Подготовка к огэ по химии с нуля. Готовимся к гиа по химии

Типовые задания по химии ОГЭ

В демонстрационном варианте огэ по химии 2018 года первые 15 заданий являются тестовыми и в ответе на вопрос необходимо выбрать один из четырех вариантов ответа.

Помните, вы всегда можете записаться к . У нашем учебном центре работают лучшие специалисты!

Задание 1

Атом, изображенный на рисунке, имеет 9 электронов, распределенных по двум электронным уровням, значит он находится во втором периоде таблицы Менделеева и имеет порядковый номер 9. Этот атом — фтор.

Ответ: фтор

Задание 2 в ОГЭ по химии

Неметаллические свойства увеличиваются с увеличением количества электронов на внешнем энергетическом уровне и с уменьшением числа энергетических уровней. То есть слева направо в периоде и снизу вверх в группе. Алюминий, фосфор и хлор находятся в одном периоде и расположены слева направо.

Ответ: алюминий — фосфор — хлор

Задание 3

Ионная связь образуется между атомами металла и неметалла, металлическая — между металлами, ковалентная — между неметаллами. Ковалентная связь подразделяется на полярную и неполярную. Неполярная связь образуется между двумя одинаковыми атомами, как, например, в молекуле фтора F-F. А полярная образуется между разными атомами неметаллов с разными значениями электроотрицательности.

Ответ: ковалентная неполярная

ОГЭ по химии задание 4

В соединениях Na 3 N, NH 3 , NH 4 Cl азот имеет степень окисления -3. В HNO2 его степень окисления — +3.

Ответ: HNO 2

Задание 5

Цинк является амфотерным металлом, который образует амфотерные оксиды и гидроксиды. Поэтому ZnO — амфотерный оксид. Na 2 SO 4 — это соль, состоящая из катионаNa + и аниона SO 4 2-

Ответ: амфотерным оксидом и солью

Задание 6

Реакция между оксидом меди и водородом: CuO + H 2 = Cu + H 2 O

CuO — это порошок черного цвета, образующаяся медь будет иметь красный цвет. Таким образом, в результате реакции будет наблюдаться изменение цвета.

Ответ: изменение цвета

Задание 7 в ОГЭ по химии

Напишем уравнение диссоциации для каждого из веществ:

Н 2 SО 4 = 2Н + + SО 4 2-

1 моль серной кислоты диссоциирует на 2 иона водорода и 1 сульфат ион.

(NH 4 ) 2 S = 2NH 4 + + S 2-

1 моль сульфида аммония диссоциирует на 2 иона аммония и 1 сульфид ион.

BaCl 2 = Ba 2+ + 2Cl —

1 моль хлорида бария диссоциирует на 1 иона бария и 2 хлорид иона

CuSO 4 = Cu 2+ + SO 4 2-

1 моль сульфата меди диссоциирует на 1 ион меди и один сульфат ион, то есть одинаковое число молей анионов и катионов.

Ответ: CuSO 4

Задание 8

MgCl 2 + Ba(NO 3 ) 2 = реакция не идет, т.к. не образуется газ, осадок или малодиссоциирующее соединение (вода)

Na 2 CO3 + CaCl 2 = CaCO 3 ↓ + 2NaCl В результате реакции выпадает осадок

NH 4 Cl + NaOH = NaCl + NH 3 + H 2 O В результате реакции выделяется газ

CuSO 4 + 2KOH = Cu(OH) 2 ↓ + K 2 SO 4 В результате реакции выпадает осадок

Ответ: NH 4 Cl и NaOH

Задание 9

Cl 2 + H 2 = 2HCl

Ca + O 2 = CaO

N 2 + H 2 O = не реагируют

Fe + S = FeS

Ответ: азот и вода

Задание 11 по химии ОГЭ

В реакцию с соляной кислотой вступает только нитрат серебра:

AgNO 3 + HCl = AgCl↓ + HNO 3

С нитратом бария реакция идти не будет, так как не будет образовываться газ, осадок или малодиссоциирующее соединение (вода)

Соляная кислота не реагирует с металлами, находящимися в ряду напряжений металлов после водорода, с оксидом кремния реакция также не пойдет

Ответ: нитрат серебра

Задание 12

Нитрат меди не будет вступать в реакцию с хлоридом натрия и сульфатом натрия, поскольку в обеих реакциях не будет образовываться газ, осадок или малодиссоциирующее соединение.

