Индивидуальные особенности и типы памяти. Виды и типы памяти

В жизни наблюдаются значительные индивидуальные различия в области памяти. Выделяют различные типы памяти в зависимости от того, что успешнее запоминает человек и как он предпочитает запомнить. Одни наиболее хорошо запоминают картины, лица, предметы, цвета и звуки. Это представители наглядно-образного типа памяти. Другие лучше запоминают мысли и словесные формулировки, понятия, формулы. Это представители словесно-логического типа памяти. Третьи одинаково хорошо запоминают и наглядно-образный и словесно-логический материал. Это представители гармонического типа памяти.

Существование наглядно-образного типа памяти связано с относительным преобладанием первой сигнальной системы, словесно-логического типа – с преобладанием второй сигнальной системы, а гармонического типа – с равновесием обеих сигнальных систем. Различают типы памяти в зависимости от участия основных анализаторов в процессе запоминания: зрительный, слуховой, двигательный и смешанный типы.

Наконец, можно характеризовать память человека в зависимости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти. Об этом говорит быстрота запоминания, прочность сохранения информации, точность её воспроизведения, и так называемая готовность памяти. Под готовностью памяти понимают способность извлекать из запасов памяти то, что необходимо в нужный момент, то есть быстрое оживление нужных связей под влиянием сигналов второй сигнальной системы.

Существует множество информации о различиях в памяти между мужчинами и женщинами. Установление межполовых различий требует учета вида памяти, возраста испытуемых, характера запоминаемого материала и условий запоминания. Так, например, показано, что заучивание материала в присутствии ребенка противоположного пола приводит к лучшему результату, чем в присутствии ребенка своего пола.

Обнаружить какие-либо закономерности в проявлении половых различий в памяти весьма затруднительно, так как данные относятся к лицам различного возраста и к различному характеру запоминаемого материала

Выявлено, что в возрасте 18-26 лет уровень развития памя­ти у мужчин выше, чем у женщин, а в возрасте 27-33 лет и 41-46 лет женщины опережают мужчин. Анализ гендерных различий в памяти с учетом характера запоминаемого материала показывает, что действительная картина выглядит гораздо сложнее. Количественные различия функций памяти между полами не так отчетливы, как качественные. Так, если для запоминания давать в одних случаях описание каких-либо технических процес­сов, а в других - описание мехов зверей, то окажется, что информацию о физических, химических или механических характеристиках лучше запоминают мальчики, а принадлежности туалета быстрее и прочнее запечатлеваются в памяти девочек. Дело, следовательно, в направленности интересов лиц мужского и женского пола.

Преимущество мужчин или женщин (студентов) в кратковременной памяти зависит от заучиваемого материала: при запоминании цифр преимущество имеют мужчины, а при запоминании слов - женщины, однако при запоминании слов эти различия не значительны. Отмечено, что различия выявляются только в том случае, если на заучивание даются пары слов, а не отдельные слова. Это может быть связано с лучшей у лиц женского пола вербальной памятью и лучшим развитием у них вербальной сферы.

По данным разных исследований, лица мужского пола лучше запоминают слоги. Правда, существенных различий между мужчинами и женщинами выявлено не было. Однако при воспроизведении через длительный срок явное пре­имущество имели женщины.

Образная память у студенток в возрасте 18-21 года лучше, чем у студентов того же возраста. Женщины лучше запоминают имена людей, увиденных ими на фотографиях.

Тема 1.3 Психофизиология внимания

1. Внимание и его свойства

2. Физиологические основы внимания

3. Виды внимания

4. Этапы развития внимания

5. Взаимосвязь механизмов произвольного и непроизвольного внимания.

Внимание и его свойства

Для осуществления адекватного поведения и деятельности необходимо помимо программы поведения обеспечить реализацию спланированных действий в условиях реального времени и реальной среды обитания. Для этого требуется наличие в структурах мозга систем регуляции и контроля поведения. Деятельность этих систем обеспечивает операции прогноза поведения и его коррекции. Коррекция поведения является одной из функций систем регуляции поведения. Возможна коррекция поведения, связанного как с удовлетворением биологических потребностей, так и вторичных потребностей разного уровня. В первом случае регулируется поведение, связанное с жизнедеятельностью организма. Во втором случае подключается активная, часто осознанная мыслительная деятельность. К системам регуляции поведения можно отнести внимание, эмоции и сознание.

При ограниченном времени работнику нередко приходится решать задачи восприятия, переработки информации и принятия решения практически одновременно. Это обеспечивается высокой концентрацией психической активности на задаче. Функцией, ответственной за такую концентрацию, является внимание. Основной функцией внимания является отбор соответствующих потребностям личности воздействий внешней среды и игнорирование несущественных или конкурентных воздействий.

Внимание, как никакая другая функция, зависит от условий деятельности. По мере развития техники требования к этой функции возрастают. Внимание функционирует на двух уровнях: на уровне, где может изменяться сенсорная чувствительность и на уровне принятия решения. Внимание можно определить также как умственное действие контроля, обслуживающее деятельность других психических функции.

Проблема внимания стала центральной при изучении психологических механизмов познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления. Внимание интенсивно исследуется в связи с выявлением факторов, влияющих на эффективность деятельности человека, включая процесс обучения и профессиональной деятельности. Внимание играет важную роль в механизмах регуляции уровня бодрствования, функционировании модулирующих систем мозга, а также в обеспечении сознательной деятельности человека.

Долгое время проблема внимания игнорировалась исследователями, это было связано с влиянием идей бихевиоризма, предметом которого является освобожденное от психики поведение, понимаемое как совокупность реакций организма на стимулы, подчиняющихся законам случая. Другая причина незначительного интереса к проблеме внимания – влияние гештальтпсихологии. В качестве главной характеристики психологических процессов гештальтпсихология рассматривает структуру (гештальт), отражающую целостность объекта и имеющую преимущество над её элементами.

Интерес к проблеме внимания возродился в середине 60-х годов XX века. Он был связан с появлением новых направлений в науке: когнитивной психологии и психофизиологии. В настоящее время внимание – одно из самых популярных понятий в психофизиологии. Проблема внимания стала центральной при изучении психофизиологических механизмов познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления, принятия решения. Внимание интенсивно изучается в связи с выявлением факторов, влияющих на эффективность деятельности человека, включая его обучение.

Рисунок 10. - Свойства внимания.

Сегодня внимание определяют как «сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.)» (Психология: Словарь. М., 1990.С.54.).

Во многом представление о процессах внимания и их функционировании интуитивно было описано более 100 лет назад Уильямом Джеймсом. Он дал следующую характеристику внимания. Внимание – «это овладение умом в четкой и яркой форме одним из нескольких объектов. Суть этого процесса – фокусирование, концентрирование сознания. Внимание приводит к отвлечению от некоторых вещей для того, чтобы можно было эффективно заняться другими. Состояние внимания противоположно рассеянному, затемненному состоянию».

Внимание характеризуется следующими свойствами.

Избирательность (селективность) внимания отражает его направленность на любой аспект стимула: его физическую или лингвистическую характеристику. Изменение селективности внимания подобно изменению фокуса прожектора, создающего либо точечное изображение, либо расплывчатое пятно, которое не зависит от физических характеристик стимула. В связи с этим внимание может характеризоваться либо узкой, либо широкой настройкой селективности. Под влиянием различных факторов фокус внимания может расширяться или сужаться.

В определенный момент времени внимание сосредоточено лишь на ограниченном числе объектов. Селекция внимания осуществляется по принципу значимости объекта или ситуации для субъекта. Внимание концентрируется на объекте тем чаще, чем выше его субъективная значимость. В свою очередь, значимость обусловлена мотивационной силой и информационной насыщенностью объекта. Сосредоточение внимания на объекте прямо пропорционально его мотивационной силе и обратно пропорционально к информационному содержанию. В состоянии стресса фокус внимания обычно суживается, а также проявляется тенденция фокусировать внимание на наиболее выраженных признаках. В этом случае именно они и становятся значимыми.

