Что такое Парастас? Парастас в православии: последование, текст и смысл службы Что такое заупокойная утреня парастас.

Парастасом является специальное поминальное богослужение, которое проходит в пятницу рано утром, в канун праздника Всемирного Родительского дня (Мясопустной, перед началом Большого Поста, начиная со второй и заканчивая четвёртой неделей Четыредесятницы, Троицкой, в канун дня появления Храма, во имя явления Святого Духа перед апостолами). Традиционно принято только в эти вышеперечисленное случаи, проводить в христианских церквях парастас. Эти пять памятных событий, согласно календарю, отмечаются, а первом полугодии, а именно начиная в феврале и заканчивая июнем.

"Ходатайство" в переводе с греческого

Так переводится малоизвестное слово для недавно обращённых к Господу. Ведь Парастас — буквально переводится как молитвенная просьба, обращенная к Господу от лиц умерших, произносимое голосом Храма. Главная отличительная черта от особенной праздничной трепетной службы состоит в прочтении богослужителем семнадцатой кафизмы Псалтыри (полностью всей сто восемнадцатой песнопения с выделением каждой статьи). Суть данного песнопения, которое некоторые ошибочно считают "только поминальным" заключается в проповедовании вероисповедании, печали об нарушении Божьих Заповедей, составленных Создателем, прошении о помиловании и терпению к людским слабостям. Держа в памяти то, что "есть люди, пусть живут, и не грешат", и находящиеся на богослужении прихожане от себя лично вместе с певчими поют песнь "Спаситель, помилуй меня" и "Благословенный будь Всевышний".

Усопшие — не значит неживые

Православный обычай подразумевает, что любой рождается три раза: первоначальный день рождения считается само появление в миру, второе это основная стадия жизни человека, является прохождение обряда Крещения и третьим днем рождения является перемещением из мирской жизни, наполненной печалями и трудностями, в Райскую Жизнь. Кончина, представленная в христианских псалмах как павшая от Вознесения Христа слуга преисподней, не имеющая больше влияния на тех людей, которые перешли в вечную жизнь через прощение. "Погибель, где твоё копье, преисподняя, где твой выигрыш?" — в таком вопросе определена уверенность в том выражении "у Господа все оживут". Ведь именно дни почитание православных господних угодников отмечают в день их кончины, то есть возврата «домой", к Божественному Создателю из долгого мирского путешествия.


Почему усопшим необходимы наши молитвы

Господня любовь к грешникам, заблудившимся и сошедшим с истинного пути людям трепетно показана в Библейском рассказе о странствующем отроке. Но дело в том, что немногие во время своего мирского существования поспевают прийти к отцовскому дому, при этом прошедшие дорогу раскаяния, то есть успевают изменить свою жизнь в лучшую сторону, возвратится к первоисточнику, представленным Божьим Сыном — Иисусом. Других Погибель, потерявшая абсолютную власть, но не лишившаяся силы, настигает в пути. Парастасом является способность продолжать дорогу к вечной жизни с помощью молитв живых для усопших, которые ждут дату окончательного Суда, и не имеющие способности к последующему раскаянью. Христианство отстаивает способность изменить в лучшую сторону загробную жизнь людей. И основным средством для того деяния является Проскомидия — поименное упоминание на поминальной службе. Божественные нити нежности помогают и творимые наши действия вероисповедания — милостыня, церковная и домашняя молитвы обратить к Всевышнему мольбу от лица покойника. Парастас по умершим считается одним из самым сильным средства поддержке нашим родственникам.

Особое значение парастаса для наших усопших родственников

Довольно часто можно услышать утверждения приспешников разнообразных вероисповеданий, которые отдаленно знают о христианстве: парастасом является молитвенное искупление семейного рода, берущего начало у древних языческих практиков и используется вместо них. Чем подтверждается такое выражение? На поминальной службе христианская проскомидия имеет название поименная, мольбы произносятся за наших близких, которые указанные в записках, поданных перед началом богослужения.

Православный обычай , который гласит о знании и передачи из поколения в поколение имена всех своих родственников большинством из верующих забыт и потерян. Парастасом является возможностью усердной всеобщей мольбой дотронутся такой глубины древо рода, воспоминание о котором не остались ни в наших головах, ни в родовых легендах. Однако суть скрыта тут не в "особенном роде мистерии". Основная мощь православной мольбы заключается в её всеобщности, в передерживании слов Господа: "Где двое или трое собираются во имя Меня, там Я среди них" (Мф.18:20).

