Тема. Междометия и звукоподражательные слова

1. Категориальное значение модальных слов. 2. Разряды модальных слов по значению. 3. Происхождение модальных слов. 4. Синтаксические функции модальных слов. 5. Модальные слова как особый лексико-грамматический разряд слов в системе частей речи современного русского языка.

Модальные слова как особый лексико-грамматический разряд слов впервые выделил В. В. Виноградов.

Модальные слова - это лексико-грамматический разряд (класс) слов, с помощью которых говорящий может оценить собственное высказывание с точки зрения его отношения к реальной действительности. Высказывание при этом может рассматриваться как факт реальный (см. раздел «Глагол»: категория наклонения) - Я иду , или как факт ирреальный: Я пошел бы (сослагательное наклонение); Иди! (Повелительное наклонение).

Модальные слова выражают субъективно-объективное отношение говорящего к высказываемой им мысли о явлениях действительности.

По значению выделяются две группы модальных слов:

1) модальные слова, выражающие либо различную оценку высказывания, либо уверенность говорящего в действительности: безусловно, конечно, несомненно и др.;

2) модальные слова, выражающие значение возможности, предположения, вероятности, неуверенности в реальности сообщаемого: возможно, вероятно, видимо, может быть…

П р о и с х о ж д е н и е м о д а л ь н ы х с л о в

Модальные слова, встречающиеся в современном русском языке, имеют живую словообразовательную связь с другими лексико-грамматическими разрядами слов. Например: правда, право (< имен сущ.); признаться, знать, видать (< неопред. ф. глагола); само собой (< мест.) и т. д.

Модальные слова грамматически не связаны с другими словами в предложении и членами предложения не являются. Обычно они в составе предложения выполняют функцию вводных слов.

В современной лингвистике вопрос о границах и составе модальных слов до сих пор остается нерешенным. Так, например, большинство лингвистов не включает в состав модальных слов:

а) вводные слова, выражающие эмоциональное отношение к действительности (к счастью и др.);

б) вводные слова со значением ограничения, уточнения, пояснения (в частности, собственно говоря и под.);

в) вводные слова, которые выражают порядок изложения мыслей (во-первых, во-вторых… ).

Далеко не все лингвисты включают модальные слова в систему частей речи (например, авторы «Русской грамматики» (1980) рассматривают модальные слова в разделе «Синтаксис» при характеристике модальности предложения).

Междометия и звукоподражательные слова

1. Междометие как часть речи. 2. Происхождение междометий. 3. Звукоподражательные слова.

Междометие - часть речи, включающая неизменяемые слова, которые служат для выражения эмоций и волеизъявлений говорящего, не называя их.

В отличие от знаменательных слов, междометия не обладают номинативной функцией, не являются членами предложения. От служебных слов они отличаются тем, что не выражают отношений между словами в предложении (как предлоги), не служат для их связи (как союзы), не вносят в слово или предложение добавочных смысловых оттенков (как частицы).

Междометия могут выражать волеизъявления (запрет, приказ, оклик и т. д.: Стоп! Марш! Ау! ), различные чувства (радость, печаль, удивление и др.: Ах! Ох! Ого! ).

По происхождению междометия могут быть первообразными, т. е. не соотноситься с другими частями речи (ой, ай, угу и под.) и производными (соотноситься с частями речи: Матушки! Здравствуйте! ).

К междометиям близки звукоподражательные слова , которые не выражают волеизъявлений, чувств, а являются лишь воспроизведением различных звуков, издаваемых живыми существами, предметами и т. д.: ку-ку, тик-так и под.

Междометия и звукоподражательные слова могут переходить в разряд знаменательных слов и выполнять те же функции, что и знаменательные слова. Например: Далече грянуло ура (А. С. Пушкин) - функция подлежащего.

Дидактический материал

I . В приведенных ниже предложениях найдите междометия. Принадлежностью какого стиля они являются? Укажите, какие чувства и побуждения они выражают в этих предложениях. Найдите случаи, когда междометия используются в значении других частей речи. Принимают ли они в этих случаях конкретное лексическое значение и какое? Все междометия разделите на непроизводные и производные; к каким частям речи восходят последние?

