О. Генри "Дары волхвов": описание, герои, анализ произведения

Сочинение

Творчество О.Генри - мощный источник добра и человечности. Его новеллы пленяют, восхищают, радуют, веселят и увлекают читателя, пробуждают в его душе целый мир добрых чувств, вселяют оптимизм и надежду. Одна из лучших нью-йоркских новелл О.Генри - «Дары волхвов». В большом нью-йоркском доме живет молодая семья - Джим и Делла. Они очень бедны, но страстно любят друг друга. Перед Рождеством они решают пожертвовать самым дорогим из того, что у них есть, чтобы сделать друг другу подарки.

Джим и Делла умеют быть счастливыми, живя в бедной квартирке на двадцать долларов в неделю. Герои так сильно любят друг друга, что способны без раздумий пожертвовать самым дорогим, что у них было: Делла - своими роскошными волосами, которые могли «заставить померкнуть все украшения и наряды ее величества» (царицы Савской), а Джим - фамильными золотыми часами, увидев которые, царь Соломон рвал бы «на себе бороду от зависти». Любовь к другому пересилила любовь к каким-то материальным ценностям. Хотя мне кажется, что любовь Джима и Деллы настолько сильная и настоящая, что она тоже осязаема - эта любовь просвечивает сквозь все строки новеллы.

Эта история совсем не испортила влюбленным рождественский праздник, потому что они получили в подарок еще одно доказательство любви друг друга и были очень счастливы.

На первый взгляд кажется, что новелла почти анекдотична, но ее вряд ли можно назвать смешной или веселой, в ней чувствуется горький вкус. Но, с другой стороны, эта смешная неудача с подарками - настоящая сказочная рождественская история, которая проявляет лучшие качества обычных людей: самоотверженность их любви, жертвенность, душевную щедрость. Новелла, как рождественская звезда, за которой шли волхвы два тысячелетия тому назад, излучает свет надежды.

* «Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им, - пишет О. Генри. - Везде и всюду. Они и есть волхвы».

Джим и Делла обладают подлинной душевной щедростью, умеют любить и жертвовать ради этой любви тем, что им дорого.

Другие сочинения по этому произведению

Монолог Деллы "Дары волхвов" (сочинение отзыв)

В период новогодних и рождественских праздников хочется вспомнить новеллу американского писателя рубежа XIX - XX веков О" Генри “Дары волхвов”, ставшую визитной карточкой художника. Чем же так привлекает она издателей и читателей? О чем она?

Стоит сразу же сказать, что отличительная черта О " Генри талант юмориста: во многих его произведениях присутствуют шутка, ирония, улыбка автора. Он по-доброму смеется над положительными персонажами, иронизирует и потешается над жадными и заносчивыми. Писатель шутит и над читателями: у него всегда в запасе сюрприз, неожиданная развязка, опрокидывающая все наши предположения.


Новелла — эпический жанр, особенность которого — напряженный сюжет и неожиданная развязка. Но произведение О" Генри “Дары волхвов” ко всему прочему новелла рождественская. Есть такой особый жанр в мировой литературе; он имеет ряд особенностей: события происходят в сочельник (вечер накануне Рождества); случается чудо, напоминающее о рождении Христа; имеет место просветление души героев.

У новеллы О" Генри знаковое название: она напоминает о евангельском тексте. Волхвы это мудрецы (в ев. от Матфея), которые пришли с Востока и первыми поздравили родившегося Иисуса Христа. Мудрецы подарили ему золото, ладан и смирну. Это были очень ценные, дорогие дары, они символизировали саму важность рождения Иисуса Христа. Ладан ароматическая смола, которая при сгорании дает благовонный дым. Применяется во время богослужения. Мирро (смирна) благовонное масло, употребляемое при совершении таинства миропомазания. Ладан, смирна и золото были очень дорогими подарками, они подчеркивали важность рождения Иисуса и его божественную сущность. Дары имеют символическое значение: ладаном почитают Бога, золотом платят подать царю, миррой (умащали мертвецов) чествуют предстоящую страдальческую кончину Иисуса Христа. Считается, что традиция дарить подарки на Рождество берёт начало от даров волхвов.

Стоит отметить, что Рождество один из самых любимых праздников у христиан всего мира, для католиков и протестантов Рождество – главный из церковных праздников. Его принято отмечать в кругу семьи, с близкими и любимыми людьми, и делать друг другу подарки, так как Христос, по преданию, родившийся в эту ночь, символизирует для верующих ЛЮБОВЬ.

Название новеллы может ввести в заблуждение наивного читателя, предполагающего, что писатель предложит свой вариант истории рождения Христа. Но с самого начала автор уже подшучивает над нами. Он не стал рассказывать евангельскую легенду по-своему, он написал новую рождественскую историю.

