Главные качества русских воинов, которые уважают даже враги. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин и в чем заключалась хитрость воеводы Претича? Основные качества воеводы

Ключевые моменты сюжета придания летописец выносит в название. Начиная читать летопись, мы уже первых строк интересуемся, в чем же проявляются упомянутые подвиг и хитрость? Оба эти явления имели место в освобождении Руси от печенегов в 968 году во время правления князя Святослава. Тогда жители Киева изнемогали в осаде врага и чувствовали скорый конец, так как попросить о помощи было очень трудно.

Из Киева вызвался рискнуть жизнью ради своих земляков. Он единственный согласился пойти "в логово" печенегов. Если бы враги узнали, что перед ними человек из осажденного города, они, не задумываясь, убили бы его. Тем не менее, юноше придавало уверенности знание языка врагов. Это и помогло пробраться на противоположный берег Днепра. Смекалка парня помогла уберечь русичей от пролития крови, а это многого стоит. Если бы киевляне попытались прорвать облогу силой, неизвестно, насколько велики были бы человеческие жертвы.

Юный киевлянин из предания «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» сумел и Днепр переплыть, а тогда эта река была очень широкая. Его ловкость и сила помогли перебраться к своим невредимым. Подвиг отрока – это не только то, что мы можем видеть и представлять, но и внутренняя победа силы воли над трусостью или нерешительностью, которые испытывали другие жители Киева.

Хитрость может быть направлена не только во вред, иногда она является спутником добрых намерений и дел. Пример последнего находим в летописной повести «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Верный муж Святослава, воевода Претич, сумел обмануть врага. Когда Претич узнал, что киевляне в беде, на второй день с рассветом отправился на печенег. Когда русичи подплывали к берегу, заиграли их сурьмы. Печенегам показалось, что под этот боевой клич возвращается сам князь Святослав. Но и на этом мудрый воевода не остановился. Он знал: если врагам откроется правда, они пойдут в наступление. Небольшой отряд Претича не справился бы с печенегами. Поэтому воевода вышел на берег и на расспросы печенежского князя сказал, что за ними возвращается Святослав с большим войском.

Своею хитростью добился не просто отступления вражеского войска, а мирного разрешения конфликта: «Князь же печенежский сказал Претичу: "Будь мне другом". Тот ответил: "Так и сделаю". И подали они друг другу руки…». Под страхом печенеги оставили Киев, но ушли недалеко – на берег Лыбиди. Далее дело довершил Святослав.

Я думаю, что действия Претича можно назвать не только словом «хитрость», но и лексемами «находчивость» и «смекалка». Воевода сумел наперед просчитать поведение врага и направить его в нужное русло, чтобы потянуть время.

Так благодаря умному храброму отроку и хитрому воеводе спаслись сотни людей. Их подвиг и хитрость помнят уже больше тысячи лет, а ведь они действительно достойны такого почтения.

1) Воевода - - военачальник, правитель у славянских народов. Известен на Руси с X в. В Российском государстве - во главе полка, отряда (конец XV- начало XVIII вв.), города (середина XVI в.-1775 г.), провинции - с 1719-1775 гг. С начала XVII в. городовые воеводы заменили наместников и городовых приказчиков, сосредоточив всю полноту власти на местах. Пост провинциального воеводы утвержден в 1719 г. Должности городовых и провинциальных воевод упразднены в 1775 г.

2) Воевода - - военачальник в Древней Руси. Впоследствии (с конца XV в.) воеводы назначались командующими основными полками в составе московского войска. В XVI-XVIII вв. воеводы также стояли во главе местного управления в Русском государстве, имели в своих руках всю полноту административной и военной исполнительной власти в городе и уезде (в XVIII в. - в провинции).

