Общее недоразвитие речи: четвертый уровень. Развитие мышления у дошкольников с речевыми патологиями 4 уровень онр по филичевой кратко

ОНР может быть выражено в разной степени : от отсутствия речи до развернутой, но с элементами лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности языковых средств у ребенка ОНР подразделяется на 3 группы (по классификации Р. Е. Левиной). Филичева выделила 4-ый уровень ОНР.

I уровень речевого развития характеризуется практически отсутствием речи. Дети имеют достаточно большой пассивный словарь, активный запас очень беден. Речь состоит из лепетных слов, звукоподражаний, небольшого количества слов («мама», «баба» и т. п.). Общение проходит с помощью жестов, мимики. Фразовая речь в зачаточном состоянии Понимание обращенной речи недостаточное. Дети плохо понимают грамматические формы слов.

II-й уровень. Характеризуется тем, что, кроме лепетных слов, появляются слова обиходного характера. Словарь бедный, обычно ограничивается перечислением предметов и действий. Значение многих слов ребенку незнакомо. Слова очень искажены, высказывания бедны. Фраза становится значительно длиннее, однако она грубо аграмматична: · несогласование в роде, числе, падеже существительных и прилагательных; · ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов; · не усвоены предложные конструкции – предлоги опускаются или заменяются; · пропуски членов предложения; · игнорирование прилагательных и союзов. Грубо нарушена структура слов различной слоговой структуры: · упрощение слов; · перестановка слогов. Нарушено произношение всех основных групп звуков. Произношение звуков характеризуется многочисленными искажениями, пропусками, смешением. Искажения часто носят нестойкий характер, например у одного и того же ребенка – «с» - опускает, боковой, межзубный.

III-й уровень. Понимание обращенной речи близко к норме. Дети говорят развернутыми фразами. Могут поддержать беседу, ответить на поставленные вопросы, составить предложения и даже небольшие рассказы по картинкам. Однако присутствуют элементы лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Фраза развернутая простая. Сложные предложения с союзами практически не используются в речи. Аграмматизм: ошибки в согласовании и управлении, при использовании предложных конструкций. Многие из ошибок ребенок в состоянии исправить сам, если на них обратить внимание. Словарь ниже возрастной нормы: незнание многих обычных слов (подъезд, озеро и т. п.), неточное употребление слов. В словаре преобладают существительные и глаголы, очень ограничен словарь прилагательных, предлогов, союзов и других частей речи. Недостаточны практические навыки словообразования. Стойкие нарушения в слоговой структуре многосложных слов. Звукопроизношение нарушено частично наиболее трудных звуков (соноры, аффрикаты). Недостаточная дифференциация отдельных близких по звучанию и артикуляции звуков. Трудности автоматизации поставленных звуков в самостоятельной речи. Встречаются дети 3-го уровня и с нормальным звукопроизношением. Однако фонематический слух у детей этой подгруппы развит недостаточно.

IV-й уровень. Этот уровень ОНР начали выделять сравнительно недавно, поскольку увеличилось количество детей с недостатками речи поступающих из массовых детских садов в общеобразовательные школы. Этот диагноз выставляют детям после 5лет 6 мес. – 6 лет. Устная речь ребенка с 4 уровнем ОНР в целом максимально приближена к норме. Наблюдаются единичные ошибки, связанные с неточностью употребления отдельных слов, некоторых падежных окончаний и предлогов, ошибки словообразования. Но более тщательное обследование, проведенное логопедом, дает возможность обнаружить у ребенка низкий уровень готовности к усвоению ребенком программы по чтению и письму, а также теоретических знаний по родному языку. Для детей с нерезко выраженным ОНР 4-го уровня (НОНР) логопедическая работа назначается на 1 год.

По статистике, на долю общего недоразвития речи (ОНР) приходится 40% от всех дисфункций речевой деятельности. Чаще диагноз ставят детям, начавшим говорить с опозданием, – от 2-х до 3-х лет. 4 уровень ОНР характеризуется незначительными лексическими ошибками, неправильной морфологией и синтаксисом предложений. Родители могут даже не обратить внимание на пробелы в функции языкового аппарата.

