Основной принцип сенсуализма. Сенсуализм в философии

СЕНСУАЛИЗМ

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

СЕНСУАЛИЗМ

(франц. sensualisme, от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение) , направление в теории познания, согласно которому чувственность является гл. формой достоверного познания. В рационализму С. стремится вывести всё содержание познания из деятельности органов чувств. С. бли-зок эмпиризму, признающему чувств. опыт единств. источником достоверного знания.

В истории философии сформировались протиностоя-щие друг другу материалистич. и идеалистич. направления С. Материалистич. С. усматривает в чувств. деятельности человека его сознания с внеш. миром, а в показаниях его органов чувств - этого мира. Идеалистич. С. видит в чувств. деятельности некую самосущую сферу сознания. Идеализм наметился уже в С. Протагора: провозглашая чувств. восприятие единств. источником наших знаний, он вместе с тем утверждал, что чувственность сообщает людям данные только относительно их собств. состояний, но отнюдь не о внеш. вещах, являющихся их причинами. Система последовательно материалистич. С. была сформулирована Эпикуром. Более умеренный С., состоящий в признании истинным не каждого чувств. восприятия, а только возникающего в сознании при опре-дел. условиях, был разработан стоицизмом, к которому (как и к Аристотелю) восходит классич. формула С.: «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах».

Видными представителями материалистич. С. в 17 в. являлись Гассенди, Гоббс и Локк. Последний, исходя из осн. положений С., предпринял попытку вывести из чувств. опыта всё содержание человеч. сознания, хотя и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от опыта. Непоследовательность локков-ского С. была использована Беркли, который полностью отбросил внеш. опыт и стал рассматривать ощущения («идеи») как достояние только человеч. сознания, т. е. интерпретировал С. идеалистически. Однако беркле-анский субъективно-идеалистич. С. не выдерживал своего исходного принципа, вводя идею бога, которого, согласно Беркли, определяет возникновение всех «идей» человеч. духа. Сенсуализм Юма, основанный на агностицизме, послужил фундаментом субъективно-идеалистич. феноменализма, который составляет основу таких направлений бурж. философии 19-20 вв. , как позитивизм и неопозитивизм .

Виднейшими представителями материалистич. С. бы-ли франц. материалисты 18 в. Ламетри, Гельвеций, Д идро, Тольбах, которые связывали ощущения как основу всех знаний с объективным миром - их источником. В созерцательном сенсуализме Кондильяка наметилась агностическая и позитивистская . Материа-листич. сенсуализм Фейербаха в противоположность умозрительно-спекулятивному идеализму, господствовавшему в нем. философии кон. 18 - нач. 19 вв. , утверждал непосредств. достоверность чувств. познания. Однако С. франц. материалистов и Фейербаха страдал ограниченностью, связанной с непониманием специфи-ки рациональной ступени познания.

Виднейшими представителями матери-алистич. С. были франц. материалисты 18 в. Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах.


Если представители рационализма (лат. rationalis – разумный) Р. Декарт, Б. Спиноза (1632–1677), Г. Лейбниц (1646–1716) отводили решающую роль в познании разуму, то представители сенсуализма (лат. sensus – чувство) Д. Локк (1632–1704), Д. Беркли (1685–1753), Д. Юм (1711–1776) – чувствам.

Однако как сенсуализм, так и рационализм могут быть материалистическими и идеалистическими. Различие между ними состоит в том, что они принимают за источник, основу знания. Для материалистического сенсуализма и рационализма таким источником является материальный мир. Для идеалистического сенсуализма – Бог, ощущение, восприятие, опыт, а для идеалистического рационализма – идеи, аксиомы, суждения и другие проявления разума.

Согласно теории познания Дж. Локка, мышление основывается на чувственно воспринимаемой реальности и истинное знание мы получаем из опыта. Он отрицает существование «врожденных идей». Человеческая душа, согласно Локку, подобна чистой доске (лат. tabula rasa). Лишь опыт посредством чувственного познания заполняет ее письменами. Ощущение является основой всякого познания.

На основе чувственного восприятия возникают простые, элементарные идеи. При восприятии внешнего мира мы получаем идеи внешнего опыта, а при исследовании процессов собственной души – идеи внутреннего опыта или рефлексии . И тот, и другой опыт порождают только простые идеи.

