Революционное движение в китае. Революционное движение и Сунь Ятсен

Наряду с либеральной оппозицией, действовавшей легально на территории империи, а также в эмиграции (здесь особым вли-янием продолжали пользоваться вожди реформаторского движе-ния 1898 г. Кан Ювэй и Лян Цичао), не оставляли надежд до-биться свержения маньчжурской деспотии и деятели революци-онного движения во главе с Сунь Ятсеном. После ряда попыток организовать восстания, закончившихся неудачей, революционе-ры попытались объединить усилия нескольких революционных организаций, сложившихся в южных провинциях Китая в нача-ле XX в. Помимо «Союза возрождения Китая», в котором веду-щая роль принадлежала Сунь Ятсену, наиболее крупными были организации, действовавшие в провинциях Хунань, Чжэцзян и Цзянсу. В Хунани во главе «Союза китайского возрождения» (Хуасинхуэй) стоял Хуан Син (1874--1916), происходивший из семьи школьного учителя, мужественный человек и талантли-вый организатор. Хуан Сину предстояло сыграть выдающуюся роль в качестве военного руководителя революционеров. В Чжэц-зяне во главе «Союза возрождения славы Китая» (Гуанфухуэй) стоял видный интеллектуал Чжан Бинлинь (1868--1936).

Летом 1905 г. в Японии на основе объединения революцион-ных организаций, крупнейшей из которых являлся, конечно, «Союз возрождения Китая», был образован «Китайский револю-ционный объединенный союз» (Чжунго гэмин тунмэнхуэй). В ос-нову программы этой организации были положены «три народных принципа», сформулированные Сунь Ятсеном и пропагандиро-вавшиеся на страницах печатного органа лиги -- журнала «Минь бао» (Народная газета). «Три народных принципа» -- это нацио-нализм, демократизм и народное благоденствие. Под национа-лизмом в этот период Сунь Ятсен разумел свержение инородной

по своему происхождению правящей династии и возвращение к китайскому правлению. Демократизм подразумевал установление в Китае демократической республики. И, наконец, народное бла-годенствие означало решение аграрного вопроса путем установ-ления системы единого государственного налога на землю в за-висимости от ее рыночной цены, что, по мысли Сунь Ятсена, должно было привести к мобилизации дифференциальной рен-ты в руках государства, должного обратить ее на благо всего об-щества. Сунь Ятсен полагал, что эта система позволит постепен-но решить историческую задачу -- дать землю тем, кто ее обра-батывает, и тем самым закрыть дорогу капиталистическому развитию Китая.

Несмотря на то что программа революционеров была направ-лена на освобождение от маньчжурского владычества, а сами революционеры в достижении этой цели рассчитывали на по-мощь со стороны западных держав, в сущности, это была имен-но доктрина китайского национализма, стремившегося, как от-мечено выше, соединить восстановление суверенитета Китая с идеями модернизации общества. Публикации на страницах «Минь бао», вдохновленные справедливым протестом против полуко-лониальной зависимости, в которую Китай был поставлен Запа-дом, подтверждали это.

В борьбе за достижение намеченных целей «Объединенный союз» использовал примерно ту же тактику, что и «Союз воз-рождения Китая». «Объединенный союз» не ставил перед собой задачу организации массового народного движения, его участ-ники полагали, что китайское общество уже достаточно подго-товлено к тому, чтобы объединиться под лозунгом свержения правящей маньчжурской династии. Остается лишь подготовить революционный взрыв в одном из районов Китая, и это вызовет общенациональное выступление против цинской деспотии. По этой причине участники «Объединенного союза» сосредоточи-лись на подготовке антиправительственных выступлений, стре-мясь, как и прежде, привлечь к этому тайные общества. Особое внимание уделялось пропагандистской работе среди солдат и офицеров китайской новой армии, главным образом тех ее час-тей, которые в большей степени были подготовлены к восприя-тию революционных идей.

Впоследствии Сунь Ятсен говорил, что свержению маньч-журской династии предшествовали 10 неудачных попыток ре-волюционных выступлений, предпринятых им и его сторонни-ками. После образования «Объединенного союза» его члены орга-низовали восемь восстаний, в основном в южных провинциях

Китая, закончившихся поражением. Видную роль в их органи-зации и проведении играл Хуан Син, однако в некоторых выс-туплениях непосредственно участвовал сам Сунь Ятсен. Во вре-мя шестого по счету восстания в Южной Гуанси (декабрь 1907 г.) он под пулями шел во главе шеренги революционеров, штур-мовавших укрепления г. Чжэнань-гуань, захват которого откры-вал путь в глубь провинции. Однако и на этот раз революционе-ров постигла неудача.

Наиболее мощным и хорошо подготовленным было выступ-ление в Гуанчжоу весной 1911 г. В нем приняли участие более 8 0 0 боевиков, объединенных в отряд «презревших смерть». Во главе, как всегда, стоял мужественный Хуан Син, прибывший в Гуан-чжоу в конце апреля. План, как и во время первого выступления «Союза возрождения Китая» в 1895 г., состоял в захвате отряда-ми боевиков правительственных учреждений и провозглашении революционной власти. Однако незадолго до намеченной даты восстания террорист-одиночка по собственной инициативе со-вершил покушение на командующего маньчжурскими войска-ми, и наместник распорядился ввести дополнительные меры пре-досторожности. Прибывшие в Гуанчжоу суда тщательно обыски-вались, а у солдат «новых войск», которых не без оснований подозревали в революционных настроениях, отбирали патроны и холодное оружие. Несмотря на то что часть отрядов не смогла прибыть в город, 27 апреля восстание началось. Хуан Син во гла-ве отряда бойцов атаковал и с боем взял резиденцию наместни-ка. Однако после этого революционерам пришлось вступить в кро-вопролитный бой с подоспевшим крупным отрядом правитель-ственных войск. Столкновения продолжались до глубокой ночи, Хуан Син был ранен в руку, революционерам пришлось отсту-пить. Переждав несколько дней на конспиративной квартире, Хуан Син бежал в Гонконг. «Объединенный союз» потерял в этом вы-ступлении 72 человека. Несмотря на поражение восстания в Гу-анчжоу, известие о нем широко распространилось в Китае, и это выступление сыграло свою роль в нарастании антиманьчжурских и революционных настроений.

Первая половина 1911 г. прошла под знаком углублявшегося общественного кризиса, ярким проявлением которого было дви-жение «В защиту железных дорог». В мае 1911 г. пекинское прави-тельство приняло решение о национализации строившихся же-лезнодорожных магистралей, соединявших Ханькоу (пров. Хубэй) с провинциями Сычуань и Гуандун. В результате этого решения пострадали китайские держатели акций, уже вложившие сред-ства в это предприятие. Объявив о национализации, цинское

правительство одновременно договорилось о займе у консорци-ума, предоставленного капиталами западных держав (Англия, Франция, Германия, США). Таким образом власти рассчитыва-ли поправить свое финансовое положение. Одновременно это означало фактическую передачу контроля над этим крупней-шим проектом в области национального предпринимательства иностранцам.

Действия пекинского правительства вызвали взрыв негодова-ния предпринимательских кругов провинций, участвовавших в осуществлении этого проекта. В особенности пострадали вклад-чики Сычуани, совещательный комитет по подготовке консти-туции которой возглавил движение протеста против решения правительства. Осенью 1911 г. оно переросло в вооруженные стычки с правительственными войсками, которые цинские войска уже не смогли подавить.

Страница 1

С особой силой антиманьчжуризм получил выражение в дея­тельности другой группы оппозиционеров - китайских револю­ционеров, поставивших перед собой задачу свержения маньчжур­ской династии и установления в Китае республиканской формы правления, которая одна только, по мысли революционеров, была способна обеспечить достижение независимости, модернизации, создания сильного процветающего Китая, в котором основопо­лагающим был бы принцип равенства перед законом, а не этни­ческая исключительность.

Признанным лидером революционного движения являлся Сунь Ятсен (1866-1925). Уроженец, подобно Кан Ювэю, провинции Гуандун, он происходил из простой крестьянской семьи, не имев­шей отношения к конфуцианской учености и чиновничьей службе. В районе, откуда он был родом, были сильны традиции антимань­чжурской борьбы, связанные с деятельностью тайных обществ, и воспоминания о недавних событиях Тайпинского восстания, в ко­торых принимали участие некоторые члены клана Сунь.

Материальное положение семьи несколько улучшилось пос­ле того, как старший брат Суня эмигрировал на Гавайские ост­рова, где составил себе некоторое состояние, основав преуспе­вающую скотоводческую ферму.

Когда Ятсену исполнилось 12 лет, старший брат взял его к себе, решив дать ему образо­вание в одной из миссионерских школ на Гаваях.

