Зарождение первых государств на аравийском полуострове. Южноаравийские государства в древности

Географическая энциклопедия

АРАВИЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ - на юго западе Азии, самый большой на Земле (св. 2,7 млн. км²). Омывается на западе Красным м., на юге Аденским зал. и Аравийским м., на востоке Оманским и Персидским зал. Индийского ок. Преобладают равнины и плато, на западе, юге и востоке… … Большой Энциклопедический словарь

Аравийский полуостров - Аравия (от др. евр. араба пустыня), крупнейший полуостров Азии, на Ю. З. материка. Омывается на З. Красным мрем, на Ю. Аденским заливом и Аравийским морем, на В. Оманским и Персидским заливом. Северная граница А. п. обычно проводится… … Большая советская энциклопедия

Аравийский полуостров - на юго западе Азии, самый большой на Земле (свыше 2,7 млн. км2). Омывается на Западе Красным морем, на юге Аденским заливом и Аравийским морем, на Востоке Оманским заливом и Персидским заливом Индийского океана. Преобладают равнины и плато, на… … Энциклопедический словарь

Аравийский полуостров - на Ю. З. Азии. Со II тыс. до н. э. п ов заселен арабами; его араб, название Джезира эль Араб п ов арабов (реже употребляют Бйляд эль Араб страна арабов). Местность, заселенная арабами, Арабия, но русск. традиц. Аравия, что обусловлено… … Топонимический словарь

Полуостров - в Хорватии Полуостров часть суши, одной стороной примыкающая к материку или острову, а со всех остальных сторон окружённая водой … Википедия

ПОЛУОСТРОВ - ПОЛУОСТРОВ, участок суши, далеко вдающийся в море, озеро или реку и с трех сторон окруженный водой. Крупнейшие полуострова Аравийский, Индостан, Индокитай … Современная энциклопедия

Полуостров - ПОЛУОСТРОВ, участок суши, далеко вдающийся в море, озеро или реку и с трех сторон окруженный водой. Крупнейшие полуострова Аравийский, Индостан, Индокитай. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Саудовская Аравия - (Saudi Arabia) История Саудовской Аравии, политическое устройство Саудовской Аравии Достопримечательности Саудовской Аравии, экономика Саудовской Аравии, культура Саудовской Аравии, Эр Рияд, Джидда, Мекка, Медина Содержание Содержание Раздел 1.… … Энциклопедия инвестора

Евразия - (Eurasia) Содержание Содержание Происхождение названия Географические характеристики Крайние точки Евразии Крупнейшие полуострова Евразии Общий обзор природы Границы География История Страны Европы Западная Европа Восточная Европа Северная Европа … Энциклопедия инвестора

Книги

  • Аравийский полуостров. "Колыбель арабов" , И. П. Сенченко. Снимая пласты песка и паутину времен с истории стран и народов Аравийского полуострова, книга, предлагаемая вниманию читателя, расскажет ему об интересных и малоизвестных фактах из прошлого и… Купить за 929 руб
  • История Ислама , . Ислам – мировая цивилизация, которая спасла не только аравийский полуостров, но и все человечество от невежества и мракобесия. Кто были те, которые стояли у истоковэтой цивилизации? Какие…

Первые государства на территории Южной Аравии

Из полутора десятка древних южноаравийских государств только Саба, Катабан, Маин, Химйар, Хадрамаут, процветавшие в разное время с начала I тыс. до н. э. по VI в. н. э., оставили заметный след в истории. Развитие этих государств определялось их географическим положением: на юго-западе Аравийского полуострова на побережье Красного и Аравийского морей между прибрежными равнинами, окружающими их горами, возвышенностями и пустыней.

Несмотря на то что в Южной Аравии использовалась одна письменность, население в древности говорило и писало на нескольких, весьма отличавшихся друг от друга языках, относившихся к семитской языковой семье. Основными языками были сабейский, минейский (язык населения Маина), катабанский и хадрамаутский. Все они родственны между собой. Доминирование какого-либо языка говорит о политическом преобладании того или иного из царств. Последняя надпись на минейском относится ко II в. до н. э., на катабанском – ко II в. н. э., на хадрамаутском – к III в. н. э. В царстве Химйар был принят катабанский язык, сменившийся по достижении этим государством доминирующего положения сабейским. Сабейский язык вышел из употребления в устной речи в IV в.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич

§ 3. Зарождение классов и государства. Первые протогосударства и государства. Переход к производящему земледельческому хозяйству в лесной зоне Греческие города-государства Северного Причерноморья. С VIII в. до н. э. в письменных источниках появляются сведения о племенах,

автора Васильев Леонид Сергеевич

Государства Южной Индии в XV–XVI вв. Еще в середине XIV в., сразу же после того, как Мухаммед Туглак покинул завоеванную им Южную Индию, в центре Декана мятежные эмиры подняли восстание против него и провозгласили своим правителем-султаном некоего Бахмана, ставшего

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Государства южной саванны Зона тропических лесов, массивная на западе, уменьшается на востоке и практически исчезает в районе Межозерья. Существует гипотеза, согласно которой именно миграционные перемещения бантуязычных народов и, возможно, некоторых иных этнических

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Религия древней Южной Аравии Основным источником знаний о религии древней Южной Аравии являются оставленные в храмах надписи, посвященные определенным божествам. Надписей, в которых говорилось бы о культовых ритуалах, очень мало. Молитв, плачей, панегириков,

