Анализ произведения черная курица или подземные жители. «Сюжет сказки «Чёрная курица или Подземные жители


Вот и прочитали волшебную повесть «Черная курица, или Подземные жители». Эта сказка написана очень давно: впервые она была напечатана в 1829 году - сто с лишним лет назад.

Если вы внимательно читали книжку, вы и сами могли догадаться, что она написана давным-давно. Не было тогда ни трамваев, ни автомобилей, директор приезжает в пансион в «обыкновенных извозчичьих санях». Вряд ли вы увидите сейчас в городе, где учился Алеша, хотя бы одного извозчика. Да и сам город давно называется не Петербургом, а Ленинградом. И школы сейчас не такие, и учатся в них совсем не так, и одеваются люди по-другому, и разговаривают иначе.

Почему же теперь, спустя сто с лишним лет, мы читаем эту сказочную повесть с таким же увлечением, с каким читали ее наши прабабушки и прадедушки?

В основе этой старинной сказки лежит жизненная правда - вот почему ее читают с таким же интересом, как и в старину.

Написал «Черную курицу» Алексей Алексеевич Перовский (1787-1836), в литературе взявший себе имя Антония Погорельского - в честь села Погорельцы, где он жил.

Это был один из образованнейших людей России того времени, участник Отечественной войны 1812 года, современник Александра Сергеевича Пушкина, его литературный соратник и друг.

Сказка «Черная курица» написана Погорельским для своего десятилетнего племянника Алеши, который потом стал известным русским поэтом - Алексеем Константиновичем Толстым.

Погорельский обладал удивительным искусством соединять правду жизни с фантастикой. В этой сказке очень хорошо описан старый Петербург, школа, в которой учился Алеша, быт того времени, и так же ярко изображены волшебное государство и черная курица, которая была подземным министром.

И мудрость этой сказки близка нам. И недаром ее любил Лев Николаевич Толстой и ставил ее рядом с теми книгами, которые произвели на него в детстве сильное впечатление, вместе с былинами, народными сказками и стихами Пушкина.

Сюжет

Мальчик Алеша, не старше десяти лет, обучался в пансионе в Санкт-Петербурге примерно в 1790-х годах. В свободное время он часто кормил куриц , содержащихся при кухне, и особенно выделял черную хохлатую Чернуху. Однажды кухарка Тринушка решила зарезать ее для обеда, но Алеша упросил ее не делать этого, подарив ей золотой империал , его единственную драгоценность. Ночью мальчик услышал, как его зовет Чернуха, и удивился, что курица умеет говорить. Та позвала его за собой, и, в итоге, привела Алешу в подземное царство, где жили маленькие человечки ростом с пол-аршина . Его встретил король и вынес благодарность за спасение своего главного министра. Оказалось, что курица Чернуха на самом деле - министр подземного царства. Алеша попросил за услугу способность всегда знать урок, ничего не изучая, и король подарил ему конопляное зернышко, хотя и был недоволен леностью мальчика. Условием король поставил никому не говорить о виденном под землей, и министр потом объяснил Алеше, что по обычаям подземных жителей те должны покинуть земли, где живут, если человек, узнавший о них, будет этим хвастать.

Подарок короля оказался действенным, и Алеша стал показывать феноменальные способности. Сначала ему было неловко, но потом он привык и загордился. Но однажды он потерял семечко, а с ним способность отвечать. Его строго наказали, считая неспособность капризом, но Чернушка вернулась и возвратила ему потерянное зернышко, хотя и была опечалена его поведением. Алеша воспользовался волшебством и моментально выучил несколько страниц, но учитель заподозрил неладное и начал разбираться, как это у него получилось. Алеша от страха перед розгами забыл запрет короля, и начал рассказывать о подземных жителях, но учитель счел это выдумками и все-таки высек мальчика.

Ночью того дня к Алеше явился министр подземного царства, и рассказал мальчику, что из-за его проступка народу подземных жителей приходится покидать насиженное место, а сам министр осужден королем носить золотые кандалы , какие Алеша с ужасом увидел на его руках. Они со слезами простились навсегда. Алеша, пробыв в сильной горячке шесть недель, снова стал прилежным и приятным мальчиком, хотя и утратил волшебные способности.

История создания

А. Погорельский сочинил эту сказку для своего племянника, Алексея Толстого , воспитанию которого он уделял много внимания . Имя героя совпадает как с настоящим именем автора (Алексей Алексеевич Перовский), так и с именем племянника. В сказке прослеживаются автобиографические мотивы. Публикация была встречена положительными отзывами прессы .