А сульфид натрия с нитратом меди будет реагировать по следующей схеме:

Na 2 S + Cu(NO 3 ) 2 = CuS↓ + 2NaNO 3

Ответ: только Na 2 S

Задание 13 в ОГЭ по химии

Разбитый ртутный термометр и вытекшую ртуть ни в коем случае нельзя просто так выбрасывать в мусорное ведро. Следует собрать ртуть в стеклянную банку с плотной крышкой, а стеклянный термометр упаковать в герметичный полиэтиленовый пакет. А не верно.

Соли тяжелых металлов (в том числе и свинца) имеют токсичные свойства, поэтому не рекомендуется покрывать им игрушки и посуду.

Ответ: только Б

Задание 14

Окислителем в реакциях является элемент, который принимает электроны, то есть понижает степень окисления.

В первой реакции сера имеет степень окисления -2 в левой части и 0 в правой — то есть повышает степень окисления и является восстановителем.

Во второй реакции сера понижает степень окисления от 0 до -2 и является окислителем.

В третьей реакции сера понижает степень окисления от +2 до +3 и является восстановителем.

В четвертой реакции сера понижает степень окисления от 0 до +3 и является восстановителем.

Ответ: 3S + 2Al = Al 2 S 3

Задание 15 в ОГЭ по химии

Фосфат аммония — (NH 4 ) 3 PO 4

Его молярная масса — 149 г/моль

Массовая доля азота в нем = 100%*14*3/149 = 28%

Массовая доля кислорода = 100%*16*4/149 = 43%

Массовая доля фосфора = 100%*32/149 = 21%

Массовая доля водорода = 100%*1*12/149 = 8%

Ответ: 4

ОГЭ по химии 2 часть

В тестовой части в ОГЭ за 9 класс по химии задания 16-19 являются вопросами, в ответе на которые необходимо записать правильную последовательность нескольких цифр. Задания демонстрационного варианта 2018:

Задание 16

Магний и кремний располагаются в таблице Менделеева в третьем периоде, а значит имеют три электронных слоя в атомах (1) и значения их электроотрицательности меньше, чем у фосфора (4), так как фосфор находится правее в периоде и проявляет более выраженные неметаллические свойства, чем магний и кремний.

Ответ: 14

Задание 17 в ОГЭ по химии

Этанол, или этиловый спирт, имеет формулу — С 2 Н 5 ОН. В нем два атома углерода, нет двойных связей. Этанол сгорает с образованием углекислого газа и воды. 1,2,5 — не верны.

Этанол — это хорошо растворяющаяся при нормальных условиях в воде жидкость. 3 — верно.

Спирты, к которым относится этанол, вступают в реакцию замещения с щелочными металлами (4).

Ответ: 34

Задание 18

Na 2 CO 3 и Na 2 SiO 3 можно распознать с помощью кислоты:

Na 2 CO 3 + HCl = NaCl + CO 2 + H 2 O

Na 2 SiO 3 + HCl = NaCl +H 2 SiO 3 ↓

K 2 CO 3 и Li 2 CO 3 можно распознать с помощью K 3 PO 4 :

K 2 CO 3 + K 3 PO 4 = реакция не идет

3Li 2 CO 3 + 2K 3 PO 4 = 2Li 3 PO 4 ↓ + 3K 2 CO 3

Na 2 SO 4 и NaOH можно распознать с помощью CuCl 2 :

Na 2 SO 4 + CuCl 2 = реакция не идет

2NaOH+ CuCl 2 =Cu(OH)2↓ + 2NaCl

Ответ: 241

ОГЭ по химии 19 задание

Сера может взаимодействовать с концентрированной серной кислотой:

2H 2 SO 4(конц.) + S = 3SO 2 + 2H 2 O

И с кислородом:

S + O 2 = SO 2

Оксид цинка – амфотерный оксид, поэтому может взаимодействовать и с кислотами и с основаниями:

ZnO + 2HCl = ZnCl 2 + H 2 O

ZnO +NaOH + H 2 O = Na 2

Хлорид алюминия может взаимодействовать с нитратом серебра и гидроксидом калия:

AlCl 3 + 3AgNO 3 + = Al(NO 3 ) 3 + 3AgCl ↓

3KOH+AlCl 3 =3KCl+Al(OH) 3 ↓

Ответ: 423

Ответ на задания 20-23/24 демонстрационного варианта по химии огэ 2018 года предполагает развернутый ответ.

