Анализ стихотворения н.а.некрасова «внимая ужасам войны…» методическая разработка по литературе на тему. Анализ стихотворения Некрасова «Внимая ужасам войны» (с планом) Внимая ужасам войны о чем

1. История создания . В 1853-1856 гг. Россия вела изнурительную Крымскую войну, которая ежедневно приносила большое количество жертв. Многие поэты и писатели откликнулись на эти события. В их числе оказался и Н. Некрасов , написавший в 1855 г. стихотворение "Внимая ужасам войны".

2. Жанр стихотворения - элегия, размышления поэта над горем несчастных матерей погибших.

3. Основная идея произведения заключается в том, что павшие на поле боя воины будут оплакиваться недолго. При массовой смертности на войне человеческая жизнь вообще ценится крайне дешево. Даже наиболее близкие люди в конце концов смирятся с неизбежной потерей и начнут жить дальше.

Солдаты погибают за свою страну, поэтому их смерть должна вызывать не жалость, а чувство гордости и восхищения за проявленные подвиги. Но у каждого человека "где-то есть душа одна", которая никогда не забудет о своей потере - его родная мать.

Какими бы патриотическими призывами не оправдывалось государство, для женщины самым дорогим в жизни останется ее ребенок, которого она носила под сердцем.

4. Композиция стихотворения последовательная. Автор предается неспешным печальным размышлениям о женском горе.

5. Размер произведения - четырехстопный ямб с чередующейся (кольцевой и перекрестной) рифмой.

6. Выразительные средства . В небольшом по объему стихотворении Некрасов стремился максимально точно и убедительно передать свою основную мысль. Поэтому средствам художественной выразительности придается большое значение. Центральная антитеза подчеркнута яркими эпитетами: "лицемерные дела" - "святые, искренние слезы".

Не менее выразительны метафоры: "до гроба", "кровавая нива". Матерей погибших автор сравнивает с "плакучей ивой" - традиционным образом тоски и печали. Поэт равномерно распределил по тексту восклицания, которые в нужных местах усиливают эмоциональное впечатление. Многоточие в финале подчеркивает философский смысл произведения. Размышления о кровавых жертвах сражений ведутся с глубокой древности, и им не предвидится конца, пока во всем мире не будет навсегда покончено с войнами.

7. Основная мысль произведения заключается в осуждении автором любой войны. Он не касается вопроса о правых и виноватых. Даже самая "справедливая" война обойдется ценой больших потерь, расплатой за которые станут "святые слезы" матерей. Реалист Некрасов одним из первых в русской поэзии обратил свое внимание именно на всенародное женское горе, причиной которого является война.

В то время было принято воспевать победы, прославлять подвиги полководцев или отличившихся геройством воинов. Но за этими отдельными людьми всегда стоит подавляющая масса солдат, о которых никто и никогда не напишет. Как бы жестоко это ни звучало, но основу любой армии составляет "пушечное мясо". В таком качестве эти люди и рассматриваются главнокомандующими при составлении планов военных кампаний и сражений. А ведь эта серая масса состоит из миллионов отдельных людей, совершенно непохожих друг на друга, имеющих свой богатый внутренний мир.

У каждого из них есть мать, которая помнит о своем ребенке и молит Бога о его спасении. Некрасов противопоставляет слезы матерей "лицемерным делам" и "всякой пошлости". Высшее общество, действительно, мало беспокоила ситуация на далеком фронте. Патриотические высказывания были обычным лицемерием. Только женщина-мать, которая дала своему ребенку жизнь, понимала губительные последствия войны для всей страны.

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н.А.НЕКРАСОВА

«ВНИМАЯ УЖАСАМ ВОЙНЫ…»

Н. А. Некрасов внес огромный вклад в развитие русской литературы не только как поэт, автор прекрасных стихов и поэм, но и как редактор журнала «Современник» (1847-1866). Во втором номере этого журнала за 1856 г. был напечатан рассказ Л. Н. Толстого «Севастополь в августе 1855 года». Это - один из «Севастопольских рассказов» (всего их три) начинающего тогда писателя, и написал их Толстой не случайно.

