Классный час на тему умение любить. Классный час "учимся любить"

Классный час по теме «Учитесь дружить»

Цель: формирование понятия о наиболее ценимых человеческих достоинствах, о значении дружбы и о тех качествах, которые необходимо развивать в себе, чтобы быть достойным дружбы.

1. Учитель: Ребята, у нас интересная и серьезная тема классного часа. А о чем мы будем говорить, попробуйте догадаться. Подсказка: к этому слову подходят определения «крепкая», «долгая», «настоящая». И это слово - (дружба)
- Сегодня наш классный час посвящен разговору о дружбе. А с чего начинается дружба? Об этом поётся и в песне о дружбе. (С улыбки) Слайд 2. Когда человек улыбается, он располагает к себе, поднимается настроение, и тоже в ответ хочется улыбнуться. Улыбаясь, мы проявляем симпатию, доверие, а именно с этого начинаются дружеские отношения.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К общению готовы! Тогда - за работу!
Удачи желаю я Вам!
- Сегодня наши улыбки должны светиться, как солнце. Эмблемой нашей встречи будет это красивое, доброе солнышко.

2. Прошу выйти в круг. Стоя, приветствуем друг друга.
Здравствуй друг! (правая рука вперед)
Как дела? (правая рука на плечо соседу)
Где ты был? (правая рука за ухо соседа)
Я скучал! (обнять себя)
Ты пришел? (руки в стороны)
Хорошо? (обняться)

3. - О дружбе говорили во все времена, о ней писали и излагали свои мысли поэты и писатели, учёные и философы. Например, философ Сократ писал так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». (Слайд 3) И мы с вами тоже говорили уже о дружбе, а сегодня мы этот разговор продолжим.
Слайд 4. Представьте, что вы идете по дороге и на пути стоит камень, на котором написано:
«Налево пойдешь - дружбу найдешь. Направо пойдешь - друга потеряешь».
В жизни мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить, и наш выбор характеризует нас самих. Что и почему выберете вы?
Для этого в противоположных сторонах класса вывешиваются два плаката. На одном написано - «Дружба не нужна», на другом - «Дружба нужна». Учащимся предлагается определить свою позицию и доказать ее.

Слайд 5. – Возьмите бережно дружбу в ладошки и передавайте друг другу. Почувствуйте, какая дружба
- на ощупь;
- на вкус;
- какого она цвета;
- с какой погодой её можно сравнить.
Выводы детей записываю на доске.

Вывод: дружба дарит нам приятные ощущения.

5. Слайд 6. Игра «Найди себе подобного»
Ученики встают в круг. Прошу их закрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Прикалываю им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).
Задание: найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.
Обращаю внимание, что один ученик остался.
- Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей?

Есть старая, но верная пословица: «Для того чтобы иметь друзей, надо быть другом». Действительно, очень важно самому уметь дружить. Об этом мы сегодня с вами и будем говорить.

6. Актуализация знаний и представлений по теме.
- Итак, ключевое слово нашего разговора - дружба. Запишите его в своих тетрадях.

Итак, мы выяснили, что нужна. Хочется, чтобы люди дружили друг с другом, понимали друг друга и были счастливы. Вопросы дружбы всегда волновали людей на Земле, поэтому даже появился Международный праздник День друзей, который ежегодно празднуется 9 июня (Слайд 7). Это еще молодой праздник. Не все люди знают о нем. Но каждый год все больше и больше людей отмечают этот день. Что можно сделать в День друзей? (В День друзей можно позвонить другу, написать ему письмо, навестить друга, подарить ему подарок.)
- Чтобы вы не забыли об этом важном празднике, в ваших тетрадях есть напоминалочка.
Знакомство с понятием «дружба».
- Для того чтобы говорить о дружбе, надо понимать, что такое дружба (Слайд 8). Люди уже давно задумывались над этим вопросом и выяснили, что дружба - это. Попробуйте совместными усилиями внутри своей группы закончить данное высказывание.
Мозговой штурм:
Дружба – это ______________________________________________________

Послушаем, что у вас получилось.
- А теперь сравните свои высказывания с толкованием данного слова из Толкового словаря С. И. Ожегова (Слайд 9, щелчок)

«Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
С. И. Ожегов «Толковый словарь»

Вывод: Вы не ошиблись в своих суждениях. Прекрасно, что вы понимаете, что такое дружба.