Литературоведческая информация

О. И. Тиманова отмечает «романтическое двоемирие» сказки, «повествование которой распределяется по двум основным линиям (волшебной и реалистической)». Волшебное при этом в сказке дискредитируется: все, обретенное героем с помощью волшебства, приносит ему и другим только беды. Мотив «двойничества» в принципе свойственен творчеству Погорельского. По мнению Тимановой, повесть основана на традиции волшебно-рыцарского романа, утверждающего «высокое» как норму жизни, и обладает выраженной дидактичностью, свойственной произведениям той эпохи. Тиманова также проводит параллели с различными мифами и легендами, сравнивая путешествия Алеши в подземное царство с мистическим опытом путешествия «на тот свет» в целях инициации , причем «оборотень» черная курица-министр является проводником .

А. П. Ефремов в своей эссеистической статье указывает, что в сказке Погорельского берет начало тенденция «бессрочного душевного сокрушения» героев после совершения ими какого-либо недостойного поступка, «греха », в детской литературе XIX века. Ефремов отмечает, что признаком греха в детской литературе становится «невозможность для героев, даже сказочных, отпустить друг другу содеянное», эта функция возлагается на высшие силы, Бога, а время искупления ничем не ограничивается. Фактически, «Черная курица» дает начало «литературе совести» .

Н. Н. Подосокорский исследовал масонские мотивы в повести Погорельского и обосновал гипотезу о том, что одним из основных источников произведения может быть магический гримуар «Чёрная курочка » анонимного автора: «„Черная курица“ - это, прежде всего, повесть об инициации, то есть о прохождении ее героем определенных испытаний/странствий, в результате которых он получает новый духовный опыт. И эта инициация имеет ярко выраженный масонский характер» .

Аудиоверсии

Книга неоднократно издавалась в аудио-формате .

Экранизация

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Чёрная курица, или Подземные жители" в других словарях:

    Чёрная курица, или Подземные жители волшебная повесть Антония Погорельского Чёрная курица советский мультфильм 1975 года Чёрная курица московский театр марионеток Чёрная курочка оккультная книга … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Чёрная курица. Чёрная курица Тип мультфильма Кукольная анимация Режиссёр Юрий Трофимов Автор сценария Валерия … Википедия

    Чёрная курочка Черная курица, или Подземные жители … Википедия

    Координаты: 59°55′55″ с. ш. 30°18′31″ в. д. / 59.931944° с. ш. 30.308611° в. д. … Википедия

    Настоящие имя и фамилия Алексей Алексеевич Перовский (1787 1836), русский писатель. Сборник романтических повестей и рассказов «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» (1828), сказка «Чёрная курица, или Подземные жители» (1829), роман «Монастырка»… … Энциклопедический словарь

    Алексей Алексеевич Левченко укр. Олексій Олексійович Левченко Род деятельности: сценарист,режиссёр Дата рождения … Википедия

    ЛИТЕРАТУРА для детей и юношества - область худож. творчества. Включает худож., науч. худож. и науч. популярные произведения, написанные специально для детей, а также лит. произведения, к рые отвечают духовным и эстетич. запросам ребенка, возможностям его восприятия и поэтому… … Российская педагогическая энциклопедия

    Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия

    - … Википедия

    Альберт Филозов Имя при рождении: Альберт Леонидович Филозов Дата рождения: 25 июля 1937 (71 год) Место рождения: Свердлов … Википедия

Конспект урока по сказке Антония Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"

Цели урока:

Развивать навыки беглого выразительного чтения,

Развивать умения грамотно отвечать на вопросы,

Развивать умение анализировать и обобщать материал,

Учить определять главную мысль произведения,

Воспитывать у учащихся умение делать выводы для себя, наблюдая за поступками литературных героев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Организационный момент
  1. Постановка цели:

Ребята, у нас сегодня необычный урок, мы отправимся в сказку

Антония Погорельского «Чёрная курица или подземные жители»,

Мы встретимся с мальчиком Алёшей и обсудим, какая с ним произошла загадочная история.

  1. Работа с текстом

Итак, я хочу пригласить вас в сказку.

(открываем титульный лист)

Петербург. 1829 год. Мы оказались на Васильевском острове, в первой линии, перед нами двухэтажное здание.

Читаем начало, сохраняя сказочный, старинный стиль: «Лет сорок тому назад, в Санкт-Петербурге на Васильевском острову, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона….»

Объясним:

Санкт-Петербург.

Васильевский остров.

Линия.

Пансион.