Из книги История Востока. Том 2 автора Васильев Леонид Сергеевич

Арабские государства Аравии В отличие от Ирака и Леванта родина арабов Аравия с ее кочевниками-бедуинами и немногочисленным земледельческим населением оазисов и в XIX в. продолжала оставаться отсталой периферией Ближнего Востока, своего рода заповедником

Из книги История Византийской империи. Т.2 автора

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

§ 2. Первые достижения Третьей Республики: восстановление отношений между Южной Кореей и Японией Итак, с 1963 г. третьим президентом Республики Корея стал Пак Чонхи (1917-1979), человек «нового поколения», не связанный с антияпонским движением за независимость. Напротив, в

Из книги Древние цивилизации автора Бонгард-Левин Григорий Максимович

ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕЙ ЮЖНОЙ АРАВИИ Судьба Аравийского п-ова поистине драматична. Находки раннепалеолитических орудий олдувайского типа на территории Южной Аравии от прибрежной полосы у пролива до западных районов Хадрамаута, а также обнаружение многочисленных

Из книги Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира автора Пиренн Анри

4. Германские государства на территории Западной Римской империи То, что германские родовые и племенные институты не могли сохраниться на почве Римской империи, когда германцы поселились среди римского населения, является очевидным фактом.Родовые традиции и

Из книги Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI веках автора Пигулевская Нина Викторовна

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРОЯ ЮЖНОЙ АРАВИИ Если развитие союзов племен арабов на севере происходило в условиях влияния на них государств, достигших более высокого уровня общественных отношений, то государственность арабов юга представляет особый интерес, так как ее

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Древнейшие города-государства на территории Финикии Семитские племена длительное время жили первобытнообщинным строем. Но к концу III тысячелетия до н. э. и здесь начинают складываться небольшие рабовладельческие государства, из коих каждое имело в качестве

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Древнейшие рабовладельческие общества южной Аравии Древнейшие рабовладельческие государства на юге Аравии сложились как земледельческие. Здесь, главным образом на территории Йемена, археологи находят многочисленные памятники южноарабской рабовладельческой

Из книги Юго-Восточная Азия в XIII – XVI веках автора Берзин Эдуард Оскарович

Глава 2 ПЕРВЫЕ ТАЙСКИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ТАИЛАНДА XIII век был критическим периодом в истории Индокитая. К концу его не только рухнула Кхмерская империя, но и прекратили существование древнее бирманское царство Паган и последнее независимое монское государство

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

Глава I Древнейшие народы и государства на территории нашей страны I. ХАЛДСКИЕ НАДПИСИ Приводимые ниже надписи взяты в переводе И. И. Мещанинова. И. И. Мещанинов, Халдоведение, 1927.НАДПИСЬ ЦАРЯ МЕНУАНадпись находится у Шамирам-Су близ Ардамеда. Менуа правил от 800 до 778 г. до

Из книги Слава Византийской империи автора Васильев Александр Александрович

Новые государства, образовавшиеся на византийской территории Четвертый крестовый поход, закончившийся взятием и разгромом Константинополя, привел к раздроблению Византийской империи и основанию в ее пределах целого ряда государств, частью франкских, частью греческих,

Североаравийские племена и государственные образования . На периферии крупных государств Месопотамии и небольших княжеств Восточносредиземноморского побережья находилась обширная территория Сирийско-Месопотамской степи и Северной Аравии, населенная в древности племенами: ариби, кедреи, набатеи, самуд и др., ведшие кочевой образ жизни. Главное занятие населения – скотоводство (лошади, ослы, крупный и мелкий рогатый скот, верблюды). Вели кочевое хозяйство. Господствовали родоплеменные союзы и небольшие государства. Возможно, что некоторые из них были княжествами (Набатея). Их правители в ассирийских документах обычно именовались “царями” или что более правильно “шейхами”. У арабских племен постепенно складывались своя военная организация, тактика, элементы военного искусства. У них не было регулярной армии, все взрослые мужчины племени были воинами. Для арабов-кочевников была свойственна своя тактика ведения боя: неожиданные набеги на противника и быстрое исчезновение в безбрежной пустыне. Находясь по соседству с сильными древневосточными царствами – Египтом и Ассирией, а также с небольшими государствами Восточносредиземноморского побережья, часто подвергавшимися нападению со стороны могущественных держав, североарабские племенные союзы и княжества часто вовлекались в международные противоречия того времени (9-7вв. до н.э.) – арабско-ассирийские столкновения (середина 9в. до н.э.). Арабские племена объединялись и вступали в союзы с Египтом и Вавилоном против Ассирии.

Возвышение Персидского государства и развитие его завоевательных планов привело к установлению контактов персов с арабами северной части полуострова, но арабы никогда не были под игом персов, по словам Геродота они участвовали в греко-персидских войнах на стороне персов (5в. до н.э.), оказывали сопротивление греко-македонским войскам во время похода А. Македонского на восток (4в. до н.э.).

Южная Аравия. На юге и юго-западе Аравийского полуострова на территории современной Йеменской Арабской и Йеменской Народно-Демократической Республики существовал в древности ряд государственных образований, являвшихся важнейшими центрами древнейеменской цивилизации. Самый северный был Маин (с центрами – городами Иасиль и Карнаву). Южнее Маина располагалась Саба с центром в Марибе. Южнее ее – Катабан со столицей в Тимне. Южнее Катабана – Аусан с центром в Мисваре, а восточнее – Хадрамаут со столицей Шабва.

