Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Разработка урока на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места", цель которого: показать особенности СПП с придаточными места; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места

Цель урока: показать особенности СПП с придаточными места; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Задачи:

Уметь находить СПП с придаточными места, схематически их изображать;

Развивать внимание, способность развития связной речи;

Воспитание положительного отношения к изучению русского языка.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Расставить ударения в словах, написанных на доске: договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить.

(Договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить.)

Слова, которые привыкли произносить неверно, надо занести в рабочий словарь в раздел «Говори правильно».

II. Проверка домашнего задания

1. Вопросы на закрепление теории:

На какие вопросы отвечают придаточные степени? Приведите примеры.

(Как? В какой степени? Насколько?)

На какие вопросы отвечают придаточные образа действия? Приведите примеры.

(Как? Каким образом?)

Как различить однозначные и многозначные придаточные степени и образа действия? (Однозначные присоединяются союзными словами как, сколько, насколько; многозначные – союзами что, чтобы, как будто, точно, словно и т.п.)

В каком стиле речи и с какой целью чаще всего используются СПП с придаточными степени, имеющие добавочное значение сравнения? (В художественном стиле для создания ярких образов.)

2. Выборочная проверка упражнения 124.

В классе можно обсудить, предположим, три вопроса, касающихся сложностей упражнения (ученики должны выбрать наиболее трудные, по их мнению, вопросы), после чего тетради собираются для проверки учителем. Таким образом, достигается умение ранжировать материал по степени сложности.

III. Изучение СПП с придаточными места

1. Слово учителя.

Определение этого вида придаточных предложений обычно не вызывает затруднений. Придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда? Сложно бывает определить вид придаточных, у которых совпадают средства прикрепления к главному предложению.

2. Разбор предложений.

Определить вид придаточного, сделать схему:

1) И нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л.Н. Толстой)

Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства «там» в главном предложении. […там], (где…).

2) Как-то ранней весной отец взял нас на пашню, где он собирался засеять уже вспаханную десятину пшеницей.

Придаточное определительное относится к существительному в главном предложении. , (где…).

3) Никогда не следует возвращаться туда, где был счастливым. (Д. Гранин)

Придаточное места раскрывает содержание «туда» в главном предложении. […туда], (где…).

4) Дерево валят туда, куда оно нагнулось. (Пословица).

Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства «туда» в главном предложении. […туда], (куда…).

5) Тенистый сад, откуда тянуло прохладой, привлекал уставших от жары горожан.

Придаточное определительное относится к существительному в главном предложении. [.., (откуда…),..].

6) Сломя голову он кинулся туда, откуда доносился крик о помощи.

Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства «туда» в главном предложении. […туда], (откуда…).

3. Работа с учебником.

Устно выполним упражнение 126.

4. Творческое задание: сочинение-миниатюра.

Опишите с помощью СПП с придаточными места географическое положение своего города.

VI. Домашнее задание

§14, упр. 129.


Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места»

Вид урока : урок изучения нового материала

Цель урока:

Дать теоретические сведения об особенностях сложноподчиненного предложения с придаточными времени и места.

Задачи урока:

Формировать у учащихся умение распознавать придаточные места и времени, отличать их от других видов придаточных предложений;

Выяснить, какие союзы и союзные слова служат средством связи между частями;

Правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений;

Формировать умения и навыки анализа структуры таких предложений,

- проверить умение определять грамматическую основу, умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении с целью подготовки к ГИА.

Развивать устную и письменную речь учащихся,

Воспитывать интерес к русскому языку и литературе,

Воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность учащихся в целом.

Ход урока.

    Орг. момент.

- Я очень рада вас всех видеть. Сегодня нам снова предстоит пополнить свои знания о сложноподчиненном предложении, познакомиться с его новыми разновидностями придаточных предложений. Тема достаточно сложная и потребует от вас внимания, сосредоточенности, ответственного подхода, ну и конечно желания работать. А начнем мы как обычно с повторения.

Откроем тетради и подпишем число, классная работа.

2. Повторение изученного.

У доски работают:

1. ___- карточка (выписать слова с чередующейся гласной в корне) задание группы А5

3.________ – карточка (составить схемы предложений и определить вид придаточного)

1.Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки. (Придаточное определительное).

