Класний час на тему культура речи. Классный час на тему « Родной язык наш русский

Классный час:

«КУЛЬТУРА РЕЧИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ».

Учитель математики первой категории: Тарасова Наталия Васильевна

МБОУ СОШ №14 г.о. Коломны.

Форма проведения: беседа с игровыми моментами, тестирование.

Цель:

показать учащимся важность и значение культуры речи в жизни человека;

установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой;

воспитывать любовь и уважение к родному языку;

формировать и развивать навыки культуры речевого общения.

Содержание классного часа

Обороты речи - это своего рода одежда, в которую облачены мысли.

И. Энгель

Язык - это наша история, наше богатство и культура.

Это язык А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.H. Толстого, К.Г. Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка.

В речи человека, как в зеркале, отражаются его культура, воспитанность. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного.

Великий французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена».

«Речь - удивительно сильное средство, да нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им», - говорил Гегель.

Наверное, каждый из вас использует в своей речи какие-нибудь «блатные», «хипповские» или просто молодежные слова вроде «в натуре», «чмо», «лох» или в худшем случае такие распространенные и общепринятые, как «пацан», «прикол», «тусовка». Однако надо помнить, что этот стиль языка принято называть уголовным, или криминальным, жаргоном (или «феней»), так как основное хождение он имеет прежде всего в криминальной среде. Подобный сленг очень распространен в «крутых» американских детективах и среди нашей «братвы» - представителей уголовного мира. Сложение плотное, взгляд мрачный, голос грубый, татуировки. Словарный запас крайне ограничен, состоит из нецензурных выражений (употребляемых, как правило, в первозданном виде, без использования приставок и суффиксов) и двух десятков фраз, составляющих профессиональный сленг, при этом речь сопровождается обильной жестикуляцией («пальцовкой»).

Однако некоторые ребята могут не иметь к такой «братве» никакого отношения, но считают «высшим шиком» подражать бандитам, употребляя нецензурную брань, иметь «приблатненный» вид, разговаривать на блатном жаргоне. Это происходит из желания не «быть, как все», у них появляется потребность выделиться, продемонстрировать свою индивидуальность, правда, в худшем ее выражении.

Надо отметить:

1) Использование школьниками жаргона – это объективная реальность. И хотя некоторые ученые считают увлечение жаргонными словами “ детской болезнью, существует опасная тенденция жаргонизации литературного языка. Действительно, есть о чем беспокоиться: такие слова, как “зашибись”, “улет”, “отпад”, “супер”, “круто”, ”классно”, ”клево” и многие другие постепенно вытесняют литературные выражения.

2) Психологи утверждают, что достаточно четырех правил для борьбы с употребление матерных слов:

Перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию;

Избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;

Запоминать стихотворения, афоризмы.

Причины употребления жаргонных слов.

Причин употребления учащимися большого количества жаргонных слов несколько:

    Социальные факторы. Сейчас т.н. общий жаргон становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит в теле и радиоэфире. Научно-технические революции делают общение чрезвычайно динамичной системой, стимулируя изменение социальных связей и форм человеческих коммуникаций.

    Потребность школьника в самовыражении и встречном понимании. Полноценное общение в молодежной среде невозможно без владения её языком. Молодежный же язык подразумевает использование жаргонных слов, бранных оборотов речи как своего рода междометий или просто способов связи предложений. Учителю важно показать подростку, что красиво, а что мерзко, что действительно приятно для слуха, а что вызывает лишь отвращение.

    Расширение сферы общения молодежи. Современные технологии раздвигают рамки общения. Например, появление Интернета позволило молодежи зависать в чатах (от английского слова chat – болтовня) и тем самым значительно расширить свой круг общения. И поскольку основная масса, общающаяся таким образом, - молодежь, то нет ничего удивительного в том, что происходит усвоение соответствующий нормы речи.

    Приветствие - один из самых важных знаков речевого этикета. С его помощью устанавливается контакт общающихся, выражаются отношения между людьми. Особенно это важно в сфере деловых отношений, где от симпатии или антипатии собеседников друг к другу может зависеть принятие решения. Приветствие с улыбкой является нормой повседневного общения деловых людей.

    В официальной обстановке повседневного делового общения принято выбирать универсальные этикетные формулы:

Добрый день (утро, вечер)!

Здравствуйте!

До свидания!

Всего доброго!

Всего хорошего!

До встречи! (если назначена встреча) Позвольте попрощаться!

Счастливого пути (отъезжающему)

Формулы благодарности

Спасибо!

Очень признателен вам...

Благодарю!

Большое спасибо!

Сердечно благодарю (благодарен)!

Разрешите поблагодарить вас!

Очень вам признателен!

Просьба

Будьте добры...

Будьте любезны...

Прошу вас...

Извинение

Приношу свои извинения...

Извините, пожалуйста...

Прошу меня простить...

Простите, пожалуйста...

Предложение

Позвольте предложить...

Мне хочется предложить вам...

Я хотел бы предложить вам...

Приглашение

Разрешить пригласить вас на…

Я приглашаю вас на...

От имени … приглашаю вас на …

Одна из важнейших функции этикета - снятие агрессии.

Она реализуется в правильном выборе тона общения, прежде всего в отсутствии категоричных оценок. Нужно помнить: что, чем вежливее говорящий, тем менее категоричны его высказывания. Это не лишает собеседника возможности судить о предмете самостоятельно.

Вместо "Это чушь!", "Этого не может быть" используется "Мне кажется это не вполне убедительным"; "Боюсь, что не могу согласиться с вами"; "Едва ли это возможно" и т.п.

Игровые моменты

«Правильно ли мы говорим?»

1. Повторите скороговорки

Все бобры для своих бобрят добры.

У боярина-бобра нет богатства, нет добра.

На дворе трава, на траве дрова.

Дед Додан в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

2. Подберите синонимы к словам

Смелый - храбрый, отважный, решительный, бесстрашный, неустрашимый.

Победить - одержать победу, одолеть, побороть, осилить, сладить, справиться.

