Когда умер нестор. Нестор Летописец

Пре-по-доб-ный Нестор Ле-то-пи-сец ро-дил-ся в 50-х го-дах XI ве-ка в Ки-е-ве, 17-ти лет по-сту-пил в Ки-е-во-Пе-чер-скую оби-тель. Был по-слуш-ни-ком пре-по-доб-но-го Фе-о-до-сия. По-стриг при-нял от игу-ме-на Сте-фа-на, пре-ем-ни-ка Фе-о-до-сия. Чи-сто-тою жиз-ни, мо-лит-вою и по-слу-ша-ни-ем юный по-движ-ник ско-ро пре-взо-шел да-же из-вест-ных пе-чер-ских стар-цев. Был по-свя-щен во иеро-ди-а-ко-на. О его вы-со-кой ду-хов-ной жиз-ни го-во-рит то, что он в чис-ле дру-гих пре-по-доб-ных от-цов участ-во-вал в из-гна-нии бе-са из Ни-ки-ты За-твор-ни-ка, впо-след-ствии Нов-го-род-ско-го свя-ти-те-ля (па-мять 31 ян-ва-ря), пре-льщен-но-го в иудей-ское мудр-ство-ва-ние. Пре-по-доб-ный Нестор яв-ля-ет-ся со-ста-ви-те-лем пер-во-на-чаль-ной ис-то-рии на-ше-го Оте-че-ства, или ле-то-пи-си, где он из-ла-га-ет по го-дам ска-за-ние о на-ча-ле Рус-ской зем-ли и по-сле-ду-ю-щих со-бы-ти-ях ее ис-то-рии до 1100 го-да. Кро-ме то-го, им на-пи-са-но жи-тие свя-тых кня-зей Бо-ри-са и Гле-ба, «Ска-за-ние о пер-вых пе-чер-ских по-движ-ни-ках» и проч.

Нестор до-стиг глу-бо-кой ста-ро-сти и мир-но скон-чал-ся око-ло 1114 го-да.

Ин тропарь преподобному Нестору Летописцу, Печерскому, в Ближних пещерах, глас 4

Времена́ и ле́та достопа́мятных дея́ний,/ по́двиги и труды́ Богоно́сных оте́ц,/ Не́сторе прему́дре, напису́я,/ любо́вию возгоре́лся еси́ после́довати стопа́м первонача́льных,/ с ни́миже не преста́й моли́тися Христу́ Бо́гу,// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Времена и годы достойных памяти деяний, подвиги и труды отцов, Нестор премудрый, описывая, любовью возгорелся ты последовать по стопам этих святых, с ними же не переставай молиться Христу Богу о спасении душ наших.

Кондак преподобному Нестору Летописцу, Печерскому, в Ближних пещерах, глас 2

Я́ко сый Богоно́снаго Феодо́сия учени́к/ и и́стинный жития́ того́ подража́тель,/ пе́рвый честны́х его́ моще́й самови́дец бы́ти сподо́бился еси́,/ я́же с про́чиими святоле́пно прене́с,/ насле́дил еси́ с те́миже Ца́рство Небе́сное,// е́же получи́ти и нам, чту́щим тя, Го́сподеви моли́ся.

Перевод: Как ученик Богоносного и истинный подражатель его жизни, ты удостоился быть первым очевидцем его почитаемых , которые вместе с другими достойно их святости перенес, ты наследовал вместе с ними Царство Небесное, получить которое и нам, почитающим тебя, Господу молись.

Молитва преподобному Нестору Летописцу, Печерскому, в Ближних пещерах

О, преподо́бне о́тче, прему́дре наста́вниче и Боголюбе́зне подви́жниче Не́сторе Летописче! Предстоя́й со дерзнове́нием престо́лу Ве́чныя Сла́вы, не забу́ди на́с гре́шных и недосто́йных, бу́рями страсте́й отягче́нных, и хода́тайством твои́м непреста́нным защити́ страну́ на́шу, тебе́ при́сную, и соотчии твоя́ от вся́ких зо́л и скорбе́й. Утверди́ се́рдца на́ша в правосла́вней ве́ре, оте́чество свое́ научи́ люби́ти и в братолю́бии кре́пце пребыва́ти. Наста́ви на́с на стези́ спасе́ния, да моли́твами твои́ми, засту́пниче на́ш, вни́дем в ве́чное Ца́рство сла́вы, восхваля́юще Го́спода и прославля́юще твое́ заступле́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Кондак 1

Избранников Божиих сожителю, иноче честный и летописче преславный, отче преподобне Несторе, приими приносимыя с любовию смиренныя похваления наша. Ты же, яко имея велие дерзновение на небеси, молися тепле о стране нашей и людех ея, во еже избавитися нам от всякаго зла, да зовем ти:

Икос 1

Ангельскому иноческому житию поревновав и суету мира тленнаго презрев, во юности ранней притекл еси, отче преподобне, во обитель Печерскую града Киева, к стопам основателей ея Антония и Феодосия миренно припадая и о сопричтении тя ко братии усердно моля. Того ради взываем ти:

Радуйся, от юности твоея Богу служити вожделевый.

Радуйся, благую часть от утра жития твоего избравый.

Радуйся, мир и вся его прелести оставивый.

Радуйся, Господа всем сердцем возлюбивый.

Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.

Кондак 2

Видя благое произволение сердца твоего и провидяще в тебе сосуд благодатный добродетелей христианских, преподобный Феодосий с радостию велиею сопричисли тя ко братии обители своея и чина иноческаго тя удостои, умиленно поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом богопросвещенным возлюбил еси, Богомудре Несторе, научение книжное и зело к сему прилежа, аки пчела трудолюбивая, собирая сладчайший мед премудрости и умножая в души твоей во спасение сокровище неиждиваемое познания. Сего ради достоин явился еси похвалы сицевыя:

Радуйся, Премудрость просвещения книжнаго во младости стяжавый.

Радуйся, к собиранию многоценнаго бисера зело прилежавый.

Радуйся, медом познания истины от юности усладивыйся.

Радуйся, сокровищем негиблемым мудре обогативыйся.

Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.

Кондак 3

Силу духовную от Владыки своего восприяв, преподобне, Тому жизнь свою безраздельне посвятил еси, воспевая благих Подателю Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея дарование духовное от Господа твоего, талант тебе данный не скрыл еси, аки раб нерадивый, но Господу помогающу ти многажды, добродетели в житии твоем умножил еси, рабе благий и верный, да прославится в тебе Творец всяческих, темже зовем ти:

Радуйся, вверенное тебе сокровище мудрости в земли не скрывый.

Радуйся, добродетелей вертоград богатый духовно возрастивый.

Радуйся, благий собирателю богатства нетленнаго.

