Библия онлайн. Толкование на первое послание к коринфянам святого апостола павла Павел в Коринфе

5:1 Вопрос о приходе с жезлом власти был неслучайным: Павлу предстояло обличить собрание в гораздо более серьёзном согрешении по сравнению с соперничеством (Лев.18:8):

Есть верный слух. Павел подчеркивает мысль, что хотя и слухом до него дошло беззаконие сие, но прежде, чем делать замечание собранию, Павел слух этот проверил (убедился в том, что он - верный) и не стал строить обвинения на не проверенной информации.

что у вас [появилось] блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто [вместо] [жены] имеет жену отца своего.
Решать проблему такого блудодеяния, которое осуждали даже в распущенном греко-римском обществе - следовало незамедлительно, в таких случаях иногда по любви - не понимают, приходится и власть употреблять.
Вместо почитания своего отца, этот блудник осквернил ложе своего отца, подобно Рувиму вступив в преступную связь. (1 Пар 5:1) Хотя Моисеев закон был отменен, но принципы нравственного поведения для христиан остались те же.
Именно из-за этого греха и все собрание подвергалось опасности заразиться вирусом вседозволенности в нравственном отношении и предаться порочным страстям и желаниям. (например, что произошло позднее с Асийскими собраниями, укоренившими учение Николаитов, Откр 2,3 гл)

5:2 И вы возгордились . Но основная проблема этого собрания – даже не в самом блуднике. А в том, что собрание нормально и вполне лояльно отнеслось к данному явлению, так сказать, «проявили милосердие к брату», с пониманием отнеслись к его потребностям, чем и гордились, что не поспешили осуждать брата.
Удивительно для коринфян гордиться собою и тем, что они из себя представляют - в том числе, и как собрание в целом - при том, что они попустительствуют грешнику творить зло.
Женевская : Скорее всего, в этом собрании нашли какие-то «лазейки» к учению, допускавшие это распутство, тогда как на них лежала обязанность проявить твердость и отлучить нарушителя («дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело»)

Им требовалось принять необходимые меры, чтобы очистить собрание от "язвы": подобно тому, как прокаженный, изымался из среды общества Израилева (Лев 13 гл), собранию, то есть, начальствующим - необходимо было подвергнуть блудника такой процедуре: посадить "на карантин" для спасения всего общества от "заразы" и - ради спасения самого заболевшего. В этом и только в этом способе возможно было спасти верующих от плохого примера.

Возможно, процедура отлучения согрешившего, пораженного проказой в обществе Израилевом - это прообраз на процедуру отлучения от Церкви и общения тех не раскаивающихся грешников, кто может появиться в собрании. Во все дни, пока этот брат или сестра ведут образ жизни мирского человека, не раскаиваются в согрешениях, во все дни они должны считаться нечистыми.



5:3 -5 А я, отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом, уже решил, как бы находясь у вас
Для принятия решения Павлу не обязательно было присутствовать лично, чтобы учесть обстоятельства делающего такое. Павлу было достаточно того, что его поведение - не есть доброе в глазах Божиих.
(Иногда есть необходимость вникать в суть обстоятельств, а иногда такой нужды и нет, если кто -то совершает действия, явно противоречащие Писанию, но при этом не желает ничего менять и ничем не желает жертвовать ради того, чтобы исправить положение)

Павел, понимая, что сами они не видят ни способа решения этой проблемы, ни, похоже, самой проблемы - принял по делу блудника волевое решение на правах наставника в уверенности, что такое же решение принял бы Иисус Христос, будучи на земле:

во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом

Павел повелел (именно повелел, а не попросил и не увещевал) сделать следующее: сделавшего такое дело…предать сатане..
Что это означает?
Чтобы очистить грешника, его необходимо было "вывести за стан": разместить его вне собрания, "посадить на карантин".
Благодаря такой процедуре возможно было сохранить собрание от дурного примера и спасти грешника.
Положение грешника вне стана - побуждало его обратиться к Богу, что невозможно было бы, если бы все водили с ним хороводы и вели себя так, словно ничего не случилось. Только так сам "прокаженный" (согрешивший) мог увидеть свой грех, что на нем "проказа" и сделать выводы.

предать сатане - это исключение из рядов собрания, что означает отрезать грешника от тела Христова (всего собрания) ради исцеления грешника. Оставшись без благодати - согрешивший был предоставлен тьме внешней (владениям сатаны) для того, чтобы иметь возможность в полной мере испытать на себе последствия согрешения и губительную силу этого греха.
Ведь, потеряв связь с соверующими, он мог и в материальном плане пострадать (в собрании старались поддерживать друг друга), и не к кому бы стало обращаться за помощью в случае чего, и в эмоциональном плане - было бы тяжело, поскольку человек не чувствует себя хорошо, когда все друзья и близкие люди отворачиваются от него по причине того, что им неприятно с ним общаться.

