Сальвадор дали предчувствие гражданской войны описание картины. Предчувствие гражданской войны (Сальвадор Дали)

Предчувствие гражданской войны (Сальвадор Дали)

Знаменитое полотно «Мягкая композиция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны» было написано художником в 1936 году — во время его программного сюрреалистического искусства. Когда началась гражданская война в Испании, С. Дали принял сторону фалангистов, видел в генерале Франко политика, который мог бы сделать для страны гораздо больше, чем любое новое правительство. «Но бесчисленные комментарии Сальвадора Дали обо всем и ни о чем, — как пишет А. Рожин, — не всегда следует принимать дословно. Поэтому его противоречивость, по словам Шниде, особенно очевидна, когда он одной рукой как бы прославляет диктаторскую власть, а другой в то же время создает одну из самых впечатляющих и устрашающих своих работ — «Мягкую конструкцию с вареными бобами: предчувствие гражданской войны».

И действительно, два огромных существа, напоминающие деформированные, случайно сросшиеся части человеческого тела устрашают возможными последствиями своих мутаций. Одно существо образовано из искаженного болью лица, человеческой груди и ноги; другое — из двух рук, исковерканных как бы самой природой, и уподобленной тазобедренной части формы. Они сцеплены между собой в жуткой схватке, отчаянно борющиеся друг с другом, эти существа-мутанты вызывают отвращение как тело, разорвавшее само себя.

Существа эти изображены на фоне пейзажа, написанного С. Дали в блестящей реалистической манере. Вдоль линии горизонта, на фоне невысокой горной гряды, расположены миниатюрные изображения неких старинных по виду городков.

Низкая линия горизонта гиперболизирует действие фантастических существ на первом плане, одновременно она подчеркивает необъятность небосвода, заслоняемого огромными облаками. И сами облака своим тревожным движением еще больше усиливают трагический накал нечеловеческих страстей.

Картина «Предчувствие гражданской войны» небольшая, но она обладает подлинной монументальной выразительностью, которая рождается из эмоционального контраста, из масштабного противопоставления безгранично живой природы и сокрушающей тяжеловесности ирреальных фигур-мутантов. Это произведение открывает антивоенную тему в творчестве С. Дали, она звучит пугающе, предупреждает разум и взывает к нему. Квадратная фигура, формируемая конечностями, напоминает географические очертания Испании. Сам художник говорил: «Дурные предчувствия надвигающейся гражданской войны мучили меня, — вспоминал Дали, — и за полгода до начала событий я написал эту картину. Приправленная вареными бобами, она изображает огромное человеческое тело в виде чудовищных наростов рук и ног, которые ломают друг друга в пароксизме безумия. …Это не просто монстры — призраки испанской гражданской войны, а войны как таковой вобще».

В 1936 году Испанию накрыл ужас. Такого на Земле еще не было. Были Чингис-хан и Тимур, Атилла и святая инквизиция. Но все это меркнет по сравнению с тем, что сгущалось в Европе в 30-х годах прошлого века, и навалилось на Испанию 18 июля 1936 года вслед за фразой: «Над всей Испанией безоблачное небо». Полное название картины Сальвадора Дали: «Мягкая конструкция с вареными бобами» (предчувствие гражданской войны). Фрагменты человеческих костей собраны в странный каркас, формой отдаленно напоминающий Испанию. Венчает это жуткое сооружение голова, с безумным оскалом обращенная к равнодушному небу. И вареные бобы на выжженной земле. Год спустя, когда война из предчувствия перешла в явь, Пабло Пикассо пишет свою «Гернику», в которой то, что у Дали было дано как предпосылка, как состояние духа, воплотилось во вполне конкретный кошмар последствий войны.