Санкт-Петербург . Петр I, одержав победу над шведами в 1702, решил заложить в дельте Невы новую крепость. День, когда приступили к сооружению бастионов новой крепости, - 13 (27) мая 1703 года - принято считать днем основания Петербурга, хотя первые значительные сооружения появились только спустя три-четыре года. Поэтому по решению правительства России основание Санкт-Петербурга отмечается в 2003 году.

Васильевский остров , самый большой остров (1050 га) в дельте Невы, исторический район Санкт-Петербурга.

Линия - название каждой стороны улицы на Васильевском острове.

Пансион (франц. pension, от лат. pensio - платеж). В Российской империи и некоторых зарубежных странах закрытое учебное заведение с общежитием и полным содержанием учащихся.)

Так что это за здание на экране? (пансионат)

Ребята давайте найдем в нашем «путеводителе» по сказке – это в тексте описание пансионата,

«Дом, которого вы теперь - как уже вам сказывал - не найдете, был о двух

этажах, крытый голландскими черепицами. Крыльцо, по которому в него входили, было деревянное и выдавалось на улицу. Из сеней довольно крутая лестница вела в верхнее жилье, состоявшее из восьми или девяти комнат, в которых с одной стороны жил содержатель пансиона, а с другой были классы. Дортуары, или спальные комнаты детей, находились в нижнем этаже, по правую сторону сеней, а по левую жили две старушки-голландки, из которых каждой было более ста лет и которые собственными глазами видали Петра Великого и даже с ним говаривали».

Какие вам встретились незнакомые слова?

(дортуары, сени)

Давайте узнаем, что же это такое. (Спрашиваем детей или читаем на слайде.

Дортуары – спальные комнаты, сени – прихожая, коридор).

А какие ещё незнакомые слова вам встретились в тексте?

(Дети называют некоторые из них и читаем на слайде)

Эти слова, ребята, вышли из нашего употребления и называются устаревшими словами или архаизмами.

Запишем тетрадь эти термины

Наш путь по сказке продолжается, и вот он наш главный герой сказки мальчик Алёша, ваш ровесник. Какой он зачитаем его описание:

(“…в том пансионе находился один мальчик, по имени Алёша, которому тогда было не более 9 или 10 лет. Алёша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно…Дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алёша горько чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг. Алёша знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей. Любимое его занятие в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие веки…Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора. Между курами он особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алёша лучшие кусочки приносил ей”)

Давайте сейчас вспомним, какая с ним произошла история.

Проведём это в форме блиц опроса, за каждый правильный ответ вы получаете символ этой сказки – зёрнышко.

  1. Почему Алёша остался один в пансионате? (все ученики уехали на каникулы)
  2. Что было его утешением в часы одиночества? (чтение книг, игра с курочками во дворе)
  3. Какую курочку Алёша любил больше всех? (Чернушку)
  4. Как Алёша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала)
  5. Чего испугался Алёша ночью? (зашевелилась простынь на соседней кровати, и из – под неё вышла курочка)
  6. Как Чернушка справилась с рыцарями? (распустила крылья, нахохлилась, сделалась большая, и отбивалась от рыцарей)
  7. Куда привела курица мальчика? (в подземное царство)
  8. Кем оказалась Чернушка в подземном царстве? (главным министром)
  9. Какое желание загадал Алёша? (чтобы он всегда знал урок. не уча его)
  10. Какой предмет подарили Алёше, чтобы желание сбылось? (зёрнышко)
  11. Какое условие поставил король Алёше? (никому не рассказывать про подземелье)
  12. Как отнёсся к Алёшиному желанию король? (он удивился, что Алёша оказался таким ленивым)

Физкультминутка

Хорошо, молодцы, я вижу, вы хорошо знаете текст произведения, а теперь давайте с вами посмотрим отрывок из мультфильма «Черная курица или Подземные жители» и сравним изображенный фрагмент с отрывком из текста.

(ОТРЫВОК мультфильма о спасении чернушки . 00.42 – 3.25 )

Вы посмотрели фрагмент мультипликационного фильма и попробуйте определить, есть ли разница в изображении спасения Чернушки Антонием Погорельским и создателями мультфильма.

(Разница в том, что Антоний Погорельский в сказке показывает, как Алёша просит кухарку Тринушку не резать курицу. В мультфильме сцена спасения представлена по-другому: неожиданно налетает коршун, Алёша смело бросается с палкой на него и отбивает Чернушку)

Как вы считаете, почему Чернушка решила рассказать Алёше свою тайну?

(Алёша был добрым мальчиком. Чернушка хотела отблагодарить мальчика за спасение её жизни. Чернушке, наверное, хотелось сделать жизнь Алёши интересней и познавательней).

– А теперь посмотрите еще один фрагмент мультипликационного фильма.