Герои новеллы молодые супруги Джим и Делла, которые живут очень скромно, так как этой небогатой семье приходится считать каждый цент. Автор не сообщает нам, чем они занимаются, так как это совершенно неважно для их характеристики. Из экспозиции новеллы мы узнаем, что Делла очень хочет сделать своему мужу достойный его подарок на Рождество. Но так как денег нет, она находит единственный способ их добыть: продает свои прекрасные каштановые волосы.

А теперь обратим внимание на художественные особенности новеллы.

О" Генри очень активно вторгается в повествование: он постоянно обращается к читателям, дает комментарии, выражает свое отношение к героям. Экспозиция (описание обстановки, в которой будут развиваться события) описание интерьера квартиры, поведения Деллы накануне праздника.

Завязкой ( событие в развитии сюжета, определяющее начало (завязывание) конфликта между действующими лицами) становится решение Деллы отрезать волосы: “Быстрым движением она вытащила шпильки и распустила волосы”. Затем идет продолжение экспозиции рассказ о семейных сокровищах. Развитие действия поступки Деллы (продажа волос, хлопоты по хозяйству, поиски подарка). Кульминация момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия, максимально обостряющий конфликт. В композиции происходит перелом, подготавливающий развязку. В тексте этот момент начинается со слов: “Джим неподвижно замер у дверей...” до слов: “... он просто смотрел на нее, не отрывая взгляда, и лицо его не меняло своего странного выражения”.

Развязка ( в развитии сюжета художественного произведения разрешение конфликта между действующими лицами) — сцена объяснения героев. “Делл, сказал он, придется нам пока спрятать наши подарки, пусть полежат немножко... А теперь, пожалуй, самое время жарить котлеты”.

Конфликт в новелле столкновение героев с обстоятельствами — недостатком денег на подарок для любимого человека. Примечательно, что мы видим происходящее в аспекте Делла: мы наблюдаем именно за ее действиями. Она долго и тщательно выбирала подарок, подыскивая именно то, что может понравиться мужу. Что происходило с Джимом, можно лишь предполагать после объяснения героев, которые нашли выход из ситуации, пожертвовав самым ценным, что у них было. Ожидая Джимма, Делла беспокоится о том, понравится ли она ему с короткими волосами. Для героини праздник это когда любимый находится рядом, когда можно порадовать его оригинальным подарком.

Юмор О" Генри проявляется в изображении забавной ситуации: каждый из героев, жертвуя своим сокровищем, дарит другому дополнение к его сокровищу (гребни для волос, цепочку для часов), которое становится бесполезным: Они стоили дорого — Делла знала это, — и сердце ее долго изнывало и томилось от несбыточного желания обладать ими. И вот теперь они принадлежали ей, но нет уже прекрасных кос, которые украсил бы их вожделенный блеск .

Но в новелле происходит то самое чудо — отречение от себя, от своих сокровищ во имя любви. И в момент объяснения героев просветляются их души и души читателей.

Сам писатель с улыбкой одобряет поступки Деллы и Джима: “А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей ... из всех дарителей эти двое были мудрейшими ” (это авторская оценка героев).

По мнению автора новеллы, ис тинная мудрость проявляется в способности отказаться от сокровища ради любимого, ради того, чтобы в праздник доставить ему (или ей) наибольшее удовольствие.

Писатель назвал свою новеллу “Дары волхвов”, стремясь подчеркнуть, что самые лучшие подарки — те, которые сделаны от чистого сердца, с любовью к человеку, ради которого мы готовы отказаться от своих сокровищ, как это сделали герои новеллы.

Идея произведения понятна и проста: мы становимся истинно счастливыми, даря жертвуя чем-то. И чем больше жертва, тем сильнее наша любовь. Деллу больше всего волнует, что ей подарить Джиму, а не что он ей подарит. Оба героя безвозмездны. А это в сочетании с их любовью и делает их мудрецами волхвами.

© Елена Исаева

Новелла «Дары волхвов» является одним из самых знаменитых произведений мастера американской короткой прозы О. Генри. Новелла вышла в свет в 1906 году в составе сборника «Четыре миллиона». Пять лет назад, в 2010 году, произведению и его создателю посвятили литературную премию. Литературная премия О. Генри «Дары волхвов» присуждается за труды, в которых выдержана формула «любовь + добровольная жертва + неожиданная развязка». Инициаторами награды стали российские новеллисты.

«Дары волхвов» писались в нью-йоркской таверне Pete’s. Произведение дополнило плеяду небольших рассказов с неожиданной развязкой, на которых специализировался О. Генри.

Давайте вспомним сюжет этой трогательной новеллы о любви, жертвенности и Рождестве.

Весь мир готовился к Рождеству, а Делла Диллингхем готова была разрыдаться. Один доллар восемьдесят семь центов - вот и все, что ей удалось скопить на подарок своему любимому мужу Джиму. Она старательно откладывала цент к центу, но так и не смогла собрать достойной суммы.

Делла стояла посреди их с Джимом восьмидолларовой меблированной квартирки. В обстановке сквозила «не то чтобы вопиющая нищета, но скорее красноречиво молчащая бедность». Джим получал двадцать долларов в неделю и этого едва хватало на жизнь.

