Всякий верующий в него имеет жизнь вечную. “ибо так возлюбил бог мир” – что это значит? Смерти Его Сына

"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан. 3,16).

По разным причинам мы рады начать нашу серию доказательств этими памятными словами. Сначала они могут вызвать трудности при восприятии их взволнованным читателем - трудности, основанные на том, что это высказывание, взятое из Рим. 8,31, очевидно относится прежде всего к верующим и только к таковым, как и все другие Послания.

Но, благословен Бог, такие затруднения не должны возникать в отношении к этим всеобъемлющим и ободряющим словам Того, Кто говорил, как никто из людей. Когда мы слышим из уст Самого нашего благословенного Господа, извечного Сына Божия:

"Бог так возлюбил мир", - -

то у нас нет никаких причин сомневаться в их приложении ко всем и каждому, кто попадает под значение емкого слова "мир". Прежде чем доказывать, что свободная любовь Бога к тебе не относится, нужно сначала доказать, что ты образуешь не часть мира, но принадлежишь к какой-то иной сфере бытия. Если бы наш Господь и в самом деле сказал: "Бог так возлюбил определенную часть мира..." (называйте ее как хотите) - тогда действительно было бы абсолютно необходимо доказать, что мы принадлежим к той особенной части или классу, прежде чем мы попытаемся приложить Его слова к самим себе. Если бы Он сказал, что Бог возлюбил предопределенных, избранных или призванных, тогда мы должны были бы попытаться узнать свое место среди числа таковых, прежде чем отнести к себе драгоценное уверение в любви Божией, доказанной принесением в дар Его Сына.

Но наш Господь не ставит таких ограничений. Он обращается к тому, кто, научаемый с самого детства, привык слишком узко рассматривать благорасположение и милость Бога. Никодима приучили думать, будто мощный поток милости, доброты и милосердия Иеговы может течь только через узкие шлюзы иудейской системы и нации. Мысль о том, что все это может хлынуть в самый широкий мир - мы можем с уверенностью это утверждать, - никогда бы не пришла в голову человека, воспитанного под влиянием иудейской богословской системы. Поэтому ему было странно слышать об "учителе, пришедшем от Бога", выражающем тот великий факт, что Бог возлюбил не один только еврейский народ и не особую часть человеческого рода, но мир. Когда горизонты мира затянуты самыми черными тучами, вера блаженствует в солнечном сиянии божественного благоволения и верности.

Вот почему Даниил и его товарищи смогли преодолеть особенные трудности своего времени. По их суждениям, не было ничего, что могло бы помешать им наслаждаться в Вавилоне таким возвышенным духом назорейства, который вряд ли когда-нибудь был известен в Иерусалиме, и они судили правильно. Их суждение было суждением чистой веры на прочном основании. Это было то же самое суждение, по которому действовали Вараки, Гедеоны, Иеффаи и Самсоны прежних времен. Это было суждение, которое выразил Ионафан, сказав: "для Господа нетрудно спасти чрез многих, или немногих" (1 Цар. 14,6). Это было суждение Давида в долине дуба, когда он назвал несчастное дрожащее войско Израиля "воинством Бога живого" (1 Цар. 17,36). Это было суждение Илии на горе Кармил, когда он воздвиг там жертвенник с "двенадцатью камнями, по числу колен сынов Иакова" (3 Цар. 18,31). Это было суждение самого Даниила, когда на следующем этапе своей жизни он открыл окно и молился в направлении Иерусалима (глава 6). Это было суждение Павла, когда ввиду надвигающегося потока отступничества и разврата он увещевал своего сына Тимофея "держаться образца здравого учения". Это было суждение Петра, когда перед лицом развала всего им построенного он побуждает верующих "потщиться явиться пред Ним не оскверненными и непорочными в мире" (2 Пет. 3,14). Это было суждение Иоанна, когда посреди действительной ломки всего церковного он увещевает возлюбленного Гаия "не подражать злу, но добру" (3 Иоан. 11). И это было суждение Иуды, когда перед лицом самого ужасного порока он побуждает остаток верных "назидать себя на святейшей вере их, молясь Духом Святым, сохранять себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни" (Иуд. 20-21). Одним словом, это было суждение Святого Духа, а потому суждение веры.

Итак, все это придает огромную ценность и интерес решению Даниила, как сказано в первой главе этой книги: "Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему" (стих 8). Он мог бы - и это вполне естественно - сказать себе: "Что пользы бедному и слабому пленнику упорствовать в отделении? Все рухнуло. Невозможно выдержать истинный дух назорейства посреди такого безнадежного падения и гибели. Лучше я приспособлюсь к окружающему".

Но нет, Даниил был выше всего этого. Он знал, что это его право - жить во дворцах Навуходоносора так же близко к Богу, как и в Иерусалиме.

Он знал, что, каким бы ни было внешнее положение народа Божьего, для отдельного святого всегда открыт путь чистоты и преданности, по которому он может идти независимо ни от чего.

И разве мы не вправе сказать, что назорейство Вавилона настолько же полно обладает очарованием и притягательностью, что и назорейство Ханаана! Мы можем без опасений утверждать, что, пока сияют в записях Бога эти яркие и славные слова: "Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром" (Отк. 22,17), -ни один сын или дочь Адама не может сказать: "Я желал спастись, но не мог. Я жаждал живой воды, но не мог ее достичь. Колодец был глубок, и у меня нечем было достать ее". Нет! Таким языком никто не будет говорить, такое обвинение не выдвинет никто из погибших всех званий. Когда люди придут в вечность, они с ужасающей ясностью увидят, что то, что теперь им нравится думать, темно и запутанно, а именно: они увидят совершенное согласие высшей избирательной благодати Бога со свободным предложением спасения всем - полнейшая гармония между божественной властью и человеческой ответственностью.

Мы готовы поверить, что читатель видит это даже теперь. Наконец, очень важно поддержать в душе равновесие истины позволить лучам божественного откровения всей своей силой воздействовать на сердце и сознание без помех со стороны туманной атмосферы чисто человеческой теологии. Есть непосредственная опасность в восприятии некоторого количества абстрактных истин и превращения их в систему. Мы хотим организующей силы всей истины. Росту и практическому освящению души способствует не какая-то истина, но Истина во всей ее полноте, как она воплощена в личности Христа и изложена в Священном Писании Духом Святым. Мы должны полностью избавиться от всех наших предвзятых понятий, от всех чисто теологических взглядов и мнений и припасть, как маленький ребенок, к стопам Иисуса, чтобы научиться от Его Духа и от Его священного слова. Только так мы отдохнем от противоречащих друг другу догм. Так будут рассеяны все тяжелые облака и туманы человеческих мнений, и наши освобожденные души будут наслаждаться в ясном солнечном сиянии полного божественного откровения.

Теперь мы продолжим наши доказательства. Второй факт, который мы представим в доказательство того, что Бог за нас, обнаруживается в

Смерти Его Сына.

Для нашей настоящей цели необходимо рассмотреть лишь одну особенность искупительной смерти Христа, но эта особенность самая существенная. Мы обращаемся к чудесному факту, изложенному Духом Святым через пророка Исаии: "Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению" (глава 53,10).

