Кто такие самоеды нация. Этнографический обзор - Россия второй половины XIX века (28)

Самоеды

урало-алтайское племя, близкое к финнам, но отличающееся от них типом и языком. Имя их произошло не от "само-едения", т. е. людоедства, а, вероятно, от Самееднам - названия, которое дают своей стране лопари, жившие некогда восточнее, чем теперь. С. живут как в Европ. России, на В Архангельской губ., так и в Сибири, по низовьям Оби и Енисея, до Хатангской губы, составляя самый северный народ в этой области. Первоначальная родина их была южнее, в области Саянского нагорья; известный финнолог Кастрен в начале 50-х гг. видел здесь отатарившиеся народцы, у которых еще живы были старики, помнившие свой прежний язык, оказавшийся родственным самоедскому. Оттесненные к С, С. спустились по Оби и были отодвинуты затем еще далее к морю остяками, с которыми (как видно из народных сказаний и былин остяков) они вели некогда ожесточенную борьбу. К этим отатарившимся, а отчасти омонголившимся родичам С. принадлежат койбалы, карагассы, сагайцы, моторы и др., а также сойоты, или урянхайцы. Собственно С. имеют свой особый, характерный тип, заметно отличающий их от ближайших соседей - остяков. Они меньше ростом (1,51-1,60 м), но крепче сложены и больше упитаны; цвет кожи - смуглый, желтоватый; цвет волос и глаз - большей частью черный, темно-каштановый или карий; волосы прямые, жестковатые; борода растет плохо. Сложение коренастое, кисти и ступни небольшие; голова широкая в большей степени, чем у остяков (которые могут быть отнесены к мезоцефалам, с показателем наибольшей ширины черепа 77-78, тогда как у С. он около 82). Лицо у С. не так плоско, как у остяков, у которых профиль приближается к прямой линии; здесь профиль ограничен более кривой линией, что зависит от большего выступания вперед носа и губ и от большей покатости взад лба и подбородка. Нос мал и короток, но не приплюснут, часто правилен. Скулы большие и выдающиеся, что обусловливается не только шириной лица в скуловых костях, но на живых особях еще значительным развитем подкожного жира, прикрывающего нижний край глазницы и сливающегося с нижним веком. Глаза узкие, монгольские, со вздутыми веками, которые отчасти скрывают ресницы. Встречаются, впрочем, и другие типы, более подходящие к зырянскому, остяцкому или русскому, что обусловливается, вероятно, примесью крови этих племен. По языку С. разделяются на 4 наречия, из которых более известно юрацкое; на нем говорят канинские, ижемские, большеземельско-обдорские, кандинские С. и собственно юраки; небольшая кучка этого племени поселена и на Новой Земле. Другими наречиями говорят енисейские самоеды, авамские, или тавги (самые восточные), и остяки-самоеды в лесной полосе по Оби, между Тымом и Чулымом. Последние более занимаются рыболовством, тогда как прочие представляют из себя кочевников-оленеводов. Летом они подвигаются с оленями к С, к берегам моря, занимаясь также охотой на белых медведей, диких оленей, тюленей и т. д., а к зиме возвращаются на Ю в лесную полосу. Живут С. в чумах - конических шалашах из кольев, покрытых оленьими шкурами, с очагом посередине; питаются главным образом олениной, вообще животной пищей, пьют теплую кровь убиваемых животных, летом пользуются также ягодами, временами добывают себе муку и водку. Зимою охотятся на соболей, куниц, лисиц, белок и т. д. Одеваются в одежды и обувь из звериных шкур, преимущественно оленьих, отчасти и собачьих, получаемых от разводимых ими собак-шпицев, по преимуществу белой масти. Число С., вероятно, немногим превышает 2000. Народ вообще здоровый, выносливый, довольно сильный и отважный, превосходящий по силе и мужеству остяков. С. прежде владели обширными стадами оленей, но теперь значительно обеднели, отчасти вследствие падежей оленей, отчасти вследствие эксплуатации зырян, которые мало-помалу поотобрали у них оленей и теперь насчитывают в своей среде многих богатых оленеводов, у которых С. служат по найму пастухами. Большинство С. считается христианами, но многие, особенно восточные, сохранили еще почти вполне прежние языческие верования, имеют небольших идолов и верят в сношения с духами через посредство шаманов.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Самоеды" в других словарях:

    - (летописное самоядь) (от самэемне на саамском языке земля саамов),1) старое русское название саамов и др. народов севера России и Сибири.2) Устаревшее название самодийских народов … Большой Энциклопедический словарь

    САМОЕДЫ, самоедов, ед. самоед, самоеда, муж. 1. Прежнее, ныне не применяющееся название ненцев. 2. Название группы северных народностей, в которую входят ненцы, тавгийцы и др. (линг.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    САМОЕДЫ, ов, ед. ед, а, муж. Прежнее название ненцев и нек рых других северных народов. | жен. самоедка, и. | прил. самоедский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (в русских источниках также Самоядь, самоедины) старое название народов, говорящих на самодийских языках (См. Самодийские языки), ненцев (См. Ненцы) (самоеды, самоеды юраки), энцев (См. Энцы) (енисейские самоеды), нганасан (См. Нганасаны) … Большая советская энциклопедия

    Географическое распространение самодийских языков (красный) в XVII веке (приблизительно; штриховка) и в конце XX века (сплошной фон). Внизу справа виден ареал саянских самодийцев. Самодийцы (устар. самоеды) общее название ненцев, энцев,… … Википедия

    Ов; мн. [от саамск. самэ емне земля саами] Старое русское название самодийцев (чаще всего ненцев). ◁ Самоед, а; м. Самоедка, и; мн. род. док, дат. дкам; ж. Самоедский, ая, ое. * * * самоеды (летописное самоядь) (от самэемне, на саамском языке … … Энциклопедический словарь

    самоеды - САМОЕДЫ, ов, мн (ед самоед, а, м). Старинное русское название саамских племен северной Руси, которое было перенесено впоследствии на ненцев, а затем на нганасан и энцев (остякосамоедами называли также селькупов). // ж самоедка, и, мн род. док,… … Толковый словарь русских существительных

    Старое русское название ряда народностей Сибири. См. Самодийские народы … Советская историческая энциклопедия

    Мн. устар. 1. Общее название ряда родственных северных народностей (ненцев, селькупов и т.п.); самодийцы. 2. Представители этих народностей. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    самоеды - само еды, ов, ед. ч. ед, а … Русский орфографический словарь

Географическое распространение самодийских языков (красный) в XVII веке (приблизительно; штриховка) и в конце XX века (сплошной фон) на современной карте России. Внизу справа виден ареал саянских самодийцев

Самоди́йцы , самое́ды - общее название коренных малочисленных народов России: ненцев , энцев , нганасан , селькупов и ныне исчезнувших саянских самодийцев (камасинцев , койбал , моторов , тайгийцев, карагасов и сойотов), говорящих (или говоривших) на языках самодийской группы , образующих вместе с языками финно-угорской группы уральскую языковую семью . Большинство самодийских народов (ненцы, энцы, нганасаны, селькупы) проживает в Ненецком автономном округе Архангельской области , Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области и в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края .

История

Самоедка. Конец XVIII века.

Название

Самоедка в летнем платье. Конец XVIII века.

Поначалу самоедами (также «самоядь» , «самоедины» ) называли только ненцев - самый крупный самодийский народ, но впоследствии это название стало использоваться и в качестве собирательного названия всех самодийских народов.

Название самодийцы образовано от русской диалектной формы самодин (единственное число), самоди (множественное число), использовавшейся в особенности в русской речи нганасан и энцев в качестве самоназвания этих групп. В 1930-х годах повсеместно заменяли старые русские названия народов России на новые, образованные от их самоназваний. Название самодийские народы , или самодийцы , было предложено в году советским лингвистом Г. Н. Прокофьевым вместо прозрачного по значению с точки зрения русского языка и потому обидного слова самоеды . В советской научной литературе название самодийцы стало общепринятым и окончательно утвердилось в

На крайнем севере России, на стыке тундры и сурового Северного Ледовитого океана, испокон веков живут ненцы. Сами себя представители самого многочисленного из малочисленных народов Севера именуют «хасова», что значит человек, а в русской этнографической литературе встречается другое название - «самоеды».

С церковно-славянского языка это переводится как «людоеды».

Добровольное людоедство

Такого шокирующего этнонима ненцы удостоились после того, как антропологи познакомились с жестокими порядками, царившими в их обществе. Согласно записям учёных, сделанных из уст самих самоедов у них с древности существовал обычай людоедства, однако он носил добровольный характер.