Общие или сложные идеи формируются в результате размышления, свойственного душе. Размышление – это процесс, в котором из простых идей возникают новые идеи, которые не могут появиться непосредственно в чувственном опыте. Так, сложная идея субстанции возникает на основе часто воспринимаемых совокупностей таких простых идей, как тяжесть, форма, цвет и так далее. Частая повторяемость совокупности простых идей приводит к представлению о том, что есть носители этих идей.

Важной частью теории познания Локка является учение о первичных и вторичных качествах. Идеи первичных качеств возникают благодаря воздействию на наши органы чувств свойств, принадлежащих объектам внешнего мира, таких, как размерность, форма, масса, движение. Это – объективно существующие качества. Возникновение вторичных качеств связано со спецификой органов чувств. Локк относит к ним запах, цвет, вкус и другие. Эти свойства существуют лишь для нашего сознания. Таким образом, Локк является представителем эмпиризма и сенсуализма, и в его теории познания просматривается стремление объяснить мир на основе естественных законов.

В отличие от материалистически окрашенного сенсуализма Дж. Локка Д. Беркли разработал субъективно-идеалистическую версию сенсуализма.

Если Локк признает объективность первичных качеств, а вторичные качества понимает как зависящие от работы органов чувств, то Беркли доказывает, что все качества вторичны. Так, тяжесть, пространственные свойства, которые Локк относит к объективным качествам, определяются способностями органов чувств человека: один и тот же предмет нам кажется большим при малой от него удаленности, и малым при большой от него удаленности. Поэтому, заключает Беркли, ни о каких первичных качествах речи быть не может. Все идеи возникают на основе ощущений, опосредованных работой органов чувств.

В результате «быть» означает «быть воспринимаемым». Все вещи, согласно Беркли, есть лишь «комплексы ощущений». В тоже время он допускает «непрерывное», постоянное существование вещей, непосредственно не воспринимаемых сознанием индивида.

Мир, с точки зрения мыслителя, – это не представление отдельного человека, а результат действия одной верховной духовной причины – Бога. Так субъективный идеализм Беркли переходит в объективный.

Представления философа о пространстве и времени противоположны механике И. Ньютона. Пространство и время, которые Ньютон характеризует как абсолютные, Беркли понимает субъективистски. Пространство он считает лишь специфическим упорядочением определенных чувственных восприятий, а время – выражением их взаимной последовательности. Философия Беркли – яркий образец субъективно-идеалистического сенсуализма.

Представителем субъективно-идеалистического сенсуализма является и Д. Юм. Однако он не принимает не только гипотезу Локка о существовании внешнего мира как источника наших ощущений, но и не соглашается с попыткой Беркли доказать, что материя, внешний мир не существуют. Наши восприятия так же мало говорят как о существовании материального мира, так и о его несуществовании, и мы имеем дело только с ощущениями. В этом отношении позицию Юма можно охарактеризовать как агностицизм.

Юм отрицает существование и духовной субстанции (Бога): содержание впечатлений и идей (представлений) не имеет никакого объективного носителя – ни материального, ни духовного. Как субъективный идеалист, Юм весьма последователен и своим скептицизмом он отмечает активность познающего субъекта.