Радуйся, обретый блаженство Рая вожделеннаго.

Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.

Кондак 4

Бури страстей житейских уклонился еси, угодниче Христов, во утишное пристанище святыя обители Печерския достигши, идеже с честными насельники сея не преставал еси пети Спасителю твоему: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша наставление душеспасительное, от Богоноснаго Феодосия и иных честных отец, тебе неоскудно подаваемое, сему со тщанием последовал еси в пещерном затворении твоем, молитвою, пощением и о плоти нерадением укрепляемь в подвизе многотрудном жития иноческаго. Сего ради слышиши ныне хваления сицевая:

Радуйся, от юности во мрак пещерный, спасения ради, вселивыйся.

Радуйся, тамо непрестанною молитвою от треволнения житейскаго оградивыйся.

Радуйся, яко в подвизе твоем наставника богомудраго Феодосия имел еси.

Радуйся, наставлением сего послушливо внимал еси.

Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.

Кондак 5

Боготечною стезею текл еси, отче преславный, ничесоже суетнаго желая, но града горняго, вечнаго взыскуя, Господу же неустанно поя: Аллилуиа.

Икос 5

Видя неустанныя труды твоя, ко спасению души направляемыя и радующеся братски о преуспеянии твоем в подвизе жития монашескаго, вси иноцы обители Печерския восхваляху тя сице:

Радуйся, трудниче неустанный, яко мзды благия достоин явился еси.

Радуйся, подвижниче добрый благочестия, яко в подвизех твоих не изнемогал еси.

Радуйся, образ честный жития иноческаго братии являяй.

Радуйся, в смирении и кротости душевней всех присно наставляяй.

Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.

Кондак 6

Провозвестника славы отеческия обрете тя, Несторе досточудне, страна Русская, уведев бо минувшия судьбы ея, письмены предал еси вся в научение, наставление и назидание родом грядущим, да тии уведевше промышление Божие к языку Словенску, воспоют Благому Промыслителю своему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсил еси, яко солнце светоносное, в Русстей земли, Богоблаженне отче, неведения бо мрак глубочайший, от века ю покрывающий, твоими писаньми первее озарил еси, к свету ведения и Богопознания соотчичи твоя призывая, от нихже сицевое похваление достойно восприял еси:

Радуйся, мглу неведения варварскаго в народе нашем разгнавый мудрости сиянием.

Радуйся, просвещению отечества послуживый твоим летописанием.

Радуйся, над сим усердно до кончины живота твоего труждаяйся.

Радуйся, ко труду писания теплою молитвою уготовляяйся.

Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.

Кондак 7

Хотяй свидетелем дивнаго чудеси тебе, отче, явити Господь Вседержитель, внуши тайно игумену Печерскому Иоанну, да вверено ти будет, купно со иным от братии, ископати погребенное в земли тело наставника твоего преподобнаго Феодосия, по симинадесятех летех от кончины сего, во уверение благодати Божия, на нем явленней. Темже узревши того во гробе нетленна суща и чудеса велия источающа, радуяся воспел еси со иноки Печерскими чудес Содетелю Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новый труд на пользу и в научение христианом подъял еси, преподобне Несторе, во еже списати житие великаго угодника преподобнаго Феодосия, иже бе купно со богоносным Антонием, первоначальником богоугоднаго иноческаго жития в земли Русстей и строитель обители Печерския, ейже устав от славныя киновии Студийския восприяв, той во веки соблюдати в ней заповеда. Темже и мы, благодарни суще за таковое твое к нам недостойным попечение, единодушно славим тя, отче, тако:

Радуйся, жития преподобнаго Феодосия благоговейный сказателю.

Радуйся, сему в подвизе твоем ревностный подражателю.

Радуйся, повестию твоею верныя утешивый.

Радуйся, тою ко иноческому подвигу многия подвигнувый.

Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.

Кондак 8

Странник и пришлец был еси, Несторе, на земли, ко временному и тленному бытию никакоже прилепляяйся, но ум и сердце устремляя ко блаженству нескончаемому Отечества Небеснаго, идеже ныне со Ангелы в веселии зовеши: Аллилуиа.

Икос 8

Все житие твое, Боголюбезне отче, Спасителю твоему и ближним посвящено бысть. Сердцем бо чистым заповедь Христову восприим, любве закон благодатный исполнил еси, в меру сил труждаяся на пользу братий твоих и выну прославляя Возлюбленнаго тобою Господа. Темже от Того прославление на небеси улучив, слышиши на земли блажащих тя похвалы сими:

Радуйся, светлый образе братолюбия и смирения.

Радуйся, благий наставниче трудолюбия и терпения.

Радуйся, спасению ближних крепце поревновавый.

Радуйся, похвалы от сих достойно приявый.

Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.

Кондак 9

Всякое наслаждение плотское возненавидел еси, преподобне отче Несторе, и житие иноческое возлюбил еси, темже и Господь возлюби тя, прослави и дарова нам, яко молитвенника усерднаго, выну поющаго Ему: Аллилуиа.

Икос 9

Витий многословных паче краткими словесы твоими землю Отечества нашего прославил еси, мудре наставниче, от «Повести временных лет»: уведехом бо откуду есть пошла Русская земля, юже велиею сыновнею любовию возлюбил еси. Сего ради сынове словенорусстии во вся роды и до ныне восхваляют тя, глаголюще:

Радуйся, риторы славныя в простоте слова твоего превосходяй.

Радуйся, мудростию научения твоего нас любовию озаряяй.

Радуйся, Отечества земнаго верный любителю.

Радуйся, о благе земли твоея усердный ревнителю.

Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.

Кондак 10

Спасения путь узкий и многотрудный волею избрал еси, Богоносне, и лица твоего николиже вспять обратил еси, к светозарному Солнцу правды Христу Богу выну очи твоя обращаяй и Того прославляя песнию хвалебною: Аллилуиа.

Икос 10

Стеною упования несумненнаго оградил еси, преподобне, душу твою от всякаго искушения и соблазна, верою крепкою познавая полноту благодати и милосердия Создателя твоего. Того ради слышиши от нас, недостойных и отчаянием колеблемых, таковая:

Радуйся, в души возрастивый благоуханный цвет добродетели.

Радуйся, верою невидимых, аки видимых, чаемых и ожидаемых, яко сущих, истинный свидетелю.

Радуйся, благочестия христианскаго неленостный поборниче.

Радуйся, изнемогающих в тягостном сомнении благий укрепителю и помощниче.

Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.

Кондак 11

Пение хвалебное от сынов Русских по достоянию приемлющи, отче досточудне, любовию твоею не престай заступати от всех бед и скорбей землю отеческую нашу, в нейже выну, прославляется имя Господне песнию: Аллилуиа.