В течение трех лет молодой Сунь посещал школу при английской миссии, где получил начальное образо­вание, овладел английским язы­ком, проникся глубоким инте­ресом к культуре и обществен­ным установлениям западных государств. Этот интерес был столь серьезен, что старший брат решил отправить его в Ки­тай, чтобы юноша не утратил связи с родной культурой. Однако пребывание в доме роди­телей было непродолжительным. Воспитанный в христианских воззрениях, Сунь Ятсен не мог принять религиозные верования предков, казавшиеся ему еретическими заблуждениями. Однажды, чтобы доказать односельчанам, что их боги ложны, он осы­пал ударами изваяние идола в деревенской кумирне. Отношения с соседями и родней были испорчены. Молодой человек продол­жил образование в одной из миссионерских школ в Гуандуне, а затем поступил в медицинский институт в Гонконге, который окончил в 1892 г.

Годы учебы в медицинском институте явились не только вре­менем профессионального становления Сунь Ятсена как будуще­го врача, но и были посвящены дискуссиям с друзьями о причи­нах утраты Китаем былого величия и о путях его возвращения. Молодые люди, входившие в кружок, членом которого был Сунь, интересовались как древней, так и современной историей Ки­тая, в первую очередь событиями Тайпинского восстания и осо­бенно антиманьчжурскими устремлениями восставших. Уже к это­му времени начинает формироваться убеждение, что условием возрождения Китая не может не быть свержение господства мань­чжуров над китайским народом.

Тем не менее в этот период, подобно сторонникам реформ, Сунь не оставлял надежды на то, что правящая династия еще способна пойти на осуществление более глубоких реформ, чем те, которые проводились в период «самоусиления». В этом духе Сунь Ятсен написал меморандум «Представление Ли Хунчжану» (1893), адресованный очень влиятельному цинскому сановнику и содержавший план осуществления реформ. Первой важнейшей темой этого документа было требование шире использовать на государственной службе патриотически настроенных сановников, происходивших из ханьцев, имевших глубокие представления о западном обществе. Второй важнейшей темой был призыв ока­зать всемерную поддержку национальному предпринимательству, без которого решение проблемы восстановления величия Китая невозможно. При этом Сунь Ятсен не упоминал о необходимости каких-либо политических преобразований.

Сунь Ятсен рассчитывал лично вручить меморандум Ли Хунч-жану, отправившись с этой целью в поездку на север Китая. Пу­тешествие обогатило его впечатлениями о жизни собственной страны, убедило в неотложности преобразований. Однако встре­титься с Ли Хунчжаном, в связи с событиями японо-китайской войны, ему не удалось.

Горечь, вызванная ощущением ненужности правительству спо­собных и искренних патриотов, была усилена поражениями, ко­торые Китай терпел в ходе разгоревшейся войны. Разочарование в политике императорского правительства, таким образом, пе­реросло в убеждение, что непременным условием восстановле­ния суверенитета Китая и его возрождения является свержение правящей династии. Однако в отличие от тайпинов и членов тай­ных обществ Сунь Ятсен предполагал прийти не к восстановле­нию на престоле очередной династии, а к созданию республикан­ского государства. Это была новая форма проявления китайского национализма, основанная на убеждении, что условием восста­новления независимости и успешного продвижения по пути мо­дернизации должны быть глубокие политические преобразова­ния, к которым можно прийти лишь в результате революцион­ного свержения деспотических порядков.

Оставив надежду убедить высших маньчжурских сановников в необходимости продолжения реформ, отказавшись от карьеры врача, которая могла обеспечить спокойную и благополучную жизнь, в конце 1894 г. Сунь Ятсен отправился на Гавайи. Здесь он создал первую в истории Китая революционную организацию - «Союз возрождения Китая» («Синчжунхуэй»). Цели этой органи­зации выражены в клятве, которую произносили вступившие в союз: « .изгнать маньчжуров, восстановить государственный пре­стиж Китая, учредить демократическое правительство».

Судьба интеллигенции в России в XX веке.
Интеллигенция в России с самого начала оказалась сообществом критически мыслящих людей, не удовлетворённых существующим общественно-государственным устройством. Дворянские революционеры, которые вышли на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года, были по своей природе интеллигентами: они ненавидели крепостное право, унижение человека – явл...

Ужесточение идеологического контроля власти. Репрессии в политической и культурной сферах
После окончания Великой Отечественной войны началась перестройка управления страной, возвращение от военных методов к мирным. В сентябре 1945 г. был распущен государственный Комитет Обороны. Но, фактически, возврата даже к тем методам руководства, которые существовали перед войной, не произошло. Продолжали практиковаться формы руководст...

Колониальная политика Франции
Потерпев поражение в войне 1870-1871 гг., Франция стремилась компенсировать утрату позиций в Европе расширением своих колониальных владений. В последней трети XIX в. она вела почти непрерывные колониальные войны, завладев огромными территориями в Африке, Индокитае, островами Океании и Вест-Индии. Так, в 1881 г. французы навязали протект...

Реферат на тему


РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В КИТАЕ

НА РУБЕЖЕ ХІХ – ХХ ВВ



ПЛАН

1. Революционное движение и Сунь Ятсен.

2. Восстание Ихэтуаней.

3. «Новая политика» и кризис империи.

4. Подьем революционного движения.

5. Литература.


Революционное движение и Сунь Ятсен.

С особой силой антиманьчжуризм получил выражение в дея­тельности другой группы оппозиционеров - китайских револю­ционеров, поставивших перед собой задачу свержения маньчжур­ской династии и установления в Китае республиканской формы правления, которая одна только, по мысли революционеров, была способна обеспечить достижение независимости, модернизации, создания сильного процветающего Китая, в котором основопо­лагающим был бы принцип равенства перед законом, а не этни­ческая исключительность.

Признанным лидером революционного движения являлся Сунь Ятсен (1866-1925). Уроженец, подобно Кан Ювэю, провинции Гуандун, он происходил из простой крестьянской семьи, не имев­шей отношения к конфуцианской учености и чиновничьей службе. В районе, откуда он был родом, были сильны традиции антимань­чжурской борьбы, связанные с деятельностью тайных обществ, и воспоминания о недавних событиях Тайпинского восстания, в ко­торых принимали участие некоторые члены клана Сунь.

Материальное положение семьи несколько улучшилось пос­ле того, как старший брат Суня эмигрировал на Гавайские ост­рова, где составил себе некоторое состояние, основав преуспе­вающую скотоводческую ферму.

Когда Ятсену исполнилось 12 лет, старший брат взял его к себе, решив дать ему образо­вание в одной из миссионерских школ на Гаваях.

В течение трех лет молодой Сунь посещал школу при английской миссии, где получил начальное образо­вание, овладел английским язы­ком, проникся глубоким инте­ресом к культуре и обществен­ным установлениям западных государств. Этот интерес был столь серьезен, что старший брат решил отправить его в Ки­тай, чтобы юноша не утратил связи с родной культурой. Однако пребывание в доме роди­телей было непродолжительным. Воспитанный в христианских воззрениях, Сунь Ятсен не мог принять религиозные верования предков, казавшиеся ему еретическими заблуждениями. Однажды, чтобы доказать односельчанам, что их боги ложны, он осы­пал ударами изваяние идола в деревенской кумирне. Отношения с соседями и родней были испорчены. Молодой человек продол­жил образование в одной из миссионерских школ в Гуандуне, а затем поступил в медицинский институт в Гонконге, который окончил в 1892 г.

Годы учебы в медицинском институте явились не только вре­менем профессионального становления Сунь Ятсена как будуще­го врача, но и были посвящены дискуссиям с друзьями о причи­нах утраты Китаем былого величия и о путях его возвращения. Молодые люди, входившие в кружок, членом которого был Сунь, интересовались как древней, так и современной историей Ки­тая, в первую очередь событиями Тайпинского восстания и осо­бенно антиманьчжурскими устремлениями восставших. Уже к это­му времени начинает формироваться убеждение, что условием возрождения Китая не может не быть свержение господства мань­чжуров над китайским народом.

Тем не менее в этот период, подобно сторонникам реформ, Сунь не оставлял надежды на то, что правящая династия еще способна пойти на осуществление более глубоких реформ, чем те, которые проводились в период «самоусиления». В этом духе Сунь Ятсен написал меморандум «Представление Ли Хунчжану» (1893), адресованный очень влиятельному цинскому сановнику и содержавший план осуществления реформ. Первой важнейшей темой этого документа было требование шире использовать на государственной службе патриотически настроенных сановников, происходивших из ханьцев, имевших глубокие представления о западном обществе. Второй важнейшей темой был призыв ока­зать всемерную поддержку национальному предпринимательству, без которого решение проблемы восстановления величия Китая невозможно. При этом Сунь Ятсен не упоминал о необходимости каких-либо политических преобразований.

Сунь Ятсен рассчитывал лично вручить меморандум Ли Хунч-жану, отправившись с этой целью в поездку на север Китая. Пу­тешествие обогатило его впечатлениями о жизни собственной страны, убедило в неотложности преобразований. Однако встре­титься с Ли Хунчжаном, в связи с событиями японо-китайской войны, ему не удалось.

