Кельтский эпос: характеристика кельтов и их произведений. Погребная Я.В.: История зарубежной литературы Средних веков

Самой многочисленной из народностей, населявших Западную Европу в середине 1 тыс. До н.э., были кельты . Сначала они жили на территории нынешней Франции, а в VI-III вв. до н.э. остались на территории Испании, заняли господствующее положение в Британии, Северной Италии, Северной Германии, Чехии, частично Венгрии и Трансильвании. В III в. до н.э. начали неудачный поход в Македонию и Грецию, Малую Азию, где частично осели и стали известны позже как галлы (современная Франция - страна франков - долго называлась Галлией - страной галлов - кельтов).
Сначала кельтами управляли военные вожаки и жрецы - друиды - носители и хранители «божественной мудрости», воспитатели молодежи. Позже в большинстве кельтских племен возникло что-то вроде аристократической республики, подобной ранней Римской республике. Как и каждый народ, кельты имели свои весьма специфические, оригинальные мифические представления. Так получилось, что христианство у кельтов было принято значительное позже, чем у народов материковой Европы (в XV в.). Христианские пасторы относились к суевериям язычества спокойнее. Поэтому и сохранилось у кельтов немало мифических представлений, которые у наших народов были частично вытравлены христианством, а частично забылись сами собой. В частности, вера в то, что не только живые существа имеют то, что в христианстве называется душой, а это касается и деревьев, камней и т.п. Следы кельтской мифологии можно найти у классиков мировой литературы (У. Шекспир).

Филиды и барды

Кельтский эпос представлен множеством саг (в переводе - «сказание», «рассказ»). Создавали и хранили песни и саги (большие прозаические произведения с поэтическими вставками эпического характера) филиды . Одновременно с ними песенно-поэтическим творчеством занимались барды . Это слово прижилось и у нас и означает автора песен, который сам исполняет их. У кельтов бардами называли народных певцов - поэтов, которые впоследствии стали заниматься песенно-поэтическим творчеством профессионально, живя при дворах феодалов или путешествуя каменистыми тропами Шотландии, Уэльса и других частей Британских островов. Филиды же занимались литературной деятельностью по совместительству. Они занимали очень важные должности при дворах кельтских обладателей: были советниками, жрецами, сохраняли генеалогию знатных кланов. Поскольку в общественном положении бардов и филидов существовала большая разница, то и сферы литературной деятельности у них были разные: барды создавали разнообразные песни - похвальные, обличительные, лирические и другие, а филиды творили своеобразную летопись национальной истории - эпические саги.

Циклы кельтского эпоса

Выделяют два цикла кельтского эпоса:

  • Уладский (от названия племени уладов, обитавших на территории современного Ольстера), или северный, Ольстерский;
  • цикл Финна (названный именем полулегендарного вожака фениев - представителей особой военной организации, не зависящей от королевской власти, которая действовала на всей территории Ирландии, кроме Ольстера), или Южный.

Уладский цикл

Сначала главным героем Уладского цикла кельтских саг был полулегендарный король Конхобар , который якобы руководил Северной Ирландией в первой половине I в. до н.э. Впоследствии внимание рассказчика переносится с «первого лица» на племянника Конхобара - молодого непобедимого богатыря Кухулина, которого часто называли «кельтским Гераклом».
Кухулин - сын Дехтире, сестры Конхобара, и бога света Луга. По другой версии, его прижил Конхобар с Дехтире. Парень с детства поражал своей силой: пятилетним мальчишкой он легко побеждал 50 сверстников, в шестилетнем возрасте убил страшную собаку кузнеца Кулана, которую не мог одолеть целый отряд вооруженных воинов.
Герой наделен необычайной красотой. Женщины Ирландии влюблялись в него с первого взгляда. Он решил жениться, но родители девушки, к которой он посватался, требовали от него выполнения трудных заданий, надеясь на то, что парень погибнет. Однако Кухулин вышел победителем из всех испытаний и женился на любимой. Во время этого опасного сватовства герой побывал в Шотландии, где одна богатырка научила его тайнам боевого искусства. Он полюбил ее, она родила ему сына Конлайха . Когда сын вырос, он поехал в Ирландию разыскивать отца. Они встретились, но не узнали друг друга. Произошло недоразумение - в поединке Кухулин убил собственного сына.
Богатырь совершил много подвигов. Так, когда ему исполнилось 17 лет, королева Коннахта колдунья Медб пожелала стать богаче своего мужа, который имел замечательного дорогого вола. По ее приказу был похищен еще более прекрасный коричневый бык, что и стало причиной войны между Уладом и Коннахтом. Когда большое войско Коннахта вошло в Улад, все жители с помощью магии были поражены болезнью - сонливостью - и не могли сопротивляться. Только Кухулин был освобожден от этой болезни через свое божественное происхождение. Поэтому юноша один вынужден был защищать родину. Он залег в броду, через который должен был пройти враг, выставил табличку, которая обязывала проходить через брод по одному, а сам вступал с каждым в поединок. Так без отдыха в течение трех зимних месяцев герой защищал свою землю, пока уладцы не исцелились и не пришли ему на помощь. Развязка этой саги философская: похищенный коричневый бык убил белорогого вола и сам разбился о скалу. Оба вола погибли - воевать не было смысла, поэтому враждующие стороны заключили мировое соглашение.
Кухулину присущи такие черты, как верность слову, благородство, умение сочувствовать, уважать человека, из-за чего он и погиб. Коварные коннахтские ведьмы, зная о том, что ему нельзя есть мясо собаки, попросили его полакомиться им. Поскольку Кухулин никогда не отказывал женщинам, то нарушил строгое тотемное табу, что и привело его к смерти. Погиб, как и было ему предсказано, от своего собственного копья. Итак, герой стал воплощением лучших черт народа, выражением его сил и возможностей.

Цикл Финна

В III в. на юге Ирландии существовала военная организация, которая не подчинялась королевской власти. У нее были свои законы.

  1. Брать себе жену не за богатое приданое, а за личные качества.
  2. Не насиловать женщин.
  3. Не отказывать женщинам в еде и драгоценностях.
  4. Уклоняться от поединка не менее чем с 10-ю воинами.

​Рассмотрим одно из известных произведений этого цикла.

«Преследования Диармайда и Грайне»

Старый Финн посватался к Грайне , дочери короля Ирландии Кормака , но та предпочла его племянника, молодого богатыря Диармайда . Во время свадьбы она подсыпала в вино Финну и другим гостям снотворное зелье и с помощью магического заклинания заставила Диармайда бежать вместе с ней. Они долгое время жили в лесу. Диармайд уничтожил большое количество воинов, которых посылал против него Финн. Сын и внук Финна и некоторые другие вожаки фениев сочувствовали Диармайду, считая его невиновным, поскольку на него были наложены магические чары любви. В конце концов произошло примирение между дядей и племянником, но Финн сделал так, что волшебный вепрь убил Диармайда. После смерти племянника он сам женился на молодой вдове и примирился с сыновьями Диармайда.

Отличия кельтского эпоса от англосаксонского

Кельтский эпос существенно отличался от англосаксонского. Во-первых, тем, что был разделен на циклы. Во-вторых, его главным героем мог быть не только мужчина - богатырь, но и женщина, причем хитрая, умная, решительная, независимая, непокорная, целеустремленная, способна на большие чувства. Она ни в чем не уступала мужу. В горе не впадала в отчаяние, рассчитывала только на себя, сама же принимала судьбоносные решения. Бесспорно, автор идеализировал женщину, но ее образ не принижал образ героя - богатыря. Вместе с тем такое отношение к женщине было нетипичным для того времени в целом и героического эпоса как жанра литературы в частности.
Источник (в переводе): Давыденко Г.Й., Акуленко В.Л. История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения. - К.: Центр учебной литературы, 2007

Кельтский эпос – один из значит.памятников эпохи раннего средневековья. Его творцами были кельты, населявшие территорию современной Ирландии, юж.часть Англии и сев.Франции.

Из всех народов после крушения Римской империи островные кельты (ирландцы, шотландцы, уэльсцы) в 1-м тыс. н.э. находились на наиболее архаической ступени культуры . Наиб. Законченная форма культуры родового строя у Ирландии . В период с 3 – 8 в. н.э., когда формиров. Ирландский Героич.эпос, в Ирландии господствовали обычаи, характерные для родового строя: общинное земледелие, натур.хоз-во, власть вождей/старейшин, кровная месть, культ племенных богов, природных сил и духов, обряды и заклинания. Хотя в V в. кельты подверглись христианизации, но она не пустила глубоких корней. Кельты оставались верны языческим традициям, верили в племенных богов, в природные силы и духов, во всякого рода магические заклинания, зароки, табу.