Икос 11

Светолучными сиянии любви Божественныя уязвивыйся, летописче преславне, образы сея явил еси житием страстотерпец святых благоверных братий Бориса великодушнаго и Глеба кроткаго, да им последующе, добродетели братолюбия, отечестволюбия, смирения и послушания приобрящем, тебе же, деяний сих списателя богомудра, восхвалим сице:

Радуйся, яко благодать Божественная на тебе неоскудно почиваше.

Радуйся, яко тою умудряемь, угодники Божия с любовию прославил еси.

Радуйся, о благе земли твоея неустанный молитвенниче.

Радуйся, отечестволюбцем и мудрости познания искателем присный помощниче.

Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.

Кондак 12

Благодатный источник наставлений Богоугодных обретохом в тебе, отче Несторе, житием бо и списаньми твоими вся утверждаеши шествовати неуклонно во след Единому Человеколюбцу и Спасителю нашему Богу, зовуще Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Богоугодное житие твое, Несторе преславне, со умилением прославляем труды и подвиги твоя, имиже Христу Спасу зело угодил еси, и восхваляем дивное смотрение Божие на тебе, в нетлении мощей твоих доныне являемое. Почитая же мирную и непостыдную кончину твою, поклоняемся неизследимому Промыслу Всевышняго, сподобльшаго тя причастника быти неизреченныя славы Своея в селениих праведных, отонюдуже приклони ухо твое ко гласом нашим, взывающим ти сице:

Радуйся, козни, коварства и злобы демонския расторнувый.

Радуйся, духом твоим невозбранно в горняя обители востекший.

Радуйся, во мраце пещернем телом твоим нетленно до днесь почиваяй.

Радуйся, от мощей твоих многую помощь чтущим тя неоскудно подаваяй.

Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.

Кондак 13

О, преславный угодниче Божий, Богомудре отче Несторе! Призри любовию твоею с высоты небесныя на скорбь и слезы собратий твоих земных и умоли Всемилосерднаго Господа избавити землю Русскую и чад ея от бед и напастей, да восхвалим человеколюбие и щедроты Его, воспевающе выну: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О, преподобне отче, премудре наставниче и Боголюбезне подвижниче Несторе Летописче! Предстояй со дерзновением престолу Вечныя Славы, не забуди нас грешных и недостойных, бурями страстей отягченных, и ходатайством твоим непрестанным защити страну нашу, тебе присную, и соотчичи твоя от всяких зол и скорбей. Утверди сердца наша в православней вере, отечество свое научи любити и в братолюбии крепце пребывати. Настави нас на стези спасения, да молитвами твоими, заступниче наш, внидем в вечное Царство славы, восхваляюще Господа и прославляюще твое заступление во веки веков. Аминь.

Песнь 1

Ирмос: Лицы израильтестии, невлажными стопами понт Чермный и влажную глубину прогнавше, всадники тристаты враги, видяще в ней погружены, с веселием пояху: поим Богу нашему, яко прославися.

Лицы иночестии, в летней памяти Богоноснаго отца стецитеся усердно к святей пещере и, любовию кланяющеся раце мощей Нестора любомудраго, воспойте Богу, яко во святых Своих славно прославися.

Ликом иноческим сочетающуся и в днешний день память твою воспети дерзающу, мне, паче всех грубейшему, молитвами твоими способствуй, Несторе святе, Бог бо в тебе дивно прославися.

Слава: Ликом Ангельским причтен быти хотяй, ликом равноангельным во плоти причтался еси, отче, от нихже Ангельскому житию научився, возшел еси к умному желанию: темже тя чтим, яко Бог в тебе дивно прославися.

И ныне: Лики святых и преподобных отец с лики Ангельскими предстояще, славите Рождшую всех святых Святейшее Слово; славити же днесь Божию Матерь и нам земным помозите, Та бо от всех дивно прославися.

Песнь 3

Ирмос: Лук сильных изнеможе, и немощствующии препоясашася силою, сего ради утвердися в Господе сердце мое.

Предложение твоего ума бе, аки лук напряжен, отче, живый бо во юдоле сей плачевней, восхождение имел еси в сердце своем выну к Богу; и мне убо, жизнь свою ведущу выну в печалех, Несторе, помози, моляся о мне, да возвеселится о Господе сердце мое.

Седмьнадесятолетен сый, мысленне приял еси мужа совершенна возраст: просиял бо еси, аки в старческих сединах, делы благими, сия и во мне исправи, блаженне, и возвеселится о Господе сердце мое.

Слава: Чистоту и смирение глубоко к нищете прием, возлетел еси, святе, аки крилома, на гору иноческих добродетелей; отнюдуже, усмотрив во мгновении ока преходящ мира сего образ, и паче в любовь Божию вперил еси сердце твое.

И ныне: Сад чистоты Рождшая, плодом сего, верующих Тя быти Матерь Божию, напитала еси обильно; и мне убо, верою покланяющемуся Тебе, Богоневестная Дево, даждь от сего плода поне мало вкусити, да печальное возвеселится сердце мое.

Седален, глас 4-й

От великих отец управлен в благия нравы и в юности весь Богови присоединився, плотския похоти умертвил еси пощением крепким, дух оживил еси надеждою благ вечных; Ангельски на земли пожив, со Ангелы ныне водворяешися, тем тя почитаем, Несторе блаженне.

Слава, и ныне:

Страшных чудес несказанный образ вижду в Тебе, Пречистая Дево, яко Бога зачала еси и Необыменнаго объяла еси утробою Твоею, но какова се бысть тайна, не испытую, паче же верую и со страхом ублажаю Тя, поющи: радуйся, Бога Невместимаго пространное селение.

Песнь 4

Ирмос: Услышах славное смотрение Твое, Христе Боже, яко родился еси от Девы, да от лести избавиши зовущия: слава силе Твоей, Господи.

Услышав славная и предивная на горе Печерской, пришел еси тамо, преподобне, и, видев с огнем и росою низходящую благодать Божию в начале основания церкве, юн еще сый, со старцы воспел еси: слава силе Твоей, Господи.

Большую и совершеннейшую в души твоей скинию творя Духу Святому, любезным восприятием заповеди от Богоносных отец позлатил еси ону, Несторе святе: тем, яко в красный чертог, прииде и обитель в тебе сотвори Отец с Сыном и Духом.

Слава: Аки сладкое млеко, учение отец Богоносных прием, слово делом исполнил еси, блаженне, и исполнен был еси Вышния Премудрости, юже и мы от писаний твоих чтуще, увеселяем души наша ведением на сих горах бывшия Божия благодати.

И ныне: Сладкое млеко покаяния и нектар Небесный умиления песни любовию Тебе приносящим, подаеши, Чистая Отроковице, яже и аз, страхом одержим, любовию же движим, приношу Ти, Владычице, и молю: услади сердце мое, Сладкаго Иисуса Христа моего Рождшая.