Делла рухнула на кровать и залилась слезами. Она так мечтала сделать подарок, достойный ее любимого Джима. Размечтавшись, она представляла, как подарит ему что-то особенное, как он будет радоваться и обнимать свою дорогую Деллу.

Миссис Диллингхем протерла пуховкой припухшие глаза и замерла перед трюмо. Точно! Как же она раньше не догадалась! Волосы!

Дело в том, что в семействе Диллингхем было два главных сокровища - золотые часы Джима и волосы Деллы. Если бы царица Савская жила в доме напротив, то все бы ее наряды померкли перед волосами Деллы. Длинные, каштановые, словно водопад спускающиеся ниже колен, волосы Деллы Диллингхем были воистину прекрасны.

Подобрав волосы шпильками, миссис Диллингхем быстро смахнула предательскую слезу, надела старые шляпку, накинула ветхий жакет и выбежала на улицу.

Делла продала свои косы в салон мадам Софи, который специализировался на изделиях из волос. Хозяйка привычным жестом взвесила на руке гущу каштановых волос. «Двадцать долларов», – бросила мадам Софи. «Идет», – выпалила Дела.

День близился к концу, Делла с гордостью рассматривала платиновую цепочку для карманных часов - простую и добротную, как все хорошие вещи. Делла знала, что эта цепочка должна принадлежать именно ее мужу: «Она была такая же, как и сам Джим. Скромность и достоинство - эти качества отличали их обоих». Часы Джима были так великолепны, что им бы позавидовал сам царь Соломон. Только Джиму всегда приходилось смотреть на свои часы украдкой, ведь они висели на старом кожаном шнурке. Теперь мистер Диллингхем сможет достать свое сокровище в любом обществе и гордо сказать который час.

Дела вновь с грустью посмотрела на свое отражение. Чтобы поправить последствия причиненных разрушений, миссис Диллингем завила волосы щипцами и теперь, по ее мнению, напоминала хористку с Кони-Айленда. «Господи, сделай так, чтобы я ему не разонравилась», - торопливо помолилась Делла, когда входная дверь скрипнула, и на пороге появился Джим.

Глава семейства Диллингхем потер замерзшие руки. Ему давно были нужны перчатки, новое пальто и хороший отдых. На худом лице этого двадцатидвухлетнего мужчины отпечаталась озабоченность - нелегко быть добытчиком семьи, когда ты еще так молод.

Увидев Деллу, Джим замер как вкопанный. «Ты остригла волосы, Делл, где твои косы?» «Да, я остригла и продала. Пусть волосы на моей голове теперь можно пересчитать, но мою любовь к тебе не счесть. Или ты теперь разлюбишь меня?» «Никакая прическа или стрижка не смогут заставить меня разлюбить мою девочку! Просто открой этот сверток, и ты поймешь, почему в первую минуту я так оторопел».

Белые пальчики Деллы проворно развернули бумажную упаковку. В следующие мгновение девушка радостно вскрикнула и тут же залилась слезами. В свертке лежали черепаховые гребни. Тот самый набор, на который засматривалась Делла, видя его на полке в магазине. Один передний, два боковых, украшенные переливающимися камнями. Гребни были дорогими, и потому миссис Диллингхем не могла себе их позволить. Теперь у Деллы были гребни, но не было волос.

Когда же Делла радостно протянула Джиму цепочку, выяснилось, что часы проданы ради гребней.

Джим лег на кушетку и улыбнулся: «Пожалуй, нам пока что придется отложить наши подарки - они слишком хороши для нас. Давай жарить бараньи котлеты и встречать Рождество».

Вот такая история произошла в Сочельник. Двое глупых детей из восьмидолларовой квартирки самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими самыми большими сокровищами. Скажете, досадно? Нисколько! Волхвы, принесшие младенцу Иисусу дары, были мудрецами. Делла, Джим и все подобные им истинно мудры. Везде и всюду. Они и есть волхвы.

Новелла «Дары волхвов» отсылает к библейской легенде о волхвах, которые преподнесли дары младенцу Иисусу. У славян волхвами назывались жрецы, прорицатели, которые осуществляли богослужения и предсказывали будущее по звездам. В переводе со старославянского волхв - тот, кто сбивчиво говорит, неясно бормочет. Отсюда пошли этимологические и морфологические преобразования - волшба, волшебство, колдовство.

В христианской традиции волхвами были трое царей/мудрецов/богачей, принесших дары новорожденному Иисусу. По легенде, волхвы Бальтазар, Мельхиор и Каспар являлись представителями трех поколений (юноша, зрелый мужчина, седой старец) и трех рас (африканец, европеец, азиат). Они подарили младенцу Иисусу золото, ладан и смирну.

