Триумф победы. Триумф победы Триумф победы памятник чем является эта композиция

Первые памятники в честь Великой Победы появлялись в нашей стране уже в 1944-м, когда Красное знамя ещё не было установлено над Рейхстагом, когда ещё шли упорные сражения, но враг отступал на Запад… В День Победы мы вспоминаем самые яркие монументы, посвящённые всенародному подвигу.


ТРИУМФ ПОБЕДЫ

Скромный путепровод на Ленинградском шоссе в 1944 году оформили как многофигурный монумент, посвящённый защитникам Москвы и Ленинграда. Скульптору Николаю Томскому удалось создать самый человечный памятник героям войны. Боец в плащ-палатке, девушка-регулировщица - наши, родные, узнаваемые. Возводили памятник в 1943-м, а назвали «Триумф Победы». Так велика была вера в Победу…

«Знаете, когда я был безмерно счастлив? В утро перед Парадом Победы в 1945 году я шёл по мосту, а к центру двигались войска. Колонны, завидев мост, переходили с марша на строевой шаг, держа равнение на монументы воинов - защитников Москвы, командиры отдавали памятнику честь, а в люках танков были видны отдающие честь командиры экипажей. Представляете, здесь, на Ленинградском мосту, победители приветствовали монументы Победы!» - вспоминал скульптор.

ВОИН-ОСВОБОДИТЕЛЬ В ТРЕПТОВ-ПАРКЕ

Стоит на обломках свастики солдат-победитель. Он отстоял свободу Родины и освободил Европу. Он пришёл в Берлин не для того, чтобы покорить Германию. Воин прижимает к груди немецкую девочку. Он - и её защитник. Скульптора Евгения Вучетича вдохновил подвиг солдата Николая Масалова, спасшего девочку во время штурма Берлина 30 апреля 1945 года.
памятника полна легенд. «Отец тогда поддался всеобщему оглуплению, как это часто бывает: раз памятник Победе, значит, должен стоять Сталин. Но у него к тому времени уже была модель солдата с автоматом и девочкой на руках, - уже была! И он на встречу ее привез и поставил, закрыв тряпочкой. И когда Сталин посмотрел на очередного Сталина работы Вучетича, то, по одной из легенд, сказал: «Вам не надоел усатый памятник?» - и попросил показать то, что стояло завернутым. И тогда отец показал ему солдата. Сталин посмотрел и сказал: «Автомат нужно заменить на меч - это русское ». А к мечу уже потребовалась разбитая свастика. Так, собственно, и стал символическим меч, который потом отец пронес через все свое творчество», - вспоминает сын скульптора Виктор Вучетич.

МАТЬ-РОДИНА

В честь крупнейшей, переломной битвы Великой Отечественной был создан величественный мемориальный ансамбль «Героям Сталинградской битвы». В центре композиции - скульптура «Родина-мать зовёт!», ставшая символом державы-победительницы.

Строительство монумента началось в мае 1959 года и завершилось 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания являлась самым высоким в мире изваянием. Символом Победы стала и скульптура «Стоять насмерть». В облике бойца-богатыря угадываются черты маршала Василия Чуйкова, легендарного командира 62-й армии. Вучетичу удалось достичь высокого символизма. Масштаб ансамбля подчёркивает глубину нашей благодарности фронтовикам.

ЗАЩИТНИКАМ ЛЕНИНГРАДА

Этот замечательный монументальный ансамбль был открыт в 1975 году. Монумент героическим защитникам Ленинграда создан по проекту архитекторов Валентина Каменского и Сергея Сперанского и скульптора Михаила Аникушина.

Все они - участники обороны Ленинграда. Вокруг высокого гранитного обелиска - несколько скульптурных групп. Трагедия и слава Ленинграда всегда в нашей памяти. Памятник на площади Победы - одно из наших приношений ленинградцам.

МОНУМЕНТ ПОБЕДЫ В МИНСКЕ

В Минске, на площади Победы, стоит удивительно гармоничный, запоминающийся с первого взгляда обелиск, ставший символом белорусской столицы, славного города-героя. Проект разработали архитекторы Георгий Зборовский и Владимир Король. Бронзовые горельефы создавали скульпторы Андрей Бейбель, Заир Азгур, Сергей Селиханов и Алексей Глебов. Над памятником трудились фронтовики…

Монумент открыли в 1954-м, к десятилетию освобождения Минска. В 1961-м, 2 июля, Герой Советского Союза, почётный гражданин Минска генерал Алексей Бурдейный возжёг Вечный огонь у подножия памятника.

Ремонтно-реставрационные работы объекта культурного наследия исторического ансамбля скульптурно-декоративного оформления Ленинградского путепровода “Триумф победы ” будут вестись на скульптурах “Статуя воина ” и Статуя женщины-воина , а также на двух скульптурных композициях из щитов, знамен и венков. Сметная документация согласована.