Согласно преданиям почувствовавший упадок сил мужчина-ненец, понимая, что больше не может ходить на охоту и приносить пользу коллективу и семье, наказывал убить его и съесть ради счастливой жизни потомков.

Ослушаться старшего дети не могли, и в присутствии шамана совершался страшный ритуал отцеубийства, после которого все члены рода с трепетом и благоговением ели тело предка.

Сырое мясо

По сравнению с людоедством, пристрастие ненцев к поеданию сырого мяса и рыбы не кажется столь ужасающим, но, тем не менее, это нетипичный способ употребления пищи.

В календарный период с мая до середины августа, когда в местах обитания ненцев суровая зима сменяется относительно мягким межсезоньем, наступает пора забивания выращенных для нужд пропитания оленей.

В это же время ненцы, от мала до велика, могут полакомиться излюбленным национальным блюдом - сырой олениной. Убитый умелым ударом ножа в сердце олень выставляется на импровизированный стол, и каждый участник трапезы отрезает себе кусок мяса, макает его в тёплую кровь и с аппетитом лакомится любимым кушаньем.

Помимо мяса сохатого ненцы с удовольствием едят его сырую печень и почки, костный мозг и дыхательное горло, нижнюю губу и язык, сычуг и сердце, которые считаются деликатесами и при наличии в общине гостя эти части хлебосольно преподносятся ему.

Особым угощеньем являются оладьи, замешанные на оленьей крови, которую ненцы активно используют в свежем и замороженном виде.

Кстати, любовь ненцев к сырому окровавленному мясу объясняется не только культурными традициями, но и элементарной потребностью организма в питательных веществах и витаминах С и В2, в большом количестве содержащихся в оленине.

Это лакомство позволяет северянам не болеть цингой и заряжает организм энергией, необходимой, чтобы выжить в крайне сложных природных условиях.

Зимой место парного мяса занимает замороженная оленина, которая подаётся к столу в виде тонко нарезанных стружек, известных под названием строганина. Аналогично именуется блюдо из сильно замороженной рыбы, которое ненцы готовят по праздникам. В будни строганине они предпочитают «колотушку» - экстремально заледенелую рыбу, которая при ударе о твердый предмет разбивается на съедобные осколки.

Кроме того, ненцы едят вымоченное в воде мясо нерпы и медвежатину, но не употребляют в пищу чаек, считающихся у них священными птицами, и не питаются грибами, поскольку они служат пропитанием для оленей.

Оленьи рога

В рационе ненцев присутствует еще один эпатажный деликатес – молодые покрытые мехом оленьи рога. Ещё не ороговевшие, наполненные кровеносными сосудами хрящи, называемые пантами, опаливают над огнем, очищают и съедают.

Кроме того, панты идут на изготовление лечебных снадобий, которые помогают бороться с упадком сил.

Птичьи клювы-игрушки

Сброшенные оленями рога и клювы убитых птиц являются единственными игрушками ненецких малышей, даже и не подозревающих о существовании плюшевых мишек, роботов - трансформеров и всевозможных барби.

С самого раннего возраста приобщаемые к традиционному образу жизни ненецкие мальчишки носятся с оленьими рогами, изображая гонки, а к 7 годам уже умеют подготавливать упряжь, ездить на нартах и ловить арканом смирных сохатых.

Девочки в этом возрасте допускаются к исключительно женским делам, то есть разведению огня, заготовке воды и хвороста, а также к шитью. В перерывах между работой они играют с традиционной ненецкой куклой «нухуко», голова которой сделана из клюва гуся или утки, а туловище представляет собой лоскуты цветного сукна.

Для того чтобы можно было создать кукольную семью девчатам дарят «нухуко» обеих полов: игрушка с клювом гуся изображает мужчину, а утки - женщину.

Женщина – строитель

Кочующие с места на место ненцы живут в переносных жилищах - чумах, «строительство» которых входит в список привычных обязанностей местных женщин. Приученные с детства к тяжёлым работам ненки буквально за час могут возвести «стены» нового дома, состоящего из наклонных шестов, обтягиваемых шкурами оленей.

В основе любого чума лежит очажный круг, после поднятия которого на земле остаются его очертания, считающиеся входом в подземный мир, и каждая женщина-строитель знает, что ни при каких условиях второй раз ставить там чум нельзя.