Первый дар символизировал царственность (Иисус родился, чтобы быть земным царем), ладан символизировал божественность (назначение Иисуса быть царем небесным, Богом). Смирна (благовонная смола) была символом мученичества (Иисусу суждено умереть в муках).

Визит волхвов дал начало традиции делать подарки на Рождество и рождение ребенка. Первые рождественские дары стали христианскими реликвиями. Сейчас они хранятся в монастыре Святого Павла на Афоне. Это 28 золотых пластин и 60 бусин, сделанных из смеси ладана и смолы. Пластины отлит в форме треугольников и квадратов, а бусины нанизаны на серебряную нить.

О. Генри смело сравнивает своих героев Деллу и Джима с мудрецами, что принесли щедрые дары новорожденному Иисусу. В самих вещах, которые купили Диллингхемы, не было ничего ценного, важно то, как они им достались. И Делла, и Джим пожертвовали своими самыми большими сокровищами (шикарными волосами и часами) для того, чтобы сделать приятное своему любимому.

Любовь - самый большой подарок

Финал новеллы одновременно грустный и светлый. Да, подарки Джима и Деллы оказались бесполезными, но после минутного огорчения молодые люди вновь улыбаются. Можно отрастить волосы, можно заработать на новые часы, но вырастить любовь там, где ее нет, невозможно. Делла и Джим - величайшие богачи и мудрецы. И они будут счастливы всегда, пока есть друг у друга.

Литературные экранизации

Первая экранизация «Даров волхвов» вышла в 1958 году. Лента включала пять новелл О. Генри: «Фараон и хорал», «Трубный глас», «Последний лист», «Вождь краснокожих» и «Дары волхвов». Последнюю срежиссировал Генри Кинг («Черный лебедь», «Снега Килиманджаро», «Ночь нежна»). Музыку к фильму написал великолепный Альфред Ньюман.

В своей новелле сумел показать, что отчаяние еще никому не принесло пользы, а вон надежда и сила воли имеет огромную силу в нашей жизни.

Роман соединил в себе и приключения, и экзотику, и, конечно, непревзойденный и тонкий юмор, который является визитной карточкой писателя.

В 1972 году экранный вариант знаменитой новеллы выпустили поляки. Роль Деллы исполнила Марта Липиньска, роль Джима - Януш Гайос.

В 1978 году микс из произведений О. Генри сняла Литва. В прокат фильм вышел под названием «Не буду гангстером, дорогая». Он состоял из четырех новелл, в том числе и «Даров волхвов».

Урок литературы в 8-м классе

"Из всех дарителей эти двое были мудрейшими"

(по рассказу О.Генри "Дары волхвов")

Афонина Наталья Геннадьевна

Цель:

1. Познакомить детей с личностью писателя 0"Генри, с содержанием рассказа “Дары волхвов”

2. Раскрыть важность духовного начала в человеке, чистоту нравственного мира героев; могучую силу любви, жизни и счастья.

3. Сформировать навыки социально-психологической характеристики героев, раскрыть роль деталей в обрисовке образов персонажей.

4. Воспитывать бережное отношение друг к другу, умение любить; расширять лексикон нравственных понятий.

Задачи:

1. Выявление и обозначение основных приемов создания художественного образа.

2.Описание интерьера и его функции в создании образа героев.

3. Портрет как средство характеристики героев.

5. Поступки героев как способ характеристики.

Оборудование: потрет писателя, рисунки детей, высказывания о любви, репродукция картины «Поклонение волхвов» Хуго ван дер Гуса, аудиозапись «Аве Мария»

Дар есть благословение дающему.

Ф. Герберт

Э. Асадов

Высказывания.

Наше счастье зависит более от нас самих, нежели от окружающих. Буаст.

Счастье есть удел добродетели. Буаст.

Добрые и злые одинаково преследуют счастье; но только первые постигают его. Бошен.

Первым порывом добродетели всегда бывает самопожертвование. Мадам де Сталь.

Словарь:

Самопожертвование – жертвование своими личными интересами ради других.

Добродетель – положительное нравственное качество, высокая нравственность.

Дар – подарок, приношение, пожертвование, способность, талант.

Волхвы – волшебники, кудесники, чародеи.

Мирра, ладан – ароматическая смола, употребляемая для курения при богослужении.

Ход урока:

    Вводное слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Я хочу начать наш урок со стихотворения Эдуарда Асадова, а вас попрошу подумать, о чём оно, так мы узнаем тему нашего урока.

Любить - это прежде всего отдавать.

Любить - значит чувства свои, как реку,

С весенней щедростью расплескать

На радость близкому человеку.

Любить - это только глаза открыть

И сразу подумать еще с зарею:

Ну чем бы порадовать, одарить

Того, кого любишь ты всей душою?!

А ждет ли любовь? Ну конечно, ждет!

И нежности ждет и тепла, но только

Подсчетов бухгалтерских не ведет:

Отдано столько-то, взято столько.

Любовь не копилка в зашкафной мгле.

Песне не свойственно замыкаться.