Холодный день - промозглый, ледяной, морозный, студеный, стылый, мерзлый.

Холодный человек - неотзывчивый, бездушный, черствый, сухой, нечуткий.

3. Объясните фразеологические обороты

Иголку негде воткнуть - о большом скоплении людей.

Крокодиловы слёзы - притворное сожаление.

Краем уха - невнимательно слушать.

Рукой подать - близко.

Как на духу - откровенно, чистосердечно.

Святым духом - как бы само собой, неизвестно как.

Душа в душу - полное согласие.

Во весь дух - очень быстро бежать или ехать.

В чем только душа держится - хилый, слабый.

Не верить своим глазам - удивляться чему-либо увиденному.

Советы Дейла Карнеги

У нас лишь четыре метода контактов с людьми. О нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы говорим. Как часто нас оценивают по тому языку, которым мы пользуемся!

Ваша манера речи в значительной мере отражает вашу манеру общения с теми людьми, которые входят в вашу компанию. Проводите вечера, читая Шекспира и других великих поэтов и мастеров прозы. Делайте это, и ваш ум неизбежно обогатится.

На просмотр газет тратьте в два раза меньше времени, чем вы тратите сейчас, а сэкономленное время тратьте на чтение серьезных книг.

Читайте со словарем, лежащим на вашем письменном столе. Ищите незнакомые слова. Попытайтесь найти применение этим словам с тем, чтобы вы могли запечатлеть их в своей памяти.

Изучайте происхождение слов, которые вы употребляете. История этих слов совсем не скучная, и не сухая, и очень часто она полна романтики.

Будьте точными при выражении своих мыслей. Не называйте одним только словом (красивый) все, что ласкает ваш глаз. Вы можете выразить свою мысль более точно и более свежо, если вы примените какие- либо синонимы к слову (красивый), например: элегантный, необычный, приятный, симпатичный, стильный, изысканный, восхитительный, красочный, роскошный, замечательный и т.д.

Стремитесь к свежести в речи, создавайте свои собственные сравнения.

Приложение 1. Диагностика отношения учащихся к жаргонной речи

Для изучения отношения к жаргонной речи в классе предложите обучающимся заполнить приведенные ниже анкеты. Результаты анкетирования (которое можно провести анонимно) станут основой для классного часа на тему культуры речи учащихся.

Анкета для учащихся № 1

1. Ваш пол?

Мужской.

Женский.

Да.

Нет.

    А в разговоре с взрослыми?

Да.

Нет.

Самоутвердиться.

Обмениваться информацией.

Да.

Нет.

Иногда.

Да.

Часто.

Иногда.

Нет.

Им не важно, как я говорю.

Моих друзей.

Моих родителей.

Моих учителей.

Нормально.

Мне все равно.

Плохо.

Да.

Редко.

Нет.

Анкета для учащихся №2

Да.

Нет.

    Для чего Вы их употребляете?

Да.

Нет.

Не всегда.

Да.

Нет.

Не думал(а) об этом.

Да.

Нет.

Не думал(а) об этом.

Да.

Нет.

Не думал(а) об этом.

Приложение 2. Система работы по формированию речевой культуры школьников.

Система работы педагога по формированию речевой культуры школьника на уроке состоит из следующих компонентов:

1.Диагностика степени сформированности речевой культуры школьников с целью разработки программы коррекции при планировании дальнейшей работы на основе полученных данных.

2.Развитие положительной учебной мотивации каждого ученика.

3.Организация активной речевой деятельности, формирование умений:

Осмысливать и хорошо представлять себе речевую ситуацию (цель общения, тему и основную мысль высказывания, адресата речи, место общения, объем высказывания);

Собирать материал для речевого высказывания в соответствии с замыслом, пользуясь различными источниками информации (личным опытом, сообщениями других людей, радио – и телепередачами, научными и публицистическими материалами., произведениями искусства, в т.ч. художественной литературой), систематизировать его, составлять план будущего высказывания с ориентацией на замысел;

В соответствии с замыслом пользоваться разными стилями и типами речи разнообразными языковыми средствами, выбирать их с учетом всех компонентов речевой ситуации;

Видеть реакцию слушателя во время устной речи, соотносить произносимое с замыслом и корректировать свою речь, совершенствовать (редактировать) написанное в соответствии с замыслом. Работа над повышением речевой культуры будет осуществляться успешнее, если дать школьникам определенный ориентир, сформировать представление о том, какой должна быть культурная речь.

    Обогащение словарного запаса учащихся. Под этим следует понимать не только количественное увеличение потребляемых слов, но и качественные изменения, выражающиеся в расширении объема понятий, в уточнении значений слов, в ознакомлении с новыми значениями уже известных слов, со стилистическими возможностями слова, которые позволяют соотнести уместность того или иного языкового факта с замыслом говорящего.

    Деятельность учащихся на любом уроке оценивается с позиции речевого этикета, учитывается культура высказывания по предмету, умение практически оценивать своё высказывание и высказывания окружающих, т.е. проводится языковая рефлексия, связанная с оценкой уместности и правильности речевой деятельности.

    Использование тестового контроля, который интенсифицирует процесс обучения.

Приложение 3. Памятка для учащихся 1.

1.Содержание.

2.Логика.

3.Разнообразие.

4.Точность.

5.Выразительность.

6.Уместность.

7.Правильность.

Приложение 4. Памятка для учащихся 2.

Приложение 5. (Оформление доски или плаката)

- «Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!»

- «Наше условие – долой сквернословие!»

- мат – ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват, концентрат;

- материться – добиться, злиться, больница, лечиться и т.п.

- Кто использует мат, тот, бесспорно, глуповат!

- Мат – дорога в ад!

- Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!

- Сколько будешь материться, столько будешь и лечиться!

- Мат, конечно, не забава, а для школьников отрава!

Приложение 1. Анкета для учащихся № 1

    Ваш пол?

 Мужской.

 Женский.

    Используете ли Вы жаргонные слова при общении со сверстниками?

 Да.

 Нет.

    А в разговоре с взрослыми?

 Да.

 Нет.