8.35 – 9.40

– Какие же интересные деревья росли в сказочном саду?

(Были деревья, плоды которого могли сделать человека мудрым; на другом дереве созревали семена доброты; росло дерево здоровья).

Да, вы правы, но, тем не менее, Алеша все же выбрал в дар что? Верно, зернышко, дающее возможность не учить уроков.

Посмотрим, что же из этого получилось.

  1. Практическая работа .

Ребята мы продолжаем путешествовать по сказке.

Итак, Алёша получил волшебное зёрнышко, и жизнь его изменилась, да и он сам изменился. Давайте дадим характеристику Алёше до получения зёрнышка, и после получения зёрнышка.

На доске находятся слова, которые характеризуют Алешу. Распределите эти слова в два столбика До получения зёрнышка и После получения зёрнышка.

Добрый

Жестокий

Ласковый

Общительный

Дерзкий

Любознательный

Скромный

Непослушный

Застенчивый

Упрямый

Гордый

Самолюбивый

Самопроверк а. Показываю правильный вариант ответа.

Давайте сделаем вывод, почему из послушного, доброго, ласково мальчика Алёша превратился в упрямого, непослушного, дерзкого.

(ответ)

  1. Вывод: Ему нечем было заняться, от безделья Алёша начал шалить, грубить, хулиганить.

Не даром народная мудрость гласит: Скучен день до вечера, коли делать нечего!

Ребята, наш путь по сказке подходит к концу, а какая концовка у любой сказки? – добро побеждает зло!

Ребята, встречали ли мы в какой-нибудь волшебной сказке подобное зло? (Heт)

О каком зле, или каких злых героях мы читали? (Баба-яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и тому подобное. В сказках зло, как правило, олицетворено или опредмечено)

Пробовал ли мальчик бороться с этим злом? (Да)

Каким образом? (Иногда Алёше всё же становилось стыдно, его мучила совесть. Значит, в его душе шла борьба между добродетелью и пороками.)

Что победило ? (Победило добро, Алёша сам себя наказал: он несколько дней мучился. От этих мучений здоровье его подорвалось, и, когда однажды к нему во сне опять пришла Чернушка и между ними произошла сцена прощания, Алёша упал в обморок и несколько дней пролежал без памяти с сильной горячкой. После того как Алёша выздоровел, он опять старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Значит, добро победило, победило в душе Алеши.)

Вспомните, как был наказан Алёша. Какое наказание было для него самым тяжёлым?

Вывод: добро победило зло, Алёша стал прежним послушным мальчиком.

(ОТРЫВОК мультфильма 17.05 – 19.30 )

Вот и закончилось наше путешествие по сказке.

  1. Домашнее задание

«…Алёша стыдился об этом говорить…»

А вам когда – нибудь стыдно было за свои поступки

Напишите ответ на вопрос

Какой выход из этой ситуации нашли вы?

  1. Рефлексия

Ребята, сегодня на уроке многие из вас получили волшебные зёрнышки, вы тоже можете попытаться загадать желание, напишите, какое желание вы загадали на зёрнышко. Опишите его, но прежде подумайте, к каким последствиям это может привести.


«Высший суд – суд Совести»

Виктор Гюго

«Без совести в человеке нет ничего, что возвышало бы его над животными. Совесть – это то, что делает человека подобным Богу»

Цели урока:

1. Знакомство с нравственным смыслом понятия «СОВЕСТЬ»

2. Формирование умения воспринимать, анализировать прочитанный текст, формирование навыков работы со словарями

3. Развитие умения прислушиваться к состоянию своей души, оценивать свои мысли и поступки

Оборудование: магнитофон, аудиозапись классической музыки и голоса Чернушки из сказки А. Погорельского « Черная курица», рисунки детей, словари Ожегова, Даля и фразеологический словарь.
Ход урока

Организационный момент

На фоне классической музыки ученик читает первый абзац сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».


Сообщение темы и цели урока

Мы с вами прочитали мудрую сказку Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Чему научила нас эта сказка? У каждой сказки есть свой голос, сказка всегда говорит с людьми о чем-то важном, самом главном. И мы с вами сегодня попробуем услышать волшебный голос сказки Погорельского. Поэтому тема нашего урока так и будет звучать: «Голос сказки».


Работа по теме урока

Послушайте фрагмент сказки. Постарайтесь узнать: голос какого сказочного героя звучит? («Голос Чернушки»)

Черная курица не несла яиц, так какая же от нее польза? («Она добрая, полюбила Алешу – мальчику с ней хорошо. Алеша ее тоже любит.»)