Любить - это с радостью откликаться

На все хорошее на земле!

    О чём, ребята, эти стихи? (О любви)

    Что же значит любить по Асадову? (отдавать, одаривать того, кого любишь)

    А любовь-это дар? Кто более счастлив: тот, кто дарит, или тот, кто принимает подарки? Какой подарок наиболее ценен? Сегодня мы будем говорить о даре любви и о способности одаривать тех, кого любишь. А поможет нам в этом рассказ известного американского писателя О. Генри «Дары волхвов».

Запись числа и темы урока

    Давайте послушаем нашего «биографа», который расскажет о самых интересных страницах биографии писателя, о рассказе которого сегодня пойдёт речь.

II . Выступление «биографа»

Настоящее имя О. Генри Уильям Сидни Портер.

Он, автор более 280 рассказов, скетчей, юморесок, родился в городе Гринсборо в США. Жизнь его была нерадостной с самого детства. Когда ему было три года, умерла от туберкулеза его мать. Отец послал его жить к тетке. В школе ребенок выделялся острым умом, богатым воображением и умением одной рукой рисовать, а другой одновременно решать арифметические задачки. После школы молодой человек стал работать в аптеке своего дяди, но в 19 лет у него появился кашель, похожий на туберкулезный, и один друг семьи предложил Уильяму поехать поработать на ранчо в Техасе - штате с сухим и жарким климатом. Хозяин ранчо имел богатую библиотеку, молодой ковбой много читал и сам начал писать рассказы, впрочем, он не пытался их предлагать кому-либо и вскоре уничтожил. Но через два года Уильям отправился в большой, по тогдашним понятиям, город Остин.

Здесь он сменил несколько профессий. Работал в сигарной лавке, в фирме по продаже недвижимости, учился играть на гитаре и пел в квартете, который охотно приглашали на пикники и свадьбы. Печатал в журналах юмористические рисунки, не приносившие ни денег, ни известности.

Женившись, У. Портер решил остепениться и поступил на работу кассиром в Первый национальный банк Остина. Когда была обнаружена растрата, Портера обвинили в краже. Все его друзья и коллеги клялись, что молодой кассир не мог присвоить деньги вкладчиков, и суд снял с Портера все обвинения. Тем не менее Уильям ушел из банка, уехал в Хьюстон и стал работать в местной газете художником и обозревателем. Однако ревизоры стали копать глубже, обнаружили в банковских книгах большой беспорядок и нехватку - на этот раз в 4703 доллара.

В январе 1897 года он был арестован. Пока Портер ожидал суда, в его жизни произошли важные перемены. Скончалась долго болевшая жена. Дочку взяли к себе родители жены. Один из американских журналов принял для публикации его рассказ из жизни ковбоев и просил еще, но автору было не до пера. На суде он вел себя безучастно и 25 апреля 1898 года начинающий писатель был отправлен в тюрьму на пять лет.

Здесь он работал, вспомнив молодость, в тюремной аптеке. Когда обнаружилось, что пропало некоторое количество аптечного спирта и заподозрили фармацевта, он вспылил: "Я не вор! Я в жизни не украл ни единого цента! Меня обвинили в растрате, но я сижу за кого-то другого, кто прикарманил эти деньги!" Аптека не отнимала много времени, и Портер продолжал писать рассказы, отправляя их на волю через сестру одного из сокамерников. Свои сочинения он стал подписывать именем "О. Генри".

За безупречное поведение, узника выпустили на волю не через пять лет, а через три года и три месяца. Написанные в тюрьме рассказы шли в журналах нарасхват, и издатели прислали ему сто долларов, чтобы он мог добраться до Нью-Йорка.

В первый год своей жизни в Нью-Йорке Портер опубликовал 17 рассказов, через несколько лет он выпускал уже по рассказу в неделю и больше, на вершине популярности ему платили 500 долларов за рассказ - огромные деньги для того времени. Но денег постоянно не хватало, они утекали из рук как песок. Нередко он раздавал крупные купюры нищим, а то и приводил бездомного бродягу к врачу и оплачивал лечение и лекарства. Дно большого города стало источником его вдохновения. Нередко целыми днями О. Генри просиживал в сомнительных питейных заведениях, черпая сюжеты из рассказов таких же завсегдатаев.

Часто О. Генри писал в большой спешке, подгоняемый необходимостью отработать давно потраченный аванс. В 1903 году он заключил договор с владельцем газеты "Уорлд" Джозефом Пулитцером, обязавшись давать рассказ к каждому воскресному выпуску.

Один из редакторов вспоминал: "Я приехал с вопросом, готов ли рассказ. "Готов, готов", - ответил писатель. И показал мне чистый лист с заглавием и цифрой 1 в углу. Затем на следующем листе он написал в углу двойку, взял еще три листа и, написав на последнем 5, сказал: "Ну, а теперь я, с вашего позволения, передохну".