При обнаружении патологии логопедом в детском саду ребенку рекомендовано исправление недоразвития речи. Задача специалиста заключается в коррекции патологического отклонения в частных и домашних условиях. Своевременная диагностика и лечение предотвращают появление комплексов и трудностей в общении с другими детьми. Общий прогноз нарушения речевой функции 4 степени положительный.

Описание

На устранении дисфункций речевого аппарата, а также предупреждении их развития специализируется логопедия. ОНР 4 уровня диагностируют на основании недостаточного словарного запаса, сложностей с подбором антонимов. Ребенок не умеет склонять по падежам словосочетания для связывания их по смыслу. Особенно, это касается родительного и винительного. Но если предложить выбрать из двух вариантов, он сделает это правильно.

Подробно описала 4 уровень речевого развития профессор Филичева Т.Б., защитившая докторскую диссертацию по педагогике. Характеристика 4 уровня ОНР выглядит следующим образом:

  • речь нечеткая, у ребенка возникают трудности с произношением Л, Щ, Р, Ц, С; он сознательно пропускает их или слоги с ними, чтобы облегчить себе задачу (например, молоток – моток);
  • также отмечается произвольная перестановка слогов (велосипедист − весилопедист, динозавр − дизинавр);
  • неумение правильно использовать прилагательные для характеристики признаков (толстый − худой, добрый − злой);
  • добавление ненужных звуков (пояс – пояст, груша – игруша);
  • особое затруднение при проговаривании суффиксов (собачий − собаковый);
  • нарушение грамматики при составлении предложений (ходили за хлебам в магазины).

Также малышу сложно согласовывать между собой существительные с числительными. Пересказывая текст, он путает главные события со второстепенными. Неумение использовать сложные предлоги и конструкции речи приводит к образованию большого количества повторов. Описание по картинке тоже осуществляется с нарушением логической последовательности.

Общее впечатление при общении с детьми ОНР 4 уровня заключается в том, что говорят они медленно и бессвязно, как бы нехотя и кратко. Их неумение использовать антонимы и характеризовать предметы по признакам может выглядеть так, что они не понимают разницы между понятиями овальный и круглый, мяч и клубок и т. д. Также они не воспринимают дифференциацию на мужской и женский род. Сложнее всего даются прилагательные и существительные с уменьшительными суффиксами.

Этиология и патогенез

Причины, способствующие развитию отклонения, подразделяются на биологические, социальные и смешанного характера. Повреждение участка коры может произойти до и после родов. К факторам риска относятся:

  • инфекционные заболевания во время беременности;
  • токсикоз;
  • резус-конфликт матери и ребенка;
  • кислородное голодание;
  • желтушка новорожденных.

Также к нарушениям речевого развития могут привести травмы головного мозга, эпилепсия и энцефалопатия. Относительным образом может повлиять и генетическая наследственность. В зависимости от причин развития заболевание может характеризоваться неврологическими симптомами.

Дети с ОНР 4 степени с трудом ведут диалог, хотя и понимают речь, поэтому они малообщительны. Из-за рассеянного внимания у них слабое логическое мышление, им трудно запомнить последовательность действий. Нарушения речи могут вызывать психические отклонения: у ребенка повышается тревожность, он впадает в агрессию. В связи с этим ему проще находиться в одиночестве, чем общаться со сверстниками.

Отдельно следует обратить внимание на влияние обстановки в семье и ближайшего окружения на формирование артикуляционного аппарата. При этом отсутствуют органические повреждения головного мозга.

Не только недостаток внимания, отсутствие общения с ребенком могут вызвать подобное отклонение. Гиперопека также отрицательно влияет на тренировку речи, малыш не успевает сформулировать просьбу, все его желания предугадываются.

Диагностика

Для постановки диагноза требуется осмотр педиатра и детского невролога. Необходима дифференциация с другими отклонениями в речевом развитии: алалией, ринолалией, аутизмом, дизартрией, органическими поражениями мозга и детским церебральным параличом.

