Исследовательская работа по направлению Лингвострановедение Тема: Загадка. Какие бывают загадки? Какие есть типы загадок

Загадки бывают разные.

  • · Народные - это загадки, складывающиеся веками и передававшиеся из уст в уста. Они отличаются певучестью, выраженной иносказательностью, а также тем, что их достаточно сложно, практически невозможно, отгадать самостоятельно. Например: Кто над нами вверх ногами? Народных загадок очень много, они отличаются по сложности, что позволяет подобрать загадки для разных возрастов, расширяя словарный запас ребенка за счет устаревших и мало употребляемых слов. В то же время народные загадки охватывают многое из окружающего мира, что позволяет познакомить ребенка со временами года, природными явлениями, капризами погоды, животным и растительным миром.
  • · Рифмованные загадки - это загадки в виде небольших стихотворений, чаще состоящих всего из двух или четырех строк, в которых находится загадка, а разгадка кроется в последнем слове, которое очень легко называют даже дети раннего возраста.
  • · Загадки-обманки - это тоже загадки в виде стихотворения, но, если поставить слово в рифму - получается смешная нелепица. Это загадки для дошкольников и школьников, которые заставляют отойти от простого, но неправильного решения загадки и думать над другим вариантом ответа. Когда загадки в рифму и загадки-обманки ребенок научится разгадывать хорошо, можно усложнить ему задачу - чередуя их.
  • · Загадки с заблудившейся буквой охотно отгадывают дети, которые уже научились читать, или достаточно хорошо знают буквы. Обычно это рифмованные двустишия, в которых в одном слове произошла замена буквы. Например: жук - лук, кочка - кошка. В результате получается смешная фраза или стихотворение, в котором герой ходит по кошкам вместо кочек, и пугается не жука, а лука. Если загадки сопровождаются картинками - удовольствие от их отгадывания удваивается.
  • · Загадки на смекалку требуют от ребенка внимательности и способности к рассуждениям. К этому типу загадок относятся загадки про сидящих на трубе А и Б, про утку, плавающую от чего, и многие другие.
  • · Загадки, придуманные самими - отдельная категория загадок, которую можно использовать даже с детьми, едва научившимися говорить. Например: кто вечером с работы приходит, и подарки дочке приносит? (Папа). Кто любит маму и папу? (Дочка). Можно ли съесть дом? (Настоящий - нет, а пряничный - да). Через некоторое время ребенок и сам станет придумывать загадки.

Тематика загадок, а также их репертуар тесно связаны с бытом и трудом народа. Загадки обращаются как к видовым, так и к родовым понятиям.

Д. Н. Садовников в своем собрании разместил загадки по группам, среди которых "Жилище", "Тепло и свет", "Домашнее хозяйство", "Двор, огород и сад", "Домашние животные", "Земледельческие работы", "Лес", "Мир животных", "Люди и строение их тела", "Земля и небо", "Понятия о времени, жизни, смерти и пр.", "Грамота и книжная мудрость". Каждая группа наполняется конкретным, преимущественно предметным содержанием, полно и красочно раскрывая быт и труд русского человека.

Возьмем, к примеру, загадки о жилище. К ним в качестве эпиграфаСадовников предпослал пословицу: Не бравшись за топор, избы не срубишь. Развивая эту мысль, он поместил вначале загадки об орудиях труда, с помощью которых строится изба. Это топор, клин, долото , пила, коловорот, алмаз. Далее идут загадки об избе, а затем об ее самых разнообразных частях и деталях, вплоть до мельчайших: пол и потолок, матица, окна, оконные рамы, волоковое окно, подъемное окно, оконное стекло, ставни, дверь, скоба, дверные косяки, пята у двери, замок, угол, бревна, мох, щель в бревне, сучок, крыша, труба на крыше ... Все вместе эти загадки говорят об устройстве избы, в которой все разумно, целесообразно и гармонично.

Изменялись условия жизни, строение жилища, орудия труда и т. д. -- изменялись и загадки. Из памяти уходили произведения, в которых требовалось отгадать предметы редко встречающиеся или совсем забытые. Например: Белое ест, а черное роняет (лучина); И зимой и летом на одном полозу ездит (волоковое окно); Серое сукно тянется в окно (дым курной избы).

Жители городов, которые не знают земледельческого труда, не могут отгадать да и не загадывают большинства загадок, опубликованных Д. Н. Садовниковым в разделе "Земледельческие работы" (о сохе, бороне, косе, вилах, цепах и проч., о процессах крестьянского труда -- таких, как пахота, боронование, жатва, молотьба, трепанье льна).

С появлением новой техники возникали и новые загадки. Например, из записей 1930-х гг.: Закручу, зажурчу, под небеса улечу (самолет); До чего народ доходит: самовар по рельсам ходит (паровоз); Висит груша, нельзя скушать (электрическая лампочка).