Песнь 5

Ирмос: От света пресекий первородный свет, яко во свете дела поют Тя, Христе, Содетеля, во Свете Твоем пути наша направи.

От света лестнаго любве удалився, желанием вожделел еси, Несторе, великих отец стопам, нравом и учениям последовати: сим даждь и нам прилежати, и во свете деяний оных молитвами твоими пути наша направи.

Глубоким смирением огражден сый, преподобне, высотою тщеславия ходящаго враги низверг, ногами попрал еси; ходатайством твоим к Богу, отче, даждь и нам смирение и во оном стопы наша направи.

Слава: Ангельски жизнь свою управльша вси тя, аки Ангела Божия, имеяху; тем и на диаконский степень взыти сподобился еси в немже добре шествие свое управив, и наша пути во святыни, Несторе, управи.

И ныне: Путь Рождшая Жизни, Всесвятая Дево, стезями соблазн ходящих яко Милосердая наставляеши на стези правды; и мене, заблуждающаго, Владычице, не презри, но яко Рождшая Наставника заблуждшим, во Свете Его пути моя направи.

Песнь 6

Ирмос: Внегда скорбети ми, возопих ко Господу, и услыша мя Бог спасения моего.

В преподобии и правде чин свой управляя, храм Духу Святому весь сотворился еси, и, вшед в храм нерукотворенный, Престолу Вышняго предстоиши; и мне, хотящему быти тамо, молитвами твоими, отче, помози, молю тя, молитвенника спасения моего.

Краснаго сада Делателя Небеснаго красное был еси прозябение, красными бо делы украшен, благия плоды, ихже ныне благоухание обоняем, возрастил еси; молю убо тя, блаженне, подаждь сия в дар и мне от Бога Спаса моего.

Слава: От труда подвигов твоих, Несторе преподобне, многия излив поты, напоил еси ниву души твоея и, израстив добродетелей класы, пожинаеши ныне рукояти, живый во веки в Небесных кровех; в нихже и мне быти моли Христа Спаса моего.

И ныне: Насеянная Духом Отчим земле святая, радуйся, яко прозябла еси нам Древо благосеннолиственное; зноем мя страстей опаленна под сень онаго приведи, Владычице, молю Тя яко Ходатаицу спасения моего.

Кондак, глас 2-й

Яко сый Богоноснаго Феодосия ученик и истинный жития того подражатель, первый честных его мощей самовидец быти сподобился еси, яже с прочиими святолепно пренес, наследил еси с темиже Царство Небесное, еже получити и нам, чтущим тя, Господеви молися.

Песнь 7

Ирмос: Авраамстии иногда в Вавилоне отроцы пещный пламень попраша, песньми взывающе: отец наших Боже, благословен еси.

Авраамовым стопам последуя, святе, исполнением заповедей принесл еси, якоже он Исаака, чист ум Владыце, сего ради от жизни сея прешел еси в землю, точащую безконечную сладость, идеже и мне моли быти, Несторе, собеседниче Богоносных отец наших.

От страстнаго мира сего преставлься, прешел еси в безстрастный мир, идеже в мире с сынами мира живый, и нас, в мире сем сущих, не отступай, моля Творца своего, да сопричастницы тебе будем, поюще: Боже, благословен еси.

Слава: Не уклонил еси сердца своего в словеса лукавствия в жизни сей многомятежней, преподобне, тем и воздушных духов лукавствия безмятежно прошед, к Небесным вратом доспел еси: яже и нам отверзти потщися молитвами твоими, да и мы с тобою поем: Боже, благословен еси.

И ныне: Уклонихся от стези правды и не хождах ногама моима на пути правы, но на стремнинах страстей заблуждающе, уязвих плесне мои тернием греха, обаче и храмляя, притекаю к Твоей благости и молюся: Владычице, исцели мя, Ты бо еси души моея врачевание.

Песнь 8

Ирмос: В Вавилоне отроцы Божественною распалаеми ревностию, мучителя и пламене прещение мужески попраша и, посреде огня ввержени, орошаеми, пояху: благословите вся дела Господня, Господа.

Силою духовною укреплен, прелетел еси, Богомудре, крилома твоих добродетелей к Горним, и по летех сих живеши ныне, идеже лета не оскудевают, к нимже и нам доспети моли, поющим: благословите, вся дела Господня, Господа.

От дому Божия Матере прешел еси, Несторе в Дом Божий, всесветящийся Иерусалим, и, Ангелом в числе граждан Небесных сожительствуя ходатайствуй и нам темже причтенным быти в памяти твоей поющим песньми Господа.

Слава: Троическое Едино Естество: отче, и Сыне, и Душе Святый, Едино Царство, силу и власть имущее, нас от власти князя тьмы избави, молитвами Богоносных отец наших Печерских, с нимиже и Нестора приводим Ти в молитву днесь, благословяще Тя во веки, Господа.

И ныне: Троическому предстоящи Престолу, Мати Дево, и славу Триипостаснаго Божества выну зрящи, молися за ны грешныя, да и мы Небесныя Славы не лишимся, песньми Тя славяще и из Тебе Рождшагося Господа.

Песнь 9

Ирмос: Рождество Твое нетленно явися: Бог из боку Твоею пройде, яко Плотоносец явися на земли и с человеки поживе. Тя, Богородице, тем вси величаем.

Отшел еси в селения праведных и духом предстоиши Присносущному Свету; призри убо на ны, живущия в селех многомятежнаго мира, и пособствуй сущим во бранех, Несторе блаженне, яко песньми тя ныне величаем.

С нимиже любовь стяжал еси живый телом, с сими, и духом изшед, сожительствуеши не отлучен, якоже показуют мощи твоя, Преподобне, со святыми в пещере лежащия, с нимиже предстани о нас молящися Богу, память твою величающих.

Слава: Любит милость и истину Господь, и ты, преблаженне, подобяся Тому, милостивый буди ходатай о спасении нашем, да тебе ради и мы, обретше благодать, не отпадем вечныя славы, яко успение твое святое песньми величаем.

И ныне: Любит всех Владыка ходатайство Твое, Пречистая Дево, и молитвы Твоя о человечестем роде приемлет; молися убо и о нас, рабех Твоих, Всецарице, да улучим милость в день Судный, выну бо Тебе яко Ходатаицу, кланяющеся, величаем.

История любого государства немыслима без бесценных реликвий, блестящих творений человеческой мысли и духа. Для Древней Руси таким без преувеличения можно назвать знаменитую и фундаментальную «Повесть временных лет». Она является ценнейшим источником исторических сведений и играет огромнейшую роль для всей славянской культуры. В ней красочно, подробно и с блестящим мастерством описаны исторические события, происходящие с библейских времен и до начала XII века.