На этой основе из родовых и местных приданий вырос насыщенный миф.предсавлениями героический эпос . Первоначально хранителями поэт.предания – старейшины , являющиеся и жрецами, и певцами-заклинателями,колдунами и т.д. Затем произошло разделение. Певцы-сказители разделились на б а р д о в и ф и л и д о в. Барды – лирическая поэзия, связ.с музыкой. (оседлые – на службе у князя, бродячие – жившие сбором добровольных пожертвований слушателей). Филиды – прорицатели, законоведы, знатоки старых верований и преданий. Также певцы и рассказчики. Главная специальность – рассказ эпических преданий, которые они подвергали систематизированию и сложной лит-ной обработке. Долгое время они сохранялись в устной форме. Они рассказывали также эпические повести (скелы), они имели прозаич.форму, вследствие чего их называют «сагами», затем стали добавлять стихотворные вставки (речь действ.лиц в местах значит.драм.напряжения). При переходе от филида к его ученику вероятно, что текст выучивался не полностью, а только схема саги и существенные её части, остальное – импровизация.(описание пиров, вооружение героев и тд), для к-х существовали традиц.стил.формулы, переносившиеся рассказчиками из одной саги в другую.

Первые записи преданий были сделаны в VII-VIII вв. монахами, наносились они на шкуры животных . Монахи подвергли записи христианизации, но не особо глубокой, т.к. церковь Ирландии была независима от Рима, поэтому ещё долгое время здесь держалось «двоеверие». Поэтому ирл.монахи не меняли языческих элементов (сохр.упомин.о колдовстве, столкновениях с с и д а м и (духи,эльфы,феи). Благодаря этому ирл.эпос богаче эпоса остальных западноевроп.народов пережитками верований и представлений эпохи род.строя.

Один текст, например, назывался "Книга Бурой коровы". Всего в библиотеках
собрано до 300 томов сказаний, которые назывались "сагами". Сага - небольшой
по объему рассказ, который исполнялся в течение одного вечера. Обычно это происходило тогда, когда мужчины, вернувшиеся домой после охоты или рыбной ловли, коротали время перед сном. Иногда саги образовывали цикл, длительное по сюжету повествование. Наиболее известный цикл - "Похищение быка из Куалнге".

Самая древняя часть кельтского эпоса - уладский цикл , рожденный сказителями из племени уладов, живших в северной части Ирландии, на территории современного Ольстера. Главный герой цикла- Кухулин , в нем находим черты народного заступника: благородство, смелость, готовность отдать жизнь за своих близких. Образ насыщен миф.чертами, идеал доблести и совершенства. Защитник слабых и угнетённых. Он гибнет как герой, став жертвой своего великодушия. Вместе с ним его верная подруга Эмер, воплощение кельтского женского идеала. Для кельтского эпоса, тесно связанного с фольклорной традицией, характерны элементы фантастики, богатство и красочность сюжетов и какая-то особая непосредственность, наивность, "детскость" восприятия мира.

  1. в образе Кухулина воплощ.нравственные представления древ.кельтов
  2. синтез с фольклорными традициями, синтез со сказаниями о первопредках
  3. важность роли и активности женщин
  4. наличие мифологич.сказочной фантастики, волшебства
  5. синтез прозы и стихотворных включений

Из всех полуварварских народов, выступивших на арену миро­вой истории после крушения Римской империи, островные кельты (ирландцы, шотландцы, уэльцы) в первом тысячелетии н. э. пережи­вали наиболее архаическую ступень культуры. Замедленность у них общественного развития, проявившаяся в устойчивости родового строя, была отмечена Энгельсом, который писал: «Древнейшие из сохранившихся кельтских законов показывают нам род еще по­лным жизни; в Ирландии он, по крайней мере инстинктивно, живет в сознании народа еще и теперь, после того как англичане насиль­ственно разрушили его; в Шотландии он был в полном расцвете еще в середине прошлого (т. е. XVIII.- А. С.) столетия и здесь был также уничтожен только оружием, законодательством и судами англичан» 1 . (1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, т. 21, с. 130.)

В наиболее законченной форме мы находим культуру родового строя и порожденную им литературу в Ирландии, которая после занятия ее кельтами (приблизительно в VI в. до н. э.) до первых на­бегов скандинавов в конце VIII в. не знала иностранных вторжений и развивалась вполне самобытно. В период с III по VIII в. н. э., когда формировался ирландский героический эпос, в Ирландии гос­подствовали все те учреждения и обычаи, которые характерны для родового строя. Это общинное землевладение, натуральное хозяйство, власть вождей или старейшин (называвшихся «королями»), общее народное собрание всех взрослых мужчин, парный брак, с пережит­ками группового брака и матриархата, обычай усыновления, кров­ная месть, нередко, впрочем, уже заменявшаяся выкупом, культ племенных богов, природных сил и всякого рода духов, широкая практика магических обрядов и заклинаний.

Правда, даже в эту древнюю эпоху наблюдаются определенные признаки разложения родового строя, выразившегося в значитель­ном имущественном и правовом неравенстве разных слоев населе­ния и в захвате части земель в личную собственность вождями или старейшинами. Однако к феодализму в подлинном смысле это ни тогда, ни позднее, после англо-нормандского завоевания, не приве­ло. Точно так же и христианизация Ирландии, происшедшая в V в., в значительной мере стараниями военнопленного уэльца Патрика (прозванного «апостолом Ирландии») не оказала особенного влия­ния на устройство и нравы древнеирландского общества.

На этой основе, из родовых и местных преданий, вырос насы­щенный мифологическими представлениями героический эпос, ко­торый рано перешел в руки профессиональных сказителей. Перво­начально хранителями всякого поэтического предания здесь были старейшины родов, которые являлись одновременно жрецами, пев­цами-заклинателями, колдунами, знахарями и судьями. С течением времени, однако, произошла дифференциация. Раньше всего выде­лились жрецы-заклинатели, получившие название друидов . Около этого же времени певцы-рассказчики разделились на две корпорации - бардов и филидов .


Барды разрабатывали ли­рическую (в широком смысле слова) поэзию, связанную с музыкой. Но так как сюда входили также песни хвалебные, слагавшиеся в честь князей и героев, а с другой стороны, позорящие, напра­вленные против личных или родовых врагов, то в поэзии бардов содержится немало упоминаний о различных исторических и полу­легендарных происшествиях. Различались барды оседлые, т. е. со­стоявшие на службе у какого-нибудь князя, и бродячие, жившие сбором: добровольных пожертвований слушателей за исполнение песен.

Филиды , другая корпорация, были прорицателями, законоведа­ми, знатоками генеалогий главнейших родов, старых верований и преданий, занимая в качестве таковых места ближайших советни­ков князей. Наряду с этим филиды были также певцами и рассказчиками.

Главной их специальностью было рассказывание эпических преданий, которые были ими систематизированы и подвергнуты сложной литературной обработке. В долгие зимние вечера филиды развлекали собравшихся у очага обитателей княжеского дома рас­сказыванием эпических повестей. С самого начала эти повести (скелы ) имели прозаическую форму, вследствие чего их часто назы­вают сагами (по аналогии с называвшимися так прозаическими по­вестями скандинавских народов).

Но очень рано филиды стали вставлять в них стихотворные отрывки, передавая стихами исключительно речи действующих лиц в тех местах, где рассказ достигает значительного драматического напряжения. Число таких поэтиче­ских вставок с течением времени изменялось, обычно возрастая. Но и прозаическая канва саги не всегда была вполне устойчивой. Очень вероятно, что при переходе саги от филида к его ученику послед­ним нередко заучивался не весь текст, а только схема саги и самые существенные ее части; в соединительных же частях пре­доставлялась свобода для импровизации рассказчика. Это касается главным образом таких мест, как описания пиров, вооружения ге­роев, поединков и т. п., для которых существовали традиционные стилевые формулы (как во всяком устном эпосе), переносившиеся рассказчиками из одной саги в другую.