2.Я читала, что бессмертны души. (Придаточное изъяснительное).

3.Дом, в котором я живу, находится возле речки. (Придаточное определительное).

4.Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. (Придаточное изъяснительное).

5.Не место красит человека, а человек место. (Сложносочиненное предложение).

А остальные работают по орфограмме «Правописание приставок пре- и при-«. задание группы А6

Запишите слова в два столбика, первый с приставкой при-, а во второй с приставкой пре-. (у доски __________)

Придорожный, прекрасный, присесть, привокзальный, прервать, пристроить, пригород, преувеличить, притворить, преградить.

Проверяем.

Настя, перечисли случаи, когда пишется приставка при- (обозначает присоединение, приближение, неполное действие, расположение вблизи)

Проверяем задания на доске.

Перечисли все корни с чередующей гласной, которые тебе встретились.

Когда гласные обозначают два звука?

Схемы каких предложений ты построила?

Оценка.

    Повторение о сложном предложении.

Задание 1. Заполните схему:

- Расскажите о сложных предложения по схеме.

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ

ПАДЕЖНЫЕ ВОПРОСЫ

На прошлых уроках мы с вами изучили придаточные определительные и придаточные изъяснительные. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (речь пойдет о придаточных обстоятельственных) - Совершенно верно! Сегодня мы продолжим изучать обширную группу сложноподчиненных предложений с обстоятельственными придаточными, но с какими придаточными мы познакомимся я пока не скажу …

Оставьте одну строчку для записи темы урока. Разделите страницу пополам.

    Изучение нового материала.

Записываем предложение в первый столбик во вторую строчку.

    Уже смеркалось, когда мы приехали домой. (Работаем по алгоритму, который у вас на партах).

    С тех пор как я себя помню, помню и Наталью Савишну.

    Через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят .

? (на время)

На какой вопрос отвечает? (когда? как долго? с каких пор? до каких пор?)

С помощью чего придаточное прикрепляется к главному? (союзами когда, пока, с тех пор, до тех пор), кроме того в главной части могут быть ук.с. В то время, по мере того, с тех пор, до тех пор)

-

- Как называется такое придаточное? (Времени)

Записываем предложения во второй столбик:
1 . Чуть-чуть светлела красноватая полоска там, где село солнышко.

2. Пурпурное, темное и ласковое небо манило туда, где оно касалось краев темной зелени лугов.

3. Откуда дует ветер, оттуда и тучи плывут.

На что указывает придаточное? (место)

На какой вопрос отвечает? (где? Куда? Откуда?)

С помощью чего придаточное прикрепляется к главному?(Союзных слов- где, куда, откуда), кроме того в главной части могут быть ук.с. там, оттуда, всюду, туда.

- К чему относится? (ко всему придаточному)

Где может находиться? (до, после, внутри главного)

- Как называется такое придаточное? (Места)

- С какими придаточнымимы познакомились?

Запишите тему «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места»

На какие вопросы мы ответили? (на что указывает? на какие вопросы отвечает? С помощью чего придаточное прикрепляется к главному? К чему относится? Где может находиться?)

4. Выполнение практических заданий по теме урока .

А теперь, чтобы новый материал лучше заполнился, выполним ряд упражнений.

Перед каждым из вас учебная карточка с предложениями.

Задание 1: Перепишите предложения в тетрадь. Поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их разновидность.

1. Как только папа ушел , я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.

2. Вот и теперь (когда? – придаточная времени), когда я вошел в комнату , Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.

3. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу (до каких пор? – придаточная времени).

4. Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум.( придаточное места)

5. Там, где кончалась чаща , белели березы. ( придаточное места)

6. Я стал припоминать, куда ходил в течение дня. ( придаточное места)

Какое из данных предложений построено по следующей схеме: [… (…) …]? (второе, пятое).

Задание 2


. (16)

1. (пока…), […].

2. […], (где…).

3. […], (до тех пор пока…).

4. [… (едва…) …].


Задание 4. Тест

А. Б. В. Г. Д.

А. Б. В. Г. Д.

А. Б. В. Г. Д.

А. Б. В. Г. Д.

А. Б. В. Г. Д.

5.Итоги урока.

