Пословицы народов родного края как средство духовно-нравственного развития и воспитания школьников. К чему снятся верблюды и лошади? Кони верблюдам снятся горбатыми пословица

Ты сер,а я приятель сед. Ученье-свет,а неученье-тьма. Мирская молва,что морская волна. Детство-пора слепой правды, юношество-зрячей ошибки, иллюзии. Черемша вовсе не мясо,а растение вроде нашего лука. Литературный язык, которым мы пользуемся, это подлинно драгоценнейшее наследие, полученное нами от предшествующих поколений. Кони верблюдам снятся горбатыми. Облетевший тополь серебрист и светел. Ремесло не коромысло, плеч не тянет. Жизнь-не река, она-противоречье. Любовь к любимому есть нежность ко всем вблизи и вдалеке. Мне вспомнилось былое счастье, былые дни... Ты,как отзвук забытого гимна в моей чёрной и дикой судьбе. Последняя проверка-вспомнить десять слов на шведском языке.

Ты сер, а я, приятель(подлежащее), сед. Ученье(подлежащее) - свет(подлежащее), а неученье(подл) - тьма(подл). Мирская волна(подл), что морская волна(подл). Детство(подл) - пора(подл) слепой правды, юношество(подл) - зрячей ошибки, иллюзии. Черемша(подл) вовсе не мясо(подл), а растение(подл) вроде нашего лука. Литературный язык, которым мы(подл) пользуемся(сказуемое), - это подлиннодрагоценнейшее наследие, полученное нами от предшествующих поколений. Кони(подл) верблюдам снятся(сказ) горбатыми. Облетевший тополь(подл) серебрист(сказ) и светел(сказ). Ремесло(подл) - не коромысло(подл), плеч не тянет. Жизнь(подл) не река(подл), она - противоречье(подл). Любовь(подл) к любимому есть нежность(подл) ко всем вблизи и вдалеке. Мне вспомнилось(сказ) былое счастье, былые дни... Ты - как отзвук(подл) забытого гимна в моей черной и дикой судьбе. Последняя проверка - вспомнить(сказ) десять слов на шведском языке.

Практический блок

Простое предложение

№ 1. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы.

Ты сер а я приятель сед. Ученье свет а неученье тьма. Мирская молва что морская волна. Детство пора слепой правды, юношество зрячей ошибки, иллюзии. Черемша вовсе не мясо а растение вроде нашего лука. Литературный язык которым мы пользуемся это подлинно драгоценнейшее наследие полученное нами от предшествующих поколений. Кони верблюдам снятся горбатыми. Облетевший тополь серебрист и светел. Ремесло не коромысло плеч не тянет. Жизнь не река она противоречье. Любовь к любимому есть нежность ко всем вблизи и вдалеке. Мне вспоминается былое счастье былые дни… Ты как отзвук забытого гимна в моей черной и дикой судьбе. Последняя проверка вспомнить десять слов на шведском языке.

№ 2. Подчеркните грамматические основы и определения с определяемыми словами.

Мне нравится этот веселый человек, вызывающий во мне, как мажорные звуки, доброе настроение. Вышел в свет пятый том сочинений И.С.Тургенева. В коридоре больницы метались измятые, напуганные звуки. Ночью я почувствовал настойчивое желание рассказать кому-нибудь о бабушке. Кажется, трудно отрадней картину нарисовать, генерал?

№ 3. Подчеркните грамматические основы. Поставьте, где необходимо дефис.

Старушку золото в надзор к тебе приставил. Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела… Скажи ворон птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет? Птица песня опять встрепенулась в груди и взмахнула орлиным крылом. Новая симфоническая поэма Глазунова «Стенька Разин» очень хорошая вещь, и превосходно инструментованная. Нет у нас пейзажиста поэта, в настоящем смысле этого слова… Р.Кох, немецкий ученый микробиолог, писал: «Винный спирт не придает силы, а ослабляет, не молодит, а старит душу, тело, характер и расслабляет разум!»

№ 4. Подчеркните грамматические основы и дополнения.

Храбрость рождает победу. Солдаты просили у казачек винограда, а казачка брала охапку винограда и сыпала ее в полу солдата. Левитан оставил около ста «осенних» картин. К какому делу можно приткнуть эти мертвые души? И ты, мой стих, не повторись и новое отметь. Леса учат человека понимать прекрасное.

№ 5. Подчеркните грамматические основы и обстоятельства.

