Сми коммуникативный компонент политической системы. В коммуникативный компонент политической системы входят

Понятие политической коммуникации

Политическая сфера является важнейшей составляющей структуры современного государства и общества. При этом ключевую роль в политических процессах играют разного рода формы политической коммуникации, которые, по мнению политологов, наполняют жизнью все политические процессы, поскольку одновременно связывают между собой субъектов политического взаимодействия, политико-правовые и государственные институты, обеспечивая, в конечном итоге, логичность последовательности политических событий.

Происхождения термина «политическая коммуникация» произошло относительно недавно – в середине прошло века, в связи с возросшим интересом исследователей к проведению глубокого анализа пропаганды, проводимой во время второй мировой войны. Постепенно развиваясь и оформившись в самостоятельное направление политологии, изучение политической коммуникации привело к формированию различных подходов к определению понятия рассматриваемой категории. Так, представители первой точки зрения формулировали следующее определение политической коммуникации:

Определение 1

Политическая коммуникация – это непрерывный процесс передачи политической информации между различными элементами политической системы, а также между политической системой и обществом.

В рамках второго подхода политическая коммуникация определяется следующим образом:

Определение 2

Политическая коммуникация – это весь диапазон коммуникационных процессов неформального характера, происходящих в обществе и оказывающих разнообразное влияние на текущее состояние политики.

Наконец, третий подход выработал такое определение политической коммуникации:

Определение 3

Политическая коммуникация – это постоянный обмен политическими смыслами между членами общества с одной стороны, и политическими силами – с другой, конечного целью которого выступает достижение определенного согласия, консенсуса между ними по социально-значимым и государственно-политическим вопросам.

Таким образом, несмотря на наличие различных подходов к определению понятия политической коммуникации необходимо сделать вывод о том, что большинство исследователей едины в понимании того, что под политической коммуникацией необходимо понимать всю совокупность происходящих в обществе формальных и неформальных коммуникационных процессов, оказывающих разнообразное влияние на политическую сферу.

Элементы политической коммуникации

Проводя дальнейшую характеристику политической коммуникации необходимо подробнее остановиться на рассмотрении тех элементов, которые составляют основное содержание анализируемой категории. В качестве соответствующих элементов, прежде всего, принято выделять политические сообщения и информационные потоки. При этом понимания под политическими сообщениями информацию, передаваемую между субъектами политики в процессе борьбы за власти и ее реализации, принято выделять три основных типа соответствующих сообщения:

  1. Побудительные политические сообщения, содержащие в себе требования или призывы к совершению определенных действий или формированию конкретной модели поведения. Как правило, выражаются в форме убеждения или приказа;
  2. Информативные политические сообщения – то есть сообщения содержащее в себе определенные политически-значимые сведения (не всегда соответствующие действительности);
  3. Фактические политические сообщения, направленные на установление и сохранение необходимой степени взаимодействия между субъектами политики.

Следующий элемент политической коммуникации – информационные потоки, также характеризуется внутренней неоднородностью, в связи с чем, принято выделять три уровня соответствующих потоков:

  • Первый уровень – политико-информационные потоки, необходимые для обслуживания интересов органов государственной власти и управления. Как правило, сведения, передаваемые в рамках данного уровня, носят служебный характер и не подлежат в этой связи широкой огласке;
  • Второй уровень, представляет собой самостоятельную политико-информационную среду, связанную с деятельностью политический партий, общественных объединений и организаций, и т.д. Средствами политической коммуникации на данном уровне выступают, в первую очередь, провозглашение программ соответствующих субъектов политики, а также их оценка, обсуждение и т.д. – в результате чего формируется особый массив политической информации;
  • Третий уровень – это наиболее обширный элемент политической коммуникации. Это связано с тем, что на нем происходит формирование и распространение политически-значимой информации, источником которой выступает общественное мнение, массовое правовое и политическое сознание, политическое поведение народные масс и т.д.

Замечание 1

В результате, рассмотрев элементы политической коммуникации и выявив их внутреннюю неоднородность следует обратить внимание на то, что, несмотря на определенную обособленность сообщений и информационных потоков внутри политической коммуникации, все они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, формируя, в конечном итоге, информационное пространство политической сферы общественной жизни.

