Грушницкий падет жертвой его приятеля. Философско-мета-физические разговоры Печорина и В. напоминают словесную дуэль, где противники достойны друг друга.

Но в отличие от Печорина В. - созерцатель. Он не делает ни шагу, чтобы изменить свою судьбу. Холодная порядочность- вот «жизненное правило» В. Далее этого нравственность доктора не простирается. Он предупреждает Печорина о слухах, распространяемых Грушницким, о заговоре, о готовящемся преступлении (в пистолет Печорина во время дуэли «забудут» положить пулю), но избегает и боится личной ответственности: после гибели Грушницкого отходит в сторону, как будто не имел к ней косвенного отношения и всю вину молчаливо возлагает на Печорина, не подавая ему при посещении руки. (Тот расценивает поведение доктора как измену и нравственную трусость.)


Герой повести "Фаталист". Поручик, необычный и таинственный человек. "Наружность поручика Вулича отвечала вполне его характеру. Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза, большой, но правильный нос..., печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его, - все это будто согласовалось для того, чтобы придать ему вид существа особенного...". Он замкнут, его в жизни не волнует ничего, кроме игры. Он невероятно азартен, частые проигрыши не останавливают его. Этот человек отважен, не боится смерти, хладнокровен. Как-то во время спора о судьбе и возможности человека самому распоряжаться своей жизнью, В. предложил пари. Он должен был выстрелить себе в висок, тем самым, проверив судьбу. Пистолет дал осечку, но он был заряжен и порох не отсырел. Тем не менее, Печорин видит отпечаток смерти на лице В. и говорит ему об этом. Поздно ночью В. насмерть зарубает пьяный казак.


Персонаж из повести "Княжна Мери". Г. - посредственность, но он чрезвычайно любит пафос. "... он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект - их наслаждение...". Г. стремится играть модную среди юношей роль разочарованного героя. Он с особым упорством носит старую солдатскую шинель, изо всех сил играя роль страдальца, разжалованного за дерзкий поступок в солдаты. Конечно же, это пародия на Печорина. Поэтому Г. так ненавистен Печорину. Г. самоуверен, ему даже какое-то время жаль Печорина. Так как он человек недалекий, Г. не может понять, насколько Печорин во всех отношениях выше его. Г. влюблен в княжну Мери, и она поначалу отвечает ему особым вниманием. Но потом Мери влюбляется в Печорина, Г. полностью забыт. Сходя с ума от ревности и ущемленного самолюбия, Г. становится опасен. Он собирает вокруг себя компанию, и они все вместе издеваются над княжной. Позже, обвинив Г. в клевете, Печорин вызывает его на дуэль. Г. и его компания сговариваются и не заряжают пистолет Печорина. Такую откровенную подлость герой не может простить. Он перезаряжает пистолет и убивает Г. на дуэли.


Московская княжна. Приехала в Пятигорск с матерью, княгиней Лиговской. Мери очень молода и, в силу своего возраста, романтична. В начале повести она увлечена Грушницким, серьезно воспринимая его пафосные речи. На нее производит впечатление его солдатская шинель, перед ее глазами встает образ молодого военного, разжалованного в солдаты из-за какого-то отважного поступка. Печорин задается целью полностью переманить внимание княжны с Грушницкого на себя, и он умело управляет ситуацией, меняя отношение М. к себе от ненависти то глубокой влюбленности. Стоит заметить, что в М. много хороших качеств. Она искренне жалеет Печорина, после его исповеди, ей искренне хочется помочь ему. Все мысли и чувства княжны глубоки и искренни. Последний раз мы видим М. в сцене объяснения с Печориным. Герой говорит, что смеялся над девушкой, и все его ухаживания были лишь игрой. Читатель понимает, что после всего случившегося М. навряд ли когда-нибудь станет прежней. Печорин подорвал ее доверие к людям.


Максим Максимыч -штабс-капитан. В романе он выполняет функцию рассказчика ("Бэла") и самостоятельного персонажа ("Максим Максимыч", "Фаталист"). Это очень добрый человек с золотым сердцем и доброй душой. Он ценит душевный покой, старается избегать всевозможных неприятностей. М.М. верит в дружбу, поэтому его так больно задевает холодная встреча с Печориным, которого он искренне считал своим приятелем. Этот герой дан как бы в противовес Печорину. Он недалек, очень прост. Ему непонятны душевные метания Печорина. Именно глазами данного персонажа мы впервые видим Печорина и узнаем о его поступках.