Только таким образом можно было спасти беззаконника от того, чтобы он окончательно умер для Бога. В крайне стесненных условиях этот грешник поймет, что его "забава" ничего не стоит ради того, чтобы можно было оставить Бога и Христа Его - ради неё или же - он окончательно отсеется, как не поддающийся исправлению.

С какой целью это следовало делать? Павел показал две причины:
1) во измождение плоти
Другими словами - для уничтожения греховной, плотской части христианина.
Согрешившему следовало преодолеть свои плотские наклонности, справиться с собой и перестать согрешать. Отлучение от собрания и жизнь вне благословений Бога во владениях сатаны как нельзя лучше способствовала тому, чтобы он смог сориентироваться и понять, что же ему дороже на самом деле: мачеха или Бог, жизнь во грехе или благочестие пред Богом.

Оставляя его в собрании - соверующие не давали ему возможности это понять и сделать свой искренний выбор.
2) чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа
Только так поступая, возможно было спасти дух этого христианина, покорившегося на тот момент зову порочной плоти.

Но это было возможно только при условии, если согрешивший сам осознает, что он неправ пред Богом и пожелает исправить путь свой: дух христианина должен был взять верх над пагубным желанием плоти, ибо только в таком варианте осознания и раскаяния – возможно было достичь спасения и с чистой совестью предстать пред Иисусом Христом в его день.

У такого приговора две цели: спасти, прежде всего, согрешившего и сохранить чистоту собрания, чтобы из-за такого христианина имя Божье не хулилось у язычников. Судя по второму письму Павла, этот метод воздействия на живущего во грехе был применён собранием и оказался действенным: со временем блудник раскаялся в своём грехе и смог вернуться в собрание, его дух был спасён через метод отлучения от Церкви (2Кор.2:5-11) Однако не следует ожидать, что непременно все отлучённые от Церкви - становятся на путь раскаяния и возвращения к Богу.

5:6 Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?
До тех пор, пока у них в собрании такие дела - в порядке вещей, радоваться духовному росту своему - нет никакого смысла.
Вместо того, чтобы хвастать своими достижениями, собранию следовало бы позаботиться о спасении грешника.

Плохой пример заразителен для всего собрания и потому - крайне опасен: как немного закваски со временем неизбежно заквашивает всё тесто, так и один такой «христианин» может «заквасить» всё собрание, испортив его усыплением бдительности к борьбе с пороками.
Вспомним, что помазание святым духом само по себе не делает праведником никого. Если не следовать указаниям святого духа и не исполнять требования Божьи - со временем и дар различения добра от зла будет христианином утерян.

5:7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.
Христиане Коринфа должны вспомнить о том, что Иисус Христос - Пасха для каждого христианина, он умер для того, чтобы христиане имели возможность очистить старое «заквашенное тесто» от закваски (из ветхого порочного человека - стать новым, праведным).
Иисус Христос - символ нового «теста», пресного, не прокисающего (не подверженного порче).
И такими -«бесквасными» - должны стать и те, кто выбрал путь по следам Христа, то есть, христиане Коринфа - в том числе.

5:8 Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.
Павел расширяет понятие «закваски» для случая в Коринфе: он имеет ввиду не только избавление от блудника - «малой закваски» для всего собрания, но и «закваску» порока, сидящую в каждом христианине, от которой каждому необходимо избавляться.
Павел поясняет, что же означает сия «закваска»: это порок и лукавство в христианине.
В аналогии Пасхи Ветхого Завета на Христа Павел показал собранию необходимость становиться чистыми опресноками самим, чтобы иметь участие в пасхальной жертве Христовой и не «квасить» всё собрание своими пороками.

5:9 Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками;
Очень важный момент: начиная с этих слов, Павел проводит различие между отношением Бога к тем, кто согрешает, не являясь при этом христианином - и между согрешающим христианином.
Христиане должны усвоить это различие и подражать Богу в отношении к грешникам мирским и грешникам христианского собрания.

5:10 впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира [сего].
Поскольку христианин живёт в нечестивом мире, само собой разумеется, что он не имеет возможности не сталкиваться и не общаться с представителями мира сего.
Факт, что приходится общаться с блудниками мира - это не грех, ибо в мире надо проповедовать и привлекать ко Христу всех, кого можно привлечь. Выйдя из мира и уединившись, к примеру, в скитах - это сделать будет невозможно.