    С какой целью Вы употребляете жаргонные слова?

Самоутвердиться.

Выглядеть лучше в глазах сверстников.

Обмениваться информацией.

Придать своей речи живость, юмор.

    Используете ли Вы матерные слова в повседневной речи?

 Да.

 Нет.

 Иногда.

    Поправляют ли учителя Вашу речь?

 Да.

 Часто.

 Иногда.

 Нет.

    Как относятся родители к Вашей речи?

Им не важно, как я говорю.

Они постоянно говорят, чтобы я следил за своей речью.

Иногда родители делают замечания по поводу моей речи.

    Чья речь для Вас является эталоном?

 Моих друзей.

 Моих родителей.

 Моих учителей.

Та, которую я слышу по телевидению и радио.

    Когда слышите нецензурные слова, как Вы к этому относитесь?

 Нормально.

 Мне все равно.

 Плохо.

    Слышите ли Вы скверные слова в своей семье?

 Да.

 Редко.

Анкета для учащихся № 1

    Ваш пол?

 Мужской.

 Женский.

    Используете ли Вы жаргонные слова при общении со сверстниками?

 Да.

 Нет.

    А в разговоре с взрослыми?

 Да.

 Нет.

    С какой целью Вы употребляете жаргонные слова?

Самоутвердиться.

Выглядеть лучше в глазах сверстников.

Обмениваться информацией.

Придать своей речи живость, юмор.

    Используете ли Вы матерные слова в повседневной речи?

 Да.

 Нет.

 Иногда.

    Поправляют ли учителя Вашу речь?

 Да.

 Часто.

 Иногда.

 Нет.

    Как относятся родители к Вашей речи?

Им не важно, как я говорю.

Они постоянно говорят, чтобы я следил за своей речью.

Иногда родители делают замечания по поводу моей речи.

    Чья речь для Вас является эталоном?

 Моих друзей.

 Моих родителей.

 Моих учителей.

Та, которую я слышу по телевидению и радио.

    Когда слышите нецензурные слова, как Вы к этому относитесь?

 Нормально.

 Мне все равно.

 Плохо.

    Слышите ли Вы скверные слова в своей семье?

 Да.

 Редко.

 Нет.

Приложение 2. Анкета для учащихся №2

    Много ли жаргонных слов Вы употребляете в своей речи?

Да.

Нет.

    Для чего Вы их употребляете?

Считаю, что это модно, современно.

Они нужны в речи для связи слов.

Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи.

Делают речь понятнее для друзей.

Другое__________________________________________

    Знаете ли Вы значения жаргонных слов, которые употребляете?

Да.

Нет.

Не всегда.

    Могли бы Вы обойтись без них?

Да.

Нет.

Не думал(а) об этом.

    Стараетесь ли Вы обойтись без них?

Да.

Нет.

Не думал(а) об этом.

    Как Вы считаете, нужны ли жаргонизмы в речи?

Да.

Нет.

Не думал(а) об этом.

Анкета для учащихся №2

    Много ли жаргонных слов Вы употребляете в своей речи?

Да.

Нет.

    Для чего Вы их употребляете?

Считаю, что это модно, современно.

Они нужны в речи для связи слов.

Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи.

Делают речь понятнее для друзей.

Другое__________________________________________

    Знаете ли Вы значения жаргонных слов, которые употребляете?

Да.

Нет.

Не всегда.

    Могли бы Вы обойтись без них?

Да.

Нет.

Не думал(а) об этом.

    Стараетесь ли Вы обойтись без них?

Да.

Нет.

Не думал(а) об этом.

    Как Вы считаете, нужны ли жаргонизмы в речи?

Да.

Нет.

Не думал(а) об этом.

Приложение 3. Памятка для учащихся

Как построить правильное высказывание

1.Содержание. Подумайте тему и основную мысль своего высказывания; раскройте их полно, но не говорите и не пишите лишнего: весь материал подчините теме и основной мысли. Говорите и пишите о том, что вам хорошо известно; соберите недостающий материал.

2.Логика. Говорите последовательно, не допускайте скачков мыслей. Составьте план своего высказывания, систематизируйте материал в соответствии с планом.

3.Разнообразие. Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами, избегайте неоправданного повторения слов, одинаковых по строению конструкций.

4.Точность. Отбирайте слова и предложения, наиболее точно передающие ваши мысли.

5.Выразительность. Подбирайте слова и предложения, наиболее ярко передающие ваши мысли, чтобы воздействовать на адресата речи.

6.Уместность. Избирайте необходимый стиль речи, учитывайте, кому адресовано ваше высказывание, как оно будет воспринято, в какой обстановке происходит общение.

7.Правильность. Соблюдайте орфоэпические, лексические, грамматические, пунктуационные нормы литературного языка.

Памятка для учащихся

Как построить правильное высказывание

1.Содержание. Подумайте тему и основную мысль своего высказывания; раскройте их полно, но не говорите и не пишите лишнего: весь материал подчините теме и основной мысли. Говорите и пишите о том, что вам хорошо известно; соберите недостающий материал.

2.Логика. Говорите последовательно, не допускайте скачков мыслей. Составьте план своего высказывания, систематизируйте материал в соответствии с планом.

3.Разнообразие. Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами, избегайте неоправданного повторения слов, одинаковых по строению конструкций.

4.Точность. Отбирайте слова и предложения, наиболее точно передающие ваши мысли.

5.Выразительность. Подбирайте слова и предложения, наиболее ярко передающие ваши мысли, чтобы воздействовать на адресата речи.

6.Уместность. Избирайте необходимый стиль речи, учитывайте, кому адресовано ваше высказывание, как оно будет воспринято, в какой обстановке происходит общение.

7.Правильность. Соблюдайте орфоэпические, лексические, грамматические, пунктуационные нормы литературного языка.

Памятка для учащихся

Хочешь говорить правильно - помни!

При изложении материала стремись к разнообразию – в соответствии с правилом: жизнеспособность любой системы тем выше, чем большим внутренним многообразие она располагает.

Ничего не принимай на веру: все новации подвергай трезвому сомнению, основанному на аналитическом суждении.