А вот загадки, возникшие в годы Великой Отечественной войны: Ползет черепаха -- стальная рубаха, враг в овраг, черепаха -- куда враг (танк); Не птица, а летит, без головы, а трещит. Если капнет -- на земле ахнет (бомбардировщик); На пушку не похожа, а палит -- дай Боже (гвардейский миномет "катюша").

Загадка -- это своеобразный диалог: один загадывает, другой отгадывает. Многие загадки в первой части не содержат прямого вопроса: в них дается замысловатое описание предмета, по которому надо отгадать, о чем идет речь. При этом первая часть обязательно предполагает ответ. Например: Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).

Иногда загадки построены в виде прямого вопроса: Что видно только ночью? (звезды); Что за тварь людей питает, в церкви освещает? (пчела). Аникин В.П. Садовников Д.Н. "Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач". - М: 2010. - С. 234

В большинстве загадок описание признаков предмета, который надо отгадать, дано от третьего лица. Нередки загадки, в которых описание дано от первого лица -- отгадываемого предмета. Например:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут -- Я все терплю и всем добром плачу (земля).

Встречаются загадки, построенные на диалоге

Нередки загадки, в которых отгадываемый предмет описан путем отрицания:

Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостиком, а не мышь (репа).

Встречаются загадки, в которых описание изложено в условной форме

В загадках использованы разнообразные средства и приемы художественной выразительности

В ходе многолетней работы с детьми я пришла к выводу, что воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. С помощью загадок у детей можно формировать не только любовь к народному творчеству, к родному языку, образному и точному слову, но и развивать мышление детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы, чтобы отгадать загадку ребенку нужно внимательно наблюдать, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять найденное. Помимо этого с помощью загадок можно развивать у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир, а также приучать детей к логике, к рассуждению и доказательству.

Кроме развития мышления детей загадка играет важную роль в развитии речи детей.

Использование загадок в работе с детьми способствует формированию образности речи детей, загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. В своей работе использую загадки как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме, применяю их во время детской деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности.

Считаю своей задачей научить детей разгадывать самые разные загадки и придумывать свои. Работа ограниченная только пересказом загадок и сообщением отгадок, не позволяет в полной мере задействовать их развивающие возможности, так как загадки очень многогранны: как логическая задача, загадка учит анализировать, выделять существенные признаки, сопоставлять их, делать выводы, проверять себя. Как произведение устного народного творчества, знакомит с жизнью и бытом наших предков. Как литературное произведение, вводит детей в мир художественных образов, знакомит с различными речевыми конструкциями, выразительными средствами родного языка.

Загадки - необходимый атрибут дошкольного детства, однако не всегда взаимоотношения с загадками складываются просто. Иногда прямое и подробное описание знакомого детям предмета не ассоциируется у них с отгадкой, а иногда ответ находится моментально, без усилий. Это является следствием непредсказуемого сочетания свойств самой загадки и способностей ребенка. Срабатывает поистине загадочный механизм, объединяющий ресурсы образного мышления, воображения, аналитики, интуиции и опыта ребенка. Чтобы содействовать включению этого механизма, а также возникновению у ребенка ощущения загадочности, желания разгадать загадку, необходимо выразительные средства языка дополнять выразительными средствами голоса. Поэтому весьма важно выбрать правильно интонацию, тембр и громкость голоса, темп речи, верно расставить смысловые акценты.

Загадки нельзя разделить на простые и сложные, ориентируясь на их восприятие детьми, однако строение загадок дает возможность распределить их по группам. Можно выделить следующие группы загадок:

  1. загадки-описания, в которых производятся простая совокупность признаков и характерные для загаданного предмета действий;
  2. загадки, содержащие ключевой признак, свойственный только данному объекту:
  3. загадки, в которых описание дается через отрицание;
  4. загадки, в тексте которых содержатся разного рода подсказки;
  5. загадки, содержание которых не несет прямого указания на загаданный предмет (загадки построенные с использование сравнений, метафор) ;
  6. загадки-рифмовки;
  7. загадки-обманки;
  8. загадки на смекалку и др.

Рассмотрим первую группу загадок. Использование таких загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания.

Учить доказать - это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, формируя ее в точную словесную форму. Чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, необходимо при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. Следует вызвать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. Для этого я организовываю межу детьми соревнование: «Кто полнее и точнее докажет?» , «Кто правильней докажет?» . Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений, заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.

Загадывая детям загадки, повторяю их несколько раз, чтобы дети их лучше понимали, запоминали и выделяли признаки. После этого даю детям образец и план доказательства в соответствии со структурой загадки. Например: «У кого мордочка усатая, а шубка полосатая? Кто часто умывается без воды? Кто ловит мышек? Кто любит рыбкой полакомится? Про кого эта загадка?» .

«Безрук, без ног

По окном стучится,

В избу просится» (Ветер)

Вторая группа загадок - загадки, содержащие ключевой отличительный признак загаданного предмета. Загадки этой группы считаются наиболее простыми. Опыт работы показывает что детям далеко не всегда дается выделить в тексте загадки фрагмент, емко и однозначно указывающий на знакомый объект.

