Эббингауз вклад в психологию. Закон забывания Г

ЭББИНГАУЗ ГЕРМАН.

Герман Эббингауз родился 24 января 1850 г в Германии. Родители Германа хотели, чтобы их сын получил профессию, приносящую хороший доход, но мальчик очень интересовался наукой. Несмотря на возражения семьи, он поступил в университет, где познакомился с основами теории психофизики, созданной Г. Фехне-ром. Особенность теории Фехнера состояла в том, что он считал возможным измерить все психические процесы количественным методом После окончания учебы Эббингауз решил проводить свои эксперименты в русле этой теории Он исходил из того, что количественными и экспериментальными методами можно исследовать не только элементарные психические процессы, но и такие сложные феномены, как, например, память.

Экспериментальная психология в то время была еще недостаточно развита, Вильгельм Вундт только в 1879 г открыл в Лейпциге свою первую лабораторию экспериментальной психологии. Эббингаузу пришлось создать свои методы изучения различных феноменов, а в качестве объекта исследований он выступал сам.

Основным направлением исследований ученого было исследование проблем психологии памяти количественными методами. В 1885 г. Эббингауз выпустил книгу «О памяти», где привел некоторые закономерности этого отдела психологии Он определял память как систему, состоящую из запоминания, сохранения и воспроизведения информации в дальнейшем Основой этой работы стали эксперименты, проведенные им на себе. Пытаясь вывести определенные законы запоминания материала и его последующего воспроизведения, ученый составил 2300 трехбуквенных слов, состоящих из двух согласных и гласной между ними. Эти слова не несли никакого смысла и, кроме того, не вызывали никаких смысловых ассоциаций.

Во время опытов он испробовал и просчитал время и объем их заучивания, нашел закономерности забывания. «Кривая забывания», выведенная им на основе этих опытов, является одним из основополагающих элементов психологии памяти. Она показывает, что около половины запоминаемого материала забывается в первые полчаса после заучивания, а в течение первого часа - уже около 60 % полученной информации. Постепенно скорость процесса забывания уменьшается, и через неделю в памяти находится 20 % информации, которые уже могут сохраниться надолго.

Эта кривая, наряду с кривой заучивания, в психологии является классической и часто берется за основу при отработке профессиональных навыков, а также при решении различных психологических проблем. Кроме того, Эббингауз в своей работе изложил некоторые особенности воспроизведения материала различного объема, а также различных по порядку фрагментов этого материала. Разработав математичекие модели памяти, Г. Эббингауз стал первым, кто показал, что процессы запоминания и забывания имеют нелинейный характер

Все исследования, которые проводил ученый, основывались на запоминании бессмысленных буквосочетаний. Осмысленный же материал запоминается несколько быстрее, кроме того, при запоминании информации, несущей конкретную смысловую нагрузку, действуют определенные эффекты и закономерности. Так, например, при запоминании задачи действует особенный эффект. Если решение задачи не доведено до конца, она запоминается лучше и остается в памяти дольше, решенная же задача запоминается значительно хуже.

Кроме этого, действует эффект края. Та информация, которая находится ближе к краю списка, т.е. либо в конце, либо в начале, запоминается лучше, а то, что расположено в середине, быстрее исчезает из памяти.

Проводя различные опыты, Г. Эббингауз установил, что срок, на который запоминается информация, зависит от установки, действующей во время запоминания. Один из опытов был связан с учащимися, которым задали запомнить два рассказа. Им было сказано, что первый рассказ будет проверен на следующий день, а второй - еще нескоро. На самом же деле оба рассказа были проверены через месяц. Оказалось, что второй рассказ учащиеся запомнили лучше, чем первый. Таким образом, Эббингауз предложил такой метод для лучшего сохранения информации в памяти: при запоминании нужно рассчитывать на то, что данная информация обязательно потребуется в дальнейшем.

Так же при запоминании большого объема различной информации существует эффект «затаптывания следов». Чем больше сходных по содержанию и форме данных человек пытается запомнить, тем хуже ему это удается. При изучении этих закономерностей Г. Эббингауз разработал несколько методик, с помощью которых можно исследовать процессы памяти.

От исследований памяти Эббингауз вполне естественно перешел к изучению различных проблем педагогики Память ребенка очень активная и емкая, дети и подростки при желании могут запомнить гораздо больше информации, чем взрослые, скорость запоминания у них также гораздо выше. Однако дети при запоминании совершают гораздо больше ошибок, что становится причиной быстрой потери информации.

Г. Эббингауз выпустил ряд статей, предназначенных как для педагогов и родителей, так и для детей. В этих работах он предложил ряд практических рекомендаций по улучшению качества запоминания. Информация, которую ребенок получает на уроке, должна восприниматься им активно. Если в процессе получения знаний он старается обдумывать их, формулировать вопросы и комментарии, то процесс запоминания будет более эффективным.

Информация, которую получают учащиеся, должна быть эмоционально насыщенной, тогда она будет легче запоминаться, если же эмоциональная окраска отсутствует, то ее нужно «придумать». Другими словами, Г. Эббингауз советовал придумывать, как можно в будущем применить полученную информацию или же создавать для нее юмористическую интерпретацию.

При запоминании большого объема материала нужно особенно тщательно заучивать информацию, содержащуюся в середине учебного материала, поскольку именно она обычно быстрее всего выпадает из памяти. Для того чтобы избежать действия эффекта «затаптывания следов», нужно постоянно менять специфику запоминаемого материала. Ученый советовал хотя бы чередовать естественные предметы с гуманитарными, а также менять форму подачи материала.

Активно занявшись проблемами детской психологии, Г. Эббингауз провел исследования умственных способностей детей различного возраста, результатом которых стала шкала умственных возможностей. Для того чтобы получить количественное выражение этих способностей, ученый изобрел тест, получивший название «тест Эббингауза».

С начала 1890-х гг. Эббингауз работал в лаборатории, где проводил множество экспериментов. Он эмпирическим путем изучал проблемы чувственного ощущения, в частности зрительного восприятия. Набрав достаточно фактов, ученый выпустил несколько статей по этой проблеме.

Герман Эббингауз умер 26 февраля 1909 г. Его научная деятельность была в основном посвящена проблемам памяти. Он изучал закономерности запоминания и забывания информации, вывел кривую, показывающую нелинейный характер процесса забывания.

Кроме этого, Г. Эббингауз является одним из основателей экспериментальной психологии. Все свои научные разработки он обосновывал с помощью экспериментально полученных данных. Сначала он проводил опыты на самом себе, а затем - в лабораториях. Поскольку экспериментальная психология в то время была еще совершенно не развита, Эббингаузу приходилось самостоятельно разрабатывать методы для работы.

Из книги Вернись в Сорренто?.. автора Герман Анна

Об Анне Герман Возвращение Эвридики Воскресным вечером я прогуливался по Лазенкам, как вдруг откуда-то издали приплыла песня. Усиленная микрофонами, она струилась над старым парком, и я остановился словно пораженный громом: неужели она?! Конечно, этот голос трудно

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

ГЕЛЬМГОЛЬЦ ГЕРМАН ФОН. Герман фон Гельмгольц родился в Потсдаме 31 августа 1821 г. Он прославился не только как психолог, но и как физик, математик и физиолог. Его отец на протяжении всей своей жизни работал учителем в гимназии. Мать была из английской семьи, переселившейся в

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

ТИТОВ ГЕРМАН ТИТОВ ГЕРМАН (космонавт №2; 6–7 августа 1961 года он первым в мире провел на орбите в тесном космическом корабле целые сутки, доказав, что человек может жить и работать в космосе; скончался 20 сентября 2000 года на 66-м году жизни).Титов умер внезапно. 9 сентября он в

Из книги Большая Тюменская энциклопедия (О Тюмени и о ее тюменщиках) автора Немиров Мирослав Маратович

Герман Фамилия неизвестна.Но, если вести речь о городе Тюмени, и если вести ее о ее духовной жизни, то, несомненно, самым шумным ее явлением второй половины 1980-х годов была деятельность людей, группирующихся вокруг всякой рок-музыки, и в основном - вокруг группы

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации. Их любят, о них говорят автора Раззаков Федор

Из книги Страсть автора Раззаков Федор

Алексей ГЕРМАН Поскольку Алексей Герман был сыном известного писателя Юрия Германа, проблем с деньгами у него никогда не возникало. И когда он учился в институте, в ЛГИТМиКе, мог пригласить понравившуюся ему девушку в любой питерский ресторан, точно зная, что любой счет

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

ГЕРМАН Анна ГЕРМАН Анна (певица; скончалась 26 августа 1982 года на 47-м году жизни). В первый раз Герман едва не ушла из жизни в 1967 году. Она тогда гастролировала в Италии и попала в страшную автокатастрофу. У нее были сложные переломы позвоночника, обеих ног, левой руки,

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

ГЕРМАН Юрий ГЕРМАН Юрий (писатель, сценарист: «Семеро смелых» (1936), «Дело Румянцева» (1956), «Дорогой мой человек» (1958), «Верьте мне, люди» (1965) и др.; скончался 16 января 1967 года на 57-м году жизни). В конце 40-х Герман написал роман «Подполковник медицинской службы», где в точности

Из книги Город Старица и местночтимая подвижница Пелагия автора Шитков Александр Владимирович

КАЧИН Герман КАЧИН Герман (актер театра, кино: «Мичман Панин» (1960; матрос Епифанов), «Казаки» (1961; Ванюша), «Порожний рейс» (1963; шофер Виктор Крюков), «Сокровища республики» (1965; Осокин), «Дети Дон Кихота» (1966; пациент косметолога Сазонов), «Три дня Виктора Чернышова» (друг

Из книги Они были первыми автора Герман Юрий Павлович

ТИТОВ Герман ТИТОВ Герман (космонавт № 2; 6–7 августа 1961 года он первым в мире провел на орбите в тесном космическом корабле целые сутки, доказав, что человек может жить и работать в космосе; скончался 20 сентября 2000 года на 66-м году жизни). Титов умер внезапно. 9 сентября он в

Из книги 100 знаменитых американцев автора Таболкин Дмитрий Владимирович

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

Ю. Герман ЛЕД И ПЛАМЕНЬ Я никогда не видел Феликса Эдмундовича Дзержинского, но много лет назад, по рекомендации Максима Горького, разговаривал с людьми, которые работали с Дзержинским на разных этапах его удивительной деятельности. Это были и чекисты, и инженеры, и

Из книги Вся премьерская рать автора Руденко Сергей Игнатьевич

МЕЛВИЛЛ ГЕРМАН (род. в 1819 г. – ум. в 1891 г.) Писатель. Романы «Ому», «Марди», «Редберн», «Белый бушлат», «Моби Дик, или Белый Кит», «Пьер, или Двусмысленность», «Израиль Поттер», «Искуситель»; повести «Тайпи», «Билли Бад, формарсовый матрос»; сборник новелл «Сказки с

Из книги Чекисты [Сборник] автора Дягилев Владимир

Г. Эббингауз (1850–1909) 24 января 1850 г. родился Герман Эббингауз – один из основателей экспериментальной психологии. В отличие от своего современника В. Вундта, изучавшего «первоэлементы» сознания и убежденного, что высшие психические функции невозможно экспериментально

Из книги автора

Герман Анна Анна Герман принадлежит к той категории людей, которые «видят цель, но не видят препятствий». Как говорят галичане, она - женщина «гонорова» и любит поговорить о равенстве женщин и мужчин.Еще во времена своей журналистской деятельности Анна Николаевна

Немецкий психолог Герман Эббингауз, отталкиваясь от работ Г. Фехнера, первым попытался распространить объективный экспериментальный метод на исследование высших психических функций - памяти (1885) и интеллекта (1897). В своем классическом исследовании «О памяти» Эббингауз разработал основные приемы ее экспериментального исследования. Стремясь изучать память в ее «чистом виде», он использовал в качестве материала для запоминания бессмысленные слоги, в силу чего установленные им закономерности оказались справедливыми в отношении механической, а не характерной для человека смысловой памяти. Работы Эббингауза оказали решающее влияние на внедрение в психологию объективных экспериментальных методов в противовес интроспективным.

Эббингауз впервые вышел за пределы физиологического эксперимента вундтовского типа и сформулировал законы памяти на основе собственного психологического эксперимента. Память понимал как механический процесс образования следов. Как образуются новые следы? => Методическая задача: найти материал, абсолютно незнакомый испытуемому, не имеющий никаких связей с его прошлым опытом → бессмысленные слоги; разработал методику их составления и приемы подачи материалов, позволяющие однозначно оценивать результаты. Ввел 2 метода исследования памяти :

§ метод заучивания → испытуемому предъявляется ряд бессмысленных слогов, которые он должен заучить путем повторений до правильного безошибочного воспроизведения; показатель скорости и качества заучивания – число повторений;

§ метод сбережения → после того как наступило полное забывание материала, он вновь предъявлялся испытуемому; число повторений уменьшалось => заучивание дает некоторую экономию времени; заученное оставляет в памяти следы, но к ним теряется доступ.

Эббингаузом были установлены следующие факты:

§ Выявлен объем непосредственного запоминания , который выражается количеством единиц материала, которые человек может воспроизвести после однократного предъявления (равен 6-8 бессмысленных слогов) → важное значение для определения нарушений памяти;

§ При незначительном увеличении материала количество повторений, требуемых для его заучивания, возрастает во много раз => увеличение нагрузки на память приводит к снижению работоспособности.

Время, которое требуется для заучивания материалов, целесообразно разделять на несколько сроков, разделенных интервалами. Например, если материал требует 30 повторений, лучше повторять его по 10 раз в течение 3 дней, чем все 30 раз за 1 день. Данная закономерность есть «закон Йоста», выведенный в эксперименте Мюллера и Йоста (1897), в соответствии с которым более старая ассоциация больше укрепляется повторением и лучше актуализируется, чем только что образовавшая.


§ Помимо заучивания, необходимо еще и переучивание → после того, как материал выучен полностью, необходимо возвращаться к нему, чтобы он не был забыт. Забывание – такой же закономерный процесс, как и запоминание. Сразу после запоминания забывание идет быстро, затем процесс замедляется и через определенное время останавливается. Рис. 1. Кривая забывания

Данная закономерность действует не только для бессмысленных слогов, но и для осмысленной памяти.

§ Был обнаружен «фактор края» – ослабление связей в середине ряда предъявляемых элементов (сами элементы во всех предъявлениях были одинаковыми, менялся только их порядок).

§ Эббингауз использовал также в качестве запоминаемого материала осмысленные тексты. Оказалось, что для запоминания имеет значение не количество элементов, а число самостоятельных единиц => память как осмысленная деятельность, а не механическая способность запоминать любой материал.

§ Был обнаружен факт упражняемости памяти → тренировка в запоминании одного материала приводила к улучшению запоминания материала другого рода.

Выводы, полученные Эббингаузом, имели прикладное значение, прежде всего для педагогики.

Все это практически целиком – из учебника Ждан, но кое-что из Дормашева. Ниже – про Эббингауза из ответов по курсу Дормашева . Не знаю, стоит ли это все вместе компоновать. Я не стала этого делать, но кому интересно и важно, вот кусок из ответов по ПиВу (без моего вмешательства):

Эббингауз твердо стоял на позициях ассоцианизма.

Ассоциация – мысленная связь двух душевных образований, пережитых некогда вместе. Закон ассоциаций: появление одного такого образования неизбежно влечет появление другого.

П - образование ассоциаций. Воспоминание – это возрождающиеся психические содержания, сопровождающиеся сознанием того, что они уже переживались, существовавшие у человека когда-л. Воспроизведение – процесс возрождения в виде представлений.

Чем больше сходство элементов, тем выше связь образования ассоциаций.

Традиционное определение ассоциаций (еще у Аристотеля): учение о внутренних связях – гораздо более широкое, чем ассоционизм Эббингауза. Переход от существующих переживаний осуществляется (и в классич и у Эббингауза)

§  По сходству (к сходным представлениям)

§  По контрасту к противоположным представлениям

§  По пространственному сосуществованию

§  По временной связи (одновременность)

§  Метод заучивания

§  Метод антиципаций

§  Метод угадывания

§  Метод сбережения

Идеального метода нет, все зависит от вопроса.

Образование ассоциаций:

Значение повторения: нужно, чтобы душевные образования часто переживались одновременно.

Влияние отдельных повторений (при запоминании ряда значительную роль играет место).

Влияние принадлежности к одному целому: должна быть зависимость, чтобы возникла ассоциация.

Накопление и распределение повторений: высокая концентрация упражнений хуже распределенности на несколько дней. Закон Йоста: из двух ассоциаций одинаковой силы одна из которых более старая при повторении лучше будет актуализироваться старая.

Внимание и интерес. При запоминании важно, чтобы внимание было сосредоточено и обращено на деятельность. Это более важны фактор, чем число повторений.

Эббингауз признает ассоциативную силу удовольствия, больше, чем неудовольствия.

Исчезание ассоциаций:

1. 1. Исчезание отдельных членов (становятся смутными и неясными), но если впечатление не изолировано, а находится во взаимосвязи с другим представлением, более привычным, то угасание этих следов дальше не идет.

2. 2. Ослабление ассоциативной связи: все созданные ассоциации постепенно исчезают (кривая забывания). Ассоциативная связь, созданная заучиванием сначала круто падает (более 50 % за первый час), затем продолжает падать медленно.

«У психологии длинное прошлое , но короткая история»

«А сейчас вы все забудете» , говорили Уилл Смитт и Томи Ли Джонс в серии фильмов о людях в черном , а затем запускали свой таинственный прибор под названием «нейрализатор» . А если мы вам скажем , что совершать с людьми такую процедуру было совсем необязательно ? Ведь согласно исследованиям Германа Эббингауза , через час после акта запоминания в нашей памяти остается меньше 50% информации , а к месяцу и далее сохраняется лишь 20%, и эта цифра уже не меняется . «Кривая забывания» Эббингауза одна из самых знаменитых картинок в экспериментальной психологии , но далеко не единственный его вклад в эту науку .

Герман Эббингауз

Рождение уникума

О ранних годах Германа Эббингауза, родившегося 24 января 1850 года в Бермене, Рейнской провинции Пруссии, известно не так уж много. Согласно имеющимся данным, его отец Карл Эббингауз слыл богатым купцом, который придерживался лютеранской веры. Сам мальчик в возрасте 17 лет начал посещать Университет Бонна, где он планировал изучать историю и филологию. Однако в дальнейшем всю область его интересов заняла философия. Но обучение, к несчастью (а, может, и к счастью) оказалось недолгим, так как в 1870 году прервалось франко-прусской войной, куда Герман отправился простым солдатом. В рядах армии он находился не очень продолжительное время, и, вернувшись с войны, продолжил свои исследования в области философии, которые завершились написанием диссертации по работе Эдуарда фон Хартманна «Философия бессознательного». Таким образом, совсем ещё юный философ в возрасте 23 лет уже получил статус доктора наук. Окончив университет, Герман Эббингауз разъезжал по разным странам, побывал во Франции, Англии, Германии, где зарабатывал себе на жизнь репетиторством.

Дальнейшее направление его жизни и научной работы решилось в Англии в течение буквально одного дня. Все произошло в книжной лавке, где учёный натолкнулся на книгу, в которой описывалась работа Густава Фехнера «Элементы психофизики». Дотошные математические выкладки, представленные в работе, заворожили и вдохновили «латентного» математика на его исследования. Позже, при оценке научных взглядов Эббингауза, современники отметят их уникальность и то, что они не носили следы ни одного из наставников, коллег или учителей. Даже работа фон Хартманна, по которой Герман Эббингауз писал свою докторскую, противопоставлялась взглядам философа. Но вот касательно книги Фехнера можно однозначно сказать: она оказалась знаковой в жизни учёного. Посвящая вдохновителю свою вторую работу «Принципы психологии», Эббингауз писал: «Я всем обязан вам».

Густав Фехнер

«Бессмысленное» запоминание

Учёный приступил к своим знаменитым ментальным экспериментам в 1879 году. Объектом исследования стал он сам, а метод оценки своей памяти подобрал крайне щепетильно и довёл до совершенства. В опытах, проведенных в течение двух периодов длительностью по одному году, использовалось 2300 карточек с «бессмысленными слогами» и более 15 000 их повторений. Сам термин «бессмысленные слоги» исследователь ввёл для описания коротких и не несущих никакого значения слов, состоящих из трёх букв (CVC триграммы). Они выглядели следующим образом: на первом и последнем месте стояли согласные, которые не повторялись, а между ними помещалась гласная (например, ЩОД, ХИБ, ВЫК). Главное условие — эти трёхбуквенные сочетания не должны вызывать никаких ассоциаций, чтобы не облегчить запоминания отдельных карточек и не внести, тем самым, погрешность в эксперимент. Карточки отбирались случайным образом из коробки и записывались, а дальнейшее заучивание проходило вслух под звуки метронома специально отработанным заранее голосом.

Вариантов опыта существовало множество. При помощи них Эббингауз пытался выяснить различные свойства памяти: время забывания и скорость, количество повторений для лучшего запоминания, время и скорость заучивания, количество информации, сохранившейся подсознательно, и некоторые другие.

Полноценным итогом семилетнего труда стала книга «О памяти» или позже переведённая на английский как «Память: вклад в психологию». Там, помимо кривой забывания, описывались кривая заучивания, метод заучивания, метод сбережения, факт упражняемости, а также эффект от повторения (переучивания) и фактор края.

Кривая забывания или кривая Эббингауза . Линия , согласна которой заученная информация начинает резко забываться через 20 минут и достигает пика через час ; позже темп снижается . В итоге от начального объема через месяц мы помним порядка 20% от первоначального объема информации .

Похороны старой психологии

Эффект от работы последовал незамедлительно, научное сообщество приняло её крайне одобрительно. Уильям Джеймс, основатель функциональной психологии, даже отметил, что труд просто «героический» и отметил, что это «единственное самое блестящее исследование во всей истории психологии». Схожим образом отреагировал знаменитый английский психолог Эдвард Титченер, приравнявший труд к величайшим работам о памяти со времён Аристотеля. Книга «О памяти» принесла учёному также и повышение по должностной службе: место профессора в Университете Берлина, где он смог открыть свою собственную лабораторию.
Чуть позже, в 1890 году, Эббингауз вместе с немецким физиком Артуром Кёнихом основал журнал по психологии «Психология и физиология органов чувств».

Как «Принципы психологии», так и третья, не менее известная работа «Краткое описание психологии» (правда, была до конца не закончена самим Эббингаузом, но дописанная позже его коллегой Эрнстом Дюрром) пережили множество переизданий, оставаясь актуальными по сей день.

Однако, там где есть место славе, найдётся место и противоречию. Не менее ярким, чем труды, оказался публичный спор между Эббингаузом и его бывшим коллегой Вильгельмом Дильтеем. Последний опубликовал статью, где жестко критиковал экспериментальную психологию, которую считал скучной, и превозносил психологию описательную. Дильтей полагал, что в связи со сложностью памяти как феномена, единственный правильный метод её изучения — интроспекция, т.е. наблюдение за самим собой и описание полученной информации. Герману Эббингаузу пришлось отстаивать свои убеждения. Для этого он сначала отправил все свои замечания личным письмом бывшему коллеге, а затем написал публичную статью. Позже учёная общественность отметит, что Эббингауз «похоронил старую психологию 1890-х годов».

Интеллект , иллюзии и стандартизация

Блестящий ученый, который однако никогда не стремился к научной славе, но сделал так, что его работы увековечили его имя в истории психиатрии и в науках о мозге и памяти. Он не задумывался о том, чтобы стать пионером в области экспериментального изучения памяти, но при этом получил крайне важные результаты. Данные о заучивании и забывании, упражняемости и сбережении памяти положили научную основу всем существующим методикам обучения и запоминания.

Помимо всего, Эббингауз считается первым создателем теста по оценке интеллекта, заключавшегося в том, что детей просили закончить различные предложения. Позже Альфред Бинет одолжит методику и внесет её в шкалу интеллекта Бинета-Саймона. Также Герман Эббингауз считается первым, кто открыл феномен оптической иллюзии, известной как иллюзия Эббингауза.

Иллюзия Эббингауза . В ам тоже кажется , что оранжевые круги разные ? Два круга , равных по размеру (в центре ), окружены кругами большего (слева ) и меньшего (справа ) размера , из - за чего они кажутся разными .

В завершение отметим, что вся работа ученого, которая не прекращалась вплоть до его смерти 26 февраля 1909 года, оказалась важной для современной науки не только самими полученными данными и разработанными методами. Считается, что Эббингауз стал первым учёным, который составил стандарт отчёта исследовательской работы. Его статья про память разделена на четыре части: введение, методы, результаты и обсуждения. А вам это ничего не напоминает?

Анастасия Натрова

История современной психологии Шульц Дуан

Герман Эббингауз (1850–1909)

Герман Эббингауз (1850–1909)

Всего через несколько лет после заявления Вундта о невозможности экспериментального исследования высших психических функций, немецкий психолог - одиночка, работавший вне каких - либо университетов, начал успешно применять для изучения этих процессов именно эксперименты. Герман Эббингауз стал первым психологом, изучавшим память и обучаемость с помощью экспериментального метода. Таким образом, он не только доказал, что Вундт заблуждался в этом вопросе, но и изменил сам способ исследования процессов проведения ассоциаций и обучения,

До Эббингауза общепринятым методом - в наиболее известных работах британских последователей эмпирической и ассоциативной психологий - было изучение уже сложившихся ассоциаций. Исследователи работали как бы в обратном направлении - пытаясь определить природу установившихся связей.

Эббингауз подошел к вопросу с другой стороны: с формирования ассоциаций. Так он мог контролировать условия возникновения ассоциаций и, следовательно, сделать исследования процессов памяти более объективными.

Изучение Эббингаузом процессов заучивания и забывания - признанный пример поистине гениальной работы в экспериментальной психологии - было первым опытом рассмотрения собственно психологических, а не физиологических проблем (в отличие от экспериментов Вундта). Как следствие, исследования Эббингауза значительно расширили горизонты экспериментальной психологии.

Эббингауз родился в 1850 году в Германии, недалеко от Бонна. Он учился сначала в Боннском университете, а затем в университетах Галле и Берлина; в годы учебы интересовался историей и литературой, а также философией. Степень доктора философии получил в 1873 году, после чего последовала служба в армии во время франко - прусской войны. Семь лет Эббингауз на собственные средства учился в Англии и Франции, где его научные интересы вновь переменились. Примерно за три года до основания собственной лаборатории Эббингауз купил у лондонского букиниста книгу Фехнера «Элементы психофизики». Этому случаю суждено было не только круто повернуть жизнь самого Эббингауза, но и существенно повлиять на судьбу всей новой психологии.

Математический подход Фехнера к психическим явлениям стал для молодого Эббингауза настоящим откровением. Он решил, прибегнув к строгим систематическим измерениям, сделать для психологии то, что Фехнер сделал для психофизики. Эббингауз задумал применить экспериментальный метод к изучению высших психических функций. Во многом благодаря популярности идей британских ассоцианистов, предметом своих будущих научных достижений он выбрал психологию памяти.

Рассмотрим дерзновенные замыслы Эббингауза в свете избранной им темы и сложившейся в то время ситуации. Еще никто не брался исследовать процессы обучения и памяти экспериментальным путем. Известнейший психолог Вильгельм Вундт авторитетно заявлял, что это и невозможно. А ведь Эббингауз работал самостоятельно, не имел ни академической должности, ни поддержки со стороны какого - либо университета, ни собственной лаборатории. И все же, в течение пяти лет он провел ряд серьезнейших и исчерпывающих научных опытов, единственным испытуемым в которых выступал он сам.

За главный критерий процесса обучения Эббингауз взял заимствованный у ассоциативной психологии метод, основанный на законе, устанавливающем связь между частотой возникновения ассоциаций и качеством запоминания. Эббингауз утверждал, что трудность заучиваемого материала можно оценить числом повторов, требующихся для того, чтобы воспроизвести этот материал в совершенстве. Это еще один пример влияния Фехнера, который измерял ощущения опосредованно, путем измерения интенсивности раздражителя, необходимой для фиксации едва заметного различия в ощущениях. Похожий подход Эббингауз использовал и для измерения памяти: он подсчитывал число попыток, или повторов, требующихся для запоминания материала.

В качестве материала для запоминания Эббингауз использовал бессмысленные списки трехбуквенных слогов, он повторял их с такой частотой, чтобы быть уверенным в точности результата эксперимента. Так он мог исключить ошибки, возникающие во время повторов, и получить некое среднее значение оценки процесса запоминания. Эб - бингауз подходил к своим экспериментам так методично, что подчинил им распорядок всей своей жизни - для того, чтобы была возможность ежедневно в одни и те же часы заучивать необходимый материал.

Исследования с бессмысленными слогами

В качестве материала для своих исследований - материала для заучивания - Эббингауз использовал бессмысленные слоги , и это его изобретение кардинально изменило изучение процесса обучения.

Титченер позже отмечал, что использование бессмысленных слогов стало первым заметным шагом в данной области со времен Аристотеля.

Эббингауз видел трудности в использовании в качестве материала для запоминания стихов или связных историй. У человека, знакомого с данным языком, слова вызывают определенные ассоциации. Эти ассоциации могут облегчить процесс запоминания и, поскольку они уже будут присутствовать у испытуемого во время эксперимента, исследователь не сможет их контролировать. Эббингауз же хотел использовать в своих опытах материал совершенно однородный, не рождающий никаких ассоциаций и абсолютно незнакомый - материал, связь с которым у испытуемого минимальна. Его бессмысленные слоги, состоящие, как правило, из двух согласных и одной гласной (например, lef, bok или yat), удовлетворяли этим требованиям. Он расписал все возможные трехбуквенные сочетания на карточках, получив запас из 2300 слогов, из которых наугад выбирал слоги для заучивания.

Появившиеся недавно факты - предоставленные одним немецким психологом, который изучил все сноски в публикациях Эббингауаа и записи, сделанные им во время экспериментов, а также сравнил английские переводы его работ с оригинальными текстами на немецком - дают новую интерпретацию значения бессмысленных слогов (GuncUach.1986). Они не были полной бессмыслицей, и. оказывается, среди них были не только трехбуквенные.

При дотошном изучении исторических данных - то есть собственноручных записей Эббингауза - выясняется, что в некоторых из придуманных им слогов было по четыре, пять и даже шесть букв. Еще более важно, что то, что Эббингауз называл «бессмысленным рядом слогов» на английский язык неточно переводили как «ряд бессмысленных слогов». По Эббингаузу, лишенными смысла должны быть не отдельные слоги (хотя большинство из них таковыми были) - бессодержательным, не вызывающим никаких ассоциаций, должен быть список в целом.

Благодаря этим новым сведениям мы узнали, что Эббингауз владел английским и французским так же свободно, как и родным немецким; изучал латынь и греческий. «На самом деле, ему было довольно трудно найти такие сочетания букв, которые для него звучали бы абсолютно бессмысленно. Некоторые из его последователей тщетно пытались придумать совершенно бессодержательные, не рождающие ассоциаций, слоги> (Gundlach. 1986. P. 469–470).

Эббингауз задумал провести несколько экспериментов с использованием бессмысленных слогов для определения особенностей обучения и запоминания в разных условиях. В ходе одного из них он исследовал разницу в скорости запоминания бессмысленного списка слогов и скорости запоминания осмысленного материала. Для этого он выучил отрывки из поэмы Байрона <Дон Жуан>. В каждой из строф было по 80 слогов, и, по подсчетам Эббингауза, для запоминания одной строфы ему требовалось прочесть ее примерно 9 раз. Когда же он выучил 80 слогов, то подсчитал, что ему пришлось повторить их не менее 80 раз. Эббингауз пришел к выводу, что бессодержательный и нс ассоциирующийся ни с чем материал запоминается почти в девять раз труднее, чем материал осмысленный.

Также Эббингауз исследовал зависимость числа повторов, требующихся для безупречного воспроизведения представленного для запоминания материала, от его объема. Он заключил, что чем больше объем материала, тем больше повторов требуется для его заучивания, а следовательно, и больше времени. Среднее время, затрачиваемое на запоминание одного слога, увеличивается при увеличении числа слогов. Откровенно говоря, этот вывод легко предсказуем: чем больше нам надо выучить, тем больше времени мы потратим. Но работа Эббингауза ценна своей тщательностью, строгим контролем за соблюдением условий эксперимента, математическим анализом данных. Большое значение имеет заключение Эббингауза о том, что с увеличением списка слогов возрастает время запоминания каждого слога и общее время запоминания всех слогов.

Эббингауз изучал и другие факторы, способные, по его мнению, повлиять на память и обучение. Это и эффект избыточного запоминания (повторов материала больше, чем требуется для безупречного его воспроизведения), и ассоциации внутри списка слогов, и повтор уже выученного материала, и время между запоминанием и вспоминанием. На основе изучения влияния фактора времени на процессы памяти Эббингауз составил кривую забывания («кривая Эббингауза»), в соответствии с которой быстрее всего материал забывается в первые несколько часов после запоминания, а затем скорость забывания медленно снижается (рис. 4.1).

В 1880 году Эббингауз получил должность в Берлинском университете, где и продолжил свои изыскания, проводя дополнительные эксперименты и перепроверяя результаты, полученные ранее. Свои опыты он описал в работе «О памяти» (liber das Cedachtnis), которая в истории психологии и по сей день остается, пожалуй, самым блестящим научным трудом, написанным независимым исследователем. Он знаменует собой не только начало новой области исследования, но и является образцом профессионального мастерства и стойкости его автора. Нет в истории психологии другой такой фигуры, как Эббингауз - ученого, который, работая безо всякой поддержки, смог подчинить всю свою жизнь скрупулезному экспериментированию. Его опыты проводились с такой точностью, тщательностью и методичностью, что вот уже более ста лет на них ссылаются во всех учебниках по психологии.

Другие исследования Эббингауза

Эббингауз не возражал, чтобы и другие ученые разрабатывали его тему исследований, совершенствуя методологию. После 1885 года он опубликовал не так уж много работ. В 1886 году его назначили ассистентом профессора в Берлинском университете. Он создал лабораторию. а в 1890 году, совместно с физиком Артуром Кенигом, учредил «Журнал психологии и физиологии органов чувств». В Германии существовала потребность в таком журнале, поскольку журнал Вундта. печатный орган лейпцигской лаборатории, был просто не в состоянии освещать все проводившиеся в то время исследования. Необходимость в новом журнале, всего через девять лет после основания журнала Вундта, есть свидетельство стремительного развития новой психологии.

В первом номере своего журнала Эббингауз и Кениг сделали смелое утверждение в отношении двух дисциплин, вынесенных в его заголовок: психологии и физиологии. Они писали, что эти науки «развивались вместе… чтобы слиться в единое целое: они стимулировали и предсказывали развитие друг друга, и потому являют собой две равноценные части одной великой науки» (Turner. 1982. P. 151). Подобное заявление спустя всего II лет после открытия лаборатории Вундта также свидетельствует о том, насколько далеко продвинулась его идея новой науки.

В Берлинском университете Эббингауза более не повышали в должности - очевидно, ввиду того, что печатался он довольно редко. В 1894 году он принял предложение работать в университете Бреславля, где он оставался до 1905 года. Эббингауз разработал тест, в котором предлагалось закончить предложение; в модифицированном виде этот тест применяется и при одновременном тестировании интеллекта.

В 1902 году вышло его имевшее огромный успех руководство «Принципы психологии» (Grundziige der Psychologie), которое автор посвятил памяти Фехнера. Еще большую популярность получило сочинение Эббингауза «Очерки по психологии» (Abriss der Psychologie.

1908). Обе работы многократно переиздавались не только при жизни, но и после смерти Эббингауза. В 1905 году Эббингауз стал профессором университета города Галле, где и умер от пневмонии четырьмя годами позже.

Никакого теоретического вклада в психологию Эббингауз не внес; не создал он и формальной системы, не воспитал учеников, ставших выдающимися учеными. Он не основал собственной школы, да и едва ли думал об этом. И все же, его место в истории психологии определяется не только тем, что он положил начало экспериментальным исследованиям памяти.

Единственным мерилом ценности ученого является то, прошли или нет его научные взгляды и выводы испытание временем. А с этой точки зрения, Эббингауз оказал на науку влияние более значительное, чем Вундт. Исследования Эббингауза привнесли объективность количественных и экспериментальных методов в изучение высших психических процессов - одну из центральных тем современной психологии. Именно благодаря Эббингаузу работа в области изучения ассоциаций из теоретизирования об их свойствах превратилась в подлинное научное исследование. Многие из его заключений о природе обучения и памяти остаются справедливыми даже столетие спустя после их появления.

Из книги Досье на человека автора Цветков Эрнест Анатольевич

Герман. Сны и сомненья В эту ночь Герману снился тревожный сон, представляющий собой смесь кошмара и абсурда, – к нему снова явилась та самая старуха, с которой он встречался в самолете и затем в лондонской электричке. Выпятив тощие синюшные губы, она опять бормотала

Из книги История современной психологии автора Шульц Дуан

Герман фон Гельмгольц (1821–1894) Гельмгольц, физик и физиолог, плодовитый исследователь, был одним из величайших ученых XIX столетия. Хотя психология занимала лишь третью строчку в списке его научных интересов, все же именно работы Гельмгольца, а также исследования Фехнера

Из книги Экзистенциальная психология автора Мэй Ролло Р

Георг Элиас Мюллер (1850–1934) Георг Мюллер, чей рабочий день никогда не заканчивался раньше полуночи, родился в Лейпциге. Его интерес к философии пробудила английская поэзия, которую он читал в переводах. Мюллер воевал во время франко - прусской войны. Физиологию он изучал

Из книги Самопознание и Субъективная психология автора Шевцов Александр Александрович

Первоисточники по истории психоанализа: из первой лекции Фрейда в университете Кларка, 9 сентября 1909 года Вводная лекция Фрейда в университете Кларка приводится в настоящем издании на основе перевода американского психолога Саула Розенцвейга.В представленном нами

Из книги Жизнь и творения Зигмунда Фрейда автора Джонс Эрнест

3. Герман Фейфел. СМЕРТЬ – РЕЛЕВАНТНАЯ ПЕРЕМЕННАЯ В ПСИХОЛОГИИ Даже после тщательного изучения существующей психологической и околопсихологической литературы, как серьезной так и не очень, любой человек обнаружит, насколько слабо и пренебрежительно систематизированы

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Глава 18 Начало международного признания (1906–1909) В течение нескольких лет труды Фрейда либо игнорировались в немецких периодических изданиях, либо им давалась презрительная оценка. Однако некоторые обзоры его работ в англоязычных странах были дружественными и

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Герман Роршах (1884–1922) Личность человека и чернильные пятна Герман Роршах родился 8 ноября 1884 года в Цюрихе (Швейцария). Он был старшим сыном неудачливого художника, вынужденного зарабатывать на жизнь уроками рисования в школе. Германа с детства восхищали цветовые

Очень часто так бывает в иностранном языке - запомнил слово (два, три, шесть) и всё вроде хорошо, но прошло пару часов и, о боже, ничего в голове нет. Куда-то всё улетучилось!

Это так работает механизм забывания. Оказывается, мы забываем тоже по определенной схеме, не просто так. Немецкий ученый Герман Эббингауз много лет исследовал механизмы памяти и, проделав множество экспериментов, вывел «Кривую забывания» или «Кривую Эббингауза». В 1885 году ученый опубликовал известную монографию «Über das Gedächtnis». («О памяти»)

Это были первые систематические исследования свойств памяти. Для опытов ученый использовал бессмысленные слоги-триграммы. Трехбуквенные сочетания: согласный — гласный — согласный. Во время многочисленных экспериментов нужно было выучить наизусть списки из 13 слогов и повторить их дважды подряд. Спустя некоторое время Эббингауз проверял, насколько хорошо этот список сохранился в памяти.

В результате этих опытов оказалось, что больше всего информации забывается сразу же в первые часы после запоминания, а не спустя длительное время, как считалось до этого.

Выяснилось, что через 20 минут после запоминания забывается 40% информации, а через час — больше 50%, через день — 70%. Спустя же месяц кривая забывания настолько замедляется, что становится практически горизонтальной.


Как не забывать слова и запомнить надолго?

На основе своего открытия Эббингауз предложил методику запоминания «Запомнить надолго». Эта методика подходит для любой информации и данных - от бессмысленных слогов до текстов на иностранном языке и произведений писателей. Чтобы не забывать слова и запомнить прочно и надолго, нужно соблюдать следующие правила:

  1. Сразу после прочтения материала необходимо повторить его первый раз.
  2. Через 20 минут после первого раза следует сделать второе повторение.
  3. Через 8 часов после второго раза - третье повторение.
  4. Через сутки после третьего повторения материал повторяют четвертый раз.

Ну, а для того, чтобы запомнить совсем надолго, нужно повторить еще через 2-3 недели и через 2-3 месяца.

Этот метод интервального повторения позволяет запомнить намного больше нужного материала.

Кроме этого Эббингауз также измерял время запоминания. Ученый хотел знать, насколько повторение уже заученного материала быстрее, чем изучение. Выяснилось, что для того чтобы выучить в первый раз список слогов потребовалось 1156 сек, а для того чтобы обновить знания только 467 сек.

Эббингауз также открыл «эффекта края», когда лучше всего запоминается материал, находящийся в начале и в конце.

Как ваши планы и намерения влияют на запоминание?

Когда материал готовится к какому-то сроку, например, для сдачи экзамена, в этом случае он забывается быстрее, чем тогда, когда материал заучивается на более длительный срок.

В опытах А. Ааля учащимся предлагалось заучить два одинаковых по трудности отрывка. И студентам объяснили, что один текст они должны будут воспроизвести на следующий день, а другой - через неделю. Но на следующий день проверка не состоялась и под различными предлогами была перенесена на две недели. При проверке через две недели выяснилось, что второй отрывок запомнился лучше, так как была установка на длительное запоминание.

Таким образом, стало понятно, что один и тот же материал у одного и того же человека может остаться в памяти на более или менее длительное время, в зависимости от намерения, с которым выучен этот материал . Это открытие Ааля имеет очень большую теоретическую и практическую ценность; оно с большой очевидностью указывает на тесную связь памяти с личностью, с ее целостностью, потребностями, интересами. Таким образом становится понятным известное явление, когда заученный специально для экзамена материал забывается сразу же после сдачи экзамена.

Итак, для того, чтобы не забывать слова и надолго запоминать материал необходима долгосрочная перспектива и личная заинтересованность , а если еще подключить такие эмоции , как удовольствие, радость, энтузиазм, запоминание станет намного эффективнее и надежнее.

Если вам нравится наш подход к языку, приглашаем вас на наши программы:

Курс устной речи (очный интенсивный курс в Москве)

Курсы «Грамматика с песнями» :

  • на итальянском —
  • на английском —