Задания. Вопросы. Ответы.
1. Дайте характеристику социально-исторических и мировоззренческих предпосылок философии Нового времени. 2. Какое влияние оказало развитие экспериментально-математическо-го естествознания на проблематику философии? 3. Какая картина мира формируется в эпоху Нового времени? 4. Каков образ новоевропейского человека? 5. Какие вопросы являются центральными для новоевропейской философии? 6. Каковы направления философии Нового времени? 7. О каких препятствиях на пути познания говорит Бэкон? 8. В чем суть индуктивного метода познания с точки зрения Бэкона? 9. Поясните смысл высказывания Декарта «Мыслю, следовательно, существую». 10. Раскройте содержание дедуктивного метода познания. 11. Почему у Декарта математика становится методом познания природы? 12. Как Беркли оценивает учение Локка о первичных и вторичных качествах? 13. В чем сущность агностицизма Д. Юма?
Задания. Тесты. Ответы.
1. В эпоху Нового времени формируется картина мира: а) космоцентрическая; б) эволюционистская; в) субъект-объектная; г) антропоцентрическая. 2. В философии на первый план выходит проблематика: а) гносеологическая; б) аксиологическая; в) онтологическая; г) социальная. 3. Основоположником эмпиризма является: а) Декарт; б) Бэкон; в) Локк; г) Юм. 4. Какого рода заблуждения Бэкон считал порождением слепой веры в авторитеты: а) идолы пещеры; б) идолы рода; в) идолы театра; г) идолы рынка. 5. Метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему, называется: а) индукцией; б) дедукцией; в) рационалистическим; г) эмпирическим. 6. Метод познания, основанный на выведении частных положений из общих, называется: а) индукцией; б) дедукцией; в) анализом; г) синтезом. 7. Высказывание «Мыслю, следовательно, существую» принадлежит: а) Декарту; б) Бэкону; в) Юму; г) Локку. 8. Тезис о том, что в разуме нет ничего, что предварительно не прошло бы через чувства, характеризует: а) рационализм; б) эмпиризм; в) сенсуализм; г) номинализм. 9. Учение о первичных и вторичных качествах развито: а) Локком; б) Бэконом; в) Декартом; г) Беркли. 10. Философия Беркли характеризуется как: а) материалистический сенсуализм; б) идеалистический сенсуализм; в) дуализм; г) материализм. 11. Позиция Д. Юма по вопросу об источнике наших ощущений: а) Бог; б) этот вопрос неразрешим; в) материальный мир.

Если представители рационализма (лат. rationalis – разумный) Р. Декарт, Б. Спиноза (1632–1677), Г. Лейбниц (1646–1716) отводили решающую роль в познании разуму, то представители сенсуализма (лат. sensus – чувство) Д. Локк (1632–1704), Д. Беркли (1685–1753), Д. Юм (1711–1776) – чувствам.

Однако как сенсуализм, так и рационализм могут быть материалистическими и идеалистическими. Различие между ними состоит в том, что они принимают за источник, основу знания. Для материалистического сенсуализма и рационализма таким источником является материальный мир. Для идеалистического сенсуализма – Бог, ощущение, восприятие, опыт, а для идеалистического рационализма – идеи, аксиомы, суждения и другие проявления разума.

Согласно теории познания Дж. Локка, мышление основывается на чувственно воспринимаемой реальности и истинное знание мы получаем из опыта. Он отрицает существование «врожденных идей». Человеческая душа, согласно Локку, подобна чистой доске (лат. tabula rasa). Лишь опыт посредством чувственного познания заполняет ее письменами. Ощущение является основой всякого познания.

На основе чувственного восприятия возникают простые, элементарные идеи. При восприятии внешнего мира мы получаем идеи внешнего опыта, а при исследовании процессов собственной души – идеи внутреннего опыта или рефлексии . И тот, и другой опыт порождают только простые идеи.

Общие или сложные идеи формируются в результате размышления, свойственного душе. Размышление – это процесс, в котором из простых идей возникают новые идеи, которые не могут появиться непосредственно в чувственном опыте. Так, сложная идея субстанции возникает на основе часто воспринимаемых совокупностей таких простых идей, как тяжесть, форма, цвет и так далее. Частая повторяемость совокупности простых идей приводит к представлению о том, что есть носители этих идей.

Важной частью теории познания Локка является учение о первичных и вторичных качествах. Идеи первичных качеств возникают благодаря воздействию на наши органы чувств свойств, принадлежащих объектам внешнего мира, таких, как размерность, форма, масса, движение. Это – объективно существующие качества. Возникновение вторичных качеств связано со спецификой органов чувств. Локк относит к ним запах, цвет, вкус и другие. Эти свойства существуют лишь для нашего сознания. Таким образом, Локк является представителем эмпиризма и сенсуализма, и в его теории познания просматривается стремление объяснить мир на основе естественных законов.

В отличие от материалистически окрашенного сенсуализма Дж. Локка Д. Беркли разработал субъективно-идеалистическую версию сенсуализма.