3) Воевода - - в допетровской Руси глава управления городом с уездом. Полковые воеводы возглавляли каждый из полков или отрядов русского войска. Главный воевода Большого полка соответствовал званию Главнокомандующего русской армией

4) Воевода - - правитель на местах, назначаемый царём

5) Воевода - - военачальник, нередко как правитель, совмещавший административную и военную функции. Термин это появился в Х в. и часто упоминается в летописях. До ХV в. он обозначал либо командира княжеской дружины, либо руководителя народного ополчения. В XV - XVII вв. так именовали командиров полков и отдельных отрядов. В XVIII в. указом Петра I звание " воевода " было отменено.

6) Воевода - - 1. В Киевской Руси гос. чиновник, представитель княжеской власти, руководитель военного гарнизона, исполнявший некоторые адм. обязанности; 2. Руководитель местного уездного звена в системе органов гос. управления России во 2-й пол. XVI в.- 1775.

7) Воевода - (слав.: предводитель войска), на Руси это понятие имело тройное значение: начальника войска, высшего местного управителя и одного из подчиненных органов местного управления. Первое понятие - древнейшей истории до XVI в.; второе принадлежит XVI-XVII вв., когда воевода заменил прежнего наместника, и третье - явилось при Петре I. Воеводы древнерусских князей предводительствовали отрядами княжеской дружины. В Московском государстве русская рать для похода и боя делилась на 5 полков: передовой, большой, правой руки, левой руки и сторожевой (тыльный). Каждый из этих полков имел во главе одного или нескольких воевод. Полковых воевод назначал государь. Кроме полковых воевод, при русской рати состояли еще: 1) воевода ертаульный, начальствовавший легкими войсками; 2) воевода от снаряда, или начальник артиллерии и 3) воевода гулявый - начальник гуляй-города. Главным считался воевода большого полка. При Петре звание военных воевод уничтожено, оставлено только звание гражданских воевод. В XVI-XVII вв. воеводское управление становится системой московского правительства, заменив собою отчасти систему наместничества. Воевод, как высших местных управителей, начинает назначать Иван IV с 1555. Сперва воеводы назначаются только в отдаленные пограничные города, как в места, требовавшие военной защиты; затем в XVII в. они являются уже во всех городах. Воеводы назначались по усмотрению царя вследствие челобитной, которая предварительно рассматривалась в Царской Думе; самое назначение шло через Разрядный приказ или другой, в ведении которого находилось воеводство. Управляли воеводы по наказам и имели обширный круг деятельности. Предметы воеводского управления можно подвести под следующие роды: 1) дела военные: набор войска, раздача жалованья, разверстка службы и т.д.; 2) дела дипломатические; 3) финансовые и хозяйственные дела, ограничивавшиеся однако только надзором, "смотрением"; 4) заботы о доставлении народу благосостояния и безопасности (напр., поимка воров, разбойников и беглых) и 5) дела судебные, напр., решение гражданских дел до 100 и даже до 500 руб. Петр Великий уничтожил воеводское управление, заменив воевод губернаторами (1708). Но позднее, после разделения губерний на провинции (1719), Петр восстановил воевод в качестве правителей провинций и, следовательно, помощников губернаторов, а при его преемниках воеводы назначались и в отдельные города - городовые и пригородные воеводы. После введения Учреждения о губерниях Екатерины II (1775) воеводы и их канцелярии были упразднены. С. Ю.

8) Воевода - - военачальник, правитель у славянских народов. В Русском государстве термин " воевода " обозначал начальника княжеской дружины или главу народного ополчения. Упоминается в русских летописях с X в. В конце XV - XVII вв каждый из полков русского войска имел одного или несколько воевод. Полковые воеводы были ликвидированы Петром I. С середины XVI в. появилась должность городовых воевод, возглавлявших военное и гражданское управление городом и уездом. С начала XVII в. были введены во всех городах России вместо городовых приказчиков и наместников. В 1719 г. воеводы были поставлены во главе провинций. В 1775 г. должность воеводы была ликвидирована.