Есть в реке работники,
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину -
Хоть пиши картину. (Бобры)

Первая строка указывает лишь на то, что речь идет об обитателях реки. И только в сочетании с третьей строкой формируется ключевой признак (отгадка) - существа, обитающие в реке и строящие плотины.

Рекордсмен среди зверей -
Всех о бегает быстрей.
Длинным рулит он хвостом,
Шубка в точечку на нем. (Гепард)

Сложность загадок третьей группы, содержащих описание через отрицание, заключается, прежде всего в их построении - перечисление признаков перемещается указанием на то, чем или кем не является загаданный объект, это мешает детям сосредоточиться на описании самого предмета.

Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц.
С копытами, да не лошадь.
Серый, длинноухий, с копытами (Осел) .

В данном примере указание на то, кем не является загаданный объект, не дает нам дополнительной информации. Но ряде загадок отрицающая часть более информативна, это дает возможность более полно использовать развивающий потенциал загадки.

Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда наступят холода. (Шарф)

Слова «галстук» и «воротник» в загадке указывают на то, что речь идет о предмете или детали одежды, которая носится на шее. Именно это и объединяет данные слова. Вторая строка подтверждает нашу отгадку, а из двух последних строк мы узнаем, что носят этот предмет только в холода.

Четвертая группа - загадки, в которых помимо описания предмета, существа или явления даются и другие подсказки.

Например, указываются буквы, которые есть в слове-отгадке.

Начинается на «о»
И кончается на «о» .
Я хвораю, не гуляю,
Целый день гляжу в него. (Окно)

Дополнительной подсказкой служит рифма - отгадка является последним словом текста загадки и рифмуется чаще всего с последним словом предпоследней строфы.

Я сегодня утром рано
Умывался из под … (крана)

Практика показывает, что такая подсказка чаще отвлекает детей от поиска элементов описания, от рассуждения. Они стараются услышать правильный ответ в тексте, что довольно сложно.

Пятая группа - загадки, содержание которых не несет прямого указания на загаданный предмет. Такие загадки строятся на основе метафор, гипербол, сравнений. Их достаточно трудно разгадать, выстраивая рассуждение. Дети часто не могут определить по какому именно признаку загаданный объект сравнивается с предметом или существом, «заменяющим» его в тексте загадки. Им также бывает непросто выбрать нужное значение многозначных слов.

Вкусны - оближешь пальчики! -
Оранжевые мячики. (Апельсины)

Под крышей четыре ложки,
А на крыше суп да ложки. (Стол)

На пальце одном,
Ведерко вверх дном. (Наперсток)

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу? (Очки)

Особенно непросто докопаться до истины при столкновении с загадкой, построенной на базе метафоры-парадокса, т.е. сочетания противоположных, несовместимых по смыслу признаков, понятий. Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнивать предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидить в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное.

Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)

Хоть нем я и глух,
А станешь бить меня -
Закричу. (Колокол)

Иногда рассказ о загаданном объекте в загадке умышленно направляет слушателя по ложному пути:

Что за зверь?

Зимой ест, а летом спит.
Тело теплое, а крови нет.
Сесть на него сядешь,
А с места не свезет.

Загадка требует узнать зверя, который спит летом, что для наших климатических условий нонсенс. Вдобавок у него не крови, и он не двигается с места. Уяснив это, нужно выстраивать новую линию рассуждения. Важнейшие признаки - теплое «тело» , летняя «спячка» и необходимость «кормить» только зимой. Это печь.

Шестая группа - загадки-рифмовки. Отгадывать такие загадки несравнимо легче, чем завуалированные народные загадки. Ведь нужное слово так и просится на язычок, но польза от таких словесных игр также огромная.

Апельсины и бананы очень любят … (обезьяны) ;
У меня пропал носок, утащил его … (щенок) ;
В реке большая драка: поссорились два … (рака) ;
Подставив солнышку бочок, лежит на грядке … (кабачок) .

Следующая группа - загадки-обманки. Такие загадки также как и загадки-рифмовки рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательными, не поддаваться на хитрый обман. А еще развивают чувство юмора.

Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая … лисица (белка) ;
Дочерей и сыновей учит хрюкать … соловей (свинья) ;
Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый … волк (медведь) ;
По сосне, как в барабан, застучал в лесу … кабан или баран (дятел) ;
Кто грызёт на ветке шишку? Ну, конечно, это... мишка (белка)

В следующую группу входят особые загадки, в решении которых не поможет богатый жизненный опыт и энциклопедические знания. Смекалка - это сообразительность, умение быстро уловить суть дела, острота ума, наблюдательность, интуиция. Загадки на смекалку тренируют интуицию и быстроту реакции на неожиданность, учат детей мыслить нестандартно, помогают уйти от стереотипов мышления, развивают чувство юмора. В них всегда есть подвох, недоговоренность, многозначность.