Если Локк признает объективность первичных качеств, а вторичные качества понимает как зависящие от работы органов чувств, то Беркли доказывает, что все качества вторичны. Так, тяжесть, пространственные свойства, которые Локк относит к объективным качествам, определяются способностями органов чувств человека: один и тот же предмет нам кажется большим при малой от него удаленности, и малым при большой от него удаленности. Поэтому, заключает Беркли, ни о каких первичных качествах речи быть не может. Все идеи возникают на основе ощущений, опосредованных работой органов чувств.

В результате «быть» означает «быть воспринимаемым». Все вещи, согласно Беркли, есть лишь «комплексы ощущений». В тоже время он допускает «непрерывное», постоянное существование вещей, непосредственно не воспринимаемых сознанием индивида.

Мир, с точки зрения мыслителя, – это не представление отдельного человека, а результат действия одной верховной духовной причины – Бога. Так субъективный идеализм Беркли переходит в объективный.

Представления философа о пространстве и времени противоположны механике И. Ньютона. Пространство и время, которые Ньютон характеризует как абсолютные, Беркли понимает субъективистски. Пространство он считает лишь специфическим упорядочением определенных чувственных восприятий, а время – выражением их взаимной последовательности. Философия Беркли – яркий образец субъективно-идеалистического сенсуализма.

Представителем субъективно-идеалистического сенсуализма является и Д. Юм. Однако он не принимает не только гипотезу Локка о существовании внешнего мира как источника наших ощущений, но и не соглашается с попыткой Беркли доказать, что материя, внешний мир не существуют. Наши восприятия так же мало говорят как о существовании материального мира, так и о его несуществовании, и мы имеем дело только с ощущениями. В этом отношении позицию Юма можно охарактеризовать как агностицизм.

Юм отрицает существование и духовной субстанции (Бога): содержание впечатлений и идей (представлений) не имеет никакого объективного носителя – ни материального, ни духовного. Как субъективный идеалист, Юм весьма последователен и своим скептицизмом он отмечает активность познающего субъекта.

Сенсуализм - это одно из направлений, выделяющихся в Согласно ему, восприятия и ощущения являются основной формой достоверного знания. Сенсуализм - это направление, противоположное рационализму. Главный принцип его состоит в том, что в разуме нет ничего того, чего нельзя отыскать в чувствах. Таким образом, сенсуализм - форма познания. Кроме восприятия и ощущения, в нее входит также представление.

Представители сенсуализма многочисленны, однако среди них можно выделить следующих крупных философов: древнегреческого мыслителя Протагора (на фото выше), Эпикура, Дж. Локка, а также Этьена Бонно де Кондильяка.

Понятие "сенсуализм"

Кузен ввел во всеобщее употребление сам термин "сенсуализм". Он противопоставил его идеализму. Таким образом, под этим термином Кузен обозначил направление, которое сегодня мы называем материализмом. Однако данное значение термина не закрепилось. Сегодня сенсуализм - это направление в гносеологии, противоположное рационализму и интеллектуализму.

Основные положения, сенсуализм и материализм

Основные положения интересующего нас направления следующие. Прежде всего отрицается существование врожденных идей. Другими словами, за разумом признается только производное значение, а не первоначальное. Таким образом, сенсуализм и рационализм в философии противоположны. Все знание представители сенсуализма сводят к ощущению. Все свое содержание разум получает именно из ощущений, а последние - из опыта. Следовательно, внешний мир - и критерий, и В этом состоит и различие, и сходство сенсуализма с материализмом. Представители обоих этих направлений утверждают, что внешний мир является источником нашего познания. Однако сам он понимается ими различно. Представители материализма верят в то, что имеется частичное или полное тождество ощущений с качествами того или иного предмета. С этим не соглашаются сенсуалисты.

Мнение Кондильяка

В своем труде "Трактат об ощущениях" Кондильяк заявляет, что одаренная обонянием статуя воспринимает исключительно субъективное состояние, когда нюхает розу. Кондильяк занимает принципиальную позицию в вопросе, касающемся отношения ощущений к качествам того или иного предмета. Он считает праздным этот вопрос и воздерживается от высказывания определенного суждения о нем. Философский сенсуализм, таким образом, не ведет нас к материализму. Наоборот, из него легче получить субъективизм (отрицание того, что внешний мир можно познать).