Серия картинок для составления рассказа

В ходе комплексного обследования ребенка консультирует логопед. С помощью специальных логопедических методов оценивают связную речь при пересказе, грамматику, словарный запас, амплитуду движений артикуляционного аппарата, особенности произношения звуков. Проверяют способность выделять и воспроизводить образы. В заключении педагог указывает информацию о типе ОНР, его клинические симптомы.

Коррекция состояния

Чтобы достичь нормального уровня развития речи, способности к усвоению школьного материала, адаптировать ребенка к социуму, посещению ДОУ используют комплексный подход. Схема коррекции детей с ОНР 4 включает следующие занятия:

  • нормализацию воспроизведения губных звуков;
  • тренировку сочетания нескольких согласных подряд;
  • генерацию звуков;
  • повышение грамотности речи и письма.

В процессе коррекционной работы используют дидактические карточки с буквами, из которых складывают слова, короткие предложения. В игровой форме дети обучаются с помощью заданий «Поле чудес», «Волшебное дерево», заполняя пустые поля, решая ребусы.

Методики основаны на расширении словарного запаса, изучении понятия антонимов, умении обозначать признаки предметов. Постепенно ребенка учат использовать сложные приставки и суффиксы. Кроме того, логопед занимается коррекцией грамматики речи.

Прогноз при ОНР 4 степени положительный, поскольку отсутствует грубое нарушение фонематического восприятия. На занятиях отрабатывают связную речь, закономерности языка.

Опыт, накопленный логопедами, свидетельствует о том, что необходимо улучшать речевое развитие, для этого детям требуется мотивация. Несмотря на то что лексические и грамматические ошибки несущественны, впоследствии у ребенка наблюдаются сложности с процессом обучения. По сравнению со сверстниками он слабее запоминает новый материал, не усваивает грамматические правила. Чтобы избавиться от замкнутости и стеснительности, ребенка погружают в социальные ситуации с помощью игр. Их сложность увеличивают постепенно, индивидуально в отношении каждого пациента.

Состояние общего недоразвития речи (ОНР) характеризуется нарушением всех сторон формирования речевых навыков. Основная его отличительна черта — наличие проблем как со звуковой стороной (произношением), так и с лексической и грамматической.
При этом дети с общим недоразвитием речи не имеют нарушений слуха и интеллекта.

Отличительные признаки ОНР:

  1. Наличие проблем как с произношением звуков, так и с навыками связной экспрессивной речи, овладением правилами грамматического строя и бедным активным словарем.
  2. Слух не нарушен. Обязательна проверка специалиста.
  3. Первичный интеллект в норме. То есть ребенок при рождении не имеет диагноза «умственная отсталость» и т. п. Однако стоит иметь в виду, что длительное не корректирующееся ОНР может привести и к отставанию в психическом развитии.

Говорить о наличии у ребенка общего недоразвития речи можно только после 3-4 лет. До этого времени дети развиваются по-разному и «имеют право» на некоторые отклонения от средних норм. У каждого свой темп формироваться речи. Но после 3-х стоит уже обратиться внимание на то, как говорит ребенок. Вполне возможно, ему необходима помощь логопеда.

Проявление ОНР у детей выражает по-разному исходя их глубины нарушений.

Общее недоразвитие речи 1 уровня

Нарушение такой степени означает практически полное отсутствие речи у ребенка. Проблемы заметны, что называется «невооруженным глазом».