В то время шла Крымская война (1853-1856), и он, будучи офицером, принимал в ней непосредственно участие. В основу «Севастопольских рассказов» положены подлинные факты и события, которые Толстой наблюдал, находясь на одном из самых опасных мест Севастопольской обороны - на четвертом бастионе.

В рассказе «Севастополь в августе 1855 года» особ внимание читателя привлекают образы двух братьев Козельцовых: старшего - Михаила, офицера, энергично, талантливого, общительного, любимого солдатами, младшего - Володи, прапорщика, только что окончившего военное училище при Императорском дворце по собственному желанию приехавшего в Севастополь. Стыдно жить в Петербурге, когда тут умирают за Отечество», - убежден он. «...Молодой мальчик, лет семнадцати, с веселыми черными глазками и румянцем во всю щеку», - пишет о нем Толстой. Скромность, боязнь показаться смешным, добрейшее отношение к окружающим, в том числе и к подчиненным, «серебристый звучный голос», радужные мечты, отвага... Нельзя не полюбить этого «приятно хорошенького мальчика».

I ...Во время одного из штурмов Севастополя вражескими войсками старший Козельцов был смертельно ранен, а младший - убит. Убит в первом и последнем для него бою... «Что-то в шинели ничком лежало на том месте, где стоял Володя». Жизнь кончилась, еще не начавшись как следует.

А теперь представим себе состояние матери, получившей извещение о гибели сразу двух своих сыновей...

В отзыве о рассказе «Севастополь в августе 1855 года» Некрасов писал: «И сколько слез будет пролито и уже льется теперь над бедным Володею! Бедные, бедные старушки, затерянные в неведомых уголках обширной Руси, несчастные матери героев, погибших в славной обороне!..»

Под впечатлением событий Крымской войны и рассказа Л. Н. Толстого «Севастополь в августе 1855 года» " А. Некрасов в 1856 г. написал одно из бессмертных своих стихотворений - «Внимая ужасам войны...».

2. Прочитайте стихотворение или прослушайте его в чьем-либо хорошем исполнении (строфы пронумерованы в учебных Целях; в авторском тексте стихотворения римских цифр нет).

(I) Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя...

(II) Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где-то есть душа одна -

Она до гроба помнить будет!

  1. Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы -

То слезы бедных матерей!

  1. Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей...

1. Заглавия стихотворения нет; его отсутствие обозначено знаком ***. Ученые в таком случае говорят: нулевое заглавие.

Если заглавия нет, стихотворение называется по первой строке, причем по всей первой строке, а не по части ее. Произносить эту строку нужно с понижением голоса, с интонацией законченности, в отличие от интонации незавершенности при выразительном чтении первой строфы.

Когда у стихотворения нет заглавия, то читателю приходится проделывать особенно интенсивную умственную работу: автор как бы предлагает ему самому восполнить отсутствующее заглавие. А сделать это непросто: в стихотворении несколько смыслов, они открываются читателю не сразу, а постепенно. Для этого надо перечитывать каждую строфу и каждую строку неоднократно, ставить перед собой вопросы и искать на них ответы, использовать энциклопедические и лингвистические словари. Это очень полезное и увлекательное занятие!

2. Проследим микросвязи, т. е. связи между словами, оборотами. Читаем сначала всю строку или все предложение, потом выбираем и комментируем из них отдельные слова и обороты, используя словари или заранее приготовленные выписки из них.

Внимая ужасам войны...

Внимая - деепричастие от глагола внимать - слушать с особым вниманием. Некрасов, как поэт-гражданин, как редактор журнала, игравшего огромную роль в формировании общественного мнения, все сообщения с фронтов войны, естественно, воспринимал с особым вниманием.