Первые записи ирландских саг были сделаны в VII-VIII вв., уже после того как филиды прекратили свое существование, мона­хами, которые подвергли их некоторой христианизации. Однако эта христианизация не была особенно глубокой. Ирландское духовен­ство было местного происхождения, и церковь Ирландии сохраняла независимость от Рима, который не присылал в Ирландию своих ставленников для занятия высших церковных должностей и прове­дения соответствующей политики. Поэтому духовенство было здесь глубоко связано с местным населением, среди которого еще долгое время после христианизации держалось «двоеверие». Вследствие этого ирландские монахи, записывая старые саги, проявляли довольно большую терпимость к содержавшемуся в них языческо­му элементу. Иногда особенно яркие черты языческого культа опу­скались или даже присочинялся в христианском духе новый конец саги; однако обычно монахи-переписчики сохраняли все упомина­ния о колдовстве, заклятиях, столкновениях или любовном обще­нии людей с сидами (духи вроде эльфов и фей) и т. п.

Благода­ря этому ирландский эпос богаче эпоса всех остальных западно-европейских народов пережитками верований и представлений эпохи родового строя.

Древнейшей частью ирландского эпоса является уладский цикл , сложившийся на севере Ирландии, среди племени уладов (в области, теперь называющейся Ольстером). Центральная фигура, объединяющая его - король уладов Конхобар (живший будто бы в I в. н. э.), главный герой - племянник Конхобара, Кухулин . По­следнему посвящен ряд эпизодических саг, которые, если разместить их в определенном порядке, могут составить легендарную биографию этого героя.

Кухулин - сын Дехтире , сестры Конхобара, и бога света Луга . По другой вер­сии, его прижил сам Конхобар с Дехтире (представление, восходящее к периоду матриархата).

Когда Кухулин стал юношей, женщины и девушки Ирландии начали влюблять­ся в него за его красоту и подвиги. По настоянию уладов он решил жениться, но отец девушки, к которой он посватался, потребовал от него исполнения ряда трудных задач, надеясь, что Кухулин погибнет. Кухулин, однако, вышел победите­лем из всех испытаний и женился на девушке. Во время этого опасного сватовства Кухулин побывал в Шотландии, где одна богатырша обучила его всем тонкостям боевого искусства. Там он слюбился с другой богатыршей, которая родила ему сы­на Конлайха. Когда Конлайх вырос, он отправился в Ирландию разыскивать отца. Они встретились, сразились, не узнав друг друга, и отец убил сына.

В возрасте семнадцати лет Кухулин совершил свой величайший подвиг. Королева Коннахта (западная область Ирландии, издавна враждовавшая с Уладом-Ольстером), желая во что бы то ни стало добыть необычайно рослого и красивого бы­ка, принадлежавшего одному уладу, который не хотел его продать, снарядила огромное войско и вторглась в Улад. Она избрала для этого время, когда все улады были поражены магической болезнью, раз в год повергавшей в полное бес­силие всех, кроме Кухулина, который был свободен от этого недуга в силу своего божественного происхождения. Вынужденный один оборонять свою родину, Куху­лин залег у брода, через который должно было пройти неприятельское войско, и выставил таблички с заклинанием, обязывавшим врагов переходить брод по одному, поочередно вступая с Кухулином в единоборство. Без отдыха он победо­носно выдерживал эти поединки в течение трех зимних месяцев, пока, наконец, улады не исцелились и не пришли к нему на выручку (сага «Похищение быка из Куальнге» ).

В одной из саг описывается, как Кухулин состязался с другими героями уладов. Он превзошел их всех в храбрости, приняв вызов волшебника Курой, который предложил желающему отрубить ему голову с условием, что потом сам он, если сможет, сделает с противником то же самое. Кухулин отрубил Курой голову, кото­рая немедленно приросла, и затем положил свою голову на плаху, но Курой объя­вил, что это было лишь испытанием его смелости.

Облик и характер Кухулина насыщены мифическими чертами. Он обладает целым рядом чудесных свойств и способностей. Когда он приходит в «боевую ярость», то необычайно вырастает и весь искажается; на конце каждого его волоска выступает капля крови; от его тела исходит необыкновенный жар; он может, воткнув копье в землю, взлезть на вершину его и стать босой ногой на его нако­нечнике; он почти обладает способностью летать; в трудных слу­чаях он пускает в ход «рогатое» копье (с разветвленным наконечни­ком), которое мечет во врага не рукой, а пальцами ноги, стоя в воде.

Вместе с тем в образе Кухулина древняя Ирландия воплотила свой идеал доблести и нравственного совершенства. Он великоду­шен к врагам, отзывчив ко всякому горю, вежлив со всеми, всег­да - защитник слабых и угнетенных. Характерна в этом отношении сага о его смерти. В ней рассказывается, как он гибнет, став жер­твой собственного великодушия и благородства.

Другой большой цикл, сложившийся на юге Ирландии, имеет своим главным героем Финна , вождя фенниев . Так называлась особая организация воинов, необыкновенно искусных в ведении боя и в физических упражнениях, занимавшихся будто бы только вой­ной и охотой и не подчинявшихся никакой власти в Ирландии, кро­ме власти своего вождя. Наряду с Финном в этих сагах упоми­наются его сын Ойсин, или Оссиан , искусный в сложении песен, и внук Осгар .

Цикл сказаний о Финне был впоследствии обработан в виде сти­хотворных народных баллад, получивших широкое распростране­ние не только в Ирландии, но и в Шотландии. Там с ними познако­мился около 1760 г. Джемс Макферсон , который использовал некоторые их сюжеты в своей гениальной имитации народной по­эзии - сборнике «Песни Оссиана». Сборник этот стал известен в многочисленных переводах и подражаниях на разных европейских языках.

Из других циклов выделяется группа саг о чудесных плаваниях. Древние ирландцы были смелыми мореплавателями, и есть сведе­ния, что еще до скандинавов они достигли берегов Америки. Впе­чатления от необыкновенных явлений природы, которые им при­шлось наблюдать на островах Атлантического океана, смешались с представлениями о чудесном обиталище духов женского пола - сид , о «кельтском Элизиуме», куда доступ открыт лишь из­бранным героям. Отсюда - повести о фантастических плаваниях героев в «чудесную страну» или «страну блаженства», где обитают только прекрасные женщины и где царит вечная юность. Триста лет, проведенные там героем, кажутся ему тремя днями. Если он, вернувшись домой, ступит ногой на родную землю, то сразу стано­вится дряхлым старцем и рассыпается в прах (сага «Плавание Брана» ).

В другой кельтской области, Уэльсе, существовала не менее раз­литая литература. Но в то время как до нас дошла богатая лириче­ская поэзия древнеуэльских бардов (начиная с IV в. н. э.), от уэльского эпоса почти ничего не сохранилось. Мы можем судить о нем лишь по аналогии с ирландским эпосом, а также по отражениям уэльских сказаний во французских романах «бретонского цикла» (см. главу 11).

ТЕСТЫ ПО ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Для промежуточной или итогоовй атттестации

ПРИМЕЧАНИЕ: в некоторых тестах правильных ответов может быть несколько, а в некоторых правильный ответ может отсутствовать.

РАЗДЕЛ 1. ЛИТЕРАТУРА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

1 . S: Установите соответствие между периодами и их хронологическими рамками:

Раннее Средневековье

Зрелое Средневековье

Позднее Средневековье

X-XIII века

XIY-XY века

2. S: Установите соответствие между этапами Раннего Средневековья и их хронологическими рамками:

Падение Римской империи

Эпоха Великого переселенья народов

- «Темные века»

Каролингское и Оттоновское Возрождения

455 г. н. э.

YII-YIII века

3 . S: Началом эпохи Средневековья выступает

455 г. н. э.

476 г. н. э.

410 г. н. э.