1. Ба! да вот пожаловал кстати дорогой наш постоялец (Д. Фонвизин). 2. Увы! нам тот же дан удел (В. Жуковский). 3. И все адъютант – хи да хи. Попов – хи да хи (В. Маяковский). 4. Что народу легло – ай-ай! (Д. Фурманов). 5. И се – равнину оглашая, далече грянуло ура (А. С. Пушкин). 6. – Смирно! – прокричал фельдфебель, прикладывая руку к козырьку (А. Грин). 7. – Черт побери! – заревел поэт (А. Грин). 8. – Батюшки! – изумился тонкий (А. П. Чехов). 9. – Братцы, – удивился Степка, – Васька пескаря живьем ест! Тьфу! (А. П. Чехов). 10. Ах, тошно мне и в родной стороне (К. Рылеев). 11. О первый ландыш! Из-под снега ты просишь солнечных лучей (А. Фет). 12. И покатилось, и долго еще под самыми под синеющими горами стояло – «а - а - а - а!» (А. Серафимович). 13. – Ей-богу! Честное комсомольское (Ф. Абрамов). 14. – Эй, приворачивай! Машина сломалась (Ф. Абрамов). 15. – Гм! – сказал председатель (И. и П.). 16. – Ай - яй - яй, – посочувствовал Остап (И. и П.).

II. Прочитайте главу XXII (часть П) романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Объясните, почему в словарном запасе Эллочки Щукиной было столько междометий (или фраз, близких к междометиям). Укажите их стилистическую функцию и способы использования в романе.

Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка:

1. Хамите.

2. Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств: иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность).

3. Знаменито.

4. Мрачный. (По отношению ко всему. Например: «мрачный Петя пришел», «мрачная погода», «мрачный случай», «мрачный кот» и т. д.).

6. Жуть. (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой:

«жуткая встреча»).

7. Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения).

8. Не учите меня жить.

9. Как ребенка. («Я бью его, как ребенка», – при игре в карты «Я его срезала, как ребенка», – как видно, в разговоре с ответственным съемщиком).

10. Кр-р-расота!

11. Толстый и красивый. (Употребляется как характеристика неодушевленных и одушевленных предметов).

12.Поедем на извозчике. (Говорится мужу).

13. Поедем в таксо. (Знакомым мужского пола).

14. У вас вся спина белая. (Шутка).

15. Подумаешь.

16. Уля. (Ласкательное окончание имен. Например: Мишуля, Зину ля).

17. Ого! (Ирония, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность).

Оставшиеся в крайне незначительном количестве слова служили передаточным звеном между Эллочкой и приказчиками универсальных магазинов.

III. Подберите по пять примеров: а) императивных (повелительных) междометий, выражающих волеизъявления: приказ, побуждение, запрет, зов, оклик, приветствие, прощание; б) эмоциональных междометий, выражающих чувства: радости, печали, удивления, сожаления, страха, гнева, возмущения, презрения, отвращения. С каждым из этих междометий составьте предложения с указанием их стилистических особенностей.

Вопросы для повторения

В чем отличия междометий: а) от знаменательных частей речи; б) от служебных частей речи?

Междометия и звукоподражательные слова не относятся к служебным частям речи, так как не выполняют свойственных последним функций, о которых говорилось выше.

I. Междометия

Междометиями называются неизменяемые слова, которые служат для выражения различных чувств, эмоций, волеизъявлений и т. п.: ах, ох, вот еще, мама и т. п. Они именно выражают , а не называют по имени (ср., например, слова категории состояния: больно, радостно, горько, весело, жаль т. п.) определенные чувства, эмоции и т. д., то есть, как и служебные слова, не обладают номинативной функцией.

Междометия употребляются как своеобразные эквиваленты предложений (например, междометие Ну! может быть эквивалентно высказыванию Продолжайте (говорить, делать, работать) и т. п.) или примыкают к предложению, но не связываются грамматически с членами предложения и сами не являются ими (Ну , расскажите что-нибудь ).