Начиная с древних лет в обителях и церквях вымаливают ныне здравствующих и усопших наполняя девственными голосовыми колебаниями энергетикой трепетности и спасением души, о которой читают молитвенные просьбы

Чем искренне мы отдаемся молитве и чаще заказываем богослужения в церкви, тем мощнее и скорее молитвы начинают действовать.


Однако ни в какое сравнение по мощи не идет личная чистая от всего сердца мольба, во время ее произношения верующие очищают свое тело и душу с помощью покаянной мольбы.

Самым из эффективных методов очистительного процесса кармы Семьи является старинный обряд молитвенного вычитывание семейного сглаза и других неприятных влияний, который в древности именовался Парастасом.

Считается, что паратас появился,даже раньше чем православие, и берет свой исток у древних практиков, их наследие сбереглось и дошло до нашего времени, довольно часто, они используются в шаманских обрядах. Человек постоянно возносил молитвы за себя и за своих родственников наполняясь божественной энергией и таким способом пытаясь изменить свою жизнь в лучшую сторону, это имеет простое объяснение берет начало с древних времен.

И во времена Крещения Руси, когда произошла смена язычества христианством (по некоторым мнениям, слитие, перетечение языческих элементов в православие, ведь не даром говорят о «христианстве народа»), множество языческих обрядов, изменились спустя годы, их начали использовать и народе, и в христианские церкви.

Любой из людей сам избирает то, что ему ближе, и то что является более подходящим к его собственной внутренней истине. Парастас это одна из древнейших практик, наполнена энергетикой многих славянских родов, именно это и объясняет ее особенную силу.

Такая процедура не делается в одночасье, и такой ритуал легче совершать после совершения обряда «Взывание к Семье», во время такого таинство возникает чувство взаимосвязи со своими предками, и ощущение их помощи. Чтобы совершить молитвенное вычитание родового проклятие: нужно написать имена всех своих ближних, родственников по прямой линии рода своего прямого рода, включая необходимо всех с первого поколения и до седьмого. Второстепенная линия, к которой относят братьев, сестер, дядей и тетей в такой перечень не вносятся.

Записывать нужно такие имена: Ваше имя это первое поколением, ваши родители - вторым коленом, родители ваших мамы и папы бабушки — третьим коленом, их родители - четвертым коленом и так далее. Указывать нужно только тех родственников, имена которых вы знаете. Когда имя вам неведомо, то можно отметить пустой квадратик на схеме (легче выделять мужчин и женщин семьи разным цветом, к примеру, можно взять красный и синий). Вам будет легче если вы нарисуете древо рода до седьмого поколения.


Когда вы составите схему ваших близких до седьмого колена, то надо произнести молитвословие. Необходимо читать три молитвословия друг за другом для каждого родственника, которого Вы указали в списке.

Сначала читается девяностая песнь , смысловое и звуковое звучание которой помогают очистить энергетику человека.
Второй произносится пятидесятая песнопения. Такой псалом очень сильный в защите ауры и природной среды которая окружает человека.

И заключительной молитвой является Знак веры, во время произношения которой довольно быстро идет насыщение высшей энергии всех глубин Души.

Такие молитвословы необходимо произносить во имя всех представителя вашей семьи в такой последовательности
Сперва нужно читать молитву за себя. Затем произносите за маму, далее читаете за папу. Начиная с третьего колена, начинаете произносить молитву за родителей матери, а затем за родителей отца. Переходя к четвертому колену, нужно произнести молитву за прабабушку и за прадедушку, родителей бабушки по материнской линии, а затем читать молитву за прабабушку и прадедушка, родителей дедушки (это процедура с родственниками по материнской линии).

Так же само вы продолжаете молится за родственников по отцовской линии: Сперва произносите моления за прабабушку и прадедушку, родителей бабушки, затем за прабабушку и прадедушку родителей дедушки. И продолжаете далее в таком порядке. Такое распределение объясняется тем, что при следовании дальше по родовому древу, родовая энергетика и очищающая энергетика молений по родовой линии вращается по часовой стрелке. Женская линия родового канала находится слева, а мужская - справа.

Следовательно, начиная произношения молебствий вы, читаете за себя. По окончанию третьего молитвослова вы читаете фразу: «простите меня все, кого умышленно и неумышленно обидела». Молясь за каждого из своих родственников надо начинать молитву так: « я даю свой голос за прадеда по женской линии раба Божьего имя» (такую фразу вы можете изменять, тут главное не звучание, как в молитве, а лишь Ваша цель попросить за вашего определенного родственника).


Затем произносите молитву, а в завершении необходимо простить прощение за родственника у всех, кого он при своей жизни обидел. В случае если вы не знаете имя своего родственника, просто укажите степень родства: К примеру, «мать моего отца по материнской линии», либо как-то иначе, только чтоб Вы понимали место этого родственника в древо роде. Однако, когда Вы молитесь по приготовленному родовому древу, это несложно.