1. С какими видами придаточных предложений мы сегодня познакомились?
2. Как их различить?

Рефлексия содержания учебного материала

1. знаю о СПП с придаточными места и времени;

2. могу находить их в тексте;

3. могу самостоятельно построить данные предложения

4. умею чертить схемы предложений,

5. на уроке мне было интересно;

6. я отвечал на уроке устно

6. Оценивание работы учеников

Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.

7. Д.З. 1. заполнить таблицы.

2. с. 63, 65 упр. 135(выписать придаточные места), 143 (по заданию)


Карточка.
Выписать слова с чередующейся гласной в корне.

П…ровать, изл…гать, к..мната, м..рять, м..рить, к…стер, к..саться, к…со, г..реть, з..ря, ст..лить, ст..кло, уб..раю, б..рная.

Карточка. Составить схемы предложений и определить вид придаточного .

1.Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки.
2.Я читала, что бессмертны души.
3.Дом, в котором я живу, находится возле речки.
4.Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.
5.Не место красит человека, а человек место.

Карточка . Сосчитать количество букв и звуков.

Вьюга, объявление, якорь, соленое, мебель, солнце.

Задание 1. Заполните схему:

Задание 2. Придаточные предложения бывают:

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ

ПАДЕЖНЫЕ ВОПРОСЫ

Задание 1 : Перепишите предложения в тетрадь. Поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их разновидность.

1. Как только папа ушел, я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.

2. Вот и теперь, когда я вошел в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.

3. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу.

4. Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум.

5. Там, где кончалась чаща, белели березы.

6. Я стал припоминать, куда ходил в течение дня.

Задание 2 . Среди предложений 14-23 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Напишите номер этого предложения.
14) Если вы встречаетесь с друзьями, это принесет вам радость. (15) А вот часы, проведенные в торговом центре, такого эффекта не дадут. (16) При покупке стильного костюма или нового мобильника человек поначалу испытывает некоторое возбуждение, но приятное чувство проходит, как только он начинает страстно желать чего-то ещё. (17) Похожие реакции и при повышении зарплаты: вскоре вы начинаете считать дополнительные деньги чем-то само собой разумеющимся и у вас снова появляется чувство неудовлетворённости. (18) Этот эффект называют гедоническим конвейером.
(19) После долгих часов, проведенных на работе, многим хочется броситься домой и разлечься перед экраном телевизора. (20) Но исследования показывают, что гораздо больше радости человеку приносит активный отдых, например на лыжах, на катке, в спортивном зале. (21) В качестве бесплатного приложения к этому удовольствию вы получите еще и хорошую фигуру, и улучшение здоровья. (22) А здоровье - одна из составляющих счастья. (23) И это тоже подтверждают научные данные
.

Задание 3. Составьте сложноподчиненные предложения с придаточными.

1. (пока…), […].

2. […], (где…).

3. […], (до тех пор пока…).

4. [… (едва…) …].


Задание 4. Тест

Прочитайте предложения и ответьте на вопросы (обведите номера выбранных для ответа предложений).

А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор. Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором. В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом. Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя. Д. В том месте, где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами.

1. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.

А. Б. В. Г. Д.

2. Найдите СПП, в которых придаточное стоит в середине главного.

А. Б. В. Г. Д.

3. Укажите СПП с придаточным места.

А. Б. В. Г. Д.

4. Укажите СПП с придаточным изъяснительным.

А. Б. В. Г. Д.

5. Найдите СПП с придаточным определительным.

А. Б. В. Г. Д.

Фамилия, имя _____________________________________________

1. знаю о СПП с придаточными места и времени__________

2. могу находить их в тексте____________________

3. могу самостоятельно построить данные предложения_____________

4. умею чертить схемы предложений______________________

5. на уроке мне было интересно___________________

6. я отвечал на уроке устно________________________

Алгоритм знания изученного материала.

1.Можем воспроизвести определение.

2. Можем найти в тексте необходимые предложения.

3.Можем объяснить знаки препинания.

4.Можем увидеть средства связи (союзы или союзные слова).

5.Можем определить вид предложения.

Алгоритм определения вида сложноподчинённого предложения.

1. Найдите главную и придаточную части.