Горечь, вызванная ощущением ненужности правительству спо­собных и искренних патриотов, была усилена поражениями, ко­торые Китай терпел в ходе разгоревшейся войны. Разочарование в политике императорского правительства, таким образом, пе­реросло в убеждение, что непременным условием восстановле­ния суверенитета Китая и его возрождения является свержение правящей династии. Однако в отличие от тайпинов и членов тай­ных обществ Сунь Ятсен предполагал прийти не к восстановле­нию на престоле очередной династии, а к созданию республикан­ского государства. Это была новая форма проявления китайского национализма, основанная на убеждении, что условием восста­новления независимости и успешного продвижения по пути мо­дернизации должны быть глубокие политические преобразова­ния, к которым можно прийти лишь в результате революцион­ного свержения деспотических порядков.

Оставив надежду убедить высших маньчжурских сановников в необходимости продолжения реформ, отказавшись от карьеры врача, которая могла обеспечить спокойную и благополучную жизнь, в конце 1894 г. Сунь Ятсен отправился на Гавайи. Здесь он создал первую в истории Китая революционную организацию - «Союз возрождения Китая» («Синчжунхуэй»). Цели этой органи­зации выражены в клятве, которую произносили вступившие в союз: «...изгнать маньчжуров, восстановить государственный пре­стиж Китая, учредить демократическое правительство».

Первоначально малочисленный «Союз возрождения Китая» объединил патриотически и антиманьчжурски настроенных мо­лодых выходцев из образованной среды, соприкоснувшихся с европейской культурой и западным образом жизни, и получил поддержку китайских предпринимателей из числа эмигрантов. Революционеры рассчитывали добиться поставленных перед со­бой целей, организовав восстание в одном из регионов Китая. По их мнению, страна уже была подготовлена к участию в анти-династийном восстании. Члены организации рассчитывали исполь­зовать многочисленные тайные общества юга Китая, с которыми они установили тесные отношения. Этому способствовало то, что многие из сподвижников Сунь Ятсена поддерживали тесные кон­такты с руководителями тайных обществ раньше и даже, благода­ря образованию и прекрасному владению боевыми искусствами, были признаны вожаками в некоторых из них.

Почти год ушел на подготовку первого восстания под руко­водством «Союза возрождения Китая». Местом для его начала был избран Гуанчжоу, столица провинции, являвшейся родиной для большинства сподвижников Сунь Ятсена. Город был удален от центра, здесь у революционеров установились прочные связи с тайными обществами, население было проникнуто сильными ан­тиманьчжурскими настроениями. План восстания включал зах­ват городских административных органов в результате действий группы заговорщиков, поддержку начавшегося выступления от­рядом из Гонконга, а также вступлением в Гуанчжоу отрядов местных тайных обществ.

Однако казалось бы тщательно разработанный план провалился. Отряды тайных обществ не сумели проникнуть в город, группа, прибывшая на корабле из Гонконга, которая должна была пере­дать революционерам оружие, была арестована на городской при­стани. Некоторые из участников неудавшегося выступления были арестованы и казнены, а Сунь Ятсену чудом удалось скрыться, избежав верной смерти.

С этого времени цинские власти смотрели на Сунь Ятсена как на одного из самых своих опасных противников, за его голову было обещано крупное вознаграждение, а китайской загранич­ной резидентуре было дано задание обнаружить его и захватить. Тем временем основатель «Союза возрождения...» собирал сред­ства на организацию нового выступления среди членов китайс­ких эмигрантских общин в Японии, на Гавайских островах, в США, в Европе. В 1896 г. маньчжурским агентам удалось заманить Сунь Ятсена на территорию китайской миссии в Англии и арес­товать. Они рассчитывали секретно, на специально зафрахтован­ном для этой цели корабле, вывезти Сунь Ятсена на родину, где его ждала неминуемая расправа. Однако мужество и выдержка не изменили революционеру - ему удалось сообщить о происшед­шем своим английским друзьям. В результате начавшейся шум­ной кампании в защиту Сунь Ятсена он был освобожден, а его имя получило широкую известность на Западе как имя вождя революционной партии в Китае.

Растянувшийся на долгие годы период изгнания Сунь Ятсена (ему удалось ступить на родную землю, и то ненадолго, только в 1907 г.) совсем не означал, что планы свержения власти мань­чжуров были оставлены. Сунь Ятсен продолжал активно вербо­вать сторонников революции среди членов китайских эмигрантс­ких общин, численность которых в первое десятилетие XX в. пре­высила 2 млн человек. Он также не оставлял попыток организовать новые восстания, которые, впрочем, не имели успеха.

2. Восстание Ихэтуаней.

На рубеже XIX-XX вв. цинская династия столкнулась и с дру­гой формой оппозиции, представленной массовым народным дви­жением, что наиболее ярко проявилось в ходе восстания под ру­ководством тайного общества «Ихэтуань» (Отряды справедливос­ти и мира). Участники этого выступления, принявшего форму народной антииностранной борьбы, переросшей в итоге в восста­ние против правящей династии, вдохновлялись патриотическими чувствами. Однако в отличие от реформаторов и революционеров, стремившихся объединить патриотизм с идеей модернизации, ихэ-туани исповедовали ксенофобию, отвергая все пришедшее в Ки­тай с Запада. Их идеалом было возвращение к устоям традицион­ной китайской жизни, а важнейшим лозунгом, особенно на на­чальном этапе восстания, - призыв к уничтожению и изгнанию иностранцев из Китая.

В отличие от Тайпинского восстания, охватившего провинции Южного Китая, движение ихэтуаней развивалось на Севере, на­чавшись осенью 1898 г. в провинции Шаньдун. Это связано с тем, что именно провинции Северного Китая, прежде всего Шань-дун и столичная провинция Чжили, оказались вовлеченными в события японо-китайской войны. На Севере в конце XIX в. осо­бенно активно действовали миссионеры, строились церкви, же­лезные дороги, на территориях концессий размещались гарнизо­ны иностранных войск.

В восприятии представителей самых различных социальных групп именно иностранцы были повинны в тяготах, с которыми пришлось столкнуться населению Северного Китая. Крестьяне страдали от увеличения налоговых сборов, что было результатом выплаты контрибуции Японии. Особенно ухудшилось положение тех слоев населения, которые обслуживали пути, связывавшие север Китая с центрально-южными провинциями. Массы лодоч­ников и транспортных рабочих потеряли источники существова­ния из-за появления новых видов транспорта - железных дорог и пароходов, находившихся главным образом в руках иностран­цев. Между тем именно эти группы были наиболее восприимчи­вы к призывам принять участие в самых радикальных действиях, включая вооруженную борьбу. Властям всегда было трудно удер­живать в повиновении именно эту часть населения, менее всего связанную со стабилизирующей ролью общинно-клановых струк­тур. В результате вторжения на китайский рынок иностранной фабричной продукции усугубилось положение городского ремес­ленного населения, все больше сталкивавшегося с конкуренцией со стороны иностранных товаров. Шэныши в массе своей также были далеки от симпатий к нараставшему религиозному и куль­турному проникновению с Запада. Проповедь миссионеров вос­принималась как угроза китайской традиции, освящавшей их гос­подствующее положение в обществе. К перечисленному надо добавить неурожаи и стихийные бедствия, поразившие в это время ряд районов Северного Китая.

Первоначально цинский двор отнесся к ихэтуаням как к от­кровенным бунтовщикам. По мнению двора, это были всего лишь бандиты, организованные тайными обществами, использовавши­ми традиционные приемы для привлечения новых сторонников

в свои ряды. В частности, особую роль в пропаганде и деятельно­сти сторонников ихэтуаней играло военное искусство - ушу. Ру­ководители ихэтуаней обучали своих последователей искусству рукопашного боя, что воспринималось иностранцами - свиде­телями происходящего как изучение приемов бокса. По этой при­чине европейцы называли ихэтуаней «боксерами», а само вос­стание - «боксерским».

Не без оснований подозревая местное чиновничество в сочув­ствии инсургентам, цинский двор назначил на пост губернатора провинции Шаньдун генерала Юань Шикая, известного своей близостью к иностранцам. Перед ним была поставлена задача: любыми средствами прекратить нападения на иностранных мис­сионеров, расправы с китайцами - последователями христианс­кого учения, уничтожение христианских храмов, железных до­рог, телеграфных линий. Именно против этих примет присутствия Запада и было главным образом направлено негодование ихэтуа-ней, вскоре показавших себя жестокими и безжалостными гони­телями всего иностранного.

Действия, предпринятые Юань Шикаем, были весьма эффек­тивными. Войска, пользуясь преимуществом в организации и во­оружении, быстро нанесли ряд поражений отрядам восставших, что вынудило их отступить на территорию столичной провинции Чжили. Это создало непосредственную угрозу столице и другим крупнейшим городам Северного Китая. Однако решимость цинс-кого двора покончить с бунтовщиками была поколеблена дей­ствиями иностранцев. В ответ на угрозу со стороны повстанческих отрядов они захватили порт Дагу, начав таким образом войну с Китаем.