Ужасам войны - любая война противоестественна, противочеловечна и вызывает у людей чувство страха, сильного испуга.

Но Крымская война для России была особенно тяжелой. Вспомним одну из героических и трагических страниц ее - оборону Севастополя. 349 дней русские войска мужественно защищали этот город от значительно превосходящих вооруженных сил не одного государства, а четырех: Франции, Великобритании, Турции, Сардинии. Когда были исчерпаны все возможности обороны, южная часть города была оставлена.

В сообщениях с фронтов описывались именно ужасы войны - страшные, трагические явления, положения, случаи.

При каждой новой жертве боя...

Каждый - всякий, любой; один из ряда подобных, взятый подряд, без выбора, без пропусков; новая жертва боя - только что или недавно погибший в бою; до него жертвы боя уже были.

Мне - форма дательного падежа от личного местоимения я, употребляется для обозначения самого говорящего. Но кто здесь говорящий? Поэт или лирический герой (т. е. герой, от имени которого дается высказывание)? Наверное, и тот и другой: говорящий - лирический герой, но он выражает мысль автора.

Жаль - о чувстве жалости, сострадания; слово категории состояния, в данном случае в роли сказуемого безличного предложения. Дополнение мне и сказуемое жаль для усиления их смысла повторяются в двух рядом расположенных частях сложного предложения, следовательно, они анафорические. Частица не при однородных членах (не друга, не жены, не самого героя) указывает на противопоставление им кого-то другого. Многоточие в конце четвертой строки можно «расшифровать» как вопрос: почему не жаль? Ответ частично содержится в следующих двух строках стихотворения.

Увы! - междометие; выражает горькое сожаление или сетование по поводу чего-либо; здесь - «как это ни печально, ни прискорбно», утешится жена - перестанет огорчаться, горевать, плакать (возможно, выйдет замуж за другого); и друга лучший друг забудет.

А самого героя почему не жаль? Он - «жертва боя», погибший и ничьего сострадания, сожаления воспринять уже не может.

Но где-то есть душа одна... Многозначное слово душа здесь употреблено одновременно в двух значениях: человек и его внутренний мир; ...до гроба помнить - несколько измененный по форме фразеологизм - по гроб жизни - навсегда. Предложение восклицательное: глубокая уверенность говорящего в том, что он говорит, эмоционально окрашена.

III строфа - сложное бессоюзное предложение. В первой части его ключевые слова - святые, т. е. глубоко чтимые, исключительные по своему благородству, искренние слезы; во второй части предложения объясняется, о чьих слезах идет речь: То слезы бедных матерей. Прилагательное бедных здесь в значении несчастных (на фронте погибали дети не только бедняков, но и дворян); бедный и несчастный - синонимы. Святость, искренность материнских слез особенно глубоко осознаются при сопоставлении их с «прозой жизни», с обыденностью повседневных «лицемерных дел» (искренний и лицемерный - антонимы). Известно: искренние слезы напоказ не выставляются; их не каждый и не всегда увидит; их надо подсмотреть, т. е., наблюдая, заметить, подметить. Материнские «святые, искренние слезы» - одни в мире, ничьих еще таких же благородных слез нет.

Основа последней строфы - сравнение двух ситуаций.

1) Матерям никогда «не забыть своих детей, погибших на кровавой ниве»; нива - в прямом значении засеянное поле, хлеба; в переносном (с определением) и в высоком стиле - поприще; на кровавой ниве - на полях сражений.

2) Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.

Плакучая ива (разновидностей этого дерева много) - ива с длинными свисающими ветвями.

Поникнувшие (ветви) - причастие от глагола поникнуть - 1) склониться, пригнуться (о растениях); 2) впасть в подавленное настроение, склонить голову. В данном контексте эти значения глагола неразделимы: мать в глубокой печали низко склоняет голову, как ива низко опускает свои длинные ветви.