Говори (пиши) для того, чтобы выразиться, а не для того, чтобы произвести впечатление на слушающего(читающего).

При изложении материала придерживайся классической схеме: Что? Почему? (Для чего?) Как?(Каким образом?).

Никогда не исчерпывай предмет своего изложения до конца: заставь слушателя(читателя) думать.

Критически, с разумной осторожностью относись к выбору и использованию цитат.

Твоё слово должно по росту соответствовать мысли. Начиная выступление, всегда помни о его конце.

Пусть твой язык никогда не опережает твоих мыслей.

В выступлениях придерживайся принципа: у каждого с кем ты сталкиваешься во время спора(полемики, диспута, дискуссии), есть в чём-то превосходство над тобой. Этому ты и должен у него научиться.

Во время спора(полемики, диспута, дискуссии) поступись перед оппонентом всем, чем можешь поступиться, и не утверждай ничего того, что не можешь доказать.

Не пускай сорную траву в своё речевое поле: твоя речь должна быть орфоэпически, грамматически и стилистически точна.

Памятка для учащихся

Хочешь говорить правильно - помни!

При изложении материала стремись к разнообразию – в соответствии с правилом: жизнеспособность любой системы тем выше, чем большим внутренним многообразие она располагает.

Ничего не принимай на веру: все новации подвергай трезвому сомнению, основанному на аналитическом суждении.

Говори (пиши) для того, чтобы выразиться, а не для того, чтобы произвести впечатление на слушающего(читающего).

При изложении материала придерживайся классической схеме: Что? Почему? (Для чего?) Как?(Каким образом?).

Никогда не исчерпывай предмет своего изложения до конца: заставь слушателя(читателя) думать.

Критически, с разумной осторожностью относись к выбору и использованию цитат.

Твоё слово должно по росту соответствовать мысли. Начиная выступление, всегда помни о его конце.

Пусть твой язык никогда не опережает твоих мыслей.

В выступлениях придерживайся принципа: у каждого с кем ты сталкиваешься во время спора(полемики, диспута, дискуссии), есть в чём-то превосходство над тобой. Этому ты и должен у него научиться.

Во время спора(полемики, диспута, дискуссии) поступись перед оппонентом всем, чем можешь поступиться, и не утверждай ничего того, что не можешь доказать.

Не пускай сорную траву в своё речевое поле: твоя речь должна быть орфоэпически, грамматически и стилистически точна.

Подготовил и провел

классный руководитель

2 а класса

Савосина Н.С.

Классный час «Культура речи»

Цели: способствовать формированию культуры поведения учащихся; закрепить правила культурного общения; развивать интерес к русскому языку.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Что бы узнать, о чём сегодня наша беседа, я предлагаю ответить на вопросы кроссворда. (Культура)

Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Говорит: «…»

(Спокойной ночи!)

Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь

Разомкнуть свои уста и сказать …(пожалуйста)

Когда я что-то подарю, мне говорят:... (благодарю)

Если встретилась компания, не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания всем скажите: ... (до свидания)

Порвал Воробей паутинные нити.

Чирикнул смущенно: Ну ….(извините)

Если встретился знакомый, хоть на улице, хоть дома –

Не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче ….(здравствуй)

Если невежей прослыть не хотите, очень прошу вас - будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните: Будьте ….(любезны), будьте ….(добры)

Если словом или делом Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело говорить:...(Спасибо)

Культура человека проявляется в его одежде, в поступках, в отношении к взрослым, в любви к России. И еще культура человека очень ярко проявляется в его речи, в том, как говорит человек. Тема нашей беседы - культура речи.(слайд)

По тому, как говорит человек, какие слова он употребляет в речи, уже можно предположить, культурный ли он или нет.

Если человек скажет: «У меня болят ухи», «Отдай мой портфель», «Сколько часов?», уже видно, что большой культурой человек не отчается. Что же такое культура речи? (Выслушиваются ответы детей.)

Под культурой речи мы понимаем умение правильно, ясно, четко точно и коротко излагать свои мысли.(слайд) . А это очень трудное дело - говорить ясно, четко, понятно всем. Этому вас, ребята, учат в школе, прежде всего на уроках русского языка, литературного чтения и других предметов.

Чтобы овладеть литературным произношением, надо читать больше книг. Надо следить за ударением в словах. Вот к чему может привести неправильная расстановка ударения. Послушаем рассказ школьного портфеля о мальчике Пете, который не ставит ударений в словах.

Знакомьтесь: Петя, мой сосед –

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не коридор, а колидор .

Дилектор входит в кабинет,

Закрыт магА зин на обед.

Хозяйка моет стаканЫ ,

Секет свеклУ , пекёт блины.

И до меня дошел черед:

Портфель он пО ртфелем зовет.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя.

Пусть и его зовут ПетЯ .

ПетЯ ! - несется со двора –

Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша, ПетЯ ,

Ведь ты большой, а не дитя!

ПетЯ обижен на ребят,

Скажите, в чем я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

Как же помочь Пете, ребята? (Высказывания детей.)

Да, во всех словах нужно правильно ставить ударение. Говорить точно, выражая свои мысли, очень трудно, и часто, стоя у доски, вы испытываете затруднение в подборе нужного слова. Еще труднее отыскать такое слово, когда урок плохо выучен. Тут вот и появляются в нашей речи слова-сорняки: значит, так сказать, это.

Мы должны все бережно относиться к русскому языку. Иначе у вас может появиться болезнь, какой болел Вася Крутилкин.

Сценка

Доктор. На что жалуешься, молодой человек?

Вася.Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет и в горлу дерет.

Доктор. Во рту, говоришь?! Сейчас посмотрим (ставит термометр). В каком классе учитесь, молодой человек?

Вася.В третьем «Бы».

Доктор. В третьем «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?

Вася.Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.

Доктор. Жутко и весело?! Гм! А учитесь как?

Вася.Порядочек! Железно! Особенно девчонки жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.

Доктор. Порядочек. Железно. (Берет у Васи градусник.)

