Локальные культуры выделяют на основе следующего критерия. Локальная культура - культура ограниченная во времени и пространстве, обладающая внутренним единством, своими специфическими чертами и особенностями

Продолжительное совместное проживание групп людей на одной территории, их коллективная хозяйственная деятельность формируют у них общее миросозерцание, единый образ жизни, манеру общения, стиль одежды и т.д. Однако каждая группа при этом существует в своих специфических климатических, географических, исторических и других условиях. По этой причине становится невозможным существование единой универсальной культуры, объединяющей всех людей на земле. В исторической практике культура предстает в виде множества культур разных эпох и регионов, а внутри них – в виде культур отдельных стран и народов, которые принято называть локальными культурами.

Локальные культуры – это замкнутые, самодостаточные типы культур, которые, как правило, не взаимодействуют с другими типами культур.

Наличие локальных культур является объективной и закономерной формой существования всей человеческой культуры в целом. Например, некоторые из локальных культур похожи друг на друга в силу их генетического родства и сходства условий их возникновения. Каждая отдельная культура воплощает в себе специфический опыт жизненной практики какого-либо конкретного народа или сообщества людей. Этот опыт придает культуре каждого народа неповторимые черты.

Своеобразие культуры того или иного народа может проявляться в самых разных сторонах человеческой жизнедеятельности: в удовлетворении биологических, материальных или духовных потребностей, в естественных правилах поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых операций и т.д.

Таким образом, любая культура отличается своими особенностями, которые сохраняются и в типологически однородном обществе.

Серединная культура – это традиционная, обычная культура, доминирующая в обществе.

Специфическая культура это тип культуры, не похожий на другие, развивающийся по своим внутренним законам и малосвязанный с другими культурами.

Специфической культурой может выступать любая культура, которая отличается от всех иных и проявляется по-разному.

Во-первых, в качестве специфической может выступать так называемая «маргинальная культура», которую иногда называют периферийной, пограничной, отличной от доминирующей в обществе (серединной) культуры, образа жизни большинства людей. Такая культура возникает, как правило, при отказе людей по каким-то причинам от традиционной (серединной) культуры; в частности, в связи с резким изменением образа, условий жизни (с переездом из деревни в город, в другую страну, иную культурную среду). Люди маргинальной культуры испытывают затруднение с культурной идентификацией, не могут четко определиться, кто они, какова их культура.

Во-вторых, специфическая культура может выступать как субкультура – особая форма организации жизни людей (социальных групп), стремящихся обустроить внутри господствующей, срединной культуры свое собственное относительно автономное культурное существование.

В-третьих специфическая культура выступает как контркультура, если субкультурные ценности стремятся проникнуть в ядро срединной, доминирующей культуры, заменить ее фундаментальные ценности своими - часто противоположными.

Рассмотрим понятия контркультуры и субкультуры подробнее.

Контркультура – это часть культуры, элементы которой находятся в оппозиции к господствующим образцам или полностью отрицают их. Социокультурные установки контркультуры противостоят фундаментальным принципам определенной существующей культуры.

Термин «контркультура» появился в западной литературе в 1960 г. Он был введен американским социологом Теодором Роззаком, который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в относительно целостный феномен.

Самым известным примером контркультуры стали молодежные движения 1960 – 1970-х гг. – битники и хиппи, выступавшие против западного образа жизни и буржуазной морали.

К 1960-м гг. спектр различных молодежных течений стал шире. При этом в качестве их создателей все чаще выступали тинэйджеры – подростки от 13 до 19 лет. Так появились рокеры, панки, «теды», «моды», «скинхеды». Тогда же появились движения, ориентированные на Восток, использующие восточную атрибутику, а главное – идеи восточной философии и религий.

Появление контркультуры – специфическая черта не только XX в. Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностей постоянно происходит в мировой культуре. Например, контркультурой можно назвать христианство в Римской империи, светскую культуру в эпоху Возрождения, романтизм в конце эпохи Просвещения и т.д.

Наряду с контркультурой в любой культуре есть многочисленные субкультуры, которые надо отличать друг от друга.

Субкультура – это крупные составные части целостных локальных культур (этнических, национальных, социальных), которые отличаются определенной местной спецификой тех или иных черт. Как правило, субкультуры связаны с многочисленными, компактно размещенными и относительно изолированными группами людей.

Существование субкультур связано с тем, что общество, как и культура, не может быть абсолютно однородно. Помимо центрального ядра оно включает в себя другие группы со специфическими признаками культуры. При этом основная масса культурных элементов этих групп идентична или близка базовой культуре, от которой они отличаются лишь некоторыми элементами или чертами.

Формирование субкультур происходит по этнографическим, сословным, конфессиональным, профессиональным, функциональным признакам, на основе возрастной или социальной специфики.

В качестве примеров можно назвать субкультуру русских старообрядцев, субкультуру заключенных, субкультуры молодежи и пенсионеров, субкультуры представителей сексуальных меньшинств и т.д.

Как правило, субкультуры стремятся сохранить определенную автономность от других культурных слоев и групп, не претендуют на универсальность своей культуры, своего образа жизни. Они отличаются некоторой локальностью и определенной замкнутостью, но при этом сохраняют приверженность к основным ценностным установкам основной культуры. Субкультуры – это лишь отклонения от основного пути развития культуры. Они не ставят своей целью переделку господствующей культуры, а по-своему приспосабливаются к ней. Именно этим они отличаются от контркультуры, стремящейся переделать мир.

Контрольные вопросы

1. Что такое тип культуры, типологизация, типология культуры?

2. Назовите основные виды типологии культуры.

3. Дайте краткие характеристики каждой типологии культуры.

4. Назовите современные подходы к типологии культур. Что, по мнению Герберта Маклюэна, является основой культуры?

5. Что представляет собой мировая культура?

6. Какие факторы участвуют в формировании этнической культуры?

7. В чем заключаются различия между этнической и национальной культурой?

8. Дайте характеристики народной, элитарной и массовой культуре.

9. Чем характеризуются восточный и западный типы культуры? В чем их отличия?

10. Что такое локальные культуры?

11. Чем контркультура отличается от субкультуры?

Список литературы

1. Горлова, И. И. Культурология. Учебное пособие / И. И. Горлова. – М.: Дашков и К, 2011.

2. Гуревич, П. С. Культурология. Учебник / П. С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2008.

3. Драч, Г. В. Культурология: учебник для вузов / Г. В. Драч, О. Штомпель, Л. Штомпель, В. Королев. – СПб.: Питер, 2011.

4. Доброхотов, А. Л. Культурология / А. Л. Доброхотов. – М.: Форум. 2010.

5. Кармин, А. С. Культурология / А. С. Кармин. – СПб.: Питер, 2008.

6. Культурология. В 2-х т.: энциклопедия, Т1 / гл. ред. С.Я. Левит. – М., 2007.

7. Культурология. Курс лекций / отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Библионика, 2007.

8. Культурология: Учебник / под. ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Высш. школа, 2005.

9. Культурология. Учебно-методическое пособие по культурологии / Е.А. Тетерина. – Пенза: Изд. ПГУ, 2010.