От чего плавает утка (от берега) ;
За чем язык во рту (за зубами) ;

Сколько концов у трех палок? А у четырех? А у четырех с половиной? (6, 8, 10) ;

На окошке сидит кошка. Хвост как у кошки, усы, лапы, уши как у кошки, а сама не кошка. Кто это? (Кот) ;

Какой рукой лучше размешать чай? (чай лучше размешивать ложкой) ;

Одно яйцо варится 3 минуты. Сколько минут будут вариться 2 яйца? (3 минуты) ;

Когда курица стоит на одной ноге, она весит 2кг. Сколько она будет весить, если встанет на две ноги? (2кг.) .

В своей многолетней работе я пришла к выводу, что загадки играют важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Для них загадать и разгадать загадку доставляет огромную радость. Да и мы, взрослые тоже не прочь и старую добрую загадку к месту вспомнить, и новую на современный лад попытаться сочинить.

  1. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: Просвещение, 1976.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.; Академия, 2000.
  3. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей. Дошк. воспитание. -1990. -№7
  4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.; Просвещение, 1976.
  5. Российская детская энциклопедия загадок/Ред. -сост. А.В.Богданова.-СПб.;Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  6. Большая книга загадок/ Сост.О.В.Узорова,Е.А.Нефедова.-М.; Астрель, АСТ, 2011

Должность: воспитатель

Место работы: Иркутская область, г. Иркутск, МБДОУ № 94

Загадка получила определение со времен Аристотеля, кото­рый называл ее хорошо составленной метафорой. В.И. Даль писал, что загадка - это "иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, пред­лагаемое для разгадки" 1 . Наиболее точное определение загадки принадлежит В.П. Аникину: "Загадка - это поэтическое за­мысловатое описание какого-либо предмета или явления, сде­ланное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность". 2

Загадка – это краткое описание умалчиваемого предмета или явления по сходным или намекаемым признакам другого предмета и явления.

Загадка развивает у человека поэтический взгляд на действительность, создает неограниченный простор для фантазии. Поэтому можно заметить, что загадка – это поэтически замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека и в то же время привить ему поэтический взгляд на действительность.

Истоки загадок восходят к тайной речи первобытного обще­ства, к табуированной речи (т.е. к словам, которые определенным членам племени или рода произносить вслух было запрещено в силу их возраста, пола или социального положения в этом конкретном обществе). Загадки распространены у всех народов.

Кроме того, происхождение загадок связано с желанием человека отпугнуть и обмануть нечистую силу, которая, как считали раньше, могла повлиять негативно на жизнь и судьбу человека, ребенка, скотины и пр. Враждебную силу следовало перехитрить, чтобы обеспечить благополучие себе и своему роду, поэтому предмет или человека называли не так, как звучит его имя или название на самом деле.

Большую роль загадка также играла и в обрядах инициации (обряде посвящения мальчика в мужчины), распространенных у всех древних народов. Посвящаемый мальчик испытывался с помощью загадок: отгадав их, он считался благополучно прошедшим данное испытание и проходил в следующий этап посвящения, - без знания тайной речи юноша не мог стать мужчи­ной.

Загадки встречаются в мифологии древних народов (на­пример, в древнегреческих мифах).

В древности загадки имели мистическое, религиозное и обрядовое применение, загадывание и отгадывание загадок считалось признаком особой мудрости. Загадки можно было загадывать лишь в определенное время – летом и днем загадывать нельзя. Загадывание было позволено по окончанию полевых работ, осенью и зимой. Особое значение придавалось загадыванию во время празднования святок (с 25 декабря по 6 января).

Русские загадки по проис­хождению также связаны с условной речью - зашифрованным языком охотников, с обрядами и магическими действиями, на­правленными на обеспечение урожая и успеха в скотоводстве и земледелии.

Загадки выполняли и выполняют следующие функции:

    Познавательную (содействовали активизации познания окружающего мира, особенно у ребенка),

    Развивающую (развивают наблюдательность, логическое мышление)

    Развлекательную, т.к. позволяли развлечь, занять себя, семью и детей в свободное от работы и хозяйства время

    Художественную (способствовали формированию у человека образного мышления, способности видеть мир в образах).

Как уже указывалось исследователями, знаменитый русский путеше­ственник XVIII в. С.П. Крашенинников отметил остатки древней тай­ной речи у русских охотников на соболя. Артель избирала "передовщика", он назначал себе помощников и наказывал им, между прочим, "что­бы по обычаю предков своих ворона, змею и кошку прямыми именами не называли, а называли б верховым, худою и запечен/сою". Дальше Кра­шенинников писал: "Промышленные сказывают, что в прежние годы го­раздо больше вещей странными именами называли, например: церковь - востроверхою, бабу - шелухою или белоголовкою, девку - простыгою, коня - долгохвостым, корову - рыкушею, овцу - тонконогою, свинью - низкоглядою, петуха - голоногим и прочее..." Крашенинни­ков отмечал, что все эти слова, кроме замены ворона, змеи и кошки, оставили, то есть не стали употреблять 3 .