Задание 20

Сначала необходимо расставить степени окисления и найти элементы, которые меняют степень окисления. Для данной реакции — это йод и сера.

Уравнения электронного баланса будут следующими:

S +6 + 8ē = S –2

Сера принимает электроны, следовательно, является окислителем

2I –1 – 2ē → I 2 0

Йод отдает электроны — является восстановителем

Затем необходимо “уравнять” электронные полуреакции, умножив первое уравнение на 4:

S +6 + 8ē = S –2 |*4

2I –1 – 2ē → I 2 0 |*1

8HI + H 2 SO 4 = 4I 2 + H 2 S + 4H 2 O

Задание 21 в ОГЭ по химии

Для решения задачи необходимо составить уравнение реакции:

AgNO 3 + NaCl = AgCl↓ + NaNO 3

n (AgCl) = m(AgCl)/M(AgCl) = 8,61г/143,5г/моль = 0,06 моль

Количество прореагировавшего нитрата серебра по уравнению реакции равно количеству выпавшего в осадок хлорида серебра. Далее нужно найти массу нитрата серебра, содержащегося в исходном растворе:

m(AgNO 3 ) = n(AgNO 3 ) · M(AgNO 3 ) = 0,06 моль * 170 г/моль = 10,2 г

Массовая доля нитрата серебра в исходном растворе:

ω(AgNO 3 ) = m(AgNO 3 ) / m(р-ра) = 100% * 10,2г / 170г = 6%

В первой экзаменационной модели ОГЭ 9 по химии, предполагающей “мысленный” эксперимент, задание 23 демонстрационного варианта выглядит следующим образом:

Fe → FeSO 4 → Fe(OH) 2

2+ + 2OH – = Fe(OH) 2

Вторая экзаменационная модель ОГЭ по химии 2018 содержит реальное экспериментальное задание и содержит задания 22 и 23. Задание 22 является теоретической частью для выполнения задания 22.

Задание 22 в ОГЭ по химии

Гидроксид железа (II) с помощью предложенных реактивов в две стадии можно получить по следующей схеме:

Fe → FeSO 4 → Fe(OH) 2

Либо:

CuSO 4 → FeSO 4 → Fe(OH) 2

Реакции, которые соответствуют этой схеме:

1) Fe + CuSO 4 = FeSO 4 + Cu↓

В результате реакции в осадок выпадает медь, осадок имеет красный цвет.

2) FeSO 4 + 2NaOH = Fe(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4

В результате второй реакции выпадение серо-зелёный осадок гидроксида железа (II). Эта реакция является реакцией ионного обмена, сокращенное ионное уравнение будет: Fe 2+ + 2OH – = Fe(OH) 2

Задание 23

Ответ на задание 23 оценивается по двум критериям:

Критерий 1 оценивает соответствие проведенных реакций составленной в задании 22 схеме и описанию изменений, происходящими с веществами:

В результате первой реакции Fe + CuSO 4 = FeSO 4 + Cu↓ медь красного цвета выпадает в осадок, кроме того исчезает голубая окраска раствора, характерная для CuSO 4

В результате второй реакции FeSO 4 + 2NaOH = Fe(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4 гидроксид железа (II) выпадает в осадок серо-зелёного цвета.

Также в ответе на это задание необходимо сделать вывод о свойствах веществ и о том, какие реакции были проведены:

Первая реакция — окислительно-восстановительная реакция, в которой происходит замещение более активным металлом (железом) катиона менее активного металла (Cu 2+ ). Вторая реакция — это реакция ионного обмена между солью и щелочью, в результате которой выпадает осадок.

Критерий 2 оценивает соблюдение общепринятых правил техники безопасности при лабораторной работе: умение безопасной работы с химическим оборудованием и веществами, например, при отборе нужного количества реактива.

Химия. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. Медведев Ю.Н.

М.: 2017. - 320 с.

Новый справочник содержит весь теоретический материал по курсу химии, необходимый для сдачи основного государственного экзамена в 9 классе. Он включает в себя все элементы содержания, проверяемые контрольно-измерительными материалами, и помогает обобщить и систематизировать знания и умения за курс средней (полной) школы. Теоретический материал изложен в краткой и доступной форме. Каждая тема сопровождается примерами тестовых заданий. Практические задания соответствуют формату ОГЭ. В конце пособия приведены ответы к тестам. Пособие адресовано школьникам и учителям.

