Конспект урока "окружающий мир" на тему "обоняние". У каких животных, рыб и птиц самое лучшее зрение Для чего важно обоняние у животных


В лесу, где возможности зрения весьма ограничены, возрастает значение обоняния. Оно необходимо при поисках пищи, помогает вовремя обнаружить врага, безошибочно выбрать полового партнера, не путать членов своей семьи с представителями того же вида животных, узнать, здоровы они или больны, сыты или голодны. Наконец, обоняние позволяет животным обмениваться разносторонней информацией.

Химическими анализаторами, а обонятельные рецепторы предназначены для химического анализа окружающей среды, владеют практически все живые существа. Специалисты делят хеморецепторы на две группы. Одни из них условно называют контактными. Они не обладают высокой чувствительностью и предназначены для анализа веществ, растворенных в воде. В быту мы называем эти рецепторы вкусовыми, но когда речь идет о воспринимающих приборах, находящихся у сомов на спине и хвосте, у мухи на лапках, а у тропических тараканов на таких местах, что и сказать неприлично, хочется назвать их как-то иначе. Они имеют важное значение при поисках и идентификации пищи, но здесь мы о них говорить не будем.

Другую группу химических рецепторов условно называют дистантными. У некоторых животных они обладают феноменальной чувствительностью. Самец тутового шелкопряда ощущает присутствие самки, если в 1 000 000 000 000 000 молекулах воздуха содержится одна молекула выделяемого ею пахучего снадобья. Это позволяет крылатым кавалерам реагировать на готовую к размножению самку, находясь от нее за несколько километров, а потом и отыскать ее. Рекорд по дальности обнаружения – 11 километров!

Есть абсолютно достоверные наблюдения, что по следам, оставленным на земле, четвероногие кавалеры умудряются обнаруживать дам на более значительных расстояниях. Один лисовин не поленился сбегать на свидание за 40 километров. Совершенно очевидно, что это не рекорд. Отыскать по запаху подругу, когда у лисиц наступает время свадеб, совсем нетрудно: самки не полагаются на надежность следов и добавляют множество пахучих меток. Однажды ранней весной я с десяток километров прошел по следу небольшой, видимо, молоденькой лисички, которая педантично, через каждые 2-3 метра оставляла на снегу капельку мочи, обладающей сильным и стойким запахом.

У позвоночных животных обонятельные рецепторы располагаются в слизистой полости носа. Обычно эта часть внутренней оболочки содержит специальный пигмент, который придает ей желто-коричневый цвет, поэтому обонятельную выстилку нетрудно отличить от необонятельного эпителия. Ее размер и общее количество рецепторных клеток дают достаточно точную информацию о развитии и совершенстве обоняния. У людей площадь обонятельной выстилки равна 3-5 квадратным сантиметрам и содержит около 6 миллионов рецепторных клеток, а у собак достигает 100 квадратных сантиметров и располагает 220 миллионами воспринимающих элементов. В результате собачий нос в миллион раз чувствительнее человеческого.

Обонятельные рецепторы млекопитающих лежат на дне желобоватых ямок. Это длинные колбочкообразные клетки с булавовидной вершиной, на которой находятся жгутики или пальцевидные выросты, погруженные в слой слизи, которая покрывает обонятельный эпителий. Существует представление, что каждая рецепторная клетка предназначена для обнаружения какого-то определенного типа молекул пахучих веществ.

Считается, что человек владеет 7-14 типами приемников. Различные комбинации посылаемой ими в мозг информации позволяют обонятельно одаренным людям узнавать более 10 тысяч запахов. Это недалеко от обонятельного «потолка». Расчеты показывают, что 14 типов воспринимающих устройств могут обеспечить идентификацию 16 384 запахов. Кролик, вероятно, располагает 24 типами приемных устройств, а собака – 25-35. Нет никакой уверенности, что все 24 кроличьих индикатора есть у собаки. Ведь растительные запахи ее не интересуют. Большое количество обонятельных рецепторов не всегда сочетается с разнообразием типов приемников. У некоторых самцов насекомых до 2/3 воспринимающих клеток нужны, чтобы обнаружить пахучие вещества, выделяемые самкой.

К специфическим приемникам относятся гигрорецепторы, предназначенные для обнаружения воды. Поиски пищи происходят по обобщенным признакам, присущим всем ее видам. Комары-кровопийцы находят свои жертвы, «принюхиваясь» к углекислому газу, выделяемому любым животным, или к таким аминокислотам, как лизин, непременно входящим в состав белков позвоночных животных.

У насекомых обонятельные органы имеют вид волосков, щетинок и тонкостенных выростов со множеством пор в оболочке, а иногда представляют собою неглубокую ямку. Они могут располагаться на различных частях тела, но чаще всего на антеннах. Число обонятельных органов и количество рецепторных клеток сильно варьирует не только у различных видов животных, но и у самцов и самок одного вида. У рабочей пчелы на каждом из ее маленьких усиков умещается до 6 тысяч обонятельных пластинчатых органов. У самки бабочки сатурнии полифем по 14 тысяч чувствительных органов, имеющих до 35 тысяч рецепторных клеток, а у самца 70 тысяч органов и 150 тысяч клеток!

Число воспринимающих элементов, конечно, сказывается на чувствительности. Важны и особенности расположения рецепторов. У. летающих насекомых, самцы которых по запаху разыскивают самок, они располагаются на больших перистых усиках. Этими ажурными сооружениями самцы как бы облавливают воздух, что и позволяет. им «находить» молекулы пахучего вещества. Даже если в воздухе их совсем немного, рецепторные клетки выловят до четверти всех прошедших сквозь сито. Соответственно усики самцов гораздо внушительнее, чем самок. Такими антеннами владеют китайская дубовая павлиноглазка и другие настоящие шелкопряды, а из живущих на территории нашей страны – большой ночной павлиний глаз и грушевая сатурния, самая крупная бабочка отечественной фауны, с размахом крыльев до 18 сантиметров.

Обонятельный анализатор в некотором отношении менее надежен, чем другие органы чувств. В противоположность свету, распространяющемуся практически мгновенно, и звуку, тоже преодолевающему пространство с большой скоростью, запах разносится медленно. К тому же интенсивность запаха в значительной степени зависит от движения воздуха, следовательно, весьма непостоянна. Совершенно очевидно, что самец сатурнии, отправившийся на свидание к невесте, находящейся от него на расстоянии нескольких километров, даже преодолев 3-5 десятков метров пути, не способен определить, стал ли запах слабее или сильнее. Он просто летит против ветра, а если сильно отклонится в сторону и выйдет в зону, где запах дамы становится слабее, совершает челночные полеты, пока снова не попадет в воздушную струю, несущую ее ароматные «призывы». Так же он поступает, когда окажется в непосредственной близости от самки.