Ну-ка, открой рот. Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь сам. Я тебе дам хороший рецепт (достаёт и показывает учебник русского языка). Из него ты узнаешь, как нужно говорить.

Какую болезнь обнаружил доктор у Васи? Согласны ли вы с диагнозом?

Какой рецепт дал доктор?

Ясность и точность мысли нарушаются при неправильном выборе слов или неудачном их сочетании. Нелепо звучат сочетания слов УЖАСНО ДРУЖНО, ЖУТКО ВЕСЕЛО, которые употребил Вася. Слова УЖАСНО, СТРАШНО, ЖУТКО обозначают тяжелые, гнетущие чувства, и их нельзя использовать для оценки чего-то положительного, хорошего.

Чтобы речь была правильной, грамотной, правильно произносите слова.

Некоторые ученики следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из класса, и появляются ненужные словечки, и даже грубые выражения.

А как неприятно слышать, когда ребята называют друг друга Валерка, Сашка, Димка, Танька. Откуда же произошли эти слова? Это раньше барин, желая подчеркнуть свое превосходство над крестьянами, называл их с пренебрежением:

Петрушка! Вечно ты с обновкой - с разодранным локтем.

Ты, Филька, ты - прямой чурбан.

А вы, ребята, живете в обществе, где нет ни слуг, ни помещиков, поэтому нужно забыть о таких именах. О тех, кто не уважает своих друзей, говорится в этом стихотворении М.Червинского «Как его зовут?» .

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Не скажет он друзьям по школе:

Алеша, Витя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовет он только

Алешка, Витька, Ванька, Толька.

Также очень неприятное впечатление производит, когда, разговаривая друг с другом, вы называете не имя, а клички, часто очень обидные. У поэта С. Михалкова есть хорошее стихотворение «Смешная фамилия».

Каких фамилий только нет:

Пятеркин, Двойкин, Супов,

Слюнтяев, Тропкин-Дармоед,

Пупков и Перепупов.

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названия рыб и птиц,

Зверей и насекомых.

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селедкин, Мышкин, Пчелкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин.

Но может некий Комаров

Иметь характер львиный,

А некий Тигров или Львов

Умишко комариный.

Бывает, Коршунов иной

Синичкина боится.

Какой вывод? Дело не в фамилии и в кличке, а в том, каков человек.

Давайте вспомним девять основных правил по культуре речи.

Правила «Культура речи»

1. Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.

2. Говори только о том, что знаешь. Помни, что «говорить, не думая, все равно, что стрелять, не целясь».

3. Не спеши высказать свои мысли.

4. Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.

5. При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.

6. Не говори быстро, не проглатывай слова.

7. Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо - собеседник тоже перестанет кричать.

8. Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами.

9. Не давай кличек своим товарищам.

ЗАПОМНИТЕ ЭТИ ПРАВИЛА И ВЫПОЛНЯЙ ИХ.

Культура речи - это и употребление вежливых слов. Давайте их повторим.

Добрый день! - тебе сказали,

Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и красоты.

Здравствуйте! - ты скажешь человеку.

Здравствуй! - улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Отменить, что ли, «Пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет! Пожалуй, без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

За что мы говорим «Спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не могли бы –

Кому сказали? Сколько раз?

Нам желают доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, «добрый путь»

Тоже к доброму чему-нибудь.

Эти слова всем известны давно,

Видишь, они и просты, и не новы,

Но я еще повторю все равно:

Добрые люди, будьте здоровы!

Будьте здоровы! Приходите к нам ещё.

Цели : дать понятие «культура речи», научить слушать собственную речь и речь окружающих, ориентироваться в разных типах ситуаций общения и выбирать языковые средства, адекватные ситуации, приобщать учащихся к культуре устной и письменной речи, воспитывать ответственность за грамотную речь и письмо

Наш язык .

К нам пришел он по наследью,

Для нас дороже он всего,

Мы заменять чужою медью

Не смеем золото его.

Как стража драгоценной чаши,

Должны мы дар веков сберечь

И новым блеском жизни нашей

Обогатить родную речь.

(С.Сергеев-Ценский)

1 вед. Дар слова... Испокон веков его главное назначение в том, чтобы объединять людей. Каждое наше слово, хотим мы этого или нет, - это поступок. И только от нас зависит, будет этот поступок добрым или злым.

Недаром же в народе сложено множество мудрых поговорок о роли слова в человеческих взаимоотношениях:"0т одного слова да навек ссора", " Бритва скребет, а слово режет", "Слово пуще стрелы разит", "Ласковое слово что весенний день", "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести".

2 вед. Считается само собой разумеющимся, что на родном языке говорить нормально и правильно легко. Но коли есть тьма свидетельств тому, что с русским языком у многих, мягко говоря, нелады, то почему бы и не приняться повсеместно за пропаганду подлинно эстетического и разумного слова? "Грамота - к мудрости ступенька", - гласит старинная русская пословица. Российский народ во все времена с большим уважением относился к грамотным людям, справедливо считая, что владение грамотой является важнейшим и непременным условием для приобщения человека к сокровищам мировых знаний.

1 вед. Бережно относиться к родной речи - обязанность не только специалистов, филологов и литераторов, это гражданский долг каждого из нас, ибо в слове отражается национальная культура и история, духовный талант и сила народа.

Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека, как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но можем получить представление об их общем развитии, грамотности, начитанности.

2 вед. Прежде всего речь должна быть грамматически правильной. Достаточно услышать "У меня ухи болят" или "бежи к ихнему дому", чтобы составить неблагоприятное мнение о культуре человека.

Одно из требований, которое предъявляется к устной речи - это правильное литературное произношение. Так нужно говорить" ево, севодня, купацца, што, конешно", а писать" его, сегодня, купаться, что, конечно".

1 вед. Известный детский писатель Виталий Бианки, обращаясь к школьникам, говорил: "Народный язык наш я сравнил бы с могучим потоком, как Волга- матушка, течет он через всю нашу Родину. Он всем необходим, всеми любим. Он чист на глубине и ничем его не замутишь. А по краям, на мелких местах, несет мусор, выплескивает на берег вместе с грязной пеной всякую дрянь".