Возникновение древнейших государств относится к 10-8вв. до н.э. Государства Маин, Катабан, Асуан, Хадрамаут и Саба в 6-5вв. до н.э. вступают в борьбу за преобладание.

В 3-1вв. до н.э. – господство Катабана. В 1в. до н.э. – Сабейское царство. В конце 2в. до н.э. выдвинулось новое, Химьяритское государство со столицей Зафар, ранее входившее в состав Катабана. К началу 4в. до н.э. она установила свою гегемонию над всей южной Аравией. С середины I тыс. до н.э. и до середины I тыс. н.э. Аравия находилась в тесных контактах с Грецией, птолемеевским Египтом и Римской империей. Военные столкновения в Аксумом (Эфиопия).

Экономика связана с развитием ирригационного землевладения и кочевого скотоводства, а также ремесла. Направления развития торговли: обмен между земледельческими и скотоводческими племенами Аравии; международная торговля благовониями со многими странами древневосточного и античного мира; транзитная торговля с Ближним Востоком индийскими и африканскими товарами. Но в конце I тыс. до н.э. ряд факторов привел к сильным потрясениям в экономике южной Аравии: изменение торговых путей (установление прямых морских путей между Египтом, Турцией, Персией, Индией), а также изменение климата в сторону большей засушливости и наступление пустынь на плодородные оазисы и земледельческие зоны, разрушение ирригационных сооружений, стихийные бедствия (неоднократные прорывы Марибской плотины). Усилилась инфильтрация бедуинов в оседлые земледельческие зоны. Таким образом, усложнение внутре- и внешнеполитической обстановки и постоянные войны привели к упадку южноаравийских государств.

Общественные отношения и политический строй. В середине II тыс. до н.э. и южноарабской языковой и племенной общности началось выделение крупных племенных союзов: минейского, катабанского, сабийского. В конце II тыс. – начале I тыс. до н.э. в результате развития производительных сил стали меняться производительные отношения. На территории Древнего Йемена возникли классовые раннерабовладельческие общества. Выделились знатные роды, которые постепенно сосредоточили в своих руках политическую власть. Образовались социальные прослойки: жречество и купечество. Земля, как средство производства, находилась в собственности сельских и городских общин, которые регулировали водоснабжение, осуществляли раздел между общинниками, владевшими участками земли, выплачивавшими налоги и выполнявшими повинности в пользу государства, храмов, общинной администрации. Основной хозяйственной ячейкой была большая патриархальная семья (большесемейная община).

Особую категорию земель составляли весьма обширные храмовые владения. Много земли было в руках государства. На государственных землях работало покоренное население, выполнявшее целый ряд повинностей и являвшееся по существу государственными рабами. В храмовых владениях работали в порядке выполнения повинностей свободные люди, лица, посвященные тому или иному божеству, храмовые рабы. Рабы были в основном из числа военнопленных, долговое рабство было распространено слабо. Документы говорят о наличии рабов в частных и храмовых хозяйствах, в хозяйстве правителя и его рода, в больших патриархальных семьях они приравнивались к младшим членам семьи.

Систему политического устройства южноаравийских народов можно показать на примере Сабейского царства. Оно состояло из 6 “племен”, из которых 3 принадлежали к числу привилегированных, а 3 других занимали подчиненное положение. Каждое племя делилось на крупные ветви, последние – на более мелкие, а они, в свою очередь, на отдельные роды. Племена управлялись вождями-кабирами, происходившими из знатных родов, возможно, при племенах были советы старейшин.

Привилегированные племена выбирали из представителей знатных родов на определенный срок эпонимов – важных должностных лиц государства, выполнявших жреческие обязанности, связанные с культом верховного бога Астара, осуществляли также астрономические наблюдения, составление календаря. Высшими должностными лицами, обладавшими исполнительной властью и осуществлявшими управление государством были до 3-2вв. до н.э. мукаррибы. Во время войны мукаррибы могли присваивать себе функции предводительства ополчением, и тогда они получали на время титул “малик” - царь. Постепенно мукаррибы сосредоточили в своих руках прерогативы царской власти, и в конце I тыс. до н.э. их должность фактически превратилась в царскую. Верховным органом государства был Совет старейшин. В него входили мукарриб и представители всех 6 сабийских племен, причем непривилегированные племена имели право лишь на половинное представительство. Совет старейшин имел сакральные, судебные и законодательные функции и административно-хозяйственные. Аналогичное устройство имели и другие южноарабские государства.

Постепенно в южноарабских государствах, наряду с племенным возникло и территориальное деление. Основу его составили города и поселения с примыкающей к ним сельской округой, имевшие свою автономную систему управления. Каждый сабейский гражданин принадлежал к одному из кровно-родственных племен и в то же время входил в состав определенной территориальной единицы.

Подробности Категория: Страны Западной Азии Опубликовано 26.11.2013 15:22 Просмотров: 5951

Саудовскую Аравию называют «Страной двух мечетей», так как здесь находятся Мекка и Медина – два главных священных города ислама.

Ме́кка – центр паломничества для мусульман. Немусульманам в Мекку въезд запрещён. В центре Мекки находится главная и крупнейшая в мире Мечеть Аль-Харам (Заповедная, Великая) с главной святыней ислама Кааба (мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе Заповедной Мечети).

Мечеть Аль-Харам и Кааба

Медина – второй священный город ислама после Мекки. Здесь присутствует святыня пророка Мухаммада у мечети пророка, известная как купол пророка, или «зелёный купол», построенный рядом с домом пророка Мухаммада. В Медине скончался пророк Мухаммад в 632 г.