Поздней осенью 1905 года О. Генри согласился написать для Пулитцера святочный рассказ. Обещанный срок прошел, а редактор не получил ничего, кроме извинений и отговорок. Наконец, художник, который должен был иллюстрировать произведение, явился в каморку писателя, чтобы ознакомиться с черновиком и понять, что же следует нарисовать. Оказалось, что еще не существует даже черновика. Несчастный иллюстратор попросил хотя бы сообщить ему основной замысел рассказа.

"Я скажу вам, что рисовать, дружище, - ответил писатель. - Нарисуйте бедно обставленную комнатку, типа меблированных комнат, какие сдаются в Вест-Сайде. В комнате один-два стула, комод с выдвижными ящиками, кровать и шкаф. На кровати бок о бок сидят мужчина и женщина. Они говорят о приближающемся Рождестве. Мужчина вертит в руках футлярчик от карманных часов. У женщины роскошные длинные волосы, ниспадающие на спину. Вот и все, что я пока вижу. Но рассказ скоро будет".

Так появился рассказ «Дары волхвов», который вскоре был переведен на все языки мира.

    • Каково настоящее имя О. Генри? (Уильям Сидни Портер.)

      Где он родился? (в городе Гринсборо в США).

      Какие события и впечатления жизни легли в основу его рассказов? (жизнь в Техасе, тюремное заключение, жизнь в Нью-Йорке на «дне жизни»)

      Запишем это

III . Работа с ассоциациями. Сообщения учащихся.

Обратимся к названию рассказа.

Какие ассоциации вызывает у вас слово «дар»?

(дар – добро, любовь, радость, праздник, мама)

Откроем доску со словарным определением и прочитаем словарное определение:

Дар – пожертвование, способность, талант.

Обратимся к эпиграфу, словам английского философа «Дар есть благословение дающему». Какую характеристику слова «дар» можно взять из эпиграфа? (Дар – благословение)

Как много значений у слова дар. Но в заглавии есть ещё одно слово. Кто такие волхвы? Послушаем об этом.

Выступление ученика (Олег)

ВОЛХВЫ , название в Др. Руси служителей дохристианских культов, знахарей, считавшихся чародеями, иногда - восточных мудрецов, звездочетов. В христианстве - цари или маги, пришедшие с Востока поклониться младенцу Иисусу. Упоминаются в Евангелии от Матфея, Волхвы следуют за звездой, которая приводит их в Вифлеем. Здесь они совершают обряд «проскинезы» (повергаются перед младенцем ниц) и приносят дары: золото, ладан и мирру. Не ясна этническая принадлежность волхвов. Их считали и уроженцами Аравии, и (особенно часто) персами-магами. На Западе со времен Великих географических открытий (15 в.) волхвов изображают как представителей трех рас: черной, желтой и белой. В восточной традиции имена волхвов приводятся различные, на Западе принято называть их Каспар, Бальтазар и Мельхиор. Согласно легендам, они были крещены позднее апостолом Фомой и приняли мученическую кончину. Их предполагаемые мощи были захоронены в Кельнском соборе.

Пересказ эпизода о поклонении волхвов (Лиза) (звучит музыка Аве Мария)

Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Матерью Его. Они поклонились Ему до земли и поднесли Ему дары (подарки) свои: золото, ладан и смирну (драгоценное благовонное масло). В подарках волхвов можно видеть следующее символическое значение. Золото они принесли Ему как Царю (в виде дани или подати), ладан как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), а смирну как Человеку, который должен умереть (потому что в то время умерших помазывали маслами, смешанными с благовонной смирной).

Поклонившись всеми ожидаемому Царю, волхвы собирались было на следующий день возвратиться в Иерусалим к Ироду. Но Ангел, явившись им во сне, открыл им коварные намерения Ирода и повелел вернуться в свою страну, взяв другой путь, не проходящий около Иерусалима. Предание сохранило имена волхвов, которые потом стали христианами. Это были Мельхиор, Гаспар и Валтасар.

I V. Работа над текстом:

    Этот ли Библейский эпизод поклонения волхвов Иисусу лег в основу рассказа О. Генри? (Нет, его герои – влюблённые молодые люди)

    Какое впечатление осталось у вас после прочтения рассказа?

    Как вам кажется: что важнее в жизни: материальное или духовное?

    Продолжите предложение: “Счастье – это…” (дети отвечают по очереди)

V. Работа с рисунками детей к рассказу.

Учитель: А вот какого цвета ваше счастье, и какие образы оно принимает в ваших мечтах, многие отразили в своих удивительных, на мой взгляд, рисунках (несколько слов о работах детей). Как и следовало ожидать, в вашем возрасте счастье именно такое: розовое, голубое и прекрасное.

VI. Аналитическое чтение рассказа и беседа по вопросам.

    Давайте заглянем к ним и посмотрим, в каких условиях живут наши герои. Что можно сказать о жилище семьи Диллингем Юнг? («Квартирка» «на верхнем этаже», почтовый ящик сломан, кнопка звонка давно не работает, табличка на двери потускнела, на полу «ветхий красный ковер», у стены «старенькая кушетка», трюмо еле помещается «в простенке между окнами».)