То, что в современной России сгущается атмосфера фашизма, не видит только слепой. Предчувствие войны (а у многих - и предвкушение) стало общим местом в прессе и на ТВ. Киселев постоянно испепеляет США; Соловьев радостно сообщает, что медведь никому не обязан сообщать, где проходят границы его тайги. Постоянными обитателями студий российских телеканалов стали «лидеры Новороссии» Долгов, Рогов и Кофман, которые с улыбкой рассказывают, как они придут в Киев и повесят Порошенко и Яценюка. Реакции российской культуры на это нет. Я - не про протесты и гражданскую позицию. Я - про реакцию на языке культуры. В России сегодня нет ни Сальвадора Дали, ни Пабло Пикассо. На том месте, где раньше была великая русская культура (прежде всего великая русская литература), сегодня зияющая пустошь. Пустошь имеет имена, фамилии, отчества. Нет, говорите, художников? Как это нет? Вот вам, пожалуйста, Илья Сергеевич Глазунов, к которому только что приезжал в гости сердечный друг Жан Мари Ле Пен. Ну, тот самый, который газовые камеры называл «лишь эпизодом Второй мировой», а своих критиков еврейского происхождения обещал отправить в печи. Так вот, Илья Глазунов обещал Ле Пену включить его портрет в свое очередное эпическое полотно. А вы говорите - Дали, Пикассо, предчувствия какие-то. Тут не предчувствие, а предвкушение!

Среди авторов таких популярных изданий, как «Известия» и «Комсомолка», многие опасаются, что предвкушение войны, ее предчувствие может оказаться ложным, и жажда войны будет неутоленной. Ульяна Скойбеда в «Комсомольской правде» от 1 ноября печалится: «Взрыв патриотизма на волне Крыма был велик, но он проходит, прошел. Нужна новая подпитка, но мы не завоевали Новороссию (ополченцы не в счет) и не победили Киев... Хотелось бы понятных действий, плана, как правительство будет выводить страну из нынешней ситуации. Проводить земельную реформу? Гнать всех безработных в поле? Отстраивать предприятия? Все для фронта, все для победы? Но ведь фронта-то нет, вот и когнитивный диссонанс...» Чтобы кто-то из читателей не решил, что журналистка «КП» всего лишь делится своим мнением, Скойбеда объясняет статус своих текстов так: «Я слышу шелест событий. Знаю, где упадет дерево. Поэтому мои колонки вызывают явление резонанса. Я чувствую настроение общества». Зачем нам Ахматова? У нас есть Скойбеда.

Ощущение крайней неловкости от этого изделия возникает не только от его неталантливости и пошлости. Не только от того, что вместо бунинского целомудренного описания страсти Михалков дает постельную сцену, сопровождаемую для наглядности работой поршней пароходного двигателя. Это - на тот случай, если кто из зрителей не поймет, что там происходит между голыми и потными героем и героиней фильма. Главная неловкость от чрезвычайной назидательности фильма, его наставительного характера в духе советских агиток. Герой на протяжении трех часов задает один вопрос: «Как это случилось?», имея в виду кошмар революции и гражданской войны. Михалков не полагается на разум зрителя и открытым текстом отвечает на этот вопрос: вся беда - в просвещении народа, в науке, а также в свободе слова и мысли, благодаря которым становится возможной критика власти. Вот вам пример-символ: мальчику в детстве учитель рассказал об эволюции. Мальчик удивился: как же это, значит, и царь с царицей произошли от обезьяны?! Ведь это же что получается?.. А в следующей сцене этот мальчик, став взрослым, показан уже сотрудником ВЧК, организующим садистское и подлое затопление баржи с запертыми в трюме офицерами-врангелевцами. Дарвин - как непосредственная причина садизма и подлости.


Двадцатый век был веком идеологий. Разных: религиозных и светских, левых и правых, тоталитарных и демократичных, бесчеловечных и гуманных. Но все они с той или иной степенью успешности выполняли функцию социального клея. Осуществляли сборку общества, способствовали врастанию индивида в социум. То есть делали то, что в прошлые века делали общины, гильдии, сословия. В сегодняшней России, несмотря на жажду государственной идеологии, ее нет и быть не может. У Михалкова, как и у Путина, как и у Киселева, Гундяева (Патриарх Кирилл), Соловьева и прочих железняков и яровых идеология не может присутствовать не потому, что ее нельзя придумать, а потому, что идеология возникает как некое единство и иерархия ценностей. А у всей вышеперечисленной компании ценность одна: сохранение власти и преумножение собственности. Поэтому все они равно печалятся об империи и о советской власти, легко могут менять местами красных и белых, чекистов и белогвардейцев. Состояние российского общественного сознания сегодня в точности напоминает то, что изображено на картине Дали: вот человечьи кости, вот вареные бобы, а вот пустая земля.