Ее автором традиционно называется инок Киево-Печерского монастыря Нестор Летописец. День памяти его принято отмечать 9 ноября. Писатель, агиограф, исследователь, мыслитель, святой - имя его золотыми буквами вписано в историю Руси и навсегда останется в ней. Попробуем вкратце рассказать о биографии и деятельности этого удивительного человека, без преувеличения называемого отцом русской истории.

Краткая биография

Итак, давайте узнаем, как жил и чем прославился Нестор Летописец. Краткая биография этого человека, вернее, некоторые сведения о нем могут быть почерпнуты из главного его труда - “Повести временных лет”.

Доподлинно мало известно о его детстве, так как по скромности летописец ничего не писал о своих родных. Можно предположить, что семья его слыла знатной и богатой, так как только в такой можно было в те годы получить достойное образование. Известно только, что Нестор Летописец (годы жизни его также точно не определены: предполагается, что он появился на свет приблизительно в 50-х годах одиннадцатого века, а преставился в 1114 году), начал свой жизненный путь в городе Киеве. Это становится понятно из его работ.

Всю взрослую жизнь он провел в трудах и неустанных молитвах в Киево-Печерском монастыре и там же скончался, дожив до 58 лет. О его судьбе нам известно не слишком много. Кроме кратких автобиографических данных, почерпнутых главным образом из «Повести временных лет», о нем остались только небольшие сведения из «Киево-Печерского патерика». Там сообщается, что век его был достойным и долгим, проведенным в трудах во славу Бога. Мощи его являются нетленными и бережно хранятся в Киево-Печерской обители, в пещерах.

Монастырская жизнь и стремление к знаниям

17-летним юношей Нестор обратился в Киево-Печерскую обитель к преподобному Феодосию и стал там послушником, а по истечении трехлетнего срока, как полагалось в те годы, принял постриг. Посвятил его в сан преемник преподобного Феодосия игумен Стефан. Именно он и возвысил его до звания иеродиакона. Монах Нестор Летописец знаменит, главным образом, тем, что вместе с другими святыми отцами принимал участие в изгонении дьявола из Никиты Затворника. Но основным послушанием, наложенным на него, стало летописание.

Отметим, что тогда монастыри являлись средоточием научной и культурной жизни. Обитавшие в них монахи были образованными, они учились грамоте и умели писать, тогда как простому народу это было недоступно. В Киево-Печерской обители многие иноки занимались летописанием и созданием житий святых.

Во время своего пребывания в монастыре Нестор постепенно обнаруживает неодолимую тягу к получению знаний. Он прилежно изучает Евангелие, а затем жития греческих святых. Нестор глубоко почитал истинное знание, объединенное со смиренностью. Не мыслил свою жизнь без чтения, исследовал творения святых отцов и наставлял в этом других. Он высказывается о книге как о глубочайшем и чистейшем вечном источнике мудрости. Несомненно, Нестор был одним из самых просвещенных и грамотных людей своего времени.

Его писательское дарование с течением лет оттачивается, совершенствуется и достигает уровня высочайшего мастерства. Уже в первые годы жизни в обители Нестор Летописец проявляет себя в роли блестящего агиографа. Он создает знаменитые свои труды, одним из которых было «Чтение о житии Бориса и Глеба».

Житие Бориса и Глеба

Этот труд был написан Нестором по причине перевоза мощей братьев Бориса и Глеба в город Вышгород в 1072 году. Он создан в соответствии со всеми церковными канонами. Житие начинается, как тогда было принято, обширным риторическим вступлением, после чего автор переходит уже непосредственно к описанию центральных событий.

В тексте даются жизнеописания русских царевичей Бориса и Глеба, сыновей великого князя Владимира, и то, как в ходе междоусобной войны они приняли смерть от руки своего старшего брата Святополка Окаянного. Описывая эти события, Нестор Летописец не делает акцент на конкретных исторических событиях, но подчеркивает святость и христианское смирение и покорность братьев, которые с радостью принимают мученическую гибель и возносят ее до уровня торжества над греховной гордыней и междоусобной враждой. Завершается текст жития пространным описанием невероятных чудес, говорящих о славе страстотерпцев, а также обращением-молитвой к святым. Произведение впечатляет красноречием и яркой выразительностью и, несомненно, обладает большой художественной ценностью.

Отметим, что князья Борис и Глеб признаны первыми русскими святыми. Они были канонизированы в лике мучеников-страстотерпцев. Данью их памяти являются многочисленные храмы и монастыри, рассеянные по всей православной земле.

Жизнеописание Феодосия Печерского

В 1080-х годах создается еще одно известное произведение, автором которого был Нестор Летописец. Описание жизни преподобного Феодосия Печерского является ценнейшим источником сведений о судьбе этого необыкновенного православного святого подвижника. Это выдающееся произведение древнерусской письменности. Говоря о композиции и содержании жизнеописания, нужно отметить, что оно было написано строго по существовавшим тогда канонам, но при этом обладало неоспоримой художественной ценностью.

В произведении показана судьба Феодосия Печерского от рождения и до самой кончины. Как это было принято, Нестор Летописец прославляет в нем христианское смирение, послушание и стойкость преподобного старца. Образ Феодосия воплощает в себе истинное милосердие, сострадание и любовь к людям. Кроме непосредственно жизнеописания, в произведении описывается также быт раннего периода существования Киево-Печерской обители.

Добавим, что в 1091 году Нестору было дано особое поручение найти и откопать из земли святые мощи преподобного Феодосия Печерского, для того чтобы впоследствии перенести их в храм. По его рассказу, он и еще два монаха, выполняя эту почетную и ответственную задачу, оказались очевидцами необыкновенных чудес.

Повесть временных лет

Но самым главным трудом, который создал преподобный Нестор-летописец, осталась составленная к 1112-1113 годам «Повесть временных лет». Отметим, что до ее появления русская культура не знала подобных произведений. Существовавшие записи носили отрывочный характер и не могли представить полной картины происходящих на Руси исторических событий.

«Повесть временных лет» же является цельным, единым, глобальным произведением, и потому ее автор глубоко почитается как первый летописец. Нестор замыслил колоссальный труд - свести воедино разрозненные списки, записи и исторические своды. Поэтому в его состав входят не только его личные сочинения, но и работы его предшественников. «Повесть временных лет» можно назвать одним из основных источников по этнографии восточноевропейских народов того времени. В ней содержится информация о быте, языке и верованиях разных славянских племен.