В создавшейся обстановке императрица Цыси приняла реше­ние использовать в борьбе с иностранным вторжением народное движение. Принятие этого решения облегчалось тем, что в при­зывах повстанцев не было лозунгов, направленных против правя­щей династии. 20 июня 1900 г. пекинское правительство объявило войну державам, в столицу и Тяньцзинь вошли отряды ихэтуа-ней, начавшие совместно с цинскими войсками осаду иностран­ных миссий и концессий. Сначала казалось, что бесстрашие ихэ-туаней, бросавшихся с холодным оружием в бой против иност­ранных войск, могло привести их к победе. Отряд английского адмирала Сеймура, посланный в Пекин снять блокаду иностран­ного квартала, был разгромлен. Однако, как показали дальней­шие события, восставшие были бессильны перед мощью совре­менных войск.

Собрав 40-тысячную армию из подразделений, представлен­ных восемью державами (Англия, Франция, Германия, Италия,

Австро-Венгрия, Россия, США, Япония), иностранцы преодо­лели мужественное сопротивление ихэтуаней и в августе 1900 г. заняли Пекин. По приказанию Цыси двор оставил столицу, пе­реместившись сначала в г. Тайюань, а затем в Сиань. Гуансюй, продолжавший находиться под домашним арестом, был вынуж­ден сопровождать свою царственную тетку, приказавшую перед бегством из императорского дворца умертвить любимую налож­ницу императора. Вести переговоры о мире с державами было поручено Ли Хунчжану.

Переговоры, растянувшиеся более чем на год, проходили в обстановке продолжавшейся иностранной интервенции. В Север­ный Китай был переброшен дополнительный отряд германской армии под командованием фельдмаршала Вальдерзее, насчиты­вавший более 20 тыс. человек. Иностранные армии последовательно подавляли оставшиеся очаги сопротивления. По масштабам во­влечения иностранных войск «интервенция восьми держав» была беспрецедентным военным столкновением между китайской им­перией и западным миром. Его результатом вновь стало сокру­шительное поражение Китая, зафиксированное в Заключитель­ном протоколе, завершившем переговоры между державами и Китаем. В соответствии с этим документом цинское правитель­ство было обязано выплатить в течение 39 лет огромную сумму в 450 млн юаней. Китай должен был вывести войска из столичного округа, ему было запрещено покупать за границей современное оружие. Управление посольским кварталом Пекина полностью переходило в руки иностранцев, опиравшихся на гарнизоны ино­странных войск. Кроме того, цинское правительство брало на себя обязательство содействовать иностранной торговле и судоходству в Китае. Лишь в январе 1 9 0 2 г. правительство и двор возвратились в Пекин.

Ксенофобия, а также достигнутое на некоторое время един­ство действий между правительством и ихэтуанями объясняют настороженность и даже враждебное отношение к ихэтуаням со стороны основных групп оппозиции. Либералы в эмиграции во главе с Кан Ювэем и революционеры во главе с Сунь Ятсеном не могли поддержать такое выступление.

3. «Новая политика» и кризис империи.

Результатом подавления выступления ихэтуаней было закреп­ление полуколониального статуса китайской державы, формаль­но сохранившейся как суверенное государство, однако, в сущ­ности, полностью зависимой от западных держав.

На рубеже XIX-XX вв. в своем окончательном виде сложились сферы влияния западных держав. Регионом преимущественного экономического проникновения Англии стал юг Китая, а также провинции среднего течения Янцзы. Сферой влияния Японии становятся провинции нижнего течения Янцзы (главным обра­зом Фуцзянь), Франция стремилась утвердиться в провинциях Юга, прилегавших к ее владениям в Индокитае (Юньнань, Гуан-си, Гуандун), Германия установила контроль над Шаньдуном, а основные интересы России были сосредоточены в Маньчжурии, где нарастало соперничество с Японией.

Новое сокрушительное поражение, понесенное Китаем, ста­ло главным побудительным мотивом, приведшим к обнародова­нию в августе 1900 г. императорского указа о необходимости про­ведения реформ. В январе 1901 г. в Сиани, где все еще находился императорский двор, был опубликован эдикт, в котором объяв­лялось о новой серии реформ, получивших название «новой по­литики». Вскоре был создан правительственный комитет, ответ­ственный за ее проведение. «Новая политика», подобно «полити­ке самоусиления», преследовала цели укрепления положения правящей династии и устоев деспотического режима. В сущности же, это означало попытку проведения более радикальных преоб­разований по сравнению с попыткой 60-90-х гг. XIX в.

Наиболее важной чертой «новой политики» было наметивше­еся изменение в отношении правительства к торгово-прсдпри-нимательским слоям. Впервые в истории китайской империи го­сударство объявило о своем стремлении отойти от ограничения предпринимательства, встав на путь его поощрения. Созданное в 1903 г. указом двора Министерство торговли должно было всячески способствовать притоку частного капитала в промышленность и коммерцию. За этим последовали указы, направленные на упо­рядочение горнорудного дела, были сняты ранее существовав­шие запреты на разработку природных ресурсов в ряде районов страны и одновременно приняты весьма существенные положе­ния, связанные с упорядочением монетной системы. В провин­циальных центрах и наиболее развитых городах была разрешена организация торгово-промышленных палат, деятельность различ­ных акционерных обществ и торговых союзов. Эти новые струк­туры впоследствии стали средством отстаивания не только эко­номических, но в определенной мере и политических интересов формирующейся буржуазии Китая.

Немаловажное значение имели и реформы государственных структур, свидетельствовавшие о стремлении приблизить фор­мы государственного управления к западным образцам. Вместо архаического Управления по делам различных стран (Цзунли ямынь) было создано Министерство иностранных дел. Была не­сколько модернизирована система судопроизводства - отмене­ны наиболее варварские формы следствия, жестокие пытки, об­разовано Министерство внутренних дел.

Особое значение придавалось реформе армии. Начало было положено отменой экзотической системы комплектования офи­церского корпуса, в частности отменой экзаменов на поднятие тяжестей и стрельбу из лука. Вместо этого началось формирова­ние военных учебных заведений нового образца, в деятельности которых широко использовался опыт европейских государств. Осо­бое внимание уделялось германскому опыту строительства воору­женных сил. Генерал Юань Шикай, ставший одним из инициато­ров и деятелей военной реформы, был сторонником ликвидации традиционной системы, основанной на территориальном прин­ципе комплектования наемной армии. Однако его планы по вве­дению всеобщей воинской повинности двор не поддержал. В ре­зультате «новая армия» создавалась как наемная, но при этом для поступления на службу было необходимо соответствие образова­тельному и имущественному цензу. Это делало армию, с одной стороны, более подготовленной к использованию новой техни­ки, с другой - более восприимчивой к новым политическим иде­ям, что проявилось в годы китайской революции.

Общим результатом «новой политики» было укрепление по­зиций предпринимательских, а также региональных элит, рас­считывавших использовать реформы в собственных интересах. Их главная цель - ослабить центр, не способный эффективно вы­полнять свои функции обеспечения «верховного единства» и не­зависимости государства, и перераспределить власть в свою пользу.

Этот процесс шел под воздействием сдвигов в экономичес­ком развитии, которые определялись становлением китайского капитализма В меньшей степени им была затронута китайская деревня, за исключением районов, непосредственно прилегав­ших к крупным «договорным» портам. Социальная дифференциа­ция капиталистического типа, в основе которой лежали товар­но-денежные отношения и использование наемной рабочей силы, все еще продолжала уступать расслоению традиционного типа. Тем не менее на положение дел в деревне оказывали влияние новые явления, характерные для экономики в целом, заставляя ее реа­гировать на изменения рыночной конъюнктуры.

Более ощутимым был процесс становления капитализма в го­родской экономике.

К началу XX в. в стране уже действовало око­ло 200 механизированных предприятий, принадлежавших национальному капиталу. Их количество за первое десятилетие XX в. более чем удвоилось.

Наибольшего размаха предпринимательская деятельность до­стигла в районах бассейна Янцзы, особенно в пров. Цзянсу. На этот регион Китая приходилось около 70% компаний и фирм, зарегистрированных до 1908 г. Особенностью развития китайско­го капитализма, как и капиталистических отношений в других странах Востока, было то, что наряду с постепенной ломкой тра­диционных экономических отношений шло развитие мелкого предпринимательства. Лидировать в становлении и развитии ка­питалистического уклада продолжали различные слои чиновни­чества, богатые шэньши, т.е. те, кто был непосредственно свя­зан с центральной и провинциальной администрацией. Среди представителей национальной буржуазии можно было встретить и высокопоставленного придворного, члена академии Ханьлинь, и рядового обладателя ученого звания шэнъюань. Наряду с этим в ее составе были и представители компрадоров, опиравшиеся на поддержку иностранного сектора. Все более заметную роль в фор­мировании китайской буржуазии начинали играть выходцы из торгово-ростовщической среды, а также представители эмигрант­ской буржуазии.

Представление о том, на основе каких социальных слоев фор­мировалась китайская буржуазия, может дать следующий пример. Из 26 хлопкопрядильных и прядильно-ткацких фабрик, постро­енных за период 1890-1910 гг., 16 было непосредственно основа­но чиновниками, три открыто ими вместе с выходцами из купе­чества и пять предприятий создано посредниками-компрадорами.