2 вед. Большой вред языку наносят слова- сорняки. Они делают речь смешной и бессмысленной. О низкой культуре языка свидетельствует также засорение речи неуместными иностранными словами, которые вдобавок употребляются иногда неправильно. Например, вполне уместны в речи английские слова трактор, комбайн, которые вошли в наш язык, но странно и дико слышать" окей", вместо русского "хорошо", "гуд-бай"- вместо "до свидания".

1 вед. А теперь мы с вами поиграем в переводчиков. Английский и немецкий отдыхают, они тут ни при чем! Разговор о сленге. Кому-то он понятен. Кому-то нет! Что такое сленг? (ТО же, что и жаргон, - это буквально: испорченный язык. Англ.- слова или выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп, профессий или классовых прослоек).) Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди всех, самый легкий способ - напустить на себя туману и говорить каким-нибудь непонятным и таинственным языком. Ну, что, переводчики, вы готовы? Вот вам задание. Переведите такие фразы, которых не знал русский человек еще лет сто назад:

1 .Я торчу от этой песни (она мне нравится).

2.Ловлю кайф (получаю удовольствие).

З.Выделываться (вести себя вызывающе).

4.Понтово (получаю удовольствие).

5.Прикол (шутка).

6. Отпад (замечательно).

7.Тащиться (быть в восторге).

2 вед . Ну, вот и справились. Да, несложным оказалось задание. Видно, все так накинулись на этот сленг, что он незаметно вошел в нашу речь, стал нормой общения подростков и перевести его на литературный язык нам проще простого. Надеюсь, что подобный "словесный мусор", тем более непристойная брань, уже не слишком засоряет ваше общение. Потому что "болезнь сленга"- это все- таки болезнь детская, а значит, должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным...

1 вед. Русский язык является одним из наиболее развитых и красивых языков современности. И все мы должны бережно и требовательно относиться к русскому языку.

2 вед. Говорить правильно и красиво - это значит не только соблюдать правила произношения, но и умело строить предложения, подбирать нужные по смыслу, в логической последовательности излагать свои мысли. Иначе у вас может появиться болезнь, какой болел Петя Крутенкин.

(На сцену выходят доктор в белом халате, в очках, и Петя.
Доктор жестом предлагает Пете стул и сам садится напротив).
Доктор . На что жалуетесь, молодой человек?
Петя . Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роже что-то пухнет и в горле дерет.

Доктор . Во рту, говоришь? Сейчас посмотрим (ставит градусник).В каком классе учитесь, молодой человек?
Петя . В 7-ом "бы".

Доктор . Бы? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?

Петя . Ужасно дружно! У нас всегда жутко весело! И пацаны все классные!

Доктор . Жутко весело, классные. Гм... А учишься как?
Петя . Порядочек... Железно...

Доктор (берет градусник). Ну-ка, откройте рот(Петя высовывает язык).Я так и знал.У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты сможешь только сам. Я тебе дам хороший рецепт. Вот он (учебник русского языка). Из нее ты узнаешь, как нужно говорить.

1 вед. Ребята, когда вы говорите, то старайтесь правильно и четко произносить окончания, чтобы каждый мог вас понять и чтобы не было у вас во рту каши, какая была у Саши.

Михалков " Сашина каша ".

Живет на свете Саша,

Во рту у Саши каша,

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

Не манка, не овсянка,

На сладком молоке.

С утра во рту у Саши

Слова простые наши,

Слова простые наши

На русском языке.

Но то, что можно внятно

Сказать для всех понятно

Красиво, чисто, ясно -

Как люди говорят.

Наш Саша так корежит,

Что сам понять не может.

Произнесет словечко,-

И сам тому не рад!

Он скажет: "До свиданья".

А слышится: "До зданья".

Он спросит: "Где галоши?"

А слышно: "Это лошадь?"

Когда он вслух читает,

поймешь едва-едва,

И буквы он глотает,

и целые слова

Он так спешит с налета

прочесть, спросить, сказать,

Как будто тонет кто-то,

А он бежит спасать.

Он может, но не хочет.

За речью последить,

Нам нужен переводчик

его переводить.

2 вед. А вы знаете, иногда бывает и такое, что человек при взрослых людях говорит грамотно и красиво, а в кругу сверстников он кардинально меняет свое поведение и речь его звучит совсем по-иному. А чтобы убедиться в этом, посмотрим следующую сценку.

1 вед . Прочти нам, Сережа, свое сочинение.

Сережа . Пришла весна. Почернели сугробы. Подул теплый ветер и солнце ласково засветило на голубом небе, наконец и речка не выдержала и освободилась ото льда. Побежали прозрачные ручейки по дорогам, по оврагам.

(Сережа уходит, но сразу же возвращается. Шапка сбита набок, в руках расстегнутый портфель).

2 вед . Хорошо написал Сережа о весне. Интересно было слушать его сочинение, но вот кончилис уроки и во дворе не узнаете Сережи

Сережа (размахивая портфелем). Мишка, оглох что ли? Вали сюда!
Миша . Ну как контрольная прошла?

Сережа . Классно! На все пять! Ну что, Мишка, махнем сегодня в кино? Там, говорят, фильм идет, блеск!

1 вед . Что же ты, Сережа, так странно заговорил?
Сережа . А у меня два языка:один для приятелей, а другой для занятия. Гуд-бай, мы отчаливаем.

2 вед . Ну, а в вашем классе есть такие Сережи? Но это еще цветочки, а ягодки будут впереди.

В сером доме на Садовой

Вот уже десятый год,

Ученик Бутылкин Вова

Припеваючи живет.

Если вы случайно, скажем,

Повстречаете его,

То пройдете мимо, даже

Не заметив ничего.

А сказать, как от любого

Можно Вовку отличить?

Ученик Бутылкин Вова

Не умеет говорить.

Но к чему об этой драме

Мне рассказывать самой?

Загляните лучше сами

Вы к Бутылкину домой.

Бут . (сестре). Привет!
Сестра . Мне? От кого?