Мечеть пророка Мухаммада

Королевство Саудовская Аравия граничит с Иорданией, Ираком, Кувейтом, Катаром, Объединёнными Арабскими Эмиратами, Оманом и Йеменом. Омывается на северо-востоке Персидским заливом, а на западе – Красным морем.

Это государство всеобщего благосостояния благодаря большим запасам нефти (второе место в мире по добыче и экспорту нефти после России).

Государственная символика

Флаг - утверждён 15 марта 1973 г. Представляет собой прямоугольное зелёное полотнище, с шахадой (мусульманским символом веры): «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха и Мухаммада - посланника Его».
Чтобы надпись читалась с обеих сторон, флаг сшивается из двух одинаковых полотнищ. Меч символизирует победы основателя страны – Абдель-Азиза Ибн-Сауда.

Герб – эмблема Саудовской Аравии. Представляет собой два меча и пальму. Пальма символизирует главное дерево Саудовской Аравии. Мечи символизируют два рода, которые основали современную Саудовскую Аравию: род Аль Сауд и род Аль Шейх.

Государственное устройство современного государства Саудовская Аравия

Форма правления - абсолютная теократическая монархия (форма правления, где во главе государства стоит религия. Главой государства является глава церкви, который обладает неограниченной высшей государственной властью. В настоящее время такая форма правления установлена в трёх странах: Святой Престол – город-государство Ватикан, королевство Саудовская Аравия, султанат Бруней).
Глава государства – король.
Глава правительства – премьер-министр.
Столица – Эр-Рияд.

Официальный язык - арабский

Валюта - саудовский риал

Крупнейшие города – Эр-Рияд, Джидда, Мекка, Медина.
Территория – 2 149 000 км².
Население – 26 939 583 чел.
Государственная религия – ислам.
Административное деление – 13 провинций.
Экономика – преимущество экономики составляют огромные запасы нефти и газа и сопутствующая перерабатывающая промышленность. Экспорт – нефть и нефтепродукты. Импорт – промышленное оборудование, продовольствие, химическая продукция, автомобили, текстиль.
Вооружённые силы – сухопутные, ракетные войска, военно-морские силы, королевские военно-воздушные силы, силы противовоздушной обороны.

Военно-морские силы Саудовской Аравии

Спорт – самая популярная игра – футбол, а также волейбол и баскетбол. Среди молодёжи очень популярен дрифтинг – техника вождения автомобиля в управляемом заносе.

Правительство страны объявило, что лихачество, которое повлечет в случае ДТП смерть человека, будет рассматриваться как предумышленное убийство и караться отсечением головы.

Образование – к концу XX в. в Саудовской Аравии установилась система, предоставляющая всем гражданам бесплатное образование – от дошкольного до высшего. В стране существует 8 университетов, более 24000 школ и большое количество колледжей и прочих образовательных учреждений. Более четверти государственного годового бюджета тратится на образование. Правительство предоставляет студентам все необходимое для учёбы: литературу и даже медицинское обслуживание. Государство также спонсирует обучение своих граждан в зарубежных университетах, главным образом в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Малайзии.
Климат – крайне засушливый.

Культура

Культура прочно связана с исламом. Пять раз в день муэдзин призывает правоверных мусульман к молитве (намазу). Служение иной религии, распространение прочей религиозной литературы, строительство церквей, буддистских храмов, синагог запрещено.
Ислам запрещает употребление свинины и алкоголя. Традиционная пища: цыплята-гриль, фалафель, шаурма, люля-кебаб, кусса махши (фаршированные кабачки), пресный хлеб (хубз). Практически во все блюда обильно добавляют различные специи и пряности.

Фалафель – жареные во фритюре шарики из измельченного нута (или бобов), иногда с добавлением фасоли, приправленные пряностями

Главные напитки – кофе и чай. Распитие часто носит церемониальный характер. В чай обычно добавляются различные травы. Арабский кофе славится своей традиционной крепостью. Его пьют маленькими чашками, часто с добавлением кардамона. Арабы пьют кофе очень часто.
Одежда: национальные традиции и каноны ислама – мужчины носят длинные рубахи из шерсти либо хлопка (дишдаша́). Традиционный головной убор – гутра. В холодное время поверх дишдаши надевают бишт – накидку из верблюжей шерсти.

Женщины в абайе

Женская традиционная одежда богато украшена племенными знаками, монетами, бисером, нитями. Покидая дом, саудовская женщина обязана прикрыть тело абайей, а голову – хиджабом. Иностранным женщинам также необходимо носить абаю (а под ней – брюки или длинное платье).

Девочка в хиджабе

Общественные театры и кинотеатры запрещены. Домашнее видео весьма популярно. Фильмы западного производства практически не подвергаются цензуре.

Положение женщин в стране

У каждой взрослой женщины должен быть близкий родственник мужского пола в качестве её опекуна. Опекун принимает решения от лица женщины: разрешение путешествовать, заниматься бизнесом, учиться в университете или колледже, работать. Женщина не может получить медицинскую помощь без разрешения мужа или опекуна. Существует специальная электронная система, чтобы мужчина/опекун мог следить за местоположением женщины.
Мужчины пользуются односторонним правилом развода со своими жёнами (талак) без нужды в каком-либо законном основании. Женщина может получить развод только с согласия мужа или если будет юридически доказано, что муж причиняет ей вред. На деле получить законный развод для саудовской женщины очень сложно.
Культурные нормы ограничивают поведение женщины на публике. За их соблюдением следит религиозная полиция (мутава). В ресторанах женщины должны сидеть в отдельных, предназначенных для семей секциях. Женщины должны носить абайю (длинное платье свободного покроя, скрывающее всю фигуру) и закрывать волосы. Женщинам запрещено водить машину. В 2013 г. женщинам разрешили кататься на мотоциклах и велосипедах, но в сопровождении мужчины/опекуна и подальше от мужской толпы, чтобы не «вызывать агрессию» у них.
Мужчины женятся на девушках, когда те достигают десятилетнего возраста.