Слова и ценности не имеют никакого значения. И, в конечном счете, вообще теряют смысл. В конце минувшей недели, 31 октября, я принял участие в передаче «Мнения сторон» на «Радио Москвы». Это одна из немногих программ, в которых я еще могу участвовать, поскольку ее ведущий, Игорь Игорев, ведет дискуссию как профессиональный журналист, а не как, например, Соловьев или Толстой. Моим оппонентом был политолог Павел Святенков. Речь, естественно, зашла об Украине. На мой тезис о том, что Россия стала первым и единственным государством, которое после Второй мировой войны совершило аннексию, то есть украло кусок территории другого государства, я ждал возражений в традиционном духе про Сербию, про справедливость, волеизъявление. Но получил неожиданное. Политолог Святенков, имеющий два (2!) высших образования, МГУ и МГИМО, объяснил мне и радиослушателям, что первый акт аннексии после Второй мировой совершила Украина, которая в 1954 году украла у России Крым. На вопрос, понимает ли политолог, что УССР и РСФСР не были самостоятельными государствами, и границы между ними были такой же условностью, как и границы между Тульской и Московской областями, политолог сообщил, что он точно знает, что тогда в СССР это были разные страны, и Украина украла у России Крым. Мне тогда вспомнился герой рассказа Шукшина, Глеб Капустин, дискуссии с которым не мог выдержать ни один городской интеллигент.


Сюрреализм – полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я – сюрреализм, – С. Дали.

Формирование художественного мастерства Дали проходило в эпоху раннего модерна, когда его современники в значительной степени представляли такие новые художественные течения, как экспрессионизм и кубизм.

В 1929 году молодой художник примкнул к сюрреалистам. Этот год отмечен важным поворотом в его жизни, поскольку Сальвадор Дали встретил Галу. Она стала его любовницей, женой, музой, моделью и главным вдохновением.

Так как он был блестящим чертёжником и колористом, Дали почерпнул много вдохновения от старых мастеров. Но он использовал экстравагантные формы и изобретательные способы, чтобы составить совершенно новый, современный и инновационный стиль искусства. Его картины отличаются использованием двойных образов, ироничных сцен, оптических иллюзий, сновидческих пейзажей и глубокого символизма.

На протяжении всей своей творческой жизни Дали никогда не ограничивался одним направлением. Он работал с масляными красками и акварелью, создавал рисунки и скульптуры, фильмы и фотографии. Даже разнообразие формы исполнения не было чуждо художнику, в том числе создание ювелирных изделий и других произведений прикладного искусства. В качестве сценариста Дали сотрудничал с известным режиссёром Луисом Бунюэлем, который снял фильмы «Золотой век» и «Андалузский пёс». В них отобразились нереальные сцены, напоминающие ожившие картины сюрреалиста.

Плодовитый и чрезвычайно одарённый мастер оставил огромное наследие для будущих поколений художников и любителей искусства. Фонд «Гала-Сальвадор Дали» запустил онлайн-проект Catalogue Raisonné of Salvador Dalí для полной научной каталогизации картин, созданных Сальвадором Дали в период с 1910 по 1983 год. Каталог состоит из пяти разделов, разбитых по временной шкале. Его задумали не только для предоставления исчерпывающей информации о творчестве художника, но и для определения авторства произведений, поскольку Сальвадор Дали – один из самых подделываемых живописцев.

О фантастическом таланте, воображении и мастерстве эксцентричного Сальвадора Дали свидетельствуют эти 17 примеров его сюрреалистических картин.