Алеша спрашивает у Чернушки: «Объясни мне, любезная Чернушка, отчего ты, будучи министром, являешься в свет в виде курицы…»

В подземном царстве хорошо, зачем же она приходит? («Чернушка пришла помочь Леше, она видит насколько он одинок, как он грустит. Она пришла, чтобы стать единственным другом мальчику. Волшебные гномы могут видеть людское горе, приходят время от времени к людям, чтобы помочь им, поддержать»)

Какие мудрые советы дает Чернушка Алеше? (Зачитать из текста:

а) «Ты добрый ребенок, но притом ты ветренен и никогда не слушаешь с первого слова, а это нехорошо!..»

б) «Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над вами верх…»

в) «Твоя нескромность причиною, что я осужден…»

Посмотрите, сколько важных советов дает Чернушка Алеше. Как вы считаете, каким другом она была для мальчика? («Верным, мудрым, добрым, заботливым…»)

2. Послушайте еще один фрагмент сказки. Постарайтесь узнать голос героя. («Голос Алеши»)


До получения зернышка

добрый


милый

все его любили и уважали

прилежный в учебе

мечтатель

хорошо развито воображение

но грустный и одинокий


Подтвердите цитатами из текста.

3. Вспомните, Алеша часто слышал какой-то внутренний голос, но со временем постепенно перестал его слышать. Чей это был голос? («Голос совести»)

Как объясняет значение слова совесть Ожегов в толковом словаре? («Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом»)

А какое толкование дает этому слову Владимир Даль? («Совесть – нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в различной степени развития».)

Оказывается, совесть – это внутреннее чувство, которое позволяет нам различать хорошее и плохое, это – неписанный закон души, помогающий человеку оценить свои мысли и поступки. Как вы думаете, где живет совесть?

Оно состоит из двух частей.

СО – особенная приставка, ее значение – соединять, объединять с чем-то или кем-то. Например:

со страдать – страдать, переживать с другим человеком;

со чувствие – разделять чувства другого человека;

со трудники – люди, объединенные одним трудом.

Как вы понимаете слова: со радоваться, со дружество, со звездие?

ВЕСТЬ – старославянское слово, встречается в очень древних книгах, религиозных писаниях. Вспомните историю рождества Христова. Кто явился Марии и принес ей Благую Весть о рождении ею младенца? /Архангел Гавриил/.

Получается, что ВЕСТЬ – не просто сообщение, известие, а данное человеку свыше божественное послание.

Недаром в народе говорят: «Жить по Совести, значит, жить с Богом в Сердце»
Какие фразеологизмы со словом совесть вы выписали из словаря?

Прочитайте и попробуйте растолковать эти выражения.

По чистой совести

Совесть заговорила

Совесть проснулась

Совесть замучила

Крик совести

Муки совести

Угрызения совести

Со спокойной совестью

Для очистки совести

С чистой совестью

Поступить по совести

Следовать совести

Совесть остановила
Не случайно так много в народе таких фразеологизмов о совести, потому что

совесть – внутренний судья человека.

Что говорила совесть Алеше? (дети наизусть рассказывают отрывок: «Из доброго, милого, скромного мальчика он сделался гордым и непослушным. Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: «Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, тогда ты при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя.»)

Без труда, без старания, после того, как получил семечко, как стал меняться Алеша? (работа с таблицей, составленной детьми)

имея семечко

ленивый («занимался шалостью и праздностью»)

безответственный

излишне самонадеянный

много стал о себе думать

важничал


сделался гордым и непослушным

ребята перестали его любить и уважать


Подтвердите словами из текста.

Что же было в его растерзанном сердце? («Стыд и раскаяние наполняли его душу»)

Почему мальчик нарушил тайну? (Алеша в этот момент думал только о себе, он испугался наказания, совсем не думал о своем друге и подземных жителях.. Чтобы избежать наказания, не задумываясь, мальчик предал их. Кто живет без совести, не умеет сострадать другим. )

Что же ему нужно было пережить, чтобы совесть опять заговорила в сердце мальчика? (Мальчику пришлось пережить болезнь, муки предательства, потерю единственного друга.)

4. Когда мы читали сказку, мы сами разговаривали с героями, т.е. слышали свой голос – голос читателя . Мы переживали за Алешу, представляли себя на его месте.

Когда хотелось ему что-то подсказать, посоветовать? Что именно?

В какой момент хотелось пожалеть, успокоить?

О чем бы его предупредили?
Итог урока

Чему же эта сказка может научить человека?

(«Мне кажется, сказка может научить быть честным, всего добиваться своим трудом, не нарушать данного слова, быть ответственным за свои поступки»)

(«Мудрый, добрый, немного грустный, заставляет задуматься над своими поступками…»)
Домашнее задание

Сказка заставляет заглянуть в свое собственное сердце, в свои мысли и подумать о самом себе, о том, какие мы, кто мы.