Понятие «настоящий друг».
- Итак, ребята, мы выяснили с вами, что такое дружба. Но без кого дружба состояться не сможет?
- Конечно, дружбы не бывает без друзей. Каким должен быть настоящий друг? Вот в чем вопрос? Я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм. (Слайд 10)
- Как вы думаете, главный герой фильма – настоящий друг? (Нет, он только пользовался другом, а настоящий друг должен отдавать, а не брать).
- Каким же должен быть настоящий друг? (Слайд 11) Я предлагаю вам представить, что существует волшебная лавка, в которой есть необычные вещи: терпение, чувство юмора, чуткость, доброта, уважение, сострадание и т.д. Приобретите те качества, которые, по-вашему, должны быть в настоящем друге.
- Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера.
- В ваших тетрадях есть макеты сердечек. Вы теперь знаете, какими качествами должен обладать настоящий друг. А какие из этих качеств есть у вас. Запишите, пожалуйста. (Слайд 12)
Обсуждение: « Я могу быть настоящим другом, потому что я ».
- В каждом из вас есть качества, присущие другу. Именно поэтому у нас в классе дружные отношения. Но в волшебной лавке остались качества (вывешиваю на другую сторону доски), которые вы не выбрали. Почему? (Такими качествами не должен обладать настоящий друг).
- На листочках напишите то, что вы хотели бы изменить в себе или совсем избавиться от недостойных качеств, чтобы у вас было больше друзей. Ваши записи предназначены только для вас, их никто читать не будет.
- Выбросив в урну эти листочки, мы будем верить, что сможем искоренить в себе то, в чем признались только себе. (Ученики пишут, сворачивают и выбрасывают в урну).
7. Слайд 13. Творческое задание «Ищу друга»
- Любой человек, пожалуй, мечтает о том, чтобы иметь настоящего друга. Кому-то из вас наверняка уже повезло, и такой друг у вас есть. У кого-то – множество знакомых и приятелей, но трудно выбрать из них человека, которого можно было бы гордо назвать другом. А кто-то, возможно, в силу застенчивости или замкнутости чувствует себя одиноким и с горечью признается себе, что друзей у него нет. Но в любом случае настоящий друг никому не помешает.
Сейчас я стану редактором особой газеты бесплатных объявлений. Она называется «Ищу друга». Каждый из вас поместит туда объявление о поиске друга. В этом объявлении нет ограничений на количество слов или размер букв. Принимается любая форма. Вы можете изложить список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, которыми он должен обладать, а можете нарисовать его портрет. Можете рассказать о себе. Одним словом, делайте объявление таким, каким пожелаете. Но следует только позаботиться о том, чтобы именно ваше объявление привлекло внимание среди других.
Возьмите листы бумаги, ручки, карандаши и приступайте к своему объявлению. Время на подготовку – 5 минут.
Объявления подписывать не нужно.
- Время истекло. Кто хочет прочитать своё объявление? Уходя с нашей встречи, повесьте, пожалуйста, свои объявления на «Доску объявлений».
- Все ли объявления понравились?
- Трудно было писать о себе?
- Время истекло. Выложим наши объявления на стол. Теперь каждый молча читает их и на понравившихся 1-2 объявлениях, которые привлекли ваше внимание, и вы готовы связаться с его подателями, ставит галочку сбоку.
8. Игры.
Слайд 14. Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга (свою подругу)?» В игре участвует пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Сравним ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.
Любимое занятие. (Чем любит заниматься в свободное время?)
Какой кружок, секцию посещает?
Какое время года у него любимое?
Какой вид спорта любит?
Какой урок нравится в школе?
Какие книги любит читать?
Какое животное хотел бы иметь (имеет) дома?
- Ну, что ж, мы видим, хорошо знает, чем живёт его друг, какие у него интересы. Проверим, как обстоят дела у.
Энергизатор «Узнай друга»
Дети образуют 2 круга. Взявшись за руки, движутся в разные стороны с закрытыми глазами. По команде «Стоп» тот, кто стоит внутри круга, должен угадать имя того, кто стоит против него в другом кругу, не касаясь его руками, а по голосу. (Необходимо произнести фразу « Дружба всякому важна».
9. Правила дружбы
- Ну что ж, мы очень хорошо потрудились, мы уже многое узнали. Но самое главное, что дружбы между людьми не будет, если мы сами не будем выполнять определенные правила, законы дружбы (Слайд 15). Что же люди должны соблюдать, как должны относиться друг к другу? Давайте составим свод основных законов дружбы.
- Для этого познакомьтесь с перечнем правил и выберите те, которые вы считаете необходимо выполнять, соблюдать, чтобы быть хорошим другом, а дружба - настоящей.
Напишите их на ладошках.
Законы дружбы
Помогай другу в беде.
Не смейся над недостатками друга.
Не обманывай друга.
Будь вежлив.
Будь аккуратен.
Останови друга, если он совершает дурной поступок.
Будь отзывчивым не только в горе, но и в радости.
Не будь жадным.
Не будь предателем.

Относись к людям так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
Умей признавать свои ошибки и не обижайся на справедливую критику.
Не завидуй.
Умей хранить секреты.
Береги друзей.
Умей прощать.
Старайся быть искренним.
Будь терпимым к людям не похожим на тебя.
- Послушаем, какие правила вы выбрали для себя. (Дети зачитывают выбранные правила).
- Вывод: Остальные правила вам тоже пригодятся. Соблюдая эти правила дружбы, вы никогда не потеряете друга. А чтобы эмблема нашего классного часа светилась дольше от улыбок, которые мы дарили друг другу во время общения, прикрепите к солнышку вашу «руку дружбы». (Слайд 16)

Заключительная часть.
- Вот и подошёл классный час к концу. Впереди у вас длинная дорога жизни. И пусть на вашем жизненном пути встречаются только настоящие друзья.
А теперь встаньте в круг, возьмитесь за руки – это руки друга. Положите руки на плечи. Это плечо друга, на которое можно опереться в трудный момент.
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.

2. Рефлексия. Подведение итогов работы
Слайд 16. Рефлексия « Всё в твоих руках»
На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.
Большой –для меня тема была важной и интересной –красным.
Указательный –узнал много нового – жёлтым.
Средний – мне было трудно – зелёным.
Безымянный – мне было комфортно – синим.
Мизинец – для меня было недостаточно информации – фиолетовым.