Большое практическое значение имеет вопрос, на какое количество критериев объекта может быть распределено внимание в том или ином процессе труда. Емкость внимания зависит от его избирательности в трудовой деятельности. Избирательность характеризуется способностью распределять ограниченный объем внимания до необходимости к доступным каналам информации (органам чувств) за оптимальное время.

Концентрация внимания – это способность человека сосредоточиться на главной деятельности, отвлекаясь от всего, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи.

Объем внимания характеризует ресурсы внимания человека и измеряется количеством одновременно отчетливо осознаваемых объектов. Объем внимания близок объему кратковременной памяти и составляет 7-9 стимулов или элементов. Уровень эффективности выполнения второго задания используют в качестве меры запасов ресурсов внимания, не востребованных первым, основным заданием.

Распределение внимания предполагает распределение его ограниченных ресурсов для одновременного выполнения двух и более заданий.

Устойчивость внимания определяется по длительности выполнения задания, требующего непрерывного внимания, например оператора при обнаружении им редких или слабых сигналов на экране локатора.

Переключение внимания – это способность к переходу от одного вида деятельности к другому.

Интенсивность внимания характеризуется затратами нервной энергии на выполнение данного типа деятельности.

Память есть одна из форм отражения реального мира. При этом в отличии от восприятия, память есть отражение того, что действовало на нас раньше, что уже ранее было для нас предметом нашего восприятия, мысли, чувства, с чем мы уже имели дело в своей действительности, в наших действиях и поступках. Память служит основой накопления и использования опыта, сохранения знаний, что обуславливает возможность более широкого и глубокого познания действительности, возможность предвидения и творчества.

Отражение мира не есть зеркальный, пассивный процесс. Оно неразрывно связано с особенностями личности человека, осуществляется в активной деятельности людей, зависит от направленности и характера деятельности.

Память-это форма отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Благодаря памяти человек усваивает общественный опыт и накапливает свой, индивидуальный, а также приобретает и использует знания, ум, навыки и впечатления об окружающем мире. Среди многих способностей, которыми одарен каждый нормальный человек, одной из важнейших функций является возможность закреплять, сохранять и воспроизводить свой опыт. Эта способность составляет функцию памяти.

Память - важнейшая, познавательная функция. Она создает возможность для обучения и развития. Память лежит в основе формирования речи, мышления, эмоциональных реакций, двигательных навыков, творческих процессов.

Физиологической основой памяти является образование временных нервных связей, способных восстанавливаться, актуализироваться в дальнейшем под влиянием различных раздражителей.

Память не представляет собой чего-либо однородного: она заключает в себе ряд сложных процессов. Это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Процессы памяти не представляют собой чего-либо изолированного от всей личности человека, от всей его психической жизни в целом, от его деятельности. Они в существенном мире определяются особенностями его жизни и деятельности, общественно-историческими условиями. Процессы памяти неразрывно связаны со всеми другими процессами отражения реального мира, в том числе и с процессами мышления. Человеческая память - это сознательная, осмысленная память.

Запоминание - это закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия.

С точки зрения физиологии это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения. Запоминание - необходимое условие получения индивидом новых знаний, форм поведения, оно всегда избирательно. В соответствии с целями деятельности различают непроизвольное и произвольное запоминание.

Непроизвольное запоминание - это продукт и условие осуществления познавательных и практических действий. Человек при этом не ставит цели запомнить, не затрачивает волевых усилий.

Произвольное запоминание - это продукт специальных мнемических действий. Человек ставит перед собой цель - запомнить, т.е. затрачивает волевые усилия.

До школы ребёнок в основном занят игрой, интересующей его. В это время ребёнок запоминает легко и быстро то, что ему интересно. Замечено, что стихи, рассказы, картинки, события, которые произвели на него большее впечатление, вызвали сильные чувства, дети запоминают, а то, что их оставило равнодушными, они легко забывают. Без особых усилий запоминается тот материал, с которым ребёнок действует. Наряду с яркостью содержания имеет значение настроенность человека, т.е. его интересы, желания, эмоции, ожидания. Продуктивность запоминания повышается, если в процессе восприятия включается мыслительная активность. Это условие успеха у школьников. В исследованиях П.И. Зинченко, А.А. Смирнова показано: то, что испытуемые запоминали непроизвольно в процессе активной интеллектуальной деятельности в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно, но в обычных условиях выполнения мнемической задачи. Таким образом, умственная работа - условие прочного запоминания.

Запоминание определяет полноту и прочность восприятия материала, длительность его сохранения. Основные условия продуктивности запоминания связаны с тем, протекает ли оно в форме непроизвольного или произвольного процесса.

Наиболее простой формой является узнавание, осуществляемое в условиях повторного восприятия объектов закрепившихся ранее в памяти. Более сложным является воспроизведение таких объектов прошлого опыта, которые в данный момент не воспринимаются нами.

У детей, поступающих в школу, произвольное запоминание развито слабо. Учебная деятельность требует от ученика волевых усилий. Чтобы запомнить, удержать в памяти учебный материал, независимо от того, интересует он его или нет. Продуктивность зависит от условий, которые создаются учителем и способов, которыми ребёнок пользуется для запоминания. Чем меньше дети, тем большую роль играет чувственное восприятие. Поэтому для запоминания используется наглядный материал (где это возможно).

При этом макеты, пособия, картины следует использовать не только при запоминании, но и при воспроизведении.

Как и все процессы, процессы памяти изменяются в связи с общим развитием ребёнка. К числу таких изменений относятся, прежде всего, увеличение скорости заучивания и рост объёма памяти. При необходимости запомнить один и тот же материал маленький ребёнок тратит более времени и больше повторений, чем дети старшего возраста, а последние больше чем взрослые.

Наиболее существенные перемены происходят по мере развития ребёнка, в качественных особенностях его памяти.

Приступая к учению в школе, дети уже умеют запоминать произвольно. Так первоклассник часто не помнит то, что было задано на дом (для этого требуется произвольное запоминание), хотя легко и быстро запоминают то, что интересно, что вызывает сильные чувства (непроизвольно).

Чувства оказывают очень большое влияние на быстроту и прочность запоминания. Поэтому дети легко запоминают песни, сказки и сильные переживания.

Непроизвольное запоминание играет большую роль в учебной деятельности младшего школьника.

Как показывают исследования, к третьему-четвёртому классам непроизвольное запоминание становится более продуктивным.

Продуктивность произвольного запоминания проявляется в том, что с возрастом увеличивается объём запоминания; ребёнок рассказывает больше подробностей и относительно глубоко передаёт содержание. Непроизвольное запоминание становится более осмысленным.

В зависимости от понимания детьми запоминаемого материала выделяют:

  • - осмысленное (логическое),
  • - механическое запоминание.

Основой первого является понимание, основой второго механическое повторение. При осмысленном - возникают обобщенные связи, отражающие существенные стороны и отношения; при механическом - отдельные единичные связи, отражающие несущественные стороны. Исследования Смирнова, Зинченко и других показывают, что механическое заучивание у детей, как и у взрослых, менее эффективно, чем осмысленное; запомнить бессмысленный материал в детском возрасте труднее. Это объясняется тем, что заучивание без осмысления требует больших волевых усилий, а для детей это трудно. Продуктивность запоминания зависит от побуждений, мотивов для запечатления материала ребёнок должен узнать, для чего он запоминает материал, и хотеть этого добиться.

Объём запоминаемого материала увеличивается, если он включен в игровую или трудовую деятельность и с ним выполнялись какие-либо действия. Психологи говорят: "Память ребёнка - это интерес". Для детей младшего школьного возраста очень важна интенсивность эмоционального фона обучения, этот фон должен быть предложен обучающим.