Вывод из наблюдений: тема стихотворения «Внимая ужасам войны...» - неизбывность горя, святость, искренность слез матерей, у которых война отняла самое дорогое - детей. Для чего поэт написал стихотворение? Для того, чтобы выразить свое (и наше!) сочувствие, сострадание матерям погибших героев и протест против любой войны. Это - основная мысль, идея стихотворения.

В творчестве Некрасова оно - одно из программных. Все самое доброе, самое светлое в детстве и юности будущего поэта было связано с образом его матери Елены Андреевны, ласковой и чуткой, умной и образованной. Она горячо любила детей, ради их счастья, их будущего терпеливо сносила и в меру своих слабых сил смягчала царивший в доме произвол. В стихотворении «Рыцарь на час» к ней обращены проникновенные строки поэта:

Повидайся со мною, родимая!

Появись легкой тенью на миг!

Всю ты жизнь прожила нелюбимая.

Всю ты жизнь прожила для других.

С детства страдания любимой матери были в сердце Некрасова «никогда не заживавшей раной», и эта рана «была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь». (Ф. Достоевский)

Неудивительно, что один из главных образов творчества Некрасова - образ многострадальной матери. Вспомним: «В полном разгаре страда деревенская», «Орина - мать солдата», «Мороз, Красный нос»... В хронологическом порядке этим шедеврам поэта мести и печали предшествует «Внимая ужасам войны...». Оно, как уже говорилось, написано под впечатлением событий Крымской войны и «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого. В настоящее время его вызывают в нашей памяти печальные вести из «горячих точек», таких, как, например, Чечня...


Николай Алексеевич Некрасов

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна —
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мир подсмотрел
Святые, искренние слезы —
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…

Исторически так сложилось, что Россия на протяжении всей своей истории постоянно принимала участие в различных военных компаниях. Однако честь отечества защищали не столько именитые полководцы, сколько обычные крестьяне. Даже после отмены крепостного права срок солдатской службы составлял 25 лет. Это означало, что молодой парень, призванный в солдаты, возвращался домой уже стариком. Если, конечно, ему удавалось выжить в смертельной схватке с очередным внешним врагом русской державы.

Николай Некрасов родился уже после того, как Россия одержала победу над французами в 1812 году. Однако даже из его родового имения постоянно забирали крестьян на военную службу. Многие из них так и не вернулись домой, оставшись лежать в кавказских степях. С самого детства поэт видел, сколько горя семьям приносили известия о том, что на очередной войне погиб отец, сын или же брат. Однако будущий поэт понимал, что время лечит, и с такой потерей вскоре смиряются практически все, кроме матерей, для которых гибель собственного ребенка является одним из самых страшных и горьких испытаний.

В 1855 году под впечатлением от очередной поездки в родное имение Николая Некрасов написал стихотворение «Внимая ужасам войны…», в котором попытался морально поддержать всех матерей, которые по воле рока лишились своих сыновей. Рассуждая на тему жизни и смерти, поэт пишет о том, что «при каждой новой жертве боя мне жаль не друга, не жены, мне жаль не самого героя».

Автор подчеркивает, что какой бы глубокой ни была душевная рана, рано или поздно она все равно затянется. Вдова найдет утешение в повседневных хлопотах, дети вырастут с мыслью о том, что их отец не зря отдал свою жизнь за родину. Однако матери погибших солдат никогда не смогут справиться со своим всепоглощающим горем и смириться с такой утратой. «Она до гроба не забудет!», — отмечает поэт, подчеркивая, что слезы матери, потерявшей на войне сына, являются «святыми» и «искренними». Таким женщинам никогда не оправиться от удара, который они получили от судьбы, «как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей».