Оцени себя. Процесс самопознания.
- Ребята, посмотрите, что у нас получилось. Мы знаем, что такое дружба, кто такой «настоящий друг», мы вывели формулу дружбы, составили свод законов дружбы. Нам осталось выяснить, а можем ли мы быть настоящими друзьями (слайд 9).
- На ваших партах есть солнышко с лучами. В центре мы видим надпись «Я могу». Подумайте, что вы можете сделать для своего друга. Напишите об этом в лучике. Личики прикрепите к солнышку, получится ваш собственный портрет. (Дети заполняют лучики, прикрепляют их с помощью двухстороннего скотча на лист с солнышком, озвучивают свои ответы).

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715

[Введите текст]

Учитель. На прошлом классном часе мы говорили о причинах нелюбви к себе. Сегодня мы постараемся ответить на вопрос: «Как полюбить себя?».

Каждому из вас хочется сказать такие слова: «Поверь в себя, полюби себя, и если ты будешь любить себя много, ты дашь себе столько любви, что уже не надо будет тянуть с других, и ты сам сможешь ее щедро раздавать».

Разрешите себе полюбить себя . Любовь к людям начинается с любви к себе.

Попробуйте каждое утро просыпаться со словами: "Я - хороший, славный, любимый и замечательный".

Это очень приятно. Тот, кто не верит, может попробовать и убедиться.

Позвольте дать вам еще несколько советов.

1 ученик. Совет 1. Осознай, что ты не одинок.

2 ученик. Понаблюдайте за окружающими, и вы увидите, что многие люди испытывают скрытое чувство неуверенности.

1 ученик. Это чувство может маскироваться и проявляется в виде застенчивости или злобы и грубости; в виде глупого поведения или отказа участвовать в игре, в общественном деле; в виде гордыни и заносчивости или способности краснеть по любому поводу.

2 ученик. Поймите – вы не одиноки. Все боятся смущения и насмешек, все испытывают те же проблемы, что и вы.

3 ученик. Совет 2. Найди «корень зла» и вырви его.

4 ученик. Выберите для себя время и место, чтобы вам никто не мешал думать. Сосредоточьтесь на проблемах, которые угнетают вас, отравляют вам жизнь, не дают вам покоя ни днем, ни ночью.

3 ученик. Запишите все эти проблемы на двух листах бумаги. На одном листе – проблемы, которые невозможно исправить, которые не зависят от вашей воли (невысокий рост, длинный нос, низкий голос, слишком высокий лоб, редкие волосы, маленькая квартира, низкая зарплата родителей и т.п.)

4 ученик. На другом листе – проблемы, которые исправить можно – это, прежде всего, недостатки вашего характера, поведения и привычек. (Я слишком вспыльчив, я не умею ясно и коротко выражать свои мысли, я слишком стеснителен, я чересчур медлительна, я неприветлив с людьми, и т.д.)

3 ученик. В первую очередь запишите проблемы, которые волнуют вас больше всего. Ничего не утаивайте в этом письменном признании.

5 ученик. Совет 3. Поделись своими переживаниями.

6 ученик. Если у тебя есть надежный взрослый друг, в котором ты уверен, которому ты доверяешь, и с которым ты можешь быть откровенен, поделись с ним.

5 ученик. Это должен быть взрослый человек: кто-то из родителей, мамина сестра, папин друг, учитель.

6 ученик. Обсуди с этим старшим товарищем свои проблемы, обсудите список, составленный тобой.

5 ученик. Возможно, ты слишком придирчив к себе, и многое из твоего списка окажется мыльным пузырем.

6 ученик. А вот с теми проблемами, которые окажутся действительно существующими, постарайтесь разобраться.

5 ученик. Попроси подсказать тебе, как с ними справится.

6 ученик. Если у тебя нет такого друга – ничего страшного – решай проблему самостоятельно. Это непросто, но возможно.

1 ученик. Совет 4. Прими себя таким, какой ты есть.

2 ученик. Всегда есть то, что мы не в силах изменить. Это относится и к внешним обстоятельствам, и частично к нашей внешности.

1 ученик. Частично, потому что некоторые недостатки мы все же можем скрыть, сделать менее заметными. Возможно, какие-то пункты из первого списка перекочуют во второй.

2 ученик. Но как быть с теми проблемами, которые мы не можем изменить?

1 ученик. Просто нужно научиться принимать то, что не зависит от нашей воли.

2 ученик. (читает плакат ) По-настоящему счастливы не те, у кого нет проблем, а те, кто научился жить с тем, что их не совсем устраивает.

1 ученик. В последний раз прочитайте свой список неразрешенных проблем и навсегда забудьте о них.

2 ученик. А лучше всего – сожгите этот список вместе с проблемами где-нибудь в саду или на пустыре.

1 ученик. Любите себя такими, какие вы есть.

3 ученик. Совет 5. Работай над собой. Сотвори себя сам.

4 ученик. Теперь у нас остался список проблем, которые исправить возможно. С этим списком следует поработать.

3 ученик. Конечно, полностью исправить характер человека, приблизив его к некоему эталону, нельзя.

4 ученик. Да и не нужно. Иначе мы будем все похожи друг на друга, как роботы, и жить будет нам очень скучно.