5:11 Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.
Опасность для собрания прежде всего исходит от внутренних, так как от внешних христианин, понятное дело, старается держаться подальше, хотя и проповедует им и относится к ним доброжелательно.
Если же христианин, находясь в собрании, как ни в чём ни бывало ведёт греховный образ жизни, ничуть не раскаивается в этом или думает, что раскаивается, но даже не планирует переставать грешить - к нему совсем другое отношение : такие не раскаивающиеся грешники - это горькие корни, если их вовремя не выдернуть из среды собрания, они могут причинить большой вред. (Евр 12:15)

Как же грешник собрания сможет понять, что его поведение неправильное, и что ему необходимо исправиться, - если к нему продолжать относиться относиться так, словно он ничего плохого не делает?

С таким "горьким корнем" Павел советует даже и не есть вместе:
совместное принятие пищи подразумевает тесное общение, поэтому Павел говорит о том, чтобы христиане не попадались на эту удочку, если их блудник позовет чаю попить.
Так Павел описывает отлучение от Церкви христианина, живущего во грехе, но самостоятельно не планирующего покидать христианское собрание, в котором ему хорошо и уютно:
в целях ограждения собрания от плохого влияния согрешающего и с целью спасения самого грешника - следует прекратить с ним всякое общение, иначе он так никогда и не поймёт, что с ним что-то не в порядке и нужно что-то в своей жизни менять.

В случае, если выдернуть горький корень не представляется возможным из среды собрания, например, вред идет от начальствующих собрания, причем, от самого верха ("Иерусалима-Содома"), к примеру, то важно в этом случае следовать примеру Христа: беречься закваски фарисейской и саддукейской: в том, что они говорят по закону Иеговы и в согласии со словом Бога - слушать их, но по делам же их - не поступать (принцип Мтф.23:2,3).
Беречься фарисейской и саддукейской закваски возможно, если также избегать тесного общения с ними, не входить в круг их доверенных лиц.

5:12,13 Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?
Понять этот принцип суда внутренних и внешних помогает аналогия на древний Израиль. Тех, кто был подзаконен Ветхому завету судили внутренние. В Израиле это были старейшины городов и главы колен, судьи (во времена судей), цари и князья. Внешних, же язычников, внутренние никак не судили, их судил Иегова. Например, случай с Ионой, посланного в Ниневию объявлять суд Божий показывает как это происходило в случае с внешними.

Внешние - это мирские, все, кто вне собрания Божьего народе, все, кто не является христианином и не считает себя таковым. Поведение внешних не попадает в ведение Церкви:

Внешних же судит Бог,
они вне закона Бога живут, вне закона Своего Бог и будет судить их, ибо видит их сердца и знает их обстоятельства.

Внутренние - это члены христианского собрания. Кто, зная закон Божий, нарушает его, тот сам себя и обрекает на то, чтобы быть осуждённым по закону Бога, то есть, в собрании.

Корректировать поведение внутренних, обличать их и побуждать переставать грешить - эта обязанность лежит на христианском собрании и его старейшинах (1Пет.5:5)
И поскольку в Коринфе некому, похоже, было взять на себя ответственность по решению проблемы с блудником, Павел, как имеющий полномочия от Бога - апостол и наставник собрания - указал им, как решаются подобные проблемы:
Итак, извергните развращенного из среды вас - отлучением от Церкви на период, пока согрешающий не раскается и не исправит своё поведение.

III. Беспорядки в церкви (главы 5-6)

В духе любви, однако, сознавая необходимость водворить порядок в среде коринфян Павел переходит к обсуждению ряда неблаговидных обстоятельств в церкви, включая неспособность коринфян наставить на путь истины брата их, поступавшего аморально (глава 5), разрешать споры между членами церкви в угодном Богу духе (6:1-11) и поддерживать чистоту в личной жизни (6:12-20).

А. Неумение наставить грешника и вразумить его (глава 5)

Гордыня противостоит любви, потому что ведет к себялюбию, тогда как любовь озабочена нуждами других. Гордость, присущая коринфянам, не только разъединяла их, но и порождала равнодушное с их стороны отношение к отсутствию дисциплины в церкви, нежелание восстановить ее.

1-Кор. 5:1 . Дело касалось некоего коринфского христианина, который вместо жены имеет жену отца своего, а это было запрещено не только Ветхим Заветом (Лев. 18:8; Втор. 22:22), но и римским государственным правом. То обстоятельство, что Павел ничего не говорит о необходимости наказать и женщину, по-видимому, означает, что она не была христианкой.

1-Кор. 5:2 . Сложившееся постыдное положение, однако, не беспокоило коринфян. Они, напротив, еще более возгордились, что в их среде имеет место такой необычный случай, тогда как, мысля по-божески, должны были бы плакать об этом брате (сравните 12:26; Гал. 6:1-2) и в порядке дисциплины исключить его из общины, пока не покается (Матф. 18:15-17).