Сенсуализм и субъективный идеализм

Сенсуализм родственен (к примеру, Фихте). Однако и между ними есть различие. Оно состоит в том, как понимается деятельность производящего ее субъекта. Сущность сознания для субъективного идеализма заключается в синтетической деятельности человеческого разума. При этом ощущение является только одной, низшей ступенью данной деятельности. Напротив, для сенсуализма именно в нем и заключается вся активность нашего сознания. Из ощущения выводится мышление и т. д. Из этого отождествления мышления и ощущения можно заключить, что нет никаких законов мысли.

Мнение Кондильяка о соотношении ощущений и мышления

Кондильяк уделил этому вопросу большое внимание. Он подробно рассказал, как из ощущений появляются внимание, память и мышление. Кондильяк показал, как создается иллюзия духовных процессов, протекающих самостоятельно, независимо от ощущения. Необходимость мысли в действительности - это ассоциация или привычка, из-за частого повторения ставшая неразрывной. В основе любого знания находится известное ощущение. Это означает, что знание является частным. Ничего реального обобщениям не соответствует. В то же время источник знания определяет и его границы, и его характер. Таким образом, этот источник - критерий истины. Поскольку ощущение зависит от идущих извне впечатлений (положение, принимающееся на веру сенсуалистами), а любой опыт - это что-то относительное, иррациональное, случайное, то относительный и случайный характер следует приписывать и всему знанию в целом.

Определение предмета с точки зрения сенсуализма

Исходя из определенных психологических фактов, Милль следующим образом определяет материю (предмет): это постоянная возможность ощущений. Такое представление находится в рамках сенсуализма. Уже у Кондильяка мы встречаем намеки на него. С точки зрения этого мыслителя, предмет является совокупностью представлений о плотности, величине, твердости и т. д. Другими словами, это соединение представлений, которые получены нами из различных категорий ощущений, в основном осязания. Следовательно, для того чтобы составить определенное понятие о предмете, не нужно для этого мыслить субстрата или носителя качеств. Такова гносеология сенсуализма, представленная в общих чертах.

Критика сенсуализма

Этому направлению можно поставить в заслугу то, что его представители обратили особое внимание на психологический анализ различных фактов восприятия и ощущения. Они постарались определить, насколько ощущения значимы в познании и какую роль играют отдельные их категории. Особенного внимания в данном отношении заслуживают труды Кондильяка.

Психологический анализ этого направления, однако, имеет и свои недостатки. Он смотрит на подлежащие анализу факты с предвзятой точки зрения. Подобно фокуснику, сенсуализм вкладывает в ощущение то, что ему не свойственно. Это с торжеством извлекается затем из него. Вовсе не ощущение создает нашу память, сознание, мышление, воображение. Напротив, синтетическая деятельность нашего сознания проявляется в перечисленных выше формах. Их набор зависит от материала, с которым приходится работать. Представители сенсуализма принижают, механизируют деятельность сознания. Они пытаются по элементарному ее обнаружению судить о его деятельности в целом. Неправильные гносеологические выводы соответствуют неверному психологическому анализу. Интересующее нас направление ограничивает область знания, превратно объясняет его особенности (к примеру, это касается характера математического знания), предоставляет ложные критерии истины. Такова, вкратце, его критика.

Сенсуализм и другие направления

Сенсуализм в философии - это направление, которое исторически проявлялось в различные времена и весьма разнообразно. Оно переплеталось с эмпиризмом, материализмом, субъективным идеализмом. Из-за этого написать его историю нелегко, не внеся при этом чуждых ему элементов. Материалистический сенсуализм парадоксален, поскольку уже возможность ощущения сама по себе (и это прекрасно понимал Кондильяк) неизбежно исключает материализм. Ведь она предполагает наличие способности духа. Смысл материалистического сенсуализма, таким образом, трудно однозначно определить. А как же обстоит дело с другими направлениями? Сенсуализм сам по себе является формой субъективного идеализма, которая противоположна направлению, где сущность духа видится в деятельности человеческого разума (один из представителей - Фихте-старший). Что касается эмпиризма, сенсуализм схож в нем в использовании психологического анализа. Кроме того, оба эти направления имеют одинаковый взгляд на то, какое значение в познании имеет опыт.