11. Маркова, А. Н. Культурология / А. Н. Маркова. – М.: Юнити-дана, 2009.

Инкультурация - процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры.

Искусство - Самое дело, требующее такого умения, мастерства

Канон - 1. Непреложное правило,положение какого-л. направления, учения и т.п. // То, что твердо установлено, принято заобразец. // То, что является традиционной общепринятой нормой, обычаем, правилом.
2. Установленное и узаконенное церковью правило,догмат,обряд и т.п.
3. Церковноепеснопение в честь святого, праздника и т.п.
4. Точное повторение одной мелодии разными, последовательно вступающими друг за другом голосами (форма многоголосной музыки).

Кич (от польск. Сус - поделка). Термин, имевший хождение в 1960-1970-е годы и к настоящему времени вышедший из моды, так как его сменило более веское понятие -постмодернизм .

По сути, кич есть зарождение и одна из разновидностей постмодернизма . Кич - это массовое искусство для избранных. Произведение, принадлежащее к кичу , должно быть сделано на высоком художественном уровне, в нем должен быть увлекательный сюжет. Но это не настоящее произведение искусства в высоком смысле, а искусная подделка под него. В киче могут быть глубокие психологические коллизии, но там нет подлинных художественных открытий

Классицизм - Направление в литературе и искусстве XVII в.-начала XIX в., характерной особенностью которого былообращение к образцам и формам античного искусства как наиболее совершенным.

Коммуникация - (лат. communicatio - от communico - делаю общим, связываю,общаюсь),1) путь сообщения, связь одногоместа с другим.2) Общение,передача информации от человека к человеку - специфическая формавзаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности,осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи др.знаковых систем). Коммуникацией называются также сигнальные способы связиу животных.

Контркультура - употребляемое в литературе общееобозначение разнородныхпо идейно-политической ориентации ценностей определенных групп молодежи(""новые левые"",хиппи,битники, йиппи и др.), противопоставляемыхофициальным ценностям. Этотпротест принимает различные формы: отпассивных до экстремистских; общедемократические цели нередко сочетаются санархизмом, ""левацким"" радикализмом; ""неприобретательский"" образ жизнипроникнут культурным нигилизмом, технофобией, религиозными поисками.

Конформизм - Приспособленчество, безумное следование общим мнениям, модным тенденциям

Нонконформизм (от non - не, нет и conformis - подобный, сообразный) - непринятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций или законов (независимо от их логического либо легитимного основания).

Космополит - Приверженец космополитизма.

Космополитизм - Реакционная буржуазная идеология, которая под прикрытием лозунгов "мирового государства" и "мирового гражданства" отвергает право наций на самостоятельное существование и государственную независимость, проповедуетотказ от национальных традиций и национальной культуры, от патриотизма

Креативность - (от лат. creatio - созидание - сотворение), творческая,созидательная, новаторская деятельность.

Культ - (от лат. cultus - почитание) -1) один из основных элементов религии;действия (телодвижения, чтение или пение определенных текстов и т. п.),имеющие целью дать видимоевыражение религиозному поклонению или привлечьк их совершителям божественной ""силы"" (т. н. таинства).2) Чрезмерноевозвеличение чего-либо или кого-либо (культ личности).

Культу́рное насле́дие - часть материальной и духовной культуры , созданная прошлыми поколениями , выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое

Мессианизм (др.-евр. машиах - помазанник, араб. масх - помазание, масих - помазанник) - религиозное учение о грядущем пришествии в мир божьего посланца -мессии , призванного установить справедливость , мир, покой на земле. Причины возникновения мессианизма связаны с нерешенностью социальных проблем, потерей надежды на лучшее будущее и т. д. Не случайно, что мессианизм находил благоприятную почву среди народов, этноконфессиональных групп, подвергшихся гонениям и преследованиям. Например, проповедь мессианства в иудаизме усиливалась именно тогда, когда еврейское государство было разрушено, когда евреи находились в плену вЕгипте и Вавилоне . Отчаявшиеся люди возлагали надежду на помощь божественных сил. Мессианизм был привлекателен и для христиан в период преследований в Римской империи . Согласно христианской эсхатологии , грядет Второе пришествие мессии (Иисуса Христа) . Идеи Мессианизма разработаны и в исламе , особенно среди мусульман-шиитов . Шиитское меньшинство испытывало гонения во многих странах. Мессианские ожидания появления Махди в шиитском учении связывались с народными чаяниями об установлении царства справедливости на земле. Таким образом, чем более люди теряли надежды на избавление от зла, тем шире распространялись среди них религиозные искания, мучительные ожидания пришествия мессии.

Культуртрегерство - Деятельность культуртрегера.

Культуртрегер - Тот, кто осуществляет свои неблаговидные цели под прикрытием распространения культуры

Культурогенез - процесс появления и становления культуры любого народа и народности в общем и появления культуры как таковой в первобытном обществе. На данный момент не.существует единой теории появления культуры

Латентный - Скрытый,внешне не проявляющийся

Локальная культура - культура ограниченная во времени и пространстве, обладающая внутренним единством, своими специфическими чертами и особенностями

Магия - Совокупность обрядовых действий и слов, якобы обладающих чудодейственными свойствами и способных влиять на сверхъестественные силы

Мифология - 1. Научная дисциплина, изучающая мифы древних народов.
2. Совокупность мифов какого-л. народа.

Массовая Культура - понятие, охватывающее многообразные и разнородныеявления культуры 20 в., получившиераспространение в связи снаучно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовойкоммуникации.Производство,распространение и потребление продуктовмассовой культуры носит индустриально-коммерческий характер. Смысловойдиапазон массовой культуры весьмаширок - от примитивного китча (раннийкомикс, мелодрама,эстрадныйшлягер, ""мыльная опера"") до сложных,содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки,""интеллектуальный"" детектив, поп-арт). Для эстетики массовой культурыхарактерно постоянное балансированиемежду тривиальным и оригинальным,агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным. Актуализируя иопредмечивая ожидания массовой аудитории, массовая культура отвечает еепотребностям в досуге, развлечении, игре, общении, эмоциональнойкомпенсации или разрядке и др.

Полицентризм - (от поли... и...центр) - теория происхождения человекасовременного вида (Homo sapiens) и его рас в нескольких районах земногошара от разных форм древних людей. Большинством отечественных антропологовне принимается.

Примат - Главенство,первичность, преобладающее значение

Просвещение - распространение знаний, образования. 2) Системаобщеобразовательных учреждений в стране (см. также Народное образование)

Регресс - Упадок в развитии чего-нибудь, движениеназад

Редукция - Ослабление,менее отчетливое произношение гласного звука в безударном положении (в лингвистике).

Падение биржевого курса ценных бумаг или биржевых цен.

Сведение сложного производственного процесса к более простому.

Процесс, обратный окислению; восстановление (в химии).

Уменьшение размеров органа, упрощение его строения или полное исчезновение в связи с утратой его функций в процессеэволюции организма (в биологии).

Понижение давления жидкости, газа,пара в системе двигателей, установок с помощью редуктора.

Изъятие королевской властью у феодальной знати перешедших в ее руки государственных земель (в некоторых европейских государствах XV-XVI вв.).