Всюду: вверху и внизу – пели жаворонки. Уже двое суток ревел шторм. Мой новый дом отчего-то сгорел. Неправдоподобно большими стали ее серые глаза. Тихо будет плыть этот корабль, без криков и выстрелов. Сильный ветер порывом налетел, закачал осины. Случайно или намеренно, она очутилось за столом моей соседкой. Бывает, и безнадежные выздоравливают, а благодаря препарату или вопреки ему – один бог знает.

№ 6. Подчеркните все члены предложения. Обратите внимание на цельные словосочетания и фразеологизмы.

На крыльце сидело двое слуг. Часов в десять утра мы находились в двухстах метрах от кратера. Все побаивались его длинного языка. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков. Маша с летчиком медленно пошли по росе. Слова его о покупке мертвых душ были произнесены во всю глотку. Я терялся в догадках. Как только я входил в парк, сотни птиц начинали суетиться на ветках. Мы с вами из одного теста. Много прежних знакомых перестало ездить к Татьяне Борисовне. В одной из сказок Андерсена засохший розовый куст покрывается среди жесткой зимы белыми пушистыми цветами. Два дня ему казались новы уединенные поля.

№ 7. Подчеркните грамматические основы и обстоятельства места и времени.

И ты знай: пока я жива, у тебя есть место, где тебя ждут, всякого ждут. Я сплю, а надо мной строят дом. Карета подъехала и остановилась. В доме засуетились. Люди побежали, раздались голоса, и дом осветился. Люди тебя предупреждали… Не ходи за него, не суй шею в хомут… Говорили тебе? Ночью к ним постучали. В редакции для начала мне предложили написать о восстановлении железных дорог. В эту ночь в Покровске не зажигали огней. Не дремали по весне и в районе. В Сибири не любят горячку и спешку. Отговаривали его в школе, отговаривали друзья. Где-то играют на струнах и поют в два голоса. За дверью кто-то кашлянул. Сказали мне, что заходил за мною кто-то.

№ 8. Что обозначают двусоставные предложения? Что обозначают безличные предложения?

Сильнее кошки зверя нет. Мне не хватает нежности твоей, тебе моей заботы не хватает. Сердце мое было неспокойно. На сердце у меня было неспокойно. У него недостает характера, выдержки. На небе нет ни облачка. Всегда, когда своих страданий нет, чтоб не тупеть, чужих страданий хватит. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума.

№ 9. Подчеркните все члены предложения.

Фронт. Война. А вечер дивный по полям пустым идет. Дым костра. Сырых шинелей груда. Тревога. Грусть. Приходит почтальон – ни весточки о милом человеке. Итак, вот она, моя Одесса, город моего детства, моей юности… Взмах шестов, перекидка рук, толчок – лодка вспрыгнула носом, ходко подалась вперед. Счастье… Разве оно возможно без труда, без дела, которое полюбил? Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. Пять или шесть утра. Сизый туман. Рассвет… Родина! Особенно звучит для меня это слово, полное глубокого смысла. Лирика! Кто сомневался в том, что она прелестна?! Но прелестные вещи обходятся человеку дорого.

№ 10.Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы и обстоятельства места.

Над мрамором ба..юстрады вечнозеленые кипарисы. Напротив тяж..лых входных дверей дверь в гости..ую. За нею стекл..ая те..аса. с большим столом и книжными полками. Под ним струя светлей лазури над ним луч солнца золотой. Есть камин над камином зеркало перед зеркалом бронзовые часы… у задней стены пр..восходный рояль. Прередо мной ворота раскрытая калитка снежный двор. В глубине, налево, деревя..ый дом… Еще левее, за домом, сад, и над ним тихо играющие разноцветными лучами сказочно прелестные зимние звезды. Пыль на столе. Хозяева в отъезде.

№ 11. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните все члены предложения.

Гуси утки чайки крохали все это куда-то исчезло. Все здесь было необычайно и молчаливые горы и суровые скалы и даже эти одинокие дома на далеком берегу. И кочи и моховые болота и пни все хорошо под сиянием лунным. А утром все хрустело вокруг подмерзшие дороги листья на крыльце черные стебли крапивы торчавшие из-под снега. Ничто не шевелилось ни одна травка в лесу ни один лист на верхней ветке. Для всего что существует в природе воды воздуха неба облаков солнца дождей лесов болот рек и озер лугов и полей цветов и трав в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Все лицо походка голос все вдруг изменилось в Наташе. Теперь уж ни гор ни неба ни земли ничего не было видно. В волосах ушах в носу всюду была красная кирпичная пыль.

