Хартия Вольностей (1215 г.). Великая хартия вольностей Подписание хартии вольностей

Среди всех хартий XII-XIII вв. в Англии Хартия 1215г., именуемая Великой, представляет собой наиболее обширный список не только материальных, но и отличающихся новизной политических требований, предъявленных королю. Её юридическим источником можно считать, прежде всего, феодальный обычай, на соблюдении которого настаивают многие статьи Хартии, а также Хартию Генриха I. Основным же отправным документом для Хартии 1215г. являлись так называемые Баронские статьи - петиция баронов, датируемая предположительно 10 июня 1215г. и представляющая собой перечень «статей, о которых бароны просят и на которые король даёт согласие». Окончательная редакция Хартии позволяет судить, что Баронские статьи подверглись значительной редакционной обработке и некоторым дополнениям, хотя основное содержание их осталось неизменным.

Оригинальный текст Хартии1215г. изложен на латинском языке, без подразделения на статьи, и не имеет чёткой системы изложения.

Великая Хартия Вольностей представляет прежде всего феодальный договор, определяющий права вассалов и сюзерена. Она в значительной степени повторяет параграфы грамоты Генриха I, однако в ней есть и особенности, которые мы не найдём в той грамоте. Зарождение новых отношений (общества, где граждане подчиняются одним и тем же законам, состоящего из однородной массы свободных людей) отразилось на составе Хартии. Некоторые из её параграфов были вызваны желанием положить предел тому произволу и злоупотреблениям, которые опускал король, развивая государственный характер своей власти. Эти параграфы не только не утратили своего смысла с исчезновением феодализма, но даже получили широкое применение с развитием новых государственных отношений и стали основанием нового государственного порядка.

Сама Великая Хартия Вольностей имеет форму королевского пожалования. «Пожаловали мы, - читаем мы в конце её первой статьи, - всем свободным людям королевства нашего…» Этот как будто односторонний акт монаршей воли был внушён королю, по его словам, исключительно внутренними мотивами, мистическим путём. Не вполне, правда, согласуются с этими заявлениями слова параграфа 63 Хартии, что «принесена была присяга, как с нашей стороны, так и со стороны баронов, что всё это вышеназванное будет соблюдаться добросовестно и без злого умысла», а содержание параграфа 61 и вовсе их опровергает, вскрывая истинное положение вещей. Тут уже идёт речь о «раздоре, произошедшем между нами и баронами нашими» и о гарантии, которую король даёт баронам, обеспечивающую им ненарушимое и вечное пользование их вольностями.

Гарантия эта заключалась в следующем. Бароны изберут из своей среды 25 человек и на них возложат обязанность блюстителей «пожалованных» королём вольностей. Если король или кто-либо из его должностных лиц «нарушит какую-либо из статей этого мирного договора», то об этом должно быть сообщено четырём из этих двадцати пяти баронов, и они обратятся к королю или к его заместителю с требованием в течение сорока дней восстановить нарушенное право. В случае неисполнения королём этого требования, все 25 баронов вместе с «общиной всей земли» постараются силой принудить к этому короля, оставляя, тем не менее, неприкосновенными личность короля, королевы и их детей. Все обязаны были принести баронам присягу, что будут вместе с ними «принуждать и теснить короля», а 25 баронов, в свою очередь, присягали, что будут добросовестно выполнять свои обязанности. Решения в комитете двадцати пяти принимались большинством голосов.

Великая Хартия Вольностей - это настоящий мирный договор между воюющими сторонами, настоящая капитуляция. Она содержит статьи, требующие выдачи королём взятых им заложников, о роспуске наёмных отрядов и т. д. Мы не будем заниматься этими статьями, носившими чисто временный характер, и прямо перейдём к основным параграфам Хартии, говорящими о правах и вольностях английского народа и каждой из составляющих его отдельных групп.

Материальные требования оппозиции, которые сводились в основном к требованиям ограничить произвол короны в области вассально-ленных и фискальных отношений и уважать старинные феодальные обычаи в этом вопросе. Вполне естественно, что бароны как лидеры движения и представители его на окончательных переговорах с королём, закрепили в Хартии прежде всего свои материальные требования. Другие же участники оппозиции, выступившие вместе с баронами и доверившие баронам закрепление своих требований, несмотря на силу и решающую роль этой поддержки, получили неизмеримо меньше, а кое в чём и понесли ущерб в угоду крупным феодальным собственникам. При этом следует учесть, что рыцарство не имело своей программы, существенно отличной от баронской, а баронство, добиваясь ограничения произвола со стороны короля, не было заинтересовано в ограничении своих фискальных притязаний в отношении собственных держателей. Поэтому оно ограничилось несколькими весьма абстрактными обещаниями в пользу своих вассалов и, если иметь в виду рыцарство, своих классовых союзников. Горожане же вообще принадлежали к другому классу и сословию, и там, где интересы короля и баронов противоречили интересам горожан, последние были просто обмануты.

На первом месте Великой Хартии Вольностей находились церковь и бароны. Своим первым параграфом Хартия объявляет свободной английскую церковь и неприкосновенными её права и вольности и подтверждает изданную перед тем Иоанном хартию о свободе церковных выборов (п. 1). Согласно этому документу, выборы высших и низших иерархов церкви должны были производиться свободно во всех церквях и король должен утверждать их, если только для отказа не будет основательной причины. В этом Хартия была сходна с грамотой Генриха I, которая точно так же раньше всех других уступок обеспечивала права и мир церкви. Церковь, как самая могущественная часть феодального общества, всегда стоявшая во главе недовольных, естественно, требовала освящения своих прав прежде всего.

Непосредственно следующие за этим 7 параграфов (п.п. 2 - 8) заняты исключительно феодальными вопросами (о релифах, которые уплачивали королю вступающие во владение своими ленами наследники его военных держателей, о принадлежащих королю правах опеки над несовершеннолетними наследниками умерших королевских держателей, о правах их наследниц и вдов). Великая Хартия Вольностей устанавливает размер релифа (с графов и баронов - по 100 фунтов стерлингов, с рыцарей - по 100 полновесных шиллингов - п.2), что является продолжением грамоты Генриха I. Хартия требовала, чтобы сюзерен во время опеки держал в хорошем состоянии опекаемые владения, а также подтверждала наставление о вдове вассала, которая должна была получать определённую часть владения после смерти мужа (п.п. 4 - 5; 7 - 8).