1-Кор. 5:3-5 . Но поскольку они бездействовали, действовать должен был Павел. Властью, данной ему как апостолу, он принял решение относительно виновного и предложил церкви осуществить принятое им решение на следующем же собрании. И это было проявлением силы, о чем Павел упоминал ранее (4:20-21; как бы он стал "испытывать силу возгордившихся", апостол не уточняет). Человека, вступившего в кровосмесительную связь, Павел решил… предать сатане во измождение плоти - очевидно, с тем, чтобы угасли его плотские страсти, т. е. в конечном счете - ради его очищения. Заметим, что в англ.

Библии сказано не "во измождение", а "для разрушения" (по-гречески - сильно звучащее слово олетрон; существительное того же корня - олетреутоу находим в этом послании в 10:10, где по-русски оно передано как "истребитель", а по-английски - как "ангел разрушения", который нес людям смерть). Между прочим, в этом послании к коринфянам, апостол упоминает и такую дисциплинарную меру, которая ведет к физической смерти (11:30); при этом в конечном счете преследуется та же цель - сохранение личности, т. е. духовное спасение (11:32; сравните 1-Тим. 1:20; 1-Иоан. 5:16).

Создается впечатление, что Павел предлагал исключить упомянутого человека из церковной общины, символизируя таким образом его выведение из-под Божией защиты, которой он до этого пользовался (сравните Иов. 1:12); тем самым он был бы выброшен в мир (1-Иоан. 5:19), где сатана обрек бы его физической смерти. Этот случай послужил бы таким образом горьким уроком в двух отношениях: он напомнил бы как о высокой цене, которую приходится платить за эгоистическое равнодушие, так и о том, что в Божием храме необходимо соблюдать святость (1-Кор. 3:17; 6:19).

1-Кор. 5:6 . Конечно же, коринфяне не имели извинения в своем высокомерном поведении. Павел напоминает хорошо известную им истину, о которой, однако, они позабыли в своей практической жизни: малая закваска квасит все тесто. Даже и небольшая болезнь может в конце-концов умертвить все тело. Помня об этом принципе, необходимо соблюдать дисциплину в церкви.

1-Кор. 5:7-8 . Как древние евреи должны были в дни Опресноков удалять из своих домов все квасное (Исх. 12:15-20; 13:1-10), так и грех, символом которого служила закваска, должен был быть удален из Божиего дома, т. е. из поместной церкви - в ее Праздник опресноков, который для христиан не прекращается (в переносном смысле) никогда, ибо Христос через свою смерть на кресте сделался для них Пасхальным Агнцем (Пасха наша Христос; сравните Иоан. 1:29; Евр. 10:10) навсегда. И эта истина с особой силой заявляет о себе, когда в память этого великого жертвенного акта празднуется Господня вечеря, в которой - квинтэссенция христианского братства. Вероятно, Павел имел, в частности, в виду лишить нераскаявшегося грешника права участвовать в этой вечере.

1-Кор. 5:9-10 . В одном из писем, посланных коринфянам ранее, Павел писал им, чтобы не общались с блудниками. Однако они решили, что апостол имел в виду лишь грешников вне церкви. Павел указывает им на абсурдность такого понимания - ведь им тогда надлежало бы выйти из мира. Павел, конечно, не исповедывал идею монашества.

1-Кор. 5:11 . Что он в действительности имел в виду, так это применение дисциплинарных мер именно к тому, кто, отождествляя себя с церковью, будучи братом или называя себя таковым, продолжал жить греховной жизнью. Другим членам церкви следовало прервать общение с ним, и в этом должна была состоять мера воздействия по отношению к такому человеку.

Он, конечно, терял и право участия в совместной трапезе верующих, т. е. в вечере Господней. Возможно, подразумевалось и лишение его каких-то иных форм общения с братьями. Но едва ли ему запрещалось посещать собрания христиан, ведь именно в процессе церковной службы могло в нем пробудиться сознание собственной греховности и желание покаяться (14:24-25).

1-Кор. 5:12-13 . Апостол заявляет, что не его дело - судить людей за пределами церкви (обратите, к примеру, внимание на то, что он ничего не говорит в 5:1 по поводу женщины, замешанной в прелюбодеянии); тем менее это дело коринфян. А вот ответственность за поддержание порядка в пределах церкви лежит на них. Последняя фраза 12 стиха в англ. тексте звучит так: "Не следует ли вам судить тех, которые в церкви?"

Тех же, кто в мире, будет судить Бог (сравните Деян. 17:31). Церковь пусть наказывает, исключая из числа членов, таких людей, которые и после своего обращения продолжают жить во грехе, чуждые покаяния.

Б. Неумение разрешать споры между верующими (6:1-11).