У русских отзвуки загадок древнего периода сохранились в былинах, сказках, песнях. Например, многие подблюдные пес­ни имеют форму загадок: они не описывают судьбу человека, а под­меняют ее описанием предмета или действия. В сказке «Умная дочка» или «Семилетка» царь задает девушке несколько загадок, разгадав которые, она выходит замуж за царя – таким образом, здесь сказка служит способом проверки героя на сметливость, ум. Самой интересной загадкой в этой сказке является та загадка, когда хитрый царь приказывает девушке прийти к нему не пешим. Не верхом, не раздетой, не одетой, не с подарком, но и не без подарка, и девочка приходит к нему в рыболовной сете, верхом на зайце, который тут же убегает, и с перепелкой в руках, которая выпархивает из ее рук.

С течением времени древняя функция загадок постепенно угасла, но осталась их поэтическая форма. К загадке начали относиться как к способу испыта­ния сообразительности, стали создавать новые загадки о пред­метах и явлениях. Сложился фольклорный жанр, который не имел никаких иных целей, кроме художественных и развлека­тельных. Сказка стала жанром детского фольклора.

Д.Н. Садовников в предисловии к своему собранию загадок указал на основное различие пословиц и загадок. "В первых, - писал он, - отразились взгляды народа на природу и окружаю­щую обстановку, в последних - вся житейская мудрость и нрав­ственная личность простолюдина. В загадке, более древней по форме и происхождению, открылся полный простор для твор­ческой фантазии народа; в пословице - для его здравого смыс­ла и критики" 4 .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белоярская средняя общеобразовательная школа №1»

Верхнекетского района Томской области

Научно – практическая конференция учащихся

«Мой первый проект»

Емельянов Захар Евгеньевич, Захарова Полина Тарасовна, Мингалеева Дарья Фёдоровна, Родикова Арина Александровна

Класс 1

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

По направлению Лингвострановедение

Тема: Загадка

Научный руководитель: преподаватель высшей категории Т.И. Таркина


Признать, что работа выполнена

и защищена с оценкой


_____________________________

Рекомендуется

______________________________

Председатель экспертной комиссии

_____________

Подпись


___________

Дата


Эксперты

_____________

Подпись


___________

Дата


_____________

Подпись


___________

Дата


Председатель экспертного совета

_____________

Подпись


___________

Дата


П. Сайга
Введение

3 с.

Глава 1. Теоретическая часть

5 с.

    1. История возникновения загадки

5 с.

    1. Типы загадок

8 с.

    1. Строение загадки

10 с.

    1. Значение загадки

10 с.

Глава 2. Практическая часть

11с

2.1. Создание сборника загадок собственного сочинения

11с.

Заключение

13с.

Список литературы

14с.

Приложение

15с.

ВВЕДЕНИЕ

Наша учительница на уроке задавала нам загадки. Было очень весело угадывать.

Нам стало интересно, а сможем ли мы сами придумать загадку, что нужно знать и уметь для этого? Эта тема актуальна для нас тем, что отгадывая готовые загадки и придумывая свои собственные, мы будем развивать свою фантазию, воображение, ум. А это, конечно, поможет нам в дальнейшей учёбе.

Цель: создание сборника загадок, собственного сочинения.
Задачи:
1. Узнать, как появились загадки и для чего они нужны.
2. Узнать, как устроены загадки.
3. Научиться составлять свои загадки.
4. Создать сборник загадок.

Предмет исследования : загадка

Объект исследования: возможность создания сборника собственных загадок.

Методы исследования:


  • Поиск информации по Интернету;

  • Поиск литературы;

  • Практическая работа: «Придумай загадку сам»;

  • Практическая работа по созданию сборника загадок;

  • Викторина среди первых классов «Лучший отгадчик»
Проблема : мы не умеем придумывать загадки.
Гипотеза: возможно потому, что не знаем, как загадки устроены и для чего нужны?

Данная работа имеет не только теоретический, но и прикладной характер. Значимость её заключается в том, что мы получим не только новые знания, но и применим их на практике, создав сборник загадок собственного сочинения. Используя наш сборник, проведём викторину среди учащихся начальной школы.

В ходе работы над проектом мы не только научимся придумывать свои загадки, но и выступать перед другими ребятами, отвечать на вопросы, доказывать своё мнение.

В своей работе была использована информацию с разных сайтов Интернета. Работа выполнена в результате совместных действий родителей, педагога и учащегося.

Глава 1. Теоретическая часть


    1. История возникновения загадки
Загадка – это краткое описанное предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного или скрытого вопроса. Загадки - это средство воздействия на сознание человека с целью его умственного воспитания в единстве со всеми другими сторонами формирования личности. Это единство достигается благодаря тесной связи умного и прекрасного (совершенные художественные формы загадок, поэтизация человеческой жизни и явлений природы и т.п.). В данном случае ум расценивается народом как цель, а прекрасное - как средство. Именно благодаря прекрасному, в загадках такими выразительными становятся мысли о здоровье, нравственности, труде.