Повесть является неоднородной: в ней, помимо подробной описательной части, содержатся также жития святых, народно-поэтические предания, исторические записки и прочие вставные материалы, которые увековечил в своем труде Нестор. Русский летописец вначале ведет повествование о библейских временах и о выделении славян в отдельную нацию. После идет речь о многочисленных племенах, а также возникновении и судьбе нашего государства вплоть до самого начала XII века.

История Древней Руси органически вплетается в общемировую, становясь неотъемлемой ее составляющей. Из летописи мы черпаем сведения о правлении Рюриков, о жизни первых великих князей. Большое внимание уделяется пространным жизнеописаниям святых, а также различным историческим событиям - войнам, сражениям, походам.

Одно из центральных мест в произведении отведено выбору веры и крещению Руси. Можно сказать, что «Повесть» пропитана христианскими идеями и мотивами, что не удивительно, особенно если учесть, что ее автор был монахом. Смысл крещения Руси в произведении заключается в спасении от языческого невежества и идолопоклонничества. Огромное внимание в «Повести временных лет» уделяется различным чудесным явлениям - прежде всего, небесным знамениям.

Кроме богатых исторических сведений в произведении содержатся также авторские рассуждения на тему добра и зла. Здесь Нестор проявляет себя не только исследователем и патриотом, но также и незаурядным мыслителем и философом.

Позже «Повесть временных лет» стала источником для дальнейших летописных сводов. Как видим, поистине грандиозный труд замыслил и совершил Нестор Летописец. Краткая биография его, отраженная в повествовании, хоть и является неполной, но все же проливает свет на характер самого автора. Примечательными в этой связи являются отрывки, где Нестору приходится говорить о самом себе. В них он называет себя недостойным, грешным, худым. И, наверное, они являются не только данью времени, требующему подобных авторских характеристик, но и показателем смиренности и скромности Нестора.

Значение произведения

Значение труда невозможно переоценить. Это, без сомнения, главное произведение, которым занимался Нестор Летописец. «Повесть временных лет» и в наши дни остается важнейшим источником сведений по русской истории. Заметим, что не одни только ученые прошлых столетий, но и современные исследователи продолжают черпать из нее информацию.

Кроме того, произведение благодаря своим художественным качествам стало крупнейшим литературным памятником. Отметим также, что сей труд является еще и значимым юридическим документом, так как в его состав входят некоторые законы и наставления. «Повесть временных лет» стала кладезью информации и для более поздней художественной литературы.

В частности, на ее основе построена трагедия «Вадим Новгородский» Я. Б. Княжнина. Поэтичностью древних сказаний проникнута знаменитая «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина.

«Повесть временных лет» сыграла значимую роль в сотворении более поздних областных летописей. Она постоянно включалась в них, начиная собой историю Твери, Новгорода, а также и Московского государства.

Нельзя недооценивать и колоссальную воспитательную роль произведения. Из поколения в поколение оно учит патриотизму и гордости за свой народ и почтению к его славной истории.

При всем этом, заслуга Нестора в первую очередь в том, что, в отличие от большинства монахов, которые стремились всячески приукрасить события, он излагал только факты. Подобно Геродоту, историк хотел запечатлеть подлинную жизнь своего народа, обычаи, традиции, уклад.

Благодаря этому труду мы можем судить не только о великих подвигах князей, но и об их характере. Много знаем о дворцовых интригах и тайнах того времени.

Преемники

Умирая, старец завещал развитие своей грандиозной повести другим инокам Киево-Печерского монастыря. Его последователями были игумен Сильвестр, который оформил «Повесть временных лет» в ее современном облике, и игумен Моисей Выдубицкий, продолживший ее вплоть до тринадцатого века. И, кроме того, игумен Лаврентий. Этот летописец в 1377 году создал так называемую «Лаврентьевскую летопись» - наиболее древний из сохранившихся до нашего времени списков, сберегших «Повесть», над которой работал преподобный печерский подвижник Нестор Летописец. Фото этой бесценной реликвии доступно для каждого, а сама она хранится в Российской национальной библиотеке в городе Санкт-Петербурге. Наследником агиографической традиции Нестора был Симон, епископ Владимирский.

Нестор Летописец и Русская Церковь

В своих работах Нестор описывает основные вехи развития Русской Церкви с момента ее возникновения. Он повествует о сотворении славянской письменности святыми Кириллом и Мефодием, о Крещении княгини Ольги в городе Константинополе. Нестор сообщает о первой записанной в церковных источниках информации о народе русском. Его труды сохранили историю первого Киевского храма, создание которого датируется приблизительно 945 годом. Именно он повествует об образовании Печерской обители, а также о ее создателях и святых подвижниках.

Часы, когда жил и писал Нестор, были трудными для русских земель и церкви. Междоусобные бои и вражеские нападения разрушали города и поселения, сжигали православные храмы. И все же преподобный старец с гордостью и благородным трепетом за родную землю продолжал свой вдохновленный свыше труд.

Работы Нестора всегда вызывали интерес у исследователей. Без их изучения немыслимы ни история, ни литература. Творения его издавались множество раз. Работе преподобного Нестора посвящали свои труды многие исследователи разных веков. На эту тему издавались книги, проводились научные конференции и семинары. И она остается поистине неисчерпаемой и для потомков.

Память о Несторе

Спустя почти тысячелетие мы продолжаем бережно хранить память о преподобном старце. Нестор Летописец является одним из героев романа советского и российского писателя Михаила Казовского «Месть Адельгейды». Произведение повествует о жизни внучки Ярослава Мудрого Евпраксии Всеволодовны.

Сегодня в разных городах установлены памятники Нестору. Интересно, что в городе Любече подобный монумент носит объединяющий характер: он был воздвигнут там в 1997 г. к годовщине первого знаменитого съезда князей Древней Руси, проходящего здесь в 1097 г. Украинская Православная Церковь МП утвердила орден, посвященный ему. Кроме того, в Киеве созданы два храма имени святого Нестора Летописца. Также печатаются марки и чеканятся монеты с его изображением.

За величайшие заслуги его канонизировала Русская Церковь. И это заслуженно, ведь поистине великий труд совершил Нестор Летописец. День памяти святого по Юлианскому календарю - 27 июля. Мощи преподобного старца сберегаются в Киево-Печерской Лавре, в Ближних пещерах. Кроме того, под именем святой Нестор Летописец Печерский он занял почетное место в списке святых не только православной, но и римско-католической церкви.

Нестор как чудотворец

Говоря об этом великом человеке, нельзя не упомянуть о еще одной важной детали. Святой Нестор Летописец с давних времен почитается как чудотворец. Как мы уже упоминали, вместе с другими иноками Киево-Печерской обители принимал участие в изгонении дьявола из Никиты Затворника. Наиболее юный из них, он, тем не менее, пользовался большим авторитетом у остальных братьев.