В тоже время известны такие факторы: дети легко запоминают непонятное (объективно-бессмысленное), учебный материал нередко заучивается буквально. А.А. Смирнов считает, что основная причина лёгкого запоминания непонятного и бессмысленного связана с особым отношением к нему детей. Часто непонятное делается особенно значимым для ребёнка. Оно привлекает к себе повышенное внимание, будет любознательность, заставляет доискиваться смысла, узнавать, что значит услышанное, а для этого запоминать его - запоминать даже невольно, незаметно, несмотря на полную непонятность того, что запоминается." Объективно - бессмысленный материал заинтриговывает детей своей звуковой стороной: своеобразием сочетания звуков, чётко выраженным ритмом, который сам по себе облегчает заучивание.

Механическое запоминание, к которому прибегает школьник, объясняется тем, что он не владеет рациональными приемами запоминания.

Факторы, влияющие на запоминание. Можно выделить несколько факторов влияющих на запоминание. Это, во-первых, особенности самого материала, подлежащего запоминанию: чем более осмысленной и значимой для субъекта является информация, тем лучше она запоминается. Поскольку не существует двух индивидуумов деятельность которых была бы во всём тождественна, имеет свои особенности. Это означает, что один и тот же запоминаемый элемент для каждого человека имеет свой смысл и значение. Важную роль играет повторение, позволяющее увеличивать время обработки поступающего в память материала.

Сохранение - одна из традиционно выделяемых составляющих целостного акта памяти. Под сохранением понимается способность удерживать материал в течении более или менее длительного времени, вплоть до момента его актуализации при вспоминании.

Сохранение тесно связано с забыванием. По сути дела, это две стороны единого процесса (например, при неполном сохранении говорят о частичном забывании, и наоборот). Поэтому факты, закономерности и гипотезы, привлекаемые для характеристики забывания, с полным правом могут быть отнесены и к сохранению.

Возможны две точки зрения на сохранение. Первая рассматривает сохранение как достаточно пассивный процесс хранения следа впечатлений. Вторая трактует сохранения более широко - как сложный, динамический и активный процесс, включающий в себя наряду с собственно хранением многообразные операции по переработки материала: его классификацию, систематизацию, обобщение и тому подобное.

Забывание - процесс, приводящий к утрате чёткости и уменьшению объёма закреплённого в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже и узнать то, что было известно из прошлого опыта.

Забывается, как правило, то, что не приобрело или утратило жизненное значение для человека и в дальнейшем не играет роли в его деятельности.

Забывание особенно интенсивно происходит в первое время после заучивания. Эта закономерность является общей, хотя содержательный зрительный или вербальный материал забывается более медленно, чем, например, последовательности цифр или бессмысленности слогов. Наличие интереса к запоминаемому материалу ведёт к более длительному его сохранению. Материал, связанный потребностями, с целями действий человека, забывается медленнее, а многое из того, что имеет для данного субъекта особое значение, не забывается совсем. Забывание не сводится только к количественному уменьшению объёма заученного материла, наиболее полно и прочно сохраняется основное содержание материала; в связи с этим сохраняемый в памяти материал приобретает со временем всё более обобщённый, схематичный характер.

Процесс забывания зависит от того, как дети запоминают, какие приёмы используют. На протяжении всего младшего школьного возраста учащиеся нуждаются в том, чтобы их работа по запоминанию направлялась учителем, так как сами они ещё затрудняются поставить перед собой определённую, конкретную задач: запомнить точно или запомнить, чтобы передать своими словами и так далее. Часто ученик забывает то, что он долго и, казалось бы, хорошо заучил, так как:

  • 1. Ученики стремятся запоминать без предварительного осмысления материала.
  • 2. Не владеют рациональными приёмами заучивания.

Воспроизведение - один из процессов памяти, при котором актуализируются известные по прошлому опыту мысли, образы, чувства, движения.

В отличие от узнавания, воспроизведение осуществляется в отсутствие объектов, вызвавших, когда то соответствующие следы в памяти. Различается воспроизведение:

  • - произвольное
  • - непроизвольное

В первом случае происходит в связи с сознательной установкой на актуализацию определённых следов памяти. При непроизвольном - прошлые впечатления вспоминаются без определённой задачи на актуализацию.

Существенной особенностью воспроизведения является его избирательный характер.

Особенно чёткой избирательностью характеризуется произвольное воспроизведение. В зависимости от задачи человек не только определят то, что нужно воспринимать, но и стремиться воспроизвести требуемое более полно или, наоборот, выборочно, в прежней или иной последовательности.

В младшем школьном возрасте воспроизведение представляет большие трудности в связи с тем, что он требует умение ставить цель, активизировать мышление к этому учащиеся к этому приходят постепенно.

Воспроизведение младшие школьники начинают пользоваться при заучивании наизусть.

Рубинштейн обнаружил, что ученик не может сразу после восприятия слов, событий полностью воспроизвести заученный материал.

Воспринятое им содержание должно как бы отлежаться некоторое время в памяти. Его воспроизведение в начале очень бедное и не полное, постепенно улучшается, количество припоминаемых деталей возрастает. Такое явление получило название реминисценция. При заучивании точных математических правил, законов или грамматических определений реминисценция обычно не возникает.

Не встречается это явление и у детей умственно отсталых. Но чаще бывает оно у детей с высоким умственным развитием. Реминисценция - это пауза между запечатлением материала его воспроизведением, время освоения, внутренней обработки субъектом воспринятого материала.

Наиболее лёгкой воспроизведения является процесс узнавания. Здесь происходит смыкание произвольного воспроизведения в памяти.

С возрастом при воспроизведении учебного материала усиливают (увеличивают) его мыслительную обработку в плане систематизации и обобщения. В результате они воспроизводят учебный материал более свободно и связанно.

Прочность памяти, то есть длительность сохранения воспринятого, полнота, осмысленность его воспроизведения в различных условиях у детей значительно более слабы, чем у взрослых. Умением отбирать нужный материал, его внимательно воспроизводить, группировать дети не обладают. Но не совершенство детской памяти обнаруживается и в том, что развитие детской памяти не идёт прямолинейно.

К особенностям памяти относятся различия в скорости протекания её процессов: запоминания, узнавания, воспроизведения, забывания и сохранения. Память тесно связана с различными познавательными процессами, прежде всего с вниманием. Часто плохое запоминание является прямым результатом невнимательности ребёнка, и, наоборот, концентрация внимания способствует значительному улучшению запоминания. Ещё в большей степени память зависит от развития мышления. В реальной жизни память и мышление так тесно переплетены, что порой бывает трудно их разделить. Вместе с тем, если память младшего школьника развита не достаточно, то она отличается теми особенностями, которые существуют для более младшего возраста, например, неточностью: изменения которые ребёнок вносит в материал, имеют случайный характер, зависящий от образного и эмоционального воздействия текста.

Развитие памяти очень связано с диалогом. Исследования показали, что младшие школьники значительно лучше запоминают материал в ситуациях общения. Для этих детей важен этап работы со взрослыми. Взрослый не только осуществляет контролирующую функцию, но и стимулирует ребёнка проговаривать запоминаемое вслух. Такое проговаривание заставляет его более чётко формулировать сои мысли: включать в работу речедвигательную память. Сформированные речедвигательные умения позволяют легче перейти к самостоятельной работе и самоконтролю. При обучении в школе чаще всего опираются на работу произвольной памяти. Память всегда индивидуальна.

Процессы и механизмы памяти

Основные виды памяти

Бщая характеристика памяти

Переходим к первому вопросу плана: Память - психический познавательный процесс, который заключается в запечатлении и последовательном воспроизведении следов прошлого опыта. Именно память обеспечивает преемственность психических явлений и объединяет все познавательные процессы. С физиологической точки зрения память является функцией мозга и связана с пластичностью НС. Пластичность выражается в том, что каждый нервно-мозговой процесс оставляет за собой след, который изменяет характер дальнейших процессов.

