Древнеегипетская цивилизация: особенности формирования. История возникновения государства древний египет Когда существовала египетская цивилизация

Возникла древнеегипетская цивилизация в регионе дельты Нила. За всю историю Древнего Египта поменялось тридцать династий правителей. Тридцать второй год до н. э. считают рубежом существования цивилизации Древнего Египта.

Жители этой развитой цивилизации древности, никогда не праздновали своих дней рождения. Что было тому причиной - по сей день нет одного общепринятого ответа…

Горы окружали Египет, это предопределило замкнутый характер появившейся здесь цивилизации, носившей земледельческий характер. Сельскохозяйственный труд, из за благоприятных климатических условий, не требовал больших физических затрат, египтяне собирали урожай дважды в год. занимались обработкой глины, камня, дерева и металла. Орудия земледелия изготовлялись из обожженной глины. Кроме этого, использовали еще гранит, алебастр, сланец и кость. Небольшие сосуды вытачивали временами из горного хрусталя.

Восприятие и измерение времени древние египтяне обуславливали ритмом разлива Нила. Каждый последующий год расценивался ими как повторение прошлого и определялся не солнечным циклом, а временем, которое было необходимо для сбора урожая. У месяцев не было названий, а нумерация. Каждый четвертый год был високосный, каждый пятый день декады был выходной. Счет времени вели жрецы.

Египтяне разделяли день на 12 часов и на 12 - ночь. У каждого часа было свое название. Первый час дня называли «блистающим», шестой - «час подъема» и т. п.

Кроме этого, все дни года были разделены на три категории - счастливые, опасные и несчастливые - в зависимости от событий, которые отметили их в те времена, когда на земле жили боги. Таким образом, древние египтяне вели себя в зависимости от дней. В несчастливый день они старались не выходить из дома, в особенности на закате и по ночам. В такой день нельзя было купаться, плавать на лодках, отправляться в путь, есть рыбу и все, что происходит из воды. Основную роль в регламентации поведения играли традиции. Были календари где отмечались счастливые и несчастливые дни.

Египетские пирамиды на сегодняшний день являются последним «действующим» чудом света. Другие чудеса растаяли во мгле истории без следа. Большую пирамиду Хеопса построили около 3 000 лет тому назад. На ее возведение ушло 2 300 000 громадных каменных блока, суммарная масса которых составляет 7 000 000 тонн.

Высокий жизненный уровень и благополучие в Древнеегипетской цивилизации подтверждаются фактом наличия у них двух обычаев, которые были не характерны для других цивилизаций древности: оставлять в живых всех стариков и всех новорожденных младенцев.

Основная одежда египтян это набедренная повязка. Сандалии они носили довольно редко, а основное средство демонстрации социального положения было количество украшений (ожерелий, браслетов).

Древние египтяне верили, что все в мире принадлежит богам, что боги это источник всеобщего процветания, что им ведомы их помыслы и желания и они могут в любое время вмешаться в дела людей. Тем временем природа богов была единосущна с человеческой: богам приписывали человеческие качества, у каждого был свой характер, у них были семьи.

Неоспоримым фактом в наше время является то, что впервые антибиотики стали активно использоваться лишь в XX столетии. Но не все знают о таком факте, что тысячелетия назад в Египте некоторые из инфекционных заболеваний лечили с помощью заплесневелого хлеба. Выходит, именно древних египтян следует считать первопроходцами в применении антибиотиков в лечебных целях.

Египтяне верили, что после смерти они попадут на суд бога Осириса (Усир - царь загробного мира), который взвесит на весах их плохие и добрые дела. Они стремились, чтобы жизнь в загробном мире ничем не отличалась от жизни земной. Тела подвергались бальзамированию. Состоятельный человек заранее готовил для себя загробный дом, потому каждый город живых имел город мертвых - он располагался в пустыне рядом с городом.

В древнеегипетском государстве имелось 4 централизованные деспотии. Фараон являлся персонификацией государства: он объединял административную, судебную и военную власть. Египтяне полагали, что бог Ра (бог солнца по египетской мифологии) проявляет заботу об их благосостоянии и посылает на землю своего сына - фараона. Каждого фараона расценивали как сын бога Ра. В обязанности фараона входило выполнение сакральных, культовых обрядов в храмах, для того, чтобы страна была благополучной. Ежедневная жизнь фараона строго регламентировалась, потому как он был верховный жрец всех богов.


Как известно, законодателями моды в винном деле являются французы. Но мало кому известно, что первый винный погреб обнаружили именно в Египте. Кроме этого, древние египтяне были первые, кто сварил пиво.

В цивилизации Древнего Египта уже с додинастических времен была эффективная система внутренней и обменной торговли. В особенности большое распространение внутренняя торговля получает во 2 тысячелетии до н. э., когда в лексиконе египтян впервые появляется слово «торговец». Слитки серебра постепенно вытеснили зерно как мерило рыночных ценностей. В Древнем Египте не золото, а серебро выполняло функцию денег, потому как золото было символ божественности, обеспечивающим телу фараона вечную загробную жизнь. Главное транспортное средство в Египте, это корабли и лодки, основные торговые пути, это реки и каналы. На сухопутных дорогах, проложенных по дамбам, использовали вьючных животных, прежде всего, ослов.

Системным признаком организации древнеегипетского общества было владение профессией. Основная должность - воин, ремесленник, жрец, чиновник - наследовались, но возможно было и «вступить в должность» или быть «назначенным на должность». Основная масса трудоспособных египтян использовалась в земледелии, остальные были заняты в ремесле или сфере обслуживания.

Древние египтяне использовали голубей для передачи сообщений друг другу.

Цивилизация Древнего Египта насчитывает около трех тысяч лет. Ученые выделяют 5 периодов развития древнеегипетской цивилизации: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее Царства.

Раннее царство XXXI–XXIX вв. до н. э.

Времена борьбы Верхнего и Нижнего Египта за гегемонию. Победил Верхний Египет, чьи фараоны основали I общеегипетскую династию. Родоначальник I династии был фараон Мину. Мина построил первую египетскую столицу - г.Мемфис, на стыке дельты и долины. Покровителем династии Мины являлся бог Гор. Во время правления II династии Раннего Царства не прекращалась скрытая борьба между Нижним и Верхним Египтом. Фараон Хосехемуи добился окончательного объединения Египта в одно сильное централизованное государство. После него фараоны II династии начали называть себя не только именем Гора (покровитель Верхнего Египта), но и именем Сета (покровитель Нижнего Египта).

Древнее царство XXVIII–XXIII вв. до н. э.

В этот период фараоны добились большой концентрации людских и материальных ресурсов. Достигло своего расцвета земледелие, техника (металлургия меди). Создаются первые гражданские и религиозные законы, устанавливаются первые каноны искусства. Только в эпоху Древнего Царства возводились великие египетские пирамиды. Это свидетельство расцвета цивилизации, так как для строительства пирамид требовались огромные ресурсы и знания.

Основателю III династии фараону Джосеру принадлежит первая пирамида. Как раз в эпоху Древнего Царства зафиксирована концепция обоготворения фараона. V династия отказалась от строительства пирамид - начался экономический упадок. Активно начинают строится храмы бога Ра, культ которого становится в государстве основным. Во время VI династии экономический кризис достиг своего предела, страна распалась на независимые номы, наступил I переходный период (XXIII–XXI вв. до н. э.).

Среднее царство XXI–XVIII вв. до н. э.

К концу переходного периода выделились два объединяющих центра: на севере - Гераклеополь, на юге - Фивы. В борьбе одерживают победу Фивы и их правитель Ментухотеп основал XI общеегипетскую династию. Начался новый расцвет древнеегипетского общества. Египтяне модернизируют и усложняют ирригационную систему, создают первые искусственные моря. Теперь сельское хозяйство уже не зависит от разливов Нила.

В это время Египет активно торгует с окружающими странами. Торговые караваны идут через Суэцкий перешеек на Ближний Восток и через Красное море в Африку. В эпоху Среднего Царства ведущим культом стал культ бога Амона с центром в Фивах. Среднее Царство закончилось с нашествием гиксосов в конце XVIII в. до н. э. Египет вновь распался на отдельные номы. Гиксосы (XV–XVI династии) правят только в Южном Египте. Их правление называют II переходным периодом.

Новое царство XVI–XII вв. до н. э.

Фивы и при правлении гиксосов остаются сильным независимым центром. Тут правила XVII династия, чьи фараоны возглавили борьбу за изгнание гиксосов из Египта. Фараон Яхмос полностью победил гиксосов и положил начало XVIII общеегипетской династии. Эпоха Нового Царства характерна появлением Египетской империи. Создана сильная завоевательная армия с использованием наемников. Армия захватила Палестину и Сирию на севере, дошла до третьего нильского порога на юге.

В этот период фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) пытается сломить жречество, поменяв главного бога империи Амона на бога Атона. Такая попытка создания первой монотеистической религии не доведена до конца, так как Эхнатон правил только 15 лет. После его смерти все вернулось «на круги своя». Наибольшего могущества Египет достигает при фараоне Рамсесе II Великом (XIX династия). Он царствовал 66 лет; его эпоха была наиболее стабильной и отмечается массовыми стройками. Со смертью Рамсеса II приходит медленный упадок и переход к следующей эпохе.

Позднее царство XI–IV вв. до н. э.