Природа

Флора

Большая часть страны – обширное пустынное плато. В северной и центральной части страны расположены наиболее крупные песчаные пустыни: Большой Нефуд и Малый Нефуд (Дехна), известные своими красными песками; на юге и юго-востоке – Руб-эль-Хали (араб. «пустая четверть») с барханами и грядами в северной части до 200 м. На песках кое-где произрастают белый саксаул, верблюжья колючка, на хамадах –лишайники, на лавовых полях – полыни, астрагалы, по руслам вади – одиночные тополя, акации, а в более засоленных местах – тамариск; по побережьям и солончакам – галофитные кустарники.

Цветок верблюжьей колючки

Значительная часть песчаных и каменистых пустынь почти полностью лишены растительного покрова. В горах Асира присутствуют участки саванн, где произрастают акации, дикие маслины, миндаль. В оазисах – рощи финиковых пальм, цитрусовых, бананов, зерновые и огородные культуры.

Миндальное дерево

Фауна

Животный мир Саудовской Аравии разнообразен: здесь обитают антилопа, газель, даман, волк, шакал, гиена, лисица-фенёк, каракал, дикий осёл онагр, заяц.

Каракал – это не рысь. Но из семейства кошачьих

Водится много грызунов: песчанки, суслики, тушканчики и др. Немало пресмыкающихся: змеи, ящерицы, черепахи. Из птиц – орлы, коршуны, грифы, соколы-сапсаны, дрофы, жаворонки, рябки, перепела, голуби. В береговых низменностях размножается саранча.
В Красном море и Персидском заливе наблюдается более 2000 видов кораллов, особенно ценится чёрный коралл. 39,64 % площади страны занимают 128 охраняемые территории. В середине 1980 гг. был организован Национальный парк Асир, где сохраняются такие почти исчезнувшие виды диких животных, как орикс (сернобык) и нубийский горный козёл.

Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Саудовской Аравии

Мадаин-Салих

Комплекс археологических объектов, который включает 111 скальных захоронений (I век до н. э. - I век н. э), а также систему гидротехнических сооружений, относящихся к древнему набатейскому городу Хегра, являвшемуся центром караванной торговли.

Эд-Диръия (город)

Дворец Саада ибн-Сауда в Эд-Диръия

Известен тем, что из него происходят Саудиты – правящая династия Саудовской Аравии. С 1744 по 1818 год Эд-Диръия была первой столицей саудитов.

Другие достопримечательности Саудовской Аравии

88 % населения Саудовской Аравии сосредоточено в городах. Крупнейший город и столица королевства, политический, культурный и научный центр – Эр-Рияд .

Современные здания в Эр-Рияде

В городе много небоскрёбов, разрабатываются и другие грандиозные проекты. Высочайшее здание города, а также всего королевства Бурдж аль-Мамляка – 99-этажный небоскрёб. В небоскрёбе размещены магазины, обсерватория на высоте 297 метров, апартаменты, офисы, отель Four Seasons и даже мечеть.

Джидда

Второй по величине город в стране. Население 3 400 000 чел. Одна из достопримечательностей Джидды – могила Евы. Согласно мусульманской традиции, почитается как захоронение Евы. По преданиям, после грехопадения, Ева, упав на Землю, оказалась в районе Джидды или Мекки, а Адам попал на Шри-Ланку и оставил на Адамовой вершине след, почитаемый буддистами как след Будды, а шиваитами как след Шивы.
Место могилы было забетонировано религиозными властями Саудовской Аравии в 1975 г., т.к. паломники в нарушение исламских традиций молились на могиле после сезона хаджа.

Могила Евы, фото 1894 г.

В Джидде есть порт на восточном побережье Красного моря, который принимает основной поток паломников, направляющихся на хадж в Мекку и Медину. Строится метро. В северной части города планируют построить самый высокий в мире небоскреб.

Занимает южную треть Аравийского полуострова, это одна из самых крупных пустынь мира. Песок лежит поверх гравия или гипса, высота дюн достигает 250 м. Песок преимущественно силикатный, от 80 до 90 % составляет кварц, остальное – полевой шпат, крупицы которого, покрытые окисью железа, окрашивают пески в оранжевый и красный цвет.

Чёрный камень

Это восточный краеугольный камень Каабы, древнего каменного здания, которому мусульмане молятся в центре Великой мечети в Мекке. Он почитается мусульманами как исламская реликвия, которая восходит ко времени Адама и Евы.
Камень почитался в Каабе в языческие доисламские времена, за 5 лет до первого откровения пророка Мухаммада. С тех пор он был разбит на ряд фрагментов и теперь закреплён в серебряной оправе. Он отполирован руками миллионов паломников. Исламская традиция считает, что он упал с неба, чтобы показать Адаму и Еве, где строить жертвенник. Хотя учёные описывают его как метеорит.