В то же время междометия, являющиеся средством выражения аффектов, необходимо отличать от непроизвольных звукопорождений (криков и т. п.), представляющих собой чисто рефлекторные реакции на различного рода ощущения и не относящихся к языку как к средству общения. Так, крик от боли, страха и т. п. может вырваться у человека независимо от присутствия других людей, то есть он в этом случае вообще не будет направлен на общение. Междометия же – это, хотя и особые, но все же единицы языка. Однако их конкретные значения в определенной ситуации часто зависят от некоторых дополнительных факторов, и прежде всего – интонации. Так, междометие а , произнесенное с разной интонацией, может, например, обозначать:

1) Догадку: А , вот в чем дело!

2) Угрозу: А ! Вот я вас!

3) Отклик: Катя! – А !

4) Переспрос: А ? Вы что-то сказали?

5) Радость: А-а-а ! Очень рад!

В свою очередь разные междометия при одинаковой интонации могут выражать практически одно и то же. Например, выражение восхищения междометиями: ах!, ох!, ух!, аи! и т. п.

В связи со сказанным становится понятно, что деление междометий на группы по значению достаточно условно и осуществляется на основе важнейших (наиболее употребительных) значений того или иного междометия.

Обычно выделяют две основные группы междометий по значению: эмоциональные междометия и императивные (повелительно-побудительные) междометия.

1) Эмоциональные междометия.

А) Междометия, выражающие разные варианты положительной оценки: ах!, браво!, ура! и т. п.

Б) Междометия, выражающие оттенки отрицательной оценки: вот еще!, брр!, фу! и т. д.

В) Междометия, выражающие удивление, испуг, недоумение и т. п.: ба!, батюшки!, ну и ну ! и др.

2) Императивные междометия.

А) Междометия, выражающие приказ, побуждение к действию: айда!, брысь!, вон!, тсс! и др.

Б) Междометия, выражающие призыв откликнуться, привлекающие внимание: ау!, алло!, эй!, караул! и др.

По структуре междометия подразделяются на первообразные (непроизводные) и непервообразные (производные).

1) Первообразные (непроизводные) междометия: а!, о!. ой!, ура!, ха!, оп!, ага и др.

2) Непервообразные (производные) междометия, соотносящиеся с разными частями речи: господи, беда, страх, мамочка (с существительными), вишь, подумаешь, пожалуйста (с глаголами), вон, однако, то-то (с частицами).

В составе производных междометий достаточно много различных словосочетаний: слава богу, вот тебе на, скажите на милость и др.

Относительно небольшую группу составляют междометия, возникшие в результате переосмысления иностранных слов: амба, баста, пас, виват и др.

Особое место в структуре языка занимают слова типа бух, бац, стук, щелк, хлоп, толк и т. п., которые называют либо глагольными междометиями, либо междометными глаголами. Второе наименование представляется более подходящими, так как употребляются эти слова всегда в качестве сказуемого, морфологическими признаками которого являются глагольные категории прошедшего времени и совершенного вида: [мартышка] тихохонько медведя толк ногой (И. А. Крылов). Предложения со сказуемыми, выраженными междометными глаголами, отличаются яркой экспрессивностью.

В русском языке без междометий было бы крайне сложно выражать разнообразные чувства и эмоции, поскольку эта часть речи придает языку богатую окраску. Особое место занимают звукоподражательные междометия, имитирующие звуки природы или предметов. Именно о них и пойдет речь в данной статье.

Что такое междометия и звукоподражательные слова?

Междометие – это особая неизменяемая часть речи, служащая для выражения различных эмоций и чувств, при этом не называя их. Например: Ох! Эх! Эй! Ау! и т. д.

Звукоподражательные слова – это слова, с помощью которых максимально точно передаются звуки, издаваемые разными животными или предметами.

Почему междометия и звукоподражательные слова стоят обособленно?

Междометия нельзя отнести ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Эти слова не играют никакой роли в структуре предложения. Обычно после междометия ставится восклицательный знак.

Например: Ого! Такой красоты я в жизни не видел!

Если междометие входит в состав предложения, оно так же, как обращение, выделяется одной или двумя запятыми.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

После междометия О , как правило, запятая не ставится.

Если слово ну имеет значение усиления, после него тоже не ставится запятая: Ну как не порадеть родному человечку!