Египет пребывает под властью иноземцев - ливийских и эфиопских династий, а потом стал провинцией Ассирийской и Персидской держав. В IV в. до н. э. Египет завоевывал . На этом и заканчивается история Древнеегипетской цивилизации и начинается эпоха эллинизма.

Древние египтяне большое значение придавали . Смерть они рассматривали как переход к другой, лучшей жизни. Для сохранения трех душ человека - ка, ба и ах - считалось необходимостью сохранять тела умерших (в додинастическую эпоху тела хоронили в неглубоких ямах, что давало возможность им сохраняться в горячем песке и тем самым избегать тлена; с середины 2-го тыс. до н. э., в эпоху Нового царства, разработали методика бальзамирования).

Считалось, что после смерти умерший при помощи старика-перевозчика перебирался через Реку мертвых, проходил через 12 врат, преодолевал Огненное озеро. Потом 42 судьи читали список грехов. В Зале Суда Осириса сердце умершего взвешивалось на весах, оно не должно было перевесить Перо - символ богини истины. Тот кто прошел испытание становился жителем Иного мира, или Царства Запада. Грешников отдавали на растерзание чудовищу.

Впервые завещание было тоже написано в Египте. Это сделал сын египетского фараона Хафре, который скончался приблизительно в 2601 году до нашей эры.

В Древнем Египте было более 2 000 богов и богинь, но культ большинства из них имел местное значение. Фараон Аменхотеп IV (1364–1347, правил 1351–1334 гг. до н. э.) пытался провести религиозную реформу, одну из первых в мире. В стране отменяли почитание всех прежних богов и закрывали их храмы. Ввели единобожие, поклонение богу солнца - Атону. Начали вести строительство новых храмов, была заложена новая столица, а сам фараон принял имя Эхнатон, что означало «Угодный Атону». Такая модель реформирования общества впоследствии многократно воспроизводилась, нередко с тем же результатом, т. к. после смерти Эхнатона реформы сошли на нет, а влияние прежнего жречества усилилось, должность верховного жреца начала передаваться по наследству.

Наряду с другими древними цивилизациями древние египтяне были одними из первых людей в мире, которые придумали письмо, используя для него бумагу и чернила.

Древнеегипетская мифология является выдающимся явлением мировой культуры. Она отражает богатый духовный мир египетского общества, сложную систему философских, этических и эстетических взглядов, представлений о происхождении мира и человека. Мифологические персонажи, правители - любимцы богов стали героями произведений литературы, изобразительного искусства. Достижения Древнего Египта были настолько органично впитаны другими цивилизациями, а сама она настолько прочно позабыта, что дешифровка египетских иероглифов Франсуа Шампольоном в 1822 году фактически обусловила «второе рождение» Древнего Египта.

Производство стекла и фаянса тоже является нововведением Египта тысячелетней давности. Кроме этого, строители, возводящие сегодня прекрасные архитектурные сооружения, не всегда знают, что родиной такого материала как цемент тоже является Египет.

Метаморфозы, похожие на судьбу Древнеегипетской цивилизации, происходили и с другими древними цивилизациями, которые «открылись» человечеству в результате научных изысканий XIX–XX веков.

Древнеегипетская цивилизация является родоначальницей практически всех современных предметов домашней утвари и средств личной гигиены. Именно тут тысячелетия тому назад впервые придумали замок и ключи к нему, расческу и ножницы, макияж и дезодорант, парик и зубную щетку с пастой.

Пирамиды


Цивилизация Междуречья

Важнейшей чертой древнеегипетской цивилизации было возведение пирамид. В III — II тыс. до н. э. и пирамиды, и храмы — постройки для богов — строились из камня. Это шедевры древнеегипетского строительного искусства. Усилия египтян были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой: они заботились о погребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти. Нередко своим земным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам.

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Древнеегипетская цивилизация возникла в регионе дельты Нила. За историю Древнего Египта сменилось 30 династий правителей. 32 г. до н. э. считается рубежом существования древнеегипетской цивилизации. Окруженность Египта горами предопределила замкнутый характер возникшей здесь цивилизации, которая носила земледельческий характер. Сельскохозяйственный труд, благодаря благоприятным климатическим условиям, не требовал больших физических затрат, древние египтяне собирали урожай два раза в год. Обрабатывали глину, камень, дерево и металлы. Орудия земледелия изготовляли из обожженной глины. Кроме того, использовались еще гранит, алебастр, сланец и кость. Небольшие сосуды вытачивали иногда из горного хрусталя. Восприятие и измерение времени в Древнем Египте обуславливалось ритмом разлива Нила. Каждый новый год расценивался египтянами как повторение прошлого и определялся не солнечным циклом, а временем, необходимым для сбора урожая. Они изображали слово “год” (“ренпет”) в виде молодого ростка с почкой. Годовой цикл делился на три сезона по 4 месяца каждый: разлив Нила (ахет – “разлив, половодье”), после которого наступал сезон сева (перет – “выхождение” земли из-под вод и прорастание всходов), а за ним сезон сбора урожая (шему – “засуха”, “сухость”), т.е. спад Нила. Месяцы не имели названий, а нумеровались. Каждый четвертый год был високосным, каждый пятый день декады был выходным. Счет времени велся жрецами. Высокий уровень жизни и благополучие древних египтян подтверждаются фактом наличия у них двух обычаев, не характерных для других древних цивилизаций: оставлять в живых всех стариков и всех новорожденных младенцев. Основной одеждой египтян была набедренная повязка. Сандалии они носили очень редко, а главным средством демонстрации социального положения было количество украшений (ожерелий, браслетов). Древнеегипетское государство имело черты централизованной деспотии. Фараон являлся персонификацией государства: в его руках объединялась административная, судебная и военная власть. Древние египтяне считали, что бог Ра (бог солнца в египетской мифологии) заботится об их благосостоянии и посылает на землю своего сына – фараона. Каждый фараон расценивался как сын бога Ра. В задачи фараона входило выполнение сакральных, культовых обрядов в храмах, для того, чтобы страна была благополучной. Повседневная жизнь фараона строго регламентировалась, поскольку он был верховным жрецом всех богов. Говоря современным языком, фараоны были профессиональными государственными деятелями, имевшими необходимые знания и опыт. Их власть была неограниченной, но не безграничной. А так как власть наследовалась у египтян по материнской линии, старший сын фараона и его старшая дочь должны были вступать в кровосмесительный брак. Древнеегипетское государство делилось на определенные географические единицы – номы, которыми управляли всецело подчиненные фараону номархи. Особенностью политической системы Древнего Египта являлось то, что, во-первых, центральные и местные органы власти были в руках одного и того же социального слоя – номовой знати, а во-вторых, административные функции, как правило, сочетались со жреческими, то есть храмовое хозяйство содержало и часть чиновников госаппарата. В целом, для системы управления древнеегипетским государством была характерна нерасчлененность экономических и политических функций, неразделенность законодательной и исполнительной власти, военной и гражданской, религиозной и светской, административной и судебной. В Древнем Египте уже с додинастических времен существовала эффективная система внутренней и обменной торговли. Особенно большое распространение внутренняя торговля получает во 2 тыс.

ОСОБЕННОСТИ ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

до н.э., когда в египетском лексиконе впервые появляется слово “торговец”. Слитки серебра постепенно вытесняют зерно в качестве мерила рыночных ценностей. В Древнем Египте не золото, а серебро выполняло функцию денег, поскольку золото было символом божественности, обеспечивающим телу фараона вечную загробную жизнь Системным признаком организации древнеегипетского общества было владение профессией. Основные должности – воина, ремесленника, жреца, чиновника – наследовались, но можно было и “вступить в должность” или быть “назначенным на должность”. Социальным регулятором служили здесь ежегодные смотры трудового населения, во время которых люди получали своеобразный годичный “наряд” на работу в соответствии со своей профессией. Основная масса трудоспособных египтян использовалась в земледелии, остальные были заняты в ремесле или сфере обслуживания. Наиболее сильные юноши отбирались во время смотров в армию. Из числа отбывающих трудовую повинность простых египтян формировались отряды, работавшие на постройке дворцов и пирамид, храмов и усыпальниц. В большом объеме неквалифицированный труд использовался при сооружении ирригационных систем, в гребном флоте, при транспортировке тяжестей. Строительство таких колоссальных монументов, как пирамиды, способствовало формированию новой структуры организации людей, при которой управляемый государством труд мог быть направлен на выполнение общественных работ.

Культура Древнего Египта.

Восточный тип культуры.

Тема. Культура Древнего Востока.

  1. Восточный тип культуры.
  2. Культура Древнего Египта.

В 4 тысячелетии до нашей эры на Востоке появляются первые в истории человечества государства между реками Тигр и Евфрат и в долине реки Нил. Были заложены основы вавилонской и египетской цивилизаций. В 3-2 тысячелетиях в долине реки Инд появляется индийская цивилизация, в долине реки Хунхе – китайская, в Малой и Передней Азии складывается цивилизация хеттов и финикийцев, в Палестине – древнееврейская.

Специфика восточного типа культура по отношению к

А. первобытной культуре:

Отделение ремесла от сельского хозяйства,

— социальные слои, отличающиеся по профессиональным видам деятельности и материальному положению,

— наличие письменности, государственности, гражданского общества, городского быта.