Формат: pdf

Размер: 4,2 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
От автора 10
1.1. Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева 12
Ядро атома. Нуклоны. Изотопы 12
Электронные оболочки 15
Электронные конфигурации атомов 20
Задания 27
1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Физический смысл порядкового номера химического элемента 33
1.2.1. Группы и периоды Периодической системы 35
1.2.2. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов 37
Изменение свойств элементов в главных подгруппах. 37
Изменение свойств элементов по периоду 39
Задания 44
1.3. Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая 52
Ковалентная связь 52
Ионная связь 57
Металлическая связь 59
Задания 60
1.4. Валентность химических элементов.
Степень окисления химических элементов 63
Задания 71
1.5. Чистые вещества и смеси 74
Задания 81
1.6. Простые и сложные вещества.
Основные классы неорганических веществ.
Номенклатура неорганических соединений 85
Оксиды 87
Гидроксиды 90
Кислоты 92
Соли 95
Задания 97
2.1. Химические реакции. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические
уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях 101
Задания 104
2.2. Классификация химических реакций
по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов,
поглощению и выделению энергии 107
Классификация по числу и составу реагентов и конечных веществ 107
Классификация реакций по изменению степеней окисления химических элементов НО
Классификация реакций по тепловому эффекту 111
Задания 112
2.3. Электролиты и неэлектролиты.
Катионы и анионы 116
2.4. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних) 116
Электролитическая диссоциация кислот 119
Электролитическая диссоциация оснований 119
Электролитическая диссоциация солей 120
Электролитическая диссоциация амфотерных гидроксидов 121
Задания 122
2.5. Реакции ионного обмена и условия их осуществления 125
Примеры составления сокращённых ионных уравнений 125
Условия осуществления реакций ионного обмена 127
Задания 128
2.6. Окислительно-восстановительные реакции.
Окислители и восстановители 133
Классификация окислительно-восстановительных реакций 134
Типичные восстановители и окислители 135
Подбор коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций 136
Задания 138
3.1. Химические свойства простых веществ 143
3.1.1. Химические свойства простых веществ - металлов: щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа 143
Щелочные металлы 143
Щёлочноземельные металлы 145
Алюминий 147
Железо 149
Задания 152
3.1.2. Химические свойства простых веществ - неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора,
углерода, кремния 158
Водород 158
Кислород 160
Галогены 162
Сера 167
Азот 169
Фосфор 170
Углерод и кремний 172
Задания 175
3.2. Химические свойства сложных веществ 178
3.2.1. Химические свойства оксидов: оснбвных, амфотерных, кислотных 178
Оснбвные оксиды 178
Кислотные оксиды 179
Амфотерные оксиды 180
Задания 181
3.2.2. Химические свойства оснований 187
Задания 189
3.2.3. Химические свойства кислот 193
Общие свойства кислот 194
Специфические свойства серной кислоты 196
Специфические свойства азотной кислоты 197
Специфические свойства ортофосфорной кислоты 198
Задания 199
3.2.4. Химические свойства солей (средних) 204
Задания 209
3.3. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ 212
Задания 214
3.4. Первоначальные сведения об органических веществах 219
Основные классы органических соединений 221
Основы теории строения органических соединений... 223
3.4.1. Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен 226
Метан и этан 226
Этилен и ацетилен 229
Задания 232
3.4.2. Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая) 234
Спирты 234
Карбоновые кислоты 237
Задания 239
4.1. Правила безопасной работы в школьной лаборатории 242
Правила безопасной работы в школьной лаборатории. 242
Лабораторная посуда и оборудование 245
Разделение смесей и очистка веществ 248
Приготовление растворов 250
Задания 253
4.2. Определение характера среды растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов.
Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы) 257
Определение характера среды растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов 257
Качественные реакции на ионы
в растворе 262
Задания 263
4.3. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).

