Олег Смолин: биография. Олег николаевич смолин биография Смолин олег николаевич биография

Из книги О.Н. Смолина “Куда несет нас рок событий”. Политологическая публицистика 1990-1995 гг. М.: ИПТК “Логос” ВОС, 1995. - С. 5-6.

Уважаемый читатель!

Если уж, преодолев естественную сейчас аллергию на политику, Вы взяли в руки эту книгу, возможно, Вы захотите узнать что-нибудь о её авторе.

Я, Смолин Олег Николаевич, родился 22 января 1952 года в селе Полудино одноименного района Северо-Казахстанской области фактически слепым от рождения.

На голубую кровь не претендую. Вслед за тургеневским героем могу повторить: мои деды землю пахали. Впрочем, и прадеды тоже. Родители мои - учителя. Отец после фронта, где он был пулеметчиком, и педагогического института вместе с мамой уехал к ее родителям на будущую целину, где 11 лет директорствовал в сельской школе. Эти годы они считают лучшими в своей жизни.

Как идейные люди своего времени родители не хотели, чтобы сын праздновал день рождения, когда в стране траур по поводу смерти Ленина. Рождение мое было совмещено с маминым. Поэтому теперь в паспорте стоит: родился 10 февраля...

В 1959 году я был принят в омскую специальную школу-интернат № 95 (ныне № 14), которую окончил в 1970-ом с золотой медалью. Годом раньше получил свидетельство об окончании с отличием омской детской музыкальной школы № 2 по классу баяна.

По окончании школы 4 года (1970-1974) учился на историческом факультете Омского государственного педагогического института (ныне - университет). Был Ленинским стипендиатом, чего не стыжусь. Институт закончил с отличием. Учителей своих и вузовских преподавателей всегда вспоминаю с благодарностью.

Получив диплом, два с небольшим года работал в омской школе рабочей молодежи № 4, а затем (с 1976 года) ассистент, старший преподаватель, доцент института, который заканчивал. В 1982 году под руководством Льва Наумовича Когана, тогда - профессора, а ныне - члена-корреспондента Академии естественных наук, защитил диссертацию по философии. Немного часов в институте веду до сих пор, т.к. боюсь потерять квалификацию: политическая жизнь России слишком непредсказуема.

В 1990 году коллеги по институту выдвинули меня кандидатом в народные депутаты России. Неожиданно для себя и многих других оказался первым из 11 кандидатов в первом туре и был избран во втором.

Став депутатом, отказался голосовать за Декларацию о суверенитете России из-за ее 5-го пункта, точно также как спустя полтора года не поддержал Беловежское соглашение: участвовать в разрушении государства, в котором родился никакого желания не имел. Экономический курс “шоковой терапии” в Российской Федерации изначально считал ошибочным и критиковал. Выступал против сверхцентрализации и усиления президентского власти сначала в Советском Союзе, затем - в России. 21 сентября - 4 октября 1993 года был в Москве сначала в здании парламента, затем в Краснопресненском райсовете. Дубинкой омоновца получил личный урок демократии. Повторно был выдвинут кандидатом в депутаты на сей раз Совета Федерации. Среди 4-х кандидатов получил второе “проходное” место.

Имею две парламентские специальности: одна определяется профессией, другая - жизнью. Первая - законодательство в области образования: в Комитете Верховного Совета по науке, культуре и образованию входил в число разработчиков Закона РФ “Об образовании”. В настоящее время - председатель подкомитета по образованию и подготовке кадров Совета Федерации. Вторая парламентская специальность - социальная защита, в особенности, законодательство по проблемам социальной защиты инвалидов.

По политическим убеждениям отношу себя к левой половине политического спектра, точнее, - к левоцентристам; по жизненной позиции - к опоздавшим шестидесятникам. Правда, в отличие от многих “неопоздавших” позиций кардинально не менял. Женат. Сын - студент.

Любимые литературные образы в политике - сказка Андерсена о двух лягушках в сметане или “миф о Сизифе” Альбера Камю: Сизифу известно, что камень сорвется с вершины, но он продолжает катить его в гору, несмотря ни на что. И поэтому он подлинный герой истории...

День рождения 22 января 1952

депутат Государственной Думы, член фракции Коммунистическая партия Российской Федерации, заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы

Биография

Родился 22 января (официально - 10 февраля) 1952 в селе Полудино Полудинского района Северо-Казахстанской области. Является слепым от рождения.

В 1970 году окончил с отличием музыкальную школу Омска по классу баяна. С золотой медалью окончил омскую специальную школу для слепых и слабовидящих детей.

Поступил на исторический факультет Омского государственного педагогического института имени А. М. Горького. В 1974 году окончил вуз, получив диплом с отличием. С 1974 по 1976 год работал преподавателем в Омской школе рабочей молодёжи. С 1976 года работает ассистентом в Омском государственном педагогическом институте. В 1976-1991 годах - член КПСС.

1 декабря 1979 года избран старшим преподавателем Омского государственного педагогического института. 1 ноября 1981 года - 1 ноября 1982 года прикомандирован в аспирантуру УрГУ.

В 1982 году защитил кандидатскую диссертацию «Культурная революция как фактор формирования социалистического образа жизни» по специальности «философия» в Уральском госуниверситете. 30 марта 1984 года избран доцентом Омского государственного педагогического института.

В 1989-1991 годах член реформистского партклуба в Омске . 18 марта 1990 года избран депутатом Съезда народных депутатов РСФСР. Член фракции «Россия».

С 1 сентября 1992 года - член Комитета по науке и народному образованию ВС РСФСР на постоянной основе. 12 декабря 1993 года Избран депутатом Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 1 марта 1994 года избран председателем подкомитета по образованию и подготовке кадров Комитета Совета Федерации по вопросам науки, культуры и образованию.

17 декабря 1995 года избран депутатом Государственной Думы второго созыва. Член депутатской группы «Народовластие». 23 января 1996 года избран заместителем председателя Комитета Государственной Думы второго созыва по образованию и науке. 1 февраля 1996 года избран председателем подкомитета по образованию.

19 декабря 1999 года избран депутатом Государственной Думы третьего созыва. Член Агропромышленной депутатской группы. 24 января 2000 года избран заместителем председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке.

В 2001 году защитил докторскую диссертацию по теме «Социально-философские аспекты государственной образовательной политики в условиях радикальной трансформации российского общества» в МГПУ.

В Госдуме занимался проблемами образования, был разработчиком таких базовых для системы образования законов, как Закон «Об образовании», Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Об утверждении федеральной программы развития образования», а также Национальной доктрины образования в Российской Федерации, одобренной Всероссийским совещанием работников образования в Кремле 15 января 2000 года.

12 сентября 2001 года избран председателем правления Омского регионального отделения Народно-патриотического союза России (НПСР).

7 декабря 2003 года избран депутатом Государственной Думы четвертого созыва. Член фракции КПРФ. 16 января 2004 года избран первым заместителем председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы.

2 декабря 2007 года избран депутатом Государственной Думы 5 созыва от Коммунистической партии Российской Федерации. В январе 2008 года стал заместителем председателя Комитета Государственной Думы по образованию

26 февраля 2009 года избран президентом общества «Знание». В сентябре 2009 года Смолин подвергся ограблению. Представители КПРФ не исключали политических причин ограбления.

