Презентация - Сложноподчинённые предложения с придаточным определительными. Спп с придаточными определительными Б)является членом предложения

    Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, интерактивный тест.
    Тип урока : изучение нового материала

    Ход урока

    1.Организационный момент.

    Здравствуйте. Садитесь. Я рада вас видеть. Мы начинаем изучать новую тему. Она, конечно, не очень простая, но, я уверена, вы всё поймёте.

    2.Актуализация знаний.

    -Фронтальный опрос.

    Давайте сначала вспомним, что мы изучаем.

    Какой раздел науки о языке мы изучаем? - синтаксис

    Что изучает синтаксис? - изучает словосочетание и предложение

    Какие предложения вы знаете?

    Какое предложение называется сложным? (п., которое имеет в своё составе не менее двух грамматических основ и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно)

    Назовите виды сложных предложений. (БСП, ССП, СПП).

    Какой вид СП мы сейчас изучаем? -СПП

    А как вы знаете СПП, мы узнаем после цифрового диктанта.

    -Работа в группах 3 группы

    -Цифровой диктант

    Прочитайте утверждения (распечатка на каждой парте). Если вы согласны с данным утверждением, поставьте рядом с ним цифру 1, если не согласны - поставьте 0. Аргументируйте свой выбор.

    1. Сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного предложения.
    2. Придаточное предложение всегда стоит после главного.
    3. Части сложноподчиненного предложения соединяются между собой посредством подчинительных союзов или союзных слов и интонации.
    4. Части сложноподчиненного предложения равноправны.
    5. Союзное слово не является членом предложения.
    6. Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части СПП, находятся в придаточной части предложения.
    7. Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми.
    8. В сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных.

    Ответ: 10100111.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными » »


Цели и задачи:

находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;

  • производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
  • правильно употреблять в речи данные виды предложений;
  • правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
  • составлять схемы предложений с придаточными определительными.

ОБЛАКО ОБРАТИЛОСЬ В БЕЛУЮ ТУЧУ, КОТОРАЯ ТЯЖЕЛО ПОДНИМАЛАСЬ, РОСЛА И ГЛУХО ВОРЧАЛА.

КАКУЮ?

 … СУЩ.  , (КОТОРАЯ …)

БОЛЬШИМИ ШАГАМИ НАПРАВИЛСЯ Я К ДОМУ, ГДЕ ЖИЛА АСЯ.

КАКОМУ?

 … СУЩ.  , (ГДЕ …)

УЕДИНЕННЫЙ ДОМИК, КУДА МЫ ПЕРЕЕХАЛИ, НАХОДИЛСЯ ВНУТРИ САДА.

КАКОЙ?(

МАЛЬЧИШКИ ВЫБРАЛИ ТУ ТРОПИНКУ, ЧТО ВЕЛА В ГЛУБИНУ ПАРКА.

КАКУЮ?

 … СУЩ.  , (ЧТО …)


  • Сложноподчиненным предложением с придаточной определительной частью называется такое предложение, в котором придаточная часть относится к слову в главной части, являющемуся, как правило, существительным, обозначает его признак, отвечает на вопрос какой, чей и присоединяется при помощи союзного слова.

ПЛАН

Вид придаточного.

На какой вопрос отвечает?

ОТВЕТЫ

К чему прикрепляется в главном?

Определительное.

Средства связи.

Есть ли указательные слова?

К существительному.

Позиция по отношению к главному?

Союзные слова (который, что, где, куда и др.)

Да (тот, такой и др.)

Фиксированная (всегда после определяемого слова)


Конструирование СПП с помощью союзного слова КОТОРЫЙ

  • Сосна, посаженная дедом, давно превратилась в могучее дерево.
  • Ночная птица, вылетевшая из кустов, бесшумно пронеслась мимо.

  • Сосна, которую посадил дед, давно превратилась в могучее дерево.
  • Ночная птица, которая вылетела из кустов, бесшумно пронеслась мимо.