Зачастую чум достается женщине в качестве приданого, и является эквивалентом зажиточности семьи, где выросла невеста. Несмотря на то, что по факту именно девушка считается хозяйкой чума, внутри него есть особая зона «си», куда вход ей воспрещен.

Всё дело в том, что там хранится священный ларец с амулетами покровителей рода, семейные реликвии, оружие и сбережения, прикасаться к которым может только мужчина.

Специально для женщины предусмотрено место «не», где она может предаваться нехитрым, но очень трудоёмким домашним делам, главным из которых является розжиг и поддержание очага. Поскольку мужчинам нельзя прикасаться к очажному шесту и крюку, чумохозяйка считается повелительницей огня, умеющей разговаривать с пламенем и делать пророчества по треску дров и цвету дыма.

Жертвоприношения язычников

Верящие в одушевленность всей природы традиционные ненцы задабривают силы природы жертвоприношениями: добрым духам отдается мясо белого оленя, злым – содержание его желудка или убитую собаку, а водным божествам достается упавший при рыбалке соплеменник, спасать которого запрещено. Однако если боги не исполняют просьб ненцев, они карают духов, переставая давать им пищу.

Суеверия

Согласно ненецким суевериям, детям ни в коем случае нельзя рыть землю, играть с водой и огнём, а мужчинам - заходить в чум в верхней одежде. Кроме того в ненецкой культуре запрещается петь за столом, доедать еду за стариками, помогать хозяйке убирать посуду и оставлять неперевернутыми пустые чашки.

День рождения ненцы празднуют только один раз, получая в подарок оленя, среди которых особо почитается тот, что белой масти: его не впрягают в нарты, а украшают лентами и защитными оберегами.

Загробная жизнь

Согласно ненецким поверьям, загробная жизнь является зеркальным отражением реальности, в которой усопший живет столько же лет, сколько до смерти. А поскольку в зазеркалье все наоборот, то в гроб с покойником кладут сломанное оружие, порванные вещи и перевернутые нарты, чтобы в новой жизни они приняли полезный вид.

Самоед есть коренной житель великой безлесной равнины крайнего Русского севера. Когда и как забрался он в эти холодные, неприглядные страны, того не знает ни история, ни археология. Правда, в самых верховьях великой реки Сибири, Енисея, есть поселки народцев-Телеутов и Сойотов, которые и по внешнему виду, и по языку несколько напоминают собою Самоедов, но насколько близки между собою эти народности, наука точнее не указывает. Самое название , данное ему с глубокой древности (еще Нестор упоминает в своей летописи Самоед), тоже еще не находит себе точного объяснения. Одни ученые, например знатоки наречий этих загадочных народцев, Кастрен и Шегрен, подозревают, что это имя-исковерканное слово суома, т.-е. Финн; другие, например, д-р Белявский, думают, что это слово является буквальным переводом имени Хазово, которым называют себя Самоеды (Хаз-муж, сам, ово-один, откуда сам-един или самоедин); третьи говорят, что такое прозвище дано Самоедам Русскими за их привычку есть всякую не­чисть-кишки, потроха, т.-е. то, что Русскими считается поганым, а так как понятие о поганом выражается некоторыми родами Самоедов словами „сям или сямай“, то отсюда и имя Самоед, т.-е. пожирающий поганое; есть и такие ученые, которые думают, что Самоед есть испорченное слово „сыреед» (от сырья) или даже „самоед“. Как бы то ни было, но Самоед истин­ный житель тундры, горячо ее любящий и неохотно с ней расстающийся. Русские часто нанимают Самоедов, прокутивших свои оленьи стада, в работники, и Самоед, привыкший к вольному воздуху безграничной равнины, выговаривает себе право жить не в избе, а где-либо под навесом, около избы, в случае мороза спать не в избе, где ему жарко, душно, а в нетопленой клети или сенях, над стойлами коров и лошадей.