Вы можете проводить парастас и в квартире, когда вам будет удобно. А можете и в церкви, поставить свечки или ж заказать службу. И в таком случае не никто не смотрит все ли ваши родственники христиане, и относились ли они вообще какой-нибудь вере. Потому что все представители вашей семьи, которые вы указали в парастасе и отдали ваш голос являются частицами вашего духа. Если вам близки такие молитвы, то, произнося молитвы за них, отмаливая ваш Род, происходит очищение вашей души.

В некоторых случаях такое моление происходит быстро и легко, в некоторых, на одном из родственников, как бы встречает препятствия, слова молитвы звучат глуше, читается тяжко и время кажется останавливается. Это указывает на то что именно этот член Вашего Рода повинен в появлении основной отрицательной энергетики в Вашей семье.

С давних времен в монастырях и храмах отмаливают живых и мертвых, насыщая чистыми звуковыми вибрациями, энергией любви и прощения души, за которые молятся. Чем больше мы вовлечены в молитву, заказывая молебны в храме, тем сильнее и быстрее они действуют. И ни с чем не сравнима по силе наша собственная искренняя и глубокая молитва, когда мы пропускаем очистительные вибрации молитвы через свое тело и душу. Одним из самых действенных способов работы с кармой Рода является древняя техника молитвенных вычиток родовых проклятий и прочих негативных воздействий, которую наши предки называли Парастас.

Она старше, чем само христианство, и восходит своими корнями к древним практикам, следы которых сохранились сейчас, например, в некоторых шаманских ритуалах. Люди всегда молились о себе и предках, соединяясь с энергиями высшего порядка и стараясь тем самым улучшить свою судьбу - потому что с древнейших времен ощущали себя частью Вселенной. И, когда на Руси язычество сменилось православием (или, точнее, слилось, перетекло в него – не зря ведь говорят о «народном православии»), многие дохристианские ритуалы, изменяясь и развиваясь со временем, стали применять как в народе, так и в православных храмах.

Каждый выбирает для себя то, что ближе, что наиболее созвучно личным глубинным истинам. Парастас – многовековая практика, насыщенная энергиями многих поколений славян, поэтому именно у нас она особенно действенна.

Эта практика занимает довольно много времени, и ее намного легче делать после практики «Соединение с Родом», когда появляется живое ощущение связи с предками, их поддержки. Описание этой практики читайте в статье «Соединение с Родом. Практика изменения судьбы».
Итак, как отмаливать свой род:

Необходимо составить список своих родственников, членов своего прямого рода, учитывая всех от первого до седьмого колена. Братья, сестры, дяди и тети в этот список не входят. Записать необходимо следующие имена: вы - это первое колено, ваши отец и мать - это второе колено, ваши бабушки и дедушки - это третье колено, ваши прадедушки и прабабушки - это четвертое колено и так далее. Записывайте тех, чьи имена вам известны. Неизвестно имя – просто помечайте квадратик на родовом дереве (удобно отмечать мужчин и женщин рода разными цветами, например, красным и синим). Удобнее составить схему всех родственников до седьмого колена.

Составив родовое древо – список всех своих предков, начинайте читать молитвы, по 3 молитвы подряд за каждого члена рода, которого Вы включили в список.

Первая - это 90-й псалом, смысловые и звуковые вибрации которого помогут почистить энергетическую структуру человека.

Вторая - 50-й псалом. Она очень действенна при защите биополя и окружающего пространства личности.

И третья - Символ веры, при которой идет быстрое наполнение высокочастотной энергией всех центров и каналов Души.

Эти молитвы необходимо прочитать за каждого члена вашего рода в определенной последовательности:

Начинать нужно с себя. Затем вы читаете за мать, затем - за отца. Переходя к третьему колену, читаете за бабушку и за дедушку по материнской линии, потом за бабушку и за дедушку по отцовской линии. Работая с четвертым коленом, начинаете читать за прабабушку и за прадедушку - родителей бабушки, потом - за прабабушку и прадедушку - родителей дедушки (это работа с предками по женской линии).

Точно так же работаете с предками по мужской линии: сначала читаете молитвы за прабабушку и прадедушку - родителей бабушки, потом за прабабушку и прадедушку - родителей дедушки. И так далее. Такой порядок связан с тем, что при движении вглубь по родовому каналу, родовая энергия – и следующая по родовому каналу энергия молитв закручивается по часовой стрелке (по правилу буравчика, слева направо). Женская часть родового канала располагается слева, а мужская - справа.