  • Исправьте предложения, заменив в одном из придаточных союзное слово который союзными словами где, куда, откуда, когда . Исправленные предложения запишите, расставляя знаки препинания. Образец:. Город, в котором я родился, славится заводом, который выпускает автомобили. – Город, где я родился...  1. Дом в котором поселились строители был окружен тайгой в которой было много дичи.
  • 2. Год в который я переселился в Астану был богат такими событиями которые (не) возможно забыть.
  • 3. Поезд на котором ехал Глеб прибыл на станцию в час в который все еще спали

  • Мы въехали в посёлок, который находился в лощине, которая начиналась сразу же за лесом.  Деревья, возле которых мы расположились, одиноко возвышались среди открытого поля, которое было засеяно рожью. На столе стоял букет роз, аромат которых наполнял комнату, которая имела праздничный вид. Образец: Мы въехали в посёлок, находящийся в лощине, которая..........................








Относятся в главном предложении к существительным или другим частям речи в значении существительного (субстантивированным): Относятся в главном предложении к существительным или другим частям речи в значении существительного (субстантивированным): В воздухе чувствовался В воздухе чувствовался Какой? Какой? дурманящий травяной запах, который плыл с далёких полей


Присоединяются к главному предложению союзными словами КОТОРЫЙ, КУДА, ГДЕ, ЧТО и др.: Присоединяются к главному предложению союзными словами КОТОРЫЙ, КУДА, ГДЕ, ЧТО и др.: Какой? Какой? Окна выходили в сад, который спускался к оврагу и пруду. И смотрит седая скала в глубину, где ветер качает и гонит волну. Дом, куда мы въехали, был построен в начале века.




Придаточные определительные, которые относятся к СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ, всегда стоят ПОСЛЕ него: Придаточные определительные, которые относятся к СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ, всегда стоят ПОСЛЕ него: Какому? Какому? Мы незаметно подкатили орудия к лесу, куда въезжала неприятельская артиллерия. Какому? Какому? К лесу, куда въезжала неприятельская артиллерия, мы незаметно подкатили орудия.


Местоимённо - определительные придаточные Относятся к местоимениям ТОТ, ТО, ВСЕ, ВСЁ, КАЖДЫЙ и др.: Относятся к местоимениям ТОТ, ТО, ВСЕ, ВСЁ, КАЖДЫЙ и др.: Каждый, кто молод, дайте нам руки … Могут стоять и перед определяемым словом: Могут стоять и перед определяемым словом: Кто ищет, тот всегда найдёт.
На какой вопрос отвечают придаточные определительные? На какой вопрос отвечают придаточные определительные? К чему именно относится придаточное определительное? К чему именно относится придаточное определительное? Какое место занимает придаточное определительное по отношению к главному предложению? Какое место занимает придаточное определительное по отношению к главному предложению? Каковы особенности местоимённо- определительных придаточных? Каковы особенности местоимённо- определительных придаточных?

1 слайд

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования № 133 Невского района Санкт-Петербурга СПП с придаточными определительными УЧЕБНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку русского языка в 11 классе на тему Учитель: Солодченкова Ю.К. 2012 год

2 слайд

Цель – повторить и систематизировать знания по теме; рассмотреть особенности заданий ЕГЭ по данной теме. Задачи: 1. Выделить отличительные признаки сложных предложений с прида- точными определительными; 2. тренировать учащихся в «узнавании» предложений с придаточными определительными; 3. предупредить ошибки в построении данного типа предложений; тренировать в выборе необходимой формы союзного слова «который» ; 4. раскрыть особенности употребления союзных слов какой, что, где, куда, откуда, когда; 5. тренировать учащихся в постановке знаков препинания в предложе- ниях с придаточными определительными; 6. познакомить учащихся с особенностями употребления в речи пред- ложений придаточными определительными.

3 слайд

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает. Д.С. Лихачев СПП с придаточными определительными

4 слайд

,() подчинительный союз или союзное слово ГЛАВНАЯ ПРИДАТОЧНАЯ? Какое предложение называется сложноподчинённым? Из каких частей состоит СПП? Как они называются? К чему может относиться придаточное предложение? При помощи чего присоединяется придаточное предложение к главному?