Ребята, представьте себя на месте Алеши. Мы столько пережили вместе с ним. Мальчик раскаялся, все понял. Когда настала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, Алеша сел писать маменьке письмо. Подумайте, что он напишет, о чем умолчит. Дома напишите это письмо Алеши.

Творческие работы учащихся

1. Письма детей после урока










































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  1. Раскрыть идейное содержание сказки через анализ текста.
  2. Развитие монологической и диалогической речи учащихся.
  3. Развитие мыслительной деятельности учащихся: умение анализировать, синтезировать, обобщать.
  4. Развитие умения сравнивать разные виды искусства.
  5. Развитие навыков выразительного чтения текста.
  6. Формирование нравственных ориентаций на распознание истинных и ложных ценностей.
  7. Выявление актуальности произведения для современных школьников.
  8. Создание психолого-педагогических условий для личностного роста каждого ученика.

Методы и приёмы: словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный.

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Проектор.
  3. Презентация “Нравственные уроки жизни. Анализ сказки “Чёрная курица, или подземные жители”.
  4. Мультипликационный фильм “Чёрная курица”.
  5. Выставка рисунков учащихся по сказке А. Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

2. Основная часть.

  • Краткая биографическая справка об А. Погорельском.
  • Литературная викторина.
  • Анализ сказки А. Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”.
  • Слово учителя:

    1. Постановка целей и задач перед учащимися.

    2. За правильные ответы на уроке и дополнения учащиеся будут получать жетоны, по количеству которых получат оценки в конце урока. Оценка “5” ставится за набранные 6 и более жетонов, оценка “4” за набранные 5 жетонов.

    3. Рассказ о писателе (слайд 2-12)

    По холодным улицам зимнего Петербурга едет карета. Ее пассажир – седой человек с удивительно добрыми и какими-то детскими глазами – глубоко задумался. Он думает о мальчике, которого собирается навестить. Это его племянник, Алеша-маленький.

    Экипаж останавливается, и пассажир с чуть печальным, но по-мальчишески отважным лицом задумывается о том, как одинок его маленький друг, которого родители отправили в закрытый пансион и даже навещают редко. К Алеше часто ездит только его дядюшка, потому что очень привязан к мальчику и потому что он хорошо помнит свое одиночество в таком же пансионе много лет назад.

    Кто же такой этот человек?

    Это Алексей Алексеевич Перовский. Сын вельможи, богатого и могущественного графа Алексея Кирилловича Разумовского, которому принадлежали подмосковное село Перово и село Погорельцы, Сосницкого уезда, Черниговской губернии, 53 тысячи крепостных крестьян. Сам граф был внуком регистрового казака Григория Розума, сыном последнего украинского гетмана, влиятельным екатерининским вельможей и виднейшим российским масоном.

    Сын такого человека мог бы быть принцем, но Алексей был незаконнорожденным. Хотя, находясь в доме своего отца на положении воспитанников, Перовские получили блестящее образование. Есть свидетельства, что к старшему - Алексею - граф Алексей Кириллович особенно благоволил. Но человек он был горячий, способный на страшные взрывы гнева. И вот в одну из таких злых минут он и сослал сына в закрытый пансион.

    Как Алеша был одинок в холодных казенных комнатах! Он очень тосковал и вот однажды решил бежать из пансиона. Памятью о побеге осталась на всю жизнь хромота: Алеша упал с забора и повредил ногу.

    Потом Алеша вырос. В августе 1805 года Алексей поступил в Московский университет и в октябре 1807 года закончил его со степенью доктора философских и словесных наук.

    В том же 1807 году состоялся его литературный дебют: он перевел на немецкий язык повесть Н.М.Карамзина "Бедная Лиза" и опубликовал свой перевод с посвящением отцу.

    В продолжение двух лет он вел жизнь прилежного чиновника: служил в Сенате, ездил с ревизиями по российским губерниям, - а затем, поселившись в Москве, стал добрым приятелем В.А.Жуковскому, П.А.Вяземскому, В.Л.Пушкину, И.А. Крылову и прочим литераторам "дружеской артели" и одним из учредителей "Общества любителей российской словесности". Был дружен с Александром Сергеевичем Пушкиным, который очень ценил его добрую душу.

    Наступил 1812 год, и Антоний Погорельский воевал против Наполеона штаб-ротмистром Третьего Украинского полка, быть храбрым боевым офицером ему не помешала даже его хромота.