9) Воевода - военачальник, правитель у славянских народов. На Руси - с 10 в. В Русском государстве - во главе полка, отряда (конец 15 - начало 18 вв.), города (середина 16 в. - 1775), провинции (1719-75).

Воевода

Военачальник, правитель у славянских народов. Известен на Руси с X в. В Российском государстве - во главе полка, отряда (конец XV- начало XVIII вв.), города (середина XVI в.-1775 г.), провинции - с 1719-1775 гг. С начала XVII в. городовые воеводы заменили наместников и городовых приказчиков, сосредоточив всю полноту власти на местах. Пост провинциального воеводы утвержден в 1719 г. Должности городовых и провинциальных воевод упразднены в 1775 г.

Военачальник в Древней Руси. Впоследствии (с конца XV в.) воеводы назначались командующими основными полками в составе московского войска. В XVI-XVIII вв. воеводы также стояли во главе местного управления в Русском государстве, имели в своих руках всю полноту административной и военной исполнительной власти в городе и уезде (в XVIII в. - в провинции).

В допетровской Руси глава управления городом с уездом. Полковые воеводы возглавляли каждый из полков или отрядов русского войска. Главный воевода Большого полка соответствовал званию Главнокомандующего русской армией

Правитель на местах, назначаемый царём

Военачальник, нередко как правитель, совмещавший административную и военную функции. Термин это появился в Х в. и часто упоминается в летописях. До ХV в. он обозначал либо командира княжеской дружины, либо руководителя народного ополчения. В XV - XVII вв. так именовали командиров полков и отдельных отрядов. В XVIII в. указом Петра I звание " воевода " было отменено.

1. В Киевской Руси гос. чиновник, представитель княжеской власти, руководитель военного гарнизона, исполнявший некоторые адм. обязанности; 2. Руководитель местного уездного звена в системе органов гос. управления России во 2-й пол. XVI в.- 1775.

(слав.: предводитель войска), на Руси это понятие имело тройное значение: начальника войска, высшего местного управителя и одного из подчиненных органов местного управления. Первое понятие - древнейшей истории до XVI в.; второе принадлежит XVI-XVII вв., когда воевода заменил прежнего наместника, и третье - явилось при Петре I. Воеводы древнерусских князей предводительствовали отрядами княжеской дружины. В Московском государстве русская рать для похода и боя делилась на 5 полков: передовой, большой, правой руки, левой руки и сторожевой (тыльный). Каждый из этих полков имел во главе одного или нескольких воевод. Полковых воевод назначал государь. Кроме полковых воевод, при русской рати состояли еще: 1) воевода ертаульный, начальствовавший легкими войсками; 2) воевода от снаряда, или начальник артиллерии и 3) воевода гулявый - начальник гуляй-города. Главным считался воевода большого полка. При Петре звание военных воевод уничтожено, оставлено только звание гражданских воевод. В XVI-XVII вв. воеводское управление становится системой московского правительства, заменив собою отчасти систему наместничества. Воевод, как высших местных управителей, начинает назначать Иван IV с 1555. Сперва воеводы назначаются только в отдаленные пограничные города, как в места, требовавшие военной защиты; затем в XVII в. они являются уже во всех городах. Воеводы назначались по усмотрению царя вследствие челобитной, которая предварительно рассматривалась в Царской Думе; самое назначение шло через Разрядный приказ или другой, в ведении которого находилось воеводство. Управляли воеводы по наказам и имели обширный круг деятельности. Предметы воеводского управления можно подвести под следующие роды: 1) дела военные: набор войска, раздача жалованья, разверстка службы и т.д.; 2) дела дипломатические; 3) финансовые и хозяйственные дела, ограничивавшиеся однако только надзором, "смотрением"; 4) заботы о доставлении народу благосостояния и безопасности (напр., поимка воров, разбойников и беглых) и 5) дела судебные, напр., решение гражданских дел до 100 и даже до 500 руб. Петр Великий уничтожил воеводское управление, заменив воевод губернаторами (1708). Но позднее, после разделения губерний на провинции (1719), Петр восстановил воевод в качестве правителей провинций и, следовательно, помощников губернаторов, а при его преемниках воеводы назначались и в отдельные города - городовые и пригородные воеводы. После введения Учреждения о губерниях Екатерины II (1775) воеводы и их канцелярии были упразднены. С. Ю.