Переходя к другому роду неустройств, охвативших коринфскую церковь, Павел продолжает тему суда и осуждения. Те же вялость и равнодушие, с каким отнеслись коринфяне к безнравственному поведению своего брата, проявились и в случаях личных споров между верующими, которых церковь отказалась рассудить. И тут давал о себе знать дух разделения, поразивший их общину.

Прибегая к вводной фразе "Разве не знаете", апостол указывает на ряд истин, знание которых в первую очередь должно было помешать возникновению болезненных проблем. В этой главе Павел шесть раз употребляет эту фразу с небольшими вариациями. (Интересно отметить, что во всех других книгах Нового Завета она встречается всего три раза.) Но в 1-Кор. Павел ставил этот вопрос и прежде (3:16; 5:6); дважды - все с той же целью задаст он его и позднее (9:13,24). Давая им понять, что им следовало бы знать о таких вещах, Павел, должно быть, больно задевал самолюбие коринфян, которые превозносились своею мудростью и знаниями.

5:1 некто вместо жены имеет жену отца своего. У нас нет возможности определить, умер ли отец этого человека и действительно ли он женился на своей мачехе. Ясно, однако, что такая половая связь является кровосмесительным союзом, определенно осуждаемым в Лев. 18,8. Хотя греко-римское общество в дни Павла относилось с терпимостью ко многим проявлениям распутства, но даже язычники осуждали такое кровосмешение.

5:2 И вы возгордились. Основная проблема - не грех отдельного человека, а неспособность коринфской церкви справиться с ним; они даже извлекают повод для самодовольства из своей терпимости (ст. 6). Возможно, среди коринфян развилось учение, допускавшее подобный разврат, тогда как на них лежала обязанность проявить твердость и отлучить нарушителя ("дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело").

5:3-5 Хотя Павел не присутствует в коринфской общине, он уже решил вынести пророческий приговор грешнику. Апостол фактически дает указание общине отлучить нарушителя от общения ("предать сатане"). Цель такого приговора - спасти согрешившего, но она может быть достигнута, только если его плотские наклонности будут преодолены ("во измождение плоти"). Согласно одному из толкований (2 Кор. 2,5-11), этот человек раскаялся в своем грехе.

5:6 хвалиться. См. ком. к 1,29; 5,2.

закваска. Небольшая часть теста, которой дали перебродить. При перемешивании ее с тестом весь замес становится квасным. Перед праздником Пасхи израильтяне должны были удалять из своих домов все квасное, потому что оно было символом порчи и разложения (Исх. 12,15). И наоборот, опресноки, хлеб из незаквашенного, пресного теста считали символом чистоты.

5:7 так как вы бесквасны. Т.е. чисты. Павел дает это важное определение, дабы поддержать дух коринфян; в основополагаемом смысле они уже очищены (см. ком. к 1,2).

Пасха наша, Христос. Т.е. как пасхальный Агнец. Апостол развивает дальше эти образы, указывая, что пасхальная жертва, как тень будущих благ (Евр. 10,1), была ожиданием последнего ее исполнения в смерти Христа.

5:8 станем праздновать. Завершающий, особенно замечательный ход рассуждений Павла - параллель, проводимая им между праздником Опресноков и жизнью в чистоте, которой должны придерживаться христиане.

5:9-11 Из этих стихов ясно, что до этого послания Павел уже посылал в Коринф письмо (до нас не дошедшее), в котором наставлял коринфян отделиться от верующих, ведущих порочный образ жизни. Коринфяне либо неправильно поняли, будто Павел имел в виду полное отделение от мира, либо пытались отклонить его указание под предлогом, что оно неразумно. Теперь апостол пользуется случаем разъяснить, что он имел в виду тех, кто называется братом (ст. 11), но чья жизнь вопиюще противоречит исповедуемой им вере. Предписание подвергнуть таковых остракизму ("с таким даже и не есть вместе") относится, в первую очередь, к общинной жизни и, вероятно, не означает, что следует избегать всяких личных контактов с ними (ср. 2 Фес. 3,15: "вразумляйте, как брата").

5:12-13 Цитируя часто повторяющееся во Второзаконии (напр., 17,7) указание истребить или изгнать порочного из среды Израиля, Павел проводит важную параллель между ветхозаветной общиной и христианской Церковью (10,1-11). Церковь должна проявлять строгость в своей среде, но поведение нехристиан не подпадает под ее ведение. Даже Павел, несмотря на свой авторитет апостола, не судит внешних. Это исключительное право Бога.