Профессор, академик Академии гуманитарных наук и Академии педагогических и социальных наук. Автор более 700 научных, научно-публицистических и публицистических работ, в том числе 7 авторских книг; соавтор 4 книг.

Первый вице-президент Паралимпийского комитета России, вице-президент Всероссийского общества слепых (ВОС), почётный член Всероссийского общества инвалидов.

Женат. Имеет сына и внука.

Награды и звания

  • медаль ЦК КПРФ «90 лет Великой Октябрьской социалистической Революции»
  • кавалер Золотого Почётного знака «Общественное признание». Орден Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств «Содружество».
  • орден «Слава нации».
  • орден «Во имя жизни на Земле».
  • орден Петра Великого II степени.
  • юбилейная медаль Президиума Съезда народных депутатов СССР «За заслуги в образовании 75 лет».
  • медали «В память 850-летия Москвы», А. С. Макаренко за педагогическую доблесть, К. Д. Ушинского (отраслевая награда Министерства образования Российской Федерации), «За укрепление авторитета российской науки», «За заслуги в развитии Современной Гуманитарной Академии», «За заслуги в образовании и воспитании»
  • почётные знаки: «За заслуги в развитии парламентаризма», «Знак почёта ВОС», «Заслуженный работник ВОС», «За заслуги перед Всероссийским обществом слепых» первой степени, «За защиту прав человека» Наградной знак-орден «Меценат» - за выдающийся вклад в дело возрождения и процветания.

Является действительным членом Академии гуманитарных наук, Международной педагогической академии, Академии педагогических и социальных наук, членом-корреспондентом Российской академии образования, Международной академии общественных наук.

Составлено на основе автобиографий О.Н. Смолина, его интервью, отчётов, официальных документов. Автобиографические высказывания взяты в кавычки.

Корни: деды и родители

Я, Смолин Олег Николаевич, родился 22 января (официально – 10 февраля) 1952 года в селе Полудино одноименного района Северо-Казахстанской области, где прожил первые 7 лет своей жизни.

Рода я не княжеского и не боярского, оба деда – крестьяне. Когда в школе проходили И.С. Тургенева, вспомнил фразу Базарова: “Мой дед землю пахал”. Один дед пахал землю на Волге (Трофим Александрович Смолин и Александра Михайловна Смолина), а другой дед землю пахал на Украине (Фома Ильич Коротков и Наталья Васильевна). Случилось так, что оба деда грамотные, оба деда политически активные пострадали в коллективизацию: Трофим Александрович отбыл три года на Севере, как говорили – “за длинный язык”, Фома Ильич – за то, что раздал крестьянам зерно, предназначенное на корм скоту. Он был коммунистом, председателем колхоза. Тогда не стал оправдываться, демонстративно положил на стол партбилет. Хотели возбудить уголовное дело. Но потом уполномоченный из города пришел к деду и бабушке в дом, посмотрел, как они живут, и сказал: “Это ты так живешь, председатель?”. Ушел, уголовное дело прекратил. Поэтому, иногда думаю, что лозунги социальной справедливости во всех моих программах, наверное, наследственное: от дедов и от всей нашей культуры.

Родители мои – крестьянские дети, но уже настоящие русские интеллигенты. Отец, Николай Трофимович, прожил недолго, но успел сделать все, что положено мужчине: пулеметчиком защищал страну в Отечественную, построил дом, посадил сад (один из первых в Северном Казахстане, там даже виноград рос), воспитал двух своих детей и много тысяч ребят сначала в сельской школе (в Северном Казахстане), а потом в омском “Порт-Артуре”, будучи учителем математики и директором школы. На его памятнике мы написали ключевые слова: “Фронтовик, учитель, человек”. А могли бы еще написать, наверное, “поэт природы”. Он никогда не писал стихов, но мог разговаривать с деревьями, в самый неподходящий, неожиданный момент остановиться и залюбоваться закатом или рекой. Честно говоря, мы до конца дней так и не поняли, что было его главным призванием: учить детей или растить сады, а, может быть, то и другое.

Говорят, что стремление к достижениям у человека определяется тем, сколько материнской любви он получил в детстве. В этом смысле мне досталась полная чаша. Моя мама, Анна Фоминична Смолина (Короткова), тоже педагог по образованию (филолог), столько книг перечитала мне, дошкольнику, столько учебников выучила вместе со мной в студенческие годы, и даже уже когда была тяжело больна, ездила в Москву, работала в Ленинской библиотеке, помогала сыну писать диссертацию. Когда я ей дарил докторский доклад, то написал на нем: “Главной болельщице и немного соавтору”. А написать, наверное, надо было: “Соавтору жизни”. И не только физической, но и духовной”.

Школа

В 1959 году поступил учиться в омскую специальную школу № 95 (ныне № 14). Школу вспоминаю с благодарностью, всех учителей помню поименно. Назову некоторых.

Директор школы, Блюм Глеб Дмитриевич, строгий военный, который ходил по школе, надзирал за ребятами. Следил, чтобы ничего не крали у ребят в столовой. При всей строгости пытался привить нам нравственность, как он ее понимал, и умение работать. Сколько мы перекопали лопатами школьного участка, теперь, когда прихожу в школу, вспоминаю слова песни: “и там, где когда-то влюбленными шли, деревья теперь подросли”.

Валерия Александровна Соколова - учитель литературы, больше всего повлияла на мое юношеское мировоззрение. Очень много читала на уроках, очень много проводила литературных вечеров, а самое главное – она через литературу передавала свое отношение к жизни.

Изольда Михайловна Кузнецова – учитель физики, физик по специальности, но лирик по натуре, с которой не только было интересно изучать все: от элементарной электрофорной машины до теории относительности, но с которой можно было просто поговорить, иногда и о литературе на уроках физики.

Валентина Георгиевна Геронина – учитель истории, которой я благодарен за подготовку к институту. Она всегда доказывала, что наука историческая должна быть так же строга, как и науки математические.

Два моих учителя математики: Павел Никитич Гусаров и Нина Николаевна Сипатова, оба незрячие, совершенно разные, каждый из которых пытался привить нам математическую логику и умение строго мыслить.

Учитель физкультуры – Галей Сергеевич Хужесаитов, который научил незрячих ребят бегать, прыгать, вращаться на турнике. Коньки, лыжи, соревнование по гимнастике и чего еще там только не было.

В 1970 году окончил школу с золотой медалью, а годом раньше – с отличием музыкальную школу № 2 по классу баяна.

Начало жизненного пути: вуз

В выборе жизненного пути между музыкой и гуманитарными науками победили последние. Решил пойти по стопам родителей – педагогов, поступил на исторический факультет Омского педагогического института им. Горького (ныне педагогический университет). С некоторыми вузовскими преподавателями сохранил дружбу на всю оставшуюся жизнь. Например, Виктор Николаевич Худяков - когда-то преподаватель, в течение многих лет - декан исторического факультета, а теперь – академик гуманитарной академии, товарищ и руководитель всех моих избирательных компаний. Большое влияние оказал Иван Никифорович Новиков, который говорил, что истории нужно учить так, чтобы и через 15 лет не было стыдно.