Память является одной из наиболее изученных сфер психической деятельности. Изучению различных аспектов памяти были посвящены работы крупнейших отечественных психологов -Л. С. Выготский", А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия.

Запишем: В свойствах памяти проявляется способность психики постоянно накапливать и трансформировать информацию. Эта способность носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и может во многих случаях осуществляться автоматически, бессознательно.

Существует такой парадокс памяти: не все можно вспомнить, но ничего нельзя забыть. В качестве примера можно привести такой: совершенно неграмотная женщина заболела и в бреду громко выкрикивала латинские и греческие изречения, смысла которых явно не понимала. Оказалось, что в детстве она служила у пастора, имевшего привычку заучивать цитаты античных классиков. Женщина запомнила их навсегда, о чем, впрочем, до болезни сама не подозревала.

Запишем: Память - это способ существования психики во времени, удержание прошлого, т. е. того, чего уже нет в настоящем, для того чтобы можно было жить в будущем. Накопление и сохранение опыта - вот главная и основная задача памяти.

Памятью называют процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком образов, мыслей, эмоций, движений, т. е. всего, что составляет индивидуальный опыт каждого. Память является тем психическим процессом, на основе которого человек управляет своим поведением и деятельностью, осуществляет планирование своего развития и обучения.

Переходим ко второму вопросу плана: Существует несколько оснований для классификации видов памяти.

Запишем с вами: 1)в зависимости от характера психической активности, преобладающей в памяти. Выделяют следующие виды памяти:

ü Двигательная (моторная) - способность понимать способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (водить машину, играть на пианино, вязать)

ü Эмоциональная - в этой памяти запечатлены пережитые нами чувства и эмоциональные состояния. Если вас испугало какое-нибудь событие, то неприятное чувство будет возникать при упоминании предметов или явлений, связанных с этим событием.



ü Образная - этот вид памяти обеспечивает возможность сохранять ииспользовать образы восприятия

ü Словесно-логическая (вербальная или семантическая) - этот вид памяти является продуктом культуры, включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматические правила речи Данные 4 вида памяти могут рассматриваться как ступени развития памяти ребенка.

2) В зависимости от целей мнимической деятельности выделяют 2 вида памяти:

ü Непроизвольная память - которая проявляется, если запоминание и

воспроизведение материала осуществляется автоматически, без контроля СЗН

ü Произвольная память - проявляется, когда человек специально ставит цель запомнить и воспроизвести информацию.

3) В зависимости от длительности сохранения материала:

ü Кратковременная память - которая характеризуется очень кратким хранением воспринятой информации, быстрым запоминанием материала и воспроизведением (от нескольких секунд до 1 минуты).

ü Долговременная память - является наиболее важной и сложной системой памяти человека, её емкость практически неограниченна (от 1 минуты до всей жизни); все знания человека, его опыт хранятся в этой памяти.

ü Оперативная память - которая используется в процессе выполнения деятельности, а после её завершения вся информация утрачивается. Например, при покупке продуктов в магазине мы держим в уме общую стоимость покупки до тех пор, пока не расплатимся в кассе; выполнив свою функцию, такая информация забывается.

4) В зависимости от приобретения информации:

ü Генетическая память - в ней хранится видовая информация.

ü Прижизненная память - в ней хранится индивидуальный опыт человека.

5) в зависимости от способа запоминая:

ü Механическая память - такой вид запоминания, который осуществляется только путем повторения, без установления ассоциативных и смысловых связей

ü Смысловая память - такой вид памяти, который опирается на установление и запоминание смысловых связей. Продуктивность смысловой памяти выше механической примерно в 25 раз

Переходим к 3 вопросу.

Каждый из процессов памяти подчиняется особым закономерностям. Всего выделяют 4 основных процесса памяти.

1) Процесс запоминания протекает в Зх основных формах: запечатление, непроизвольное запоминание и заучивание.

Отметим: Запечатление - это как кратковременное, так и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд.

Под непроизвольным запоминанием понимают сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала без волевых усилий и цели запомнить.

Преднамеренное запоминание (заучивание) - специальная деятельность, запоминание с целью сохранения материала в памяти.

2) Сохранение - длительное удержание в памяти некоторых сведений. Прочность сохранения обеспечивается, с одной стороны; осмысленностью запоминаемого, с другой - повторениями, которые должны быть разнообразными по содержанию и форме.

3) 3абывание - процесс; характеризующийся постепенным уменьшением возможностей припоминания и воспроизведения заученного материала. Забывание впервые исследовал Г. Эббингауз. Темп забывания зависит от:

ü От объема запоминаемого материла

ü От его содержания и степени его осознанности

ü От степени значимости запоминаемого материла для человека

Основными факторами забывания является время и степень активности использования имеющейся информации (забывается то, в чем нет постоянной потребности и необходимости). Но в психике встречаются парадоксальные явления, связанные со временем: пожилые люди легко помнят о том, что было очень давно, но быстро забывают то, что происходило только что. Это явление называют законом обратного хода памяти.

Забывание осуществляется несколькими способами:

ü Непроизвольное затухание следов

ü Стирание следов последующей информации

ü Вытеснение из памяти ненужной информации

ü Отключение от ненужной информации с помощью волевого усилия

ü Переключение произвольного внимания

Основатель психоанализа 3. Фрейд уделил большое внимание анализу механизма забывания, которое очень часто случается в повседневной жизни. Он утверждал, что во многих случаях забывания в его основе лежит мотив нежелания помнить. Примерами мотивированного забывания, по Фрейду, являются случаи, когда человек непроизвольно теряет, закладывает куда-либо вещи, связанные с тем, что он хочет забыть, и забывает об этих вещах, чтобы они не напоминали ему о психологически неприятных обстоятельствах. Склонность к забыванию неприятного действительно широко распространена в жизни. Особенно часто такое мотивированное забывание неприятных намерений и обещаний проявляется в тех случаях, когда они связаны с воспоминаниями, порождающими отрицательные эмоциональные переживания.

4)Воспроизведения - процесс, заключающийся в том, что в поле СЗН появляются образы и представления о ранее воспринятых объектах или явлениях. Процесс воспроизведения имеет 3 основные формы: узнавание, воспроизведение, припоминание.

Узнавание является наиболее простой формой воспроизведения, которая возникает при повторном восприятии объекта. Узнавание может быть полным или неполным (частичным). При полном узнавании повторно воспринятый предмет сразу отождествляется с ранее известным. Например, в толпе людей мы узнаем лицо знакомого нам человека. При неполном узнавании существуют трудности соотнесения воспринимаемого предмета с тем, что уже имело место в личном опыте человека. Так; услышав кусочек музыкального произведения, человек может испытывать чувство знакомого, но неспособен назвать музыкальное произведение, из которого взят фрагмент.

Воспроизведение - появление в поле СЗН образа объекта без повторного восприятия объекта. В тех случаях; когда в результате многократных повторений материал закреплен прочно, воспроизведение осуществляется легко. Но иногда человеку приходится прилагать усилия для того, чтобы извлечь материал из памяти. Такое воспроизведение называется припоминанием. В некоторых случаях воспроизведение заученного с течением времени не только ухудшается, а улучшается. Такое явление получило название реминисценции. Это связано, прежде всего, с внутренней работой по осмыслению заученного материла, особенно если он представлял интерес для человека.

Переходим к 4 вопросу нашего плана.

У каждого человека существуют индивидуальные отличия памяти, которые проявляются в разных сферах его деятельности. В процессах памяти индивидуальные отличия проявляются в скорости, точности, качестве запоминания, готовности к воспроизведению.