2. Определите и отметьте, к чему (к каким словам в главном предложении) относится придаточная часть.

3. Задайте вопрос от главной части к придаточной.

4. Найдите, обозначьте и определите средства связи.

5.Определите вид сложноподчинённого предложения.

1. Вопросы: придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

2. Средства связи: придаточные времени прикрепляются к главному предложению союзами : когда, пока, покамест, прежде чем, как только, как, как вдруг, едва, в то время как, с тех пор как, до тех пор как, по мере того как и др.

Составные союзы с тех пор как, до тех пор как, в то время как, по мере того как, прежде чем и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части (придаточное предложение в этом случае стоит после главного, в середине главного). Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом - обстоятельством времени: в то время, по мере того, с тех пор, до тех пор, прежде и др.; вторая часть составного союза (как ) остаётся в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз - в середине составного союза.

Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным .

    [Когда?] После того как миновали четыре часа дежурства у постели Степана, Иван Иванович отошёл душой (Копяева).

    (после того как - союз), .

    И даже после того [когда?], как стихи были напечатаны , он снова и снова возвращается к ним (Чуковский).

    [указ. сл., (как - союз), ].

3. Место в предложении: придаточные места могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

    [Когда?] Когда я был моложе , я не мог написать насквозь ни одной главы (Фадеев).

    (когда - союз), .

    , (пока - союз).

Обратите внимание!

Когда в придаточном времени является союзом, а не союзным словом, как в придаточном определительном или в придаточном изъяснительном.

Ср.: [Когда?] Когда нетерпеливые угомонились, я уселся поудобнее (Тельпугов) - придаточное времени; когда - союз; Подошёл момент [какой?], когда надо прощаться - придаточное определительное; когда - союзное слово.

2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

Придаточные предложения в русском языке являются зависимыми частями от главного в сложноподчинённом предложении. То есть они играют роль второстепенных членов предложения. Поэтому виды придаточных предложений подразделяются с учётом роли, выполняемой в предложении. Ко всему второстепенному предложению можно задать один вопрос подобно тому, как это делают в отношении членов предложения.

Основные виды придаточных предложений

Рассматривают четыре их типа: определительные, обстоятельственные, изъяснительные и присоединительные. Можно привести примеры, которые представят все виды придаточных предложений:

  1. Клумба, которая была разбита во дворе по левую сторону от крыльца, напоминала уменьшенную копию городка - этакий Цветочный городок из сказки Носова про Незнайку. (Определительное).
  2. И мне представилось, что там действительно живут непоседливые и смешные коротышки. (Изъяснительное).
  3. А не видим мы их оттого, что они от нас прячутся под землёй. (Обстоятельственное).
  4. Но лишь мы уезжаем куда-нибудь, как коротышки выбираются из своих укрытий и начинают бурно радоваться жизни. (Присоединительное).

Определительные придаточные

Эти придаточные предложения в русском языке определяют признак одного имени существительного или иногда словосочетания, состоящего из существительного и указательного слова. Они служат ответами на вопросы какой? чей? который? Эти второстепенные предложения присоединяются к главной части союзными словами чей, который, кто, что, какой, откуда, куда, когда . Обычно в главной части сложного предложения находятся такие указательные слова, как такой, каждый, всякий, любой или тот в различных формах родов. В качестве примеров можно взять следующие варианты предложений:

  • Живые существа, (какие? ) которые обитают на планете рядом с людьми, чувствуют доброе человеческое отношение к ним .
  • Протяни руку с кормом, раскрой ладонь, замри, и какая-нибудь птаха, (какая? ) чей голосок утрами слышится в кустах твоего сада, с доверием усядется на твою руку .
  • Всякий человек, (какой? ) кто считает себя вершиной творения Всевышнего , должен соответствовать этому званию.
  • Сад ли, лес или обычный двор, (какой? ) где всё привычно и знакомо , может приоткрыть человеку дверь в удивительный мир природы.