В 1974 году, получив диплом с отличием, два года работал в омской школе рабочей молодежи № 4, а с ноября 1976 года – ассистент, старший преподаватель (1979), доцент (1984) института, который заканчивал. В 30 лет в 1982 г. защитил кандидатскую диссертацию по проблемам взаимосвязи культуры и образа жизни по специальности “философия” в Уральском госуниверситете (научный руководитель – профессор Лев Наумович Коган).

Преподавательскую и научную работу не прекращал и после избрания депутатом парламента. В настоящее время – доктор философских наук (докторскую диссертацию по теме “Социально-философские аспекты государственной образовательной политики в условиях радикальной трансформации российского общества” защитил 4 июня 2001 года в Московском педагогическом государственном университете), исполняющий обязанности профессора кафедры политической социологии Омского государственного педагогического университета. Член-корреспондент Российской Академии образования. Автор более 500 научных, научно-публицистических и публицистических работ, в т.ч. семи авторских книг; соавтор пяти книг.

Руководит подготовкой аспирантов. Занятия, проводимые О.Н. Смолиным, всегда проходят на высоком методическом уровне и вызывают повышенный интерес студентов. За годы работы в вузе им подготовлены тысячи учителей для школ Омской области, многие его бывшие ученики успешно защитили диссертации и ныне работают в высших учебных заведениях.

Долгие годы О.Н. Смолин активно сотрудничает с областной и республиканской организациями общества “Знание”. В 1996-2001 гг. им прочитаны сотни лекций по разнообразным проблемам отечественной политики, культуры, теории образования.

Хождение в политику: парламентарий

Моя политическая жизнь началась с перестройкой. С 1989 по 1991 год был членом реформистского партклуба в г. Омске. По политическим убеждениям отношусь к левой половине политического спектра, точнее – к левоцентристам; по жизненной позиции – к опоздавшим шестидесятникам. Правда, в отличие от многих “не опоздавших” позиций кардинально не менял. С 1976 по 1991 год был членом КПСС, с 1991 по настоящее время – беспартийный.

В 1990 году коллеги по институту выдвинули мою кандидатуру в народные депутаты РФ, неожиданно для себя стал первым из одиннадцати претендентов в первом туре и был избран во втором. Основным конкурентом на первых выборах был Л. Полежаев (тогда первый секретарь обкома КПСС, ныне губернатор Омской области).

Став депутатом, отказался голосовать за Декларацию о независимости России, точно так же, как спустя полтора года не поддержал Беловежское соглашение: участвовать в разрушении государства, в котором родился, никакого желания не имел. Экономический курс “шоковой терапии” в РФ изначально считал ошибочным. Выступал против сверхцентрализации и усиления президентской власти, неоднократно голосовал в парламенте за отрешение Б.Н. Ельцина от должности Президента.

1 сентября 1992 г. приступил работе членом комитета по науке и народному образованию Верховного совета РСФСР на постоянной основе.

21 сентября – 4 октября 1993 г. был в Москве сначала в здании парламента, затем в Краснопресненском райсовете.

В декабре 1993 г. среди четырех кандидатов получил второе проходное место и избран депутатом Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Основным конкурентом на вторых выборах был бывший мэр г. Омска, Ю. Шойхет. В Совете Федерации работал Председателем подкомитета по образованию и подготовке кадров Комитета по вопросам науки, культуры и образования.

В декабре 1995, декабре 1999, декабре 2003 гг. избирался депутатом Государственной Думы второго (входил в депутатскую группу “Народовластие”), третьего (работал в Аграрно-промышленной депутатской группе), четвертого (член фракции КПРФ) созывов. Имею две парламентские специальности: одна определяется профессией, другая – жизнью.

Первая – законодательство в области образования: являюсь одним из разработчиков всех действующих в стране законов в сфере образования. В настоящее время (как в Государственной Думы второго и третьего созывов) – Первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ. Член Постоянной комиссии Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ по науке и образованию. Главными направлениями своей работы считаю: запрещение приватизации школ, техникумов, ВУЗов; ограничение платного образования; защиту прав работников учреждений образования.

О.Н. Смолин проявил себя как крупный организатор системы образования в Российской Федерации. Являясь с 1990 г. депутатом высших законодательных органов власти Российской Федерации (1990-1993 гг. – народный депутат РСФСР, 1993-19995 гг. – депутат Совета Федерации, 1995-1999 гг. – депутат Государственной Думы II созыва, 1999-2003 гг. - депутат Государственной Думы III созыва, 2003-2007 гг. – депутат Государственной Думы IV созыва, 2007-2011 гг. – депутат Государственной Думы V созыва), профессионально занимается проблемами образования. Он – автор и соавтор практически всех законов, принятых за последнее десятилетие в образовательной сфере, в т.ч. таких базовых для системы образования законов, как “Закон об образовании” (от 10.07.92 г.), ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании” (новая редакция закона “Об образовании” от 13.01.96 г.), “Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании” (от 22.08.96 г.), “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию” (от 24.04.99 г.), “Об утверждении федеральной программы развития образования” (от 10.04.2000 г.), а также Национальной доктрины образования в Российской Федерации, одобренной Всероссийским совещанием работников образования (Москва, Кремль, 15.01.00 г.).

Вторая парламентская специальность – социальная сфера, в особенности законодательство по социальной защите пенсионеров, ветеранов, инвалидов. С 1992 г., когда появилась гайдаровская “Программа углубления экономических реформ”, решительно выступаю против повышения пенсионного возраста и намерения отнять пенсии у работающих, за установление минимального уровня заработной платы и пенсий не ниже прожиточного минимума и полную их индексацию в соответствии с ростом цен.

О. Н. Смолин - член Центрального правления Всероссийского общества слепых; Почетный член Всероссийского общества инвалидов, первый вице-президент Паралимпийского комитета России.

Президент Попечительского совета омского регионального благотворительного фонда возрождения народной культуры “Наша родина – Сибирь”, входит в руководство различных общественных организаций России и Омской области.

О своей работе

В работе депутата Госдумы есть, по крайней мере, три направления. Первое связано с законодательством. Осмелюсь сказать, что практически все российское законодательство в области образования прошло через мои руки. Это не значит, что я согласен с каждой строчкой закона, но это компромисс. Второе направление работы депутата – работа с избирателями. Работаю я, прежде всего, на Омский регион, но результат сказывается не только здесь. И, наконец, третье направление – взаимодействие с общественными организациями. Настоящая парламентская демократия – это, когда депутаты не сами по себе принимают законы, но, советуясь с теми, для кого эти законы пишутся, и кому придется их исполнять.