3 ученик. Но есть такие черты характера, которые мешают нам жить, приносят неудобства, дискомфорт и даже горе нам и окружающим нас людям (вспыльчивость, упрямство, грубость, эгоизм, лень и т. д.).

4 ученик. От таких личностных качеств надо избавляться вовсе или хотя бы учиться держать их под контролем.

3 ученик. В отличие от первого, второй список вам нужно сохранить. А еще лучше, если вы его напечатаете на хорошей цветной бумаге под заголовком «Я работаю над собой».

4 ученик. Если вы серьезно решили заняться самовоспитанием, попросите своих родных и близких друзей назвать черты вашего характера, которые им особенно не нравятся в вас, и дополните ваш список.

3 ученик. Теперь у вас есть четкий план действий. Дерзайте. Работайте. Совершенствуйтесь.

4 ученик. Идите четко по пунктам. Не хватайтесь за все сразу. Избавившись от одного недостатка, закрепите результат, и только потом приступайте к работе над следующим.

Учитель. Вы увидите, как с каждой очередной победой вы будете чувствовать себя увереннее и увереннее, вы увидите, как будет меняться отношение окружающих к вам. Постепенно вы станете лучше относиться к себе. Если вы будете нравиться себе, вы начнете нравиться другим.

Будьте готовы к мелким ошибкам и временным поражениям, но ни в коем случае не сдавайтесь, не опускайте руки. Успех ждет вас!

Иногда ваш внутренний голос будет нашептывать вам: «Ты неудачник, ты ничего не стоишь, все смеются над тобой, вечно у тебя ничего не получается, ты не красивый, ты не такой как все, ты всю жизнь будешь неудачником...» Не верьте этому!

Цель: учить анализировать свою учебную деятельность, делать выводы, рассуждать.

Оборудование : распечатки текста: «Настоящее образование есть именно самообразование... Надо учиться (учить себя) в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение (самоучение), по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество, неизмеримо важнее первого» (Н.И. Пирогов).

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Беседа «Зачем нужно учиться?».

III. Мини-лекция «Как учиться хорошо?».

IV. Заключительное слово.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Главное, ради чего существует школа, - это обучение. Этим занимаются учителя. Как они это делают?

Излагают учебный материал, объясняют разные премудрости, показывают что-то.

Заинтересовывают, «искушают» вас знаниями.

Убеждают в пользе учения.

Заставляют вас учиться.

Организуют вас.

Спрашивают, контролируют, оценивают вас.

А учитесь вы сами. И в конечном счете именно от вас зависит, овладеете ли вы необходимыми знаниям, умениями и навыками.

Вы можете учиться хорошо или плохо, интересоваться знаниями или нет.

Вы можете слушать или не слушать учителя.

Вы можете заставить себя преодолевать трудности, а можете отказаться.

Вы можете запомнить что-то из того, что узнали на уроке, а можете не обратить внимания на это.

Вы можете заняться самообучением, самообразованием, а можете идти гулять.

Казалось бы, выбор прост. Достаточно только определиться. Допустим, вы твердо решили учиться на «отлично». Но возникают новые вопросы: умеете ли вы правильно распределять время? планировать свой день? создавать удобную обстановку для работы? Владеете ли приемами эффективного запоминания информации? Умеете ли вы применять полученные знания? Можете ли сами себя контролировать?

Если научитесь это делать, то сможете заняться самообразованием - высшим уровнем самосовершенствования. Умения приобретать знания из разных источников, применять их в практической деятельности пригодятся вам в самых разных жизненных ситуациях.

II. Беседа «Зачем нужно учиться?»

Классный руководитель. Прочитайте высказывание знаменитого врача и педагога XIX в. Н.И. Пирогова. Эта мысль, высказанная столетие назад, не утратила актуальности и в наши дни. Докажите это.

(Учащиеся совещаются в группе, затем высказываются.)

В старших классах вы будете изучать теорию относительности Альберта Эйнштейна, которая принесла ему мировую славу. Но интересна сама история этого простого человека, которого знает весь мир.

Сам Эйнштейн вспоминал: «Моим слабым местом была плохая память, особенно на слова и тексты». Преподаватель греческого языка как-то сказал ему: «Из вас никогда ничего путного не выйдет». В то же время ученый отмечал, что благодаря самостоятельным занятиям по физике и математике он шел далеко впереди школьной программы. Ребенком Эйнштейн читал популярные научные издания, по его собственным словам, «затаив дыхание».

Самостоятельные занятия помогли ему не только обогатиться новыми знаниями, но и сделать великие научные открытия. Таких примеров, когда самообразование, упорный труд изменяли жизнь людей, в истории много. Вы можете в этом убедиться, познакомившись с биографиями М.В. Ломоносова, И.И. Ползунова, И.П. Кулибина, Т.Г. Шевченко, Т.Г. Мальцева и других выдающихся ученых, изобретателей, исторических деятелей.

Человечество развивается благодаря тому, что новые поколения, приходя на смену старым, осваивают все, что было достигнуто, сделано предыдущими поколениями, и на этой базе создают новые знания, технологии, обогащают культурное наследие. Таким образом, перед каждым из вас стоят две задачи:

1. Овладеть знаниями и опытом предыдущих поколений.

2. Своим трудом, творчеством внести вклад в развитие общества.

III. Мини-лекция «Как учиться хорошо?»

Классный руководитель. Вспомните, сколько раз в своей жизни у вас возникало желание учиться лучше, но оно оставалось бесплодной мечтой.

Ребята, как вы думаете, что нужно для того, чтобы хорошо учиться? Почему это не у всех получается?

(Дети высказываются.)

Во-первых, конечно, надо уметь заставить себя выучить правило, разобраться в новой теме или в условиях задачи. Для этого

требуется сила воли. Воля - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-либо.

Во-вторых, нужно помнить, что учение - это не разовое усилие, а систематический труд. Изо дня в день нужно проявлять усердие, терпение.

В-третьих, надо иметь способности к учебе, но они - дело наживное (как, впрочем, и трудолюбие, и воля).

Итак, базовыми качествами личности, составляющими основу умения учиться, являются воля, трудолюбие, способности. (Записывает на доске.)

1. Как развить силу воли?

Классный руководитель. Вот несколько простых советов, которые позволят вам тренировать свою волю.

Учитесь командовать собой. Умение приказывать себе - важнейшее качество волевого человека. Воля развивается, закаляется в постоянной борьбе между «хочу» и «надо».

. «Дал слово - держи!» Привычка ответственно относиться к своему слову есть важнейшее условие воспитания воли.

Соблюдайте режим дня. Это требует ежедневных усилий и укрепляет волю.

Верьте в себя.

2. Как сосредоточиться на уроке?

Классный руководитель. Представьте: вы стоите у доски и не можете решить задачу. Учитель говорит: «Ну, думай, думай же!» А что это значит? Что именно надо делать? Учитель показать этого не может, он только повторяет: «Думай, соображай!»

Мы стоим и соображаем, но никто в целом мире не скажет, думаем ли мы в этот момент или мечтаем о мороженом, и если думаем, то правильно или неправильно, а если неправильно, то в чем именно мы ошибаемся. Никто не может влезть к нам в голову и понаблюдать за происходящим в ней.

Научиться думать - самая трудная задача ученика. Неприятности в школе, нежелание учиться, плохие отметки - все это происходит большей частью оттого, что мы или не умеем думать, или, чаще, не хотим думать, потому что думать тяжело. Умственный труд тяжелее физического, человек быстрее устает, да и результаты не всегда налицо.

Вокруг нас постоянно что-то происходит: соседка пишет кому-то записку, муха ползет по оконному стеклу, солнечный зайчик мелькает и т. д. Да и в голове у нас великое множество интересных мыслей: о вчерашнем фильме, ссоре с товарищем, планах на выходные. Как сосредоточиться на словах учителя?

В армии, когда командир отдает приказ, подчиненные становятся по стойке «смирно». Отчего это? Почему нельзя слушать приказ развалившись, засунув руки в карманы? Зачем обязательно вытягивать руки по швам? Оказывается, поза, состояние мускулов очень связаны с вниманием. Собран человек, не двигается, напряжен - и внимание его само собой концентрируется. Мы сдвигаем брови, наклоняем корпус вперед к собеседнику, потому что хотим быть внимательными, и становимся внимательными, если примем определенное положение. Значит, если мы хотим быть внимательными на уроке, прежде всего нужно изменить позу. Этому вас учили еще в первом классе: сядем прямо, соберемся, приготовимся слушать...

IV. Подведение итогов

Классный руководитель. Что нового вы узнали сегодня? Как будете использовать эти знания?

Классный час «Учимся любить себя»

Цель: побуждение школьников к осмыслению своих возможностей, качеств и места среди людей.

Задачи: Уяснение сущности понятия «самооценка». Выявление школьниками собственных противоречий и проблем на пути к обретению адекватной самооценки.

Моделирование действий по осуществлению реальной самооценки.

Форма проведения: проблемный диалог.

Этап подготовки.

Формирование вопросов для обсуждения:

  • Как вы понимаете, что такое самооценка?
  • Почему оценивать себя - это важно?
  • Считаешь ли ты, что твоя собственная оценка самого себя совпадает с мнением окружающих?
  • В чем опасность: а) заниженной; б) завышенной самооценок?
  • Мнение кого о самом себе ты считаешь наиболее значимым?
  • Как повысить самооценку?

Формирование банка проблемных ситуаций.

Разработка совместно с учащимися ситуативных заданий и подготовка диагностических материалов в поддержку процесса моделирования их действий по осуществлению реальной оценки своих возможностей.

Цитата на доску: «Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель - то, что он о себе думает». (Л.Н. Толстой)

Этап проведения

Классный руководитель: Дорогие ребята, возраст, в котором вы сейчас находитесь, очень важен и вместе с тем труден. Годы между детством и молодостью называются подростковым возрастом. Появляются новые ощущения, меняется мировоззрение, возникают новые проблемы. Мы часто торопим время: скорее бы стать взрослыми, самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, создать свою семью, самостоятельно принимать решения, стать независимыми. Но нельзя вдруг стать взрослыми. Процесс превращения ребенка во взрослого человека длиться годы – в среднем с 12 до 20 лет. И это время дается для того, чтобы мы многое поняли, многому научились, многое пережили и в результате обрели все качества, присущие взрослому человеку.