Реконструкция - 1. Коренное переустройство,переоборудование чего-л. // Изменение принципов организации чего-л.
2. Воссоздание,восстановление чего-л. по сохранившимся остаткам или описаниям.

Реставрация - 1. Восстановление в первоначальном виде обветшалых или разрушенных памятников искусства.
2. перен. Восстановление свергнутого политического строя.

САКРАЛИЗАЦИЯ

(от лат. sacrum - священный) - англ. sacralization; нем. Sakralisierung. Наделение предметов, вещей, явлений, людей "священным" содержанием; подчинение полит, и обществ, институтов, соц. и научной мысли, культуры и искусства, бытовых отношений религиозному влиянию

Самизда́т (читается [самызда́т]) - способ неофициального и потому неподцензурного распространения литературных произведений, а также религиозных и публицистических текстов в СССР , когда копии изготавливались автором или читателями без ведома и разрешения официальных органов , как правило машинописным, фотографическим или рукописным способами, к концу СССР также и при помощи ЭВМ. Самиздатом распространялись также магнитофонные записи А. Галича , В. Высоцкого , Б. Окуджавы ,Ю. Кима , певцов-эмигрантов и др.; подобное явление часто носило отдельное название магнитиздат

Секуляризация - 1. Обращение церковной и монастырской собственности в собственность светскую.
2. Изъятие чего-л. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению.
3. перен. Освобождение от церковного влияния (в общественной и умственной деятельности, в художественном творчестве)

Селективность - (избирательность) радиоприемника - его способность выделятьполезный радиосигнал на фоне посторонних электромагнитных колебаний(помех). Параметр, характеризующий эту способностьколичественно. Наиболеераспространена частотная селективность.

Символ - 1. То, что служит условным обозначением какого-л. понятия, идеи.
2. Художественныйобраз,условно передающий какую-л. мысль, идею, переживание.
3. Условное обозначение какой-л. величины, какого-л. понятия, принятое той или иной наукой.

Синкретизм - Слитность, нерасчлененность, характеризующие первоначальное, неразвитое состояние чего-л

Сленг - Совокупность слов и выражений, употребляемых представителями определенных групп, профессий и т.п. и составляющих слой разговорной лексики, не соответствующей нормам литературного языка (обычно применительно к англоязычным странам).

Соборность - (кафоличность) (греч. Katholikos - всеобщий) - один из основныхпризнаков христианской церкви, фиксирующий ее самопонимание как всеобщей,универсальной (""единая, святая, соборная и апостольская церковь"" -Никейско-Константинопольский символ веры, 4 в.). Рассматривая соборностькак специфическое достояние православной традиции (соборность каксовокупный разум ""церковного народа"" в отличие от религиозногоиндивидуализма протестантизма и авторитаризма папы в римско-католическойцеркви), А. С. Хомяков истолковывал ее как общийпринцип устроения бытия,характеризующий множество,собранноесилой любви в ""свободное иорганическе единство"" (в социальной философии наибольшее приближение кэтому принципу усматривалось в крестьянской общине). Понятие соборностибыло воспринято русской религиозной философией кон. 19-20 вв.

Социализация - (от лат. socialis - общественный) - процесс усвоениячеловеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей,позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества;включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так истихийные, спонтанные процессы, влияющие на ееформирование. Изучаетсяфилософией, психологией, социальной психологией, социологией, историей иэтнографией, педагогикой, теологией.

Стагнация - (от лат. stagno - делаю неподвижным) в экономике - застой впроизводстве, торговле и т. Д

Стандарт - 1. Типовойобразец, которому что-л. должноудовлетворять по размерам, форме, качеству. // Единая форма организации, проведения чего-л.
2. перен. То, что не заключает в себеничего оригинального, своеобразного; шаблон,трафарет.

Стереотип - 1. Монолитная печатная форма в виде рельефной копии с типографского набора, используемая для печатания многотиражных или повторных изданий.
2. разг. Стереотипное издание.
3. перен. Неизменныйобщепринятыйобразец, которому следуют без размышлений; шаблон,трафарет.

Стилизация - 1. Придание произведению искусства характерных черт какого-л. стиля. // Воссоздание колорита какой-л. эпохи в образах и стилевых особенностях литературного произведения.
2. Произведение, по форме представляющее собою подражание какому-л. стилю.

Сублимация - 1. Переход вещества при нагревании из твердого состояния в газообразное, минуя жидкую фазу; возгонка.
2. Переход водяных паров в лед или снег в атмосфере.

Переключение низших (преимущественно сексуальных) побуждений на высшие, интеллектуальные и социально полезные цели (в медицине).

Табу - 1. устар. Религиозныйзапрет, налагаемый на какое-л. действие,слово,предмет,нарушение которого - по суеверным представлениям - каралось сверхъестественными силами.
2. Любойстрогийзапрет на что-л.

Типизация - 1. Воплощение средствами искусства общего, типичного в конкретных художественных образах, формах.
2. Сведение многообразия образцов чего-л. (машин, строений, технологических процессов и т.п.) к небольшому числу типов;унификация.
3. Отнесение к определенному классификационному типу.

Тотем - 1. Животное,растение,предмет или явление природы, которые у родовых групп служили объектом религиозного почитания.
2. Герб племени с таким изображением.

Универсалии - (от лат. universalis - общий) - общие понятия. Онтологическийстатус универсалии - одна из центральных проблем средневековой философии(спор об универсалии 10-14 вв.): существуют ли универсалии ""до вещей"", каких вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), ""в вещах""(аристотелизм, умеренный реализм), ""после вещей"" в человеческом мышлении(номинализм, концептуализм).

Унификация - (от лат. unus - один и...фикация) - приведение чего-либо кединой системе, форме, единообразию. В технике под унификацией понимаютприведение различных видов продукции и средств ее производства кнаименьшему числу типоразмеров, марок, свойств и т. п. Один из методовстандартизации.

Утилитаризм - Направление в этике, согласно которому польза или выгода признаются критериями нравственности.

Деятельность, в основе которой лежит грубыйматериальныйрасчет,стремление из всегоизвлекать выгоду; узкийпрактицизм.

Феномен - Явление, в котором обнаруживается сущность чего-л. (в философии).

1. Редкое, необычное, исключительное явление.
2. перен. Выдающийся,исключительный в каком-л. отношении человек.

Фетиш - 1. Неодушевленныйпредмет, наделенный - по представлениям верующих - сверхъестественной силой и являющийся объектом религиозного поклонения.
2. перен. То, чему слепо поклоняются

Фольклор - 1. Устное народное творчество.
2. Произведения, создаваемые народом и бытующие в нем.
3. То же, что: фольклористика.

Ценность - 1. Стоимость чего-л., выраженная в деньгах; цена. // Высокая стоимость чего-л. // разг. Соотношение по курсу;достоинство (о деньгах, ценных бумагах).
2. То, что имеет высокую стоимость; ценныйпредмет.
3. перен. Важность,значение.

Цивилизация - 1. Уровень общественного развития, материальной и духовной культуры.
2. Современная мироваякультура,прогресс,просвещение.
3. Третья - следующая за дикостью и варварством - ступень общественного развития.