С помощью обоняния примитивные четвероногие не способны определить, где находится дичь, но если пахнет сильно, понимают, что где-то близко и упорно ведут поиск, пока не обнаружат добычу. Сильный запах вызывает более сильное возбуждение, а следовательно, более активный поиск. И только когда расстояние окажется меньше сантиметра, маленькая саламандра точно определит местоположение добычи.

Высшие четвероногие ориентируются по запаху лучше, особенно если идут по следу. Пробежав 2-3 десятка метров, они отчетливо замечают, конечно, если след не слишком старый, усиливается запах или слабеет. Это позволяет им выбрать направление преследования. Ну а если по дороге след будет потерян, его стараются обнаружить с помощью челночного прочесывания местности. Точно так же ведут себя хищники, уловившие верхним чутьем присутствие затаившейся дичи. И только в непосредственной близости обоняние работает безупречно.

Для общения животные вырабатывают специальные биологически активные вещества. Их называют феромонами. Пахучее вещество самки, обнаружив которое, крылатые кавалеры готовы лететь на край света, относится именно к ним. В зависимости от того, для чего они предназначены, пахучие вещества вырабатываются круглогодично или только в определенные периоды жизни. Половой феромон бабочек начинает синтезироваться, когда у самки созревают половые продукты и она готова приступить к размножению. У многих четвероногих, в первую очередь у млекопитающих, самки распространяют специальные ароматы. Пахнуть могут женские половые гормоны или специальные вещества, вырабатывающиеся под их воздействием, по которым самцы безошибочно узнают готовых к размножению самок.

В зависимости от смысла передаваемой информации используемые для общения пахучие вещества обладают различной степенью прочности. Но даже самые нестойкие действуют гораздо дольше, чем, например, звуковые сигналы. Запах бабочки сатурнии, способный распространяться на расстояние нескольких километров, должен сохраняться не менее часа. Обычно подобные феромоны обладают значительно большей стойкостью.

Если провести аналогию между человеческими способами общения и формами коммуникации у животных, обонятельные сигналы уместно сравнить с письменной речью. Действительно, запаховые метки, сохраняющие свой аромат несколько дней, используются как своеобразные объявления. А если требуется продлить срок действия извещений, животные их систематически обновляют. Они, как правило, адресованы представителям того же вида, но обычно понятны большинству животных, проживающих по соседству, если те обладают развитым обонянием. Запаховые метки в равной степени интересны как для врагов, так и для потенциальных жертв хозяев объявлений.

Чаще всего для долгосрочных объявлений используют мочу и кал. Однако у многих животных есть специальные железы. У антилоп они находятся около глаз, у индийских слонов – впереди уха, у хищников около вибрисс, у козлов и серн – за рогами, у верблюдов – на шее, у кроликов – под подбородком, у шимпанзе и горилл – под мышками, у даманов – на спине, на подошвах – у соболя, около хвоста – у лисиц и барсуков, на бедре – у утконоса, на лбу – у летяги. На границах своего участка животные (чуть не сказал – ставят) превращают с помощью пахучих веществ пни, камни, кусты и деревья в пограничные столбы. Пахучая метка сохраняется несколько дней. Соболь метит только охотничьи тропки, которыми постоянно пользуется, а бегемоты абсолютно всю площадь своих владений, рассеивая по ней помет.

Дикие кролики обозначают границы владений лапками, только делать им это сложнее. Пахучая железа есть только у самцов. Прежде чем начать ставить метки, глава семьи натирает подошвы передних лап выделяющимся из железок секретом. Зато после того, как зверек полдня побегал по делам и хорошо вытер лапки о траву и землю, можно смело отправляться в свою нору, не опасаясь, что оставишь слишком заметный след.

Испражнения животных, хотят они того или нет, распространяют запах оставивших их существ. Согласитесь, это не всегда удобно, так как безобидным существам он сообщит, что они попали на территорию опасного зверя, а хищникам поможет обнаружить объект своей охоты. Чтобы избежать подобных неудобств, многие животные устраивают уборные, расположенные на отшибе своих владений, которыми пользуются все члены семьи или стаи, а иногда и все соплеменники, обитающие в округе, хотя им для этого необходимо приходить издалека. Некоторые существа, не способные перемещаться на значительные расстояния, а потому особенно заинтересованные в том, чтобы не привлечь к месту своего обитания хищников, стараются опорожнять мочевой пузырь и прямую кишку как можно реже, а чтобы запах постоянно не возобновлялся, синхронизируют процесс испражнения, посещая туалеты всей семьей. Таких правил придерживаются ленивцы.

Создают туалеты и хищники. Выдры устраивают их по берегам озер и рек, чаще всего на песчаных пляжах. Зверьки лапками сгребают холмик высотой в 10-12 сантиметров и пользуются им как унитазом, оставляя здесь свои экскременты. Если берега поросли травой, «унитазом» может стать любой бугорок, небольшой камень или пенек. На песчаной косе площадью в 4-8 квадратных метров может находиться до 10 «горшков». Часто туалетом пользуется сразу несколько членов одной или разных семей выдр. Сооруженный однажды унитаз служит нескольким поколениям зверей. У пум туалеты располагаются возле одиноко стоящих деревьев, скал и других приметных объектов. Ни один зверь не пройдет в районе туалета, не посетив его.

Смысл общественных туалетов, видимо, состоит в том, что они позволяют представителям одного вида животных обмениваться информацией. Запах испражнений способен рассказать о съеденной пище, поведать, кто из животных голодает и где дичь в изобилии. Общественные туалеты информируют о состоянии здоровья и других особенностях жизни клиентов, позволяют узнать, кто есть кто и кто где живет. Подобные сведения, собранные заблаговременно, необходимы в период размножения. Они особенно важны таким необщительным существам, как пумы, большую часть года избегающим личных контактов с родственниками, да к тому же владеющим огромными индивидуальными участками, то есть рассредоточенным на большой территории. Чтобы информация о соплеменниках была исчерпывающей, звери пользуются несколькими общественными туалетами, расположенными в разных районах.

Сигнал тревоги, чтобы не всполошить надолго семью или стаю, должен быть непродолжительным, а если опасность не ликвидирована и после разрушения пахучего вещества, его возобновляют. Подвергшийся нападению муравей тотчас же выпускает пахучее вещество. Запах за несколько секунд распространяется на 10-15 сантиметров, и все члены муравьиной семьи, оказавшиеся в этом радиусе, спешат на помощь. У разных видов муравьев сигнал опасности действует от десятка секунд до нескольких минут.