    Второе послание к Коринфянам книга Нового Завета. История Послание написано апостолом Павлом, адресовано христианской общине города Коринф, расположенного на коринфском перешейке между полуостровом Пелопоннес и основной Грецией. Община Коринфа,… … Википедия

    Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время …

    Павел приветствует церковь в Коринфе. Благодарит Бога за избавление его от смерти. Защищается от обвинения в непостоянстве … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Который [и] избавил нас от столь [близкой] смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    При содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас. Рим.15:30 2Кор.4:15 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас. Деян.23:1 2Кор.2:17 2Кор.4:2 2Кор.7:14 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Так как вы отчасти и уразумели [уже] , что мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса (Христа) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    И в этой уверенности я намеревался придти к вам ранее, чтобы вы вторично получили благодать, 1Кор.4:19 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

О Коринфском кровосмеснике (1–5). О церковной дисциплине вообще (6–13)

1Кор.5:1-5. Начиная речь о церковной дисциплине, Ап. прежде всего указывает на особый случай, когда требовалось эту дисциплину проявить во всей строгости. Один из коринфских христиан взял себе в жены свою мачеху, и Ап. поэтому объявляет оказавшимся равнодушными к этому возмутительному поступку коринфским христианам, что он решил этого преступника предать сатане.

1Кор.5:1. Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего.

«Есть верный слух» – правильнее: вообще слышно... – «Не слышно даже у язычников». Закон Моисеев под угрозой смертной казни запрещал жениться на мачехе (Лев. 18:8). Римский закон также не дозволял этого. Таким образом коринфский кровосмесник взял себе свою мачеху в сожительницы без всякого законного освящения. Так как Ап. осуждает только одного кровосмесника, оставляя без наказания его мачеху, то вероятнее считать ее язычницей.

1Кор.5:2. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.

«И вы возгордились». Если бы Коринфские христиане представляли из себя тесную общину, в которой хранилось бы нерушимо понятие о высоком, святом своем назначении, то они, без сомнения, узнавши о таком проступке одного их своих собратий, тотчас бы облеклись в траур, как делает семья при потере своего главы. Но они настолько были увлечены мнением о своих совершенствах, что на такой случай не обратили внимания! – «Дабы изъят был» – этот результат, очевидно, стоял вне зависимости от решения самих коринфян и, след., тут Ап. разумеет не простое церковное отлучение. Тот, кто должен устранить кровосмесника, есть, по мысли Павла, Сам Бог, Который, конечно, на скорбные просьбы об изъятии из их среды преступника ответил бы так же, как тогда, когда совершил Свой Суд, после речи Петра, над Ананией и Сапфирою. Глагол изъять (αίρειν) в В. Завете употребляется иногда для обозначения смертной казни над преступниками закона (Втор.21:19-21).

1Кор.5:3. А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело,

Равнодушию коринфских христиан к страшному греху их собрата Ап. противопоставляет свое строгое отношение. Хотя он был далеко, но духом пребывал с ними и потому совершившееся в Коринфе так возмутило его, что он решил, как имеющий право решать судьбу кровосмесника.

1Кор.5:4. в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа,

«В собрании вашем». Суд над преступником должен быть образован из коринфских христиан. Духовно будет присутствовать на этом собрании и сам Апостол. Приговор будет произнесен «во имя Господа... Иисуса Христа», с ручательством того, что этот приговор будет приведен в исполнение «силою Господа нашего И. X.». Ап., имеет в этом случае в виду обетование Господа Иисуса Христа, данное Апостолам: ""истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе. Истинно также говорю вам: что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, что бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо где двое или трое собраны во имя Мое; там Я посреди их"" (Мф. 18:18-20). «Связать» преступника, т. е. произвести суд над ним должны теперь те верующие коринфяне, которые соберутся «во имя Христа», имея совершенно «одинаковое» мнение о преступлении их собрата. Пусть это собрание будет и не большое – это не важно! Важно то, что среди них будет находиться Сам Глава Церкви – Христос, и они будут решать дело не по большинству голосов, а единодушно. Точно также и решение будет приведено в исполнение Христом в силу единодушной молитвы собравшихся.

«Обще с моим духом». Ап., по сознанию своего единения со Христом (Гал. 2:20), смело говорит, что где будет невидимо присутствовать Христос, там будет и он, Павел, тем более в собрании Коринфской Церкви, которую он основал. О подобном перемещении души своей Ап. намекает во 2 посл. к Кор (2Кор.12:3): «не знаю – в теле или вне тела» (я был восхищен до третьего неба).

«Силою Господа» – эти слова следует относить к следующему глаголу: «предать». Человеческое действие здесь соединяется с «силою» (σύν δυνάμει) «Господа» и потому является успешным.

1Кор.5:5. предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.