Мусульманские паломники борются за шанс поцеловать Черный камень

Гора Арафат

Это гранитный холм к востоку от Мекки. Он также известен как гора Милосердия. Согласно исламской традиции, холм является местом, где исламский пророк Мухаммад сказал прощальную Нагорную проповедь к мусульманам, которые сопровождали его на хадж в конце его жизни. Холм высотой 70 м.
Паломники проводят здесь целый день, умоляя Аллаха простить их грехи и молятся о будущем. Они также собирают камни для забрасывания камнями сатану.

Национальный музей Саудовской Аравии

Основан в 1999 г. Экспонаты находятся в восьми выставочных залах, или галереях:
Человек и Вселенная
Арабские королевства
Доисламская эпоха
Миссия Пророка (здесь иллюстрируются жизнь и миссия пророка Мухаммеда. На одной из стен есть большая родословная пророка).
Ислам и Аравийский полуостров
Первые и вторые Саудовские Штаты
Объединения
Хадж и две священные мечети (основным экспонатом в этой галерее является большая модель Мекки и ее окрестностей).

Нассиф Дом

Музей и культурный центр, в котором проводятся специальные выставки и лекции историков.

История

Древняя история

Здесь находится историческая родина арабских племён. Арабы ассимилировали население южной части полуострова – негроидов.
С начала I в. до н. э. на юге полуострова существовали Минейское и Сабейское царства, здесь возникли древнейшие транзитные города Хиджаза – Мекка и Медина. В начале VII в. в Мекке пророк Мухаммед начал проповедовать ислам. В 622 г. он переселился в оазис Ясриб (будущую Медину), который стал центром зарождающегося арабского государства.

Мавзолей Мухаммеда

Ислам

Не все местные иудеи сразу приняли ислам, а через какое-то время отношения между арабами и иудеями приняли откровенно враждебный характер.
В 632 г. со столицей в Медине был основан Арабский Халифат, охвативший практически всю территорию Аравийского полуострова. Ко времени начала правления второго халифа Умар ибн Хаттаба (634) все иудеи были изгнаны из Хиджаза. Тогда же возникло правило, согласно которому в Хиджазе, а сегодня в Медине и в Мекке, не имеют права проживать немусульмане. В результате завоеваний к IX в. арабское государство раскинулось на территории всего Ближнего Востока, Ирана, Средней Азии, Закавказья, Северной Африки, а также Южной Европы (Пиренейский п-ов, острова Средиземного моря).

Средние века

К 1574 г. Османская империя во главе с султаном Селимом II окончательно завоевала Аравийский полуостров. Арабы начали предпринимать первые попытки строительства собственной государственности. Самыми влиятельными на тот момент арабскими семьями в Хиджазе являлись Сауды и Рашиди.

Первое Саудовское государство

Зарождение государства началось в 1744 г. в центральном регионе Аравийского полуострова в результате объединения правителя города Ад-Дирийя Мухаммада ибн Сауда и исламского проповедника Мухаммада Абдуль-Ваххаба. Этот союз положил начало правящей по сей день династии Саудов. Первое Саудовское государство просуществовало 73 года – через некоторое время оно подверглось давлению со стороны Османской империи. В 1817 г. османский султан отправил на Аравийский полуостров войска под командованием Мухаммеда Али-паши, которые разгромили слабую армию Имама Абдаллы.

Второе Саудовское государство

Через 7 лет (в 1824 г.) было основано Второе Саудовское государство со столицей в Эр-Рияде. Оно просуществовало 67 лет и было уничтожено давними врагами Саудов – династией Рашиди родом из Хаиля. Семья Саудов была вынуждена бежать в Кувейт.

Третье Саудовское государство

В 1902 г. 22-летний Абд аль-Азиз из семьи Саудов захватил Эр-Рияд, а в 1904 г. Рашиди обратились за помощью к Османской империи, которая ввела свои войска, но потерпела поражение. В 1912 г. Абдель Азиз захватил весь регион Неджд, а в 1920 г., используя материальную поддержку англичан, окончательно разбил Рашиди. В 1925 г. была захвачена Мекка. 10 января 1926 г. Абдель Азиз аль-Сауд был объявлен королем Хиджаза. Через несколько лет Абдель Азиз захватил практически весь Аравийский полуостров. 23 сентября 1932 г. Неджд и Хиджаз были объединены в одно государство, названное Саудовской Аравией. Абдель Азиз стал королем Саудовской Аравии.

Первый король Саудовской Аравии Абд аль-Азиз ибн Сауд
В 1938 г. в Саудовской Аравии были открыты огромные нефтяные месторождения, но началась Вторая мировая война, и их разработка началась лишь в1946 г., и к 1949 г. нефть стала источником богатства и процветания государства.
Первый король Саудовской Аравии вел достаточно изоляционистскую политику. До своей смерти в 1953 г. он покидал страну лишь 3 раза, хотя в 1945 г. Саудовская Аравия была в числе основателей ООН и Лиги арабских государств.
Преемником Абдель Азиза стал его сын Сауд.

Король Сауд

Внутренняя политика его не была достаточно продуманной. Это привело к тому, что в стране произошёл государственный переворот, Сауд бежал в Европу, власть перешла в руки его брата Фейсала.

Фейсал, будучи радикальным политиком, внес огромный вклад в развитие страны. При нём возрос объём нефтедобычи, был проведён ряд социальных реформ в стране, создана современная инфраструктура. Но в 1973 г. он спровоцировал на Западе энергетический кризис, потребовав возвращение Иерусалима и сняв саудовскую нефть со всех торговых площадок.
Но через 2 года его застрелил собственный племянник. При короле Халиде внешняя политика Саудовской Аравии стала более умеренной. После Халида трон унаследовал его брат Фахд, а в 2005 г. – Абдалла.
4 октября 2011 г. произошли волнения в Восточной провинции, населенной в основном шиитами. Саудовские власти считают, что напряженность нагнетается из-за рубежа, в основном Ираном.