№ 12. Расставьте недостающие знаки препинания.

На клумбе красовались розовые желтые и синие астры. Приближался осенний скверный туманный рассвет за окном. Ошибиться я не мог я слышал этот звучный сильный металлический голос. Для меня в слезах Кисочки в ее дрожи и тупом выражении лица чувствовалось несерьезная французская мелодрама где каждый золотник пустого дешевого горя заливается пудом слез. Он был свеж как большой зеленый глянцевитый голландский огурец. История обогащает нас новыми идеями и расширяет наш умственный горизонт. Прямая линия ярко-зеленой межи уходила вдаль и упиралась в свинцовый грозовой горизонт. Коричневой сморщенное лицо колдуньи собралось в недовольную гримасу. Лицо склонялось на узенькую сухощавую грудь еле-еле прикрытую дырявой рубахой. Быстрым давно отработанным и потому незаметным для него самого движением он установил нижнюю опоку притер ее к земляной площадке. Сперва запенивается белая голубая и розовая отечественная сирень через пять-шесть дней залиловеет низенькая персидская сирень. Одним словом кому мила степь кому горы кому морское пропахшее рыбой побережье а кому родная среднерусская природа тихие красавицы-реки с желтыми кувшинками и белыми лилиями доброе тихое солнышко Рязани…

№ 13. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы.

Необыкновенно красива увешанная гроздьями красных ягод калина на фоне глубокого снега. Шумит молоденький лесок одевшийся листвой. Люблю до дыр зачитанные книги. На дорогах отпотели скованные ночным заморозком лужи талой воды. Трава прибитая дождем медленно распрямлялась. Очень красивы веселы молодые елочки похожие на лесных пионеров. Накаляемый уже высоко поднявшимся солнцем и чуть дрожащий на бегу пароход неустанно разрезал заштилевшие в бездне знойного воздушного пространства Красного моря. Разморенные жарой люди двигаются медленно вяло.

№ 14.Расставьте недостающие знаки препинания.

В окне стоял кроме запаха сирени еще запах земли просящей дождя. Здесь вместо лампы или свечи горел яркий веерообразный огонек приделанный к тумбочке вбитой в стену. Весь май за исключением нескольких ясных и солнечных дней шли беспрерывные дожди. Сверх всякого ожидания бабушка подарила мне несколько книг. Кроме литературы мы увлекались и живописью. Так помимо своей воли помимо своего желания они запутываются во лжи. Долохов понравился всем в доме исключая Наташи.


Пословицы народов родного края как средство духовно-нравственного развития и воспитания школьников

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:

· личностная культура;

· социальная культура;

· семейная культура.

Большую роль при решении задач духовно-нравственного развития и воспитания школьников играет знакомство с национальной культурой и историей. Актуальность приобщения детей к истокам национальной культуры можно выразить словами казахской пословицы: «Сын, помнящий семь поколений, процветает семь поколений. Сын, не помнящий одно поколение, погибает».

Человек, оторванный от глубинных национальных корней, теряет самые ценные духовные и нравственные качества личности. Но и человек, который замыкается в своей национальности как в скорлупе, также теряет лучшие качества личности. Поэтому необходимо параллельное изучение культурных и исторических традиций народов, проживающих на одной территории. Это актуально на Южном Урале. По данным 1996года, только на территории Челябинска проживали представители свыше ста национальностей.


Необходимость воспитания на основе знакомства с культурным и историческим наследием с детских лет объясняет башкирская пословица «Что птенец получает в гнезде, с тем и вылетает из него». Эту же мысль можно выразить и словами азербайджанской пословицы «Посеянное вовремя, жемчугом взойдёт».

Одним из наследий национальной истории и культуры являются пословицы.

За свою многовековую историю народы нашей страны создали огромное количество пословиц и поговорок. В яркой форме в них запечатлен богатый жизненный опыт народа, его высокие моральные качества.

Знакомить детей с пословицами можно и на уроках, и на внеклассных мероприятиях, и при организации режимных моментов. Главное, чтобы сам педагог знал и любил этот малый жанр устного народного творчества, органично использовал его в своей речи.

Приведём несколько примеров работы с пословицами.

Русский язык .

1. Прочитай пословицу коми народа. Объясни её значение.

Дал слово – по-другому не пой.