Вступая в мир взросления, нужно быть готовыми к тем трудностям, с которыми вам придется столкнуться. Нужно научиться справляться с этими трудностями. И если вы будете знать, что можно ожидать от этого мира, то он вам покажется удивительным и прекрасным.

Если во время приятного путешествия на вашем пути встречается пропасть, нет необходимости падать в нее. Пропасть можно объехать. Но для этого надо знать объездные пути. Так же и в жизни: невозможно совсем избежать пропастей-проблем, но их можно решить разумно, избежав серьезных ушибов. Давайте перефразируем известную всем поговорку: «Умный учится на своих ошибках, а мудрый – на чужих». Попытаемся с вами быть не только умными, но и мудрыми. Неразумно всем наступать на одни и те же грабли и страдать от поражения.

Какие же это опасности-пропасти, в которые падает большинство подростков на пути к взрослению?

Самая опасная и глубокая пропасть – чувство неуверенности в себе, или даже чувство собственной неполноценности. Ужасно ощущать себя хуже других, ощущать, что ты никому не нравишься, что ты неудачник, невезучий, что у тебя отвратительная внешность, что у тебя нет таких способностей, как у других. Многие подростки считают, что они вообще ничего не стоят как люди. Гнетущее чувство неполноценности – это и есть та глубокая пропасть, в которую падают многие подростки. Эта проблема порождает множество других проблем.

Прежде всего, давайте уясним себе: нет людей без недостатков, и нет людей совершенных. В каждом человеке есть плюсы и минусы. Всегда можно найти к чему придраться, над чем посмеяться, равно и то, чем гордиться, за что уважать.

Этап первый . Диагностика.

Классный руководитель : Для начала я предлагаю вам небольшой тест «Довольны ли вы собой?» (сначала раздается тест с вопросами, а по завершении работы с ним - «ключ» для самооценки результата).

Тест «Довольны ли вы собой» (С. Степанов)

10.

Подсчитайте количество набранных баллов, расшифруйте получившуюся сумму.

Более 120 баллов. Вы исключительно довольны самим собой. Думается, однако, что вам изрядно не хватает здравой самокритичности, способности к реальной самооценке. Попытайтесь разобраться и оценить это обстоятельство с помощью друзей и близких.

От 60 до 120 баллов. Вы в достаточной степени уверены в своих силах, однако вполне избавлены от крайнего самодовольства и самовлюбленности.

Менее 60 баллов. Вы себе не нравитесь. Возьмите себя в руки и наберитесь уверенности. Оглянитесь вокруг и поразмыслите - не исключено, что вы себя просто недооцениваете.

Классный руководитель : Полученный каждым из вас результат - это отправная точка нашего общения. Сегодня мы должны обсудить следующие вопросы (обращает внимание на написанное на доске).

  • Как и из чего складывается уверенность человека в себе?
  • Почему есть люди, уверенные в себе, и не очень или совсем неуверенные?
  • Как это может отразиться на жизненном успехе?
  • Это предмет нашего сегодняшнего общения.

Этап второй . Определение понятия.

Классный руководитель : Для того, чтобы осмыслить любое понятие, его следует попытаться определить. Попробуем это сделать вместе в режиме «открытого микрофона».

Возможные варианты суждений: «Это какое-то мнение о себе», «Это заниженное или завышенное ощущение своей значимости», «Это - палочка-выручалочка в трудных ситуациях», «Это способ защиты от мнений окружающих», «Это трамплин для успеха».

Классный руководитель : Спасибо, суждения очень интересные. А вот в психологическом словаре самооценка трактуется как совокупность трех компонентов (перечисляя их, одновременно формирует на доске схему):

Самом себе

Самооценка -

Месте среди людей это мнение Своих возможностях и

Человека о качествах

От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Низкая самооценка - это психологический комплекс неудачника. Первая фраза по поводу неудачи у людей с низкой самооценкой - «Ну что я мог поделать?». И в завышенной самооценке нет ничего хорошего. Падая с «пьедестала», возведенного самому себе, человек может очень сильно разочароваться и обидеться на весь мир.

Этап третий. Выявление проблем.

Классный руководитель : Почему же мы себе не нравимся?

Причина первая: 80% подростков недовольны своей внешностью.

Они кажутся себе непривлекательными и отталкивающими. Они считают себя или слишком худыми, или слишком толстыми, им не нравятся их слишком тонкие губы или слишком длинный нос. Они думают об этом большую часть времени.

Чаще всего недовольными своей внешностью бывают девочки. И вот идет такая девочка по улице: брови нахмурены, губы поджаты, плечи опущены, взгляд исподлобья. У кого возникнет желание общаться с ней?

Если у тебя есть привычка таким образом демонстрировать пренебрежение к своей личности, попробуй почувствовать силу преображения.

Встань перед зеркалом, расправь плечи, подними подбородок, встряхни волосами, сбросив с себя все неприятные ощущения, и улыбнись себе.

Найди в своей внешности привлекательные черты – а они обязательно есть – и радуйся тому, что имеешь: добрый взгляд, обаятельную улыбку, карие глаза, легкую походку. Что может быть глупее, чем переживания из-за того, что твои ресницы не такие густые, как у соседки? Стоит ли переживать и сходить с ума, мечтая о том, чтобы твой нос стал на пару миллиметров короче? Чрезмерная озабоченность своей внешностью может сделать вас чересчур стеснительным или, наоборот, слишком грубым. Но вам легче будет пережить это состояние, если вы будете точно знать, что большинство ваших сверстников испытывают в меньшей или большей степени те же самые чувства по отношению к себе, и что это состояние скоро пройдет. Если только вы не будете на нем «зацикливаться».