4 . S: Значительный вклад в изучение средневековой словесности внесли:

М. П. Алексеев

В. М. Жирмунский

В. И. Кулешов

Б. И. Пуришев

А. А. Смирнов

С. С. Мокульский

А. Я. Гуревич

А. И. Ревякин

Ю. М. Лотман

5 . S: Литература Раннего Средневековья сформировалась на основе:

Частично сохранившейся античной литературы

Архаических эпосов

Христианской литературы

Литературы Ближнего Востока

Византийской литературной традиции

Героических эпосов

6 . S: Три потока средневековой литературы представлены:

Городской литературой

Рыцарской литературой

Клерикальной литературой

Мифологией

Переводной литературой

7 . S: Литература Раннего Средневековья представлена:

Архаическими эпосами

Героическими эпосами

Агиографиями

Историческими хрониками

Рыцарскими романами

Рыцарской лирикой

8 . S: Три потока словесности Зрелого Средневековья составляют:

Клерикальная литература

Рыцарская литература

Фольклор

9 . S: Выберите правильное определение: агиография - это

Жизнеописание монарха

Жизнеописание героя

Житие апостола

Житие святого

10 . S: Выберите науку, которая не входила в число семи свободных искусств:

Риторика

Грамматика

Диалектика

Арифметика

Астрономия

Геометрия

Богословие

11 . S: Кризис Римской империи начинается

Во II в. н. э.;

В III в. н. э.;

В IY в. н. э.

12 . S: Центон - это

Это стихотворение из 14 строк;

Это стихотворение-перечень имен и названий;

Это прославление побед и свершений в стихах;

Это стихотворение, состоящее их строк классических авторов.

13 . S: Павлин Поланский - это

Поздний латинский поэт;

Советник императора Константина I;

Христианский писатель.

14 . S: Первая попытка синтеза христианства и античности предпринимается:

Тертуллианом;

Иеронимом;

Лактанцием;

Иеронимом.

15 . S: Произведение Тертуллиана называлось:

- «О граде Божием»;

- «Апологетик»

16 . S: Тертуллиану присущи

Кинические настроения;

Имперские амбиции;

Демократические настроения.

17 . S: Лактанций был воспитателем:

Константина I;

Императрицы Елены;

Криспа, сына Констанина I.

18 . S: Императором, легализовавшим христианство был:

Константин I;

Каллигула;

Императрица Елена;

Император Тиберий.

- «Руководство к божественной и мирской словесности»;

- «Апологетик».

20 . S: Первый перевод Библии на латинский язык осуществлен

Тертуллианом;

Лактанцием;

Иеронимом.

21. S: Перевод Библии на латинский язык назывался:

- «Вульгата»;

- «Писание».

22 . S: Иероним переводил Библию с

Греческого;

Египетского.

23 . S: Августин Блаженный был епскоскопом в

В Вероне;

В Гиппоне (Северная Африка).

24 . S: Аларих занял Рим в

410 г. н. э.;

455 г. н. э.;

476 г. н. э.

25 . S: Важнейшие произведения Августина

- «О граде Божием»;

- «О знаменитых людях»;

- «Исповедь»;

- «Апологетик».

26 . S: Августин разрабатывает концепцию

Диалетики истории;

Диалектики становления и развития личности;

Синтеза католичества и православия;

Объединения мирской и светской власти.

27 . S: Теодорих поручил возрождение античного наследия

Кассиодору;

Одоакру;

Ромулу Августулу.

28 . S: Школу в своем имении основал

Кассиодор;

Теодорих.

29 . S: Кассиодор переводил

Платона;

Аристотеля;

Гесиода.

30 . S: Главное произведение Кассиодора

- «Божественные установления»;

- «Руководство к божественной и мирской словесности»;

- «Утешение Философией».

31

В стихах;

В форме монолога;

В форме диалога.

32 . S: «Утешение Философией» прнадлежит перу

Кассиодора;

Августина.

33 . S: В основе «Утешения Философией» лежит прием

Антитезы;

Аллегории;

Метафоризации.

34 . S: Последним поэтом античности называют:

Кассиодора;

Лактанция.

35 . S: «Утешение Философией» написано

В темнице, в ожидании казни;

В школе Кассиодора;

В монастыре.

36 . S: Афоризм, что «монах переписыванием книг лучше всего служит Богу», -принадлежит

Карлу Великому;

Августину;

Кассиодору.

37 . S: Каролингское Возрождение приходится на период:

768-814 гг.;

900-914 гг..

38. S: Дворцовая академия создается

Карлом Великим;

Теодорихом;

Августином.

39 . S: К Карлу Великому примыкают ученые и поэты:

Теодульф;

Павел Диакон;

Эйнхард;

Августин Блаженный;

Иероним.

40 . S: Определите, кому принадлежат следующие произведения:

- «Словопрение Весны с Зимой»;

- «Жизнеописание Карла»;

- «История лангобардов»;

- «Против чумы»

Павел Диакон;

Эйнхард;

Ангильберт;

Седулий Скотт.

41 . S: Стихотворение «Прощание с кельей» принадлежит

Алкуину;

Ангильберту;

Седулию Скотту.

42 . S: Малая Академия располагалась

В Аахене;

В Реймсе;

В Париже.

43 . S: Оттоновское Возрождение приходится на период:

962-973 гг.;

862-873 гг.;

1062-1073 гг.

44 . S: Эсхатологические мифы показывают:

Рождение верховного бога

Конец света

Сотворение мира

45 . S: Космогонические мифы показывают:

Рождение верховного бога

Конец света

Сотворение мира

46 . S: Выберите произведение, не являющееся архаическим эпосом

- «Беовульф»

- «Старшая Эдда»

- «Песнь о Нибелунгах»

Кельтские саги

47. S: Кельтская сага представляет собой уникальное жанровое образование, обусловленное:

Включением стихотворных фрагментов в прозаическое повествование

Включением иноязычных фрагментов в повествование

Включением графических иллюстраций в повествование

48 . S:Героический цикл кельтского эпоса представлен:

Уладским циклом

Циклом Финна

Циклом Конхобора

Циклом Дехтире

Циклом коннахтов

49 . S: Кельтский эпос сформировался на территории:

Византии

Ирландии

50. Q: Установите соответствие между сагами и циклами, к которым они принадлежат:

- «Недуг уладов»

- «Преследование Диармайда и Грайе»

- «Исчезновение Кондлы прекрасного, сына Конда ста Битв»

Уладский цикл

Цикл Финна

Цикл фантастических саг

51 . Q: Распределите между сказителями кельтского эпоса те области эпического творчества, за сохранность и исполнение которых они были ответственны:

История происхождения и расселения рода

Любовная лирика

Заклинательная поэзия

52 . S: Жанровой формой кельтского эпоса выступает:

53 . S: Героем уладского цикла кельтского эпоса выступает

54 . S: Имя Кухулина означает

55 . S:Откуда взят нижеприведенный отрывок

К чему теперь мне вся твердость духа?

Тоска и безумие мной овладели

Перед этой смертью, что причинил я,

Над этим телом, что я сразил.

- «Беовульфа»

- «Краткой песни о Сигурде»

- «Боя Кухулина с Фердиадом»

56 . S: Причиной гибели героя в саге «Смерть Кухулина» выступает:

Своеволие героя

Безрассудство героя

Численное превосходство врагов

Самопожертвование героя в пользу рода

57 . S:Строчками: «О, Эмайн-Маха! О, Эмайн-Маха! Великое, величайшее сокровище!» заканчивается сага

- «Болезнь Кухулина»

- «Сватовство к Эмер»

- «Смерть Кухулина»

58 . S: Первые записи кельтских саг приходятся на

YI-YII века

YII-YIII века

59 . S: Кельтский эпос послужил источником для сборника Дж. Макферсона

60 . S: Основные циклы кельтского эпоса:

Мифологический

Героический

Поэтический

Прозаический

Фантастический

61 . S:Ирландской Илиадой называют сагу:

Угон быка из Куалнге

Книгу пяти захватов Ирландии

Книгу Бурой коровы

Преследование Диармайда и Грайне

62 . S:Кухулин выступает сыном

Бога Огме

Феи Морриган

Бога света Луга

63 . S:Центром кельтской культуры до 1 в. н. э. выступала:

Исландия

Иберийский полуостров

64 . S:В кельтских сагах активность женщины объясняется

Отсутствием мужчин-героев;

Борьбой за независимость

Равноправием мужчин и женщин

Пережитками матриархата

65 . S:Основные сюжеты фантастических кельтских саг:

Добывание чудесных предметов;

Плавание в волшебную страну;

Любовь смертного и сиды;

Война сид и людей

66. S:Героический цикл кельтского эпоса включает два раздела:

Уладский цикл;

Цикл Осийне;

Цикл Осгаре;

Цикл Финна;

67 . S:Трагическая вина ложится на Кухулина после:

Героического сватовства

После обучения у Скатах боевому искусству

После убийства пса кузнеца

После убийства побратима

68 . S:Жанровое своеобразие кельтской саги определяется:

Поэтической формой саги

Сочетанием стиха и прозы

Наличием фантастических персонажей и сюжетов

Прозаизмом повествования

69 . Q: Установите соответствие между кельтскими сагами и их героями:

- «Изгнание сыновей Уснеха»

- «Плавание Брана, сына Фебала»

- «Преследование Диармайда и Грайне»

70 . S:Ирландские исследователи предпочитают называть свои саги

Историями

Балладами

Сказками

Скелами

71 . S:Кельтский эпос оказал существенное влияние на становление

Романтизма

Реализма

Героического эпоса

Рыцарского романа

72 . S: Поэма «Беовульф» принадлежит к

Германо-скандинавской литературе

Кельтской литературе

Англосаксонской литературе

73 . S: Имя Беовульфа образует кенниг медведя и переводится как ##

74 . S: В «Беовульфе» описываются события, происхожящие

В Англии;

В Дании;

В Швеции.