"Монументальная скульптура “Триумф победы ” является сложным объектом для проведения ремонтно-реставрационных работ из-за ее месторасположения. Все скульптуры сооружены на отвесных склонах по четырем сторонам моста. Такое размещение создает определенные трудности при установке на памятники строительных лесов. Все это нашло отражение в разработке проекта и в сметной документации" , - рассказал председатель Москомэкспертизы И.Солонников.

“Триумф победы ” стал первым скульптурным ансамблем в честь памяти Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Скульптор Н.Томский и архитектор Д.Чечулин посвятили это монументальное мемориальное сооружение защитникам Москвы 1941 года. Воздвигнутые в 1943 году, все четыре монумента являются скульптурно-декоративным оформлением Ленинградского путепровода.

/ Понедельник, 7 октября 2013 года /

темы: Реконструкции Культурное наследие

. . . . .

При этом монументальная скульптура “Триумф победы ” является сложным объектом для проведения ремонтно-реставрационных работ из-за своего месторасположения - все четыре скульптуры сооружены на отвесных склонах по четырем сторонам моста, что создает трудности при установке на памятники строительных лесов, приводится в пресс-релизе комментарий председателя Москомэкспертизы Игоря Солонникова.

В сообщении добавляется, что Москомэкспертиза согласовала сметную документацию на реставрацию скульптурного ансамбля “Триумф победы ” . . . . . .


Какие бывают мосты

Украшенный статуями мужчин и женщин-воинов, он стал одним из самых первых памятников Победы в Великой Отечественной войне в Москве.

Знаете, когда я был безмерно счастлив? В утро перед Парадом Победы в 1945 году я шел по мосту, а к центру двигались войска. Колонны, завидев мост, переходили с марша на строевой шаг, держа равнение на монументы воинов - защитников Москвы, командиры отдавали памятнику честь, а в люках танков были видны отдающие честь командиры экипажей. Представляете, здесь, на Ленинградском мосту победители приветствовали монументы Победы! Вот в чем была символика, вот в чем моя авторская гордость и человеческая радость.

В 1960-1961 годах мост Победы расширили. Для этого его фактически пришлось отстроить заново. И хотя инженер И.Ю. Аршавский и архитектор К.Н. Яковлев старались сохранить изначальный декор, все же часть скульптурного оформления была утрачена.




Строительного генерала Алексея Прасолова , руководителя фракции «Единая Россия» в Госсовете УР, за его трудовой подвиг на открытии реконструированного объекта наградил сам президент Удмуртии. По поводу утраченной скульптуры близкое к властям ИА «Сусанин» сообщило следующее: «Скульптуру рабочих с крыши театра на старое место не вернут. Она не согласуется с новым предназначением здания, полагают строители, апеллируя тем, что скульптуры держат штыки и указывают на принадлежность ДК к оборонному предприятию. Теперь это храм культуры ».Исходя из такого странного объяснения, Дворец культуры до сброса патриотических символов не был «храмом культуры». Те, кто свергал трёхметровые статуи героев фронта и тыла, поленились хотя бы посмотреть на железобетонных великанов. Для военных строителей, видимо, нет никакой разницы, что венчает реконструируемое ими историческое здание. Впрочем, они выполняли приказ того, кто их потом награждал и кто ликвидировал Управление охраны памятников истории и культуры УР - президента Удмуртии.


Свергнутая скульптурная композиция изображала вовсе не ужасных оккупантов, набросившихся на «храм культуры» со «штыками» наперевес, а Воина-освободителя и Рабочего-оружейника, символизируя нерушимый союз фронта и тыла в годы войны. Гиганты держали щит в обрамлении парадных знамён Победы. На щите были эмблемы: два перекрещенных автомата, а также два перекрещенных артиллерийских ствола, напоминавших об эстафетной исторической принадлежности Ижевского оружейного завода к Артиллерийскому ведомству. Что, в свою очередь, корреспондировало к сходным воинским эмблемам времён войны с Наполеоном на соседней башне-звоннице старинного ампирного завода.


На скульптурном символе «Триумф Победы» отсутствовали политические символы ушедшей в прошлое советской эпохи. Их изъяли только внизу здания - на парадных входных дверях (многочисленные бронзовые серпы, сиявшие золотом от касания рук слишком ярко) и внутри ДК (барельефы в виде сталинских значков «Готов к труду и обороне» на парадных колоннах буфета, видимо, помешали кому-то из новой жующей публики). Заодно убрали великолепные бронзовые торшеры на парадных лестницах в стилистике эскалаторных торшеров первой линии московского метро (Сокольники - Парк культуры). Архитектор Дворца культуры оружейников В.П. Орлов , которому в следующем году исполняется сто лет, рассказывал мне в 1980-е годы, что эти торшеры появились во дворце как память о его поступлении на первый курс МАРХИ в год, когда в Москве было открыто метро.