Итак, вы начинаете чтение молитв за себя. После третьей молитвы произнесите слова: «Прошу прощения у всех, кому чаянно и нечаянно принесла зло». Работу с каждым из предков начинайте с таких слов: «Отдаю свой голос за прадеда по материнской линии раба Божьего Терентия» (эту формулировку можете изменить, здесь работают не звуковые вибрации, как в молитве, а просто Ваше намерение помолиться за этого конкретного предка). Потом читаете молитвы, а в конце просите прощение за предка у всех тех, кому он принес при жизни зло. Если имя вашего предка неизвестно, то назовите просто его статус по вашему роду:например, «отец моей бабушки по материнской линии», или иначе – лишь бы Вам было четко понятно место этого предка в роду. Впрочем, когда Вы следуете заранее составленному родовому древу, это легко.

Можно молиться дома, в любое удобное время. Можно – в храме, ставя свечки или заказывая молебны (Сорокоуст или Поминовение на год об упокоении кого-то из предков, чье имя Вам известно, или, соответственно, о здравии за себя и сродников). И неважно, в данном случае, все ли в Вашем роду православные, да и вообще, верили они в Бога или нет. Ведь все Ваши предки, за которых Вы отдаете свой голос в этой практике, все члены Вашего Рода – это части Вашей души. Раз вашей душе близки именно эти молитвы, значит, молясь за них, очищая свой Род, Вы очищаете свою душу…

Иногда эта практика идет легко и быстро, иногда вдруг, на ком-то из предков, стопорится – почему-то молитва идет тяжелее, возникают препятствия, не хватает времени, и так далее. Значит, именно с этим предком связано возникновение определенных негативных программ в Вашем роду, и на изменение этой программы, на отмаливание, у Вас уйдет несколько больше времени, чем на других членов рода, которые не так грешили.

Понятно, что такая работа займет много времени и за один подход ее не выполнить. Это может занять несколько дней. Зато проделанная вами работа принесет бесценный результат - ваш род будет очищен от жестких, низкочастотных, разрушительных структур. Таким образом высвобождается громадное количество энергии – той самой, что уходила на поддержание привычных родовых сценариев, которые сами по себе уже не работали, а просто служили своеобразными уроками. Может быть, именно Вам удасться изменить те родовые программы, которые приносили несчастья Вашим предкам и Вам. Вы сможете после этого создать новые, более радостные сценарии, обнаружите, что в Вашей жизни начинают работать новые, вдохновляющие программы.

И Ваши дети получат от Вас в наследие очищенные потоки энергии Рода – чтобы выйти на значительно более высокий уровень развития души и прожить счастливую жизнь.

Вот тексты молитв, традиционно используемые в этой практике:

Псалом 90-й

Живущий помощью Вышнего,
под кровом Бога небесного водворится.
Скажет Господу:
“Ты заступник мой и прибежище мое, Бог мой, на Тебя уповаю.” Он избавит тебя от сети ловцов и от мятежного слова.
Плечами Своими защитит тебя,
и под крыльями Его будешь безопасен.
Щитом оградит тебя истина Его.
Не убоишься ужаса ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
Тысяча падет около тебя, и десять тысяч направо от тебя - к тебе же не приблизятся.
Только смотреть будешь очами своими, и увидишь воздаяние грешникам.
Ибо ты сказал: Господь - упование мое.
Вышнего избрал ты прибежищем своим.
Не придет к тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему.
Ибо Ангелам Своим Он повелел хранить тебя на всех путях твоих.
На руки возьмут тебя,
чтобы не споткнулся ты ногою твоею о камень.
На аспида и василиска (аспид и василиск - ядовитые змеи) наступишь и попирать будешь льва и змея (дьявола).
“Так как он на Меня уповал, то Я избавлю его, укрою его, ибо он познал имя Мое.
С ним Я в скорби: призовет Меня - и услышу его, избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его и явлю ему спасение Мое.”

Псалом 50-й (покаянный).

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих, очисть беззаконие мое.
Многократно омой меня от беззакония моего и от греха моего очисть меня, ибо беззаконие мое я сознаю, и грех мой всегда предо мною.
Тебе Одному я согрешил и лукавое пред Тобою сотворил,
так что Ты будешь праведен в приговоре Твоем и победишь,
когда Ты будешь судить.
Ибо вот, я в беззакониях зачат и во грехах родила меня мать моя.
Ты же истину возлюбил: неизвестное и тайное мудрости Своей Ты явил мне. Окропишь меня иссопом (трава, употреблявшаяся при богослужениях) и я очищусь, омоешь меня, и я сделаюсь белее снега.
Слуху моему доставь радость и веселье - и возрадуются кости смиренные. Отврати лице Твое от грехов моих и беззакония мои очисть.
Сердце чистое сотвори во мне,
Боже, и дух правый обнови внутри меня.
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего
и Духом Владычественным утверди меня.
Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.
Избавь меня от (пролития) крови, Боже, Боже спасения моего!
И радостно восхвалит язык мой правду Твою. Господи!
Открой уста мои, и они возвестят хвалу Тебе.
Если бы Ты захотел жертвы, я дал бы, (но) ко всесожжению Ты не благоволишь.
Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Бог не презрит.
Облагодетельствуй, Господи, по Твоему благоволению, Сион, и да построятся стены Иерусалимские.
Тогда будешь благоволить к жертве правды, возношению и всесожжению, тогда возложат на Твой алтарь тельцов.