Жизнь Самоеда приспособлена к жизни среди оленей, к кочевке вместе с их стадами по обширной равнине севера. Самоед кочевой вполне зависит от своего кормильца-оленя. Одежда Самоеда-как летняя, так и зимняя-из шкур оленя. Летом Самоед надевает на тело панталоны из оленьей замши, такие же чулки-лепты и оленьи сапоги-пимы, часто очень красиво вышитые; малица-рубашка из оленьей шкуры-шерстью внутрь надевается прямо на тело и только сверху, особенно в большие праздники, покрывается чехлом из разноцветного ситца. Летом Самоед ходит с неприкрытой головой, с наступлением же морозов он надевает красивую шапку из неблюев-молодых оленей, а когда северная зима вполне вступает в свои права, то он залезает в большой открытый снизу меховой мешок-совик, в котором остав­лены лишь дыры для лица, да для двух пришитых к нему рукавов.

Самоедка одета снизу так же, как и ее муж, брат или отец, но паница-женская ру­башка-имеет от ворота расстегивающийся разрез для кормления грудью младенца, и кроме того сшита гораздо кокетливее, чем мужская малица: она обшита на подоле цветным сукном, пу­шистой шкуркой самоедской собачки, да и оплечья и спинка паницы очень искусно подобраны из разноцветных кусочков оленьих шкурок. Волосы Самоедка заплетает в две тугие косы, которые у девушек висят на спине, а у женщин спрятаны под головной убор, которым зимой является большая меховая шапка с тяжелыми медными украшениями, прозванная нашими север­ными Русскими „треухом“, так как действительно несколько напоминает собою треугольную шляпу, а летом его заменяет перенятая от Русских женщин кичка, делаемая из полотна, ситца и других тканей. В косы также вплетаются разные украшения, вроде медных кружков, блях, медных ромбов, очень похожих на нынешние ученые значки-магистерские и докторские; впрочем эти украшения мало-помалу забываются и уступают место солдатским пуговицам, обрезкам жестянок из-под сардин, ваксы, килек и другим продуктам цивилизации, продаваемым Самоедам Мезенскими, Ижменскими и Пустозерскими мещанами-торговцами.

Самоеды значительно уменьшаются в числе и мало-помалу из богатых оленеводов переходят или в пастухов, пасущих стада оленей, принадлежащих Русским торговцам и Зырянам, или же, окончательно разжившись, становятся из ямдающих (кочующих оленеводов) едомскими (оседлыми рыбаками, звероловами или Русскими работниками); едомские Самоеды ловят зимой навагу, весной и осенью-семгу и нельму, летом-гусей и уток и ведут самое жалкое существование.

Внешний вид Самоедов очень типичен: они небольшого роста, очень коротконоги и притом несколько кривоноги, с длинными руками, с очень значительно выгнутым спинным хребтом в области поясницы. Черты лица их очень монголовидны, также как и признаки их че­репа; глаза у них узкие, с разрезом немного косым, цвет глаз черный или темно-карий, цвет кожи смуглый желтоватый, цвет волос черный; скулы их так выдаются, что кожа кажется точно сильно на­тянутой на лице. Все эти признаки заставляют предположить, что Самоеды близки к Монгольским народам северной Азии, например Тунгусам, Бурятам и другим; что же касается до их низкорослости, коротко и криво-ногости, изогнутости позвоночника,-признаков, общих всем приполярным народам, то это объясняется учеными стремлением их к болезненному состоянию, называемому в науке рахитизмом, а в просторечии-Английскою болезнью; рахитизм вызывается очень тяжелыми условиями жизни, плохим питанием, плохими условиями жизни, особенно в детском возрасте. И действительно, жизнь Самоедов-особенно зимой-тяжела и плохо обставлена: сшитый из оленьих шкур чум или мякан полон едкого дыма; из плохо притворяющегося входного отверстия несет холод; от костра, горящего посредине, невыносимо жарко, тогда как спина, обращенная к стенам чума, зябнет; всюду раздается кашель, хриплые голоса, свидетельствующие о постоянных значительных простудах. Эти обстоятельства, отсутствие собственных оленей, на которых можно было бы молодецки, с хареем в руке, пролететь на санках, в которые запряжены четверней олени, как птица, по снежной равнине тундры, а особенно тяжелая, безысходная кабала у хитрых Зырян и бессердечных винных торговцев Мезени, Ижмы, Цыльмы и Пустозерска, стоящая в прямой связи с злоупотреблением в питье водки, все взятое вместе обусловливает печальное явление вымирания Самоедов, вымирания быстрого и непрерывного. Как значительно вымирание этого народа, не лишенного способностей, великодушия и добро­сердечности, показывают нам родовые списки Канинской тундры, где в начале столетия счита­лось от 2.500 до 3.000 душ, в шестидесятых годах до 750-800 душ, а теперь, по слухам, не более 350-400 Самоедов.