Вывод : Описание интерьера жилища рассказывает о бедственном материальном положении наших героев, принадлежащих к бедным слоям общества.

    Почему это описание даётся в самом начале рассказа? (Это фон и причина)

    Озлобила ли такая жизнь героев? (Бедность, жизнь впроголодь, не озлобила их, напротив, они полны любви и заботы друг о друге)

    Итак, в бедной квартирке живут двое молодых супругов. Давайте познакомимся с героями поближе. Какой суммой располагает Делла на подарок супругу? (Один доллар восемьдесят семь центов)

    На что ей пришлось пойти, чтобы накопить хотя бы эти деньги? (Она вынужден была торговаться за каждый цент с зеленщиком, мясником, бакалейщиком.)

    Приведите цитаты - доказательства того, что Джим и Делла живут небогато. (У Деллы «старенький коричневый жакет», «старенькая коричневая шляпка». Джиму «давно уже нужно было новое пальто», «руки мерзли без перчаток», «часы висели на дрянном кожаном ремешке».)

    Что еще подчеркивает бедность Деллы и Джима? (15 раз упоминаются денежные суммы, доходы и расходы.)

    В канун какого праздника происходят описанные события? Какие у вас ассоциации с этим праздником?

    Как себя чувствует главная героиня новеллы Делла? (У нее унылое настроение. Она плачет)

    Как цвета, упоминаемые в произведении, помогают понять настроение Деллы?(Вместо праздничных огней, рождественской елки и доброго Санта-Клауса она увидела за окном «серую кошку, прогуливавшуюся по серому забору вдоль серого двора». Двойное упоминание коричневого цвета в описании одежды Деллы)

    Какой выход из создавшегося положения находит Делла? (Решает продать главное своё сокровище)

    Но мы же сказали, что они бедны. Какими сокровищами обладают герои? Найдите их описания. («Надо вам сказать…»)

    Как подчеркивается их красота? (Упоминанием Царицы Савской и царя Соломона)

Историческая справка

Соломо́н - третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 10 в. до н. э., в период его наивысшего расцвета. В Библии описывается роскошь, которую мог позволить себе Соломон. Он сделал себе престол из слоновой кости, обложенный золотом, великолепие которого превосходило любой другой престол того времени. Кроме того, Соломон сделал себе 200 щитов из кованого золота, и все сосуды для питья во дворце и в Храме были золотыми. «Серебро во дни Соломона вменялось ни во что» и «превзошел царь Соломон всех царей земли богатством и мудростью»

Царица Са́вская , X век до н. э. - легендарная правительница аравийского царства Саба (Шеба), чей визит в Иерусалим к израильскому царю Соломону описан в Библии. Узнав о великих деяниях и мудрости царя Соломона, царица Савская прибывает в Иерусалим, чтобы проверить это, и загадывает Соломону загадки. Какие именно, Библия не говорит; упоминается лишь о том, что царь все их разгадал. Царица, например, показала Соломону две одинаковые с виду розы и попросила определить, какая из них искусственная. Мудрец призвал на помощь пчел.

    Почему богатства Деллы и Джима превосходят сокровища царицы Савской и царя Соломона?

    Чем жертвует Делла ради Джимма? Почему она это делает?

    В какой момент наступает кульминация новеллы? (Когда герои дарят друг другу рождественские подарки.)

Чтение отрывка по ролям (Лера, Коля и Олег)

Джим неподвижно замер у дверей, точно сеттер, учуявший перепела. Его глаза остановились на Делле с выражением, которого она не могла понять, и ей стало страшно. Это не был ни гнев, ни удивление, ни упрек, ни ужас - ни одного из тех чувств, которых можно было бы ожидать. Он просто смотрел на нее, не отрывая взгляда, и лицо его не меняло своего странного выражения.

Делла соскочила со стола и бросилась к нему.

Джим, милый, - закричала она, - не смотри на меня так! Я остригла волосы и продала их, потому что я не пережила бы, если б мне нечего было подарить тебе к Рождеству. Они опять отрастут. Ты ведь не сердишься, правда? Я не могла иначе. У меня очень быстро растут волосы. Ну, поздравь меня с Рождеством, Джим, и давай радоваться празднику. Если б ты знал, какой я тебе подарок приготовила, какой замечательный, чудесный подарок!

Ты остригла волосы? - спросил Джим с напряжением, как будто, несмотря на усиленную работу мозга, он все еще не мог осознать этот факт.

Да, остригла и продала, - сказала Делла. - Но ведь ты меня все равно будешь любить? Я ведь все та же, хоть и с короткими волосами.

Джим недоуменно оглядел комнату.

Так, значит, твоих кос уже нет? - спросил он с бессмысленной настойчивостью.