Какие русские пословицы на эту тему ты знаешь? Запиши их.

Подчеркни в них известные тебе орфограммы.

2. Прочитай татарские народные пословицы. Как ты их понимаешь? Что можно сказать о данном народе?

Вода всё смоет, только бесчестье не может смыть.

Красота джигита – в отваге.

Если два ореха соединятся, то могут разбить голову

Живущий в мире спит спокойно

К пословице, которая тебе понравилась больше всего, подбери подходящие по смыслу русские пословицы. Запиши их. Подчеркни проверяемые безударные гласные в корне слова.

3. Найди и запиши пословицы разных народов о дружбе. Подчеркни слова на правописание безударной гласной. На какие группы можно разделить подчёркнутые слова?

4. Найди и запиши пословицы, в тексте которых есть антонимы . На какие группы можно разделить найденные тобой пословицы?

5. Прочитай пословицы, объясни их смысл. Спиши пословицы, правильно напиши не с глаголами

(Не) бойся работы, пусть она тебя боится (чувашская).

Без долины гор (не) бывает, без Родины мужчины нет (казахская).

Человек без человека (не) обойдётся (татарская).

(Не) превращай свой язык в мельницу, всё равно муки (не) будет (татарская).

Авось работу (не) улучшит, жить (не) поможет (марийская).

6. Спиши немецкие пословицы. Объясни их смысл. Сделай разбор по членам предложения и частям речи .

Хороший план – наполовину сделанное дело.

Хорошего игрока и мяч видит

Хорошая беседа сокращает дорогу.

Правдивость какой пословицы ты можешь доказать примерами из своей жизни или жизни своей семьи?

7.Прочитай уральские пословицы. На какие группы их можно разделить? Почему? Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

(Не) бойся р_боты – пу_ть она тебя боит_ся. Коли р_ботат_, неохота, (не) спорит_ся р_бота. Угол_щ_к (не) стыдит_ся ч_рного л_ца. Кто на р_боту ш_гат_ упирает_ся, пус_т_ по д_бру от нас убирает_ся. Не всё годит_ся, что г_в_рит_ся. Ремесло не языком держит_ся, а делом.

8. Прочитай пословицы разных народов.

Дожидаясь гуся, не упусти утку (татарская).

В том, что летучая мышь не видит днём, солнце не виновато (татарская).

У утреннего часа золото во рту (немецкая).

В поисках булки не потеряй хлеб (еврейская).

Придумай и запиши историю, которую можно закончить одной из данных пословиц.


История.

1. Найди пословицы о партизанах. Проиллюстрируй одну из пословиц примерами из истории.

2. Прочитай чувашскую пословицу, объясни её смысл: Мощь народа – энергия солнца.

3.Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Подходит ли к сказке пословица «Трус и таракана принимает за великана »?

4. Представь, что редактор одного из книжных издательств предложил тебе участвовать в составлении сборника произведений для учащихся начальной школы. Для названия сборника выбрана осетинская пословица «Испуганному глазу и мышь – гора». Какие произведения ты поместишь в этот сборник?

5. В пословицах и поговорках широко используется сравнение. Найдите пословицы с различными формами сравнения, подчеркните их. Объясни смысл данных пословиц. Узнай у товарищей, какие пословицы записали они. Есть ли у вас пословицы на одну тему?

(Сравнения могут быть построены с помощью союзов «как», «что», «ровно», «словно», а могут быть выражены творительным падежом , например, «Сердце петухом запело». Есть бессоюзные формы сравнений, например, «Чужая душа – тёмный лес». В пословицах и поговорках может быть по два и более сравнений, например, «На словах – что на гуслях, а на деле – что на балалайке »)

6. Прочитай пословицы и поговорки. Раздели их на три группы.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Не хвали себя – есть умней тебя.

Цыплят по осени считают.

Видно неряху по грязной рубахе.

Глядит лисой, а пахнет волком.

Не разгрызёшь ореха, так и не съешь ядра.

Чужая мука белее молока.

С волками жить – по-волчьи выть.

(Первая группа – пословицы и поговорки, не имеющие иносказательного, переносного значения, вторая группа - употребляющиеся и в прямом и в переносном значении, третья группа - имеющие только иносказательный, переносный смысл.)

7. На основе старых пословиц могут создаваться новые. Так пословица «Учись боец, командиром будешь» создана по образцу пословицы «Терпи, казак, атаманом будешь». В пословице «Врагов бояться – пограничником не быть» угадывается пословица «Волков бояться – в лес не ходить».