Получение газообразных веществ 268
Качественные реакции на газообразные вещества 273
Задания 274
4.4. Проведение расчётов на основе формул и уравнений реакций 276
4.4.1. Вычисления массовой доли химического элемента в веществе 276
Задания 277
4.4.2. Вычисления массовой доли растворённого вещества в растворе 279
Задачи 280
4.4.3. Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов
или продуктов реакции 281
Вычисление количества вещества 282
Вычисление массы 286
Вычисление объёма 288
Задания 293
Информация о двух экзаменационных моделях ОГЭ по химии 296
Инструкция по выполнению экспериментального задания 296
Образцы экспериментальных заданий 298
Ответы к заданиям 301
Приложения 310
Таблица растворимости неорганических веществ в воде 310
Электроотрицательность s- и р-элементов 311
Электрохимический ряд напряжений металлов 311
Некоторые важнейшие физические постоянные 312
Приставки при образовании кратных и дольных единиц 312
Электронные конфигурации атомов 313
Важнейшие кислотно-основные индикаторы 318
Геометрическое строение неорганических частиц 319

Готовимся к ГИА по химии

ЕГЭ-11 - 2019

Химия озаряла меня величайшим наслаждением познания, ещё неразгаданных тайн природы… И я уверен, что не один из тех, кто заинтересуется химией, не пожалеет о том, что выберет эту науку в качестве своей специальности.

(Н.Д. Зелинский)

Когда наступает пора школьных экзаменов (ЕГЭ), волнуются все: ученики, учителя, родители. Всех интересует вопрос: как сдать экзамены более успешно? Надо сказать, что успешность зависит от многих факторов, в том числе и от учеников, учителей иродителей.

ЕГЭ – независимый объективный государственный контроль результатов обучения.

ЕГЭ - предоставляет равные возможности выпускникам различных регионов и различных типов школ для поступления в вузы РФ.

ЕГЭ - дает возможность всем выпускникам подать документы сразу в несколько вузов или в один на разные специальности (согласно последним решениям Минобрнауки РФ – не более чем в пять вузов или не более чем по пяти специальностям), что, несомненно, увеличивает шансы абитуриентов на поступление.

В ЕГЭ-2019 по сравнению с ЕГЭ-2018 нет изменений

  • Физические и химические свойства, получение и применение алкинов

ОГЭ-9 - 2019

ОГЭ (ГИА) по химии – экзамен по выбору, причём, один из сложных. Выбирать его, думая, что экзамен прост - не стоит. Выбирать ГИА по химии необходимо, если Вы планируете сдавать в будущем и ЕГЭ по этому предмету, это поможет проверить свои знания и лучше подготовиться к единому экзамену через два года. Также ГИА по химии зачастую требуется для поступления в медицинские колледжи.

Структура ГИА по химии следующая:
1 часть:
15 общетеоретических вопросов, с четырьмя вариантами ответов, из которых только один правильный и 4 вопроса, предполагающие множественный выбор ответов либо нахождение соответствия;
2 часть: в ней учащийся должен записать развернутое решение 3-х задач.

Соответствие баллов ГИА (без реального эксперимента) школьным оценкам следующее:

0-8 баллов – 2;

9-17 баллов – 3;

18-26 баллов – 4;

27-34 баллов – 5.

Рекомендации ФИПИ по оценке работ ОГЭ (ГИА) по химии: 27-34 балла заслуживают только те работы, в которых учащийся получил не меньше чем 5 баллов за решение задач из части 2, это же, в свою очередь предполагает выполнение как минимум 2-х задач. Одна задача оценивается в 4 балла, две других – по три балла.

Наибольшие трудности вызывают, конечно, задачи. Именно в них можно легко запутаться. Поэтому, если Вы планируете получить те самые 27-34 баллов за ОГЭ (ГИА) по химии, то необходимо решать задачи. Например, по одной задаче в день.

Длительность ГИА по химии составляет всего 120 минут .

Во время экзамена учащийся может пользоваться:

  • таблицей Менделеева,
  • электрохимическим рядом напряжений металлов,
  • таблицей растворимости химических соединений в воде.
  • Разрешено использование непрограммируемого калькулятора.

ОГЭ (ГИА) по химии пользуется заслуженной славой одного из самых сложных экзаменов. Готовиться к нему надо начинать с самого начала учебного года.

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 22 задания.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 3 (4) задания с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа(120 минут) (140 минут).

Ответы к заданиям 1–15 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.

Ответы к заданиям 16–19 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его и запишите рядом новый.