Придаточные присоединительные

Интересны типы придаточных предложений, которые относятся не к отдельному слову или словосочетанию, а ко всей главной части. Они носят название присоединительных. Зачастую эти части сложноподчинённого предложения заключают в себе значение следствия, дополняя либо поясняя содержание основной части. Присоединяются второстепенные предложения этого типа при помощи союзных слов откуда, как, когда, почему, где, что . Примеры:

  • И только рядышком с мамой любой малыш чувствует себя защищённым, что предусмотрено самой природой .
  • Забота о детёнышах, нежность к своим отпрыскам, самопожертвование закладывается в существо на уровне инстинкта, как каждому существу пресуща необходимость дышать, спать, есть и пить .

Изъяснительные придаточные

Если автор текста хочет пояснить, конкретизировать какое-то одно слово главной части, которое имеет значение мысли, восприятия, чувства или речи. Зачастую эти придаточные относятся к глаголам, таким как сказать, ответить, задуматься, почувствовать, гордиться, услышать . Но могут они конкретизировать и прилагательные, например, доволен или рад . Нередко наблюдается, когда эти виды придаточных предложений выступают пояснениями наречий (ясно, нужно, необходимо, известно, жаль ) или существительных (сообщение, мысль, заявление, слух, мысль, ощущение ). Присоединяются придаточные изъяснительные с помощью:

Союзов (чтобы, что, когда, будто, как и других);

Любых союзных слов;

Частицы (союза) ли.

Примерами могут послужить следующие сложносочинённые предложения :

  • А доводилось ли вам наблюдать, (что? ) как изумительно играет солнечный свет, отражаясь в капельках росы, крылышках насекомых, изразцах снежинок ?
  • Однажды этакую красоту, человек наверняка будет несказанно рад, (чему? ) что открыл для себя неповторимый мир прекрасного .
  • И сразу становится ясно, (что? ) что всё вокруг сотворено не просто так, что всё взаимосвязано между собой .
  • Сознание наполнят непередаваемые ощущения радости, (какие? ) будто бы ты и сам являешься частичкой этого удивительного и неповторимого мира .

Придаточные образа действия и степени

Обстоятельственные придаточные подразделяются на несколько подвидов. Группа зависимых частей сложносочинённых предложений, которые относятся к признаку или действию, называемому в главной его части, и обозначают его степень или меру, а также образ, относят к придаточным образа действия и степени. Обычно они отвечают на следующие вопросы: каким образом? насколько? как? в какой степени? Конструкция соединения придаточного с главной частью выглядит примерно таким образом: полное прилагательное + существительное + такой; полное прилагательное + такой; глагол + так . Присоединение этих придаточных предложений обеспечивается союзами чтобы, что, будто или союзными словами сколько, так, насколько и некоторыми другими. Примеры:

  • Девчушка рассмеялась так заразительно, так непосредственно, что и всем остальным трудно было удержаться от улыбки .
  • Звонкие переливы её смеха разорвали напряжённую тишину помещения, будто неожиданно рассыпались разноцветные горошины из пакета .
  • И само личико крошки преобразилось настолько, насколько это было возможно в данном случае: измученную болезнью девочку уже легко можно было назвать прелестным и абсолютно здоровым ребёнком.

Обстоятельственные придаточные места

Эти зависимые предложения указывают на место происхождения действия, которое называется в главной части сложносочинённого предложения. Относясь ко всему главному предложению, они отвечают на следующие вопросы: откуда? куда? где? и присоединяются союзными словами куда, откуда, где . Нередко в главном предложении находятся указательные слова туда, повсюду, там, везде, отовсюду и некоторые другие. Можно привести следующие примеры подобных предложений:

  1. Определить стороны света в лесной чаще можно довольно легко там, где на деревьях есть мох .
  2. Муравьишки тащили на спинках строительный материал для своих муравейников и запасы питания отовсюду, куда только могли пробраться эти трудолюбивые существа .
  3. Меня всё время тянет туда, в волшебные края, куда мы ездили с ним прошлым летом .

Обстоятельственные придаточные времени

Указывая на время действия, эти придаточные относятся как ко всему главному предложению, так и конкретно к одному сказуемому. К этому виду придаточных можно задать такие вопросы: как долго? до каких пор? когда? с каких пор? Нередко в главной части предложения есть указательные слова, например: иногда, однажды, всегда, теперь, тогда . Например: Животные тогда будут дружны меж собой, (когда? ) когда они растут рядом с самого детства .

