Сочинение по рассказу Оскара Уайльда «Звёздный мальчик. Проблема соотношения красоты внешней и внутренней на примере сказки мальчик-звезда Финальная «шпилька» от Оскара Уайльда

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Урок подготовила

Учитель нач. классов МОУ «Гимназия № 5» г. Саратова

Чечуевская В.Ю.

Предмет

Литературное чтение

Класс

4 класс

Тип урока

Урок внеклассного чтения.

Тема

Истинная красота человека.

Литературно –художественный анализ сказки Оскара Уайльда «Мальчик-звезда».

Цели урока

Образовательные:

Знакомство учащихся со сказкой писателя;

Обучение навыкам анализа художественного произведения;

Раскрытие идейно-образного содержание сказки; поиски ответа на вопрос: в чём, по мысли автора, заключается подлинная красота человека;

Выявление нравственных уроков произведения.

Развивающие:

Развитие речевой деятельности, памяти, эмоционально-образного и аналитического мышления.

Воспитательные:

Привитие интереса к книге, чтению;

Осознание того, что истинная красота человека невозможна без доброты, любви к людям, без ответственности за свои поступки;

Создание условий для познания себя и своего характера.

УУД

Личностные:

Формировать у учащихся:

интерес к содержанию и форме художественного произведения;

интерес к творческой деятельности на основе литературного произведения;

эмоциональное отношение к поступкам литературных героев;

способность осознавать такие нравственные понятия и моральные нормы как: взаимопомощь, милосердие, любовь.

Обучающийся получит возможность для формирования:

основ моральной самооценки, ориентации на моральные нормы и их выполнение;

ориентации в системе личностных смыслов;

понятия об ответственности человека за себя и близких, о внимании, заботе, о высоком чувстве любви;

понимания чувств других людей, сопереживания и помощи им, этических чувств – вины, совести как основы морального поведения .

Регулятивные:

Обучающийся научится:

ориентироваться в принятой системе учебных знаков;

принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.;

выполнять учебные действия в устной, письменной речи;

самостоятельно работать с учебником;

соотносить внешнюю оценку и самооценку.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия окружающих .

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

Выражать свои мысли в устной и письменной форме, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии задачей высказывания;

проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

участвовать в учебном диалоге;

принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих.

Обучающийся получит возможность

научиться:

использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений;

- учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы;

проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;

Познавательные:

Обучающийся научится:

произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

формулировать выводы;

искать информацию, представлять найденную информацию;

обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей .

Планируемые результаты

Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека - в красоте его внутреннего мира и благородстве души.

Побудить задуматься об ответственности человека за свои слова и поступки.

Ресурсы: основные и дополнительные

В.А. Лазарева Хрестоматия 4 класс, мультимедийная презентация, отрывок из альбома Вивальди «Времена года», аудио запись отрывка из спектакля «Звёздный мальчик» (1957 г.), карточки с заданиями для групповой работы, памятки по написанию синквейнов, музыкальный клип на песню «Дорога добра»

Ход урока.

I . Организация начала урока.

Инсценировка

Автор: Была зимняя звездная ночь, стоял лютый мороз. И на земле, и на деревьях лежал толстый снежный покров. Вдруг прекрасная и необычайная яркая звезда упала с неба. Лесорубы припустились бежать. И что же они увидели?!..

На белом снегу лежало что-то, сверкающее как золото! Но увы! В складках плаща не было ни серебра, ни золота. Они увидели спящее дитя. Один из лесорубов взял дитя на руки и сказал: “Нельзя совершать злое дело – оставить дитя замерзнуть. Хотя я и беден, и у меня много ртов, я возьму его домой. Моя жена позаботится о нем.”

Лесоруб: Я нашел кое-что в лесу и принес тебе, чтобы ты позаботилась о нем.

Жена: Что же это такое? Покажи скорее, ведь у нас в доме пусто.

Лесоруб: (распахивает плащ): Вот!

Жена: Увы! Разве у нас нет собственных детей! Что это тебе понадобилось брать подкидыша.

Лесоруб: Ты послушай, ведь это Дитя-звезда.

Жена: Наши дети сидят без хлеба, а мы будем кормить чужого ребенка. А кто о нас позаботится? Кто нам даст поесть?

Лесоруб: Но ведь господь заботится даже о воробьях и дает им пропитание.

Жена: А мало воробьев гибнет от холода? Почему не затворишь дверь? Смотри, какой студеный ветер, я замерзла.

Лесоруб: В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа.

Жена подходит и берет ребенка.

II . Актуализация субъективного опыта учащихся

Знакомство с эпиграфом:

«Есть много людей с красивой внешностью,

которым, однако, нечем похвастаться внутри».

(Джеймс Фенимор Купер)

Учитель:

Ребята, как вы понимаете это высказывание? Что хотел сказать Дж.Ф.Купер?

О чем, значит, мы сегодня поговорим? Какие вопросы вы могли бы предложить для обсуждения?

(В чём истинная красота человека? Что должна нести миру красота? Должен ли человек нести ответственность за свои слова и поступки? Может ли человек с каменным сердцем измениться к лучшему?).

Ответы на эти сложные вопрос поможет нам найти сказка английского писателя О.Уайльда «Мальчик-звезда».

III . Получение новых знаний

Рассказ учителя о жизни и творчестве писателя

Посмотрите на портрет писателя. Привлекательный, всегда по моде одетый молодой человек.

Родился Оскар Уайльд в 1854 году в Дублине, в семье известного ирландского хирурга и англичанки-поэтессы. Он получил хорошее образование. Учился в Дублинском колледже, в 1879 году окончил Оксфордский университет, путешествовал по Италии и Греции.

Был признанным законодателем мод, но главным его достоинством было умение вести беседу. Он стремился блистать и удивлять общество. Весь аристократический Лондон подражал Уайльду. Старались одеваться так, как Уайльд, повторяли его остроты. С ним много и охотно общались различные люди, его внимательно слушали и говорили, что у него «золотой» язык и необычайное чувство коммуникабельности, магическое умение слушать собеседника.

Он говорил… Он рассказывал десятки сказок и весёлых историй.

IV . Организация деятельности обучающихся по созданию «нового знания».

Первичная проверка понимания изученного.

Учитель: Чтобы проанализировать сказку, надо вспомнить её содержание. Перед вами план сказки.

Работа в группах :

Задание: Расставьте предложения в правильной последовательности.

1. Появление Дитя-звезды в семье лесоруба. 2. Бессердечное отношение Мальчика-звезды ко всем окружающим. 3. Встреча с нищенкой. 4. Наказание за жестокость и эгоизм. 5. В поисках матери. 6. В плену у волшебника. 7. Вознаграждение за любовь, доброту и милосердие.

V . Применение изученного материала. Обобщение и систематизация.

Анализ сказки.

Учитель:

Каждое литературное произведение Оскара Уайльда – загадка. Разгадывание этих загадок - увлекательнейшее занятие для внимательного читателя, тем более, если мы не проходим мимо подсказок, которые автор даёт нам в своём тексте. Иногда отгадка хранится в названии произведения. Оскар Уайльд назвал свою сказку «Мальчик-звезда».

Что вы можете сказать о лексическом значении слова «звезда»? (звезда на небе, звезда – человек с выдающимися способностями, знаменитость, и в одном и в другом случае звезда – что-то удивительное, необычайное, недосягаемое)

- Вспомните, что вы испытываете, когда смотрите на ночное звёздное небо. Подберите эпитеты к слову звезда, в значении небесное светило. Какая звезда?

Что могло означать сочетание слов «мальчик» и «звезда»? (Необычайно прекрасный)

Само появление мальчика указывает на его исключительность.

Давайте вспомним, как Мальчик-звезда попал к людям? (дети рассказывают, как лесорубы находят ребенка).

Почему один из лесорубов взял ребёнка, хотя сам был беден? Найдите в сказке ответ и прочитайте… (нельзя совершать зло)

- Как повёл себя другой? (жизнь лесорубов одинаково тяжела, но поступают они по-разному)

О чём говорят эти поступки?

Почему жена Лесоруба не хотела брать в дом этого ребёнка?

Почему в доме появился злой ветер? (здесь живут люди с «каменными сердцами»)

Как вы понимаете выражение «каменное сердце»? (жестокое, злое, так говорят про бессердечных людей)

Чем закончился конфликт Лесоруба с женой, и какие качества они проявили? (они оставили ребёнка у себя и проявили мудрость, доброту)

Итак, мальчик стал жить в семье Лесоруба.

Редкая красота Звёздного мальчика отличала его ото всех людей в посёлке. Найдите портрет мальчика.

С каждым годом он становился всё красивее и красивее, и жители селения дивились его красоте, ибо все они были смуглые и черноволосые, а у него лицо было белое и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса , а губы – как лепестки алой розы , и глаза – как фиалки , отражённые в прозрачной воде ручья. И он был строен, как цветок, выросший в густой траве, где не ступала нога косца.

- Но почему именно с нарциссом, розой и фиалкой сравнивает красоту мальчика автор?

Его внешняя красота соответствовала поведению? Докажите. Откуда это видно? (он вырос жестоким и бессердечным.)

Что принесла красота мальчика семье лесоруба и их селению? (Она принесла только зло т.к. у мальчика- звезды холодная, бездушная, бессердечная красота.)

Да, он был высокомерен и жесток. А как к нему относятся сверстники? (подражают ему)

Стал бы герой таким, если бы сверстники не повиновались ему, не поддерживали во всем? (Мальчик- звезда вел себя так, потому что чувствовал одобрение и поддержку сверстников и хотел утвердить свое превосходство над ними.)

Красота - это сокровище. Но распорядиться ей, как и любым сокровищем, можно по-разному. Важно, чтобы красота несла миру, людям свет, тепло, а не эгоизм, зло и жестокость.

Но посмотрите, как притягательна эта красота, как тянутся к ней дети. Они восхищаются своим кумиром.

А вам он нравится? Почему? (он злой, жестокий, бесчувственный, грубый, высокомерный. Мальчик живёт среди людей, но презирает их, считая себя выше всех, думая, что все должны восхищаться и любоваться им.)

- Какие поступки мальчика показались вам особенно жестокими и бесчеловечными? Почему?

В какой момент сказки вновь появляется фраза о каменном сердце? (мальчик кидает камень в женщину, а она оказывается его матерью)

Фрагмент спектакля «Звёздный мальчик» (встреча с матерью)

Почему Мальчик так себя ведёт? (ценит только свою красоту, считает себя необыкновенным и стесняется бедной матери)

Как он был за это наказан? (стал уродлив)

Учитель: Слова главного героя звучат гневно, презрительно, «он наглухо затворил своё сердце». Последняя его реплика о гадкой жабе становится роковой для него самого. Оскорбление, нанесённое матери, возвращается к Мальчику-звезде, теперь он сам похож на гадкую жабу. Найдите описание внешности мальчика.

Да, он обижал всех, и теперь люди и звери платят ему тем же.

Теперь ему приходится скитаться, мучиться, страдать, в него бросают камни; он просит кусок хлеба, а ему не дают; замерзает от непогоды, ночует под деревом .

Что изменилось в характере Мальчика после этих страданий? (он стал добрым, сердечным, уважительным, щедрым)

Почему к нему вернулась красота, и чем она отличается от прежней?

(В его глазах появилось что-то новое – мягкое, сердечное, страдания сделали его добрым, благородным, уважительным, скромным. Такая душа и сделала его красивым, настоящей яркой звездой).

Не случайно говорят, что глаза – зеркало души. Именно в этот момент и происходит его вторая встреча с матерью. Вспомните эту встречу.

Как вы относитесь к Мальчику сейчас и почему? Изменился ли он?

VI . Коррекция полученных знаний.

Учитель: Ответила ли нам сказка Уайльда на вопрос, в чём же заключается истинная красота человека? В чём же она заключается? (Сочетание внешности человека с его внутренним миром, прекрасные поступки, теплое сердце. Вот что может изменить мир к лучшему).
Вывод: Человек, конечно, может быть внешне очень красивым, но это не главное. Главное, каков его внутренний мир. Доброта, порядочность, вежливость, ум, милосердие – вот критерии истинной красоты.

VIII . Рефлексия.

Учитель: Работа в группах.

Задание: Составьте портретную характеристику мальчика: каким он был до встречи с матерью, и каким стал после того, как прогнал её? (записать на листочках черты характера).
- Прочитаем, какими качествами обладал Мальчик-звезда в нашей сказке?

А теперь в озьмите карандаш и подчеркните в своем списке, какие бы положительные качества вы хотели бы в себе развить и от каких отрицательных бы избавились. Прочитайте.

Вот это и есть основные качества звезды. Чтобы стать звездой, нужно обладать этими качествами.

В качестве итога нашей с вами работы я бы хотела предложить вам составить синквейны на следующие темы Звезда, Счастье, Добро, Любовь. Работать будем в группах.

VII . Подведение итогов урока.

Каждый из вас получил свой моральный урок из этой сказки. Какой?

Какие выводы вы сделали для себя на уроке?

Мы проследили, как на протяжении всей сказки меняется жизнь мальчика. В конце сказки он становится звездой в лучшем смысле этого слова. Красота лица стала красотой его души.

Мы пришли к выводу, что по-настоящему красивому человеку присуще такие качества, как доброта, милосердие, умение сострадать и любить.

Дорогие мои ребята, вы такие замечательные, умные и красивые, я очень хочу, чтобы ваша красота приносила миру только свет и тепло.

Я хотела бы, чтобы вы откликались на чужую боль, чтобы ваши сердца никогда не стали каменными.

Чтобы вы были по-настоящему красивыми… Вот что может изменить мир к лучшему.

Просмотр клипа «Дорога добра»

страница 1
Интегрированный урок литературы и самопознания.
Герасимова О.Ю.

Затобольская школа-гимназия

Костанайской области
Тема: О. Уайльд «Мальчик - звезда». Красота человека.

Цели: Продолжить изучение культурного и нравственного наследия английского писателя Оскара Уайльда, обучать навыкам анализа художественного произведения, способствовать осознанию и осмыслению идейного содержания сказки.

Развивать все виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо) через выборочное чтение, пересказ, инсценировку, ролевое чтение, участие в дискуссии, развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление.

Воспитывать культуру речи, доброту, внимательное отношение к матери, уважительное отношение к чужому мнению, поощрять творчество. Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота невозможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки.

Тип урока: урок закрепления и обобщения ЗУНов.

Вид урока: урок нравственности.

Оборудование: видеофрагменты фильма «Сказка о звёздном мальчике», презентация урока, литературные термины для словаря: пейзаж, портрет, характеристика героя, деформированный план сказки, реквизит для инсценировки, портреты, нарисованные детьми, звёздочки для диагностики, конфеты в золотой обёртке, сердечки из картона, клип «От сердца к сердцу» - мамы учеников и учителей.

План урока:

Введение и актуализация темы. Видеофрагмент.

Подготовительный этап.

Лексическая работа со словом «звезда». Группы.

Цели урока.

Смысловой и идейный анализ произведения. Проекты в группах.

Тема «Холод – мир зла»

Тема «Красивый человек»

Тема «Ледяное сердце»

Тест «Подарки от героев сказки»

Тема « Главное – понять другого»

Творческая работа «Желание»

«От сердца к сердцу» Клип.


Ход урока.

Введение в тему. Актуализация темы.

Видеофрагмент №1.

Подготовительный этап.

Лексическая работа.

О каком человеке без сердца идёт речь?

Как вы думаете, почему Оскар Уайльд дал мальчику такое странное имя?

(Знаменитость, небесное светило, украшение, ориентир)

Цель урока.

Определить значение имени мальчика по ходу сказки.

Проверка знаний содержания произведения. План.

Чтобы проанализировать сказку, надо вспомнить её содержание. Я предлагаю вам расставить части деформированного плана по порядку (в группах)

План.

Появление Дитя-звезды.

Бессердечное отношение Мальчика-звезды ко всем окружающим.

Встреча с нищенкой-матерью.

Наказание за жестокость и эгоизм.

В поисках матери.

Уроки милосердия и доброты.

В плену у волшебника.

Вознаграждение.

Смысловой и идейный анализ произведения. Презентация работы в группах.

Каждая группа выбрала себе тему для анализа и использовала всевозможные приёмы и способы для объяснения, режиссёры – постановщики составили план выступления и подготовили группу, как у них это получилось, посмотрим.

Группа. Тема «Холод – мир зла»

Вот такой мы увидели природу во время появления на земле Мальчика – звезды - рисунок. Автор использует пейзаж для описания природы. Пейзаж чтение отрывка . Природа предупреждала о появлении зла – человека с ледяным сердцем – лесоруб не хотел взять мальчика, жена не хотела приютить младенца, сам мальчик - это зло.

Инсценировка.


- Наконец –то. Я так волновалась. На дворе лютый холод.

Лесоруб:


- Я нашёл кое – что в лесу и принёс тебе, чтобы ты позаботилась о нём.
- Что же это такое? Покажи скорее, ведь у нас в доме пусто и мы во многом нуждаемся.

Господи, разве у нас нет своих детей? Что это тебе понадобилось брать к нашему очагу подкидыша? А вдруг он принесёт нам несчастье? И как за ним ухаживать?

Да, ты, послушай. Это Дитя – звезда.

Наши дети сидят без хлеба, а мы будем кормить чужого ребёнка? А кто позаботится о нас? Кто даст нам пищу?

Лесоруб:

Но ведь господь заботится даже о воробьях и даёт им пищу.

Да, но мало ли их погибает зимой от голода? Затвори двери! Смотри, какой студёный ветер, я замёрзла.

Лесоруб:

В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа.

(Взяла ребёнка из рук мужа, поцеловала его и наклонила голову к мужу, Лесоруб обнял жену)

Вывод. Мы считаем, что основная мысль всей сказки находится именно в начале сказки: «В доме, в классе, в посёлке или в стране, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа - зло».

Группа. Тема «Красивый человек»

Предлагаем вам портрет Мальчика – звезды. Чтение отрывка произведения. Автор использует сравнения….., эпитеты……, метафоры – глаза, отражённые в воде. Мальчик-звезда. сравнивается с цветами: роза – красивая, но с острыми шипами, нарцисс – гордый себялюбивый, фиалка – капризная. Характеристика героя – Он рос вместе с детьми Лесоруба, ел с ними за одним столом, играл. Его ничем не отличали от других, принимали как родного. Уважительно к нему относились. Но он рос себялюбивым, гордым, жестоким. Он был околдован своей красотой, ничего не замечал вокруг. Посмотрите фрагмент фильма.

Вот такой мы увидели мать мальчика – портрет . Чтение отрывка с. 90 Давайте посмотрим, какая она. Видеофрагмент.

Она уставшая, измученная, 10 лет ищет сына. Она по-настоящему красивый человек, сильная, смелая, она очень любит своего сына, даже такого жестокого.

Вывод: Зло и жестокость разрушают красоту, и она перестаёт быть красотой. И нам Мальчик-звезда совсем не кажется красивым, а наоборот.

Группа. Тема «Ледяное сердце»

Чтение выборочное по ролям с. 91 – 92

Мы выбрали тему «Ледяное сердце», потому что хотели выяснить, что означает это выражение. Предлагаем вам посмотреть фрагмент из фильма.

Вывод: только человек с ледяным сердцем мог отказаться от своей мамы. Он считал себя сыном звезды и не хотел быть сыном нищенки.

Тест «Подарки от героев»

Ребята, вы замечательно поработали сегодня, и герои сказки вам приготовили подарки. Возьмите, какие вам понравятся. (Конфетки в золотой яркой обёртке у Мальчика – звезды, сердечки из картона у Матери).

Ребята, ведь вы так жалели мать Звезды, сочувствовали ей, прониклись к ней симпатией, а почему же решили взять конфеты у жестокого Мальчика – звезды?

Для вас золотая обёртка конфетки ценнее, чем простое сердечко, сделанное с любовью своими руками?

Да, дети, искушение велико. Говорить красиво о любви легко, а поступать так всегда, т.е. любить – трудно. Этому надо учиться всю жизнь.

Кто хочет, может вернуть конфетку.
Группа. Тема « Главное – понять другого»

Чтение отрывка с. 93

Мы назвали свой проект « Главное – понять другого», потому что хотели выяснить, почему Мальчик-звезда так изменился и почему.

Краткий пересказ испытаний.

Вывод: именно когда Мальчик-звезда попал в беду, он понял несчастье других. Он понял, что должен сам исправить свои ошибки. Ему пришлось выдержать много испытаний, но он не струсил. Мальчик-звезда был жесток, он ошибался, но всё, что произошло с ним научило его любить. Только любовь может превратить кусочек льда в горячее человеческое сердце.

Диагностика сформированности нравственных ценностей учащихся.

Творческая работа «Желание»

Есть такая примета, когда видишь падающую звезду, надо загадать желание и оно обязательно исполнится. Возьмите в ладошки свои звёздочки и послушайте стихотворение Александра Дольского:

Мне звезда упала на ладошку.

Я спросил её: «Откуда ты?»

«Дайте, я передохну немножко,

Словно колокольчик прозвенел:

«Не смотрите, что невелика я,

Может быть великим мой удел.

Вам необходимо только вспомнить,

Что для вас всего важней на свете.

Я могу желание исполнить,

Путь неблизкий завершая этим».

Знаю я, что мне необходимо,

Мне не надо долго вспоминать.

Я хочу любить и быть любимым,

Я хочу чтоб …

Напишите продолжение строчки – своё пожелание на звёздочке.

Кто хочет озвучить своё пожелание?

Кому из героев вы хотели бы подарить свои звёздочки – пожелания? Давайте для мамы из звёздочек сделаем звёздный путь, путь любви и надежды.(Приклеиваем звездочки вокруг портрета матери в форме сердца).

«От сердца к сердцу»

А сейчас для наших мам, от всего сердца, споём песню. Всем, всем мамам, которых мы очень любим, которых мы нечаянно обидели, тем, кто сейчас так нуждается в нашей любви и внимании, и тем, кому мы так и не успели сказать самые главные слова.

Итог урока. Модель «человека – звезды».

Мы проследили, как на протяжении всей сказки меняется значение имени мальчика. В конце сказки он становится звездой в лучшем смысле этого слова. Красота лица стала красотой его души. И наше сердце помогло нам понять эту истину. Давайте уберём лишние слова у этой модели «человека – звезды».

Какого человека мы считаем по-настоящему красивым? (добрый, милосердный, который умеет сострадать и любить)

Дорогие мои ребята, вы такие замечательные умные и красивые, я очень хочу, чтобы ваша красота приносила миру только свет и тепло.

страница 1

Всем известно имя Оскара Уайльда - замечательного писателя. Но, к сожалению, повышенное внимание публики стягивает на себя только одно произведение литератора - «Портрет Дориана Грея», оставляя незаслуженно в тени другие сочинения мэтра. Одному такому "теневому шедевру" и будет посвящена настоящая статья.

«Мальчик-звезда» - сказка с несчастливым концом

Даже если смотреть только краткое содержание, «Мальчик-звезда» О. Уальда покажется очень грустной сказкой. Начинается все с того, что дровосеки идут через лес. Стоит лютая зима. Они уже не чуют ни рук, ни ног. И вдруг видят, как с неба Они бегут к тому месту, куда, как им кажется, она упала, и находят там ребенка, завернутого в плащ (он расшит золотом), еще при ребенке есть янтарное ожерелье. Один из дровосеков сжалился над малышом и забрал его к себе домой.

Жена лесоруба сначала не хотела принимать младенца, сказала, что у них и так много ртов и мало еды, но потом «добрый самаритянин» положил крошку ей на коленки, и сердце женщины растаяло. Она приняла ребенка. Лесоруб и его жена воспитали мальчика как своего, ни разу не давая ему понять своим отношением, что он приемный. Такова завязка сказки. Впереди - краткое содержание. «Мальчик-звезда» - непростая история, и вы в этом убедитесь.

Основной моральный конфликт сказки:

Удивительным образом, несмотря на прекрасное отношение со стороны мальчик вырос злым и жестоким, ведь он считал себя сыном звезды. Кроме того, мальчик был хорош собой, силен. Это позволяло ему быть вождем не только своих названных братьев и сестер, но и всей окрестной детворы. Однажды к дому подошла нищенка. Внешне она была ужасна: ее лицо точила проказа, ее руки были в язвах, а одета она была в лохмотья. Жестокий мальчик стал всячески издеваться над ней. Лесоруб пришел в ярость от поведения приемного сына и сделал ему суровое внушение. Однако мальчик не внял отцу и с присущим ему гонором заявил: «Ты простолюдин, у тебя нет прав указывать мне. Я-то сын звезды». Отец резонно напомнил ему, что это именно он, простой дровосек, спас его от смерти давным-давно. Нищенка, услышав это, бросилась к нему и призналась, что именно она мать «мальчика со звезды». Лесоруб обрадовался и сказал сыну, который играл на улице, чтобы он зашел в дом, ибо мальчика ждет его мать. Бессердечный юнец вошел в дом. Перед ним была всего лишь нищенка, над которой он еще недавно измывался. Он сказал, что это не его мать и что он скорее поцелует жабу или гадюку, чем ее. Сказав это, он вышел из дома. Но не успел он показаться на улице, как его теперь уже бывшие друзья назвали прекрасного юношу «уродом», «жабой». Он не мог понять, в чем дело, но потом нашел пруд и увидел в нем, что он стал жутко мерзок на вид (здесь можно усмотреть некоторый наоборот). Понял он, что постигло его наказание за грехи. Устыдившись своего поведения, он попрощался с лесорубом и его семьей и отправился на поиски нищенки-матери, с которой он так несправедливо обошелся. Таково краткое содержание. «Мальчик-звезда» - сказка, основной моральный конфликт которой - схватка добра и зла в сердце человека.

Возрастающее напряжение и кульминация

Далее действие развивается весьма стремительно, и сказка читается на одном дыхании. Сколько ни бродил мальчик, он не мог найти маму. Так или иначе, дорога привела ужасного юношу к воротам города, и он спросил у стражников, не видели ли они нищенку. Она приходится ему матерью. Он говорил им, что найти ее - для него вопрос жизни и смерти. Стражники только смеются над «уродом» и в итоге продают его в рабство мимо проходящему колдуну. Чародей запирает его у себя в замке и выпускает только для того, чтобы бывший «звездный мальчик» добыл для него в лесу три монеты - из белого, из красного, из

Мальчик пошел в лес. Случайно спас там зайчика, и не зря. Потому что именно зайчик помог ему добыть монеты для старика-колдуна, но к злодею они так и не попали. Каждый раз, когда мальчик возвращался из леса, ему встречался на дороге нищий и просил отдать монеты. И каждый раз мальчик, который в этому моменту полностью преобразился, уступал просьбе бродяги. Когда мальчик отдал последную монету нищему и уже ждал смерти от руки колдуна, мир вдруг преобразился: стражники преклонили колени, а рядом с нищим стояла та самая нищенка - мать мальчика. Юноша омыл своими слезами ее ноги, ее раны и ее язвы. Она сказала: «Поднимись. Не нищему помог ты, ты выручил своего отца». Стоит ли говорить, что к мальчику вернулись и его красота, и его сила. Он был принцем того королевства, в главный город которого он не смог войти еще некоторое время назад. Такова кульминация сказки, ее краткое содержание. «Мальчик-звезда» на этом не заканчивается.

Финальная «шпилька» от Оскара Уайльда

Автор «Портрета Дориана Грея» не был бы самим собой, если бы закончил сказку на мажорной ноте. Он сказал еще кое-что. Конечно, чтобы ощутить всю прелесть шутки Уайльда, нужно прочитать полностью сказку, а не смотреть краткое содержание рассказа «Мальчик-звезда». Но долг велит все-таки сообщить читателю настоящей статьи, что О.Уайльд закончил сочинение примерно так: наш дорогой принц, хотя и был справедлив, добр и милостлив ко всем, правил не слишком долго. Его бедное сердце не выдержало пережитых страданий, и через три года он скончался, а наследники трона были тиранами, поэтому его подданным не слишком повезло. Такой конец сказки заменяет Уайльду подпись. Безошибочно узнаваемая стилистика мастера.

«Мальчик-звезда» - это «Дориан Грей» наоборот

Итак, что же хотел сказать О. Уайльд? «Мальчик-звезда», краткое содержание которого вы прочли, сказка необычная. Но, уступая соблазну, стоит сказать: даже беглого взгляда хватает, чтобы понять: «Мальчик-звезда» - произведение о моральном возрождении человека, о духовном перевороте, о безоговорочной победе добра над злом. «Портрет Дориана Грея» же, напротив, о моральной и духовной деградации человека. И по развязке, а точнее, по финальной «шпильке» ясно, что Уайльд, как художник, ненавидит счастливые концы. Ему милее безбрежное развертывание в человеке зла. Эстетическую позицию О. Уальда можно выразить одной цитатой из «Портрета…»: «Когда трагедия соединяется с красотой, рождается прекрасное». А что может быть трагичнее и прекраснее постепенной гибели красоты?

Творчество Оскара Уайльда отличают две основные черты, по которым его сразу же можно узнать. Во-первых, глубина и настоящая философичность. В его произведениях всегда есть смысл, они очень серьезные и поднимают важные проблемы человеческого бытия.
Вторая черта – это библейская образность. Христианская тематика, символика и подтекст всегда сокрыты в творениях этого автора. И, конечно же, все это можно сказать и о грустной сказке «Мальчик-звезда», которая тоже принадлежит перу знаменитого автора.

Хоть более привычным переводом является именно «Мальчик-звезда», существует и еще один вариант – «Звездный мальчик». По сути, и тот, и тот довольно верны, но первый все же более точный. Он сразу вызывает ассоциации с чем-то небесным, с чем-то, пришедшим из неземных сфер. И это отражает сам смысл сказки, делает его более доступным для понимания (а Оскар Уайльд очень любил глубоко прятать самое важное, и поэтому в его произведениях очень много внимания нужно уделять именно мелочам и скрытым подтекстам).

Второй вариант перевода «Звездный мальчик» Уайльда более приземлен, он отсылает современного читателя к миру гламура и шоу-бизнеса, хотя на самом деле речь идет совершенно о других звездах. Именно поэтому привычное всем название «Мальчик-звезда» является более точным. Тем более что герой сего повествования действительно, пришел прямо с небес. Он в буквальном смысле этого слова упал с них, прочертив в выси дорогу, подобно летящему метеориту. И оказался на земле. Без матери, без имени, просто одинокий грудной младенец, надрывающийся криком среди темного ночного леса.

И, наверное, малыш бы там и погиб, будь он звездой, или простым человечком, но на его счастье неподалеку работала группа дровосеков, которые заметили падение и решили посмотреть, что же там. К своему удивлению, мужчины обнаружили ребенка, у которого на шее сверкало ожерелье из чистого натурального янтаря. Мальчик был укутан сверкающим плащом, расшитым звездами. Никто из дровосеков не решился взять такой подарок себе домой: и так семьи у каждого были большими. И только один сжалился и забрал малыша. Так мальчик-звезда стал расти в семье простых людей.

И все бы хорошо, он был и статным, и невероятно красивым, но его сердце представляло собой пустой кусок льда: ребенок мучил животных, а в общении был высокомерным и жестоким. Его никто не любил в деревне, однако местным парнишки поддерживали в начинаниях, и скорее всего, опасались. Однажды неподалеку от дома приемной семьи мальчика откуда-то появилась старая оборванная нищенка, очень грязного вида. Мальчик-звезда тут же закидал ее камнями, но оказалось, что это настоящая мать ребенка. Она сама сказала это, однако юноша не поверил, прогнав ее и заявив, что ему даже смотреть на нищенку противно. С этого момента все его друзья и близкие отвернулись от него, не пожелав больше общаться с таким чудовищем.

И удивительно, но и прекрасная внешность мальчика-звезды преобразилась, его внутренняя сущность вылезла наружу, превратив в мерзкого уродца. Только тогда понял парень свою ошибку, ушел из родных мест и стал скитаться по миру. Он всей душой жаждал отыскать свою мать и во что бы то ни стало добиться ее искреннего прощения. Казалось. Весь мир был против этого чудовища: звери, помня о мучениях, не помогали ему, а люди, едва завидев, обдавали презрением и ненавистью.

Однажды мальчик-звезда был схвачен стражниками, а потом продан злому старику, который сам издевался над юношей не хуже, чем ранее тот – над животными. Он практически не кормил мальчика-звезду, бил его и заставлял уходить в дремучий лес на поиски слитков золота. Это повторялось трижды, и все три раза мальчик отдавал найденное прокаженному у городских стен. Первые два раза, когда юноша приходил ни с чем, старик бил его до полусмерти, а на третий раз все обернулось чудесной сказкой. В городе мальчика-звезду встретили с почестями, а злобный старик и нищенка оказались не только его родителями, но и королем с королевой. Так, пройдя через череду несчастий, главный герой очистил свою душу и получил право на счастье.

Скрытый смысл произведения

На самом деле, если знать, что Оскар Уайльд – это писатель с глубоким религиозным уклоном, то его произведения станут очень понятными и практически кристально прозрачными. В сказочной повести «Мальчик-звезда» затрагиваются самые основы христианства: нужно быть сострадательным, чтобы иметь право называться человеком и получать любовь своих близких. Ничего не дается просто так, все необходимо заслужить. И всегда за преступлением обязательно последует наказание.

Герой тут предстает в трех разных ипостасях. Сначала он – самовлюбленный и жестокий, причем жестокий без особой причины, просто так. От скуки он выкалывает глаза кроту, от скуки он истязает домашних животных. Он мнит себя чуть ли не богом: прекрасным и всемогущим. Тем, кому позволено практически все и безнаказанно. Это чудовище в человечьем обличье. У него темная душа, но красивый внешний облик.

Преступление против собственных родителей, отречение от матери – это та самая последняя капля, которая переворачивает все с ног на голову. В один миг мерзкое чудовище вырывается наружу – и мальчик уже не прекрасен, он безобразен, подобно жабе. Однако и внутри него что-то переворачивается, и он понимает весь ужас своего прошлого существования. Теперь это светлая душа, жаждущая любви и прощения, но заключенная в уродливую оболочку. Ему необходимо доказать, что он теперь другой. Найти свою мать и вымолить у нее прощение.

Тема прощения раскаявшегося человека

И, наконец, пройдя череду сложнейших испытаний, испытав страдания и горе, очистив себя и свою душу, мальчик-звезда получает прощение, и теперь он обретает гармонию: юноша так же прекрасен снаружи, как и чист изнутри. Еще одно доказательство его преображения – это помощь зайцу, которого главный герой спас из капкана. Животное потом помогло своему спасителю, и это значит, что природа простила человека. А, значит, простил и Бог.

Тема вины и ее искупления – одна из центральных в библейском повествовании. Все христианство основано на простом постулате: простить можно даже самого последнего преступника, только если он истинно раскаялся. Но если человек постоянно грешит и нарушает заповеди, превозносит себя выше всех и считает, что ему позволено в этой жизни абсолютно все, он неизменно зайдет в тупик. И наказание неизменно настигнет, и придется платить за каждый свой поступок.

Оскар Уайльд – писатель, глубоко погруженный в христианскую среду, и в каждом его произведении можно найти эти мотивы. В «Мальчике-звезде» они лежат на поверхности: не греши – и все будет хорошо. А уж если грешен, то приготовься отвечать. Мальчик раскаялся, он не только словами, но и своими последними поступками доказал, насколько сильно изменился, и это ему дало возможность получить прощение и вновь обрести родную семью и заслуженное теперь уже счастье. Яркий образ внутреннего и внешнего уродства, несоответствие формы и содержания лишь усиливают все эти мысли, пропитывающие произведение, делают их более читаемыми и яркими. Человек не может быть счастлив, принося боль и страдание другим живым существам, будь то хоть люди, а хоть и бессловесные животные.

О прощении

Каждый достоин прощения, если он его заслужил. Бог может терпеть довольно долго. Однако когда Его терпение заканчивается, наступает черед расплачиваться.

Главный герой данного произведения принял эту истину, испытав ее в собственной жизни. Пройдя через ряд сложнейших испытаний, унизившись до предела, пережив лишений и издевательства, он тем самым очистился и получил возможность начать все заново. И поэтому сказка заканчивается светло и жизнерадостно: мальчик вырос, а потом стал самым справедливым и самым добрым королем во всем мире. Но ведь именно так и должны заканчиваться добрые и поучительные волшебные истории.

Проблема соотношения красоты внешней и внутренней на примере сказки Мальчик-звезда»

Проблему соотношения внешней и внутренней красоты О.Уайльд рассматривает во многих своих сказках под разными ракурсами. По его мнению, «основой нравственности является эстетическое чувство» . Сказка «Мальчик-звезда» интересна тем, что писатель последовательно отстаивает принцип неразрывности внешней и внутренней красоты человека. Основной коллизией, лежащей в основе сюжета этой сказки, является коллизия красоты и уродства в своих двух ипостасях: внешнем и внутреннем содержании. В начале сказки Мальчик - звезда предстает перед нами удивительно красивым: «С каждым годом он становился все красивее и красивее, и жители селения дивились его красоте… Лицо у него было белое и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса, а губы - как лепестки алой розы, и глаза - как фиалки, отраженные в прозрачной воде ручья»..

Эта красота покоряла всех вокруг, заставляла повиноваться мальчику:

«… И его сверстники слушались его, потому что он был красив» .

Красота, которая давала беспредельную власть, принесла ему лишь зло. Он вырос жестоким и себялюбивым. Душевная злобность, непомерная гордыня, неспособность любить, кого бы то ни было и, прежде всего свою мать - черты духовного уродства, отражаются на лице и делают его уродом внешне: «Он подошел к водоему и поглядел в него, но что, же он увидел! Лицом он стал похож на жабу, а тело его покрылось чешуей, как у гадюки» .

Равновесие достигнуто: его внутренний мир соответствует внешнему. Отвращение к собственной безобразной внешности становится толчком к исправлению, к душевному очищению. После искупления грехов, красота возвращается к нему.

В сказке «Мальчик-звезда» наиболее ярко показано соотношение внутренней и внешней красоты. Внешне Мальчик-звезда прекрасен, но его внутренний мир - безобразен. В наказание у него забирают самое ценное - красоту. Но, стоит герою покаяться - и его тело становится прекрасно, как и его душа.

Так проблему соотношения внутренней и внешней красоты писатель раскрывает в сказке «Мальчик-звезда».

По мнению Т. Кривиной «Центральной идеей сказок О. Уайльда является мысль о том, что жизнь уродлива, но прекрасна красивая ложь, и стоит только реальности вторгнуться в мечту, фантазию, сотворенную кем-то современную красоту, как все это гибнет» .

С красивой иллюзией О.Уайльда связывает духовные идеалы, которые оказываются несовместимы с действительностью. К идеальной любви стремится и Карлик и Соловей, а жизненная правда губит их самих. Но действительность уничтожает только внешнее: некрасивую оболочку, чтобы обнажить пере6д миром свою удивительную непобедимую внутреннюю красоту.

Принимая эстетическую формулу Китса о том, что красота есть единственная истина, О.Уайльд в своих сказках подчеркивает, что красота внешняя непременно должна соответствовать красоте внутренней. И он мечтает о том времени, когда «не станет более людей, живущих в зловонных притонах, одетых в вонючие рубища… Когда сотни тысяч безработных доведенных до самой возмутительной нищеты, не будут топтаться по улицам, …когда каждый член общества будет участником общего довольства и благополучия» .

Тема несостоятельности эстетического отношения к жизни без опоры в этическом, красной нитью проходит в сказке «Мальчик-Звезда».

Следует отметить, что развитие идеи всегда приводит в произведениях О.Уайльда к восстановлению прав этики. Мышление у писателя приобретает характер эстетической игры, выливаясь в форму отточенных афоризмов, поражающих парадоксов и оксюморонов. Главную ценность получает не истинность мысли, а острота её выражения, игра слов, преизбыток образности, побочных смыслов, который свойственен его афоризмам.

Следует помнить, что О.Уайльд - крупнейшая фигура европейского декаданса. В стиле своей жизни, в своем облике он эпатажно выразил идеи и настроения своего времен.

Это один из самых парадоксальных умов в истории человечества. Он всю свою жизнь противостоял миру всего официального. Противостоял общественному мнению. Всё тривиальное его раздражало, всё безобразное его отталкивало. Единственное прибежище от пошлости, скуки и монотонного однообразия О.Уайльд видел в Искусстве. Это слово он писал с заглавной буквы. Искусство никогда не представлялось ему средством борьбы, оно являлось для писателя «верной обителью Красоты, где всегда много радости и немного забвения, где хотя бы на краткий миг можно позабыть все распри и ужасы мира».

1. Сказки О.Уайльда многоплановы и в них поднимается множество проблем. Основными из них являются:

Проблема самопожертвования. Суть этой проблемы в том, что чем выше жертва героев, тем ниже и безобразнее внешняя действительность, в которой эта жертва оказывается непринятой;

Проблема соотношения героев и окружающего мира. Суть этой проблемы в том, что часто внутренний мир героев - мир прекрасных иллюзий не всегда может найти понимание в окружающем, реальном мире;

Проблема соотношения красоты внешней и внутренней. Суть проблемы в том, что внешний и внутренний мир не всегда идентичны, но судьба ставит все на свои места.

2. В сказках нет глубокого художественного исследования социальных проблем того времени.

3. Сказки О.Уайльда представляют собой и наиболее органическое воплощение эстетичных идей писателя, и наиболее категоричное их возражение.

4. Главной ценностью текста О.Уайльд считает не истинность мысли, а остроту её выражения, игру слов, преизбыток образности, побочных смыслов, который свойственен его афоризмам.