В чем проявляется:

  1. Активный словарь ребенка очень беден. Для общения он использует в основном лепетные слова, первые слоги слов, звукоподражания. При этом он вовсе не прочь пообщаться, но на «своем» языке. Кошка - это «мяу», «би-би» — может означать и машину, и поезд, и сам процесс езды.
  2. Широко используются жесты и мимика. Они всегда уместны, несут конкретную смысловую нагрузку и, в общем, помогают ребенку в общении.
  3. Простых предложений либо просто нет в речи ребенка, либо могут состоять из двух аморфных слов, объединенных по смыслу. «Мяу би-би» во время игры будет означать, что кошка поехала на машине. «Гав ди» — это и собака идет, и собака бежит.
  4. При этом пассивный словарь заметно превышает активный. Ребенок понимает обращенную речь в значительно большем объеме, чем может сказать сам.
  5. Сложные слова (состоящие из нескольких слогов) сокращаются. Например, автобус звучит как «абас» или «атобу». Это говорит о несформированности фонематического слуха, то есть ребенок плохо различает отдельные звуки.

Общее недоразвитие речи 2 уровня

Основным ярким отличием от 1 уровня становится постоянное присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.

На что обратить внимание:

  1. Ребенок всегда использует одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие в искаженном виде. К примеру, яблоко всегда будет звучать как «лябако» в любом контексте.
  2. Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части).
  3. Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля - это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называться одним словом.
  4. Звукопроизношение тоже сильно отстает. Ребенок плохо произносит многие звуки.
  5. Характерным признаком ОНР 2 уровня становится появление в речи зачатков грамматического изменения произносимых слов в зависимости от числа. Однако ребенок справляется только с простыми словами и в том случае, если окончание находится под ударением (идет - идУт). Причем этот процесс нестойкий и проявляется не всегда.
  6. Простые предложения активно используются в речи, но слова в них не согласованы между собой. Например, «папа питя» — папа пришел, «гуяй гокам» — гулял на горке и т. д.
  7. Предлоги в речи могут быть пропущены совсем или использоваться неправильно.
  8. Связный рассказ - по картинке или с помощью вопросов взрослого - уже получается, в отличие от состояния при 1 уровне ОНР, однако он очень ограничен. В основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. «Гуяй гокам. Видей сег. Ипий сегика.» (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).
  9. Нарушена слоговая структура многосложных слов. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, и просто выбрасываются. (Ботинки — «бокити», человек — «тевек»).

Общее недоразвитие речи 3 уровня

Данная стадия характеризуется в основном отставанием в плане грамматического и фонематического развития речи. Экспрессивная речь довольно активна, ребенок строит развернутые фразы и использует большой словарный запас.

Проблемные точки:

  1. Общение с окружающими в основном в присутствии родителей, которые выступают в качестве помощников-переводчиков.
  2. Неустойчивое произношение звуков, которые ребенок научился произносить отдельно. В самостоятельной речи они все равно звучат пока нечетко.
  3. Сложные для произнесения звуки заменяются другими. Труднее даются свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты. Один звук может заменять сразу несколько. Например, мягкий «с» нередко выступает в разных ролях («сянки» — санки, «сюба» — «шуба», «сяяпина» — «царапина»).
  4. Активный словарный запас заметно расширяется. Однако ребенку пока не известна малоупотребительная лексика. Заметно, что в своей речи он использует в основном слова бытового значения, которые часто слышит вокруг.
  5. Грамматическая связь слов в предложениях, что называется, оставляет желать лучшего, но при этом ребенок уверенно подступается к построению сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. («Папа писёл и пйинесйа Мисе падаик, как Мися хаасе себя вей» — Папа пришел и принес Мише подарок, ТАК как Миша хорошо себя вел. Как мы видим, сложная конструкция уже «просится с языка», однако грамматическое согласование слов пока не дается).
  6. Из таких, не правильно оформленных предложений, ребенок уже может составить рассказ. Предложения будут пока еще описывать лишь конкретную последовательность действий, однако проблемы с построением фраз уже нет.
  7. Характерной чертой становится непостоянство грамматических ошибок. То есть в одном случае ребенок может правильно согласовать слова между собой, а в другом - употребить неправильную форму.
  8. Имеются сложности в правильном согласовании имен существительных с числительными. Например, «три кошкАМ» — три кошки, «много воробьи» — много воробьев.
  9. Отставание в формировании фонематических способностей проявляются в ошибках при произнесении «трудных» слов («гинасты» — гимнасты), в наличии проблем при анализе и синтезе (ребенок затрудняется подобрать слова, начинающиеся на конкретную букву). Это, помимо прочего, задерживает готовность ребенка к успешной учебе.