Сигнал тревоги или призыв о помощи муравьи генерируют и на охоте. Один из видов южноамериканских муравьев, обнаружив крупную добычу, выделяет феромон мандибулярных желез. Это приглашение товарищам, охотящимся где-то рядом, принять участие в нападении на опасного противника. Охотник может расправиться с дичью и в одиночку, а сигнал подает позже, чтобы ему помогли унести «тушу» в муравейник. Каждый вид муравьев в качестве сигнала тревоги использует свой феромон. У муравьев одонтомахус он пахнет шоколадом. Не удивительно, что эти муравьи так охотно откликаются на приятно пахнущий призыв.

Пахучим веществом удобно метить временные тропинки. Если огненный муравей нашел много корма, возвращаясь домой, он время от времени прикасается жалом к земле, оставляя пунктирный пахучий след, по которому побегут за кормом другие муравьи. Дорожные указатели огненных муравьев действуют всего 100 секунд. За это время муравей может проползти всего 40 сантиметров, но если корма много, к дому движется много носильщиков, все время обновляя указатели.

Муравьи из рода понерин охотятся на термитов. Разведчик, обнаружив их подземную галерею, спешит домой и по дороге оставляет мобилизационный след. Минут через пять он покидает гнездо в сопровождении группы крупных и мелких рабочих муравьев и ведет их по своему следу. Добравшись до места охоты, крупные муравьи тотчас начинают рыть землю, а мелкие ждут, когда будет готова узкая брешь. Они проникают в подземные коридоры, вытаскивают оттуда убитых термитов и складывают их в кучки. Больших отверстий муравьи не проделывают, чтобы через них не выскочили крупные солдаты – грозная стража термитника. Через 10 минут охота кончается, и муравьи с богатой добычей отправляются обратно. У этих муравьев верстовые столбы дороги пахнут больше 20 минут. Термиты тоже пользуются ароматными указателями, чтобы метить свои исследовательские тропинки.

Животные, живущие стадами, даже достаточно большими, видимо, помнят индивидуальные запахи друг друга, что позволяет им поддерживать известную стабильность своих коллективов. В огромных семьях общественных насекомых невозможно запомнить каждого ее члена «в лицо», и для опознания они пользуются запахом. Он выполняет роль удостоверения личности или, вернее, пропуска.

Каждая семья общественных насекомых – пчел, ос, муравьев, термитов – имеет свой общий, только ей свойственный запах. Чужака стража в дом не пустит. Насекомые, живя вместе, невольно пропитываются им, а вот кролику-самцу приходится специально метить своих детей. Самец сумчатой летяги метит своим запахом самку. Пахучая метка одновременно и обручальное кольцо, и свидетельство о вступлении в брак, и новая фамилия по мужу.

К обонятельному близок химический язык. На нем любят обсуждать свои дела и издавать «приказы» общественные насекомые. В семьях муравьев, имеющих несколько каст, мелкие рабочие нянчатся с детворой, а солдаты странствуют в поисках корма. Малюсеньким личинкам уже известно, кто кем будет, став взрослым. Решает судьбу молодежи старшее поколение. Если пищи вокруг много, солдаты успешно справляются со своей задачей, а сытые царицы откладывают много яиц. Таким семьям нужны няньки. На полноценной пище личинки быстро взрослеют и достигают совершеннолетия, не успев вырасти, а потому на всю жизнь остаются мелкими рабочими муравьями – няньками.

Если корма муравьиной семье не хватает, голодные самцы и самки начинают выделять особое вещество, которое няньки переносят личинкам. Это приказ о мобилизации, то есть распоряжение личинкам стать солдатами. Приказ будет выполнен, если его доведут до сведения личинок на 45-60-й день после их последней линьки. «Новобранцы» могут быстро наладить снабжение продовольствием, и это обстоятельство важно заранее предвидеть. Для этого муравьиному государству нужно иметь точные представления о численности собственной армии.

Судить о ней позволяет концентрация особого вещества, выделяемого каждым солдатом. Когда армия достигнет предельной величины, концентрация этого вещества достигнет такого уровня, который позволит отменить приказ о «рекрутском наборе». Интересно, что и этот приказ будет понятен личинкам только на 45-60-е сутки после последней линьки.

Язык особенно важен для насекомых, живущих большими семьями. Им постоянно приходится обмениваться информацией, устраивать митинги и общие собрания, на которых они объясняются с помощью сильно действующих химических веществ. Кочевые муравьи Америки – эцитоны то живут оседло, то отправляются в двух-трехнедельный поход. С наступлением ночи муравьи выстраиваются в колонны и, забрав весь скарб, личинок и куколок, уходят в многодневный поход. Как они сговариваются, когда начать поход, где его кончить? И кто подает сигнал к выступлению?

Оказывается, подрастающие личинки начинают выделять особое вещество, которое слизывают муравьиные няньки и передают остальным членам семьи. Это вещество, как сигнал горна, играющего «поход», вызывает у муравьев желание кочевать. Когда они его наедятся вдоволь, усидеть на месте уже не могут, хватают в челюсти личинок и марш-марш в поход.

Пройдет 18-19 дней, личинки вырастут, приступят к окукливанию и перестанут выделять «вещество странствий». Муравьи успокаиваются, делают остановку и живут оседло, пока из отложенных маткой яичек не выведутся и не подрастут новые личинки, которые и дадут сигнал к походу. Ученые подсчитали, что муравьиной семье достаточно 10 возбуждающих химических веществ, различные сочетания которых дают им возможность «обсуждать» любые муравьиные проблемы.

Запаховый и химический язык поддается имитации. Среди животных широко распространено использование чужих запахов в качестве поддельных удостоверений личности и фальшивых пропусков. В тропических странах живут муравьи, которые сами муравейников не строят. Взрослая самка заползает в муравейник другого вида муравьев. Стража у входа пропускает ее беспрепятственно. Она предъявляет фальшивый пропуск, выделяя вещество, похожее на маточное вещество царицы муравейника, но действующее еще сильнее. Поэтому рабочие муравьи начинают ухаживать за нею, за ее яичками, личинками, куколками. Постепенно они перестают признавать собственную царицу и убивают ее.