Причина вторая: многие молодые люди чувствуют себя неумными.

Это тоже вызывает отрицательное отношение к себе. Многие школьники из-за неуверенности в себе не могут преодолеть страх и предпочитают промолчать, когда их спрашивают на уроке, даже если знают правильный ответ.

Постепенно они начинают думать, что все считают их глупыми. Чем чаще ученик получает плохие отметки в школе, тем больше он отчаивается и замыкается. Получается замкнутый круг. Отказ от ответов на уроке приводит к еще большей неуспеваемости. Из-за чего над ним еще больше смеются в классе. А это отбивает последнее желание стараться. Что приводит к еще большей неуспеваемости. В конце концов, человек начинает считать себя никчемным и ни к чему не способным, и что он останется неудачником на всю оставшуюся жизнь.

А чувство неуверенности и собственной неполноценности обязательно сделают человека неудачником.

Прежде всего запомните вот что: по-настоящему глупый человек никогда не осознает своей глупости и поэтому никогда не будет комплексовать по этому поводу. Следовательно, если вы сомневаетесь в собственных способностях, значит вы уже не глупы. А объем знаний будет зависеть от вашего усердия и любознательности. Не хотите выглядеть глупо – больше читайте, смотрите развивающие и образовательные передачи по телевидению, общайтесь с умными и интересными людьми. Если у вас низкая самооценка и вы только тем и заняты, что постоянно себя ругаете, разве вам хватит внимания и энергии для решения стоящих перед вами задач?

Никогда не обижайся на человека, который назовет тебя глупым. Такой человек может быть глупее тебя. В ответ спокойно, с улыбкой, скажи: «Куда уж мне до тебя!» Пусть думает, что ты этим хотел сказать.

Родители тоже могут нечаянно назвать тебя не очень умным. Не обижайся на них и не принимай эти слова близко к сердцу. Взрослые тоже люди, они устают и теряют терпение. Твоя неуспеваемость может расстроить их и вывести из себя.

К тому же большинство родителей хотят видеть своих детей самыми умными и самыми способными. А такое, как вы понимаете, невозможно. Попробуйте их порадовать чем-то еще: помогите на кухне, помойте обувь или вытрите пыль с подоконников.

Еще одна причина, вызывающая чувство неполноценности у подростков – деньги. Считается, что богатая семья лучше бедной. В молодежной среде сильно развит культ вещей. Чтобы быть популярным, нужно одеваться определенным образом, иметь определенные вещи. Эта проблема остается актуальной для современного общества. Дети из бедных семей часто чувствуют себя неуверенно.

Красота, ум и деньги – это три качества, наиболее ценимые в современном обществе. Отсутствие хотя бы одного из этих составляющих благополучия приводит подростков в отчаяние. Жизнь кажется неудавшейся, счастье невозможным.

Человек не нравится себе не потому, что он плохой, а потому, что он не умеет себя принимать таким, какой он есть. Человек, не научившийся жить в мире с собой, начинает конфликтовать со всем миром.

Как полюбить себя?

Тест-упражнение «Моя самооценка» (Г.Г. Филиппова)

Внимательно прочтите слова, характеризующие отдельные качества личности (черты характера):

Составьте два столбца по 10-20 слов в каждом. В первый столбец - назовем его «Мой идеал» - поместите слова, которые характеризуют ваш идеал. Во второй - назовем его «Антиидеал» - слова, обозначающие черты, которыми идеал обладать не должен. Из первого и второго рядов выберите те черты, которыми вы, как вам кажется, обладаете. При этом выбор надо производить по системе «да-нет»: есть эта черта у вас или нет, независимо от степени ее выраженности.

Обработка результатов и вывод

Число положительных черт, которые вы себе приписываете, поделите на число слов, помещенных в столбце «Мой идеал». Если результат близок к единице, вы, скорее всего, себя переоцениваете; результат, близкий к нулю, свидетельствует о недооценке и повышенной самокритичности; при результате, близком к 0,5 - нормальная средняя самооценка, и вы достаточно критично себя воспринимаете.

Таким же образом делаются выводы и на основании подобного сравнения выделенных отрицательных качеств со столбцом «Антиидеал». Здесь результат, близкий к нулю, свидетельствует о завышенной самооценке, к единице - о заниженной, к 0,5 - нормальной.

Игра…Похвали меня

Вариант 1. Игрокам раздаются листки бумаги, на которых они записывают свое имя. Затем, собрав и перетасовав листки, раздайте их участникам. Ребята должны написать, что им нравится в человеке, имя которого они получили, а потом согнуть листок так, чтобы закрыть написанное («гармошкой»), и передать другому, пока каждый не оставит свою запись. Подписываться не надо. Соберите листки и прочитайте вслух, что на них написано. (Обязательно просматривайте каждое описание перед чтением, чтобы удостовериться, что оно положительное.) Тот, кто получил похвалу, обязательно говорит: «Спасибо».