Функции политической коммуникации

Политическая коммуникация как реальный и важнейший компонент политической сферы общественный жизни, выполняет по отношению к политической системе и обществу в целом ряд функций, ключевыми из которых выступают:

  • Информационная функция, содержание которой состоит в том, что посредством политической коммуникации происходит распространение необходимых знаний об элементах современной политической системы и ее функционировании;
  • Регулятивная функция, результатом реализации которой выступает выработка оптимальных механизмов взаимодействия как внутри политической системы, так и вне ее – с гражданским обществом и отдельными индивидами;
  • Функция политической социализации, выраженная в способствовании политической коммуникации процессам установления и усвоения обществом наиболее важных и необходимых политических правил и норм;
  • Манипулятивная функция, призванная оказывать воздействие на формирование общественного мнения по наиболее важным политическим вопросам.

Рассуждая о политической сфере общественной жизни, мы обычно представляем себе совокупность определенных явлений, предметов и действующих лиц, которые ассоциируются с понятием «политика». Это партии, государство, политические нормы, институты (такие, как избирательное право или монархия), символы (флаг, герб, гимн), ценности политической культуры и т.д. Все эти структурные элементы политики не существуют обособленно, независимо друг от друга, а составляют систему - совокупность, все части которой взаимосвязаны так, что изменение хотя бы одной части приводит к изменениям во всей системе. Элементы политической системы упорядочены, взаимозависимы и образуют определенную системную целостность.

Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

Комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.

Политическая система характеризуется :

  • , традициями и обычаями.

Политическая система осуществляет следующие функции :

  • конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;
  • адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;
  • мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.
  • охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;
  • внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;
  • консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;
  • распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;

Классификация политических систем

Существуют различные классификации политических систем.

Под политической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

  • определение перспективных направлений социального развития;
  • оптимизация движения общества к своим целям;
  • распределение ресурсов;
  • согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике;
  • разработка норм и правил поведения членов общества;
  • контроль над выполнением норм, законов и правил;
  • обеспечение стабильности и безопасности в обществе.

В политическую систему входят следующие институты:

  • и его ;
  • общественно-политические движения;
  • группы давления, или .

Государство

По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по tе правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение — как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные.

Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту , которую осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных — снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные — авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают). Российская политическая система — многопартийная .

Общественно-политические движения

Общественно-политические движения занимают в политических системах незначительное место. По своим целям движения сходны с политическими партиями, но они не имеют устава и оформленного членства. В России общественно-политические движения к выборам не допускаются : они не могут выдвигать своих кандидатов в депутаты; организацию, ставящую перед собой политические цели, но не насчитывающую 50 тыс. членов, переводят в общественные организации.

Группы давления или группы интересов

Группы давления, или группы интересов — профсоюзы, организации промышленников, крупные монополии (особенно транснациональные), церковь, средства массовой информации и другие институты — организации, которые не имеют целью прийти к власти. Их цель — оказать такое давление на власть, чтобы она удовлетворила их конкретный интерес — например, снизила налоги.

Все перечисленные структурные элементы, государственные и негосударственные институты действуют, как правило, в соответствии с определенными политическими нормами и традициями, которые выработаны в результате большого опыта. , скажем, должны быть выборами, а не пародией. Например, нормально, чтобы в каждом избирательном бюллетене значилось не менее двух кандидатов. Среди политических традиций можно отметить проведение митингов, демонстраций с политическими лозунгами, встречи кандидатов и депутатов с избирателями.

Средства политического влияния

Государственная власть — это только власть государства, а — власть всей политической системы. Политическая власть функционирует через целый комплекс институтов и представляется достаточно обезличенной.

Cредства политического влияния — это совокупность политических институтов, отношений и идей, которая олицетворяет определенную . Механизмом такого влияния выступает система правления, или система органов политической власти.

Функции системы органов политической власти представляют собой реакции на поступающие в данную систему воздействия субъектов: требований и поддержки.