Обстоятельственные придаточные условия, причины, цели, следствия

  1. Если зависимые части сложноподчинённых предложений отвечают на вопросы в каком случае? или при каком условии? и относятся либо к сказуемому главной части, либо к ней ко всей, присоединяясь при помощи условных союзов раз, коль, коли, если, когда и как (в значении «если»), то их можно отнести к придаточным условия. Пример: И даже самый отпетый шалопай превращается в серьёзного и благовоспитанного джентльмена, (в каком случае? ) когда он приобретает статус родителя , будь то человек, мартышка или пингвин.
  2. На вопросы из-за чего? почему? по какой причине? отчего? отвечают придаточные причины. Присоединение их происходит с помощью причинных союзов оттого что, потому что, так как . Пример: Для малыша в раннем детстве авторитет родителя непреклонен, (почему? ) потому что от этого существа зависит его благополучие.
  3. Зависимые предложения, обозначающие цель действия, названного в главной части и отвечающие на вопросы для чего? ради какой цели? зачем? , называются придаточными цели. Присоединение их к главной части обеспечивается целевыми союзами для того чтобы, затем чтобы, чтоб (чтобы) . Пример: Но и тогда следует сопровождать свои требования пояснениями (ради какой цели? ) затем, чтобы из малыша выросла думающая личность, а не безвольный робот-исполнитель .
  4. Зависимые части предложения, которые указывают на вывод или результат, обозначают следствие, вытекающее из вышесказанного в главной части предложения, называют придаточными следствия и относятся ко всему главному предложению. Они обычно присоединяются союзами следствия поэтому или так что , например: Воспитание - процесс сложный и регулярный, (что из этого следует? ) поэтому родителям следует всегда быть в форме и не расслабляться ни на минуту .

Обстоятельственные придаточные сравнения

Эти виды зависимых предложений в сложноподчинённых конструкциях относятся либо к сказуемому, либо ко всей главной части и отвечают на вопрос подобно чему ?, присоединяясь сравнительными союзами как будто, чем (тем), как, будто, точно . От сравнительных оборотов придаточные отличаются тем, что в них имеется грамматическая основа. Например: Белый медвежонок так забавно валился на бок и задирал кверху лапки, точно это расшалившийся мальчишка весело играет в песочнице со своими друзьями .

Обстоятельственные придаточные уступки

Зависимые предложения в сложносочинённой конструкции, обозначающие обстоятельства, вопреки которому совершено или может быть совершено действие, которое указывается в главной части, называют придаточными уступки. К ним можно задать вопросы: вопреки чему? несмотря на что? и присоединить к главному с помощью уступительных союзов хоть (хотя), пусть (пускай), что, даром что, несмотря на и некоторых других. Нередко используются союзные сочетания: сколько ни, что ни, когда ни, кто ни, как ни и тому подобные. Пример: Несмотря на то, что детёныши панд весело играли , их тёмные пятна вокруг глаз создавали впечатление грустной задумчивости.

Грамотный человек должен всегда помнить: при письме предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятыми.

Придаточные предложения в русском языке являются зависимыми частями от главного в сложноподчинённом предложении. То есть они играют роль второстепенных членов предложения. Поэтому виды придаточных предложений подразделяются с учётом роли, выполняемой в предложении. Ко всему второстепенному предложению можно задать один вопрос подобно тому, как это делают в отношении членов предложения.

Основные виды придаточных предложений

Рассматривают четыре их типа: определительные, обстоятельственные, изъяснительные и присоединительные. Можно привести примеры, которые представят все виды придаточных предложений:

  1. Клумба, которая была разбита во дворе по левую сторону от крыльца, напоминала уменьшенную копию городка - этакий Цветочный городок из сказки Носова про Незнайку. (Определительное).
  2. И мне представилось, что там действительно живут непоседливые и смешные коротышки. (Изъяснительное).
  3. А не видим мы их оттого, что они от нас прячутся под землёй. (Обстоятельственное).
  4. Но лишь мы уезжаем куда-нибудь, как коротышки выбираются из своих укрытий и начинают бурно радоваться жизни. (Присоединительное).