Если же междометие ну используется для того, чтобы выразить продолжение или неуверенность, оно будет выделяться запятой: Ну, и решили они перейти реку вброд.

Чем различаются междометия от звукоподражательных слова?

В отличие от междометий, звукоподражательные слова лишены какого-то эмоционального смысла. Они просто передают звуки природы: собачий лай, блеяние овец, гул ветра, мычание коровы, музыку флейты, храп, свист и т. д.

Например: гав-гав, ме-ме-ме, у-у-у, му-му, фью-фью, динь-динь-динь и т. д.

Таблица Разряды междометий по значению

В зависимости от происхождения междометия также делятся на два разряда – производные и непроизводные . Первые произошли от знаменательных частей речи. Вторые состоят из одного или нескольких повторяющихся слогов, нескольких согласных и не ассоциируются ни с какими значимыми словами.

Правописание междометий и звукоподражаний

Непроизводные междометия пишутся так же, как произносятся. Сложные междометия и звукоподражания пишутся через дефис, например: ого-го, трынь-трава, ай-ай-ай, ку-ку, кис-кис-кис и т. д.

Производные междометия пишутся так же, как те слова, от которых они образовались.

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 32.

В 18 веке французский философ и писатель Жан-Жак Руссо сказал: «Существовать - значит чувствовать». В языке есть специальные слова, которые выражают самые различные чувства. Это междометия. На уроке вы узнаете все о междометии как особой части речи. Также вы узнаете, как пишутся междометия и какими знаками препинания обособляются.

Тема: Междометия

Урок: Междометие как часть речи. Дефис в междометиях

Междометие – особая часть речи, не входящая ни в самостоятельные, ни в служебные части речи, которая выражает различные чувства, побуждения, но не называет их.

Например: ой, ах, ура, ба, боже мой и др.

Особенности междометий:

· не связаны грамматически с другими словами;

· не отвечают на вопросы;

· не изменяются;

· не являются членами предложения;

В отличие от служебных частей речи, междометия не служат ни для связи слов в предложении, ни для связи частей предложения.

По происхождению междометия делятся на непроизводные и производные

· Непроизводные междометия не соотносятся со словами других частей речи и состоят обычно из одного, двух или трёх звуков: а, о, э, ах, ох, эх, ого, увы . К этой же группе относятся и сложные междометия типа ай-ай-ай, ой-ой-ой и т.п.

· Производные междометия образованы от слов других частей речи:

а) глаголов (здравствуйте, прощайте, подумаешь );

б) существительных (батюшки, караул, господи );

в) наречий (довольно, полно );

г) местоимений (то-то же ).

К производным междометиям относятся и слова иноязычного происхождения (алло, браво, бис, капут ).

По структуре междометия могут быть:

· простыми, то есть состоять из одного слова (а, ай, ой, увы );

· сложными , т.е. образованными соединением двух-трёх междометий (ай-ай-ай, ой-ой-ой, батюшки-светы );

· составными , то есть состоять из двух и более слов (увы и ах; то-то же; вот тебе на; вот тебе раз ).

Виды междометий по значению:

· эмоциональные междометия выражают, но не называют чувства, настроения (радость, страх, сомнение, удивление и др.): ах, ой-ой-ой, увы, боже мой, батюшки, вот те раз, слава богу, как бы не так, фу и др.;

· междометия, которые выражают побуждение к действию, команды, приказы : ну, эй, караул, кис-кис, вон, кыш, марш, тпру, ну-ка, ш-ш, ау;

· этикетные междометия являются формулами речевого этикета: здравствуй(те), привет, спасибо, пожалуйста, простите, всего хорошего.

К междометиям примыкают, но не относятся слова, обозначающие мгновенные действия (бах, хлоп, шлёп и др.) , а также слова, имитирующие различные звуки и голоса животных и птиц (тра-та-та; бум-бум-бум; мяу-мяу; гав-гав; га-га-га и др. ).

Междометия используются в разговорной речи и в художественном стиле, чтобы выразить авторские эмоции или передать настроение героя произведения.

Иногда междометия переходят в разряд самостоятельных частей речи, при этом они принимают конкретное лексическое значение и становятся членом предложения.