Зафиксированы случаи, когда прикосновение к раке с его мощами исцеляло от разных болезней. Есть даже история о ребенке, который к четырем годам практически не умел говорить. Обеспокоенные родители по совету знающих людей отнесли и приложили его к раке со святыми мощами. И ребенок начал говорить связными предложениями. Как бы то ни было, но и сейчас люди обращаются с молитвой к преподобному старцу, с просьбой даровать мудрость, помочь в приобретении знаний и наставить на путь спасения.

Действительно великим подвижником был Нестор Летописец. Фото памятников и картины с его изображением передают глубину помыслов, чистый свет божественной искры в его глазах. Но истинная мудрость заключена в его словах и бессмертных текстах, которые и теперь продолжают волновать сердца православного христианина. История Нестора Летописца - это описание жизни благородной души, сполна наделенной божьим огнем, чтобы осветить им судьбу целого народа.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Нестора Летописца

Нестор Летописец – монах Киево-Печерского монастыря, участвовавший в написании легендарной «Повести временных лет». Древнерусское произведение, по мнению историков, отразилось на развитии славянской культуры в целом и вошло в копилку мировой духовной литературы.

Житие преподобного

Будучи в возрасте 17-ти лет, Нестор обратился к Феодосию, основателю монашества на Русской земле, с просьбой стать послушником. Прошение было удовлетворено, юноша приступил к исполнению разных мелких работ в храме. Таким образом он готовился стать монахом, и вскоре его мечта сбылась.

Нестор успешно прошел монашеский искус, то есть проверку. В ходе испытаний подтвердилось, что он имел полное право оказаться в составе братства. Соответствующий постриг осуществил игумен Стефан, ставший впоследствии преемником преподобного Феодосия. При этом же настоятеле Нестора посвятили в иеродиакона.

Нестор известен тем, что принимал активное участие в изгнании беса из монаха Никиты, получившего прозвище «затворник». Диавол спустился к тому с небес под видом ангела, после чего монах впал в заблуждение, позабыл о Новом Завете и стал давать мирянам странные пророчества. Никита уединился в своей пещере, но инокам удалось вывести его оттуда, избавить от бесовской прелести и вернуть на путь праведный. Усилия братьев увенчались успехом – со временем Никита-затворник стал святителем (архиереем).

Скончался Нестор приблизительно в 1114 году. Последний земной приют преподобный обрел в Ближних пещерах лавры. В 1763 году память его была почтена в ходе литургии, главнейшего христианского богослужения.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Среди представителей православной церкви принято чтить Летописца два раза в году: вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.

Труды летописца

Поначалу из-под пера Нестора вышло «Житие Святых Бориса и Глеба», посвященное князьям-страстотерпцам. Герои произведения были первыми святыми на Руси, которые были канонизированы не только Русской церковью, но и Константинопольской. Затем было написано «Житие преподобного Феодосия Печерского», фактически духовного наставника самого Летописца. Эти работы, проливающие свет на развитие древнеславянской цивилизации, имеют большое историческое значение.

Однако в памяти потомков Нестор остался в основном как создатель «Повести временных лет». Летопись с достаточно длинным названием появилась в 1113 году. Автор упомянул в ней библейские времена, остановился на истории Киевской Руси, в том числе на ее крещении. Естественно, не обошел вниманием историю создания своей родной обители.

Впоследствии творение неоднократно переписывалось, в результате чего в него вносились правки. Но отклонения от текста незначительны, поэтому свой первоначальный смысл он не потерял. В то же время принято считать, что первоначальный вариант летописи, учитывая изменения, потерян.

Справедливости ради следует отметить, что Нестор не сам приложил руку к созданию летописи. У преподобного были предшественники, обобщенные и доработанные труды которых и легли в основу повествования. Однако это нисколько не умаляет заслугу самого Нестора Летописца. Наоборот, его историко-литературный труд имеет большую ценность в качестве собрания давних фактов.

(~1056–1114)

На пути к иночеству

Преподобный Нестор Летописец был родом из Киева. О точной дате рождения, о подробностях его детства и юношества нам ничего не известно. Есть основания полагать, что Нестор появился на свет в 50-х годах XI столетия.

В семнадцатилетнем возрасте Нестор, желая связать свою жизнь с монашеским деланием, явился к двум блаженным отцам: преподобному Антонию (основателю русского иночества) и преподобному Феодосию. Разумея в подвижниках святых Божьих праведников, он смиренно просил их не изгонять его прочь, а дозволить ему пребывать при них в послушании.

В это время Антоний жил в уединённой пещере, в священном безмолвии, угождая Богу непрестанной сердечной молитвой. Феодосий же занимался устроением иноческой обители. Промыслом Божьим Нестор остался при преподобных отцах.

Ещё до посвящения в иночество он обнаруживал перед ними готовность жить строгой иноческой жизнью. Несмотря на юность и многочисленные трудности, связанные с немощью плоти, Нестор являл отцам твёрдость в желании следовать спасительным путём.

Через них он освящался и просвещался как через два великих Божьих светильника. Он ревностно и безропотно исполнял назначаемые ему послушания, приучаясь к смирению, кротости, пощению, бдению, сердечной молитве и вольной нищете. Питая к наставникам самое искреннее уважение и любовь, всякое слово он исполнял безропотно, с радостью и доверием.

Ангельское служение

После блаженной кончины Антония (1073 г.) и Феодосия (1074 г.), он и сам словно бы умер для мира.

От игумена Печерской обители, преподобного Стефана, Нестор принял ангельский образ, а вскоре его возвели в сан иеродиакона.

Иноки Печерского монастыря славились многими добродетелями. Желая подражать Искупителю, они охотно совершали труднейшие ежедневные подвиги. Кто-то питался только сырой или вареной травой, кто-то подвизался в молитвенном бдении, кто-то в земных поклонах. Всех их объединяло то, что они единодушно пребывали в вере, надежде, любви, как и положено братиям Православного монастыря.

Приняв ангельский образ (двоякий: как инок и как диакон), Нестор уподобился бесплотным небесным служителям: с ещё большею ревностью стал угождать Богу послушанием и молитвой, стал увеличивать в себе христианские добродетели. При этом он не лицемерно считал себя грешником, недостойным Божьих даров.

Занимаясь аскетическим деланием и на опыте познавая Божественную благость, Нестор не отрицал значимость теоретических знаний. Он ценил богоугодные книги как сокровищницу Истины, аллегорически сравнивал их с реками, наводняющими вселенную. Считается, что особым его послушанием было составление летописей.

Так, в 80-х годах XI столетия он записал житие своего духовного учителя, . Но пожалуй, самым выдающимся творческим трудом Нестора Летописца явилась история развития Русской земли. Полагают, что он завершил это сочинение к 1112-1113 году.