Не ищи, ты их не найдешь, - сказала Делла. - Я же тебе говорю: я их продала - остригла и продала. Сегодня сочельник, Джим. Будь со мной поласковее, потому что я это сделала для тебя. Может быть, волосы на моей голове и можно пересчитать, - продолжала она, и ее нежный голос вдруг зазвучал серьезно, - но никто, никто не мог бы измерить мою любовь к тебе! Жарить котлеты, Джим?

И Джим вышел из оцепенения. Он заключил свою Деллу в объятия. Будем скромны и на несколько секунд займемся рассмотрением какого-нибудь постороннего предмета. Что больше - восемь долларов в неделю или миллион в год? Математик или мудрец дадут вам неправильный ответ. Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного

    Итак, уже с поклонения волхвов Иисусу пошёл обычай дарить подарки, выражая тем самым свою любовь и преданность. Этот сюжет лёг в основу картин многих художников. Перед нами «Поклонение волхвов» Хуго ван дер Гуса.

Работа по репродукции картины Хуго ван дер Гуса «Поклонение волхвов»

    Что подарили волхвы младенцу Иисусу и что символизировали их дары? (золото (знак земного владычества), ладан (знак божественного происхождения и небесной власти) и мирру (смолу, которой умащали умерших; это намек на будущее распятие Христа и Его муки).

    Послушайте концовку рассказа и подумайте над смыслом ключевой фразы нашего урока: “Из всех дарителей эти двое были мудрейшими”? (Они были по-настоящему мудры, потому что очень любили друг друга и при дарении подарков заботились не о себе, а о другом)

Прослушивание аудиозаписи отрывка рассказа

22. Что означают слова О’Генри: «Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного»? (Волхвы оказали родившемуся Иисусу высшие почести в знак уважения и преклонения. Но любви и теплоты сердца дать не могли. Вот о каком даре говорит О’Генри.)

    Что герои, действительно, подарили друг другу? (Счастье)

    Автор пишет: “Жизнь состоит из слез, вздохов и улыбок”… “причем вздохи преобладают””. А какими бы словами вы продолжили первую часть предложения? (Дети говорят, что жизнь состоит еще и из любви, нежности, взаимопонимания, уважения, самопожертвования и тд.).

    Каким главным богатством, величайшим даром обладают герои? (Они любят)

    Как «ничем не примечательная история про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами» перекликается со строкой из стихотворения Асадова?

VII. Великие о любви.

На доске вы видите высказывания великих о любви и счастье. Вот что они думают по этому поводу (чтение высказываний). Какое из этих высказываний понравилось вам больше и почему? (Ответы детей).

VIII . Творческая работа учащихся.

Все высказывания сводятся к одному: добродетель, добро, счастье, самопожертвование неотделимы друг от друга. Ребята, давайте подумаем, чем бы мы могли одарить своих близких, не имея ни копейки денег, чтобы сделать их счастливее.

- … капельку росы, чтобы в ней отражался весь мир всеми цветами радуги и ты мог любоваться им;

- …улыбки близких, чтобы ты мог их видеть каждый день и никогда даже тень грусти не пробегала по твоему лицу;

- …удачу, чтобы ты мог осуществить самые грандиозные планы;

- …огонек свечи, чтобы он согревал твою душу и будил самые приятные воспоминания;

- …радугу, чтобы она раскрашивала своими цветами серые мысли и серое настроение;

- …интересный веселый сон, чтобы ты мог утром рассказывать его друзьям, а они бы слушали тебя и смеялись;

- …морозный рисунок на окне, чтобы он будил воображение, искрился и радовал тебя каждый день своей новизной;

- …свежий ветерок, чтобы он ласкал твои волосы, а это так приятно;

- …небо в мерцающих звездах, чтобы ты мог мечтать, глядя на них;

- …песню, чтобы она поднимала тебе настроение;

- …доброе слово, чтобы оно поддерживало тебя в трудную минуту и т.д.

IX. Итог урока. (Звучит музыка Аве Мария)

Мне кажется, что, несмотря на такую неудачу с подарками, Делла и Джим подарили друг другу что-то большее. Они показали, что, несмотря на все трудности жизни, каждый из них заботится в первую очередь о своем любимом человеке, а не о себе. Каждый из них расстался с самым ценным, что у него было, лишь бы его вторая половина была счастлива. Я думаю, что это яркий пример того, как людям надо любить, заботиться и не забывать друг о друге ни на минуту. В мире нет ничего ценнее любви, и никакие подарки, даже самые дорогие, не могут заменить это чувство.

В этом рассказе О. Генри говорится о том, что бедность не может помешать двум по-настоящему близким людям любить. И как торжественно в конце рассказа звучат слова: «да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы».

Мне кажется, что сегодня у нас с вами состоялся очень искренний, серьезный и содержательный разговор о любви, человечности и счастье. И я надеюсь, что вы поняли, что секрет нашего счастья в любви.

X. Задание на дом. Сочинение-миниатюра «Бесценный дар»