О русских солдатах сложено множество легенд, их подвиги известны во всем мире и вызывают уважение земляков и граждан других стран. Образ русского воина особенно ярко формируется из тех качеств, которыми характеризуют его противники. Те, кто сталкивался с ними в боевых ситуациях, считают, что у русских особый набор черт, сформированных менталитетом, традициями и этническими особенностями. Так каких же качеств наших солдат больше всего опасались противники?

Секрет успеха военных операций

После того как германская армия в 1914-м и 1940 годах смогла уничтожить французов и англичан, армии которых считались самыми сильными в Европе, но при этом была разгромлена во время Великой Отечественной войны русскими, историки и военные аналитики стали задаваться вопросом, в чем истинная причина таких исходов? После тщательного анализа специалисты пришли к выводу, что дело не только в оснащении, современном оружии, тактической и технической подготовке - огромную роль играют психологические и физиологические особенности солдат и офицеров, их национальные традиции, ценности и приоритеты.

Боевой дух

Многие историки сходятся во мнении, что именно в загадочном боевом духе кроется секрет всех побед русской армии. Эта совокупность моральных и психологических качеств определяет боеспособность. Во время войны боевой дух солдат поддерживают командиры. Поднятие боевого духа достигается путем воспитания идейных убеждений, сплоченности, храбрости. Неотъемлемой частью формирования боевого духа является атмосфера товарищества и взаимовыручки.

Боевой дух определяет моральную и физическую готовность солдат противостоять врагам, терпеть лишения и тяготы военной жизни, преодолевать себя и постоянно стремиться к победе. О значимости этого качества говорил еще Наполеон: «Один солдат, обладающий высоким боевым духом, стоит трех, лишенных этого оружия».

Целеустремленность и стойкость

Русский солдат всегда четко знает, к чему он стремится. Конечная цель всех действий - победа. Выиграть каждое сражение, каждый бой и в конечном счете одержать победу в войне. Как говорят о русских европейцы, «для них не существует полумер - либо все, либо ничего».

Изучая эпизоды военных действий, аналитики сделали вывод, что именно целеустремленность русских солдат часто играла роль катализатора, ведь самое правильное и взвешенное, но не доведенное до конца решение в итоге проиграет по результативности спонтанному порыву, выполненному с точностью и логически завершенному.

Стойкость присуща всем русским воинам. В любом сражении солдаты бьются до последнего патрона, последнего вздоха. Стойкость русских в обороне пугает противников. Благодаря этому качеству многие нападения и осады были отражены.

Храбрость

Это качество русского воина воспето многими авторами. Храбрость считается национальной чертой русского человека. Способность спасать других ценой собственной жизни, бросаться на танки, закрывать своим телом боевые снаряды, осознавая, что это необходимо для Родины, для земляков, для будущих поколений, присуща русским офицерам и солдатам.

По признаниям тех, кто встречался с ними в бою, «русские смело идут на смерть, без страха и колебаний. Они верят в то, что если им суждено умереть, то смерть найдет их где угодно. Эти люди часто говорят странную фразу о том, что двум смертям не бывать». Русские презирают трусость так же, как в других армиях презирают подлость.

Немецкий военный историк генерал фон Позек отмечал в своих работах: «Русские часто шли в атаку на наши пулеметы и артиллерию, даже когда их атака была обречена на поражение. Они не обращали внимания ни на силу нашего огня, ни на свои потери».