Эволюция - 1. Процесс постепенного изменения, развития.
2. см. такжеэволюции.

Эволюционизм - Учение о законах исторического развития органического мира и путях управления развитием организмов.

Эгалитарный Уравнительный - 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: уравнивание (1*), уравниловка,связанный с ними.
2. Служащий для уравнивания (1*) чего-л.
3. Основанный на уравниловке.

Эклектика - - соединение разнородных, внутренне не связан­ных и, возможно, несовместимых взглядов, идей, концепций, сти­лей и т. д. Для Э. характерноигнорирование логических связей и обоснования положений, непротиворечия закона,использование мно­гозначных и неточных понятий и утверждений, ошибки в опреде- лениях и классификациях и т. д. Используя вырванные из контекста факты и формулировки, некритически соединяя противоположные воззрения, Э. стремится вместе с тем создатьвидимость логической последовательности и строгости. В качестве методологического принципа Э. появилась впервые в позднегреческой философии как выражение ее упадка и интеллек­туального бессилия. Э.широко использовалась в средневековой схо­ластике, когда приводились десятки и сотни разнородных, внутренне не связанных доводов «за» и «против» некоторого положения. Э. иногда используется как прием в рекламе и пропаганде, в системах массовой коммуникации,когдафрагментарность имеет большее зна­чение, чем цельность, внутренняя связность ипоследовательность.Пустота и теоретическое бесплодие Э. обычно маскируются ссыл­ками на необходимость охватить всемногообразие существующих явлений единым интегрирующим взглядом, не упуская при этом реальных противоречий.Несостоятельная в качестве общего методологического приема описания действительности, Э. иногда выступает в качестве неиз­бежного момента в развитии знания.Чащевсего это имеет место в период формирования теории, когда осваивается новая проблемати­ка и еще недостижим синтез разрозненных фактов, представлений и гипотез в единую систему. Эклектичным было, напр., существованиенарядудруг с другом корпускулярной и волновой теорий света, позднее объединенных в рамках квантовой механики. Элементы Э. присутствуют также в начальныйпериод изучения новой научной дисциплины, когдазнания остаются еще фрагмен­тарными и несвязными и нет еще умения выделить в массе сведе­нийнаиболеесущественное и определяющее.

Элита - 1. Отборные, лучшие семена,растения или животные, полученные в результате селекции и предназначенные для дальнейшего размножения или разведения.
2. перен. Лучшие представители какой-л. части общества. // Представители привилегированных социальных групп.

Эмансипация - 1. Уравнение в правах (обычно предоставление женщинам равноправия с мужчинами в области общественной и трудовой деятельности).
2. устар. Освобождение от какой-л. зависимости.

Эстетика - 1. Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, художественном творчестве, природе и в жизни.
2. Система взглядов на искусство или на какой-л. его вид, которой придерживается кто-л.
3. Красота,художественность в чем-л.

Этика - 1. Философское учение о морали, ее принципах, развитии и роли в обществе.
2. Совокупность норм поведения, мораль какой-л. общественной группы, организации и т.п.

Монография посвящена особенностям формирования локальной культуры в условиях межэтнического взаимодействия. На примере Эльзаса исследуется понятие локальной культуры с позиции цивилизационизма, выделяются специфические черты локальной культуры пограничного синтетического типа. В монографии впервые определены пять фаз жизненного цикла локальной культуры Эльзаса.

Жукова Н. В. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2010. № 11 (590). С. 109-116.

В данной статье рассматривается проблема изучения локальных культур, которая связана с вопросом многообразия культурного опыта. Один из важнейших аспектов данной проблемы - это определение подходов и методов к анализу локальных культур, процессов их формирования и выявлению их специфических черт. Исследование специфического в локальных культурах подразумевает движение от общего к частному, от определения содержания локальной культуры через региональную специфику к индивидуальным особенностям.

Абрамов Р. Н. В кн.: Глобализация и социальные институты: социологический подход. М.: Наука, 2010. Гл. 5. С. 134-184.

Глава посвящена рассмотрению вопроса связи между глобализацией и особой формой культуры, которую обычно называют массовой. Массовая культура как доминирующий тип культуры возникает в результате процесса массовизации общества, поэтому в орбиту рассмотрения включены теории массового общества, получившие особенно широкое распространение в середине ХХ в. В заключительной части главы рассматриваются процессы массовизации культуры и общества в России на протяжении прошедшего столетия.

Сборник научных трудов «Франция и французский язык в эпоху глобализации» - попытка ответить на вопрос, каким образом глобализация повлияла на культуру и язык современной Франции. Книга предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей, исследователей по различным специальностям: лингвистика, филология, педагогика, межкультурная коммуникация, история, право, экономика, культурология, философия и т.д.

Жукова Н. В. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2012. № 644. С. 156-160.

Статья посвящена исследованию диалога французской и немецкой культур в Эльзасе на современном этапе. Рассматривается влияние французской и немецкой культур на формирование и развитие локальной культуры Эльзаса, анализируется современная политическая ситуация в регионе, а также рассматривается культура повседневности. Затрагивается вопрос о необходимости классификации идентичности эльзасцев и анализа самых ярких составляющих их самосознания.

Жукова Н. В. В кн.: Европейская культура: вызовы современности. Вып. 302: Доклады Института Европы. М.: Институт Европы РАН, 2014. С. 40-45.

В работе рассматривается актуальное положение Эльзаса (локальной культуры пограничного синтетического типа) между двумя региональными культурами - Францией и Германией.

Концепция локальных культур О. Шпенглера

Освальд Шпенглер (1880-1936) - немецкий философ, историк, культуролог. Его книга "Закат Европы", написанная в 1914 году и опубликована в 1917 стала одной из самых популярных в мире; она казалась 20 раз сразу после выхода, его называли "духовным наркотиком", "философским шлягером". Очевидно, случилось это потому, что Шпенглер не только правдиво рассказал о современной эпохе, но и проникновенно предсказал много противоречий будущего.

К изучению истории, считал философ, нельзя подходить с позиций строгого научного анализа; в истории главное - уловить уникальность, а в этом интеллект способен - нужна интуиция. Понять, оценить культуру можно только изнутри, почувствовав ее.

В Шпенглера нет понятия "человечество" - есть отдельные народы (культуры). Он считал, что каждая культура вырастает на основе собственного "прафеномена" - способа переживания жизни и живет примерно 1200-1500 лет определенном "биологическому ритму" (рождение, детство, молодость, зрелость, старость). В жизни культуры Шпенглер выделял два основных этапа.

1. Этап поднятия культуры - органическая эволюция.

2. Этап упадка культуры - цивилизация - механический тип эволюции; для него, в частности, характерно:

Окостенение творческих начал;

Омасовлення жизни (символ омасовлення - города)

Глобализация (принцип пространства побеждает принцип времени, отсюда неизбежные мировые войны) ",

Бездуховность жизни (переход от творчества к спорту, от литературы - до варьете, от героев - к инженерам, замена поэзии механикой).

Шпенглер еще в 1914 году предсказал вторую мировую войну и практически все глобальные проблемы нашей эпохи.