Несмотря на то что в начале XX в. китайский капитализм на­ходился в стадии становления, явственно прослеживается цик­личность в его развитии. Подъемы (1895-1903, 1905-1908) сме­нялись серьезными кризисами (1900-1903, 1909-1913). Тяжелее всего эти кризисные явления отразились на самом слабом секто­ре растущего капитализма - дофабричного производства. Осо­бую роль в общеэкономическом спаде было суждено сыграть фи­нансовому кризису в Шанхае и других «договорных» портах, что произошло в 1910 г. Китай все больше втягивался в процесс ка­питалистического развития. Капиталистический уклад не был, ко­нечно, господствующим, но, безусловно, являлся ведущим.

В этой ситуации ярко проявились неспособность и отсутствие стремления маньчжурской династии создать действительно бла­гоприятные условия для отечественного предпринимательства.

Торгово-предпринимательские круги все настойчивее требова­ли проводить последовательно протекционистскую политику, использовать государственную казну для ускорения экономичес­кого развития Китая, отменить лицзинь, унифицировать систе­му мер и весов, бороться с произволом со стороны бюрократии.

Китайские предприниматели стояли во главе движений за бой­кот иностранных товаров. В 1905 г. в южных и юго-восточных про­винциях они организовали бойкот американских товаров, в 1907 - 1908 - японских, а в 1908 г. - германских. Кризис оказал воздействие и на положение в деревне, по которой прокатилась волна стихийных выступлений: «голодных» бунтов, отказов от уплаты налогов, во время которых подвергались разгрому прави­тельственные учреждения. Всего в 1910 г. отмечено 112 таких случаев.

После разгрома реформаторского движения в 1898 г. идеи, вдох-новлявшие его участников, не только не были забыты, но и про­должали завоевывать новых сторонников как среди представите­лей китайской эмиграции, так и в самом Китае, где в период «новой политики» возникло легальное конституционное движе­ние. Его основной формой стали петиционные компании с просьбой к маньчжурскому двору о введении конституции.

С 1906 г. начинается следующий этап «новой политики», свя­занной с конституционными маневрами правящей династии. В 1906 г. в страны Европы была отправлена специальная делегация для изучения опыта государственного устройства западных госу­дарств. В августе 1908 г. объявлено, что после необходимой подго­товки, которая продлится до 1917 г., в стране будет введена кон­ституция. Одновременно было разрешено образование различных кружков и обществ на местах, ставивших своей целью изучение опыта представительного правления в иностранных государствах и его пропаганду. Идя на эти шаги, цинское правительство рас­считывало укрепить свои связи с либерально настроенными пред­ставителями образованной и предпринимательской элиты стра­ны, однако разрешенные организации могли стать и основой либеральной оппозиции режиму.

Смерть в ноябре 1908 г. деспотичной правительницы Китая императрицы Цыси (незадолго до этого при не вполне выяснен­ных обстоятельствах умер Гуансюй, содержавшийся до конца своих дней под домашним арестом) ускорила проведение маньчжурс­ким правящим домом конституционных реформ. В 1909 г. от име­ни малолетнего императора Пу И было объявлено о создании в провинциях совещательных комитетов по подготовке конститу­ции, ставших впоследствии истинными центрами объединения оппозиционно настроенных представителей либеральных элит. Члены комитетов, формировавшихся на основе выборов, пре­дусматривавших весьма высокий ценз (в выборах приняли учас-360 тие лишь 0,3% населения), стали весьма активными участника­ми политической жизни Китая, выступая инициаторами пети­ционных кампаний за ускорение введения конституции.

В ноябре 1910 г. правительство объявило о созыве в Пе­кине Национальной ассамблеи, явившейся прообразом будуще­го парламента. Ее делегаты выступали за сокращение сроков перехода к конституционной монархии и были поддержаны в этом провинциальными комитетами. Под воздействием акти­визировавшихся петиционных кампаний маньчжурские власти были вынуждены пообещать ввести конституционное правление в 1913 г.

4. Подъем революционного движения.

Наряду с либеральной оппозицией, действовавшей легально на территории империи, а также в эмиграции (здесь особым вли­янием продолжали пользоваться вожди реформаторского движе­ния 1898 г. Кан Ювэй и Лян Цичао), не оставляли надежд до­биться свержения маньчжурской деспотии и деятели революци­онного движения во главе с Сунь Ятсеном. После ряда попыток организовать восстания, закончившихся неудачей, революционе­ры попытались объединить усилия нескольких революционных организаций, сложившихся в южных провинциях Китая в нача­ле XX в. Помимо «Союза возрождения Китая», в котором веду­щая роль принадлежала Сунь Ятсену, наиболее крупными были организации, действовавшие в провинциях Хунань, Чжэцзян и Цзянсу. В Хунани во главе «Союза китайского возрождения» (Хуасинхуэй) стоял Хуан Син (1874-1916), происходивший из семьи школьного учителя, мужественный человек и талантли­вый организатор. Хуан Сину предстояло сыграть выдающуюся роль в качестве военного руководителя революционеров. В Чжэц-зяне во главе «Союза возрождения славы Китая» (Гуанфухуэй) стоял видный интеллектуал Чжан Бинлинь (1868-1936).

Летом 1905 г. в Японии на основе объединения революцион­ных организаций, крупнейшей из которых являлся, конечно, «Союз возрождения Китая», был образован «Китайский револю­ционный объединенный союз» (Чжунго гэмин тунмэнхуэй). В ос­нову программы этой организации были положены «три народных принципа», сформулированные Сунь Ятсеном и пропагандиро­вавшиеся на страницах печатного органа лиги - журнала «Минь бао» (Народная газета). «Три народных принципа» - это нацио­нализм, демократизм и народное благоденствие. Под национа­лизмом в этот период Сунь Ятсен разумел свержение инородной

по своему происхождению правящей династии и возвращение к китайскому правлению. Демократизм подразумевал установление в Китае демократической республики. И, наконец, народное бла­годенствие означало решение аграрного вопроса путем установ­ления системы единого государственного налога на землю в за­висимости от ее рыночной цены, что, по мысли Сунь Ятсена, должно было привести к мобилизации дифференциальной рен­ты в руках государства, должного обратить ее на благо всего об­щества. Сунь Ятсен полагал, что эта система позволит постепен­но решить историческую задачу - дать землю тем, кто ее обра­батывает, и тем самым закрыть дорогу капиталистическому развитию Китая.

Несмотря на то что программа революционеров была направ­лена на освобождение от маньчжурского владычества, а сами революционеры в достижении этой цели рассчитывали на по­мощь со стороны западных держав, в сущности, это была имен­но доктрина китайского национализма, стремившегося, как от­мечено выше, соединить восстановление суверенитета Китая с идеями модернизации общества. Публикации на страницах «Минь бао», вдохновленные справедливым протестом против полуко­лониальной зависимости, в которую Китай был поставлен Запа­дом, подтверждали это.

В борьбе за достижение намеченных целей «Объединенный союз» использовал примерно ту же тактику, что и «Союз воз­рождения Китая». «Объединенный союз» не ставил перед собой задачу организации массового народного движения, его участ­ники полагали, что китайское общество уже достаточно подго­товлено к тому, чтобы объединиться под лозунгом свержения правящей маньчжурской династии. Остается лишь подготовить революционный взрыв в одном из районов Китая, и это вызовет общенациональное выступление против цинской деспотии. По этой причине участники «Объединенного союза» сосредоточи­лись на подготовке антиправительственных выступлений, стре­мясь, как и прежде, привлечь к этому тайные общества. Особое внимание уделялось пропагандистской работе среди солдат и офицеров китайской новой армии, главным образом тех ее час­тей, которые в большей степени были подготовлены к восприя­тию революционных идей.

Впоследствии Сунь Ятсен говорил, что свержению маньч­журской династии предшествовали 10 неудачных попыток ре­волюционных выступлений, предпринятых им и его сторонни­ками. После образования «Объединенного союза» его члены орга­низовали восемь восстаний, в основном в южных провинциях

Китая, закончившихся поражением. Видную роль в их органи­зации и проведении играл Хуан Син, однако в некоторых выс­туплениях непосредственно участвовал сам Сунь Ятсен. Во вре­мя шестого по счету восстания в Южной Гуанси (декабрь 1907 г.) он под пулями шел во главе шеренги революционеров, штур­мовавших укрепления г. Чжэнань-гуань, захват которого откры­вал путь в глубь провинции. Однако и на этот раз революционе­ров постигла неудача.