К заданиям 20–22 следует дать полный развёрнутый ответ, включающий в себя необходимые уравнения реакций и расчёты. Задания выполняются на отдельном листе. Задание 23 предполагает выполнение эксперимента под наблюдением эксперта-экзаменатора. К выполнению данного задания можно приступать не ранее, чем через 1 час (60 мин) после начала экзамена.

При выполнении работы Вы можете пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

План КИМаОГЭ по химии

9 класс ( МОДЕЛЬ №1)

Проверяемые элементы содержания (банк заданий)

Номер задания в работе

Ионные уравнения реакций.

Свойства простых веществ – металлов и неметаллов,

Оксиды, их классификация, свойства.

Кислоты и основания в свете ТЭД, их классификация, свойства.

Соли в свете ТЭД, их свойства.

Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Приготовление растворов. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ.

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

_________________________

Вариант

контрольных измерительных материалов для подготовки

к государственной (итоговой) аттестации

по ХИМИИ обучающихся, освоивших

основные общеобразовательные программы основного

общего образования.

Данный тренировочный тест рассчитан для выпускников 9 классов, собирающихся сдавать ОГЭ по предмету химия.

Цель : проверка знаний по химии за курс основной школы, выявить уровень подготовки учащихся к ОГЭ.

Уровень сложности : базовый, повышенный, высокий

Составитель:Самарченко Наталья Васильевна учитель химии и биологии –высшей кактегории

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы отводится 2 часа (120 минут). Работа состоит из 2 частей, содержащих 22 задания.

Часть 1 содержит 19 заданий. К каждому заданию (1–15) дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. При выполнении задания части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните обведенный номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа.

(16–19) состоит из 4 заданий, на которые нужно дать краткий ответ в виде набора цифр.

Часть 2 включает 3 задания (20, 21, 22), выполнение которых предполагает написание полного, развернутого ответа, включающего необходимые уравнения реакций и расчеты. Ответы на задания части 2 записываются на отдельном листе.

Полученные учащимися баллы за выполнение всех заданий суммируются. Итоговая оценка выпускника основной школы определяется по 5-балльной шкале: 0-7 баллов – «2», 9-14 баллов «3»; 15-19 баллов «4»; 20-22 балла «5».

При выполнении работы вы можете пользоваться периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

К каждому из заданий 1–15 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер правильного ответа обведите кружком.

1 . Число электронов во внешнем электронном слое атома с зарядом ядра +9 равно?

2. От кислотных к амфотерным меняются свойства оксидов в ряду?

1) CaO → SiO 2 → SO 3

2) CO 2 → Al 2 O 3 → MgO

3) SO 3 → P 2 O 5 → Al 2 O 3

4) Na 2 O → MgO → Al 2 O 3

3. Какое из указанных веществ имеет ковалентную полярную связь?

4. Такую же степень окисления, как и в SO 3 , сера имеет в соединении

5. Кислотным оксидом и кислотой соответственно являются?

  1. CO 2 , (NH 4) 2 S

6. К химическим явлениям относится процесс?

    Засахаривание варенья

    Образование накипи в чайнике

    Испарение воды

    Превращение воды в лед

7. 3 моль катионов образуется при полной диссоциации 1 моль

    Фосфата натрия

    Нитрата алюминия

    Хлорида железа (III)

    Гидроксида кальция

8. Какое уравнение соответствует реакции обмена?

  1. 2H 2 S + 3O 2 = 2SO 2 + 2H 2 O

    2HCl + Ca(OH) 2 = CaCl 2 + 2H 2 O

    Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2

9. И натрий, и медь при комнатной температуре реагируют с

    Гидроксидом натрия

    Водородом

    Азотной кислотой

10. Химическая реакция возможна между?

    Оксидом бария и гидроксидом натрия

    Оксидом бария и водой

    Оксидом кремния и водой

    Оксидом кремния и соляной кислотой

11 . Кислород не реагирует с

    Оксидом углерода (IV)

    Сероводородом

    Оксидом фосфора (III)

    аммиаком

12. В реакцию с соляной кислотой вступает

    оксид магния

    сероводород

    сульфат бария

13. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?

А. Минеральная вода является чистым веществом.

Б. Духи являются смесью веществ.

1) верно только А

2 ) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

14. Какому из веществ соответствует общая формула C n H 2 n

15. Чему равнамассовая доля кислорода в азотной кислоте?

При выполнении заданий 16-17 из предложенного перечня ответов выберите два правильных и обведите их номера. Цифры выбранных ответов запишите в указанном месте без дополнительных символов.