Символ веры

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя,
Творца небу и земли,
видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа,
Сына Божия, Единороднаго,
Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;
Света от Света, Бога истинна от Бога истинна,
рожденна, несотворенна, единосущна Отцу,
Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы,
и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате,
и страдавша и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием.
И восшедшаго на небеса,
и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым,
Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа Животворящаго,
от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.
Аминь.

(Мясопустной, в канун Великого Поста, второй, третьей и четвёртой седмиц Четыредесятницы, Троицкой, перед днём рождения Церкви, памятью Канонически установлены именно эти пять случаев, когда в православных храмах совершается парастас. Все они, как можно судить, приходятся на первую половину календарного года, с февраля по июнь.

"Ходатайство" в переводе с греческого

Именно таково малопонятное неофиту значение слова. Парастас - это, по сути, прошение к Всевышнему от лица усопших, возглашаемое устами Церкви. Основное отличие особо торжественной проникновенной утрени - чтение священником 17-й кафизмы Псалтири (целиком всего 118-го псалма с разделением по статьям). Содержание этого стихословия, ошибочно считающегося "сугубо заупокойным" - исповедание веры, скорбь об отступлениях от Закона, данного Творцом, просьба о милости и снисхождении к немощам человеческим. Памятуя о том, что "несть человек, иже поживет, и не согрешит", и присутствующие на службе верующие от своего лица вместе с хором повторяют припевы "Спасе, спаси мя" и "Благословен еси Господи".

Усопшие - не значит неживые

Христианская традиция полагает для каждого человека три дня рождения: первое - появление на свет, второе, главное событие - Святое Крещение и третье - переход из земной юдоли, полной скорбей и болезней, в Жизнь Вечную. Смерть, персонифицированная в как побеждённая Воскресением Христовым прислужница ада, не имеет более власти над теми верующими, кто перешёл в инобытие через успение. "Смерть, где твоё жало, ад, где твоя победа?" - в этом вопрошании заключена уверенность в том, что "у Бога все живы". Недаром дни памяти христианских святых приходятся именно на дату их успения, возвращения "домой", к Небесному Творцу из долгого земного странствия.

Почему усопшим необходимы наши молитвы

Любовь Творца даже к согрешившему, отступившему от верного пути человеку трогательно изображена в Евангельской Однако далеко не все при жизни успевают вернуться к отчему порогу, совершить путь покаяния, то есть измениться к лучшему, вернуться к первообразу, явленному Богочеловеком - Христом. Иных Смерть, утратившая нераздельную власть, но не потерявшая силу, застигает в дороге. Парастас - это возможность продолжения пути к вечному благу по молитвам живущих для тех, кто ожидает дня последнего Суда, не имея возможности к дальнейшему покаянию. Православие утверждает возможность изменения к лучшему загробной участи человека. Главным средством для этого становится Проскомидия - поименное поминовение на Литургии. Священные узы любви позволяют и совершаемые нами дела веры - милостыню, церковную и домашнюю молитву посвятить Богу от лица усопших. Парастас по усопшим - это одно из наиболее действенных средств помощи нашим близким.

Параста́с с греческого языка переводится как «ходатайство» – вечернее заупокойное богослужение, которое отличается от обычного тем, что за ним поются непорочны (118-й псалом «Блажени непорочнии», названный так по его второму слову, выражающему суть всей 17 кафизмы).

Парастас служится, как правило, в канун поминальных родительских суббот. Это заупокойное богослужение состоит из вечерни и утрени. На утрене вместо полиелея совершается исход священнослужителей на середину храма, где читается 17-я кафизма, разделенная на 2 части - статии, а по шестой песни канона и в конце богослужения служатся литии.