Например: Далече грянуло «ура ».

Гонорар – увы и ах .

Домашнее задание

Упражнения № 415–418. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание №1. Прочитайте. Обратите внимание на интонацию, с которой произносятся междометия. Спишите предложения в такой последовательности: 1) предложения с эмоциональными междометиями; 2) предложения с побудительными междометиями. Укажите оттенки эмоций и побуждения.

1. Ах! Амур проклятый! И слышат, не хотят понять... 2. Ну! Виноват! Какого ж дал я крюку. 3. Ох, род людской! пришло в забвенье, что всякий сам туда же должен лезть, в тот ларчик, где ни стать, ни сесть. 4. Простите; я спешил скорее видеть вас, не заезжал домой. Прощайте! Через час явлюсь... 5. А! Александр Андреич, просим, садитесь-ка. 6. Эх, Александр Андреич, дурно, брат! 7. Эй, завяжи на память узелок; просил я помолчать... 8. Кричали женщины: ура! и в воздух чепчики бросали! 9. Ах! Боже мой! Упал, убился! 10. Поводья затянул. Ну, жалкий же ездок. 11. Ах! Злые языки страшнее пистолета. 12. Эй! Филька, Фомка, ну, ловчей! 13. Эх! Братец! Славное тогда житье-то было. 14. Здорово, Чацкий, брат! 15. Ну, тучу разогнал. 16. Ух! Я точнехонько избавилась от петли: ведь полоумный твой отец... (А. Грибоедов)

Задание №2. Выделите в примерах из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» слова, словосочетания и предложения, выступающие в роли междометий.

1.Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой. 2. Помилуйте, мы с вами не ребяты: зачем же мнения чужие только святы? 3. Князь Петр Ильич, княгиня, боже мой! 4. А мне подарочек, дай бог ему здоровья! 5. «Я досказал». - «Добро! Заткнул я уши». 6. А дамы?.. Дай бог терпение - ведь сам я был женат.

Дидактические материалы. Раздел «Междометие»

Дидактические материалы. Раздел «Звукоподражательные слова»

3. Культура письменной речи ().

Культура письменной речи. Междометие.

Междометие. Энциклопедия Кругосвет.

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

914400-802005Шахтерская общеобразовательная
санаторная школа – интернат І – ІІ ступеней №15
Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики
Разработка
показательного урока
по русскому языку в 7 классе
на тему:
«Междометия и звукоподражательные слова»
Учитель:
Хаснутдинова О.Я.
Задачи:
организовать работу обучающихся по изучению междометий и звукоподражательных слов при помощи ЦОР; формировать знания о междометиях и звукоподражательных словах, умения находить междометия и звукоподражания в тексте;
способствовать развитию положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности и творческой инициативе и активности;
воспитывать культуру выражения чувств и эмоций.
Тип урока: изучение новой темы