Наиболее мощным и хорошо подготовленным было выступ­ление в Гуанчжоу весной 1911 г. В нем приняли участие более 8 0 0 боевиков, объединенных в отряд «презревших смерть». Во главе, как всегда, стоял мужественный Хуан Син, прибывший в Гуан­чжоу в конце апреля. План, как и во время первого выступления «Союза возрождения Китая» в 1895 г., состоял в захвате отряда­ми боевиков правительственных учреждений и провозглашении революционной власти. Однако незадолго до намеченной даты восстания террорист-одиночка по собственной инициативе со­вершил покушение на командующего маньчжурскими войска­ми, и наместник распорядился ввести дополнительные меры пре­досторожности. Прибывшие в Гуанчжоу суда тщательно обыски­вались, а у солдат «новых войск», которых не без оснований подозревали в революционных настроениях, отбирали патроны и холодное оружие. Несмотря на то что часть отрядов не смогла прибыть в город, 27 апреля восстание началось. Хуан Син во гла­ве отряда бойцов атаковал и с боем взял резиденцию наместни­ка. Однако после этого революционерам пришлось вступить в кро­вопролитный бой с подоспевшим крупным отрядом правитель­ственных войск. Столкновения продолжались до глубокой ночи, Хуан Син был ранен в руку, революционерам пришлось отсту­пить. Переждав несколько дней на конспиративной квартире, Хуан Син бежал в Гонконг. «Объединенный союз» потерял в этом вы­ступлении 72 человека. Несмотря на поражение восстания в Гу­анчжоу, известие о нем широко распространилось в Китае, и это выступление сыграло свою роль в нарастании антиманьчжурских и революционных настроений.

Первая половина 1911 г. прошла под знаком углублявшегося общественного кризиса, ярким проявлением которого было дви­жение «В защиту железных дорог». В мае 1911 г. пекинское прави­тельство приняло решение о национализации строившихся же­лезнодорожных магистралей, соединявших Ханькоу (пров. Хубэй) с провинциями Сычуань и Гуандун. В результате этого решения пострадали китайские держатели акций, уже вложившие сред­ства в это предприятие. Объявив о национализации, цинское

правительство одновременно договорилось о займе у консорци­ума, предоставленного капиталами западных держав (Англия, Франция, Германия, США). Таким образом власти рассчитыва­ли поправить свое финансовое положение. Одновременно это означало фактическую передачу контроля над этим крупней­шим проектом в области национального предпринимательства иностранцам.

Действия пекинского правительства вызвали взрыв негодова­ния предпринимательских кругов провинций, участвовавших в осуществлении этого проекта. В особенности пострадали вклад­чики Сычуани, совещательный комитет по подготовке консти­туции которой возглавил движение протеста против решения правительства. Осенью 1911 г. оно переросло в вооруженные стычки с правительственными войсками, которые цинские войска уже не смогли подавить.


Литература.

1. Фицджералд Чарлз Патрик. История Китая / Л.А. Калашникова (пер.с англ.). - М. : Центрполиграф, 2005. - 459с.

2. Грэй Джон Генри. История Древнего Китая / А.Б. Вальдман (пер.с англ.). - М. : Центрполиграф, 2006. - 606с.

3. Васильев Л. С., Лапина З. Г., Меликсетов А. В., Писарев А. А. История Китая: Учебник для студ. вузов, обуч. по ист. спец. / А.В. Меликсетов (ред.) - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Московского университета, 2004. - 751с.

4. Архипов Дмитрий Борисович. Краткая всемирная история. Наукометрический анализ / РАН; Институт аналитического приборостроения. - С.Пб. : Наука, 1999. - 189с.

5. Бадак Александ Николаевич, Войнич Игорь Евгеньевич, Волчек Наталья Михайловна, Воротникова О. А., Глобус А. Всемирная история: В 24 т. / И.А. Алябьева (ред.) - Минск: Литература

Синьхайская революция в Китае стала закономерным следствием глубокого кризиса страны, который охватил ее в конце 19 - начале 20 века. Именно в это время стала очевидной необходимость серьезных и глубоких перемен в государстве, однако тогдашнее правительство не спешило с реформами, хотя некоторые шаги в данном направлении все-таки предпринимало. Самому перевороту непосредственно предшествовало мощное восстание, которое в очередной раз потрясло старую социально-экономическую и политическую систему.

Движение за реформы

Синьхайская революция в Китае, в принципе, была неизбежной, ввиду того, что империя уже давно находилась в упадке. Это наглядно показали события предшествующего столетия, в ходе которых обнаружилась слабость и неспособность государства противостоять как внутренним катаклизмам, так и внешнему натиску. Речь идет о и Эти два крупные потрясения обнаружили слабость центральной власти, но, кроме того, привели к осознанию частью интеллигенции необходимости срочных преобразований по западноевропейской модели, но с сохранением традиционных китайских традиций и устоев.

Изменения в экономике

Синьхайская революция в Китае была вызвана исторической необходимостью изменения всей общественно-политической системы. Именно за коренное обновление общества выступали сторонники направления под названием «самоусиления». Его главным идеологом был Кан Ю-Вэй. Последний критиковал императорское правительство и призывал к практическому переустройству старой системы. Это движение, в основном, охватило местные провинции, главы которых предпринимали энергичные меры для развития экономического сектора. Они проводили индустриализацию, строили заводы, развивали финансовый сектор. В этих условиях центр оставался несколько в стороне, хотя на словах и даже в некоторых случаях на деле поддерживал реформистское движение. Однако Синьхайская революция в Китае была неизбежна именно потому, что старая система маньчжурской династии изжила себя. На рубеже веков ее престиж поддерживался за счет авторитетной однако даже ее племянник Гуансю, занявший трон, но находившийся под ее опекой, был сторонником решительных перемен.

Восстание

Обстановка в стране в начале столетия обострилась из-за недовольства местного населения проникновением в государство иностранцев. В первую очередь, это касалось миссионеров, а также предпринимателей и финансовый деятелей. Жители Поднебесной считали, что западноевропейское влияние отрицательно сказывается на развитии страны. Эти настроения привели к тому, что по всей стране начались притеснения и нападения на иностранцев, что, в конце концов, вылилось в восстание ихэтуаней в

Массовое движение за сохранение национальной самобытности характеризует Китай в период пробуждения Азии. Синьхайская революция стала его наиболее ярким проявлением, однако ей предшествовало серьезное внутриполитическое потрясение всей империи. Поначалу цинское правительство колебалось, стоит ли поддерживать восстание, однако, в конце концов, встало на его сторону. По всей стране началось вытеснение иностранцев. Но ведущие западноевропейские государства быстро собрали большую армию и подавили выступление, а правительство Цыси пошло на примирение. Но это была лишь временная передышка перед новым взрывом и окончательным падением империи.

Накануне переворота

Синьхайская революция в Китае связана с именем Сун Ят-Сена, который на рубеже столетий также примыкал к реформистскому движению. Однако в период вышеописанных событий между ним и сторонниками самоусиления не было полного компромисса. Он был очень образованным человеком и был заинтересован в коренных преобразованиях у себя на родине. Здесь же следует отметить, что в десятилетие перед окончательным падением империи весьма активной стала позиция китайской молодежи, которая, получив образование по западноевропейским стандартам, стремилась к полному обновлению всей системы.

Как всегда, в годы кризисов по всей стране стали возникать общества и различные организации, который пропагандировали лозунг реформ. В этом состояло их принципиальное отличие от ихэтуаней, которые выступали не за реформы, а за устранение влияния иностранцев, что, по сути, исключало какие-либо нововведения по западноевропейскому образцу, в то время как созданный Сун Ят-Сеном союз провозглашал необходимость свержения старой династии и полного обновления всей системы.

Реформы центра

В этих условиях правительство не могло оставаться в стороне. Осознав всю серьезность реформаторского движения, оно пошло на ряд мер (но не слишком серьезных) для того, чтобы снять напряженность в обществе и продемонстрировать свою готовность к переменам. Так, например, был предпринят ряд шагов для модернизации армии, судопроизводства, была отменена традиционная система экзаменов для набора бюрократического аппарата и создана система училищ. Были возвращены из ссылки и помилованы некоторые наиболее активные сторонники политики самоусиления, которые пострадали в начале столетия (некоторые были казнены, другие подверглись опале и были высланы из страны). Кроме того, был разработан проект конституции и выдвинуто предложение о созыве парламента. Но все эти обещания звучали не совсем убедительно, и после смерти в 1908 году императрицы Цыси стала очевидной неизбежность переворота.

Подготовка и перевороту

Как уже упоминалось выше, Синьхайская революция в Китае связана с именем Сун Ят-Сена. Именно он стал ее идеологическим лидером и непосредственным организатором. Он создал союз своих сторонников, которые постепенно набирали силу по мере разрастания кризиса империи. Но самое главное, он создал идеологию будущего строя. Сун сформулировал три основных принципа, которые легли в основу его доктрины о дальнейшей судьбе Китая: «национализм» - свержение чужой, маньчжурской династии, «народовластие» - установление республиканско-демократического строя и принцип народного благосостояния. Кроме того, он создал новую организацию под названием Тунмэнхуэй, которая стала опорой всех сторонников решительных перемен. К 1911 году в империи возникла благоприятная обстановка для переворота. Крестьяне, недовольные экономическим кризисом, периодически брались за оружие. Центр, в свою очередь, принял ряд мер по ужесточению контроля над населением, что вызвало еще бо́льшее недовольство. Синьхайская революция в Китае произошла в 1911 году: она началась на юге страны и приняла широкий размах. Первоначальная попытка переворота, впрочем, провалилась, но уже к концу этого же года империя пала.