5 слайд

, () (), [ ,(), ] на какой вопрос отвечает к чему относится место придаточного чем прикрепляется Характеристика придаточных Где может находиться придаточная часть по отношению к главной?

6 слайд

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ обстоятельство __ _ __ _ __ _ __ _ __ _ _ дополнение _ _ _ _ _ _ _ _ _ определение

7 слайд

Усваиваемый человеком в раннем детстве язык называют родным. Язык, усваиваемый человеком в раннем детстве,называют родным. Язык, называют родным. Язык, ЧТО человек усваивает в раннем детстве,называют родным. Тот язык, что человек усваивает в раннем детстве,называют родным. КОТОРЫЙ человек усваивает в раннем детстве какой? какой? какой? какой именно?

8 слайд

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает. () какой?

9 слайд

В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя (можно) заменить причастным оборотом? Замена придаточной части СПП причастным оборотом невозможна, если союзное слово который имеет предлог есть указательное слово в придаточном предложении глагол в форме будущего времени или условного наклонения

10 слайд

В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом? Хор птичьих голосов, который доносился в лесу, поразил мой слух. 2) Я прожил жизнь, которая была насыщена инте-ресными встречами. 3) Но ведь есть же на белом свете те далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы! 4) Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утрен-нем воздухе.

11 слайд

В спектакле, который был показан вчера, заняты молодые артисты, которые недавно пополнили труппу. который был показан вчера показанном вчера В спектакле, который был показан вчера, заняты молодые артисты, которые недавно пополнили труппу. которые недавно пополнили труппу. недавно пополнившие труппу. Иллюстрации к произведениям, которые были присланы на конкурс, выполнены мастерски. которые были присланы на конкурс присланные на конкурс Иллюстрации к произведениям, которые были присланы на конкурс, выполнены мастерски. которые были присланы на конкурс присланным на конкурс

12 слайд

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? , (… который …) [ ,(… который …), ]

13 слайд

Каменные дорожки(1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду. 1) 1,3 3) 2, 3, 4 4) 2, 4 2) 1,4 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

14 слайд

() , ± ук.сл. + сущ. который какой чей где куда откуда когда – оттенок признака – оттенок значения места – оттенок значения времени какой?

15 слайд

[ ,(куда …), ] , (когда …) Усадьба, куда Платон Платоныч привёз Невзорова, была действительно прекрасно расположена среди холмов невдалеке от речки. (А. Толстой) Юность – самая чудесная пора, когда с особой силой проявляется жажда нового, неизведанного. (Н. Бирюков) _ _ __ _ _ _ _ __ _ , – ,

16 слайд

17 слайд

Мы поднимаемся по широкой пологой лестнице, по тем самым ступеням, по которым столько раз поднимался Некрасов, Лев Толстой, Островский… (2) Всех не перечислишь. (3) На втором этаже останавливаемся перед дверью со скромной медной дощечкой, на которой написано: «Николай Алексеевич Некрасов». (4) Из прихожей через приемную, большую светлую комнату, обставленную старинной мебелью, попадаем в кабинет поэта. (5) Как много сделано в этой комнате для русской литературы! (6) Здесь Некрасов работал. Вот за этим самым столом, на котором, как и тогда, стоят бюсты Пушкина и Гоголя. (7) А вот в этих глубоких креслах, что стоят у камина, он любил отдыхать, читать, беседовать с гостями. (9) Между кресел – маленький курительный столик, подарок друзей. (10) На камине часы и фигурки двух лошадок. (10) У письменного стола – этажерка, на которой лежали рукописи и корректуры. (11) В книжных шкафах, что разместились вдоль стен, находятся подлинные книги из библиотеки Некрасова. М. Басина Мемориальный музей-квартира Н.А.Некрасова в Петербурге (1) Мы поднимаемся по широкой пологой лестнице, по тем самым ступеням, по которым столько раз поднимался Некрасов, Лев Толстой, Островский… (7) Вот за этим самым столом, на котором, как и тогда, стоят бюсты Пушкина и Гоголя. (8) А вот в этих глубоких креслах, что стоят у камина, он любил отдыхать, читать, беседовать с гостями. (11) У письменного стола – этажерка, на которой лежали рукописи и корректуры. (12) В книжных шкафах, что разместились вдоль стен, находятся подлинные книги из библиотеки Некрасова.