Эпикуреизм и стоицизм

Сенсуализм в древности представлен в системах стоиков и Эпикура (на фото выше). По мнению последнего, ощущения формируются благодаря тому, что образы отделяются от предметов. Они попадают в органы наших ощущений и затем насильно воспринимаются ими. Эпикур считал, что любое ощущение является истинным. Именно в нем находится критерий истины. Все то, что не согласуется с ним, ложно.

Стоицизм как направление развивался в непрестанной полемике с эпикуреизмом. Тем не менее у них есть много общего. По мнению стоиков, душа материальна. Однако материализм этот содержит в себе элементы пантеизма. Именно они позволяют говорить о единстве души, а также о том, что сила разумной деятельности является основной чертой души человека. Согласно стоикам, душа не пассивна, как считали эпикурейцы. Напротив, она деятельна. Стоики в своем учении об ощущении делают существенное добавление к эпикурейской теории. Они говорят о том, что все появляется из ощущений (так же, как и эпикурейцы), однако в них душа проявляет свою деятельность. По их мысли, из единичного образуется все общее. Из ощущений появляются все представления.

Сенсуализм в философии нового времени

В распространению интересующего нас направления способствовал Локк (портрет его представлен выше). Несмотря на то что он считал себя эмпириком и отчасти учеником Декарта, его труд "Опыт о человеческом разумении", безусловно, способствовал развитию сенсуализма. Локк из двух источников нашего познания - рефлексии и ощущений - более подробно рассмотрел последний. Учение этого мыслителя о рефлексии несколько неопределенно. Это же можно сказать и о его рассуждениях о субстанции. Поэтому из размышлений Локка легко выводится сенсуалистическое учение.

И в сочинениях Кондильяка (на фото выше) мы находим последовательный сенсуализм нового времени. Несмотря на то что психологический метод этого мыслителя был несовершенным, а в его исследованиях не было экспериментального характера (они были построены на априорных, умозрительных предположениях), его работы имеют большое значение в истории психологии. Сенсуализм нового времени получил дальнейшее развитие в последующие годы. Новейшим временем называется период с 1918 года по сегодняшний день. Скажем пару слов и о том, как развивалось интересующее нас направление после революции.

Сенсуализм в новейшее время

В Тольбе защищал сенсуализм в философии. Это направление в трудах данного мыслителя вновь совершает поворот от феноменализма, свойственного Кондильяку, к материализму. Это объясняется тем, что в 1960-1970 годы материалистические тенденции существенно усилились в различных областях знания.

Разновидностью сенсуализма в 20 веке является эмпириокритицизм. Это направление было разработано Э. Махом (на фото выше) и Р. Авенариусом. Мыслители полагали, что ощущения, лежащие в основе чувства, настроения и проявлений нашей воли - форма приспособления к среде. Они являются результатом эволюции.

от лат. sensus - восприятие, чувство) - направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия - основа и главная форма достоверного знания, и, в силу этого, противостоит рационализму, поскольку исповедует принцип «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» (Локк). Этого придерживались также такие мыслители и философы, как Гассенди, Гоббс, Гельвеций, Дидро, Гольбах, Беркли, Юм.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СЕНСУАЛИЗМ