Загадка относится к одному из самых древних жанров устного народного творчества, который отличается от других жанров тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому, загадка имеет большое значение в формировании интеллекта. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. д.

История возникновения загадок корнями уходит в далекое прошлое. Загадки загадывались с древних времен. В наши дни мы рассматриваем загадки как вид развлечения, но в древности люди относились к ним серьезно.

В древности люди верили, что животные, растения, неживая природа понимают человеческий язык. Первобытный охотник, скотовод, пахарь в поле, в лесу, на воде, в жилище - везде и всюду постоянно сталкивался с враждебной сознательной силой, насылающей неудачу, пожар, болезнь. Эту силу необходимо было перехитрить, а для этого нужна тайная, условная речь.

Получается, что придумал человек тайное словоизъяснение, не желая произносить вслух настоящее название того, что определяло его жизнь. Первобытный человек, прибегавший к особой иносказательной форме речи, был убежден, что скрывает приготовления к охоте, не называя своих орудий, зверей, намерений. Прибегая к иносказанию, он не дает возможности зверям узнать об опасности и тем самым обеспечивает себе удачный промысел. В те времена для молодых юношей даже устраивались испытания в умении разгадывать загадки, что имело магическое значение, являясь составной частью обряда инициации - посвящения юношей в воины. Без знания этой условной речи юноша не мог стать равноправным членом своего родного коллектива.

Загадка имела огромное значение в жизни разных народов и в разные периоды истории вплоть до 19 века. Хотя первоначальный смысл загадки постепенно утрачивался, тем не менее, она прочно закрепилась в ритуалах, обрядах, праздниках.

Греки и римляне проводили соревнования по разгадыванию загадок, а победитель получал приз. Некоторые легенды гласят, что иногда от того, сможет ли человек дать правильный ответ на загадку или нет, зависела его жизнь. Состязание в умении отгадывать загадки даже приравнивалось к одному из видов единоборств.

Использовались загадки и во время древнейших свадебных ритуалов, для испытания жениха и невесты.

Древние оракулы часто задавали вопросы и давали советы в форме загадок.

Короли обменивались секретными посланиями, используя загадки. Эти загадки были очень непростыми.

Загадки встречаются даже в Библии. На свадебном торжестве Самсона королева Шеба задавала царю Соломону большое количество загадок.

Позже крестьянские обычаи предписывали загадывать загадки в определенное время и при определенных обстоятельствах. Запрещалось загадывать загадки не вовремя - период летних полевых работ загадки загадывать не позволялось, а сенью и зимой загадки полагалось загадывать только вечером, после захода солнца. Считалось, что нарушение традиции может вызвать напасти.

С помощью загадок сохранялись для потомства народные познания, накапливаемые веками. Мы видим, как человек стремился разгадать тайный язык природы, чтобы овладеть ею.

Со временем серьезное значение загадок забылось, и они стали использоваться для развлечения и как важная воспитательная игра. Сейчас, это не более чем способ убить скуку и весело провести время.


    1. Типы загадок

  1. Загадки - вопросы.
Загадки-вопросы касаются многих сторон жизни и деятельности людей. Значение этих загадок в умственном воспитании чрезвычайно велико. Они требуют не только сообразительности и активной мыслительной деятельности, но и больших усилий памяти. Ответ на некоторые вопросы-загадки дети встречают в пословицах, песнях и сказках. Среди этого типа загадок распространены такие, которые требуют заучивания. Заученные загадки-вопросы и ответы на них имеют большое воспитательное значение.

  1. Загадки - задачи.
Очень похожи на задачки из школьных учебников. Загадки-задачи - это тесты на сообразительность, построенные на парадоксе. Они развивают, активизируют нашу мыслительную деятельность. В переводе с греческого «парадокс» означает неожиданное явление, резко противоречащее здравому смыслу, расходящееся с общепринятым мнением. Такие загадки строятся на необычных сопоставлениях. Ожидаемые в русле здравого смысла, общепринятые мнения - отгадки оказываются ложными, а правильными являются как раз самые неожиданные, но единственно верные. Логическая задача в загадке облачена в своеобразную художественную форму, благодаря этому привлекательна. (Например, загадка про гусей).

  1. Загадки иносказания.
Употребление слова в ином, переносном значении – наиболее распространенный прием для создания загадки. Употребление слова в переносном значении чаще оказывается возможным на основе внешнего сходства предметов: их общего вида и общего значения, или только их частных признаков – формы, окраски, действий. Например: «Висит сито, не руками свито». Предмет загадывания скрыт под иносказанием.

  1. Загадки – описания.
Загадка - описание заключает в себе много возможностей для обогащения словаря детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями. В таких загадках предлагаются в красивой поэтической форме описания задуманного предмета. Такие загадки обогащают словарный запас, помогают увидеть вторичные значения слов.

  1. Загадки-обманки.
В таких задачах подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое. Например: «На верхушке каланчи, день и ночь кричат … Врачи (грачи)»

  1. Юмористические загадки.
Такие загадки обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса. Например:
«Летели два крокодила: один зелёный, а другой в Африку. Сколько весит килограмм гвоздей?»