Личинка жужелицы шауми выделяет вещество, сходное с веществом царицы термитника. Предъявив подложные документы, она беспрепятственно добирается до камеры, где обитает царица, и съедает хозяйку дома. Теперь она будет жить в чужом доме, окруженная вниманием огромной армии термитов, которые чистят ее и кормят. Сами термиты убежденные вегетарианцы. Такая пища не совсем удовлетворяет личинку, и она время от времени разнообразит меню своими благодетелями – термитами.



Обоняние — процесс восприятия запахов. По сути дела, запах является информацией. Причем, информацией, которая чрезвычайно быстро достигает мозга и анализируется им. Импульс, который посылает к мозгу нос «добирается» до цели быстрее, чем болевой.

В связи с этим обоняние является незаменимым и важнейшим каналом взаимоотношения живых существ и окружающего мира.

Нос – уникальное устройство, способное практически мгновенно опознать какое бы то ни было вещество, даже в таких ничтожных концентрациях, что порой и высокоточная аппаратура бессильна. Нос каждого человека воспринимает запахи несколько по-разному и в этом обоняние отличается от восприятия вкуса, цвета или звука.

Шестьдесят миллионов клеток-рецепторов позволяют человеку идентифицировать запахи. Располагаются нервные клетки, отвечающие за обоняние в области носовой перегородки и у верхнего хода носа. Клетки-рецепторы – единственная разновидность нервных клеток человека, которые обновляются непрерывно в течение всей жизни индивидуума.

Эти клетки настолько чувствительны, что некоторые ученые называют их «обнаженные».
Молекулы, несущие запах, попадают в полость носа, раздражая обонятельные клетки.

Уже от них информация поступает сначала в мозг, а затем в лимбическую систему, ответственную за человеческие эмоции, память, сексуальность .

Запахи участвуют и непосредственно в функционировании организма – дыхании, выделении гормонов, кровообращении и проч.
Запахи имеют колоссальное значение в виду их мгновенного действия . Например, если человеку плохо, ему дают понюхать нашатырный спирт. Информация сразу достигает мозга и активирует физиологические и психологические реакции.

Именно на таком принципе основано благотворное воздействия всякого рода , предназначенных для восстановления гармонии организма.

Снижение обоняния бывает связано с поражением слизистой носа при таких заболеваниях, как ринит или полипоз .

Иногда встречается такое заболевание, как паросмия, или извращение обоняния . Это, своего рода, галлюцинации запахов: человеку кажется, что в помещении чем-то пахнет (как правило, чем-то неприятным).

В современном мире человека порой подстерегают опасности чисто бытового характера: утечки ядохимикатов, неисправные , пожары и проч. Описано множество случаев, когда жизнь человеку спасло именно обоняние.

Помните, как говорил волшебник Гендальф из культовой книги «Властелин Колец»? «Если ты не знаешь, куда идти, иди туда, где лучше пахнет».

Более того, издавна существуют профессии, для которых не обойтись без хорошей чувствительности носа. Например, специалист по запахам (или, по-простому, нюхач ).

Нюхачи работают в парфюмерных корпорациях , сосредоточено принюхиваясь ко всяким жидкостям в пробирках. Они оценивают состав аромата, его интенсивность. Эти люди в буквальном смысле зарабатывают себе на хлеб обонянием.

Конечно, обоняние для человека не так важно, как для большинства видов животных. Но и на людей запахи порой оказывают сильное действие. От резкого запаха у человека может заболеть голова, а легкий приятный запах вызовет положительные эмоции.

Французские парфюмеры издревле учитывали способность запаха влиять на эмоциональное состояние человека, а дегустаторы парфюмерии могли различать до трехсот различных запахов. Впрочем, бывали среди «нюхачей» и настоящие гении своего дела, способные распознать до семи тысяч разных запахов!

Запахи, которые нас окружают, отличаются колоссальным разнообразием. Именно поэтому классифицировать их довольно трудно и, по большому счету, классификация неизбежно будет опираться на субъективную оценку.

Оценка будет во многом зависеть от воспитания, эмоционального настоя и даже от социального положения человека. И все-таки попытки классифицировать запахи предпринимаются с давних пор.

Например, в 1756 году естествоиспытатель Карл Линней распределил запахи по шести основным группам : бальзамические, ароматические, каприловые, чесночные, амбромускусные, дурманящие.

Разумеется, Линней не мог учитывать запахов, которые появились с наступлением научно-технического прогресса, и классификацию пришлось значительно расширить.
Поздние исследования в области запахов доказали, что далеко не всегда запах зависит от химической структуры вещества.

Специалисты в области ароматерапии стараются использовать полученные данные на практике. Например, было замечено, что воздействие ароматов на человека напрямую зависит от скорости испарения вещества .
До сих пор медицина не обладает полной классификацией запахов и в этой области ученым предстоит еще много потрудиться.

Мозг человека устроен таким образом, что клетки, отвечающие за идентификацию запахов, занимают в нем всего лишь двадцатую часть. Для сравнения, у собаки на обоняние «заточена» третья часть головного мозга. Разумеется, слабое обоняние человека компенсируются более качественным развитием иных органов чувств, а также наличием необычных возможностей и способностей.

Человеческий нос способен различать пять видов запахов: цветочные, пряные (например, запах лимона), гнилостные, жженые (кофе или какао), эфирные (спирт, камфора и проч) . Влияние запахов не ограничивается только эмоциональным уровнем, но может вызвать вполне себе физические проявления: скажем, запах хорошей пищи усиливает выделение желудочного сока, а отвратительный запах может вызвать рвоту.

Когда человеку не хватает его обонятельных способностей, он использует животных. Например, собак. Обоняние этого замечательного существа где-то в двенадцать тысяч раз острее, чем у человека. С древних времен люди и собаки идут «рука об лапу».

Собака помогала человеку охотиться, по запаху находила дичь, искала след заблудившихся в лесу людей, или сбежавших преступников. Сегодня собак используют в этом качестве в полиции, а кроме того, в специальных службах, занимающихся борьбой с наркотрафиком и терроризмом.

Нос натренированной собаки, способен находить взрывчатые и наркотические вещества, в буквальном смысле спасая людские жизни.

Но особенно важно обоняние для диких животных. Например, лоси и олени за десятки верст чуют соляные источники , которые необходимы им для поддержания баланса микроэлементов в организме. Обоняние помогает многим животным ориентироваться на территории.

С помощью носа дикие звери определяют миграционные пути и тропы, в том числе, занятые другими животными. Песцы при кочевке двигаются по запаху, оставленному другими песцами. Тигр, впервые оказавшись на той или иной территории, обследует ее с помощью обоняния в течение долгого времени. Похоже ведут себя и иные звери.