1) Скорость запоминания определяется количеством повторений, необходимых для запоминания нового материала.

2) Точность запоминания характеризуется соответствием воспроизведенного тому, что запомнилось, и количеством возможных ошибок.

3) Прочность запоминания проявляется в продолжительности сохранения заученного материала.

4) Готовность к воспроизведению проявляется в том, как быстро и легко в нужный момент человек может припомнить нужную информацию.

Учитывать индивидуальные отличия памяти важно в учебной работе, чтобы максимально продуктивно использовать потенциальные возможности каждого человека и всесторонне развивать его память. Говоря о нарушениях памяти, прежде всего, имеют в виду амнезию. Амнезия - полная потеря памяти, на какой- либо отрезок времени. Человек не в состоянии припомнить никаких событий и фактов, происходящих в период, подвергшийся амнезии, при этом амнезия может охватывать отрезок времени от нескольких секунд до нескольких лет. Своеобразный феномен обмана памяти в виде определенных переживаний называется «дежа вю» (с французского уже виденное), когда у человека в незнакомой обстановке возникает впечатление, что он здесь уже был раньше и то, что происходит сейчас с ним, тоже уже было и теперь повторяется.

На сегодняшний день практически все органы нашего тела изучены. Исключением из правил является головной мозг и выполняемые им функции.

Исследователей и медиков всегда интересовали вопросы, связанные с работой мозга, а именно - с мышлением, логикой и со способностью человека к творчеству и запоминанию.

Как работает память, сколько хранится информация в голове, почему одни люди схватывают все на лету, а другим приходится упорно зубрить материал - обо всем этом читайте в нашей статье.

Память как основа познания

Память - это уникальная способность головного мозга к накоплению, сохранению и воспроизведению полученной информации. Интересна она тем, что в силу своей неизученности дает ученым широкий фронт для исследований. Сложно себе представить, сколько возможностей откроется перед человеком, знай он, в чем заключается ее секрет...

Какой бывает?

Ученые выделяют два кратковременную и долговременную. Тут можно провести параллель с компьютером. Первая схожа с оперативной памятью и предназначена для решения задач в данный момент времени. Вторая - «напоминает» жесткий диск, куда сохраняется вся важная информация. Правда, в отличие от компьютерной памяти, человеческая имеет ограниченный объем.

За краткосрочную память отвечает кора мозга, за долгосрочную - гиппокамп (часть головного мозга).

Индивидуальные особенности памяти

Природа наградила абсолютно каждого к запоминанию и к воспроизведению информации. Только у всех индивидов этот процесс происходит по-разному: один человек способен единожды просмотреть текст и пересказать его в подробностях, другому же придется не один час вникать в суть прочитанного.

Правда, не исключено, что первый забудет содержание текста на следующий день, а у второго он отложится в подкорке (в долгосрочной памяти) и всплывет наружу в важный момент.

Почему так? Потому что каждый индивид обладает уникальным головным мозгом, а значит, и мыслительные процессы протекают у каждого по-своему.

Отчасти именно индивидуальные различия памяти делают людей особенными. Это наглядно видно в продуктивности заучивания и типах памяти. Рассмотрим подробнее.

Продуктивность заучивания

Подразумевает скорость, прочность и точность запоминания. Еще одной важной особенностью продуктивности заучивания является способность человека к быстрому воспроизведению материала. Рассмотрим более подробно ее характеристики:

  • Скорость - это количество времени, необходимое человеку для выучивания определенного объема информации.
  • Прочность отражает, насколько долго останется изученный материал в вашей голове, быстро ли вы его забудете, или, наоборот, запомните навсегда.
  • Точность отражает, насколько близко к тексту вы способны воспроизвести изученный материал. Помните вы общий смысл или, напротив, заостряете внимание на деталях? Отлично, если ваша память такова, что помните и общую канву повествования, и яркие детали сюжета.

Типы памяти по органам чувств

Индивидуальные индивида можно узнать из следующего раздела.

С детства каждый человек учится по-своему воспринимать информацию. Кто-то отчетливо запоминает слова песни, кто-то способен мастерски повторить красивый танец, а кому-то достаточно одного взгляда на таблицу, чтобы понять ключевые моменты ее содержания.

Ученые давно это подметили. На сегодняшний день выделяют семь типов памяти по используемым органам чувств:

  • Зрительная память - это способность человека воспринимать и воспроизводить увиденное. Самый распространенный тип памяти.
  • Слуховая память - информация воспринимается на слух. Хорошо развита у музыкантов, дирижеров и переводчиков. Кстати, Моцарт владел ею в совершенстве.
  • прекрасно развита у танцоров. Это способность человека к воспроизводству сложнейших танцевальных движений. Уникальной двигательной памятью обладал Майкл Джексон.
  • Вкусовая память хорошо развита у гурманов и у Эти люди отлично запоминают и различают вкусы. Перед такими индивидами можно в хорошем смысле преклоняться: они никогда не притронутся к некачественной пище.
  • Обонятельная память - способность тонко ощущать и различать запахи. Парфюмеры владеют ею на 100%. Но встречаются и просто люди, остро чувствующие запахи. Для подобных индивидов поездка в общественном транспорте летом превращается в настоящую пытку.
  • Осязательная память - способность запоминать форму объекта после прикасания к нему. Достаточно редкий тип памяти.
  • Эмоциональная память - довольно интересный феномен. Люди с таким типом памяти отлично помнят все яркие впечатления. Тут возникает интересная корреляция: чем сильнее испытанные человеком эмоции, тем лучше он запоминает информацию. Индивидуальные особенности памяти таких людей представляют интерес для ученых.

Форма или смысл?

Особенности памяти человека характеризуются еще и тем, каким образом человек заучивает нужный материал.

В этом разделе мы разберем, почему некоторые люди схватывают информацию на лету, в то время как другие проводят вечера за учебниками. Ответственны за это именно индивидуальные особенности памяти людей. У первых лучше развита логическая память, у других - механическая. Попробуем разобраться, в чем состоит принципиальное различие между ними.

Механическая память

Под механической памятью понимается запоминание полезной информации в том виде, в котором она изначально была подана.

Если вы способны пару-тройку раз прочесть стих и без ошибок его рассказать, у вас отлично развит именно этот тип памяти. То же самое касается и танцевальных движений: человек с развитой механической памятью спокойно воспроизведет их после одного-двух повторов тренера.

Механическая память свойственна:

  • переводчикам;
  • лингвистам;
  • полиглотам;
  • дирижерам;
  • музыкантам;
  • танцорам.

Минус у этого типа памяти тоже есть. Попробуем наглядно продемонстрировать его на примере.

Человек выполняет одно и то же физическое упражнение для улучшения осанки в положении стоя. Он в точности заучил, как его правильно делать. Но тут тренер просит изменить позицию и начать выполнять аналогичное упражнение в положении лежа. Вот тут может возникнуть проблема. Человек в точности помнит технику, но не понимает сути упражнения. Помочь в таком случае может только логическая память, о ней мы и расскажем далее.

Логическая память

Означает способность человека к пониманию смысла изученного материала. Как определить, наградила ли вас природа логической памятью? Довольно просто. Если вы изучаете какой-либо текст и быстро схватываете главную мысль, то есть способны из многих-многих слов вычленить самое основное - вы счастливый ее обладатель.

Студенты с таким типом памяти не занимаются бессмысленной зубрежкой билетов к экзамену, а стараются вдумчиво их прочесть и понять, о чем идет речь. Такой путь освоения материала более продуктивный: вы не только начинаете реально ориентироваться в изученной теме, но и надолго сохраняете бесценные знания в голове.

То же самое применимо и к физическим упражнениям. Прежде чем начинать хаотично повторять технику выполнения за тренером, логичнее будет вникнуть в его особенности (например, понять, на какие мышцы оно рассчитано). После этого процесс заучивания пойдет намного быстрее и интереснее.