1. «Призрак Вермера Делфтского, который можно использовать как стол», 1934 год

Эта небольшая картина с довольно длинным оригинальным названием воплощает восхищение Дали великим фламандским мастером 17-го века, Яном Вермеером. Автопортрет Вермеера исполнен с учётом сюрреалистического видения Дали.

2. «Великий мастурбатор», 1929 год

На картине изображена внутренняя борьба чувств, вызванных отношением к половому акту. Это восприятие художника возникло как пробудившееся детское воспоминание, когда он увидел оставленную отцом книгу, открытую на странице с изображёнными гениталиями, поражёнными венерическими заболеваниями.

3. «Жираф в огне», 1937 год

Это произведение художник завершил до переезда в США в 1940 году. Хотя мастер утверждал, что картина аполитична, она, как и многие другие, отображает глубокие и тревожные ощущения беспокойства и ужаса, которые, должно быть, переживал Дали в бурный период между двумя мировыми войнами. Определённая часть отражает его внутреннюю борьбу в отношении гражданской войны в Испании, а также ссылается на метод психологического анализа Фрейда.

4. «Лицо войны», 1940 год

Агония войны также отразилась в творчестве Дали. Он считал, что его живопись должна содержать предзнаменования войны, что мы и видим в смертоносной голове, начинённой черепами.

5. «Сон», 1937 год

Здесь изображено одно из сюрреалистических явлений – сон. Это хрупкая, неустойчивая реальность в мире подсознания.

6. «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря», 1938 год

Эта фантастическая живопись особенно интересна, так как в ней автор использует двойные образы, наделяющие само изображение многоуровневым смыслом. Метаморфозы, удивительные сопоставления объектов и скрытые элементы характеризуют сюрреалистические картины Дали.

7. «Постоянство памяти», 1931 год

Это, пожалуй, самая узнаваемая сюрреалистическая картина Сальвадора Дали, которая воплощает в себе мягкость и твёрдость, символизирует относительность пространства и времени. В значительной степени она опирается на теорию относительности Эйнштейна, хотя Дали говорил, что идея картины родилась при виде расплавленного на солнце сыра Камамбер.

8. «Три Сфинкса острова Бикини», 1947 год

В этом сюрреалистическом изображении атолла Бикини воскрешается память о войне. Три символических сфинкса занимают разные планы: человеческая голова, расколотое дерево и гриб ядерного взрыва, говорящий об ужасах войны. Картина исследует отношения между тремя субъектами.

9. «Галатея со сферами», 1952 год

Портрет жены Дали представлен через массив шарообразных форм. Гала похожа на портрет Мадонны. Художник, вдохновлённый наукой, возвысил Галатею над осязаемым миром в верхние эфирные слои.

10. «Расплавленные часы», 1954 год

Ещё одно изображение предмета, отмеряющего время, получило эфирную мягкость, что не характерно для жёстких карманных часов.

11. «Моя обнаженная жена, созерцающая собственную плоть, превратившуюся в лестницу, в три позвонка колонны, в небо и в архитектуру», 1945 год

Гала со спины. Это замечательное изображение стало одним из самых эклектичных произведений Дали, где объединились классика и сюрреализм, спокойствие и странность.

12. «Мягкая конструкция с вареными бобами» , 1936 год

Второе название картины – «Предчувствие гражданской войны». Здесь изображены предполагаемые ужасы гражданской войны в Испании, так как художник написал её за шесть месяцев до начала конфликта. Это было одно из предчувствий Сальвадора Дали.

13. «Рождение жидких желаний», 1931-32гг

Мы видим один из примеров параноидально-критического подхода к искусству. Изображения отца и, возможно, матери смешаны с гротескным, нереальным образом гермафродита в середине. Картина наполнена символизмом.

14. «Загадка желания: Мою мать, мою мать, мою мать», 1929 год

Это произведение, созданное на фрейдистских принципах, стало примером отношения Дали с его матерью, чьё искажённое тело появляется в далинианской пустыне.