Б. от других культур:

Деспотическая централизованная власть,

Сакрализация власти

Государственная собственность

Строгая иерархичность общества

Коллективизм, общинная психология

Патриархальное рабство, другие формы зависимости

Культ предков, традиционализм, консерватизм

Слияние человека и природы

Религиозные верования интровертного характера (устремленность к внутреннему миру человека), поиск высшей истины путем личного просветления

Идея успокоения, гармонии как лейтмотив восточной культуры

Необязательность веры в конкретных богов, так как выше бога может быть Мировой закон, Дао, Брахман и пр.

Религия и философия неразделены

Идея цикличности, повторения, замкнутости (для европейской культуры – развитие, прогресс)

Вечный мир закона реализуует себя после смерти через возрождение души, характер которого определяется образом жизни

Идея иллюзорности видимого мира и реальности непознаваемого абсолюта

Мистический эзотерический характер разума: человек не живет в мире, а переживает (воспринимает чувствами) мир. Суть не логика (европейская рациональность), а чувства.

Основой культуры являлось архаическое мировоззрение: отрицание личности в современном понимании, следствием которого являлось жесткость и жестокость к человеку, особенно к чужакам; ориентир на миф, ритуал, подчиненность природному циклу.

Значение.

3) Цивилизация Древнего Египта

Культура оказала огромное влияние на античную, европейскую и мировую культуру, сделала множество открытий, которые легли в основу научного знания и технического прогресса.

Египет — древнейшее государство, которое просуществовало около четырех тысяч лет почти без изменений. Его систематическое изучение началось с 19 века. В 1822 году французскому ученому Франсуа Шампильону удалось расшифровать египетские иероглифы. В результате стали доступны для изучения настенные надписи, рукописи (папирусы) различного содержания. Основные черты древнеегипетской цивилизации:

— раннее зарождение классовых отношений и государственности;

Изолированное географическое положение страны, обусловившее отсутствие культурного заимствования;

Культ «Царства мертвых»

— обожествление власти правителя, распространявшаяся на подданных и после смерти фараона;

— восточная деспотия, иерархичность власти;

— связь искусства с религиозным культом.

Древний Египет – древнейшая цивилизация, один из первых очагов человеческой культуры, возник в Северо-Восточной Африке, в долине реки Нил. Слово «Египет» (греч. Айгюптос) означает «Черная земля», плодородная (сравните: чернозем), в отличие от пустыни — «Красная земля». Геродот называл Египет «Даром Нила». Нил был основой хозяйства.

Традиционная периодизация:

Додинастический период 5-4 тыс. до н.э.

Раннее царство 3000-2300 лет до н.э.

Первый распад Египта 2250-2050 лет до н.э.

Среднее царство 2050 – 2700 лет до н.э.

Второй распад Египта 1700-1580 лет до н.э.

Новое царство 1580-1070 лет до н.э.

Поздний период 1070-332 гг. до н.э.

— Греко-римский период 332 г. до н.э. – 395 г. н.э.

Читайте также:

Цивилизация Древнего Египта

Становление цивилизации на берегах Нила.

Египет — страна с древней, удивительной культурой, полной тайн и загадок, многие из которых еще не разрешены. Ее история насчитывает несколько тысяч лет. Историки утверждают, что Египетская цивилизация не имела ни "детства", ни "юности". Одна из гипотез о происхождении Египетской цивилизации утверждает, что у истоков Египетской цивилизации стояли некие таинственные переселенцы, другая гипотеза гласит, что основателями были потомки атлантов.

Два столетия назад мир почти ничего не знал о Древнем Египте. Вторая жизнь его культуры — заслуга ученых.

Впервые образованные круги западной Европы получили возможность более или менее широко ознакомиться с культурой древнего Египта благодаря военной экспедиции Наполеона Бонапарта в Египте в 1798 г., в состав которой вошли и различные ученые, в частности археологи. После этой экспедиции был издан ценнейший труд, посвященный "Описанию Египта", который состоял из 24 томов текста и 24 томов таблиц, воспроизводящих рисунки развалин древнеегипетских храмов, копии надписей и многочисленные древности.

Пирамиды


Цивилизация Междуречья

Природные особенности, их влияние на хозяйствование египтян.

Природные условия стали существенным фактором развития древнеегипетской цивилизации. В нильской долине египтяне собирали по два урожая в год, причем урожай был очень, обильным — до 100 ц с одного гектара. Однако эта долина составляла 3,5 % территории Египта, на которой проживало 99,5 % населения.

Культура развивалась изолированно, характерной ее чертой была традиционность. Зарождение египетской цивилизации восходит к III тысячелетию до н.э.: именно тогда фараон Мина объединяет разрозненные области — номы. Голова фараона увенчивается двойной диадемой — символом единства Юга Египта и области Дельты.

Особенности политической системы Египта. Обожествление фараона, особая роль жречества.

"Тайна власти, тайна подчинения людей носителям власти до сих пор не вполне разгадана, — писал Н.А. Бердяев. — Почему огромное количество людей, на стороне, которых есть преобладание физической силы, согласны подчиняться одному человеку или небольшой кучке людей, если они — носители власти?" ("Царство духа и царство Кесаря". В книге "Судьба России". — М., 1990, стр. 267).

Во главе государства стоял фараон. Он имел абсолютную власть в стране: весь Египет с его колоссальными природными, земельными, материальными, трудовыми ресурсами считался собственностью фараона. Не случайно понятие "Дом фараона" — (ном) совпало с понятием государства.

Религия в древнем Египте требовала беспрекословной покорности фараону, в противном случае человеку грозили страшные бедствия при жизни и после смерти. Египтянам казалось, что такую безграничную власть, какой пользовались фараоны, могли им даровать только боги. Так в Египте сформировалось представление о божественности фараона — он признавался сыном бога во плоти. И простые люди, и знатные вельможи падали ниц перед фараоном и целовали следы его ног. Большой милостью считалось разрешение фараона целовать свою сандалию. Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозной культуре Египта.

Египтяне признавали присутствие божественного начала "во всем, что есть на суше, в воде и в воздухе". Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, баранам, навозным жукам — скарабеям и множеству других живых существ, считая их своими богами.

Религиозные верования египтян. Мифы о сотворении вселенной. Культ солнца. Формирование египетского пантеона божеств, олицетворяющих природные явления, абстрактные понятия и жизнь. Антропоморфный характер египетских богов. Культ священных животных.

Заупокойный культ. Культ мертвых. Представления египтян о нескольких ипостасях души человека и необходимости сохранения тела как вместилища души. Мумификация. Формирование понятий о загробном мире и посмертном суде Осириса. «Книга мертвых», «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов». Влияние религии на жизнь древнеегипетского общества.

Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти, которую египтяне считали "ненормальностью". Египтяне верили в бессмертие души — это было главной доктриной египетской религии. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, всю религиозную мысль египетского общества. Считается, что ни в одной другой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Стремление к бессмертию и стало основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта — и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической и военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, по которому смерть не означает конца, прекрасная жизнь может быть продлена вечно, и умершего может ждать воскрешение.

Египетская мифология как основа египетского «искусства для вечности». Определяющее влияние заупокойного культа в художественной культуре Египта. Пирамиды Древнего царства, заупокойные храмы эпохи Среднего и Нового царства.

Важнейшей чертой древнеегипетской цивилизации было возведение пирамид. В III — II тыс. до н. э. и пирамиды, и храмы — постройки для богов — строились из камня. Это шедевры древнеегипетского строительного искусства.

Особенности Древнего Египта

Усилия египтян были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой: они заботились о погребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти. Нередко своим земным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам.

Пирамиды строились для фараонов и для знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой. Однако тела бедняков не бальзамировались и не помещались в гробницы, а заворачивались в циновки и сбрасывались в кучи на окраинах кладбищ.

Археологи насчитали около ста пирамид, но не все они дошли до наших дней. Часть пирамид была разрушена уже в древности. Самая ранняя из египетских пирамид — пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад. Она ступенчатая и возвышается, как лестница к небу. В ее отделке использован светотеневой контраст выступов и ниш. Эту пирамиду задумал и воплотил главный царский архитектор по имени Имхотеп. Последующие поколения египтян чтили его как великого зодчего, мудреца и мага. Он был обожествлен и в честь его совершались возлияния перед началом других строительных работ. Пирамиды потрясают воображение человека своими размерами, геометрической точностью.

Самая знаменитая и самая значительная по размерам — пирамида фараона Хеопса в Гизе. Известно, что только дорогу к будущему месту строительства прокладывали 10 лет, а саму пирамиду — строили более 20 лет; на этих работах было занято огромное кол-во людей — сотни тысяч. Размеры пирамиды таковы, что внутри свободно мог бы разместиться любой европейский собор: высота ее составляла 146,6 м, а площадь — около 55 тыс. кв. м. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, и вес каждой глыбы составляет примерно 2 — 3 тонны.

Скульптура и живопись, их сакральная роль.

Художникам Древнего Египта было свойственно ощущение красоты жизни и природы. Зодчих, скульпторов, живописцев отличало тонкое чувство гармонии и целостный взгляд на мир. Это выражалось, в частности, в присущем египетской культуре стремлении к синтезу — созданию единого архитектурного ансамбля, в котором имели бы место все виды изобразительного искусства.

Перед заупокойными храмами ставили сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изображала фараона, а сфинкс в целом олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя.