Концепция локальных цивилизаций А. Тойнби

Арнольд Тойнби (1889-1975) - английский философ, историк считал, что всемирную историю человеку не дано понять; это - область божественного видения. Логику развития можно понять только в отношении отдельных цивилизаций. Единица изучения истории - отдельно взятое общество. Общества делятся на два типа:

Первый тип - "примитивные";

Второй тип - "цивилизационные".

Развитие общества осуществляется через "мимесис" - подражание. Первый тип - это общества, которые позволяют старым, были, опираться на традиции и авторитет предков. Второй тип следует своим героям, лидерам, творческим личностям. Герои создают динамику развития, они способны концентрировать энергию и отвечать на «вызов» истории. Тойнби считает, что человек достигает цивилизации не вследствие биологического деревянные (наследственности) или благоприятных условий географического окружения, а в ответ на вызов в ситуации особых трудностей, вдохновляет его на беспрецедентное до сих пор усилия. Таким образом, внутренний механизм истории, по Тойнби, можно представить: вызов ответ. "Вызовы", по его мнению, делятся на три вида:

1. Неблагоприятные погоды и условия (например, болота в дельте Нила - вызов для древних египтян, леса и морозы - для русских).

2. Нападение иностранцев.

3. Гниение предыдущих цивилизаций (например, падение еллиноримськои цивилизации вызвало к жизни взлет Византийской и Европейской культур).

Таким образом, даже краткое перечисление концепций прогресса дает представление об их разнообразие и различную методологическую направленность.

Как это объяснить? Возможно, общественная наука находился еще "в пеленках" и пробыл различные гипотезы, объясняющие сущность развития общества; а может быть, развитие общества настолько разнообразен, разноплановый, что все эти концепции, которые отражают одну из его сторон, граней, обладают истиной (каждая по-своему и своей)?

Эти вопросы, как и многие другие в философии, мы оставим открытым, но не как доказательство бессилия своего ума, а как стимул для его дальнейшего развития.

Пополните свой словарь:

прогресс, регресс, эскалаторная модель истории, древо видна модель истории, критерий прогресса, общественно-экономическая формация, базис, надстройка, технократические концепции прогресса, постиндустриальное общество, культурно-цивилизационный циклизм, культурно-исторический тип.

Поработайте над следующими творческими задачами. Задание 1

В истории явно прослеживается тенденция ускорения темпов общественного прогресса: для примера: млекопитающие живут на земле около 50 млн. Лет, гоминиды - 4 млн. Лет, homo sapiens -около 40 тыс. Лет, аграрная революция произошла примерно 8 тыс. Лет назад, промышленная революция - 200 лет, научно-техническая революция - 50 лет...

Определите внутренние механизмы и факторы ускорения общественного прогресса. Или тенденция ускорения в будущем бесконечна, наступит время, когда прогресс общества замедлится и достигнет каких-то оптимальных темпов?

Задание 2

Философ Владимир Соловьев в своей небольшой работе "Тайна прогресса" рассказывает сказку: "В глухом лесу заблудился охотник. Уставший, он сел на камни над широким бурным потоком. И стало охотнику тяжело на душе." Одинокий я в жизни, как в лесу ", - думается ему, - и давно уже сбился с пути по разным тропам... Одиночество, тоска и гибель... "Здесь кто-то дотронулся до его плеча. Видит, стоит сгорбленная старуха... "Слышишь, добрый молодец... перенеси ты меня на тот берег, а то где мне устоять поперек течения..." Был охотник малый Добросердечный. "Ну, бабушка, полезай на закорках, и кости - то свои во внутренность подтяни, а то розсиплешся - в воде не соберешь". Вскарабкались бабушка к нему на плечи, и он почувствовал такую страшную вес, как гроб с покойником на себя взвалил, - едва шагнуть мог. "Ну, думает, теперь уже на попяткы стыдно!" Вошел в воду и вдруг как будто не так трудно, а там с каждым шагом все легче и легче... Выйдя на берег так оглянулся: вместо бабы прижалась к нему красавица, которую не описать, настоящая царь-девица... "

(Соловьев BC Тайна прогресса).

Сказка - ложь, да в ней - намек... Какие философские идеи вы видите в этой сказке? Какие особенности общественного прогресса можете выделить, сравнивая его с развитием природы?

Назовите основные критерии общественного прогресса.

Задание 4

Приведите аргументы в доказательство того, что прогресс является главным направлением человеческой истории.

Задание 5

Попробуйте ответить на вопрос великого русского писателя-философа Л. Толстого: не такой простой ход прогресса, когда делаются изобретения и материальные усовершенствования, которые разрушают нравственный порядок жизни. Когда же этот беспорядок становится очень тяжелым, поднимаются нравственные вопросы... и снова шаг вперед материальных усовершенствований и второй шаг морального... (Л.Н. Толстой).

Согласны ли вы с таким взглядом на общественное развитие.

Задание 6

Существует такой критерий прогресса, как способ распределения произведенного продукта. В распределении человечество стремится реализовать принцип равноправия и справедливости.

Как вы понимаете этот принцип? Какие существуют механизмы в обществе для его реализации?

Задание 7

Охарактеризуйте подробно такой критерий общественного прогресса, как количество и структура использования свободного времени. Оцените с позиции этого критерия нашу эпоху.

Задание 8

О какой закономерность общественного прогресса идет речь в следующем высказывании: "... Промышленный прогресс вовсе не параллельный в истории с прогрессом искусства и настоящей цивилизации..."

(Э. Ренан. Поэзия с выставки).

Приведите факты, иллюстрирующие эту закономерность.

Задание 9

О каком измерение, какой критерий общественного прогресса идет речь в следующих отрывках художественно-философских тезисов:

"Прогресс - стремление к приведению человека в человеческий сан..."

(Н. Чернышевский)

"Все прогрессы - реакционны, если рушится человек". (А. Вознесенсьтй. Оза).

"Кому нужен такой технический прогресс, не делает человека добрее, сердечнее, благороднее..." (Ю. Бондарев. Тамо мора лис "). Какие критерии общественного прогресса Вы можете назвать. Как с их помощью можно объяснять ход истории?

Задание 10

Насколько полно в современном нам обществе реализован гуманистическое содержание прогресса? Аргументируйте свой ответ.

Какие принципиальные положения диалектики отражены в следующем взгляде Д. Лисарева на общественное развитие. "Человечество продвигается вперед - это верно; но никак не следует думать, что каждый шаг вперед и каждое движение - движение к лучшему. Напротив, человечество продвигается вперед не по прямой, а зигзагами; каждый успех покупается ценой многих ошибочных попыток".

(Д.Писарев Популяризаторы негативных доктрин).

Приведите исторические примеры, подтверждающие эти положения.

Кем и когда впервые было введено в социологию понятие "общественно-экономическая формация".

Попробуйте оценить уровень развития общества, в котором мы живем с точки зрения формационного подхода.

Как Вы понимаете, известное высказывание К. Маркса о том, что прогресс подобен языческого идола, не желал пить нектар иначе, как из черепов убитых.

Какая особенность и какая закономерность прогресса здесь замечена?