1.3. Строение загадки

У загадки нет особых частей. Она может состоять как из одного предложения, так и из нескольких. Слова в предложениях могут рифмоваться, а могут не рифмоваться. Но по ритму загадка схожа со стихотворением.

При составлении загадок могут использоваться разные приёмы: сравнение, преувеличение, отрицание, противопоставление (антитеза) и переназывание (метафора).

1.4. Значение загадки.

Вначале ребенок еще не умеет разгадывать загадки, у него нет для этого необходимых знаний. Главным для него становится процесс запоминания загадок, который превращается в своеобразную словесную игру. Затем он учится сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и у него формируется умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Т.е, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки. Какой чудесный процесс совершается, например, в голове ребенка, когда он быстро находит сходство между дедом, в сто шуб одетым, и луковицей или между девицей, сидящей в темнице с косой на улицу, и морковью!

Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет воспитателю без каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умтвенного развития, а также уровень творческого мышления ребенка.

Глава II . Практическая часть. Создание книги с придуманными нами загадками.

После изучения теоретического материала мы попробовали сочинить загадку сами. Для этого сначала разбирали уже существующие загадки, а потом по такому же принципу старались построить свои. Первые загадки мы придумывали всей группой. Это были загадки – описания, или «детские» загадки. Мы брали любой предмет и старались его описать так, чтобы в тексте был обязательно стихотворный ритм, а если получится, то и рифма. Затем группой мы разбирали достоинства и недостатки придуманных загадок. Следующим шагом была самостоятельная работа. Дома, с родителями или сами, пробовали составлять загадки. Затем в школе подробно их разбирали, правили, отбирали для сборника. Вот пример загадки описания:

Бывают луговые,

Бывают полевые.

Хоть белые, хоть красные,

Все они прекрасные.

Следующий вид загадок, с которыми мы стали работать, это загадки, в которых есть открытое или скрытое сравнение. Работа строилась по такому же принципу, что и раньше:


  1. Разбираем существующую загадку в группе, совместно с учителем;

  2. Выбираем предмет для загадки;

  3. Группой строим загадку по образцу готовой;

  4. Проверяем ритм и рифму в группе;

  5. Сочиняем загадки самостоятельно дома;

  6. Проверяем, правим, отбираем для сборника все вместе.
Вот пример такого вида загадок:

Круглое как блин,

Даёт нам свет как лампочка.

Долго под ним пробудешь,

Кожу свою загубишь.

И последний вид загадок, с которыми мы работали – это загадки, в которых используется такой приём как метафора (переназывание). Вот пример таких загадок:

Зебра на дороге,

Протянула ноги.

А по этим по ногам,

Люди ходят тут и там.

Таким образом, в наш сборник вошли три типа загадок: загадки – описания, загадки – иносказания и загадки как со скрытым сравнением, так и с открытым. Всего мы придумали 37 загадок.

Следующим шагом было к каждой загадке нарисовать иллюстрацию. Мы распределили загадки и стали рисовать.

Затем отсканировали рисунки, обрезали и вставили в электронный сборник загадок.

По созданному нами сборнику провели викторину среди ребят начальной школы «Лучший отгадчик».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе теоретической работы над проектом мы узнали о том, как появилась загадка и какое значение имела не только в древности, но и в настоящее время. Также мы познакомились с разными видами загадки и узнали, как они устроены.

Полученные нами знания мы применили практически, создав сборник загадок своего собственного сочинения.

Проделанная нами работа нам очень понравилась. Было интересно узнавать что – то новое о, казалось бы, известных и простых вещах. А так же очень весело было сочинять загадки как в группе с учителем, так и дома с родителями, несмотря на то, что эта работа оказалась совсем нелёгкой для нас.

СБОРНИК ЗАГАДОК ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


Пушистая, но не белка.

Лёгкая, но не пёрышко.

Падает с неба, но не дождь.

С подружками рядом встанут,-

Сугробами станут.


снежинки

Весной зеленеют,

Осенью краснеют и желтеют.

На землю опадают

Нам зиму предвещают.


листья

Бывают луговые, бывают полевые.

Хоть белые, хоть красные,

Все они прекрасные.


цветы

Серенький грызун,

Он любит хлеба крошки.

Но очень наш зверёк

Боится зверя – кошки.



мышка

Лежит под бочком

Пушистым комком.

Мурлычет громко очень.


кошка

Дом украшает,

Ёлку наряжает,

Друзей собирает.


Новый год

Сверкает, мигает,
Ёлку украшает…

гирлянда

Холодит, морозит.

Мама в него продукты носит.


холодильник

Рыженькая, хитренькая,

У ворон забирает,

А сама съедает.



лиса

Парит, жарит,
Дом утепляет,
Уютом в доме управляет.

печка

Длинная шея, хвост и копыта

По Африке бегут сердито.