Рабочий день в Москве - звонки начинаются часов с 7 утра, из Омска иногда звонят и раньше. Есть время поработать в машине, когда едешь в Госдуму. С 9 часов официальный рабочий день. Рабочий день в Думе - пленарные заседания, работа комитетов, рабочих групп над законопроектами, работа во фракциях и депутатских группах, встречи, прием людей, которые приезжают из родного города, области, из других регионов, запись на радио и телевидении. И много-много другой работы. Постоянный калейдоскоп, постоянное напряжение. Есть помощники, есть кабинет, в нем все минимально необходимое, чтобы работать – телефон, компьютер, специальный принтер (он переводит текст на азбуку для слепых), на котором мне распечатывают. Теперь я имею проекты законов, другие материалы и всегда, приходя на рабочую группу, с некоторой долей иронии говорю своим коллегам: “Сегодня я вооружен и очень опасен”.

Придя молодым человеком в систему законодательной власти, О.Н. Смолин сумел по праву надолго там остаться. Он является автором свыше 80 социально значимых законов. О.Н. Смолин стал не только основным разработчиком всех ныне действующих законов в области образования, он глубоко вникает в пенсионное, налоговое законодательство, входит во все согласительные комиссии по бюджету, занимает активную позицию в поддержке малого бизнеса. Но главное – социальная защита простого человека. Он умеет вовремя написать закон, поправку. Он умеет боль живых людей переносить на язык государственного документа, закона.

Благодаря депутатской деятельности О.Н. Смолина Омская область получает на отзыв все законопроекты в сфере, здравоохранения, культуры, социальной защиты рабочих, селян, пенсионеров.

Письма от омичей в Москву приходят не очень часто. Чаще я привожу целые пачки писем из Омска в Москву. У меня постоянно работающая приемная и люди часто обращаются.

Письма я бы разделил их на три категории. Первая - те, которые требуют внесения поправок в закон. С подачи омичей мы подготовили закон, чтобы инвалиды, нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, были выделены в отдельную группу с точки зрения прожиточного минимума. Вторая группа - просьбы о социальной поддержке. И третья группа – письма политические, когда люди обращаются с вопросом, долго ли мы будем терпеть нынешнюю власть, которая заботится гораздо больше о “новых русских”, чем о подавляющем большинстве своих граждан, в том числе тех, кто создает все материальные богатства в стране.

На все эти письма приходится реагировать. Одни имеют своим следствием законопроекты, другие – обращения в правительство и министерства, третьи мы размножаем и раздаем депутатам, чтобы они знали действительные настроения людей.

Вопросов приходится решать очень много. Это, прежде всего, вопросы денег. Москва – место, где делят деньги, причем больше за пределами правительственных кабинетов, но все же и на долю федерального бюджета тоже кое-что остается. За последнее время удалось добиться сертификации самолета АН-3 и размещения заказов на его выпуск для Министерства природных ресурсов, в 2002-03 годах заложили в федеральный бюджет более 60 млн. на строительство аэропорта в Федоровке, 4 млн. руб. для омской ГТРК “Иртыш”, крупные суммы – для омских вузов. Удалось получить дополнительные компьютеры для омских школ, различное оборудование для ребят из специальных школ и детей-сирот.

В моем думском кабинете появляется руководство заводов “Полет” и “Эталон”, депутаты областного Законодательного собрания и Городского совета, представители администрации. Бывает так, что без предварительной договоренности появляется кто-то из омичей и просит оказать помощь.

Уверен, что не все избиратели имеют информацию о работе депутата. Телевидение представляется один раз в два месяца, и потом это такая вещь, где не будешь рассказывать о том, что делал, но не удалось. Я же не могу всем рассказывать, что направил уже несколько десятков писем только по деньгам для завода “Полет”. Кому от этого прибавится хлеба? Когда будет результат, тогда можно будет рассказать. Подробно об этом в очередном “Отчете” депутата. Существует мнение, будто я работаю только для учителей, студентов, медиков, работников культуры, пенсионеров. Это правда. Но это не вся правда. Я никогда не отказывал в поддержке любым коллективам не только моего округа, но и моей области, которые ко мне обращались.

За все эти годы я стал соавтором законов в области образования, закона о социальной защите инвалидов, многих положений законов о ветеранах, военнослужащих, законов, касающихся семей с детьми. Думаю, что от этой законодательной работы, не моей лично, совместно с другими людьми (в законодательстве нет авторского права) реальную поддержку получили, по крайней мере, каждый второй в нашей стране. Кому-то удалось буквально помочь, кому-то удалось сохранить социальные гарантии.

Я регулярно веду депутатский прием. Много встречаюсь с избирателями. Трудно встречаться с людьми, потому что очень много тяжелых вопросов. Люди всегда спрашивают с того, кого они видят. И они спрашивают за все грехи президента и правительства с депутата Госдумы, который к ним приезжает. От таких встреч бывает польза двоякого рода. Во-первых, становишься злее, в хорошем смысле этого слова. Точнее сказать, еще упрямее пытаешься сделать то, что возможно сделать, находясь в Госдуме. А во-вторых, такие встречи дают размышления для будущих законодательных инициатив. Так родился проект закона о выплате пенсий за выслугу лет для медиков.

За время депутатской работы что я только не пережил – и жесткие дискуссии в парламенте, и тяжелые избирательные кампании, и шельмование в печати, и попытки купить мой отказ выдвигаться в депутаты за большую должность. Но, пожалуй, самое тяжелое в депутатской работе, когда люди, для которых ты работаешь, думают, что ты не помог им не потому, что не мог, а потому, что не захотел. А ведь решить элементарный вопрос для ветерана или для человека с низкими доходами, удается нечасто. В лучшем случае - одно из 10 обращений.

Наверно, у каждого в жизни бывают такие минуты, когда хочется все бросить. У нас это случается, когда, скажем, лет пять работал над законом, со всеми, с кем можно согласовал, в т.ч. с президентской администрацией, а потом она же берет и отклоняет его. Или Правительство вносит закон, отменяющий социальные гарантии для тех, кому они нужны, а наша “замечательная” Госдума голосует за это, “не приходя в сознание”. И тогда думаешь: “Будь оно все проклято – эти перелеты бесконечные, часовые пояса и перегрузки, бессонные ночи”, а потом понимаешь, что бросить это трудно. Бросить трудно по одной простой причине - это ощущение своих реальных возможностей повлиять на события, что-то сделать для тех людей, которые тебе доверяют. И думаешь: “Нет, пока есть силы, надо работать”.

Досуга у нормально работающего депутата почти не бывает, потому что даже, когда плывешь в бассейне, все равно думаешь о делах, и когда приходишь в большой зал Консерватории с московскими гостями, то все равно это не отдых, а наполовину работа, потому что обсуждаются текущие вопросы. Казалось бы, за столько лет в Москве можно было обойти все театры, но бывает это в три месяца раз. И, тем не менее, удалось и в Большом, и в Кремлевском дворце съездов, и в театре “Современник”, и в театре Российской армии, и в театре Немировича-Данченко, и даже в театре “Ромэн” побывать. Если уж совсем голова перегружена, эмоциональный голод, тогда спасает русский романс под гитару или остатки музыкальных воспоминаний со школьного времени о Моцарте, Чайковском.