Наш благословенный Господь мог прийти в этот мир греха и скорби. Он мог стать человеком. Он мог креститься в Иордане, помазанный Духом Святым, искушаемый сатаной в пустыне. Он мог прийти делать добро. Он мог жить и трудиться, плакать и молиться и, наконец, уйти обратно на небеса, оставив нас, таким образом, в еще большем мраке, чем когда-либо. Он мог бы, как священник и левит в притче, прийти, посмотреть на нас в наших язвах и несчастьях и пройти по другой стороне, вернуться в одиночестве в то место, из которого пришел.

И что, если бы Он так сделал? Что, читатель кроме пламени вечного огня для тебя и меня? Ибо - это нужно хорошо запомнить - все живое дело Сына Божия, Его изумительное служение, дни Его трудов и ночи молитвы, Его слезы, Его вздохи, Его стоны, весь труд Его жизни от яслей до креста - все это не смогло бы стереть ни одного пятнышка вины с человеческой совести. "Без пролития крови не бывает прощения". Несомненно, извечный Сын должен был стать человеком, чтобы Он мог умереть, но воплощение не снимает вину. В самом деле, жизнь Христа как человека на этой земле лишь доказывает еще большую виновность человеческого рода. "Если бы Я не пришел и не говорил им, не имели бы греха". Свет, который светит Своим божественным путем, только открывает нравственную тьму человека, Израиля, мира. Следовательно, если бы Он просто пришел, жил и трудился здесь в течение тридцати трех лет и ушел обратно на небеса, то наша вина и нравственная тьма были бы полностью доказаны, но искупление бы не совершилось. "Мы имеем искупление Кровию Его". "Без пролития крови не бывает прощения" (Евр. 9,22).

Это великая фундаментальная истина христианства, ее следует постоянно утверждать и твердо придерживаться. В ней огромная нравственная сила. Если верно, что все труды Сына Божия, Его молитвы, Его стоны, Его вздохи - все это взятое вместе не могло снять одного-единственного пятнышка вины, тогда, в самом деле, мы не вправе спрашивать о возможной ценности нашей работы, наших слез, наших молитв, нашего религиозного служения, наших установлений, таинств и церемоний - всего спектра религиозной деятельности и нравственной реформы. Может ли все это способствовать снятию наших грехов и дать нам праведность перед Богом? Эта мысль совершенно чудовищна. Если бы это или часть этого могли помочь, тогда зачем искупительная смерть Христа? Зачем невыразимая и бесценная жертва, если бы что-то другое могло заменить ее?

Но, может быть, скажут, что, хотя ничто из перечисленного не могло помочь без искупительной смерти Христа, это все же должно быть добавлено к ней. Для чего? Чтобы эта бесподобная смерть, эта драгоценная кровь, - эта бесценная жертва полностью подействовали? Так ли это? Можно ли бросить на весы мелкие человеческие дела, праведность человека, чтобы придать больше веса жертве Христа в суде Божьем? Сама мысль об этом антирелигиозна и совершенно богохульна.

Но разве не бывает добрых дел? Конечно, бывают, но какие они? Являются ли они набожными поступками, религиозными устремлениями, нравственной деятельностью невозрожденного, необращенного, неверующего существа? Нет. Чем же тогда? Что такое добрые дела христианина? Это живые, а не мертвые дела. Это драгоценные плоды приобретенной жизни - жизни Христа в истинно верующем. Под сводом небесным нет ничего, что Бог принял бы за доброе дело, кроме плода благодати Христа в верующем. Самое слабое выражение жизни Христа в повседневной жизни христианина благоуханно и драгоценно для Бога. Но самые великолепные и обширные труды неверующего по божественному счету лишь "мертвые дела".

Все это, однако, отступление от нашей основной темы, к которой мы должны теперь вернуться.

Мы сказали, что для нашей настоящей цели мы обратимся лишь к одному моменту в смерти Христа, а именно: что Господу угодно было поразить Его. В этом заключается поразительное и смиряющее душу доказательство того, что Бог за нас. "Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас", не просто предал Его, но поразил Его, - и все это за нас. Это беспорочное, святое, совершенное существо, единственный совершенный человек, который когда-либо ступал по этой земле, тот, Кто всегда делал то, что приятно Его Отцу, чья вся жизнь с яслей до креста была благовонным курением, поднимающимся к престолу и сердцу Бога, чье каждое движение, каждое слово, каждый взгляд, каждая мысль были благоугодны Богу, чья одна великая цель от начала и до конца была прославлять Бога и завершить Его дело, - это благословенное существо было послано по извечному плану и предзнанию Бога, было пригвождено к проклятому дереву и вынесло там праведный гнев ненавидящего грех Бога. И все это потому, что Бог был за нас - даже за нас.

Какая чудесная и несравненная здесь благодать! Праведный поражен за неправедных - безгрешный, непорочный, святой Иисус, пораженный рукой бесконечной справедливости для того, чтобы виновные отступники спаслись, и не только спаслись, но пришли в состояние и отношения сыновства, в положение сынов и дочерей Всемогущего Господа, наследников Бога и сонаследников со Христом.

Это, конечно же, благодать - обильная, свободная, высшая благодать, благодать, изобилующая для самого отпетого из грешников, благодать, ведущая через праведность в вечную жизнь с помощью Иисуса Христа. Кто бы не поверил этой благодати? Кто может смотреть на крест и сомневаться, что Бог за грешников, за любого грешника, за него, за читателя этих строк? Кто бы не доверился той любви, что сияет на кресте? Кто может смотреть на крест и не видеть, что Бог не желает смерти ни одного грешника? Почему Он не позволяет нам погибнуть в нашей вине, низринуться в вечный огонь, который мы с избытком заслужили из-за наших грехов? Почему Он отдал Своего единородного Сына? Почему поразил Его на том позорном кресте? Почему укрыл Свое лицо от единственного совершенного человека, который когда-либо жил, а ведь этот человек - Его собственный извечный Сын? Почему все это, читатель? Конечно, потому что Бог за нас, несмотря на всю нашу вину и греховное возмущение. Да, благословенно Его имя, Он за бедного грешника, губящего самого себя и заслуживающего ада, кем бы или чем ни был этот грешник; и я умоляю каждого, кто пробегает глазами эти строки, прийти и довериться той любви, которая из самого сердца отдала нам Иисуса и поразила Его на кресте.

О возлюбленный читатель! Прейди же прямо сейчас. Не откладывай! Не колебайся! Не раздумывай! Не слушай сатану! Не прислушивайся к внушениям и фантазиям своего собственного сердца, но слушай то Слово, которое уверяет тебя, что Бог за тебя, и ту любовь, которая сияет в даре и смерти Его Сына.

В продолжение того, что мы поистине можем назвать золотой цепью свидетельств в доказательство того, что Бог за нас, мы должны остановиться на двух драгоценных фактах: принесение в дар Своего Сына и Его смерти. Мы прошлись из самых недр до креста по тому таинственному и чудесному пути, который отмечен следами божественной и вечной любви. Мы увидели, что Благословенный не только отдал Своего единородного Сына из самого сердца, но действительно поразил Его за нас, сделав Его незапятнанную душу предложением за грех, низринув Его в прах смерти, превратив Его в грех за нас, судя Его на нашем месте, предоставив нам, таким образом, самое неоспоримое свидетельство того, что Он за нас, что Его сердце обращено к нам, что Он страстно желает нашего спасения, ибо Он не удержал Своего Сына, Своего единственного Сына, от нас, но отдал Его а всех нас.