Печорин Григорий Александрович - главный герой романа. Именно его Лермонтов называет "героем нашего времени". Сам автор замечает следующее: "Герой Нашего Времени... точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии". Этот персонаж нельзя назвать положительным или отрицательным. Он, скорее, типичный представитель своего времени.
П. умен, хорошо образован. Он чувствует в своей душе большие силы, которые потратил попусту. "В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книги". Внутренние качества героя автор выражает через его внешность. Аристократичность П. показывается Через худобу его бледных пальцев. При ходьбе он не размахивает руками - так выражается скрытность его натуры. Глаза П. не смеялись, когда смеялся он. Это можно назвать признаком постоянной душевной драмы. Внутренние метания героя особенно ярко отразились в его отношении к женщинам. Он выкрадывает молодую черкешенку Бэлу из родительского дома, какое-то время наслаждается ее любовью, но после она надоедает ему. Бэла гибнет. Он долго и методично привлекает к себе внимание княжны Мери. Им движет лишь желание всецело обладать чужой душой. Когда герой добивается ее любви, говорит, что не собирается на ней женится. На Минеральных водах П. встречает Веру, женщину, которая любила его в течение многих лет. Мы узнаем, что он издергал всю ее душу. П. искренне увлекается, но чрезвычайно быстро ему становится скучно, и он бросает людей, как сорванный по дороге цветок. В этом состоит глубокий трагизм героя. Окончательно осознав, что уже никто и ничто не сможет составить смысл его жизни, П. ждет смерти. Он нашел ее в дороге, по возвращении из Персии.

Разделы: Литература

Цель: дать характеристики героям, определить роль каждого из них в романе.

Оборудование: презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Роман М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” – это “история души человеческой”,одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия целой эпохи. Каждая глава – это отдельная история, в которой, безусловно, есть свои главные герои. Объединяет их всех один персонаж – Григорий Александрович Печорин. Несмотря на то, что Лермонтов сталкивает его со многими людьми, он очень одинок. Большинство читателей и критиков считают Печорина отрицательным персонажем. Он приносит лишь только боль, разочарования, а иногда и смерть.

Сегодня на уроке мы попытаемся разобраться в сложных взаимоотношениях главного героя и людей, с которыми ему суждено было встретиться (просмотр 1 слайда).

Говоря о романе, нельзя не заметить, что автор уделил большое внимание женским образам. Сам же Печорин предупреждает нас сразу, что к серьёзным отношениям он не готов.

(Слайд №2)

В произведении нашему герою предстоит встретиться с несколькими женщинами.

– Способен ли он полюбить, отдаться всецело этому чувству?

Печорин разочарован в любви, он находится в постоянном поиске, но, к сожалению, не находит то, что искал.

(Слайд №3)

Оказавшись в Пятигорске, он попадает в “водяное общество”. Что его ожидает там? Всё те же люди, завистливые интриганы, лишенные благородных стремлений и элементарной порядочности. В его душе зреет отвращение к ним. Чтобы позлить давнего знакомого Грушницкого, Печорин начинает ухаживать за Мери.

– При каких обстоятельствах происходит знакомство?

(Слайд №4)

  • Обратимся к описанию Мери.
  • Что привлекло в ней Печорина?
  • Как проявляется сомнение Мери в отношении чувств Печорина?
  • Как происходит объяснение с Мери? Какие чувства испытывает при этом Печорин?
  • Как заканчиваются их отношения?

По отношению к Мери Печорин, безусловно, поступил подло.

– Как вы считаете, для чего Печорин так больно ранит Мери?

– Как он сам относится к своему поступку?

Следующая героиня романа– Бэла. Это гордая черкешенка, которая не избежала встречи с Печориным.

(Слайд №5)

  • Чем привлекла Бэла Печорина?
  • Как ведёт себя в доме Печорина?
  • Почему она начала принимать ухаживания героя?
  • Кем считала себя Бэла в доме Печорина?
  • Была ли счастлива Бэла?
  • Когда почувствовала, что Печорин разлюбил её?
  • Была ли смерть Бэлы выходом для Печорина?
  • Какие чувства испытывает перед смертью?