Проблема забывчивости является одной из самых распространенных у людей. Причин, по которым мы можем что-то запамятовать, существует великое множество, начиная от банального недосыпа и заканчивая излишней погруженностью в свои мысли.

Винить себя в том, что вы снова забыли выключить компьютер, взять нужные бумаги или позвонить родственникам, не стоит. Нужно попробовать найти причину своей рассеянности и эффективно ее устранить.

Сейчас мы приведем четыре интересных упражнения для памяти:

  • Держите при себе веточку розмарина или эфирного масла на его основе. Давно доказано, что запахи будят у людей воспоминания. Например, аромат подстриженной травы у многих людей ассоциируется с детством и ощущением умиротворенности. Но запах розмарина признан особенным. Ученые из Университета Northumbria доказали это опытным путем.
  • Играйте в ассоциации. Старайтесь привязать новую информацию к уже имеющейся в памяти. Допустим, вам нужно запомнить какую-то дату (например, число 11). Представьте, что единицы - это два худых силуэта, идущих впереди вас по улице. То же касается и запоминания иностранных слов. Вы хотите выучить, как будет одуванчик по-английски. Отыщите эти цветы, посмотрите на них и произнесите несколько раз вслух dandelion.
  • Сходите на прогулку. Доказано, что нахождение на свежем воздухе благотворно влияет на состояние памяти. Самое интересное, что это касается только умеренных физических нагрузок: силовые тренировки на такое неспособны - к такому выводу пришли ученые из Иллинойского университета.
  • Учите иностранный язык. Таким образом вы не только развиваете свой мозг, но и приобретаете полезный навык.

Следует помнить, что имеют место возрастные особенности памяти. Избежать их сможет лишь тот человек, который постоянно чем-то интересуется и увлекается.

у детей

Для маленького ребенка важно лишь искреннее желание родителя заниматься развитием своего малыша всего полчаса раз в сутки. Ребенком необходимо заниматься с детства: развитие памяти у детей происходит до 10 лет.

Особенности памяти детей аналогичны предыдущим, характерным для взрослых. Развивать ребенка лучше всего с раннего школьного возраста: маленький человек уже готов воспринимать информацию в игровой форме.

Приведем наиболее эффективные упражнения для памяти:

  • «Картинка». Ребенку показывается на несколько секунд фотография (интересная и красочная), а затем убирается. Далее родитель просит ребенка рассказать своими словами об уведенном на ней изображении.
  • «Найди отличие». В детских журналах обязательно есть готовая страничка с подобными упражнениями, заглядывайте туда почаще.
  • «Запомни последовательность». Перед ребенком выкладываются 7 предметов в определенной последовательности. Какое-то время он их запоминает. Далее вы просите его отвернуться на какое-то время и меняете расположение предметов. Затем спрашиваете, что изменилось (желательно самому запомнить последовательность).

При помощи этих простых упражнений развивается зрительная память.

Как быстро и эффективно заучить материал?

Все помнят, что такое ночь перед ответственным экзаменом: тот самый момент, когда нужно часов за 5-6 напичкать мозг огромным количеством информации (она потом все равно забудется, но задача от этого не становится менее важной).

Поделимся же полезными советами, которые реально работают.

  • Визуализируйте информацию при помощи схемы или рисунка.
  • Проведите параллель. Если изучаемый материал реально сложный, сравните его с чем-то простым и понятным. Любую сложную вещь можно разложить на несколько более простых.
  • Постройте диаграмму. Самостоятельная систематизация информации - это верный путь к успешному освоению материала.
  • Нарисуйте в своей голове картинку по изучаемому вопросу. Подходит для людей с хорошей фантазией.
  • Напишите тематические заметки. Хорошо, если вам удастся придумать такие три-четыре слова, от которых в голове постепенно всплывет общая информация по билету.
  • Ну и на последок немного позубрите материал. Этот метод очень часто работает.

Определение памяти

Память - это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Другое определение, говорит: память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память трудно свести к одному понятию. Но подчеркнем, что память - это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Память - это сложная структура нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека. Память можно определить как психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных функции являются основными для памяти.

Процессы памяти

Сами процессы памяти проходят три этапа:

1) Запоминание - происходит закрепление нового материала путём связывания его с приобретённым ранее

2) Сохранение - Определяется степенью участия материала в деятельности личности, то есть важностью для человека.

3) Воспроизведение - Происходит актуализация закреплённого материала путём извлечение его из долговременной памяти и передача в оперативную

4) Наибольшего развития память достигает к 25 годам и сохраняется до 50 лет. Затем способность запомнить и вспомнить постепенно идёт на убыль.

5) Повторение – одно из важных условий запоминания. Для улучшения запоминания необходимо: выделение основных мыслей, использование иллюстраций, составление планов, схем, таблиц.

Виды памяти различают:

1) По характеру психической активности, преобладающей в деятельности:

А) Двигательная - запоминание и воспроизведение движений. Лежит в основе обучения бытовым, спортивным, трудовым навыкам, письменной речи.

Б) Эмоциональная (впервые ввёл К.С. Станиславский) - прочно сохраняет пережитые человеком чувства

В) Смысловая (словесная) - запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесённых слов

Г)Образная - позволяет запоминать зрительные и звуковые образы, запахи, сопровождающие данную обстановку.

2) По характеру целей деятельности:

А)Непроизвольная –запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. (Благодаря ей формируется основная часть жизненного опыта человека).

Б)Произвольная - запоминание и воспроизведение, в котором присутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. (Благодаря ей человек получает профессиональные и другие специальные знания).

3)По продолжительности сохранения и закрепления материала:

А)Кратковременная - очень краткое сохранение материала после одного краткого очень непродолжительного восприятия и немедленного воспроизведения (в первые же секунды после восприятия материала. (Играет роль в функционировании механизмов накопления опыта).

Б)Оперативная – вид кратковременной памяти. Обслуживает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия.(Чтение, списывание).

В)Долговременная – длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения.(Роль в функционировании механизмов накопления профессиональных знаний).

Первое и, пожалуй, наименьшее существенное отличие состоит в том, что человек обладает словесной (вербальной) памятью, так как люди - это единственные говорящие животные. Это означает возможность чему-то обучаться и что-то вспоминать без видимых поведенческих реакций. Уже то, что нам трудно представить себе жизнь без такой словесной памяти, говорит о неизмеримо большем богатстве нашей памяти по сравнению с памятью животных. У последних явно преобладает процедурная память, тогда как у человека - память декларативная, которая фактически формирует каждое наше действие и каждую мысль.

Для каждого из нас память уникальна.

Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное " я ", перестает существовать. Вот почему так бесконечно интересны и пугающи клинические случаи потери памяти.

Человеческая память закодирована в десяти миллиардах нервных клеток, образующих наш мозг, и в десяти триллионах связей между этими клетками. Следы памяти - это живые процессы , которые трансформируются и наполняются новым содержанием всякий раз, когда мы их оживляем.

Развитие памяти

Память играет большую роль в жизни человека, принимая непосредственное участие во многих процессах его жизнедеятельности. Самой важной функцией памяти является запоминание необходимой информации. Благодаря наличию памяти у человека он способен запоминать события и предметы, а также приобретать знания и опыт. Если бы у человека не было бы памяти, его восприятие мира основывалось бы исключительно на том, что существует “здесь и сейчас”, что значительно огранивало бы его возможности.