Теперь мы перейдем к нашему третьему доказательству, которое заключается в

Сказал Господь: ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

Любовь Божия – в предании Своего Сына за мир. Нам открывается великая евангельская тайна: так возлюбил Бог мир что отдал Сына Своего Единородного. Иисус Христос – единый и единственный Сын Божий. Теперь, когда Бог отдал Своего Сына за нас, мы знаем, что Он любит нас. Чтобы искупить и спасти человека, угодно было Богу отдать Сына Своего Единородного. Он отдал Его – на страдание и смерть за нас. Его враги не могли бы взять Его, если бы Отец Небесный не предал Его им.

В этом явилась любовь Божия к миру. Так возлюбил Бог мир, так подлинно, так безмерно. Будем видеть это и изумляться тому, что величайший Бог так возлюбил ничего сам по себе не значащий мир, что святейший Бог так возлюбил лежащий во зле мир. Иудеи гордились тем, что Мессия будет послан только ради их народа. Но Христос говорит им, что Он пришел с любовью ко всему миру – к язычникам и иудеям. Он предлагает жизнь и спасение всем.

Так возлюбил Бог мир, что послал Сына Своего в него с этим невероятным предложением, что всякий верующий в Него не погибнет. Вот самое главное призвание человека – веровать в Иисуса Христа. И самое великое благодеяние, какое только может быть: верующий в Него не погибнет. Бог освобождает нас от наших грехов. Мы не умрем. Прощение куплено для нас Его кровью. Верующим в Него принадлежит радость небес – жизнь вечная. Он пришел в мир не судить мир, но спасти. Хотя мир был исполнен греха, Господь не начал с суда осуждения, но поставил его перед судом престола благодати. Бог во Христе примирил мир с Собою и спас его.

Потому верующий в Него не погибнет. Но печально состояние тех, кто упорствует в нежелании знать истину. Они уже осуждены. Они не веруют во имя Единородного Сына Божия, Который бесконечно истинен и заслуживает веры, и бесконечно благ и заслуживает приятия. Бог послал ради нашего спасения Того, Кто бесконечно дорог Ему – неужели Он не будет дорог нам?

И вот приговор противящимся Христу: свет пришел в мир, но они возлюбили тьму больше света. Невежество и заблуждение они предпочитают истине и правде. Рабство предпочитают свободе, смерть – жизни. Подлинная причина предпочтения тьмы свету в том, что дела их злы, и они хотят скрыть их, от стыда или от страха наказания. Они нарочно закрывают глаза, чтобы не видеть свет. Таков духовный закон: всякий, творящий зло, ненавидит свет. И то, что до явления света Христова могло не восприниматься как грех, теперь, в свете Его новой заповеди о любви, может открыться чрезвычайно греховным. Одни, и среди них мытари и блудницы, с покаянием обращаются ко Господу, другие, не желая расстаться с грехом, ненавидят свет. Откуда в мире ненависть ко Христу и к Церкви Его? От любви ко греху. Те, кто не идет к свету, свидетельствуют о своей затаенной ненависти к свету. Начнись гонения – и они будут на стороне гонителей. Христос и Церковь мешают жить, и их надо устранить. А те, кто живет истиной, идет к свету. Потому что свет утверждает и утешает ходящих в непорочности.

Человек – настолько человек, насколько он стремится жить по истине и правде. Хотя он может порой уклоняться от делания добра, он снова и снова, несмотря на свои немощи, возвращается к свету. Живущий истиной желает знать истину и волю Божию, и в нем решимость – исполнить ее, даже если это требует от него отказа от собственной воли. Печать всякого истинно доброго дела – то, что оно совершается через Бога. Наши дела тогда подлинно добры, когда они исполнены крепости Божией, когда мы совершаем их ради Бога. Они причастны крестной воле Бога, и они будут увенчаны славой Его Воскресения.

От Иоанна 3:1-16«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»

Бог сотворил небеса и землю. Он сотворил человека и даровал ему благословения рая. Но человек согрешил и отошел от Бога. Бог, однако, не уничтожил человека, но обещал послать Спасителя. Этот Спаситель — Иисус Христос. Сегодня мы узнаем, какую любовь даровал нам Бог, что отдал Своего единородного Сына, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Пусть Бог благословит каждого из нас принять Его слово с верой и обрести спасение. Аминь.

Часть 1. «Должно вам родиться свыше» (1-11)

Посмотрите на стихи 1,2. «Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Здесь написано, что Никодим был «фарисеем, одним из начальников Иудейских». Быть фарисеем означало быть религиозным лидером и учителем Библии для многих людей. Быть начальником иудейским означало быть членом синедриона, который принимал судьбоносные решения для всего Израиля. Это символ большого успеха в жизни. В наше время Никодим мог бы стать депутатом парламента, крупным бизнесменом или членом Академии наук. Зачем такой человек пришел к Иисусу? Автор Евангелия обращает внимание на то, что Никодим пришел ночью. Может быть, днем он был очень занят. Но, скорее всего, это некоторое указание на состояние души Никодима. В душе Никодима была тьма, в его душе был поиск. Несмотря на все свои достижения, он не мог сказать, что добился того, чего искал. Посмотрите на слова Никодима, обращенные к Иисусу. «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Никодим видел, что Иисус творит чудеса. Никодим видел, что с Иисусом явно есть Бог. Про себя же Никодим не мог так сказать.

Как Иисус принял Никодима? Давайте прочитаем стих 3. «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Обратите внимание на то, что Никодим еще ничего не спросил у Иисуса. Но Иисус как опытный духовный врач сразу понял проблему Никодима и выписал лекарство. Иисус понял, что Никодим хочет увидеть Бога, Который работает в жизни Иисуса. Что же ответил ему Иисус? «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Здесь в русском языке стоит выражение «родиться свыше», но по дальнейшему тексту будет видно, что это означает также «родиться снова». Иисус сказал Никодиму, что человек сможет увидеть Царство Бога только если он родится снова.

Посмотрите на стих 4. «Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» Никодим не понял ответ Иисуса. Как это родиться снова? Во-первых, ему уже поздно начинать новую жизнь. Во-вторых, само выражение «родиться» предполагает, что это произойдет с санкции кого-то другого, а не самого Никодима. Дети ведь не рождаются по собственному желанию. Никодим привык прилагать усилия, чему-то учиться, что-то преодолевать, постоянно прогрессировать по жизни. Но Иисус говорит, что всё это не поможет. Своими словами Иисус как бы перечеркнул все дела Никодима, сказав, что нужно нечто совсем другое. Иисус сказал, что Никодим не увидит Царства Божия, если он не получит новое рождение.