Несмотря на то, что это стихотворение было написано полтора века назад, оно не утратило актуальность и в наши дни. Вряд ли Некрасов мог предположить, что даже в 21 веке Россия по-прежнему будет воевать. Однако он знал наверняка, что единственными людьми, которые будут всегда помнить погибших воинов, являются их старенькие матери, для которых их сыновья всегда останутся самыми лучшими.

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна —
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы —
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…

Анализ стихотворения «Внимая ужасам войны» Некрасова

Русские поэты XIX века не так часто обращались к теме военных бедствий. Россия на протяжении всей своей истории была вынуждены вести постоянные войны. Основные потери несло крестьянское население, поэтому народное горе не слишком заботило господствующий класс. Некрасов одним из первых обратился в своем творчестве к страданиям простого народа. Он не мог обойти стороной и беды, причиняемые войнами. Ярким примером стало стихотворение «Внимая ужасам войны…» (1855 г.).

Некрасов утверждает, что любая война приносит огромное горе. Он понимает, что это неизбежно. Страдают друзья погибших, их жены и дети. Но поэт готов примириться с такими утратами. Ему не жалко даже «самого героя». Самым страшным он считает безутешное горе матерей. Никакая победа не может быть оправдана потерей своего родного сына. Некрасов считает, что только материнские слезы являются самыми «святыми, искренними». Даже самый близкий человек когда-нибудь сможет забыть о погибшем и начать новую жизнь. Но мать всегда будет помнить о том, кого она выносила под своим сердцем.

Любая женщина, в первую очередь, мать. Ее целью и смыслом существования становится рождения ребенка. Тем самым она поддерживает жизнь на всей планете. Это – основной человеческий закон. Люди сами стремятся к самоуничтожению. Смерть на войне противоестественна, поэтому любящая мать никогда с ней не смирится.

Некрасов одним из первых в русской поэзии поднял вопрос о необходимости войны. В его время было принято воспевать победы русской армии. Переживания относились только к тем людям, которые совершили посмертный подвиг. Поэт обратил внимание общества на то зло, которое несет война солдатским матерям. Даже всенародное ликование по поводу победы не сможет заглушить материнское горе.

Особое значение имеет время создания стихотворения. Можно было понять жертвы, принесенные во время Отечественной войны 1812 г., когда под угрозой была вся Россия. Но в этот период шла Крымская война, которая была непопулярна в народе. Даже сами солдаты не понимали, за что они погибают.

Тема, поднятая Некрасовым, получила большое развитие в последующие годы. К ней часто обращались знаменитые поэты и писатели. Она актуальна и в наше время. Всеобщий мир на Земле так и не достигнут. Войны не прекращаются и продолжают причинять страдания миллионам матерей.

Если внимательно изучить историю России, то будет очевидна, что страна постоянно участвует в различных войнах. Тяжести военного времени ложатся не столько на плечи знаменитых полководцев, а на плечи простого народа. Служба в царской армии действительно была тяжким бременем для большинства крестьян. Ведь продолжалась она 25 лет. Некрасов родился уже после войны 1812 года, однако, в солдаты крестьян забирали и из его родового поместья. Большая часть из них домой уже не возвращалась. Поэтому основные бытовые тяготы ложились на плечи их жен, семей, которые оставались без кормильца.

В то же время война никого не щадит. Да, конечно, время лечит, и раны затянутся. Вот только матери будут до конца своей жизни оплакивать, погибшего в бою сына. Поэтому так тяжело читать стих «Внимая ужасам войны» Некрасова Николая Алексеевича, ведь в нем отразилась скорбь матерей, которые вряд ли смогут оправиться от своего горя. Вдовы утешатся бытовыми хлопотами, а дети вырастут, понимая, что их отец отдал жизнь за родину. Несмотря на то, что с момента создания произведения, прошло почти полвека, текст стихотворения Некрасова «Внимая ужасам войны» не потерял своей актуальности и сегодня. Читать и учить его задают в классе на уроке литературы. Скачать полностью стихотворение можно на нашем сайте онлайн.