Если дикое животное по какой-то причине утратило нюх, оно, по сути дела, приговорено к гибели. Травоядные, лишенные обоняния, не почуют приближения хищника. Хищник не сможет охотиться или же случайно наткнется на другого хищника и ему придется вступить в смертельную схватку.

Некоторые ученые с уверенностью утверждают, что именно нюх стоит у зверей на первом месте, и только потом по важности идут слух и зрение.
По запаху животные находят половых партнеров, потерявшиеся слепые детеныши находят родителей, используя нос. С помощью обоняния, зверь способен определить, здоров ли другой член стаи и в каком он состоянии.

Дело в том, что испуг, сильная боль или волнение у животных сопровождаются изменением запаха тела .
Давно замечено, что лиса безошибочно определяет: можно ли есть пищу, или она отравлена. Природой устроено так, что животные сохраняют острый нюх до глубокой старости.

Изучая животных, ученые пришли к интересному выводу.

Оказывается, чем сильнее запах зверя, тем менее острый у него нюх.

И еще одна закономерность, которую и вовсе можно назвать сенсационной: животные, у которых обоняние сильнее, намного выше в интеллектуальном отношении, чем их собратья, обделенные чувствительным носом.

Если ваш ребенок приболел, и вам необходимо подобрать ингалятор, ознакомьтесь предварительно со статьей
, узнайте, как выбрать прибор именно для вашего малыша.

Какие показания и противопоказания существуют для такой процедуры, как криомассаж лица жидким азотом? Об этом вы можете прочитать , сохраним наше здоровье!

Что такое аэрозольный освежитель воздуха вы можете прочитать в этой статье:
. Как выбрать?

Многие знают, что определить животное, которое обладает хорошим обонянием, можно пощупав его нос. Если нос мокрый – у зверя отменный нюх. Дело в том, что мокрый нос помогает животному определять, откуда ветер принес тот или иной запах.

Видео на тему «Чувство обоняния у животных»

1. Ответь, какими цветами на рисунке обозначены самые "горячие", "теплые" и "холодные" звезды.

2. Закончи предложения

Солнце - ближайшая звезда к Земле

Солнце встает, день начинается

Солнце дает Земле свет и тепло

3. Напиши, какие планеты входят в солнечную "семью"

Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Марс, Уран, Нептун, Сатурн

4*. Отметь правильный ответ

Солнце вращается вокруг Земли

Земля и другие планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца

5. А. Найди на рисунке океаны Земли. Подпиши их названия

Б. Нарисуй какий-нибудь объект, который характерен для каждого континента земли

6*. Понаблюдай и зарисуй, как изменяется Луна. Отметь, через сколько дней становятся видны ее изменения.

7*. Допиши предложения

Самая близкая к Солнцу планета - Меркурий

В Солнечной системе известна только одна планета, на которой есть жизнь. Это Земля

У Земли есть спутник - Луна

Самая большая планета Солнечной системы - Юпитер

Солнечную систему впервые описал ученый Птолемей

8. Отгадай загадку. Нарисуй отгадку.

Глянул в колодец один старичок,

Видит - в колодце блестит пятачок.

Монету ведром зачерпнул старичок,

Глянул в колодец - опять пятачок.

Ответ: отражение Луны в колодце

9. Заполни схему. Сделай рисунки и подписи к ним.

10. Приведи примеры и представителей каждого царства природы.

1) Животные: антилопа, гусь, собака, человек

2) Растения: ель, осина, береза, одуванчик

3) Грибы: моховик, белый гриб, трутовик, мухомор

4) Бактерии: палочка коха

11*. Отметь правильное высказывание

Все бактерии вредные

Бактерии бывают полезные и вредные для человека

Грибы - это растения, потому что они похожи на животных

Грибы - особое царство природы

12. Раскрась грибы, подпиши их названия. Отметь несъедобные для человека грибы

1) Лисички

2) Белый гриб

3) Трутовик

4) Подосиновик

5) Мухомор

7) Белая поганка

13. Заполни схему: напиши названия частей гриба

14. Закончи схему.

15. Соедини линией рисунок и название группы зверей

Подпиши названия животных

16. А. Если тебе предложат нарисовать герб своего родного края, какое животное ты изобразишь на нем? Почему? Напиши название животного или нарисуй его

Б. Какие ошибки допустил художник?

17. Напиши, какие органы чувств есть у большинства животных

Ответ: осязание, обоняние, зрение, вкусоощущение

18*. Закончи предложения

Очень хороший слух у слона, кошки

Хорошее зрение необходимо орлу

Обоняние особенно важно для собак и хищников

19. Приведи примеры, кто как готовится к зиме

Медведь устраивает берлогу, копит жир и впадает в спячку

Ласточка улетает на юг

Заяц меняет шубку

Белка запасается орешками

Еж накапливает жир

Лягушка накапливает жир

20*. Подготовь небольшой рассказ "О чем говорят животные?"

Предупреждают об опасности , рассказывают, где добыть еду , привлекают внимание к хищнику , передают свои чувства другим животным , жалуются на плохое самочувствие .

21. В левый столбец выпиши названия диких животных, а в правый - домашних.

Левый столбец: лиса, еж, мышь, паук, кабан

Правый столбец: овца, лошадь, собака, корова, курица

22. Дорисуй и раскрась листья

Понаблюдай за развитием семени фасоли (гороха, бобов). Заполни таблицу.

Весной в парках и садах обрезают ветки кустарников и деревьев. Возьми ветку (черенок) тополя (ивы, смородины) и поставь в стеклянную банку с водой. Запиши даты.

Через неделю - появились корни.

На следующий день - посадил ветку с корнями в горшок с землей.

Через три недели - появились первые листья.

Через неделю - появились следующие листья.

Через месяц - ветка (черенок) подросла на 10 см.

Через три месяца - ветка превращается в деревце высотой 50 см.

Проверь себя

1. Соедини линией рисунок и подпись к нему

2. Соедини линией рисунок и подпись к нему.

3. Обозначь буквой.

Т - травянистое растение

Д - дерево

К - кустарник

4. Подпиши названия деревьев.

Как выполнено задание? Поставь знак "галочка".

Быстро, правильно и самостоятельно.

Правильно, но медленно.

Правильно, но с помощью других.

Быстро, но неправильно.

Описание

Тема урока: Многогранный мир чувств. (4 класс)

Цели: Формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, зрения, вкуса, осязания; гигиенические понятия: гигиена слуха.

Оборудование: иллюстрации строения органов слух, зрения, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, различные предметы (лимон, лук, мяч, кубик, цветные карандаши, камертон и т.п.).