Давайте прочитаем стих 5. «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Чтобы помочь Никодиму, Иисус использовал известный Никодиму образ, «от воды и Духа». В 10-м стихе Иисус сказал, что Никодим учитель Израилев и должен был понять всё это. В Ветхом Завете через пророка Иезекииля Бог говорил Своему народу, что хотя они отошли от Него, Он Сам соберет их. Бог омоет их чистой водой и вложит в них новый дух, так что они станут способны ходить по Его заповедям (Иез.36:23-28). Родиться «от воды и Духа» означает заново родиться от Бога. Это когда не человек прилагает какие-то усилия, а Бог делает то, что ни один человек никогда не сможет сделать.

В 6-м стихе Иисус объясняет причину такой неспособности человека: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». От наших родителей мы унаследовали только физическое тело, эмоции, душу, разум. Таким образом мы вошли в физический мир. Но для того чтобы войти в Божий духовный мир необходимо рождение духовное, рождение от Божьего Духа. Этот принцип вполне очевиден, поэтому Иисус сказал Никодиму: «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (7). Всё, что человек может сделать, это принять слова Иисуса как есть, принять Его слова как истину, принять их с верой в Иисуса (Иоан.6:29). Евангелист Иоанн писал в первой главе: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Иоан.1:12,13).

В наше время многие считают, что стать христианином — обыденное дело, ведь христианство самая распространенная в мире религия. Но стать христианином это не значит приобщиться к какой-то культурной традиции, это не значит стать, скажем, настоящим русским человеком. Нет, но с точки зрения Библии, человек по-настоящему христианин когда он рождается свыше. Подумайте вот о чем. Рожденный свыше человек сталкивается с некоторым Объектом, Которого он всю предыдущую жизнь не знал, а именно с Богом. Из его предыдущей жизни, до этой встречи, нет ничего подобного. Ничто не может вместить всё то, с чем он познакомился. Для понимания всего того, что произошло, в человеке должно измениться всё: сердце, разум, эмоции, поведение. И это дает Бог. Бог дает нам Свое слово истины. Это есть вода, которой Он очищает наш разум от лжи и наше сердце от заблуждений (Иоан.15:3, 17:17). Одновременно Святой Дух как ветер производит в нас невидимую работу, в результате которой меняется всё восприятие мира, чувства, эмоции и поведение (8).

Никодим пришел к Иисусу из-за чудес. Но он еще не видел главного чуда. Рождение свыше это чудо, которое Бог творит, причем не где-то вокруг или рядом, а в самом человеке. При том, что внешне человек не сразу и не сильно меняется, внутри он становится совершенно другим: теперь у него новые цели, новые мотивы, новые источники жизненной силы. Рождение свыше часто сравнивают с превращением гусеницы в бабочку. Хотя и говорят, что «рожденный ползать летать не может», но бабочка зарождается именно из гусеницы. Гусеница день за днем жует листья в своем маленьком уголке мира. Но из нее чудом вырастает совершенно другое насекомое, которое может летать, видеть мир с высоты полета, видеть весь красочный мир, как он есть, и при этом быть полезным, опыляя цветы и поддерживая красоту мира. Так бывает, когда человек рождается свыше, когда из грешника превращается в чадо Бога. Апостол Павел поэтому говорит: «Кто во Христе, тот новое творение — древнее прошло, теперь всё новое» (2Кор.5:17).

Посмотрите на стих 9. «Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?» Ему пока еще были непонятны слова Иисуса. Наверное, он мог даже сказать, что пришел к Иисусу не за этим. Однако, с точки зрения Иисуса была еще одна более важная причина, по которой Иисус так подчеркивал нужду в рождении свыше и так желал этого для Никодима. Иисус стал открывать Никодиму Божий план спасения.

Часть 2. Божий план спасения (12-15).

Иисус сказал в стихе 12. «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?» Здесь Он переходит к новой теме, которая была вселенской, космической важности. Давайте прочитаем стихи 13-15. «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». О чем здесь говорит Иисус? Во-первых, что Он пришел с неба, от Бога. Во-вторых, что Он будет вознесен на крест, то есть распят. В-третьих, что Он послан в мир, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Здесь открывается Божий небесный взгляд на наш мир. Наш мир погибает, и люди гибнут вместе с этим миром. Но Бог приготовил план спасения, чтобы те, кто поверят, не погибли, но имели вечную жизнь.

Чтобы проиллюстрировать эту мысль, Иисус напомнил Никодиму ветхозаветную историю с Моисеем и бронзовым змеем (Чис.21:4-9). Когда шедший из Египта израильский народ возроптал на Бога, в наказание Бог послал ядовитых змей, которые жалили людей. В страхе люди стали просить Моисея помолиться Богу. Тогда Бог приказал Моисею выставить на жезле бронзового змея, чтобы тот, кто будет смотреть на змея, пусть даже он уже ужален, остался жив. Посмотреть на змея было поступком веры, веры в слово Бога. Ведь ощущения были другие. Вокруг земля кишела змеями. И если ядовитая змея уже укусила человека, то яд распространялся по его телу с огромной скоростью. Что мог решить простой взгляд на бронзового змея? Инстинктивно, люди смотрели только вниз, под ноги. Тем не менее, те, кто поверили слову Бога и посмотрели на змея, остались живы.

Божий план спасения состоит в том, что хотя вместе с Адамом и Евой все люди заслужили справедливое наказание за грех, Бог также предусмотрел спасение для верующих. Те, кто поверят, будут спасены. Мы должны признать, что ужалены ядовитыми змеями греха. Гордость отравляет нашу жизнь. Похоть плоти разрушает нас. Жажда денег или власти делает нас несчастными. Ненависть убивает как других, так и нас самих. Хуже всего, грех делает нас врагами Богу. Чтобы спастись, нам нужна такая вера, что несмотря на наши грехи, несмотря на то, что греховный яд уже распространился по всему телу, мы можем посмотреть на Иисуса Христа, Который был распят на кресте за грехи мира. Каждый, кто с верой смотрит на Него, исцеляется (1Пет.2:24). Иисус говорит: «Так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб». Здесь Иисус пророчествует Никодиму о том, что Он будет вознесен на крест для спасения грешников. Он будет поднят как тот бронзовый змей, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но был спасен.

Часть 3. «Ибо так возлюбил Бог мир» (16)

Давайте прочитаем вместе стих 16. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Эти слова являются кульминацией в речи Иисуса. В этих словах есть картина вселенского масштаба: Бог и мир, Который Он возлюбил. Здесь есть выражение Божьей любви, а именно Божий Сын, Которого Бог отдал в жертву, и дар вечной жизни, которую Он дарует тем, кто примет Божью любовь. Над этими словами можно размышлять всю жизнь и насыщаться от них. Мы попробуем сегодня рассмотреть их под следующими углами.

Во-первых, Бог возлюбил мир. Говоря о Божьей любви, мы должны понимать, что это любовь особого вида. Ее характер и масштабы существенно отличаются от того, с чем мы обычно сталкиваемся. Древние греки, говоря о любви, выделили следующие четыре вида: «сторгэ», любовь родителей к детям; «филия», любовь между друзьями; «эрос», любовь между мужчиной и женщиной; и наконец, «агапе», некоторую высокую, необъяснимую любовь. Любовь Бога описывается в Библии именно этим словом «агапе». Когда мы любим кого-то, мы обычно видим в человеке нечто заслуживающее любви. Но Бог возлюбил Своих врагов. Бог возлюбил тех, которые недостойны были Его любви. Его любовь это любовь Творца к Своим падшим творениям, которые Ему не безразличны, которым Он хочет помочь. Мы, люди, тоже творим, и мы тоже любим свои творения, но наша любовь ограничена. Как программист я могу сказать, что многие «творцы» относятся к своим творениям очень и очень небрежно. Если что-то пойдет не так, они скорее сделают что-то новое, чем будут исправлять проблему. Но Бог не таков. Он по-настоящему любит нас.