Но особенно резко бросаются досадные ляпы военных «перестройщиков» ДК на его парадном фасаде. При сравнении реконструированного здания с его фотографией 1952 года очевидны косо поставленные по краям крыши и как бы сваливающиеся с массивных опорных столбов тумбы-пирамиды. Без центральной скульптурной композиции Солдата и Оружейника эти бетонные пирамиды напоминают рога некоего чудовища. Полностью отсутствует едва ли не самая главная «фишка» ДК - витражные рамы необычной, как бы взлетающей веерообразно-ступенчатой формы. Их стали заменять типовыми квадратными рамами ещё в советское время, но последнее такое уникальное окно строители доломали одновременно с уничтожением бетонных символов Победы на крыше. Ажурные крылья веерных рам были данью архитектора Орлова старым конструктивистским формам довоенного ДК с заложенными по краям парадного входа ступенчатыми окнами. Веерные рамы находились в идеальном созвучии с серебристыми фигурами Солдата и Оружейника. Вместо воздушных, взлетающих в небо рам, которые не встретишь в других городах нашей страны, строители поставили стандартные и квадратные пластиковые рамы, зрительно утяжелившие здание-змею и сбившие взмывающий вверх эмоциональный ритм Победы.


Сброшенная в Ижевске сдвоенная композиция «Триумф Победы» индивидуально повторяла сюжеты других спаренных скульптурных композиций военного и послевоенного времени, преимущественно в Москве (на знаменитых сталинских высотках, центрированных шпилями), образным истоком которых являлась знаменитая на весь мир мухинская композиция «Рабочий и Колхозница» довоенного времени. Самая первая из подобных военных композиций была открыта на московском мосту Победы на Ленинградском проспекте через железнодорожный путь в Прибалтику. Скульптурная композиция моста Победы открыта ещё в военном 1943 году и изображает солдат с ижевским оружием (мужчину и женщину) с приветственным взлётом руки к Советской Армии, устремлённой на освобождение блокадного Ленинграда и оккупированной нацистами Прибалтики, а также геральдическую композицию: щит с оружием, окружённый знамёнами Победы.


После войны появились сходные скульптурные композиции Победы со сдвоенными фигурами солдат с автоматами и рабочих в комбинезонах. В их числе - современные друг другу композиции Зелёного моста в Вильнюсе (1952) и скульптурное завершение парадного фасада ДК «Ижмаш» (1950). Скульптуры единственного в Прибалтике моста со статуями - Зелёного моста - взяты под охрану правительством независимой Литвы как памятники истории и культуры. В Ижевске же после ликвидации республиканскими властями местного Управления охраны памятников истории и культуры скульптурные символы Победы были лишены государственной охраны и безжалостно сломаны.


Странная получается картина. С одной стороны, федеральные власти протестуют против переноса (а вовсе не сноса) Бронзового солдата в Таллине. Или против нацистского раскрашивания ночными хулиганами советских скульптур Зелёного моста в Вильнюсе. Или же возмущаются взрывом памятника Победы в Грузии по приказу президента этой страны. Однако эти же власти оставляют без внимания варварский взрыв в Ижевске (задолго до Грузии!) по приказу будущего президента УР памятника Великой Отечественной войны - ампирного цирка 1943 года. И равнодушно взирают на вандализм местных функционеров «партии власти» по отношению к памятникам воинам-освободителям в самой России.


«А где же наши Нашисты? - возмущается некто Сергей на сайте, посвящённом обсуждению погромов памятников истории и культуры в России. - Почему они не протестуют, не пляшут вокруг администрации? В этой позорной истории - вся Россия. Протестовать русский народ может только по приказу сверху. В этой грязной истории со сносом памятника - никого не снимут, никого не накажут ». Так что же «наши Нашисты »? Из патриотических побуждений они призывают «не лить слёзы » по поводу позорного сноса символа Победы в Ижевске, а радоваться «долгожданному новоселью » театра, ведь «если потомки захотят, то лет через сто-двести смогут » восстановить поруганный нами символ Победы («Удмуртская правда», 08.11.11).


Не дожидаясь этих ста-двухсот лет, когда ни одного ветерана Отечественной войны уже не будет в живых, другой пользователь Интернета - Ульяна из Новосибирска - просит прощения за наше просвещённое лицемерие: «Простите нас, воины-освободители, павшие и живые! Простите своих потомков, забывших, кто мы и зачем живём на этой земле! Позор вандалам от власти за невежество и кощунство, за бездуховность и лицемерие! » Действительно, что ещё остаётся в этой ситуации, кроме как хотя бы попросить прощения…