Чисто феодальными отношениями занято ещё более двенадцати параграфов Хартии, трактующих о повинностях держателей рыцарских ленов, о землях осуждённых преступников, которые оказались во владении короля, о правах феодальной опеки (п.п. 16, 29, 32, 37, 43, 46). Всё это простое констатирование главных пунктов феодального права, необходимое в виду их постоянного нарушения Иоанном Безземельным, но едва ли вносящее в них что-либо новое. Ещё хартия вольностей Генриха I формулировала эти пункты, хоть и с несколько меньшей детальностью.

Иной характер имеют п.п. 12, 14 и 34. Параграф 34 постановляет, что впредь королевская курия никому не будет выдавать приказов для перенесения иска о собственности на то или иное держание из феодальной курии в королевскую, нанося тем самым ущерб свободному человеку (!). Здесь бароны пытаются остановить планомерную объединительную работу центральной власти в сфере юрисдикции, начатую Генрихом II, так решительно урезавшим своими ассизами гражданскую юрисдикцию феодалов. Это была со стороны баронов попытка затормозить тот путь, по которому шло политическое развитие Англии с нормандского завоевания.

Ещё более знаменательными в этом отношении являются параграфы 12 и 14 Великой Хартии Вольностей. Параграф 12 гласит, что ни щитовые деньги, ни какие-либо вспомоществования не должны взиматься в английском королевстве, кроме как с согласия общего совета королевства. В этом параграфе мы читаем: «…а чтобы иметь этот общий совет королевства, мы повелим позвать архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов нашими письмами за печатью и, кроме того,… повелим позвать… всех тех, кто держит от нас непосредственно… к определённому дню… и в определённое место; и во всех письмах объясним причину созыва».

Вопрос о субсидиях королю был самым больным вопросом английского общества этой поры. Финансы были как раз той сферой, в которой обществу больше всего приходилось страдать от произвола короля. Тут все были равны, без различия классов и состояний и было вполне естественно, что поднявшие восстание бароны прежде всего должны были озаботиться изысканием способов оградить на будущее себя и других от бесцеремонного хозяйничанья правительства. Это, в сущности, был едва ли не самый главный вопрос, поставленный перед английским обществом правлением Иоанна Безземельного.

12 и 14 параграфы Хартии ставят себе целью превратить Великий Совет в учреждение, которое авторитетно и планомерно ограничивало бы королевскую волю и тем отнимало бы у неё возможность свободно распоряжаться средствами общества. Но достаточно самого близкого знакомства с этими параграфами, чтобы сразу бросилась в глаза чисто феодальная постановка этой цели. Речь здесь идёт исключительно о феодальном налоге (щитовых деньгах) и о феодальных пособиях, взимавшихся королём со своих непосредственных вассалов. Ни словом не упомянуты всякие другие взимания, от которых особенно страдали, например, города.

Что касается порядка созыва Великого Совета, то при внимательном прочтении параграфа 14, мы понимаем, что это настоящий феодальный сейм. Бароны совершенно игнорировали все те условия, которые были созданы нормандским завоеванием и трактовали Англию как чисто феодальное государство. Это был очень серьёзный шаг, настоящая феодальная реакция. Победив королевскую власть, бароны получили возможность сообщить своим политическим тенденциям форму непререкаемого основного закона королевства и они этой возможностью воспользовались. Петрушевский Д. М. Великая Хартия Вольностей и конституционная борьба в английском обществе во II половине XIII века.- М.: Издательство Сабашниковых, 1918.-С.50-54

Делу правосудия Великая Хартия Вольностей отводит весьма видное место, не забывая при этом даже самые низшие слои английского общества. Дело в том, что английские феодалы могли рассчитывать на влиятельную политическую роль только в союзе с массой. До сих пор о таком союзе не могло быть и речи. Только правление Иоанна Безземельного могло вызвать объединение различных элементов общества для отпора общему врагу. Это и дало победу инициаторам и вождям движения, и они могли отстаивать свои сословные интересы, лишь считаясь с интересами своих союзников, всех свободных людей королевства. Преследуя свои собственные интересы, бароны должны были считаться с действительностью, поэтому мнение о том, что баронам был чужд политический эгоизм, не имеет под собой оснований. Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, бароны обязаны были обеспечить массе правильное функционирование судебных учреждений. Тем не менее, можно сказать, что «центр тяжести» принципиального значения Хартии лежит именно здесь и самые знаменитые параграфы Великой Хартии Вольностей (39 и 40) относятся как раз к судебному делу.

Бароны признавали благодетельное влияние королевского вмешательства в области суда и права. Они стремились только уничтожить произвольный характер этого вмешательства, определив в Хартии законные границы и формы для всего того, что было сделано в этой области ещё при Генрихе II.

Параграф 17 Хартии окончательно фиксирует создание в Вестминстере т. н. Суда общих тяжб, до тех пор всё ещё остававшимся разъездным органом и передвигавшимся с королём. Теперь он был превращён в учреждение, существующее независимо от личности короля. Параграфы 18 и 19 улучшают процедуру созданных реформой Генриха II разъездных судей по разбору земельных исков. Параграф 23 повторяет изданное Генрихом II запрещение шерифам и другим королевским чиновникам решать так называемые «коронные дела», т. е. особо важные уголовные дела, которые должны находиться в исключительном ведении королевских судов, и, таким образом, признаёт пагубность совмещения в одних руках административной и судебной власти.

Параграфы 20, 21 и 22 регулируют взимание штрафов в пользу короля. При взимании их следовало сообразовываться с родом проступка и с его важностью. При этом основное имущество штрафуемого, его основной капитал должны оставаться неприкосновенными (товар купца, хозяйственный инвентарь виллана и пр.). В параграфе 26 король обещает, что впредь ничего не будет брать в своей канцелярии за указ, предписывающий произвести расследование дела человека, арестованного по обвинению в уголовном преступлении, и не будет отказывать в просьбе выдать такой указ. В параграфе 38 королевским чиновникам запрещается привлекать, кого бы то ни было к суду по собственному усмотрению, не приводя достоверных свидетелей.

Параграфы 18,19,20,38 кроме прочего, официально закрепляют порядок расследования гражданских и уголовных дел с помощью присяжных в качестве свидетелей или обвинителей. Следовательно, этот институт, введённый Генрихом II, прочно укоренился в английском судебном процессе, равно как и система судебных приказов (п.36). Вместе с тем изживший себя «суд божий» с ордалиями и судебным поединком ещё окончательно не исчез из практики. Об этом свидетельствует, правда косвенно, содержание п.38 и 54. Последняя статья, на первый взгляд весьма странная, имела целью сократить количество поединков, происходящих по жалобе женщин и часто имеющих неблагоприятный для обвиняемого исход: женщины - истицы могли выставить вместо себя на поединок любого рыцаря, в то время, как обвиняемый вынужден был драться самостоятельно.