Первая часть 16-го стиха гласит: «Ибо так возлюбил Бог мир». В оригинале слово «так» означает не степень любви, а способ, который Бог избрал, чтобы выразить Свою любовь. Слово «так» здесь имеет смысл: «таким путем, таким образом». Это что-то говорит о нас. Почему-то Богу пришлось таким образом выразить Свою любовь к нам. В райском саду Бог окружил Свое любимое творение, человека, разными благословениями, но теперь что-то изменилось. Теперь Бог в первую очередь не благословляет верующих, а приносит жертву искупления, жертву очищения.

Часто люди задают Богу вопрос: «Почему Ты меня не любишь? Почему Ты не дашь мне то, о чем я прошу? Где же Твоя любовь?» Но слова Иисуса говорят, что Бог уже выразил нам Свою любовь. Слова Иисуса также показывают, что нас в первую очередь нужно спасать, а не благословлять. Мы испорченные грешники, которых сначала надо омыть водой, и в которых надо вложить новое сердце и новый дух. Иначе мы никогда не сможем вернуться к Богу. Иначе нас ждет только погибель. По этой причине, самое первое и самое важное Божье выражение любви к нам это то дело спасения, которое Он совершил через Иисуса Христа. Апостол Павел написал об этом так: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5:8).

Более того, это не только первое выражение любви, но это является основным выражением любви Бога к нам. Всё остальное — лишь следствие этого. Посмотрите, как апостол Павел рассуждал о Божьей любви: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим.8:32) В этой Божьей любви Павел нашел всё необходимое, чтобы много трудиться и страдать ради Иисуса и Евангелия.

Во-вторых, Бог отдал Своего единородного Сына. Мы должны обратить внимание на то, что Бог отдает вечного, единородного Своего Сына. Почему Богу нужно было отдавать Своего Сына ради грешников? Казалось бы, Ему достаточно было просто простить нас и окружить нас благами. Казалось бы, человеку совсем мало нужно для счастья. Но Бог отдал нам Сына Своего. Может быть, кто-то скажет, что мы слишком много согрешили, поэтому Богу нужно принести такую большую жертву. Но за всё время существования мира было всего лишь ограниченное, счётное количество людей, а Иисус — вечный. Бог отдает несоизмеримо больше, чем то, что Он приобретает в виде нас. Как мы можем это понять?

Есть следующая иллюстрация Божьей необъяснимой любви. В 12-й главе Евангелия от Марка Иисус рассказал притчу о недобросовестных, злых виноградарях, которые захватили виноградник своего хозяина и не хотели отдавать ему урожай. Хозяин послал к ним одного слугу, которого побили. Хозяин посылал еще и еще. Одних слуг побивали, других убивали. Далее в притче говорится: «Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего» (Мк.12:6). Но виноградари убили и сына хозяина. Подобным постыдным образом убили и Сына Божьего, Который не сделал никакого зла. На первый взгляд, эта притча говорит о злых людях. Но она также хорошо показывает, как удивителен Бог, Хозяин этого мира, Который отдает Своего Сына, посылая Его к злым людям. Бог отдает слишком много. Один проповедник сказал: «Когда мы смотрим на крест Иисуса Христа, мы чуть ли не думаем, что Бог возлюбил нас больше Своего Сына».

Как можно объяснить этот масштаб Божьей любви, что Он отдает Сына Своего? Возможно, один из ответов таков: Бог отдает Своего Сына как максимальное выражение Своей любви, чтобы мы могли поверить в Божью любовь и возжелать именно ее, ни с чем не сравнимую любовь. Ведь, живя во грехе, мы довольствуемся даже крошками счастья, и не знаем, что греховное счастье может только отравлять душу и еще больше ускорить нашу погибель. Бог же отдает нам совершенного, самого прекрасного Иисуса, чтобы мы могли возжелать Его и ничего другого, чтобы мы приняли Его, Божий дар (Иоан.4:10, Рим.6:23).

Мы должны также понимать, что Иисус не говорил о каком-то другом Сыне Божьем, но Он говорил о Себе. Иисус знал, чего это Ему будет стоить. На кресте Иисус будет испытывать оставленность Богом (Мк.15:34). Он будет вкушать смерть и ад, наказание и суд, и всё это вместо нас (Ис.53:4-10). Иисус добровольно отдавал Себя в жертву, как старший Брат, как добрый Пастырь, как Друг, как Спаситель и Искупитель (Евр.2:10,11; Иоан.10:11,17; Иоан.15:13; Мк.10:45). Разве Он не любит нас?

Такая любовь Бога взывает к нашему ответу. В Евангелии мы можем узнать, как ученики Иисуса отвечали на Его любовь. Например, Мария, сестра Лазаря, принесла драгоценное миро и помазала им ноги Иисуса, не обращая внимания на ворчание окружающих (Иоан.12:1-8). Или Иоанн, когда писал это Евангелие, всегда называл себя «учеником, которого любил Иисус». Это огромная сила — знание того, что Иисус любит нас. Это самое важное открытие в жизни.

Каждый верующий должен спросить себя: «Разве недостаточно мне Иисуса? Есть ли что-то другое, чем я сейчас наслаждаюсь вместо того, чтобы наслаждаться Иисусом Христом?» Когда я думаю об этом, то снова и снова учусь говорить вместе с автором одного псалма: «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек» (Пс.72:25,26). Когда я пытаюсь получить любовь от людей, или когда пытаюсь полюбить самого себя, меня очень быстро настигает разочарование. Но Бог по-настоящему любит меня.

Каждый из нас, кто пока является неверующим, должен понять, что Иисус есть Божье последнее слово — большего уже ничего не будет. Стоя перед Богом никто не сможет сказать, что Бог недостаточно любит их или что Бог не справедлив (Иоан.3:17-19). Бог ожидает, чтобы каждый сейчас принял Его любовь. Ради этого Он отдал Своего Сына.

В-третьих, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». В третьей части 16-го стиха есть как отрицание «дабы не погиб», так и утверждение «но имел жизнь вечную». И это по сути двойное подтверждение Божьей любви.

«Дабы всякий, верующий в Него, не погиб ». Любовь Божья еще больше открывается нам, когда мы размышляем о своей предстоящей смерти и о погибели, которая ожидает неверующих грешников. Погибель это не просто физическая смерть. Писание говорит о некоторой второй смерти, смерти духовного характера. В книге Откровения написано: «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр.20:12-15).

Есть история об одной английской принцессе, которая после воскресной проповеди спросила у служителя церкви: «Ваше преосвященство, это правда, что есть такое место как ад?» На что священник ответил: «Да, ваше благородие. Священное Писание говорит об этом, христиане верят в это и Церковь Англии исповедует так». Тогда принцесса в некотором шоке сказала: «Тогда, Бога ради, почему же Вы нам об этом не напоминаете?»