Бут .(передразнивая).От кого... от кого... Наше вам с кисточкой говорю!

Сестра . С какой кисточкой?

Бут . А ну тебя, малявка.

Сестра (обиженно). Почему малявка? Какие-то кисточки, а объяснить не может (начинает плакать).

Бут . Брось хлюпать!

Сестра . Не брошу! Назло тебе не брошу!

Бут . А еще сеструха называется.

Сестра . И никакая я тебе не сеструха.

Бут. Колоссально! А кто?

Сестренка снова плачет. Бутылкин старается ее успокоить, но безуспешно, наконец он находит выход.

Бут. Хочешь, я тебе сказку соображу?

Сестра. Ничего мне не надо соображать, расскажи.

Бут. Ну, железно! По рукам. Про кого тебе?

Сестра. Про курочку Рябу.

Бут. Слушай...В некотором царстве, в некотором государстве жила- была законная курица по прозвищу Ряба. Жила она, значит, жила, а потом ей что-то в голову ударило: решила она снести яичко, но не простое, а золотое. Сказано, значит, сделано, значит, снесла. А тут бабка ковыляет. Увидела яичко и рот разинула. «Вот это, говорит, - сила! Вот это,- говорит, - мощно! Вот это повезло!» И кричит на всю деревню: «Эй, старик, вали сюда, дело есть!» привалил старик, увидел яичко и тоже: «Вот это колоссально! Дай-ка я его куда - нибудь заныкаю, чтоб не стянули». Заныкал его, значит, на полку. А ночью мышка бежала, сослепу-то и не заметила, хвостом размахнулась, раз, два и в шляпе…

Сестра. В какой шляпе?

Бут. Отстань, не перебивай! Раскололось яичко начисто! А утром бабка в панику ударилась: «Что такое, да как так?» тут к ней курица подскакивает. «Не плачь, - говорит, - старушенция, все будет железно. Снесу я тебе яичко, но не золотое, а простое». Вот и вся сказка. Смехатурно, да?

Сестра. Я таких сказок никогда не слышала.

Бут. Вот теперь услышала (вдруг сестренка начала нюхать воздух и побежала на кухню).

Сестра (из кухни). Вова, что делать, на кухне пол горит! Мама газ забыла выключить!Что делать?! (Бутылкин несколько минут мечется по комнате, а затем набирает номер 01).

Бут. Тут понимаете ли мощно газ забыли! И теперь, значит, во дает этот, как его…

Бут. Вот это законно! Я еще и безобразничаю! (сестра выхватывает у него трубку).

Сестра. Дяденька, миленький, помогите, горим!

Сестра. Садовая, 52, кв.5(повесила трубку и Бутылкину). Эх, ты, а еще старший. Бежим.

Бут. (растерянно). Колоссально! (убегают).

В.Шефнер «Устная речь»

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов, родных и метких,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь - людское чудо

Не скудела в наши дни.

1 вед. Великий писатель М. Горький говорил: "Я выражаю протест против засорения нашего языка хламом придуманных слов".

2 вед. Л.Н.Толстой говорил: "Где нужно-нежный, трогательный, где нужно-строгий, серьезный, где нужно-бойкий и живой - таков наш русский язык".

1 вед. Великим, могучим, правдивым и свободным называл наш русский язык И.С.Тургенев. Он призывал беречь чистоту языка, как святыню.

2 вед .В блокадные годы А.Ахматова клятвенно обещала от имени всех сограждан:

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

В мирное время с нас не снимается обязанность хранить свободным и чистым наше великое слово.

Язык свободный, мудрый и простой

Нам поколения в наследство подарили.

Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

Его в своих твореньях сохранили.

Язык писателей нам служит образцом,

Он мудростью народною отмечен.

Овладевайте же литературным языком

Боритесь за культуру речи.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Дмитровская основная общеобразовательная школа № 7

Классный час на тему: "Поговорим о культуре речи"

Подготовила классный руководитель 6А класса

Реутова Светлана Юрьевна

Задачи: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; воспитывать любовь и уважение к родному языку, формировать навыки речевого общения.

Ход подготовки:

1. Предложить учащимся выполнить следующие задания: подобрать меткие и образные высказывания о русском языке, пословицы, поговорки, афоризмы, подготовиться к конкурсу выразительного чтения.

2. С помощью учителя русского языка и литературы отобрать лучшие сочинения учащихся класса, выписать из неудачных сочинений смешные обороты речи, неправильные выражения; понаблюдать за тем, как говорят ученики, много ли слов-сорняков в их речи (подготовить на эту тему небольшую театрализованную сценку).

3. Написать плакат:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

И. С. Тургенев.

Ход занятия

1. Вступительное слово классного руководителя (тезисы):

Язык - это наша история, наше богатство, культура, это язык А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, К. Г. Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка.

2. «Как мы говорим». Театрализованная сценка, подготовленная учениками.

3. Культура речи, мышления, чувств.

Классный руководитель:

О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он выражает свои мысли и чувства. В устной и письменной речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека. Прослушайте, пожалуйста, выдержки из ваших сочинений и ответьте на вопросы: какое значение имеет четкость, последовательность, простота изложения мыслей в письменной и устной речи? Можно ли излагать материал четко и ясно, если он неглубоко усвоен?

В. А. Сухомлинский писал, что мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное - приносит беду. Подкрепите это высказывание примерами из жизни. Ответьте на вопросы: как связана культура речи с культурой чувств? По каким признакам можно судить об эмоциональной культуре человека? Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанностью человека? От чего зависит способность управлять своими чувствами? Какими чувствами должен руководствоваться человек во взаимоотношениях с другими людьми? Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми? Назовите их (сдержанность, предупредительность, умение управлять своим настроением, приглушать отрицательные и тактично проявлять положительные эмоции, наличие чувства юмора и умение им пользоваться, доброжелательность и т. п.). Как бы вы реагировали на слова товарища, поделившегося с вами своим горем (радостью)?

4. Как повысить культуру речи.