75 . S: В «Беовульфе»

Две части;

Три части;

Четыре части.

76 . S: Центральное событие первой части «Беовульфа»

Бой с драконом;

Бой с Гренделем и его матерь;

Бой с датчанами.

77 . S: Беовульф добывает на дне озера

Меч сражений;

Чудесные доспехи;

Копье сражений

Чудесный шлем;

Шапку-невидимку.

78 . S: Грендель был

Чудовищем;

Могучим богатырем;

Оборотнем;

Королем подводного мира.

79 . S: «Беовульф» сохранился в рукописи

X в. н. э.;

XI в. н. э.;

XII в. н. э.;

XIII в. н. э.

80 . S:Приведенный ниже отрывок взят из

Черным стало солнце,
суша тонет в море,
светлые звезды
сыпятся с неба.

- «Изгнания сыновей Уснеха»

- «Беовульфа»

- «Речей Высокого»

- «Прорицания вельвы»

81 . S: Название германо-скандинавских эпических песен «Старшая Эдда» означает:

Прабабка

Хутор Одди

Поэтическое имя Снорри Стурлусона

Имя героини песен

82 . S:«Старшая Эдда» была обнаружена в рукописи

Книга бурой коровы

Книга пяти захватов Ирландии

Королевский кодекс

83 . S: «Старшая Эдда» включает:

10 мифологических песен

14 мифологических песен

6 мифологических песен

84 . S:«Старшая Эдда» включает два цикла песен:

Мифологический

Фантастический

Героический

Архаический

85 . S:Хейти в скальдической поэзии это

Имя покровителя поэзии

Имя легендарного скальда

Имя легендарного короля

Форма метафоры

Форма одночленного эпитета

86 . S:Кеннинг в скальдической поэзии

Это другое название короля

Это обозначение брата короля

Форма двучленного метафоры

Форма комического

87 . S:Выберите из приведенных примеров тот, который не является хейти солнца:

Огнекрасное

Свет альвов

88 . S:Выберите из приведенных примеров кеннинг корабля

Палка битвы

Дом угрей

Конь моря

89 . S:Диалогические песни «Старшей Эдды» называются

Перебранками;

Балладами;

90 . S:Сюжет о возвращении Тором своего молота описан в песни

- «Песнь о Хюмире»;

- «Прорицание вельвы»;

- «Песнь о Трюме»;

- «Речи Высокого»

91 . S:Высокий это одно из имен:

92 . S: Откуда взят приведенный ниже отрывок:

Гуннар печально
Повесил голову.
День целый сидел он
В смятенье горестном;
Не ведал совсем,
Как поступать
Ему подобало,
Не ведал он вовсе,
Как поступить ему
В этом деле...

- «Первая песнь о Гудрун»

- «Речи Сигривы»

- «Поездка Брюнхильд в Хель»

- «Песнь о Нибелунгах»

- «Краткая песнь о Сигурде»

93 . Q: Установите соответствие между жанрами и песнями «Старшей Эдды»:

- «Речи Высокого»

- «Прорицание вельвы»

- «Речи Вафтруднира»

- «Песнь о Хюмире»

Дидактическая песня

Прорицание

Диалогическая песнь

Мифологическая баллада

94 . S:«Младшая Эдда» принадлежит

Сэгмунду Мудрому

Бринольву Свейнссону

Снорри Стурлусону

95 . S:«Младшая Эдда» написана

Стихами

Сочетает стихи и прозу

РАЗДЕЛ 2. ЛИТЕРАТУРА ЗРЕЛОГО И ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

96 . S:Отличительной чертой героического эпоса выступает

Историческая основа

Мифологическое происхождение

Ориентация на сказку

Ориентация на клерикальную традицию

97 . S:Споры о происхождении немецкого героического эпоса ведутся между:

Карлом Лахманом

Андреасом Хойслером

Жозефом Бедье

Менендесом Пидалем

Менендесу Пидалю

Гастону Парису

Жозефу Бедье

99. S:Формула происхождения эпоса в редакции Ж. Бедье следующая:

- «в начале был поэт»

- «в начале была история»

100 . S:Формула происхождения героического эпоса в редакции М. Пидаля следующая:

- «в начале был поэт»

- «в начале была историческая хроника»

- «в начале была история»

- «в начале была дорога богомольцев»

101. S:Историческая основа «Песни о Роланде» представлена в

- «Деяниях Карла» Эйнхарда

В хрониках Теодульфа

В «Утешении Философией» Боэция

102 . S:Роланд выступает вассалом

Карла Великого

Генолона

103 . S: Исторический Роланд носил имя (правильных ответов может быть несколько):

Хруотланд

Хруотланд, макграф Бретонской марки

Хруотланд, начальник Бретонской марки

104 . S:Причиной гибели Роланда становится

Конфликт с Оливье

Конфликт с королем Карлом

Предательство Ганелона

Предательство пэров Франции

105 . S: Роланд является

Вымышленным персонажем

Мифологическим героем

Историческим лицом

106 . S:Исторической основой французского героического эпоса выступает

Поход Карла Великого 778 года

Отвоевание Валенсии Родриго Диасом де Биваром

Гибель Бургундского царства

107 . S:Идеальным вассалом в «Песни о Роланде» выступает:

Ганелон

108 . S: Основной конфликт в «Песни о Роланде»:

Противостояние христианского мира и мира неверных

Противостояние короля и героя

Противостояние предателя и героя

109 . S: В «Песни о Роланде» с точки зрения исчерпанности конфликта финал

110 . S: Основные темы испанского героического эпоса:

Реконкиста

Феодальные распри

Конфликт короля и героя

Любовь кастильца и мавританки

Борьба за свободу и политическое первенство Кастилии

111 . S:Главный герой испанского героического эпоса:

Сид де Бивар

Ганелон

Гизельхер

112 . Q: Установите последовательность сюжетных эпизодов «Песни о Сиде»:

Изгнание Сида

Помощь Мартина Антолинеса

Первая победа над маврами и дары королю Альфонсу

Победа над королем Юсуфом

Завоевание Валенсии

Соединение с семьей

Примирение с королем

Свадьба дочерей Сида и Коррионских инфантов

Оскорбление в лесу Корпес

Кортесы

Судебный поединок и восстановление справедливости, новый брак дочерей Сида

113 . Q:Установите соответствие между героическими эпосами и их героями:

Марсилий

Гизельхер

Педро Бермудес (Молчун)

- «Песнь о Роланде»

- «Песнь о Нибелунгах»

- «Песнь о Сиде»

114 . S:Cид отвоевывает

Гранаду

Кастилию

Валенсию

115 . S: Имя Сид означает

Завоеватель

Знатный сеньор

Родственник короля

Господин

116. S: Прозвища Сида

Непобедимый

Изгнанник

Компеадор

Бородою славный

Рожденный в час добрый

117 . S: Полное имя Сида

118 . S:У Сида были

Двое сыновей

Две дочери

Не было детей

119. S:Испанскому героическому эпосу свойственны:

Антиаристократические тенденции;

Монархические тенденции;

Религиозный пафос;

Фантастические эпизоды

Реалистичность

120 . S:Из какого эпоса взяты эти строки:

«Вот добрый был бы вассал,
будь сеньор его добрым».