В древнехристианской Церкви по причине гонений молитвенные собрания верующих и погребение умерших совершались в ночное время. Богослужение, которым сопровождалось погребение, было в собственном смысле всенощным. Христиане собирались на гробах мучеников и проводили ночь в бдениях, прославляя мучеников и вознося молитвы за умерших, скончавшихся в вере и благочестии. С выделением погребального богослужения из всенощного, что произошло после окончания эпохи гонений, за тем и за другим сохранились в Православной Церкви равнозначащие названия.

Все песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Основное содержание парастаса составляет 17-я кафизма, называемая также заупокойной. В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем, то есть блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим.

Смысл и значение 118 псалма «Блажени непорочнии» раскрываются в 19-м стихе: «Пришлец (странник) аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя». Толковая Библия под редакцией А.П. Лопухина дает этому стиху следующее объяснение: «Жизнь на земле есть странствование, путешествие, совершаемое человеком для достижения своего отечества и постоянного, вечного местопребывания. Очевидно, последнее — не на земле, а за гробом. Если же так, то земная жизнь должна быть подготовкой к загробной, и к ней может привести только безошибочно избранный на земле путь. Как и где найти последний? Этот путь указан в заповедях Закона. Кто не следует им, тот заблуждается и не достигнет загробной обители, т.е. загробного упокоения, как награды за понесенные труды к его достижению. Здесь - довольно ясное учение о цели земного существования, бессмертии человеческой души и загробном мздовоздаянии».

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, желательно прийти в храм на богослужение вечером в пятницу, накануне родительской субботы. Самая же важная часть поминовения совершается утром в саму поминальную субботу за Божественной литургией, после которой служат общую панихиду.

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Вячеслав Харинов, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (на Шпалерной улице), преподаватель Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии, кандидат богословия. Передача из Санкт-Петербурга.

Приближается очередной юбилей Победы в Великой Отечественной войне. И, конечно, мы должны почтить память усопших.

Исходя из темы нашей сегодняшней передачи, сначала поговорим о поминовении усопших в Великий пост: во вторую, третью и четвертую его седмицы. На поминальных службах, которые проходят в эти недели по субботам, всегда присутствует много народа. Эти субботы даже ошибочно именуют Вселенскими, но это неправильно. Цель Вселенской субботы -- помянуть всех, прежде ушедших: отец и братий и наших сродников. Поминальные субботы Великого поста носят название родительских. Мы поминаем прежде всего своих сродников, а заодно всех усопших православных христиан.

Интерес к таким службам у паствы не случаен. При всей внешней карикатурной картине Церкви (сплошная печаль, покойнички и прочее) мы знаем, что поминовение усопших совершается не так часто. В праздники, от великих двунадесятых до праздников с бдением, Устав приписывает усопших не поминать. На воскресных службах в Пасхальный период мы их также не поминаем. Во время Великого поста мы дистанцируемся от этого, так как сконцентрированы на обычных, будничных чувствах, воспоминаниях, мыслях. Поэтому компенсируем недостаток молитв об усопших во вторую, третью и четвертую его субботы.

Что касается 70-ой годовщины Победы, то Церковь, которая хранит вечную память, не может не заботиться о должном поминовении, увековечении (даже руководствуясь гражданскими законами) защитников Отечества. Жизнь, положенная за други своя, за Родину, дает возможность говорить нам о воинах как о невыявленных святых.

Вопрос от телезрительницы: «Многие святые в своих книгах просят молиться о них. Но они уже спаслись и являются нашими ходатаями пред Господом».

Такая просьба является показателем святости человека, показателем правильного видения себя самого, своей ничтожности перед Творцом, а для нас -- индикатором величия таких людей. Хрестоматийны примеры святых, которые уходили из жизни, не начиная дела спасения (вспоминаем одного из египетских подвижников). По-настоящему верующий человек способен осознать всю свою малость, низость и искренне просить молитв о себе.

Мне попадались ранние иконы еще не прославленной Ксении Блаженной, на которых она изображена в своем традиционном красно-зеленом облачении, а подписаны такие иконы были просто: «Ксения Петербургская». Без нимба, без каких-либо упоминаний о святости. Всегда существует этап, когда святого поминают как обычного усопшего. Этот период показывает всенародную любовь, наличие памяти о подвижнике. Также происходит фиксация чудес.

Молитвы о людях святой жизни могут привести к тому, что они будут молиться о нас. Если Церковь причислила кого-то к лику святых, то уже не мы молимся за него, а просим его заступления за нас, грешных. Это вопрос миросозерцания, воззрения.

В оставшиеся родительские субботы Великого поста многие захотят подать записки об упокоении душ своих сродников, живших в Советском Союзе, погибших в Великой Отечественной войне. О некоторых из них неизвестно, были ли они крещены, являлись ли атеистами. Как поступать в таких случаях?