Первый этап

Большую роль в перевороте сыграла новая армия, среди которой велась активная пропаганда против империи. Но непосредственным толчком к вооруженному выступлению послужил факт национализации государством одной из крупнейших компаний по строительству железной дороги. Это вызвало бурю негодования и недовольства, особенно обостренной из-за вмешательства иностранных государств во внутренние дела страны. Синьхайской революцией в Китае назывались события, которые начались в одной из южных провинций империи Сычуань в сентябре 1911 года. Поначалу восставшие громили полицейские участки и налоговые отделения, однако после массового расстрела безоружной демонстрации в области поднялось все население, которое даже сумело захватить главный городской центр. Успех выступление во многом был обусловлен действием тайных обществ, которые в период кризиса обычно активизировались. Тем не менее, правительство ценой огромных потерь все-таки подавило мятеж, однако антиманьчжурские настроения в империи усилились.

Второй этап

Синьхайская революция в Китае, годы которой 1911-1912, продолжилась новым довольно мощным выступлением дивизии в городе Учан. Здесь также готовилось выступление, однако о нем стало заранее известно. Начались казни и аресты, тогда в наступление перешло целое военное подразделение. Это произошло в октябре 1911 года. Восставшие захватили все трехградье, сформировали собственное правительство и призвали к свержению цинской династии, а само государство было объявлено республикой.

Жители конфисковали все правительственные запасы на местах, но самое главное, сумели привлечь на свою сторону представителей новой армии, участие которой во многом и обеспечило успех бунту. Центр был серьезно напуган размахом этого движения и, вызвав из ссылки талантливого генерала правительство предложило ему подавить мятеж, однако он, будучи еще и хорошим дипломатом, отказался, так как не хотел выглядеть палачом. Тогда правительство попыталось созвать парламент и правительство, однако эти меры ни к чему не привели. Жесткие действия властей при подавлении ряда городов еще более настроили население против центра, и, в конце концов, верховная совещательная палата встала на сторону республиканцев, потребовав проведения расследования.

Третий этап

Синьхайская революция в Китае, причины которой - глубокий внутриполитический кризис и ослабление имперской власти, приобрела широкий размах после того, когда многие южные провинции примкнули к восставшим. В этих условиях центр снова попытался договориться с Шикаем. Тот потребовал взамен на свои услуги выполнения следующих условий: всеобщая амнистия, передача ему всей полноты власти, созыв парламента и кабинета министров. Пока обе стороны вели эти переговоры, вспыхнул новый мятеж в октябре того же года в Шицзячжуане, который грозил перерасти во всеобщий поход на Пекин для свержения династии. Такое развитие событий не устраивало Шикая, который мог остаться в стороне. Лишь после убийства одного из руководителей новой был временно приостановлен.

Четвертый этап

Синьхайская революция в Китае, кратко о которой следует рассказывать по ее основным периодам, развивалась стремительно во многом из-за того, что к восставшим примкнули армейские части. После вышеописанных событий в столице империи началась паника: многие представители маньчжурской знати спешно покидали страну. В это время особое значение приобрела фигура Шикая, который, по сути, отстранив от власти императора, присвоил себе полномочия верховного правителя, став премьер-министром.

Однако восстание продолжало развиваться бурными темпами. В конце октября одна за другой начали восставать части Наньянской армии. Тем временем, Шикай заручился поддержкой ряда западных держав, которые рассчитывали, что он подавит мятеж. Однако сам генерал не спешил принимать активные меры, так как, стремясь сохранить свою власть и влияние, умело лавировал между республиканцами и императорской властью. Обе стороны стремились заручиться его поддержкой, и в течение некоторого времени не переходили в открытое вооруженное противостояние, надеясь на мирное урегулирование. Шикай же запугивал императорскую семью возможностью их физического уничтожения, а республиканцам грозил подавлением восстания. Он настаивал на необходимости введения конституционной монархии, однако восставшие требовали республики, соглашаясь на то, чтобы сам генерал стал президентом. Тем временем, в империи продолжался процесс отделения от центра целого ряда провинций.

Действия Шикая

Синьхайская революция в Китае, периоды которой отличаются чрезвычайно сжатыми сроками, вступила в несколько затяжную фазу осенью 1911 года в результате проведения переговоров между новым премьер-министром, имперскими властями и республиканцами. Однако, понимая, что для укрепления своего авторитета, ему необходимо предпринять решительный шаг, он организовал карательный поход на юг для того, чтобы устрашить восставших и показать ему свою власть. Взяв Ханьян, он решил на этом остановиться, так как полный разгром республиканцев не входил в его планы, он рассчитывал и далее маневрировать между ними и имперскими силами.

После вышеописанных событий премьер-министр пошел на компромиссный вариант с мятежниками: он заключил с ними договор, согласно которому страна была поделена на две части: северную, где сохранялась монархия, и южную, где устанавливалась республика. Шикай рассматривал вместе с республиканцами возможность выдвижения своей кандидатуры на пост президента, одновременно он постепенно ограничивал власть и полномочия императорского руководства. С его подачи правительницей стала тетя императора, которая не пользовалась влиянием. Урок "Синьхайская революция в Китае" интересен тем, что показывает стремительность переворота и необратимость падения империи. Однако восставшие республиканцы так и не смогли добиться полного единства. Это особенно отчетливо проявилось во время переговоров в декабре 1911 года, когда север действовал слаженно, а юг был разобщен. В связи с тем, что переговоры с Шикаем затянулись, республиканцы передали власть Сун Ят-Сену, но с условием, что он откажется от своего поста, если с первым удастся договориться. За короткий период пребывания у власти он сумел сплотить силы юга в единое целое и создать временный сенат для управления. Тогда Шикай заявил о необходимости сохранения монархии, а юг, в свою очередь, пригрозил ему гражданской войной.

Установление республики

Итоги Синьхайской революции в Китае были чрезвычайно важны для будущей судьбы этой страны, так как она привела к свержению Это произошло в феврале 1915 года, а генерал был провозглашен президентом.

Сун Ят-Сен в интересах национального единства уступил свою власть генералу Шикаю, который на севере созвал парламент. Однако этот орган не сумел создать правительство, более того, новый правитель предпринял попытку восстановить империю, что встретило резкое противодействие в стране. Результаты Синьхайской революции в Китае по-разному оцениваются историками, многие из которых отмечают отсутствие единой программы у восставших, общей партии и слаженности действий.

Шикай в 1915 году провозгласил себя императором и торжественно короновался во дворце, объявив о необходимости реставрации старых порядков. Это привело к новой активизации республиканского юга. После Синьхайской революции в Китае изменилась внешнеполитическая ситуация страны. Одним из важнейших его последствий было отделение от государства Монголии, которая получила независимость.

На рубеже ХIХ-ХХ веков формируется революционно-демократическое движение. Его участники имели целью путем вооруженного восстания свергнуть маньчжурскую династию и провозгласить республику. Именно так, по их мнению, можно было возродить мощный и независимый Китай. Признанным лидером китайских революционных демократов стал Сунь Ятсен, который длительное время находился в эмиграции и был хорошо знаком с политическим опытом Запада. Он считал, что единственный правильный путь выхода из кризиса - сочетание традиций китайской цивилизации с нововведениями, которые пришли с Запада, и возлагал большие надежды на поддержку со стороны Японии и западных государств. В 1905 г. Сунь Ятсен и его сторонники основали в Японии революционную организацию «Объединенный союз». Его программа («три народных принципа») была разработана Сунь Ятсеном. Первый принцип звучал как «национализм» и предусматривал свержение власти маньчжурской династии и возвращение власти китайскому правительству. Второй принцип получил название «народовластие» и означал установление в стране буржуазно-демократической республики после свержения монархии. Третий принцип - «народное благосостояние» - имел в виду справедливое решение основного для Китая вопрос - аграрного. «Объединенный союз» начал подготовку антиманьчжурских восстание на юге Китая.

Синьхайская революция

10 октября 1911 началось вооруженное восстание в одном из крупнейших центров южного Китая - Учан. Это восстание положило начало новый этап национально-освободительной борьбы, который историки часто называют Синьхайской революции (1911 г. по старому китайскому календарю назывался «Синьхай»). Повстанцы выгнали маньчжурских чиновников и создали революционное правительство, который требовал отречения Цинской династии от власти и провозгласил Китайскую республику. Революционеры обратились к согражданам с призывом восстать против маньчжурского правления. Время, чтобы избежать вмешательства иностранцев, революционная власть пообещала выполнить обязательства по всем договорам, которые были подписаны императорским правительством. Страны Запада также пошли навстречу и заявили о своем нейтралитете в конфликте, углублялся.

На призыв учанських революционеров откликнулся весь Китай. На начало декабря власти маньчжуров была отменена в 15 провинциях. Пекин контролировал лишь три северные провинции Китая. В условиях обострения политического кризиса среди китайского населения наблюдался всплеск националистического экстремизма, который иногда приобретал форм геноцида против маньчжуров как народности. Императорское правительство, потеряв способность контролировать ситуацию, обратился за помощью к известному генерала Юань Шикая, китайца по происхождению. Он был назначен главнокомандующим всеми войсками, а также получил пост премьер-министра. Во избежание дальнейшего углубления политического кризиса и сохранения института императорской власти 2 ноября 1911 была принята конституция, превратившая страну в конституционную монархию.