Самый большой из всех древнеегипетских сфинксов был выполнен в первой половине III тыс. до н.э. — он до сих пор стережет пирамиду Хефрена (одно из 7 чудес света).

Другими замечательными и широко известными сейчас во всем мире памятниками древнеегипетского искусства являются статуя фараона Аменемхета III, стела вельможи Хунена, голова фараона Сенсусерта III. Шедевром древнеегипетского изобразительного искусства II тыс. до н.э. искусствоведы считают рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его 29 юными женами в саду, выполненный на крышке ларца. Тутанхамон скончался молодым. Его гробница случайно обнаружена в 1922 году, хотя хитро замаскирована в скале.

Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н. э. (XIV в. до н.э.) является скульптурный портрет жены Аменхотепа IV — Нефертити (др.-егип. – «красавица грядет») — одно из самых прелестных женских изображений в истории человечества.

Изобразительное искусство Древнего Египта отличалось яркими и чистыми красками. Раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, скульптура, статуэтки, рельефы. Росписи и рельефы, покрывавшие стены гробниц, в деталях воспроизводили подробные картины благополучной жизни в царстве мертвых, повседневной земной жизни.

Следует отметить влияние древнеегипетской цивилизации на страны Средиземноморья. Цивилизация Египта внесла огромный вклад в мировую культуру.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Одна из древнейших мировых цивилизаций, цивилизация Египта зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине одной из самых протяженных рек мира - Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос». Оно возникло, вероятно, от Хет-ка-Птах - города, который греки впоследствии именовали Мемфисом. Сами же египтяне называли свою страну Та Кеме - Черная Земля: по цвету местной почвы. Историю Древнего Египта принято делить на периоды Древнего (конец IV — большая часть III тысячелетия до нашей эры), Среднего (до XVI столетия до нашей эры), Нового (до конца XI века до нашей эры) царств, поздний (X-IV столетия), а также персидский (525-332 годы до нашей эры - под властью персов) и эллинистический (IV-I столетия до нашей эры, в составе государства Птолемеев). С 30 года до нашей эры по 395 год нашей эры Египет был провинцией и житницей Рима, после раздела Римской империи до 639 года - провинция Византии. Арабское завоевание 639-642 годов привело в Египте к смене этнического состава населения, языка и религии.


Древний Египет

По словам Геродота, Египет - дар Нила, ибо Нил был и является источником неиссякаемого плодородия, основой хозяйственной деятельности населения, так как почти вся территория Египта лежит в зоне тропических пустынь. Рельеф большей части страны - плато с преобладающими высотами до 1000 метров в пределах Ливийской, Аравийской и Нубийской пустынь. В Древнем Египте и соседних с ним областях имелось почти все необходимое для существования и жизнедеятельности человека. Территория Египта в древности представляла собой узкую ленту плодородной почвы, протянувшуюся вдоль нильских берегов. Поля Египта ежегодно во время половодья покрывались водой, которая приносила с собой плодородный ил, обогащавший почву. С обеих сторон долина была окаймлена горными цепями, богатыми песчаником, известняком, гранитом, базальтом, диоритом и алебастром, которые представляли собой прекрасный строительный материал. К югу от Египта, в Нубии, были обнаружены богатые золотые месторождения. В самом Египте металлов не было, поэтому они добывались в прилегающих к нему областях: на Синайском полуострове – медь, в пустыне между Нилом и Красным морем – золото, на побережье Красного моря – свинец.

Признаки цивилизации Древнего Египта

Египет занимал выгодное географическое положение: Средиземное море соединяло его с переднеазиатским побережьем, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией.

Нил представлял собой важнейшую судоходную нить, связывавшую Верхний и Нижний Египет с Нубией (Эфиопией). В столь благоприятных условиях на этой территории уже в V-IV тысячелетии до нашей эры началось сооружение оросительных каналов. Необходимость обслуживания разветвленной ирригационной сети привела к появлению номов - крупных территориальных объединений раннеземледельческих общин. Само слово, обозначавшее область — ном, писалось в древнеегипетском языке иероглифом, изображавшим землю, разделенную оросительной сетью на участки правильной формы. Система древнеегипетских номов, сформировавшаяся в IV тысячелетии до нашей эры, оставалась основой административного деления Египта до самого конца его существования.

Создание единой системы ирригационного земледелия стало предпосылкой для возникновения в Египте централизованного государства. В конце IV - начале III тысячелетия до нашей эры начался процесс объединения отдельных номов. Узкая долина реки - от первых нильских порогов до дельты - и область самой дельты были освоены неодинаково. Это различие на протяжении всей египетской истории сохранялось в делении страны на Верхний и Нижний Египет и отражалось даже в титулатуре фараонов, которые именовались «царями Верхнего и Нижнего Египта». Двуединой была и древнеегипетская корона: фараоны носили белый верхнеегипетский и красный нижнеегипетский венцы, вставленные друг в друга. Египетское предание приписывает заслугу объединения страны первому фараону I-й династии Мин. Геродот рассказывает о том, что он основал Мемфис и был его первым правителем.

С этого времени в Египте начинается эпоха так называемого Раннего царства, которое охватывает период правления I и II династий. Сведения об этой эпохе очень скудны. Известно, что уже в то время в Египте существовало большое и тщательно управляемое царское хозяйство, было развито земледелие и скотоводство. Выращивали ячмень, пшеницу, виноград, смоквы и финики, разводили крупный и мелкий рогатый скот. Надписи на дошедших до нас печатях свидетельствуют о существовании развитой системы государственных должностей и званий.

История древних цивилизаций →

Египетское государство →

Понятие свойства ценностная природа культуры Структура культуры

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-05

Экзаменационные вопросы к зачёту (экзамену) (Заочное)

  1. Предмет, цели, задачи культурологии.
  2. Понятие, свойства, ценностная природа культуры
  3. Структура культуры.
  4. Основные функции культуры.
  5. Культурогенез основные подходы и понятия.
  6. Субъекты и институты культуры.
  7. Типология культур.
  8. Теоретические концепции возникновения и развития культуры.
  9. Языки культуры формы, классификация.
  10. Соотношение понятий культура и цивилизация.
  11. Культура и религия.
  12. Культура первобытного общества.
  13. Социокультурные характеристики древнеегипетского общества.
  14. Основные принципы культуры древней Индии. Индуизм.
  15. Буддизм как религиозно-философское мировоззрение.
  16. Даосизм: теория и практика.
  17. Роль конфуцианства в культуре Китая.
  18. Особенности миропонимания человека в культуре Древней Греции.
  19. Специфика социокультурного развития Древнего Рима. Греция и Рим: общее и особенное.
  20. Мир, человек, общество в мусульманской картине мира. Ислам.
  21. Человек в культуре европейского Средневековья. Христианство как феномен культуры.
  22. Романский стиль и готика в средневековой Европе.
  23. Возрождение: общая характеристика. Принципы гуманизма и антропоцентризма: сущность и значение для европейской культуры.
  24. Реформация в культуре Европы.
  25. Идея прогресса и её роль в европейской культуре Просвещения.
  26. Классицизм, барокко, сентиментализм, рококо: общая характеристика стилей.
  27. Основные идеи и тенденции развития культуры Европы 19 в. (позитивизм, коммунизм, иррационализм, европоцентризм, сциентизм).
  28. Романтизм в европейской культуре.
  29. Реализм, натурализм, импрессионизм, модерн как социокультурные проекты, их отражение в искусстве.
  30. Постмодернизм в европейской культуре 20 в.
  31. Культура Киевской Руси 9-13 вв. (условия формирования славянского этноса, государства, Крещение Руси как переломный момент её истории).
  32. Культура Московской Руси 14-17 вв. (православие в истории отечественной культуры, идеологическое значение концепции «Москва третий Рим», проблема Раскола в социодинамике русской культуры).
  33. Историко-культурный смысл Петровских реформ, особенности российского Просвещения.
  34. Отечественные мыслители 19 в. в поисках «русской идеи» (А. Герцен, П.

    Назовите особенности цивилизации Древнего Египта.

    Чаадаев, Н. Бердяев, «славянофилы» и «западники»).

  35. «Серебряный век» русской культуры.
  36. Особенности социалистической культуры.
  37. Проблемы развития российской культуры в постсоветский период.
  38. «Восток-Запад» проблема диалога.

39. Глобализация культурно-исторических процессов в 20 в.

История мировых цивилизаций Фортунатов Владимир Валентинович

§ 2. Древнеегипетская цивилизация

Древнеегипетская цивилизация сложилась в Северо-Восточной Африке в долине реки Нил. Благодаря периодическим разливам этой великой реки в узкой долине шириной от 4 до 30 км сложились отличные условия для земледелия.

Инновации. Орошаемое земледелие

Вся жизнь была связана с Нилом. В сезон паводка, с середины июля до середины ноября поля были заполнены водой, сельскохозяйственные работы останавливались. Население привлекалось на общественные работы, занималось ремеслами. После отступления паводка поля вспахивались, засевались, поливались и пропалывались от сорняков. Урожай собирали в марте -апреле серпами с кремневыми лезвиями. Одновременно происходил сбор налогов. С середины марта до середины июля ирригационные системы ремонтировали. По собранным колосьям гоняли скот, чтобы отделить зерно от мякины. После молотьбы зерно провеивали и складывали в специальные зернохранилища. Солому использовали для корма скоту. Египтяне разводили коров, свиней, овец, коз, гусей, уток, голубей, а также пчел. Рыбу ловили ловушками, на крючок, сетью или били острогой. Рацион египтян был достаточно разнообразен, включал пиво, появившееся в глубокой древности.