Ход урока:
1 .Организационный момент.
2.Мотивация учебной деятельности.
1. Создание проблемной ситуации.
Нет ничего более интересного, чем человек. И мне интересно узнать, какие чувства вы сейчас испытываете? А знаете ли вы, что существует часть речи, которая помогает выразить множество чувств при помощи только одного слова? Об этой части речи мы поговорим сегодня на уроке.
3. Актуализация опорных знаний.
Работа с текстом:
Мне русская речь – вот как музыка.
Чу! Слово звучит, поет.
В нем дышит душой русскою
Создатель его - народ…
Н.Браун
- Выразительно прочитайте поэтические строчки.
- Назовите самостоятельные части речи, употребленные автором. (Докажите).
- Назовите служебные части речи. (Докажите).
3. Изучение нового материала.
- Одно слово не было отнесено ни к одной группе. Какое это слово? А что оно выражает?
- Осталось одно слово: «Чу!». Понятно ли оно без контекста? Можно ли сказать, что оно что-то называет?
1. Работа с толковым словарем.
-Обратимся к толковому словарю и прочитаем значение слова «чу».
- Слово «чу!» и подобные ему станут предметом нашего с вами осмысления. Это слово представляет новую часть речи.
2. Просмотр и работа с текстом мультфильма.
- Как вы думаете, есть ли в нашем языке слова, которые будут понятны и англичанину, и французу, и немцу? Я предлагаю вам посмотреть небольшой отрывок из мультипликационного фильма.
Смотрим внимательно.
Показ мультфильма «ОХ» и «АХ» (http://mults.info/mults/?id=260).
- Какие слова окажутся понятными всем участникам беседы?(Ученики называют данные слова).
3. Прием «мозговой штурм».
Как вы думаете: в каких жизненных ситуациях чаще всего мы слышим подобные слова и звуки?
Можно ли изменять произнесённые героями слова?
Можно ли задавать к ним вопросы?
Скажите, имеют ли эти слова лексическое значение, изменяются ли они, имеют ли грамматическое значение?
Вследствие наблюдений учащиеся делают вывод:
- Это не самостоятельная часть речи, т.к. не имеет лексического значения.
-Служит ли оно для связи слов или предложений как предлог или союз?
Вносит ли какие-то оттенки в предложение как частица?
-Вывод: значит, это не служебная часть речи.
-Что выражают эти слова?
- Эмоции.
Получается, что это особая часть речи и называется она МЕЖДОМЕТИЕ.
4. Постановка целей урока.
Цель нашего урока – узнать признаки междометия как части речи; определить, почему эта часть речи является особой; узнать правила выделения междометий в устной и письменной речи.
5.Первичное закрепление нового материала.
1. Работа в тетради.
Запишите в тетради пары слов: слово, которое произносит герой и чувства,которые они выражают.
(страх – Ах, испуг - Ах-ах-ах, восторг – Ах, досада – Ах,недовольство, отвращение – Фу)
2. Работа над формированием знаний и умений при помощи ЦОР. http://fcior.edu.ru/card/1313/mezhdometie-i.htmlВывод: 1.В чем особенность междометия как части речи?
2.Междометие выражает……..
3.В чем отличие производных междометий от непроизводных?
6. Физминутка
Повстречалась с ним корова
У зеленого куста.
– Эй, буренушка, здорово!
Не видала ль ты, корова,
Где овечка без хвоста?
Но корове эти речи
Непонятны человечьи,
И она в ответ ему
Прокричала кратко: «Му!»
Повстречался пес зубастый
Возле речки у моста.
- Эй, послушай,
Псина, здравствуй!
Не видал ли, пес зубастый,
Ты овечку без хвоста?
Но собаке эти речи
Не понятны человечьи.
Ничего не разобрав,
Пес пролаял громко: «Гав!»
Повстречался с ним козленок
у кленового куста.
– Эй, рогатый! Эй, миленок!
Не видал ли ты, козленок,
Где овечка без хвоста?
Но козлу такие речи
Непонятны человечьи.
Лист кленовый теребя,
Он проблеял нежно: «Бя!»
(Е.Тараховская.)
Ребята, а теперь я буду читать стихотворение, а вы, услышав междометие, должны будете остановить меня, сказав громко “Стоп”:
Работа с текстом сказки.
Чтение учителем сказки «Без чего в речи не обойдёшься?»