Это было совсем недавно, в ХХ веке, а не в каком-нибудь Средневековье. Мы, современные люди, должны думать об аде. Каждый из нас когда-нибудь умрет — и что же нас ожидает впереди? Спасение или погибель? Рай или ад? Ад часто становился предметом шуток и насмешек. Но Библия открывает нам, что ад страшнее, чем всё самое страшное, что мы можем встретить в этом мире (Лук.12:4,5). Более того, в этом мире мы пока еще встречаем добрых людей, видим различные добрые поступки, здесь мы имеем утешение, имеем свет Божий, который льется на нас через творение и разных людей. Но в аду будет кромешная тьма, отсутствие милости и благодати Божьей, которая пока еще доступна людям.

Именно по этой причине, а именно будущей погибели неверующих, Иисус так настойчиво, с настоящей любовью и заботой, с пониманием срочности говорил Никодиму о рождении свыше и о Божьем спасении. Никодим, хотя и не сразу, но всё же поверил этим словам Иисуса. В 7-й главе Евангелия от Иоанна Никодим защищал Иисуса перед синедрионом, а в 19-й главе он уже шел ко кресту вместе с Иосифом из Аримафеи, чтобы забрать тело Иисуса и похоронить Его. Никодим наконец понял слова Иисуса. Его глаза открылись. Он родился свыше (1Пет.1:23, Иак.1:18). Никодим посмотрел на крест Иисуса Христа с верой в Божье спасение. Никодим стал новым, спасенным человеком.

Давайте еще раз прочитаем третью часть 16-го стиха. «Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ». Бог не только возлюбил недостойных грешников, но Он также отдал Своего Сына. Бог не только отдал Своего Сына, но вместе с Ним даровал нам вечную жизнь. Вечная жизнь это возвращение к Богу уже сейчас и вечное пребывание с Ним в Царстве Бога (Иоан.17:3,24). Иисус говорит в другом месте Евангелия: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Иоан.5:24).

Подумайте снова о такой любви вечного Бога. Ищете ли вы того, кто мог бы проявить вам достаточное внимание? Бог вечен и может уделить каждому из нас пристальное внимание. Ищете ли вы продолжительные отношения? Они есть в вечном Боге. Ищете ли вы бескорыстную, взаимную любовь? Бог ни в чем не нуждается и Он первый возлюбил нас. Настоящая любовь также не скрывает истины, поэтому Бог заранее сказал нам о погибели грешников, чтобы мы могли спастись в Нем. Разве мы можем найти другую любовь в этом мире, которая могла бы сравниться с Божьей? Разве мы можем найти другого, кто не разочаровал бы нас, кто был бы более достоин нашей любви, чем Иисус Христос?

Пусть Бог поможет каждому из нас сегодня принять Божью любовь, принять Его единородного Сына, Иисуса Христа, чтобы спастись, чтобы вернуться к Богу, чтобы сейчас и в вечности наслаждаться Богом и Его любовью. Аминь.

К сожалению ваш браузер не поддреживает (либо работает с отключенной) технологией JavaScript, что не позволит вам использовать функции, которые критичны для правильной работы нашего сайта.

Включите, пожалуйста, поддержку JavaScript если она была отключена или используйте современный браузер если ваш текущий браузер не поддерживает JavaScript.

Глава 5.
«...Что отдал Сына Своего единородного...»

Бог любил Своего Сына. Как Он мог отдать Его на смерть? Любой отец, живущий в этом мире греха, безусловно, согласится занять место обреченного, страдающего сына. Спаситель как любящий отец не будет долго и мучительно думать: что делать? Есть много примеров, подтверждающих это.

Когда моего сына должны были забрать на военную службу, я добровольно вызвался идти вместо него. Я хотел сделать все, чтобы каким-то образом отклонить это решение.

Любящие отец или мать идут на все, чтобы спасти свое дитя, когда оно оказалось в беде! Их переживания и горе в таких случаях невозможно описать.

Что мог сделать Бог? Без сомнения. Он любил как Своего Сына, так и оказавшееся во грехе человечество. Создатель знал, что любовь должна быть утверждена как единственная основа жизни. Решение, наконец, было принято. Иисус добровольно решил принести себя в жертву, для того чтобы мир обрел жизнь, чтобы справедливость была восстановлена. Только в этом случае есть перспектива исцелить нашу планету от греха, и человек смог бы обрести свое утраченное положение.

Есть все основания полагать, что решение Сына Божия посвятить Себя служению восставшему против Него человеку, отдать Свою жизнь ради него, вызвало печаль на небесах. Этим особым даром возвеличивалась истина о Боге любви в мире.

Важно подчеркнуть, что не столько Бог Отец отдал Своего Сына, сколько Бог Сын добровольно решился пройти этот путь. Христос не раз говорил своим ученикам, что должен будет умереть. Эти Его слова были непонятны. Как же Тот, Который возвращал жизнь умершим, должен умереть?

Спаситель повторял им эту истину несколько раз. Он полностью осознавал цену искупления человечества. Позднее, перед приближением роковой минуты, испытание Его любви достигло апогея. В Гефсиманском саду, когда в муках от невыразимых страданий у Христа выступили крупные капли крови на челе. Он воскликнул: «Не моя воля, но Твоя да будет!» Господь решил до конца пройти этот путь обреченной жертвы.

Свой выбор умереть за человека Иисус сделал уже давно, и сделал его добровольно. Но когда Он приблизился к кульминационному моменту, испытание достигло наивысшей силы. Он не сомневался в Своем выборе. Другого пути для того, чтобы показать Божью любовь, не было. И снова все стало ясно: только самый величайший дар будет достаточным для доказательства Божией любви, только он сможет навсегда застраховать эту любовь от всяких сомнений. И вновь было принято то же решение: «Не Моя воля, но Твоя да будет. Я пройду весь этот путь. Я умру за человека».

Только приняв окончательное решение, Иисус мог вынести все оскорбления, ненависть и побои с полным спокойствием. И только это позволило Ему дойти до последнего часа, когда Он добровольно отдал Свою жизнь. Иисус говорил Своим ученикам, что никто не может отнять у Него жизнь - Он отдает ее Сам.

Это был Его выбор умереть за тебя и за меня.

Кто-то может сказать: «Он знал, что снова будет жить».

Совершенно верно. Он не раз говорил Своим ученикам, что через три дня воскреснет вновь. Но ведь это не значит, что Он не умирал! Давайте внимательно проследим за событиями того момента, когда Его пригвоздили к кресту.

Иисус Христос мог в любой момент сойти с креста,

наказать Своих мучителей и сказать: «Я доказал Свою готовность умереть. Я отдал все, Я сделал Свое дело», - и оставить крест. Однако Спаситель поступил иначе.

Иисус, принявший на себя вину человечества, обрек себя добровольно на крестную смерть. Это был единственный путь, путь к полному прощению через смерть. Для этого Христу нужно было действительно умереть, и это совершилось.