За прошедшие годы я перечитал много книг философского, духовного характера - Новый Завет, русских христианских мыслителей, “Алмазную Сутру”, Рерихов. Я люблю читать подобного рода литературу - она позволяет подняться над бытом, над суетой, над кровью и грязью нашей современности. Но верю я по-прежнему и прежде всего в человека. Я верю в то, что рано или поздно наш народ разберется в том, кто друг, а кто недруг. Что рано или поздно наша страна займет в мире положение, достойное ее великой истории, ее великой культуры.

  • 26 октября 2017
  • 2000

Старший преподаватель Смолин со студентами. 1982 год

Себя он называет левоцентристом по политическим убеждениям и «опоздавшим шестидесятником» по жизненной позиции. То есть по возрасту к классическому поколению шестидесятников его отнести нельзя, но все идеалы и ценности «оттепели» он разделяет в полной мере.

Депутат Госдумы всех семи созывов, первый зампред Комитета по образованию и науке; доктор философских наук, академик РАО; председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»; вице-президент Паралимпийского комитета РФ; вице-президент Всероссийского общества слепых.

Имеет почетное звание «Рыцарь гуманной педагогики» Международного центра гуманной педагогики; лауреат звания «Ведущие деятели сферы образования мира – 2008», навечно записан в зале славы Международного биографического центра (Кембридж, Великобритания).

И это далеко не полный список достижений Олега Смолина. Критически настроенный читатель мог бы заметить: «Мало ли успешных людей, сделавших блестящую карьеру?» Да, бесспорно, если бы не одно «но»: герой нашего рассказа – слепой от рождения, и вся его жизнь – пример того, как человек победил свой недуг, став опорой и надеждой для инвалидов, ветеранов и социально незащищенных граждан...

Смолины в саду. Полудино

Снился мне сад...

Родился он в 1952 году в селе Полудино на севере Казахстана, в учительской семье.

Детство он называет самой счастливой, золотой порой своей жизни. Любимый сын, бабушкин внук – по его собственному признанию, любви и внимания ему доставалось гораздо больше, чем старшей сестре Светлане, которая, слава богу, родилась здоровой.

Конечно, родителям пришлось пережить горькие минуты, когда во время многочисленных походов по медицинским учреждениям одна докторша заявила: «Да что вы с ним носитесь? Он же у вас умственно отсталый!»

Долгие годы спустя, когда наш герой достиг всех карьерных высот в своей жизни, его мама, уже смеясь, вспоминала эти «пророчества». Но тогда, в далекие 50-е годы, ей было не до смеха, и, назло самым жестоким прогнозам, она перечитала сыну-дошкольнику множество произведений русской классики, заложив тем самым любовь к книге с ранних детских лет. И это неудивительно: ведь мама была учительницей русского языка и литературы, вела в школе драматический кружок и, кроме всего прочего, прекрасно пела! Музыкальные способности передались и сыну – но об этом позже.

Смолины. Полудино. 1955 год

Уважаемым человеком был и его отец Николай Трофимович – фронтовик, учитель физики и математики, директор школы. Ему приходилось работать с детьми разных национальностей, в том числе из неблагополучных семей, но его любимым лозунгом были слова: «Трудных детей не бывает!». Кстати, многие его ученики впоследствии добились успехов в жизни и стали уважаемыми людьми.

Отец считал, что сына надо приучить к труду. Поэтому с детства Олег воду из колодца таскал, забивал гвозди, посуду мыл, одежду гладил и до сих пор благодарен за это родителям.

Кроме педагогической деятельности, у отца было еще одно призвание – садоводство. Его сад, который он посадил и вырастил возле дома, считался одним из лучших в районе, там даже вопреки суровому климату виноград рос.

Олегу Николаевичу потом долгое время снился дом его детства и этот почти сказочный сад. Чтобы избавиться от этого наваждения, уже будучи взрослым человеком, он приехал в места своего детства и обнаружил там только остатки фундамента, кое-где поросшие травой. После этого дом с садом сниться перестали...

Учиться и любить никогда не поздно!

Ну, чего ревешь? Подожди, он еще отсюда домой не захочет.

Вот такими грубоватыми, но по сути справедливыми словами успокаивал директор школы № 95 Глеб Дмитриевич Блюм Анну Фоминичну Смолину, которая привела своего семилетнего сына учиться в специальное учебное заведение для слепых детей.

Олег Николаевич помнит, как тяжело было привыкать избалованному любовью маменькиному сынку и бабушкиному внучку к суровым спартанским условиям: к простой столовской еде, к жесткому расписанию интернатской жизни...

Как трудно было просыпаться в нетопленой спальне (кочегар снова запил), но потом все равно вместе со всеми бежать под холодный душ и обтираться...

И как потом, в старших классах, действительно торопился по воскресеньям из родительского дома в свою школу – к делам, друзьям и своей первой любви.

Помнит, как на уроках читал под партой «Айвенго» и «Спартака», иногда невпопад отвечая на вопросы учителей.

А еще – как участвовал в строительстве новой школы, а затем вскапывал вместе с ребятами большой и страшно замусоренный приусадебный участок. Каждый посадил тогда не по одному дереву, да и не по одному десятку.

Помнит, как в младших классах хотелось скорее вырасти и стать сильным, чтобы не чувствовать угрозы от старших парней. А когда вырос, оказалось, что это вовсе и не нужно: ум важнее физической силы, именно он вызывает уважение окружающих.

А пищи для ума в интернате было предостаточно.

Каждый учитель оставил след в его душе, и каждого он запомнил по имени-отчеству и фамилии.

Вот Павла Ефимовна Задворнова первая учительница, объясняет первоклассникам начала Брайля. А к концу второй четверти Олег уже прочитал толстый том русских народных сказок, напечатанный особым шрифтом.

Вот во втором классе незрячий учитель Раиса Мироновна дает диктант. Олег успевает проверить тексты у двух товарищей. Они получают «пятак» и «четверку», а наш герой – всего три балла. Свой текст проверить не успел.

А вот учитель физики Изольда Михайловна Кузнецова вдруг, почувствовав, что дети устали, стала рассказывать о прошедшем накануне фильме по рассказу Чехова «Цветы запоздалые». Позже, посвятив своим педагогам книгу «Знание – свобода», Олег написал ей посвящение: «Учителю физики и лирики…»

Валентина Георгиевна Геронина учила истории почти как математике: строгость доказательств, ясность аргументации, стройность конструкции. Это ее уроки во многом предопределили выбор профессии Олега Николаевича. А еще на всю жизнь запомнил любимое изречение строгой учительницы: «Учиться и любить никогда не поздно!». Теперь эту фразу со ссылкой на автора он часто цитирует в своих публичных выступлениях.

Однако, пожалуй, наибольшее влияние на юношеское мироощущение нашего героя оказала учительница литературы Валерия Александровна Соколова. Олег Николаевич никогда не забудет впечатления от чеховской «Чайки», которую она прочла прямо на уроке.

«До сих пор эта пьеса для меня – как первая любовь: знаешь, что есть лучше, но равных нет», признается политик.

А еще, помимо учебы, он много чем увлекался всерьез: шахматы, в соревнованиях по которым он часто занимал призовые места; музыка (окончил музыкальную школу с отличием, владеет всеми клавишными инструментами и, если надо, сможет подобрать мелодию на гитаре); физкультура (лыжи, коньки, легкая атлетика, плаванье), и теперь эти спортивные навыки, которые ему привили в интернате, очень пригодились в депутатской карьере с ее бешеным графиком и многочисленными поездками по стране и миру.