Вариант 2. Игроки встают в круг. Каждый участник, по очереди, говорит своему соседу справа, что ему нравится в нем. Затем проделывается то же, но по отношению к соседу слева

Сердце класса

Вырежьте заранее из красного картона большое сердце.

Учитель говорит: «Знаете ли вы, что у нашего класса есть свое сердце? Я хочу, чтобы сейчас вы сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его, чтобы каждый мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Если кто-то вытянет собственное имя, он должен поменять бумажку».

Пусть каждый придумает дружескую и приятную фразу в адрес того, чье имя он вытянул по жребию, и запишет ее фломастером на «сердце класса». Учитель должен проконтролировать то, что собираются записать участники. Повесьте сердце на стене так, чтобы к нему можно было подойти со всех сторон. Сердце класса может стать прекрасным украшением помещения.

Тест «Довольны ли вы собой» (С. Степанов)

  1. Мечтаете ли вы родиться заново и начать все сначала? (Да - 4, нет -16).
  2. Есть ли у вас хобби? (Да - 18, нет - 5).
  3. Когда ваша работа не ладится, способны ли вы сказать: «Такое может случиться только со мной»? (Да - 6, нет - 12).
  4. Радуетесь ли вы, узнав, что кто-то вам завидует? (Да -16, нет - 2).
  5. Страдает ли ваше самолюбие, если кто-нибудь отзовется о вас как о скучном, несимпатичном человеке? (Да - 3, нет - 12).
  6. Находите ли вы какое-либо утешение, узнав, Что с вашими друзьями произошли те же неприятности, что и с вами? (Да -18, нет - 5).
  7. Переживаете ли вы, убеждаясь, что какое-то дело идет гораздо лучше без вашего участия? (Да - 2, нет - 16).
  8. Часто ли к вам приходит желание выиграть большую сумму в лотерею? (Да - 6, нет - 20).
  9. Сильно ли вы волнуетесь, когда узнаете, что вашим друзьям приобрели какую-то дорогую вещь? (Да - 1, нет - 12).
  10. Любите ли вы высказываться в присутствии большого количества
    слушателей? (Да - 16, нет - 3).

Тест «Довольны ли вы собой» (С. Степанов)

  1. Мечтаете ли вы родиться заново и начать все сначала? (Да - 4, нет -16).
  2. Есть ли у вас хобби? (Да - 18, нет - 5).
  3. Когда ваша работа не ладится, способны ли вы сказать: «Такое может случиться только со мной»? (Да - 6, нет - 12).
  4. Радуетесь ли вы, узнав, что кто-то вам завидует? (Да -16, нет - 2).
  5. Страдает ли ваше самолюбие, если кто-нибудь отзовется о вас как о скучном, несимпатичном человеке? (Да - 3, нет - 12).
  6. Находите ли вы какое-либо утешение, узнав, Что с вашими друзьями произошли те же неприятности, что и с вами? (Да -18, нет - 5).
  7. Переживаете ли вы, убеждаясь, что какое-то дело идет гораздо лучше без вашего участия? (Да - 2, нет - 16).
  8. Часто ли к вам приходит желание выиграть большую сумму в лотерею? (Да - 6, нет - 20).
  9. Сильно ли вы волнуетесь, когда узнаете, что вашим друзьям приобрели какую-то дорогую вещь? (Да - 1, нет - 12).
  10. Любите ли вы высказываться в присутствии большого количества
    слушателей? (Да - 16, нет - 3).

Аккуратность, беспечность, вдумчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Аккуратность, беспечность, вдумчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Этап второй. Определение понятия Самооценка – это мнение человека о Самом себе Своих возможностях и качествах Месте среди людей

Этап третий. Выявление проблем 1. 80% подростков недовольны своей внешностью. 2. Многие молодые люди чувствуют себя неумными. 3. Деньги.

Упражнение «Моя самооценка» Число положительных черт, которые вы себе приписываете, по­делите на число слов, помещенных в столбце «Мой идеал». Если результат близок к единице, вы, скорее всего, себя переоцениваете; результат, близкий к нулю, свидетельствует о недооценке и повышенной самокритичности; при результате, близком к 0,5 - нормальная средняя самооценка, и вы достаточно критично себя воспринимаете. Таким же образом делаются выводы и на основании подобного сравнения выделенных отрицательных качеств со столбцом « Анти­идеал ». Здесь результат, близкий к нулю, свидетельствует о завышен­ной самооценке, к единице - о заниженной, к 0,5 - нормальной.

Иногда ваш внутренний голос будет нашептывать вам: «Ты неудачник, ты ничего не стоишь, все смеются над тобой, вечно у тебя ничего не получается, ты не красивый, ты не такой как все, ты всю жизнь будешь неудачником...» Не верьте этому!

Стихотворение Р. Киплинга «Если» О, если ты покоен, не растерян, Когда теряют головы вокруг, И если ты себе остался верен, Когда в тебя не верит лучший друг. И если ждать умеешь без волнения, Не станешь ложью отвечать на ложь, Не будешь злобен, став для всех мишенью, Но и святым себя не назовешь. … И если сможешь быть в толпе собою, При короле с народом связь хранить И, уважая мнение любое, Главы перед молвою не клонить, И если будешь мерить расстоянье Секундами, пускаясь в дальний бег, - Земля – твое, мой мальчик, достоянье! И более того, ты – человек!