16. В ряду химических элементов Si – P – S

1) уменьшается число протонов в ядре

2) уменьшается электроотрицательность

3) увеличивается число электронов во внешнем электронном слое

4) увеличивается радиус атомов

5) усиливаются неметаллические свойства

Ответ: ___________.

17. Среди нижеперечисленных характеристик выберите те, которые относятся к нефти:

    Жидкость без запаха

    Не растворяется в воде

    Имеет определенную температуру кипения

    Ее компоненты служат пищей для некоторых бактерий

    Растворяется в воде

Ответ: ___________.

18. Установите соответствие между схемой превращения и изменением степени

окисления восстановителя в ней.

ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА

ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ

A) Fe 2 O 3 + CO →Fe + CO 2

1) Э -1 → Э 0

Б) Al 2 S 3 + HNO 3 → Al 2 (SO 4) 3 + NO 2 + H 2 O

2) Э +3 → Э +2

В) HNO 2 + HI →I 2 +NO + H 2 O

3) Э +5 → Э +4

4) Э +2 → Э +4

5) Э -2 → Э +6

Ответ:

Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.

ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА

ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ

A) H 2 S + O 2 →

Б) H 2 SO 3 + Na 2 O →

2) → SO 2 + H 2 O

В) H 2 SO 4 + NaOH →

3) → Na 2 SO 4 + Н 2

4)→ Na 2 SO 4 + H 2 O

5)→ Na 2 SO 3 + H 2 O

Ответ:

Часть 2

20. Дана схема превращений:

ZnS → X → ZnCl 2 →Zn(OH) 2

21.

22.

процессе его распознавания.

Система оценивания экзаменационной работы по химии

Части 1 и 2

Верное выполнение каждого задания Части 1 (1–15) оценивается1 баллом. За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, что указан только один номер правильного ответа. Если отмечены два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.

З адание с кратким ответом считается выполненным верно, если в заданиях 16-17 правильно указана последовательность цифр. За полный правильный ответ на задание ставится 2 балла, если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибки или ответа нет, то выставляется 0 баллов. Задание 18-19 считается выполненным верно, если правильно установлено 3 соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлено 2 соответствия из 3, оценивается в 1 балл. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются в 0 баллов.

задания

ответ

задания

ответ

Часть 2

Критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом

20. Дана схема превращений:

ZnS → X → ZnCl 2 →Zn(OH) 2

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно

осуществить указанные превращения. Для третьего превращения составьте

сокращенное ионное уравнение реакции.

Элементы ответа

Написаны уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:

1) 2ZnS + 3O 2 = 2ZnO + 2SO 2

2) ZnO + 2HCl = ZnCl 2 + H 2 O

3) ZnCl 2 + 2KOH = Zn(OH) 2 + 2KCl

4) Составлено сокращенное ионное уравнение для третьего превращения:

Zn +2 + 2OH - = Zn(OH) 2

Критерии оценивания

Баллы

Правильно записаны 3 уравнения реакций.

Правильно записаны 2 уравнения реакций.

Правильно записано 1 уравнение реакции.

Максимальный балл

21. Через 171 г раствора гидроксида бария с массовой долей 5% пропустили углекислый газ до образования карбоната бария. Вычислите объем (н.у.) вступившего в реакцию газа.

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

1) Составлено уравнение реакции:

СО 2 + Ba(OH) 2 = BaCO 3 + H 2 O

2) Рассчитана масса и количество вещества гидроксида бария, содержащегося в растворе:

m(Ba(OH) 2) = m (p-pa) . w/100 = 171 . 0,05 =8,55

n(Ba(OH) 2) = m(Ba(OH) 2) /M(Ba(OH) 2) = 8,55/171 = 0,05моль

3) Определен объем углекислого газа, вступившего в реакцию:

По уравнению реакции n(СО 2) = n(Ba(OH) 2) = 0,05 моль

V(СО 2) = n(СО 2) . V m = 0,05 . 22,4 = 1,12л

Критерии оценивания

Баллы

Ответ правильный и полный, включает все названные элементы.

Все элементы ответа записаны неверно.

Максимальный балл

На занятиях химического кружка учащиеся исследовали порошкообразное

вещество черного цвета. В результате добавления к нему соляной кислоты и

последующего нагревания полученной смеси, образовался раствор зеленого цвета. В полученный раствор прилили раствор нитрата серебра, в результате выпал творожистый осадок.