- «Песнь о Роланде»

- «Песнь о Нибелунгах»

- «Беовульф»

- «Песнь о Сиде»

121 . S:Антиаристократические тенденции в «Песни о Сиде» связаны с

Образами Иуды и Рахиль

Образом Мартина Антолинеса

Образом Педро Бермудеса

Образами Диего и Фернандо

122 . S:Начало эпоса утрачено в

- «Песни о Роланде»

- «Песни о Сиде»

- «Песни о Нибелунгах»

123 . S: Одна из них сказала:

«Назначено судьбою
Тебе лишиться жизни и всем друзьям с тобою.
Нам ведомо, что только дворцовый капеллан
Вернется в землю Гунтера из чужедальних стран».

Это предсказание было дано

Гизельхеру

Шпильману Фолькеру

Герноту

Дитриху Бернскому

Хильдебранту

124 . S: Неуязвимость Зигфрида в «Песни о Нибелунгах» связана с

Победой над драконом

Обладанием чудесными предметами

Обладанием чудесным оружием

125 . Q: Установите соответствие между героями «Песни о Нибелунгах» и их архаическими прототипами:

Брюнхильд

Зигфрид

Кримхильда

Брюнхильда

126 . Q:Установите соответствие между временем и пространственным локусом в «Песни о Нибелунгах»

Изенштейн

Держава Атиллы

Мифологическая древность

Рыцарская цивилизация

Эпоха Великого Переселения народов

127 . S: Причиной ссоры королев в «Песни о Нибелунгах» выступает

Клад Нибелунгов

Спор о знатности супругов

Спор о доблести супругов

128 . S: Клад Зигфрида

Перешел к Кримхильде

Перешел к Этцелю

Остался у бургундцев

Похоронен на дне Рейна

129 . S: Христианская фантастика преобладает в

- «Песни о Нибелунгах»

- «Песни о Сиде»

- «Песни о Роланде»

130 . S: Общими чертами для героических эпосов Зрелого средневековья выступают:

Конфликт короля и героя (явный или потенциально возможный)

Противоречия между вассалом и сеньором

Историческая основа

Своеволие героя

Активность героя и пассивность короля

Наличие христианской фантастики

Наличие мифологической фантастики

131. Q: Установите соответствие между героическими эпосами и их исторической основой:

- «Песнь о Роланде»

- «Песнь о Сиде»

- «Песнь о Нибелунгах»

437 г., 453 г.

132 . Q: Установите соответствие между эпосами и особенностями их содержания:

Эпос с элементами рыцарской эстетики

Строгий воинский эпос

Реалистичный эпос

- «Песнь о Нибелунгах»

- «Песнь о Роланде»

- «Песнь о Сиде»

133 . S: Рыцарский роман формируется на

Юге Франции

В центральных землях Франции

Севере Франции

Юге Англии

Севере Испании

134. S:Откуда взят приведенный ниже отрывок:

Но все ж прислужнице в ответ
Она в безумий обычном,
Почти всем женщинам привычном,
Что заставляет их всегда
«Нет» говорить, а думать «да», -
Кричит: «Оставь меня в покое!»

Из «Романа об Энее»

Из «Романа о Трое»

Из романа «Ланселот, или Рыцарь Телеги»

Из романа «Ивэйн, или Рыцарь Льва»

135. S: Основу рыцарского романа составляют

Христианские источники

Античность

Кельтские мифы и легенды

Восточные сказки

136 . Q:Установите соответствие между рыцарскими романами и их циклами

- «Александрия»

- «Ивэйн, или Рыцарь Льва»

- «Окассен и Николетт»

Античный цикл

Артуровский цикл

Византийский цикл

137. S:В рыцарском романе авантюра означает

Рискованное приключение,

Подвиг рыцаря

Рискованные любовные похождения

Взаимосвязь любви и подвига

138 . S: Кельтские легенды и рыцарский роман соединил

Вольфрам фон Эшенбах

Кретьен де Труа

Гартман фон Ауэ

Томас Мэлори

139 . S: Легенды о короле Артуре были обработаны

В хронике Гальфрида Монмутского

В хронике Роберта Васа

В романе Ламбера де Тора и Александра де Берне

В романе Бенуа де Сент-Мора

140. S: Александрийский стих, классический стих трагедии, восходит к роману:

Ламбера де Тора и Александра де Берне

Бенуа де Сент-Мора

Кретьена де Труа

141 . Q: Установите соответствие между рыцарскими романами и их авторами:

- «Александрия»

- «Эрек и Энида»

- «Парцифаль»

- «Бедный Генрих»

Ламбер де Тор, Александр де Берне

Кретьен де Труа

Вольфрам фон Эшенбах

Гартман фон Ауэ

142 . S: Немецкий рыцарский роман группировался вокруг

Христианских дидактических легенд

Легенды о Святом Граале

Артуровских легенд

Легенды о Тристане и Изольде

143 . Q: Установите последовательность эпизодов легенды о Тристане и Изольде

Битва Тристана с Морольтом

Отплытие Тристана и его исцеление

Поиски невесты для короля Марка

Испитие любовного напитка

Предательство придворных

Бегство в лес Моруа

Подвиги Тристана при дворе короля Артура

Женитьба Тристана

Мой труд, в котором все так ново,
Пускай же примет несурово
Та, для которой я пишу.
К ней все желанья возношу.
Так хороша, добра! Должна
Быть розой названа она.

Данный отрывок взят из:

- «Романа о Розе»

Канцоны Д. Рюделя

Сонета Ф. Петрарки

- «Романа о Тристане и Изольде»

145 . S:Соти - это жанр

Литургической драмы

Народной драмы

Народного эпоса

Народной лирики

146 . S: Мистерия - это жанр

Литургической поэзии

Литургической драмы

Городского эпоса

147. S: Из какого произведения взят нижеприведенный отрывок:

Мадонна святая,
Дева благая,
Твоей защиты молю я.
Тебя призывая.

- «О виллане, который тяжбой приобрел себе рай»

- «Игра о Робене и Марион»

- «Окассен и Николет»

- «Чудо о Теофиле»

Ведь хитрость правду исказила.
Подделка естество поразила,
Кривда все пути захватила,
Ловкость стала нужней, чем сила.

Этими строчками завершается

- «Роман о Лисе»;

- «Роман о Розе»;

Фаблио «О буренке, поповской корове»;

Фаблио «О виллане, который тяжбой приобрел себе рай»;

Фаблио «Завещание осла»

149 . S: Расцвет городской литературы приходится на

150 . S: Особенности городской литературы состоят в том, что она

Создавалась на национальных языках;

Представлена всеми родами литературы;

Выражала интересы народа;

Создавалась на латыни;

Находилась под контролем церкви

151 . S: Отдельные эпизоды «Романа о Лисе» называются:

Главами

Ветвями

Балладами

152 . Ведущей формой комического в "Романе о Лисе" выступает:

Оксюморон;

Парадокс.

153 . Q: Установите соответствие между героями «романа о Лисе» и теми сословиями, персонификациями которых они выступают:

Изенгрим

Мелкопоместный феодал-рыцарь

Крупный феодал

Горожанин-буржуа

154 . S: «Роман о Розе» принадлежит к

Дидактически-аллегорическому эпосу

Куртуазному эпосу

Сатирически-аллегорическому эпосу

155 . Q: Установите соответствие между фаблио и их жанровыми типами

- «Тытам»

- «О сером в яблоках коне»

- «Завещание осла»

Юмористическое, анекдотическое фаблио

Повествовательное фаблио

Сатирическое фаблио

156 . S: Средневековая провансальская баллада представляет собой

Песню с припевом

Историческую поэму

Короткую народную повествовательную песню

157 . S:Альба - это

Песнь рассвета;

Жанр лирики трубадуров;

Жанр лирики вагантов

Жанр лирики Треченто

158 . S:Центон - это стихотворение:

На заимствованный сюжет

Это стихотворение, продолжающее стихи известного поэта

Это стихотворение, построенное из заимствованных строк

159 . S:Тенсона - это

Поэтический спор между двумя поэтами

Стихотворная новелла

Стихотворная баллада

160 . S:Серена в лирике трубадуров это

Песнь рассвета

Песнь расставания

Песнь ожидания заката

магическое заклинание

161 . S:Сенъяль - это

Условное имя дамы или сеньора-покровителя

Зашифрованное собственное имя поэта

Имя поэтического или идеологического оппонента

162 . S:Комджата в лирике трубадуров это

Песнь расставания

Песнь рассвета

Поэтический диспут

Жалоба на несчастную любовь

Послание к возлюбленной

163 . S: Сирвента в лирике трубадуров это

Стихотворение сатирического содержания

Стихотворная полемика

Стихотворная баллада

Песня с плясовым припевом

164 . S:В лирике трубадуров баллада это

Песня с плясовым припевом

Жалоба девушки

Стихотворение мистического содержания

Стихотворение исторического содержания

165. S:Понятие куртуазности в рыцарской культуре означало

Соответствие идеалу вассала

Соответствие идеалу сеньора

Изысканность, утонченность

Образцовое поведение в замке

166 . S:Пасторелла в лирике трубадуров это

Песнь рассвета

Песнь начала весны

Песнь о встрече рыцаря и пастушки

167 . S: Прованс становится центром рыцарской культуры, благодаря:

Удачному географическому положению

Росту городов и интенсивной торговле

Собственному провансальскому языку

Развитию светского образования

Влиянию философии Востока

Расцвету свободомыслия и ересей

Отсутствию центральной королевской власти

168 . S: Выберете одно качество, которое не обязательно для идеального рыцаря

Щедрость и доблесть

Свершение подвигов во имя любви к Даме

Свершение подвигов во имя славы

Свершение подвигов во имя короля и Отечества

Умение галантно говорить о любви

Умение слагать стихи и исполнять их

169 . S: Лирика трубадуров

Изображала реальные чувства

Прославляла короля

Прославляла госпожу в расчете на награду

Изображала только любовь

170. S: Слово трубадур происходит от глагола

Изобретать

Находить

Творить

Страдать

Писать стихи

171 . Q: Установите соответствие между жанрами рыцарской лирики и их содержанием:

Тенсона

Кансона

Пасторелла

Комджата

Сирвента

Любовная песнь

Любовь рыцаря и пастушки

Песнь рассвета

Песнь расставания

Сатирическое стихотворение на политическую тему

172 . Q: Установите соответствие между содержанием понятий

Высокая платоническая любовь

Низкая чувственная любовь

Безотвкетная любовь

173 . S: Лирика трубадуров имеет

Книжное происхождение

Народные источники

Итальянскую поэзию источником происхождения

Поэзию ирландских бардов как источник происхождения

Арабскую поэзию как источник происхождения

174 . Q: Установите соответствие между трубадурами и их творческим и жизненным кредо:

Певец любви издалека

Сторонник разделенной и равноправной любви

Поборник рыцарской и дворянской чести, певец войны

Джуафре Рюдель

Бернарт де Вентадорн

Бертран де Борн

175

В кабаке возьми меня смерть, а не на ложе!
Быть к вину поблизости мне всего дороже;
Будет петь и ангелам веселее тоже:
«Над великим пьяницей смилуйся, о боже!»

Из поэзии трубадуров

Из поэзии труверов

Из лирики Франсуа Вийона

Из романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Из поэзии вагантов

176 . S: Ваганты писали на

177 . S: Слово вагант означает:

Бродячий

Студент

Свободный

178 . S: Известными поэтами вагантами выступали

Архипиит Кельнский

Адам де ла Аль

Бертран де Борн

Гюгон (Примас) Орлеанский

179 . S: Основные жанры в лирике вагантов:

Пародия

Исповедь

Пастораль

Баллада

Кансона

Мадригал

180 . S: Основные художественные приемы в лирике вагантов:

Билингвизм

Каламбур

Пародия

Ретардация

Речевая характеристика

181 . S: Откуда взяты приведенные ниже строчки:

По законам естества
Надо жить на свете.

Романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Из «Декамерона» Дж. Боккаччо

Из поэзии вагантов

182 . S: Этими строчками

Я - Франсуа, чему не рад.
Увы, ведет смерть злодея,
И сколько весит этот зад;
Узнает скоро шея.

Ф. Вийон завершил:

- «Балладу повешенных»

- «Балладу поэтического состязания в Блуа»

- «Балладу о дамах былых времен»

это самостоятельный катрен

183 . S:Основные тропы в лирике Ф. Вийона

Оксюморон

Антитеза

Метонимия

Цитирование

184. S: Первая строчка «Баллады поэтического состязания в Блуа» Ф. Вийона звучит так:

- «От жажды умираю над ручьем»

- «Я всеми принят, изгнан отовсюду»

- «Я Франсуа, чему не рад»

- «Я знаю все, но только не себя»

185 . S: Оксюморон - это поэтический прием

Близкий к гиперболе

Форма эпитета

Форма метафоры

Соединение несоединимого

186 . Q: Установите соответствие между произведениями и их авторами:

- «Большое завещание»

- «Игра о Робене и Марион»

- «Чудо о Теофиле»

- «Роман о Розе»

Франсуа Вийон

Адам де ла Аль

Жан де Мен, Гильом де Лоррис

187. Q: Установите соответствие между малыми формами эпоса и теми европейскими странами, в народной литературе которых они бытовали:

Баллада

Франция

Германия

Испания

188 . S: В городском театре представлены два направления:

Народной драмы

Литургической драмы

Фантастической драмы

Реалистической драмы

189 . Q: Установите соответствие между драмами городского театра и их жанрами:

- «Игра об Адаме и Еве»

- «Адвокат Пателен»

- «Чудо о Теофиле»

Мистерия

Миракль

190. Установите соответствие между странами и произведениями городской литературы:

Баллады о Робин Гуде

Роман о Лисе

Поп Амис

Франция

Германия

191 . S: Фигурой, переходной от Средневековья к Возрождению выступает

Петрарка

Боккаччо

192 . S: Данте пишет «Божественную Комедию»

В изгнании, в Италии

На родине, во Флоренции

Во Франции

193. S: «Божественная Комедия» Данте написана:

На латыни;

По-итальянски;

По-французски

194. S: «Новая жизнь» Данте в жанровом отношении:

Автобиографическая повесть

Монтаж стихотворений и комментариев к ним

Наставление по искусству стихосложения

Трактат о любви

195 . Q: Распределите грехи по степени тяжести по кругам Ада, исходя из этической концепции Данте:

Прелюбодеяние

Обжорство

Скупость и расточительство

Гнев и уныние

Насилие

Предательство

196 . S:Начало научного изучения жизни и творчества Данте положено:

Джованни Боккаччо

Лоренцо Медичи

Франческо Петраркой

197 . S: Первоначально главное произведение Данте называлось

Комедией

Божественной Комедией

Несравненной Комедией

Ад, Чистилище и Рай

198 . S: Кто ставил перед собой цель, выпуская в свет свое творение:

«Вырвать ныне живущих людей и состоянию злополучия и привести их к состоянию счастья»?

Перарка

199 . S: Символические числа в «Божественной Комедии»

200. S: В «Божественной Комедии» Ад открывается:

Лесом самоубийц

Кругом сладострастников

201 . S: В Лимбе дантовского Ада находятся

Ничтожные

Некрещеные младенцы

Язычники, умершие в дохристианскую эпоху

Еретики

202 . S: Беатриче в «Божественной Комедии» выступает:

Недостижимым идеалом;

Прекрасным воспоминанием

Действующим лицом

203 . S: Самый страшный грех в иерархии Данте:

Прелюбодеяние;

Гнев и уныние;

Предательство

204. S: Первый круг Ада занят

Убийцами

Обманщиками

Самоубийцами

Сладострастниками

205 . S:Шестой круг Ада отведен для

Предателей и лжесоветчиков

Обманщиков и богохульников

Самоубийц и еретиков

Гневных и унылых

206 . S: Перводвигателем Вселенной в «Божественной Комедии» выступает

Божественная любовь

Божий гнев

Человеческое деяние

207 . S:«Новая жизнь» Данте - первая в европейской литературе

Автобиографическая повесть

Мемуарная проза

Философские этюды

208 . S: «Новая жизнь» Данте делится на

Четыре части;

Три части;

Две части

209 . S: В каждой части «Божественной Комедии» по

100 песен

210 . S: Общее число песен в «Божественной Комедии»

211 . Данте принадлежал к партии

Черных гфельфов

Белых гфельвоф

Гиббелинов

212. S:Был ранний час, и солнце в тверди ясной

Сопровождали те же звезды вновь.

Что в первый раз, когда их сонм прекрасный

Божественная двинула любовь.

Из какого произведения Данте эти строки

- «Новой жизни»

- «Божественной Комедии»

213. S: «Божественная Комедия» начинается с

214. S:Кто и где встречает Данте такими словами:

Была пора, он находил подмогу
В моем лице; я взором молодым
Вела его на верную дорогу.