Наряду с Нилом, еще одним богатством Египта был камень. В пустынных нагорьях египтяне добывали кремень, необходимый для изготовления древнейших орудий и разных видов оружия. Добывались известняк, песчаник, гранит, диорит, базальт, порфир, серпентин, оникс. Различные виды камня использовались египтянами как для строительных работ, так и для изготовления статуй, сосудов и других предметов. Это обусловило развитие камнедобывающего ремесла. Металлы вывозили из Аравийской пустыни, с Синайского полуострова, с острова Кипр, золото – из Нубии. Необходимость доставки в Египет различных видов иноземного сырья определила направления древнейших торговых путей. Самой важной торговой магистралью был сам Нил. Торговая дорога шла также из северо-восточной части дельты Нила через Синай и Палестину в Сирию. Из долины Нила на запад шли дороги в оазисы. На восток по руслам высохших протоков проходили дороги к побережью Красного моря.

Инновации. Торговля

В 3-2-м тысячелетиях до н. э., в эпоху Древнего и Среднего Царств египетская торговля распространилась до областей северной Сирии. Многочисленные египетские изделия были обнаружены при раскопках города Библ. В Сирии существовало немало форпостов египетской торговли. Отсюда в Египет вывозили минералы, соль, растения, дерево, кожу, птиц, в частности голубей. Установились торговые связи Египта с Вавилонией. После завоевательных походов в Нубию и на Синай золотые и медные рудники, находившиеся на этих территориях, оказались под контролем Египта.

В эпоху Нового царства (со второй половины 2-го тысячелетия до н. э.) торговля Египта с соседними странами все больше расширялась. Из Сирии египтяне вывозили зерно, скот, вино, мед, изделия сирийского ремесла. Через Сирию египетские торговцы везли товары из Хеттского государства, с островов Эгейского моря, из Месопотамии. Многочисленные товары отправлялись из Сирии караванами по суше или морским путем, т. к. Египет располагал морским флотом. Из Ливана в большом количестве вывозился строевой лес. Поскольку синайские медные рудники постепенно истощались, большое значение приобретали богатые медные месторождения острова Кипр. На Кипр египтяне вывозили серебро и драгоценные изделия художественного ремесла. Египетские фараоны договаривались с кипрскими царями о совместной борьбе с морскими пиратами, старались поддерживать друг с другом мирные торговые отношения. Из государства Митанни, расположенного в северо-западной части Двуречья, египтяне получали бронзу, лазурит, ткани, одежды, масло, колесницы, лошадей и рабов. Из Вавилона вывозились серебро и драгоценные изделия, украшенные золотом и слоновой костью. Были установлены торговые отношения с Ассирией, откуда в Египет поставляли колесницы, лошадей и лазурит. В Переднюю Азию, на острова Эгейского моря египтяне вывозили золото в слитках и изделиях, каменные сосуды, слоновую кость, ткани и одежды.

Во внешнеэкономической политике фараонов сохранили свое значение военно-торговые экспедиции и войны. Так, в правление царицы Хатшепсут (1525–1503 гг. до н. э.) была отправлена крупная экспедиция в южном направлении, в страну Пунт, населенную типично негроидными племенами. Парусио-весельные корабли вернулись, нагруженные ценными породами дерева, слоновой костью, серебром и золотом, мирровой смолой, ладаном, притираниями для глаз, павианами, мартышками, собаками, шкурами диких зверей, туземцами и их детьми. Завоевательные походы приносили неисчислимые богатства. Не всегда они заканчивались собственно завоеванием. Зачастую дело ограничивалось данью. Устанавливались династические и дипломатические отношения, подписывались разного рода соглашения. Египет, превратившись в богатейшую страну Древнего Востока, сам становился объектом экспансии со стороны соседних государств, которым удавалось в силу разных причин создать более мощные вооруженные силы.

Инновации. Корабль

Когда многоводный Нил выходил из берегов, затапливая почти весь Египет, связь между поселениями обеспечивалась с помощью лодок. Речное судоходство в Египте зародилось около 5-го тысячелетия до н. э., когда появились барки из папируса. Ранние египетские барки представляли собой ладью в форме серпа, связанную из пучков папируса. Нос и корма были изогнуты. Корабль был легким, но прочным. Его корпус туго стягивали тросы. Позже в кораблестроении стал применяться ливанский кедр, обладавший высокой прочностью. Со временем стали строиться довольно крупные суда, которые передвигались за счет гребцов. Трехъярусные барки (триремы) считались долгое время лучшим видом боевого корабля. Весла разной длины, за которыми сидели рабы, располагались в шахматном порядке. Строились суда и с большим числом ярусов. В 40 ярусов располагались весла на корабле египетского фараона Птолемея Филопатра. Корабль фараона Птолемея IV имел в длину 122 м, в ширину – 15 м. Его команда составляла 4 тыс. человек.

Установленный правителями порядок жизни для большинства населения, которое составляли свободные крестьяне-общинники, сохранялся многие столетия. Политическая жизнь страны зависела от амбиций фараонов, правителей крупных объединений родовых общин (номов) – номархов, крупных землевладельцев, жрецов, чиновников. Историю Египта принято делить на Древнее, Среднее, Новое Царства, существовавшие в 3-2-м тысячелетиях до н. э… В 1-м тысячелетии до н. э.

Египет становится ареной борьбы могущественных империй. Время от времени восстанавливалось правление местных династий. В 30 г. до н. э. после смерти знаменитой Клеопатры Египет стал провинцией Римской империи.

Не будет преувеличением утверждать, что достижения древних египтян в самых разных сферах жизни имели фундаментальное значение для мирового цивилизационного развития.

Во взаимоотношениях с природой египтяне проявляли почтение, разумность и изобретательность. Орошаемое земледелие, продуктивное животноводство, добыча золота, строительных материалов влекли за собой развитие многоотраслевой экономики и торговли.

Инновации. Строительство. Пирамиды

Свидетельством выдающихся достижений материального производства стало строительство пирамид – огромных каменных гробниц, которые еще при жизни возводились для фараонов. Возле пирамид из камней или кирпича строились мастабы (гробницы) для вельмож, богатых и знатных людей. Самой крупной из примерно 70 пирамид, сохранившихся до наших дней, является пирамида Хеопса (Хуфу). Ее высота – 146,5 м, каждая сторона в основании – 230 м. (Отметим для сравнения, что высота Петропавловского собора составляет 122 м, а Останкинской телебашни – 360 м.) На ее сооружение пошло 2300 тыс. каменных блоков весом по две тонны каждый. Строительство велось 20 лет, в нем принимало участие 100 тыс. человек, сменявшихся каждые три месяца . Внутри пирамид укрывали усыпальницы фараонов, большинство которых было все же разграблено. (Некоторые авторы утверждают, что на самом деле строительство египетских монументальных сооружений велось сравнительно небольшими специализированными артелями с помощью сложных блоков, рычагов и т. д. От этих артелей каменщиков ведут родословную масонства – «вольных каменщиков».)

Египтяне немало сделали в области естествознания. У них существовала десятичная система счисления. Они умели вычислять площадь треугольника, трапеции и круга. На основе наблюдения за небесными светилами ими был составлен календарь, согласно которому год делился на 12 месяцев и на 365 дней. Многие достижения древнеегипетской цивилизации в сфере «Человек и Природа» получили широчайшее распространение во всем Древнем мире.

Древний Египет стал местом, где впервые сложились политические, социальные и экономические институты, ставшие обычными во многих странах.

В конце 4-го тысячелетия до н. э. правителю Верхнего Египта Менесу (или Мине) удалось завоевать Нижний Египет, стать первым царем (фараоном) и передать наследственную власть своему сыну. Так было положено начало государственной власти, возможно, впервые в мировой истории. Помощником фараона был визирь, которому подчинялись начальники отдельных «домов» (хлебного, золотого, счета быков и т. д.), т. е. управлений отдельными областями жизни страны. Особый слой общества составили писцы, едва ли не самые древние «чиновники». В «Поучении Дуауфа» отец наставляет сына на путь истинный: «Смотри, нет такой работы, где бы не было надсмотрщика, за исключением работы писца, ибо писец сам надсмотрщик… ты будешь посылать многих, если будешь слушать слова старших… нет писца, лишенного пропитания от достояния царского дома. Богиня рождения дает обилие писцу, его ставят во главе суда. Благодарят бога его отец и мать – он направлен на путь жизни».

В экономической области были опробованы разнообразные формы собственности: царская, жреческая, крупной знати, общинная и личная. Использовались разнообразные налоги, займы, кредит, аренда, залог и другие формы экономических отношений между людьми. В ходе завоевательных походов пленных перестали убивать и обращали в рабов. Эти «живые убитые» были заняты главным образом в царском, храмовом и других крупных хозяйствах. Естественно, что государственная власть в Египте опиралась на армию, которая состояла из пехотинцев, вооруженных луками, стрелами и копьями, и конницы, которая сражалась на боевых колесницах. Наряду с сухопутным войском имелся парусный и весельный флот. Египетская семья была патриархальной с абсолютной властью отца, главы семьи.