Общее недоразвитие речи 4 уровня

Этот уровень ОНР характеризуется лишь отдельными сложностями и ошибками. Однако, складываясь в общую картину, эти нарушения мешают ребенку овладевать навыками чтения и письма. Поэтому важно не упустить данное состояние и обратиться к логопеду, чтобы скорректировать ошибки.

Характерные признаки:

  1. Проблема неправильного звукопроизношения отсутствует, звуки «поставлены», однако речь несколько невнятна, невыразительна и отличается нечеткой артикуляцией.
  2. Периодически встречаются нарушения слоговой структуры слова, элизии (пропуск слогов - например, «моток» вместо «молоток»), замене одного звука другим, перестановке их местами.
  3. Еще характерная ошибка - неправильное использование слов, означающих признак предмета. Ребенок не очень четко понимает значение таких слов. Например, «дом длинный» вместо «высокий», «мальчик короткий» вместо «низкий» и т. д.).
  4. Затруднения вызывает также образование новых слов при помощи суффиксов. («зайцевый» вместо «заячий», «платенько» вместо «платьице»).
  5. Аграмматизмы встречаются, но не очень часто. В основном сложности могут вызывать согласования имен существительных с прилагательными («пишу синИМ ручкОМ») или при употреблении существительных во множественном числе именительного или родительного падежа («В зоопарке видели медведЕВ, птицЕВ»).

Важно отметить, что все нарушения, отличающие ОНР 4 уровня, встречаются у детей не часто. При этом, если ребенку предложить два варианта ответа, он выберет правильный, то есть присутствует критичность к речи, а формирование грамматического строя приближается к необходимым нормам.

Марина Машкова
Логопедическое представление для ПМПК при ОНР IV уровня

Ребенок посещает подготовительную группу комбинированного вида в МБДОУ Зыковский детский сад. Воспитывается в полной семье. Речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют (отрицаются) . Родители интересуются проблемами ребенка, консультируются с педагогическим составом.

В общей моторике наблюдается нарушение координации движений, отмечается их общая заторможенность, неточность. Мелкая моторика развита недостаточно, движения выполняет с ошибками, замедленно. Ведущая рука правая.

Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий : строение лица не нарушено, строение губ нормальное. Губы малоподвижные, тонус снижен. Позу закрытого рта длительно не удерживает. У ребенка физиологическая смена зубов. Строение твердого и мягкого нёба не нарушено. Подъязычная связка нормальная. Прикус – прогения. Язык напряжен, имеет повышенный тонус, отклоняется по средней линии. При выполнении артикуляционных упражнений мышечное напряжение увеличивается, страдает объем и точность выполняемых движений, наблюдаются гиперкинезы. Повышена саливация.

Речь разборчивая, понятная окружающим. Темп и ритм в пределах нормы . Голос модулированный, громкий. Речевой выдох продолжительный.

Обращённую речь понимает, но иногда требуется повторное объяснение инструкций.

В звукопроизношении наблюдается межзубный сигматизм свистящих и ротацизм.

Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез сформированы недостаточно. Правильно придумывает слова на заданный звук. Определят наличие или отсутствие звука в слове. Допускает ошибки при выделении первого и последнего звука в слове. Отмечается недостаточная дифференциация звуков [к-г], [п-б], [т-д].

Слоговую структуру слов сложного звукового состава воспроизводит в основном верно, затруднения вызывают слова со стечением трех согласных (пингвин, экскурсовод) .

Объем словарного запаса соответствует возрасту. Ребенок знает и называет обобщающие понятия, времена года, части суток. В разговоре использует все части речи.

Грамматический строй сформирован недостаточно. Имеются ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах (семь карандашов, три яблок) . Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (волкин хвост) . Путает некоторые предлоги пространства .