Хладнокровие

Способность сохранять ясность ума в любой критической ситуации - еще одна характерная черта русских солдат. Русский солдат не впадает в панику. На поле боя среди убитых и раненых сослуживцев, находясь под пулями врага, он способен в считаные минуты собраться с мыслями. Известно много случаев, когда в состоянии, близком к гибели, солдаты предпринимали блестящие тактические действия и часто выходили из сложных ситуаций победителями.

Военный обозреватель одной из австрийских газет считал хладнокровие одной из самых ярких черт русских военных. Он писал: «Русские летчики хладнокровны. В атаках русских, быть может, отсутствует планомерность, как и у французов, но в воздухе русские летчики непоколебимы и могут переносить большие потери без всякой паники. Русский летчик есть и остается страшным противником».

Сплоченность и солидарность

И много лет назад, и сейчас русские поражают всех своим умением объединяться в самых сложных ситуациях. Для иностранцев настоящая загадка, каким образом в момент, когда все складывается очень плохо, русские находят силы, поднимаются с колен, встают плечом к плечу. И в этот момент они способны противостоять врагам, уверенно отстаивая интересы своей страны.

Ф. Энгельс отмечал: «Нет никакой возможности рассеять русские батальоны: чем опасность грознее, тем крепче держатся солдаты друг за друга».

Это актуально и в настоящее время. Чем опаснее угроза, нависающая над страной и русским народом, тем сильнее стремление объединиться и без тени сомнения биться за Родину.

Сила воли

Сила воли - неотъемлемая черта русского солдата. Эта способность преодолевать трудности помогает выдерживать тяжелые условия военного времени. Несгибаемая сила воли нашла отражение в разных военных эпизодах. Многие русские солдаты, офицеры, партизаны до конца терпели пытки, издевательства врагов, но не предавали Родину, не сдавались в плен и не выдавали секретных сведений.

Русский солдат способен длительное время переносить нужду и лишения. Он может долго терпеть голод, холод, отсутствие элементарных бытовых условий.

В обобщенном значении воевода - это значит «военный начальник». Свое начало эта должность берет еще в древней Руси и действует она примерно до конца XVIII века. А затем, хотя официально и не отменялась, была постепенно вытеснена офицерскими званиями, которые были введены Петром I. В разные времена ей было присуще разное значение и разные функции.

Определение

Значение рассматриваемого термина менялось от века к веку и в основном имело три разновидности.

  • В первом значении воевода - это лицо, стоящее во главе войска. Оно относится к древним временам и дошло до XVII века.
  • Второе значение - высший администратор местного масштаба. Его появление относится к XV веку и заменяет название прежнего наместника. Просуществовало оно до конца XVII столетия.
  • Третье - один из подчиненных органов в местном управлении. Появилось во время правления Петра I и прекратило существование с проведением губернской реформы Екатериной II в 1775 году.

Появление и распространение

Впервые это понятие встречается в одной из летописей X века, рассказывающей о походах князя-воеводы Святослава. В XI-XIV слово почти полностью исчезает из употребления, что обусловлено распадом общей армии киевских князей на небольшие дружины.

Распространение звание воевода получает по мере того, как происходит укрепление армии Московского княжества. Оно наблюдается в разрядных книгах, относящихся к концу XVI века, уже в качестве сложившейся системной единицы. Тогда это звание обозначало всякого военачальника, независимо от того, каким видом войска или его части он командовал.

Большой воевода

Должность ратного воеводы не относилась к постоянным, их назначали по мере необходимости для руководства в походах. Войска в Московском государстве, как правило, подразделялись на полки, и во главе каждого из них был воевода или несколько. На то, что одни воеводы подчинялись другим до начала XVII века, никаких указаний не существует, все они действовали коллегиально.

Во время русско-польской войны 1631-1634 годов назначался большой воевода - это был уже главнокомандующий, и ему подчинялись воеводы полков. В то же время у главного воеводы в подчинении был один из полков, как правило, большой. Кроме того, в его задачи входила и мобилизация. Назначение на эту должность происходило по выдаче царской грамоты или указа Боярской думы.