Среди обширной тундры-родины Самоедов, по большим рекам, особливо в тех местах, где они между собою сливаются, основывались различные поселки, население которых, бли­же к западу, составилось главным образом из переселенцев Великорусов, тогда как в восточной половине тундры, по Печоре и ее громадным притокам - Уссе, Цыльме и Ижме, по­селки населены в значительном количестве Зырянами.

Когда слышишь слово самоед первое, что приходит в голову так это то, что мы представляем себе либо какого-то человека, который постоянно занимается самоедством, либо, и того хуже, которое поедает само себя. Но это не так, хотя, и действительно, самоеды — это, во-первых, такие люди, а, во-вторых, такие собаки. Но ничего общего с самоедством ни у тех, ни у других нет, хоть данное название и звучит достаточно странно для русского уха. Кстати, и те и другие имеют непосредственное отношение к России. Но давайте по-порядку.

Итак. Во-первых самоеды — это просто напросто старое название народов, которые разговаривали на самодийских языках. Этими народами являлись ненцы, энцы, нганасаны и селькупы. Каждый из этих народов , например, ненцев называли самоедами юраками, энцев — енисейскими самоедами, нганасанов — самоедамии-тавгийцами, а селькупов — остяко-самоедами. Считается, что название «самоед» восходит к выражению «самэ-эдне», то есть «земля сааамов».

Все эти народности являются достаточно близкими с финнами по своему происхождению, однако их язык несколько отличается от финского. Самоеды проживают на территории России. Так, они живут как в Европейской части нашей страны, так и в Сибири, однако первоначальная родина самоедов располагалась в районе Саянского нагорья.

А еще однажды были найдены «родственники» самоедов — отатарившиеся народы, где еще были живы многие старцы, которые прекрасно помнили прежний язык этих народов. Язык оказался достаточно близким к самодийскому. К этим отатарившимся народам принадлежат моторы, сагайцы, карагассы, койбалы и другие.

Также самоеды имеют характерный узнаваемый тип, который достаточно хорошо отличает их от других народов. У них достаточно маленький рост — около 150-160 см, они сложены крепко и склонны к полноте. Самоеды имеют смуглый желтоватый цвет кожи, а цвет волос и глаз обычно черный, иногда волосы могут быть каштановыми, а глаза — карими.

А еще самоед — это , белая и пушистая собачка, исконно российская порода, которая является лучшей среди всех собак, выведенных в России. Однажды случилось так, что эта порода практически исчезла, однако зарубежные собаководы смогли практически полностью восстановить ее. Эта порода чем-то похожа на маленького белого медвежонка и на взрослого белого волка, а также в ней есть какие-то «нотки» белого полярного песца. Собака получила название «самоед» именно потому, что народы, о которых мы рассказали чуть выше разводили этих пушистых зверей с незапамятных времен, однако потом за разведение такой красивой северной собаки взялись русские, а в некоторые времена и иностранцы. Позже порода, конечно же, вернулась в Россию. Ныняшняя порода самоедов восходит к так называемым «аборигенным» собакам, разведением которых сначала занимались именно иностранцы. Сейчас собака стремительно набирает популярность среди российских собаководов и собаколюбителей, однако это достаточно малочисленная порода и она насчитывает всего лишь 1800-2500 собачек на всей территории России.

Самоед обладает независимым и спокойным характером, он очень и очень уверен в себе. Собака очень добрая и ласковая, однако может быть хорошим сторожем. Пес старается всегда быть в центре всеобщего внимания. Самоеды очень любознательны, активны и веселы. С детьми особенно терпеливы. Самоеды-девочки — это отличное животное для семьи с маленькими детьми, а для более взрослых детей идеально подходит самоед-мальчик. За собакой необходим тщательный уход и так как она очень пушистая нужно ежедневно вычесывать ее шерсть щеткой, а во время линьки шерсть нужно вычесывать особенно тщательно.

Вот так вот самоед совсем и не ест никого, даже себя, это просто название, которое дали народностям, за их принадлежность к самодийским племенам, а собакам, потому что их издревле выращивали представители этих племен.