Определите состав исследуемого вещества и запишите его название.

Составьте 2 уравнения реакций, которые были проведены учащимися в

процессе его распознавания.

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Определен состав вещества и записано его название:

1) CuO – оксид меди (II).

Составлены 2 уравнения реакций, проведенных учащимися в процессе исследования неизвестного вещества:

2) CuO + 2HCl = CuCl 2 + H 2 O

3) CuCl 2 + 2AgNO 3 → Cu(NO 3) 2 + 2AgCl ↓

Критерии оценивания

Баллы

Ответ правильный и полный, включает все названные элементы.

Правильно записаны 2 первых элемента из названных выше.

Правильно записан 1 из названных выше элементов (1-й или 2-й).

Все элементы ответа записаны неверно.

Максимальный балл

Мы запускаем спецпроект для девятиклассников, где ребята, которые прошли через все трудности, будут рассказывать свои истории про сдачу ОГЭ и давать советы, на что обратить внимание при подготовке.

Михаил Свешников : «Мы начали готовиться с ноября, решали задачи, рассматривали структуру экзамена. До мая было много времени, и я не сильно переживал. Обычно мы выполняли одно задание в разных тестах (это действительно помогает) и делали задания из второй части. К экзамену у нас было примерно 15-20 решений.

Для меня самым сложным оказалось определение формулы вещества по описанию и написание реакции – последнее задание. На пробных ОГЭ решал его верно не всегда. Накануне я старался все максимально повторить. В день экзамена я не сильно волновался, потому что он был последним и не влиял на аттестат, но и плохо написать не хотелось.

Когда мне дали КИМ, я растерялся, потому что вариант оказался очень сложным, но я сразу же приступил к выполнению заданий, которые знал. Решить то последнее задание так и не получилось.

Мне кажется, что надо начинать готовиться за три-четыре месяца до ОГЭ (вы мало что забудете), решать больше заданий из второй части, потому что, как правило, первая часть проще, чем в пособиях. И последнее – следует быть уверенным в себе.»

Ульяна Кис : «К экзамену готовилась очень много. Учила каждый предмет, выполняла все домашние задания, ходила на факультативы, там мы решали множество тестов и пробников.

Переживания, конечно, были, потому что каждый учитель говорил, что будет очень трудно, надо готовиться день и ночь, следует ходить к репетиторам. Но я самостоятельная, и все, что было непонятно, изучала дома, с помощью видеоуроков и разных сайтов.

И вот приближался тот самый день. У нас была четырехчасовая консультация, где кипели мозги, возможно, ещё и потому, что было лето. Мы разобрали все задания по десять раз и очень волновались.

В день ОГЭ мы пошли сдавать его в другую школу, все дрожим от страха, приходим, показываем паспорт, отмечаемся, нас распределяют по аудиториям, открывают при нас задания и раздают их и... Все оказалось так просто. Никто такого не ожидал. Попались задания, которые мы разбирали на первых трех факультативах. Всё элементарно, и с нами сидели кураторы, которые не следили за каждым твоим движением, как бывало на других экзаменах.

Самое главное – быть спокойным и уверенным, не слушать тех, кто хочет тебя запугать.

Советую готовиться самостоятельно, без репетиторов, которым надо платить крупные суммы.

К экзамену можно написать шпору – маленький листик с самым главным, например, формулами. Если решишь ей воспользоваться, то можно выйти в туалет, посмотреть и вспомнить то, что забыл.

Для тех, кто не хочет готовиться или ничего не понимает, в день экзамена на различных сайтах и в группах выкладывают ответы. Для подстраховки можно и их брать с собой.»

Артем Гуров : «Я не тратил много сил на подготовку – час в неделю дополнительных занятий по химии, на половину из которых я не приходил. Активно готовиться я начал в последний момент, за два-три дня до экзамена. Не могу сказать, что очень сильно переживал, потому что была необъяснимая внутренняя уверенность.

Какие-то эмоции у меня появились за час до экзамена, тогда же я и стал понимать, что может произойти, если я его не сдам. Страх покинул меня через полчаса после начала экзамена, когда прошла некоторая «эйфория».

Единственное, что могу посоветовать девятиклассникам – готовиться заранее. К сожалению, без этого никуда.»