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка проблемы и актуализация знаний.

1 слайд - Человека окружает удивительный мир, богатый красками, звуками, запахами. Мы воспринимаем его то с восхищением, а то и с опаской. Как же мы получаем информацию о происходящем в окружающей среде? (Через органы чувств).
- Сколько их у человека?
- Назовите их.
Ответ: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание.
головной мозг ).
2 слайд - Органы чувств, все сведения, которые они получают, посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом дает приказ на исполнение.
- Какое чувство называют шестым?

3 слайд - Чтобы выяснить, какое же чувство называют шестым, нам предстоит углубить наши знания об органах чувств, поэтому я предлагаю сегодняшний урок провести в виде информационно-развлекательной игры «6-е чувство».

4 слайд - Перед вами сфера чувств. Каждому конкурсу соответствует определенное чувство. О каждом органе чувств мы будем говорить по следующему алгоритму:
  1. Название органа чувств.
  2. Что воспринимает.
  3. Как устроен.
(НА ДОСКУ ВЫВЕШИВАЕТСЯ ТАБЛИЦА С АЛГОРИТМОМ)
За каждый правильный ответ группа получает жетон-пазл. В конце урока, группа, набравшая наибольшее количество жетонов, получит диплом «Знатоки чувств».
III . Совместное открытие знаний.
5 слайд 1-ый тур. Вкус.
- А сейчас первый тур. Внимание, задание. О каком органе чувств идет речь? Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык – орган вкуса).
6 слайд
- Язык – это орган вкуса.
  • С помощью языка мы определяем сладкое, соленое, горькое.
  • Язык покрыт маленькими бугорками - сосочками (рецепторами). Благодаря им мы различаем сладкое, соленое, кислое, горькое.
  • Сухой язык не чувствует вкуса.
  • Когда ты ешь конфету, сосочки, которые распознают сладкое, посылают сигнал в мозг. Мозг сообщает тебе, что ты ешь конфету.
  • Голод повышает чувствительность к сладкому, а к кислому снижает.
  • От вкуса зависит аппетит.
Задание: узнай по вкусу.
- Выберите из своей команды одного человека, у которого лучше всего развит вкус.
Итак, к сфере чувств подходят 4 игрока, чтобы проверить свой вкус.
Доверьтесь вкусовым ощущениям или рецепторам. Каждый правильный ответ – 2 балла.
/Детям на глаза надевают затемненные очки. Нужно узнать сок на вкус/.
- Что вызвало затруднения?
Откройте учебники на стр. 53, найдите, что еще нам неизвестно об органе вкуса.
/один ученик читает вслух.
- Что нового вы узнали?

7 слайд
- Отгадайте ребус.

8 слайд
2-й тур. Обоняние.

Нос - орган обоняния.

  • Обоняние – это способность человека воспринимать запахи.
  • У собаки обоняние (нюх) гораздо лучше развито, чем у человека. Вот почему благодаря своему чуткому носу собака может легко находить людей и вещи.

А теперь – внимание – конкурс: По запаху определите предмет.
9 слайд
- Послушайте, рассказ Трушева Димы о том, как мы можем чувствовать различные запахи.

Когда мы нюхаем цветок, его аромат проникает через дырочки в носу, ноздри, поднимается до слоя, выстланного крошечными волосками. Они передают сигнал обонятельному нерву, который в свою очередь направляет его в мозг. Мозг распознает его и сообщает нам: «Это запах цветка». Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте. Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить злокачественной пищи.

Прочитайте, что об этом говорится в учебнике.

- Пользуясь материалом учебника, подумайте, как же нам сохранить обоняние?

  • надо закаляться
  • беречь организм от простуды
  • не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.

3-й тур. Зрение.

О каком органе чувств говорят: окна в окружающий мир? (Глаза – орган зрения).

10 слайд

  • Что вы знаете о зрении?
  • Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.
  • Благодаря зрению мы получаем 80% информации об окружающем мире.
  • Человеческий глаз устроен так, что может видеть в темноте и при ярком свете.
- Из чего состоит орган зрения?
/ребенок выходит к доске и все показывает на плакате.
  • Орган зрения образован глазным яблоком и вспомогательным аппаратом (брови, ресницы, слезная железа, слезные канальцы, глазодвигательные мышцы, нервы и кровеносные сосуды).
  • Выберите из своей группы человека, у которого лучше всего развито зрение.
11 слайд

Конкурс: дети смотрят фильм, а затем отвечают на вопросы.

12 слайд
- О том, как человек воспринимает зрительные раздражения, нам расскажет Рахманина Настя.

  • Свет попадает в глазное яблоко через зрачок. Хрусталик проводит и фокусирует световые лучи на сетчатку. В рецепторах сетчатки происходит преобразование света в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг – в зрительную зону коры полушарий. Начавшийся в сетчатке анализ цвета, формы, освещенности предмета, его деталей, заканчивается в зрительной зоне коры. Здесь собирается вся информация, она расшифровывается и обобщается. В результате этого складывается представление о предмете.
  • Если глаз – такой важный орган, то нуждается ли он в защите?
  • Если у человека проблемы со зрением, к какому врачу ему надо обратиться? (К окулисту).
  • Ваши одноклассники приготовили сценку «У окулиста». Давайте ее внимательно посмотрим.
13 слайд
/дети показывают сценку.

Как же нужно беречь зрение?

  • читать, писать при хорошем освещении, но яркий свет не должен попадать в глаза.
  • При письме свет должен падать слева.
  • Когда читаешь, то расстояние до книги должно быть 30 – 35 см.
  • Нельзя читать книги в транспорте.
  • Нельзя читать лежа, так как трудно держать книгу на нужном расстоянии.
  • Расстояние до телевизора 2 – 3 м и еще – телевизор нельзя долго смотреть.
  • Нельзя тереть глаза руками, так как можно занести микробов.
  • Глазам нужен отдых.
  • Не стесняться носить очки.

Самое главное – это то, что нам надо следить за своим зрением и соблюдать правила гигиены по уходу за зрением.

14 слайд .
Физминутка.

Глаза надо защищать, но и ухаживать за ними. Глазам, как и вам, надо заниматься физкультурой. Называется она «гимнастика для глаз». Давайте выполним ее все вместе.

4-ый тур. Осязание.

15 слайд
- О каком органе чувств говорит эта картинка? (Кожа – орган осязания).
- Что вы знаете об осязании?