Олег Николаевич убежден, что учитель должен быть не только хорошим специалистом в своей предметной области, но еще и интересным человеком для своих детей. Поэтому в педвузах, по его мнению, наряду с основной программой должна быть дополнительная, включающая на выбор музыку, танцы, различные виды спорта. Шутит, что его студенты ему часто говорят: «Олег Николаевич, мы не помним всего, что Вы нам рассказывали на лекции, но зато хорошо помним, как готовились к музыкальному конкурсу».

Как нетрудно догадаться, школу наш герой окончил с золотой медалью, и если в выборе специальности какое-то время колебался между точными науками, музыкой и гуманитарными дисциплинами, отдав предпочтение последним, о чем ни разу не пожалел, то с выбором вуза никаких сомнений не возникало.

Через тернии – к звездам

Омский государственный педагогический институт (ныне университет) закончили его родители, потом старшая сестра, а их семью в Омске называли не иначе как «педсовет Смолиных».

Но прежде чем продолжить рассказ о нашем герое, необходимо подчеркнуть, какой дорогой и порой жестокой была та цена, которую он заплатил за свои успехи, каждый из которых достигался только в результате преодоления всевозможных препятствий, обычно встающих на пути людей с ограниченными возможностями здоровья.

Студенты-историки: Смолин и Ивашина

Например, с первых же дней учебы в вузе самой главной проблемой для него стала дорога от дома до института. И хотя в интернате его учили навыкам самостоятельности, в том числе передвижению в общественных местах, в реальности все оказалось намного сложнее.

Если он ехал один, с тростью, ему нужно было перейти две очень оживленные улицы в городе Омске: проспект Маркса и улицу Ленина. Тогда звуковых светофоров еще не было в помине, и каждый переход был для него как игра в русскую рулетку.

Один раз его чуть не сбил трамвай. Теперь он рассказывает об этом с присущим ему чувством юмора, а тогда ему было не до смеха.

Его радости не было предела, когда живущий в его районе однокурсник вызвался сопровождать его до места учебы и обратно.

Второй проблемой стало отсутствие учебников, напечатанных шрифтом Брайля. То есть таковые имелись, но их было крайне мало. И опять на помощь приходили однокурсники, правда, их помощь строилась на взаимовыгодных началах, как шутит Олег Смолин, по принципу «Бензин ваш – идеи наши». С его стороны были, конечно, идеи, а со стороны товарищей по учебе – рутинная обязанность по чтению отрывков из вузовских учебников и трудов классиков.

Так, вдвоем с товарищем Юрием Гнатко, который тоже увлекался философией, они написали две курсовые работы по Герцену, которого Олег Николаевич считает одним из выдающихся мыслителей. До сих пор помнит некоторые цитаты из Александра Ивановича. Например: «В России власть губернатора возрастает пропорционально квадрату расстояния от столицы».

Несмотря на большую учебную нагрузку, наш герой уже в те годы проявил удивительную способность совмещать полезное с приятным: он принимал активное участие во всех «Студенческих веснах» и шахматных турнирах, часто занимая призовые места... С девушками тоже было все в порядке. На выпускном пятом курсе он женился, а во время сдачи госэкзаменов у него родился сын Женя. Что не помешало нашему герою как всегда блестяще сдать экзамены и получить красный диплом. Жили молодые в скромной квартирке на первом этаже хрущевского дома на окраине Омска – до тех пор, пока Олег Николаевич не получил жилье от пединститута в доме для преподавателей. Однако до того, как вернуться в родной вуз уже в качестве педагога, он еще два года отработал в вечерней школе учителем истории и обществознания. Его взрослые ученики ходили за ним хвостом и спрашивали: «Олег Николаевич, но такого же в учебнике не написано. Откуда Вы это берете?» Он им говорил ровно половину правды: «У меня были прекрасные преподаватели в институте». Но при этом замалчивал вторую половину правды – о том, что по ночам он слушал «Голос Америки» и некоторые другие «голоса» и, естественно, в критически переосмысленном виде использовал полученную оттуда информацию.

Что же касается вузовских профессоров, то он навсегда усвоил их правило: «Преподавать историю нужно так, чтобы через 15 лет не было стыдно».

А потом его пригласили в Омский пединститут. В 30 лет он уже защитил диссертацию на тему «Культурная революция как фактор формирования социалистического образа жизни». С благодарностью вспоминает, как самоотверженно помогала ему пожилая и не очень здоровая мама, которая много часов провела в Ленинской библиотеке, собирая материалы для научной работы сына.

И была бы у нашего героя спокойная профессорская карьера, если бы не случилась перестройка и не захватила его кипучая политическая жизнь...

Преподаватели истфака Омского педагогического института. 1977 год

Хождение в политику

Вот как он сам об этом рассказывает: «Я был активным лектором, активным членом перестроечных партийных клубов. Я считал, что нам нужно произвести очень серьезную дебюрократизацию советской системы. Я тогда еще не знал, что по сравнению с современной бюрократией советская это еще цветочки. Приобрел некоторую известность в области. А тогда каждый университет считал приличным иметь своего человека в парламенте. И вот ректор Омского педагогического Константин Александрович Чуркин и мойучитель и друг Виктор Николаевич Худяков буквально заставили меня пойти в политику».

Олег Николаевич признается, что те его первые выборы 1990 года были самыми демократическими из всех, в которых ему потом довелось участвовать. Только тогда доцент педагогического университета, не обладавший никакими административными и финансовыми ресурсами, мог выиграть упервого секретаря обкома КПСС.

Так началось его долгое восхождение на политический Олимп.

1 сентября 1992 года приступил к работе членом Комитета по науке и народному образованию Верховного совета РСФСР на постоянной основе.

В декабре 1993 года избран депутатом Совета Федерации, где работал председателем подкомитета по образованию и подготовке кадров Комитета по вопросам науки, культуры и образования.

А начиная с 1995 года последовательно избирался в нижнюю палату парламента, включая Государственную думу нынешнего VII созыва, причем каждый раз, за исключением периода 2007–2015 гг. (Государственные думы V и VI созывов), когда он избирался по списку КПРФ по Москве, шел на выборы по одномандатным округам Омской области, а это гораздо сложнее, чем по партийным спискам.

«Но зато в случае удачи я не буду заглядывать в рот партийным лидерам, за спинами которых многие депутаты въезжают в парламент, но, как и прежде, буду слушать вас, уважаемые земляки», – говорит Олег Смолин.

Ассоциацией русских рекордов в 2006 году признан рекордсменом России в номинации «Рекорды законодательной власти» как единственный незрячий депутат Российского парламента, пятикратно избранный по одномандатному избирательному округу. В 2016 году он сумел побить свой собственный рекорд, в очередной раз избравшись по Омскому одномандатному округу.

С самого начала своей депутатской карьеры он выбрал для себя два основных направления деятельности: образование (все годы он работает в профильном комитете) и социальная защита. Поэтому позиционирует себя не как политического лидера, а как правозащитника и социального омбудсмена: ведь он стремится переложить на язык закона те проблемы, с которыми приходят к нему люди.