Беатриче в Аду

Беатриче в Чистилище

Беатриче в «Новой жизни»

Беатриче в Раю

215 . Ведущими учеными, исследующими творчество Данте выступают:

А. Л. Доброхотов

А. А. Илюшин

А. К. Дживелегов

Н. И. Голенищев-Кутузов

М. М. Бахтин

В. Е. Хализев

216. S: О ком пишет Дж. Боккаччо:

Изгнанника Равенна приютила,
Ей - тело, духу - Божья благодать,
И зависть пред согласьем отступила.

О Франческо Петрарке

О Торквато Тассо

О Лоренцо Медичи

О Данте Алигьери

Виргилий;

Беатриче

218 . Данте, создавая «Божественную Комедию», ставил целью

Спасти человечество;

Спасти родной город;

Спасти свою семью;

Спасти Беатриче.

219. Прах Данте покоится в

Флоренции

Равенне

220 . «Божественная Комедия» написана

Терцинами;

Квартинами;

Октавами.

221 . Прводником Данте в Раю выступает

Виргилий;

Беатриче;

Апостол Петр.

222 . S:Проводником Данте в Раю выступает

Вергилий

Беатриче

Ангел-хранитель

223 . Проводником Данте в Аду выступает

Виргилий;

Беатриче;

224 . В Чистилище Данте

Проходит через огненную реку;

Терпит мучения как грешник-гордец;

Спорит с Беатриче.

225 . Данте посещает потустронние миры, потому что

Пишет поэму в жанре видения;

Не может подняться на холм Добродетели;

Хочет найти идеального человека.

226 . Последним словом в каждой части «Божественной Комедии» выступает слово

Светила;

227 . «Пролог» примыкает к

Чистилищу;

228 . Данте помещает римского папу

В Чистилище.

229. Данте, проходя через Ад и Чистилище,

Становится богоборцем;

Не соглашается с божественной волей;

Преодолевает собственную греховность.

230 . Данте считает миссией Поэта:

Исправление человечества;

Создание совершенного произведения;

Способность воскрешать прошлое.

Лекция 2.

Народно-эпическая литература раннего Средневековья

Эпическая поэзия, сохранившаяся в книжной форме, возникла в недрах народного творчества и долгое время передавалась в устно-поэтической форме. Связь с фольклором отражается 1) в стиле (бытовые, трудовые песни); 2) в содержании (выражают общенародные интересы, пронизаны любовью к родине, демократичны по духу). Эпос – это новая ступень в развитии литературы из фольклора. Существует два основных этапа в истории средневекового западноевропейского эпоса:

1. Эпос эпохи разложения родового строя (ирландский, скандинавский, англосаксонский, древненемецкий);

2. Эпос феодальной эпохи (средне-, верхненемецкий, французский, испанский).

Большинство современных ученых-кельтологов полагает, что кельты появились в Западной Европе в начале первого тысячелетия до н. э. К 5-6 вв. до н. э. Кельты занимали обширную территорию, включающую британские острова, Галлию, Северную Италию, значительную часть Испании и Германии. Но потом они были оттеснены на запад сначала германскими племенами, потом - римлянами. К началу Средних веков кельты сохранили независимость лишь на Британских островах.

Самым крупным очагом кельтской культуры в Средние века была Ирландия. Это была изолированная от внешних влияний страна, окруженная более отсталыми в историческом развитии племенами. В эпоху раннего Средневековья родовой строй в Ирландии со всеми своими атрибутами - коллективной собственностью, вождями или племенными старейшинами, матриархатом, кровной местью, следами табу - сохранял еще полную силу.

На этой основе и вырос героический эпос древних кельтов. До нас дошло огромное количество так называемых саг (от др. сканд. Saga) - то есть сказаний, легенд о героических подвигах богатырей.

У кельтов мы находим три группы лиц, имевших отношение к литературному творчеству. Речь идет о друидах (жрецах), бардах (поэтах, музыкантах, певцах) и филидах (сказителях). Филиды проходили длительную школу обучения и делились на 10 разрядов: филид первого разряда должен был знать наизусть 300 саг, филид второго разряда - 175 саг и т.д., филид последнего 10 разряда - 7 саг.

Из огромного количества сохранившихся до наших дней саг выделяются две группы сказаний - героические и фантастические саги. В свою очередь, древнейшим из героических саг и в художественном отношении наиболее ярким является уладский цикл, из которого сохранилось около 100 сказаний. Этот цикл зародился и расцвел в Уладе (область на севере Ирландии), при дворе уладских королей. Первоначально стержнем всего цикла была фигура Конхобара, короля уладов, жившего, согласно историческим хроникам, в 1 веке до н. э. Но Конхобара в ходе дальнейшего повествования оттесняет на задний план другая историческая личность - его племянник Кухулин.


Хотя непосредственно мы и не располагаем сплошной, связной повестью о жизни Кухулина, но по эпизодическим сагам можем составить его легендарную биографию. Кухулин был сыном сестры Конхобара Дехтире и бога света Луга. Еще в детстве он превосходил своих сверстников силой и ловкостью. Когда ему исполнилось 6 лет, произошло событие, после которого он получил имя Кухулин (до этого его звали Сетанта). На него напал огромный и свирепый пес кузнеца Кулана, с которым не мог справиться даже целый отряд воинов. Но мальчик Сетанта с такой силой метнул в него камень из пращи, что пронзил его насквозь. После этого он сам предложил Кулану заменить убитого им пса и охранять имущество кузнеца. Присутствовавший при этом друид заявил, что в таком случае ему отныне нужно принять имя Кухулин (букв, «собака Кулана»);

Другая версия о происхождении имени Кухулина сводится к тому, что оно возникло как звукоподражание кукушке. В качестве подтверждения приводят обычно сагу о рождении Кухулина, в которой упоминается о том, что он был вскормлен в чужом доме; причем перед его появлением на свет пролетают какие-то таинственные птицы. Созидатели саг наделяют Кухулина необыкновенными природными качествами: «Семь зрачков было в его королевских глазах, четыре в одном глазу и три в другом. По семи пальцев было на каждой руке его, по семи пальцев - на каждой ноге...» Среди добродетелей Кухулина фигурируют ясность взора, сладость речи и постоянство чувств.

В глазах женщин Кухулин преображался, он приобретал три венца на голове - из русых, золотых и красных волос. Преображался Кухулин и в глазах врагов, когда приходил в боевую ярость: одни глаз так глубоко уходил в голову, что даже журавль не достал бы его, а другой выкатывался наружу, огромный, как котел, в котором варят теленка. В духе древних идеалов красоты выглядело прекрасным то обстоятельство, что, когда герой приходил в ярость, тот, кто долго глядел на него, восхищенный его мужеством, кривел на один глаз, стараясь быть на него похожим.

Важным эпизодом в биографии Кухулина является сватовство к красавице Эмер. В образе избранницы витязя, обладавшей шестью дарами: даром красоты, даром пения, даром сладкой речи, даром шитья, даром мудрости, даром чистоты», - древние кельты выразили свой идеал женской красоты. Согласно перипетиям опасного сватовства, Кухулин побывал в Шотландии, где обучился всем тонкостям военного искусства. Примечательно, что всю свою мощь и мастерство Кухулин использует всецело в интересах народа, для защиты родины. Великолепным проявлением патриотизма Кухулина служит эпизод его единоборства с Фердиадом, завершившийся его полной победой и нравственным торжеством идеи, которой он служит, - идеи свободы и независимости родины.

Средством идеализации героя служит, и описание его смерти - он погибает, защищая свою страну. В этой величавой саге о последнем подвиге Кухулина мы наблюдаем, подлинный апофеоз героя и утверждение идеи бессмертности его деяний: в финале саги по небу проносится колесница, в которой восседает Кухулин. Образ Кухулина имеет, по всей вероятности, историческую основу, которая рано обросла мифическим ореолом. Народное сознание создало яркий тип героя-патриота, воплотившего идеал доблести и нравственного совершенства.

Кельтская литература имела исключительно важное значение для развития западноевропейского рыцарского романа: история Тристана и Изольды, сказания о короле Артуре, зародившиеся со времен англосаксонского нашествия (У в.). Большую роль в создании образа короля Артура, вождя бриттов, оказавших наиболее упорное сопротивление пришельцам, сыграл Гальфрид Монмутский, сделавший его центральной фигурой в книге «Истории королей Британии» (1136).