Имена. Рамсес II Великий

Рамсес II Великий (1301–1235 гг. до н. э.). Царь Египта (XIX династия). Один из наиболее известных царей в истории Египта. В самом начале своего правления был занят борьбой с хеттами. В конце концов страх перед разрушениями положил конец конфликтам, и между обеими сторонами воцарился мир. Рамсес II укрепил связи с хеттами, женившись на дочери хеттского царя. Рамсес построил большое количество крепостей, храмов и памятников, включая храм в честь отца Сети I в Луксоре, колоннаду в Карнаке, два храма, высеченных в скалах Абу-Симбела, и храм Осириса в Абидосе . У Рамсеса II было более ста сыновей.

Считается, что Рамсес II правил 67лет. Но самым долгим в мировой истории было царствование Хеопса II. Его пребывание на престоле началось в 2281 г. до н. э., когда ему было 6 лет, и продолжалось 94 года. В России «рекордсменом» по длительности правления является Иван IV Грозный (51 год), который был объявлен великим князем московским в возрасте 3 лет (родился в 1530 г.), венчан на царство в 1547 г. и умер в 1584 г.

Древние египтяне большое значение придавали жизни после смерти. Смерть они рассматривали как переход к иной, лучшей жизни. Для сохранения трех душ человека – ка, ба и ах– считалось необходимым сохранять тела умерших (в додинастическую эпоху тела хоронили в неглубоких ямах, что позволяло им сохраняться в горячем песке и тем самым избегать тлена; с середины 2-го тыс. до н. э., в эпоху Нового царства, была разработана методика бальзамирования). Считалось, что после смерти умерший с помощью старика-перевозчика перебирался через Реку мертвых, проходил через двенадцать врат, преодолевал Огненное озеро. Затем 42 судьи читали список грехов, и умерший должен был клясться в том, что он их не совершал. (Очень похоже на проверку с помощью полиграфа – «детектора лжи».) В Зале Суда Осириса сердце умершего взвешивалось на весах, оно не должно было перевесить Перо – символ богини истины. Прошедший испытания становился жителем Иного мира, или Царства Запада. Грешников отдавали на растерзание чудовищу.

У древних египтян было свыше 2000 богов и богинь, но культ большинства из них имел местное значение. Фараон Аменхотеп IV (1364–1347, правил 1351–1334 гг. до н. э.) пытался осуществить религиозную реформу, одну из первых в мире. В стране отменялось почитание всех прежних богов и закрывались их храмы. Вводилось единобожие, поклонение богу солнца – Атону. Началось строительство новых храмов, была заложена новая столица, а сам фараон принял имя Эхнатон, что означало «Угодный Атону». Данная модель реформирования общества впоследствии многократно воспроизводилась, нередко с тем же результатом, т. к. после смерти Эхнатона реформа сошла на нет, а влияние прежнего жречества усилилось, должность верховного жреца стала передаваться по наследству.

Египетская мифология отражала благодарность людей за используемые ими блага, стремление получить покровительство высших сил во всех видах деятельности. Так, например, Тауэрт, богиня в облике самки гиппопотама (бегемота), считалась покровительницей беременных женщин и новорожденных детей. Ключевое положение занимали бог солнца Ра, создатель мира Амон, боги плодородия Осирис и Исида. История о смерти и воскрешении Осириса олицетворяла собой жизнь зернышка, которое хоронят в земле. А оно возрождается в виде нового растения.

Мужчина и женщина в истории цивилизаций

В древнеегипетской мифологии сожительство богов считалось источником жизни и существования мира (мифы о сотворении мира), поэтому относительно секса существовала большая терпимость. Мужчина играл главную роль. Семья была моногамной, но фараоны и аристократы имели много жен. Мужчина имел право на развод, многоженство. У женщин таких прав не было. За супружескую измену предусматривалось наказание вплоть до смертной казни. В брак женщины вступали в возрасте 12–14 лет, мужчины – в 15–17 лет. Фараоны и аристократы, следуя примеру Исиды, вышедшей за своего брата Осириса, часто вступали в кровосмесительные связи (браки). В силу этого династии фараонов быстро вырождались и прекращали существование.

Гомосексуализм считался неприличным. Рабам, военнопленным часто отрезали половые органы, что означало утрату статуса, мужской позиции. По надгробным рисункам установлено, что в Египте имели место случаи содомии, трансвестизма, орализма, анализма, зоофилии, а также проституции, связанной с культом плодородия, и сакральной (храмовой) проституции (культ Исиды). Большое значение придавалось девственности и ритуальной дефлорации, которая рассматривалась как жертва, приносимая богам.

Древнеегипетская мифология является выдающимся явлением мировой культуры. Она отразила богатый духовный мир египетского общества, сложную систему философских, этических и эстетических взглядов, представлений о происхождении мира и человека. Мифологические персонажи, правители – любимцы богов стали героями произведений литературы, изобразительного искусства. Достижения древнеегипетской цивилизации были настолько органично впитаны другими цивилизациями, а сама она настолько прочно забыта, что дешифровка египетских иероглифов Франсуа Шампольоном в 1822 г. фактически обусловила «второе рождение» Древнего Египта.

Имена. Клеопатра

Клеопатра (родилась в 69 г. умерла в 30 г. до н. э.) – последняя царица Египта из династии Птолемеев. После смерти отца Клеопатра и ее младший брат Птолемей XII по обычаю египетских царей должны были вступить в брак и править вдвоем. Кровнородственные браки египетских правителей были причиной быстрого вырождения и смены династий фараонов в Египте. Но умная и образованная Клеопатра (она знала около 10 языков) с 51 г. до н. э. полностью завладела престолом. Гай Юлий Цезарь поддержал Клеопатру, ставшую его любовницей, в борьбе со сторонниками Птолемея XII.

После гибели Цезаря Клеопатра стала женой Марка Антония, который начал раздавать ее детям земли из так называемых Восточных провинций Римского государства. Сенат под влиянием Октавиана, внучатого племянника Юлия Цезаря и впоследствии первого римского императора, объявил войну Египту. У мыса Акция флот Клеопатры и Марка Антония потерпел поражение. После вступления римских войск в Египет Клеопатра покончила жизнь самоубийством .

Образ Клеопатры широко отражен в литературе и изобразительном искусстве, а также в кинематографе.

Метаморфозы, похожие на судьбу Древнего Египта, происходили и с другими древними цивилизациями, которые «открылись» человечеству в результате научных изысканий XIX–XX вв.

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора

Из книги Тысячелетие вокруг Каспия [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

33. Цивилизация II–IV вв Древние историки охотно и подробно описывали события им известные, причем их осведомленность была довольно велика. Но если событий не было, то они и не писали. Так, о появлении хуннов в Прикаспийских степях упомянули два видных географа, а потом -

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ Египтяне вели летоисчисление по годам правлений царей, что дает «относительную хронологию» (неполную и не вполне точную). Ее главные источники: так называемые «царские списки», Туринский царский канон (иератический папирус XIII в. до н. э.,

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

§ 2. Древнеегипетская цивилизация Древнеегипетская цивилизация сложилась в Северо-Восточной Африке в долине реки Нил. Благодаря периодическим разливам этой великой реки в узкой долине шириной от 4 до 30 км сложились отличные условия для земледелия. Инновации.

Из книги Всемирная история в сплетнях автора Баганова Мария

Древнеегипетская Золушка, или Легенда о гетере Родопис Звали ту легендарную гетеру Родопис. По рассказу Геродота, она была рабыней какого-то человека с острова Самос. Хозяин привез ее в Египет для занятий ее «ремеслом», то есть проституцией. Один из клиентов - брат

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 4: Мир в XVIII веке автора Коллектив авторов

«ЦИВИЛИЗАЦИЯ» РОССИИ Важным этапом выработки нового содержания понятия «цивилизация» стала развернувшаяся во Франции в 1760-х годах дискуссия о путях развития России. Вольтер в «Истории Российской империи» доказывал, что Петр I титаническим усилием воли вырвал свою

Из книги История мировой культуры в художественных памятниках автора Борзова Елена Петровна

Древнеегипетская культура Пирамида Хеопса. Египет (ок. XXVIII в. до н.э.)Пирамида Хеопса. Египет (около XXVIII в. до н.э., Древнее царство)Пирамиды – это единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до нашего времени. Простота и ясность формы пирамиды выводит ее из

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора Непомнящий Николай Николаевич

Цивилизация Ифе В первой четверти XIX в. англичанам Хью Клаппертону и братьям Лендерам удалось добраться во внутренние области Нигерии, страну многочисленного народа йоруба. Ценою собственных жизней они исследовали ранее не доступные районы Африканского континента и

Из книги Древний Восток автора

Древнеегипетская религия и культура в эпоху Нового царства Начало Нового царства было ознаменовано чрезвычайно существенным скачком в представлениях египтян о загробном мире, что было подготовлено их развитием еще с I Переходного периода. Если в эпоху Древнего царства

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Древнеегипетская религия и христианство Совсем не случайно древнеегипетская религия пошла на спад как раз в то время, когда начался расцвет христианства. Оно быстро распространялось по всей стране, и египтяне сравнительно легко принимали новую веру, так как, на их

автора Немировский Александр Аркадьевич

Глава IV Поздний Египет (I тыс. до и. э.). Древнеегипетская культура Начало III Переходного периода С распадом единого государства эпохи Нового царства Египет вступает в III Переходный период (1075–656 гг. до н. э.), на протяжении которого он остается либо сильно