Личная свобода граждан английского королевства охранялась параграфом 42, который обеспечивал каждому право свободного передвижения по воде и по суше, выезда из государства и возвращения в него.

Но, указывая на эти параграфы Великой Хартии Вольностей, мы не должны забывать в связи с ними и уже отмеченного нами параграфа 34, не оставляющего сомнения, что далеко не все бароны хотели сохранить судебный строй, созданный Генрихом II, решительно устраняя всё то, что шло вразрез с их чисто сословными феодальными интересами. В этом отношении заслуживают внимания и самые знаменитые параграфы Хартии, 39 и 40.

Согласно общепринятому взгляду, эти параграфы являются блестящим завершением приведённых сейчас конкретных статей Великой Хартии Вольностей, торжественным провозглашением общих принципов, сохраняющих всю свою жизненность и силу и в настоящее время, являясь фундаментом т. н. гражданских свобод. «Ни один свободный человек не будет арестован и заключён в тюрьму или лишён имущества или… каким-либо другим способом обездолен, и мы не пойдём против него и не пошлём на него иначе, как по законному приговору равных его и по закону страны». Так гласит параграф 39 и его дополняет следующий непосредственно за ним параграф 40: «Никому не будем продавать права и справедливости, никому не будем отказывать в них».

Под свободным человеком в параграфе 39 бароны имели в виду прежде всего самих себя, а не всю свободную массу английского населения. Цель ст.39, по мнению Е.В. Гутновой, заключалась в том, чтобы изъять баронов из-под действия обычных королевских судов, поставив в особо привилегированное положение. Такое предположение имеет значительные основания. Даже если мы будем переводить «суд пэров» как «суд равных себе», мы увидим, что требование такого суда содержится в Хартии в п.21,52,56,57,59, т.е. только там, где речь идёт об интересах крупнейших феодалов. Из контекста п.52 и 55 складывается впечатление, что именно 25 баронов, о которых подробно говорится в п.61, и должны выступить в качестве «суда пэров» для решения всех спорных вопросов между королём и подданными.

Крепостные исключались из предусмотренных общим правом привилегий в отношении свободных. Таким образом, термины «свободный человек» и даже просто «люди королевства» совершенно естественно для феодального права отстраняли от перечисляемых прав основную массу населения - крепостное крестьянство.

Лишь гораздо позднее, в XVII - XVIII веках, в разгар политической борьбы в эти параграфы был вложен тот широкий смысл, который сделал их воплощением теоретического принципа. В XVII столетии из параграфа 39 выработался знаменитый «Habeas Corpus Act», согласно которому каждый англичанин владеет гражданской свободой, поставленной под охрану законов.

Рассчитывая привлечь на свою сторону по возможности более широкие круги английского общества, бароны должны были принять во внимание отдельные интересы каждой из основных его групп. Приводя параграф 20, мы видели, что бароны не забыли даже о самом низшем слое общества - вилланах. Какую роль сыграла в движении 1215 года эта земледельческая масса, мы не знаем, зато мы имеем данные о роли городов и, прежде всего, Лондона. Мы знаем, какое решающее значение имело для исхода движения то, что к движению примкнула столица. И Великая Хартия Вольностей вполне определённо отражает интересы горожан.

Параграф 12 Хартии, устанавливающий общий совет королевства для разрешения королю щитовых денег и иных пособий и требующий, чтобы эти пособия были не чрезмерны, прибавляет, что это относится и к пособиям, взимаемым с города Лондона и всех других городов и портов. Городские вольности для Иоанна Безземельного и его предшественников всегда являлись источником самых беззаконных вымогательств. Постоянно нарушая их, они заставляли горожан платить им большие суммы за их подтверждение. Это было хроническое бедствие, тяжело отражавшееся на хозяйственном развитии городов, Великая Хартия Вольностей затрагивала их самые насущные интересы.

Надо сказать, что Хартия обеспечивала «вольности и свободные обычаи городов» весьма конкретным и, следовательно, более действенным образом. В частности, в параграфах 12 и 13 Хартии король обязуется не взимать без общего совета не только щитовых денег, и вспомоществований со своих вассалов, но и таких же вспомоществований, а также и обычных принудительных сборов с Лондона и других городов.

В отличие от статей, касающихся церкви, статьи, касающиеся Лондона ни словом не упомянули о прежней хартии Иоанна, гарантирующей Лондону право ежегодных выборов мэра.

В окончательную редакцию Великой Хартии Вольностей была вставлена 41 статья, которая явно шла вразрез с интересами так много сделавших для победы городов. Статья эта предоставляет всем иностранным купцам право свободно выезжать из Англии, въезжать в неё, жить в ней и путешествовать с торговыми целями, уплачивая лишь установленные обычаем пошлины, не подвергаясь незаконным взиманиям (за исключением военного времени). Предоставление иностранным купцам права свободно конкурировать с английскими было, конечно, в интересах баронов и включение в Великую Хартию 41 статьи продемонстрировало, в какой мере они являлись реальными политиками и ориентировались в тогдашней политической и социальной обстановке. На роль бескорыстных политических энтузиастов, навязываемую им позднейшими политическими деятелями и историками, они не претендовали.

Весьма важным условием нормально функционирующей торговой и промышленной жизни являлось единообразие мер и весов и параграф 35 гарантирует это условие. Параграф 28 Хартии запрещает королевским агентам брать у кого-либо хлеб или иные предметы иначе, как немедленно уплачивая при этом продавцу деньги или получая от него согласие на отсрочку платы. Параграф 30 запрещает шерифам, бейлифам и другим королевским чиновникам брать у свободного человека лошадей или телеги для перевозки иначе, как с его согласия.

Ограничивалось право постоя и реквизиций. Ни один свободный землевладелец не мог быть принуждён к постройке мостов, если такая обязанность не существовала ранее (п. 12). Со всех лесов и рек, отобранных в правление Иоанна для королевской охоты, было снято запрещение (п. 47), и. т. д. Петрушевский Д. М. Великая Хартия Вольностей и конституционная борьба в английском обществе во II половине XIII века.- М.: Издательство Сабашниковых, 1918.-С.54-59

Рассмотрев основное содержание Великой Хартии Вольностей со стороны выраженных в ней интересов различных классов английского общества, мы имеем полное основание утверждать, что, поднимая движение, бароны вполне реально поняли свою задачу, и выставленная ими программа отражала на себе всю широту и сложность окружавшей их политической и социальной действительности. Действительность эта была далёка от простоты отношений чисто феодального типа и поэтому программа баронов была вполне реальна, она формулировала интересы всего общества и благодаря этому вполне могла стать реальной общественной силой, могла объединить вокруг баронов под общим знаменем все элементы английского общества и обеспечить им победу.