Как опытный и умеренный политик, Юань Шикай выступал за преодоление политического наследия цинского правления, китаизации высших органов власти, национальное примирение китайцев и маньчжуров и предпочитал политическим методам преодоления конфликта. Поэтому методы против революционного Юга он сочетал с поиском путей для примирения. По его инициативе было прекращено боевые действия и начаты переговоры с революционерами. На этих переговорах не удалось договориться о сохранении монархии даже в конституционной форме, но Юань Шикай предложили пост президента республики после отречения Цинской династии.

В конце 1911 г. с многолетней эмиграции вернулся Сунь Ятсен, что укрепило позиции радикального лагеря. В Нанкине, ставший столицей Китайской республики, 29 декабря 1911 г. на конференции представителей независимых провинций Сунь Ятсена был избран временным президентом. 1 января 1912 он принес присягу и официально провозгласил Китайскую республику. Было создано ее высший временный законодательный орган - Национальное собрание, после чего судьба Цинской династии была предопределена.

При посредничестве Юань Шикая начались переговоры с императорским двором об условиях отречение от власти. 12 февраля 1912 от имени малолетнего императора был издан эдикт об отречении. Власть маньчжурской династии Цин была свергнута.



Сразу же после этого Сунь Ятсен, выполняя предварительные договоренности своего окружения, отказывается от полномочий временного президента и рекомендует на этот пост Юань Шикая, которого единогласно избрало Национальное собрание. По своей сути этот акт добровольной передачи власти стал историческим компромиссом между двумя ключевыми политическими лидерами Севера и Юга - Юань Шикай и Сунь Ятсеном. Это на некоторое время позволило избежать кровопролитной гражданской войны, прямого вмешательства иностранных государств и неизбежного раскола страны.

Республиканское правительство приняло целый ряд прогрессивных указов. Важнейшим достижением нового режима стало принятие временной конституции (10 марта 1912 г.), в которой впервые за всю историю Китая было провозглашено равенство всех граждан, право частной собственности и свобода предпринимательства, основные демократические свободы, распределение власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также предусмотрено создание постоянно действующего парламента. Столицей Китайской республики по требованию Сунь Ятсена должен стать Нанкин. Но Юань Шикай отказался переезжать туда и его инаугурация состоялась в Пекине, который вскоре был провозглашен столицей.

Готовясь к парламентским выборам и стремясь консолидации всех патриотических сил, способных отстоять республиканский строй, в августе 1912 г. Сунь Ятсен со своими единомышленниками основал новую партию Гоминьдан (Национальная партия). На парламентских выборах Гоминьдан достиг значительных успехов и потребовал создания «ответственного партийного правительства».

Но Юань Шикай не собирался делиться властью и прибегнул к репрессивным действиям. По его тайному приказу был убит гоминьданьський кандидат на пост премьер-министра. Чтобы добиться укрепления своих вооруженных сил, в апреле 1913 г. без согласования с парламентом Юань Шикай принял большую иностранную заем. Эта акция получила большого политического резонанса. Гоминьдан призвал народ к вооруженной борьбе против режима Юань Шикая. Но массового выступления организовать не удалось, поскольку большинство китайского населения на этот призыв не откликнулась. Лишь некоторые верные Гоминьдана военные части начали военную кампанию против Юань Шикая, получившая название «вторая революция» (июль-август 1913 г.). Имея большое преимущество в вооруженных силах и материальном обеспечении, пекинское правительство подавил выступление гоминьдановцев. Сунь Ятсен и другие лидеры «второй революции» были вынуждены эмигрировать. Поражение оппозиции открыла путь Юань Шикай к диктатуре.

Таким образом, Синьхайска революция, национально-освободительная по своему характеру, исполнила главные политические задачи:

Ликвидировала правления маньчжурской аристократии и монархический режим;

Провозгласила республику западного образца - первую в то время в Азии (даже в Европе было всего лишь три республиканские правительства - во Франции, Швейцарии и Сан-Марино)

Освободила рабов и крепостных в бывших имениях императора и маньчжурской знати,

Ускорила модернизацию страны.

Однако Синьхайская революция не ликвидировала деспотию - традиционную для Китая политическую власть, - а только привела к приспособлению ее к новым историческим условиям.

Революция в Иране и Турции

Иран

К началу ХХ века Иран оставался отсталой страной, полуколонией Англии и России. Высшая власть в стране принадлежала шаху, происходивший из династии Каджаров (правила с конца XVIII века). В иранском селе, где проживало более половины населения, господствовали феодальные отношения и помещичья произвол. Через иностранную конкуренцию большая национальная промышленность не развивалась. В тяжелом положении находились ремесленники, чья продукция не выдерживала конкуренции дешевых иностранных товаров фабрично-заводского производства.

Глубокий экономический и политический кризис, который переживал Иран, засилье иностранцев, прогнивший государственный строй, невыносимые условия жизни простого народа - все это способствовало подъему народного движения в начале ХХ века. Формируется мощный лагерь оппозиции шахского режима. Причем за ограничение шахской власти выступило и мусульманское духовенство. Оно было обеспокоено посягательством шаха на доходы церкви и проникновением в страну христианства. Поэтому революционное движение в Иране развивался под идеологическим влиянием мусульманского духовенства, под знаменем ислама.

Революция 1905-1911 гг

Большое влияние на политическую ситуацию в Иране имели революционные события 1905 г., происходившие в соседней России. В декабре 1905 г. в Тегеране прошла массовая демонстрация протеста против действий власти, которая переросла в всеобщая политическая стачка. Ее главными требованиями стали введение конституции и созыва меджлиса (парламента). События в Тегеране принято считать началом иранской революции 1905-1911 гг Фактически это был конституционный движение, приобрело массовый характер.

В дальнейшем волна восстаний охватила и другие иранские города. Под давлением народного движения, приобретал размах, шах был вынужден дать обещание выполнить требования оппозиции. Но это оказалось лишь маневром реакции. Добившись прекращения массового движения в столице, шах начал массовые репрессии против его участников.

В ответ летом 1906 поднялась новая волна народного протеста. Конституционный движение приобрело большие масштабы. В этих условиях шах пошел на уступки и объявил о выборах в меджлис. Открытие меджлиса произошло в октябре 1906 г., а в декабре его депутаты утвердили первую иранскую конституцию, провозгласив тем самым страну конституционной монархией (весной 1907 г. конституция была дополнена целым рядом важных положений). Однако принята конституция почти сразу стала нарушаться правительством и его чиновниками. Поэтому революционное движение продолжало нарастать.

Сложным положением в Иране попытались воспользоваться Англия и Россия. В августе 1907 г. была подписана англо-российское соглашение о разграничении сфер влияния в Иране. Иран по этому соглашению разделялся на три части: Северный Иран (самый населенный и богатый) оставался в сфере российского влияния, Центральный был объявлен нейтральным, а Южный признавался сферой влияния Англии.

Опираясь на поддержку иностранных государств, шах Ирана Мохаммед Али (ступил на престол в 1907 г.) в июне 1908 г. совершил государственный переворот. В Тегеране было введено военное положение, меджлис распущен, действие конституции приостановлено.

Однако революционная борьба на этом не завершилась. В Тебризе - административном центре иранского Азербайджана - началось вооруженное антишахське восстания. Революционеры начали поход на Тегеран и в июне 1909 г. заняли столицу. Шах Мохаммед Али был вынужден отречься от престола в пользу своего 10-летнего сына, во времена правления которого был основан регентство. Конституция была восстановлена, был созвано второе меджлис. Новый иранский правительство состояло из умеренно-либеральных деятелей, представлявших интересы крупной торговой буржуазии и помещиков.

После некоторого ожидания в иранские события решили вмешаться иностранные государства. В 1911 г. царская Россия ввела свои войска в северные провинции Ирана, а Англия - в южные. Революционное движение было подавлено. Меджлис снова разогнали. К власти на смену умеренным либералам пришли реакционеры. Эти события завершают иранскую революцию.

Итак, революция 1905-1911 гг оказалась незавершенной. Каджарська династия сохранилась. Остались неприкосновенными привилегии феодалов. Однако главная цель революции - введение конституционных ограничений шахского режима - была достигнута. Иран стал конституционной монархией. В годы революции укрепили свои политические позиции торговая буржуазия и либеральные помещики.

Турция

На конец ХIХ века большая в прошлом Османская империя окончательно потеряла свое былое влияние на ход мировой истории, превратившись в полуколонию Запада. Европейские государства объявили Османскую империю «больным человеком Европы» и присвоили себе право решать его судьбу. Происходил фактический раздел османских территорий. Босния и Герцеговина находились под австро-венгерской оккупацией, в Тунисе хозяйничали французы, Египет захватила Англия. Формально эти территории оставались в составе Османской империи, но фактически они перешли под полный контроль иностранных государств. Используя все возможные средства, иностранный капитал занял ключевые позиции во всех сферах турецкой экономики. Это сдерживало развитие национальной промышленности, где царил мануфактурный способ производства. Практически не развивалось сельское хозяйство. Везде для обработки земли крестьяне использовали деревянную соху.