16 слайд

  • человек может чувствовать тепло, холод, прикосновения, боль.
  • Благодаря осязательным рецепторам мы воспринимаем механические воздействия на кожу – давление, прикосновение и т.п. – мы осязаем.
  • С помощью осязания можно судить о размерах, форме, плотности предмета, состоянии его поверхности.
  • Рецепторы осязания распределены по телу неравномерно. Особенно много их в кончике языка, в коже пальцев. Температурные колебания воспринимают терморецепторы. Много их в коже лица, живота.

Конкурс: узнай предмет наощупь.

Прочитайте в учебнике, что еще нужно знать об осязании.

5-ый тур. Слух.

17 слайд

  • У нас остался последний орган чувств. Какой? (Слух).
  • Давайте вспомним, что мы знаем об органах слуха.
  • с помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку.
  • Восприятие речи очень важно для развития мышления.
  • При ярком освещении обостряется слух и поэтому, в концертных залах не гасят свет.

Послушайте небольшое сообщение Мельникова Жени об органах слуха.

18 слайд.

Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Сначала звуковые волны проникают в ушную раковину, затем через слуховой проход достигают барабанной перепонки, которая начинает колебаться. Эти колебания передаются через три слуховые косточки на так называемую улитку, заполненную жидкостью, и превращаются в сигналы, передаваемые по слуховому нерву в мозг. Мозг расшифровывает их, и мы слышим звук. Слух тесно связан с речью. Ребенок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учиться говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир, лишает его возможности общения.

  • Спасибо! Ребята, вы знаете, что даже люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов.
  • Что же нужно делать, чтобы сохранить хороший слух? (Содержать уши в чистоте).
  • Нельзя ковырять острыми предметами, так как можно повредить барабанную перепонку и потерять слух.
  • Шум очень вреден для слуха.
  • Нужно давать отдых слуху, быть в тишине.

Что опаснее всего для слуха? (Шум, так как портит слух и плохо влияет на весь организм).

19 слайд

Конкурс: узнай звук.

6-ой тур. Орган равновесия.
20 слайд
- Чтобы выяснить, какое чувство называют шестым, проведем эксперимент.
Эксперимент.
- Выйдите по одному человеку от группы. Закройте глаза и заткните уши. Прогуляйтесь по классу, пока на пути не встретите преграду.

Что вызвало затруднения?

Не имея зрительной и слуховой информации, вы должны были положиться на какие-то другие ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах. Слух, зрение, обоняние, осязание и вкус дают нам информацию о внешнем мире. Но существуют также ощущения, ответственные за передачу информации от внутренних органов. Это и называют шестым чувством.

Найдите в учебнике, какое шестое чувство предлагают нам его авторы. (Орган равновесия).

21 слайд

Прочитайте об органе равновесия.
- Где находится орган равновесия? (Во внутреннем ухе).

  • Какова его роль? (Благодаря этому органу чувств мы не падаем).
  • Более подробно с этим органом вас познакомит Виталик Попов.
22 слайд.
Орган равновесия часто называют вестибулярным аппаратом. Вестибулярный аппарат постоянно информирует центральную нервную систему о положении тела и его частей в пространстве. Три полукружных канала вестибулярного аппарата заполнены жидкостью. Три петли, объединенные общей емкостью (преддверием), расположены в разных плоскостях. Когда человек меняет положение тела в пространстве, жидкость перемещается. Сильное перевозбуждение вестибулярного аппарата вызывает тошноту, так как этот аппарат связан и с внутренними органами.
23 слайд
Задание.
Пользуясь своими органами чувств, заполните карточки. Для этого выберите правильный ответ и в месте пересечения номера вопроса и буквы ответа поставьте точку. Соедините все точки по порядку. Если вы ответили правильно – получиться рисунок.
Тест
1. Какая часть глаза регулирует количество света, попадающего на сетчатку:
а) радужная оболочка.
б) роговица
в) хрусталик.

2. Выбери профессию, для которой особенно важно чувство обоняния.
а) санитар
б) кинолог (специалист по собакам, а не по кино!)
в) парфюмер.

3. Какой орган чувств помогает не упасть канатоходцу?
а) орган слуха
б) орган равновесия
в) орган зрения.

4. Почему самые изысканные напитки и блюда с нежным вкусом подают в начале еды или вообще отдельно?
а) чтобы гости оценили дорогое угощение.
б) чтобы обратить на них внимание
в) любое чувство слегка притупляется после применения.

5. Для чего служат ушные косточки?
а) усиливают и передают колебания барабанной перепонки
б) укрепляют орган равновесия
в) защищают барабанную перепонку от повреждений.

№ вопроса
ответ
1
2
3
4
5
А





Б





В





24 слайд.
Результат.

Итог.
- Кто руководит органами чувств? (головной мозг ).
Органы чувств, все сведения, которые они получают, посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом дает приказ на исполнение. Каждый орган имеет свое представительство в головном мозге – это определенные центры, которые отвечают за тот или иной орган.
- Для чего нужны органы чувств?
Все органы чувств взаимодействуют друг с другом. Благодаря этому человек получает полную и реальную картину окружающего его мира.

25 СЛАЙД
Награждение команды-победительницы.

Обоняние – это чувство человека, которое дает ему возможность ощущать различные запахи. Оно позволяет воспринимать более 10 тысяч разных ароматов, которые способны, и улучшить аппетит, и поднять настроение, и позволить вовремя распознать опасность. Важность носа, как самого главного органа обоняния, недооценивать нельзя. Но, к сожалению, о нем мы вспоминаем только во время его поражения инфекциями, когда сильная заложенность на дает нам наслаждаться любимыми ароматами. Ниже мы рассмотрим, какова биологическая роль обоняния, как его сохранить и улучшить.

Какую роль в нашей жизни играет обоняние

Обоняние, осязание и другие чувства являются своего рода инструментами, которые позволяют нам получать информацию извне и познавать окружающий нас мир. Без них жизнь не будет столь красочной и интересной, а нарушенное с детства обоняние, к тому же, может серьезно извратить общее представление о мире.

Обоняние особенно важно для предупреждения нас об опасности , для создания настроения и влияния на другие чувства. К примеру, запах сдобной выпечки сразу повышает аппетит, кислый запах лимона провоцирует активизацию работы слюнных желез, а шум морского прибоя успокаивает наши нервы и настраивает на благодушный лад.

Обоняние-важное чувство

В целом же, распознавание ароматов – это одна из высших функций работы нашей нервной системы, ее импульсы запускают работу других органов и систем нашего организма, что приводит к появлению тех или иных эмоций.