Поднимая движение, бароны, несомненно, имели в виду, прежде всего свои собственные, феодальные интересы. Они не только стремились оградить эти интересы от насилий и произвола со стороны королевской власти, но и имели вполне определённую цель ввести эту власть в чисто феодальные рамки, в которые она до сих пор никогда не была заключена (это мы видим из параграфов 12 и 14). Этим бароны, несомненно, делали крупный шаг назад от той государственности, которая сложилась в Англии со времён нормандского завоевания. Широкий государственный союз, с сильной центральной властью и целой системой центральных и областных учреждений, бароны трактуют как чисто феодальное, договорное объединение вассалов и их сюзерена - короля. Самый главный вопрос - вопрос обложения, по их мнению, был их вопросом, и он должен был решаться на их общем собрании, на феодальном сейме вассалов короля. Бароны здесь не только игнорировали общее взаимоотношение общественных и политических сил, но и не хотели считаться с формами их местной организации, унаследованной от англосаксонской эпохи и составлявшими элементы общегосударственной организации английского общества.

А между тем, в тех условиях, которые были созданы всей предшествующей историей Англии, правильно и нормально поставленная центральная организация королевства непременно должна была отправляться от местных нефеодальных организаций, рискуя в противоположном случае оказаться совершенно беспочвенной и эфемерной. «Общий совет королевства» при той постановке, которую даёт ему Хартия, и оказывался совершенно эфемерным продуктом политического творчества баронов, поднявших восстание 1215 года.

При всём реализме и трезвости понимания окружающих условий бароны были прежде всего феодалами и, вступая в соглашение с другими элементами общества, они прежде всего имели в виду свои собственные сословные интересы, которые и выдвинули на первый план. Они не хотели признать, что при всём могуществе тех или иных представителей их сословия, как целое, как социальная группа и как политическая сила они далеко не играли ключевой роли в английском обществе и в английском государстве.

Нельзя сказать, что бароны вовсе не считались с народной массой. Они должны были принимать во внимание интересы составлявших её групп, желая привлечь их на свою сторону в начатой ими борьбе с королём. Но в то же время они совершенно оттесняли народную массу от политической жизни, делая её исключительно своей монополией. Это была попытка повернуть исторически определившееся политическое развитие Англии в другую сторону, попытка, обречённая на полную неудачу. Английскому обществу уже было тесно в рамках той почти деспотической государственности, которая была создана всем ходом предшествующего развития и ограничение королевской власти было лишь вопросом времени. Но ограничение это могло свершиться совсем иным путём, который, в сущности, был намечен всем ходом политического развития Англии: на широкой национальной основе утвердившаяся государственная власть могла быть ограничена всей нацией, а не одной из её составных частей. К концу XIII века это уже стало свершившимся фактом, причём ограничение это отправлялось как раз от местных всесословных организаций, так решительно игнорируемых инициаторами и руководителями движения 1215 года.

Таким образом, успех поднятого баронами движения был эфемерен, так как они игнорировали местные организации и пытались построить учреждение, ограничивающее королевский произвол на чисто феодальных началах. Но поскольку они считались с интересами всего английского общества и его отдельных элементов, их дело было национальным и Великая Хартия Вольностей является конституционной грамотой, далеко выходящей за пределы феодальных форм и идей. Для деятелей 1215 года статьи Хартии (даже самые знаменитые из них) не имели такого широкого принципиального смысла. Поднимаясь против Иоанна Безземельного, бароны думали прежде всего об избавлении себя от определённых зол, связанных с определёнными злоупотреблениями и насилиями с его стороны и хотели поставить его власти чисто феодальные рамки, в границах которых ему было бы трудно нарушать их права.

И, тем не менее, Великая Хартия Вольностей имеет огромное принципиальное значение. Но искать его надо не в содержании Хартии. Великая Хартия Вольностей есть мирный договор, заключённый королём с баронами после победы последних, одержанной совместно с другими элементами английского общества. Одержав победу над королём, бароны заставили его торжественно признать юридически незыблемыми и их собственные права, и тот гражданский порядок, который охранял права и интересы всех свободных людей английского королевства и узаконить протест «общины всей земли» против их нарушения им или его чиновниками. Англия переходила в новую фазу политического существования и становилась правовым государством. Правда, это был лишь первый шаг, но шаг решительный и бесповоротный, за которым последовали другие шаги по тому же пути, приведшие к реорганизации государственного строя на началах народного представительства. Уже к концу столетия неразрешённая Великой Хартией Вольностей задача была решена и Англия окончательно перешла к конституционному режиму. Петрушевский Д. М. Великая Хартия Вольностей и конституционная борьба в английском обществе во II половине XIII века.- М.: Издательство Сабашниковых, 1918.-С.59-63

Принятие Великой хартии вольностей 1215 г

Подписание Великой хартии вольностей английским королем Иоанном Безземельным в июне 1215 года завершило первый этап борьбы, приведшей уже в конце XIII века к образованию в Англии сословной монархии. На этом этапе в борьбе за ограничение королевской власти наряду с баронством приняло участие также рыцарство, а отчасти горожане и верхушка свободного крестьянства. В ходе вооруженной борьбы с королем бароны, возглавлявшие движение, предъявили королю требования, известные под названием «баронских статей», которые легли в основу официального текста Великой хартии вольностей, изданного от имени короля. Великая Хартия вольностей как политический и правовой источник интересна, прежде всего, тем, что она отразила общее соотношение социально-политических сил в стране в тот период, причины недовольства разных слоев населения королевской политикой, экономические и политические требования различных социальных элементов оппозиции, а также общее состояние судебно-административной системы английского феодального государства в начале XIII века.

Церковь, бароны и города объединились против короля и предъявили ему в 1215 году список статей. Тот прочитал и воскликнул: «Отчего уже вместе с этими несправедливыми требованиями бароны не просят у меня также и моего королевства?» Однако делать было нечего - Иоанн подписал Великую хартию вольностей.

Правовое положение групп населения Англии по Великой хартии вольностей

Полный текст Великой хартии вольностей насчитывает 63 статьи, которые расположены без определенной системы и касаются самых различных вопросов.

Все эти статьи можно разделить на три основные группы:

1) Статьи, отражающие материальные интересы разных социальных слоев (ст. ст. 1 -11, 13, 16, 27 и другие).

2) Статьи, претендующие на установление новых политических порядков, в частности на ограничение королевской власти (ст. ст. 12, 14, 39, 61), - так называемые конституционные статьи.

3) Статьи, подтверждающие ранее существовавший или вновь создаваемый порядок работы судебных и административных органов, а также пресекающие злоупотребления королевского аппарата в центре и на местах (ст. ст. 17-22, 24, 25, 34, 36, 38, 40 и др.).

а) права и привилегии великих баронов;

В первой группе основное место, безусловно, занимают материальные требования баронов - непосредственных вассалов короля - как по количеству статей, так и по конкретности и детальности их формулировки. Хартия определяет феодальные права короля и обязанности его вассалов, ограничивая фискальный произвол короны по отношению к ним (особенно ст. ст. 2-11).

Большинство статей Хартии отражало и защищало интересы феодальной аристократии. Они гарантировали прелатам свободу церковных выборов (ст. 1), соблюдение королем феодальных обычаев по отношению к его вассалам-баронам (ст. 2-11), запрещала королю брать с них феодальную помощь и щитовые деньги (скутагий) без согласия «общего совета королевства» (ст. 12), т.е. совета непосредственных вассалов короля (ст. 14), запрещала судить баронов иначе как судом равных им по положению пэров (ст. 21), без их приговора арестовывать и лишать имущества (ст. 39). Великая Хартия вольностей отменила утвердившееся после реформ Генриха II право короля вмешиваться в юрисдикцию феодальных курий (ст. 34). Статья 61 обеспечивала порядок соблюдения Хартии: бароны избирали из своей среды 25 лиц для надзора за соблюдением вольностей. Если бы король нарушил Хартию и в течение 40 дней по требованию хотя бы четырех баронов не исправил нарушения, все 25 баронов могли прибегнуть к насилию против короля т.е. отнять у него земли и замки, щадя только его личность и семью. Каждый подданный мог поддержать этих баронов в борьбе против короля.

б) отражение в Великой хартии вольностей 1215 г. интересов рыцарей и горожан.

Рыцарство и свободное крестьянство также получили значительные права: баронам запрещалось требовать с них больше служб и повинностей, чем полагалось по обычаю (ст. 15, 16, 27, 60), всем свободным людям гарантировалась защита от произвола чиновников. Статья 39 положила начало свободе личности: ни один свободный человек не мог быть арестован, заключен в тюрьму, лишен собственности или покровительства законов, изгнан или подвергнут иной каре иначе, как по суду равных ему и согласно законам страны. Статья 20 ограничивала размеры административных штрафов: свободному человеку сохранялась собственность в размере, необходимом для сохранения социального статуса, при взыскании этих штрафов товар купца и инвентарь виллана объявлялись неприкосновенными. Города получили подтверждение своих привилегий (ст. 13); было установлено единство мер и весов по всей стране (ст. 35); свобода въезда и выезда из Англии в мирное время. Статьи 18, 19, 20, 32, 40 и др. утверждали новые судебно-административные порядки, установившиеся после реформ Генриха II и в целом выгодные широким слоям населения. Впоследствии, в XIII-XIV вв., они вошли в английское общегосударственное феодальное право.

Великая хартия оставила в силе широкое применение расследования через присяжных в имущественных исках (ст. ст. 18, 19, 20), приоритет королевских судов в разборе всех подсудных им дел, прокламировала отказ от платы за разбор уголовных дел в королевском суде (ст. 32). Такого рода статьи, несомненно, отражали наряду с интересами самой короны также интересы рыцарства, верхушки свободного крестьянства и отчасти горожан, нуждавшихся в укреплении централизованной судебно-административной системы, и были невыгодны баронам.

Однако и в этом вопросе бароны сумели выговорить себе отдельные уступки. Среди этих общих статей Великой хартии вольностей есть две статьи, которые явно противоречат сложившейся судебной системе, изымая из-под ее действия представителей баронства. Это - статья 21, которая в противовес 20 статье запрещала королю налагать штраф на графов и баронов без решения их пэров, то есть сословного суда, тогда как все прочие свободные люди штрафовались по решению обычного суда, основанному на показаниях присяжных (ст. 20); и статья 34, которая запрещала королевское вмешательство в дела феодальных курий при помощи приказа Praecipe. Хотя в этой статье, как и в 39-й, речь идет о правах «всякого свободного человека», но так как владельцам судебной курии в действительности мог быть только феодал и притом обычно крупный, то очевидно, что эта статья отражала интересы баронства.

Великая хартия вольностей была принята после восстания баронов против английского короля Иоанна Безземельного . 24 мая 1215 г. две тысячи рыцарей , не считая множества пеших и конных слуг, заняли Лондон и двинулись против монарха. Они встретили Иоанна между Стэнсом и Виндзором, и здесь, на одном острове, носящем название Роннимедский луг , заставили его принять их требования, которые были изложены в «статьях баронов» и в «Великой хартии английских вольностей» (15 июня 1215).

Великая хартия вольностей 1215 г. не похожа на те хартии, которые ранее были добровольно изданы английскими королями Генрихом I , Стефаном и Генрихом II при их воцарении. Это был договор, заключенный между Иоанном и баронами, навязанный королю нацией. В сущности, Великая хартия вольностей не изменила предшествовавших грамот, но она точно определила то, что они выражали в общей форме. Великая хартия вольностей установила строгие нормы в области феодального наследования, опеки и брака, приобретения недвижимых имуществ, наследственного права и системы замещения церковных должностей; она упорядочила судебную организацию , передав гражданские дела постоянной секции королевского суда и установив трехмесячные судебные сессии. Она смягчила систему штрафов и «благодарностей» (amerciaments), бывшую источником стольких злоупотреблений. Она оградила личную свободу, постановив, что никто не может быть арестован, задержан, подвергнут личной или имущественной каре иначе, как на основании закона и по приговору своих «пэров». Великая хартия вольностей обеспечила купцам право свободной торговли , установила однообразные меры в королевстве, утвердила торговые привилегии городов, местечек и портов вообще, и Лондона в частности. Она положила конец расширению королевских лесов и ограничила всемогущество королевских чиновников. Она запретила сеньорам взимать какую-либо помощь, за исключением трех экстраординарных случаев (плена, замужества старшей дочери и посвящения в рыцари старшего сына). Феодальную помощь или щитовую подать , согласно Великой хартии вольностей, можно было взимать лишь в этих трех случаях; в других случаях для этого нужно было согласие Общего совета королевства, который, впрочем, ничем не отличался от больших съездов, собиравшихся при Генрихе II и Ричарде. Великая хартия определила лишь форму вызова в этот совет: прелатов и крупных сеньоров король должен был приглашать специальным и мотивированным письмом, остальных – посредством общего указа, издаваемого шерифами по графствам не позднее, как за шесть недель до дня собрания. Кроме того, король обязывался отпустить иноземных наемников и назначить наблюдательную комиссию из 25 членов, избранных баронами.

Копия Великой Хартии вольностей из Британской библиотеки

Если бы король или кто-либо из его агентов нарушил вольности, занесенные в Великую хартию, четыре комиссара, специально назначенных для этой цели, должны были обратиться к королю с предостережением; если бы по прошествии сорока дней им не было дано удовлетворения, они должны были доложить об этом всей комиссии, и последняя могла прибегнуть к силе.

Великая хартия вольностей 1215 г. открывает собой новую эру истории Англии . В XII в. беспрестанно ссылались на более или менее неопределенные обычаи, которым следовали Эдуард Исповедник или Генрих I; в XIII в. нация отстаивает и старается расширить очень точный и подробный акт. Кроме того, Великая хартия касалась всех классов народа, которые и соединяются для ее защиты; борьба продолжается целое столетие, но она завершает духовное объединение Англии и кладет основание ее политической свободе.

В 1215 году бароны Англии в полном вооружении подступили к стенам королевской резиденции. С ними заодно выступали мелкое рыцарство и горожане. Коалиция была непрочной. Бароны хотели подчинить себе короля и добиться независимости в своих манорах (поместьях). Рыцари и горожане были не против королевской власти, но добивались отказа от произвольных поборов и расправ.

Под давлением обстоятельств Иоанн вынужден был подписать документ под названием "Великая хартия вольностей" (63 статьи):

    Король обязывается соблюдать феодальные обычаи в своих отношениях с вассалами; не вмешивается в юрисдикцию феодальных курий;

    Английская церковь свободна и владеет своими правами;

    Основное имущество свободного человека должно оставаться неприкосновенным;

    Никому не будем продавать права и справедливости;

    Налоги и сборы могут взиматься не иначе как по решению "общего совета королевства" (что означало по существу восстановление баронской курии);

    Всякий арест должен быть основан на показаниях, "заслуживающих доверия свидетелей";

    Ни один свободный человек не может быть заключен в тюрьму, изгнан из страны, лишен имения, поставлен вне закона и т. д. "иначе, как по законному приговору", вынесенному равными по положению судьями ("пэрами"), и "по законам страны";

    Соблюдение хартии должен гарантировать совет из 25 баронов, наделенный правом "принуждать и теснить" короля "всеми способами, какими только может".

Тотчас по окончании смуты Иоанн отказался от хартии. Римский папа его поддержал. Но хартия уцелела. В 1216 году Иоанн Безземельный умер. Его наследник, малолетний Генрих Ш, уступая баронам, подтверждает хартию. Такого рода подтверждения сделались своего рода традицией (44 раза между 1327 и 1422 годами).

Свое новое существование она начнет в период, предшествующий английской революции, в ХVII веке, когда знаменитый судья Кок извлечет ее из архива и истолкует в интересах ликвидации абсолютизма, расширения парламентских и судебных полномочий. Признанная официальной политической доктриной послереволюционного правительства, хартия становится символической частью неписаной английской конституции.

25. Формирование сословно-представительной монархии в Англии. Возникновение парламента и развитие его полномочий. Статуты и билли.

Во второй половине ХШ в. в Англии оформляется сословно-представительная монархия. Одной из предпосылок ее возникновения явилось оформление феодальных сословий.

Высшее сословие составляли пэры. Оно было немногочисленным. Сословие включало до 50 высших духовных лиц (епископ, архиепископ, аббат) и до 50 светских феодалов, получивших титулы (герцоги, маркизы, эрлы, виконты, бароны). Пэры обладали значительными финансовыми и административными привилегиями, в подвластных им местностях они имели юрисдикцию, сопоставимую с королевской. Пэры были потомками норманнов, пришедших в Англию вместе с Вильгельмом. Как правило, пэры входили в высшие совещательные и др. органы при короле. Большинство из них составляло королевский двор. Крупные феодалы в ХШ в. постоянно вели между собой и королем ожесточенную борьбу за землю и источники доходов, за политическое влияние в стране.

Вторым по значимости было сословие рыцарей, которое насчитывало до 6 тыс. человек. Оно играло не маловажную роль в местной политической и хозяйственной жизни. Средние и мелкие феодалы особенно нуждались в усилении центральной власти, поэтому они сплачивались вокруг короля. Развитие товарно-денежных отношений сопровождалось расслоением крестьянства, ростом численности лично свободной крестьянской верхушки. Разбогатевшие крестьяне нередко покупали рыцарское звание, сближаясь с низшими слоями феодалов.

Наиболее многочисленную категорию неравноправного населения составляли вилланы. Они несли многочисленные натуральные и денежные повинности. С конца ХIV в. вилланы постепенно выкупают личную свободу, исчезает барщина, основной формой феодальной ренты становится денежная.

Значительный социальный слой составляли горожане. С развитием товарно-денежных отношений углубляется социальная дифференциация городского населения. Интересы городской верхушки во многом совпадали с интересами рыцарей, джентри, а также мелких деревенских собственников. В развернувшейся политической борьбе эти слои населения выступали заодно.

Сословно-представительная монархия сложилась в Англии в результате острой борьбы господствующих сословий с королем. Она приняла форму движения за ограничение злоупотреблений монархической власти, которая усилилась при преемниках Генриха II, терпевших неудачи во внешней политике. Движение возглавляли бароны. В 1215 г. бароны и ставшие на их сторону горожане выдвинули против короля армию почти в 2 тыс. человек. Король вынужден был отступить. 15 июня 1215 г. король подписал Великую Хартию вольностей. Хартия устанавливала новые принципы взаимоотношений между королевским двором и основными сословиями Англии. Сословные вольности объявлялись основой королевства, неприкосновенными для королевской власти и наследственными на вечные времена.

Структура парламента определилась не сразу. Но и здесь наиболее знатные приглашались поименно, а все другие, то есть рыцари и горожане, избирались. Некоторое время все они заседали совместно. В XIV столетии парламент оставляет духовенство, чтобы затем воссоединиться с лордами в единой (верхней) палате, получившей название палаты лордов. Рыцари и горожане составили палату общин. Эти названия английские палаты сохраняют до настоящего времени.

Компетенция английского парламента. В 1297 году король Эдуард должен был, опасаясь нового возмущения, согласиться на то, чтобы никакие налоги не устанавливались без согласия парламента. С тех пор и до настоящего времени налоговый вопрос, а еще шире бюджет, считается самым важным из всех полномочий парламента (особенно его нижней палаты). XIV столетие - в компетенцию парламента вошло не только разрешение (вотирование) налогов, но и контроль за их использованием. Кроме того, было установлено, что всякий раз, когда король требует денег, парламент вправе - в качестве предварительного условия - рассматривать жалобы на действия правительства.

В то же время происходит формирование английского местного самоуправления : в графствах возникают местные собрания, в городах - различного рода советы. Руководство ими захватывают землевладельцы, верхи городской аристократии, священники. Важнейшим элементом местной власти становится с XIV века так называемая мировая юстиция. Мировые судьи, главным образом местные дворяне, осуществляют суд по уголовным делам, эффективный контроль за действиями местной полиции и ее главы - шерифа.

Начиная с XIV века все большее значение приобретают такие источники права, как закон, королевское распоряжение, решения высших судов. В Англии начиная с ХШ века издаются статуты и ордонансы по различным вопросам права. Статутами назывались акты парламента, получившие утверждение (санкцию) короля; ордонансами - акты самого короля.

Великая хартия вольностей (Magna Carta Libertatum, англ. The Great Charter) — документ, подписанный английским королем Иоанном Безземельным (1167 — 1216) и английскими феодалами 15 июня 1215 года, в котором впервые в истории средневековья права короля введены в определенные рамки, то есть обычай и закон поставлены выше короля.

Основополагающая идея верховенства закона…была возвышена этим документом и превращена в национальную доктрину. И когда в последующие столетия государство, разбухшее от собственной власти, предпринимало попытки грубого попрания прав и свобод своих подданных, то именно к ней снова и снова обращали они свой призыв и всегда одерживали победу (Уинстон Черчилль «Рождение Британии»)

События, предшествующие подписанию Великой хартии вольностей

В ХII веке в Англии сложилось централизованное государство. Законы, установленные королями Генрихом Первым, Стефаном Блуаским, Генрихом Вторым, Ричардом Львиное сердце, определявшие права и обязанности феодалов и короля, действовали. Налоги собирались. Порядок в централизованном управлении соблюдался. В 1199 году Ричард умер. Престол занял его брат Иоанн.

Безжалостность закаленного воина соединялась в нем с ловкостью и изощренностью ученика Макиавелли. Хотя время от времени он давал волю ярости и гневу и тогда «глаза его метали огонь и лицо приобретало злое выражение», его жестокости были тщательно продуманы и претворялись в жизнь холодным, нечеловеческим умом. Монахи-хронисты подчеркивали его бессердечие, жадность, злобу, вероломство и похоть. Но есть и другие свидетельства, показывающие, что он часто бывал рассудительным, всегда проявлял незаурядные способности, а иногда даже щедрость. Он обладал оригинальным и пытливым складом ума и до конца жизни ценил свою библиотеку. В нем бурная энергия Плантагенетов проявилась настолько сильно, что он был неуравновешен и безудержен. Иоанн был одарен глубокой сообразительностью, терпением и изобретательностью, а также непоколебимым упорством, которое он проявил, стремясь до самого последнего дыхания удержаться на троне (Уинстон Черчилль «Рождение Британии»)

Ему не повезло. Слишком много проблем пришлось решать. Смерть Губерта Уолтера, на протяжении последних десяти лет контролировавшего всю административную машину государства, лишила его единственного государственного деятеля, чей авторитет помогал короне удерживать народ в повиновении. На континентальные владения повел наступление король Франции Филипп II Август, который интригами и военной силой отобрал у Иоанна Нормандию. Папа Иннокентий III желал утвердить в Англии свою власть, что не входило в планы английских епископов, в свою очередь возмущенных конфискацией Иоанном церковных земель, бароны и городские верхи были недовольны фискальной политикой короля. Всё это вынудило Иоанна прислушаться к «гласу народа». В январе 1215 группа баронов представила королю список требований («Баронские статьи»). В июне, после нескольких дней обсуждения была выработана Великая хартия вольностей – компромисс, в основе которого лежали Баронские статьи.

То было прекрасное летнее утро: солнечное, теплое и тихое. Но в воздухе ощущался трепет надвигающихся событий. Король Джон заночевал в Данкрофт-холле, после того как накануне маленький городок Стэйнз с утра до ночи оглашался лязгом воинских доспехов, стуком конских копыт по камням мостовой, окриками военачальников, грубой бранью и забористыми шутками бородатых лучников, копейщиков, алебардщиков и говорящих на непонятном языке иноземцев, вооруженных пиками.
Все новые и новые группы рыцарей и сквайров в нарядных, но запыленных и покрытых дорожной грязью плащах въезжали в город. Весь вечер напуганные горожане угодливо распахивали двери своих домов перед грубыми солдатами, требующими ночлега и пищи…
Но вот большая часть войск, приведенных баронами, собралась вокруг костров на рыночной площади, и там они едят, и пьянствуют, и орут во всю глотку хмельные песни, играют в кости и ссорятся далеко за полночь…Любопытные городские детишки боязливо посматривают на них; дюжие крестьянские девушки, посмеиваясь, подходят ближе и перебрасываются трактирными шутками с солдатами, столь непохожими на их деревенских кавалеров, которые сразу же получили отставку и стоят в стороне, глазея и тупо ухмыляясь. А вдали, на полях, окружающих город, чуть мерцают огоньки других костров, где, видимо, тоже расположились лагерем отряды каких-нибудь знатных лордов.
Так, под окрики часовых, охраняющих темные улицы, озаренная вспышками сторожевых огней на вершинах окрестных холмов, протекает ночь, и над прекрасной долиной старой Темзы загорается заря великого дня, которому суждено решить судьбы грядущих поколений. Едва лишь начинает светать, как на одном из двух островков…поднимается страшный шум и грохот. Множество рабочих воздвигают там большой шатер, привезенный накануне вечером, и плотники сколачивают скамьи, а обойщики из Лондона стоят наготове с сукнами, шелками и драгоценной парчой.
И вот — наконец-то! — по дороге, вьющейся вдоль берега реки, приближаются, смеясь и перекликаясь зычными гортанными голосами, человек десять дюжих алебардщиков — это, конечно, воины баронов…
Проходит час за часом, и все новые и новые отряды вооруженных людей стекаются к берегу; длинные косые лучи утреннего солнца отражаются от их шлемов и панцирей, и вся дорога сплошь заполнена гарцующими конями и сверкает сталью…
А удивленные крестьяне и любопытные жители Стейнза облепили склон Купер-хилла на противоположном берегу реки, и никто из них толком не знает, что тут происходит, но все высказывают самые различные догадки о великом событии, которое должно совершиться у них на глазах, и некоторые говорят, что это счастливый день для всего народа, а старики недоверчиво покачивают головами, ибо они уже не раз слышали подобные басни.
И вся река до самого Стейнза усеяна лодками, баркасами и утлыми рыбачьими челнами и собираются поближе — насколько хватает смелости — к большим крытым баркам, которые стоят наготове и ждут короля Джона, чтобы отвезти его туда, где он должен подписать роковую Хартию.
Наступает полдень, и… вот уже клубится вдали на дороге облачко пыли, вот оно приближается, растет, и все громче становится топот множества копыт, и собравшиеся толпы зрителей рассыпаются перед блестящей кавалькадой нарядных лордов и рыцарей. И впереди, и сзади, и с боков скачут их йомены, а посредине — король Джон.
Он подъезжает к приготовленной для него барке, и его встречают, выступив вперед, знатнейшие бароны. Он приветствует их шутками, и улыбками, и милостивыми речами, словно прибыл на праздник, устроенный в его честь. Но, перед тем как спешиться, он украдкой оглядывается на своих французских наемников и на обступившие его угрюмые ряды воинов, приведенных баронами, и он сходит с коня и занимает предназначенное для него место на передней барке. И бароны сопровождают его, сжимая руками в железных перчатках рукояти мечей, и вот уже подан сигнал к отплытию.
Медленно покидают грузные, пышно разукрашенные барки берег Раннимида. Медленно плывут они, с трудом преодолевая стремительное течение и наконец, с глухим скрежетом пристают к маленькому островку, который отныне будет называться островом Великой Хартии Вольностей. Король Джон выходит на берег, и (вскоре) восторженные клики оповещают о том, что краеугольный камень храма английской свободы заложен на долгие времена. (Джером К. Джером
«Трое в одной лодке, не считая собаки»)

Великая хартия вольностей, в которой 63 статьи — не уступка слабого короля своекорыстной феодальной вольнице, ввергающей страну в период смут, а свод правил, определивших свободы всех жителей Англии. Великая хартия вольностей открыла путь к развитию знаменитого английского парламентаризма

Великая хартия вольностей. Кратко

«Иоанн, божьей милостью король Англии.. архиепископам, епископам, аббатам, графам, баронам, юстициариям, чинам лесного ведомства, шерифам, бэйлифам, слугам и всем должностным лицам и верным своим, привет. Знайте, что мы по божьему внушению и для спасения души нашей…, в честь бога и для возвышения святой церкви и для улучшения королевства нашего, по совету достопочтенных отцов наших Стефана, кентерберийского архиепископа, ….Генриха, дублинского архиепископа, Уильяма лондонского, …благородных мужей: Уильяма Маршалла, графа Пемброка, Уильяма графа Солсбери, Уильяма графа Уоррена, Уильяма графа Аронделла, Алана де Галлоуэй, конетабля Шотландии…. и других верных наших»

  • 1. «Во-первых, дали мы перед богом свое согласие и настоящей хартией нашей подтвердили…, чтобы английская церковь была свободна и владела своими правами в целости и своими вольностями неприкосновенными…. Пожаловали мы также всем свободным людям королевства все нижеписаные вольности, чтобы имели их и владели ими они и их наследники от нас и от наследников наших»
  • 2-6 статьи говорят о правах наследования
    - «Если кто из графов или баронов или других держателей, держащих от нас непосредственно за военную повинность, умрет…»
  • 7, 8 статьи — о правах вдов
    - «Вдова после смерти мужа своего немедленно же и без всяких затруднений пусть получает приданое и свое наследство…»
  • 9-11, 26, 27 статьи — об условиях уплаты долгов и правах должников
    - «Если кто возьмет что-нибудь…у евреев и умрет раньше, чем этот долг будет уплачен, долг этот не будет давать процентов, пока наследник…будет несовершеннолетен»
  • 12 статья и др. — о налогах
    - «Ни щитовые деньги, ни пособие не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего»
  • 13 статья — о городах
    - «Лондон должен иметь все древние вольности и свободные свои обычаи…. Кроме того соизволяем, чтобы все другие города и местечки …имели все вольности»
  • 14 статья — о совете королевства
    - «мы повелим позвать архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов нашими письмами»
  • 15, 20-23, 25, 26, 28-31, 36, 40, 41, 55 статьи — о регулировании прав короля и чиновников устанавливать налоги
    - «Никто не должен быть принуждаем к несению большей службы за свой рыцарский лен или за другое свободное держание, чем та, какая следует с него»
    - «Ни община, ни отдельный человек не должны быть принуждаемы сооружать мосты на реках кроме тех, которые издревле обязаны делать это по праву»
  • 17-22, 24, 34, 36, 39, 40 и другие статьи — о правосудии
    - «Свободный человек будет штрафоваться … сообразно важности проступка»
    - «Никому не будем продавать права и справедливости, никому не будем отказывать в них или замедлять их»
    - «Мы будем назначать судей, констеблей, шерифов и бэйлйфов лишь из тех, которые знают закон королевства и имеют желание его добросовестно исполнять»
  • 23, 28, 29, 30, 31 и другие статьи — о правах человека
    - «Ни констебль, ни другой.. чиновник не должен брать ни у кого хлеб или другое имущество иначе, как немедленно же уплатив за него деньги или же получив от продавца добровольное согласие на отсрочку»
    - «Ни мы, ни чиновники наши не будем брать лес для укреплений или для других надобностей наших иначе, как с согласия самого того, кому этот лес принадлежит»
    - «Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения… иначе, как по законному приговору равных его и по закону страны»«Все купцы должны иметь право свободно и безопасно выезжать из Англии и въезжать в Англию и пребывать и ездить по Англии для того, чтобы покупать и продавать без всяких незаконных пошлин»

Положения Великой хартии вольностей в течение веков не раз редактировались, дополнялись, отвергались и вновь подтверждались. Последние изменения в текст Великой хартии вольностей были внесены в 1969 году, и некоторые её статьи продолжают действовать до настоящего времени