Требования , с которыми чаще всего сталкиваются представители органов нласти, связаны:

  • с распределением благ (например, требования, касающиеся заработной платы и рабочего времени, улучшения работы транспорта);
  • обеспечением общественной безопасности;
  • улучшением санитарных условий, условий образовании, здравоохранения и т. д.;
  • процессами в сфере коммуникации и информации (информация о целях политики и принимаемых правителями решениях, демонстрации наличных ресурсов и т. п.).

Поддержка сообщества усиливает позиции должностных лиц и самой системы правления. Она группируется по следующим направлениям:

  • материальная поддержка (выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, например труд на общественных началах или воинская служба);
  • соблюдение законов и директив;
  • участие в политической жизни (голосование, демонстрации и другие формы);
  • внимание к официальной информации, лояльность, уважение к официальной символике и церемониям.

Реакцию системы правления на воздействие различных субъектов группируют в три основные функции:

  • нормотворчество (разработка законов, фактически определяющих правовые формы поведения отдельных групп и людей в обществе);
  • приведение законов в действие;
  • контроль над соблюдением законов.

Более подробный перечень функций системы правления может выглядеть следующим образом. Распределительная функция выражается в организации создания и распределения материальных и духовных ценностей, почестей, статусных позиций в соответствии с «табелем о рангах» в данной политической системе. Внешнеполитическая функция подразумевает установление и развитие взаимовыгодных отношений с зарубежными организациями. Программно-стратегическая функции означает определение целей, задач, путей развития общества, разработку конкретных программ его деятельности. Мобилизационная функция подразумевает привлечение и организацию людских, материальных и иных ресурсов для выполнения различных общественных задач. Функция политической социализации — это идеологическая интеграция социальных групп и индивидов в политическое сообщество, формирование коллективного политического сознания. Охранительная функция — защита данной формы политических отношений в сообществе, его исходных базовых ценностей и принципов, обеспечение внешней и внутренней безопасности.

Таким образом, реагируя на воздействии различных субъектов политики, система правления осуществляет в сообществе изменения и одновременно поддерживает в нем стабильность. Способности быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, удерживать в рамках признанных норм политические отношения обеспечивают эффективность системы правления.

Понятие и функции политической системы

Рассуждая о политической сфере общественной жизни, мы обычно представляем себе совокупность определенных явлений, предметов и действующих лиц, которые ассоциируются с понятием «политика». Это партии, государство, политические нормы, институты (такие, как избирательное право или монархия), символы (флаг, герб, гимн), ценности политической культуры и т.д. Все эти структурные элементы политики не существуют обособленно, независимо друг от друга, а составляют систему - совокупность, все части которой взаимосвязаны так, что изменение хотя бы одной части приводит к изменениям во всей системе. Элементы политической системы упорядочены, взаимозависимы и образуют определенную системную целостность.

Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

Политическая система - комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.

Политическая система характеризуется:

политической идеологией;

политической культурой;

политическими нормами, традициями и обычаями .

Политическая система осуществляет следующие функции:

конверсии , то есть преобразования общественных требований в политические решения;



адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;

мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.

охранительная функция - защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;

внешнеполитическая - установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;

консолидирующая - согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;

распределительная - создание и распределение материальных и духовных ценностей;

Классификация политических систем

Существуют различные классификации политических систем.

Политический режим - это совокупность принципов организации и функционирования институтов политической власти.

Принципами, по которым разделяется функционирование политических систем, являются:

способ принятия властных решений;

пределы вмешательства органов власти в регулирование общественных отношений.

По способу принятия властных решений можно выделить демократические и авторитарные политические системы.

Другой признак деления политических систем - пределы вмешательства органов власти в регулирование общественных отношений. Поданному критерию выделяют либеральные и тоталитарные политические режимы.

По социально-экономической основе их делят на следующие виды.

Тоталитарно-распределительные . В их основе лежит огосударствленная экономика и государственное распределение материальных благ. Политический режим в такой системе - тоталитарный.

Либерально-демократические. Их основа - рыночная экономика, они характеризуются демократическим политическим режимом.

Конвергенционные и мобилизационные. В их основе - сочетание государственного вмешательства в экономику с рынком. Подобным системам обычно соответствует режим различной степени авторитарности.