Если человек был крещен, для нас он -- член Церкви. Я с трудом могу представить, чтобы кто-то из чад, что-то отрицающих, открыто манифестировал свою антицерковность. На бытовом уровне любое неприятие, любой отход от Церкви является заблуждением, история о блудном сыне, каждый раз повторяющаяся.

В Финляндии и Норвегии есть такая народность -- лаппы, лапландцы. У них существует сектообразная группа, входящая в лютеранскую Церковь (хотя и там на нее косо посматривают), и в данном образовании считают, что каждый молодой человек или девушка проходит путь блудного сына или дочери. Они отпускают свою молодежь в города, чтобы она могла прикоснуться к греху. А потом молодые люди возвращаются в общину и публично исповедуются. Я познакомился с данной группой во время одной из своих поездок в Норвегию, присутствовал на одном из их собраний, и это было крайне любопытно.

Не надо забывать историю о блудном сыне и нам. Мы все блуждали когда-то, как блуждал по пустыне и избранный народ. И поминать нужно всех усопших.

Если говорить о внешнем атеизме того времени, то я всегда рассуждаю так: вот встает боец из окопа на бруствер, идет на верную смерть, и, уходя в бой, просит считать его коммунистом, если не вернется. Казалось бы, зная, что такое коммунистическая партия, к чему она призывает, можно понять, что на христианстве эти люди поставили крест. Ничего подобного! Коммунизм -- феномен жизни первых христианских общин (коммун). Их резиденты были особенно близки друг другу -- их спаяло чувством опасности. Но не так ли было и на фронте? Разве там не было ощущения локтя товарища, жертвенности? Без этого армия существовать не может. Поэтому для меня, священника, расшифровка фразы «прошу, если я не вернусь, считать меня коммунистом» такова: «прошу считать меня христианином». Надо уметь понимать язык эпохи и за кажущейся атеистичностью видеть вековую историю русского православного народа.

Никаких причин непоминовения погибших нет, пусть даже оторванных от Бога и Церкви. Советское время не позволяло исповедовать нашу веру публично. Но кресты, зашитые в шинели, в гимнастерки, оклады икон в блиндажах, которые мы находим вместе с останками наших солдат, -- это ли не доказательство веры? У одного крест престольный на груди, у другого -- воздух, у снайпера вдруг Евангелие в кармане оказывается. Нам усиленно пытаются внушить, что воины были Иванами, не помнящими родства. Никогда бы такие Иваны не смогли победить противника. Побеждают духом. 1943 год и стал переломным, потому что узаконили много церковного: церковнославянскую вязь в плакатах, стало слышаться выражение «Святая Русь», стали упоминаться святые покровители земли русской, «легитимные» герои истории. Сталин и его окружение поняли важность восстановления в правах Патриаршей Церкви.

Мой отец фронтовик. Был ранен, награжден. Он дистанцировал себя от Церкви всю жизнь. Но я-то прекрасно его понимал, знал своего деда Василия Федоровича, который был знатоком Священной истории, у которого все ночные посиделки заканчивались тем, что он рассказывал и истолковывал что-то из Священного Писания. Разве может быть сын оторван от отца? Нет.

Неужели опыт тех, кто пережил это время, кто сейчас на старости лет может свободно обращаться к Богу, не свидетельствует о том, что Церковь является их родным домом? Я говорю о конкретных людях: о профессоре, преподававшем мне в институте, о секретаре парткома, который тайно венчался, как только это стало возможным, в восторге от того, что может жить в церковном браке со своей супругой, о людях, которые ко мне приходили и рассказывали, что долгое время не могли открыто исповедовать веру. Бог им судья. Церковь принимает их, как принимает всех нас любящий Отец.

-- Вопрос от телезрительницы: «Если усопшие приходят к нам во сне, означает ли это что-нибудь?».

Обычное святоотеческое толкование заключается в следующем: если сон оставляет благостное чувство, то он может быть своеобразным благословением, знаком, нашим тайным сообщением с душами усопших. Если тягостное -- сон может быть навеян темными, демоническими силами. В этом случае его не надо принимать в расчет, подвергать душу унынию и отчаянию. Надо взирать на такие вещи спокойно. Бесстрастность и благодушие наши лучшие союзники.

Я бы с удовольствием увидел во сне своих отца и мать, учителей и друзей. Недавно моя хорошая знакомая, дочь моего друга, которая сейчас живет в Италии, рассказывала о том, что ей во сне явился папа, который ее журил за какие-то проступки по-итальянски. При этом он при жизни на итальянском никогда не говорил, хотя знал многие языки. Это мило, неожиданно. Не должно быть никаких суеверий.