В сущности оно включило в себя комплекс различных сказаний, обработанных и представленных в форме единого цельного произведения. Исторические факты тесно переплетаются в нём с историей развития Церкви. Сама история Руси изложена здесь как важная и неотъемлемая часть всемирной истории. Фундаментальность и четкость труда выдаёт в авторе мужа большой учёности и веры.

В 1091 году братия, движимые Духом Святым, собрались во главе с игуменом на совет, где, посовещавшись, определили выкопать погребенные прежде в пещере мощи преподобного Феодосия и торжественно перенести их в Печерскую церковь. По слову игумена, Нестор, приготовив необходимый инструмент, выбрал из братий помощников и направился к погребению святого. Прочитали молитвы и стали копать. Копали поочередно, вечер и ночь; однако добраться до честных мощей не получалось. И лишь когда ударили в колокол, в этот самый момент Нестор вдруг понял, что докопался до мощей.

Само это событие сопровождалось чудесным знамением: братия, находящиеся в монастыре, увидели огненные столпы. Мощи благоговейно перенесли в приготовленное место. Впоследствии Нестор был свидетелем других чудес и знамений, совершавшихся силой Божьей через эту святыню.

Великих князей русских деяния / и преподобных отец Печерских жития и чудеса написавый, / свое же, Богомудре Несторе, многих ти ради добродетелей имя / написано на небеси стяжавый, // моли и нам написатися в Книги Животныя.

9 ноября Русская православная церковь отмечает день памяти преподобного Нестора-летописца. Десятки лет своей жизни он отдал созданию «Повести временных лет» - летописного свода, который определил место русского народа в мире и истории.

Летопись

Преподобный Нестор родился и жил в Киеве во второй половине XI века. На духовный путь он встал 17-летним юношей, став послушником Печерского монастыря - будущей Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. Здесь же он будет спустя 40 с небольшим лет погребен.

Свои дни он проводил в молитвах и монашеских послушаниях - при этом в собственных записях Нестор называл себя недостойным, грешным и окаянным. Одновременно житие будущего летописца сообщает: чистотою жизни и послушанием юный подвижник скоро превзошел даже известных печерских старцев.

Главной страстью Нестора были книги - их он называл «реками, напояющими вселенную, от которых исходит мудрость». Видя это книжное усердие молодого монаха, ему дали послушание летописца.

Главным трудом Нестора стала «Повесть временных лет», составленная к 1112–1113 годам. «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть», - такими словами начал инок свой многолетний труд.

В работе он действовал как профессиональный историк: изучал предшествующие летописные своды и сказания, монастырские записи, рассказы воинов, торговцев и путешественников, сравнивал и анализировал их. Обращался Нестор и к византийским летописям.

«Повесть» - не просто перечисление фактов и дат в хронологическом порядке: это духовное осмысление истории Руси. И не случайно история народа и государства переплетены в летописи с историей христианства, даже само повествование Нестор начал с библейских времен - все потому, что летописец воспринимал историю Руси как неотъемлемую часть всемирной истории и в конечном итоге как историю спасения всего человечества.

Создание славянской грамоты, крещение Ольги в Константинополе, строительство первого православного храма... Описывая исторические события, Нестор упоминает и о тех, свидетелем которых был сам: 1096 год, половцы подступили к Киеву, разгромили и сожгли Печерскую обитель.

Позже обитель отстроили заново, а историк и наблюдатель Нестор продолжил свой труд.

Апостол Андрей. Фото: iconrussia.ru

Перед своей кончиной он завещал монахам продолжить работу над летописью. Впоследствии текст летописи несколько раз переписывали и дополняли. Оригинал, написанный Нестором, до наших дней не дожил - он сохранился в виде списков в составе Лаврентьевской летописи, составленной в 1377 году, и Ипатьевской летописи середины XV века.

Историки до сих пор спорят об авторстве летописи. Алексей Шахматов, русский историк и филолог конца XIX - начала XX века, сравнив текст «Повести» с другими древними текстами, пришел к выводу, что, по всей видимости, Нестор был не единственным ее составителем. Текст многослоен, в нем есть нестыковки - стало быть, в основу труда Нестора легли летописи, написанные предшественниками. Как полагают исследователи, более ранние тексты, которые легли в основу «Повести», были созданы в 1037–1044 годах.

Впрочем, даже если принять этот факт во внимание, заслуг Нестора это отнюдь не умаляет. Он свел воедино огромное количество информации и составил цельный исторический труд. Именно этот труд послужил образцом изложения для последующих летописцев - его почти целиком вносили во все последующие своды. Интересно, что сам Нестор нигде не упоминает себя в качестве составителя. Его имя указывается лишь в более поздних копиях летописи и других монастырских записях.

Исторические загадки

Немало вопросов у историков не только к авторству, но и к содержанию летописи. Начальные страницы русской истории по-прежнему представляют для исследователей тайну, и «Повесть временных лет» при всей ее монументальности не дает ответов на многие вопросы.

Например, первое появление славян на мировой арене Нестор смог отследить только в момент их появления на Дунае. Описывая события давно минувших веков, Нестор не всегда приводит точные даты, а такие важнейшие моменты в русской истории, как, например, основание города Киева, даны в виде пересказа легенды. Первая конкретная дата, упомянутая в летописи, - 852 год, и у ворот Царьграда внезапно появляется «мощный русский флот».

В несторовской летописи содержится большое количество фактов, говорящих о том, что Древняя Русь была развитым государством еще задолго до Рюрика. Описывая путешествие по землям Древней Руси апостола Андрея в I веке новой эры, летописец пересказывает слова Андрея, сказанные об увиденном уже по возвращении в Рим: «Удивительное видел я в Словенской земле на пути своем. Видел бани деревянные, и разожгут их сильно, и разденутся догола, и обольются квасом кожевенным, и возьмут молодые прутья, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что вылезут еле живые, и обольются водою студеною, и так оживут». Историк церкви Антон Карташев считает этот отрывок более поздней впиской в текст - так, по его мнению, киевские переписчики свода хотели подшутить над новгородскими.

Говорит Нестор и о происхождении слова «русь», и о том, кем были варяги. Летописец сближал эти понятия: нередко сам называет варягов «русью». При этом он отделяет варягов от шведов, скандинавов и других североевропейских народов, внеся свою лепту в последующую дискуссию историков о норманнском происхождении Руси.

«Повесть временных лет» составлена не для людей, а для последующего Страшного суда, на котором Господь будет судить целые народы, считает Игорь Данилевский, современный историк. Академик Дмитрий Лихачев добавлял: Нестор показал место русского народа на карте мировой истории и убедительно доказал, что русские - не без роду и племени.