Бэла привлекает Печорина своей дикостью, необузданностью. Увидев её, он уже не может совладать с собой. Добиться её расположения становится главной задачей для Печорина.

– Любил ли Печорин Бэлу?

Одним из главных женских образов является Вера. Это единственная героиня, к которой Печорин испытывает неподдельные чувства.

(Cлайд №6)

  • Вспомним описание Веры.
  • Были ли они знакомы с Печориным раньше?
  • Как Вера отреагировала на встречу?
  • Какие чувства испытывал Печорин к ней?
  • Что чувствует Вера, когда покидает Печорина?

Печорин глубоко переживает, когда узнаёт об отъезде Веры. Когда он скачет за ней, мы видим истинного Печорина, не скрывающего своих чувств и переживаний под маской безразличия.

Три героини, представленные нам, очень разные. Их объединяет одно– они любили Печорина.

– Любил ли он кого-нибудь из них?

В романе широко представлены и мужские образы. Возьмём лишь нескольких героев. Печорин тяжело сходился с людьми, считая мужскую дружбу чем-то ненужным и необязательным.

(Cлайд №7)

– Как вы считаете, справедливо ли мнение Печорина и почему он так считает?

(Cлайд №8)

  • Кто такой Максим Максимыч?
  • Описание героя.
  • При каких обстоятельствах они познакомились?
  • Что отличает Максима Максимыча от других героев?
  • Когда происходит следующая встреча и как её ожидает Максим Максимыч?

– Как можно объяснить поведение Печорина при встрече?

– Что напомнил ему Максим Максимыч?

Жестокость Печорина по отношению к старику– это внешнее проявление его характера, а под этим внешним кроется обреченность героя на одиночество.

Одним из интереснейших героев романа является Грушницкий. Он полная противоположность Печорина. Вспомните встречу героев.

– Какие чувства испытывает Печорин?

(Cлайд №9)

  • Описание Грушницкого.
  • Что раздражает Печорина?
  • Что является смыслом жизни для Грушницкого?
  • Как характеризует героя сцена дуэли с Печориным?

Доктор Вернер – единственный человек, с которым Печорин находит общий язык. Они не друзья– приятели. Вместе они проводят много времени.

(Cлайд №10)

  • Описание Вернера
  • Черты характера.

– Что сближает героев?

– Почему расходятся их пути?

Печорин, как и Вернер, находится в конфликте с дворянским обществом. Но Вернер пассивен. Его протест ограничивается едкими насмешками исподтишка. Бездейственность Вернера оттеняет активность Печорина.

Мы рассмотрели характеры и поступки второстепенных героев. А что же Печорин?

(Cлайд №11)

  • Как описывает героя Максим Максимыч?
  • Что мы знаем о характере Печорина?
  • Что поражает в его внешности?
  • Как он относится к жизни?

Печорин очень одинок. Устав от высшего света, он отправляется на Кавказ, чтобы испытать новые ощущения, найти смысл жизни.

Печорин – нравственный калека, но он не родился таким. Его взрастило общество. Природа дала ему глубокий, острый ум, и отзывчивое сердце, и твёрдую волю. Он способен к благородным поступкам и гуманным порывам.

*Каково мнение Печорина о своей жизни?

В романе “Герой нашего времени” М.Ю.Лермонтов сознательно вводит такое количество второстепенных героев. В столкновении с ними раскрывается образ главного героя– Печорина. Все персонажи индивидуальны. В них нет ничего общего, но именно они позволяют нам понять сущность Печорина, дать его верную характеристику.

– Кто же виноват, что прекрасные порывы души Печорина были обречены?

Виновато общество, социальные условия, в которых воспитывался и жил герой.

(Cлайд №12)

М.Ю.Лермонтов глубоко и всесторонне раскрыл внутренний мир своего героя, его психологию, рассказал “историю души человеческой”,сопоставил несколько типов человеческих характеров.

(Cлайд №13)

Нельзя дать однозначный ответ на вопрос: положительный или отрицательный герой Печорин. Но, безусловно, что это личность, заслуживающая наше внимание.

Роман под названием «Герой нашего времени» стал одним из самых популярных произведений своей эпохи. Он был написан в 30-х годах XIX века. Посредством описания одной личности Лермонтову удалось представить собирательный образ человека своего времени. В разных главах автор сталкивает своего основного персонажа с разными героями. Однако он все-таки остается одиноким. Между ним и людьми, с которым он встречается, возникают сложные взаимоотношения.

Печорин и его отношения к женщинам

Григорий Печорин - главный персонаж произведения «Герой нашего времени». Описание героя следует начать с его непростых отношений с женщинами. Он сразу предупреждает о том, что не готов ни к каким серьезным связям. Печорин - это молодой офицер, который легко покоряет сердца юных аристократок. Большая часть его возлюбленных - это женщины из светских кругов. Исключение составляет только черкешенка по имени Бэла, настоящая дикарка, истинная жительница Кавказа. В Петербурге он знакомится с замужней Верой, взаимоотношения с которой заканчиваются разрывом.

Неудачи в любви Печорина

В описание Печорина в романе «Герой нашего времени» стоит включить и рассказ о других его встречах с женщинами. Далее он встречает «Ундину» в Тамани, и та оказывается контрабандисткой. Она делает попытку его утопить и в ту же ночь пытается сбежать со своим любимым - тоже контрабандистом. В Пятигорске герой решает «волочиться» за юной красавицей Мери, чтобы избавиться от скуки. Печорин одновременно ухаживает и за Мери, и за Верой. Мери влюбляется, но Печорин ее бросает. Затем Печорин поступает на службу в крепость N, где знакомится с Бэлой. Он ворует ее, и в течение четырех месяцев они живут хорошо, пока чувства героя к черкешенке не остывают. Бэлу похищает разбойник Казбич, ранит ее, и она погибает.

Противоречивый образ

Печорин - это умный и образованный молодой человек. В себе самом он ощущает большие силы, которые, однако, потрачены зря. Вступая в жизнь, говорит Печорин, он чувствует, будто бы читает тусклую пародию на давно известную ему книгу. Описание Печорина в «Герое нашего времени» содержит также и его физические характеристики, через которые проявляются душевные качества персонажа. Он аристократичен, что проявляется через худобу его рук. При ходьбе он никогда не станет размахивать руками - так Лермонтов стремился подчеркнуть скрытность его натуры. Когда Печорин смеется, его глаза остаются пустыми и грустными, а это является признаком того, что он постоянно переживает душевную драму.

Сам Лермонтов так говорит о своем персонаже: «Он точно является портретом… Однако не одного человека, а целого поколения. Печорин составлен из его пороков во всем их развитии». При этом нельзя назвать полностью положительным или отрицательным основного персонажа произведения «Герой нашего времени». Описание героя должно содержать в себе все те характеристики, которыми наделяет его Лермонтов. Противоречивость героя состоит в том, что он, хотя и любит женщин, не хочет жениться. Счастья его любовь не приносит ни ему, ни его возлюбленным.

Вера

Также необходимо упомянуть и о Вере - полюбовнице Печорина в «Герое нашего времени». Описание героев этого произведения будет интересно каждому читателю, серьезно заинтересовавшемуся этим произведением. Вера является женщиной, к которой Печорин когда-то испытывал чувства. Она - дальняя родственница Мери и княгини Лиговской. Лермонтов пишет о внешнем виде Веры, что она «хорошенькая, но очень, кажется, больная». На ее лице выражается чувство глубокой грусти. Но отдыхая на Кавказе, Вера понемногу поправляется. У нее есть сын от первого брака. Вера любит Печорина искренне и принимает все его недостатки, при этом жертвуя собой. С Печориным она встречается втайне от своего первого супруга, а затем и от второго.

Мери

Лермонтов на страницах своего романа постепенно знакомит читателя с новыми персонажами «Героя нашего времени». Описание героев, которое рассматривается в этой статье, продолжаем характеристикой еще одного женского персонажа - Мери. Образ этой героини практически неотделим от ее взаимоотношений с Печориным. Именно главный герой вовлек ее в ту историю, которой она, возможно, могла бы избежать, если бы обладала другими чертами характера.

Или эти события могли бы произойти, но с гораздо менее печальными последствиями. Мери любит любовные истории, овеянные романтическим флером. Лермонтов отмечает, что она увлекается Грушницким как обладателем «серой солдатской шинели». Мери сочла, что его разжаловали за дуэль - и именно этот факт возбуждает в ней романтические чувства. Как человек он ей безразличен. Узнав же, что Грушницкий - обычный юнкер, она начинает избегать его. Но точно так же возникает и ее интерес к Печорину.

Опытность главного героя, проявленная во взаимодействии с Мери

Мери не сомневается в своей привлекательности. Печорин говорит о ней как о «прехорошенькой» княжне, но сразу же замечает ее внутреннюю пустоту. Несмотря на то что Мери читает по-английски и знает математику, это является не ее природной склонностью, а лишь попыткой соответствовать моде. Печорин не спешит лестно отзываться о Мери, и это ее задевает. Определив ее слабое место, он начинает бить в эту точку, не спеша с ней знакомиться. Печорин пугает ее своей дерзкой выходкой, старается вызвать к себе ненависть. Но затем стоит ему проявить к ней внимание, как она ощутит себя победительницей. Все это уже знает наизусть главный герой произведения «Герой нашего времени». Описание героев, рассматриваемое в этой статье, дает их краткую характеристику и помогает составить впечатление об основных действующих лицах повести.

Бэла

Молодая черкешенка и дочь князя, Бэла сразу же привлекает Печорина своей красотой. Поначалу она дичится своего поклонника, не хочет принимать подарки. Но главный герой не оставляет своих попыток и, наконец, достигает цели. Описание Бэлы в «Герое нашего времени» таково: Бэле всего лишь 16 лет, у нее красивые глаза и черные волосы. По своему вероисповеданию девушка является мусульманкой. Она практически не говорит по-русски, хоть и занимается изучением языка. Она малообразованная, хотя хорошо рукодельничает. Она отвечает Печорину взаимностью, однако, как было указано, вскоре его страсть охладевает. Бэла начинает чахнуть. Ее ворует разбойник, и она трагически погибает.

Описание Грушницкого в романе «Герой нашего времени»

Этот персонаж, как описывает его Лермонтов, посредственен, однако очень любит пафос. На любую ситуацию у него найдутся пышные фразы. Грушницкий - это молодой военный и небогатый дворянин. Его возраст - порядка 20 лет. О его внешности известно только то, что он хорош собой, и у него выразительные черты лица. Грушницкий любит производить эффект, он является своеобразной пародией на главного героя - именно поэтому он так ненавистен Печорину. Сходя с ума от ревности, когда Мери влюбляется в главного героя, Грушницкий становится опасен.

Культовый роман «Герой нашего времени», описание героев и его сюжетная линия вошли в историю отечественной литературы как неумирающая классика. Каждый персонаж прописан так, что у читателя невольно возникает ощущение присутствия в разворачивающихся действиях романа.

История создания произведения

Михаил Лермонтов, очевидно, и не предполагал, что действующие лица его повести о небезызвестном прапорщике Печорине навсегда войдут в историю и станут восприниматься современниками как герои нашего времени. Описание героев не оставляет сомнений, что автор приложил немало усилий, чтобы превратить отдельно существующие рассказы в цельный роман. Лермонтов писал его три года, издавая по отдельности каждую главу в журнале «Отечественные записки».

Развитие событий в романе обусловлено пребыванием писателя в ссылке на Кавказе. Литературоведы не до конца установили хронологическую последовательность написания отдельных глав произведения, но нашли немало фактов, указывающих на сходство персонажей с некоторыми личностями, с которыми в ссылке контактировал Михаил Юрьевич Лермонтов.

Литературные приемы автора для передачи образа персонажей

Описание «Герой нашего времени» не может быть достоверным, если не указать, что это один из первых в истории российской литературы роман, написанный в стиле социально-психологического реализма. Нельзя не отметить, что на написание произведения повлияли царившие в те времена глобальные перемены на литературном поприще, когда романисты перешли на принципиально новый уровень описания своих персонажей.

Михаилу Лермонтову первому удалось представить вниманию читателей образ главного действующего лица с позиции нескольких сторон. Основными действующими лицами выступают прапорщик Печорин, княжна Мэри, княжеская дочь Бэла, Казбич, штабс-капитан, сын князя Азамат, юнкер Грушницкий. Историю переплетения их судеб в романе раскрывают три рассказчика. Автор специально использовал этот прием, чтобы перед читателями максимально точно предстали «герои нашего времени». Описание героев благодаря этому вышло завершенным и символичным. Дело в том, что Михаил Юрьевич не только хорошо придумал с описанием событий с позиции трех разных личностей, но и прибегнул к психологическому трюку, где в роли повествующих выступили три типа людей: центральный персонаж событий, сторонний наблюдатель и, наконец, человек, непричастный к событиям.

Особый прием, с которым автор мастерски справился с поставленной перед ним задачей - осветить все тонкости души Печорина - нарушение хронологической последовательности в главах. Лермонтов, решивший соединить отдельные повести в роман, задумал накалить атмосферу и заставить читателя трепетать в ожидании развязки.

"Герои нашего времени" (описание героев) - это квинтэссенция видения автора заблудших душ, оскверненных противоречивостью, мечущихся в мрачной среде бытия того времени. Основная роль отведена Печорину, который и стал связующим звеном между всеми самостоятельными фрагментами романа. Остальные персонажи нужны для того, чтобы через призму их взаимодействия выявить дополнительные грани личности прапорщика.

в романе «Герой нашего времени». Описание героев Бэлы, Казбича и Азамата

Чрезвычайно емкий образ молодого прапорщика стал отображением типичного молодого юноши 30-х годов 19 века. Будучи наделенным красивой внешностью, богатством и возможностями этот герой не ощущал удовлетворения от жизни, не мог насладиться всеми окружающими его благами. Однако, вопреки укоренившемуся стереотипу, что персонаж с таким душевным содержанием должен был течь по течению, Лермонтов приписывает Печорину страстное желание обрести смысл жизни путем постоянного «спора» с судьбой.

Роман «Герои нашего времени», описание героев и событий с абсолютной точностью отображают всю душевную порочность поколения Лермонтова. Автор с абсолютной точностью описывает не только характеры персонажей, но и их внешние облики, чтобы читатель мог лучше понять, как «никогда не смеющиеся глаза Печорина» могут выглядеть в определенной ситуации.

Немаловажную роль в произведении играют противоречивые и емкие характеры Бэлы, Казбича и Азамата. Лермонтов наделяет каждого из этих персонажей уникальной ограниченностью души при кажущейся органичности. Автор намекает в романе на то, что сила традиций и обычаев оказывает сильное влияние на человеческое поведение, но это вовсе не указывает на развитость личности.

Основной акцент в образе Казбича Лермонтов делает на описании цельности его натуры. Возможно, с этой целью писатель старается ограничиться простыми словами, повествуя о внешних чертах героя. Казбич предстает перед читателем волевым и решительным мужчиной, который больше всего ценит свободу и подвиги - истинный горец. Лермонтов не старается сделать из него этакого романтического воина, а указывает на сильную связь с устоявшимися традициями горного народа, для которого превыше всего ценится долг и честь.

Азамат выглядит не менее традиционно, с точки зрения описания горцев. Он словно юный прототип Казбича, который пока еще не утратил озорство и удаль, но через годы превратится в своего брата.

Бэла благодаря усилиям Лермонтова предстает перед читателем страстной натурой, способной на любовь из самого сердца. В ней см самого начала читается личность, желающая достойного к ней обращения. Она не лишена ее дух не сломить дорогими подарками или сладострастными ухаживаниями. Ей достались скупые реплики в романе. По всей видимости, автор хотел, чтобы читатель сам догадывался о бушующих страстях в сердце девушки, анализируя ее поступки.

Социальный смысл романа

Описание романа «Герой нашего времени» демонстрирует, что Лермонтов первый, кому среди своих современников удалось в центр развития сюжетной линии поставить не сами события, а центрального персонажа. Он смог описать душевные поиски Печорина как непрекращающийся процесс, а не статическое состояние. Добиться этого эффекта писателю удалось благодаря литературному трюку с нарушением хронологических событий в повести, из-за чего читателю невозможно сконцентрироваться на событиях, он вынужден направить свое внимание на единственный знакомый ему объект, объединяющий все главы, - Печорина.

Лермонтову удалось настолько органично описать души персонажей, что они навсегда укоренились в сознании читателей как герои нашего времени.