Саудовская Аравия

На юге и юго-западе Аравийского полуострова, на территории современных Йеменской Арабской и Йеменской Народно-Демократической Республик существовал в древности ряд государственных образований, являвшихся важнейшими центрами древнейеменской цивилизации. Самым северным был Майн с главными городами Иасиль и Карнаву. Южнее Майна располагалась Саба с центром в Марибе. Южнее нее - Катабан со столицей в Тимне. Южнее Катабана находилось государство Аусан, а восточнее - Хадрамаут со столицей Шабва.

Возникновение древнейеменских государств относится к IX--VIII вв. до н. э. В VI-V вв. Майн, Катабан, Аусан, Хадрамаут и Саба вступают в борьбу за преобладание. Об ожесточенном ее характере свидетельствует, например, война Сабы, Катабана и Хадрамаута против Аусана, в ходе которой были перебиты 16 000 аусан-цев, разрушены и сожжены его важнейшие города, а само государство вскоре поглощено Катабаном. Майн с трудом сдерживал экспансию Сабы и Катабана, пока в I в. до н. э. не попал в зависимость от последнего. Хадрамаут то входил в состав Сабейского царства, то выступал в роли независимого государства, его союзника или противника. В III-I вв. до н. э. Катабан становится одним из сильнейших государств юга Аравии, но уже в I в. до н. э. он был разбит, а его территория разделена между Сабой и Хадрамаутом.

Самым могущественным в I тысячелетии до н. э. было Сабейское царство, в период своего расцвета занимавшее территорию от Красного моря до Хадрамаута (порой включая и его) и от Центральной Аравии до Индийского океана.

В конце Ц в. до н. э. выдвинулось новое, Химьяритское государство со столицей Зафар, до этого времени входившее в состав Катабана. К началу IV в. н. э. оно установило свою гегемонию над всей Южной Аравией. С середины I тысячелетия до н. э. и почти до середины I тысячелетия н. э. Аравия находилась в тесных, главным образом торговых, контактах с Грецией, Птолемеевским Египтом и Римской империей. В химьяритский период мирные отношения и военные столкновения связали судьбы Южной Аравии и Аксума (Эфиопия).

Экономика.

Экономика южноаравийских государств характеризуется в первую очередь развитием ирригационного земледелия и кочевого скотоводства. В земледельческих районах, в долинах рек выращивали злаки - пшеницу, полбу, ячмень, бобовые культуры и овощи. По горным склонам, обработанным в виде террас, размещались виноградники. Территории оазисов были заняты рощами финиковых пальм. Важное хозяйственное значение имело выращивание благовонных деревьев, кустарников и пряностей. Земледелие было возможно лишь при наличии искусственного орошения, поэтому строительству ирригационных сооружений уделялось серьезное внимание. Марибская плотина и другие обширные постройки служили основой южноаравийского земледелия. Особенно грандиозным сооружением была Марибская плотина (600 м длины, более 15 м высоты), построенная в VII в. до н. э. и просуществовавшая тринадцать веков.

Наряду с земледелием было развито скотоводство: разводили крупный рогатый скот, овец (курдючных и тонкорунных), верблюдов. Из отраслей ремесла нужно выделить обработку камня и строительное дело, добычу и обработку металлов, гончарное производство, ткачество, кожевенное дело.

Специализация хозяйства в.различных природных зонах Аравии, наличие ряда ценных продуктов (например, пряностей и благовоний), выгодное географическое положение способствовали развитию торговли сразу в нескольких направлениях: обмен между земледельческими и скотоводческими районами Аравии; международная торговля благовониями со многими странами древневосточного и античного мира; наконец, транзитная торговля с Ближним Востоком индийскими и африканскими товарами. В зависимости от изменений направлений торговых путей менялась роль отдельных южноаравийских государств. На первых порах процветал Майн, державший в своих руках знаменитый «путь благовоний» и имевший торговые фактории вплоть до острова Делос в Эгейском море и в Месопотамии, затем Саба, захватившая Майн и торговые пути в свои руки. Далее Катабан и Хадрамаут установили через Персидский залив непосредственные контакты с долиной Тигра и Евфрата, а через Баб-эль-Мандебский пролив - с побережьем Восточной Африки.

В конце I тысячелетия до н. э. ряд факторов привел к сильным потрясениям в экономике Южной Аравии. Один из них - изменения торговых путей: египтяне, персы, греки установили прямые контакты с Индией; преобладающую роль стали играть не сухопутные, а морские торговые пути (этому способствовало открытие эффекта постоянных» ветров - муссонов, совершенствование техники мореходства, возросшая роль Персидского залива по сравнению с Красным морем). Другой фактор - изменение климата в сторону большей засушливости и наступление пустынь на плодородные оазисы и земледельческие зоны. Третий - постепенное разрушение ирригационных сооружений, стихийные бедствия, которые не раз приводили к крупным катастрофам, например к неоднократным прорывам Марибской плотины. Усилилась инфильтрация бедуинов в оседлые земледельческие зоны. Сказывались последствия длительной изоляции Аравии от других государств Древнего Востока. Наряду с усложнением внутри-и внешнеполитической обстановки и постоянными войнами все это привело к упадку южноаравийских государств.