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Древнеегипетская письменность Письменность в Древнем Египте возникла во второй половине IV тыс. до н. э., как и повсюду на Древнем Востоке, из потребности общества, усложнившегося на этапе образования государства, фиксировать информацию, которая уже не умещалась просто в

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Древнеегипетская литература Особенности общественного развития Египта в III тыс. до н. э. уже говорилось, что прежде всего преобладание в восприятии египтян колоссальной фигуры сакрального правителя подавило развитие такой, казалось бы, обязательной для всех народов на

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Индская цивилизация Еще с VII тыс. до н. э. в долине великих рек Инда и Сарасвати развивается производящее хозяйство, а в III тыс. до н. э. местные дравиды создают здесь первую индийскую цивилизацию, получившую в науке название Индской или Хараппской (вторая четв. III тыс. –

Из книги 50 великих дат мировой истории автора Шулер Жюль

Эллинская цивилизация Намного раньше Александра движимые нуждой, жаждой денег и честолюбием греки искали свое счастье в Персидской империи в качестве торговцев или наемных солдат.В государствах, возникших на развалинах империи Александра, греки и македонцы составляют

Из книги Русская книга автора Автор неизвестен

Цивилизация?! Нет - цивилизация! Ах, сколько про неё говорено, писано, спорено! Сколько Гордости по теме своей первоосновности в цивилизационном ряду - и неподдельной, и фальшивой - выказано ярчайшими представителями самых разных Наций, Народов, Народностей, племен, а

Введение …………………………………………………………………………3 стр.

Египетская цивилизация………….……………………………………………4 стр.

Шумерская цивилизация……………………………………………………….9 стр.

Индская цивилизация………………………………………………………….12 стр.

Китайская цивилизация……………………………………………………….18 стр.

Финикийская цивилизация…………………………………………………….20 стр.

Древнегреческая цивилизация……………………………………………….23 стр.

Заключение………………………………………………………………………28 стр.

ВВЕДЕНИЕ

Ученные уже давно обратили внимание на то, что все древние цивилизации возникли в особых климатических условиях: их зона охватывала территории с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом. Это означает, что среднегодовая температура в таких районах была около 20 0 С т.е. там было довольно тепло. Ещё одним условием в те далёкие времена было наличие воды. В связи с этим многие цивилизации Старого Света родились в долинах рек: Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Янцзы и другие. Эти реки играли огромную роль в жизни людей. Потому, что плодородная почва в их дельтах способствовала развитию земледелия, также реки связывали во едино разные районы страны и давали возможность для торговли в внутри неё и с соседями.

Также реки давали возможность для постройки ирригационных сооружений, но это не мог сделать один человек или даже семья, для этого были нужны усилия всех, поэтому многие племена объединялись для постройки этих сооружений.

Конечно, не все древние цивилизации были речными, но каждая из них сталкивалась с трудностями, зависевшей от особенностей ландшафта и климата. Так в особой географической обстановке развивались Финикия, Греция и Рим – приморские цивилизации. Земледелие здесь не требовало ирригации, зато полуостровное положение было ещё одним вызовом природы. И ответом на него явилось зарождение навигации, которая сыграла огромную роль в жизни этих морских держав.

Итак, мы постараемся рассмотреть влияние природного фактора на развитие цивилизаций. Очень интересна при рассмотрении этого вопроса теория «вызова- и- ответа», сформулированная известным английским историком А.Тойнби (1889-1975): естественная среда самим фактом своего существования посылает вызов людям, которые должны создавать искусственную среду, борясь с природой и приспосабливаясь к ней.

Рассмотрим примеры зарождения и развития некоторых древних цивилизации, обращая внимание на вызовы, которые делала природа, и на ответы на них. Первые вызовы, которые можно зафиксировать в человеческой истории, были сделаны дельтами рек Нила, Иордана, Тигра и Евфрата, Инда с его некогда существовавшим параллельным руслом. Реки эти пересекают маловодные степи, такие, как засушливая Афразийская степь. В нильской долине ответом стало зарождение и развитие египетской цивилизации, в долине Тигра и Евфрата - шумерской, в долине Инда и его бывшего притока - так называемой индской культуры.

По окончании ледникового периода афразийская территория стала испытывать сильные климатические изменения, что привело к иссушению земель. И в это время там, где прежде были примитивные общества, возникло две или более цивилизации. Исследования археологов дают возможность рассматривать процесс иссушения как вызов, ответом на который стало возникновение цивилизаций. Общины охотников и собирателей афразийских саванн, не изменив в ответ на вызов ни своего местопребывания, ни своего образа жизни, поплатились за это полным вымиранием. Но те, которые изменили свой образ жизни, превратившись из охотников в пастухов, искусно ведущих свои стада по сезонному маршруту миграции, стали кочевниками Афразийской степи. Те же общины, что не переменили своего образа жизни, но, следуя за циклонным поясом, движущимся на север, оказались помимо своей воли перед другим вызовом, - вызовом северного холода, - и сумели дать ответ: между тем общины, ушедшие от засухи на юг в пояс муссонов, попали под усыпляющее влияние тропического климата. Наконец, были общины, которые ответили на вызов засухи изменением родины и образа жизни, и эта редкая двойная реакция означала динамический акт, который из исчезающих примитивных обществ Афразийской степи породил древнеегипетскую и шумерскую цивилизации.

Перемена образа жизни стимулировала творческий акт превращения собирателей в земледельцев. Перемена родины была не столь значительной территориально, но огромной с точки зрения изменения самого характера окружения - они оставили старые пастбища и шагнули в болота новой родины. Когда пастбища нильской долины стали Ливийской пустыней, а пастбища долин Тигра и Евфрата, - пустынями Руб-аль-Хали и Дешти-Лут, героические первопроходцы, вдохновляемые храбростью или отчаянием, двинулись в эти гиблые места.Своим динамическим актом превратили их в благодатные земли Египта и Сеннаара (Сеннаар - библейское название Среднего Междуречья).

Строптивость Природы была покорена трудом Человека; болота были дренажированы, ограждены дамбами и превращены в поля. Появились египетская и шумерская цивилизации.

Египетская цивилизация

Первые поселения, обнаруженные археологами на берегах Нила, относятся к 6-4 тыс. до н.э. располагались они на высоких участках речной долины, далеко от воды – люди боялись наводнений. Плодородную почву «нижних полей» они еще не умели правильно обрабатывать, хотя самые простые приемы ухода за культурными растениями были им уже известны.

Своеобразие истории древнейшего Египта состояло в том, что здесь в силу природных условий страны даже при тогдашнем уровне развития техники оказался возможным огромный рост производительности земледелия.

Темная земля в долине Нила настолько отличалась от каменистой и глинистой почвы соседних плоскогорий, что египтяне называли свою страну «Кемет» - «Черная». Необыкновенно плодородную землю принесла сама река, миллиметр за миллиметром укладывая плодородный слой на каменное основание берегов. Вода в Ниле мутная, потому что содержит много мельчайших частичек разного происхождения – есть в ней и крупинки горных пород, подхваченные рекой там, где она течет по каменистому ложу, остатки растений, принесенных притоками из прибрежных тропических лесов.

Когда в начале лета в Восточной Африке, где находится исток Нила, начинают таять горные снега, уровень воды в реке повышается и начинается разлив. Когда река возвращается в русло, берега оказываются покрытыми новым слоем плодородного ила. В южных областях Египта подъем воды начинается в середине июля, а выше всего – на 8-10 м над обычным уровнем- вода поднимается в августе-сентябре и держится высоко до середины ноября. Во время разлива вода прибывает медленно, уровень ее повышается на несколько сантиметров в день, так что люди успевают уйти, прихватив имущество и скот.

Египтяне достойно ответили на «вызов» реки. Им необходимы были плодородные земли для получения больших урожаев и развития хозяйства.Главная трудность при обработке самых плодородных затопляемых «нижних полей» связана с тем, что после спада воды влага распределяется неравномерно – высоко расположенные участки теряют ее слишком быстро, прибрежные же поля, наоборот, заболачиваются, потому что вода стоит на них почти круглый год.

Египтяне придумали очень простое устройство, позволявшее регулировать количество воды на полях по своему усмотрению. Они, при помощи несложных орудий - мотыги и корзины для переноски земли, начали возводить на заливных берегах реки стенки из плотно сбитой земли, обмазанные глиной, чтобы сквозь них не просачивалась вода. С высоты птичьего полета долина Нила становилась похожа на расчерченный в клеточку тетрадный лист. Во время разлива вода попадала в «клеточки» - бассейны, и люди могли ею распоряжаться по необходимости – надолго задержать на высоких местах или, наоборот, пробив земляную стенку, спустить лишнюю воду. Постепенно отдельные сооружения связались в длинные цепочки, протянувшиеся вдоль Нила на десятки километров.

Для поддержания этой сложной системы люди создали центры управления цепочками запруд – первые египетские города. Каждый город объединял вокруг себя небольшую область, которую греки, позднее завоевавшие Египет, называли «ном», а ее правителя – «номарх». Ко времени образования единого египетского царства (около 3000 г. до н.э.) таких номов насчитывалось примерно сорок. Царь египетский назывался «фараоном».