Я – самое важное слово, в разговоре без меня никак не обойтись, потому что я чувства и всякие настроения человеческие выражаю. Больно кому – он кричит: «Ай-ай-ай!» или «Ой-ой-ой!» Весело ему – смеется: «Ха-ха-ха, хи-хи-хи, хе-хе-хе». Встретились двое, сразу ко мне за помощью: «Привет! Здравствуйте! Спасибо! Пожалуйста!»
Чуть дело плохо, говорят: «Дело – табак! Крышка! Капут!» А все эти ну, эге, ага, ого, ох, ах, гм-гм и им подобные – это ведь тоже мои братцы.
- Если вы внимательно слушали сказку, то скажите, что можно выразить с помощью междометий?
- Нас с вами ждет открытие. Оказывается, к междометиям относятся слова вежливости. Они еще называются ЭТИКЕТНЫМИ МЕЖДОМЕТИЯМИ.
3. Коллективная работа по составлению таблицы.
Среди междометий выделяются 3 группы. Посмотрите.
Эмоциональные междометия: А, АГА, АЙ, АХ, АЙ-АЙ-АЙ, БАТЮШКИ, БОЖЕ МОЙ, БРАВО, ВОТ ЭТО ДА, ВОТ ТЕ РАЗ, ГМ, ГОСПОДИ, ДА НУ, ЕЩЕ ЧЕГО, ИШЬ, КАК БЫ НЕ ТАК, КАК ЖЕ, МАТУШКИ, НУ И НУ, ОГО, ОДНАКО, ОЙ, ОХ, ПОДИ Ж ТЫ, ПОДУМАЕШЬ, ПОМИЛУЙТЕ, СКАЖИТЕ СЛАВА БОГУ, С УМА СОЙТИ, ТО-ТО, ТЬФУ, УВЫ, УЖАС, ЧЕРТ ВОЗЬМИ, УПАСИ БОГ, УРА, ЧТО, ЭХ.
Повелительные междометия: АЛЛО, АУ, ЭЙ, НА, КАРАУЛ, ТС, ЧШ, АЙДА, МАРШ, СТОП, ТПРУ, КИС-КИС, ЦЫП-ЦЫП, БРЫСЬ, КЫШ.
Этикетные междометия: ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДО СВИДАНИЯ, СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ, ПРОЩАЙ (ТЕ), ИЗВИНИ (ТЕ), ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, ВСЕГО ХОРОШЕГО.
Обратите внимание, каких междометий больше, тех, с помощью которых можно выразить положительные эмоции, или тех, с помощью которых можно выразить отрицательные эмоции? (отрицательные).
4. Упражнение «Это интересно…»
Можно ли к междометиям отнести слова мяу, му, гав, бя? Попробуйте доказать свою точку зрения. От междометий следует отличать звукоподражательные слова, которые не могут выражать чувств, побуждений к действию, и не являются этикетными формулами. Это слова, воспроизводящие звуки, издаваемые животными.
Кукушка. Как, по-вашему, за что кукушка получила свое имя?
Конечно, за то, что она кукует, кричит: Ку-ку! Ку-ку!. Вы, вероятно, уже догадались, что кукушка сама подсказала людям, как ее называть. И это услышали не только русские. Во многих странах название кукушка звучит похоже на русское. У чехов – кукачка, у болгар – кукувица, у немцев – кукук, у французов – куку, у итальянцев – куконо. Все эти народы обратили внимание на один признак – крик кукушки, поэтому название птицы в разных языках звучит очень похоже.
5. Выразительное чтение предложений. Творческое задание.
Выразительно прочитайте предложения. Объясните, какое значение выражает каждое междометие.
«Фу-у-у! (досаду, презрение, отвращение.)Какая невкусная каша.
Ура! (восторг, радость) Мы ломим, гнутся шведы.
Мария, бедная Мария! Опомнись! Боже!. (страх)!. Что с тобой?
7. Итог урока
Академик Л.В. Щерба назвал междометие «неясной и туманной категорией», «досадным недоразумением». Догадайтесь, почему он так относился к междометиям?
– Что лично вам стало ясно и понятно о междометиях?
- Выполняя какое задание, вы чувствовали себя успешными, получали удовольствие от работы?
-Каким междометием выразите свое эмоциональное состояние? (Ай, какой я молодец! Ура! у меня получилось!)
8. Домашнее задание:
1. Разгадать кроссворд.
4714875148590СПРЯТАННОЕ СЛОВО
Впишите по горизонтали междометия, соответствующие кратким толкованиям, и в выделенном вертикальном столбике вы прочитаете название этой части речи.
1. Выражение сомнения, недоверия, иронии.
2. Выражение удивления при обнаружении чего-либо неожиданного, любопытного.
3. Подражание звуку одного рывка ручной пилы.
4. Выражение отказа.5. Подражание звуку резкого удара, падения чего-либо.6. Подражание звуку быстро проскользнувшего, пробежавшего.7. Подражание блеянию овцы.8. Приказание «Остановись! Довольно! Хватит!».9. Возглас, требующий повторить только что исполненный артистом номер.10. Подражание бренчанию струнного инструмента.
2. Оценивание.
- Ребята, я благодарю Вас за урок. У меня осталось очень хорошее впечатление от встречи с вами. Большое спасибо! До свидания!