15. Без названия - Дизайн живописи фрески для Элены Рубинштейн, 1942 год

Изображения создано для внутренней отделки помещения по заказу Элены Рубинштейн. Это откровенно сюрреалистическая картина из мира фантазии и снов. Художник вдохновился классической мифологией.

16. «Содомское самоудовлетворение невинной девы», 1954 год

В картине изображена женская фигура и абстрактный фон. Художник изучает вопрос о подавленной сексуальности, что следует из названия произведения и фаллических форм, которые часто появляются в творчестве Дали.

17. «Геополитическое дитя, наблюдающее рождение Нового человека», 1943 год

Художник выразил свои скептические взгляды, написав эту картину во время пребывания в Соединённых Штатах. Форма шара, кажется, символическим инкубатором «нового» человека, человека «нового мира».

Сальвадор Дали — миф и реальность искусства XX века. Конечно не с самого детства, но уже при жизни его имя было окружено ореолом мировой славы. Никто, кроме Пабло Пикассо, не мог сравниться с ним известностью. Несмотря на то что мы знаем немало вполне аргументированных, хотя подчас и противоположных, версий феномена этого выдающегося художника, они не могут окончательно убедить нас в правоте отдельных точек зрения того или иного автора или склонить на сторону одного из них. По-видимому, это неизбежно. Ведь подобно тому как в природе существуют необъяснимые явления, так и в искусстве многое до конце непостижимо.

Пытаясь приблизиться к пониманию творчества Дали , обратимся к его собственным мыслям и суждениям: «...когда Возрождение захотело подражать Бессмертной Греции, из этого получился Рафаэль. Энгр желал подражать Рафаэлю, из этого получился Энгр. Сезанн захотел подражать Пуссену — получился Сезанн. Дали захотел подражать Мейссонье, из этого получился Дали . Из тех, кто не хочет ничему подражать, ничего не выходит. И я хочу, чтобы об этом знали. После поп-арта и оп-арта появится арт помпье, но такое искусство умножится всем, что есть ценного, и всеми, даже самыми безумными, опытами этой грандиозной трагедии, называемой Современным искусством (арт модерн)».

Дали не перестает поражать воображение зрителей парадоксальностью образного мировосприятия, утверждая свою монополию на гениальную непревзойденность. Неисчерпаемой фантазией, экстравагантностью натуры, кажущейся абсурдностью, немотивированностью поступков, гипертрофированным честолюбием он создавал почву для мифологизации собственной персоны. Дали обладал поистине универсальным даром и сумел блестяще реализовать свой талант в различных областях творчества — в изобразительном искусстве, кинематографе, литературе... Художественная критика и искусствоведческая наука, отчасти вопреки представлению Дали о собственной исключительности, упрощая свою задачу, определили его лидирующее место в условных границах одного художественного направления — сюрреализма. Но, видимо, придет время, когда этого будет уже явно недостаточно и существующую теоретическую модель сменит более углубленное и сложное отношение к наследию великого мастера. Возможно, только грядущему дано почувствовать некую близость искусства Дали духовным исканиям русской культуры, гению Н. Гоголя, Ф. Достоевского, М. Булгакова, их вселенским фантасмагориям. Опыт подобных параллелей, на наш взгляд, оказался бы плодотворным, позволил бы выйти из суженного круга устоявшихся воззрений, однако сегодня мы недостаточно подготовлены к этому. Вопреки такого рода предсказаниям возвратимся к традиционной на сегодня модели истории сюрреализма и роли в его развитии Дали .

ПРЕДЧУВСТВИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Сальвадор Дали

В 1956 году в Париже вышла книжка под названием «Рогоносцы старомодного современного искусства». На ее первой странице красовалось слово «Авидадолларс» - анаграмма, составленная из букв имени и фамилии Сальвадора Дали Это прозвище дал художнику когда-то другой сюрреалист - Андрэ Бретон, и означает оно «жадный до долларов»

Сам себя Сальвадор Дали рекомендует, что называется, с порога. «Узнав еще в юности, что Мигель де Сервантес после того, как написал к величайшей славе Испании своего бессмертного «Дон Кихота», умер в страшной нищете и что Колумб, открыв Новый свет, тоже умер нищим я внял с юных лет голосу моей осторожности которая настойчиво советовала мне... стать как можно скорее слегка мультимиллионером».