Видя прямую зависимость социальных изменений от изменений техники, американский социолог Уайт считает, что социальные системы играют второстепенную, подчиненную роль по отношению технических систем. Техника - это независимая переменная, социальная система -зависимая система. Проанализируйте эту концепцию.

С чем Вы согласны, с чем - нет. Аргументируйте свои выводы.

Современная НТР создает огромные возможности для увеличения власти человека над природой. Вместе с тем известно, что ресурсы природы не безграничны. На этом основываются пессимистические прогнозы о возможной естественную гибель человечества из-за нехватки средств существования.

Согласны ли Вы с такой точкой зрения? На что по Вашему могут опираться соответствующие оптимистичные прогнозы?

В последней трети XX века все более остро критиковался технократический подход.

Согласны ли Вы с этой критикой? Покажите на конкретных примерах, к чему может привести "логика железяк" - "сначала технику создадим, затем человеком заниматься будем..."

Некоторые ученые утверждают, что на определенной стадии технического прогресса техника поднимется над человеком, а не человек овладеет технику.

Какова Ваша точка зрения? Аргументируйте свой ответ. Задача 18

О каком противоречия современного прогресса говорит автор следующего рассуждения: "Рабочие, занятые обслуживанием роботов, разумеется, признают, что спасены теперь от тяжелой утомительной работы, но они сетуют на то, что длительное общение с бездумной машиной, непрерывно и монотонно выполняет однообразную операцию, вызывает у них стрессовое состояние... "

(В. Цветов. Пятнадцатый камень сада Рёандзи). Задача 19

Выделите положение, лучше других характеризует концепцию технологического детерминизма?

1. Какой способ производства, такое и общество.

2. Ключом к пониманию истории есть типы систем социальной информации.

3. Исторический процесс в первую очередь связан с техническим прогрессом.

4. Общественная система, прежде всего, характеризуется типом политического управления.

5. Судьба народов обусловливается главным образом внешней средой их обитания.

6. Научная революция определяет техническую революцию, а они вместе - принципы организации всей совокупности социальных элементов.

"Несомненно одно: техника направлена на то, чтобы в ходе преобразования всей трудовой деятельности человека преобразовать и самого человека. Человек уже не может освободиться от влияния созданной ею техники. И совершенно очевидно, что в технике вложены не только безграничные возможности, но и безграничные опасности ".

(К. Ясперс Содержание и назначение истории). О каких опасности для человека говорит философ? Какое противоречие и какая закономерность прогресса здесь отражены.

В век варварства и атома

Мы - акушеры нового,

Нам эта участие адова

По нраву и по нраву

Мы - бабки повивальные, а век ревет матери, как помесь павиана и авиамотора. Попробуйте при родах подобных постоят,

сгоре на электроде

и в руки рад брать.

И счастлив этой долей,

художник в мастерской

стоит, смертельно болен

болезнью лучевой.

О каких чертах современного общественного развития говорит А. Вознесеиський

По мнению английского историка и социолога А. Тойнби движущей силой развития цивилизаций является "творческие меньшинства" носителей мистического "жизненного порыва", которое удачно отвечая на различные исторические «вызовы», влечет за собой "инертное большинство". Своеобразие этих «вызовов» и «ответов» определяет специфику каждой цивилизации, иерархию ее социальных ценностей и философские концепции смысла жизни.

Какая концепция истории здесь отражена? Согласны ли Вы с автором?

Аргументируйте свой ответ.

"Должна формула прогресса содержать в себе, как необходимый элемент, и принцип счастья, или же должна совсем игнорировать счастье? Если счастье входит в понятие прогресса, то увеличивается и развивается оно с прогрессом человечества или же нет? ... Возникает, следовательно, дилемма: можно признать исторический процесс прогрессом, но зато с понятия прогресса приходится исключить точку зрения счастье, если же критерием прогресса становится счастья, то само существование прогресса становится проблематичным ". (77 Сорокин Человек, Цивилизация. Общество) Попробуйте ответить на вопросы, поставленные философом.

Попробуйте определить критерий прогресса

В науке - в искусстве - в нравственности

В системе образования - в политике

Об период в истории человечества говорит А.Блок?

Какая закономерность прогресса здесь замечена?

Под знаком равенства и братства

Здесь зрелого темные дела...

Тот век немало проклинали

Ь не устанут проклинать

И как избыть его печали?

Он мягко Слал - да жестко спать.

"Прогресс... состоит не в том, чтобы идти все в одном направлении (в таком случае он вскоре бы прекратился), а в том, чтобы обойти все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества во всех направлениях. Поэтому ни одна цивилизация не может гордиться тем, что она представляет высшую точку развития, по сравнению с ее предшественницей или современницами... "*

(Данилевский Н.Я. Россия и Европа)

Какая методология изучения общества здесь отражена?

Согласны ли вы с таким подходом?

Аргументируйте свой ответ.

Подведем итог изучения трех тем: 4 Социальная философия: основные методологические проблемы "-," Источники и движущие силы развития общества "и" Общественный о-грес "

1. Отметьте правильные ответы в следующих тестах:

1. Первое подразделение общественного производства - это:

б. Производство орудий труда

С. Производство человека как личности путем социализации

2. Второй подраздел общественного производства - это:

а. Производство материальных ценностей

б. Производство орудий труда

в. Производство общественных отношений

г. Производство человека путем деторождения

д. Производство духовных ценностей

3. Третий подраздел общественного производства - это:

а. Производство материальных ценностей

б. Производство орудий труда

в. Производство общественных отношений

г. Производство человека путем деторождения

д. Производство духовных ценностей

е. Производство человека как личности путем социализации

4. Четвертый подразделение общественного производства - это:

а. Производство материальных ценностей

б. Производство орудий труда

в. Производство общественных отношений

г. Производство человека путем деторождения

д. Производство духовных ценностей

е. Производство человека как личности путем социализации

5. Выделите черту, не отражает сущность труда, как специфической человеческой деятельности:

а. Общественный характер

6. Целеустремленность

в. Использование природы

г. Использование орудий труда

д. Сознательный характер

б. Выделите концепции, сформулированные в рамках натуралистической методологии в понимании сущности социума:

а. Диалектико-материалистнчна

б. Социальный дарвинизм

г. Культурный детерминизм

д. Географический детерминизм

7. Выделите концепции сформулированы в рамках технократического подхода:

а. Диалектнко-материалистическая

б. Социальный дарвинизм

в. Технологический детерминизм

г. Культурный детерминизм

д. Географический детерминизм

8. Выделите концепции сформулированы в рамках культурологического подхода:

б. Социальный дарвинизм

в. Технологический детерминизм

г. Культурный детерминизм

д. Географический детерминизм

9. В рамках какой концепции обосновывается следующее утверждение: "Общество ничем принципиально не отличается от естественных процессов, в нем действуют те же закономерности, что и в природе:"

а. Идеалистическая

б. Диалектико-материалистическая

в. Натуралистическая

г. Космологическая

д. Теологическая

10. Выделите природные факторы развития общества:

а. Производительные силы

б. Народонаселения

в. Отношения собственности

г. Полезные ископаемые

д. Средства труда

11. Фатализм - это:

а. Абсолютизация свободы

12. Волюнтаризм - это:

а. Абсолютизация свободы

б. Абсолютизация роли экономических отношений

в. Абсолютизация роли культуры

г. Абсолютизация исторической необходимости

д. Абсолютизация принципа развития

13-Выделите главную производительную силу общества:

а. Орудия труда

б. Техника

г. Человек

14. Выделите положение, наиболее тонно характеризует соотношение понятий научно-техническая революция (ИГР) и научно-технический прогресс (НТП):

а. НТР и НТП одно и тоже, совпадают по времени и содержанию: характеризует изменения в технике на базе научных знаний

б. Эти понятия не совпадают вообще, отражая различные общественные процессы

в. Понятие НТП более широкое, НТР - один из этапов НТП

г. Понятие НТР более широкое, технический прогресс один из этапов НТР

15. Среди названных направлений НТР выделите главный, определяющий все другие:

а. Использование в производстве наукоемких технологий

б. Химизация производства

в. Автоматизация производства

г. Освоение космоса

д. Использование новых источников энергии

16. Антагонизм - это:

а. Социальные группы

б. Базис общества

в. Тип социальных реформ

г. неразрешимое противоречие

д. Тин личности

17. Революция - это:

а. Качественное преобразование общественных отношений

б. Политический переворот

в. Идеологические реформы

г. Экономические реформы

д. Изменение конституции

18. Субъекты исторического процесса:

а. Личность

б. Идеологические доктрины

в. Человечество

г. Социальные группы

19-Главный критерий общественного прогресса в исторической концепции Гегеля

а. Развитие личности

б. Степень свободы личности

д. Качество жизни

20. Главный критерий общественного прогресса в исторической концепции К.Маркса

а. Развитие личности

б. Степень свободы личности

в. Уровень развития техники и технологии

г. Способ производства материальных благ

д. Качество жизни

21. Общественный прогресс - это:

а. Совершенствование социума

б. Закономерное развитие общества

в. Развитие фауны

г. Структурирование ноосферы

д. Оптимизация менеджмента

22. Цель общественного прогресса - это:

а. Достижение равенства мужчин и женщин

б. Решение глобальных проблем современности

в. Всестороннее развитие сущностных сил каждого человека

г. Создание всемирных политических организаций

д. Уничтожение терроризма

23. Главный критерий общественного прогресса с точки зрения марксизма:

в. Уровень потребления

г. Степень свободы личности

д. Счастье человека

24. Главный критерий общественного прогресса в технокра шинных концепциях

а. Уровень развития техники и технологии

б. Тип производственных отношений (формы собственности)

в. Уровень потребления

г. Степень свободы личности

д. Счастье человека

25. К какому концепции прогресса относится теория "постиндустриального общества:

а. Диалектико-материалистическая

б. Социальный дарвинизм

в. Технологический детерминизм

г. Культурный детерминизм

д. Географический детерминизм

26. Выделите закон, который не является основной закономерностью прогресса

а. Взаимосвязь постепенности и цикличности

б. Тенденция неравномерности общественного прогресса

в. Закон - тенденция ускорения темпов общественного прогресса

г. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

д. Тенденция непрямолинейного характера прогресса

а. 3. Фрейд

б. К.Маркс

в. Г. Гегель

г. Ш. Монтескье

д. Н.Чернышевский

28. Выделите структурные элементы общественно-экономической формации:

а. Надстройка

б. Религия

г. Средства труда

б. У. Ростоу

в. К.Маркс

г. О. Шпенглер

а. П.Гольбах

б. У. Ростоу

в. К.Маркс

г. О. Шпенглер

д. Тойнби

31. Выделите стадии прогресса в теории постиндустриального общества:

а. Постиндустриальное общество

б. Феодальное общество

в. Буржуазное общество

г. Патриархальное общество

д. Индустриальное общество

а. К.Маркс

б. Тойнби

в. О. Шпенглер

г. У. Ростоу

д. Н.Данилевский

33. Выделите положение, лучше других характеризует концепцию технологического детерминизма:

а. Способ производства, такое и общество

б. Ключом к пониманию истории есть типы систем социальной информации

в. Исторический процесс в первую очередь связан с техническим прогрессом

г. Общественная система, прежде всего, характеризуется типом политического управления

д. Судьба народов обусловливается главным образом внешней средой их обитания

34. Среди названных типов социальных групп выделите этнические сообщества:

а. Народности

б. Классы

д. Профессиональные группы

35. Среди названных типов социальных групп выделите экономические группы:

а. Народности

б. Классы

д. Профессиональные группы

36. Определите тип социальной группы, выделяемой по правовым признакам:

а. Народности

б. Классы

в. Состояния

37. Выделите потребности по сферам деятельности:

а. Потребность в труде

б. Потребность в отдыхе

в. Потребность в пище

г. Потребность в одежде

д. Потребность в общении

38. Выделите потребности по объекту:

а. Потребность в труде

б. Потребность в отдыхе

в. Потребность в пище

г. Потребность в одежде

д. Потребность в общении

39. Какой фактор общественного процесса в марксизме выделяется в качестве главного:

а. Уровень развития техники и технологии

40. Какой фактор общественного процесса выделяется как главный в географическом детерминизме:

а. Уровень развития техники и технологии

б. Развитие способа производства

в. Уровень развития духовной культуры

г. Природная среда (климат, почва, полезные ископаемые)

д. Уровень реализации творческого потенциала личности

41. Какой фактор общественного процесса выделяется как главный в культурном детерминизме:

а. Уровень развития техники и технологии

б. Развитие способа производства

в. Уровень развития духовной культуры

г. Природная среда (климат, почва, полезные ископаемые)

д. Уровень реализации творческого потенциала личности

42. Какой фактор общественного процесса выделяется как главный в технологическом детерминизме:

а. Уровень развития техники и технологии

б. Развитие способа производства

в. Уровень развития духовной культуры

г. Природная среда (климат, почва, полезные ископаемые)

д. Уровень реализации творческого потенциала личности

43. Носителем конфликта являются:

а. Объект

б. Субъект

в. Животное

г. Сооружение

д. Природа

44. Социальный конфликт возникает:

а. Между государствами

б. Между эпохами

в. Между социальными группами

г. С самим собой

д. Между животными

45-Для мирного решения конфликта нужно:

б. Унижение

г. Компромисс

д. Упреки

46. Геополитика - это:

а. Наука, которая изучает вылил политической сферы общества на природную среду

б. Наука, которая изучает политическое положение страны

в. Наука, которая изучает влияние природных факторов на основные направления внутренней и внешней политики государства

г. Наука, которая изучает основные направления аграрной политики государства

д. Наука о природных ресурсах

47. Цивилизация - это:

а. Природа

б. Степень "окультуривания" общества

в. Субкультура

г. Политический режим

д. Научная концепция

48. Многие исследователи называют современную западную цивилизацию:

а. Новейшим обществом

б. Капиталистическим обществом

в. Постиндустриальным (информационным), обществом

г. Модерным обществом

д. патриархальном обществе

49. Основным показателем развития современного общества является:

а. Развитие сельского хозяйства

б. Развитие наукоемких технологии!