Элементы политической системы

Очевидно, что в каждом конкретном обществе формируется своя специфическая политическая система, поскольку составляющие ее элементы - традиции, институты, политические ценности и т.д. - в разных обществах различны. Отметим, что политика - это открытая система, т.е. она активно взаимодействует с другими сферами жизни общества - экономической, духовной, социальной, влияя на них и испытывая ответное влияние.

Существуют различные основания для выделения основных элементов политической системы. Рассмотрим первую из классификаций, в которой выделяются подсистемы:

организационно-институциональная - это организации (социальные группы, революционные движения и т.д.) и институты - парламентаризм, партии, государственная служба, судопроизводство, гражданство, президентство и т.п.;

нормативно-регулятивная - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

коммуникативная - отношения, связи и формы взаимодействия участников политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

культурно-идеологическая - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Организационно-институциональная подсистема

Политическая организация - организованная группа людей, действующих совместно ради достижения определенной политической цели, например: политическая партия; общественно-политическое движение; инициативная группа граждан, выдвигающих кандидата в депутаты; общественное объединение, оказывающее влияние на государственную политику; ячейка революционеров и т.д. Можно также выделить организации, которые имеют политические цели, однако эти цели для них не являются основными (например, профсоюзы или церковь). Наконец, некоторые организации не имеют явных политических целей (скажем, клуб грибников), но при определенных условиях могут выступить в качестве политических организаций.

Политический институт - более сложный элемент политической системы, представляющий собой устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определенный участок политической сферы жизни общества. Институт выполняет важную функцию (или несколько функций), значимую для всего общества, формируя при этом упорядоченную систему социальных ролей и правил взаимодействия.

Примерами политических институтов служат парламентаризм, институт государственной службы, институты исполнительной власти, институт главы государства, президентство, монархия, судопроизводство, гражданство, избирательное право, политические партии и т.д . Основным институтом в политической системе выступает государство.

Коммуникативная подсистема

К коммуникативному компоненту политической системы общества относятся отношения, связи, формы взаимодействия и общения, которые складываются входе политической деятельности.

Для реализации своих политических целей участники политической деятельности (институты, организации, большие социальные общности, отдельные лица) должны выстраивать различные отношения между собой и социальной средой. Связи, формы взаимодействия и общения, которые складываются в этом процессе, представляют коммуникативную подсистему политической системы общества. Например, это взаимодействие парламентских комитетов; связи, возникающие между партиями и государственными органами; отношения между органами исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти; общение государства с населением и т.д.

Каналы связи играют важную роль в коммуникативной подсистеме, по ним информация о потребностях населения передается от населения к государству (это могут быть открытые слушания, комиссии по расследованию, социологические опросы, результаты выборов) и обратно - от государства к населению (здесь важную роль играют СМИ, которые знакомят население с политическими решениями, принятыми законами и т.д.).

Нормы политического взаимодействия включают в себя политические, правовые и моральные нормы, а также обычаи и традиции.

Коммуникативный компонент политической системы включает в себя: 1)Ценностные ориентации и установки людей в политической области 2)связи между

субъектами политики 3) программы политических партий 4)Традиции и нормы полит. поведения

1.Государство,политические партии,общественно-политические движения образуют:

1)нормативный компонент политической системы
2)коммуникативный компонент политической системы
3)культурный компонент политической системы
4)организационный компонент политической системы

Часть А.

1. Гражданин участвует в политике, когда:

А) высказывает свое мнение на
референдуме Б) получает высшее образование

В) платит государственные
налоги Г)
открывает новое в физической картине мира

2. Верны ли следующие суждения?

По идеологическому принципу
партии делятся на:

А. Массовые и кадровые

Б. Консервативные,
либеральные, социал-демократические.

А) верно А б)
верно Б в) оба верны г) оба неверны.

3. Демократическая политическая
культура личности предполагает готовность исполнять следующие роли:

А)
избирателя б)
труженика в) семьянина г)
друга.

4. В президентской республике всенародно
избранный президент является главой государства, а также:

А) главой исполнительной
власти Б)
главой судебной власти

В) главой
парламента Г)
лидером фракции большинства в парламенте

5. В коммуникативный компонент политической системы входят:

B4 . Характеристика политической системы общества требует рассмотрения её отдельных компонентов. Что из перечисленного относится к нормативной

подсистеме политической системы общества?