За все эти годы он стал соавтором законов в области образования (в том числе первой редакции Закона РФ «Об образовании», которая оценивалась Европейской ассоциацией образовательного права как одна из лучших в Европе); закона о социальной защите инвалидов; многих положений законов о ветеранах, военнослужащих; законов, касающихся семей с детьми. Благодаря этому реальную поддержку получили миллионы граждан.

«За время депутатской работы чего я только ни пережил и жесткие дискуссии в парламенте, и тяжелые избирательные кампании, и шельмование в печати, и попытки купить мой отказ выдвигаться в депутаты за большую должность, – признается Олег Николаевич. – Но, пожалуй, самое тяжелое в депутатской работе – когда люди, для которых ты работаешь, думают, что ты не помог им не потому, что не мог, а потому, что не захотел. А ведь решить элементарный вопрос для ветерана или для человека с низкими доходами удается нечасто. В лучшем случае – одно из 10 обращений».

Наверно, у каждого в жизни бывают такие минуты, когда хочется все бросить. У нашего героя это случалось тогда, когда отклоняли закон, над которым он трудился много лет.

Или правительство вносит закон, отменяющий социальные гарантии для тех, кому они нужны, а наша «замечательная» Госдума голосует за это, «не приходя в сознание». И тогда он думал: «Будь оно все проклято – эти перелеты бесконечные, часовые пояса и перегрузки, бессонные ночи», а потом понимал, что бросить трудно по одной простой причине: это ощущение своих реальных возможностей повлиять на события, что-то сделать для тех людей, которые тебе доверяют. И убеждал себя: «Нет, пока есть силы, надо работать».

И продолжает трудиться на разных фронтах: и в Думе, и в Паралимпийском комитете, преподает (хотя и на мизерную долю ставки) в Омском педагогическом, а с нового учебного года – в Московском педагогическом государственном университете. Да еще успевает вести авторские программы на радио и телевидении, в которых рассказывает про инвалидов, добившихся успехов в разных сферах деятельности, и о правах людей с ограниченными возможностями здоровья.

Наверное, чувство социальной справедливости передалось ему по наследству от двух дедов – Фомы Ильича Короткова и Трофима Александровича Смолина. Оба были простыми крестьянами, но грамотными и политически активными, за что пострадали в период коллективизации: Трофим Александрович отбыл три года на Севере, как говорили – «за длинный язык», Фома Ильич – за то, что раздал крестьянам зерно, предназначенное на корм скоту. Он был коммунистом, председателем колхоза. Тогда не стал оправдываться, демонстративно положил на стол партбилет. Хотели возбудить уголовное дело. Но потом уполномоченный из города пришел к деду и бабушке в дом, посмотрел, как бедно они живут, и уголовное дело прекратил.

Кстати, Олег Смолин – один из немногих парламентариев (а может, и единственный из всех), который всегда голосует за уменьшение депутатских льгот и зарплат.

Смолин. 1990 год

Семейное счастье

«Досуга у нормально работающего депутата почти не бывает, – признается наш герой, – потому что, даже когда плывешь в бассейне, все равно думаешь о делах, и когда приходишь в Большой зал Консерватории с московскими гостями, то все равно это не отдых, а наполовину работа, поскольку обсуждаются текущие вопросы».

У Олега Николаевича взрослый сын Евгений, который работает в сфере туристического бизнеса. Сейчас он пытается разрабатывать проект, связанный с дистанционным образованием. «То есть, может быть, пойдет по стопам деда, бабушки и отца», – надеется Олег Смолин.

Есть у него и внук – тезка, с которым он любит проводить минуты свободного времени. Недавно Смолин прочитал ему повесть «Тимур и его команда» и еще раз убедился, что это очень хорошая детская литература.

Хотя и новшества ему тоже нравятся. Так, прочитав «Гарри Поттера», он пришел к выводу, что не разделяет мнение некоторых деятелей церкви, которые считают этот роман «бесовским». Наоборот, он увидел в этом произведении христианские мотивы. Особенно когда Гарри Поттер идет умирать, зная, что другого способа избавить мир от зла нет.

Первая его студенческая семья распалась. В период частых разъездов в отношениях между супругами назрел кризис. И в тот период рядом с ним оказалась его нынешняя вторая жена.

«Я рад, что у меня появилась моя любимая женщина и по совместительству жена, – говорит наш герой, – и позволил себе как-то процитировать Александра Сергеевича: “И, может быть, на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной”».

Вторая жена Олега Смолина – детский врач, специалист по работе с детьми, имеющими расстройство аутического спектра. Самое интересное, что она – дочка его любимой учительницы по литературе; может, поэтому у них одинаковые предпочтения в литературе, искусстве, музыке: оба любят бардовские песни, особенно Окуджаву, Дольского, Высоцкого. Иногда он устраивает для нее одной концерты, исполняя любимые песни и романсы. Их жизненные ценности и политические взгляды тоже схожи, а это, по мнению Олега Смолина, очень важно. Ведь известно, что по причине политических разногласий нередко распадаются семьи.

Наш герой – большой ценитель поэзии. Стихи он цитирует в своих статьях, публичных выступлениях, а одну из своих книг он закончил цитатой из Байрона:

«Довольно демагогов без меня:

я никогда не потакал народу,

когда, вчерашних идолов кляня,

на новых он выдумывает моду.

Я варварство сегодняшнего дня

не воспою временщику в угоду,

мне хочется увидеть поскорей

свободный мир – без черни и царей».

Эти строки близки по духу нашему герою: он по-прежнему убежден, что идея справедливости – это одна из ключевых идей во всей истории человечества.

«К сожалению, в современной России очень остро ее не хватает, мы, увы, рекордсмены большой двадцатки по социальному неравенству, – говорит Олег Смолин. – Я по-прежнему думаю, что две системы ценностей, которые всегда были в основе русской культуры, и которые были заложены, кстати, в первую редакцию Закона РФ “Об образовании” – это свобода и социальные гарантии».

Себя он считает, несмотря ни на что, везучим человеком: ведь в его жизни были мудрые родители, прекрасные учителя, давшие ему блестящее образование, а сейчас есть любимая жена, друзья и дело, которому не жаль посвятить жизнь...

Ольга Дашковская

Аспирантура: Уральский государственный университет, г. Свердловск, 1982, философия.
Высшее: Омский государственный педагогический институт им. Горького (ныне - педагогический университет), исторический факультет, 1974, учитель истории и обществоведения.