«Предать». Естественнее ставить это слово в зависимость от глагола: «решил» (ст. 3). Что касается Апостола, то он, в силу своей апостольской власти, уже решил преступника «предать сатане». Собрание сочувствующих этому решению коринфян должно позаботиться о том, чтобы это решение пришло в исполнение, а в том, что такие сочувствующие найдутся – Апостол не сомневается. – «Предать сатане». Это выражение встречается только еще в 1Тим. 1:20. Одни толкователи видят в этом выражении обозначение простого отлучения от Церкви, но это толкование не обращает внимания на выражения: «силою Господа... и во измождение плоти». Кроме того, упоминаемые в 1Тим. лжеучители Именей и Филат были преданы сатане для того, чтобы научились не богохульствовать. Но разве отлучение от Церкви заставило бы их прекратить свои богохульства?! Другие, обращая внимание на выражение: «во измождение плоти», видят в настоящем случае предание преступника сатане, для того чтобы этот последний, по свойственной ему злобе и жестокости, мучил грешника, причем одни предполагают, что это предание сатане было тесно связано с отлучением, другие же не видят нужды делать такое предположение. Это последнее мнение нужно признать наиболее вероятным.

Сатане в Св. Писании очень часто приписывается власть причинять людям физическое зло (напр. история Иова; Лк. 13:16; 2Кор. 12:7). Он пылает такою злобою к людям, что в благоприятном случае всегда нападает на них, мучит их, не разбирая, грешники ли это перед ним или праведники. Он не понимает даже, вредно это или полезно будет для его власти над миром... Наконец, телесные страдания, какие грешник должен был претерпеть от диавола (болезнь), должны были заставить его придти в себя и раскаяться.

«Во измождение плоти» (εις όλεθρον τῆς σαρκός). Одни видят здесь уничтожение плоти в нравственном смысле этого слова, т. е. подавление греховных стремлений, в силу боли и раскаяния, какие были бы вызваны в грешнике чрез исключение его из Церкви. Но с этим мнением нельзя согласиться, потому что это исключение могло повести человека и к ожесточению во грехе, и потом для такой идеи Ап. воспользовался бы другими, более подходящими выражениями (напр. «упразднить» – Рим. 6:6; «умертвить» – Кол. 3:5; «распять» – Гал. 5:24). Другие видят в этом «измождении плоти» действительное ослабление тела, которое (ослабление) должно окончиться смертью. В таком смысле – в смысле «живого тела» – выражение «плоть» нередко употребляется у Ап. Павла (Флп. 1:22; Гал. 2:20) и, след., это толкование можно признать за правильное, тем более что пример подобного осуждения мы уже имеем в суде Ап. Петра над Ананией и Сапфирою (Деян. 5:1-11). Только там смерть преступников воспоследовала сразу по произнесении приговора, а здесь она должна была наступить после долгой болезни. – «Чтобы дух был спасен». Ап. не говорит, что дух, эта высшая сторона человеческого существа, непременно будет спасен, т. е. войдет в общение с Божеством и будет блажен. Но во всяком случае для спасения духа то средство, какое избрал Апостол – именно измождение тела, где свил себе гнездо грех, – единственно пригодное!

«В день Господа», т. е. во время последнего суда над миром, который совершит Господь Иисус Христос при втором Своем явлении на земле. – Где принесет кровосмесник покаяние, которое послужит ему ко спасению? Здесь, на земле, пред смертью, потому что за гробом покаяние приносить уже поздно (см. притчу о богатом и Лазаре).

1Кор.5:6-13. Случай с кровосмесником дает теперь Ап. Павлу повод сделать коринфянам несколько замечаний о соблюдении строгой церковной дисциплины. Указавши на причину, по которой они так равнодушно отнеслись ко греху своего собрата (6–8 ст.), Ап. говорит, что нужно особенно строго относиться к грешникам из своей христианской среды, – не входить с ними в общение и дурного человека удалять из христианского общества.

1Кор.5:6. Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?

Еще раньше Ап. говорил о том, что самодовольство коринфян безосновательно (1Кор.4:19). Теперь он высказывает ту же мысль в приложении к случаю с кровосмесником. Упоенные своими внешними успехами в христианской жизни (обилие духовных дарований), они не обратили достаточного внимания на этот случай, очень важный. Вот к чему привела их похвала! (вместо: «нечем вам хвалиться» лучше перевести: «ваша похвала не ведет к добру»!).

«Разве не знаете...». Они, столь кичащиеся своим познанием, должны бы понять, к чему ведет такое снисхождение, оказанное хотя однажды. Маленькое количество закваски делает кислым все тесто, т. е. и самый ничтожный грех может оказать вредное влияние на жизнь целой христианской Церкви.

1Кор.5:7. Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.

1Кор.5:8. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.