Исключительно вследствие наличия памяти человек не только воспринимает события, но и делает о них соответствующие выводы. Если однажды взять, и отнять у всех людей память, то наше высокообразованное общество превратилось бы в слепое стадо, не имеющее ничего общего с людьми. Не будь у человека памяти, то каждое из его пережитых ощущений не оставляло бы никакого следа в его сознании, и могло бы переживаться в десятый, сотый и даже тысячный раз, будто бы оно переживается впервые. Например, когда человек впервые увидит кактус и прикоснется к его колючкам, он тут же из-за ощущаемой боли одернет руку назад и его память запомнит данную информацию в виде равенства “прикосновение к кактусу = неприятные ощущения”. И человек больше никогда (только если он не мазохист) не прикоснется к колючкам кактуса подобным образом. А что было бы, если бы не существовало памяти? У человека бы просто рук не хватило.

Память способствует достижению профессионального положения в обществе, ибо для его достижения нужны знания и навыки, сохраняемые памятью человека независимо от того, носят навыки теоретический либо практический характер. Наша профессиональная деятельность, так или иначе, состоит из разнообразных процессов, имеющих определенный порядок выполнения. Для того, чтобы в полной мере постичь сущность этих процессов и делать работу правильно, нам нужна память. Важна память и для развития социальной сферы жизни человека. Могли бы мы строить отношения с другими людьми, не будь у нас памяти? Конечно же, нет! После расставания с человеком мы бы сразу забывали о том, как он выглядит, не говоря уже о том, чтобы вспомнить его имя.

Полагаю, вышеприведенные аргументы в достаточной мере характеризуют истинную роль памяти человека в его жизни. Успешность человека, каким делом бы он не занимался, также напрямую зависит от памяти. Но тогда, если каждый человек обладает памятью, почему не все люди успешны в одинаковой мере? Все дело в том, что уровень человеческой памяти не является постоянным показателем и изменяется с течением времени. Человек может от рождения обладать феноменальным уровнем памяти, но вести такой образ жизни, что к тридцати годам с трудом будет вспоминать, как зовут его родителей. В то же время многие из тех людей, которые ранее не могли похвастать высоким уровнем развития памяти, благодаря каждодневным тренировкам и бережливым отношением к собственной памяти теперь способны запоминать огромные массивы информации, не считая это пределом своих возможностей.

Прежде чем приступать к рассмотрению приемов развития человеческой памяти, целесообразно определить действия, которые должен совершать человек для того, чтобы попрощаться с надеждами иметь хорошую память. Данное рассмотрение будет носить характер “от противного”, что подразумевает необходимость избегания данных действий.

1. Курите. Самое замечательное средство уничтожения памяти – курение. Выкуривание 3-5 сигарет в день сокращает возможность памяти к запоминанию информации на 35-40%. Особенно негативно курение сказывается на долговременной памяти.

2. Пейте больше алкоголя. Алкоголь пагубно влияет на долгосрочную память, что способствует потере мозгом способности хранить воспоминания. Помимо этого, употребление алкоголя негативно сказывается на способности человека воспринимать новую информацию.

3. Подвергайте свою нервную систему постоянным стрессам. Стрессовые ситуации порождают всплески гормонов, содержащих кортизол – вещество, препятствующее восприятию новой информации и блокирующее свободный доступ к существующим воспоминаниям. Помимо этого, высокий уровень кортизола затрудняет мышление, что и объясняет неспособность запоминания информации человеком во время стрессовой ситуации.

4. Употребляйте в пищу больше сладкого. Не секрет, что все сладости состоят преимущественно из углеводов. Когда углеводы в чрезмерном количестве поступают в организм человека, то в нем происходит выброс инсулина. Таким образом, организм пытается справиться с повышением уровня сахара в крови, вызванного употреблением сладкого. А инсулин, в свою очередь, является особым ферментом, находящимся в клетках головного мозга и заставляющим память человека работать.

5. Спите как можно меньше. Во время сна происходит упорядочивание накопленного за день опыта, что способствует лучшей работе памяти. Помимо этого, сон восстанавливает жизненные силы и препятствует сонливости – основной причине расконцентрации внимания.

Итак, после того как мы определились с факторами, которых необходимо стараться избегать, перейдем к рассмотрению путей развития памяти человека.

Развитие памяти . Кто бы из нас не хотел обладать феноменальной памятью, которая позволяла хранить большое количество информации? Только представьте себе, какие великолепные возможности открылись бы вам тогда. Тем не менее, память не способна хранить всю информацию. Она является одной из функций, выполняемых нашим мозгом и, если память перегружается информацией, она проявляет свою способность отфильтровывать не нужную (а иногда просто устаревшую и неактуальную) информацию. Потому, говоря о развитии памяти, в первую очередь необходимо вести речь о способности правильного фильтрования информации, чтобы уметь сохранить не любую, а актуальную информацию.

Многие из нас ошибочно полагают, что чем больше они знают, тем больших успехов в жизни могут добиться, но это не совсем так. Самый наглядный пример – изучение курса квантовой физики учителем по пению. Данная информация не относится к сфере компетенции человека и может быть изучена при двух условиях:

1. Для общего развития. И даже в этом случае следует оценить необходимость хранения в памяти подобного рода информации.

2. Человек планирует в будущем связать свою жизнь с областью квантовой физики.

Поэтому, прежде чем перейти к вопросу развития памяти следует принять как факт одно правило: “Прежде чем заполнять свою память какой-либо информацией проанализируйте данную информацию на предмет ее полезности и актуальности”. Не следует забивать свою голову решением вопроса “Как сделать СССР самым развитым государством”, если самого государства уже нет.

Очень многие люди с целью развития собственной памяти исследуют миллионы разнообразной литературы в поисках универсального метода, способного помочь именно им. Некоторые на основании прочитанного пытаются придумать новые методы развития памяти. Однако на самом деле все гораздо проще – лучшие методы развития памяти давно найдены и знакомы практически каждому человеку. Все что необходимо сделать, это вспомнить их и применить на практике.

Вот, уважаемый читатель, вы и получили основную информацию относительно способов развития памяти. Теперь осталось только пойти в книжный магазин и купить нужную литературу, потому как в этой статье методов развития памяти вы не встретите, даже не надейтесь на это…

Неужели поверили? Если нет, тогда продолжим. Развитие памяти – не единоразовый, а постоянный и целенаправленный процесс, а потому подходить к нему необходимо со всей ответственностью, запасшись терпением. Безусловно, нет никакой вероятности того, что прекрасно подошедший одному человеку метод развития памяти также подойдет другому человеку.

Рассмотрим основные методы развития памяти , применяемые миллионами людей во всем мире:

1. Последовательные ассоциации . Смысл метода заключается в запоминании слов благодаря выстраиванию ассоциаций. Благодаря данному методу можно вспомнить не только сами слова, но и порядок их расположения в тексте. Особенность этого вида запоминания заключается в его непроизвольности, когда человек затрачивает значительно меньшее количество усилий, чем если бы он заучивал слова целенаправленно. При применении данного метода, помимо памяти, активно задействуется воображение человека, так как ему предоставляется для запоминания несколько слов, и он должен составить из них предложение.

2. Фонетические ассоциации . Очень часто данный метод применяется для запоминания иностранных слов и цифр. Заключается во вспоминании похожих ассоциаций к иностранному слову. Вследствие применения данного метода человек способен запоминать до 100 иностранных слов в день, не пытаясь “вызубрить” их наизусть. Особенно замечательно данный метод применим для запоминания иностранных фамилий, которые часто трудно запомнить. Недостатком метода являются возможные ошибки в произношении слов, однако при выполнении метода под контролем опытного преподавателя данный недостаток нивелируется.

3. Метод логических закономерностей . Если выполняется запоминание фигур в определенной последовательности, например круг-квадрат-треугольник, человек может провести закономерности “круг – знак совершенства и постояноства; квадрат – знак спокойствия и надежности; треугольник – знак прогресса и энергии”. Эти ассоциации способствуют вспоминанию исходных фигур и их последовательности.
Если необходимо запомнить цифры, например номер телефона 156-824, человек рассуждает так: “1 плюс пять равно 6, 8 разделить на 2 равно четыре”. Данный метод отлично подходит людям с ярко выраженной мыслительной активностью и не так сильно выраженным воображением.

4. Метод “ОЧОГ ”. Данный метод на протяжении многих лет успешно применяется при обучении студентов в большинстве европейских стран. Название метода произошло от заглавных букв основных этапов метода: О риентировка в тексте с целью распознания ключевой его идеи; повторное Ч тение с одновременным выделением основных деталей; О бзор текста для более полного понимания правильности его изложения и выделения основной и второстепенной мысли; выделение Г лавной мысли в процессе пересказа текста. Тем не менее, несмотря на высокую популярность метода, он нередко подвергается критике образовательных школ как метод, не обладающий необходимыми для запоминания текста и развития памяти. Кто прав, а кто – нет, до сих пор так и остается загадкой. Мнения разделились.

5. Автобиографические ассоциации . Многим людям очень тяжело дается применение методов развития памяти, требующих глубокого вовлечения в обучающий процесс воображения. Именно для таких людей создан метод “автобиографические ассоциации”, предполагающий работу не с выдуманными, а с реальными жизненными ситуациями. Для применения данного метода используются как жизненные ситуации, произошедшие с самим человеком, так и с его друзьями, родственниками, а также даты исторических событий.

6. Оживление . Метод прекрасно развивает не только память, но и фантазию. Заключается в представлении в фантазии человека картин, которые знаменуют запоминающийся предмет. В случае с необходимостью запомнить информацию, представленную в виде цифр (например, исторические даты), человек использует визуализацию, что способствует расширению существующих границ памяти. Человек представляет, на какие из предметов похожи те или иные цифры. Так, цифру “1” можно представить в виде дерева, цифру “2” – в виде змеи, цифру “4” – в виде цветка (см. рис. 1) и т.д.

7. Повторение . Многие люди используют данный прием как основной метод развития памяти. На первый взгляд, что еще может быть проще для запоминания информации, чем ее многократное повторение? Тем не менее, многие путают наполнение памяти информацией с ее развитием, потому что, как мы ранее выясняли, повторением ненужной информации мы лишь “захломляем” наши резервы памяти. К слову, многими школами, исследующими вопросы, связанные с развитием памяти, данный метод был разбит “в пух и прах”, так как он не использует воображение человека, а только заставляет его многократно повторять слова с надеждой их отложения в памяти. Что же, единственным способом проверить действенность данной методики является ее практика.

8. Трансформация . Метод заключается в трансформации воображаемого образа. Например, яркий предмет мы можем трансформировать в черно-белый, объемный предмет – в плоский. Прием замечательно подходит для запоминания иероглифов. Пример иероглифа “Гора” представлена на рис. 2.

Таким образом, когда иероглиф трансформируется в воображении человека в образ настоящей горы, он будет вспоминать его просто воспроизведя в своей памяти образ горы.

9. Вхождение . Один из наиболее действенных, но и наиболее сложных способов развития памяти. Человек, размышляя об определенном образе, картинке либо фильме, мысленно входит внутрь образа. Когда человек побывает внутри картинки / фильма, он почувствует тесную связь между происходящим в ней / нем действии и данные воспоминания надолго останутся в его памяти, так как человек сам является непосредственным участником происходящих событий.

10. Метод Цицерона . Метод называется в честь великого императора, философа и оратора Цицерона и заключается в следующем: предмет, о котором необходимо вспомнить, оставлялся в одной из хорошо знакомых комнат. Для того, чтобы найти искомый предмет, необходимо было вспомнить комнату, в которой его оставили. Так и тренировал свою память Цицерон – перед каждым выступлением он ходил по дому и мысленно оставлял части своих лекций в углах комнаты. Справедливости ради следует отметить, что автором данного метода является не Цицерон, а великий древнегреческий писатель Симонид, у которого оратор его успешно перенял.

Таким образом, мы рассмотрели главные методики развития человеческой памяти, применяемые на протяжении столетий. Помните о том, что от состояния память зависит большая часть мозговой деятельности, а потому заботиться о ней нужно смолоду.

ВОПРОС № 2

Индивидуальные особенности памяти

Исследователи отмечают существенное разнообразие индивидуальных особенностей памяти у людей, что проявляется в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воссозданию.

Скорость запоминания определяется количеством повторений, необходимых для запоминания нового материала, точность - соответствие воспроизводимого материала к материалу запоминаемому.

Прочность запоминания проявляется в продолжительности сохранения заученного или медленного его забывания, готовность к воссозданию в том, как быстро и легко в нужный момент человек может вспомнить необходимые ей знания, умения, навыки.

Индивидуальные различия памяти обусловлены типом высшей нервной деятельности (ВНД). При сопоставлении показателей эффективности памяти с выразительностью основных трех безусловных свойств ВНД (сила, лабильность, уравновешенность) были установлены постепенные взаимосвязи. Люди с крепкой нервной системой имеют лучшие показатели памяти при работе в осложненных условиях, поскольку у них более выражена скорость образования условных рефлексов. Они обнаруживают преимущества в заучивании сложного материала с недостаточной логичность. У людей со слабой нервной системой существуют преимущества при запоминании логически связанной вербальной информации.

Индивиды с лабильной нервной системой имеют большую производительность самопроизвольно запоминания, инертный - преимущества в произвольном запоминании. Более возбуждающим индивиды обнаруживают преимущества при запоминании вербального материала. Наглядный материал лучше запоминают лица с преобладанием торможения.

Установлено, что люди холеричного темперамента способные к быстрому и прочного запоминания, при этом им не свойственна гибкость в использовании заученного. Сангвиники быстро, но не очень крепко запоминают. Флегматики характеризуются медленным ", но прочным запоминанием. Меланхолики схожи с флегматиками в динамических аспектах работы памяти, отличаясь при этом повышенной уязвимостью. Темперамент влияет не только на динамику процессов запоминания и воспроизведения, но и на эмоциональную выразительность их. Так, сангвиник, даже волнуясь, красиво, артистично расскажет, создаст впечатление воспитанного человека. Флегматик, даже в конфликтных ситуациях, констатирует факты без излишней эмоциональности, будто со стороны. Меланхолик усиливает слезы, скорбь, не преодолимость барьеров на пути к успеху, производит впечатление человека инфантильного.

Индивидуальные качественные различия в памяти оказываются усталость, что одни люди эффективнее закрепляют образный материал (предметы, изображения, звуки, цвета и т.д.), другие - словесный логический (понятия, мысли, числа и т.п.), еще другие - все равно запоминают различный материал. Поэтому в психологии различают наглядно-образный, словесно-абстрактный и промежуточный, или смешанный, типы памяти. Эти типы частично обусловлены соотношением первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека, главные факторы - условия жизни и требования профессиональной деятельности. Наглядно-образный тип памяти характерен для живописцев, писателей, музыкантов, словесно-абстрактный - для ученых. Каждый из типов памяти основывается на определенных природных задатки, но формируется и в процессе деятельности.

В условиях обучения и профессиональной деятельности осуществляется сенсибилизация органов чувств, формирование определенной мотивации и целеустремленности, овладение рациональными способами поиска и переработки информации. Все это обеспечивает высокую эффективность памяти как в выявлении общих закономерностей, так и в плане ее индивидуальных свойств.

  • Storage class - Класс памяти. Параметр, устанавливаемый при работе Real-Time Workshop.
  • V. Особенности личности и индивидуально-психологические особенности.
  • V. Особенности технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства
  • VI. Особенности взаимодействия сетевых организаций и заявителей при возврате денежных средств за объемы невостребованной присоединенной мощности
  • Автоматизированные Системы Контроля за Исполнением Документов. Принципы и особенности их проектирования.