Общественный и политический строй Южной Аравии.

В середине II тысячелетия до н. э. из южноарабской языковой и племенной общности началось выделение крупных племенных союзов: миней-ского, катабанского, сабейского. В конце II - начале I тысячелетия до н. э. в результате развития производительных сил стали меняться производственные отношения. На территории древнего Йемена возникли классовые раннерабовладель-ческие общества. Наметился рост имущественного неравенства, выделились знатные роды, которые постепенно сосредоточили в своих руках политическую власть.

Образовались такие социальные группы, как жречество и купечество.

Главное средство производства - земля находилась в собственности сельских и городских общин, которые регулировали водоснабжение, осуществляли передел между общинниками, владевшими участ-.чами землИ) выплачивавшими налоги и выполнявшими повинности в пользу государства, храмов, общинной администрации. Основной хозяйственной ячейкой была большая патриархальная семья (или оольшесемейная община). Она могла владеть не только общинным участком земли, но приобретать другую землю, получать ее по наследству, осваивать новые участки, устраивая на них оросительные сооружения: орошенная земля переходила в собственность того, кто «оживил» ее. Постепенно знатные семьи добивались изъятия своих владений из системы общинного передела, заводили на них доходное хозяйство. Семьи различались по имущественному положению, и даже внутри семьи было заметно неравенство ее членов.

Особую категорию земель составляли весьма обширные храмовые владения. Много земли было в руках государства, и этот фонд пополнялся за счет завоеваний, конфискаций, принудительной скупки земли. Весьма значительным был личный фонд земель правителя и его рода. На государственных землях работало покоренное население, выполнявшее целый ряд повинностей и являвшееся, по существу, государственными рабами. Эти земли часто отдавались в условное владение обедневшим семьям свободных колонистов вместе с рабами. В храмовых владениях работали в порядке выполнения повинностей свободные люди, лица, посвященные тому или иному божеству, и храмовые рабы.

Рабы в основном рекрутировались из числа военнопленных, приобретались путем купли-продажи, обычно из других областей древневосточного мира (из Газы, Египта и др.). Долговое рабство было распространено слабо. Документы говорят о наличии рабов в частных и храмовых хозяйствах, в хозяйстве правителя и его рода. В больших патриархальных семьях они приравнивались к младшим членам семьи. Рабы, принадлежавшие правителю, могли иногда возвыситься, занять привилегированное положение среди себе подобных, выполнять административные функции. Но какое бы положение ни занимал раб, при упоминании его имени никогда не называлось имя его отца и рода, ибо это было признаком свободного человека. Древнейеменское общество было ранне-рабовладельческим, сохранившим, однако, родоплеменной уклад и традиции, с постепенно развивавшейся тенденцией к социальному расслоению, увеличению роли рабства.

Процесс формирования раннеклассового общества привел к превращению племенных союзов в государство. В условиях Аравии медленный ход этого процесса способствовал не радикальному разрушению политических институтов родо-племенного строя, а их приспособлению к новым порядкам классового общества, их трансформации из племенных в государственные органы. Систему политического устройства южноаравийских государств можно показать на примере Сабейского царства.

Оно состояло из 6 «племен», из которых три принадлежали к числу привилегированных, а три других занимали подчиненное положение. Каждое племя делилось на крупные ветви, последние - на более мелкие, а они, в свою очередь,- на отдельные роды. Племена управлялись вождями - кабирами, происходившими из знатных родов и образовывавшими коллегиальный орган. Возможно, в племенах были и советы старейшин.

Привилегированные племена выбирали из представителей знатных родов на определенный срок (в Сабе - на 7 лет, в Ка-табаке - на 2 года и т. д.) эпонимов - важных должностных лиц государства, выполнявших жреческие обязанности, связанные с культом верховного бога Астара, осуществлявших также астрономические, астрологические, календарные наблюдения и некоторые хозяйственные функции по организации земле- и водопользования. По эпонимам датировались государственные и частноправовые документы, велось летосчисление. Эпонимы вступали в должность в возрасте 30 лет и по истечении срока полномочий входили в совет старейшин.

Высшими должностными лицами, обладавшими исполнительной властью и осуществлявшими управление Сабейским государством, были до III-II вв. до н. э. мукаррибы. В их функции входили хозяйственная, главным образом строительная, деятельность, сакральные обязанности (совершение жертвоприношений, устройство ритуальных трапез и др.), государственная деятельность (периодическое возобновление племенных союзов, издание государственных документов, юридических актов, установление границ городских территорий, частных владений и т. д.). Должность мукаррибов была наследственной.

Во время войны мукаррибы могли присваивать себе функции предводительства ополчением, и тогда они получали на время титул «малик»- царь. Постепенно мукаррибы сосредоточили в своих руках прерогативы царской власти, и в конце I тысячелетия до н. э. их должность фактически превратилась в царскую.

Верховным органом Сабейского государства был совет старейшин. В него входили мукарриб и представители всех 6 сабейских «племен», причем непривилегированные племена имели право лишь на половинное представительство. Совет старейшин имел сакральные, судебные и за-i конодательные функции и административно-хозяйственные. Примерно аналогичное устройство имели и другие южноаравийские государства.

Постепенно в южноаравийских государствах наряду с племенным возникло и территориальное деление. Основу его составляли города и поселения с примыкающей к ним сельской округой, имевшие свою автономную систему управления. Каждый сабейский гражданин- принадлежал к одному из кровно-родственных племен и в то же время входил в состав определенной территориальной единицы.