Определительные придаточные

Эти придаточные предложения в русском языке определяют признак одного имени существительного или иногда словосочетания, состоящего из существительного и указательного слова. Они служат ответами на вопросы какой? чей? который? Эти второстепенные предложения присоединяются к главной части союзными словами чей, который, кто, что, какой, откуда, куда, когда . Обычно в главной части сложного предложения находятся такие указательные слова, как такой, каждый, всякий, любой или тот в различных формах родов. В качестве примеров можно взять следующие варианты предложений:

  • Живые существа, (какие? ) которые обитают на планете рядом с людьми, чувствуют доброе человеческое отношение к ним .
  • Протяни руку с кормом, раскрой ладонь, замри, и какая-нибудь птаха, (какая? ) чей голосок утрами слышится в кустах твоего сада, с доверием усядется на твою руку .
  • Всякий человек, (какой? ) кто считает себя вершиной творения Всевышнего , должен соответствовать этому званию.
  • Сад ли, лес или обычный двор, (какой? ) где всё привычно и знакомо , может приоткрыть человеку дверь в удивительный мир природы.

Придаточные присоединительные

Интересны типы придаточных предложений, которые относятся не к отдельному слову или словосочетанию, а ко всей главной части. Они носят название присоединительных. Зачастую эти части сложноподчинённого предложения заключают в себе значение следствия, дополняя либо поясняя содержание основной части. Присоединяются второстепенные предложения этого типа при помощи союзных слов откуда, как, когда, почему, где, что . Примеры:

  • И только рядышком с мамой любой малыш чувствует себя защищённым, что предусмотрено самой природой .
  • Забота о детёнышах, нежность к своим отпрыскам, самопожертвование закладывается в существо на уровне инстинкта, как каждому существу пресуща необходимость дышать, спать, есть и пить .

Изъяснительные придаточные

Если автор текста хочет пояснить, конкретизировать какое-то одно слово главной части, которое имеет значение мысли, восприятия, чувства или речи. Зачастую эти придаточные относятся к глаголам, таким как сказать, ответить, задуматься, почувствовать, гордиться, услышать . Но могут они конкретизировать и прилагательные, например, доволен или рад . Нередко наблюдается, когда эти виды придаточных предложений выступают пояснениями наречий (ясно, нужно, необходимо, известно, жаль ) или существительных (сообщение, мысль, заявление, слух, мысль, ощущение ). Присоединяются придаточные изъяснительные с помощью:

Союзов (чтобы, что, когда, будто, как и других);

Любых союзных слов;

Частицы (союза) ли.

Примерами могут послужить следующие сложносочинённые предложения :

  • А доводилось ли вам наблюдать, (что? ) как изумительно играет солнечный свет, отражаясь в капельках росы, крылышках насекомых, изразцах снежинок ?
  • Однажды этакую красоту, человек наверняка будет несказанно рад, (чему? ) что открыл для себя неповторимый мир прекрасного .
  • И сразу становится ясно, (что? ) что всё вокруг сотворено не просто так, что всё взаимосвязано между собой .
  • Сознание наполнят непередаваемые ощущения радости, (какие? ) будто бы ты и сам являешься частичкой этого удивительного и неповторимого мира .

Придаточные образа действия и степени

Обстоятельственные придаточные подразделяются на несколько подвидов. Группа зависимых частей сложносочинённых предложений, которые относятся к признаку или действию, называемому в главной его части, и обозначают его степень или меру, а также образ, относят к придаточным образа действия и степени. Обычно они отвечают на следующие вопросы: каким образом? насколько? как? в какой степени? Конструкция соединения придаточного с главной частью выглядит примерно таким образом: полное прилагательное + существительное + такой; полное прилагательное + такой; глагол + так . Присоединение этих придаточных предложений обеспечивается союзами чтобы, что, будто или союзными словами сколько, так, насколько и некоторыми другими. Примеры:

  • Девчушка рассмеялась так заразительно, так непосредственно, что и всем остальным трудно было удержаться от улыбки .
  • Звонкие переливы её смеха разорвали напряжённую тишину помещения, будто неожиданно рассыпались разноцветные горошины из пакета .
  • И само личико крошки преобразилось настолько, насколько это было возможно в данном случае: измученную болезнью девочку уже легко можно было назвать прелестным и абсолютно здоровым ребёнком.