В местном самоуправлении

Появление воеводы как представителя органов местного самоуправления относится ко времени упразднения кормлений (1555-56 гг.). Хотя уже в XV веке рядом с наместниками стояли так называемые местные воеводы, или городовые.

Эта трансформация была связана с тем, что перед государством встали военные задачи во вновь образованных окраинных городах. Само население здесь в большинстве своем было военнообязанным. А также были присоединены новые области, населенные другими народностями, в которых управление сосредотачивалось в руках военных.

В XVI-XVII веках воеводы - это еще не замкнутая служилая корпорация, как, например, сформировавшийся позже офицерский корпус. В теории им мог стать каждый русский дворянин за небольшим исключением. Наиболее часто на этот ответственный пост назначались царские приближенные. Иногда на постоянной, а иногда и на временной основе.

Как сообщал один из чиновников Посольского приказа Котошихин Г. К., воеводы подчинялись великому князю (царю) и несли личную ответственность перед ним. Некоторых из них за провинности били кнутом на площади, казнили, отнимали поместья, ссылали на поселение в Сибирь с женами и детьми.

Со второй половины XVII века в армии широко внедряются полки, сформированные из иноземцев, а те полки, которые возглавлялись воеводами (разрядные), утрачивают свое значение. Фактически они становятся одним из видов ополчения.

Обязанности городского воеводы

Воеводы, отслужившие в полках, часто в солидном возрасте назначались «для отдохновения» городовыми на недолгий срок (2-3 года). В их военные обязанности входило принятие превентивных мер, касающихся неприятельских нападений, формирование войска и командование им.

А также в их ведении находился острог (небольшая крепость), засеки (оборонительные сооружения) и руководство обороной. В обязанности городского воеводы входил сбор и учет проживающих в его уезде служилых людей. Он заполнял их книжки, где отмечались приезды и отпуска.

Городскому воеводе полностью подчинялись так называемые приборные - казаки, стрельцы, пушкари и другие. Он собирал на службу охочих людей (добровольцев) и даточных людей (несших воинскую повинность). С образованием на местах разрядов или полков, стали различаться - главный город и приписные города. При этом воеводы в приписных городах подчинялись воеводе города главного.

В качестве органа подчинения в местном самоуправлении в XVII веке воевода вел происхождение от городского воеводы московских времен. В 1702 году Петр Великий поставил его рядом с заседателями, происходившими из дворян, которые пришли на замену губным старостам. В 1708 году воевода был переименован в обер-коменданта, или коменданта. Так его называли примерно до 1718-1720 годов. Тогда он под этим наименованием стал главой уезда, но при этом имел только полицейскую власть. В таком виде воеводы просуществовали до реформ, проведенных Екатериной II.

Одним из интересных фактов является то, что существует так называемая Молитва воеводе. Однако к описанной выше должности непосредственного отношения она не имеет. Эта молитва имеет и другие названия - «Взбранной воеводе» и «Воеводе победительной».

В православном богослужении это кондак (краткое песнопение) Богородице. Считается, что он появился после осады Константинополя в 626 году славянами, аварами и Сасанидами (династия персидских правителей). Тогда патриарх Сергий I прошел вокруг городских стен с иконой Богоматери, и опасность миновала.

Еще с рассматриваемым понятием связан ракетный комплекс, принадлежащий к четвертому поколению - Р-36М2. В шифре проекта он значится как «Воевода», а в НАТО называется «Сатана». Комплекс оснащен межконтинентальной многоцелевой ракетой, относящейся к тяжелому классу. Ее в народе называют ракета «Царь-Воевода». Она предназначена для того, чтобы поражать все виды целей, которые защищены современными средствами ПРО. Комплекс дает возможность реализации стратегии гарантированного ответного удара.