Связная речь соответствует возрасту. В речи использует сложные синтаксические конструкции. Самостоятельно составляет связный развернутый рассказ (по серии картинок, по впечатлению, с опорой на реальный предмет ). В нем соблюдается последовательность и логичность. При пересказе воспроизводит все смысловые звенья.

Обследование показало, что речевые нарушения соответствуют общему недоразвитию речи IV уровня .

Обследование на ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута.

30.10.2018 учитель-логопед Машкова М . В.

Публикации по теме:

Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ ОНР 3 уровня . рр., дизартрия Содержание I. Целевой раздел 3 1. 1. Пояснительная записка 3 1.1.1. Значимые для реализации адаптированной образовательной.

Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком ОНР 3 уровня речевого развития Коррекционно-образовательные: - уточнить артикуляцию и характеристику звука (л); - автоматизировать звук (л) в слогах, в словах; - расширять,.

Цель – автоматизация звука [Ш] в словах, коротких фразах. Задачи: Коррекционно-образовательные: - закреплять звук [Ш] в словах и коротких.

Изготовление демонстрационного пособия «Дерево «Времена года» для детей с ОНР 3 уровня Изготовления демонстрационного пособия «Дерево – Времена Года» для детей с ОНР 3 уровня развития речи. Выполнила: учитель логопед первой.

Тема занятия «Путешествие в космос» Коррекционно-образовательные задачи: - Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Космос».

Конспект открытого занятия «Дикие животные наших лесов» для детей с ОНР III уровня МУНИЦИПАЛЬНО ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ДЕТСТВА «ЖЕМЧУЖИНКА» Конспект НОД по логопедии в подготовительной к школе.

Конспект подгруппового занятия «Красная Шапочка идет в гости к бабушке» подготовительная группа для детей с ОНР 3 уровня Цель: преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словами. Задачи: Обучающие: - стимулировать.

ОНР в логопедии расшифровывается как общее недоразвитие речи. Вопросами классификации коммуникативных дефектов данной группы занимались Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Л.Ф. Спирова. Исследования и анализ полученных результатов проводились в 50-60 годах XX века. Совместная работа профессиональных логопедов и педагогов позволила выявить 4 уровня ОНР: I, II, III представлены в трудах Р. Е Левиной, а IV описан в книге Т.Б Филичевой “Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста”.

Описание

ОНР IV уровня относится к легкому типу недоразвития речи у дошкольников. Дефект может остаться незамеченным, если к говору ребенка прислушивается не профессиональный логопед, педагог. Речь дошкольника понятна, но отличается сбивчивым темпом, несвязностью при составлении рассказов, смешением небольшого числа звуков, пропуском слогов в сложных словах. Но даже такие незначительные пробелы в артикуляционном, коммуникативном развитии могут стать причиной неуспеваемости в школе, трудностях в усвоении учебной программы.

Причины

Тщательный анализ речевых навыков детей с ОНР 4 степени позволил Т. Б Филичевой говорить о возможных причинах коммуникативного недоразвития. Профессор логопедических наук считает, что замедленный темп формирования речи в большинстве случаев обусловлен следующими негативными факторами:

  • родовая травма;
  • длительные соматические заболевания в раннем детском возрасте (синдром госпитализма);
  • неблагоприятная речевая среда;
  • дефицит в общении;
  • психологические травмы.

При этом у дошкольников с IV уровнем ОНР не наблюдаются нарушения в работе ЦНС, слуха, зрения. Так же обращает на себя внимание тот факт, что речевые дисфункции хорошо поддаются лечению и коррекции.

Симптомы

Коррекция

Для логопедической работы по коррекции недоразвития речи 4 степени важно провести диагностику остаточных явлений речевой дисфункции, выявить сохраненные компоненты коммуникативной системы каждого детсадовца и особенности психического развития воспитанника.

После составления индивидуальной карты ученика, логопед может приступить к разработке программы занятий.

Обычно перед педагогом стоят следующие задачи:

  1. Развить у ребенка
  2. Дифференцировать звукопроизношение;
  3. Закрепить навык говорения многосложных слов;
  4. Научить звуковому анализу и синтезу фонем;
  5. Расширить словарный запас;
  6. Обучить азам грамоты: чтение и письмо.

С учетом поставленных целей и задач логопедическая работа по увеличению лексического запаса может включать в себя следующие задания и упражнения:

Подбор предметов с тем же признаком

Педагог дает ориентир: белый цвет предмета. Задача воспитанника придумать не менее 5 слов с таким же признаком (существительных). Белый мел, снег, халат, лист бумаги, сахар, мука.

Разгадывание загадок и узнавание предмета по описанию

Логопед зачитывает загадку или текст с описанием предмета, дошкольник угадывает.

Спит в берлоге, сосет лапу - медведь.
Есть орехи, прыгает по веткам - белка.
Жужжит, летает, с цветов нектар собирает - пчела.

Подбор однокоренных слов

Педагог дает опорное слово, может помогать составить первую пару, далее ученик работает самостоятельно. Лес – лесной, пар – пароход.

Объяснение переносного значения слов.

Волк воет, ветер воет; часы ходят, люди ходят.

Образование притяжательных прилагательных с помощью суффиксов.

Волк – волчий, лиса – лисий, заяц – заячий.

Для формирования грамматического строя языка у детей с ОНР 4 уровня подойдут следующие упражнения:

  1. Изменение слов по числам, лицам, падежам.

Это требует речевой практики. Можно использовать хоровое проговаривание.

  1. Пересказ текста или собственное высказывание от разных лиц.

Ребенок рассказывает историю от действующего лица (я), от наблюдателя (от лица другого человека).

  1. Построение коротких и распространенных предложений.

Советуем начинать работу так: педагог предлагает воспитаннику ситуацию, например, девочка идет по улице. Далее логопед задает вопросы: куда идет, зачем, во что одета, кто находится рядом и так далее. Отвечая на них, дошкольник использует опорную фразу и дополняет ее новой информацией. Девочка в синем платье идет по улице вместе с мамой; девочка в синем платье идет по улице вместе с мамой, а рядом бежит маленькая собачка.

  1. Согласование местоимений, прилагательных, числительных с существительными.

Детям необходимо научиться составлять такие фразы: у меня есть один карандаш – у меня нет трех карандашей, в пяти наших окошках – из пяти наших окошек.

  1. Образование сравнительной и превосходной степени имен прилагательных.

Умный-умнее-умнейший, добрый-добрее-добрейший.

Обучение связной речи происходит на основе уже сформированных речевых навыках. Основными видами заданий будут следующие типы упражнений:

  • Составление сложных предложений с сочинительной связью из двух простых.

Например, дети собирали грибы, а взрослые искали на поляне ягоды. Для соединения предложений дошкольники должны использовать сочинительные союзы (и, а, но, до, или и так далее).

  • Составление сложноподчиненных предложений с помощью союзов чтобы, как, когда, потому что, если и т.д.

Мы пойдем в зоопарк, чтобы посмотреть на новорожденных медвежат. Вы стали рано, чтобы успеть в музей на выставку.

  • Формирование навыка рассказывания на свободные и строго определенные темы.

Педагогу нужно выдвинуть к связной речи ребенка следующие требования: обязательное раскрытие темы, наличие прямой речи, правильность структуры повествования, использование выразительных средств, завершенность высказывания.

В качестве инструмента для анализа качества речи ребенка рекомендуем педагогам записывать рассказы детей на аудионосители, прослушивать их вместе с воспитанниками. Такой метод работы позволит явно увидеть динамику в развитии артикуляции дошкольника. Дети становятся участниками учебного процесса, у них воспитывается внимание к собственной речи.

Прогноз по исправлению речевых дефектов будет положительным, если:

  1. С ребенком занимаются систематически.
  2. Заболевание выявлено на раннем этапе, не позже 6-7 лет.
  3. Родители заинтересованы в исправлении артикуляционных недочетов, следят за качеством речи малыша дома.
  4. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей развития подопечного.
  5. Анна Ровенская

    Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.