Обстоятельственные придаточные места

Эти зависимые предложения указывают на место происхождения действия, которое называется в главной части сложносочинённого предложения. Относясь ко всему главному предложению, они отвечают на следующие вопросы: откуда? куда? где? и присоединяются союзными словами куда, откуда, где . Нередко в главном предложении находятся указательные слова туда, повсюду, там, везде, отовсюду и некоторые другие. Можно привести следующие примеры подобных предложений:

  1. Определить стороны света в лесной чаще можно довольно легко там, где на деревьях есть мох .
  2. Муравьишки тащили на спинках строительный материал для своих муравейников и запасы питания отовсюду, куда только могли пробраться эти трудолюбивые существа .
  3. Меня всё время тянет туда, в волшебные края, куда мы ездили с ним прошлым летом .

Обстоятельственные придаточные времени

Указывая на время действия, эти придаточные относятся как ко всему главному предложению, так и конкретно к одному сказуемому. К этому виду придаточных можно задать такие вопросы: как долго? до каких пор? когда? с каких пор? Нередко в главной части предложения есть указательные слова, например: иногда, однажды, всегда, теперь, тогда . Например: Животные тогда будут дружны меж собой, (когда? ) когда они растут рядом с самого детства .

Обстоятельственные придаточные условия, причины, цели, следствия

  1. Если зависимые части сложноподчинённых предложений отвечают на вопросы в каком случае? или при каком условии? и относятся либо к сказуемому главной части, либо к ней ко всей, присоединяясь при помощи условных союзов раз, коль, коли, если, когда и как (в значении «если»), то их можно отнести к придаточным условия. Пример: И даже самый отпетый шалопай превращается в серьёзного и благовоспитанного джентльмена, (в каком случае? ) когда он приобретает статус родителя , будь то человек, мартышка или пингвин.
  2. На вопросы из-за чего? почему? по какой причине? отчего? отвечают придаточные причины. Присоединение их происходит с помощью причинных союзов оттого что, потому что, так как . Пример: Для малыша в раннем детстве авторитет родителя непреклонен, (почему? ) потому что от этого существа зависит его благополучие.
  3. Зависимые предложения, обозначающие цель действия, названного в главной части и отвечающие на вопросы для чего? ради какой цели? зачем? , называются придаточными цели. Присоединение их к главной части обеспечивается целевыми союзами для того чтобы, затем чтобы, чтоб (чтобы) . Пример: Но и тогда следует сопровождать свои требования пояснениями (ради какой цели? ) затем, чтобы из малыша выросла думающая личность, а не безвольный робот-исполнитель .
  4. Зависимые части предложения, которые указывают на вывод или результат, обозначают следствие, вытекающее из вышесказанного в главной части предложения, называют придаточными следствия и относятся ко всему главному предложению. Они обычно присоединяются союзами следствия поэтому или так что , например: Воспитание - процесс сложный и регулярный, (что из этого следует? ) поэтому родителям следует всегда быть в форме и не расслабляться ни на минуту .

Обстоятельственные придаточные сравнения

Эти виды зависимых предложений в сложноподчинённых конструкциях относятся либо к сказуемому, либо ко всей главной части и отвечают на вопрос подобно чему ?, присоединяясь сравнительными союзами как будто, чем (тем), как, будто, точно . От сравнительных оборотов придаточные отличаются тем, что в них имеется грамматическая основа. Например: Белый медвежонок так забавно валился на бок и задирал кверху лапки, точно это расшалившийся мальчишка весело играет в песочнице со своими друзьями .

Обстоятельственные придаточные уступки

Зависимые предложения в сложносочинённой конструкции, обозначающие обстоятельства, вопреки которому совершено или может быть совершено действие, которое указывается в главной части, называют придаточными уступки. К ним можно задать вопросы: вопреки чему? несмотря на что? и присоединить к главному с помощью уступительных союзов хоть (хотя), пусть (пускай), что, даром что, несмотря на и некоторых других. Нередко используются союзные сочетания: сколько ни, что ни, когда ни, кто ни, как ни и тому подобные. Пример: Несмотря на то, что детёныши панд весело играли , их тёмные пятна вокруг глаз создавали впечатление грустной задумчивости.

Грамотный человек должен всегда помнить: при письме предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятыми.