Какой совет дал отец чичикову. Исполнил ли заветы отца чичиков

сообщить о неприемлемом содержимом

Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц)

Шрифт:

100% +

Николай Васильевич Гоголь

Детство Чичикова

(Отрывок из поэмы «Мертвые души»)

<…>В один день, с первым весенним солнцем и разлившимися потоками, отец, взявши сына, выехал с ним на тележке, которую потащила мухортая пегая лошадка, известная у лошадиных барышников под именем соро́ки; ею правил кучер, маленький горбунок, родоначальник единственной крепостной семьи, принадлежавшей отцу Чичикова, занимавший почти все должности в доме. На соро́ке тащились они полтора дни с лишком; на дороге ночевали, переправлялись через реку, закусывали холодным пирогом и жареною бараниною и только на третий день утром добрались до города. Перед мальчиком блеснули нежданным великолепием городские улицы, заставившие его на несколько минут разинуть рот. Потом соро́ка бултыхнула вместе с тележкою в яму, которою начинался узкий переулок, весь стремившийся вниз и запруженный грязью; долго работала она там всеми силами и месила ногами, подстрекаемая и горбуном и самим барином, и наконец втащила их в небольшой дворик, стоявший на косогоре с двумя расцветшими яблонями пред стареньким домиком и садиком позади его, низеньким, маленьким, состоявшим только из рябины, бузины и скрывавшейся во глубине ее деревянной будочки, крытой драньем, с узеньким матовым окошечком. Тут жила родственница их, дряблая старушонка, все еще ходившая всякое утро на рынок и сушившая потом чулки свои у самовара, которая потрепала мальчика по щеке и полюбовалась его полнотою. Тут должен был он остаться и ходить ежедневно в классы городского училища. Отец, переночевавши, на другой же день выбрался в дорогу. При расставании слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали; а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Давши такое наставление, отец расстался с сыном потащился вновь домой на своей соро́ке, и с тех пор уже никогда он больше его не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу.

Павлуша с другого же дни принялся ходить в классы. Особенных способностей к какой-нибудь науке в нем не оказалось; отличился он больше прилежанием и опрятностию; но зато оказался в нем большой ум с другой стороны, со стороны практической. Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощенье, потом продавал им же. Еще ребенком он умел уже отказать себе во всем. Из данной отцом полтины не издержал ни копейки, напротив – в тот же год уже сделал к ней приращения, показав оборотливость почти необыкновенную: слепил из воску снегиря, выкрасил его и продал очень выгодно. Потом в продолжение некоторого времени пустился на другие спекуляции, именно вот какие: накупивши на рынке съестного, садился в классе возле тех, которые были побогаче, и как только замечал, что товарища начинало тошнить, – признак подступающего голода, – он высовывал ему из-под скамьи будто невзначай угол пряника или булки и, раззадоривши его, брал деньги, соображаяся с аппетитом. Два месяца он провозился у себя на квартире без отдыха около мыши, которую засадил в маленькую деревянную клеточку, и добился наконец до того, что мышь становилась на задние лапки, ложилась и вставала по приказу, и продал потом ее тоже очень выгодно. Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить в другой. В отношении к начальству он повел себя еще умнее. Сидеть на лавке никто не умел так смирно. Надобно заметить, что учитель был большой любитель тишины и хорошего поведения и терпеть не мог умных и острых мальчиков; ему казалось, что они непременно должны над ним смеяться. Достаточно было тому, который попал на замечание со стороны остроумия, достаточно было ему только пошевелиться или как-нибудь ненароком мигнуть бровью, чтобы подпасть вдруг под гнев. Он его гнал и наказывал немилосердно. «Я, брат, из тебя выгоню заносчивость и непокорность! – говорил он. – Я тебя знаю насквозь, как ты сам себя не знаешь. Вот ты у меня постоишь на коленях! ты у меня поголодаешь!» И бедный мальчишка, сам не зная за что, натирал себе колени и голодал по суткам. «Способности и дарования? это все вздор, – говаривал он, – я смотрю только на поведенье. Я поставлю полные баллы во всех науках тому, кто ни аза не знает, да ведет себя похвально; а в ком я вижу дурной дух да насмешливость, я тому нуль, хотя он Солона заткни за пояс!» Так говорил учитель, не любивший насмерть Крылова за то, что он сказал: «По мне, уж лучше пей, да дело разумей», и всегда рассказывавший с наслаждением в лице и в глазах, как в том училище, где он преподавал прежде, такая была тишина, что слышно было, как муха летит; что ни один из учеников в течение круглого года не кашлянул и не высморкался в классе и что до самого звонка нельзя было узнать, был ли кто там или нет. Чичиков вдруг постигнул дух начальника и в чем должно состоять поведение. Не шевельнул он ни глазом, ни бровью во все время класса, как ни щипали его сзади; как только раздавался звонок, он бросался опрометью и подавал учителю прежде всех треух (учитель ходил в треухе); подавши треух, он выходил первый из класса и старался ему попасться раза три на дороге, беспрестанно снимая шапку. Дело имело совершенный успех. Во все время пребывания в училище был он на отличном счету и при выпуске получил полное удостоение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение.

В начале своего жизненного пути Павлуша Чичиков вместе с полтиной меди получил от отца в «наследство» совет, «умное наставление»: «учись... и не повесничай», «угождай учителям и начальникам», «водись с теми, кото-рые побогаче», «не угощай... никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали», «а больше всего береги и копи ко-пейку: эта вещь надежнее всего на свете... Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Отец ничего не сказал Павлуше про честность, гуманность, милосердие, доброту, чувство чести и собственного достоинства, а мальчик сам не спросил, но понял вскоре, что отцовскому завету не нужны никакие дополнения, которые только мешают в жизни, бу-доража совесть.

Способностей к наукам у Павлуши не оказалось, но он отличался «прилежанием и опрятностью». Угождая учи-телю даже по мелочам, угадывая его желания, Чичиков быстро сделался любимцем, заслужил похвалу и «при вы-пуске получил полное удостоение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение». Учиться и угождать начальни-кам стало первостепенным делом для Чичикова на пути к главной, самой заветной его цели — накоплению богат-ства, поэтому он всегда был на хорошем счету у началь-ства. Ловкость, смекалка, изощренное приспособленчество, умение пользоваться достоинствами и недостатками лю-дей в своих целях, лесть пригодились Чичикову не только в училище, но и когда он служил в казенной палате, на таможне, в звании поверенного. Рано научившись лицеме-рить, угадывая желания и склонности начальства, герой поэмы легко делал карьеру.

Для того чтобы скопить капитал и вести жизнь «во всех довольствах, со всякими достатками», Чичиков «не повесничал» даже в ранней молодости: «еще ребенком, он умел уже отказать себе во всем». Он никогда не был мо-том, напротив, зачастую отказывал себе в отдыхе, развлече-ниях, хорошей еде, маленьких, но приятных радостях — и все для того, чтобы получить повышение по службе, понра-виться начальству, которое он сам потом безжалостно об-манывал.

Друзей у Чичикова никогда не было, да он в них и не нуждался. Никогда и никого он без корыстной надобнос-ти не угощал, а, напротив, старался устроиться так, чтобы «его угощали». И после окончания училища, исполняя дол-жностные обязанности, Чичиков без зазрения совести брал взятки и подношения.

Совет беречь и копить копейку Чичиков взял за основное правило своей жизни. Даже будучи маленьким мальчиком, он «из данной отцом полтины не издержал ни копейки, напротив, в тот же год уже сделал к ней приращение, показав оборотистость почти необыкновен-ную». Не довольствуясь одними лишь безобидными спо-собами накопления денег (продал дрессированную мышку, слепленного из воска снегиря), Чичиков шел на подлости, мошенничество, совершал недостойные поступки: мог в училище продать ребятам их же угощение, до времени припрятанное; присвоил деньги, отпущенные на построй-ку казенного дома; работая на таможне, связался с кон-трабандистами и получил за помощь им большую сум-му. Чичиков был уверен в своей правоте: «Кто же зевает на должности? — все приобретают». И эта неутолимая жажда приобретения вела его по чужим головам, серд-цам, душам. Чичиков часто оглядывался назад, на про-шлый опыт, но не затем, чтобы посмотреть, не обидел ли он кого, не сделал ли больно, а чтобы удостовериться: он не упустил ничего важного на пути достижения своих корыстных целей. Материал с сайта

Лучше всего внутренний мир дельца-приобретателя Чичикова раскрылся во время выполнения плана заду-манной им великой аферы: при покупке «мертвых душ», а после — их продажи как живых. На этом деле Чичиков рассчитывал собрать достаточный капитал, чтобы нако-нец-то зажить в свое удовольствие. И здесь ему пригодил-ся опыт всей предшествующей жизни и заветы отца. Во всем своем безобразии раскрылись перед нами приспособ-ленчество, хитрость, лицемерие, подхалимаж, подлость глав-ного героя. «Кто же он? стало быть, подлец?» — спраши-вает у себя Гоголь и тут же отвечает: «Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение — вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает на-звание не очень чистых».

В образе Чичикова Гоголь изобразил новый тип чело-века, дельца, предпринимателя, зародившийся в России, ког-да старинные патриархальные устои начали разрушатся. Этот человек явился предвестником нового класса — бур-жуазии и новой угрозы для косного самодержавного мира — угрозы бессовестного хищничества, бескомпромисс-ного и беспринципного приобретательства.

Чичиков задержался в мире, ему комфортно и сегодня, ведь всегда есть люди, которых легко обдурить и облапо-шить. Надевая различные маски, то улыбаясь, то угрожая, чичиковы добиваются своих целей, и в этом им, безуслов-но, помогает «умное наставление», полученное в детстве от отца главного героя поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • настваление отцов молачлину гриневу чичикову
  • как в училище чичиков выполняет завет отца
  • отец чичикова береги копейку
  • завет отца чичикова
  • как чичиковв накопил капитал учась

Главным героем бессмертной поэмы Николая Гоголя « » является Павел Иванович Чичиков. Родом он был из бедной дворян ской семи. Его детство проходило в тесной и душной комнатушке, а самыми яркими детскими воспоминаниями были хриплый кашель отца и его жизненные наставления. Многие из них маленький Павлуша давно позабыл, а одно навсегда врезалось в его память: «береги и копи копейку». Эти слова прошли красной нитью через всю жизнь главного героя и стали смислом его жизни.

Исполнять завет отца Чичиков начал еще со школьной скамьи. Он продавал пирожне и булочки своим голодным одноклассникам. Павел Иванович занялся дрессировкой мышонка, чтобы потом продать его подороже.

После окончания школы главный герой начал свою карьеру мелким чиновником. Благодаря своей смекалке и сообразительности сумел продвинуться по карьерной лестнице. становится членом комиссии по строительству какого-то городского объекта. За это время ему удается построить собственный дом. Правда, после смены руководства все имущество было конфисковано в доход государства. Но это жизненное обстоятельство не сломило Чичикова. Он устаивается на работу в таможню, где вступает в сговор с контрабандистами. За год ему удается заработать огромные деньги, пусть даже преступным путем.

Преступные схемы главного героя были преданы огласке, против него начинается судебное разбирательство. Чичикову удается выкрутиться и из этой ситуации. Он снова остается без денег, его репутация окончательно запятнана.

Другой человек, наверное, уже бы сломался. Но Чичиков был не таким. Перед его упорством и целеустремленностью остается только снять шляпу. В его голове рождается новый план по обогащению – покупка мертвых душ и оформление на них банковского кредита. Он отправляется в город «NN» для осуществления своего плана. Но и отсюда Чичиков вынужден бежать, чтобы не стать «развалиной прежнего Чичикова».

Таким образом, нельзя дать однозначного ответа на вопрос: исполнил ли Чичиков завета. Всю свою жизнь он посвятил цели обогащения, но жизнь всегда возвращала его обратно. не называет причины такого исхода событий, он просто констатирует факт. По мнению автора, душа главного героя нуждалась в возрождении. Скорее всего, жизнь подсказывала Чичикову о его не правильном выборе, но главный герой желал исполнить завет отца. В этой ситуации отец главного героя с одной стороны является жизненным наставником, а с другой – жизненным палачом, который не оставляет Чичикову право на самоопределение.

Вступая в самостоятельную жизнь, Павел Иванович Чичиков, тогда еще мальчишка, получил от отца «умное наставление»:

Учиться, а не повесничать;

Больше всего угождать начальникам;

Водиться с товарищами, которые побогаче;

Не угощать никого, а вести себя так, чтобы тебя угощали;

А главное - беречь и копить копейку: «Все сделаешь и все

Прошибешь на свете копейкой».

Отец Чичикова не очень, вероятно, следовал этим принципам, а потому оставил после себя в наследство сыну ветхий домишко, старые личные вещи да одну семью крепостных. Сын же его Павлуша помнил слова отца всегда, следовал его советам и, как ни трудно это ему давалось, преуспел в жизни. Как же Чичиков исполнял заветы отца?

Учился Павлуша с большим старанием. Но так как способностями к наукам не обладал, то больше добивался успеха тем, что угождал учителю. Не столько из уважения, сколько из желания отличиться, обратить на себя внимание, заслужить похвалу. И добился своего: был на отличном счету у администрации училища. Умение угождать начальству, угадывать желание начальника, льстить, быть нужным человеком пригодилось Чичикову, когда он служил и в казенной палате, и на таможне, и в звании поверенного. Но с детства он не был искренним. Все его поведение можно назвать притворством, лицемерием. Особенно это проявилось в истории с повытчиком, в доверие к которому вошел Чичиков и даже якобы собирался жениться на его дочери.

Чичиков и в юные годы, и позже «не повесничал», а много и настойчиво работал. Отказывал себе в отдыхе, в хорошей еде, в развлечениях. И все ради карьеры, ради того, чтобы в будущем вести жизнь «во всех довольствах, со всякими достатками». Он ревностно служил на любом поприще, входил в доверие к начальству и другим чиновникам и тем самым заслуживал повышение в должности. А затем путем мошенничества, обмана умножал свое незначительное сначала состояние.

Товарищей у него не было. Он не только не угощал однокашников в училище, но даже, «припрятав полученное угощение, потом продавал им же». Или же дразнил пряником или булкой проголодавшегося товарища побогаче и потом «брал деньги, соображаясь с аппетитом». Во взрослой жизни у него тоже не было друзей. Был один, которого Чичиков привлек для исполнения рискованного дела с контрабандистами. Но кончилось все ссорой и доносом. Но более всего Чичиков следовал совету беречь копейку. И не только берег, но и приумножал. И в этом проявил оборотистость почти необыкновенную. В училище продавал булочки товарищам, соразмеряя цену со степенью голода; сделал из воска снегиря и продал его очень выгодно. Столь же выгодно продал выдрессированную им мышь. Это были детские способы. На службе же Чичиков проявлял чудеса изобретательности, прикрытые внешней обходительностью и видимостью благородства, для получения взяток.

Не погнушался возможностью обобрать государственную казну во время работы в комиссии по строительству казенного дома. Сумел тайно связаться с контрабандистами и получить «на этом деле четыреста тысяч капиталу». Оправдывал он себя словами: «Кто же зевает на должности? - все приобретают». Но верхом его находчивости, смекалки и ума была идея с покупкой мертвых душ, с тем чтобы заложить их в опекунский совет как живых и на разнице в цене составить новый капитал тысяч этак в двести, как просчитал наперед Чичиков.

Не один раз обстоятельства отбрасывали Чичикова назад, опять в грязь и нищету. Но Павел Иванович, умудрявшийся припрятать часть денег, находил в себе силы подняться и предпринять новые шаги для продвижения вверх. И в этом он проявлял незавидное упорство, настойчивость и изобретательность. «Кто же он? стало быть, подлец?» - задает вопрос Гоголь. И сам же отвечает: «Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение - вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых».

Читаешь «Мертвые души» и диву даешься, насколько верно Н. В. Гоголь отразил нравы дельца-предпринимателя. Гоголь увидел их еще в зародыше в середине XIX века. В XX веке они укоренились. И сейчас, в годы расцвета «дикого капитализма» в нашей стране, дают достойные плоды. Наставления отца юному Чичикову становятся «кодексом чести» современного предпринимателя.

Отец привёз Павлушу в город к своей дальней родственнице, где мальчику суждено было обучаться в городском училище. Последний разговор перед отъездом – это наставление отца Чичикова сыну о том, как нужно вести себя, как строить свои отношения с окружающими, что ценить, а чего избегать. Судьба распорядилась так, что это был последний разговор Павлуши с родителем, больше они не виделись, а через несколько лет отец умер.

Родительский завет

Отец Павлуши наказывал сыну “не повесничать”, не баловаться, а заниматься только учёбой, что говорит о том, насколько далёк взрослый родитель от мира детства. В своей строгости и постоянном недовольстве ребёнком, он позабыл о том, что игры, забавы и баловство – неотъемлемая часть жизни детей. Именно таким и стал маленький Чичиков – “степенным”, “взрослым” ребёнком. Его мысли были заняты тем, как заработать копейку, он не водился со сверстниками, не знал искренней дружбы. Глубоко в душу мальчика запали слова отца о том, что товарищи могут предать в трудный момент, а выручат только деньги: “Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был”.

Жизнь сложилась именно так, как завещал отец: лучшим другом Павла Ивановича стали деньги.

Об отношениях с людьми

“Больше всего угождай учителям и начальникам” – таким был завет отца. Бесспорно, это не самое лучший наказ для начала жизни, но в этот Чичиков-старший видел путь к достижению успеха и признания. Он не верил в ум и талант собственного ребёнка, хотя в школе Павлуша оказался вполне успешным, пусть и не самым лучшим учеником. У него была склонность к арифметике, и в будущем Чичиков оказался умельцем просчитать и вычислить все необходимые действия.

Советы отца Павлуша воспринял буквально, поэтому со времён училища научился водиться с теми, “кто побогаче, чтобы при случае могли быть … полезными”. Родитель советует Павлуше никого не угощать, не тратить деньги на товарищей, а вести себя так, чтобы другие угощали его. Эту науку мальчик постиг быстро, и умудрялся продавать угощения своим же одноклассникам прямо на занятиях.

Отцовские слова о деньгах

Но самым главным наставление родителя в поэме стала его философия в отношении денег:”больше всего береги копейку…всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой”. Будущее показало, что этот путь самый правильный в том обществе, в котором предстояло жить Чичикову, только наличие денег успокаивало его, капитал и его приумножение – вот что стало смыслом жизни Павла Ивановича. Возможно, отец главного героя пришёл к такому выводу из-за того, что сам остался к старости без средств, озлобленный и не способный что-то изменить в жизни. Именно это обстоятельство помешало ему сказать сыну на прощание о своих отцовских чувствах, о вере в него…