Что значит обсе? Что такое обсе: какие задачи решает, цели организации В какой стране находится обсе.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) считается крупнейшей региональной организацией. Несмотря на ее название членами этой наднациональной структуры являются государства, расположенные на европейском, американском и азиатском континентах.

Оглавление:

История создания организации, ее структура

Отправной точкой в создании ОБСЕ считают созванное по инициативе Советского Союза в 1973 году совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Его участниками стали представители 35 стран. Длительные переговоры завершились подписанием через два года «Хельсинских соглашений», которые закрепили итоги прошедшей Второй мировой войны, утвердили существующие после нее границы и фактически положили конец противостоянию между социалистическими и западными странами.

Были достигнуты договоренности о сотрудничестве в военной сфере, обеспечении экологической безопасности и соблюдении прав человека.

Длительный период времени СБСЕ носило совещательный, консультационный характер и было площадкой для переговоров между европейскими странами и СССР.

В 90-х годах прошлого века был принят ряд решений, который изменил статус этого международного органа и привел к переименованию в ОБСЕ. В настоящее время членами организации являются 57 государств.

Структура органов ОБСЕ

Кроме совещания глав государств, входящих в нее (саммит), были созданы постоянно действующие органы.

Председатель организации. Им становиться министр иностранных дел страны, которую избрали для председательства в текущем году. Такие выборы проводятся ежегодно.

Саммит. Встреча глав государств-участников организации. Проводится раз в несколько лет. Последний раз такие переговоры состоялись в 2010 году. Эти встречи дают ориентиры по деятельности ОБСЕ на следующие несколько лет.

Совет министров. Встреча министров иностранных дел стран-участниц организации, является центральным директивным органом ОБСЕ. Проводится в конце каждого года. Проходят они в стране, которая председательствует в организации.

Постоянный комитет. Находится в Вене. Совещания проводит раз в неделю. Он координирует работы организации, управляет ее повседневной деятельностью. При комитете действуют 5 вспомогательных комитетов, по одному в каждом направлении деятельности организации, подготовительный комитет и комитет по управлению финансами организации.

Форум по сотрудничеству в области безопасности . Преимущественно занимается решением вопросов по контролю за вооружениями.

Секретариат организации . Находится также в Австрии.

Парламентская ассамблея ОБСЕ . Межпарламентская организация стран-участниц. Выносит рекомендации по основным направлениям деятельности ОБСЕ, а также уполномочена осуществлять наблюдения за проведением выборов в странах-участницах организации.

БДИПЧ - бюро по демократическим институтам и правам человека. Деятельность этого органа направлена на обеспечение уважения прав и свобод личности, одним из наиболее известных направлений деятельности является наблюдение за проведением выборов.

Верховный комиссар по делам меньшинств. Основным направлением деятельности является предотвращение и мирное разрешение межэтнических конфликтов, опасности развития вооруженных столкновений на межнациональной почве.

Представитель по вопросам средств массовой информации. Следит за соблюдением свободы СМИ, безопасностью журналистов в странах-участницах организации.

Задачи и направления деятельности


Выполняемые организацией задачи можно поделить на три направления («корзины»). Это политическое и военное сотрудничество, принятие решений в области экономической и экологической безопасности и обеспечение соблюдения прав и свобод личности.

Военно-политическое сотрудничество выражается в принятии мер по контролю за вооружением, укреплении пограничных режимов, предотвращении и своевременном урегулировании конфликтов, содействии в восстановлении территорий после конфликтов, принятии мер по борьбе с терроризмом, повышении квалификации полицейских организаций, сокращении вооруженных сил, их реформировании, соблюдении гуманитарного законодательства и т. д.

Укрепление экономической и экологической безопасности состоит в принятии мер по предотвращению угроз для окружающей среды, помощи государствам в борьбе с коррупцией и налаживании межнациональных экономических связей.

Гуманитарное направление в деятельности ОБСЕ представлено мерами по борьбе с неравенством, защитой, декларируемых международным законодательством прав и свобод личности, искоренением дискриминации по половому, национальному, религиозному признакам, наблюдением за демократическим проведением выборов и свободой слова в СМИ и т. д.

Кроме того, ОБСЕ борется с торговлей людьми, киберпреступностью, торговлей наркотиками и оружием.

Решения ОБСЕ


Решения, принимаемые странами-участницами организации, занимают отдельное положение в системе международных актов.
Они являются в большей степени политическими, а не правовыми (договорными) нормами. Их соблюдение не становиться обязательным для государств, а нарушение не несет за собой практически никаких мер ответственности для нарушителя.

Еще одной проблемой при принятии какого-либо решения в этой организации становиться принцип соглашения всех участников. Все страны-участницы ОБСЕ имеют равный статус и «вето», наложенное хотя бы одним из участников приводит к отклонению документа.

Кроме того, в последнее время в адрес организации все чаще звучат обвинения в применении двойственных стандартов при принятии мер политического или экономического характера.

В настоящее время ОБСЕ является крупнейшей межрегиональной организацией в мире. Ее влияние распространяется не только на европейский континент, но и на другие регионы. Организация предпринимает различные шаги по укреплению международного сотрудничества, обеспечению безопасности и предотвращению преступлений против личности.

Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ

В рамках деятельности по урегулированию имеющихся в мире конфликтов ОБСЕ создала Специальную мониторинговую миссию в государстве, находящемся в тяжелом положении – Украине, в качестве ответной реакции на обращение украинского правительства. Она начала работать в марте 2014 года и на сегодняшний день функционирует во всех регионах страны.

Цель специальной мониторинговой миссии

Цель данной мирной гражданской миссии – в беспристрастном, непрерывном и объективном наблюдении за сложившейся украинской ситуацией, способствовании диалога между конфликтными сторонами, а также систематической отчетности на основании полученных сведений.

Членами миссии являются безоружные гражданские наблюдатели, сотрудники стран, являющихся членами ОБСЕ и украинские специалисты. Возглавляет СММ турецкий посол Эртурул Апакан, назначенный на эту должность в 14 году председателем Организации и имеющий богатый дипломатический опыт. Его первым заместителем является швейцарский юрист Александр Хуг, вторым – профессиональный дипломат из Словении, Алешка Симкич.

В период своего пребывания в Украине миссия:

  • содействует спаду напряженности;
  • оказывает содействие в установлении мира и стабильности;

История создания ОБСЕ берет свое начало с подписания 1 августа 1975г. 33 государствами Европы, а также США и Канадой в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Этот документ, выработанный на основе интенсивных трехлетних консультаций, получил название «10 заповедей разрядки».

«Заповеди» включали в себя положения об уважении суверенитета, нерушимости границ, отказа от использования силы при решении конфликтов, признание территориальной целостности и права народов на самоопределение, невмешательство одних стран во внутренние дела других, уважение прав человека и свобод, сотрудничество между государствами и соблюдение международных законов.

С тех пор процесс разрядки и выработки общего направления для решения проблем континента медленно развивался, что выразилось в проведении ряда встреч представителей государств-участников хельсинского совещания. Было очевидно, механизм, разработанный на основе «10 заповедей», подписанных странами, подходил для этого больше, чем военные блоки. После объединения Германии, распада СССР и роспуска Организации Варшавского Договора в Европе и США развернулась широкая дискуссия по проблеме строительства новой системы безопасности. Прорабатывались различные сценарии ее развития с учетом того, что на первый план выходили вопросы экономики, экологии, демократии, культуры, информации, а военно-политические категории, казалось, переставали играть лидирующую роль. Таким образом, 5-6 декабря 1994г. на Будапештском саммите было принято решение преобразовать с 1 января 1995г. СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) со своим уставом и юридическо-правовой базой. ОБСЕ стала первой всеобъемлющей организацией, сфокусированной на общеевропейском процессе (в отличие от ЕС и НАТО, которые остаются «полюсом притяжения») и действительно со временем может стать форумом общеевропейского диалога и сотрудничества. В 1995-1996г.г. были разработаны сценарии «трех концентрических кругов», согласно которому предполагалось тесное взаимодействие «малого круга» ЗЕС со «средним кругом» НАТО и «большим кругом» ОБСЕ. При этом сценарии, говорящие о возвращении к политике баланса сил вместо интеграционных подходов в разрешении вопросов безопасности, подвергались критике. Особо говорилось о России, о ее роли в новой европейской системе. Так Геншер, бывший министр иностранных дел ФРГ, говорил: «Западу нужна сильная Россия как партнер в деле европейского строительства... В более общем плане речь идет об изменении всей Европы, а вовсе не о присоединении Востока к Западу континента» [Пархалина Т. О новой архитектуре безопасности в Европе// Мировая экономика и международные отношения. № 12, 1999.]

На саммитах ОБСЕ велись дискуссии о создании модели безопасности для следующего столетия, но разработка ее так и осталась в начальной фазе. Участники сходились во мнении о том, что «необходимо глобальное видение проблем безопасности, новых вызовов и рисков, с которыми сталкивается Европа». [Фридмен Л. Силовой потенциал и вакуум безопасности в Европе// Мировая экономика и международные отношения. № 2, 1995.]

ОБСЕ рассматривалась как основа новой архитектуры европейской безопасности как организация, уже накопившая определенный опыт по четырем направлениям деятельности - раннее предупреждение кризисных ситуаций, превентивные действия с целью не допустить трансформации кризисных ситуаций в конфликты, урегулирование кризисов, постконфликтная реабилитация (как в случае с Боснией и Герцеговиной). В Чечне ОБСЕ проявила способность действовать как посредническая нейтральная сторона. Рассматривались возможности ОБСЕ в сфере контроля над вооружениями и разоружением, роль ее в сфере экономического и культурного сотрудничества, защите прав человека. Но исследователи полагали, что организация не обладает достаточными финансовыми, институциональными и организационными возможностями для предоставления ее участникам надежных гарантий безопасности против угроз всех типов:

«Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, например, охватывает все государства, но лишено способности принятия действительно эффективных решений» [Пархалина Т. О новой архитектуре безопасности в Европе// Мировая экономика и международные отношения. № 12, 1999.]

«... а может ли вообще одна организация обеспечить эти гарантии и быть доминирующим элементом в новой системе? На мой взгляд, ответ однозначен - нет, не может». [Создание новой системы европейской безопасности и роль международных организаций. М.,1996.]

Тем не менее, почему же процесс становления ОБСЕ как всеобъемлющей организации безопасности столь важен для Европы?

Во-первых, для реализации новой концепции безопасности нужны отправные точки - общие для всех. В принципах ОБСЕ это - демократия, обеспечение прав человека, верховенство закона, рыночная экономика, социальная справедливость и ответственность за сохранение окружающей среды - понятия, не встречающие возражений практически во всех странах-участницах.

Во-вторых, основа ОБСЕ - равноправие для всех государств-участников, что ставит в равное положение все страны, не принимая во внимание уровень их экономическо-социального развития, и открывает двери для широкого диалога по различным, в том числе и экономическим проблемам.

В-третьих, военные союзы не могут обеспечить всеобъемлющую безопасность, так как объединяют военный потенциал государств, чтобы противостоять общему противнику. Потенциальный противник, в свою очередь, ищет союзников для противостояния, что не способствует укреплению доверия между большими группами государств. Сообщества же берут за основу общие ценности и своей активностью способствуют вниканию стран в интересы друг друга, созданию «прозрачности» и доверия. Но: поскольку сообщества целиком полагаются на невоенные средства, они «не в состоянии противостоять преднамеренной агрессии. Они бессильны, когда образование сообществ терпит крах и вспыхивает война».

В-четвертых, ОБСЕ единственная реальная общеевропейская организация безопасности. В период после 1990г. она обзавелась рядом новых органов, делающих ее дееспособной и за рамками организации. К ним относятся -Постоянный совет, Бюро по демократическим институтам и правам человека в Варшаве, Верховный комиссар по делам национальных меньшинств и Центр по предотвращению конфликтов. Кроме того, она послала миссии наблюдателей почти во все очаги конфликтов в Восточной Европе в целях выяснения на месте ситуации и возможностей мирного урегулирования конфликтов. К тому же ОБСЕ включена в качестве «регионального соглашения», в соответствии с гл. VIII Устава ООН, в глобальную систему коллективной безопасности. Правда, пока все это оказалось неэффективным.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) функционирует с 1 января 1995 г.

Целями ОБСЕ являются:

  1. содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению длительного мира;
  2. поддержка разрядки международной напряженности;
  3. признание неделимости европейской безопасности, а также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами-членами;
  4. признание тесной взаимосвязанности мира и безопасности в Европе и во всем мире;
  5. вклад в соблюдение прав человека , экономический и социальный прогресс и благосостояние всех народов.

Главным органом ОБСЕ является Совещание глав государств и правительств . Каждые два года оно собирается на сессию. ОБСЕ состоит из представителей парламентов стран, подписавших Хельсинкский акт 1975 г. и Парижскую хартию 1990 г. Парламентская ассамблея обсуждает вопросы, поднятые на встречах Совета министров и на встречах на высшем уровне государств-членов ОБСЕ; разрабатывает и содействует осуществлению механизмов по предупреждению и разрешению конфликтов; оказывает поддержку укреплению и консолидации демократических институтов в государствах – участниках ОБСЕ.

Органами ОБСЕ являются Совет, Комитет старших должностных лиц, секретариат, центр по предотвращению конфликтов и др. Совет, состоящий из министров иностранных дел государств-участников, является центральным форумом для проведения регулярных консультаций в рамках процесса ОБСЕ, Совет рассматривает вопросы, имеющие отношение к ОБСЕ, и принимает соответствующие решения. Он занимается подготовкой встреч глав государств и правительств государств-участников и выполняет определенные на этих встречах задачи и принятые на них решения, проводит свои заседания регулярно, не реже одного раза в год.

Комитет старших должностных лиц подготавливает заседания Совета, выполняет его решения, проводит обзор текущих проблем и рассматривает вопросы будущей работы ОБСЕ, в том числе вопросы его отношений с другими международными форумами. Заседания Комитета проводятся в месте расположения Секретариата в г. Праге.

Секретариат ОБСЕ обеспечивает административное обслуживание заседаний Совета и Комитета старших должностных лиц. Он ведет архив с документацией ОБСЕ и распространяет документы по просьбе государств-участников. Секретариат состоит из четырех департаментов и административно-технического персонала. Генеральный секретарь назначается Советом министров на 3 года.

Центр по предотвращению конфликтов оказывает Совету содействие в деле уменьшения опасности возникновения конфликтов. Система мирного урегулирования ОБСЕ складывается из следующих четырех элементов: механизма ОБСЕ по урегулированию споров (принят в Валлетте в 1991 г.), Конвенции по примирению и арбитражу (принята в Стокгольме в 1992 г.), Комиссии ОБСЕ по примирению (положение принято в Стокгольме в 1992 г.) и Положения о директивном примирении (принято в Стокгольме в 1992 г.). Членами ОБСЕ являются 53 государства, в том числе Россия.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) (Organization for Security and Co-operation in Europe (OSCE) - международное региональное политическое объединение 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки на основе общих целей и принципов безопасности и сотрудничества. Образована в 1975 году в форме Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).

ОБСЕ действует на основе концепции общей и всеобъемлющей безопасности, объединяющей три измерения - военно_политическое, экономическое, экологическое и гуманитарное; руководствуется принципами равного партнерства, солидарности и транспарентности. Все государства-участники имеют равный статус.

Высшим органом ОБСЕ являются саммиты, которые проводятся по договоренности государств, как правило, один раз в два-три года, в зависимости от требований международной политической конъюнктуры. В годы, когда саммиты не проводятся, собираются заседания Совета министров иностранных дел (СМИД).

Целями ОБСЕ объявлены:

  • -обеспечение мира и безопасности в Европе;
  • -поддержание разрядки международной напряженности;
  • -обеспечение соблюдения прав человека;
  • -соблюдение в отношениях между странами принципов международного права.

Основные задачи - это предотвращение и урегулирование конфликтов в государствах-членах ОБСЕ, а также предоставление информации о кризисных ситуациях.

СТРУКТУРА:

Постоянный Совет ОБСЕ - главный исполнительный орган организации, состоящий из представителей стран-участниц. Совет собирается еженедельно в конгресс-центре "Хофбург" в Вене для обсуждения текущих вопросов и принятия необходимых решений.

Парламентскую Ассамблею ОБСЕ составляют 300 депутатов-представителей законодательной власти стран, входящих в ОБСЕ. Основная роль Ассамблеи - парламентский контроль и вовлечение европейских депутатов в деятельность ОБСЕ.

Бюро по демократическим институтам и правам человека занимается мониторингом соблюдений прав человека, базовых демократических свобод в странах-участницах. Кроме того, Бюро занимается развитием демографических институтов на территории, подответственной ОБСЕ.

Отслеживанием ситуации со СМИ в странах ОБСЕ занимается Представитель по вопросам свободы средств массовой информации. Он же выносит первое предупреждение правительствам тех государств, где замечены нарушения свободы слова.

Бюро Верховного комиссара по делам нацменьшинств ответственно за ранее предупреждение конфликтов на этнической почве, которые ставят под угрозу стабильность и мирные отношения между странами-участницами ОБСЕ.

Особое место в структуре ОБСЕ отведено Мерам по укреплению доверия и безопасности. При создании этой программы преследовалась цель ослабления напряженности в отношениях и укрепление взаимного доверия в Европе.

Для разрешения конфликтов и споров между членами ОБСЕ, подписавшими Конвенцию по примирению и арбитражу, создан Суд, находящийся в Женеве

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) функционирует с 1 января 1995 г.
Целями ОБСЕ являются:

1) содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению длительного мира;

2) поддержка разрядки международной напряженности;

3) признание неделимости европейской безопасности, а также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами-членами;

4) признание тесной взаимосвязанности мира и безопасности в Европе и во всем мире;

5) вклад в соблюдение прав человека, экономический и социальный прогресс и благосостояние всех народов.

Главным органом ОБСЕ является Совещание глав государств и правительств. Каждые два года оно собирается на сессию. ОБСЕ состоит из представителей парламентов стран, подписавших Хельсинкский акт 1975 г. и Парижскую хартию 1990 г. Парламентская ассамблея обсуждает вопросы, поднятые на встречах Совета министров и на встречах на высшем уровне государств-членов ОБСЕ; разрабатывает и содействует осуществлению механизмов по предупреждению и разрешению конфликтов; оказывает поддержку укреплению и консолидации демократических институтов в государствах – участниках ОБСЕ.

Органами ОБСЕ являются Совет, Комитет старших должностных лиц, секретариат, центр по предотвращению конфликтов и др. Совет, состоящий из министров иностранных дел государств-участников, является центральным форумом для проведения регулярных консультаций в рамках процесса ОБСЕ, Совет рассматривает вопросы, имеющие отношение к ОБСЕ, и принимает соответствующие решения. Он занимается подготовкой встреч глав государств и правительств государств-участников и выполняет определенные на этих встречах задачи и принятые на них решения, проводит свои заседания регулярно, не реже одного раза в год.

Комитет старших должностных лиц подготавливает заседания Совета, выполняет его решения, проводит обзор текущих проблем и рассматривает вопросы будущей работы ОБСЕ, в том числе вопросы его отношений с другими международными форумами. Заседания Комитета проводятся в месте расположения Секретариата в г. Праге.

Секретариат ОБСЕ обеспечивает административное обслуживание заседаний Совета и Комитета старших должностных лиц. Он ведет архив с документацией ОБСЕ и распространяет документы по просьбе государств-участников. Секретариат состоит из четырех департаментов и административно-технического персонала. Генеральный секретарь назначается Советом министров на 3 года.

Центр по предотвращению конфликтов оказывает Совету содействие в деле уменьшения опасности возникновения конфликтов. Система мирного урегулирования ОБСЕ складывается из следующих четырех элементов: механизма ОБСЕ по урегулированию споров (принят в Валлетте в 1991 г.), Конвенции по примирению и арбитражу (принята в Стокгольме в 1992 г.), Комиссии ОБСЕ по примирению (положение принято в Стокгольме в 1992 г.) и Положения о директивном примирении (принято в Стокгольме в 1992 г.). Членами ОБСЕ являются 53 государства, в том числе Россия.