Когда Он, будучи безгрешным, принял грехи всего человечества, всю вину и стыд за грех каждого грешника, Он воскликнул, обращаясь к Отцу Своему: «Для чего Ты оставил Меня?» Христос понимал, что не может принять вину за грех, не умерев, ведь грех нес смерть даже для Сына Божьего. Поэтому Его последним восклицанием перед смертью было: «Свершилось!».

Что же свершилось? Долг был оплачен, выкуп представлен, и грешники могли быть свободными от греха, ибо Сын Божий умер за каждого из них. Он умирал, и в тот последний момент, принимая на Себя грех, не мог зримо представить, что ожидает Его за порогом смерти.

Смерть и грех неразрывно связаны друг с другом. Причиной смерти является грех и эгоизм. Люди не находят себе удовлетворения до тех пор, пока несчастья и страдания не кончаются смертью. Христос знал, что принимает вину греха на Себя, и знал, что умрет. И Он умер; последний вздох, последняя сознательная мысль исчезли в Нем, и наступил конец. Он отдал Свою жизнь, чтобы мы могли жить. Какая любовь! Какая готовность страдать за других! Честь и слава Богу Отцу и Сыну во веки веков!

А что же происходило на небесах, когда страдающий Спаситель умирал на кресте?

Бог Отец страдал вместе со Своим Сыном, и Его любовь подверглась жесточайшему испытанию, когда Он позволил Своему Сыну умереть ради бунтовщиков-грешников. Однако они оба согласились на эту последнюю, высшую жертву с тем, чтобы даже дьявол не посчитал ее недостаточной. Бог Отец мог сказать: «Ты доказал Свою готовность отдать все, сойди с креста, этого доста-

точно!» - но Он на это не решился. Дух пророчества говорит нам, что все небо напряженно наблюдало за тем, позволит ли Сын Божий, чтобы смерть возымела над ним власть.

И вот наступило последнее мгновенье; последняя мысль угасла в сознании, и Его тело безжизненно повисло на брусьях креста. Иисус умер; Сын Божий отдал Свою жизнь за грешников.

Огласилось ли небо радостью? Возможно, .ведь со смертью на кресте прекращались страдания. Враг не мог больше мучить Иисуса. Но главным было то, что план спасения был завершен. Возгласом «свершилось!» Христос говорил: «Я прошел весь этот путь; все позади. Свершилось. Теперь человек может быть спасен от смерти. Сатана, грех, эгоизм, зло в любой форме могут теперь быть уничтожены навсегда. С этим покончено».

Возмущению сатаны не было границ. Он был побежден, и он знал это. Он искал пути, чтобы обезопасить свою жизнь. Дьявол, хотел, чтобы тело Иисуса навсегда осталось в каменной могиле. Ко входу в гробницу был привален огромный камень. Потом к камню приложили печать Римской империи. Затем для большей уверенности и спокойствия поставили проверенных солдат круглосуточно сторожить эту могилу. По существу это была детская игра с силой Всемогущего Бога!

Сын Божий умер. Он отдал свою жизнь ради жизни человека. Он явил любовь Божию перед всей вечностью. Теперь уже нет никакого сомнения в подлинности этого чувства. Но исчерпала ли себя на этом любовь Сына Божьего? Отнюдь нет. В сущности, нет большего доказательства неизменной любви, чем то, что Податель жизни отдал другим Свою собственную жизнь. Это послужило полной гарантией того, что жизнь снова должна быть возвращена Ему.

На третий день после смерти Христа, как Он и предсказывал, .неожиданно вспыхнул яркий ослепительный свет. Стражники в ужасе пали на землю, камень, загораживающий вход в гробницу, был отброшен в сторону.

Сияющий ангел, находящийся у гробницы, воззвал: «Сын Божий, выйди. Отец зовет Тебя».

И жизнь снова одухотворила тело, бездыханно лежащее в холодной могиле. Глаза Его открылись. Он встал и вышел из могилы, божественно воссияв пред миром.

Наконец Божья любовь была оправдана! Любовь навсегда восторжествовала над эгоизмом и грехом. Таким образом, нам отчасти удалось понять, что означает слово «так», однако открытие новых истин ожидает нас впереди. Давайте обратимся к следующий строке анализируемого нами стиха.

Евангелие от Иоанна 3:1-16
Ключевой стих 3:16

Сегодняшняя тема – это любовь. Это слово больше всего волнует нас, потому что человек не может жить без любви. Бывает много разных видов любви. Но среди них, самая истинная и удивительная – это любовь Бога. Посмотрите на ключевой стих, давайте прочтем его вместе: . Сегодня пусть любовь Бога войдёт в наше сердце.

I. Если кто не родится свыше (1-13)

Посмотрите на 1-й и 2-й стих. «Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Однажды ночью к Иисусу пришёл один человек. Его имя Никодим, он был фарисеем и начальником Иудейским. Фарисеи это духовные лидеры в то время, а начальник Иудейский это один из членов синедриона (это похоже, как у нас депутат в Верховной Раде). Никодим был большим человеком, занимал высокое положение в обществе. Так что же ему понадобилось от простого плотника Иисуса?

Вчера мы слышали слово о прекрасной свадьбе, на которой Иисус совершил чудо – Он превратил обычную безвкусную, бесцветную воду в ароматное вино. Наверное, Никодима не пригласили на эту свадьбу, но весть о чудесах, которые творит Иисус, быстро разошлась по всей Иудее. Поэтому Никодим решил сам лично познакомиться с этим человеком и с Его чудесами. Он пришёл к Иисусу и сказал Ему: «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» .

На это Иисус ответил: . На первый взгляд ответ Иисуса кажется нелогичным, вообще не в тему – Никодим спрашивает Его о чудесах, а Иисус отвечает ему о рождении свыше и Царствии Божьем. Но на самом деле Иисус знает, о чём говорит. Он с первого взгляда увидел, что Никодим не родился свыше, и в нём не было Царства Божьего. А без рождения свыше невозможно получить полноту радости и счастья.

За свою жизнь в поисках истинного счастья Никодим достиг многого. Он усердно учился и с отличием закончил Иерусалимскую юридическую академию, он даже защитил диссертацию на тему «Десять заповедей и закон Моисея в отношениях современного израильского общества». Никодим сделал прекрасную карьеру как духовного, так и политического деятеля. В итоге, кажется, что он приобрёл всё: богатство, власть, уважение. О чём ещё можно мечтать? Но то, что он пришёл к Иисусу, да ещё и ночью, говорит, что его сердце было пустым. Он до сих пор не нашёл того, что искал – истинного счастья и мира. В его душе царила ночь. Он был очень несчастным и не имел свободы. Он стал заложником своего положения. Никодим пришёл к Иисусу ночью, потому что боялся, что люди узнают об этом и осудят его. Иисус видел страдания Никодима, поэтому Он с любовью сказал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» .

Как Никодим ответил на это? Посмотрите на стих 4. «Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?»

Никодим отвечал: «Не понимаю! Я уже старик. Как я могу родиться второй раз?» Иисус говорил ему о духовном рождении, но Никодим принимал это как физическое рождение. Тогда Иисус с любовью продолжал объяснять ему. Взгляните на стих 5. «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Родиться от воды это означает покаяние. Когда мы каемся в своих грехах, Святой Дух входит в нас и даёт нам прощение. Тогда Бог принимает нас как Своих детей и даёт нам Своё славное Царство, и наполняет нашу жизнь радостью, истинным смыслом, благодатью и видением. Это и есть полнота счастья.