Может быть, цель этого и других экстравагантных признаний и заявлений художника состоит в том, чтобы привлечь к себе внимание? Надо сказать, что это ему вполне удалось. Еще лет тридцать назад о Сальвадоре Дали писали как о «сверхкривляке, цинике и воинственном реакционере, ненавидевшем простоту во всех ее проявлениях. Одержимый манией величия, он по праву может считаться крупнейшим представителем сюрреализма, ярчайшим примером продажности». И так далее...

Действительно, личность великого испанского художника-сюрреалиста обросла легендами и безмерным количеством всевозможных эпитетов: гениальный, выдающийся, загадочный, фантастический, параноидальный, философский, скандальный, мистический... И любому из них он дал повод своей жизнью и творчеством.

А все начиналось, как это часто бывает в подобных случаях, с безвестности и почти маниакального стремления стать самым лучшим и самым знаменитым. Он рано осознал себя гениальным художником, и даже когда его выгнали из Мадридской академии Сан-Фернандо, нисколько не жалел об этом, так как считал себя значительно превосходящим своих учителей.

Пережив в начале творческого пути увлечение импрессионизмом и кубизмом, впоследствии С. Дали начал работать в сюрреалистической манере. Сюрреализм (от французского surrealisme - буквально «сверхреализм») соответствовал творческой философии Сальвадора Дали. С группой сюрреалистов он сблизился в Париже и впоследствии стал считать себя единственным и непогрешимым сюрреалистом всех времен. Однажды Сальвадор Дали сказал: «Сюрреализм - это я», назвав свой живописный метод «параноидально-критической деятельностью». Потом художник пояснил, что это - «спонтанный метод иррационального познания, основанный на поясняюще-критическом соединении бредовых явлений».

Сальвадор Дали, действительно, стал признанным во всем мире лидером сюрреализма, его художественные пристрастия всегда ставили в недоумение не только зрителей и критиков, но и собратьев-художников. Во всем он видел образы искусства, каждый предмет мог превратить в волшебный источник фантазии, выдумки, неожиданного образа. Даже простые колесные шины Сальвадор Дали складывал в пирамиду, украшая ими площадь перед муниципальным театром в Фигеросе. Образность его картин 1930-х годов просто ошеломляет зрителей, и они надолго запоминают их, хотя подчас и не понимая, что же хотел сказать художник в своей работе.

Знаменитое полотно «Мягкая композиция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны» было написано художником в 1936 году - во время его программного сюрреалистического искусства. Когда началась гражданская война в Испании, С. Дали принял сторону фалангистов, видел в генерале Франко политика, который мог бы сделать для страны гораздо больше, чем любое новое правительство. «Но бесчисленные комментарии Сальвадора Дали обо всем и ни о чем, - как пишет А. Рожин, - не всегда следует принимать дословно. Поэтому его противоречивость, по словам Шниде, особенно очевидна, когда он одной рукой как бы прославляет диктаторскую власть, а другой в то же время создает одну из самых впечатляющих и устрашающих своих работ - «Мягкую конструкцию с вареными бобами: предчувствие гражданской войны».

И действительно, два огромных существа, напоминающие деформированные, случайно сросшиеся части человеческого тела устрашают возможными последствиями своих мутаций. Одно существо образовано из искаженного болью лица, человеческой груди и ноги; другое - из двух рук, исковерканных как бы самой природой, и уподобленной тазобедренной части формы. Они сцеплены между собой в жуткой схватке, отчаянно борющиеся друг с другом, эти существа-мутанты вызывают отвращение как тело, разорвавшее само себя.