в. Развитие отраслей тяжелой промышленности

г. Развитие индустрии массового потребления

д. Развитие средств массовой информации

50. Что из приведенного не является основной тенденцией развития

современной цивилизации:

а. Формирование мировой экономики

в. Интенсивный культурный обмен

г. Кризис институтов представительной демократии

д. Создание единого информационного пространства


термин, принятый в культурологии, обозначающий, с одной стороны, разнообразие географических и социальных параметров, накладывающихся на культуру, а с другой - осваиваемых ею, что ведет к формированию конкретных исторических типов культуры, которые и называют Л.т.к.

  • - виды, встречающиеся только в какой-либо группе ценозов...

    Словарь ботанических терминов

  • - гомологии группы определенные в точках - гомологии с компактными носителями...

    Математическая энциклопедия

  • - теоремы о перенесении свойств с локальных частей модели на всю модель, установленные А. И. Мальцевым...

    Математическая энциклопедия

  • - юр. коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - подземные воды, приуроченные к определенным горным породам, имеющим незначительные площади распространения...

    Словарь по гидрогеологии и инженерной геологии

  • - ...

    Энциклопедический словарь нанотехнологий

  • - См. АКТЫ О ТРУДЕ НОРМАТИВНЫЕ...

    Словарь бизнес терминов

  • - нормативные правовые акты, принимаемые руководителем компании, фирмы с участием работников или их представителей...

    Словарь бизнес терминов

  • - Нормативные правовые акты, принимаемые руководителем компании, фирмы с участием работников или их представителей...

    Словарь бизнес терминов

  • - "...Локальные дефектные участки газопровода - участки газопровода, на которых существуют условия отслоения изоляционного покрытия и протекают коррозионные и/или стресс-коррозионные процессы.....

    Официальная терминология

  • - местные договоры...

    Справочный коммерческий словарь

  • - сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента перед их сбросом в систему коммунальной канализации...

    Экологический словарь

  • - См. Акты о труде нормативные...

    Словарь бизнес терминов

  • - Сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента перед их сбросом в систему коммунальной...

    Словарь бизнес терминов

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "..."локальные очистные сооружения" - сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента перед их сбросом в систему коммунальной канализации;..." Источник: Постановление Правительства РФ от 12...

    Официальная терминология

"локальные типы культур" в книгах

6.2.6. Локальные украшения

автора Гурман Э Г

6.2.6. Локальные украшения

Из книги Допинги в собаководстве автора Гурман Э Г

6.2.6. Локальные украшения Одним из отличительных породных признаков в ряде случаев является наличие локальных шерстных украшений - бороды, усов, челки, «штанов» или очесов на лапах, «юбки», гривы и др. Иногда поклонники некоторых пород доводят такой породный признак до

3.5. Ментальная типология культур (типы культуры в соотношении с этапами развития типов сознания)

Из книги Сравнительная культурология. Том 1 автора Борзова Елена Петровна

3.5. Ментальная типология культур (типы культуры в соотношении с этапами развития типов сознания) Теория ареалов позволила выделить несколько глобальных типов культурыВ литературе описан ряд типов (глобальных типов) культуры, существовавших на протяжении культурной

ЛЕКЦИЯ № 15. Типология культур. Этнические и национальные культуры. Восточный и западный типы культуры

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

ЛЕКЦИЯ № 15. Типология культур. Этнические и национальные культуры. Восточный и западный типы культуры 1. Типология культур Прежде всего следует отметить, что выделяют различные типы культур в зависимости от подходов и методов к изучению культуры и огромного множества

Взаимодействие культур, культурные коммуникации, диалоги культур

Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен

Взаимодействие культур, культурные коммуникации, диалоги культур Артановский С. Н. На перекрестке идей и цивилизаций: исторические формы общения народов, мировые культурные контакты, многонациональное государство. СПб., 1994.Библер В. С. Культура. Диалог культур. (Опыт

Типы культур

Из книги Мистерии Евразии автора Дугин Александр Гельевич

Типы культур Три парадигматические сакральные расы дифференцируются не столько по внешним признакам или психологическим особенностям, сколько по метафизической позиции, определяющей их основные культурные проявления. “Ура-Линда” предлагает, таким образом, три

Локальные стили

Из книги HTML5 для веб-дизайнеров автора Джереми Кит

Локальные стили То, что у каждого элемента-разделителя есть свое собственное содержание, делает эти элементы прекрасно подходящими для решений на Ajax. И снова HTML5 показывает свое происхождение из спецификации для веб-приложений.Однако если вы попытаетесь перенести

16.5.8. Локальные флаги

Из книги Разработка приложений в среде Linux. Второе издание автора Джонсон Майкл К.

4.10 Локальные сети

Из книги TCP/IP Архитектура, протоколы, реализация (включая IP версии 6 и IP Security) автора Фейт Сидни М

4.10 Локальные сети Рассмотрим, как IP и другие протоколы пакетируют кадры для пересылки по локальным сетям. Классическая локальная сеть предполагает следующие свойства:? Станции совместно используют физический носитель.? Существуют правила управления доступом к

Локальные политики

Из книги Недокументированные и малоизвестные возможности Windows XP автора Клименко Роман Александрович

Локальные политики Раздел Локальные политики содержит три политики: Политика аудита, Назначение прав пользователя и Параметры безопасности.? Политика аудита - позволяет определить события, факты происхождения которых будут записываться в журнал Безопасность

Локальные переменные

Из книги Давайте создадим компилятор! автора Креншоу Джек

Типы, характеризуемые значениями, ссылочные типы и оператор присваивания

автора Троелсен Эндрю

Типы, характеризуемые значениями, ссылочные типы и оператор присваивания Теперь изучите следующий метод Main() и рассмотрите его вывод, показанный на рис. 3.12.static void Main(string args) { Console.WriteLine("*** Типы, характеризуемые значением / Ссылочные типы ***"); Console.WriteLine(-› Создание p1"); MyPoint

Типы, характеризуемые значениями и содержащие ссылочные типы

Из книги Язык программирования С# 2005 и платформа.NET 2.0. автора Троелсен Эндрю

Типы, характеризуемые значениями и содержащие ссылочные типы Теперь, когда вы чувствуете разницу между типами, характеризуемыми значением, и ссылочными типами, давайте рассмотрим более сложный пример. Предположим, что имеется следующий ссылочный тип (класс),

Типы, характеризуемые значениями, и ссылочные типы: заключительные замечания

Из книги Язык программирования С# 2005 и платформа.NET 2.0. автора Троелсен Эндрю

Типы, характеризуемые значениями, и ссылочные типы: заключительные замечания Чтобы завершить обсуждение данной темы, изучите информацию табл. 3.8, в которой приводится краткая сводка основных отличий между типами, характеризуемыми значением, и ссылочными типами.Таблица

Локальные контексты

Из книги Эффективное использование STL автора Мейерс Скотт

Локальные контексты В совете 35 приведена реализация сравнения строк без учета регистра символов с применением алгоритмов mismatch и lexicographical_compare, но в нем также указано, что полноценное решение должно учитывать локальный контекст. Книга посвящена STL, а не вопросам