лат. sensus - чувство, ощущение) - гносеологическая традиция, фундированная трактовкой сенсорного опыта как семантически исчерпывающей основы познавательного процесса, а чувственных форм познания - как приоритетных когнитивных процедур. Объективно элементы С. могут быть ретроспективно обнаружены уже в рамках древневосточной (чарвака, моизм и др.) и античной философии (софистика, эпикуреизм, стоицизм и др.). Центральная проблема С. - проблема онтологического статуса данных чувственного опыта - была сформулирована (в радикальной своей редакции) уже у Протагора и Секста Эмпирика: сенсорные данные позволяют судить не столько о внешних объектах как своей причине, сколько о состояниях субъекта как своем проявлении. В рамках гносеологического круга проблематики античной философии оформляется и осевая для будущей историко-философской традиции антитеза чувственного и рационального познания (софисты, Сократ и сократические школы, Платон). В средневековой схоластике проблематика С. эксплицитно формулируется в контексте известного спора об универсалиях: номинализм выступает в философской традиции как принципиальное основание С. (Николай из Отрекура, Николай Орем, Жан Буридан и др.), в то время как умеренная позиция концептуализма демонстрирует синтетические тенденции интерпретации чувственных и рациональных сторон познания (когнитивный синкретизм Абеляра, три "источника достоверного знания" - чувства, разум, вера - у Иоанна Солсберийского и др.). В контексте общенатуралистической ориентации ренессансной культуры сенсуалистическая тенденция оказывается доминирующей (опытный индуктивизм Телезио, Кампанеллы, Парацельса; "резолютивный аналитизм" Галилея и т.п.). Становление естествознания Нового времени артикулирует С. как эмпиризм (Ф. Бэкон, Гоббс, Гассенди, Кондильяк, Ламетри). Тезис Гоббса "нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах ощущений" фактически изоморфно воспроизводит восходящий к стоикам программный тезис античного С: nihil est in intellectu quod non sit us in sensu. Последовательная реализация этой позиции приводит к редукции процедур научного познания к реконструкции данных наблюдения: "все, что недоступно чувствам, непостижимо и для ума" (Гельвеций), что в перспективе выступает основой неопозитивистской стратегии, ориентированной на элиминацию из языка науки "метафизических суждений". С другой стороны, именно в новоевропейском С. задается импульс становлению методологической программы синтеза эмпиризма и рационализма: деятельность разума интерпретируется как образование отвлеченных идей и абстрактных понятий "из наблюдаемого" (Локк). С. 17 в. экстраполирует принцип сенсибельности на сферу бытия, задавая ему онтологические характеристики: "существовать значит быть воспринимаемым" (знаменитое esse - percipi) у Беркли, возрожденное в 20 в. в контексте идей об онтологически конституированной сенсорной природе структурных единиц бытия: "сенсибилии" Рассела, "чувственные данные" в неореализме и т.п. Философия Просвещения делает акцент, обратный берк-лианскому: существовать значит быть воспринимающим ("чувствительность" у Дидро как "общее и существенное свойство материи"). С. формирует магистральный вектор развития гносеологических концепций Просвещения (Гельвеций, Гольбах, Дидро и др.), фундированных получившей широкое распространение в 18 в. "вибрационной теорией" Гартли (характерные для французского материализма аналогии между сенсорной способностью человека и музыкальными клавишами или струнами, испытывающими внешние воздействия). Такой подход актуализирует осмысление условий возможности единства данных чувственного опыта, проблематичного при экстремально сенсуалистической позиции, что остро ставит в историко-философской традиции проблему сенсорного синтеза: от проблемы "ассоциации идей" у Юма до проблемы "трансцендентального единства апперцепции" у Канта. Со становлением трансцендентализма акценты в оппозиции С. и рационализма (дихотомия сенсибельного и интеллигибельного) сдвигаются в пользу последнего, однако С. сохраняет свои позиции в позитивистской традиции (физикализм, стратегия "логического эмпиризма" в логическом позитивизме) и неореализме (концепция "чувственных данных" и когнитивная программа "непосредственного реализма"). Наряду с классической гносеологической артикуляцией С, культурная традиция демонстрирует также нравственно-этическую и социально-педагогическую его размерности. Так, в античности и в культуре Ренессанса С. выступал не только в когнитивной, но и в этической своей артикуляции - как обоснование гедонистической моральной парадигмы (Л. Балла, Бруни-Аретино и др.)- Философия Просвещения артикулирует своего рода социальное измерение С, рассматривая человека как формируемого под влиянием впечатлений (сенсорного опыта), порожденных воздействием внешней среды (начиная с Гельвеция), что приводит к дифференциации в просветительской традиции программ эдукационизма в зависимости от социального контекста из реализации: если в перспективе (в условиях идеального в оценочном смысле общества) возможно воспитание посредством активного включения индивида в социальную жизнь, то в наличных условиях общества, далекого от совершенства, приоритетными оказываются изоляционистские программы воспитания на лоне природы (Руссо).

Отличное определение

Неполное определение ↓