Не нужно также обесценивать значение таких снов рассказами о них. Это внутренний «багаж» человека. Есть вещи, которые можно открыть на исповеди, проговорить со священником. Но не стоит делать их притчей во языцех. Вполне возможно, что это работа нашего подсознания, совести, души.

Вопрос от телезрительницы: «Дни памяти усопших, скончавшихся в апреле, постоянно выпадают на Пасхальный период. Как правильно поминать их в это время?».

Надо следовать Уставу. Не совершается Литургия -- считаем следующую. Это важный момент. Митрополит Филарет когда-то в воскресный день отказался служить панихиду по своей родной сестре, скончавшейся накануне или в пятницу. Сейчас по воскресеньям панихиды совершаются, так как мы понимаем, что многие не могут посетить храм в субботу, в день поминовения. Но по Уставу это не положено, это шаг навстречу пастве. Если поминовение отложено, то на это есть основания. Например, нужно сконцентрировать свое внимание на Пасхе Христовой, Страстной седмице или других событиях. Это не пренебрежение усопшими и не «сезонное обострение» памяти о них. Помянуть мы можем сами, личной молитвой.

Вопрос от телезрителя из Санкт-Петербурга: «Во многих семьях есть погибшие во время Великой Отечественной войны. Мой дядя погиб под Воронежем, похоронен в братской могиле, но неизвестно, где именно. Есть ли в Церкви заочное отпевание таких людей?».

Вечная память всем защитникам Отечества и Вашему дяде! Не стоит беспокоиться. Существуют Вселенские родительские субботы и прочие дни поминовения. Неправильно считать, что погибшие во время войны остались неотпетыми и забытыми Церковью. Конечно, можно совершить заочное отпевание. Совершилось ли отпевание сейчас или через несколько минут после кончины -- значения не имеет, потому что мы провожаем усопших в тот мир, где времени не существует.

Наше похоронное дело во время Великой Отечественной не было на высоте. Многочисленные жертвы и малые составы похоронных команд, отсутствие хорошей системы идентификации, неразбериха привели к тому, что многие воины оказались погребены в неизвестных могилах. Слава Богу, открываются новые базы данных, документы оцифровываются, и по боевому пути солдата и по донесениям командиров можно проследить, где и как мог быть убит и погребен тот или иной человек.

И давайте называть людей не погибшими, а павшими в боях за Отечество, потому что «погибший» на церковном языке означает «не имеющий спасения».

Иногда павшие в бою солдаты числятся пропавшими без вести. Цель работы поискового движения, к которому я многие годы причастен, -- найти их. Мы часто находим медальоны, свидетельства имен и тем самым снимаем с человека пятно позора: пропавшие без вести могли быть потенциальными «перебежчиками», дезертирами. Дай Бог, чтобы и Ваш дядя был найден, чтобы его имя было увековечено для потомков. К сожалению, даже найденные имена наших воинов власти не торопятся высечь на камне. Время идет, уходят носители памяти, и она стирается, а мы рискуем потерять данные имена уже во второй раз. За победными фанфарами, триумфальными речами и шествиями мы не должны забывать настоящих героев Победы.

Вопрос от телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Что такое парастас, и чем он отличается от панихиды? Записки об упокоении усопших лучше подавать на проскомидию за Литургией или на парастас, панихиду?».

Парастас -- название службы, как и панихида, которая не совершается отдельно в обычные родительские субботы, но служится после утрени Вселенской субботы, по конкретным поводам. Парастас совершается и в Великий пост. Записки можно подавать любые: это доказательство нашей любви к усопшему.

Вопрос от телезрителя из Испании: «Есть ли смысл просить о молитве об усопших в социальных сетях, через Интернет?».

Я не вижу в этом греха, должно испрашивать молитв всеми возможными способами. Мы все живем в информационном мире и социально связаны. Смс может прийти и оказаться для нас очень важным сообщением.

Социальная сеть виртуализирует наше живое общение. Люди перестают разговаривать друг с другом, следовать той эпистолярии, которая предполагает серьезное, вдумчивое отношение к собеседнику. Она заменяется маленькими символическими посланиями без причастных и деепричастных оборотов, без объяснения эмоционального состояния человека. Смайлика становится достаточно. Но это приводит к духовному обнищанию.

Есть социальная сеть, где я могу общаться с теми, кто связан определенной субкультурой. Но из «широких» социальных сетей, в которых ты в одну секунду, в один клик можешь оказаться в такой грязи и ничего не сможешь сделать, я вышел, так как для меня это стало невероятной тратой времени. Лучше я лишний час посижу в храме, поговорю там с пятью-десятью людьми, чем за этот же час напишу двадцать малозначащих посланий в Интернете.

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Арсения Волкова