Египтяне своим трудолюбием укротили великую реку. Они получали на своих богатых землях самые высокие в древнем мире урожаи, хотя орудия, которыми они работали, почти не отличались от тех, что применяли другие народы Древнего Востока. Изобилие зерна в стране позволило освободить часть людей от работы на земле и использовать их как строителей или солдат. Все это позволяло успешно развиваться древней египетской цивилизации.

Древнеегипетская история условно разделена на периоды: Раннее царство (I–II династии) – 3000–2778 до н.э.; Древнее царство (III–VI династии) – 2778–2263 до н.э.; Первый переходный период (VII–X династии) – 2263–2070 до н.э.; Среднее царство (XI и XII династии) – 2160–1785 до н.э.; Второй переходный период (XIII–XVII династии) – 1785–1580 до н.э.; Новое царство (XVIII–XX династии) – 1580–1085 до н.э.; поздний период (XXI–XXX династии) – 1085–332 до н.э., который завершился завоеванием страны Александром Великим. Приведенные даты следует рассматривать как приблизительные, причем более точны позднейшие из них, тогда как самые ранние могут иметь погрешность в пределах нескольких столетий.

В представлении современников I династии любая область их страны была, прежде всего, орошаемой землей; само слово “область” (ном) в то время писалось знаком, изображавшим землю, поделенную оросительной сетью на четырехугольники. Пересеченный оросительными сооружениями Египет уже при I династии стал страной исключительного плодородия.

Как и в последующие времена. Верхний Египет - узкая долина реки в южной части страны - и Нижний Египет, главную часть которого составляла расширяющаяся к северу часть этой долины, так называемая Дельта, многорукавная, близкая к морю и потому переполненная влагой и заболоченная, были освоены неодинаково. Уже при I династии Верхний Египет в письменности обозначался иероглифом, изображавшим растение, произрастающее на полоске земли. Нижний Египет - страна болотных зарослей - обозначался кустом папируса. Конечно, это не значит, что Нижний Египет был сплошь заболочен. В период Раннего царства здесь были уже многолюдные поселения, процветало виноградарство и существовало хлебопашество; при I династии верхне-египетский ячмень отличали от нижне-египетского.

В гробницах современников той же династии кроме ячменя была найдена также разновидность пшеницы - эммер (двузернянка). Земледельческие орудия в период Раннего царства были, в общем, такими же, как и позже, в Древнем царстве, хотя частично в то время они были, возможно, менее совершенными. Плуг первобытного вида изображают письмена-рисунки времени II династии. Мотыга показана на памятнике одного из додинастических царей. Деревянные серпы со вставными лезвиями из кусочков кремния были найдены десятками в одной из гробниц середины I династии. Помол зерна, как и позднее, производился вручную: грубые зернотерки (два камня, между которыми растирали зерно) дошли до нас от времени той же династии.

Разведение льна в период Раннего царства доказано тем, что в могилах были найдены полотна и льняные веревки. При этом некоторые полотна - очень высокого качества, что говорит об искусном пользовании ткацким станком, о большом опыте в ткацком деле, а следовательно, и о развитом льноводстве.

На цветущее состояние виноградарства при I и II династиях указывают бесчисленные винные сосуды, найденные в цельном виде или в обломках. Судя по печатям на глиняных пробках сосудов, местом процветания виноградарства, как и в позднейшие времена, был Нижний Египет.

Едва ли не все виды домашнего скота, распространенные в Древнем царстве, были известны уже в период Раннего царства. Существование быка, осла, барана с развесистыми рогами, козы засвидетельствовано изобразительным искусством, письменностью, а также находками костей этих животных при раскопках. Скота было много: еще около начала I династии один из царей хвалился захватом 400 тысяч голов крупного рогатого и 1422 тысяч голов мелкого скота. Этот царь воевал против Нижнего Египта; возможно, что его добыча происходила оттуда.

Одна из особенностей природных условий Египта состояла в том, что почти все сырье, необходимое для производства, можно было найти или в самой стране, или в близлежащей пустыне. Египетские месторождения меди были ничтожны, но ее добывали поблизости, на Синайском полуострове. Присутствие там египтян засвидетельствовано памятниками уже I династии. Золото имелось в пустыне между Нилом и Красным морем, а также к югу от Египта, в Эфиопии, но отсюда золото стало, по-видимому, поступать значительно позже. Долина реки и пустыня к востоку от нее были богаты разнообразным камнем. По породам камня, употреблявшимся при I династии, можно заключить, что уже тогда были известны многие его месторождения. Например, полудрагоценные камни, употреблявшиеся для украшений, встречались в пустыне к востоку от реки, другие - на Синайском полуострове (бирюза, малахит), и только редкий камень, лазурит, доставлялся посредством обмена с азиатскими племенами.

Деревом, как уже говорилось, страна тогда, по-видимому, располагала, хотя нехватка его была слабым местом древнеегипетского хозяйства. Черное дерево, уже при I династии употреблявшееся для всевозможных поделок, от частей домашней обстановки до наконечников стрел, было, несомненно, привозным.

Таким образом, природные богатства страны и окрестных пустынь позволяли во времена Раннего царства обходиться собственным и близлежащим сырьем, что, конечно, не исключало торговых отношений Египта со странами, даже довольно отдаленными. Так, посуда, привозившаяся, как полагают, с островов Эгейского моря, была известна в Египте уже в начале I династии.

Одна из древнейших мировых цивилизаций, цивилизация Египта зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине одной из самых протяженных рек мира – Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос». Оно возникло, вероятно, от Хет-ка-Птах – города, который греки впоследствии именовали Мемфисом. Сами же египтяне называли свою страну Та Кеме – Черная Земля: по цвету местной почвы. Историю Древнего Египта принято делить на периоды Древнего (конец IV – большая часть III тысячелетия до нашей эры), Среднего (до XVI столетия до нашей эры), Нового (до конца XI века до нашей эры) царств, поздний (X-IV столетия), а также персидский (525-332 годы до нашей эры – под властью персов) и эллинистический (IV-I столетия до нашей эры, в составе государства Птолемеев). С 30 года до нашей эры по 395 год нашей эры Египет был провинцией и житницей Рима, после раздела Римской империи до 639 года – провинция Византии. Арабское завоевание 639-642 годов привело в Египте к смене этнического состава населения, языка и религии.

По словам Геродота, Египет – дар Нила, ибо Нил был и является источником неиссякаемого плодородия, основой хозяйственной деятельности населения, так как почти вся территория Египта лежит в зоне тропических пустынь. Рельеф большей части страны – плато с преобладающими высотами до 1000 метров в пределах Ливийской, Аравийской и Нубийской пустынь. В Древнем Египте и соседних с ним областях имелось почти все необходимое для существования и жизнедеятельности человека. Территория Египта в древности представляла собой узкую ленту плодородной почвы, протянувшуюся вдоль нильских берегов. Поля Египта ежегодно во время половодья покрывались водой, которая приносила с собой плодородный ил, обогащавший почву. С обеих сторон долина была окаймлена горными цепями, богатыми песчаником, известняком, гранитом, базальтом, диоритом и алебастром, которые представляли собой прекрасный строительный материал. К югу от Египта, в Нубии, были обнаружены богатые золотые месторождения. В самом Египте металлов не было, поэтому они добывались в прилегающих к нему областях: на Синайском полуострове – медь, в пустыне между Нилом и Красным морем – золото, на побережье Красного моря – свинец. Египет занимал выгодное географическое положение: Средиземное море соединяло его с переднеазиатским побережьем, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией.

Нил представлял собой важнейшую судоходную нить, связывавшую Верхний и Нижний Египет с Нубией (Эфиопией). В столь благоприятных условиях на этой территории уже в V-IV тысячелетии до нашей эры началось сооружение оросительных каналов. Необходимость обслуживания разветвленной ирригационной сети привела к появлению номов – крупных территориальных объединений раннеземледельческих общин. Само слово, обозначавшее область – ном, писалось в древнеегипетском языке иероглифом, изображавшим землю, разделенную оросительной сетью на участки правильной формы. Система древнеегипетских номов, сформировавшаяся в IV тысячелетии до нашей эры, оставалась основой административного деления Египта до самого конца его существования.

Создание единой системы ирригационного земледелия стало предпосылкой для возникновения в Египте централизованного государства. В конце IV – начале III тысячелетия до нашей эры начался процесс объединения отдельных номов. Узкая долина реки – от первых нильских порогов до дельты – и область самой дельты были освоены неодинаково. Это различие на протяжении всей египетской истории сохранялось в делении страны на Верхний и Нижний Египет и отражалось даже в титулатуре фараонов, которые именовались «царями Верхнего и Нижнего Египта». Двуединой была и древнеегипетская корона: фараоны носили белый верхнеегипетский и красный нижнеегипетский венцы, вставленные друг в друга. Египетское предание приписывает заслугу объединения страны первому фараону I-й династии Мин. Геродот рассказывает о том, что он основал Мемфис и был его первым правителем.

С этого времени в Египте начинается эпоха так называемого Раннего царства, которое охватывает период правления I и II династий. Сведения об этой эпохе очень скудны. Известно, что уже в то время в Египте существовало большое и тщательно управляемое царское хозяйство, было развито земледелие и скотоводство. Выращивали ячмень, пшеницу, виноград, смоквы и финики, разводили крупный и мелкий рогатый скот. Надписи на дошедших до нас печатях свидетельствуют о существовании развитой системы государственных должностей и званий.