Классный руководитель:

Речь служит средством общения людей. Чтобы выработать умение говорить просто, образно, живо, с правильными интонациями, полезно выполнять такие задания, как составление словесного портрета, театральная импровизация и др.

5. Как стать интересным собеседником.

Классный руководитель обращается к учащимся с вопросами: какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший собеседник? Легко ли вы находите контакт с людьми? Какие трудности испытываете вы в речевом общении? Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора? Затем он предлагает учащимся «проиграть» сценки разговора с товарищем или мамой по телефону, ситуации встречи и приветствия одноклассников, соседей по дому и т. п. Школьников необходимо подвести к мысли, что глубина и душевность человеческих контактов зависит не только от правильности, уместности слов и выражений, но и от манеры обращения, интонации голоса, употребляемых жестов и мимики. Можно рекомендовать учащимся книги по культуре речевого общения: Матвеев В. М., Панов А. Н. В мире вежливости. Камычек Я. Вежливость на каждый день.

6. Учись искусству спорить, думать, обсуждать!

Классный руководитель:

Умение анализировать жизненные ситуации, обоснованно выражать свое суждение по поводу тех или иных событий, выступать в защиту человека, отстаивать свои взгляды - все это важные показатели речевой культуры. Придерживайтесь следующих правил: давая оценку поступку, охарактеризуйте обстоятельства, при которых он совершен, попытайтесь уяснить себе мотивы поступка, причины, которые его вызвали. Подумайте, почему тот или иной поступок имел место, какие варианты поведения в данной ситуации явились бы более правильными, целесообразными, соответствующими нормам коммунистической морали

Учащиеся анализируют конкретные жизненные ситуации.

Классный руководитель обращается к учащимся с вопросами: часто ли у вас вспыхивают ссоры с товарищами? В чем вы видите их причину? Приходилось ли вам отстаивать свою точку зрения? Если да, то в связи с чем? Удалось ли вам убедить собеседника в своей правоте? Можно ли по разговорной речи судить о культуре человека? Предложите свои рекомендации, как надо вести спор, чтобы он не превратился в ссору

Далее классный руководитель знакомит учащихся с правилами ведения разговора- настойчиво отстаивай свое мнение, если уверен в его справедливости, правильности, уважительно относись к чужому мнению, будь тактичен с собеседником и т д

7. Подведение итогов занятия

Классный руководитель вместе с учащимися обобщает требования, предъявляемые к культуре речи, и составляет памятку, которую можно повесить в классном уголке.

Классный час « Поговорим о культуре речи»

Цели: помочь учащимся почувствовать важность культуры речи; содействовать воспитанию патриотических чувств, потребности в работе над речью. Прививать эстетическое чувство и уважение к родному языку.

Оформление: Плакат с высказыванием И. С. Тургенева, портреты, выставка книг.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

2. Чтение стихотворения учащейся

Много слов на земле. Есть дневные слова –

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова - словно раны, слова – словно суд -

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

3.Пословицы о слове.

Слово не воробей, вылетит не поймаешь.

Недоброе слово больней огня жжет.

Добрые слова дороже богатства.

Худое слово и сладким медом не зальешь.

И дорого дал бы за словечко, да не выкупишь. (Ребята дают толкование каждой пословице).

4. Учитель.

Дивишься драгоценностям нашего языка: что ни звук, то и подарок. « Настоящий, сильный, где нужно - нежный, трогательный, где нужно - строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно - бойкий и живой…»(Л. Н. Толстой).

« Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…» (А. И. Куприн.)

В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность.

Что вы понимаете под культурой речи? (Обращение к ребятам).

Учитель. Под культурой речи имеется в виду прежде всего владение человеком нормами литературного языка как письменной, так и устной речи. Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Язык – это самая большая ценность народа, на котором он пишет, думает, говорит.

СЦЕНКА. Выступление учащихся.

Заранее подготовленный диалог « Бабушка и внук ».

Как получилось, что собеседники не поняли друг друга? Почему так получилось?

(Ответы ребят).

(Объясняется значение слова « эстетика»). Эстетика речи состоит в подчинении слов определенным нормам произношения, ударения, построения словосочетаний и предложений. В ясности, эмоциональности, образности, выразительности языка.

Каким же, на ваш взгляд, должен быть собеседник? (Он должен обладать терпением. уметь слушать собеседника, уважительно относиться к чужому мнению. Не говорить громко).

Учитель. Повышение культуры речи является актуальной проблемой общества. Так, например, сегодняшние старшеклассники употребляют самое большее количество жаргонизмов. А ведь они – наше будущее. Попробуем же поработать над исправлением наших ошибок.

Задание. Исправьте ошибки в сочетаниях слов.

Эта новость причинила ей удовольствие.

С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.

У нее были огромные каштановые глаза.

Он испытывал к нему крепкую ненависть.

Путешествуя по разным странам, я очень скучала по близким.

Задание. Исправить ошибки, связанные с речевой избыточностью.

В марте месяце открылось совместное предприятие. – В марте открылось совместное предприятие.

Эти компьютеры просты по устройству и дешевы по стоимости. – Эти компьютеры просты по устройству и дешевы.

Писателя интересуют взаимоотношения участников движения друг с другом.- Писателя интересуют взаимоотношения участников движения.

И в то мгновение я почувствовал, что он почувствовал во мне врага. – И в то же мгновение он почувствовал во мне врага.

И вот недавно сослуживцы по работе преподнесли сюрприз.- И вот недавно сослуживцы преподнесли сюрприз.

Вопросы классу: Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку?.

Почему вы так поступите?

Исследователи отмечают, что уровень культуры речи в настоящее время резко падает. Это связано с резкой сменой в 80 гг.20 века политического и экономического курса государства, появлением относительной « свободы слова », а также с отсутствием необходимого контроля.

В нашей речи встречается еще много орфоэпических, лексических, грамматических и стилистических ошибок.

Поэтому каждому культурному, образованному человеку необходимо следить за своей речью, добиваться ее правильности и грамотности.

« Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками», - призывает И. С. Тургенев. Учиться этой красоте слога следует у замечательных классиков: А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, Л.Н. Толстого и др.