19 слайд

Среди предложений 5-19 найдите сложные предложения, в составе которых есть придато-чное определительное. Запишите их номера. 5 , 1 7 (5) И я не столько боялся самой опасности, сколько самого страха, из-за которого столько подлостей на свете делается. (6) И я знал, что по-французски «трус» и «подлец» - одно слово «ляш». (7) Сколько друзей, товарищей, сколько самой бесценной правды предано из-за трусости… (8) У меня был товарищ-шофёр. (9) К нему подошли двое ночью, и он снял свою меховую тужурку и сапоги и раздетый прибежал домой зайчиком по морозу… (10) Когда в 1914 году началась война, его моби-лизовали. (11) И через два месяца я узнал: летел на мотоцикле с донесе-нием в соседнюю часть. (12) Не довезёт – тех окружат, отрежут. (13) По пути из лесу стрельба. (14) Пробивают ноги – поддал газу. (15) Пробива-ют бак с бензином. (16) Заткнул дыру на ходу платком, пальцем прижал, правил одной рукой и пёр, пёр… (17) Больше думал о бензине, чем о крови, что текла из ноги: поспеть бы довезти. (18) А чего проще: стать. (19) Взяли в плен, перевязали, отправили в госпиталь.

20 слайд

Выполнить задания А24, А26 из вариантов ЕГЭ Найти примеры СПП с придаточными опреде- лительными из художественной литературы

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными 9 класс Полякова О.Е., учитель русского языка и литературы МОУ ГСОШ филиал д. Василёво, Калязинский район Тверская область

Словарная работа Гости(н,нн)ая, инт.нсивный, ко(м,мм)ентарий, п.пулярный, п.рламен(т, ц)кий, р.ц.нзия, р.жи(с,сс)ёр, оп.ратор, гума(н,нн)ый, ас(в,ф)альт, б.тонный, к.мпре(с,сс)ия, к.нспект, гиган(ц,т)ский, к.ло(с,сс)альный, к.л.рит, мирово(з,зз)рение. А кк омпан е мент, а кк омпанировать

Синтаксическая разминка Мне не хочет(?)ся думать ни(о)чем серьезном, хочется только всматриват(?)ся и вслушиват(?)ся. Воздух чист и душист, каждый луч солнца полон жизни. На сердце светло и радостно. - Запишите предложения, обозначьте орфограммы, выделите грамматическую основу во втором предложении и начертите схему.

Проверим , - Каким по строению является это предложение? И

Сложное предложение союзное бессоюзное Сложносочиненное сложноподчиненное Повторим!

Сложноподчинённое предложение ,() главное придаточное Установилась снежная, морозная погода которая бывает в начале декабря. , [ сущ. ] ,(которая) Какая?

Основные группы СПП по значению

C ПП с придаточными определительными На какой вопрос отвечают? К какому слову относятся? Как прикрепляются к определяемым словам? Может ли употребляться указательное слово? Каково место придаточной части по отношению к главной? § 10, теория Упр. 91(1)

Итоги урока Что узнали нового? Чему научились?

Домашнее задание § 10, упражнение 91(11) Понятно ли задание?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

На уроке выделяются отличительные признаки сложных предложений с придаточными определительными, предупреждаются ошибки в построении данного типа предложений. Раскрываются особенности употребления союз...

Урок-практикум "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными"

Данный урок используется для закрепления изученного материала. В качестве приложения применяется презентация...

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным".

В уроке используется дифференцированный подход при повторении сложного предложения, а также попутно повторяется материал литературы (теория стихосложения)....

Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.Урок в 11 классе с использованием местного материала

Материалы для урока, которые помогут повторить тему и провести экспресс-контроль знаний обучающихся по заданию А 25 ЕГЭ....

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными".

Тип урока: закрепление изученного материала. Цель урока: закрепить полученные знания о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными и изъяснительными....