1)политические традиции

2)партийный устав

3)политические идеалы

4)партийная программа

6)политическая культура

А16. Верны ли следующие суждения о политической системе общества?

А.В состав политической системы общества могут входить общественные организации.

Б.В политическую систему общества входят органы государственной власти.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

А12. Верны ли следующие суждения о социализации?

А. В процессе социализации происходит процесс усвоения индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.

Б. Процесс социализации не зависит от социального статуса индивида.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

А17. Конституция РФ является юридическим документом прямого действия. Это означает, что

1) её главной целью является признание и защита прав человека и гражданина

2) в её основу положены ратифицированные гос-вом международные документы

3) при нарушении своих прав человек может обратиться в суд, ссылаясь на её статьи

4) в неё ни при каких обстоятельствах не могут быть внесены изменения или дополнения.

А20. Верны ли следующие суждения об отрослях права?

А. Гражданское право регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения.

Б. Предметом регулирования финансового права являются общественные отношения в сфере налогооблажения.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

А16. Верны ли следующие суждения об институтах гражданского общества?

А. Одним из направлений развития гражданского общества в современной России является создание попечительских советов при школах.

Б. Граждане могут отстаивать свои интересы посредством таких институтов гражданского общества, как суд и прокуратура.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения не верны

Читайте также:
  1. C2 Покажите на трех примерах наличие многопартийной политической системы в современной России.
  2. II. Системы, развитие которых можно представить с помощью Универсальной Схемы Эволюции
  3. III. Требования к организации системы обращения с медицинскими отходами
  4. Oсoбеннoсти и прoблемы функциoнирoвaния вaлютнoй системы Республики Белaрусь
  5. А. Оппозиция логичных и нелогичных действий как исходноеотношение социальной системы. Теория действия Парето и теория действия Вебера
  6. Автоматизированные системы обработки экономической и финансовой информации

1. общественные движения

2. центры политического консультирования

3. взаимодействия между партиями и государственными органами

4. средства массовой информации

Накануне парламентских и президентских выборов в стране Н. социологи провели опрос населения. Гражданам предлагалось ответить на несколько однотипных вопросов: «В какой мере, на ваш взгляд, заслуживает(-ют) доверия...?»

Полученные результаты приводятся в процентах в сводной таблице.

Какой вывод можно сделать на основании представленных в таблице данных?

1. Опрошенные граждане считают, что

2. больше всего доверия заслуживают органы исполнительной власти региона

3. парламент заслуживает доверия больше, чем президент

4. правительство заслуживает доверия меньше, чем муниципальные органы

5. более всего заслуживает доверия судебная система

В стране Т. осенью 2005 г., после прошедших президентских выборов, был проведен опрос общественного мнения по вопросу: «Есть ли сейчас в стране Т. значительные оппозиционные партии, движения?»

Распределение ответов приводится в процентах вместе с данными аналогичных опросов, прошедших в октябре 2002, 2004 годов. Какой вывод о развитии политической системы страны Т. можно сделать на основании данных, приведенных в таблице?

1. Президентские выборы никак не повлияли на наличие оппозиционных настроений населения.

2. Снизилось количество граждан, затруднившихся определить свое отношение к наличию оппозиции.

3. Уменьшилось количество граждан, отмечающих наличие оппозиционных партий и движений.

4. Почти треть опрошенных признала снижение роли оппозиции в обществе.



Верны ли суждения?

А. Политики нередко оказываются перед дилеммой: либо принимать непопулярные меры, либо, оказавшись от этого, еще более ухудшить ситуацию в стране.

Б. Государство является одним из основных субъектов политики.

Верны ли суждения?

А. Общественные организации не являются элементами политической системы

Б. Ядром политической системы является государство

1. верно только А 3. верно только Б

2. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

Верны ли суждения?

А. Политическая система общества включает политические, правовые, нравственные нормы и ценности

Б. Политическая система общества включает политическую идеологию и политическую культуру.

1. верно только А 3. верно только Б

2. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения?

А. В состав политической системы не могут входить общественные организации

Б. В политическую систему входят органы государственной власти

1. верно только А 3. верно только Б

2. верны оба суждения 4. оба суждения неверны