Попробуй сочинить свою пословицу на основе

а) татарской пословицы «Свой чёрный хлеб лучше чужих пирогов».

б) русской пословицы «На яблоне груши не растут».

8. Прочитай информацию о различии и сходстве пословиц и поговорок. Найди и запиши по три пословицы и поговорки. Докажи правильность своего выбора.

Пословицы

Поговорки

Употребление в речи

Широко употребляются в речи

Устойчивость, способность к воспроизведению

Устойчивые

Краткие, лаконичные

Связь с речью

Существуют только в речи

Принадлежность к искусству слов

Поэтические произведения народного творчества

Использование художественных средств

Используются сравнения, синонимы, антонимы, метафора, олицетворение, гипербола, тавтология

Значение

Имеют переносное значение

Многозначные

Иногда многозначные

Оформление

Оформлена как предложение, в ней есть подлежащее и сказуемое.

Оформлена как часть предложения, выступает чаще всего одним из членов предложения – подлежащим, сказуемым, определением, обстоятельством.

Построение

Как правило, двухчастные, но бывают и трёх - и четырёхчастные

Интонационно не делятся на части.

Соотношение между частями

Одни пословицы строятся на противопоставлении, антитезе.

Некоторые построены на синонимии.

Немало пословиц, построенных по принципу разъяснения: вначале рассказывается о чём-либо, затем даётся объяснение.

Есть пословицы, созданные по принципу нанизывания

Назначение

Обобщают социально-исторический опыт народа и носят поучительный характер

Используются для более яркой, образной характеристики того или иного явления или предмета действительности, украшения речи. Помогают выразить эмоциональное состояние, отношение в связи с какими-то поступками, действиями людей

Внеклассные мероприятия

1. Конкурс «Знатоки пословиц»

2. Дебаты пословичные.

Дебаты – это открытая дискуссия, публичные прения. В реальной жизни дебаты – обязательный элемент избирательной кампании, функционирования парламента, деятельности суда присяжных. В жизни школьников дебаты становятся частью учебного процесса или увлекательной интеллектуально-коммуникативной игрой – аргументированным публичным спором, имеющим цель убедить участников в правоте свое точки зрения. Хорошим обучающим тренингом для начинающих отстаивать свою практику публичного выступления могут стать дебаты, посвящённые толкованию смысла пословиц. Пословицы, отличаясь глубиной смысла и особой образностью, несут в себе ценностные утверждения, которые можно принимать или оспаривать.

До начала публичного спора оргкомитет определяет его правила: количество и возраст членов команды, возможность вести дискуссию один на один или команда на команду, способы защиты или нападения, регламент выступления, систему оценки результатов, соотношение домашней подготовки и экспромта и др. Для участия в школьных дебатах образуются две команды, каждая из которых поочерёдно защищает или опровергает истинность предложенного пословичного утверждения. Например, одна группа спорящих системой собственных аргументов и примеров обосновывает истинность немецкой пословицы «Синица в руке лучше соловья в лесу», другая доказывает несостоятельность и вредность этой пословицы. Побеждает та команда, которая смогла убедить в своей правоте судей и зрителей.

3. Угадай-ка (разгадывание загадок, составленных на основе пословиц)

Например,

· Для лошади он хорош длинный, а для человека короткий. Он может дать пощёчину своему хозяину, он - ключ к сердцу. Он же острее меча. (Язык)

4. Тематические беседы с использованием пословиц.

5. Создание иллюстраций к пословицам.

6. Составление списка своих любимых мультфильмов и подборка к ним подходящих по смыслу пословиц.

7. Ведение личного дневника

Например,

а) У украинского народа есть пословица «Терпение приносит розы». Как ты её понимаешь? Отмечай в своём дневнике наблюдений события из свой жизни, которые подтверждают правильность данной пословицы.

б) «Кто получит знания, тот не будет жить в нужде», - гласит узбекская пословица. Попробуй определить для себя круг знаний, которые помогут тебе не жить в нужде. Докажи правильность своего выбора.

Работа с пословицами интересна детям, родителям и педагогам. Она помогает по-новому взглянуть на нашу жизнь. Вполне возможно, что поколение, воспитанное на знании и уважении культурных традиций народов своей страны, своего края, планеты, будет строить жизнь и политику на качественно ином уровне, когда не будет экологических катастроф, межнациональных и религиозных конфликтов , когда наша планета будет процветать.