Существа эти изображены на фоне пейзажа, написанного С. Дали в блестящей реалистической манере. Вдоль линии горизонта, на фоне невысокой горной гряды, расположены миниатюрные изображения неких старинных по виду городков. Низкая линия горизонта гиперболизирует действие фантастических существ на первом плане, одновременно она подчеркивает необъятность небосвода, заслоняемого огромными облаками. И сами облака своим тревожным движением еще больше усиливают трагический накал нечеловеческих страстей.

Картина «Предчувствие гражданской войны» небольшая, но она обладает подлинной монументальной выразительностью, которая рождается из эмоционального контраста, из масштабного противопоставления безгранично живой природы и сокрушающей тяжеловесности ирреальных фигур-мутантов. Это произведение открывает антивоенную тему в творчестве С. Дали, она звучит пугающе, предупреждает разум и взывает к нему. Сам художник говорил, что «это не просто монстры - призраки испанской гражданской войны, а войны как таковой вообще».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1930-1940-е годы автора Андреевский Георгий Васильевич

Из книги Метафизика пата автора Гиренок Фёдор Иванович

4.8. Катарсис гражданской войны Всюду речь. Даже в письме. Ведь письмо - это редуцированный голос. Письменная речь. Речевое чувство вытесняет неречевое. Вторичное замещает первичное. И первичное теперь производится как удвоенное вторичное. Все производ-но.Появляется

Из книги Крах США. Вторая гражданская война. 2020 год автора Читтам Томас Уолтер

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Из книги Календарь. Разговоры о главном автора Быков Дмитрий Львович

Из книги Фёдор Достоевский. Одоление Демонов автора Сараскина Людмила Ивановна

Из книги Что значит быть студентом: Работы 1995-2002 годов автора Марков Алексей Ростиславович

Из книги Русская ёлка: История, мифология, литература автора Душечкина Елена Владимировна

Дали (Dali) Сальвадор (1904–1989) Испанский художник, один из крупнейших представителей сюрреализма. Родился в г. Фигерасе (Каталония, Испания). С юности отличался экстравагантными выходками, манией величия, некоторой психической неуравновешенностью, повышенным интересом к

Из книги 100 знаменитых художников XIX-XX вв. автора Рудычева Ирина Анатольевна

Из книги Русская Австралия автора Кравцов Андрей Николаевич

Глава девятая. Предчувствие Сюжета IЛетом 1868 года, сразу после смерти трехмесячной Сони и отъезда Достоевских из ненавистной Женевы, напоминавшей им о тяжкой утрате, выступили наружу и стали болезненно беспокоить обстоятельства давно прошедших лет.Странным, причудливым

Из книги Удельная. Очерки истории автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Когда рыбы встречают птиц. Люди, книги, кино автора Чанцев Александр Владимирович

Ёлка в годы Гражданской войны и послевоенной разрухи Коренная ломка, которую переживала Россия во время революции и Гражданской войны, не могла не отразиться и на судьбе ёлки. В эпохи, когда рушится мир со всеми его устоями, люди думают не столько о соблюдении обычаев,

Из книги автора

ДАЛИ САЛЬВАДОР (род. 11.05.1904 г. – ум. 23.01.1989 г.) Полное имя – Сальвадор Фелипе Хасинто Дали. Выдающийся испанский художник, график и скульптор, один из крупнейших представителей сюрреализма. Обладатель высшей награды Испании – Креста Карла III. Автор книги «Тайная жизнь

Из книги автора

Глава 4 Эмигранты после гражданской войны На общий вопрос: можно ли устроиться в Австралии, существует только один правильный ответ: с энергиею и мозолями - да. Н. Ильин. Из письма в русскую газету После Февральской революции находившиеся в Австралии российские

Из книги автора

В годы революции и гражданской войны События, происходившие в Удельной, вошли в летопись революции. Когда-то тот факт, что В.И. Ленин побывал на железнодорожной станции Удельная, являлся едва ли не главной заслугой этих мест. Когда в 1982 году открылась станция метро