Каждый христианин должен стараться подавить в себе старые греховные привычки и влиять в этом же направлении на других. – «Очистите старую закваску». Как евреи накануне пасхи удаляли из своих жилищ все квасное, которое было символом египетских пороков, какими они были заражены, живя в египетском рабстве, так и новый Израиль – христиане – должны удалить из сердца своего все худые склонности, какие были в них до обращения ко Христу. – «Чтобы вам быть новым тестом». Результатом этого будет то, что обновится вся христианская община, – она будет похожа на то пресное тесто, из которого пекся хлеб для пасхи и недели опресноков. – «Так как вы безквасны», т. е. они в идее, как члены тела Христова, совершенно чисты. Эту идейную чистоту они должны превратить в действительность. – Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас». Со времени смерти Христа, которая явилась началом умирания людей для греха, для Церкви и для каждого отдельного верующего наступила великая духовная Пасха, когда все грехи должны быть удаляемы из общества христиан, как закваска удалялась со дня Пасхи из еврейских домов. Всякий христианин является человеком без греховной закваски.

«Посему станем праздновать». Для христиан Пасха продолжается не одну неделю, а целую жизнь. «Для истинного христианина все дни Пасха, все дни Пятидесятница и Рождество» (Иоанн Злат.). «Порок» (κακία) – это вообще развращенность человека, когда он не в состоянии бороться со злом, а «лукавство» (πονηρία) обозначает намеренное потворство злу, основанное на злой воле человека. – «Но с опресноками чистоты и истины», т. е. с опресноками, какими у христиан должны быть «чистота» души, при которой невозможно питать симпатию к злу, и «истина», когда человек честно и открыто борется со злом. – Очень вероятно, что все эти образы употребляет Апостол здесь в виду того, что он писал свое послание во время Пасхи.

1Кор.5:9. Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками;

1Кор.5:10. впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего.

В предшествующих стихах Апостол указал на ослабление церковной дисциплины в Коринфской Церкви. Теперь он делает некоторые пояснения к тому, что им сказано, чтобы коринфяне не впали в недоразумения. Когда он говорил в послании (ст. 2, 6 и 7 рассматриваемой главы), чтобы они не входили в общение с блудниками (ср. 2Ин.1:10), то разумел в этом случае только грешников из среды христиан, а не всех грешников вообще, которые живут на свете «мира сего», ибо иначе добрым христианам нужно бы оставить города и удалиться в пустыни! – «Идолослужители» могли встречаться и среди коринфских христиан. Это были те, которые и после своего обращения могли продолжать исполнение языческих обычаев, напр. посещали трапезы, устраивавшиеся в языческих храмах (см. 1Кор.18).

1Кор.5:11. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.

Ап. перечисляет те пороки, которые должны встретить себе строгое осуждение со стороны Церкви , когда имеющий какой-либо из этих пороков продолжает называть себя христианином.

1Кор.5:12. Ибо чтó мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?

1Кор.5:13. Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.

Здесь Ап. оправдывает свое различное отношение к верующим и неверующим. Впрочем, говоря, что он не хочет судить «внешних», Ап. имеет здесь в виду себя как христианина вообще, а не как Апостола. Всякий христианин может сам порывать общение с своим собратом по вере, как скоро видит, что тот не хочет исправиться. Христос Спаситель сказал: «да будет тебе (упорный грешник) как язычник и мытарь» (Мф. 18:17). – «Внешних». Так назывались язычники у иудеев, но Ап. употребляет это выражение, очевидно, в приложении и к язычникам и к иудеям. Ап. как будто здесь противоречит заповеди Христа: «не судите...» (Мф.7:1). Но Христос запрещал осуждение злобное, когда человек осуждает ближнего на основании только одних предположений, стараясь угадать его сокрытые намерения. Такое осуждение запрещается и у Ап. Павла (1Кор.4:5). Но здесь Ап. советует, даже ставит в обязанность христианину суждение о поступке, явно нарушающем правильный строй христианской жизни, и притом суждение, соединенное с любящею заботою об изыскании средств, какие бы могли поставить человека на истинный путь («чтобы дух был спасен» – ст. 5). Первое суждение сопровождается некоторым чувством злорадства, а последнее – смирением и печалью (ст. 2). – «Итак, извергните..». Ап., повторяя здесь мысль, высказанную в законе Моисеевом (см. Втор. 17:7, 22:21, 24:7), повелевает удалять всех развращенных из среды христианского общества. Средства для этого указаны выше – именно, плач к Богу, обращение к Богу с прошением об удалении таких грешников (ст. 2) и личный разрыв с ними (ст. 11). Других средств церковной дисциплины по отношению к грешникам Ап. не знает, по крайней мере, не указывает. Конечно, об увещаниях, которые должны предшествовать церковному суду (Мф. 18:15-20), он здесь не считал нужным упоминать.