    Он вернулся в Петербург в 1816 году и сменил военный мундир на чиновничий - надворного советника. Однако вскоре обстоятельства сложились так, что на его попечении оказалась сестра с полуторамесячным племянником, которых он увез в свое наследственное малороссийское имение Погорельцы.

    Здесь, занимаясь садоводством, поставкой корабельного леса на николаевские верфи, обязанностями попечителя Харьковского учебного округа и - всего более - воспитанием племянника Алеши, Перовский сочинил первые в России фантастические повести.

    Сначала, в 1825 году, в петербургском журнале "Новости литературы" он опубликовал - под псевдонимом "Антоний Погорельский" - "Лафертовскую маковницу”. Тремя годами позднее выйдет книга "Двойник, или Мои вечера в Малороссии", сказка “Чёрная курица, или подземные жители”, а потом к творческому багажу добавится и роман “Монастырка”.

    Литературное наследие писателя невелико, однако и оно едва изучено. Архив его почти бесследно исчез, беспечно предоставленный писателем воле судьбы и игре случая. В последние годы жизни, совершенно оставив литературную деятельность, равнодушный к писательской славе, Погорельский мало о нём заботился. Как утверждает легенда, управляющий его имением, страстный гурман, извёл бумаги своего патрона на любимое кушанье – котлеты в папильотках. (Папильотка - бумажная трубочка, надеваемая на ножки цыплят, индеек, дичи, а также на косточки отбивных котлет при их зажаривании. (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой))

    Погорельский написал несколько книг для взрослых, но одна его книга была для него особенно важной – это его сказка “Черная курица”. Ее он написал для своего племянника. Алеша-маленький рассказывал Погорельскому, как, гуляя на пансионатском дворе, он подружился с курицей, как спас ее от кухарки, которая хотела сделать бульон. А потом этот реальный случай превратился под пером Погорельского в волшебную сказку, добрую и мудрую.

    Летом 1836 года А.А.Перовский для лечения "грудной болезни" (ишемическая болезнь сердца) поехал в Ниццу и по пути туда умер в Варшаве. При нем находились сестра Анна и племянник Алексей.

    Племянник Перовского, тот самый, которому посвящена сказка “Чёрная курица, или подземные жители”, повзрослев, сам стал замечательным и знаменитым писателем. Это Алексей Константинович Толстой.

    4. Литературная викторина (слайд 13-33)

    Назовите настоящую имя и фамилию писателя Антония Погорельского.

    Алексей Алексеевич Перовский

    Какие достопримечательности упоминаются в начале повести Антония Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”?

    Исаакиевская площадь, монумент Петра Великого, Адмиралтейство, Конногвардейский манеж
    Что было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни? Чтение книг
    Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку Тринушка
    Как назывались спальные комнаты для мальчиков в XIX веке? Дортуары
    Во время праздничного обеда в честь директора на десерт было подано много вкусных блюд, в том числе бергамоты. Что это такое? Сорт груш
    Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно? Алёша разбудил рыцарей
    “Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах…” Что такое “шандалы”? Подсвечники
    Какие животные находились в королевском зверинце? Большие крысы, кроты, хорьки
    Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве? Разные камни: брильянты, яхонты, изумруды и аметисты
    “Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел оно на них со вниманием, то увидел, что это…” Это был разного рода мох

    5. Анализ сказки А.Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”. Беседа с учащимися (Слайды 34-41)

    – Расскажите о жизни Алёши в пансионе (словесное рисование или пересказ текста)

    (“…в том пансионе находился один мальчик, по имени Алёша, которому тогда было не более 9 или 10 лет. Алёша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно…Дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алёша горько чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг. Алёша знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей. Любимое его занятие в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие веки…Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора. Между курами он особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алёша лучшие кусочки приносил ей”, стр. 46-49).

    – Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма и попробуйте определить, есть ли разница в изображении спасения Чернушки Антонием Погорельским и создателями мультфильма.

    (Разница в том, что Антоний Погорельский в сказке показывает, как Алёша просит кухарку Тринушку не резать курицу. В мультфильме сцена спасения представлена по-другому: неожиданно налетает коршун, Алёша смело бросается с палкой на него и отбивает Чернушку).

    – Как вы считаете, почему Чернушка решила рассказать Алёше свою тайну?

    (Алёша был добрым мальчиком. Чернушка хотела отблагодарить мальчика за спасение её жизни. Чернушке, наверное, хотелось сделать жизнь Алёши интересней и познавательней).

    – Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма. Какие интересные деревья росли в сказочном саду?

    (Были деревья, плоды которого могли сделать человека мудрым; на другом дереве созревали семена доброты; росло дерево здоровья).

    – Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма. Что изменилось в самом Алеше, вокруг него, когда он получил конопляное семечко?

    (“С трепетом подошёл он к учителю, открыл рот, сам ещё не зная, что сказать, и – безошибочно, не останавливаясь, проговорил заданное. В продолжение нескольких недель учители не могли нахвалиться Алёшею. Все уроки без исключения знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли надивиться чрезвычайным его успехам. Он много стал думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алёши от этого совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный. Алёша сделался страшный шалун. Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность ещё более портила его нрав. Тогда, когда он был доброе и скромное дитя, все его любили, и если, бывало, подвергался он наказанию, то все о нём жалели, и это служило ему утешением. Но теперь никто не обращал на него внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова”. Стр. 75-80)

    – Почему похвала вначале за отличные ответы не доставляла Алёше удовольствия?

    (“Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоит ему никакого труда. Алёша внутренне стыдился этим похвалам: ему совестно было, что поставляли его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал. Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: “Алёша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учёности, будешь самое несчастное дитя!” Стр. 75-76)

    – Какие советы даёт Чернушка Алёше, пока мальчик окончательно не потерял себя?

    (“Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку, и потому, если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собой”. Стр. 81)

    – Совпадают ли советы Чернушки с выводами учителя?

    (Да. И Чернушка, и учитель сходятся в единстве, что праздность развращает человека, труд– это условие нравственной красоты человека. “Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того Бог дал вам ум, чтобы вы во зло его употребляли”. Стр. 84)

    – Почему Алёша предал Чернушку?

    (Он испугался наказания). Просмотр фрагмента мультипликационного фильма.

    – Сказка завершается трагично. Жители подземного королевства ушли, Алёша наказан за предательство. Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма. Верит ли Чернушка, что Алёша исправится?

    (Да. Только верящий может сказать так: “Я тебя прощаю; не могу забыть, что ты спас жизнь мою, и всё тебя люблю…Одним ты можешь меня утешить в моём несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде”. Стр.86-88)

    – Исправился ли Алёша?

    (Да. Он “старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей”. Стр. 88)

    – Выводы. Запись в тетради.

    Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его...

    Нравственные уроки жизни

    • Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.
    • Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.
    • Надо быть строгим к себе.

    6. Психолого-педагогическая ситуация (учащиеся работают на листочках в классе).

    Ребята, вообразите себе, что Вы попали в сказочный мир подземного царства. И Вам король предлагает вознаграждение за спасение Чернушки. Что попросил Алёша Вы уже знаете. А что попросили бы Вы?

    Ответы учащихся:

    Я попросила бы зёрнышко здоровья, потому это здоровье – это самое главное. (3 человека).

    Я бы попросил, чтобы никогда не было зимы.

    Я попросил бы у Чернушки быть честным, не лгать другим людям, хорошо учиться.

    7. Работа с иллюстрациями учащимися. Рассказать, какой эпизод сказки изображён на рисунке. Почему выбран именно этот фрагмент.

    8. Домашнее задание. По выбору учащихся. (Слайд 42)

    1. Заполните таблицу “Истинные и ложные ценности жизни”

    (Задание должно быть выполнено ориентировочно следующим образом:

    2. Сочините свой вариант продолжения сказки “Что могло быть дальше?

    – Алёша стал милым, скромным мальчиком. И вот однажды сад снова появился, подземные жители вернулись. Узнав об этом, Алёша сразу побежал искать Чернушку. Он нашёл её. Так обрадовался, что даже заплакал и сказал: “Я думал, что не вижу тебя никогда!” На что Чернушка ответила: “Ну что ты, я вернулась, не плачь!” Вот так и закончилась эта поучительная история о мальчике Алёше. (Малыгина Светлана).

    – …Через несколько лет за Алёшей приехали родители. За примерное поведение родители повезли его в путешествие по разным странам. Конечно, никто родителям об этой истории ничего не сказал. Потом Алёша вырос, поступил в известный университет, учился только на отлично. Родители были за него рады. (Коваль Оксана).

    9. Оценивание работы учащихся.

    Литература:

    1. Детский сказочный журнал “Почитай-ка”, статья “Автор “Чёрной курицы” Антоний Погорельский (1787-1836). 2000. http://www.cofe.ru
    2. Короп В. Антоний Погорельский (1787-1836). http://www.malpertuis.ru/pogorelsky_bio.htm
    3. Малая С. Антоний Погорельский. http://www.pogorelskiy.org.ru
    4. Погорельский А. Чёрная курица, или подземные жители. М.: Росмэн. 1999. С. 45-90.