жираф

Кипит кипяток, пыхтит,

За стол нас зовёт,

Чай пить велит.


чайник

Растёт в лесу красавица,
Детям очень нравится.
Зелёная, пушистая,
На солнце золотистая.
Радость детям принесёт,
В Новый год!

ёлка

Говорит человек,

Но рядом человека нет.

Кино показывает,

Новости рассказывает.


телевизор


Из воды состоит,

Его лишь мороз сохранит.

Прозрачный, хрупкий, тает,

Детей на каток созывает.


лёд

Круглое как блин,

Даёт нам свет как лампочка.

Долго под ним пробудешь,

Кожу свою загубишь.


солнце

Круглое, а не мяч,

Зелёное, а не ёлка.



Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра , рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.

Загадка – это жанр народного творчества , в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа , окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов .


Происхождение названия жанра

Как вы думаете, как давно появилось это слово - «загадка»?

Слово « загадка » - древнего происхождения.

Как вы думаете от какого слов произошло слово «загадка»?

В древнерусском языке слово « гадать » означало « думать », « размышлять ». Отсюда и произошло слово « загадка ». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.


Происхождение загадок

Предположите, когда появились загадки и для чего?

Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года .

Почему, по вашему мнению, именно в это время – зимой?

В пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова , так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год , засыпала природа, прекращалось сокодвижение, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться , отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок .


Происхождение загадок

Появление на свет первых загадок ученые связывают с возникновением явления в жизни древних – с иносказательной тайной речью.

Люди древнейших эпох были уверены, что иносказательной речью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способны понимать человеческий язык, но и воздействовать на природу.

Также на ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшим .


Происхождение загадок

Как вы думаете, для чего в старину нужно было уметь отгадывать загадки?

Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью . Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам. Приведите примеры.


Какими бывают загадки

Перечисления различных признаков предмета или явления.

Он и сочен, и душист, а снаружи золотист.

Много долек в нем, друзья, будем кушать все и я.

(Апельсин)

Растет у окошка в глиняной плошке

Зеленый ежик без головы и без ножек .

(Кактус)

Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч.

(Арбуз)


Краткая характеристика предмета или явления.

Голубая простыня весь свет одевает.

(Небо)

В поле сережки на одной ножке.

(Овес)

Один костер весь мир согревает.

(Солнце)

Между веток новый дом, нету двери в доме том.

Только круглое окошко – не пролезет даже кошка.

(Скворечник)


В загадку включено отрицательное сравнение .

Не зверь, не птица, а нос, как синица .

(Комар)

Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.

(Ветер)

Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха.

(Орех)

Не конь, а бежит, не лес, а шумит.

(Река)


Описании предмета использована метафоры .

На пяти проводах отдыхает стая птах.

(Ноты)

Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился и отдельно поселился.

(Варежка)

На четыре ноги надевали сапоги.

Перед тем как надевать, стали обувь надувать.

(Колеса)


Описание не самого предмета или явления, а буквенного (слогового) состава слова , его обозначающего.

  • Шарады – слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно . По этим описаниям нужно разгадать целое слово.

Корень мой находится в цене;

В очерке найди приставку мне;

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

(О-цен-к-а)

В списке вы мой обнаружите корень;

Суффикс – в собрании встретите вскоре;

В слове рассказ вы приставку найдете;

В целом – по мне на уроки пойдете.

(Рас-пис-ание)


  • Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово.

С «Ч» - над морем я летаю,

С «Г» - в машинах я бываю.

(Чайка - Гайка)

С «Г» - он будет частью слова,

С «И» - немного схож с пластом,

С «Н» - не конь и не корова,

Хоть с ногами и хвостом.

(слоГ – слоЙ - слоН)


  • Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот – ток) или при перестановке слогов и букв (сосна – насос).

Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь.

(Липа – пила)

Найдешь загаданное слово в названье «жителя морского».

А как прочтешь наоборот – под парусами он плывет.

(Краб – барк )


  • Логогрифы – слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза – роза).

Известное я блюдо, когда прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду, надоедая всем.

(Уха – муха)

Кто части мотоцикла знает,

тот слово это разгадает.

А если букву «Д» прибавит,

На сцене можно будет ставить.

(Рама – драма)


«Загадки – складки». Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму .

Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,

Дружно капли заплясали. Это значит…

(Дождик)

На дворе в кадушке заквакали подружки,

Потом прыг из ушата…Кто же это?..

(Лягушата)

Лесной барабанщик, длинноухий трусишка,

Обожает морковку... Кто это?..

(Зайчишка)


Домашнее задание.

ДЕЛИМСЯ ЖРЕБИЕМ НА КОМАНДЫ!

«4 деревеньки»

Дома подготовить командам:

  • Название деревни и девиз (связанное с фольклором)
  • « Форма » одежды (платки, шапки ушанки и т.д.).
  • Принести карандаши или фломастеры.

На доп.оценку . Творческое задание: сочинить свои загадки любого вида.

Создадим свою книгу загадок!