Потеряв способность к распознаванию запахов, человек становится раздражительным и злым, ведь это равноценно потере зрения или слуха и, соответственно, может привести к глубокой депрессии. Ниже мы разберемся с тем, как работает эта система чувств и что нужно сделать для недопущения ее дисфункции.

Как работает наше обоняние

Нос по праву считается главным органом обоняния. Одной из ее функций является восприятие витающих вокруг нас раздражителей. Оно не будет возможным без наличия и нормальной работы таких органов, как:

  • Слизистая оболочка носовых ходов;
  • Обонятельная луковица и нити;
  • Кора головного мозга;
  • Обонятельные нервы;
  • Рецепторные клетки.

Место, где расположены рецепторы обоняния находится в районе пересечения верхнего носового хода и носовой перегородки с задней части назальной области. Его устилает обонятельный эпителий, который занимает площадь в 4 кв.см. Эти рецепторы обеспечивают передачу всех полученных сигналов в головной мозг, которые распознаются в его коре.

Рецепторы обоняния тесно связаны с отростками тройничных и обонятельных нервов, а именно:

  • С дендритами, которые они похожи на палочки, обрамленные обонятельными ресничками;
  • С аксонами, которые по своему виду очень похожие на нити.

Аксоны считаются центральными отростками нервных клеток. Они через ячейки решетчатой кости, которая расположена в полости носа, проникают внутрь черепа для того, чтобы присоединиться к находящейся на его основании обонятельной луковице. Она составляет отдельную часть головного мозга.

Таким образом, на вопрос, где расположен орган обоняния однозначно ответить невозможно.

Изначально функцию приема сигнала того или иного запаха берет на себя нос и находящиеся в нем рецепторы, а вот распознаванием запахов занимается наш головной мозг, вернее отдельный участок его коры, именуемый висцеральным мозгом, где находятся обонятельные анализаторы, регулирующую пищевую, эмоциональную, оборонительную и любую другу врожденную активность человека.

К другим его функциям относится регуляция гемостаза, поддержка вегетации, а также обеспечение нормального развития эмоций, памяти и волевого поведения у детей.

Поскольку нос – это орган обоняния человека, значит к его функциям относится регуляция темпа мышления , поскольку все составляющие его анализатора запахов участвуют, и в поведенческой реакции на то или иное событие, и в процессе запоминания, и в возбуждении и в прочей активности, исходящей из коры головного мозга. Во время формирования в мозгу ощущения запаха у человека учащается дыхание и пульс, а также повышается артериальное давление.

Нормальная чувствительность носа различает пару тысяч оттенков разных запахов, в то время как нюх животного различает более ста их тысяч. Но в то же время острота обоняния напрямую зависит от того, в какой физиологической форме пребывает человек и в какое время суток проводится проверка его анализаторов. Научно доказано, что острота ощущения запахов у людей появляется после пробуждения и тогда, когда они испытывают голод.

Причины ухудшения обоняния

Что такое обоняние и осязание это мы уже выяснили, теперь перейдем к тому, как исключить возможное снижение остроты этих необходимых органов чувств на протяжении всей своей жизни.

Обоняние развито у человека с самого рождения. Более того, считается, что младенец до года, больше информации воспринимает с помощью именно этого органа чувств. Но уже после года нос малыша значительно теряет свою чувствительность , поскольку работу по переработке информации включаются другие органы – зрение, слух, речь и т.д.

Согласно данных медицинских исследований обоняние человека медленно, но неуклонно снижается на протяжении всей его жизни. И виной тому необратимая атрофия их рецепторов.

Пожилые люди слышат окружающие их запахи гораздо хуже своих внуков. Тем не менее, это снижение является физиологическим, то есть нормой.

Потеря обоняния

Но иногда это чувство резко снижается по независящим от возраста причинам, которыми чаще всего выступают заболевания, локализующиеся там, где расположен орган обоняния. А именно :

  • При наличии острых и хронических воспалительных процессов в носоглотке;
  • При сезонных аллергиях, которые сказываются на многих органах чувств;
  • При полипах и других новообразованиях на слизистой оболочке носовых ходов;
  • При стоматологических проблемах;
  • При приеме некоторых лекарственных препаратов;
  • При авитаминозе;
  • При интоксикации организма;
  • После острого течения вирусного гепатита.

Кроме того, снижают функциональность рецепторов и некоторые тяжелые заболевания, в том числе и связанные с нарушениями в работе мозга и ЦНС (болезнь Альцгеймера, ДЦП, эпилепсия и т.д.).

Способы улучшения обоняния

Нормальное кровоснабжение органа обоняния позволяет продлить жизнь его рецепторам, отвечающим за сохранность у человека этого чувства. Тем не менее, его атрофия наступает тогда, когда им мало пользуются или не пользуются вовсе. Тренировать это чувство нужно постоянно, особенно при первых «звоночках», указывающих на его снижение.

  • Тренировки;
  • Специальные упражнения;
  • Физиотерапевтические процедуры;
  • Прием витаминов;
  • Ведение правильного образа жизни;
  • Своевременное лечение аллергий и ЛОР заболеваний;
  • Создание для себя благоприятной среды обитания.

Неплохую тренировку дает посещение парфюмерного магазина или магазина специй и пряностей. Хорошо развивает нюх запах свежей выпечки, трав, эфирных масел.

Еще один способ того, как улучшить обоняние будет заключаться в его тренировке посредством включения в свой пищевой рацион щедро приправленных ароматных блюд. Хорошо развивает и стимулирует работу рецепторов запах свежесвареного кофе. Блюдце с кофейными зернами всегда должно стоять на вашей кухне – это не только будет стимулировать аппетит, но и спасет вас от плохого настроения с утра.

Важно тренировать обоняние постояно

Что касается физических упражнений, то к ним можно отнести ежедневную гимнастику лица, которая улучшит кровообращение в назальной области и прогревание ее синей лампой. Физиотерапевтические процедуры будут заключаться в промывании носа теплым раствором морской соли. В устранении возможных застойных явлений в носовых ходах и будет заключаться гигиена обоняния.

Считается, что снижение функций обонятельных рецепторов происходит при гипо- и авитаминозе , а также при недостатке цинка в организме . Именно поэтому свой пищевой рацион нужно обогатить красным мясом, чечевицей, шпинатом, орехами и другими продуктами, содержащими этот полезный минерал. Не стоит забывать и о регулярном приеме витаминных препаратов и пищевых добавок. К тому же рекомендуется вести здоровый образ жизни, постараться не находиться слишком долго в душны помещения с сухим воздухом, реже простужаться и своевременно устранять все воспалительные процессы в носу.