Иисус дальше объясняет: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» . Рождение свыше – отличается от физического рождения, и оно не может достигаться нашими делами. Это возрождение от Духа, Божественное влияние, удивительная работа Святого Духа, когда происходит полное изменение нас изнутри, а не снаружи, изменяется наш внутренний человек. Духовное рождение даёт нам новую природу – природу Иисуса. Оно направляет нас по новому пути, меняет наши мысли и наши привычки, делает нас совершенно другими.

Иисус просто и понятно объяснял Никодиму о духовном рождении и работе Святого Духа, но доктор, профессор Никодим сейчас отвечал как студент, который не подготовился к экзамену: «Не знаю. Не понимаю. Как это может быть?» Никодим не хотел признать себя грешником, поэтому он только повторял: «Не понимаю. Не знаю». Очень тяжело разговаривать с таким человеком и можно отчаиваться и прекращать разговор, не видя надежды. Но Иисус не сделал так, Он продолжал диалог любви и постепенно привёл Никодима к огромной любви Бога, открывшейся на кресте.

II. Ибо так возлюбил Бог мир (14-16)

Взгляните на стихи 14, 15. «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Иисус использовал историю с медным змеем, которую Никодим хорошо знал. Когда Израильский народ жаловался на Бога в пустыне, Бог послал на них ядовитых змей. Люди, ужаленные змеями, умирали в мучениях. Когда Моисей молился, Бог сказал ему: «сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив» . (Числ.21:8) Это был путь спасения, который Бог дал им. Когда ужаленный человек смотрел на медного змея – весь яд сразу выходил, и он оживал. Где был ужален, сколько раз ужален и насколько серьезная была рана это не важно. Как только поднял голову и смотрел на медного змея – сразу всякий яд смерти выходил и ужаленный становился совершенно здоровым человеком.

Сейчас в мире многие люди также ужалены и умирают от яда греха – от алкоголя, сигарет, наркотиков, похоти, материализма, гордости, зависти и от множества других грехов. Люди, наполненные смертельным ядом, умирают в страшных муках, но всё равно упорно не хотят возвращаться к Богу.

Как должен поступить Бог, если люди так упорствуют против Него? Бог должен оставить их, чтобы они все умерли в своих грехах. Если бы Он сделал так, то уже никого не осталось бы в живых. Но Бог возлюбил никому не нужных грешников, Он возлюбил нас. Как вы думаете почему? Почему Бог возлюбил нас, хотя мы предаём Его, мы грешим против Него, мы отвергаем Его и даже ненавидим Его? Это потому, что Бог есть любовь. Любовь это сущность нашего Бога.

Посмотрите на 16-й стих, прочитаем его вместе: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» . Бог так возлюбил мир. Он возлюбил мир бескорыстно, бесконечно, безусловно. Любовь Бога настолько удивительна, настолько непостижима, что нам даже невозможно понять её.

Бог возлюбил нас до такой степени, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы мы не погибли, но имели жизнь.

Для каждого человека – его дитя, его ребёнок – это самое драгоценное в мире. Так же для Бога, Его Единородный Сын был дороже всего. Но Бог, безмерно любя нас, отдал Своего самого драгоценного Сына. Библия говорит: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5:8). Перед этой безмерной любовью Бога, что нам ещё нужно? Что в мире может быть больше или ценнее, чем такая любовь Бога?

Посмотрите еще раз на стих 16б. «Дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Бог отдал Своего Единородного Сына миру, чтобы мы имели вечную жизнь – то есть Вечное Царство Бога. Он хочет, чтобы даже самый страшный грешник принял Иисуса, стал Его любимым сыном и получил прекрасное Царство Бога.

Некоторые думают: «Ох, я такой страшный, грязный, закоренелый грешник, что ничего и никто меня уже не спасёт». Но это не правда. Любовь Бога так сильна, что нет ни одного в мире, кто не может спастись этой любовью. Любовь Бога настолько велика, безмерна, что она покрывает весь мир. Бог Своей любовью обнимает каждого грешника, каждого из нас. Всякий, кто верит в Бога и принимает Иисуса, получает Его любовь и Вечное Царство. Восхваляю и благодарю Господа за Его удивительную любовь!

Меня зовут Гена. В 2008-м году я окончил Одесский национальный политехнический университет. Сейчас я работаю в этом вузе.

Впервые я познакомился с Богом, с Библией в 2004-м году, когда был на 2-м курсе университета. Один пастырь пригласил меня на богослужение, а потом на изучение Библии в церковь UBF. До этого я был довольно замкнутым человеком. Я не видел смысла в свой жизни, страдал от фатализма и отчаяния. Не имел цели и направления. Я не знал для чего мне жить. Проходил день за днём, и я просто плыл по течению жизни. Я часто задумывался о самоубийстве. Также был рабом похоти и лени.

Но через изучение Библии, я узнал, что оказывается есть Тот, Кто безмерно любит меня, Кому не безразлична моя жизнь. Кто приготовил для меня Свой прекрасный план, ещё до моего рождения. Это есть Всемогущий Бог. Я сам не ценил свою жизнь. Но оказывается жизнь такого безнадёжного грешника как я настолько ценная для Него, и Он так любит меня, что даже отдал Своего Единородного Сына Иисуса Христа на крест, на смерть, чтобы я не погиб, но имел жизнь вечную.

Господь Бог окутал меня Своей любовью. Он освободил меня от фатализма и отчаяния. Он освободил меня от зависимости и дал свободу от всякого греха: похоти, лени, гордости. Господь открыл мне истинную цель жизни и Его направление для меня – это быть пастырем для студентов в Одессе и с Одессы до края земли.
Я благодарю и славлю Бога за Его безмерную, неописуемую любовь ко мне. Молюсь, чтобы расти, учится такой любви и этой любовь служить как пастырь для агнцев. Молюсь, чтобы Бог использовал меня, чтобы открыть Свою любовь многим погибающим студентам в этом поколении. Аминь.

В заключение я хотел бы рассказать одну историю. Этим летом мы делали ремонт в Центре. И в один день мы работали, было жарко, пыль, грязь и все устали. И сестра Туи приготовила освежительный напиток по своему рецепту. Когда предлагали мне пить, я посмотрел: что-то тёмное, ещё что-то плавает там, и я отказался. Пил просто воду. Но потом в другой раз я попробовал, что это такое. Оказался очень вкусный, полезный напиток, очень хорошо удаляет жажду. Намного лучше, чем вода.

Вы спросите, для чего я рассказал вам это. Ведь совсем не в тему. Дело в том, что в наше время, многие молодые люди говорят так: «Зачем мне Бог, любовь Бога? Мне хорошо и без этого. Я себе живу, наслаждаюсь и получаю счастье от грехов, получаю любовь от парня или девушки». Но вы ещё просто не пробовали любви Бога. Она намного вкуснее, прекрасней и полезней, чем всё, что вы до сих пор пробовали. В любви Бога есть всё самое лучшее, что нам необходимо. Поэтому если хотите получить это – попробуйте.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Аминь