Тема кандидатской диссертации

«Проблемы взаимосвязи культуры и образа жизни» (1982)

Тема докторской диссертации

«Социально-философские аспекты государственной образовательной политики в условиях радикальной трансформации российского общества» (2001)

Курсы текущего учебного года

«Образовательная политика в отношении лиц с ОВЗ»

Публикации

Книги О.Н. Смолина:

  1. Образование – для всех: Философия. Экономика. Политика. Законодательство. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2014.
  2. ОБРАЗОВАНИЕ. ПОЛИТИКА. ЗАКОН: Федеральное законодательство как фактор образовательной политики в современной России. – М.: Культурная революция, 2010

Статьи О.Н. Смолина:

  1. Конвенция ООН «О правах инвалидов»: риски и надежды // Конвенция ООН о правах инвалидов и российское законодательство: что делать? Материалы «круглого стола», Москва, Государственная Дума ФС РФ, 3 мая 2012 года / Под общ. ред. О. Смолина. – М.: ООО «ИПТК «ЛОГОС ВОС», 2012. – С. 3-60
  2. Рекомендации по созданию условий для полноценного участия школьников с ограниченными возможностями здоровья в предметных олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях // Бюллетень благотворительной программы Российского Союза Ректоров «Талант преодоления». М., 2009. – С. 13-18
  3. Интеграционный подход к инвалидности: Конвенция о правах инвалидов и российское законодательство // Инвалиды в большом городе: законодательство и обязательство социального государства. Мат. конф. 10-11 июня 2009. М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2009. – С. 6-22
  4. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: процедура законодательного обеспечения // Дефектология. – 2007. – № 5. – С. 77-85
  5. Информационные технологии в российском образовании: некоторые нормативно-правовые проблемы // Интернет – свободный, безопасный, образовательный. Межрегиональная научно-практическая конференция (18-19 октября 2013 г., Омск) / Сборник материалов. Под общ. ред. М.П. Лапчика. – Омск: Полиграфический центр КАН, 2013. – С. 3-12.
  6. Федеральный закон об образовании в РФ: не лебедь, но рак // Народное образование. – 2014. – № 1. – С. 9-18.
  7. Электронное обучение: российская образовательная политика и зарубежный опыт // Человеческий капитал. – 2014. – № 6. – С.4-11.
  8. Образование в течение всей жизни: законодательство и проблемы // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2015. – № 1(19). – С.135-143.
  9. Методология разработки и система российского образовательного законодательства: проблемы и перспективы // Педагогика. – 2015. – № 7 (сентябрь). – С. 3-24.
  10. Российское образовательное законодательство. Философско-методологические и социально-правовые проблемы. Часть I // Философские науки. – 2016. – № 1. – С. 9-20
  11. Российское образовательное законодательство. Философско-методологические и социально-правовые проблемы. Часть II // Философские науки. – 2016. – № 2. – C. 7-21
  12. Студенты с ограниченными возможностями здоровья: статус, образование, трудоустройство. Интервью Анны Шведовской // Психологическая наука и образование. – 2017. – № 1. – С. 7-9.

Повышение квалификации

«Московский педагогический государственный университет», «Инклюзивное образование детей с ОВЗ», 2017 год, 72 часа. Удостоверение № 772406323528
«Московский педагогический государственный университет», «Инклюзивное образование детей с ОВЗ», 2017 год, 16 часов. Удостоверение № 772406321410

Государственные и ведомственные награды

1997 г. - медаль "В память 850-летия Москвы"
2000 г. - Почетная грамота Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
2002 г. - медаль К.Д. Ушинского
2006 г. - почетный знак Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "За заслуги в развитии парламентаризма"
2006 г. - Благодарность Председателя Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
2007 г. - медаль А.С. Макаренко2008 г. - Почетная грамота Правительства Российской Федерации
2008 г. - Почетная грамота Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
2008 г. - медаль "Совет Федерации. 15 лет"
2008 г. - медаль имени академика СИ. Вавилова
2012 г. - серебряная медаль "МПА СНГ. 20 лет"
2012 г. - золотая медаль "За достижения в науке"
2001 г. - почетный знак "За защиту прав человека"
2012 г. - золотой знак Московского городского психолого-педагогического университета
2012 г. – золотая медаль Российской академии образования
2013 г. - почетное звание "Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации"
2017 г. – медаль Российской академии образования им. В.В. Давыдова

Участие в конференциях

В 2017 году:

III Санкт-Петербургский международный экономический конгресс (СПЭК-2017) «Форсайт «Россия»: новое индустриальное общество. Перезагрузка». (Санкт-Петербургский научный центр РАН). 27 марта 2017 г.

Московский Экономический Форум (МЭФ) «Поворот мировой истории. Новая стратегия России» (Москва, «Шуваловский корпус» МГУ). 30 марта 2017 г.

Международная научно-практическая конференция «Дидактические основы поликультурного образования. (Омск, ОмГПУ). 1 июня 2017 г.

Круглый стол «Социальная защита пожилых и инвалидов: проблемы и роль НКО». (Омск, Федерация омских профсоюзов). 2 июня 2017 г.

Третий международный профессиональный форум «Книга. Культура. Образование. Инновации» (Крым-2017). (Судак, Республика Крым). 5 июня 2017 г.

4-я Международная научно-практическая конференция “Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики”. (Москва, МГППУ). 21 июня 2017 г.

Международный Форум ЮНЕСКО «Образование 2013: новая концепция развития». (Казань, Университет управления «ТИСБИ»). 21 сентября 2017 г.

Международная конференция по новым образовательным технологиям «EDCRUNCH 2017. Образование 3.0. Технологии для индивидуализации и персонализации». (Москва, Центр международной торговли, зал «Ладога»). 26 сентября 2017 г.

Международная научно-практическая конференция «Право молодых людей с инвалидностью на независимость, социальную интеграцию и участие в жизни сообщества». (Азербайджан. Баку. Конференц-зал отеля Park Inn). 3-5 октября 2017 г.

Общероссийская конференция «ЖЕНЩИНЫ И ТРУД: ПРАВО И РЕАЛЬНОСТЬ. РОССИЙСКИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ». (Москва, Государственная Дума). 19 октября 2017 г.

Конференция «Социальная защита пожилых и инвалидов В РЕГИОНАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ». (Омск, Омская юридическая академия). 23-24 октября 2017 г.

Международная конференция «Измените мир, он в этом нуждается! К 100-летию Русской Революции» (Санкт-Петербург, Национальная библиотека). 26 октября 2017 г.

VI Всероссийский образовательный форум “Школа будущего. Проблемы и перспективы развития современного образования в России» (Санкт-Петербург, Международная академия качества и маркетинга). 28 октября 2017 г.

XII Форум Всемирной политэкономической ассоциации «Октябрьская революция: содействие развитию мировой экономики и благосостоянию населения» (в рамках Международного форума «Октябрь. Революция. Будущее») (Москва, МФЮА). 3 ноября 2017 г.

Международный симпозиум «Революция: взгляд в будущее» (в рамках Международного форума «Октябрь. Революция. Будущее») (Москва, «Digital October»). 5 ноября 2017 г.

Всероссийский сетевой форум с международным участием «Национальная стратегия действий в интересах детей: навстречу Десятилетию детства» (Москва, RT). 14 ноября 2017 г.

Пленарное заседание секции «Великая книжная рЭволюция. Влияние книги на развитие современного общества» в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума (Санкт-Петербург, Главный штаб Государственного Эрмитажа). 16 ноября 2017 г.

Четвертый Всероссийский научно-практический конгресс «ПРОИЗВОДСТВО, НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД» (ПНО-IV). (Москва, Центральный экономико-математический институт РАН). 24 ноября 2017 г.